Сценарий интеллектуальное лото

Совершенствовать артистические и поэтические способности, развивать сценические способности;формировать умение коллективного обсуждения и индивидуального принятия решения в экстремальной ситуации; приобщать через литературу к основам общечеловеческой культуры.. Литература, Мероприятия, 9 класс, Инте

( Л И Т Е Р А Т У Р А)

8 -9 классы

Учитель- Шевырдяева С.В.

Цели:

-определить объём и глубину познаний учащихся в литературе;

-совершенствовать артистические и поэтические способности , развивать сценические способности;

-формировать умение коллективного обсуждения и индивидуального принятия решения в экстремальной ситуации;

-приобщать через литературу к основам общечеловеческой культуры;

— способствовать становлению чувства ответственности, развивать навыки работы в коллективе.

-воспитывать любовь к чтению и литературе как учебному предмету.

Оборудование :

-лото, волшебные фрукты, фишки или лото, карточки с заданиями к конкурсам, волшебные часы .

Действующие лица:

— две команды;

— жюри;

-ведущий;

-зрители

Ведущий.

Мы приветствуем всех . кто собрался принять участие в игре «Эрудит- лото». Сегодня соревноваться будут две команды.

Сейчас они обменяются приветствиями и представят своих капитанов.

(Каждая команда приветствует соперников, жюри и представляет своего капитана)

Ведущий.

Вопросы нашей викторины различны, среди них попадаются и весьма непростые, но те кто любит и знает литературу, ответят на них . Победителей ждут призы!

П Р А В И Л А И Г Р Ы.

Ведущий.

Правила игры таковы:

представители команд вынимают из мешочка «бочонки»лото и называют номера , которые на них написаны. Мы будем зачитывать вам вопросы под этими номерами. Вам же остаётся только верно ответить на них.

За правильный ответ команда получает от 1 до 2 баллов ( в зависимости от сложности вопроса)

На обсуждение вопроса даётся определённое время.( На стене висят сказочные часы). Если команда отвечает сразу, то сэкономленное время можно использовать при обсуждении других вопросов.

Один раз за игру команда может попросить помощь у болельщиков.

Уважаемые болельщики! Чтобы не мешать командам при обсуждении вопросов, просим соблюдать тишину. За подсказку из зала команды могут подвергнуться штрафу.

А теперь начинаем игру. Желаем вам удачи! Пусть фортуна вам улыбнётся!

( Задания для разминки прилагаются. См. Приложение №1.

Вопросы задаются для обеих команд одновременно.)

НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ!

(Каждой команде предстоит ответить на три вопроса. За правильный ответ -1 балл. На обсуждение даётся 1минута)

1.В каких произведениях А.С.Пушкина описан Емельян Пугачёв?

( «Капитанская дочка», «История Пугачёва»)

2. На одной из железнодорожных станций нашей страны часы всегда показывают одно и тоже время- 6 часов 5 минут. Почему?

(7 ноября 1910 года на станции Астапово в 6 часов 5 минут скончался Л.Н.Толстой.С тех пор часы там показывают это время.)

3.Все хорошо знают . что няню А.С.Пушкина звали Арина Родионовна. Кто назовёт её фамилию? Прочтите строки , посвящённые ей.

( Яковлева.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты ,моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг , утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

«Зимний вечер» 1825 г.)

4.Назовите произведения А.С.Пушкина , входящие в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»)

5. Что является высоким художественным принципом И.А. Бунина?

(1. Ценность единичного , отдельного, отсутствие литературных условностей, точность и предельная достоверность.

2.Эпическая объёмность материала, насыщенная действиями и героями.

3.Яркая динамичность и насыщенность сюжета.)

6..Кому А.М.Горький в своей пьесе «На дне» или своей пьесой бросает главное обвинение?

( Обитателям ночлежки, социальному устройству общества)

(Команды за одну минуту должны назвать произведение, автора и литературного героя, которому принадлежат эти вещи. Правильный ответ -2 балла)

1. Игральные карты: тройка, семёрка, туз

(А.С.Пушкин «Пиковая дама». Герман.)

2.Трубка , кепи.

(Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Хомса и доктора Ватсона». Шерлок Хомс)

3.Рюмка с ликёром , три мухи, паутина.

(Н.В. Гоголь «Мертвые души».Степан Плюшкин)

4. Облако и штаны

( В. Маяковский « Облако в штанах». Лирический герой)

ПРИМЕЧАНИЕ: в данном конкурсе используются иллюстрации , на которых изображены вещи литературных героев.

(Каждая команда выбирает по 2 конверта, в которых лежат письма. Игроки должны ответить , кто и кому написал это письмо, назвать литературное произведение и его автора. Правильный ответ -2 балла, на обсуждение – 2 минуты.)

( Тексты писем прилагаются. См. Приложение №2)

Содержит несколько страниц

I СТРАНИЦА

« Сказочные уроки»

(Конкурс проводится для зрителей)

-Каждая сказка чему-то учит. Недаром само слово сказка произошло от древнего слова «баснь». А басня , как известно, предполагает мораль.

— Догадайтесь, из какой сказки можно извлечь следующие уроки?

1. Без труда – не вынешь и рыбку из пруда.

( «Лисичка- сестричка и серый волк»)

2.Как аукнется — так и откликнется!

( «Лиса и журавль». «Журавль и цапля»)

3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

( «Репка». «Кот, петух и лиса»)

4.Слушайся старших!

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

5.Будь доброй, трудолюбивой- получишь хорошего жениха.

( «Крошечка- Хаврошечка »)

II СТРАНИЦА

«Волшебные предметы»

(Конкурс проводится для зрителей)

-В сказках добрым и честным героям помогают волшебные предметы.

Какие?

1.Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд. Необходима для игры «в догонялки».

( Сапоги-скороходы)

2.Предмет кухонного убранства, находка для гурманов. Необходима для приглашения всего класса на чаепитие.

(Скатерть –самобранка)

3.Волшебный головной убор. Незаменим для игры «в прятки».

( Шапка- невидимка)

4.Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания.

( Волшебная палочка)

III СТРАНИЦА

«Сказочная газета»

( Конкурс проводится среди участников команды. Какая команда быстрее ответит. За каждый правильный ответ- 1балл. Можно использовать лото )

«Книга рекордов»

1. В одно коровье ушко влезает, в другое вылезает?

( Крошечка- Хаврошечка)

2.В одно кобылье ушко влезает, а в другое вылезает?

(Иван-дурачок)

3.В какой сказке необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой?

(Репка)

4.Живой , а смерть не страшна?

(Кощей Бессмертный)

5.Желание, которое трудно понять?

(Поди туда, не знаю куда, принеси то – не знаю что)

« О спорте»

1. Укротитель дикого животного, путешествует на нём верхом.

( Иван Царевич и Серый Волк)

2.Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и счастливую судьбу его решает.

( Царевна – лягушка)

3.Мастер воздушных пируэтов.

( Змей Горыныч)

4. Гонщик на печи.

( Емеля – дурак)

« Знакомства»

Кто из сказочных героев написал следующие объявления?

1.Мастер я колоть дрова, 2. Я- богатый, всемогущий,

Рыбок уважаю, Очень стройный, страшно злющий,

Хоть и дурья голова, Но я смерти не боюсь,

Печь меня катает!. Угадайте, как зовусь?

( Емеля) ( Кощей Бессмертный)

3.Я – обаятельная жутко, 4. Я- в семействе не один,

И обладаю нюхом чутким, Третий неудачный сын,

Причёской славлюсь неземною, Каждый, кто со мной знаком,

Летать умею над землёю. Называет дураком.

(Баба- Яга) Не согласен я никак.

Не дурак я , а добряк.

(Иван- дурак)

«Объявления. Реклама.»

Требуется отгадать автора объявления.

1. Туристическая фирма «Дремучий лес предлагает вам шикарный отдых в традиционном русском стиле. Мобильная бревенчатая изба приютит вас после изнурительной пешей прогулки по лесу, предложит вам хорошо натопленную русскую баньку и экзотические блюда. Вы можете принять участие в древнем обряде или получить клубок – путеводитель по лесу для дальнейшего путешествия по лесу от очаровательной хозяйки в народном костюме.

( Баба- Яга)

2.Клуб «Садоводы- любители приглашает спонсоров посетить смотр- конкурс «Суперовощи». Вы сможете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию особо крупных овощей.

( Герои из сказки «Репка»)

3.Лесная школа коммерции «Хочешь есть- умей хитрить» предлагает курс наглядного обучения « За лапоток – курочку, за курочку- гусочку»

( Лиса)

4. Опытный суперагент фирмы «Вихрь» в рекордно короткие сроки доставит вам воздушным путём вашу невесту в любую точку земного шара.

( Змей Горыныч)

5. Срочно требуется телохранитель для соблазнительного и сладкого любителя лесных прогулок. Оплата песнями.

( Колобок)

( Соревнуются капитаны команд. Ответы записывают на листочках бумаги.

Или устно. Первым отвечает тот, кто успеет схватить волшебное яблоко.

За каждый правильный ответ – 1 балл)

1.Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?

( Колобок)

2.Назовите героиню русской народной сказки , которая была сельскохозяйственным продуктом?

( Репка)

3. В какой русской народной сказке решаются проблемы обеспечения жильём?

( «Теремок»)

4.В какой русской народной сказке брат не послушался сестру: нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

5. Назовите героиню французской сказки , которая получила своё прозвище благодаря головному убору.

(Красная шапочка)

6.Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай.

( Буратино)

7.Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это розвали?

( Кот в сапогах)

8. Назовите имя героя, который построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь?

(Наф-Наф из сказки «Три поросёнка»)

( Каждая команда выбирает конверт, в котором лежит лист с названием басни И. Крылова . Команда должна инсценировать басню. Высшая оценка -2 балла.

Пока команда готовится, проводится конкурс для зрителей )

КОНКУРС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

1. Имя легендарного основоположника жанра басни, жившего, как предполагают, в 11 веке до н. э.

(Эзоп)

2.Угадай басню И.А. Крылова по цитате:

А) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

(«Волк и ягнёнок»)

Б) «И сели на лужок под липки // Пленять своим искусством свет…»

Квартет»)

В) «А Васька слушает да ест…»

Кот и повар»)

Г) «Вот друга я люблю! Зато уж чванных не терплю.// Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!..»

(«Демьянова уха»)

Д) «Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею…»

(« Свинья под дубом»)

( Каждый член команды имеет право задать подготовленный им вопрос любому члену другой команды. Жюри решает, какой вопрос самый интересный, и вручает его автору приз. За каждый правильный ответ –

1 балл.

Вопросы можно подготовить дома!)

(По окончаниям знаменитых стихотворных строк участники должны за одну минуту вспомнить и прочесть стихотворение целиком или его отрывок, назвать автора. Номер задания команда определяет с помощью лото. За каждый правильный ответ-2 балла)

ОБРАЗЕЦ.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет , как дитя.

( А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1. Зима! Крестьянин , торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как- нибудь.

(А.С.Пушкин . Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

2.Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

( М.Ю. Лермонтов «Парус»)

3. Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел . Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

( Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»)

4. У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Кем работать мне тогда,

Чем мне заниматься?

( В.В.Маяковский « Кем быть»)

( За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Время на обдумывание 2 минуты. Номера вопросов ребята определяют с помощью лото.

Карточки с заданиями прилагаются ! См. Приложение №3)

ВЕДУЩИЙ

Ребята, если вы помните, у каждого уважающего себя сыщика имелась специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. Здесь хранятся словесные портреты персонажей известных вам книг. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь. Вы должны назвать имя героя , угадав его по словесному портрету, определить из какого он произведения и кто его автор.

(1.Ихтиандр-Морской Дьявол А.Беляев. «Человек-амфибия»

2.Д Артаньян. А. Дюма «Три мушкетёра»

3.Пятница. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

4. Собака . А. Конан-Дойль «Собака Баскервилей»)

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

РАЗМИНКА

1. Как иначе можно назвать произведения устного народного творчества?

(Фольклор)

2.Объясните значение крылатого выражения «Кануть в лету»

( Быть забытым навсегда)

3.Какие две части выделяют в Библии?

( Ветхий завет. Новый завет)

4.Какие вы знаете типы русских народных сказок?

( Волшебные, бытовые, сказки о животных)

5.Имена первых детей Адама и Евы.

( Каин и Авель)

6.Кто такая Вазуза?

( Река)

7.Реплика Бабы-Яги, когда она чувствует, что в её жилище прячется незваный гость.

(Фу-фу! Русским духом пахнет!»)

8.Каков буквальный перевод слова «Библия»?

( Книга)

9.Средство передвижения Бабы-Яги.

(Ступа)

10. Какое событие в библейской истории вызывает в вашей памяти имя Ноя?

( Всемирный потоп)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КОНКУРС « ПИСЬМА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

1.Спешу уведомить, душа…какие со мной чудеса творятся. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму, как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал- губернатора. И я теперь живу у городничего , волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решаясь только с которой начать…

(Иван Александрович Хлестаков-Тряпичкину

Н.В.Гоголь «Ревизор»)

2. Милый… ! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

А вчерась была мне выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что качал ихнего ребёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку…

(Ванька Жуков –дедушке

А.П.Чехов «Ванька»)

3. …

Но говорят вы нелюдим,

В глуши , в деревне всё вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда б не знала вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья…

( Татьяна Ларина-Евгению Онегину

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

4.Предвижу всё: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? С какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,… (Евгений Онегин-Татьяне Лариной

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

КОНКУРС « ДЕТЕКТИВЫ»

1. Странное, плавающее существо; получеловек- полулягушка, с серебристой чешуёй, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо сняло очки и перчатки, выяснилось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет, который в своём получеловечьем виде так пугал ловцов жемчуга, что получил прозвище…

(Ихтиандр-Морской Дьявол

А. Беляев «Человек-амфибия»)

2. Молодой человек 18 лет отроду из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приёмами одного из самых распространённых в 17 веке видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарство, галантное отношение к дамам, он не лишён остроумия, хитрости, сообразительности.

( Д Артаньян.

А. Дюма «Три мушкетёра»)

3. Молодой туземец родом из дикого племени. Был обречён на смерть, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и разделил одиночество спасателя.

( Пятница.

Д. Дефо «Робинзон Крузо»)

4. Это была собака, огромная, чёрная, как смоль.Но такой собаки ещё никто из нас смертных не видывал. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное , чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана.

( Собака.

А. Конан –Дойль « Собака Баскервилей)

Эрудит – лото         

Познавательно —  развлекательная программа для учащихся 3-4 классов

                                                                    Туманова Надежда Валентиновна,

                                                        учитель начальных классов

Оформление:

       На доске изображение атрибутов настольной игры лото – карточки и мешочек с бочонками, название программы «Эрудит – лото»,  плакат с названиями областей знаний, флажки с вопросами, таблица для подсчёта очков (расчертить на две команды по пять заданий),  журнальный столик для ведущего.

        Учащиеся сидят за партами, стоящими в два ряда (в центре два игровых стола для будущих участников).

Реквизиты:

       Мешочек с бочонками;  набор карточек с цифрами от 1, 2, 3; две резиновые игрушки, издающие звуки; две ручки и листы для ответов; сигнальные карточки красного и зелёного цвета (по числу игроков); яркая коробка с пиратскими метками, избушка Бабы Яги из картона.

Ход программы:

1. Приветствие присутствующих.

Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на познавательно — развлекательной программе «Эрудит – лото».

—  Кто такой эрудит? (ответы детей)

—  Что такое лото? (ответы детей)

Ведущий: Как вы знаете, слово «эрудит» означает человека, обладающего разносторонними познаниями. А слово «лото» — название настольной игры, в которой используются бочонки. Если соединить эти два слова, получиться новая игра, где участники двух команд будут демонстрировать свои знания в разных областях, которые имеют свои номера на бочонках. Эти бочонки будет доставать водящий (водящего нужно выбрать из присутствующих родителей).

Ведущий: Ребята поднимите руки те, кто хотел бы принять участие в сегодняшней игре?

— Я вижу, что желающих много, поэтому предлагаю ребятам, сидящим в… ряду на … месте набрать к себе в команду 4 человек по своему усмотрению.

(набор команд)

 — Встречаем команды, которые примут участие в первой игре (команды занимают свои места за игровыми столами в центре класса).

Ведущий: Если команда побеждает в 1 туре, она остается на своём месте, если проиграет – набирается новая команда из зала и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая одержит победу в последнем туре.

Ведущий:Предлагаю  области  знаний, в которых будут состязаться участники (области обозначены карточками разного цвета):

1)      Пираты (карточки розового цвета).

2)      Незнайка и его друзья  (карточки синего цвета).

3)      Города и страны (карточки зелёного цвета)

4)      Животный и растительный мир (карточки жёлтого цвета).

5)      Драконы, великаны и кое-что ещё… (карточки красного цвета).

Первый тур.

  Ведущий: Предлагаю водящему достать номер одной из областей знаний, (описание предметных областей идёт подряд, водящий может достать любой)

  № 1 « Пираты».

 Ведущий:В нашей коробке лежат метки, на них написаны вопросы. Каждый участник обеих команд выбирает себе пиратскую метку с вопросом и пытается на него ответить. Чем больше у команды правильных ответов, тем больше шансов одержать победу в этом туре (ответы команды дают по очереди).

Вопросы:

1)      Какой адрес у пиратов? (Море)

2)      Любимая валюта пиратов? (Золото, пиастры)

3)      Оружие пиратов? (Сабли, пушки, кинжалы, мушкеты)

4)      Домашнее животное пиратов? (Попугай)

5)      Любимый напиток пиратов? (Ром)

6)      Что является конвертом для пиратской почты? (Пустая бутылка)

7)      Где пираты хранят свои сокровища? (В сундуках)

8)       Что больше всего на свете любят пираты? (Деньги)

9)      В какой книге пираты встретили одного старенького доктора? («Айболит»)

10) Как называют пиратов в разных странах? (Корсары, каперы, приватиры, буконьеры, флибустьеры), (очко защитывать за каждый ответ)

   Таблица заполняется по ходу программы (выбрать учеников, свободных от игры в данный момент  для заполнения результатов)

1 команда

очки

2 команда

очки

1.

2.

3.

4.

5.

(По итогам набирается новая команда учеников, не принимавших участие)

Ведущий: Прошу водящего достать следующий номер.

            Второй тур.

                        № 2 « Незнайка и его друзья»

Ведущий: Каждой команде выдаётся набор карточек с цифрами. Я задаю вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете один из них и поднимите карточку с цифрой. Ответ даёт тот, кто первый поднимет карточку (после ответа ученика, учитель зачитывает отрывок из произведения)

 — На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?

1)      Незабудок.

2)      Колокольчиков.

3)      Одуванчиков.

      «В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей». Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на разных музыкальных инструментах. Все слушали музыку и хвалили. Незнайка ему завидовал».  — Какой музыкальный инструмент предложил Гусля Незнайке?

1)      Барабан.

2)      Балалайку.

3)      Гармошку.

 — Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

       — Учись, согласился Гусля.

        — На чём ты хочешь играть?

        — А на чём легче?

      —   На балалайке!

      Ведущий:После того, как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил

       сделаться художником.                      

       — Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?

1)      Пончик.

2)      Торопышка.

3)      Доктор Пилюлькин

    «Первым проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портрет и стал смеяться»

Ведущий: Художника из Незнайки не получилось, и он задумал сделаться поэтом и сочинять стихи. Сумел ли его учитель Цветик подобрать рифму к слову «пакля»?

1)      Да.

2)      Нет.

3)      Может быть.

    «Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля … — Он долго бормотал, потом сказал: — Тьфу! Что это за слово? Это какое – то слово, на которое нет  рифмы»

Ведущий:Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что – то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они мастерили?

1)      Пылесос.

2)      Автомобиль.

3)      Воздушный шар.

«…а когда месяц прошёл, то оказалось, что они сделали автомобиль. Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом».

Ведущий:Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?

1)      Пять дней

2)      Неделю.

3)      Десять дней.

     «Вот так полетели! – кричали вокруг – Вот так Знайкин шар! Целую неделю возились с ним, и он взял да и лопнул».

Ведущий: Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвоздике висело полотенце, а на полочке лежали мыло и зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он…

1)      Горький.

2)      Безвкусный.

3)      Невкусный.

    «Вот там щётка, вот зубной порошок. Будете чистить зубы, — сказала Синеглазка, протягивая Незнайке зубную щётку.

 — Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка.

 — Это почему же?

 — Невкусный!»

Ведущий:Через реку вёл узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи. Из чего был сделан мост?

1)      Из прутьев.

2)      Из стеблей льна.

3)      Из коры берёзы.

      «Этот мост сделали наши малышки, — сказала Синеглазка. – Мы плели его целый месяц из стебля льны, а потом малыши помогли нам протянуть его над водой».

Ведущий:Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?

1)      С Медуницей.

2)      С Кнопочкой.

3)      С Селёдочкой.

      «Незнайка подружился с Кнопочкой, и с тех пор, если замечал, что кто-нибудь обижает малышек, он подходил и говорил:

— Ты зачем обижаешь малышек? Смотри, чтобы я этого больше не видел!

Обижать малышек у нас не принято!»

Ведущий: В этом туре выигрывает… команда, потому что у неё было больше правильных ответов.

    Выбор новой команды, если это необходимо.

Ведущий:Следующие вопросы будут из области…(Водящий достаёт бочонок).

                                                        Третий тур.

№ 3 «Драконы и великаны и кое-что ещё…»

Ведущий:Все вопросы о сказочных существах спрятаны у нас в избушке. Избушка, избушка, повернись к нам передом, а к  лесу задом. Предлагаю представителям от каждой команды выбрать по очереди вопросы для обсуждения. Тот, кто выбирает карточку с вопросом, в команду не возвращается, пока одна из команд не даст ответ. Как только ответ у команды готов, необходимо сначала подать музыкальный сигнал резиновой игрушкой и только потом ответить на заданный вопрос (Выбирают вопросы по очереди).

Вопросы:

1)      Как называется чудо-зверь, с которым сражаются богатыри в русских народных сказках? (Змей Горыныч, русские былины).

2)      В одной из сказок… было удивительное животное с одним туловищем и двумя головами. Как оно называлось? (Тянитолкай, К. Чуковский «Доктор Айболит»).

3)      В какой сказке один великан обернулся с горяча мышкой и опомниться не успел, как его съели? («Кот в сапогах», Ш. Перро).

4)      Какое существо Баба Яга ласково называла «бриллиантовый ты мой»? (Домовёнка Кузьку из книги Т. Александровой).

5)      Назовите злодея, который свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по – змеиному (Соловей – разбойник,  русские былины).

6)      Как звали крысу, с которой дрался Буратино? (Шушара, А. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино).

7)      Как звали спутницу кота Базилио? (Лиса Алиса, А. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино).

8)       Вожак стаи волков, приютивший Маугли? (Акелла, Р.Киплинг, «Маугли»).

9)      Назовите маленьких человечков, взявших в плен путешественника, потерпевшего кораблекрушение. (Лиллипуты, Д. Свифт, «Путешествие Лемюэля Гулливера…»).

10)  Существо, которое летало с помощью нехитрого приспособления на спине (Карлсон, А. Линдгрен, «Три повести о Малыше и Карлсоне»).

             Подводятся итоги, идёт замена проигравшей команды.

Ведущий: Пришло время доставать следующий бочонок (водящий достаёт бочонок).

                                                 Четвёртый тур.

№ 4 «Города и страны».

Ведущий:Я прошу обратить внимание на  зелёные флажки, на которых скрыты вопросы. Каждая команда выбирает себе по 5 флажков  и готовит ответы в течение одной минуты. По истечении одной минуты команды задают свои вопросы команде – сопернице и сверяют её ответ со своим. Выигрывает та команда, которая ответила на большее количество вопросов.

Вопросы:

1. Назовите столицу Украины? (Киев)

2. Расшифруйте: США (Соединённые Штаты Америки).

3. В каком году был основан город Салехард? (1595)

4. Назовите крупные реки России? (Обь, Енисей, Лена, Волга, Иртыш, Амур).

5. Назовите имя и фамилию писателя, которому открыт дом – музей в Салехарде? (Леонид Лапцуй)

6. Где родились Олимпийские игры? (В Древней Греции)

7. Жители какой национальности проживают на Чукотке? (Чукчи)

8. В какой стране основной пищей является рис? (Китай)

9. Назовите президента России?

10. Как называется наш округ? (Ямало – Ненецкий Автономный округ)

         Подводятся итоги, идёт замена проигравшей команды.

                                                    Пятый тур.

№ 5 «Животный и растительный мир».

Ведущий:Вопросы из этой области находятся на жёлтых карточках. Задавать их будет водящий, ваша задача  — записать ответы в том порядке, в каком задаются вопросы. Проверять ответы будем по листочкам. Ответы должны состоять из одного – двух слов.

Вопросы:

1. Какие жуки носят название того месяца, в котором появились? (Майские)

2. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка)

3. Ягоды этого растения похожи на малину, только чёрного цвета (Ежевика).

4. Почему шиповник имеет такое название? (Имеет шипы)

5. Назовите самое большое в мире животное?  (Синий кит. Длина  — 33 метра, вес до 150 тонн. Такой кит тяжелее 50 слонов).

6. Самая маленькая птица на Земле? (Колибри)

7. Самая высокая трава в мире? (Растение банан – это тропическая трава, достигает высоты 15 метров)

8. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Маскировочная окраска)

9. Эти грибы растут большими компаниями на пнях (Опята).

10. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)

Общее подведение итогов. Награждение команды – победительницы.

12.02.2013

Интеллектуальный ринг для старшеклассников «Эрудит – лото»

mna

Интеллектуальный ринг для старшеклассников

Оценить




3714

Содержимое разработки

ГУ «Качарская средняя школа №1»

Учитель русского языка и литературы Ляпичева Наталья Ивановна

«Эрудит – лото»

«Эрудит – лото»

(Интеллектуальный ринг для старшеклассников).

Цель:

Заинтересовать и повысить познавательную и творческую активность в изучении литературы;

Совершенствовать навыки устной речи учащихся;

Объединить детей, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ведущий:

Мы приветствуем всех, кто принимает участие в игре «Эрудит-лото». Сегодня соревноваться будут две команды. Сейчас они обменяются приветствиями и представят своих капитанов. (Каждая команда приветствует соперников и жюри, представляет своего капитана)

Ведущий:

Вопросы нашей викторины различны, среди них есть весьма непростые, но те, кто любит и знает литературу, ответят на них. Победителей ждут призы.

Правила игры:

Представители команд вынимают из мешочка «бочонки» лото и называют номера, написанные на них.

За правильный ответ команда получает от 1 до 4 баллов.

На обсуждение вопроса дается определенное время.

Начинаем игру. Желаем удачи! Пусть фортуна вам улыбнется!

Конкурс «Литературный»

(Каждой команде предстоит ответить на 4 вопроса)

В каких произведениях А.С. Пушкина описан Е. Пугачёв? («Капитанская дочка», «История Пугачёва»)

Кто из русских писателей описал морские кругосветные путешествия, в которых сам принимал участие? (И.А. Гончаров «Фрегат»)

Последняя, ставшая роковой должность А.С. Грибоедова (служил в ранге полномочного министра (посланника)).

Кого имел ввиду А.С. Пушкин, восклицая:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен.

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз!»

(«19 октября» . Посвящено бывшим лицеистам)

Назовите последнее предсмертное произведение Н.А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»)

Назовите автора строк «Будущее светло и прекрасно, работайте для него, приближайте его». (Н.Г. Чернышевский «Что делать?»)

Фет – псевдоним, назовите настоящее имя поэта. (Афанасий Афанасьевич Шеншин)

Из какого произведения эти строки: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». (Раскольников «Преступление и наказание»)

Конкурс «Кто есть кто?» (Вещи литературных героев)

Халат, тапочки – Обломов

Лягушка, пробирка, скальпель – Базаров

Ключ, шаль – Катерина «Гроза»

Постель с гвоздями, баночка мази, книги, картина «Бурлаки на Волге»- Рахметов

Конкурс болельщиков (аукцион)

Кто автор известных крылатых выражений?

А) « Униженные и оскорбленные» (Достоевский)

Б) «С корабля на бал» (Грибоедов)

В) «Луч света в тёмном царстве» (Добролюбов)

Г) «Пришёл, увидел, победил» (Ю.Цезарь)

Д) «Король – то голый!» (Андерсен)

Е) «Быть или не быть» (Шекспир)

Ж) «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Некрасов)

З) «Рожденный ползать летать не может» (Горький)

4. Конкурс «Письма литературных героев» (Каждая команда выбирает по 2 конверта , в которых лежат письма. Игроки должны ответить, кто и кому написал письмо , назвать произведение и автора).

Тексты писем прилагаются

Хлестаков – Тряпичкину («Ревизор» Гоголь)

Е. Онегин — Татьяне («Евгений Онегин» Пушкин)

Т. Ларина – Е. Онегину

Вера Лопухова – Кирсанову («Что делать?» Чернышевский)

Конкурс «Место встречи изменить нельзя» (По описанию определите, о каком месте идет речь, назовите произведение)

Имение Кирсановых (Тургенев «Отцы и дети»)

Комната Обломова (Гончаров «Обломов»)

Комната Раскольникова (Достоевский «Преступление и наказание»)

Будущее в романе «Что делать?» (Чернышевский)

6. Конкурс капитанов «Их надо знать в лицо» (каждый капитан выбирает номер портрета, который ему нужно угадать по описанию, которое ему зачитывают)

1. Салтыков-Щедрин М.Е.

2. Лев Толстой

3. Ф.М. Достоевский

4. Островский А.Н.

7. Конкурс болельщиков «Верю – не верю»

(Задается вопрос, отвечающий должен согласиться или не согласиться с предположением)

Публицистика – литература, посвященная злободневным общественно-политическим вопросам. (да)

Рассказ – лиро-эпический жанр, преимущественно стихотворный, повествующий об исторически значимых событиях. (нет)

Сатира – разновидность комического, беспощадное, гневное обличение смехом уродливых явлений жизни. (да)

Гипербола – построена на сопоставлении двух признаков. (нет)

Дактиль — двусложный размер с ударением на 1-й слог. (нет)

Аллегория – резкое противопоставление образов. (нет)

Игра заканчивается подведением итогов и награждением победителей. Болельщики выбирают самого эрудированного игрока и вручает ему Приз зрительских симпатий.

Приложение

Письма

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это всё пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное…

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю…

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи,

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

(Татьяна Ларина – Евгению Онегину «Евгений Онегин»)

**************************************************

Предвижу все: вас оскорбит 
Печальной тайны объясненье. 
Какое горькое презренье 
Ваш гордый взгляд изобразит! 
Чего хочу? с какою целью 
Открою душу вам свою? 
Какому злобному веселью, 
Быть может, повод подаю! 

Нет, поминутно видеть вас, 
Повсюду следовать за вами, 
Улыбку уст, движенье глаз 
Ловить влюбленными глазами, ….

(Евгений Онегин – Татьяне «Евгений Онегин» А.С. Пушкин)

************************************************

…. Спешу уведомить тебя, душа… какие со мной чудеса… И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в сою литературу.

(Иван Александрович Хлестаков -Тряпичкину «Ревизор» Н.В. Гоголь)

****************************************************

Милостивый государь,

Вы поймете, до какой степени я была обрадована вашим письмом. Ваша близость к погибшему Дмитрию Сергеевичу дает мне право считать и вас моим другом. Да, если послушать нас, мы все трое такие эгоисты, каких до сих пор свет не производил. Вчера мы возвратились в Петербург — вот причина, по которой я так долго не отвечала на ваше письмо. А вы, вероятно, бог знает чего не передумали, долго не получая ответа.

Обнимаю вас, милый друг, ваша…

(Вера Лопухова – Кирсанову)

***************************************************

«Портреты»

При жизни его боготворили и ненавидели. Его обвиняли в том, что он покушался на святая святых. России: её историю, государственность.

Злой.

По натуре был не из тех людей, которые могут всю жизнь жить припеваючи, не нажив, ни одного врага. Мысль и страдание застыли в глазах человека, чьим оружием был смех.

Салтыков-Щедрин

Графа портрет не напоминал. С холста глядел прозорливо и испытующе мудрец в мужской рубахе. Взгляд его таил такую силу, которая вначале почти ошеломляла. Да и написан он был как-то просто.

Лев Толстой

Зимой 1972 г. Перовым по заказу был написан портрет человека, которого художник смог уловить в минуту творчества. Когда портрет был выставлен в Академии художеств, изображенного на портрете назвали маньяком, отступником, изменником, место которому в доме для умалишённых.

Достоевский

Перед нами портрет. Таким его видел и написал художник, когда за плечами драматурга уже были слова и известность, сотни постановок пьес. Вглядитесь – как мало светлых тонов, уставшее лицо, серьезный взгляд. Перед нами – работник, руки, тяжело лежащие на коленях, как бы свидетельствуют об этом.

Островский

Место встречи

Имение Кирсановых

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами….

…. мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках , как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.

Будущее в романе Чернышевского «Что делать?»

Здание, громадное, громадное здание, каких теперь лишь по нескольку в самых больших столицах…. Оно стоит среди нив и лугов, садов и рощ. О, да это колонны вокруг них, это они открыты на лето; да, это оранжереи, раскрывающиеся на лето. Это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром; оно образует вокруг него широкие галереи по всем этажам…..

.. Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти вся такая же….

Комната Раскольникова( «Преступление и наказание» Достоевского )

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

Комната Обломова

. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою

материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и

множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все,

что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных

приличий, лишь бы отделаться от них.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/8457-intellektualnyj-ring-dlja-starsheklassnikov-j

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Интеллектуальная игра «Новогоднее лото»

Разделы:

Социальная педагогика


Форма проведения: лото; индивидуальное участие.

Оформление:

  • плакат с названиями категорий (категории написаны разным цветом) и
    очками по каждой категории от 5 до 30 в зависимости от сложности вопросов;
  • один кубик с разноцветными гранями в количестве 6 (по количеству
    категорий);
  • второй кубик с цифрами от 1 до 6 (по количеству вопросов в каждой
    категории).

Условия игры:

Количество участников по количеству категорий. Можно провести отборочный тур.
Путем жребия выбирается порядковый номер каждого участника. Каждый участник
должен выбрать категорию с помощью кубика с разноцветными гранями, а затем номер
вопроса также с помощью второго кубика с цифрами от 1 до 6. Если участник не
может ответить на вопрос или отвечает неправильно – ему предлагается штрафной
вопрос («Загадки», «Закончи строчку…», «Чего на елке не бывает?») с целью
заработать хоть немного очков (что повысит мотивацию к дальнейшему участию в
игре) В случае верного ответа дается право еще раз бросать кубик, неверного –
переход хода. Те вопросы, на которые не получен ответ, остаются в игре и их
разыгрывают другие участники. Один раз за всю игру можно попросить помощь зала.

  1. Категория «Зимние приметы»
  • (5 очков) Зима морозная, лето… (жаркое)
  • (10) Зимой собаки валяются – быть…(метели)
  • (15) Кошка лежит клубком и прячет мордочку – к …(морозу и ненастью)
  • (20) Снегирь под окном чирикает – быть… (оттепели)
  • (25) Коли в январе март – бойся … (в марте января)
  • (30) Февраль силен метелью, а март…(капелью)
  1. Категория «Пословицы и поговорки о зиме»
  • (5) Готовь сани летом, а … ( телегу зимой)
  • (10) Декабрь год кончает, зиму… (начинает)
  • (15) В зимний холод — всякий…(молод)
  • (20) Будет зима, будет и …(лето)
  • (25) Как зима не злится, а весне… (покорится)
  • (30) Август собирает, а зима… (поедает)
  1. Категория «Новости со всего света»
  • (5) Где принято с каждым ударом часов съедать по одной виноградине?
    (на Кубе).
  • (10) В какой стране существует традиция в новогоднюю ночь сорвать
    веточку персикового дерева с набухшими почками и подарить другу (Вьетнам).
  • (15) Здесь новый год приходит в самый засушливый месяц, поэтому все
    стараются облить друг дуга водой (Африка).
  • (20) Бабо Натале, Пэр Ноэль, Папа Паскуала, Пай Натал,
  • (25) В этой стране елки не растут, а новогоднее дерево имеет неколючие
    веточки и запах полыни (Израиль).
  • (30) Когда встречают новый год в восточных странах? (по восточному
    календарю в период между 21.01 и 19.02).
  1. Категория «Персонажи»
  • (5) Как зовут внучку деда Мороза?
  • (10) Американский дед Мороз?
  • (15) Символ 2009 года? (бык)
  • (20) Кто установил праздновать в России новый год 31 декабря? (Петр
    Первый)
  • (25) Прародитель Деда Мороза (св. Николай)
  • (30) Автор стихотворения «Говорят, под новый год…» (С. Михалков)
  1. Категория «Всякая всячина»
  • (5) Что устанавливают и украшают в домах как символ нового года (елку).
  • (10) Назовите слово, близкое по значению словам «холод, стужа» (мороз).
  • (15) Зимнее логово медведя (берлога).
  • (20) Домашний деда Мороз (холодильник).
  • (25) Птица, которая не боится мороза (пингвин).
  • (30) Чей это адрес: 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг
    (Деда Мороза).
  1. Категория «Зимняя сказка»
  • Кто говорил о себе «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели
    прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне попал в глаз
    осколок зеркала эльфов, и я все стал видеть злым и безобразным» (Кай,
    «Снежная королева»).
  • «Зимой дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот… всегда с
    рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно»
    (сказка «Серебряное копытце» Бажов).
  • «Однажды в студеную зимнюю пору
    Я из лесу вышел, был сильный мороз,
    Смотрю – поднимется медленно в гору
    Лошадка, везущая хворосту воз…»
    (Некрасов «Мужичок с ноготок»)
  • «Девушка сидит под елью, мороз ее пробирает, вдруг слышит –невдалеке …
    по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на
    той ели, под которой девица сидит и спрашивает: «Тепло ли тебе, девица,
    тепло ли красавица?» (Сказка «Морозко»).
  • Она — милый и трогательный персонаж народных сказок. Она красива и
    немного печальна. Ее радует снег и холод и пугает солнце, от горячих лучей
    которого он тает» (Снегурочка).
  • «Гуляли по чистому полю два Мороза, два родные брата, с ноги на ногу
    поскакивали, рукой об руку поколачивали. Говорит один другому: «Как бы нам
    позабавиться – людей поморозить…» Как звали этих двух морозов (Мороз
    Синий нос, Мороз Багровый нос).

Штрафные вопросы: (по 1 очку)

«Загадки»

  • В воде не тонет, в огне не горит (лед).
  • Природа засыпает, когда это бывает? (зимой).
  • Белый, а не сахар, холодный, не согреешь (снег).
  • Кручу, бурчу, знать никого не хочу (метель, вьюга).
  • Кто строит мост без топора? (мороз).
  • В декабре, в январе все деревья в серебре (иней).
  • Разошлися мальчики в разные чуланчики, каждый мальчик в свой чуланчик
    (пальцы в перчатках).
  • В круглом окне днем стекло разбито, а к вечеру вставлено (прорубь).

И другие загадки «Закончи
строчку…»

  • На дворе снежок идет, пришел праздник…новый год»
  • Мягко светятся иголки, хвойный дух идет от…елки»
  • И качаются игрушки, звездочки, флажки…хлопушки»
  • Белоус и краснонос, под ветвями…Дед Мороз»
  • Нитки пестрой мишуры, колокольчики…шары»
  • Мы вдвоем катали ком
    Шляпу старую надели
    Нос приделали и вмиг…
    Получился …снеговик.

И другие загадки «Чего на елке
не бывает?»

  • Звонкая хлопушка…
  • Красивая игрушка…
  • Старая подушка…
  • Веселенький петрушка
  • Горячая ватрушка…
  • Белые снежинки …
  • Яркие картинки…
  • Рваные ботинки…
  • Рыбки золоченые…
  • Яблоки моченые…

9.02.2009

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий казачьего обряда входины
  • Сценарий исторического квеста блокада ленинграда
  • Сценарий идеального убийства
  • Сценарий игровой программы путешествие во времени
  • Сценарий казачьего обряда встреча гостей