Сценарий интервью социология

Пример готового сценария глубинного интервью и подробные рекомендации по самостоятельной разработке. Статьи и публикации маркетингового агентства "Русопрос"

Гайд для интервью

Когда речь идет о качественных исследованиях, одним из ключевых методов сбора информации является глубинное интервью. Вне зависимости от того, кто именно отвечает на вопросы (эксперт или потребитель определенной категории товаров), процесс свободного общения, диалога позволяет лучше и глубже раскрыть мысли собеседника.

Суть метода состоит в установлении доверительного общения между интервьюером и респондентом, и проходит в формате живой беседы. Глубинное интервью проводится по заранее подготовленному списку вопросов, сценарию. Таким образом, подготовительным этапом является формирование списка вопросов, отвечающих целям и задачам исследования.

Структурирование гайда

Список вопросов (гайд, от английского «guide» — путеводитель) это документ, содержащий темы и блоки вопросов, направленные на достижение основной цели исследования. Как правило, руководство для интервью состоит из серии открытых вопросов, свободных к интерпретации модератора. Таким образом, интервью может проводиться по заготовленной структуре, но с использованием гибких формулировок. Структура интервью может быть выстроена следующим образом:

  • Хронологическое построение. В случае если интервью носит биографический характер, где события следуют одно за другим, результатом должно стать четкое повествование с отражением разных временных промежутков;
  • Описательное построение. Если целью исследования является более детальная оценка какого-либо объекта, явления или события, то структура формируется вокруг вопросов, направленных на изучение мнения респондента о составных частях и отдельных элементах исследуемого материала. Интервью не только должно будет помочь респонденту озвучить собственные мысли или предоставить экспертные оценки, но и предоставить модератору детальное отображение объекта или явления через последовательное отображение его составных частей;
  • Рефлексивное построение. Если для исследования необходимы только мнения и оценочные рассуждения респондента, вопросы должны быть сосредоточены на причинно-следственных связях, и в процессе беседы интервьюер должен зафиксировать полученные выводы.

Профессионализм модератора заключается в принятии самостоятельного решения о необходимости задавать уточняющие и дополнительные вопросы для более глубокого раскрытия темы исследования.

Порядок вопросов и частые ошибки

Как и любое исследование, глубинные интервью требуют масштабной подготовки на каждом этапе. Учитывая, что качественные виды исследования направлены на получение содержательной информации от респондентов (экспертов, потребителей и пр.), модератор должен быть обучен основным методикам ведения беседы, используя список ключевых вопросов. Каждый из этапов подготовки важен, и нарушение условий проведения может исказить получаемые данные.

В основе проведения исследования лежит список вопросов. После того как была определена цель исследования, выбрана структура проведения, необходимо составить перечень вопросов согласно теме, целям и задачам исследования. Формулировки вопросов могут варьироваться, но структура беседы должна выглядеть следующим образом:

  1. Идентификация. После приветствия и согласия на проведение беседы, респондент отвечает на ряд личных вопросов: имя, возраст, социальный статус, и прочая информация, которая может потребоваться для последующей интерпретации данных;
  2. Вводные вопросы. Они направлены на определение зоны интересов респондента, степени погруженности в тему исследования;
  3. Ключевые вопросы. Вопросы, связанные напрямую с объектом исследования. Данные вопросы требуют максимально развернутых ответов и могут потребовать уточнений или дополнений со стороны интервьюера;
  4. Заключение. После получения основной информации, модератор подводит итоги, благодарит респондента, при необходимости просит резюмировать ключевую информацию, предоставляет возможность дать обратную связь.

При самостоятельной разработке сценария интервью необходимо избегать ошибок, которые могут повлиять на сбор и качество получаемой информации, но также необходима подготовка интервьюера, которому крайне важно избегать:

  • Предвзятости (когда модератор подталкивает респондента к «правильным ответам»);
  • Отстраненности (когда интервьюер не ведет дискуссию, а дословно, по порядку зачитывает подготовленные вопросы, не следуя за разговором и ходом мысли респондента);
  • Нарушения процедур проведения (интервьюер не фиксирует информацию, нарушает предусмотренный тайминг);
  • Игнорирования структурной логики сценария (вопросы задаются не структурировано, происходят нелогичные переходы с темы на тему).

Ниже приводим пример готового списка вопросов сценария интервью (рассматривается тематика «изучения потребительского поведения»):

Пример гайда глубинного интервью

Типовая структура сценария интервью

Классической
считается трехэлементная структура
интервью, включающая вводную часть,
основную часть (собственно интервью) и
заключительную часть.

1.
Вводная часть
обычно
содержит приветствие, необходимую
информацию об интервьюере и организации,
информацию о предмете и целях интервью,
о его статусе и последствиях; инструкции
участникам интервью, указания на
продолжительность и структуру интервью.

2.
Основная часть

содержит вопросы, варианты ответов,
специальные инструкции и так называемые
«подстрочные» контекстные указания
участникам интервью. Основная часть
может быть дополнительно структурирована
по темам, формам вопросов, функциям и
проч.

Внесение
подстрочных замечаний (например, мелким
шрифтом или курсивом), которые будут
выполнять функции постановки
коммуникативного действия. Подстрочные
замечания обычно касаются особенностей
воспроизведения определенных вопросов
и фрагментов интервью и режиссирования
пауз и акцентов. Для этого разрабатываются
особые символы. Профессиональные
коммуникаторы, лекторы, политические
деятели, которым приходится довольно
часто и подолгу выступать перед
аудиторией, обычно предпочитают
использовать индивидуальные, понятные
лишь им системы условных обозначений31.
Именно вследствие использования особых
подструктур, подстрочных замечаний и
указателей последовательности вопросов,
сценарий интервью напоминает сложную
карту или схему, за что иногда сценарий
интервью называют «путеводителем»,
«картой» или «схемой» интервью.

3.
Заключительная часть

предполагает помимо благодарности за
участие, внимание и помощь в осуществлении
интервью включение дополнительных
вопросов о личности респондентов,
формально необходимых или иных сведениях
Заключительная часть должна содержать
некоторое социально, профессионально
и/или личностно значимое обобщение.

Очевидно, что
структура сценария интервью может иметь
массу вариантов наполнения и выглядеть
неузнаваемо для аналитически не
нацеленного взгляда.

Рекомендации
по подготовке

сценарного
бланка интервью

Сценарный
бланк интервью
составляется
в соответствии с заранее продуманными
структурными элементами, целями и
задачами интервью. При этом особо
учитываются предполагаемые способы
фиксации информации. Объем сценарного
бланка напрямую зависит от количества
вопросов, формы вопросов (на закрытые
вопросы требуется меньше времени, на
открытые, как правило — больше),
контингента опрашиваемых и предполагаемой
меры их заинтересованности в
интервьюировании, а также общего объема
времени, отводимого на интервьюирование.
Оптимальным временем интервьюирования
в кадровой работе в зависимости от
выполняемых при этом кадровых функций.
считается 10–40 минут. Многие специалисты
в управлении персоналом «укладываются»
в данные сроки, однако, многие подчеркивают,
что обработка бланков интервью занимает
немало времени и часто выходит за рамки
времени, отводимого на интервью.

Особенно важным
обстоятельством для расчета объема и
продолжительности интервью являются
личные характеристики респондентов
(их возраст, работоспособность, объем
памяти, объем внимания, коэффициент
интеллекта, состояние здоровья и т.п.),
мера их готовности и наличие навыков
участия в интервью, характер социальных
ожиданий и стимулов, наличие личных и
профессиональных проблем. В ряде кадровых
работ подобные характеристики учитываются
недостаточно. Например, мало учитываются
индивидуальные особенности и обстоятельства
при проведении в форме интервью оценки
персонала при подборе на вакантные
должности.

Интервью
есть вид поляризованной коммуникации,
при которой интервьюируемый передает
информацию реципиенту (интервьюеру и
другим людям)32.
Поляризованность коммуникации в интервью
задается не равными коммуникативными
позициями, различными функциями и,
соответственно, возможностями влияния
на коммуникативную ситуацию и восприятие
информации участниками интервью.

? Контрольные
вопросы, задания и упражнения

1.
Проанализируйте несколько бланков
интервью. Для этого:

1) выявите структуру
каждого бланка и обоснуйте необходимость
выбранной авторами бланка структуры
интервью;

2) выявите все поля
в анализируемых бланках;

3) проанализируйте
удобство расположения и принципиальную
достаточность полей бланка;

4) предложите
способы усовершенствования бланков.

2.
С учетом выявленных Вами несовершенств
и недочетов формулируйте письменные
рекомендации интервьюерам по составлению
бланков и сценариев интервью.

3. Придумайте
индивидуальную систему условных
обозначений для сценария интервью.

Ролевое
структурирование

сценария
интервью

Профессиональное
интервьюирование предполагает
максимальное использование всех
возможностей диалога в процессе интервью.
Именно с целью повышения результативности
интервью применяется методика ролевого
структурирования.

Ролевое
структурирование сценария интервью

представляет собой набор процедур
подготовки к проведению интервьюирования
и техник диалога в процессе интервью,
позволяющих структурировать межличностное
взаимодействие в ходе интервью и
управлять как текущими, так и
постинтервьютивными социальными
ожиданиями участников интервью.

Наиболее простые
формы социально-ролевого структурирования
сценария интервью включают следующие
действия. На завершающем этапе подготовки
сценария интервью на отдельные вопросы
или группы вопросов как бы накладываются
дополнительные смыслы и нагрузки, в
частности, при помощи речевых и
интонационных техник задаются
социально-ролевые позиции участников
интервью. При этом, безусловно, разработчики
сценария интервью имеют возможность,
главным образом, воздействовать на
позиции интервьюера, но за счет новой
позиции интервьюера в процессе диалога
задаются и ролевые позиции интервьюируемого.

Приведем несколько
примеров и приемов формирования ролевых
позиций участников интервью.

Таблица 1

Приёмы ролевого
структурирования

сценария интервью

Вопросы

Ответы

интервьюируемого

Примечания

Интервьюер
(подчеркнуто строго!):

Как
Вы думаете, Вам удастся справляться
с таким большим объёмом должностных
обязанностей в течении рабочего дня?

__________________________________

__________________________________

_________________

Оценка
ответной ролевой позиции:

˜
адекватная;

™
неадекватная.

Интервьюер:

(несколько
иронично):

Это
Ваше собственное мнение или у Вас есть
объективные основания для подобных
утверждений?

__________________________________

__________________________________

_________________

Оценка
ответной реакции:

˜
безразличная;

™
спокойная;

™
корректная;

™
конфликтная.

Интервьюер:

За
что Вы в последний раз
(перевести
взгляд прямо в глаза собеседника)
критиковали своего бывшего
руководителя?

__________________________________

_________________

Реакция:

˜
не заметна;

™
спокойная;

™
смущение;

™
______________

_________________

В сложных сценариях
интервью роли участников могут меняться
неоднократно от сходных до прямо
противоположных. Например, в стрессовых
интервью иногда применяется приём
демонстрации резкой смены настроений
от абсолютной доброжелательности и
предупредительности интервьюера до
резко критического отношения и даже
неприятия интервьюируемого. Разумеется,
такие ролевые сценарии требуют от их
главных исполнителей некоторого
актерского мастерства, но российские
граждане талантливы и порой так быстро
и точно входят в ту или иную роль, что
возникает проблема выхода из неё. Это
касается и интервьюера, и интервьюируемого.
Так, если в соответствии со сценарием
интервью интервьюер допускает «плановую»
коммуникативную ошибку, например, трижды
не правильно произносит имя или фамилию
интервьюируемого, то конфликтному
человеку с повышенным восприятием своей
значимости очень трудно будет удержаться
от назидательных интонаций, роли
морализатора, критика или даже
преследователя.

К слову, при
выполнении негативных ролей, необходимо
известное «социальное отыгрывание»
ситуации, то есть включение в сценарий
стандартных текстов, объясняющих
интервьюируемому причины неадекватного
или «странного» поведения интервьюера.
Например, это могут быть следующие
объяснения: «В ходе интервью (а Вы были
участником стрессового интервью), Вы,
очевидно, заметили, что я применял в
отношении Вас жесткие интонации. По
условиям сценария интервьюер не имеет
права заранее предупреждать интервьюируемого
о подобных ситуациях. Я добросовестно
выполнил инструкцию и прошу Вас правильно
истолковать мое поведение». С одной
стороны, продолжительность
социально-психологической коррекции
в процессе выхода из подобных интервью
должна быть достаточной с тем, чтобы
испытуемый, выходя от интервьюера,
чувствовал себя достаточно спокойно и
уверенно. С другой стороны, чрезмерно
длительные объяснения и, тем более,
извинения со стороны интервьюера или
устроителей интервью излишни, так как
способствуют смене, а именно — снижению
статуса социально-ролевых позиций. В
подобных ситуациях не должен пострадать
и моральный статус интервьюера и
организаторов интервью.

Персональная
адаптация

сценария
интервью

Сценарий интервью
обычно темо- и целецентричен и
разрабатывается без учета личностных
особенностей интервьюера, то есть
ориентирован на «типичного человека».
Поэтому в нём интервьюер может с
удивлением обнаружить такие формы,
которые ему трудно или невозможно будет
использовать в ходе интервьюирования.
Так, например, существуют определенные
речевые особенности, которые могут
затруднять воспроизведение
труднопроизносимых словосочетаний. То
есть могут возникать технические
трудности. Интервьюеру может быть
неудобно использовать сценарий вопросника
в типовой форме или некоторые словосочетания
и задания интервьюеру могут у него
вызывать раздражение, непонимание или
отрицательные эмоции и реакции. В таком
случае своими непроизвольными реакциями
интервьюер может оказывать неплановое
воздействие на интервьюируемого и тем
самым негативно влиять на результаты
интервью.

Поэтому лучше не
допускать возникновения подобных
ситуаций и осуществлять персональную
адаптацию сценариев интервью. Безусловно,
лучше всего это делать совместно
интервьюеру и разработчикам сценария,
но мне представляется, что незначительные
изменения в сценарий интервью в целях
его усовершенствования и повышения
практичности использования целесообразно
позволять делать и самим интервьюерам
при условии их согласования с руководителями
подразделений.

При интервьюировании
персонала, особенно в компаниях с
совместным капиталом и международных
фирмах часто используется инструментарий,
разработанный для зарубежного персонала
и просто дословно переведенный
профессиональными переводчиками без
согласования с представителями служб
персонала российских отделений и офисов.
При этом вносить какие-либо изменения
строго запрещается. Причины таких
запретов кроются не только в стремлении
точно использовать грамотный инструментарий
и обеспечить стандартизированность и
сравнимость результатов. Подчас не
менее важными причинами подобных
строгостей и запретов являются стремление
сотрудников головных офисов и служб
доказать свою незаменимость, подчеркнуть
и закрепить свой статус, а также недоверие
к профессионализму сотрудников
региональных офисов. В результате
нередко сценарии оценочных, отборочных,
аттестационных, информационных интервью
не коррелируют с особенностями культуры,
менталитета, актуальных языковых форм,
принятыми нормами и психологией делового
общения; сами формы представляются
российским менеджерам по персоналу
громоздкими и не отвечающими нормам
делопроизводства. Кросскультурные
несоответствия и различия, неизбежно
возникающие в многонациональных
организациях следует стремиться
устранять до их использования, так как
часто вызывают недоумение, иронию и
даже недоверие интервьюируемого
персонала к профессиональной компетентности
высшего руководства компании, да и
российских менеджеров по персоналу. Да
и сами менеджеры, понимая недостаточное
совершенство используемого ими
инструментария, подчас формально
относятся к его применению и интерпретации
результатов. А что в результате?
Непонимание, формализм, а в конечном
счете — снижение продуктивности
деятельности компании.

Персональная
адаптация сценария интервью предполагает
выполнение следующих шагов.

Шаг 1 («Ознакомление»).
Следует ознакомиться со сценарием
интервью, его структурой и особенностями.

Шаг 2 («Запоминание»).
Необходимо вслух прочитать вопросы,
стараясь учитывать все подстрочные
замечания и инструкции интервьюеру,
делая паузы для выслушивания предполагаемых
ответов.

Шаг 3 («Имитация»).
Следует повторить предыдущий шаг,
имитируя заполнение вопросника
содержанием ответов воображаемого
респондента и оценками интервьюера.
При этом важно отметить время начала и
время завершения воображаемого интервью.

Шаг 4 («Поиск»).
Просмотр сценария интервью и выявление
причин возникновения проблем. Проставление
пометок в сценарии, позволяющих лучше
видеть текст вопросов, инструкции и
подстрочные замечания, делать правильные
ударения в словах, фразах и предложениях,
фиксировать результаты интервью.

Шаг 5
(«Предложения»).
Формулировка и
аргументация необходимости внесения
изменений в бланк сценария интервью.
Согласование изменений с руководителями
и коллегами.

Шаг 6 («Коррекция»).
Внесение изменений в сценарий интервью
и повторная имитация интервью (то есть
повторение шага 3).

Следует обратить
внимание, что согласование изменений
ни в какой мере не умаляет самостоятельность
и восприятие интервьюера руководством
и коллегами как профессионала. Наоборот,
именно высокий уровень профессионализма
и уверенность в себе позволяют человеку
без стыда и сомнений обращаться за
советом, помощью и консультацией к
другим специалистам. Даже если
сформулированные предложения по
изменению сценария по каким-либо причинам
не будут одобрены, выполнивший данные
действия интервьюер может быть уверен,
что он сделал все, от него зависящее,
чтобы в ходе интервьюирования персонала
были получены качественные результаты.

? Контрольные
вопросы, задания и упражнения

1.
Проанализируйте типичные роли интервьюера.

2. Выберите для
себя несколько ролей, которые, по Вашему
мнению, будут наиболее приемлемы и
удобны для Вас лично.

3. Продумайте,
какими средствами и способами можно
обеспечить ролевое структурирование
сценариев при переходе от одной к другой
или третьей выбранной Вами роли.

4. Какие роли
недопустимы для интервьюера? Аргументируйте
свою точку зрения.

5. Зачем нужна
персональная адаптация сценария
интервью? Чем вызвана особая необходимость
адаптации сценария интервью, разработанного
иностранными авторами?

6. Как выполнить
персональную адаптацию сценария
интервью?

___________________________________________________

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Как Нолан пишет сценарии

Видео: Как Нолан пишет сценарии

Содержание

  • Примеры сценария интервью
  • 1- Сценарий журналистского интервью
  • Часть I: презентация интервьюируемого
  • Часть II: вопросы и ответы
  • Часть III: прощание и выводы (по желанию)
  • 2- Сценарий собеседования
  • Часть I: презентация
  • Часть II: академическая подготовка и опыт работы
  • Часть III: закрытие интервью
  • 3- Сценарий исследовательского интервью
  • Часть I: знакомство с интервьюером
  • Часть II: данные интервьюируемого
  • Часть III: исследования
  • Часть IV: закрытие интервью
  • 4- Сценарий интервью для клинической консультации
  • Часть I: сбор данных
  • Часть II: информация о здоровье
  • Часть III: причина консультации
  • Ссылки

А сценарий интервью Это список обсуждаемых вопросов и вопросов, которые интервьюер собирается задать интервьюируемому в указанном разговоре, которые должны дать последовательные ответы в соответствии с целью интервью.

Интервью — это диалог или беседа, которая может иметь место между одним или несколькими людьми на тему, представляющую общий интерес, с целью узнать их мнение по этому поводу, их убеждения и опыт в данной области. Это может быть личная встреча, то есть личная встреча, по телефону или в Интернете.

С другой стороны, в литературном жанре сценарий — это текст, который представляет содержание для определенной цели, то есть это руководство, которое направляет развитие деятельности.

Сценарий интервью может содержать структурированные вопросы, которые уже написаны заранее; полуструктурированные, некоторые из которых уже готовы, но есть возможность задать открытые вопросы; а подробные вопросы, где указана тема, а вопросы являются бесплатными, возникают в соответствии с ответами респондента.

Примеры сценария интервью

Чтобы написать сценарий, необходимо принять во внимание несколько факторов, таких как цель интервью, журналистское ли оно, работа, расследование, клиническая консультация и т. Д.

Также необходимо учитывать количество интервьюируемых, поскольку оно может быть индивидуальным или коллективным, если оно находится в группе.

Что касается формулировки вопросов, необходимо использовать четкий и понятный язык, отвечать цели собеседования, поддерживать логический порядок от общего к частному, включать открытые и описательные вопросы.

1- Сценарий журналистского интервью

Сценарий журналистского интервью должен содержать вопросы, которые журналист задаст интервьюируемому, чтобы через ответы связать его со своими последователями.

Часть I: презентация интервьюируемого

Интервьюируем: _________________, технический директор футбольной команды Los Dinámicos.

Часть II: вопросы и ответы

Как была физическая подготовка игроков?

На чем вы основали встречу в гримерной?

Есть ли жертвы в игре?

Какую подготовку вы пройдете как посетитель?

Есть ли какие-нибудь особые меры для отметки бомбардира?

Будете ли вы продлевать контракты на следующий сезон?

Вы имеете в виду руководство старшей командой?

Какую мечту осуществить в долгосрочной перспективе?

Часть III: прощание и выводы (по желанию)

Спасибо за ваше время, мы с вами и удачи.

2- Сценарий собеседования

Сценарий собеседования позволяет собирать данные, которые должны быть записаны о соискателе, с информацией, которая интересует работодателя, например, личные данные, проведенные исследования, опыт работы и т. Д.

Часть I: презентация

  1. Приветствие и презентация.
  2. Спасибо за участие и пунктуальность.
  3. Заявление о цели интервью.
  4. Личная информация. Проверка их имени и фамилии, семейного положения, количества детей, места рождения, номеров телефонов и т. Д.

Часть II: академическая подготовка и опыт работы

  • Академическая подготовка

Расскажите о своей тренировке, где вы учились?

Какие курсы, семинары, беседы, семинары и т. Д. Вы прошли в связи с работой, к которой стремитесь?

Вы говорите, пишете и понимаете другой язык?

  • Опыт работы

Что ты думаешь о своей профессии?

Что побудило вас заняться этой карьерой?

Можете рассказать о своей предыдущей работе?

Какой из всех переживаний был самым трудным?

Что вы считаете своими способностями и навыками?

Какой была ваша последняя работа и что побудило вас уйти на пенсию?

Вы работали под давлением?

Что ты чувствуешь, когда работаешь в команде?

Что вас привлекает в этой компании, если вы считаете ее своей будущей работой?

Какие пособия по трудоустройству вы считаете важными для себя и своей семьи?

Часть III: закрытие интервью

Если выбрано, когда оно будет доступно?

Вы бы хотели пройти медицинское обследование?

Спасибо за уделенное время, мы с вами свяжемся.

3- Сценарий исследовательского интервью

В области исследования интервью — это инструмент, позволяющий собрать данные по изучаемой теме.

Таким образом, сценарий исследовательского интервью состоит из подготовки вопросов, которые необходимо задать исследуемому населению, чтобы зафиксировать восприятие, мнения, отношения и т. Д., Которые определяют достижение целей указанного исследования.

Часть I: знакомство с интервьюером

Доброе утро, спасибо, что разрешили мне провести этот опрос. Меня зовут: ________________ Я происхожу из: _______________________ Причина моего присутствия — задать вам несколько вопросов, касающихся образовательных потребностей ваших учеников.

Часть II: данные интервьюируемого

как твое полное имя?

По какой специальности?

Как давно ты закончил учебу?

Стаж в учреждении?

Можете ли вы описать функции, которые вы выполняете?

Часть III: исследования

Считаете ли вы, что ваша роль учителя ценится руководящим составом и представителями детей?

Какие аспекты вы принимаете во внимание перед преподаванием в классе?

Считаете ли вы, что развлекательные мероприятия важны для обучения студентов?

Включаете ли вы в свои занятия динамику и игры?

Есть ли у студентов академическая поддержка дома?

Постоянно ли с вами общаются представители?

Можете ли вы описать участие родителей и опекунов в процессе обучения детей?

Какие занятия вы применяете в своих классах, чтобы заинтересовать учащихся?

Считаете ли вы, что постоянное обновление учителей важно?

Как вы думаете, как поддержка представителей влияет на обучение детей?

Часть IV: закрытие интервью

Спасибо за ваше время.

4- Сценарий интервью для клинической консультации

Когда человек впервые приходит на консультацию к врачу, проводится первичное собеседование с серией вопросов, данные которых записываются в медицинскую карту и позволяют узнать историю болезни пациента.

Часть I: сбор данных

Получение личных данных. Подтверждение их имени и фамилии, семейного положения, количества детей, места и даты рождения, номеров телефонов, адреса.

Часть II: информация о здоровье

Ваши родители или родственники страдали или страдали от каких-либо болезней?

У Вас аллергия на какие-либо лекарства?

Вам когда-нибудь делали операцию?

От каких болезней вы страдали раньше?

Какие вакцины вы получили?

Сколько доставок у вас было?

Вы занимаетесь какой-либо физической активностью?

Часть III: причина консультации

Вы приходите на консультацию по поводу дискомфорта, уточните какой?

Не могли бы вы зайти на физическое обследование?

Диагноз врача: ____________________________

Ссылки

  1. Альварес Б., (2015). Потребитель: Собеседование: 20 вопросов и ответы на них. Получено с: consumer.es.
  2. Fábregues, S et al. (2016). Социальные и педагогические методы исследования. Барселона, Редакция УПЦ.
  3. Gil, E et al. (2007). Сценарий первоначального оценочного собеседования в процессе коллективных действий. Получено с scielo.isciii.es.
  4. Интервью. Получено с: deficion.de.
  5. Варгас, И. (2012). Интервью в качественных исследованиях: новые тенденции и вызовы. Коста-Рика, Центр исследований и преподавания в области образования, Национальный университет.

Понятие и принципы интервьюирования в социологии

Содержание:

  • Интервьюирование – что из себя представляет
  • Возможности использования и пределы применения
  • Какие бывают разновидности

    • Взятие интервью, как метод социологического исследования
  • Требование к личности интервьюера
  • Этапы организации беседы

    • Правила составления вопросов

Интервьюирование – что из себя представляет

Определение

Интервьюирование – это метод вербально-коммуникативного исследования, осуществляемый с целью сбора информации. Проходит в форме непосредственного взаимодействия между интервьюером и респондентом.

Респондент (англ. – «respondent» – «отвечающий», «реагирующий») – опрашиваемый человек, служащий источником информации.

Интервьюер (от англ. «interviewer») – специалист, задающий вопросы, собирающий информацию.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отличия от обычной беседы:

  • интервьюирование имеет четко сформулированную цель и задачи исследования;
  • проходит по определенному плану;
  • предполагает обязательную обработку и анализ полученных материалов.

Преимущества по сравнению с методом анкетирования:

  • возможность уточнения противоречивых сведений;
  • отслеживание невербальных реакций;
  • получение более полной и глубокой информации.

Применение

Метод интервьюирования широко применяется в различных областях гуманитарного знания:

  • антропологии;
  • журналистике;
  • педагогике;
  • политологии;
  • психологии;
  • социологии;
  • экономике;
  • юридической науке.

Имеет широкое распространение в различных практических областях менеджмента и маркетинга. Примеры использования:

  • изучение покупательского спроса;
  • собеседование при приеме на работу;
  • выявление проблемных моментов в деятельности организации.

Возможности использования и пределы применения

Интервьюирование – это доступный, простой и эффективный метод познания. Используется как при изучении теоретических научных вопросов, так и при решении прикладных задач. Одно из основных достоинств метода – получение информации эмпирическим (опытным) путем.

Главный недостаток заключается в субъективности – практически невозможно исключить искажение информации, которое может происходить как со стороны респондента, так и интервьюера.

Наиболее частые причины искажений со стороны респондента связаны со следующими факторами:

  • стремление давать социально одобряемые ответы;
  • недоверие или антипатия к интервьюеру;
  • сомнение в конфиденциальности беседы;
  • непроизвольное искажение информации из-за ошибок в памяти;
  • отсутствие четкого мнения по какому-либо вопросу;
  • эффект «ложной информированности».

Со стороны интервьюера причинами искажений могут быть:

  • неумение внимательно слушать;
  • неспособность считывать невербальные сигналы;
  • поспешность в выводах;
  • «эффект ореола» – когнитивное искажение, связанное с тем, что на основе общего впечатления судят и о частных особенностях;
  • низкая квалификация.

Минусы в использовании данного метода также связаны с тем, что для его проведения необходимо:

  • большое количество интервьюеров – если речь идет о социологических или любых других крупных исследованиях;
  • значительные временные затраты;
  • существенные финансовые расходы.

Малая оперативность метода не позволяет использовать его в массовых краткосрочных социологических опросах.

Какие бывают разновидности

Существуют различные классификации методов интервьюирования.

По количеству участников:

  • индивидуальные – в них участвует только интервьюер и респондент;
  • групповые – в них задействованы более 2-х человек;
  • массовые – в качестве респондентов выступают сотни и более респондентов.

По форме проведения:

  • стандартизированные – строго определены вопросы и их последовательность;
  • сфокусированные – специалист руководствуется как заранее подготовленными, так и дополнительными вопросами;
  • свободные (ненаправленные) – интервьюер руководствуется общим планом и целью, но проявляет гибкость в беседе, задавая вопросы по ситуации.

По целям:

  • предварительные – применяются на этапе пилотажного исследования;
  • основные – используются для сбора основной информации;
  • контрольные – имеют целью проверку, уточнение и обновление данных.

По способу фиксации информации:

  • устные – беседа ведется устно, сведения фиксируются в специальном бланке «по горячим следам»;
  • письменные – запись ведет сам интервьюер или данную функцию выполняет его ассистент;
  • технические – ответы фиксируются с помощью магнитофона, диктофона или иных технических средств. Это осуществляется только с согласия самого респондента.

По способу взаимодействия:

  • личные – живое общение с респондентом;
  • опосредованные – сбор информации с помощью телефона, различных меcсенджеров типа Skype, социальных сетей.

По количеству:

  • однократные;
  • повторные;
  • панельные – проводятся через определенные временные промежутки.

По месту проведения:

  • на работе;
  • в домашней обстановке;
  • на улице;
  • в магазине.

Взятие интервью, как метод социологического исследования

Интервьюирование является одним из самых распространенных методов в социологии. Его используют для сбора социальной информации, которая интересует исследователя. Это может быть сбор информации:

  • о мнениях людей по тому или иному поводу;
  • об оценке общественных явлений и процессов;
  • о наличии стереотипов мышления в разных социальных группах;
  • о состоянии группового сознания.

Наибольшее распространение в социологии получил метод стандартизированного интервью, для которого характерны:

  • строгая последовательность;
  • точная формулировка вопросов;
  • наличие предполагаемых моделей ответов.

Самыми сложными формами являются свободное и глубинное интервьюирование. Они применяются опытными социологами при решении научных задач.

Свободное – исследователь собирает информацию без наличия предварительно разработанного инструментального аппарата.

Глубинное (разведывательное) – применяется для определения или уточнения гипотезы. Проводится на стадии разработки программы исследования. Специфика данного метода позволяет использовать его для качественного изучения потребителей. Полученная таким образом скрытая информация помогает разработать продукт с улучшенными характеристиками. 

Требование к личности интервьюера

Для проведения качественного интервью специалисту необходимо обладать следующими качествами:

  • четкая речь;
  • располагающий внешний вид;
  • умение слушать;
  • коммуникативные навыки;
  • способность считывать информацию по невербальным признакам;
  • хорошая память;
  • доброжелательность в общении;
  • беспристрастность и нейтральность по отношению к полученным результатам.

Интервьюер должен:

  • четко осознавать цели и задачи исследования;
  • владеть методикой проведения интервью;
  • внимательно фиксировать полученные ответы;
  • по возможности избегать когнитивных искажений;
  • не проявлять личную заинтересованность;
  • избегать доминирования и давления на респондентов.

Этапы организации беседы

Как правило, процедура интервью состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный.

На данной стадии исследователь осуществляет:

  • формулирование целей и задач;
  • описание предстоящей работы;
  • выбор инструментов;
  • разработку инструкции;
  • составление плана;
  • подготовку технических средств.

2. Вводная часть.

Включает в себя:

  • знакомство;
  • установление первичного контакта;
  • информирование о целях интервью, форме и правилах его поведения;
  • получение согласия на фиксацию ответов в виде письменной или диктофонной записи;
  • уточнение информации, ответы на вопросы интервьюируемого.

Данный этап считается успешным, если в ходе него сформировалась установка на сотрудничество, а интервьюер сумел мотивировать респондента на необходимость давать честные ответы.

3. Основная стадия.

На ней интервьюер проводит опрос согласно заранее составленному плану и выбранным инструментам. При необходимости – переспрашивает, уточняет, проясняет противоречивые моменты.

4. Завершение. Интервьюер благодарит респондента за участие в опросе. Если беседа велась устно, сразу после ее окончания фиксирует ответы. Обычно это делается на специально разработанном бланке.

5. Обработка и анализ результатов.

Интервьюер и исследователь – это не всегда одно и то же лицо. При массовых социологических опросах функция интервьюера сводится к проведению интервью и фиксации его результатов. Интерпретацией данных часто занимаются аналитики и другие профильные специалисты.

Правила составления вопросов

Классификация вопросов для интервью

По предполагаемой форме ответов:

  • закрытые – предполагают односложный ответ;
  • открытые – в них респондент сам формулирует развернутый ответ.

По содержанию ответов:

  • фактические – направлены на выяснение реальной информации о респонденте (например, о его материальном положении);
  • субъективные – имеют целью выявить мнение, взгляды, суждения опрашиваемых людей;
  • эмоциональные – важно зафиксировать экспрессивную реакцию на вопрос, степень выраженности эмоций.

По отношению к цели исследования:

  • информационные – помогают собрать необходимые сведения;
  • процедурные – направлены на улучшение качества интервью, его оптимизацию.

При составлении вопросов необходимо учитывать следующие правила:

  • в начале беседы лучше задавать простые вопросы, постепенно увеличивая сложность;
  • вопросы должны быть четкими, логичными и однозначными;
  • не рекомендуется использовать сложные и малоупотребительные термины;
  • формулировки по возможности лучше использовать краткие;
  • отдавать приоритет конкретным вопросам над обобщенными;
  • вопросы личного характера не рекомендуется размещать в начале опроса;
  • допустимо придание формулировке маскирующего оттенка – если вопрос предполагает получение не совсем социально одобряемого ответа (Например: «Если в будущем», «Предположим, что девушка вашего круга» и др.);
  • если речь идет о сложном предмете, возможно краткое пояснение перед вопросом;
  • вопросы не должны оскорблять респондента, принижать его достоинство и ущемлять самолюбие.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Текст с ошибкой:

Расскажите, что не так

Поиск по содержимому

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровой программы солнечные лучики
  • Сценарий казачья ярмарка
  • Сценарий история русского костюма
  • Сценарий имиджевого видеоролика
  • Сценарий интервью со студентами