Сценарий интервью образец

Пример готового сценария глубинного интервью и подробные рекомендации по самостоятельной разработке. Статьи и публикации маркетингового агентства "Русопрос"

Гайд для интервью

Когда речь идет о качественных исследованиях, одним из ключевых методов сбора информации является глубинное интервью. Вне зависимости от того, кто именно отвечает на вопросы (эксперт или потребитель определенной категории товаров), процесс свободного общения, диалога позволяет лучше и глубже раскрыть мысли собеседника.

Суть метода состоит в установлении доверительного общения между интервьюером и респондентом, и проходит в формате живой беседы. Глубинное интервью проводится по заранее подготовленному списку вопросов, сценарию. Таким образом, подготовительным этапом является формирование списка вопросов, отвечающих целям и задачам исследования.

Структурирование гайда

Список вопросов (гайд, от английского «guide» — путеводитель) это документ, содержащий темы и блоки вопросов, направленные на достижение основной цели исследования. Как правило, руководство для интервью состоит из серии открытых вопросов, свободных к интерпретации модератора. Таким образом, интервью может проводиться по заготовленной структуре, но с использованием гибких формулировок. Структура интервью может быть выстроена следующим образом:

  • Хронологическое построение. В случае если интервью носит биографический характер, где события следуют одно за другим, результатом должно стать четкое повествование с отражением разных временных промежутков;
  • Описательное построение. Если целью исследования является более детальная оценка какого-либо объекта, явления или события, то структура формируется вокруг вопросов, направленных на изучение мнения респондента о составных частях и отдельных элементах исследуемого материала. Интервью не только должно будет помочь респонденту озвучить собственные мысли или предоставить экспертные оценки, но и предоставить модератору детальное отображение объекта или явления через последовательное отображение его составных частей;
  • Рефлексивное построение. Если для исследования необходимы только мнения и оценочные рассуждения респондента, вопросы должны быть сосредоточены на причинно-следственных связях, и в процессе беседы интервьюер должен зафиксировать полученные выводы.

Профессионализм модератора заключается в принятии самостоятельного решения о необходимости задавать уточняющие и дополнительные вопросы для более глубокого раскрытия темы исследования.

Порядок вопросов и частые ошибки

Как и любое исследование, глубинные интервью требуют масштабной подготовки на каждом этапе. Учитывая, что качественные виды исследования направлены на получение содержательной информации от респондентов (экспертов, потребителей и пр.), модератор должен быть обучен основным методикам ведения беседы, используя список ключевых вопросов. Каждый из этапов подготовки важен, и нарушение условий проведения может исказить получаемые данные.

В основе проведения исследования лежит список вопросов. После того как была определена цель исследования, выбрана структура проведения, необходимо составить перечень вопросов согласно теме, целям и задачам исследования. Формулировки вопросов могут варьироваться, но структура беседы должна выглядеть следующим образом:

  1. Идентификация. После приветствия и согласия на проведение беседы, респондент отвечает на ряд личных вопросов: имя, возраст, социальный статус, и прочая информация, которая может потребоваться для последующей интерпретации данных;
  2. Вводные вопросы. Они направлены на определение зоны интересов респондента, степени погруженности в тему исследования;
  3. Ключевые вопросы. Вопросы, связанные напрямую с объектом исследования. Данные вопросы требуют максимально развернутых ответов и могут потребовать уточнений или дополнений со стороны интервьюера;
  4. Заключение. После получения основной информации, модератор подводит итоги, благодарит респондента, при необходимости просит резюмировать ключевую информацию, предоставляет возможность дать обратную связь.

При самостоятельной разработке сценария интервью необходимо избегать ошибок, которые могут повлиять на сбор и качество получаемой информации, но также необходима подготовка интервьюера, которому крайне важно избегать:

  • Предвзятости (когда модератор подталкивает респондента к «правильным ответам»);
  • Отстраненности (когда интервьюер не ведет дискуссию, а дословно, по порядку зачитывает подготовленные вопросы, не следуя за разговором и ходом мысли респондента);
  • Нарушения процедур проведения (интервьюер не фиксирует информацию, нарушает предусмотренный тайминг);
  • Игнорирования структурной логики сценария (вопросы задаются не структурировано, происходят нелогичные переходы с темы на тему).

Ниже приводим пример готового списка вопросов сценария интервью (рассматривается тематика «изучения потребительского поведения»):

Пример гайда глубинного интервью


Как Нолан пишет сценарии

Видео: Как Нолан пишет сценарии

Содержание

  • Примеры сценария интервью
  • 1- Сценарий журналистского интервью
  • Часть I: презентация интервьюируемого
  • Часть II: вопросы и ответы
  • Часть III: прощание и выводы (по желанию)
  • 2- Сценарий собеседования
  • Часть I: презентация
  • Часть II: академическая подготовка и опыт работы
  • Часть III: закрытие интервью
  • 3- Сценарий исследовательского интервью
  • Часть I: знакомство с интервьюером
  • Часть II: данные интервьюируемого
  • Часть III: исследования
  • Часть IV: закрытие интервью
  • 4- Сценарий интервью для клинической консультации
  • Часть I: сбор данных
  • Часть II: информация о здоровье
  • Часть III: причина консультации
  • Ссылки

А сценарий интервью Это список обсуждаемых вопросов и вопросов, которые интервьюер собирается задать интервьюируемому в указанном разговоре, которые должны дать последовательные ответы в соответствии с целью интервью.

Интервью — это диалог или беседа, которая может иметь место между одним или несколькими людьми на тему, представляющую общий интерес, с целью узнать их мнение по этому поводу, их убеждения и опыт в данной области. Это может быть личная встреча, то есть личная встреча, по телефону или в Интернете.

С другой стороны, в литературном жанре сценарий — это текст, который представляет содержание для определенной цели, то есть это руководство, которое направляет развитие деятельности.

Сценарий интервью может содержать структурированные вопросы, которые уже написаны заранее; полуструктурированные, некоторые из которых уже готовы, но есть возможность задать открытые вопросы; а подробные вопросы, где указана тема, а вопросы являются бесплатными, возникают в соответствии с ответами респондента.

Примеры сценария интервью

Чтобы написать сценарий, необходимо принять во внимание несколько факторов, таких как цель интервью, журналистское ли оно, работа, расследование, клиническая консультация и т. Д.

Также необходимо учитывать количество интервьюируемых, поскольку оно может быть индивидуальным или коллективным, если оно находится в группе.

Что касается формулировки вопросов, необходимо использовать четкий и понятный язык, отвечать цели собеседования, поддерживать логический порядок от общего к частному, включать открытые и описательные вопросы.

1- Сценарий журналистского интервью

Сценарий журналистского интервью должен содержать вопросы, которые журналист задаст интервьюируемому, чтобы через ответы связать его со своими последователями.

Часть I: презентация интервьюируемого

Интервьюируем: _________________, технический директор футбольной команды Los Dinámicos.

Часть II: вопросы и ответы

Как была физическая подготовка игроков?

На чем вы основали встречу в гримерной?

Есть ли жертвы в игре?

Какую подготовку вы пройдете как посетитель?

Есть ли какие-нибудь особые меры для отметки бомбардира?

Будете ли вы продлевать контракты на следующий сезон?

Вы имеете в виду руководство старшей командой?

Какую мечту осуществить в долгосрочной перспективе?

Часть III: прощание и выводы (по желанию)

Спасибо за ваше время, мы с вами и удачи.

2- Сценарий собеседования

Сценарий собеседования позволяет собирать данные, которые должны быть записаны о соискателе, с информацией, которая интересует работодателя, например, личные данные, проведенные исследования, опыт работы и т. Д.

Часть I: презентация

  1. Приветствие и презентация.
  2. Спасибо за участие и пунктуальность.
  3. Заявление о цели интервью.
  4. Личная информация. Проверка их имени и фамилии, семейного положения, количества детей, места рождения, номеров телефонов и т. Д.

Часть II: академическая подготовка и опыт работы

  • Академическая подготовка

Расскажите о своей тренировке, где вы учились?

Какие курсы, семинары, беседы, семинары и т. Д. Вы прошли в связи с работой, к которой стремитесь?

Вы говорите, пишете и понимаете другой язык?

  • Опыт работы

Что ты думаешь о своей профессии?

Что побудило вас заняться этой карьерой?

Можете рассказать о своей предыдущей работе?

Какой из всех переживаний был самым трудным?

Что вы считаете своими способностями и навыками?

Какой была ваша последняя работа и что побудило вас уйти на пенсию?

Вы работали под давлением?

Что ты чувствуешь, когда работаешь в команде?

Что вас привлекает в этой компании, если вы считаете ее своей будущей работой?

Какие пособия по трудоустройству вы считаете важными для себя и своей семьи?

Часть III: закрытие интервью

Если выбрано, когда оно будет доступно?

Вы бы хотели пройти медицинское обследование?

Спасибо за уделенное время, мы с вами свяжемся.

3- Сценарий исследовательского интервью

В области исследования интервью — это инструмент, позволяющий собрать данные по изучаемой теме.

Таким образом, сценарий исследовательского интервью состоит из подготовки вопросов, которые необходимо задать исследуемому населению, чтобы зафиксировать восприятие, мнения, отношения и т. Д., Которые определяют достижение целей указанного исследования.

Часть I: знакомство с интервьюером

Доброе утро, спасибо, что разрешили мне провести этот опрос. Меня зовут: ________________ Я происхожу из: _______________________ Причина моего присутствия — задать вам несколько вопросов, касающихся образовательных потребностей ваших учеников.

Часть II: данные интервьюируемого

как твое полное имя?

По какой специальности?

Как давно ты закончил учебу?

Стаж в учреждении?

Можете ли вы описать функции, которые вы выполняете?

Часть III: исследования

Считаете ли вы, что ваша роль учителя ценится руководящим составом и представителями детей?

Какие аспекты вы принимаете во внимание перед преподаванием в классе?

Считаете ли вы, что развлекательные мероприятия важны для обучения студентов?

Включаете ли вы в свои занятия динамику и игры?

Есть ли у студентов академическая поддержка дома?

Постоянно ли с вами общаются представители?

Можете ли вы описать участие родителей и опекунов в процессе обучения детей?

Какие занятия вы применяете в своих классах, чтобы заинтересовать учащихся?

Считаете ли вы, что постоянное обновление учителей важно?

Как вы думаете, как поддержка представителей влияет на обучение детей?

Часть IV: закрытие интервью

Спасибо за ваше время.

4- Сценарий интервью для клинической консультации

Когда человек впервые приходит на консультацию к врачу, проводится первичное собеседование с серией вопросов, данные которых записываются в медицинскую карту и позволяют узнать историю болезни пациента.

Часть I: сбор данных

Получение личных данных. Подтверждение их имени и фамилии, семейного положения, количества детей, места и даты рождения, номеров телефонов, адреса.

Часть II: информация о здоровье

Ваши родители или родственники страдали или страдали от каких-либо болезней?

У Вас аллергия на какие-либо лекарства?

Вам когда-нибудь делали операцию?

От каких болезней вы страдали раньше?

Какие вакцины вы получили?

Сколько доставок у вас было?

Вы занимаетесь какой-либо физической активностью?

Часть III: причина консультации

Вы приходите на консультацию по поводу дискомфорта, уточните какой?

Не могли бы вы зайти на физическое обследование?

Диагноз врача: ____________________________

Ссылки

  1. Альварес Б., (2015). Потребитель: Собеседование: 20 вопросов и ответы на них. Получено с: consumer.es.
  2. Fábregues, S et al. (2016). Социальные и педагогические методы исследования. Барселона, Редакция УПЦ.
  3. Gil, E et al. (2007). Сценарий первоначального оценочного собеседования в процессе коллективных действий. Получено с scielo.isciii.es.
  4. Интервью. Получено с: deficion.de.
  5. Варгас, И. (2012). Интервью в качественных исследованиях: новые тенденции и вызовы. Коста-Рика, Центр исследований и преподавания в области образования, Национальный университет.

примеры интервью

Это был один из первых наших коллективных курсов по основам журналистики. Удивительные участники и многие из них нашли себя в журналистике.

Это 8 примеров интервью. Они написаны участниками коллективного курса «Основы журналистики», который мы провели в прошлом году. Сейчас у нас есть индивидуальное онлайн-обучение, о котором можно прочитать на главной странице этого сайта. Также рекомендуем прочитать: Виды вопросов в интервью и Как подготовиться к интервью.

Пример интервью № 1. Удел фотографа – прекрасные мгновения…

Всем известно, что на сегодняшний день множество людей работают в сфере фото и видеосъемки. Что же такого интересного в этой, такой непримечательной на первый взгляд, профессии? Почему выбирают именно ее? Сегодня мы решили пригласить в нашу редакцию начинающего фотографа Александру с целью получить ответы на все вопросы.

Здравствуйте, Александра. Не могли бы Вы для начала рассказать нашим читателям, с чего началось Ваше увлечение фотографией?

Добрый день. Это произошло, когда я училась на 1-ом курсе. Мне тогда пришла в голову идея  создать выпускной альбом или диск с фотографиями за все 5 лет обучения. С того дня я начала снимать почти постоянно – на телефон, на фотоаппарат, и неожиданно поняла, что мне это нравится. Я радовалась каждому удачному или смешному снимку, предвкушала саму работу по созданию альбома.

Что Вы чувствуете, когда держите в руках фотоаппарат?

Я словно отдыхаю душой. Иногда, чтобы отвлечься от проблем, мне достаточно взять фотоаппарат и пойти на прогулку. Приятная тяжесть в руках, щелчки затвора, интересные снимки – и хорошее настроение возвращается.

Скажите, Вы снимаете только окружающий мир? Или, например, устраиваете какие-то фотосеесси, Love story, свадьбы?

Будь это пейзаж, оживленная улица или группа людей – я все снимаю с удовольствием.

Но разве Вы не устаете от этого? Особенно если приходится снимать людей? Ведь у каждого свое мнение, свои желания.

Что Вы? Разве можно устать, наблюдая за счастливыми влюбленными, за детскими улыбками, за чьим-то смехом? Наоборот, когда видишь такое, то понимаешь, что есть еще в мире нечто прекрасное. Или природа… Непередаваемое чувство восторга просыпается во мне, когда я вижу красивый закат, облако необычной формы или множество других ярких моментов.

Вы не могли бы рассказать какой-нибудь интересный случай из Вашей работы?

С такой профессией их может быть много, но был один, который, наверное, никогда не забудется. Я тогда заканчивала 5-ый курс и принесла на учебу огромное количество фотографий. Одногрупники должны были выбрать наиболее подходящие для альбома. На протяжении всех 5 лет мои друзья ругались, что я снимаю, требовали, чтобы я убрала фотоаппарат подальше. Конечно, я их не слушала. И вот мы сели все вместе просматривать фото. Такого восторга в глазах я раньше никогда не видела. А сколько раз мне сказали «спасибо за такую память» даже не посчитаешь. Вот тогда я и решила, что хочу дарить людям незабываемые эмоции и память на долгие годы…

Будете ли Вы продолжать и дальше заниматься фотографией? Или что-то может изменить Ваше мнение?

В наше время такой большой выбор профессий, так много сфер и направлений, что у вчерашних школьников начинают разбегаться глаза. Из-за этого многие ошибаются с выбором, а потом работают без интереса. Моя же работа приносит мне удовольствие и массу положительных эмоций. А от такого нельзя отказываться ни в коем случае.

И напоследок, чтобы Вы пожелали нашим читателям?

Я бы всем хотела пожелать не бояться следовать за своей мечтой, и создавать в своей жизни как можно больше счастливых мгновений…

Александра Кожевникова

Пример интервью № 2. Победа? Да, приятно!

«Дорогие читатели, сегодня нам посчастливилось задать несколько вопросов победителю всероссийского конкурса фотографии «Весенний свет». Алла, скажите пожалуйста, какие фотографии необходимо было отправить на конкурс?»

— Каждый из нас видит весну по-разному: для кого-то она представляет собой слякоть; а кто-то считает, что весна- это наша спасительница от холода и старшая сестра лета. На конкурс необходимо было предоставить те работы, на которых отражено ваше представление весны. 

«У нас сейчас довольно холодно, хотя на дворе весна. Какой вы видите это время года, если не секрет?»

— Для меня не важно, сколько градусов показывает термометр. Вы только взгляните вокруг: солнце светит, птицы поют. Для меня весна — это предвестник перемен: было холодно, стало тепло; было мрачно, стало солнечно и так далее.

«Скажите, Алла, что было изображено на вашей фотографии?»

— Я решила сделать свой снимок максимально солнечным. На нем изображена стекающая капля с только что появившегося, маленького листочка. Кроме того, на эту каплю упал свет, и она блестит и искрится.

«Не терпеться взглянуть на ваше творение! Возникли ли у вас трудности при создании это фотографии?»

— Нет! Я помню, был солнечный день, я шла домой со школы, когда увидела эту картину в природе. Моя привычка- это всегда носить с собой фотоаппарат. Я, не медля, сделала снимок.

«Скажите, приятно чувствовать себя победителем? Будете ли вы еще участвовать в конкурсах фотографии?»

— Да, конечно! Быть победителем- это очень приятно. В любом конкурсе всегда есть шанс победить, поэтому я советую каждому вашему читателю участвовать, участвовать и еще раз участвовать!

«Спасибо Вам, Алла! А вы, дорогие читатели, можете задать любой интересующий вас вопрос Алле, написав письмо в нашу редакцию. До скорых встреч!»

Альбина Ахмет-Закирова

Пример интервью № 3. Без розовых очков

Выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина Елена Короткова – о том, чем трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии

Английская пословица гласит: «You never know what you can do till you try» — «Ты никогда не знаешь, на что способен, пока не попробуешь». И если раньше пробовать искать места работы парни и девушки начинали только после окончания университета, то в последние лет десять ситуация изменилась с точностью до наоборот. Это мешает качественному обучению, но даёт студенту возможность к окончанию вуза приобрести материальный фундамент и приличное рабочее место. Большинство предпочитает именно этот тернистый путь, и достигает значительных успехов. Как, например, Елена Короткова. Недавняя выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина и лауреат национальной премии «Акыл Тирек» в области журналистики начала творческий путь ещё в стенах университета, и доказала, что университетская скамья и карьерный рост – вполне совместимые вещи. В небольшом интервью она рассказала, почему предпочла свою специальность из диплома журналистике, и насколько трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии.

— Как Вы пришли в журналистику?

— Работать в профессии хотела, сколько себя помню. Причём не диктором в чистенькой студии или аналитиком, а где-то «на передовой»: с увлечением зачитывалась расследованиями Дарьи Асламовой и Ярославы Таньковой в «Комсомолке», от выпусков программы «Человек и закон» было просто не оторвать… В моих глазах тогда журналист был человеком, который всегда в курсе событий и несёт людям истину. О том, что громкие разоблачения не всем по вкусу, и о расплате за них почему-то не думалось, хотя на слуху уже были убийства Холодова и Гонгадзе. В тот год, когда я поступила в университет, жестоко убили одного из ключевых деятелей кыргызской журналистики – Геннадия Павлюка. Его сбросили в Алматы с шестого этажа со связанными руками и ногами, с замотанным скотчем ртом. Родителей и родственников это ужаснуло – они не хотели для меня подобной судьбы. Меня – шокировало, но от намерения стать серьёзным журналистом не отвратило. Стала искать место для стажировки – одновременно начала писать для университетского «Студенческого обозрения», и попала в Международный пресс-центр «News-Asia» в качестве стажёра. Там меня и научили всему, что требуется в профессии – практически с нуля, и то, чего мне удалось добиться за несколько лет – заслуга и главреда «Студобоза» Виктора Шлоева, и редактора большинства изданий пресс-центра, Владимира Банникова. Они стали моими первыми терпеливыми наставниками и я им очень благодарна.

— Вас помнят в родном университете как студентку-филолога, до сих пор ставят в пример студентам, как человека, у которого могло быть блестящее научное будущее…Чем же Вас не прельстила наука?

— Изначально филология была для меня лишь ступенькой к достижению мечты. Одна чета знакомых журналистов перед поступлением объяснила: главное в профессии не бумажка об окончании журфака, а грамотность, эрудированность, умение излагать свои мысли, остальное приложится. И рекомендовала подать документы именно на факультет русской филологии – там ещё к тому времени преподавали крепкие русисты Абдыкадыр Орусбаев, Галина Шепелева, Людмила Иванова, Георгий Хлыпенко, способные дать мне всё необходимое … И правда, они дали мне очень многое – не только в отношении своих дисциплин, но и в отношении человечности было чему у них поучиться!

— Что оказалось самым сложным для Вас в профессии?

Снять розовые очки. Всем демонстрируется лишь конечный результат работы, но не сам процесс сбора и обработки информации. Не то, как в любой момент обычный митингующий или снайпер в «горячей точке» может в тебя выстрелить только потому, что у тебя на жилетке надпись «Пресса». Не то, что иногда приходится хоронить убитых коллег. Не то, как в редакцию и на персональный телефон звонят с угрозами, а правоохранители лишь имитируют поиск пригрозивших тебе или твоим родным людей проблемами за подготовленный к печати и показу на телевидении сенсационный материал. Не то, как чиновники и работники пресс-служб, а то и простые граждане хамят журналистам, а эксперты отказываются давать комментарий по острым вопросам. Не то, как приходится ездить «в поле», на выезды, где тебе могут и не обеспечить ни питания, ни ночлега. Не то, что респонденты могут лгать, и свою правоту приходится доказывать через суд… Привыкнуть к несоответствию красивой картинки, идеализированного представления о профессии, которое создают книги и фильмы, с реальностью было крайне нелегко! Но где-то через полгода справилась с этой задачей.

— Как относятся к такой жизни домашние, любимый человек?

Семья уже привыкла: журналистика стала моей жизнью! И в нерабочее время обдумываю план материалов, заметок, какие-то ключевые фразы, обсуждаю их с коллегами в онлайне, друзьями и подругами, делаю наброски в компьютере и ежедневнике, отслеживаю информационные поводы, популярные темы обсуждений в социальных сетях, волнующие простых кыргызстанцев… Знаете, это как наркотик – иногда ради материалов приходится жертвовать обедами, ужинами, сном, выходными, семейными датами, иногда любовью. Настолько, что пока обо мне можно сказать, что я замужем за своей работой!

— Какие ошибки чаще всего совершают начинающие журналисты? Что могли бы им посоветовать?

-Прежде всего, они должны подготовиться к тому, что придётся очень много работать! Над качеством своих материалов и прежде всего – над собой. Научиться принимать критику, какой бы жёсткой она ни была. Находиться в постоянном активном поиске информации. Смотреть, как пишут и работают коллеги, постоянно совершенствовать свой язык и стиль. Быть коммуникабельным и открытым человеком – осторожным и строгим расскажут не всё. Пунктуальным – лучше прийти на интервью раньше и немного подождать, чем заставить ждать себя, показав неуважение к собеседнику. Умеющим искать информацию и правильно ей пользоваться, например, идя на интервью, нужно собрать всю возможную информацию об этом человеке, чтобы примерно знать, что он может ответить на ваши вопросы, и заставить его рассказать что-то новое, чем он ни с кем не делился… При освещении события не принимать сторону «правых» или «левых», а адекватно давать обе точки зрения, чтобы читатель и зритель уже могли сами выбрать для себя «свою правду». И помнить, что журналист – человек публичный, и любое неосторожное слово или комментарий в соцсетях, трёхэтажный мат или пьяный дебош на публике – пятно на карьере.

Что ж, ошибки эти совершают не только журналисты – советы эти не мешало бы взять на заметку и обычным гражданам. Редакция желает Елене успехов в её нелёгком труде.

Елена Короткова

Пример интервью № 4. Молодые и умные

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Слышали ли вы когда-нибудь об интеллектуальных телепередачах? Естественно да! В наше время они являются очень популярными, часто просматриваемыми пользователями интернет ресурсов и обычными людьми, которые смотрят телевидение. Таких передач огромное количество. Они бывают самых разных тематик, занимают некоторое количество времени и рассчитаны на определенную категорию зрителей и «умников», участвующих там. Нам удалось встретиться с одной из участниц интеллектуального шоу «Лидер 21 века» Анной Ремизовой, ученицей 10 класса гимназии #35 города Алматы.

И: Скажите, Анна, каким образом возможно попасть на такой проект, ведь в таких интеллектуальных шоу собраны ученики разных школ всего Казахстана?

А: Для начала я хочу сказать, что я попала на проект случайно. Думаю, мне просто повезло, ведь многие годами мечтают сниматься в такой телепередаче. Я немного заинтересовалась этим, когда мне предложили, потому что с детства хотела «попасть» в телевизор. Я прошла кастинг, собеседование, и вот я на шаг ближе к цели!

И; Вам не было трудно соревноваться с другими участниками шоу?

А: Конечно, сначала было немного не по себе, ведь каждый человек, пришедший на интеллектуальное шоу, обладает большим количеством знаний и умений. Но обстановка на съемочной площадке была благоприятной и дружелюбной, поэтому я не испытывала особых трудностей.

И: А какими были вопросы? Сможет ли на них ответить типичный ученик?

А: На самом деле, вопросы были достаточно простыми, но кое-где приходилось мыслить неординарно, включая логическое мышление.

И: Что бы вы могли посоветовать будущим участникам таких телепроектов?

А: Главное-не бояться трудностей, которые могут возникать. У СМИ нет надобности выставлять людей невеждами. Не стесняйтесь отвечать, спрашивать- это в ваших же интересах.

И: Считаете ли вы данный опыт полезным?

А: Конечно считаю! Любой опыт учит чему-то. Участие в этом телепроекте помогло мне открыть для себя группу талантливых людей, узнать много нового, познакомиться с основными правилами поведения на телевидении и съемочной площадке.

И: Огромное спасибо за интервью, Анна. Было приятно поговорить с интересным человеком, мы желаем вам успехов во всех начинаниях.

Анна Ремизова

Пример интервью № 5. Путь в тысячу верст начинается с одного шага или как обучиться китайскому в Китае

Сегодня китайский язык все больше набирает популярности среди нашей молодежи. С каждым годом количество наших студентов, уезжающих в Поднебесную увеличивается. Мы решили поговорить с Дианой студенткой, прошедшей годовую стажировку в Урумчи, чтобы лично узнать об этом процессе.

— Как вы попали на учебу в Китай и почему Ваш выбор пал именно на этот город?

Начну с того, что китайский я изучала в университете с 1го курса. Мне всегда нравился этот язык и эта культура. За год до поездки я начала грезить желанием попасть в Поднебесную и в 2013 нашла программу Института Конфуция по языковой стажировке в Урумчи, а дальше — усиленная подготовка, отбор, сбор документов, билет на самолет и целых 10 месяцев в дали от Родины. На счет города, признаюсь, особого выбора у меня не было, но я не пожалела.

— Что Вам больше всего запомнилось из студенческой жизни за рубежом?

Во-первых, это контраст менталитетов. Все-таки постсоветские страны нам в этом плане ближе. Что касается обучения, у них другой, непривычный для нас подход. Нужно очень усердно заниматься каждый день, чтобы достичь результата. Китайцы — страшные трудоголики. Во-вторых, для меня был первым опыт жизни в настоящей студенческой общаге. А это и веселые будни, и ночные бурные тусовки (этажом выше). Но в целом, я люблю все новое и стараюсь адаптироваться к незнакомой обстановке.

— С какими трудностями вы столкнулись обучаясь в Поднебесной?

Метод по которому я изучала китайский — назывался методом погружения. т. е. Преподаватели преподавали китайский на китайском, совершенно не владея русским языком. Первое время было трудно найти общий язык. И конечно, приходилось каждый день много учить для того, чтобы не отставать. Программа насыщенная, все в лучших традициях китайской философии. У них даже есть пословица: Путь в тысячу верст начинается с одного шага. То есть нужно делать ежедневные постоянные шаги, чтобы достичь цели. Например, выучить китайский.

— Какие советы Вы могли бы дать нашим читателям, которые хотят учится в Китае?

На самом деле, сегодня очень много возможностей учиться не только в Китае, но и в других странах. Просто нужно захотеть. Пока мы молоды и здоровы нужно использовать максимум возможностей. Выбирайте страну по своим интересам. Так, если вам неприятны китайцы, китайская еда и вы пропитаны негативными стереотипами, лучше выбирайте Европу. Отношение многое решает, особенно в моменты, когда хочется опустить руки и все бросить. Так что: не бойтесь, не ленитесь и не сдавайтесь! Все в ваших руках!

— Спасибо, Диана, за интересную беседу. Наша редакция «Любознайка» желает Вам дальнейших творческих и профессиональных успехов!

Диана Нагай

Пример интервью № 6. Журналистика на каждый день

 С развитием интернета практически каждый уважающий себя блоггер – немного журналист, особенно если его страничка пользуется популярностью. В связи с этим сейчас все больше таких людей увлекаются журналистикой. Сегодня в нашей студии Анна, которая и расскажет нам, зачем же все это нужно.

Итак, вы изучаете журналистику. Что подтолкнуло вас к такому решению?

Я стараюсь вести активный образ жизни и мне интересно делиться с людьми своими мыслями. Для того чтобы делать это грамотно, я решила начать изучение основ журналистики.

Почему вы выбрали бесплатный курс?

Бесплатный курс – это замечательная возможность попробовать свои силы в новом деле, оценить его, себя и свои возможности. Может быть, после этого я решу всерьез заняться журналистикой или, наоборот, пойму, что это не мое.

Как вы считаете, что вы получите после окончания курсов?

Я полагаю, что я научусь логически строить свои статьи, правильно оформлять их и подавать в таком виде, чтобы моим читателям было действительно интересно. Вероятно, я открою для себя новые возможности интернет-журналистики и даже смогу зарабатывать на этом.

Вы затронули тему заработка. Как вы думаете, правда ли, что в интернете слишком большая конкуренция и в сфере интернет-журналистики практически невозможно заработать?

Конкуренция действительно большая, но интернет стремительно развивается, каждый день открываются новые сайты, происходят какие-то события. Соответственно, их должен кто-то освещать и готовить материал для появляющихся ресурсов. Поэтому я полагаю, что в нише интернет-журналистики еще много свободных мест для тех, кто хочет и умеет писать. Надеюсь, после окончания курсов я смогу попробовать себя в этом.

В ближайшем будущем мы еще раз возьмем интервью у Анны и узнаем, как проходит ее обучение.

Анна (фамилию не написала)

Пример интервью № 7. Студент – это многофункциональный народ

В современном мире развивается не только техника, но и сам человек, а именно молодое поколение – студент. Вспомните, как наши мамы, папы, дедушки и бабушки учились. Их лозунгом был « учиться и только  учиться, а после все будет».  Сегодня мы вас познакомим со студентом 21 века. А именно, она расскажет, чем все-таки отличаются студенты современного мира от 20 века.

Журналист: Гаухар, кто такой студент в 21 веке?

Гаухар: Это человек, который не сидит за учебниками в библиотеках по часам, его верный товарищ это  Интернет. Благодаря ему он найдет любую ему нужную информацию. Так же, студенты в наше время не просто учатся,  помимо учебы они увлекаются своим хобби, например, снимают кино, фотографируют, катаются на коньках,  а самое главное параллельно работают.  Все те, полученные знания в ВУЗе, они стараются практиковать в жизни, совмещая с учебой.

Журналист: Учиться и работать обязательно для студента?

Гаухар: На самом деле это все зависит от каждого человека, в данном случае от студента. Если он намеренно поступил на определенную специальность то, он будет параллельно работать по своей профессии.  Дабы применять свои знания на практике и  получать  с нее новые. К тому же, я считаю, что это никогда лишним не будет. Тем более, это большой плюс  в резюме.

Журналист: А не влияет ли работа на успеваемость?

Гаухар: Я много знаю ребят, которые учатся и работают, поверьте – успеваемость не страдает. Единственный минус – это тайм менеджмент. То есть, студент жертвует своим временем.

Журналист: Например?

Гаухар: Ну, к примеру, взять меня. Я работаю и учусь.  Выходные дни, как всем нормальным людям хочется выспаться, встретиться с друзьями или почитать книгу, но не хватает на это времени. Все потому что, надо что-то сделать по учебе или по работе.

Журналист: Как тогда привести в норму свой тайм менеджмент?

Гаухар: Я считаю нужно просто все вовремя выполнять, ну и расписывать по плану. Хотя, жизнь такая непредсказуемая, что запланированные вещи могут  не решиться.  Есть кучу разных книг по тайм менеджменту, но не все их советом следуют.

Журналист: И завершающий вопрос, как ты думаешь, кому легче было учиться современному студенту или студенту 20 века?

Гаухар: Думаю, у каждого времени есть свои плюсы и минусы. Надо идти в ногу со временем и получать с него опыт.  Я не могу судить, кому легче училось, так как я все же человек, смотрящий на 21 век, а про 20 век, лучше спросить моих родителей, они–то точно вам расскажут.

В итоге студент в 21 веке – это человек со многими функциями и легкий на подъем человек. Так же, у него всегда интересные идеи, он креативен, умен, спортивен и остроумен.

Гаухар Жумагулова

Пример интервью № 8. Сколько времени нужно, чтобы устроиться на работу после вуза?

В нашей редакции на вопросы читателей отвечает выпускник 2011 года Карагандинского университета имени академика Е.А.Букетова Ислам Ахметов.

— Сколько у вас времени ушло на то, чтобы официально трудоустроиться после окончания ВУЗа?

— Два года.

— Что вы делали в это время?

— В течение этого времени я работал официантом, недолгое время электриком-монтажником в электросетевой компании, занимался заправкой картриджей от принтеров.

— Вы работаете по специальности?

— Нет

— Как вы думаете, в чем причина вашего длительного поиска работы?

— Наверняка причина во мне, в неуверенности в себе, в изначальном выборе не той профессии, которая была бы по душе. Большинство казахстанских школьников выбирало в мое время такие профессии как юриспруденция, экономика, туризм и сервис, как если бы наша страна была бы Турцией, Швейцарией, Англией одновременно. Поэтому большинство моих сверстников работают не по специальности.

— Что повлияло на ваш выбор профессии?

— Мой отец посоветовал мне учится на экономиста . И я не смог принять самостоятельное решение, не смог переступить через авторитет отца. Внутри меня не было внутренней уверенности в себе, лидерства.

— В чем причина отсутствия лидерства у многих молодых людей?

— Возможно, сейчас я только могу сказать, что это системная ошибка, вернее системы школьного образования. Система школьного образования не поменялась кардинально до сих пор, будь то продвинутый лицей или гимназия, хотя многие советские и зарубежные теоретики подготовили базу для качественного скачка.

— В чем это выражается ?

— Сейчас другое общество, другие приоритеты и задачи. Сейчас важно коллективное мышление, командный дух исследования, лидерство, целеполагание, технологизация действии, самообразование, результативность, обратная связь от коллег, единомышленников.

— Можете привести примеры альтернативы?

— Да, конечно это ОДИ (организационно-деятельностные игры) по Г.П. Щедровицкому, Институт Юрия Мороза (www.shsd.ru), бизнес лагерь В. К. Тарасова, теоретические труды В.А. Сухомлинского

— Редакция благодарит Ислама за интересное интервью и желает ему успехов в карьере.

Ислам Ахметов

Типовая структура сценария интервью

Классической
считается трехэлементная структура
интервью, включающая вводную часть,
основную часть (собственно интервью) и
заключительную часть.

1.
Вводная часть
обычно
содержит приветствие, необходимую
информацию об интервьюере и организации,
информацию о предмете и целях интервью,
о его статусе и последствиях; инструкции
участникам интервью, указания на
продолжительность и структуру интервью.

2.
Основная часть

содержит вопросы, варианты ответов,
специальные инструкции и так называемые
«подстрочные» контекстные указания
участникам интервью. Основная часть
может быть дополнительно структурирована
по темам, формам вопросов, функциям и
проч.

Внесение
подстрочных замечаний (например, мелким
шрифтом или курсивом), которые будут
выполнять функции постановки
коммуникативного действия. Подстрочные
замечания обычно касаются особенностей
воспроизведения определенных вопросов
и фрагментов интервью и режиссирования
пауз и акцентов. Для этого разрабатываются
особые символы. Профессиональные
коммуникаторы, лекторы, политические
деятели, которым приходится довольно
часто и подолгу выступать перед
аудиторией, обычно предпочитают
использовать индивидуальные, понятные
лишь им системы условных обозначений31.
Именно вследствие использования особых
подструктур, подстрочных замечаний и
указателей последовательности вопросов,
сценарий интервью напоминает сложную
карту или схему, за что иногда сценарий
интервью называют «путеводителем»,
«картой» или «схемой» интервью.

3.
Заключительная часть

предполагает помимо благодарности за
участие, внимание и помощь в осуществлении
интервью включение дополнительных
вопросов о личности респондентов,
формально необходимых или иных сведениях
Заключительная часть должна содержать
некоторое социально, профессионально
и/или личностно значимое обобщение.

Очевидно, что
структура сценария интервью может иметь
массу вариантов наполнения и выглядеть
неузнаваемо для аналитически не
нацеленного взгляда.

Рекомендации
по подготовке

сценарного
бланка интервью

Сценарный
бланк интервью
составляется
в соответствии с заранее продуманными
структурными элементами, целями и
задачами интервью. При этом особо
учитываются предполагаемые способы
фиксации информации. Объем сценарного
бланка напрямую зависит от количества
вопросов, формы вопросов (на закрытые
вопросы требуется меньше времени, на
открытые, как правило — больше),
контингента опрашиваемых и предполагаемой
меры их заинтересованности в
интервьюировании, а также общего объема
времени, отводимого на интервьюирование.
Оптимальным временем интервьюирования
в кадровой работе в зависимости от
выполняемых при этом кадровых функций.
считается 10–40 минут. Многие специалисты
в управлении персоналом «укладываются»
в данные сроки, однако, многие подчеркивают,
что обработка бланков интервью занимает
немало времени и часто выходит за рамки
времени, отводимого на интервью.

Особенно важным
обстоятельством для расчета объема и
продолжительности интервью являются
личные характеристики респондентов
(их возраст, работоспособность, объем
памяти, объем внимания, коэффициент
интеллекта, состояние здоровья и т.п.),
мера их готовности и наличие навыков
участия в интервью, характер социальных
ожиданий и стимулов, наличие личных и
профессиональных проблем. В ряде кадровых
работ подобные характеристики учитываются
недостаточно. Например, мало учитываются
индивидуальные особенности и обстоятельства
при проведении в форме интервью оценки
персонала при подборе на вакантные
должности.

Интервью
есть вид поляризованной коммуникации,
при которой интервьюируемый передает
информацию реципиенту (интервьюеру и
другим людям)32.
Поляризованность коммуникации в интервью
задается не равными коммуникативными
позициями, различными функциями и,
соответственно, возможностями влияния
на коммуникативную ситуацию и восприятие
информации участниками интервью.

? Контрольные
вопросы, задания и упражнения

1.
Проанализируйте несколько бланков
интервью. Для этого:

1) выявите структуру
каждого бланка и обоснуйте необходимость
выбранной авторами бланка структуры
интервью;

2) выявите все поля
в анализируемых бланках;

3) проанализируйте
удобство расположения и принципиальную
достаточность полей бланка;

4) предложите
способы усовершенствования бланков.

2.
С учетом выявленных Вами несовершенств
и недочетов формулируйте письменные
рекомендации интервьюерам по составлению
бланков и сценариев интервью.

3. Придумайте
индивидуальную систему условных
обозначений для сценария интервью.

Ролевое
структурирование

сценария
интервью

Профессиональное
интервьюирование предполагает
максимальное использование всех
возможностей диалога в процессе интервью.
Именно с целью повышения результативности
интервью применяется методика ролевого
структурирования.

Ролевое
структурирование сценария интервью

представляет собой набор процедур
подготовки к проведению интервьюирования
и техник диалога в процессе интервью,
позволяющих структурировать межличностное
взаимодействие в ходе интервью и
управлять как текущими, так и
постинтервьютивными социальными
ожиданиями участников интервью.

Наиболее простые
формы социально-ролевого структурирования
сценария интервью включают следующие
действия. На завершающем этапе подготовки
сценария интервью на отдельные вопросы
или группы вопросов как бы накладываются
дополнительные смыслы и нагрузки, в
частности, при помощи речевых и
интонационных техник задаются
социально-ролевые позиции участников
интервью. При этом, безусловно, разработчики
сценария интервью имеют возможность,
главным образом, воздействовать на
позиции интервьюера, но за счет новой
позиции интервьюера в процессе диалога
задаются и ролевые позиции интервьюируемого.

Приведем несколько
примеров и приемов формирования ролевых
позиций участников интервью.

Таблица 1

Приёмы ролевого
структурирования

сценария интервью

Вопросы

Ответы

интервьюируемого

Примечания

Интервьюер
(подчеркнуто строго!):

Как
Вы думаете, Вам удастся справляться
с таким большим объёмом должностных
обязанностей в течении рабочего дня?

__________________________________

__________________________________

_________________

Оценка
ответной ролевой позиции:

˜
адекватная;

™
неадекватная.

Интервьюер:

(несколько
иронично):

Это
Ваше собственное мнение или у Вас есть
объективные основания для подобных
утверждений?

__________________________________

__________________________________

_________________

Оценка
ответной реакции:

˜
безразличная;

™
спокойная;

™
корректная;

™
конфликтная.

Интервьюер:

За
что Вы в последний раз
(перевести
взгляд прямо в глаза собеседника)
критиковали своего бывшего
руководителя?

__________________________________

_________________

Реакция:

˜
не заметна;

™
спокойная;

™
смущение;

™
______________

_________________

В сложных сценариях
интервью роли участников могут меняться
неоднократно от сходных до прямо
противоположных. Например, в стрессовых
интервью иногда применяется приём
демонстрации резкой смены настроений
от абсолютной доброжелательности и
предупредительности интервьюера до
резко критического отношения и даже
неприятия интервьюируемого. Разумеется,
такие ролевые сценарии требуют от их
главных исполнителей некоторого
актерского мастерства, но российские
граждане талантливы и порой так быстро
и точно входят в ту или иную роль, что
возникает проблема выхода из неё. Это
касается и интервьюера, и интервьюируемого.
Так, если в соответствии со сценарием
интервью интервьюер допускает «плановую»
коммуникативную ошибку, например, трижды
не правильно произносит имя или фамилию
интервьюируемого, то конфликтному
человеку с повышенным восприятием своей
значимости очень трудно будет удержаться
от назидательных интонаций, роли
морализатора, критика или даже
преследователя.

К слову, при
выполнении негативных ролей, необходимо
известное «социальное отыгрывание»
ситуации, то есть включение в сценарий
стандартных текстов, объясняющих
интервьюируемому причины неадекватного
или «странного» поведения интервьюера.
Например, это могут быть следующие
объяснения: «В ходе интервью (а Вы были
участником стрессового интервью), Вы,
очевидно, заметили, что я применял в
отношении Вас жесткие интонации. По
условиям сценария интервьюер не имеет
права заранее предупреждать интервьюируемого
о подобных ситуациях. Я добросовестно
выполнил инструкцию и прошу Вас правильно
истолковать мое поведение». С одной
стороны, продолжительность
социально-психологической коррекции
в процессе выхода из подобных интервью
должна быть достаточной с тем, чтобы
испытуемый, выходя от интервьюера,
чувствовал себя достаточно спокойно и
уверенно. С другой стороны, чрезмерно
длительные объяснения и, тем более,
извинения со стороны интервьюера или
устроителей интервью излишни, так как
способствуют смене, а именно — снижению
статуса социально-ролевых позиций. В
подобных ситуациях не должен пострадать
и моральный статус интервьюера и
организаторов интервью.

Персональная
адаптация

сценария
интервью

Сценарий интервью
обычно темо- и целецентричен и
разрабатывается без учета личностных
особенностей интервьюера, то есть
ориентирован на «типичного человека».
Поэтому в нём интервьюер может с
удивлением обнаружить такие формы,
которые ему трудно или невозможно будет
использовать в ходе интервьюирования.
Так, например, существуют определенные
речевые особенности, которые могут
затруднять воспроизведение
труднопроизносимых словосочетаний. То
есть могут возникать технические
трудности. Интервьюеру может быть
неудобно использовать сценарий вопросника
в типовой форме или некоторые словосочетания
и задания интервьюеру могут у него
вызывать раздражение, непонимание или
отрицательные эмоции и реакции. В таком
случае своими непроизвольными реакциями
интервьюер может оказывать неплановое
воздействие на интервьюируемого и тем
самым негативно влиять на результаты
интервью.

Поэтому лучше не
допускать возникновения подобных
ситуаций и осуществлять персональную
адаптацию сценариев интервью. Безусловно,
лучше всего это делать совместно
интервьюеру и разработчикам сценария,
но мне представляется, что незначительные
изменения в сценарий интервью в целях
его усовершенствования и повышения
практичности использования целесообразно
позволять делать и самим интервьюерам
при условии их согласования с руководителями
подразделений.

При интервьюировании
персонала, особенно в компаниях с
совместным капиталом и международных
фирмах часто используется инструментарий,
разработанный для зарубежного персонала
и просто дословно переведенный
профессиональными переводчиками без
согласования с представителями служб
персонала российских отделений и офисов.
При этом вносить какие-либо изменения
строго запрещается. Причины таких
запретов кроются не только в стремлении
точно использовать грамотный инструментарий
и обеспечить стандартизированность и
сравнимость результатов. Подчас не
менее важными причинами подобных
строгостей и запретов являются стремление
сотрудников головных офисов и служб
доказать свою незаменимость, подчеркнуть
и закрепить свой статус, а также недоверие
к профессионализму сотрудников
региональных офисов. В результате
нередко сценарии оценочных, отборочных,
аттестационных, информационных интервью
не коррелируют с особенностями культуры,
менталитета, актуальных языковых форм,
принятыми нормами и психологией делового
общения; сами формы представляются
российским менеджерам по персоналу
громоздкими и не отвечающими нормам
делопроизводства. Кросскультурные
несоответствия и различия, неизбежно
возникающие в многонациональных
организациях следует стремиться
устранять до их использования, так как
часто вызывают недоумение, иронию и
даже недоверие интервьюируемого
персонала к профессиональной компетентности
высшего руководства компании, да и
российских менеджеров по персоналу. Да
и сами менеджеры, понимая недостаточное
совершенство используемого ими
инструментария, подчас формально
относятся к его применению и интерпретации
результатов. А что в результате?
Непонимание, формализм, а в конечном
счете — снижение продуктивности
деятельности компании.

Персональная
адаптация сценария интервью предполагает
выполнение следующих шагов.

Шаг 1 («Ознакомление»).
Следует ознакомиться со сценарием
интервью, его структурой и особенностями.

Шаг 2 («Запоминание»).
Необходимо вслух прочитать вопросы,
стараясь учитывать все подстрочные
замечания и инструкции интервьюеру,
делая паузы для выслушивания предполагаемых
ответов.

Шаг 3 («Имитация»).
Следует повторить предыдущий шаг,
имитируя заполнение вопросника
содержанием ответов воображаемого
респондента и оценками интервьюера.
При этом важно отметить время начала и
время завершения воображаемого интервью.

Шаг 4 («Поиск»).
Просмотр сценария интервью и выявление
причин возникновения проблем. Проставление
пометок в сценарии, позволяющих лучше
видеть текст вопросов, инструкции и
подстрочные замечания, делать правильные
ударения в словах, фразах и предложениях,
фиксировать результаты интервью.

Шаг 5
(«Предложения»).
Формулировка и
аргументация необходимости внесения
изменений в бланк сценария интервью.
Согласование изменений с руководителями
и коллегами.

Шаг 6 («Коррекция»).
Внесение изменений в сценарий интервью
и повторная имитация интервью (то есть
повторение шага 3).

Следует обратить
внимание, что согласование изменений
ни в какой мере не умаляет самостоятельность
и восприятие интервьюера руководством
и коллегами как профессионала. Наоборот,
именно высокий уровень профессионализма
и уверенность в себе позволяют человеку
без стыда и сомнений обращаться за
советом, помощью и консультацией к
другим специалистам. Даже если
сформулированные предложения по
изменению сценария по каким-либо причинам
не будут одобрены, выполнивший данные
действия интервьюер может быть уверен,
что он сделал все, от него зависящее,
чтобы в ходе интервьюирования персонала
были получены качественные результаты.

? Контрольные
вопросы, задания и упражнения

1.
Проанализируйте типичные роли интервьюера.

2. Выберите для
себя несколько ролей, которые, по Вашему
мнению, будут наиболее приемлемы и
удобны для Вас лично.

3. Продумайте,
какими средствами и способами можно
обеспечить ролевое структурирование
сценариев при переходе от одной к другой
или третьей выбранной Вами роли.

4. Какие роли
недопустимы для интервьюера? Аргументируйте
свою точку зрения.

5. Зачем нужна
персональная адаптация сценария
интервью? Чем вызвана особая необходимость
адаптации сценария интервью, разработанного
иностранными авторами?

6. Как выполнить
персональную адаптацию сценария
интервью?

___________________________________________________

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Учимся проводить интервью. Скрипт проблемного интервью

Из статьи вы узнаете обзорно про типы интервью, а также подробно о проблемном интервью, с практическим примером — скриптом проблемного интервью

Как проводить проблемное интервью

При помощи интервью, решают различные задачи. Поэтому существуют разные интервью, например:

  • Проблемное интервью
  • Решенческое интервью
  • Экспертное интервью

Цель решенческого интервью — понять, готов ли потенциальный покупатель приобрести ваш товар или услугу. По итогу проведения такого интервью вы определяете, насколько ваш продукт/услуга востребованы у той или иной аудитории.

Цель экспертного интервью — пообщаться с экспертом в предметной области, чтобы подтвердить или опровергнуть вашу продуктовую гипотезу, определить, у каких сегментов аудитории продукта/услуги может быть спрос, получить общую обратную связь по вашей идее. Далее по тексту я буду писать «продукт», подразумевая, что это может быть как продукт целиком, его часть (т.е. фича продукта) или услуга/набор услуг.

Об этих интервью будут другие статьи, поэтому про них здесь коротко, для общей картины.

Миша Ряженка

Founder, Executive Partner

Зачем нужно проблемное интервью

Прежде чем вкладывать деньги в создание продукта, предприниматель менеджер продукта (МП) трекер проектов хочет понять, будет ли он востребован рынком. У него могут быть свои представления о том, кто и для чего будет покупать продукт. Возьмем пример с планшетом, насколько различные задачи он может решать — играть, смотреть фильмы, читать, рисовать, и т.д. Личные представления МП о том, как развивать продукт, некоторые называют галлюцинациями. Потому что реальное подтверждение потребности даст только рынок.

Чем позже этап, когда вы узнаете о том что фича в продукте — не нужна или сделана не так, как необходимо пользователям, тем больше стоимость ошибки. Причем рост кратный:

Как же исследовать потребительский спрос и снизить риски запуска ненужного никому продукта?

Хорошее чтиво по по проведению проблемных интервью — книга Роба Фитцпатрика «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес–идеи, если все кругом врут?». Книга переведена на русский язык. Я купил, прочел эту книгу и всем её рекомендую. Если вы хотите познакомиться с ней поближе, вначале можете почитать краткое изложение книги в моей соответствующей статье на этом ресурсе.

Вместе запустим вам B2B–продажи в Европе

Программа по выводу консультантов, экспертов, тренеров, трекеров и коучей на англоязычный европейский рынок

Миша Ряженка

Founder, Executive Partner

Принципы, которыми следует руководствоваться при проведении проблемного интервью

Определите, к какому сегменту относится ваш собеседник, задав квалифицирующие вопросы.

У продукта могут быть разные сегменты пользователей. В зависимости от сегмента сценарии использования продукта могут сильно отличаться.

Возьмем для примера систему учета рабочего времени, продукт CrocoTime:

Выделить или найти сегмент — это тоже задача. На этапе, пока мы только ищем сегмент, нам нужно широко разобрать вопрос, «кто человек по жизни относительно этой потребности».

Например, мы можем сказать, что для продукта CrocoTime сегментами могут быть:

  1. Менеджмент

  2. Кадровики, они же HR (HR = human resources)

  3. Сотрудники. Да, им тоже полезно посмотреть на самих себя и скорректировать свою рабочую деятельность.

  4. Аудиторы. Поясню, зачем это аудитору. Он приходит в организацию и определяет узкие места в процессах. Ему нужно например, измерить время, которое затрачивает сотрудник на выполнение какой–то типовой операции.

Пример вопросов квалифицирующего блока для сотрудника отдела кадров:

  • Назови то, что тебе нравится/не нравится в твоей работе
  • Что тебе важно в работе?
  • Почему ты выбрал эту профессию?
  • Как выглядит твой типичный день?
  • Чему ты учился за прошедшие 6 месяцев? Почему именно этому?
  • Расскажи про свою команду. Каких успехов удалось достичь за прошедшие полгода? Какие задачи ставили, но не удалось решить, хочется улучшить?

В некоторых случаях вы можете увидеть, что ваш сегмент нужно еще поделить на сегменты.

Например, у менеджмента низшего звена и топ–менеджмента разные задачи —

линейному руководителю нужно, чтобы их подчиненные качественно и в срок выполняли свои задачи, и общие задачи команды выполнялись в срок,

а топ–менеджеру нужно добиться максимальной выручки при минимальных издержках на фонд оплаты труда.

В процессе интервью давайте выговориться собеседнику. Не навязывайте свою точку зрения

МП в процессе вынашивания своей идеи настолько уверен в своей галлюцинации, что когда интервьюер начинает рассказывать вещи, расходящиеся с его представлением о решении, МП начинает с ним спорить и убеждать в правоте своей идеи. В этом случае ценность интервью становится отрицательной — МП убедил собеседника в правоте своей идеи, в итоге вынес из интервью ложные выводы о том, что его идея нужна рынку.

Спрашивайте об опыте. Не спрашивайте о мнении

Подробно этот вопрос разобран в книге роба фитцпатрика, о котором я писал в другой статье на этом ресурсе. Здесь кратко скажу —

во первых, если собеседник расскажет вам о том, что он потратил 100 000 рублей на решение проблемы, вы можете оценить, что при стоимости вашего продукта в 20 000 окупит его затраты и вы можете рассчитывать на успех в продажах в этом сегменте

во вторых, при рассказе о своем опыте собеседник даст вам много ценных подробностей процесса, которые будут вам очень полезны.

в третьих — мнение это всего лишь мнение. Попробуйте на улице спросить людей, купили ли бы они ваш продукт. Допустим, из 20ти человек 10 скажут вам — я бы купил. А после этого спросите этих десятерых — купите этот продукт прямо сейчас. Если купят — классно, вы получили практическое подтверждение. Не купят — тоже хорошо, вы проверили гипотезу и сэкономили деньги, которые вы не вложите в провальный продукт.

Миша Ряженка

Founder, Executive Partner

Скрипт проблемного интервью

1) Расскажите, как вы выполняете свою работу [Цель вопроса, получить практический опыт того, как собеседник сталкивается с проблемой, которую мы хотим решить своим продуктом] Сколько это стоит (во времени/деньгах)? Довольны ли вы результатом? Если нет, то почему? Цель вопроса – убедиться в том, что это наш сегмент.

2) У вас был опыт, что вы круто решили свою потребность? Как часто это происходило? Цель вопроса – понять, насколько у собеседника высока потребность в поиске других способов решения проблемы. Устраивает ли его текущий способ её решения.

3) Какие сложности вы обычно испытываете при решении потребности? Этим вопросом мы собираем перечень проблем, по каждой из которых запускаем цикл их разбора по важности, следующие вопросы задаем для каждой из проблем

  • Расскажите о типичной встрече с этой проблемой. Цель вопроса – получить фактическое подтверждение того, что проблема действительно существует, респондент с ней сталкивался. О практическом опыте легче рассказать с подробностями, которые могут дать нам на ценные инсайты.
  • Как часто это происходит? Когда в последний раз приходилось сталкиваться с этой проблемой? Цель вопроса – получить подтверждение, что респондент регулярно сталкивается с этой проблемой, оценить, сколько он тратит ресурсов времени и/или денег на её решение. Чтобы на основе этих данных оценить, сколько он потенциально может заплатить за решение этой проблемы.
  • В каких случаях вы обычно сталкиваетесь с проблемой? Цель вопроса – получить контекст – в каких условиях возникает та или иная проблема.
  • Что в этом сложного? Почему это сложно? Цель вопроса – для физических лиц выйти на оценку эмоции, насколько человека бесит, расстраивает эта проблема. Для юридических лиц – получить оценку в затраченных ресурсах. Для юр.лиц можно перефразировать вопрос в «насколько это трудозатратно». Для физических лиц вам нужно повторять, вопрос, до тех пор, пока вы не дойдете до ответа – это меня БЕСИТ/ВЫВОДИТ/ и т.д. Представьте себе, вы узнали, что какой–то бухгалтерский продукт не сохраняет промежуточную копию данных. Ход разговора такой: бухгалтер вам говорит, я собирала отчет несколько часов, система выдала ошибку и перезагрузилась, я потеряла данные. Вы – почему это тяжело? Бухгалтер – я потеряла три часа времени. Вы – что в этом тяжелого? Мне приходится задерживаться на работе, чтобы выполнить её в срок. Вы – что в этом тяжелого? Бухгалтер – меня это ВЫМОРАЖИВАЕТ. Я сделала свою работу, но мне приходится её делать заново.
  • Какие эмоции вы испытали, когда столкнулись с проблемой?
  • Оцените интенсивность эмоций по шкале от 1 до 10 (где 10 — максимально возможная эмоция). Цель вопроса – получить количественную оценку эмоции, чтобы понять приоритет по отношению к другим проблемам, какую из них решать в первую очередь.

4) Вы пытались решить проблему? Цель – понять, действительно ли человека заботит решение этой проблемы. Например, вас бесит, что развязываются шнурки. Но искали ли вы и покупали специальные не развязывающиеся шнурки? Если нет, то продукт в виде новых шнурков не будет раскуплен.

5) [ответ на предыдущий вопрос — да] Что не так в этих способах решения проблемы? Цель вопроса – убедившись, что человек решает проблему, оценить его затраты на это решение и оценить выгоду, если он купит ваше решение.

* — Первоисточник скрипта — книга Ивана Замесина.

Миша Ряженка

Founder, Executive Partner

Советы по проведению проблемного интервью

Заранее запишите скрипт на бумаге, в файле на ноутбуке, чтобы во время интервью не записывать сам вопрос, а только ответ на него. Так будет проще успевать фиксировать итоги интервью.

Сделайте вариации вопросов скрипта, чтобы у вас была гибкость в процессе проведения интервью:

  • Можете вспомнить случай, когда вы оказывались в ситуации …?
  • Расскажите подробнее, как … было в последний раз?
  • Можете рассказать, как вы тогда поступили?
  • Расскажите подробнее как вы решали эту проблему?
  • Вы всегда так поступаете?
  • В других похожих случаях как вы поступали?
  • Как вы решаете эту проблему сейчас?
  • Какие трудности у вас вызывает это решение?
  • Что вас не устраивает в нынешнем решении?
  • Почему вы поступили именно так?
  • Какие еще варианты вы рассматривали?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровой программы сказки водят хоровод
  • Сценарий казачьих посиделок донских казаков
  • Сценарий история красноярского края
  • Сценарий интервью на радио
  • Сценарий изгнанник герои 5