Сценарий искусство объединяет литературно музыкальный вечер разных народов

данное мероприятие проходило в рамках недели толерантности. Разнообразие представленного материала позволяет познакомить подростков с неизвестными народностями. Учит быть терпимым к нациям и их традиц

                                  Министерство образования Иркутской области

                     Областное Государственное образовательное учреждение

                     для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                                             детский дом «Гармония» г. Черемхово

Фестиваль народов мира

«Возьмемся за руки друзья».

Подготовила:

воспитатель Семенова М.С.

1 квалиф. категория

Черемхово

2009

Цели:

  1. Воспитывать уважительное отношение  друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
  2. Развитие эмпатии к окружающим.
  3. Способствовать повышению уровня творческой активности детей.

Ведущий:

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Ведущий: Сегодня на празднике мы познакомимся с культурами других стран, узнаем о тех народах, которые живут рядом с нами на нашей планете.

К нам на праздник прибыли гости из Украины. Встречаем. (слайд 2-9)

Украина – одна из ближайших соседок России. Это большая страна. Ее площадь – 603,7 тыс. кв. км., население – 47,4 млн. человек (2005). От зеленых карпатских гор до широких донских степей, от Полесских лесов до берега Крыма растянулась эта страна.

Климат на Украине умеренный. Средняя температура января от -8 до +2 С, июля от +17 до +25 С. Лесов мало, в основном степи и равнины. В недрах есть запасы каменного угля, природного газа, нефти, железных и других руд, калийных солей, поваренной соли, минеральных вод. Украина – страна с развитоф промышленностью и сельским хозяйством. Благодаря благоприятным природным условиям здесь получают высокие урожаи сахарной свеклы, пшеницы, подсолнечника, томатов.

Украинский дом – хата – покрыт соломой, стены выбелены и расписаны. В прошлом украинцы-мужчины носили сорочку, шаровары (штаны с очень широкими штанинами, заправленные в сапоги), широкий пояс-кушак. Национальный женский костюм включал вышитую сорочку, узкую цветастую юбку, у замужних – платок, у девушек – венок из цветов с разноцветными лентами. Традиционные блюда национальной украинской кухни – борщ, вареники (с творогом, с картошкой, с вишней), паляница (большой пшеничный хлеб), галушки. Украинский народ всегда умел отмечать праздники. В рождественскую ночь в украинских селах принято ходить по домам и петь колядки. Это очень древний обряд, еще с языческих времен. Украина – талантливый народ. Их песни удивительно мелодичны, протяжны. Народные танцы гопак и казачок, требующие большой ловкости, искрометности и зажигательны.

Столица Украины – Киев, раскинувшийся на днепровских кручах. Город известен с конца 9 века. В Киеве немало выдающихся памятников древнерусского зодчества, среди них – Софийский собор (11 век), Киево-Печерская лавра (11-18 века). Киев очень пострадал во время Великой Отечественной войны, но был восстановлен и вскоре превратился в научный и культурный центр Украины.

У Украины и России много общего. Древнерусское государство, Киевская Русь, было образовано в 9 веке. В 13 веке оно распалось на отдельные княжества, соперничавшие друг с другом. Почти все из них были разорены татаро-монголами, установившими двухсотлетнее иго. Галицкое княжество вскоре присоединилось к Польше, часть земель на Севере вошли в Великое княжество Литовское. В 1654 году на Переяславской Раде земли Левобережной Украины воссоединились с Россией. В 18 веке в результате разделов Польши в Российскую империю вошли остальные украинские территории. После Гражданской войны, в 1922 году, Украина стала советской республикой в составе СССР. В 1939 году по тайному сговору СССР с Германией к Украине были присоединены западно-украинские области. Во время Великой Отечественной войны украинские города и села были разрушены, часть населения угнаны в Германию. Потребовалось немало времени, чтобы после войны наладить мирную жизнь. После распада СССР в 1991 году Украина провозгласила государственную независимость.

Официальный язык украинский. Денежная единица – гривна.

А теперь вашему вниманию мы хотим представить украинскую игру «Серый кот».

По считалке ребята выбирают «кота». Остальные – «мыши». «Мыши» встают за «котом» в колонну. Колонна движется на площадке. Между «котом» и «мышами» происходит разговор:

— Есть мыши в стогу?

— Есть!

— Боятся кота?

— Нет!

— А я, Котофей, разгоню всех мышей!

«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их. Кого поймает, тот становится «котом».

Ведущий:

Встречаем гостей из гостеприимной страны Казахстан. (слайд 10-20)

Здравствуйте дорогие дети, гости. Мы живем в Республике Казахстан единой многонациональной семьей. Коренные жители — казахи. Казахи — это миролюбивый народ. Вот что сказал по этому поводу мудрый казахский деятель 18 века Казыбекби.

стихотворение “Мы — народ”:

Мы, казахи, табунами богатый народ,
Ни с кем не воюющий, мирный народ.
Чтобы счастье с удачей народ наш познал,
Чтобы враг на границы не посягал,
Наготове мы копья держим свои,
Никакому врагу не покорялись мы,
Свободой одной наши души полны.
Дружбой великой велик мой народ,
И хлебом, и солью, благородный народ.
 

Застынь проклятая война, ты столько горя принесла,

Народам всей планеты Мира.

И землю-матушку поила ты кровью всех ее детей.

Так знай, проклятая война, что дружба победит тебя,

И разрядятся наши страны от страшных ядерных ракет,

Что принесла так много бед, народам нашим и ненашим,

И будет вечно в этом мире нам солнце яркое светить,

И падать снег и листья, дождь,

Рождаться будут умирать той смертью, что дала природа.

Живите радуйтесь, любите все то, что создано природой,

И не губите вы ее рукою дерзкой и жестокой.

Живите в мире и добре!

Вот что хочу сказать тебе, товарищ, друг и мой приятель.

Ведущий:

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

 В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».  В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в персидском — «терпение, выносливость, готовность к примирению».

А сейчас встречаем самых загадочных и экзотических гостей. (Слайд 21-25)

Цыгане   народ, живущий во многих странах мира:  в Европе, Средней Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке, и Австралии.
Общая численность цыган в мире, по разным оценкам составляет от 6 до 10 млн. человек. В России по переписи 2002 года проживало около двухсот тысяч цыган.

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии в 6 веке. Первоначально они осели в Передней Азии (на территории Ирана) и в Египте. На территории России цыгане поселились в конце 7-начале 8 века.

Верующие цыгане в России  в основном православные, в балканских странах  мусульманесунниты, в странах Европы  католики. Распространены также традиционные верования.

Когда цыгане впервые появились в Европе, поначалу они воспринимались как экзотика. Европейцам нравились их песни и танцы, гадание на руке, невиданные доселе методы врачевания. Основными занятиями цыган были обработка кожи, дерева, кузнечное дело, лудильное и ювелирное производство. Власти оказывали им покровительство, однако романтика по отношению к цыганам быстро прошла, праздность их бродячей жизни стала раздражать европейцев. Доброжелательное отношение сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством.
После Великой Отечественной войны многие цыгане перешли к оседлости, освоили профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами. Существует цыганская литература, искусство.

Цыганская культура оказала заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку 19 века, джаз, фламенко).

Цыгане снимаются в фильмах, вот одни из них: «Табор уходит в небо», «Цыган», «Возвращение Будулая», «Кармелита». В этих фильмах можно увидеть самобытность и своеобразие этого народа. Театр «Ромэн» радует зрителей своим искусством.
8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Цыгане мира признали себя единой нетерриториальной нацией и приняли национальные символы  флаг и гимн. Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт.

Цыганский танец.

Ведущий:

Научиться очень нужно

В этом мире жить нам дружно,

Быть терпимым к близким людям,

всех любить и уважать.

Доброта и пониманье.
К окружающим вниманье.
И тогда мы сможем с вами
Мирно сосуществовать

Танец, который сейчас нам покажут молодые люди, начали впервые танцевать на улицах, в западных районах Нью Йорка (Бронкс), в начале семидесятых. Первое время своего существования Брейкданс считался UnderGround (подпольной) культурой. Но уже в начале восьмидесятых брейкданс был известен в широких кругах, и был популярен и уважаем. В Россию брейкданс пришёл в середине восьмидесятых. В России очень полюбили брейк, и вскоре наши би-бои смогли оказать достойное сопротивление американцам на международных соревнованиях.

Брейк данс — это вид искусства, направление хип-хоп культуры и самый зрелищный танец в мире, включающий в себя и гимнастику, и акробатику, и множество собственных элементов. Большая часть любителей хип-хопа и просто любителей танцев считают Брейк данс самым зрелищным и неповторимым танцем!

Поэтому мы представляем страну США. (слайд 26-32)

Соединенные Штаты Америки одно из развитых государств мира. Столица Вашингтон. США состоит из 50 штатов, каждый штат имеет свою конституцию. Люди этой страны говорят на разных языках: самый распространенный английский на нем говорят 74% жителей, на испанском языке говорят 11%, а также в США говорят на русском, французском, китайском, немецком, турецком, вьетнамском, итальянском, корейском языках.

Вот некоторые интересные факты об этой стране:

В Вашингтоне телефонов больше, чем жителей.

В США телевизоров больше, чем в Японии жителей.

В США живет самый богатый человек в мире, это Билл  Гейтс, основатель компании Майкрософт.

Достопримечательности США:

Башня Сирс в Чикаго — самое высокое здание в мире (426 м).
Grand Canyon (Большой Каньон) — самое большое ущелье мира.
Самый большой в мире отель — MGM (на 5005 номеров) в Лас-Вегасе.
Cамый длинный мост в мире — Луизиана, 38 км. 422м.
Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building) — 102 этажа, его высота — 381 метр. Вместе с телевизионной башней, надстроенной в 50-е годы, он достигает общей высоты 449 метров.
Арка (Gateway Arch) в Сент-Луисе — это большие ворота из нержавеющей стали высотой 192 метра.

Звучит ритмичная музыка, мальчики танцуют брейк-данс.

Ведущий: 

Такие непохожие
И в мнениях расхожие,
Все абсолютно разные,
Мы на Земле живём.

Встречаем гостей из теплой страны Алжир (слайд 33-45)

Территория: 2382 тыс. кв. км.

Население: 30,5 млн. человек.

Столица: Алжир.

Официальный  язык: арабский, распространен французский.

Денежная единица: динар(100 сантимов)

Государственный строй: военный режим.

Законодательный орган: Национальное Народное собрание (двухпалатный парламент).

Господствующая религия: ислам.

     Климат в Алжире жаркий, тропический — у побережья Средиземного моря.

Большую часть территорий государства занимают пустыни, полупустыни и сухие степи, переходящие в саваны.

     Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек. Часть арабов соответствует стереотипному описанию худощавых людей с «орлиным носом», темной кожей и черными волосами, но эти черты не являются типичными.

       Основное население составляют арабы, а также берберы и туареги- кочевники, которые до сих пор не перешли к оседлой жизни. Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов.

        Население государства очень страдает от не прекращающихся актов терроризма.

Исполнение восточного танца.

Ведущий: Ну и, наконец, встречаем гостей из Татарстана. (слайд 46-55)

Республика Татарстан – столица  Казань.

Родной язык — туган тел.

Главная книга мусульман – коран.

Самые большие национальные праздники:

  • Курбам байрам
  • Праздник Гусиного пера — Урдак канате
  • Сабантуй

Самым радостным событием в нашем городе стало строительство и открытие мечети.

Чтец (фоном звучит мелодия на национальном инструменте – кабуз)

Мы, в сущности – родные и все же далеки,

Как тишь и как стихия, как струны и стихи.

Наш мост еще не рухнул, не брезгуем родством,

Вы – русские по духу, мы – тюрки языком.

Мы распеваем песни «Сарман» и «Акидел»,

А вам – неинтересен наш мелодичный «тел».

У нас иные цели, иной менталитет,

Но то, что в самом деле мы – братья, не секрет.

Нам следует быть в мире, собравшись – мы сильны!

Мы – правнуки батыров из праведной страны.

Наш этнос неизменный – века стремленья ввысь,

Татар тел – в наших генах;

Татарин, брат, гордись!

Ведущий: Если каждый из нас будет воспринимать людей такими, какие они есть, относиться дружелюбнее к нашим соседям по планете независимо от того, какого цвета кожа, к какой вере принадлежит этот народ, терпимее относиться к чужому мнению, то всем будет комфортно и уютно в этом мире.

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. (Л. Толстой)

Некоторые советы:

Чтобы не произошла ссора:

не копить обиды и не дуться, лучше первым улыбнуться;

в решающий момент себя сдержать и конфликта избежать;

стараться проявить терпение, чтобы услышать чужое мнение.

Чтобы не было крика:

не грубить и не буянить, грубость может сильно ранить;

помогать в делах по дому маленькому и большому;

«вежей» быть со всеми и во всем и обязательно сейчас, а не потом.

Чтобы нравилось дома:

считаться с настроением другого человека;

баловать других своей любовью, тем защищаться от злословья;

соблюдать домашние традиции, не проявлять своих амбиций.

Чтец.

Сегодня, когда много наций в мире,
И мы плечом стоим сейчас друг к другу,
Нельзя играться жизнями как в тире,
Не замечая в чьём-то сердце вьюгу.

Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.

У нас, у всех, одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть всё-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.

Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь не главное для нас,
Должна создаться в мире счастья сфера,
Чтоб на лице улыбка родилась.

Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьей,
И в жизни важные для каждого ответы,
Найдем, покончив с нравственной войной.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш фестиваль, сегодня мы с вами открыли другой неизведанный и интересный мир вокруг нас.

Наполним музыкой сердца

Сценарий литературно-музыкального вечера авторской песни

Большой зал библиотеки. На рояле — портреты В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б. Окуджавы, А.Галича и других  авторов  — исполнителей; видеозапись  Грушинского  фестиваля; отрывки из кинофильмов «Вертикаль», «Хозяин тайги», «Покровские ворота», «Белое солнце пустыни»; на авансцене – гитара.

Звучит песня Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца».

 Выходят ведущие.

Ведущий 1          Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

                              Если то, что случилось нельзя изменить

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав

С этим прошлым порвите непрочную нить…

Никогда не жалейте о том, что случилось,

                              Иль о том, что случиться не может уже

                              Лишь бы озеро вашей души не мутилось

                              Да надежды, как птицы, парили в душе

                               Не жалейте своей доброты и участья,

                               Если даже за все вам усмешка в ответ

                               Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.

                              Не жалейте, что вам не досталось их бед.

                              Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

                              Поздно начали вы или рано ушли

Кто-то пусть гениально играет на флейте —

                              Но ведь песни берет он из вашей души

                              Никогда, никогда ни о чем не жалейте

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви

Пусть другой гениально играет на флейте,

                              Но еще гениальнее слушали вы.

Ведущий 2

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам выпала возможность пообщаться, чем-то поделиться, послушать песни и спеть под гитару. Потому что разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни; еще ее называют авторской, самодеятельной песней.

Во второй половине 50-х — начале 60-х годов у русской поэзии появилось новое, параллельное русло. Его создавали «поющие поэты» — авторы стихов и музыки своих песен, являвшиеся одновременно их исполнителями (как правило, под аккомпанемент гитары).

Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, геологических экспедициях, зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и слушателей создавал теплую, неформальную и доверительную атмосферу.

Ведущий 1   

Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами, еще больше расширили их аудиторию магнитофонные записи. Поющих поэтов стали слушать (и петь) тысячи незнакомых им людей по всей стране.

Когда появились поющие поэты, то посвященная им передача радиостанции «Юность» получила полушутливое название «Барды» (народные певцы древних кельтских племен, которые впоследствии стали профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии)). Слово «бард» укоренилось в обиходе и им до сих пор продолжают называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре.

Звучат песни Ю.Кукина «За туманом, В. Канера «А все кончается»

Ведущий 2

Однако самым общепринятым стало выражение «авторская песня», впервые употребленное журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала «Юность». Это выражение подхватили многие. Его согласились применить к своей работе такие лидеры и авторитеты, как Окуджава, Галич, Высоцкий. Поэтому это понятие «авторская песня» дожило до нашего времени. Сегодня эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.

Вот уже несколько поколений тянутся к тому светлому и живому, что есть в самодеятельных  песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим…

Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет  совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически  Евгений Клячкин. Юрий Визбор – это  вольные ветра, простор  равнин, вечность гор, Ада Якушева – сама женственность, Александр  Городницкий – сама  мужественность, Виктор Берковский – темперамент и экспрессия, Сергей Никитин – мелодичность, задушевность и затаенность.

 И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши.

Ведущий 1

Особенность бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня не пишется на заказ. Эти песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски, надежды, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

Бардовская песня – это живая песня. Она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Она не служит для развлечения, ее нельзя слушать между делом.

Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в ее мир, попробовать создать свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца, работа души…

 Ю.Визбор «Домбайский вальс», «Ты у меня одна»

Ведущий 2

Одно из направлений авторской песни, присущее многим авторам — философская лирика, т.е. размышления на темы жизни и смерти, добра и зла, времени и судьбе, победе и поражении. Ярким представителем этого направления, как и многих других в авторской песни, является Владимир Высоцкий.

          Поэзия Высоцкого философична насквозь. Он не просто высказывает мысль, он переживает ее с полной душевной отдачей.

Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память … 

   А еще беспощадное сомнение в себе, нравственный максимализм самооценки, — все, что помогло Высоцкому, Галичу реализоваться как творческим личностям.    Адекватное восприятие их философских произведений невозможно, если слушатель не примет те же беспощадные критерии к самому себе и к своей жизни.

В.Высоцкий  «Он начал робко с ноты до»

 А.Галич «Когда я вернусь»

Ведущий 1

Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества тоталитаризму и возникла она как альтернатива «советской массовой песни» — жанру тоталитарного искусства, создававшемуся композиторами, певцами и поэтами.

            Всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой индивидуальности, мечта о таком обществе, где права личности признаются не на словах, а на деле, где свобода мысли считается нормой, а не аномалией.

Время сеет ветры, мечет молнии,

Создает советы и комиссии,

Чего ни день — безмолвие

Славит многодумное безмыслие.

Здесь подслушивают и пишут заносы:

Я сижу, гитарой тренькаю —

Хохот, грохот, гогот, звон…

И сосед-стукач за стенкою

Прячет в стол магнитофон.

Я выбираю Свободу, —

Но не из боя, а в бой,

Я выбираю Свободу

Быть просто самим собой.

            В этих строках — правда о недавней истории России: одни выбрали ложь и сытость, другие — внутреннюю свободу — и судьбу узников и изгнанников.

Ведущий 2   

Недаром с конца 60-х годов авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное положение: ее вытесняли из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Концерты бардов организовывались с неизменным риском и тщательно контролировались «личностями в штатском». Критике  в официальной прессе подвергались не только Высоцкий и Галич, но и Окуджава.

Настоящих людей так немного!

Все вы врете, что век их

Посчитайте и честно и строго,

Сколько будет на каждый квартал.

Настоящих людей очень мало

На планету — совсем ерунда,

На Россию — одна моя мама,

Только что ж она может одна?

                      (Б. Окуджава)

Булат Окуджава… Его песни были адресованы не столько всем вместе, сколько каждому в отдельности, причем с каждым устанавливался как бы двусторонний душевный контакт. Шла беседа, длился разговор, переходя из песни в песню. Причем, это относится не только к текстам его песен, но и к их мелодиям, и его удивительно искреннему и проникновенному исполнению, к его столь богатому тембровыми оттенками голосу, гибкому и выразительному.

«Грузинская песня» Б. Окуджавы,

Ведущий 1

А сейчас давайте поговорим о той тематической группе песен, которую условно, можно назвать сатирической. «Шуточная песня» — так характеризуют свои выступления многие исполнители авторской песни. Но это отнюдь не исключает их глубины и серьезности. Авторы в них «борются» с пьяницами и бездельниками, они наглядно демонстрируют, как социальная система помогает развитию в людях не лучших, а худших качеств.

           И Гоголь, и Зощенко, и вслед за ними Высоцкий ждали от читателей и слушателей не только умения понимать шутки, но и способности критически посмотреть на самих себя со стороны.

И все-таки сатирические песни не создают ощущения безысходности. При всей беспощадности взгляда, авторы песен в каждом, даже самом опустившемся, самом озлобленном человеке пытаются раскопать что-то человеческое и живое.

Звучат песни В.Высоцкого «Диалог у телевизора», «Два письма».

Ведущий 2

Предлагаем всем нам сделать отклонение в сторону «негромких» интонаций, в сторону «тихой лирики». Каждый поэт — это явление не только литературное, но и музыкальное. Если бы Булат Окуджава, Александр Дольский, Вероника Долина и другие не сочиняли музыку и не пели своих стихов под гитару, в них все равно бы чувствовалось незримое звучание гитарных струн.

Ведь гитара, как никакой другой инструмент подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в камерном зале любителей классической музыки.

Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

Но внутри каждого музыкального инструмента, даже такого как гитара, есть некая тайная оркестровность. Поэзия наши поющих бардов — это «надежды маленький оркестрик под управлением любви».

В тебе есть что-то неземное

Ты не из нашей суеты,

И что случается со мною

Когда ко мне приходишь ты?

В тебе есть что-то неземное

Ты словно ангел меж людьми

И я души твоей не смою

Не смою я твоей любви.

В тебе есть что-то неземное

Возьми меня в свою страну

Перед тобою и собою

Я искуплю свою вину.

Звучит фонограмма В.Долиной «Песня о маленькой любви»

Ведущий 1

Картина авторской песни нашего времени была бы неполной без упоминания наиболее популярного направления авторской песни. Условно мы назвали его походные песни, рожденные именно в дороге или по впечатлениям от походов, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах.

 Туристские песни – это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, кострах. Говоря об этих песнях, надо, прежде всего, говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь  миром во  всем его  многообразии не только через экран телевизора. Многие из этих песен стали просто народными и живут уже не одно поколение. Их пели наши родители и сегодня поем их мы.

Звучат походные песни

Ведущий 2

Да, нелегкая эпоха, нелегкие судьбы вошли в авторские песни, но, что бы там ни было, они полны твердой, безмятежной уверенности в превосходстве и конечной победе добра.

Закончить наш творческий вечер нам поможет песня Юрия Визбора «Ночная дорога». Прошу раздать тексты песен, выйти всех исполнителей, которые нам сегодня пели, на нашу импровизированную сцену, всех зрителей и всем вместе, дружно спеть финальную песню.

До новых встреч, счастливого пути!

Ю. Визбор «Ночная дорога»

Сценарий подготовили: Н.А. Солонина, Л.Э. Волкова

Центр культурных программ

Музыкальная гостиная «Песня остается с человеком»

Звучит музыка. Выходят ведущие.

В1.Стихи и музыка слились
И дальше песня зазвучала…
В ней просто отразилась Жизнь.
Жизнь без конца и без начала.

В2.То грусть-тоска в ней зазвучит,
А то веселье удалое…
Гимн Жизни новой прозвучит,
В балладу выльется былое.

В3.Мечтами в небо воспарит
И там средь облаков растает,
А то в пучину вод спешит
Иль с ветром вольным заиграет.

В1. Конца всем песням не найти,
Как не найти у них начала.
Слова и музыка слились…
И песня дальше зазвучала.

Песня… При этом слове что-то особенное происходит в глубине нашей души.
 

В2. Что для нас песня? Это органичное сочетание слов и музыки.
 

В 3. Это выражение чувств, всплеск эмоций.

В 1. Это душевный разговор.

В 2. Песня – это то, что входит не только в наш дом, но и в нашу душу.

В 1. Песня – обязательная спутница нашей жизни. Человек и песня – неотделимы друг от друга, они шагают всегда рядом.

В2.Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека.

В3.Музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален.

В1. Музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после.

В2.Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то…

В3. Её Величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое.

В1. Добрый день, дорогие друзья!

В2. Добрый день всем, кто пришел сегодня в этот зал.
 

В3.Сегодня вас будут радовать и удивлять студенты нашего колледжа. Они все очень разные
 

В1.Но всех их объединяет одно: любовь к песне, творчеству, искусству.

Вок.гр. «Камертон» — «Рождается новый день»

В2. Музыка – один из древнейших видов искусства. С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери. 
 

В3. Музыка звучит сейчас везде: дома, на улице, в магазинах, в общественном транспорте. Нет на земле человека, который не любил музыку: старинную или современную, серьезную или легкую, классическую или эстрадную. За что же мы ее любим?

В1.Наверное, за то, что она вместе с нами радуется и плачет, переживает и восторгается, зовет нас на подвиги, любит и ненавидит. За то, что единственная из всех искусств музыка очень тонко передает чувства и переживания человека.
 

В2.С музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.
 

В3. А в 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад . 
 

В1. В мире существует сотни тысяч музыкальных инструментов. Точной цифры не знает никто. В каждой стране, у каждого народа есть свои национальные инструменты. Народным Африканским инструментом заслуженно стала кора

В2.В Корее и Японии бяньчжун , в Шотландии –волынка

В3. У народов крайнего севера ВАРГАН, на Украине национальным инструментом является Бандура 

В1. В Молдавии народным инструментом является флутер, в Бразилии –Агого.

В2. Символом древней американской музыки является банджо, Индийский народный инструмент – ситар.

В3.У славян национальные инструменты- балалайка, рожок, гудок, трещотки и еще много других. На Руси музыка и песни всегда занимали особое место. Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все.

В1. Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?

В2.Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала? 

В3. О русские песни любимые,

В народе веками хранимые,

Ну  чем же вы так хороши?

И в горе вы с нами и в радости,

Вы с нами с рожденья до старости

Звучите в глубинах души!

Е.Сережкина –«Гармонист Тимошка»

В1. Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны. 

В2. Песни Великой Отечественной войны. Они  провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных городах,  они поднимали в  бой и помогали пережить потерю близких,  шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами  по пыльным дорогам войны, поднимались в небо на крыльях с красными звездами и  бороздили морские просторы. Песни, которые помогли выжить и победить!
 

В3. Я бы с песни начала рассказ… 
Пусть узнают в ХХI веке, 
Как в суровый предрассветный час 
Песня стала боевым солдатом. 
Дали ей по росту сапоги, 
Песне никакой размер не тесен… 
И шагали к западу полки 
В четком ритме наших грозных песен… 

 

Отрывок из литературно-музыкальной композиции

«День Победы на века!»

Звучит «Старинный вальс». Выходят юноши и девушки.

Первая девушка. Ой, ребята, здорово-то как. Вот мы и перешли в последний класс нашей школы!
Первый юноша. Да, даже не верится, что мы уже почти как взрослые.
Второй юноша. Как говорится, последний раз в десятый класс, и через год отправимся мы с вами во взрослую, самостоятельную жизнь. Я в театральный поступать буду.

Первый юноша. А я в Ленинград поеду в Технологический попробую…
Вторая девушка. А я в медицинский, как моя бабушка. Ой, ребята! А хорошо сегодня произнес речь наш директор?
Второй юноша. Да… «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь…». Ой, что это я говорю?..

Все смеются.

Первая девушка. Да тише вы!.. Не все сразу! Лучше давайте устроим вечер веселых воспоминаний! 21 июня 1941 года!
Второй юноша. Уже не двадцать первое, а двадцать второе июня! Уже без пяти четыре!
Вторая девушка. Сколько?!
Второй юноша. Без пяти четыре!
Вторая девушка. Ой, и попадет же мне от отца! Я так поздно домой, еще никогда не приходила.

Первый юноша. Ты, наверное, хотела сказать — так рано!

Все смеются.

Первая девушка. Да тише вы! На дворе ночь воспоминаний, 22 июня 1941 года!

Музыка обрывается. Звучат взрывы бомб. Первый куплет песни «Священная война».
Мальчики надевают пилотки и строевым шагом уходят. Звучит тихая лиричная мелодия. Девушки выходят на первый план.

Первая девушка.

Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
Вторая девушка.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом — солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад
Первая девушка.

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Вторая девушка.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

 

Звучит фонограмма песни «Эх, дороги»

В1.

Фронтовые дороги, 
Грозовые года… 
Ощущенье тревоги 
Не забыть никогда.

Дым и едкий, и горький, 
Стали рвущейся гром. 
Смерть на каждом пригорке, 
Смерть под каждым кустом.

В2. Дороги…. Бегут куда-то вдаль, пересекаются, расходятся в разные стороны и вновь сходятся. Они такие разные- бывают ясные, широкие, светлые дороги,  а бывают дороги страшные, дороги страданий и слёз. Такие дороги не выбирает, по ним просто идут… 
В3. От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, — 1000 км. 

В1. От Москвы до Берлина, где война окончилась, — 1600 км. Итого 2600 … это, если считать по — прямой… так мало, правда?
В2. 2600 км! — если поездом, то менее 4 суток, самолетом — 4 часа…

С боями, перебежками — 4 года!
В3. 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших советских людей.
В1. 27 миллионов за 1418 дней

В2. Это значит, 14 тысяч убитых ежедневно.

В3. 600 человек в час

В1. 10человек каждую минуту.
 

К.Какурникова- «Непрошенная война»

Звучит музыка.
 

В 1.(ГЗК) Шли солдаты на запад, по дорогам войны, 
Выпадал среди залпов, может час тишины. 
И тогда на привале, опустившись в окоп, 
Люди письма писали, тем, кто был так далек. 

Выходят юноши в солдатской форме.
 

1.Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

2.Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.

3.Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

4.Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Звучит музыка

В1.Война закончилась. Началась совсем другая, мирная жизнь.
 

В2.Восстанавливали города, села, заводы и фабрики.
 

В3. Время стремительно неслось вперед. Появлялись новые песни.

В1.Песни о мирной жизни, о любви, о светлом будущем.

В2. Главным развлечением послевоенного времени был поход в кино. Кино любили все.

В3. Самыми популярными фильмами были «Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке» , «Молодая гвардия» ,«Кубанские казаки» .Такие фильмы помогали настроить людей на мирную жизнь и пережить тяготы и невзгоды послевоенного времени.

В1.В 1951 г. было основано Центральное телевидение, и в этом же году выпустили первую модель телевизора — «КВН» с большой толстой линзой перед маленьким экраном.
 

В2. А одним из культовых фильмов начала 60-х стала кинолента «Алые паруса».

В3. Мы предлагаем вам мысленно перенестись в далекие 60-е прошлого века и послушать отрывок из произведения Александра Грина «Алые паруса».

И.Лобанова «Алые паруса»

В2.Песни всегда с нами: в светлые моменты они делают нашу жизнь радостнее, в трудные минуты поддерживают.

В1. Сколько песен сложено и спето о любви – громких и тихих, лиричных, веселых и не очень…

В2.Сердце бьется в груди чаще, переживает, и волнуется, и замирает от песни про любовь.

К.Жуковская — «А сердце бьется»

Ю.Е.Кондрашов (5 песен)

1.Моя душа на кончике смычка
Живёт… Поёт… Смеётся и рыдает…
Меня поймёт лишь тот, кто чувства знает…
Любовь… Разлуку… Взлёт под облака…

2.Смычёк парит… И струны скрипки плачут…
И пальцы нежно обнимают трость…
Порой слова — почти ничто не значат…
А музыкой мы чувствуем любовь…

 

3.Играет музыкант о днях разлуки

И как в надежде вскинутые руки
Ввысь музыка уносит твой покой…

1.Мелодия звучит о страсти нежной
И море вторит скрипке не спеша…
Волной нахлынет…Брызнет чуть небрежно…
И ветерком вдруг улетит душа…

 

2.Моя душа…поет созвучно скрипке…
Живет, рыдает и смеется вновь…
Смычок всесилен, хоть на вид и хлипкий
На кончике смычка — Моя Любовь…

В3. Любовь, как песня, песня, как любовь…

В1. Пусть с вами всегда остаются песни, которые помогают жить и любить.

В2. Грустить и радоваться.
В3.Дорогие друзья! Любите друг друга.

В2.Берегите себя и своих близких.

В3. Будьте счастливы.

Финальная песня «Песня остается с человеком»

3

Приложение 55

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий,

художественного слова, музыкотерапии

(Искусствоведческая викторина)

(4 класс)

Тема: «Искусство объединяет народы»

Цели и задачи:

подвести итоги учебно-воспитательной работы за год;

создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей;

воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства;

воспитывать самостоятельность в учебной работе;

развивать познавательные потребности, творчество и воображение.

Оборудование:для учителя – раздаточный материал, методические таблицы, репродукции; для учащихся – альбомы, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции (по выбору учителя) для проведения дидактической игры «О чем рассказывает искусство».

Литературный ряд: стихотворение Ивана Тарбы «Художник».

Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.

Ход урока

I. Организационный момент.

Оформляется выставка «Малая Третьяковская галерея в классе» из лучших работ учащихся, выполненных за год, самодельных книг по искусству и репродукций.

Под мелодию «Веселого марша» Д. Б. Кабалевского дети входят в украшенный класс. В праздничной и игровой обстановке предстоит проверить, чему научились дети за год, что им особенно запомнилось и понравилось.

II. Знакомство с выставкой «Малая Третьяковская галерея в классе».

Ученики-экскурсоводы знакомят учащихся и гостей с экспонатами выставки.

Беседа по вопросам:

– Что принесло вам знакомство с искусством разных народов?

– Что вы можете сказать о каждом народе – художнике, создателе художественных ценностей?

– Что объединяет разные народы мира?

– Какие художественные культуры вам больше запомнились?

– Почему у разных народов разные образы архитектуры и представления о красоте явлений жизни?

– Для чего людям Земли необходимо искусство?

– Каким вы себе представляете идеального зрителя?

– Как вы считаете, наши ученики соответствуют этим меркам?

III. Искусствоведческая викторина.

Испытание 1. «Узорочье теремов».

Терем, терем, теремок –

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше – петушки –

Золотые гребешки.

А в перилах на крылечке

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

Мастер постройки предлагает учащимся решить кроссворд.

По горизонтали:

3. Основание постройки.

4. Название крыши в старину.

7. Мастер, занимавшийся постройкой деревянных зданий.

9. Прозрачное полезное ископаемое, используемое в древности вместо стекла.

10. Строение для домашнего скота.

По вертикали:

1. Каждый горизонтальный ряд бревен в срубе.

2. Земляная насыпь для утепления вдоль стен дома, на которой часто сидели.

4. Нижний нежилой этаж дома, служащий для хранения чего-либо.

5. Основание орудия труда плотника.

7. Волокно, которым затыкали щели между бревнами сруба.

8. Отдельное помещение в избе, которое сейчас мы называем комнатой.

Испытание 2. «О чем рассказывает искусство».

Учитель демонстрирует репродукции картин художников разных стран и эпох.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

«Художник»

Он так писал, как видел только сам,

Всем сердцем суть предметов постигая,

Разбрызгивая краски по холстам,

Подсказок и подмазок избегая.

Он так писал, как видел только сам,

Из всех предметов главный выбирая,

Своей души негромким голосам,

А не визгливым крикам доверяя.

Он так писал, как видел только сам,

На полотне предметы оживляя,

Он сердцем жадно рыскал по сердцам,

Как мед, людские чувства собирая.

Он так писал, как видел только сам,

Не делая ни вредно и ни больно

Тем медоносным золотым цветам,

Что избранными делались невольно.

Он так писал, как видел только сам,

Вернее, жил, как жизнь ему велела,

До славы же, бредущей по пятам,

Ему, представьте, не было и дела.

Иван Тарба

Обучающиеся определяют настроение каждой картины, используя «Словарь настроений».

Словарь настроений

беспокойное

бодрое

боязливое

бурное

веселое

возбужденное

возмущенное

волшебное

воспевающее

восторженное

героическое

грустной радости

грустное

добродушное

добродушно-
насмешливое

жуткое

загадочное

задиристое

заносчивое

звонкое

капризное

ликующее

любование

мечтательное

мрачное

насмешливое

нежное

нетерпеливое

обиженное

ожидание

печальное

поучительное

привередливое

прихотливое

прославляющее

радостной готовности

радостной грусти

радостное

робкое

светлое

сердитое

серьезное

сказочное

скорбное

скрытное

смешное

солнечное

сонное

сосредоточенное

состояние готовности

к подвигу

сочувствующее

спокойное

таинственное

теплое

тихое

торжественное

тоскливое

тревожное

уютное

хвалебное

хвастливое

хмурое

шаловливое

шумное

шутливое

Испытание 3. «Княжеский терем».

I вариант. Среди людей, сидящих в тереме, найдите князя. Раскрасьте картинку.

II вариант. Давайте заглянем в княжеский терем. Что здесь лишнее? Раскрасьте картинку.

Испытание 4. «Архитектура и ее многообразие».

Учитель читает вопрос, учащиеся дают ответ.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Наиболее древняя и укрепленная, расположенная
на холме часть древнегреческого города

Акрополь

2

Отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом

Изба

3

Столб, опора для перекрытия

Колонна

4

Главный храм русских и европейских городов
или монастырей

Собор

5

Буддийский храм

Пагода

6

Переносное жилище степных кочевых народов

Юрта

7

Храм мусульманских народов

Мечеть

8

Верхняя часть колонны

Капитель

9

Башня при мечети, с нее созывают на молитву

Минарет

10

Украшенное обрамление окна

Наличник

11

Сторожевая башня в древнегреческой крепости

Вежа

12

Полукруглые завершения наружных стен здания храма

Закомары

13

Башня или стена с проемами, в которых подвешивали
церковные колокола

Колокольня

14

Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание

Портал

15

Крепость внутри города, его наиболее древняя и важная часть, где размещались дворцы и храмы

Кремль

Испытание 5. «Архитектура крепости-монастыря».

Учитель демонстрирует рисунок с изображением монастыря.

Найти на плане крепости-монастыря и подписать:

а) въездные ворота;

б) главный собор;

в) трапезную;

г) хозяйственные постройки.

Испытание 6. «Фантазируй и рисуй».

Итальянский художник Леонардо да Винчи советовал художникам рассматривать пятна на сырых стенах и угадывать в них лица, чудовищ, даже пейзажи и сцены битв.

Мы последуем его совету. Рассмотрите облака, нарисованные на бумаге, и угадайте в них лица, цветы, животных и т. д.

IV. Итог урока.

Учитель подводит итоги искусствоведческой викторины. Объявляются победители.

За активную работу в художественном творчестве, участие в выставках, успешную учебу по предмету учитель вручает почетные грамоты.

Домашнее задание: 1) во время летних каникул посетить с родителями музей; 2) запомнить понравившиеся художественные произведения (автор, настроение, дата, страна); 3) познакомиться с архитектурой родного города (во время прогулок с родителями); 4) посмотреть телепередачу о музеях народного искусства разных стран мира, художественных музеях архитектуры, живописи.

Каталог всероссийских педагогических конкурсов

Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ

Программа Международных педагогических конкурсов

Программы повышения квалификации педагогических работников

Принять участие в работе Экспертно-педагогического Совета

автор: Белименко Ирина Николаевна

педагог-организатор ГАПОУ ТО “Ишимский медицинский колледж”

Сценарий фестиваля народных культур “Мы разные, но мы едины”

Сценарий проведения фестиваля национальных культур

Показ видеоролика «“Россия – многонациональное государство”

Песня «Мы единая страна» – Тропина Виктория

Фанфары выход ведущих: 

Ведущий 1: 

Я люблю тебя, Россия
Я хочу, что б ты цвела
Словно птица в небе синем,
Распахнувшей два крыла
Ты согрела, полпланеты
Сто народов, сто племен
Мы твои родные дети
Пусть синеет небосклон
Немцы, русские, башкиры
И казахи и мордва
Проживают в добром
Мире, как на дереве листва.

Ведущий 2: Добрый день уважаемые гости и участники открытого студенческого фестиваля национальных культур «Мы разные, но мы едины». 

Ведущий 1: Данный фестиваль мы проводим в рамках празднования Дня Народного Единства, и посвящен он 75-летию со дня основания Тюменской области! 

Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас в этом зале!

Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Ведущий 2: Различия между народами огромны, разные история, религия, условия жизни, быта, особенности костюма, национальной кухни, традиции и обряды. 

Ведущий 1: Слово для приветствия участников и гостей фестиваля предоставляется директору департамента по социальным вопросам САБАЕВОЙ Надежде Ивановне  

Выступление Сабаевой 

Ведущий 1: Готовясь к фестивалю, каждое учебное заведение собирало информацию о культуре выбранных ими народов, проживающих на территории РФ, и сегодня подготовили для нас концертные конкурсные номера   

Ведущий 2: И сегодня вам будут продемонстрированы национальные традиции и обряды, и национальные песни, и танцы. 

Ведущий 1: Ну а так, как это программа конкурсная, то оценивать все выступления будет строгое, но справедливое жюри.  

– Лауреат областных и международных конкурсов в Санкт-Петербурге Лынник Светлана Алексеевна 

– Искусствовед, руководитель Арт-галереи Лузина Юлия Владимировна 

– руководитель народного самодеятельного коллектива «Эффект» и детского коллектива «Первые цветы» Мельник Елена Николаевна

Ведущий 2: Жюри объявлено, конкурсанты готовы? (смотрит за кулису)  Готовы!  

Ведущий 1: Мы Желаем удачи всем участникам фестиваля!

Ведущий 2: Фестиваль народных культур «Мы разные, но мы едины» – можно считать открытым! 

ГИМН РФ

Ведущий 1: Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Ведущий 2: с русским народным танцем на сцену выйдут танцевальный коллектив «Русь» Ишимского медицинского колледжа. Встречайте!

  • Русский народный «Калинка»  

Ведущий 1: Белорусская культура – одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. 

Ведущий 2: Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значитительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческих народов.

Ведущий 1: И первый номер Белорусской традиции прозвучит от Вокального дуэта «Midnight» Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ  «Абдымi мяне». Встречаем! 

  • Вокальный дуэт «Midnight», «Абдымi мяне»

Ведущий 2: А мы встречаем следующую конкурсантку Прокопцову Елену с народной белорусской песней «Ой устану я раненько». 

  • Елена Прокопцова «Ой устану я раненько» 

Ведущий 1: и в завершении Белорусской национальности с песней «Миленький» встречаем Быструшкину Анастасию Ишимский педагогичексий институт им.П.П.Ершова. 

  • Быструшкина Анастасия «Миленький»

Ведущий 2: Традиции и обычаи Украины красочны и многообразны. Они передаются из поколения в поколение, а молодёжь старается о них не забывать. Некоторые обряды настолько интересны, что поражают воображение.

Ведущий 1: Гости страны часто могут сами окунуться в яркий мир украинской культуры и поучаствовать в каком-либо народном праздновании, послушать красивые песни на свадьбе, получить в подарок оберег или рушник с уникальной вышивкой, отведать обрядовую пищу – кутью, пасхальный кулич или блины. Только так можно поближе познакомиться с самобытной культурой Украины.

Ведущий 2: И конкурсный номер «Тримай» исполняет для вас  Абрамова Екатерина. Встречаем!

  • Абрамова Екатерина

«Тримай»

Ведущий 1: А мы встречаем Подворняк Ольгу и ее номер 

  • Подворняк Ольга 

Ведущий 1: Ишимский многопрофильный техникум приготовил для нас целую композицию из номеров под названием «Мы живем на одной планете», здесь будет все и танцы и песни, поэтому давайте скорее посмотрим, что же они нам приготовили. 

  • Песня украинская + танец «Утушка» + песня Белорусская 

Ведущий 2: Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами.

Ведущий 1: Сегодня казахская народная музыка считается достоянием культуры Казахстана, композиторы и музыканты создают новые произведения с обилием народных мотивов, а также сохраняется история музыкального творчества.  

Ведущий 2: Песни казахов – неотъемлемая часть наследия народа Казахстана. О любви казахов к песням можно узнать из пословиц, поговорок и легенда, в которых повествуется о жизни известных певцов, музыкантов и поэтов. Именно казахская песня считается основным духовным богатством народа.

Ведущий 1: С песней «Бiр тiлек» на сцену выходит Асель Галиева Ишимский медицинский колледж. Встречаем!

  • Асель Галиева «Бiр тiлек» 

Ведущий 2:  А всю  красоту казахского танца вам продемонстрирует Студия казахской культуры «Айналайын» 

  • Студия казахской культуры «Айналайын»

Ведущий 1: В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.

Ведущий 2: Свадебный обычай казахской культуры для нас продемонстрируют студенты Ишимского медицинского колледжа. Встречаем! 

  • Свадебный обычай ИМК Казахская культура

Ведущий 1: Всем известно, что творчество – это показатель развитости человека. Музыка, в свою очередь, является важнейшим компонентом искусства и культуры, поскольку в ней сквозь призму композиторов и её создателей отражается их духовный мир, понятие ценностей и окружающая среда. 

Ведущий 2: Музыка по-прежнему играет важную роль в немецкоязычном мире, где появилось гораздо больше композиторов и исполнителей, чем можно было ожидать от территории такого размера.

Ведущий 1: И нам сегодня с вами выпала возможность в этом зале услышать немецкие песни от студентов нашего города. Встречаем Крестьянникову Анастасию с песней Walpurgisnacht 

  • Крестьянникова Анастасия «Walpurgisnacht»

Ведущий 2: Следующая конкурсантка с немецкой песней «Бременские музыканты» Екимова Софья. Встречаем бурными аплодисментами! 

  • Екимова Софья  «Бременские музыканты» 

Ведущий 1: Несмотря на то, что нынешнее разделение Корейского полуострова на Северную и Южную Корею привело к значительным различиям в современной культуре обеих стран, традиции и обычаи корейского народа и культура Кореи в целом едины для обеих стран.

Ведущий 2: Этнической характеристикой корейцев стали хорошие способности к пению, но плохие — к танцам. В чём причина, учёные пока не выяснили.

Ведущие 1: А какие способности к пению корейских песен у студентов Ишимского педагогического института, мы сейчас посмотрим. Встречаем Вокальный дуэт «Midnight» с песней «Universe»

  • Песня «Universe» Вокальный дуэт «Midnight»

Ведущий 2: Мордва – это коренные жители России, проживающие в центральной части страны. Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.

Ведущий 1: И сейчас Театр-студия «Эхо» Ишимского многопрофильного техникума покажут нам Весенний обряд «Тундонь Ильтямонь Чи». Встречаем бурными аплодисментами!   

  • Театр-студия «Эхо»

Весенний обряд «Тундонь Ильтямонь Чи».

Ведущий 1: Караимы сформировались как этнос в Крыму. Современная наука относит их к тюркской группе алтайской семьи народов.

Ведущий 2: Фольклор караимов – важнейшая составляющая духовной культуры. 

Народное творчество сохранило упоминание хазар и сюжеты, аналогичные бытующим у тюрков далекого Алтая.

И студенты Ишимского многопрофильного техникума сейчас продемонстрируют «Один день из жизни караимов».

  • «Один день из жизни караимов» Группа поваров 3 курса «Ёськин кот»

Ведущий 2: Ну вот и пришло время для подведения итогов, и мы провожаем наше многоуважаемое жюри вершить судьбы наших участников! Мы все с нетерпением будем ждать вас обратно! 

Ведущий 1: Ну а пока музыкальная пауза, друзья! 

Музыкальные номера

Видеоролики 

Ведущий 1: Вот и подходит к концу наш фестиваль, целью которого было показать, что культура разных народов дополняет и обогащает друг друга. Все народы должны жить в мире и дружбе, так как все мы происходим от одних корней. 

Ведущий 2: А самое главное то, что сегодня мы увидели, как разнообразен мир вокруг нас, что мы так не похожи друг на друга, но в то же время у нас так много общего. 

Ведущий 1. И сейчас мы с удовольствием предоставляем слово жюри для оглашения результатов. 

Ведущий 2: Для вручения дипломов участника и оглашения результатов по номинации «Вокал» на сцену приглашается Мельник Елена Николаевна 

НАГРАЖДЕНИЕ

Ведущий 1: Для оглашения результатов номинации «Хореография» на сцену приглашается Лынник Светлана Алексеевна 

НАГРАЖДЕНИЕ

Ведущий 2: Для оглашения результатов номинации «Обычаи и обряды» на сцену приглашается Лузина Юлия Владимировна. 

НАГРАЖДЕНИЕ

Ведущий 1: Для подведения итогов и оглашения результатов конкурса презентаций «В дружбе народов-единство России!», на сцену приглашается педагог-организатор Ишимского медицинского колледжа Белименко Ирина Николаевна. 

Награждение

Ведущий 2: Для подведения итогов конкурса «День национальной кухни» и выставки-ярмарки народных ремесел «Рукотворные чудеса» на сцену приглашается заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам Кирюхина Анастасия Валерьевна. 

Награждение

Ведущий 2: 

В нашем мире наций очень много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.

Ведущий 1

Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.

Ведущий 1: Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья!

Ведущий 2: Пусть каждый помнит, что … (вместе) Россия – наш общий дом! 

До новых встреч!   

Сценарий досуга с старшей группе «Все мы разные, но все мы дружные».

Цель:

  • Закрепить представления детей о народах проживающих на земле.

  • Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям.

  • Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Задачи:

  • Вызвать интерес к культуре и творчеству представленного народа.

  • Развивать умения детей чувствовать и передавать образы, заложенные в песне, танцах, выразительном слове.

  • Учить детей понимать идею литературных и музыкальных произведений.

  • Развивать и повышать творческий потенциал педагогов детского сада.

  • Развивать музыкальные, творческие и артистические способности детей.

  • Вызвать интерес к их традициям и обычаям, национальным блюдам, одежде, народному творчеству.

  • Развивать у детей творческие способности, эстетический вкус.

  • Воспитывать желание жить в дружбе и согласии с другими народами.

Оборудование и материалы: национальные блюда, одежда.

Предварительная работа:

Проведение тематических занятий по ознакомлению детей с народностями, разучивание народных игр, песен, стихов, танцев.

На мультимедийном экране транслируется слайд с эмблемой праздника 

(Цветок дружбы).

Ведущая:
Дорогие друзья! Мы приглашаем Вас в увлекательное путешествие по городам и странам нашей огромной планеты Земля. 

Ведущая: ИННА

Здравствуйте, гости званные и желанные!

По обычаям российским всем гостям поклон наш низкий! 

С добрым словом и любовью, с хлебом, солью.

Примите соль, примите хлеб,

Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.

(Кланяются)


Ведущая: АНЯ

На земле живут люди разных национальностей. Они различны по цвету кожи и языку, на котором говорят. Но всех их объединяет одно: они любят петь, танцевать, в стихах прославлять свою страну. 
На Земле много разных стран. Мы живем в России. А рядом с нами живут другие народы.

Узнать кто живет в этих странах нам поможет игра «Кто в какой стране живет?»

— Для этого мы с вами послушаем внимательно вопросы и начнём играть.

Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нем.

Приготовились!

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Белоруссии? — Белорусы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Индии? – Индийцы.

Ведущая: ИННА. Ребята, как вы думаете, чем отличаются дети разных национальностей?

Дети: язык и одежда, игры.

Ведущая: ИННА.Правильно. По цвету кожи, вырезу и цвету глаз и конечно по национальным костюмам,  музыкальным инструментам, своим обычаям, любимым праздникам, по песням и танцам. Давайте посмотрим какие они — дети мира.

(Показ слайдов — дети мира).

Каждая национальность имеет свой родной язык,. Например:  при встрече с другом  вы говорите – здравствуй, а как говорят дети на других языках хотите услышать?

(Показ мультимедиа — «Приветствие на 20 языках»).

Ведущая: Ребята, как вы думаете, а чем похожи дети разных национальностей?

Правильно ребята. Все дети одинаково смеются, любят петь и танцевать, ходить в детский сад и школу, любят смотреть мультики, заниматься спортом, шалить, и конечно же ИГРАТЬ!

**************************************************************************

РОССИЯ

Ведущая: Ведущая:

А Сейчас нам бы хотелось пригласить страну, в которой мы живем! Знаете в какой стране мы живем?

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

 — Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, украинцы, чуваши, башкиры, татары, чукчи, и др.)

Давайте посмотрим презентацию про нашу прекрасную страну.

Показ мультимедиа — Россия.

Ведущая:

А я приглашаю на наш праздник нашу страну, встречайте друзья — Россия

Русский танец- ДАШИ

Ведущая: Спасибо за танец. а теперь мы поиграем в русскую народную игру «Ручеек»

Игра «Ручеек»

Правило: играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

************************************************************************

БЕЛОРУССИЯ

Ведущая: Молодцы ребята. А теперь, мы познакомимся с одной из стран мира, со страной Белоруссия. Показ мультимедиа Белорусь.

Белоруссия славится своими необъятными полями. Белорусский народ спокойный и дружелюбный, а песни у нас певучие.  Наши гости приехали к нам из Белоруссии. Встречаем наших гостей с Белоруссии.

Танец Алины.

Ведущая:

Ох, устали мы сидеть — ноги просятся играть.

 Приглашаю детвору на веселую игру.

 А кого не примем — за уши поднимем.

 Уши будут красные, очень уж прекрасные.

Ведущая: АННА Белорусская народная игра «Колечко». 

Ход игры. Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (Это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:                  

Вот по кругу я иду,           

Всем колечко вам кладу,           

Руки крепче зажимайте                  

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустить из круга.  

**********************************************************************

КАВКАЗ

Ведущая: Спасибо вам, дорогие наши. А теперь мы хотим предоставить вам Кавказ. На Кавказе живет много разных народов, не похожих друг на друга.  Кавказ это горы, это танцы. На Кавказе тоже есть свои традиции и обычаи. Одной из них является народный танец “Лезгинка”.

Показ мультимедиа Кавказ.

Ведущая: А мы пригашаем гостей из КАВКАЗА.

Танец «Лезгинка» — Вова.

Ведущая: Спасибо Вове за танец. А теперь мы поиграем в игры кавказских народов.

ИГРА «Набрось аркан на лошадь».

Ход игры. На расстоянии для старшей группы 2–3 м, для детей 6 лет –3–4 м устанавливается голова лошади на длинной шее. Надо набросить на нее

кольца диаметром 20–25 см, пластмассовые или деревянные, различные по

цвету для каждой команды. Каждому участнику дается равное количество колец, затем подсчитывают результаты.

*************************************************************************

ИНДИЯ

Ведущая: Спасибо вам, дорогие наши. Пришло время и такой музыкальной страны, как Индия.

О, Индия,

Ты — словно мечта о божественном чуде.

Тебя населяют красивые люди,

У них бубенцы на ногах голосят, как ноты,
Они так поют, что танцевать охота.

А мы пригашаем гостей из Индии.

Танец индийский. — Настя.

Ведущая: Ребята, а вы хотите научиться танцевать индийский танец? А теперь мы приглашаем всех на мастер-класс.

Игра: Повтори за мной.

Показ мультимедиа. Игра: Повтори за мной.

*************************************************************************

ИСПАНИЯ.

Ведущая: Спасибо вам, дорогие наши. А мы пригашаем гостей из Испании.

Показ мультимедиа Испания.

ТАНЕЦ ИСПАНСКИЙ. Алеся с мамой.

Игра: Собери цветы.

************************************************************************

МЕКСИКА

Ведущая: а к нам в гости приехали из далекой и загадочной Мексики, родину индейцев майя, пирамид, острого перца чили, а еще — кактусов.

Встречайте -страну Мексика.

ТАНЕЦ Эдгар.

Психогимнастика «Покажи эмоции»

     Педагог. Представьте, что вы попробовали перец чили. А ведь он очень острый! Изобразите на лице, какие эмоции это у вас вызовет.

Дети изображают.

     А теперь представьте, что вы попробовали шоколад. Какие эмоции он у вас вызовет? Дети изображают.    

*********************************************************************

ВОСТОК ОАЭ

Ведущий:

Объединенные Арабские Эмираты — бескрайние пляжи, райскими оазисами прямо посреди пустыни и конечно же небоскребы один выше другого.

И конечно же Восток славится своими восточными танцами. Встречайте гостью с востока.

ТАНЕЦ — САМИРАТ

***********************************************************************

Ведущий: Вот и подходит к концу наш праздник. Были и песни, и танцы, и игры. И конечно же пришло время награждения всех наших участников.

Звучит музыка для награждения.

 Ведущий: А сейчас, следуя традициям многих стран, давайте подарим всем присутствующим   ПОДАРКИ!

Ведущий: И в заключении нашего сегодняшнего путешествия споем все вместе песню «Всем советуем дружить»

«Песенка друзей» муз. В. Герчик сл. Я. Акима

1.Всем советуем дружить,

Ссориться не смейте!

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете!

Припев:

Ни за что, ни за что,

Ни за что на свете!

Ни за что, ни за что,

Ни за что на свете!

2.Не бросай друзей своих,

Будь за них в ответе.

Не давай в обиду их

Никому на свете!

Припев: Никому, никому,

Никому на свете!

Никому, никому,

Никому на свете!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий инсценирования басен крылова
  • Сценарий искусство нас объединяет
  • Сценарий капустник осенний праздник
  • Сценарий инопланетяне на праздник
  • Сценарий искусство народов россии