Сценарий игровой программы про валенки

Данная работа адресована музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. В ней представлен сценарий развлечения, который является одной из форм ра

Сценарий развлечения «Валенки да валенки»

Авторы-составители: Лешукова Светлана Николаевна, старший воспитатель, Семёнова Людмила Афанасьевна, воспитатель

Краткая аннотация: данная работа адресована музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. В ней представлен сценарий развлечения, который является одной из форм работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Для написания сценария использовались стихотворения, загадки,  русские народные песни и песни современных авторов и композиторов.

Цель: приобщение дошкольников к национальной культуре посредством формирования интереса к русским народным промыслам.

Задачи:

1. Познавательное развитие

закрепить знания детей об истории возникновения традиционно русской обуви валенки, технологией их изготовления, вариантами украшения;

развивать мышление, воображение, любознательность;

воспитывать чувство любви к Родине, уважения к людям, занимающихся народным промыслом — валяние валенок.

2.Художественно-эстетическое развитие

развивать творческую активность, художественные способности, исполнительское мастерство дошкольников;

формировать умение передавать через образы праздничное настроение;

воспитывать любовь к народному творчеству.

3. Речевое развитие

развивать речь детей  через использование художественного слова, активизировать словарь детей: шерсть, валяние, колодки, шерстобитная машина;  

формировать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения;

воспитывать желание слушать произведения о.

4. Социально-коммуникативное развитие

прививать нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные;

формировать умение сплоченно работать в коллективе;        

воспитывать желание общаться друг с другом, делиться впечатлениями.

5. «Физическое развитие»

развивать физические качества (ловкость, быстроту, выносливость);

формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

воспитывать у детейинтерес к здоровому образу жизни, потребность заботиться о своем здоровье.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: музыкальная, познавательная,коммуникативная, игровая, двигательная.

Предварительная работа: НОД на тему «Знакомимся с историей русского валенка»,рассматривание картин и иллюстраций о валенках, просмотр презентации «Валенки, валенки-красивые, да ладненькие!», «История появления валенка на Руси, технология изготовления»,просмотр мультипликационного фильма «Шерстяной мир», виртуальная экскурсия в пимокатный цех с. Смычка, беседы «Мастера своего дела», «Валенки», о процессе изготовления валенок – способе валяния, валяние сувенирных валенок из шерсти, Чтение художественной литературы М. Пришвина «Дедушкин валенок», С. Гришунина «Дедушкины валенки, А. Куприянова «Сказочка про валенки и обыкновенную принцессу», В. Новикова «Теплые валенки» и т.д., разучивание стихотворений, частушек, пословиц, песен, отгадывание загадок, оформление выставки детских аппликаций «Русские валенки».

Методы и приемы: словесные методы (чтение стихотворений), игровые методы (использование подвижных игр).

Материалы и оборудование: музыкальный центр, две пары валенок, два костюма скомороха на взрослых, детские костюмы валенка, кота, мышки, русские народные костюмы для девочек и мальчиков, игрушка-скакалка «Конь»

Участники:воспитанникиподготовительной группы, воспитатели

Зрители:воспитанники средней и старшей групп

Музыкальный материал: «Камаринская» (Небывальщина), А. Шлюбченко (гармонь-однорядка), «Валенки, валенки прячет моя маменька», муз.

Г.Понаморенко, сл. В. Данина, русская народная песня «Валенки», «Как на тоненький ледок» текст (слова) народные, «Лошадка» муз. Ю. Кудинова, музыка на выход мышки, кота, музыка для частушек

Ход мероприятия:

        Зал празднично украшен, на центральной стене оформлена выставка детских аппликаций «Русский валенок», в стороне стоит русская изба, лавочка.

В зал вбегают 2 скомороха-взрослые

(«Камаринская» (Небывальщина),  А.Шлюбченко (гармонь-однорядка))

https://muzofond.fm/search/%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

1-й скоморох:

Заходи сюда, народ,

И слева и справа!

Мы праздник валенка встречаем

Шуткой и забавой

2-й скоморох:

Заходи, народ, сюда

И давай знакомиться.

Пусть на долгие года

Этот день запомниться!

1-скоморох:

Эх, и славненький денек
Нынче разгуляется!
Посмотри-ка, и народ
Дружно собирается!
2-скоморох:

Не сидится, видно, им
Дома у окошка,
Коль на улице поет
Русская гармошка!

1-й скоморох:

Эй, люди, бегите,

Спешите, дивитесь

Все на праздник торопитесь

В нынешний солнечный, радостный день

Забудьте скорее и скуку и лень

2-й скоморох:

Всем, друзья, кто стар и мал,
Всем, кто весел и удал,
Мы сегодня объявляем:
Русский валенок здесь славим!

1-й скоморох:

К нам сюда народ спешит,

Дружно, весело шумит,

И желанная толпа

Даже издали видна!

Звучит музыка входят дети, исполняют танец «Валенки»

(муз. Г. Понаморенко, сл.В.Данина «Валенки, валенки прячет моя маменька»)

https://chudesenka.ru/2463-valenki-valenki-pryachet-moya-mamenka.html

1-й скоморох:

На пиру большом и малом,

На веселье небывалом –

Мы вам скажем без утайки –

Не прожить нам без хозяйки

2-й скоморох:

Дорогих гостей встречает,

Добрым слово привечает.

И так вышло, что сейчас

У нее мы все в гостях

Выходит девочка-хозяйка  в русском костюме

исполняет русскую народную песню «Валенки»

https://chudesenka.ru/1408-valenki.html

Хозяйка:

Ой, как много здесь гостей!

Ждет вас множество затей

Добро пожаловать, друзья!

Всех привечаю, всех встречаю

По обычаям российским

От души поклон вам низкий (кланяется)

Тук-тук, тук-тук

В ворота слышу стук

Пойду отпирать,

Да еще гостей встречать

В зал въезжает на лошадке Иван

(Музыка Юрия Кудинова «Лошадка» — минус)

https://chudesenka.ru/4967-na-loshadke.html

Хозяйка:

Из-за леса, из-за гор,

На лошадке маленькой,

Едет Ванюшка — дружок

В валеночках-катанках

Валенки, валенки

Да не подшиты стареньки.

Едет прямо в хоровод,

Расступись, честной народ

Хоровод «Как на тоненький ледок»

http://fonogramm.pro/narodnye/43221-narodnye-kak-na-tonenkij-ledok.html

1-й скоморох:

У нашего Ванюшки

Большое горюшко.

Не берег он валенки,

Бросал куда попало.

И однажды, когда он раскидал свои валенки, с одним валенком случилась вот такая история.

Сценка «Валенок»

Под музыку № 43 входит валенок

https://allforchildren.ru/nysongs/backgrounds.php

Валенок

Валенок я новый,

Валенок пуховый!

Не страшны мне холода,

Валенок я хоть куда!

Мы пойдем с Ванюшей

В мороз кататься с горки.

Появляется мышка с узелком. Озабоченно ищет что-то, обнюхивает

(музыка на выход мышки)

https://nmp3.org/skachat/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B4!.html

Мышка:

Я ищу себе квартирку.

Надоело в норке жить!

Мне бы теплую перинку,

Мне б кладовку смастерить

Мышка ищет по разным углам, между зрителями, натыкается на валенок, с восторгом оглядывает его со всех сторон

Мышка:

Валеночек! Новый,

Валенок! Пуховый!

Не страшны в нем холода,

Валеночек хоть куда!

Только как в него входить,

Как квартирку мне открыть?

Прогрызу- ка, в нем я дверку.

Ну- ка, только снимем мерку.

Мышка хвост примеривает к пятке валенка. Раздается хруст, заплатка открывается как дверка. Мышка ее проверяет, любуется на свою работу

Мышка:

Очень точная примерка.

Замечательная дверка!

Заходит в валенок, раскладывает свои вещи

Мышка:

Вот морковка, вот перловка,

Вот баранка, вот и сыр.

Закачу сегодня пир!

На перинке полежу.

Дом мышатам покажу.

Вот для зернышек кладовка.

Как придумала я ловко!

Входит кот, мышка прячется под одеяло, видно как она дрожит

(музыка на вход кота № 81)

https://allforchildren.ru/nysongs/backgrounds.php

Кот Барсик:

А я черный котик

Невиданной красы.

У меня есть когти,

Хвостик и усы!

Хоть я сам еще малыш,

Но меня боится мышь!

Чувствую знакомый запах,

Мышка будет в моих лапах!

Валенок :

Котик, Барсик, помоги!

Мышку злую прогони!

Меня мышка искусала,

Вместо пятки – дырка стала.

Кот удивляется, замечает валенок, принюхивается, кивком показывает свое согласие, грозит мышке

Кот Барсик:

Мышка, выходи скорей,

Дырку в валенке зашей.

Валенок был новый,

Новый и пуховый!

С дыркой валенок негож,

На мороз в нем не пойдешь.

А не то, клянусь сметаной,

Я с тобой шутить не стану!

Возвращайся лучше в норку.

И не огорчай мальчонку.

Мышка виновато стоит с опущенной головой, собирает все вещи в узелок

Мышка:

Что ж вернусь я снова в норку,

Очень я люблю Ванюшу.

Он меня не обижал.

Сыра мне, баранку дал.

Подарил мне одеяло,

Что бы мне теплее стало.

Буду вещи собирать,

Буду дырку зашивать.

2-й скоморох:

Мышка вещи собирала,

Мышка дырку зашивала.

Валенок:

Вот спасибо тебе, Барсик!

Подарю тебе я бантик.

А потом с Ванюшей

Тебя прокатим с горки!

Кот Барсик: (пятится назад)

С горки ехать я не стану.

Лучше дайте мне сметану.

Бантики я не люблю,

Его мышке подарю.

Мышка надевает его, красуется

Хозяюшка:

Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок. Мышка, Барсик оставайтесь с нами. У нас здесь проходит праздник русского валенка, будет очень весело.

1-й скоморох:

А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя

Больше страсти, больше смеха,

Пусть во всю идет потеха!!!

В круг широкий вы вставайте,

Друг другу валенки передавайте.

Игра «Передай валенок»

1-й скоморох:

Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь!

1-й ребёнок

Для больших и маленьких,

Есть обувка — валенки.

Чтоб по снегу мы гуляли,

Их из шерсти нам сваляли.

2-й ребёнок

Не страшны теперь угрозы

И сибирские  морозы.

Он пускай себе трещит,

Войлок ноги защитит

3-й ребёнок

По морозу, по зиме

Взрослым или маленьким,

Чтобы быть всегда в тепле,

Обуваем валенки!

4-й ребёнок

Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть,
Надевают валенки.

5-й ребёнок
Валенки всего полезней –
Вас спасут от всех болезней.

Про валенки все рассказали,
А теперь про них споем.
Чтобы все про нас узнали,
Как в деревне мы живем!

Песня «Валенки»

(сл. О.В. Шовкопляс, И.И. Наседкиной, В.И. Киселевой, муз. В.И. Киселёвой)

Очень долго ждали мы 
Прихода матушки зимы.
Детям хочется опять
В тёплых валенках гулять.

Припев:

Валенки, валенки!
До чего же хороши.
Мы зимой их обуваем
И гуляем от души.

Белый снег кружит и веет,
И кругом всё замело.
А мы валенки наденем
Нам и сухо и тепло.

Припев:

В тёплых валенках зимой
Мы с горы катаемся,
Нам не хочется домой –
Поздно возвращаемся.

Хозяюшка:

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Издавна Россия наша –

Валенками славилась

Сейчас состоится модный показ современного валенка.

Ребенок:

Ах, ты валенок узор,

Красота ты русская

Отвести не можем взор—

Роспись тут искусная.

Дети под минус «Валенки» демонстрируют валенки

https://x-minus.club/track/2761/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8

2-й скоморох:

Сколько удали старинной,

Сколько лихости былинной

Сохранила наша Русь!

Расправляй-ка шире плечи,

Чтоб весел был наш вечер –

Выходи на круг, не трусь

Игра «Маша и валенки»

Дети  стоят в кругу, в середине круга – водящий, у него в руках 2 валенка. Дети идут хороводом по кругу, водящий идет  противоходом. Поют под баян на мотив частушек: «Маша на базар ходила, Маша валенки купила, стали мы ее просить, дай немножко поносить».  Маша говорит: «Мне не жалко, поносите, поносите, но верните». Отдает по одному валенку детям, между которыми она остановилась. Дети берут  валенки в руку и бегут под музыку за кругом навстречу друг другу. Кто первым прибежал на место,  тот становится водящим, берет валенки и игра продолжается снова. Если водящий мальчик, поют  Ваня

2-й скоморох:

Эй, ребята да девчушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Хозяюшка:

Мы частушек много знаем,

Знаем целый миллион.

Ставьте ушки на макушки

Мы про валенки споем!

Частушки

https://muzofond.fm/collections/top/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8

1. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно!

Я про валенки частушки

Сочиню старательно.

2. Наши девки маленьки –

Чуть побольше валенка,

Ну а как заголосят –

Всех в округе удивят.

3. А я валенки надену,

Выпью простокваши.

Вся душа истоковалась

По любимой Маше

4. Чтоб прогнать мороз и стужу,

Мы в ладоши хлопаем.

В валенках через сугробы

Радостные топаем.

5.Не хочу ботинок я,

Не хочу сапожек,

Валенок удобнее

Нет обуви для ножек

6.Подарила маменька

Беленькие валенки.

С ними я не расстаюсь

Даже спать я в них ложусь

Все:

Мы про валенки частушки,

Еще долго будем петь,

Так что хлопайте в ладошки,

Вы все можете вспотеть.

1-й скоморох:

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Мы грустить не разрешаем,

Мы играть здесь начинаем!

Игра «Пробеги в валенках»

Дети делятся на две команды. Один участник команды бежит в валенках до ориентира (стульчика), садится снимает валенки, бежит обратно и передаёт эстафету следующему участнику. Следующий участник бежит до стульчика, садится, обувает валенки, обратно бежит в валенках. Снимает валенки и передаёт следующему участнику. Выигрывает команда, первой закончившая испытание.

2-й скоморох:

А для следующей игры,

Будьте ловки и смелы,

И себя вы покажите

С самой лучшей стороны

Игра  «Сиамские близнецы»

Каждая команда получает по 2 валенка крепко связанных скакалкой. Участники команд разбиваются на пары. Всунув по одной ноге в связанные валенки, пары преодолевают дистанцию «туда» и «обратно». Валенки передаются следующей паре

Ванюша:

Не будем охать и стонать,

А будем в мою игру играть!

Игра «Конные скачки»

Командам выдаются деревянные лошадки. Каждый игрок на лошадке добегает до валенка и, возвращаясь, передает лошадку следующему игроку, и так до тех пор, пока команда не закончит игру. Побеждает та команда, которая первой закончит скачки.

1-й скоморох:

Валены, валенцы, чёсанки, катанки.

Вы уже поняли? Это всё валенки.

Они, как матрёшка, гармонь, самовар –

Проверенный временем русский товар.

2-й скоморох:

Четыре столетия валенки с нами,

В деревне катали их раньше руками.

Труд грязный, тяжёлый, зато дорогой,

Имел их тогда далеко не любой.

Хозяюшка:

Если в семье они были у всех,

То значит, достаток здесь был и успех.

Носили их раньше десятками лет,

До внуков немало в них хаживал дед.

Ванюша:

Не зябнут в них ноги в морозные дни,

Болезни и нервы полечат они.

Сейчас снова валенки в моде большой

И видим частенько мы зимней порой,

Как ярко алеют в крутые морозы

На валенках женских тюльпаны и розы.

1-й скоморох:

Спасибо, Хозяйка,
За тепло, за уют.
Нам весело было

На празднике тут.

2-й скоморох:

Но пришла пора прощаться —
И домой нам возвращаться.

Чудо-валенки мы не забудем,
Все зимой ходить в них будем!

Вы нас не забывайте

И подарок получайте.

Раз, два, три –

Подарок валенок дари

Раздают сувенирные валенки с угощением

http://dkpriutovo.ru/wp-content/uploads/2019/01/iA1UO7OHN.jpgМУ «Молодёжный центр»

Игровая программа

«ВАЛЕНОКШОУ»

2020

Игровая программа для
детей «Валенок-шоу»

Заходи сюда народ и слева, и справа!

Мы проводим зимний праздник с шуткой и
забавой!

Надо в празднике всерьез всем принять
участие,

Чтобы добрый Дед Мороз пожелал нам счастья!

Славим мы зимы приход праздником веселым.

Дед Мороз на праздник наш к нам
приедет скоро.

Дорогие ребята! Совсем недавно мы проводили 2019 год,
встретив Новый 2020. Я хочу пожелать вам, пусть Новый год принесет много радостных
дней, счастье, здоровье, удачу, ну и конечно же, отличные отметки!

Широко откроем двери, чтобы Новый год
поверил,

Что мы ждем его всерьез, что нам нужен… (Дед
Мороз!)

А давайте-ка мы позовем Деда Мороза и его
внучку Снегурочку!

(Появляются ДМ и Снегурочка)

Дед Мороз: Добрый день, мои друзья!
Наконец к вам прибыл я!

Дед Мороз я настоящий, из глухой,
дремучей чащи,

Где стоят в сугробах ели, где весь
год царят метели.

Я летел на крыльях ветра много тысяч
километров,

Над замерзшими морями, над полями и
лесами,

Потом что у ворот к нам стучался
Новый год.

К вам на праздник я спешил, побывать
у вас решил,

Дорогих моих ребят очень – очень
видеть рад!

Снегурочка: Здравствуйте, ребятишки,
и девчонки, и мальчишки!

В этот новый зимний час, я рада снова
видеть вас!

Я люблю морозный иней, мне без стужи
жить нельзя,

Дед Мороз мне выбрал имя: Я —
Снегурочка, друзья!

Дед Мороз:
С Новым годом поздравляю всех, сидящих
здесь, сердечно,

И от всей души желаю провести его
беспечно.

Снегурочка: Пусть придут в году грядущем
и удача, и успех,

Пусть он будет самым лучшим, самым
радостным для всех!

Дед Мороз: Так хочу сказать всем я:
будьте веселы, друзья!

Скажем дружно всем народом…

ВСЕ ХОРОМ: С Новым счастьем! С Новым годом!

Ну, а сейчас, ребята, я предлагаю вам
отгадать загадку:

Не ботинки, не сапожки, но их тоже
носят ножки.

В них мы бегаем зимой, утром в школу,
днём – домой. (ВАЛЕНКИ)

Верно, это валенки. Этой
чудо — обуви и будет посвящено всё наше мероприятие, на котором мы еще раз
прославим нашу
исконно русскую обувь. Они, также как шапка-ушанка и матрешка, берёзка и русские платки –
являются одним из символов России.
В валенках не
страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок зимой нет!

А сейчас мы
без прикрас начнем про валенки рассказ!

(звучи песня «Валенки»)

История валенок
насчитывает несколько тысячелетий. Первое упоминание о валенках появилось ещё в
IV веке до Рождества Христова у наших азиатских предков.

Валенки впервые появились
в Сибири. Это была низкая обувь, голенища которой валяли отдельно, то есть, со
швом. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской
губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с
голенищем.

Из Ярославской области валенки
стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем
скоро в каждой деревне и каждом городке жители стали щеголять в валенках. В
старину валенки называли пимы, катанки, чесанки и они считались самым ценным
подарком, а иметь собственные валенки было престижно.

Известно, что валенки
очень любил Петр I и  уделял огромное внимание развитию пимокатного
производства. Екатерина Великая имела первые пимы, которые она носила под
кринолиновым платьем. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой
черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать
валенки придворным дамам к парадному платью.

В нашей стране существуют
музеи, посвящённые русскому валенку. В городе Москве открыт музей «Русский
валенок». Более 200 экспонатов представлены в музее. Среди них — офицерские
валенки — бурки на кожаной подошве. Такой же музей открыт в мордовском селе
Урусове и в городе Мышкин Ярославской области. В музее есть валенки для
дискотеки и валенки на свадьбы.

Интересные факты о
валенках:

— В 2001 году в Мышкине
прошел фестиваль валенка.

— Трёхметровый памятник
валенкам есть в Бурятии в городе Улан-Удэ. 

— В Иркутске вручается
ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» — за самые
исключительные промахи и ляпы. 

— На зимней Олимпиаде 2002
года в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с
галошами.

— Чемпионаты по метанию
валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре.

— Существуют
валенки-гиганты. Их несколько. Один валенок весом 7,5 кг 120-го размера,
высотой 157 см сделали под Вологдой в с. Кубенском. Другой, еще больше. Он
146-го размера весом 16,5 кг и высотой 178 см был свален в Семипалатинске.

— В отдаленных чукотских
селениях, где очень холодно, валенки временами использовали в качестве…
почтовых ящиков. Валенок приколачивали к двери, писали мелом: «для газет и
писем» и ждали почтальона.

— Раньше в деревнях
валенки часто применяли в качестве подушки. Их засовывали в наволочку,
получалось и тепло, и мягко.

А еще в старину проводили
различные состязания с валенками, и в играх валенки помогали узнавать,
кто самый сильный, ловкий и быстрый. Сегодня мы тоже с вами поиграем,
посоревнуемся, посмотрим, кто самый ловкий, удалый да смелый. Но прежде чем мы
начнем состязание, предлагаем встать на веселую разминку с Дедом Морозом.

Чтоб здоровым, сильным быть, со спортом
надо всем дружить
.

На разминку выходите, свою ловкость
покажите!

(Дед
Мороз и Снегурочка проводят разминку. Затем участники соревнований делятся на 2
команды: «Морозики» и «Снегурята»).

Дорогие ребята! Пусть мороз трещит,
вьюга в поле кружит,

Бегайте вы в валенках, и
не бойтесь стужи!

УКРАСЬ
ЕЛОЧКУ

На финише стоит елочка. Каждой команде
вручается набор елочных игрушек и валенки большого размера. Первые игроки
обувают валенки, берут игрушку, бегут до елочки и вешают на нее игрушку. Затем
возвращаются к командам и передают валенки следующему игроку.

МЕТАНИЕ
ВАЛЕНКА

Игроки соревнуются, кто дальше метнет
валенок. Игрок, чьей команды метнет дальше, той и защитается победа.

ЭХ, УЛЕЧУ!

Игрок обувает на ногу валенок большого
размера, а затем резким движением старается сбросить его с ноги. Победит тот, у
кого валенок улетел дальше.

БЕРЕГИ СВОЙ ВАЛЕНОК

Валенок, зажатый между коленями,
прыжками донести до финишной отметки, обогнуть ее и бегом вернуться обратно,
передать валенок следующему игроку.

ВЕРШКИ

Одного из
игроков команды садят на стул посреди дистанции. Каждый участник команды на
пути к линии финиша обувает валенки на этого члена команды. В одну сторону
дистанции обувают, на обратной, разувают.

БЫСТРЫЕ
ЛОШАДКИ

Надев валенок на
гимнастическую палку, проскакать верхом на ней вокруг ориентира и
передать «лошадку» следующему.

ЗИМНИЙ
БОУЛИНГ

Игрок вооружается валенком. На небольшом
расстоянии от него расставляются кегли. Метая валенок, как городошную биту,
надо постараться сбить как можно больше кеглей. В конце подсчитывается
общий итог сбитых кеглей. Побеждает команда, сбившая большее количество.

БЫСТРЫЕ ВАЛЕНКИ

Дети в валенках
большого размера
 бегут до ориентира, оббегают его,
возвращаются в команду и передают валенки следующему.

ВЕСЁЛАЯ ОБУВКА

Игроки встают в шеренгу свободно. Каждой
команде выдается пара валенок. Первый игрок каждой команды сначала обувает один
валенок, потом другой. Затем снимает валенок с левой ноги и отдает его соседу,
тот обувает на правую ногу. Когда в валенках окажутся ноги разных игроков, эта
пара поднимает руки вверх и кричит: «С Новым годом!» Только после этого можно
снять и отдать второй валенок. Та команда, которая это сделает быстрее –
выиграет.

СКОРОГОВОРКИ – КОНКУРС КАПИТАНОВ

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Валенки у Вареньки не велики, а маленьки.

НОСОРИЛ – УБЕРИ

Каждая команда получает по валенку и пять
снежков, которые в него складываются. На середине дистанции ставиться кегля.
Игрок по пути «туда» высыпает снежки у отметки, на пути «обратно» собирает их в
валенок и уже полный валенок передает
товарищу по команде.

РУКОВАЛЕНКОХОД

Выбираются по три пары от
команды. Один игрок надевает валенка на руки. Затем он упирается руками в пол,
а другой игрок берёт его за ноги. В таком положении пара перемещается до
поворотного флажка и обратно.

ПЕРЕДАЙ ВАЛЕНОК

Команды встают в шеренгу друг за другом.
Задача: передать валенок игроку, стоящему сзади. Назад валенок передают над
головами всех игроков, а обратно – между ног. Когда валенок оказывается в руках
у первого игрока, он поднимает его вверх, показывая, что эстафета закончилась.

Я – ВЕСЕЛЫЙ ДЕД МОРОЗ!

На линии старта первый игрок обувает
валенки и бежит до отметки. Там лежит одежда: шапка, шарф, рукавицы. Одевает
все на себя, забирается на скамеечку и кричит команде: Я – веселый Дед Мороз, я
подарки вам принес! Снимает всю одежду, кладет на скамеечку, возвращается к
своей команде и передает валенки следующему игроку.

ПЕНАЛЬТИ

Пара игроков обувается в связанные между
собой валенки. Перед ними ложиться мяч и небольшие ворота. Задача игроков:
ударом связанных ног забить мяч в ворота.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

Каждая команда получает связанные скотчем
между собой валенки. Игроки делятся на пары. Всунув по одной ноге в связанные
валенки, пары преодолевают дистанцию туда и обратно.

ПОДВЕДНИЕ 
ИТОГОВ

Ну вот и подошло к
концу наше замечательное мероприятие. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам
каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Мы всегда помним,
что живём в стране с многовековым культурным и историческим наследием, которое
преумножаем в словах и делах. Будем помнить об этом. Так пусть же валенки
остаются традиционной российской любимой обувью.

Давайте скажем
Деду Морозу и Снегурочке «До свидания!». Заигрались они с нами, а им торопиться
надо к другим детям.

Перед тем как
попрощаться,

Мы хотим вам пожелать

Здоровья крепкого,

Почаще улыбаться

И никогда не унывать!

В мире нет рецепта
лучше:

Будь со спортом
неразлучен,

Проживешь ты до ста
лет!

Вот тебе и весь секрет!

Частушки
про валенки

Заиграй-ка
ты, гармошка,
Заиграй-ка побойчей!
Топну валенком немножко,
Позову плясать гостей!

На окошке два цветочка

Голубой да аленький,

Я возьму да променяю

Сапоги на валенки.

Встрепенулось,
вдруг, сердечко,

С
перебоями стучит.
Милый Вася на крылечке 

В
новых валенках стоит.

Нынче, что и за
зима?
Просто всех свела с ума!
Лужи до завалинки,
Моль съедает валенки.  

У
меня такие ножки,
Так зачем мне валенки!
Я без валенок к Серёжке
Добегу к завалинке.

Эх, топну ногой
И притопну другой!
Быстро валенки найду,
На свидание пойду!

Пойдем,
девоньки, гадать,
Будем валенки бросать.
Вдруг да правда повезет,
Милый замуж позовет!

Ой, девчонки, нету
сил!
Мне миленок Гоша
В день рожденья подарил
К валенкам галоши!

Наши
девки маленьки –

Чуть
побольше валенка.

Ну
а как заголосят –

Всех
в округе удивят.

Мой миленок маленький,

Ну,
чуть поболе валенка.

         А
в валенки обуется,

         Как
пузырь надуется.

Глазки
я свои накрашу

Губки
ярко подведу,

Новы
валенки обую

На
свидание пойду.

Пошла плясать

         В
новых валенках

         Все
равно ребята любят,

         Хоть
и маленька.

Подарила
маменька

Беленькие
валенки.

   
          С ними я не расстаюсь

   
          Даже спать я в них ложусь!

Зимушка
не напугает
Вьюгой да порошею.
Нас сегодня согревают
Валенки хорошие!

Ерепенится
мороз.
Но держу я выше нос. 

Ничего,
что стареньки,
Греют душу валенки.

Мы мороза
не боимся,
Не страшны нам холода!
Валенки, как чудо-печка,
Согревают нас всегда!

Огонек
в глазах сверкает

Знать
душою молода!

В
валенках зимой гуляю

Не
берут меня года.

Тетеньки
и дяденки

 
        Все носите валенки!

 
        Реже станете болеть

И
начнете молодеть!

Ты,
поверь, моя подружка,

У
меня в запасе есть
Не одна ещё частушка,
Да и валенок не счесть.

Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Валенки здесь прославляли,
Не жалейте рублика!

1.   Дед
Мороз:
Добрый день, мои друзья!

Наконец к вам прибыл я!

Дед Мороз я настоящий,

Из глухой, дремучей чащи,

Где стоят в сугробах ели,

Где весь год царят метели.

Я летел на крыльях ветра

Много тысяч километров,

Над замерзшими морями,

Над полями и лесами,

Потом что у ворот

К нам стучался Новый год.

К вам на праздник я спешил, п

Побывать у вас решил,

Дорогих моих ребят

Очень – очень видеть рад!

2.   Снегурочка:
Здравствуйте, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

В этот новый зимний час,

Я рада снова видеть вас!

Я люблю морозный иней,

Мне без стужи жить нельзя,

Дед Мороз мне выбрал имя:

Я — Снегурочка, друзья!

3.   Дед Мороз: С Новым годом
поздравляю

             Всех, сидящих
здесь, сердечно,

И от всей души желаю

 Провести его беспечно.

4.   Снегурочка: Пусть придут в году грядущем

И
удача, и успех,

Пусть он будет самым лучшим,

Самым радостным для всех!

5.   Дед Мороз: Так хочу сказать всем я:

Будьте веселы, друзья!

Скажем дружно всем народом…

ВСЕ ХОРОМ: С Новым счастьем! С Новым годом!

Валенки
у Валеньки

сохнут
на завалинке.

Валенки
у Вареньки

не
велики, а маленьки.

Спортивный праздник «Праздник русского валенка» для старшего дошкольного возраста

  • 14 ноября 2018

Спортивные праздники в детском саду проводятся в любое время года – в зале и на участке. Они воспитывают в детях выносливость, смекалку, ловкость. Детям необходимо движение и они с удовольствием участвуют в различных играх и эстафетах, в которых много веселого соревновательного задора. Ребенок должен ощущать радость движения. 

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Здоровье — это не только физическое, но и душевное благополучие каждого ребенка. Всё, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Решая конкретные двигательные задачи, на празднике можно успеть дать детям еще и жизненные знания. Через физическое воспитание может интересно проводиться и национально-региональная тема.
Большое значение для развития ребенка имеет его приобщение к истокам народного творчества. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, в том числе и в ходе проведения праздников. Сценарий одного из них я предлагаем вам.

Цель: Укреплять здоровье детей дошкольного возраста посредством совершенствования двигательных умений и навыков в подвижных играх, эстафетах.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с окружающим миром.
  • Закреплять умения и навыки, приобретенные на физкультурных занятиях (быстрота, ловкость, выносливость). 
  • Развивать координацию движений, умение действовать коллективно.
  • Доставить радость от совместных занятий спортом детей и родителей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Выставка детских рисунков «Русские валенки»

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Выставка валенок (украшение валенка детьми совместно с родителями).
  • Ширма «Русская изба» (печь, стол с самоваром, лавки с половичками).
  • Валенки взрослые -2 пары, детские – 6 пар.
  • Стойки-ограничители – 2шт.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Песни:«Валенки» русская народная песня в исполнении Лидии Руслановой, «Самара-городок» автор Костин Андрей Филиппович, исполняет  ансамбль «Золотое кольцо», «Ах  вы, сени…» русская народная песня в исполнении музыкального руководителя детского сада Хамитовой Ю. А.(фортепиано),музыка из мультфильма «Зима в Простоквашено».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущий – инструктор по физической культуре, Хозяйка – воспитатель старшей группы.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: спортивный зал.

Историческая справка.

Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки, коты – сколько разнообразных ласковых названий дал русский народ валяной обуви.  В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно.   Валенки – прекрасная обувь, удобная, гигиеничная. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было. 

Валенки – единственная обувь, сделанная из натуральных материалов. Когда царь Пётр  Первый чувствовал, что начинается недомогание, то велел своим слугам нести ему валенки. В валенках он ходил по дворцу весь день. Так что валенки не просто натуральная природная обувь, а ещё и полезная для здоровья, и, как теперь доказывают модельеры – самая модная! 

В нашей стране существуют два музея, посвящённых русскому валенку. В городе Мышкино Ярославской области открыт музей «Русский валенок». В музее есть валенки для дискотеки и валенки на свадьбу.

В городе Москве во втором Кожевническом переулке также открыт музей «Русский валенок». Среди них – офицерские валенки – бурки на кожаной подошве.

Ход «Праздника русского валенка» 

1. Вводная часть (история валенка).
2. Эстафеты с валенком.
3. Чаепитие детей с родителями.

Звучит  музыка из мультфильма «Зима в Простоквашено» – дети входят в спортивный зал, обходят круг и останавливаются.

Ведущий:  Сталевары, плотники,
                    Дачники, охотники,
                    Молодёжь и старики,
                    И полярник, и геолог…
                    Если валенок вам дорог,
                    Если в доме, на работе
                    У вас валенок в почёте,
                    Мы вас, как своих друзей,
                    Приглашаем поскорей
                    На праздник русского валенка.

1 ребенок:  Что за славный денек!
                     Собирайся, народ!
                     Будем петь и шутить
                     Да себя веселить.

2 ребенок:  На пиру большом и малом,
                       На веселье небывалом –
                       Мы вам скажем без утайки –
                       Не прожить нам без хозяйки.

Ведущий:  Верно, и про валенки мы не все знаем.  А давайте-ка, ребята,  

                     пойдем к Хозяйке в гости.
                     На лесной опушке,
                     В светленькой избушке,
                     Хозяйка живет,
                     К себе в гости нас ждет! Уж она-то про валенки все знает.

Мы с вами и игру веселую знаем, она нам до избы поможет добраться.

Под музыку «Ах, вы, сени…»  дети выполняют ритмические упражнения в соответствии с текстом.

Белым снегом замело               
Ходят, отводя руками воображаемый снег.

Все дороги на село,
Все дороги, все пути –
Ни проехать, ни пройти.

Мы шагаем по сугробам            
Ходят с  высоким поднятием ног.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи  другим дорогу.

Снег, снег, белый снег – 
Дети двигаются  по кругу,  притопывая.
Засыпает он нас всех.
Засыпает он нас всех
Снег, снег, белый снег.

Мы на саночки садимся                         
Имитируется езда «на санках»
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег –
Мчимся мы быстрее всех.

Игра повторяется три раза с ускорением движений.

Ведущий: Вот и добрались до хозяйкиной избушки.

Ребенок:    Тук-тук! Тук-тук!
                     В ворота слышен стук.
                     Двери отворяйте,
                     В дом гостей впускайте!
                     Веселых ребятишек –
                    Девчонок и мальчишек. 

Под музыку «Валенки» выходит Хозяйка.

Хозяйка:  Добро пожаловать!
                  Всех привечаем, всех встречаем.
                  По обычаям российским
                  От души поклон вам низкий!
                   Здравствуйте, гости дорогие!
                   Знаю, зачем пожаловали,  праздник нынче у вас.
                   А я для вас как раз загадки приготовила.

Проходите, усаживайте на лавку  удобнее, да слушайте внимательно.

Загадывает детям загадки.

1.         Не ботинки, не сапожки,
               Но их тоже носят ножки.
               В них мы бегаем зимой,
              Утром в садик, днём – домой.
                                              (валенки)

2.          Треплют, катают,
                А зиму таскают.
                                              (валенки)

3.           Палят и варят,
                А не едят.
                                               (валенки)

4.          Весь в шерсти,
               А кожи нет.
                                               (валенки)

Хозяйка:   Совершенно верно, отгадка одна – это валенки.  Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки, коты – сколько разнообразных ласковых названий дал русский народ валяной обуви.  В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно.   Валенки —  прекрасная обувь, удобная, гигиеничная. В валенках не страшны ни морозы, ни метель. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было. Валенки  полезны  для здоровья, и, как теперь доказывают модельеры – самая модная обувь! 

В нашей стране существуют два музея, посвящённых русскому валенку. В городе Мышкино Ярославской области открыт музей «Русский валенок». В музее есть валенки для дискотеки и валенки на свадьбу.

В городе Москве во втором Кожевническом переулке также открыт музей «Русский валенок». Среди них – офицерские валенки – бурки на кожаной подошве.

Интересно, а есть ли в этих музеях валенки для занятий  физкультурой!

Ведущий: Не знаю, есть ли в музеях, а в нашем детском саду есть! И сейчас мы проведём  с ними веселые  спортивные соревнования.

 Ребенок:         У кого там хмурый вид?
                           Слышишь, музыка звучит!
                          Мы грустить не разрешаем,
                          Мы играть здесь начинаем!

Проводятся игры – эстафеты:

1-ая эстафета – «В одном валенке». Дети, одевая на одну ногу большой валенок, обегают свою стойку и передают валенок следующему.

2 -я эстафета – «На четвереньках». Участники эстафеты надевают валенки  на обе руки, обегают свою стойку и передают валенки следующему.

3- й конкурс – «Насорил – убери».

Каждая команда получает по валенку, снежки складывают в валенок. Первый участник бежит с валенком до ориентира и высыпает снежки, следующий – собирает снежки в валенок и передаёт следующему.

4 –я эстафета – «Лошадки». Надев валенок на гимнастическую палку, проскакать верхом на палке вокруг стойки и передать «лошадку» следующему.

Музыкальная пауза: «Частушки»

Ребенок:  Заиграй-ка ты, гармонь,
                 Заиграй-ка звонко.                 
                 Что же, гости, вы сидите,
                 Иль играть вы не хотите?

5 – я эстафета – «Перепрыгни через валенки». Дети перепрыгивают через лежащие на полу 4 валенка, разложенные на расстоянии 30 см друг от друга, обегают свою стойку и передают эстафету. 

6 — я эстафета – «Змейкой вокруг валенок». Обежать валенки, стоящие на расстоянии 50 см друг от друга, стараясь не задеть и не уронить валенки.

7-я  эстафета «Бег в валенках» -Первый участник бежит в валенках до ориентира, снимает их  и оставляет валенки там, обратно возвращается без валенок. Следующий участник, бежит к ориентиру, надевает валенки и бежит обратно.

Подведение итогов соревнований.

Ведущий: Ну что, Хозяюшка, понравились тебе наши  ребята и игры с валенками?

Хозяйка: Да, очень! Они такие быстрые, ловкие. Такие весёлые и любознательные.

Ведущий: А еще наши дети со своими родителями украсили валенки и организовали свой музей «Русского валенка».  Вот какие замечательные валенки  получились. Есть у нас и говорящие валенки,  и даже символ наступающего Нового года – Дракончик!

Дети и взрослые рассматривают выставку валенок.

Хозяйка: Ай  да, молодцы, ребята! Они достойны угощения. И у меня для вас гостинцы. Я сегодня  пирогов напекла с капустой.  Пироги румяные,  вкусные. Да и самовар во всю пыхтит-кипит.

Кто здоровым хочет быть, больше чаю должен пить.
Он бальзам от всех болезней, и напитков всех полезней.
Чай с вареньем и лимоном, с кренделями и поклоном. 

Ведущий:   Рады всех вас пригласить вволю чаем напоить.
                    Любим мы гостей встречать,
                    Сладким чаем угощать,
                    Пирогами да блинами,
                    Кренделями, калачами.
                    Чай с вареньем, чай с печеньем,
                    Чай с хорошим настроеньем,
                    Чай с малиновым листом
                    Соберет всех за столом.
                    Славится везде недаром
                    Русский чай из самовара,
                    Крепкий чая аромат
                    Восхищает всех подряд!

А праздник наш подошел к концу. Желаем всем здоровья!

Автор: Коробова Ольга Александровна, инструктор по физической культуре,1 кв. категория, МБДОУ детский сад комбинированного вида №17 «Серебряное копытце», г. Карпинск, Свердловской области.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Подготовительный этап (Приложение
1)

Организационный блок

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации: краткосрочный

Цель: формирование и развитие у
детей поисково-исследовательских компетенций и
творческих способностей, воспитание уважения к
русской культуре, стимулирование здорового
образа жизни.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с историей валенной обуви и
    ее производством;
  • привлечь родителей к общественной жизни детей;
  • способствовать развитию творческой активности
    учащихся и родителей;
  • способствовать здоровому образу жизни детей и
    их родителей;
  • развивать наблюдательность, эстетический вкус
    на основе преемственности культурных традиций,
    интеллектуальные способности

Подготовительный этап: музыкальное
оформление, видеоролик (о производстве валенок),
оформление стенда, приборы и материалы для
практических занятий (бумага белая и цветная,
карандаши, краски и кисточки, клей, ножницы).

Организационный блок

Предполагает формулирование темы, целей, и
плана занятия.

Участники – учащиеся объединения
“Наследия” с родителями.

Вид – комбинированный.

По количеству учащихся – групповой.

По месту в учебном плане – текущий
(декабрь — январь).

По содержанию – межпредметный.

Межпредметные связи: история,
краеведение, рисование, технология, русский язык,
литература.

Форма обучения: виртуальная
экскурсия, беседа, конкурс, викторина.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

  • историю валенок Боровского района и России;
  • лечебные свойства валенок;
  • отличительные особенности кустарного и
    массового процессов производства валенок.

Учащиеся должны уметь:

  • нарисовать основу валенка по шаблону (1 уровень
    сложности);
  • самостоятельно нарисовать валенок (2 уровень
    сложности);
  • самостоятельно украсить валенок (в технике
    карандаш, акварель или аппликация);
  • подобрать сочетание цвета в соответствии с
    цветовым кругом;
  • ответить на поставленные вопросы (контроль
    знаний).

Методическое обеспечение:

1. Технические средства обучения:

— мультимедийная установка;

— экран;

— ноутбук;

— магнитофон.

2. Наглядные пособия:

— видеоролик;

— стенд с фотографиями,

— выставка валенок.

3. Раздаточный материал:

— бумага белая и цветная;

— карандаши (М, 2М), цветные карандаши;

— краски, кисточки;

— ножницы, клей.

Хронологическая карта занятия

№ п/п Этапы занятия Время (мин.) Деятельность
преподавателя
Деятельность
ученика
1. Организационный момент 1 — Проверка готовности;

— оглашение темы
программы, правилами реализации

— Проверяют готовность;

— внимательно
слушают педагога.

2. Информационная часть программы 40 -Включает песню

“Валенки, валенки….”;

— стихотворение “Валенки” А.Гаврюшкина;


— историческая справка;

— демонстрация док. Фильма о кустарном и
массовом производстве валенок.

Внимательно слушают, смотрят, участвуют
в программе (читают стихи, исследовательскую
работу)
3 Интеллектуальный поединок. 5 — Читает загадки, задает вопросы;


отслеживает ответы;

— Вспоминают и называют пословицы;


отгадывают загадки;

— отвечают на вопросы;

4 Творческий поединок. 15 — раздает бумагу, краски, карандаши,
ножницы, клей
— рисуют валенки;

— украшают рисунком,
аппликацией и т.д.

5. Кроссворд 7 — Задает вопросы;

— следит за ответами,
вносит коррективы.

Работают самостоятельно: обсуждают
вопросы, дают ответы.
6. Подведение итогов 7 — Проверяет качество работы;


выставляет баллы в оценочном листе.

Защищают свою работу, демонстрируя
навыки на выполненном самостоятельно образце.
7. Рефлексия 3 Помогает учащимся обобщить полученную
информацию, проанализировать ошибки, причины
затруднений и успехов, степень достижения целей.
Обобщают полученную информацию,
анализируют ошибки, причины затруднений и
успехов, оценивают степень достижения
поставленных целей (самооценка результатов).
8. Подведение итогов занятия, награждение. 12 Обосновывает и награждает победителей Слушают
ИТОГО 90  

Информационный блок

Сценарий занятия:

Звучит песня “Валенки, да валенки…” в
исполнении группы “Белый день”.

“Валенки” (чтец 1)

Купила валенки подруга,
Ходить зимой в них – благодать!
Вокруг зима и воет вьюга,
А ей бы только погулять…

Девчата все к нему гурьбою –
Сурова зимушка-зима.
Связать судьбу с его судьбою,
Мечта у девушек была.

Мороз давно уже трескучий
Моей подруге нипочём:
Судьба ей подарила случай,
И встречу с местным с силачом.

Но он любил мою подругу
Уже давно, который год!
С тех самых пор, когда сквозь вьюгу
Услышал, как она поёт…

Валял тот валенки в деревне,
И это дело так любил,
Что навык редкий, навык древний,
В прекрасный бизнес превратил.

Подруга в своей песне пела
Про >валенки, что он валял.
Забыл силач тогда про дело
Лишь молча слушал, да вздыхал…
Гаврюшкин Александр Евгеньевич

Говорят: “Валенки – это Россия, а Россия – это
валенки”.

Но это утверждение спорно. Дело в том, что
древние Русичи валенок не валяли: нет о них
полслова ни в русской мифологии, ни в народных
сказках. Не валенки носили герои былин, а лапти из
лыка. Зимой под них поддевались шерстяные,
вязаные чулки из шерсти собак и других домашних
животных (4).

Традиция “валяния” валенок пришла на русскую
землю от Татар. Изначально, они заворачивали ноги
в шкуры животных. Со временем древние кочевники
додумались до более удобного варианта: катанная
из шерсти овец обувь, оказалась подходящей для
передвижения, спасала от лютых морозов и
исцеляла многие недуги (4).

Так появились на Руси валенки. Первое
упоминание о войлочной обуви можно встретить в
исторических летописях времен “Слова о полку
Игореве”. Вначале древние умельцы изготавливали
войлок для сборки походных шатров. Отходы
производства использовались для изготовления
войлочных сапог без голенищ – КОТЫ. Позже
появились – ЧУНИ, КЕНЬГИ (4,7).

В XVIII веке ремесленники Семеновского уезда
Нижегородской губернии изобрели валенки с
высоким голенищем, которые по способу
производства называли катанками. Они были без
швов и стали официально считаться русской
национальной обувью (7).

Презентация “Шерсть и ее свойства” (текст
Презентации в Приложении 2).

Самые хорошие из них получались, если были
“скатаны” из шерсти овец и собак. Шерсть имеет в
своей структуре чешуйки, которые при скатывании
сцепляются и образуют нетканое покрытие, из
которого формируют валенок. Это сложное
производство, оно требует большой силы и
сноровки, поэтому им занимались мужчины, а
женщины выполняли более легкую работу:
подготавливали шерсть. Я предлагаю вам
посмотреть видеосюжет, где вы сможете сравнить
кустарное производство валенок с массовым
производством (показ видеосюжета “Кукморские
валенки”).

Валенная обувь обладает лечебными свойствами,
так как изготавливают их из чистой шерсти. Она
согреет при переохлаждении, обеспечивает лучшую
циркуляцию крови. Особо рекомендуют носить
валенки при заболеваниях опорно-двигательной
системы, при любых воспалениях.

Надо отметить, что катанки ценил, не только
простой народ, их жаловали Петр 1 и Екатерина
Великая, она не расставалась с валенками даже на
балах. Для нее мастеровые изготавливали особую
эластичную войлочную обувь – ЧЕСАНКИ.

Впоследствии ношение валяной обуви считалось
привилегией состоятельных господ, так как они
были очень дорогие. Наши предки носили валенки по
большим праздникам. Работать в них, было не
принято. Только жители Сибири не считали валенки
роскошью. Они носили их и в праздники, и в будни,
сохраняя свое здоровье.

Но есть в валяной обуви недостаток: она быстро
намокает, поэтому на валенки надевают калоши из
резины (1).

Валенки
(чтец 2)

Старенькие валенки
Лежали на завалинке.
В огороде бегал внук
Валенки увидел вдруг.

— Прадед твой, отважно дрался
Бил врага, не тушевался.
Воевал он, всю войну,
Грудью защитил страну.

Ваня дедушку спросил:
-Эту обувь кто носил?
— Это валенки отца,
Сталинградского бойца.

Наш народ, с твоим прадедом
Принесли стране ПОБЕДУ!
Коль наступит ваш черед
Защитите вы народ?

На внучок, возьми, примерь,
Хоть пока не твой размер.
Ваня валенки надел,
Как-то сразу повзрослел.

Отстоите ли Россию?
Хватит вам на подвиг силы?
Сталью сверкнули
У внука глаза!

Деда, я как твой отец,
Буду тоже молодец!
О прадедушке моем,
Расскажи, потом споем.

Мы не отступим
Ни шагу назад!
Хватит сил нам устоять
И Россию отстоять.

Фронтовые валенки
Грелись на завалинке.
Ну а Ваня вместе с дедом
Громко пели «ДЕНЬ ПОБЕДЫ.»

Абдульмахмуд Рахимов

— Да, действительно валенки помогали нашим
войскам в годы Великой Отечественной войны. Они
согревали солдат в лютые русские морозы. Все
артели нашей страны, которые валяли валенки, свою
продукцию отправляли на фронт. Работали и днем и
ночью (1).

В настоящее время валенки вновь входят в моду.
Их можно встретить не только на рынке, но и в
магазине. Их украшают аппликацией, вышивкой,
гобеленом, бисером, кружевом. Тема войлочных
изделий увлекает многих мастеров и Кутюрье. Они
создают коллекции одежды.

В г. Москве есть музей “Русские валенки”. Он не
большой, но в нем собраны экспонаты, отражающие
всю историю валенок, некоторые из них вы можете
увидеть на первом стенде.

В нашем Боровском районе, тоже валяли валенки (2,
3). Это было сложное кустарное производство. На
нем работали семьями. Секреты мастерства
передавались из рода в род. На втором стенде вы
видите схему производства боровских валенок в
шерстобитном цехе (краеведческая работа Полины
И.).

Контроль знаний.

Группа делится на две команды по 6-8 человек.

Задание 1. Интеллектуальный
поединок.

Вы сегодня узнали о зимней обуви. Как она
называется? (валенки)

Какие песни, стихи, загадки вы знаете о
валенках? (в приложении)

Задание 2. Творческий поединок.

Сейчас мы предлагаем вам украсить валенки.

(материалы: бумага белая и цветная, карандаши и
краски, клей, ножницы)

Команда детей украшает валенки в технике
аппликация, акварель.

Команда родителей украшает валенки вышивкой.

Задание 3. Кроссворд (контроль
знаний)

  1. Какое сырье использовали для изготовления
    валенок? (шерсть)
  2. Видео-вопрос: О какой сказке идет речь? (“Морозко”)
  3. Непромокаемые (обычно резиновые) чехлы для
    обуви (калоши)
  4. Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром – в школу,
    Днём – домой. (Валенки)

  5. Сказочный герой, который приходит в гости к
    детям в новый год (Снегурочка)
  6. В какой деревне в Боровском районе валяли
    валенки в каждом доме? (в д. Петрово)
  7. Что в структуре волосяного покрова
    используется для валяния валенок? (Чешуйки)
  8. На какой машине формируется сырье для заготовки
    валенка? (Чесальная)
  9. Шерсть каких животных использовали для
    изготовления валенок? (овечья)
  10. Какой сказочный герой чаще всех использовал
    валенки в обиходе? (дед, Емеля, бабка)
  11. Кто из правителей на Руси был в валенках на балу?
    (Екатерина Великая)
  12. Чем украшают валенки в настоящее время? (мех,
    кружево, аппликация, бисер, гобелен, вышивка).

Подведение итогов. Награждение (Приложение 1, Приложение 3).

Список литературы.

  1. А.Вержечинская “Валенки, валенки, не подшиты,
    стареньки” Газета “Лесная газета”, от 10 апреля
    2004
  2. В.И.Осипов. Боровск: страницы истории.
    Историко-краеведческий сборник №1. 1999
  3. В.И.Осипов. Боровск: страницы истории.
    Историко-краеведческий сборник №3. 2001
  4. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для
    вузов. М.: Легпромиздат, 1997

Источники:

  1. Ариефьев Иван Иванович, д. Петрово, 2004 г.
  2. Музей “Русские валенки” г. Москва, 2004 г.
  3. Музей “Русские валенки” г. Москва, 2012 г.
  4. Ратников Евгений Тихонович, д. Петрово, 2004 г.
  5. DVD “Кукморские валенки”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровой программы экологический серпантин
  • Сценарий игровой программы праздник мыльного пузыря
  • Сценарий казахского обряда тусау кесу
  • Сценарий игровой программы почемучки
  • Сценарий игровой программы покровские посиделки