Сценарий индивидуального образования это

Педагогический совет: «Индивидуализация образовательного процесса – условие повышения качества образования» 

Педагогический совет: «Индивидуализация образовательного процесса – условие повышения качества образования»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

1.  Повышение уровня компетентности педагогов в выборе технологий, форм и методов, обеспечивающих  индивидуализацию образовательного процесса.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка.

3.  Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учётом индивидуализации образовательного процесса

  1. Аналитическая справка смотра РППС ДОУ.
  2. Рефлексия «Ожидание».

Цель: выявить ожидания педагогов по теме педагогического совета.

Участникам педагогического взаимодействия предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать то, что ожидает каждый участник от мероприятия. Далее листочки помещаются на большой лист. Ведущий просит запомнить свой листочек (по окончании пед.совета – листочки будут забираться).  Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты.

  1. Вхождение в тему. Упражнение «Мудрые мысли».

Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их.

  1. Человек может лишь активно собрать себя в личность.

Макс Шелер

Шелер считает, что человек как вещь не существует, есть лишь его развитие,  которое воспринимается как становление его личности. Личность не зависима от внешних условий и ее развитие происходит благодаря  внутреннему самосовершенствованию и самосознанию.   Человек через чувственный порыв, инстинкт, ассоциативную память, интеллект и активно  строит себя, собирает себя в личность.

2. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. 

А. Г. Асмолов, А. В. Петровский

 (Индивид — отдельно взятый человек, напр, каждый новорожденный — это уже индивид. Личностью становятся — это факт — в процессе социализации (вхождение в общество). Только в обществе, в процессе общения и взаимодействия с людьми индивид может стать личностью. А индивидуальность — это те черты, которые отличают данного человека от всех других — внешние данные, психологические характеристики И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов,  ит.д)

Индивидуальность – человек уникальная, самобытная личность, реализующая себя в различных видах деятельности. Мы уже говорили о том, что принцип индивидуальности проходит сквозной нитью через ФГОС ДО. (п 1.4., 1.4.2., 1.4.3., 1.4.4., 1.4.6., 2.10.2.,3.2.1., 3.2.3., 3.2.5)

Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализации. И мы уже сравнивали эти понятия (таблица приложение 1).

Анализируя таблицу можно выделить основные характеристики индивидуального подхода и индивидуализации образования

Индивидуальный подход

1.     Есть норма

2.     Поиск индивидуального «ключика» — особенности

3.     Результат- достижение каждым  нормы

Индивидуализация

1.      Интерес, вопрос, намерения, устремление

2.     Среда

3.     Результат – расширение границ, построение новых возможностей

ФГОС ДО сохраняя индивидуальный подход, смещает акцент образования на индивидуализацию. Целью дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с фронтальной работы на групповую, парную,  индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учетом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной творческой личности ребенка.

Реализация принципа индивидуализации в ДОУ

Кем же является ребенок в нашем педагогическом пространстве – объектом или субъектом?

Для начала давайте разберемся, что такое объект, субъект деятельности. 

Макаренко отмечал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования  в педагогике является педагогический факт (явление), целенаправленная деятельность по развитию и формированию личности ребенка.

   Понятие “субъект” является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой Советской Энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности активность направлена  на объект или систему объектов. С точки зрения Л. И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.

Другими словами,  ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать эту деятельность, исходя из собственных побуждений и мотивов.

К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Субъект для дошкольного образования – ребенок в контексте его Деятельности. Какой деятельности? (предположения педагогов)

 Хочется отметить, что в любой деятельности, в которой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

Все виды детской деятельности нам известны, надо только определиться при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.

Задание 2. Предлагаю Вам разделиться на 9 групп (по количеству видов детской деятельности по ФГОС ДО) и ответив на вопросы для внутри групповой дискуссии, прийти к единой точке зрения и заполнить предложенную Вам таблицу. Каждая из групп представит свой вид деятельности в разных ее формах. (Приложение 2)

Обсуждение результатов работы групп.

Вопросы:

-Вид деятельности, форма

-В чем дети могут быть в ней активны и инициативны?

-Как педагог может поддержать детскую инициативу?

-Какую свободу выбора можно в ней предоставить каждому ребенку?

-Через что в ней будет развиваться детская самостоятельность, ответственность и сознательность?

-Смогут ли дети осуществить деятельность без помощи взрослого или с минимальной недиррективной помощью?

-Какую возможность творить в ней каждый получит ребенок?

-В чем в ней может проявиться уникальность ребенка?

-Что в этой деятельности зависит от взрослого и что не должно зависеть от него?

-Что нельзя делать, чтобы дети не превратились из субъектов деятельности в объект нашей с вами педагогической деятельности?

Таким образом, к средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка и проявить свою индивидуальность, можно отнести:

— изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка, которые заключаются в практико-ориентированном подходе, в результате которой, в группе появляются компоненты детской субкультуры (коллекционирование, газеты, мини-выставки, зарисовки «говорят дети, детские вопросы»)  

— реструктуризацию содержания образовательной деятельности (доска выбора, утренний/ вечерний сбор, рефлексивная деятельность, кружковая деятельность, шефство, клубный час и т.д);

— рациональную организацию предметно-пространственной среды;

— эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

  В нашем ДОУ в среде появились элементы индивидуализации.

(анализ образовательной среды в группах, ДОУ)

Но практически отсутствует материалы, отражающие детский интерес и индивидуальность (коллекции, альбомы, портфолио, самодеятельные игры, зарисовки «говорят дети, детские вопросы», лесенка успеха уголки уединения и т.д).

Можно предложить некоторые предложения по индивидуализации РППС группы.

( «Дерево желаний», где ребенок может написать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Рубрика «Я умею», «Я люблю» заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. В младших группах воспитатель совместно с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте, дети могут это сделать самостоятельно.

 «Я научился!» — информирует о достижениях ребенка.

Стенд «Мы друзья», где ребенок отмечает своего друга, с кем он дружит, общается.)

Направления индивидуализации подразумевает под собой развитие индивидуальных способностей детей и может происходить одновременно на нескольких уровнях:

— в самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей.

Группа представляет собой уникальное микрообщество с любимыми занятиями и играми, принятыми в группе правилами, интересами детей и увлечениями взрослых, в которой индивидуализация проявляется стихийно. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

на уровне подгруппы внутри одной группы детей. 

Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес к какому –либо явлению или объекту. Этих детей будет в некоторой степени объединять общая тема общения. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы, заинтересовывать, объединять детей общей темой.

— индивидуализация отдельным детям в группе.

Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм.

Задачей педагога становится переориентация с фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учетом их способностей и возможностей. Только так возможно развитие самостоятельного и инициативного ребенка.

В пункте 3.2.3. образовательного стандарта, прописана необходимость проведения оценки индивидуального развития ребенка.

Оценка индивидуального развития ребенка:

-диагностика способностей и склонностей ребенка;

-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности.

Презентация карты индивидуального развития. Рабочая группа.

Результаты индивидуализации ребенка:

1. Диагностика траектории успешности

2. Детское портфолио

3. Детские проекты

4. Родительско – детские проекты

5. Презентация продуктов детской деятельности

Презентация карты индивидуального развития ребенка (рабочая группа по разработке карты индивидуального развития ребенка )

Таким образом, можно сделать вывод, что современные условия требуют изменения к организации образовательной деятельности  в ДОУ.

Давайте с помощью шести шляп (шесть групп). Ответим для себя на вопрос: сможем ли мы организовать образовательный процесс в нашем детском саду по принципу индивидуализации уже завтра?

Задание 3. Упражнение “Шесть шляп”.

Педагоги делятся на шесть групп. Каждая группа представляет свои выводы в соответствии с задачей.

«Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос.

«Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно.

«Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса.

«Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей.

«Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество.

«Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагог

Рефлексия «Ожидание».

Цель: выявить ожидания педагогов по теме педагогического совета.

По окончании педагогического совета педагогам предлагается забрать свои листочки с ожиданиями, если они совпали. Оставшиеся ожидания зачитываем и обсуждаем. Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты

Решение педагогического совета

1. Включать в образовательный процесс проведение занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми по конкретной образовательной области, как апробацию новой формы образовательной деятельности, с последующей самооценкой его организации.

Срок: в течение учебного года

Ответственные: педагоги ДОО

2. Пополнить РППС групп образовательным содержанием, обеспечивающим индивидуальную траекторию развития детей группы в соответствии с принципом индивидуализации.

Срок: в течение учебного года

Ответственные: воспитатели групп

 3. Продолжать создавать благоприятные условия для индивидуализации образовательного процесса при реализации основной образовательной программы  ДОО.

Ответственные: воспитатели групп

4. Продолжать работу по реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников в соответствии с выбранными направлениями, согласно срокам и календарно-тематическому планированию, добиваться ожидаемых результатов.

Ответственные: воспитатели групп, специалисты ДОУ

Приложение 1

Сравнительный анализ индивидуализации и индивидуального подхода

Индивидуализация образования

Индивидуальный подход

Цель

содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Способы общения

признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

Тактика:

сотрудничество и партнерские отношения

диктат и опека

«Хороший ребенок»:

инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Убеждение:

ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт

ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Вывод:

индивидуализация распространяется

индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие

Приложение 2

Основные виды деятельности детей в ДОУ

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Физические упражнения.

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

Ритмика, ритмопластика.

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

Игры-имитации, хороводные игры.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Спортивные упражнения

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

Спортивные соревнования (с  элементами развития речи математики, конструирования, учебно-тренирующего характера).  Физкультурные праздники и досуги.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. 

Ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна,

 утренняя гимнастика

туристические прогулки

Игровая

Сюжетно-отобразительные игры.

Сюжетно-ролевые игры:

бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры:

игры-имитации (в том числе игры-этюды),

ролевые диалоги на основе текста,

драматизации,

инсценировки,

игры-импровизации.

Режиссерские игры:

с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями.

Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.)

Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

Дидактические игры:

с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки;

игры Никитина, Воскобовича и др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)

Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

конструирование

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

*по образцу (схеме, чертежу, модели),

*по условиям,

*по замыслу.

Конструирование из бумаги:

*по выкройке,

*схеме (оригами).

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).

Творческая продуктивная деятельность

с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

Творческая продуктивная деятельность

на развитие воображения и фантазии  («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)

Разнообразная интегративная деятельность:

*рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций  с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.

изобразительная

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика);

аппликация(бумага, ткань, природные материалы)

*по замыслу,

*на заданную тему.

Художественный труд (поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.):

*украшения к праздникам,

*поделки для выставок детского творчества,

*подарки, сувениры,

*декорации к театрализованным спектаклям,

*украшение предметов личного пользования и др.

Детский дизайн:

*архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);

*дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.

Организация и оформление выставок.

Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др.

Коммуникативная

Свободное общение на разные темы.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,

рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

Коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций;  развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений (см.раздел 1).

Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

Викторины.

Проектная деятельность, н-р,

«Напиши письмо

Деду Морозу»; «Книжка-малышка».

Трудовая

Самообслуживание.

Дежурство(по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).

Хозяйственно-бытовой труд:

*помощь в уборке группы,

*перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.

Труд в природе:

*работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;

*работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;

*работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;

*работа на летнем участке –полив растений.

Ручной труд (поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):

*изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской  деятельности и др.

Проектная деятельность, н-р,

«Наша группа»

( детский дизайн) и др.

 Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение для личного пользования.

Познавательно-исследовательская

Опыты, исследования; игры-экспериментирования,  с разными материалами.

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Рассматриваниеиллюстраций, фотографий впознавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

Оформление уголка природы.

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)

Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).

Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры(см. раздел 1).

Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.

Поисково-исследовательские проекты,н-р,«Красная книга Ленинградской области»,«Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др.

восприятие художественной литературы

музыкальная

Восприятие литературных произведений с последующими:

*свободным общением на  тему литературного произведения,

*решением проблемных ситуаций,

*дидактическими играми по литературному произведению,

*художественно-речевой деятельностью,

*игрой-фантазией,

*рассматриванием иллюстраций художников,

придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,

*просмотром мультфильмов,

*созданием этюдов, сценариев для театрализации,

*театрализованными играми,

*созданием театральных афиш, декораций,

театральных кукол,

*оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.)

Проектная деятельность, н-р,

«Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению

Слушание:

* слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки,

исполнение:

* танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений

* показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей

* совместное составление плясок под народные мелодии

* оркестр детских музыкальных инструментов;

* подыгрывание на музыкальных инструментах

* пение, совместное пение,

Импровизация,

Экспериментирование,

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением), Музыкально-дидактические игры,

дидактические игры, связанные с восприятием музыки;  

Упражнения на развитие голосового аппарата, Артикуляции, певческого голоса,

Беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

Хороводы.  Театр.  Оркестр.

Танцевальные действия.  Концерты.

  • Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
  • Для чего учителю необходим ИОМ
  • Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
  • Дорожная карта ИОМ
  • Что должен содержать ИОМ? Структура составления
  •  Советы по составлению ИОМ  
  • Инструменты реализации ИОМ
  • Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.

Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

  • изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
  •  появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта. 

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ. 

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

 Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

  • Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;

  • Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени. 

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

  1. Тематические направления, определяющие всю работу.

  2. Перечень мероприятий для каждого направления.

  3. Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).

  4. Прогноз и описание ожидаемых достижений.

  5. Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.

  6. Практическое применение ИОМ.

  7. Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

Данные пункты должны включать следующую информацию:

  • Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)

  • Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)

  • Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

Что должен содержать ИОМ? Структура составления

В ИОМ должны входить следующие пункты:

  1. Титульный лист.

  • Название учебного заведения

  • Ф.И.О. педагога

  • Город, год создания

  1. Информационная справка о педагоге

  • ф.и.о.;

  • занимаемая должность;

  • образование;

  • дата аттестации;

  • квалификационная категория;

  • дата прохождения программ повышения квалификации;

  • педагогический стаж.

  1. Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ

  • индивидуальная тема самообразования;

  • задачи;

  • цель;

  • форма самообразования;

  • ожидаемый результат;

  • сроки работы над проблемой;

  • форма отчета о ходе работы. 

  1. Дорожная карта

  1. Диагностика проделанной работы с выводами

В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

  • профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);

  • психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);

  • методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);

  • IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

  1. Общие сведения о педагоге

ФИО педагога                                                    
Образование  
Стаж педагогической работы  
Квалификация  
Курс повышения квалификации  
  1. Цель и задачи профессионального развития:

            __________________________________________________

           ___________________________________________________

           ___________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Самодиагностика:    

          __________________________________________________

         ___________________________________________________

         ___________________________________________________    

  1. Дорожная карта:

Тематические направления Перечень мероприятий Сроки реализации Ожидаемый результат Формы и способы предоставления результатов
Профессиональное самообразование         
Психолого-педагогическое        
Методическая работа в образовательной организации        
Информационные технологии        
  1. Оценка достигнутых результатов:

Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.  

Советы по составлению ИОМ  

Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов. 

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства. 

Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки. 

В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.

Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением. 

 При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога. 

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении. 

Инструменты реализации ИОМ

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

  • повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;

  • работа в профессиональном сообществе;

  • самообразование;

  • методическая работа.

Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции. 

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.

Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.

Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста. 

Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО — Федеральный реестр сведений документов об образовании и (​или) о квалификации.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Сценарий педсовета «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.
Энциклопедический словарь

Повестка педсовета:

1.Организационный момент.

— просмотр короткометражного мультфильма

— психологическая разминка «У каждой проблемы есть решение».

2. Основная часть.

— Презентация «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ» (старший воспитатель Коновалова О.В.)

— Блиц-опрос (подобрать определение к термину)

— Деловая игра «Индивидуальность и индивидуализация. В чем разница?»

3. Заключительная часть.

Ход педсовета

1.Организационный момент.

— просмотр короткометражного мультфильма «Alike» от двух испанских аниматоров Daniel Martínez Lara и Rafa Cano Méndez – о том, чему мы учим детей и на что они обречены, если идут исключительно «правильным» путем. Работа уже удостоена 64 наград по всему миру.

Слайд 2.

Старший воспитатель. Посмотрев мультфильм, мы еще раз задумались над тем «Что же такое индивидуализация»? Согласно энциклопедическому словарю «Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия». А безразличие — это большая проблема для современного общества. Но у каждой проблемы есть решение. Предлагаю всем встать в круг.

Слайд 3. Психологическая разминка «У каждой проблемы есть решение».

1.Поставьте руки на ширину плеч, согните колени и медленно опуститесь, повторяя:

«Вот это я!»

2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил!»

3. Выполняйте круговые вращения бедрами, как при верчении обруча, при каждом вращении повторяя: «Мне легко».

4. Соединив локти, массируя мочки ушей, подмигивайте попеременно левым и правым глазом, повторяя: «Радость во мне».

5. Левую ладонь (тыльной стороной) положите под подбородок, правую на макушку, кивайте головой, повторяя: «Я настроена на успех».

6. Руки за спиной сцеплены в замок, подтягивать попеременно левое и правое колено как можно выше, повторяя: «Я верю в себя».

7. Положить ладони на плечи, поднимать руки над головой, повторяя:

«Я всегда защищена».

8. Ноги на ширине плеч, ладони на бедрах, отклоняться назад как можно глубже, повторяя: «Я счастлива на своем рабочем месте».

9. Руки, сжатые в кулаки, — на ягодицах, подтягивать попеременно правую и левую ногу к ягодицам, повторяя: «Я говорю и думаю позитивно».

10. Ладони на коленях, слегка наклонившись, развернуть ступни внутрь, медленно возвращать их в исходное положение, повторяя: «У каждой проблемы есть решение».

Вывод: уверенность в себе способствует концентрации в нужный момент, повышению энергетического потенциала, что непременно поможет нам сегодня решить все поставленные задачи.:

  1. Основная часть.

— Презентация «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ» (старший воспитатель Коновалова О.В.)

Слайд 4. Ситуации, когда воспитатели поторапливают отстающего от остальных ребенка на занятии или прерывают его рассказ, встречаются часто. С чем это связано? С тем, что в группе много воспитанников, и уделить внимание каждому не получается? Или педагоги не включают способы поддержки индивидуальности и инициативности детей в план работы?

Слайд 5. Среди принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО, – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно данным принципам дошкольник выступает как субъект образования и активно участвует в выборе его содержания. Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.

Слайд 6. Практика показывает, что педагоги уделяют недостаточное внимание вопросам поддержки индивидуальности и инициативы детей:

  • в содержательном разделе основной образовательной программы ДОО не отражены направления и способы поддержки детской инициативы;

  • в группах отсутствуют условия для создания социальной ситуации развития детей;

  • дошкольники не проявляют инициативу и самостоятельность в процессе различных видов деятельности.

Поэтому встал вопрос, как организовать работу в ДОО по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей.

Слайд 7. В пункте 3.2.5 ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса:

организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;

создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства;

создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности;

оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Слайд 8. Планируем образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей детей.

Слайд 9. Так, в сентябре согласно принятой в ДОО системе мониторинга следует выявить уровень сформированности достижений детей. На основе полученных данных необходимо заполнить индивидуальные карты развития воспитанников с рекомендациями. Затем составляется перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем педагоги указывают задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.

Данная работа отражается в календарном плане, который предусматривает задачи для детей как со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.

Слайд 10. Создаем условия для выражения детьми мыслей и чувств

Следующий этап – создать условия для выражения детьми чувств и мыслей. Динамичный ритм

дня заставляет воспитателей постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Для этого педагоги должны создавать благоприятные условия.

Например, в группе должен быть уголок, в котором интересно и полезно и замкнутым, и гипер активным детям. Чтобы оказать помощь ребенку в этом уголке, потребуется технологическая карта. Это даст возможность совместно определить условия для самовыражения воспитанников в конкретной группе.

Ребенок выражает свои мысли не только словами, но и посредством творческой деятель-

ности. Для этого можно провести е конкурс уголков для творчества. В процессе подготовки

к нему педагоги вместе с воспитанниками обновят и обогатят развивающую предметно-пространственную среду в группах.

Можно проводить занятия с открытым концом. Такой тип образовательной деятельности позволяет не торопить воспитанников, дать каждому возможность высказаться.

Слайд 11. Создаем ситуации выбора условий и участников совместной деятельности

(По результатам тематического контроля РППС)

Слайд 12. Во время занятий, игровой и свободной деятельности педагог должен предоставлять детям свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности воспитанники объединяются в микрогруппы на основе личных симпатий и интересов. Сложнее обеспечить самостоятельное объединение детей в организованной деятельности, если время ограничено. Иногда дети открыто выражают свои антипатии. Когда ребенок выбирает, с кем играть, он всегда интуитивно опирается на внутренний психологический комфорт в общении. Практика показывает, что самостоятельный выбор детьми партнера по образовательной деятельности не всегда педагогически целесообразен.

С помощью упражнения «Синтез идей» можно создайть каталог форм выбора деятельности в группе и объединения детей в микрогруппы.( «Синтез идей». Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.)

Самое главное: помогать детям объединяться в группы лучше не прямыми указаниями, а с помощью игровых ситуаций. Для этого педагогам следует использовать различный дидактический материал. Принцип такой: материал лежит изображением вниз, дети наугад берут одну картинку, по сигналу собирают из частей полное изображение. В этом случае возникает момент целенаправленной обращенности детей друг к другу.

Также используйте традиционный расчет на «первый-второй» и считалочки. Считалочки в виде схем держите в группе, тогда дети будут применять их в игровой деятельности. Чтобы сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создавать условия для планирования предстоящей деятельности. Подумайте какие формы позволят воспитанникам доступным для их возраста способом запланировать и обозначить в группе любой вид деятельности. Это могут быть различные доски выбора:

олицетворенные ромашки и заготовки с магнитной основой в каждом уголке;

морфотаблица с набором схематично изображенных видов детской деятельности – по горизонтали и личными метками – по вертикали.

Слайд 13. Используем приемы оказания не директивной помощи и поддержки

Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя, если подбадривают – он учится верить в себя. В этих условиях появляются желание и интерес к какому-либо виду деятельности.

К нeдиpeктивным методам взаимодействия можно отнести: диалог c ребёнком, беседу на основе активного слушания и применения техники «Я-сообщений», принятие негативных проявлений

y воспитанника и т. д.

Искать средства, создавать дидактические материалы, которые стимулируют детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активными, вы можете в ходе самообразования.

Слайд 14. Взаимодействуем с родителями

Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе. Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:

часто используют приказной тон,

остаются равнодушными к рекомендациям воспитателей и специалистов;

не участвуют в совместных с ребенком мероприятиях, ссылаясь на занятость.

Чтобы решить эту проблему можно использовать эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные, дискуссии, круглые столы. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы. Можно предложить родителям принять участие в психолого-педагогическом мониторинге. Они поймут, над какими проблемами необходимо работать с ребенком индивидуально в группе и дома, и будут стремиться выполнять рекомендации воспитателей и специалистов.

Слайд 15. Блиц-опрос (подобрать определение к термину)

Для того чтобы выстроить образовательный процесс с учетом принципа индивидуализации, педагог должен владеть определенными понятиями.

Индивидуальность

Индивидуализация

Индивидуализация образования

Индивидуализм

Индивидуалист

Индивидуальный

Индивид

Личность

Субъект

Объект

Слайд 16. Деловая игра «Индивидуальность и индивидуализация. В чем разница?»

Участвует 2 команды.

Задание 1: на столах по листу, разделенному на 2 половины. На одной написано «Индивидуализация образования», на другой – «Индивидуальный подход». Каждая группа должна подобрать определения к данным понятиям и наклеить в соответствии с пунктами:

  1. Определение понятия.

  2. Определение ключевого слова (индивидуальность, индивидуализация).

  3. Цель.

  4. Способы общения.

  5. Тактика.

  6. Убеждение.

(время работы 15 минут).

Затем команды проверяют друг друга и сравнивают полученный результат с изображением на слайде.

Задание 2. Кто главное лицо (или от кого идет образование?)

1 команда подбирает определения – «от педагога» (индивидуальный подход)

2 команда подбирает определения «от ребенка» — (индивидуализация образования)

Задание 3. Создайте из определений образ «Хорошего ребенка»

Слайд 17. Вывод:

При индивидуальном подходе от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы /стандарта, требований программы. Инд.подход распространяется на небольшую часть детей группы.

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети обладают индивидуальными особенностями (семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности ,потребности ,сильные стороны, характер и темперамент, интересы, и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности, позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия, а так же поможет детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Индивидуальный подход

  1. Определение понятия.

Индивидуальный подход –

организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуальный подход

  • Есть норма

  • Поиск индивидуального «ключика» -особенности

  • Результат- достижение каждым  нормы

  1. Определение ключевого слова

Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

  1. Цель.

Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

  1. Способы общения.

Прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

  1. Тактика.

Диктат и опека

  1. Убеждение

Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.

Индивидуализация образования

  1. Определение понятия.

Индивидуализация образования — учет и развитие индивидуальных особенностей детей во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.

Индивидуализация образования

  • Интерес, вопрос, намерения, устремление

  • Среда

  • Результат — расширение границ, построение новых возможностей

  1. Определение ключевого слова

Индивидуализация — социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Индивидуализация связана с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором

  1. Цель.

Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.

  1. Способы общения.

Признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

  1. Тактика.

Сотрудничество и партнерские отношения

  1. Убеждение

Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

Слайд 18. Портрет «Хороший ребенок»

Индивидуализация образования.

инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

Индивидуальный подход в образовании

следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Слайд 19 — 23. Упражнение «Определите по тексту темперамент ребенка».

Слайд 24. Упражнение «Цветик – семицветик» (Рефлексия).

3. Заключение.

— Принятие решения педсовета.

Автор: Ермакова Наталья Евгеньевна

«Индивидуализация обучения

как средство повышения качества образования».

      На сегодняшний день проблема индивидуализации учебного процесса приобрела особую значимость, поскольку с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития творческих и индивидуальных способностей учащихся, повышение успеваемости каждого ученика, активного саморазвития, углубления знаний, расширения учебных возможностей.

    Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ, которые, опираясь на возрастные возможности школьников, содержат перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных задач.

   Индивидуализация – новый подход к образованию, процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. 

   Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные творческие задания, индивидуальное обучение, программированные, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.

   Результаты: индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специфических способностей школьников; оптимизация учебного процесса, особенно применительно к способным и одаренным учащимся ( творческая деятельность, сочетание классной и внеклассной работы); представление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование мотивации достижения, уверенности в своих возможностях, собственной позиции в учебной деятельности; формирование адекватной самооценки учащихся; учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые.

  Основной задачей индивидуализации обучения является обеспечение максимально возможной глубины и овладения материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, сохранение, формирование  и дальнейшее развитие индивидуальности, умственной самостоятельности,  воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых как участников учебного процесса, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную деятельность.  

   Цель индивидуализация обучения: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности школьника, его способностей; содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости; улучшение мотивации учения и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

    Условия успешной индивидуализации обучения: помощь учителя ученикам на пути их собственного развития; опора на уровни самостоятельности учащихся.

   Индивидуализация в реальной практике относительна, с наполняемостью учебных групп до 25–30 учеников осуществить индивидуализацию обучения в полном масштабе, т.е. учесть индивидуальные особенности каждого ученика, невозможно. Поэтому, как приближение к индивидуализации можно рассматривать  сельские школы с малой накаляемостью учащихся в классах.

       Учителю легче осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений.  Личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга.

   Практическую направленность учебной деятельности учащихся     (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);

нравственное, патриотическое воспитание  школьника в процессе общественно —  значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.

    Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. В результате из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь с необходимым багажом знаний.

   В малокомплектной школе  уровень образования не отличается от школ, имеющих статус полных школ. Школа в маленькой деревне — это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения.  Педагоги  школы успешно совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.

     В заключение отметим, что введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степе­ни разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику.

Несколько простых советов.

1.       Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похва­лить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам ин­тересно с ним.

3. Давайте каждому ребенку возможность сделать свое ма­ленькое открытие.

4. Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.

5. Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.

6. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

7.Вместо отметок — главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) — можно пользоваться баллами, чтобы поставить «зачет — незачет».

8.Помните, что ошибка одного может породить мысль другoго. Не пугайтесь детских ошибок.

9.       Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этому
всегда можно и нужно найти разумное обоснование.

10.Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.

11.Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

12.Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказыва­ний детей.

13.Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обоб­щений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание. Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов — недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избе­жать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.

Библиографический список.

1. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – №7. – С. 18.

2. Границкая А.С. Научиться думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991. – 172 с

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Т. 1. – М.: Большая  Российская энциклопедия, 2003.

4. Педагогическая энциклопедия / Под ред.А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: Сов. энциклопедия, 1964. – С. 543.

5. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Педагогика, 1975. – 183 с.

6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 315 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий каля маля
  • Сценарий каз омэсе на башкирском языке
  • Сценарий информационный час ходят слухи что наука утомительная штука
  • Сценарий инаугурация председателя студенческого совета
  • Сценарий калужский край