Сценарий искусство на войне

Сценарий Линейки "Искусство на войне", посвященной Дню Победы в Великой Отечесвтенной войне.

Сценарий линейки «Искусство на войне»

Слайд 1

Слайд 2, 3 Песня «Огонек» (выход девушек)

Слайд 4 Ведущий: Победа в Великой Отечественной войне была не только победой военной стратегии, военной техники. Это была духовная победа над врагом. А в духовном противостоянии с фашистами особую роль сыграло русское искусство.  

(показ слайдов плакатного искусства.)

Слайд 5, 6 Ведущий: Искусство помогло человеку остаться человеком, сохранить всё разнообразие чувств, эмоций, переживаний в страшное время разрухи, голода, смерти, страха. Искусство «сомкнуло века», воспевало традиционные вековые ценности: любовь и преданность Родине, самоотверженность и мужество в ее защите, верность друзьям и любимым.

Слайд 7, 8 Ведущий: Искусство объединяло людей на фронте, в тылу, в осажденных городах. У всех была одна беда, и у всех будет одна Победа!  

Слайд 9 Ведущий: 22 июня. Начало войны. Трагедия страны. Трагедия каждого человека. Пока русские люди собираются на фронт, прощаются с мирной жизнью, появляется песня, которая сумела сплотить страну.

Ведущий: Третий день войны. Зазвучала песня, которая сумела сплотить всю страну. Знаменитая «Священная война», стихи к которой написал Лебедев-Кумач, а музыку Александр Александров.

Слайд 10 «Священная война». Видео

Слайд 11 Ведущий: Солдаты пели, словно школьники, и как солдаты, пели мы.

Ведущий:

Все пели праведно и доблестно —

и няня в стареньком платке, и в сапогах кирзовых докторша,

забывши градусник в руке…

Ведущий:…Разрывы слышались нам дальние,

и было свято и светло…

Ведущий: Вот это все и было — Армия,

Все это Родину

Вместе: спасло. (Е. Евтушенко)

Ведущий: «Священная война» вместе с другими новыми песнями очень быстро вошла в репертуар всех групп ансамбля и получила всенародное признание.

Слайд 12 Ведущий: В то время, когда фашистские войска подошли вплотную к Москве (линия фронта проходила на расстоянии 25-30 км от города), когда город беспрестанно подвергался бомбежкам и вражеским налетам, на сценах московских театров идут спектакли.

Слайд 13 Ведущий: Но особенно нам хотелось бы рассказать о Большом театре.

Ведущий:

Была создана инициативная группа из артистов, оставшихся в Москве. И 19 ноября 1941 г открылся сезон филиала Большого театра. В тот день собралось огромное количество народу.

Слайд 14

Руководителем концерта был отозванный с фронта и назначенный директором и художественным руководителем Большого театра Михаил Габович.

Ведущий: Концерт начался… Но не прошло и двух номеров, как на авансцену вышел М.Габович и сказал:

Ведущий: «Товарищи, в городе объявлена воздушная тревога. Просим вас соблюдать спокойствие и покинуть зал. Желающие могут пройти в метро «Площадь Свердлова». После «отбоя» будем продолжать наш концерт».

Ведущий: Почти никто не покинул здания театра, чтобы укрыться в метро. Через 30 минут концерт продолжился. Но буквально через несколько минут Габович снова появился на авансцене, чтобы прервать концерт в связи с объявлением тревоги. Из-за тревог концерт приходилось то и дело прерывать. Зрители даже сочинили стишок:

Ведущие: (выходят из зала на сцену)

Габович появляется,

Тревога объявляется,

Публика ругается,

Не хочет уходить!

Слайд 15

Ведущий: В годы войны в Москве создавались фронтовые концертные бригады. В состав бригад входили представители самых разнообразных жанров: чтецы, вокалисты, инструменталисты, артисты балета, цирка, как начинающие и опытные актеры, так и вчерашние студенты театральных училищ. Они бесстрашно выходили на импровизированные подмостки, несмотря на обстрелы и бомбардировки.

Слайд 16

Ведущий: Первая фронтовая бригада была создана в Москве в июле 1941 года под руководством В. А. Филиппова. За годы войны не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады. С 1941 по 1945 год артисты провели для советских бойцов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов и творческих встреч.

Слайд 17 Ведущий: Актеры играли как классику и лучшие пьесы военных лет. Спектакли, как правило, игрались на лесных лужайках и площадях селений, только что освобожденных от врага, концерты давались в блиндажах.

Ведущий: На фронт выезжали лучшие актеры театров Москвы: А. Остужев, П. Садовский, И.Ильинский, А. Тарасова. Аркадий Райкин с первого и до последнего дня был на фронтовых передовых, его концертная бригада выступала в самых опасных местах.

Слайд 18 Ведущий:

Клавдия Шульженко. В первый год ленинградской блокады дала 500 концертов, сотни раз выезжала на фронт, выступая перед бойцами. В 1942 году была награждена медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды.

Слайд 19 Видео «Синий платочек»

Слайд  20 Ведущий: С первых дней советско-финской войны до последних дней Великой Отечественной Лидия Русланова выступала на фронтах в составе одной из лучших концертных бригад. На свои средства Русланова приобрела две батареи «Катюш», отправив их на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал ее муж, Владимир Крюков.

Слайд 21 Вместе с нашими войсками она вошла в еще не освобожденный Берлин, а чуть позже вместе со всеми расписалась углем на колонне рейхстага.

Слайд 22 Видео: «Валенки»

Слайд 23 Ведущий: В период 1941 – 1945 годов Утесов вместе со своим джазом дал более 200 концертов на фронтах. Работали в тяжелейших условиях, неоднократно попадая под бомбежки. Два истребителя Ла-5Ф, построены на сбережения артистов джаза Леонида Утесова и названных с разрешения Сталина «Веселыми ребятами».

Слайд 24 Ведущий: Более миллиона рублей собрал Малый театр на постройку истребительной авиационной эскадрильи и 12 «Яков» были переданы фронту от старейшего московского театра.

Слайд 25, 26 Ведущий: Всего в Москве за годы войны было создано свыше 700 фронтовых бригад.

С нетерпением ждали бойцы на фронте выступления артистов.

Слайд 27

Звук грузовика.

«ПЕСЕНКА ФРОНТОВОГО ШОФЕРА» — все

Стихи Ласкин Б. и Н Лобковсуий музыка Мокроусов Б.

Через реки, горы и долины,

Сквозь пургу, огонь и чёрный дым

Мы вели машины, объезжая мины,

По путям-дорогам фронтовым.

Эх, путь-дорожка фронтовая,

Не страшна нам бомбёжка любая!

А помирать нам рановато,

Есть у нас ещё дома дела!

А помирать нам рановато,

Есть у нас ещё дома дела!

                             (1945 год)

Сценка – солдаты слушают выступление фронтовой бригады.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие товарищи, солдаты, офицеры, врачи, санитарки, защитники нашей страны, воюющие на передовой линии фронта. Мы гордимся честью, оказанной нам – выступить перед вами. Пусть концерт нашей фронтовой бригады даст вам возможность небольшого отдыха, напомнит о доме, о родных и близких. И сейчас прозвучит отрывки из любимых песен, которые для вас сочиняют поэты и композиторы нашей необъятной страны. 

Слайд 28

Песни времен ВОВ

В ДАЛЕКИЙ КРАЙ ТОВАРИЩ УЛЕТАЕТ поют девочки

Стихи Долматовского.

Музыка Богословского

В далекий край товарищ улетает,

Родные ветры вслед за ним летят.

Любимый город в синей дымке тает,

Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.

Пройдет товарищ все бои и войны,

Не зная сна, не зная тишины.

Любимый город может спать спокойно

И видеть сны и зеленеть среди весны.

Любимый город может спать спокойно

И видеть сны и зеленеть среди весны. (1939)

Слайд 29

СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС – мальчики

Стихи Е. ДОЛМАТОВСКОГО
Музыка М. ФРАДКИНА

Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог

Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.

Хоть я с вами почти незнаком
И далеко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чем.
1943

Ведущий: Товарищи бойцы, мы привезли вам фильм, который только что закончил снимать режиссер Леонид Луков. Посмотрите его, пока у вас есть время передышки:

Слайд 30

(фрагмент фильма «Два бойца». Исполняется песня «Темная ночь»).

ТЕМНАЯ НОЧЬ

Слова Вл. Агатов Музыка Н. Богословский

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!

Темная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная, черная степь пролегла между нами.

1943
Слайд 31 Ведущий: Дорогие наши защитники, воины нашей славной Армии, помните, знайте, и верьте, что дома вас ждут ваши родные, любимые. Фронтовой поэт Константин Симонов еще в 1941 году написал стихотворение, обращенного к тем, кто ждет, ждет верно, надежно, безропотно.

Жди меня

Жди меня, и я вернусь. 
Только очень жди, 
Жди, когда наводят грусть 
Желтые дожди, 
Жди, когда снега метут, 
Жди, когда жара, 
Жди, когда других не ждут, 
Позабыв вчера. 
Жди, когда из дальних мест 
Писем не придет, 
Жди, когда уж надоест 
Всем, кто вместе ждет. 

Жди меня, и я вернусь, 
Всем смертям назло. 
Кто не ждал меня, тот пусть 
Скажет:- Повезло.- 
Не понять не ждавшим им, 
Как среди огня 
Ожиданием своим 
Ты спасла меня. 
Как я выжил, будем знать 
Только мы с тобой,- 
Просто ты умела ждать, 
Как никто другой.

Ведущий: Дорогие воины! Мы говорим вам до свидания, желаем вам победы в каждом бою и большой победы над ненавистным фашизмом!

Слайд 32

КАЗАКИ В БЕРЛИНЕ — все

Стихи Ц. СОЛОДАРЯ
Музыка Дм. и Дан. ПОКРАСС

По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой:
«Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки…»

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

1945

Слайд 33

Ведущий: Дорогие друзья!

Вот и прошел еще один год после той войны. Наступил праздник со слезами на глазах – День Победы. Каждому из нас в зале есть кого вспомнить в этот день, поклониться и сказать спасибо.

Ведущий: 9 мая по всей стране вновь пройдет акция «Бессмертный полк». И сегодня мы вновь обращаемся к сердцу Вашему. Не может быть забвения для тех, кто защищал нашу Родину.

Прошу всех встать. Наступает минута молчания.

Слайд 34 (часть минуты молчания с метрономом.)

Слайд 35 – видео

Завершение – «День Победы» (поет весь зал)

День Победы

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли,—

Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах.

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели,—

Этот день мы приближали, как могли.

Припев.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все.,

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, полземли,

Этот день мы приближали, как могли.

Припев.

День Победы

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли,—

Этот день мы приближали, как могли.

Припев;

Этот День Победы

Порохом пропах.

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы

Слайд 36

Цели и задачи:

  1. Познакомиться, совместно с учащимися с
    культурой нашей родины в годы ВОв.
  2. Показать закономерность развития.
  3. Развивать интерес учащихся к Отечественной
    культуре.
  4. Дать знания, необходимые для восприятия
    различных сторон культуры СССР времён ВОв.
  5. Расширить кругозор учащихся.

Форма работы: коллективная. Можно
пригласить гостей из младших классов и родителей

Оборудование: магнитофон или караоке,
репродукции с картин посвящённых ВОв.

Оформление: На доске записаны: тема,
пословицы и поговорки, прикреплены репродукции.
Столы расставлены так, чтобы участники
рассаживались группами.

Ход проведения

I. Оргмомент.

II. Проведение мероприятия

  1. Песня.
  2. Пословицы и поговорки.
  3. Частушки.
  4. Анекдоты.
  5. Симфоническая музыка.
  6. Кинематограф.
  7. Театр.
  8. Изобразительное искусство.
  9. Литература и поэзия.

III. Заключительное слово учителя.

Учитель:

Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать
дань уважения нашему народу, который не только не
удалось поработить немецко-фашистским
захватчикам, но не удалось сломить и волю, и дух
народа. И во время тяжёлых испытаний, выпавших на
их долю, они пели песни и частушки, снимали кино и
писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и
поговорки. И сейчас мы окунёмся в мир искусства
времён Великой Отечественной войны.

Учитель зачитывает эпиграф, записанный на
доске:

“В искусстве русском, в русской речи есть
И мощь, и тонкость, мысль и страсти пламя,
В нём издавна звучит свободы весть,
И Пушкин предсказал её стихами”.

1. Ученик:

В духовном противостоянии с фашистскими
агрессорами наша культура сыграла свою особую
роль. Всё лучшее, что было заложено в культурных
традициях народов нашей страны, стремилось
проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам
людей осознать своё место, в общем строю.
Характернейшей чертой развития культуры
становится углубление интереса к национальному
классическому наследию. И это не случайно. Фашизм
с его делением народов на “полноценные” и
“неполноценные” являл собою пример уничтожения
культурного наследия многих народов.
“Превосходство арийской культуры”, которое
несли с собой завоеватели, неизбежно вызвало
обратную реакцию. Фашистское варварство в
национальных святынях – Ясной Поляне,
Пушкиногорье, Петродворце – ясно показывало, что
уничтожение национальных культур – одна из
главных стратегических целей фашизма. И миллионы
людей, как бы заново обратились к известным
духовным ценностям.

Песни, народное творчество.

2. Ученик:

Оперативнее всех военная тема была
использована в песенном жанре. Подлинным
событием не только музыкального искусства, но и
всей русской культуры, стала песня на слова
композитора А. Александрова на слова поэта В.
Лебедева-Кумача “Священная война”. Она была
впервые исполнена ансамблем песни и пляски
Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы
перед отъезжающими на фронт советскими воинами в
первые дни войны.

Звучит песня “Священная война”.

3. Ученик:

Во времена ВОв поэты и композиторы создали
тысячи песен. Многие из них прочно вошли в устный
репертуар народа. Исполнители забывали имена
авторов песен, а иногда и не знали их:
произведения бытовали анонимно, как и старые
народные песни. На мелодии популярных песен
профессиональных авторов в народе создавались
новые песни. Многие песни пелись на мелодии
“Катюши” М. Исаковского и М. Блантера, “В
землянке” А. Суркова и К. Листова, “Синего
платочка” Я. Галицкого, М. Максимова и Ежи
Петерсбурского, “Тёмной ночи” В. Агатова и Н.
Богословского, “Огонька” М. Исаковского и
неизвестного композитора, “И кто его знает” М.
Исаковского и В. Захарова и др. ; на мелодии
народных песен: “Раскинулось море широко”
(“Кочегар”), “Из-за острова на стрежень”, (текст
поэта Садовникова), украинской “Розпрягайте,
хлопци, кони” и др.

4. Ученик:

— Я стал участником событий,
Которым равных не найти.
О, песни сердца, расскажите,
Что воин чувствовал в пути.

Юноши поют песню “В землянке”.

Учитель:

Довольно часто в годы войны, новые песни
создавались в виде ответов на известные
популярные песни, с использованием их мелодий,
это своеобразный политический диалог с
лирическим героем понравившегося произведения.

И песня, спутница дорог, свободна и легка,
Как птицу, сердце понесёт в седые облака.

Девушки исполняют песню-ответ на песню “В
землянке”.

Учитель:

— Песни распространялись как устно, так и
письменно; вкладывались в письма, помещались в
боевых листках, заносились в записные книжки,
печатались во фронтовых газетах. Сохранилось
много воспоминаний, свидетельствующих об
активной действенной силе народных песен в годы
ВОв.

5. Ученик:

Сколько звёзд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько грёз.
Соловьиное горло Россия,
Белоногие пущи берёз.
Да широкая русская песня,
Вдруг, с каких то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
Породному, по-русски, взахлёб.

6. Ученик:

— Временная оккупация фашистскими захватчиками
значительной территории нашей страны, террор,
угнетение населения, запрещение исполнять
многие устно-поэтические произведения, не могли
совсем заглушить традиционные народные песни,
частушки, сказки, легенды, предания, пословицы и
поговорки. Они составляли основу устного
репертуара населения; укрепляли его дух,
уверенность в неизбежном освобождении, во многих
из них говорилось о победных боях русской армии,
храбрости казачества в Отечественной войне 1812 г.
и т. д. В песнях, частушках, преданиях, пословицах
и поговорках население выражало своё отношение к
оккупантам.

7. Ученик:

Жить без пищи можно сутки.
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки, какой…

Зачитывают поочерёдно записанные на доске
поговорки и пословицы.
(Приложение № 1)

Учитель:

— В частушках военных лет звучала уверенность в
победе над врагом, в том, что милый вернётся, в то
же время – грусть о погибших.

Все поют частушки военной поры.

8. Ученик:

— Немецко-фашистские захватчики знали, конечно,
о содержании новых произведений устной поэзии и
жестоко расправлялись с их авторами и
исполнителями. Поэтому жители оккупированных
районов вынуждены были тайком петь песни и
частушки, прибегать к различным хитростям для их
распространения.

Так Прасковья Комарова из Дорогобужского
района Смоленской области рассказывала, что в
“каждой деревушке тайком собирались и пели
песни, сочиняли новые”. Жительница деревни
Бородино того же района вспоминала, как она и её
подруга “наряжались старухами, ходили в
соседние деревни и так передавали новые частушки
своим подругам”. Это называлось “лапотным
телефоном”.

Молодая преподавательница Вяземской школы
Шура Баранова распространяла тексты песен с
помощью листовок. Ночью она писала песни на
небольших листочках и расклеивала их по улицам
города. Фашисты выследили патриотку и
расстреляли. Но на следующее утро на деревьях и
заборах Вязьмы появились сотни маленьких
беленьких листочков.

Учитель:

— Партизаны пели песни, рассказывали анекдоты
(особенно сатирические — о врагах), всевозможные
легенды и истории.

Ученики артистично рассказывают анекдоты. (См. приложение № 2)

Музыка.

Учитель:

— В годы войны были созданы замечательные
произведения камерной, оперной и симфонической
музыки.

9. Ученик:

По радио дали тревожный отбой.
Пропел о покое знакомый гобой.
Окно раскрываю, и ветер влетает,
И музыка с ветром. И я узнаю
Тебя, многострунную бурю твою,
Чайковского стон лебединый, — Шестая, —
По-русски простая, по-русски святая,
Как Родины голос; не смолкший в бою. (Н.
Крандиевская-Толстая)

10. Ученик читает о сообщение о Д. Шостаковиче и
его творчестве во время ВОв
. (ДЭ. Т. 12, стр. 404)

Звучит Седьмая симфония Шостаковича

11. Ученик читает стихотворение М.
Матусовского (Приложение №
3)

12, 13. Ученики делают небольшие сообщения о
творчестве И. Дунаевского и В. Соловьева- Седого в
годы ВОв.
[ДЭ Т. 12]

Учитель:

— С большим подъёмом работали и другие видные
советские композиторы: С. Прокофьев создал
симфоническую увертюру “1941 год” и оперу “Война
и мир”; Ю. Шапорин закончил патриотическую
ораторию “Сказание о битве за русскую землю”; А.
Хачатурян две симфонии и музыку к балету
“Гаянэ”.

Кинематограф.

14. Ученик:

— Большую популярность в годы войны приобрёл
кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт
выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли
тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные
битвы с врагом. Огромный эмоциональный заряд
патриотизма и ненависти к врагу несли
документальные ленты “Ленинград в борьбе”,
“Разгром немецких войск под Москвой”, “Битва за
Севастополь”, “Победа на правобережной
Украине”, “Освобождение советской Белоруссии”,
“Освобождённая Чехословакия”, “Берлин” и др. А
последней лентой, завершающей летопись войны, —
фильм “Суд народов” о Нюрнбергском процессе,
выпущенный в ноябре 1946 г.

Особенной популярностью у зрителей, как фронта,
так и тыла пользовались “Боевые киносборники”,
составленные из короткометражных
художественных фильмов, созданных крупнейшими
мастерами советского кинематографа – В.
Пудовкиным, С. Герасимовым, М. Донским, С.
Юткевичем.

Первый полнометражный художественный фильм
военного времени “Машенька” вышел на экраны
страны в 1942 г. А затем “Секретарь райкома” И.
Пырьева, “Радуга” М. Донского, “Она защищает
Родину” Ф. Эмлера, “Нашествие” А. Рома, “Во имя
Родины” В. Пудовкина, “Два бойца” Л. Лукова,
“Новые похождения Швейка” С. Юткевича.

Кроме военной тематики советское
киноискусство продолжало разрабатывать
историческую тему: С. Эйзенштейн создал
грандиозное полотно об Иване Грозном, В. Петров
поставил фильм о Кутузове, В. Пудовкин – о
Нахимове.

В кинофильмах военной поры снимались
выдающиеся советские актёры: Борис Андреев,
Михаил Жаров, Николай Крючков, Марина Ладынина,
Валентина Серова, Николай Черкасов, Борис Чирков,
Вера Марецкая и др.

Театр.

15. Ученик:

— Артисты драматических, музыкальных театров,
эстрады, также вносили свой вклад в общее дело
борьбы с врагом. В блокадном Ленинграде не
прекращал своей работы Театр комедии. Большим
успехом пользовались созданные в годы войны
пьесы А. Корнейчука “Фронт”, Л. Леонова
“Нашествие”, К. Симонова “Русские люди”, А.
Крона “Офицер флота”.

С первых дней войны широкое распространение
получил выезд художественных бригад
непосредственно на фронт, в заводские цеха, к
труженикам сельского хозяйства. Только в Москве
было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За
время войны на фронте побывало около 4 000
артистических бригад, в которых было занято 42 000
творческих работников. Ими было дано 440 000
спектаклей и концертов. В госпиталях перед
ранеными воинами было проведено 530 000
концертных выступлений. Свыше 10 мес. пробыла на
фронте бригада Центрального Дома Красной Армии,
выехавшая в армию ещё до войны. Артисты всё время
находились вместе с частями при отступлении, в
походах, на отдыхе. Бригада дала 860 концертов.
Большой зрительский успех сопровождал
выступления эстрадного оркестра под управлением
Л. О. Утёсова, куплетистов Борисова и Набатова,
дуэтов Мирова иДарского, Мироновой и Минакера,
Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.

Исполняют все вместе песню “Синий платочек”. (Стихи
Галицкого, Максимова; муз. Е. Петерсбурского).

Художники.

Учитель:

— Советские художники возродили традиции
времён Гражданской войны. На первый план вновь
вышли агитационные формы: плакаты, политическая
карикатура. Тексты к плакатам писали поэты Д.
Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак.

16. Ученик.

Сообщение “Окна ТАСС”.

17. Ученик:

Художники Ленинграда за первые полгода войны
создали более 300 работ разных наименований,
тиражом более 200 000 экз. Они работали в
нетопленных мастерских, тускло освещаемых
коптилками во время бомбардировок и обстрелов. В
начале января 1942 г. они организовали выставку
своих произведений, отражавших героическую
борьбу с врагом – “Ленинград в дни
Отечественной войны”. Было представлено 126
картин и эскизов. Участвовало 37 художников.
Температура в выставочном зале не поднималась
выше 10 градусов, а организаторы выставки и её
участники, еле передвигались от истощения.

Художник Герец в состоянии крайней дистрофии
принёс с Васильевского острова два эскиза. Один в
тяжёлой позолоченной раме. Он сказал: “Я хочу,
чтобы картины хоршо выглядели”. В день открытия
Герец умер в помещении выставки.

Многие художники Ленинграда были тесно связаны
с фронтом: Астапов, Казанцев, Кобелев, Курдов,
Николаев работали в частях действующей армии;
Верейский, Петров, Хигер – на кораблях
Балтийского флота; Власов, Прошкин и др. в
партизанских отрядах.

Зимой 1941-1942 гг. московские художники студии им.
Грекова выехали в 16 армию, сражавшуюся под
Москвой; в 1942 г. – в Сталинград. Художник
Лукомский создал серию портретов героев
Сталинграда. Так исследовали художники с армиями
до самого Берлина.

Художественное слово.

18. Ученик:

— С 1942 г. появляются крупные литературные
произведения, кторые даже в это трудное время
издавались огромными тиражами. Первая повесть о
войне – “Народ бессмертен” В. Гроссмана была
опубликована в июне-августе 1942 г в газете
“Красная звезда”. М. Шолохов опубликовал первые
главы своего романа “Они сражались за Родину”.
К. Симонов поведал миру о героическом подвиге
защитников Сталинграда в своей повести “Дни и
ночи”. Стойкость и Мужество защитников Москвы
прославил А. Бек в повести “Волоколамское
шоссе”.

Значительное место в творчестве писателей
занимали темы героической борьбы советских
людей в тылу врага – “Радуга” В. Василевского,
“Непокорённые” Б. Горбатова. Трудовое
подвижничество работников тыла – “Урал в
обороне” М. Шагинян, “Огни” А, Караваевой.
Популярной оставалась историческая тематика:
“Емельян Пугачёв” В. Шишкова, “Багратион” С.
Голубева, “Порт-Артур” А. Степанова.

Поэзия.

Учитель:

— Настоящий подъём переживала поэзия.

19. Ученик:

— Я за тебя врагу навстречу
Иду без страха, мой народ,
И звук твоей прекрасной речи
Всегда в душе моей живёт. (Я. Смеляков)

Учитель:

Особой любовью на фронте и в тылу пользовались
поэтические произведения Ольги Берггольц
“Февральский дневник”.

20. Ученик:

— И стыли ноги, и томилась свечка
Вокруг её слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
Похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий тяжёлый, мерный гул,
То армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу.

Учитель:

“Жди меня” Константина Симонова бойцы
вырезали из газетных страниц, переписывали,
передавали из рук в руки.

21. Ученик читает стихотворение “Жди меня” (Приложение № 4)

Учитель:

А герой поэмы А. Твардовского “Василий Тёркин”
стал подлинным любимцем, заняв прочное место во
фронтовом фольклоре.

22. Ученик:

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.
Без тебя, Василий Тёркин,
Вася Тёркин – мой герой,
А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

Учитель:

В мае 1945 г. подразделения советских войск,
штурмовавшие Берлин, ворвались во двор
фашистской тюрьмы Маобит. Там уже никого не было,
только ветер носил по пустому двору обрывки
бумаг — это были страницы из теперь уже
знаменитой “Маобитской тетради” Муссы Джалиля.

23. Ученик читает стихотворение
“Варварство”. (Приложение
№ 5)

Учитель. Заключительное слово.

— Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной
нашим народом в годы ВОв. В трудное время наш
народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и
искусством мы доказали врагу, что варварство
присуще им, а наша страна осталась страной
свободных и талантливых, никому не покорившихся,
художников, поэтов и музыкантов.

Конспект классного часа (игры)

в 8 – 11 классах

Тема:

«Искусство и Великая Отечественная война»

Разработала:

Баранова Ирина Валерьевна

Должность: учитель изобразительного искусства, черчения и МХК.

М

есто работы: МАОУ «Лицей «ВЕКТОРиЯ», г. Лысьвы, Пермского края

2020 г.

Цель:

обобщение знаний о Великой Отечественной войне и отражение данных событий в искусстве, проведение интеллектуальной игры в классе, между классами на параллели, для общекультурного развития школьников.

Задачи:

пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к искусству и истории России в период Великой Отечественной войны;

воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества;

выявление наиболее одаренных детей, их дальнейшее развитие.

Планируемые результаты:

личностные:

воспитание патриотизма и любви к своей Родине на примерах работ художников, музыкантов, режиссёров, актёров;

формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны посредством искусства;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

метапредметные:

регулятивные: формирование умений у обучающихся организовывать свою деятельность, мобилизации сил и энергии, контролировать и оценивать свои действия во время выполнения заданий, осуществлять самоанализ деятельности;

познавательные: формирование и развитие по средствам полученных знаний познавательных интересов, самостоятельного поиска, умения анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

коммуникативные: уметь работать в группе; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к партнёру по группе; адекватно воспринимать успехи соперников.

Формы работы: групповая.

Оборудование:

Компьютер, мышь, мультимедийный проектор

Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint

Инструкция по использованию:

Вступительное слово учителя:

В этом году отмечается 75 лет победы.

Советские художники, музыканты, актёры, режиссёры почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

ВОВ стала катализатором развития искусства в Советском Союзе.

Оно настолько укрепляло дух советского народа, что превратилось в оружие разящее врага не хуже, чем пуля, граната или штык.

Это касается и кино, и музыки, и песен, и, конечно же, картин и плакатов.

Творческими усилиями многих графиков, скульпторов, живописцев создана героическая летопись событий тех незабываемых лет.

Художник на войне запомнит краски,
И выложит их позже на мольберт:
Тревожный миг атаки без огласки,
И кем-то не отправленный конверт,
Щетину на щеках и злую стужу,
И кипятка спасительный глоток
Опишет, если Богу будет нужен
Его конкретно праведный итог…

Людмила Ураева, 2015 г

2. Игра «Искусство и Великая Отечественная война» построена по принципу «Своя игра». Главный слайд (Слайд 2) представляет собой игровое поле с пятью категориями:

«Художники» – вопросы о художниках, которые создавали картины, плакаты о ВОВ;

«Картины» – вопросы о картинах, которые рассказывают о событиях ВОВ;

«Скульптура» – вопросы, о скульптуре, в которой запечатлены герои и события ВОВ;

«Музыка» – вопросы о песнях ВОВ;

«Кино» – вопросы о военных фильмах и актёрах фронтовиках.

В каждой категории 5 вопросов, цена каждого вопроса: 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Перед игрой учащиеся делятся на группы. Команды выбирают категорию и стоимость вопроса. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующее задание, если неправильно – в игру вступает новая команда, которая первая правильно ответила на вопрос.

Можно играть, выбирая категории по очереди, и ответы принимать у всех в письменном виде.

За верные ответы баллы суммируются, а за ошибочные – минусуются (можно не минусовать, чтобы ребята не боялись давать ответы).

Побеждает команда, заработавшая наибольшее количество баллов.

3. Для определения какая команда начнёт игру, можно предложить отборочное задание.

Например, кто быстрее и правильно ответит на вопрос: Политрук панфиловской дивизии Василий Клочков сказал знаменитые слова: «Велика Россия, … Продолжите высказывание

Правильный ответ: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва!».

4. Навигация. Игра.

Запуск игры: запустите презентацию в Microsoft PowerPoint;

Выбор темы: на слайде №2 представлено игровое поле с категориями и ценной вопросов. Выбираем категорию и стоимость, нажимаем на стоимость вопроса (щелчок точно по цифре) и по гиперссылке переходим на слайд с вопросом.

Щелчком мыши получаем правильный ответ на этом же слайде. Для перехода на игровое поле, нажимаем на домик в левом нижнем углу.

В категории «Музыка» 20, 40 и 50, чтобы включить музыку щёлкните по значку t1586788056aa.png. Щёлкнув ещё раз по экрану, музыка выключится и появится картинка «Ответ». После получения ответа, щелчком по экрану смотрим правильный ответ.

(Если звук не работает, удалите значок и сделайте «Вставка», «Фильм, звук», «из Файла», выберете нужную музыку, «ОК», «воспроизводить по щелчку»).

Для завершения работы щёлкните левой клавишей мыши по «сове» на слайде №2 – гиперссылка на слайд «Спасибо за игру».

Выход из игры — «Esc» на клавиатуре или завершение показа слайдов.

Картины 50 – кроссенс – «пересечение смыслов» или изучение искусства с помощью логической игры. Читаем 1, 2, 3, 6, 9, 8, 7, 4, 5 квадраты.

Оружие, значит взрыв; взрыв – сражение, война; война – солдаты. Солдаты могут быть ранены, а значит, нужны медицинские принадлежности и инструменты; инструменты носят в сумке; с сумкой на войне – медицинские сёстры; у сестёр может быть брат. Братец Иванушка и сестрица Алёнушка. Картина Марата Самсонова называется «Сестрица». Можно рассуждать с любого квадрата.

Много сестриц вынесли с поля боя раненных солдат.

5. Итог.

Война – самое страшное, что может быть на Земле. Все дальше в историю уходят события минувшей войны. Но они живут и всегда будут жить в произведениях искусства. Я надеюсь, что картины, плакаты, песни, фильмы, которые мы вспомнили сегодня, вызвали у вас чувство гордости за свое Отечество, чувство благодарности и уважения воинам-защитникам.

Задание каждой группе.

Закончите фразу: «Из данной игры мне запомнилось…»

Искусство и ВОВ
PPT / 20.59 Мб

«Искусство во время Великой Отечественной войны» Подготовила: педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ г. Новокубанска Вакорина О.Р.

«Искусство во время Великой Отечественной войны»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ г. Новокубанска

Вакорина О.Р.

Цель беседы: охарактеризовать значение и роль изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны. Продолжить воспитывать патриотизм, развивать познавательную активность учащихся, вовлекая их в творческий процесс .

Цель беседы: охарактеризовать значение и роль изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны. Продолжить воспитывать патриотизм, развивать познавательную активность учащихся, вовлекая их в творческий процесс .

В памяти народа никогда не изгладятся подвиги и потери, горькие месяцы поражений и радость первых успехов, героический путь, которым прошли русские люди до стен Берлина, поэтому тема Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения - свидетельства страниц нашей истории. Благодарные потомки свято чтут память героев, воздвигая памятники и мемориалы, создавая художественные полотна, литературные и музыкальные произведения.

В памяти народа никогда не изгладятся подвиги и потери, горькие месяцы поражений и радость первых успехов, героический путь, которым прошли русские люди до стен Берлина, поэтому тема Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности.

Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения — свидетельства страниц нашей истории. Благодарные потомки свято чтут память героев, воздвигая памятники и мемориалы, создавая художественные полотна, литературные и музыкальные произведения.

С первых же дней войны художники, писатели, кинооператоры и журналисты встали в строй наравне с солдатами. Они превратили искусство в действенное оружие против врага, поднимая боевой дух армии. Искусство военных лет опровергло это изречение, на деле доказав, что кисть, резец и карандаш могут быть грозным оружием в борьбе с врагом.

С первых же дней войны художники, писатели, кинооператоры и журналисты встали в строй наравне с солдатами. Они превратили искусство в действенное оружие против врага, поднимая боевой дух армии. Искусство военных лет опровергло это изречение, на деле доказав, что кисть, резец и карандаш могут быть грозным оружием в борьбе с врагом.

Много испытаний предстояло преодолеть нашему народу. Трудными были долгие 1418 дней, которые отмечены боями и сражениями, потерями родных и близких. “Все для фронта, все для победы!” - этот лозунг определил характер и задачи искусства в те суровые годы. Как вы думаете, какие виды искусства будут наиболее актуальными и востребованными в начале войны? Прежде всего, это было искусство агитационное: публицистика, искусство массовых форм, обращенное к миллионам людей – политическая карикатура, плакат, рисунки для фронтовых газет. Позволяет быстро откликаться на события, реагировать сразу, так как для создания картины нужно время, а плакат можно быстро выпустить и большими тиражами.

Много испытаний предстояло преодолеть нашему народу. Трудными были долгие 1418 дней, которые отмечены боями и сражениями, потерями родных и близких. “Все для фронта, все для победы!” — этот лозунг определил характер и задачи искусства в те суровые годы. Как вы думаете, какие виды искусства будут наиболее актуальными и востребованными в начале войны?

Прежде всего, это было искусство агитационное: публицистика, искусство массовых форм, обращенное к миллионам людей – политическая карикатура, плакат, рисунки для фронтовых газет.

Позволяет быстро откликаться на события, реагировать сразу, так как для создания картины нужно время, а плакат можно быстро выпустить и большими тиражами.

В графике военных лет первое место занимал плакат. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”. Он требовал возмездия, призывал к защите. Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет - “Родина-Мать зовет!” , автором которого был И. Тоидзе . По композиции и по цвету (красное, черное, белое) он перекликается с плакатом Д. Моора “Ты записался добровольцем?”. Основная сила воздействия плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении лица русской женщины, в её жесте. Призывом к мщению звучал плакат В. Г. Корецкого “Воин Красной Армии, спаси!” (1942). Не было ни одного бойца, кого бы ни пронзила трагическая сила образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал клятвой каждого бойца.

В графике военных лет первое место занимал плакат. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”. Он требовал возмездия, призывал к защите. Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет — “Родина-Мать зовет!” , автором которого был И. Тоидзе . По композиции и по цвету (красное, черное, белое) он перекликается с плакатом Д. Моора “Ты записался добровольцем?”. Основная сила воздействия плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении лица русской женщины, в её жесте. Призывом к мщению звучал плакат В. Г. Корецкого “Воин Красной Армии, спаси!” (1942). Не было ни одного бойца, кого бы ни пронзила трагическая сила образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал клятвой каждого бойца.

Многие из художников прошли фронтовыми дорогами с оружием в руках. 900 человек – членов Союза художников сражались на фронтах Великой Отечественной войны, многие пали смертью храбрых, удостоены звания Героя Советского Союза. Многие прошли войну от первого до последнего выстрела. Эти произведения являются живой летописью тех далеких для нас дней. Долгие и трудные дороги войны... Протоптанные солдатскими сапогами, изрытые гусеницами танков, политые кровью солдат. Мы пройдем трудными дорогами военных сражений вместе с художниками и постараемся проследить этапы пути русского солдата с первых дней до великой победы.

  • Многие из художников прошли фронтовыми дорогами с оружием в руках. 900 человек – членов Союза художников сражались на фронтах Великой Отечественной войны, многие пали смертью храбрых, удостоены звания Героя Советского Союза. Многие прошли войну от первого до последнего выстрела. Эти произведения являются живой летописью тех далеких для нас дней. Долгие и трудные дороги войны… Протоптанные солдатскими сапогами, изрытые гусеницами танков, политые кровью солдат. Мы пройдем трудными дорогами военных сражений вместе с художниками и постараемся проследить этапы пути русского солдата с первых дней до великой победы.

Война начиналась трудно, ценою больших потерь. Каждую пядь родной земли солдаты отстаивали кровью. О героизме защитников Брестской крепости создано немало произведений. В широко известном полотне  П. А. Кривоногова “Защитники Брестской крепости” показаны те, кто принял на себя первый и самый жестокий удар, обрушившийся на нашу страну мирным июньским утром 1941 года. Большое полотно поднимается до поистине символического звучания.

Война начиналась трудно, ценою больших потерь. Каждую пядь родной земли солдаты отстаивали кровью. О героизме защитников Брестской крепости создано немало произведений. В широко известном полотне

П. А. Кривоногова “Защитники Брестской крепости” показаны те, кто принял на себя первый и самый жестокий удар, обрушившийся на нашу страну мирным июньским утром 1941 года. Большое полотно поднимается до поистине символического звучания.

Героическим защитникам Севастополя, 250 дней отстаивающих город от нападения врага, посвящена работа А. Дейнеки “Оборона Севастополя”. В картине проявилось героико-романтическое дарование художника. Композиция построена по принципу контраста. На узкой полоске прибрежной земли столкнулись два мира. Выбор колорита подчеркивает характер противостояния. Матросы – в белом – олицетворяют светлое начало, враги – в темном – силы зла.

Героическим защитникам Севастополя, 250 дней отстаивающих город от нападения врага, посвящена работа А. Дейнеки “Оборона Севастополя”.

В картине проявилось героико-романтическое дарование художника. Композиция построена по принципу контраста. На узкой полоске прибрежной земли столкнулись два мира. Выбор колорита подчеркивает характер противостояния. Матросы – в белом – олицетворяют светлое начало, враги – в темном – силы зла.

В другой картине А. Дейнеки “Окраина Москвы. Ноябрь. 1941 год” показаны суровые дни, когда враг оказался на подступах к столице. Зимняя Москва военного времени приготовилась к отражению удара. На первом плане изображены “ежи” - противотанковые заграждения. Убедительно и достоверно художник передает тревожное время.

В другой картине А. Дейнеки “Окраина Москвы. Ноябрь. 1941 год” показаны суровые дни, когда враг оказался на подступах к столице. Зимняя Москва военного времени приготовилась к отражению удара. На первом плане изображены “ежи” — противотанковые заграждения. Убедительно и достоверно художник передает тревожное время.

Особым волнующим чувством проникнута картина “Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года” К. Ф. Юона , написанная буквально по следам событий, когда состоялся легендарный парад, с которого войска уходили на защиту столицы. Тревогой дышит серое свинцовое небо, нависшее над Красной площадью. И все это происходит на фоне древней архитектуры и немеркнущей красоты собора Василия Блаженного. Художник соединяет историю с современностью, героизм предков с подвигами воинов.

Особым волнующим чувством проникнута картина “Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года” К. Ф. Юона , написанная буквально по следам событий, когда состоялся легендарный парад, с которого войска уходили на защиту столицы. Тревогой дышит серое свинцовое небо, нависшее над Красной площадью. И все это происходит на фоне древней архитектуры и немеркнущей красоты собора Василия Блаженного. Художник соединяет историю с современностью, героизм предков с подвигами воинов.

Сталинградская битва была одной из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны. В 1975 году Е. Д. Симкин пишет картину под лаконичным названием “Сталинград”. На заднем плане видны разрушенные дома, небо полыхает заревом. Встречаются два потока людей: жители, покидающие обжитые места, и солдаты, идущие вперед на защиту Сталинграда. Женщина, держащая на руках ребенка, с надеждой смотрит им вслед.

Сталинградская битва была одной из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны. В 1975 году Е. Д. Симкин пишет картину под лаконичным названием “Сталинград”. На заднем плане видны разрушенные дома, небо полыхает заревом. Встречаются два потока людей: жители, покидающие обжитые места, и солдаты, идущие вперед на защиту Сталинграда. Женщина, держащая на руках ребенка, с надеждой смотрит им вслед.

О битве на Курской дуге – одной из грандиозных в мировой истории – рассказывает эпическое полотно П. А. Кривоногова “На Курской дуге” . Картина представляет собой широкую панораму знаменитого танкового сражения летом 1943 года: еще горит земля, не развеялся дым пожарищ. Художник выбирает необычный формат, чтобы как можно шире охватить поле боя, показать землю, истерзанную снарядами. Именно с этого момента начнется победоносное шествие Советской армии на запад.

О битве на Курской дуге – одной из грандиозных в мировой истории – рассказывает эпическое полотно П. А. Кривоногова “На Курской дуге” . Картина представляет собой широкую панораму знаменитого танкового сражения летом 1943 года: еще горит земля, не развеялся дым пожарищ. Художник выбирает необычный формат, чтобы как можно шире охватить поле боя, показать землю, истерзанную снарядами. Именно с этого момента начнется победоносное шествие Советской армии на запад.

Картина Ю. М. Непринцева “Отдых после боя” особенно ценна тем, что ярко раскрывает характер простого солдата, веселого и неунывающего ни при каких обстоятельствах. На лесной поляне сидят солдаты, которые расположились вокруг рассказчика и балагура, одного из тех, кого прославил А. Твардовский в своей поэме “Василий Теркин”. Оптимизм и заразительный смех в передышке между боями характеризуют духовную силу и уверенность воинов в победе!

Картина Ю. М. Непринцева “Отдых после боя” особенно ценна тем, что ярко раскрывает характер простого солдата, веселого и неунывающего ни при каких обстоятельствах. На лесной поляне сидят солдаты, которые расположились вокруг рассказчика и балагура, одного из тех, кого прославил А. Твардовский в своей поэме “Василий Теркин”. Оптимизм и заразительный смех в передышке между боями характеризуют духовную силу и уверенность воинов в победе!

 Подвигам безымянных героев посвящены картины В. Карпова “До последнего патрона”, В. Холмогорова “Выстояли”. Картина А. Никича “Военные корреспонденты” рассказывает о тех, кто выполнял опасную работу не с оружием в руках, а с кинокамерой. Их творческий подвиг можно приравнять к подвигу солдата в бою.

Подвигам безымянных героев посвящены картины В. Карпова “До последнего патрона”, В. Холмогорова “Выстояли”. Картина А. Никича “Военные корреспонденты” рассказывает о тех, кто выполнял опасную работу не с оружием в руках, а с кинокамерой. Их творческий подвиг можно приравнять к подвигу солдата в бою.

В живописи военных лет особое место занимает жанр портрета, воспевающий высокие моральные качества, духовную силу защитников Родины. “Портрет генерал-майора И. В. Панфилова” (1942), исполненный В. Яковлевым передает образ сурового и мужественного полководца. Вся сцена и облик полководца лишены героизации – это для него обычная работа. Позже появились парадные, торжественные изображения: портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина, написанный в 1945 году.

В живописи военных лет особое место занимает жанр портрета, воспевающий высокие моральные качества, духовную силу защитников Родины. “Портрет генерал-майора И. В. Панфилова” (1942), исполненный В. Яковлевым передает образ сурового и мужественного полководца. Вся сцена и облик полководца лишены героизации – это для него обычная работа. Позже появились парадные, торжественные изображения: портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина, написанный в 1945 году.

Тяжкие испытания выпали на долю женщин в военные годы. Они самоотверженно трудились в тылу, воевали на фронте, были заботливыми врачами. Их образы исполнены высокого гуманизма. Теме

Тяжкие испытания выпали на долю женщин в военные годы. Они самоотверженно трудились в тылу, воевали на фронте, были заботливыми врачами. Их образы исполнены высокого гуманизма. Теме «Женщины на войне» посвятил Б. М. Неменский картину «Машенька».

Своеобразной перекличкой воспринимаются картины М. Г. Козелла “Солдатское письмо” и А. И. Лактионова “Письмо с фронта”. Выбрав свободную минутку между боями, солдат пишет письмо, чтобы передать весточку родным. В картине же Лактионова запечатлен следующий момент: письмо получено! Сколько радости написано на лицах!

Своеобразной перекличкой воспринимаются картины М. Г. Козелла “Солдатское письмо” и А. И. Лактионова “Письмо с фронта”. Выбрав свободную минутку между боями, солдат пишет письмо, чтобы передать весточку родным. В картине же Лактионова запечатлен следующий момент: письмо получено! Сколько радости написано на лицах!

Среди созданных художниками женских образов найдется немного столь глубоких, как в картине С. В. Герасимова “Мать партизана” (1943). Светлым пятном на темном фоне читается фигура женщины и темным на светлом выступает фигура фашиста, и это звучит символически. Женская фигура, словно высечена из цельного куска камня. Она противостоит силам зла и сильна своей материнской любовью.

Среди созданных художниками женских образов найдется немного столь глубоких, как в картине С. В. Герасимова “Мать партизана” (1943). Светлым пятном на темном фоне читается фигура женщины и темным на светлом выступает фигура фашиста, и это звучит символически. Женская фигура, словно высечена из цельного куска камня. Она противостоит силам зла и сильна своей материнской любовью.

Иначе решает эту тему В. Ф. Штраних в картине “Салют Победы”. Небо охвачено яркими огнями праздничного фейерверка, который расцветает подобно ярким букетам цветов всем павшим и живым.

Иначе решает эту тему В. Ф. Штраних в картине “Салют Победы”. Небо охвачено яркими огнями праздничного фейерверка, который расцветает подобно ярким букетам цветов всем павшим и живым.

Когда отгремели последние залпы, настала пора возвращаться домой. Каждый из художников выбирает особенно трогательные моменты возвращения солдат к мирному очагу. В. Костецкий в картине “Возвращение” показывает радость семьи, когда муж и отец вернулся живым. Одна из ярких картин, описывающих возвращение к мирному труду, создана братьями С. П. и А. П. Ткачевыми и называется “Пришел солдат с фронта”. Среди цветущего сада стоит солдат с орденами на груди, пустой рукав засунут за пояс. С удивлением и радостью смотрит он на сына, который вырос без него. Цветение яблоневого сада вторят радости и настроению людей. Память о подвиге всегда будет жить в сердцах потомков.

Когда отгремели последние залпы, настала пора возвращаться домой. Каждый из художников выбирает особенно трогательные моменты возвращения солдат к мирному очагу. В. Костецкий в картине “Возвращение” показывает радость семьи, когда муж и отец вернулся живым. Одна из ярких картин, описывающих возвращение к мирному труду, создана братьями С. П. и А. П. Ткачевыми и называется “Пришел солдат с фронта”. Среди цветущего сада стоит солдат с орденами на груди, пустой рукав засунут за пояс. С удивлением и радостью смотрит он на сына, который вырос без него. Цветение яблоневого сада вторят радости и настроению людей. Память о подвиге всегда будет жить в сердцах потомков.

Несколько поколений склоняют головы перед памятником погибших в годы войны в полотне Ю. Кугача “Память”. В. Е. Попков представляет поколение художников 60-х гг. Тема памяти о военных годах, о подвигах отцов и дедов проходит через все его творчество. Картина “Воспоминания. Вдовы” (1966) входит в цикл “Мезенские вдовы”. За каждой фигурой угадывается судьба, они сами превратились в воспоминание. “Северная песня” или “Ой, как всех мужей побрали на войну” (1968) вводит зрителя в тему войны. В деревенской избе встретились два поколения: студенты, собирающие фольклор по глухим северным деревенькам и пожилые женщины.

Несколько поколений склоняют головы перед памятником погибших в годы войны в полотне Ю. Кугача “Память”. В. Е. Попков представляет поколение художников 60-х гг. Тема памяти о военных годах, о подвигах отцов и дедов проходит через все его творчество. Картина “Воспоминания. Вдовы” (1966) входит в цикл “Мезенские вдовы”. За каждой фигурой угадывается судьба, они сами превратились в воспоминание. “Северная песня” или “Ой, как всех мужей побрали на войну” (1968) вводит зрителя в тему войны. В деревенской избе встретились два поколения: студенты, собирающие фольклор по глухим северным деревенькам и пожилые женщины.

Таким образом, мы увидели, как искусство сражалось за свободу Родины наравне со штыком и автоматом. Произведения искусства несли в себе заряд гуманизма, помогали людям выстоять в неравной борьбе, потому что воздействуют на дух народа. Подтверждением этому служит изобразительный ряд, который мы составили по ходу исследования. Военное время в концентрированном виде показало лучшие черты советского человека: его готовность к подвигу и самопожертвованию во имя высокой идеи, любовь к ближнему, крепость фронтовой дружбы. Ценность произведений искусства, рассказывающих о войне, заключается в том, что они позволяют проследить важные этапы сражений Великой Отечественной войны. Более того, мы своими глазами можем видеть защитников Отечества от простого солдата до генерала. Ценность этих художественных документов для нас заключена в исторической достоверности и искренности чувства. Воскрешая исторические сражения Великой Отечественной войны и эпизоды фронтовой жизни, обобщая их в художественные образы, мастера искусств показывают нравственную красоту подвига русского народа. Давно закончилась война. Силой искусства обретается духовная связь поколений. И в этой преемственности поколений важную роль играет искусство, воспевшее подвиг русского народа.

Список использованной литературы и интернет – источников: 1.  Помнит мир спасенный. – М.: Советский художник, 1985. 2.  Солдаты мира. М.: Советский художник, 1983. 3.  Страницы истории нашей. – М.: Искусство, 4.  Я прошел по той войне, вып. 1-6 – М.: Советский художник, 1983. http:// nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/01/10/razrabotka-uroka-velikaya-otechestvennaya-voyna-v

Список использованной литературы и интернет – источников:

  • 1. Помнит мир спасенный. – М.: Советский художник, 1985.
  • 2. Солдаты мира. М.: Советский художник, 1983.
  • 3. Страницы истории нашей. – М.: Искусство,
  • 4. Я прошел по той войне, вып. 1-6 – М.: Советский художник, 1983.
  • http:// nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/01/10/razrabotka-uroka-velikaya-otechestvennaya-voyna-v

Искусство на защите Отечества. Сценарий урока мужества

Категория: Менеджеру школы.

Искусство на защите Отечества. Сценарий урока мужества

Ведущий 1. Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке мужества, который называется: «Искусство на защите Отечества». Сегодня у нас пойдет разговор о роли искусства в годы войны и какую роль сыграло оно для защиты нашего государства, потому, что говоря о войне мы обязательно говорим о защитниках своей родины.

Звучит песня «Гляжу в озера синие»)

(Выход ведущих. )

Ведущий 1.

Цветок в росинках весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить,

Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля спала, казалось,

Кто знал, кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось _______________

(Звучат слова Ю. Левитана, сообщение о начале войны)

Ведущий 1. 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на советскую страну внезапно, вероломно, разорвав договор о ненападении. Фашизм пустил на нас всю хорошо рассчитанную машину войны, продумав в своих коварных планах все до мелочей, вплоть до пригласительных билетов на банкеты победителей в Москве и Ленинграде.

Ведущий 2. Великая отечественная война была суровым испытанием мужества, воли, единства народов Советского Союза.

Время тяжелых испытаний, горечь расставаний и утрат И вера! Вера в неиссякаемые силы народа, ставшего грудью на защиту своей Родины.

Ведущий 1. Что может быть прекрасней во имя Отчизны! Подвиг этот стал политическим, нравственным и эстетическим началом для создания тысяч и тысяч стихов и песен, романов и пьес, живописных полотен и скульптурных композиций, фильмов и спектаклей.

Ведущий 2: С первого дня войны до победного праздничного салюта песня была всегда с солдатом. Она помогала преодолевать все трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость _______________

(Звучит песня «Священная война»)

Ведущий 1: Песня «Священная война» стала символом всенародной борьбы с фашизмом.

Интересна история ее создания.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. . . » Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

(На экране плакат «Родина-мать зовет»)

Ведущий 2. «Родина-мать зовёт!» – знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката, составленная из двух цветов – черного и красного. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанным на многих языках народов СССР.

(На экране плакаты «Окна ТАСС»)

Ведущий 1. Как эстафета боевой преемственности от «Окон РОСТА» 27 июля 1941 года вступили в строй «Окна ТАСС» – новая форма антифашистской агитации и пропаганды. И активнейшими художниками этой мастерской стали Кукрыниксы. С первых дней войны прочно и навсегда в историю вошел плакат Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», ставший призывным изобразительным лозунгом, поднимавшим людей на борьбу с врагом. Кукрыниксы у Гитлера были в списке врагов №1.

Ведущий 2. В стихотворении С. Маршака, посвящённого выпуску пятисотого «Окна ТАСС», есть такие строки:

Под этим окном не поют серенады,

На этом окне резеда не цвела.

За этим окном разрывались снаряды,

И армия наша на подвиги шла.

Ведущий 1. Своими плакатами и карикатурами в годы войны художники казнили убийц и насильников, грозивших превратить всю планету в концлагерь.

Ведущий 2. «Окна ТАСС» разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту социалистического Отечества. Они раскрывали смысл событий, происходивших в мире, и развеивали миф о непобедимости немецких армий.

Ведущий 1. Осенью 1941 года фронт вплотную приблизился к Москве. Вместе с жителями города коллектив мастерской мужественно переносил бомбёжки, холод и голод, но не прекращал своей столь необходимой деятельности. Кадры кинохроники и фотографии той поры запечатлели «Окна ТАСС», и всегда возле них многолюдно и оживлённо.

Ведущий 2. Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придёт, и они прославят её своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом.

(звучит куплет песни «Давай закурим», затем остальное фоном)

Ведущий 1: Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.

Ведущий 2: С песней «Давай закурим» началась творческая жизнь на фронте композитора Гвардии капитана Модеста Табачникова. В 1942 году ему привелось побывать в командировке в Москве, где он познакомил со своей новой песней певицу Клавдию Шульженко. Песня «Давай закурим» вместила в себя гнев против фашистских захватчиков, гордость за великое фронтовое товарищество советских воинов, спаянных единой волей к Победе над ненавистным врагом.

Ведущий 1. Шли долгие годы войны Но даже прилагая нечеловеческие усилия на пути к победе люди оставались людьми. В перерывах между боями во время коротких передышек на марш-бросках всегда радовала душу солдата хорошая дружеская шутка, меткий анекдот про Гитлера, лирическая песня о любви, о доме, о Родине. Прямо в окопах на клочках бумаги поэты писали свои стихи, художники набрасывали небольшие зарисовки, портреты боевых товарищей. Иногда эти изображения становились последними в их жизни.

Одним из таких художников была Софья Сергеевна Уранова.

(на экране портрет художницы, показ ее рисунков)

Ведущий 2. В походах и в боях она, как художник, не имела ни мольберта, ни палитры. У нее был хороший свинцовый карандаш, и с ним она делала чудеса. А все она хранила в своей полевой сумке. На рисунках Софьи Урановой показаны простые солдаты, рядовые участники Великой Отечественной Войны. Она вела фронтовой дневник и рисовала, как будто старалась все перенести в свой походный альбом – и наступление, и стрельбу батарей, и походные дороги, и эшелоны, и отдых, когда спят под орудиями усталые солдаты, и атаки, и умирающих товарищей – одним словом, ее работы составили целую летопись, потому что она дошла до Берлина и видела Победу там, где окончилась Война.

Ведущий 1. Красноречива запись в дневнике начальника Генерального штаба сухопутных войск немецко-фашистской армии генерала-полковника Гельдера от 18 сентября 1941 года: «Кольцо вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как хотелось бы У противника сосредоточены крупные людские и материальные силы и средства. Положение здесь будет напряженным, пока в качестве союзника не даст себя почувствовать голод!» Голод! Вот на что надеялись немецко-фашистские захватчики _______________

Ведущий 2. 30 августа 1941 года была перерезана последняя железная дорога, связывающая Ленинград со страной. Так образовалось кольцо сухопутной блокады Ленинграда. Постепенно иссякали материальные и продовольственные ресурсы города. Кончились запасы топлива, перестали работать электростанции, прекратилась подача воды в дома и на предприятия. Остановился общественный транспорт.

Зима 1941 – 1942 годов оказались трудным, жестким временем для ленинградцев.

Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям.

Ведущий 1.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда.

Страна моя, печальная страна _______________

Крондштатский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража стала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза _______________

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, —

Мы не покинем этих баррикад.

И женщины с бойцами станут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю:

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Лугою в бою,

Мы будем биться с яростною силой,

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим – клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей _______________

Так от имени ленинградцев писала поэтесса Ольга Берггольц. И каждый понимал, какого мужества и какого напряжения духовных и физических сил, каких жертв потребует эта война.

Ведущий 2. В осажденном городе говорили пушки, но музы не молчали. 9 августа 1942 года состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

(фоном звучит аудиозапись 7-й симфонии Шостаковича)

Ведущий 1. Симфония звучала не только, как вызов врагу, но и как предвестник победы. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду композитора. История мирового искусства ещё не знала подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось под впечатлением происходящих в то же время событий

Ведущий 2. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича – великое произведение. Яркое и талантливое, оно поведало всему миру о мужестве и героизме людей, об их неисчислимых страданиях и о непоколебимой стойкости в борьбе с врагом, их уверенности в победе.

(фоновое звучание симфонии усиливается)

Ведущий 1. Беспримерный героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу – на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи этих лет. В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину «Мать партизана».

(На экране картина Герасимова «Мать партизана»)

Ведущий 2 Центральная фигура картины Герасимова «Мать партизана»– советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная.

Великую силу народного гнева испытали на себе фашистские громилы. Жалким кажется немецкий офицер по сравнению с простой русской женщиной-крестьянкой, изображенной на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого и сильного человека.

Ведущий 1. В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием. «Мать партизана» – эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.

Ведущий 2. Кто из бывших фронтовиков не помнит и не любит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны «В землянке». Ее авторы поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не собирался его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их Сурков в конце ноября 1941 года действительно в землянке, и действительно « в белоснежных полях под Москвой», под живым впечатлением очень трудного дня.

(звучит песня «В землянке»)

Ведущий 1. Благодаря мужеству, стойкости, самоотверженности советских людей наконец-то наступил этот долгожданный День Победы! И немалая заслуга в этом принадлежит людям, которые вдохновляли своим творчеством на подвиг во имя любимой Отчизны!

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

– Как искусство защищает людей?

– Приведите свои примеры из жизни?

– Можно ли считать искусство и людей искусства защитниками своего Отечества?

– Какое ваше любимое произведение, о войне, о мире?

Ведущий:

В заключении нашего урока все вместе исполняем песню Д. Тухманова «День победы».

В. М. Ганюшкина, МБОУ СОШ№20, ст. Ладожская, Краснодарский край

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий инклюзивного фестиваля
  • Сценарий искусство быть матерью
  • Сценарий капризная елочка старшая группа
  • Сценарий инженеры будущего
  • Сценарий искусственный интеллект