Сценарий исследования это

В данной статье вы рассмотрите сущность и предназначение сценария маркетингового исследования, а также особенности и порядок его составления.
Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность и предназначение сценария маркетингового исследования

Определение 1

Маркетинговое исследование – это процедура систематизированного сбора, накопления и анализа данных о состоянии рынка и его участниках, а также о тенденциях его развития, имеющая стратегически важное значение с точки зрения маркетинга.

В системе маркетинга исследования подвергаются множественной классификации по различным основаниям. Так, например, они могут быть кабинетными или полевыми. Последние подразделяются на количественные и качественные. Так или иначе, их основной целью выступает обеспечение необходимой для принятия обоснованных решений маркетинговой информации.

Сам по себе процесс проведения маркетинговых исследований состоит из определенных этапов, каждый из которых реализуется последовательно, друг за другом. В укрупненном виде эти этапы представлены на рисунке 1.

Профориентация для студентов

Поможем определиться с профессией, окажем помощь в профессиональном самоопределении и трудоустройстве

Пройти профориентацию

Общий порядок проведения маркетинговых исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Общий порядок проведения маркетинговых исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так или иначе, в основе организации и подготовки любого маркетингового исследования лежит разработка сценария его проведения. В общем смысле под сценарием можно понимать программу проведения маркетингового исследования, отражающую его общую проблематику и содержащую в себе конкретную последовательной необходимых действий.

Для того, чтобы составить сценарий маркетингового исследования, необходимо реализовать, как минимум, три шага:

  • прежде всего, формулируется и описывается рыночная проблема, т.е. производится постановка проблематики маркетингового исследования;
  • четко формулируются цели, задачи и объект исследования;
  • описываются виды, источники и способы получения информации, используемой в маркетинговом исследовании.

«Составление сценария маркетингового исследования» 👇

В каждом конкретном случае сценарий маркетингового исследования приобретает свою специфику, обусловленную как целями проводимого исследования, так и профессионализмом, и уровнем подготовки самого исследования. Рассмотрим методические основы разработки сценариев маркетингового исследования более подробно.

Особенности и порядок составления сценария маркетингового исследования

Прежде чем приступить к составлению сценария маркетингового исследования, необходимо определить, из каких компонентов он будет состоять. Обычно программы и сценарии маркетингового исследования включают в себя следующие компоненты:

  • обоснование и конкретизация проблематики исследования;
  • постановка целей маркетингового исследования;
  • разработка и формирование рабочей гипотезы исследования, составление программных вопросов исследования;
  • определение системы изучаемых показателей;
  • выработка рабочего инструментария;
  • определения и фиксация сроков и этапов проведения маркетингового исследования.

Рассмотрим каждый из представленных выше элементов более подробно.

Замысел любого маркетингового исследования основан на общей постановке целей, задач и определении возможных путей и средств разрешения возникшей проблемы. Под проблемой в данном случае понимается некая противоречивая ситуация или сложный вопрос, которые требует своего разрешения.

Важную роль в подготовке сценария маркетингового исследования играет постановка цели его проведения, т.е. формировании некоего образа желаемого результата, который должен быть получен в результате маркетингового исследования. Формулировка целей маркетинговых исследований должна иметь иерархическую структуру: сначала определяются цели самой организации, затем – цели маркетинга, и только потом – цели самого маркетингового исследования. Последние, как правило, преследуют возможность получения необходимых данных для обоснования принятия решений.

Важную роль в составлении сценария маркетингового исследования играет формирование рабочей гипотезы и программных вопросов исследования. Под рабочей гипотезой в общем смысле понимается вероятностное предположение касательно сущности и возможных путей решения сложившейся хозяйственной проблемы. В определенном смысле это алгоритм решения выявленных для исследования проблем. Рабочая гипотеза задает основные направления и рамки маркетингового исследования. С опорой на выбранные гипотезы производится формирование программных вопросов маркетингового исследования. Формулировать их необходимо таким образом, чтобы ответы на них позволяли однозначно подтвердить либо опровергнуть изначально сформулированные гипотезы.

Далее следует определить систему показателей, при помощи которых будут измеряться или сравниваться отдельные характеристики объектов исследования. В зависимости от выбранных показателей и системы их измерения (оценки) будет выбран рабочий инструментарий маркетингового исследования.

Рабочий инструментарий маркетингового исследования есть ни что иное, как набор методов и приемов, предназначенных для проверки рабочих гипотез исследования. Его формирование связано с необходимостью определения методов и процедур получения первичной и вторичной маркетинговой информации, обработки, анализ и обобщения полученных данных. Как правило, в качестве источников получения информации, важной с точки зрения маркетингового исследования, могут быть выбраны официально публикуемая статистика, выборочные исследования, внутренняя информация и пр. Часто для целей сбора первичной информации используется проведение всевозможных опросов и интервьюирование целевых групп респондентов. Также довольно часто практикуется наблюдение, эксперименты, выборочные обследования и экспертные оценки. К числу основных методов проведения маркетинговых исследований кабинетного типа относятся контент-анализ, корреляционный и регрессионный анализ.

Наконец, в рамках сценария маркетингового исследования должны быть предусмотрены конкретные этапы его проведения, порядок и сроки их реализации. Допускается определение лиц, ответственных за подготовку и проведение тех или иных этапов маркетингового исследования.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сценарий – упорядоченная во времени
и предназначенная для освещения
гипотетической будущей ситуации
последовательность событий, логически
связанных друг с другом причинно-следственными
связями.

Построение сценариев направлено на
решение двух основных задач:

1 – выделение ключевых моментов развития
исследуемого объекта и разработка на
этой основе качественно различных
вариантов динамики;

2 – всесторонний анализ и оценка каждого
из получаемых вариантов, изучение его
структурных особенностей и возможных
последствий его реализации.

Сценарии – альтернатива одновариантным
прогнозам развития организации.

Сценарный метод предполагает составление
трех возможных вариантов (сценариев)
развития ситуации:

1) оптимистического,

2) наиболее вероятного «планового»

3) пессимистического.

Для каждого сценария определяются
необходимые параметры развития компании
и вероятность их осуществления.

Методы построения сценариев: экспертные,
в частности метод получения согласованного
мнения; процедура объединения независимых
сценариев; морфологический анализ;
имитационное моделирование; сетевые,
в частности методы – «деревья решений»;
комбинация различных методов

Основные этапы сценарного анализа:

  1. Определение ключевых стратегических
    направлений развития организации.

  2. Анализ внешней среды организации.
    Итогом этапа должно стать составление
    перечня макро- и отраслевых факторов,
    оказывающих наибольшее воздействие
    на деятельность организации в
    рассматриваемом временном периоде, а
    также наиболее значимых стейкхолдеров,
    способных повлиять на деятельность
    организации (PEST-анализ,
    отраслевой анализ).

2. Разработка сценариев. Этап включает:
выбор изменяемых переменных; проектирование
различных исходов сценариев; комбинирование
различных переменных и написание
сценариев.

3. Разработка стратегии в соответствии
с составленными сценариями

По М. Портеру, существует пять основных
подходов к выбору стратегии:

  1. Придерживаться наиболее вероятного
    сценария развития (наиболее популярная
    стратегия);

  2. Придерживаться наилучшего сценария;

  1. Идти на компромисс (обеспечение
    минимального выигрыша при любом развитии
    событий);

  2. Сохранять гибкость (моментальное
    реагирование на любые изменения, неся
    большие расходы на мониторинг внутренней
    и внешней среды организации);

  3. Воздействовать на исходы сценариев
    (использование ресурсов для увеличения
    вероятности реализации определенного
    сценария).

Основное достоинство сценарного
метода
– он позволяет построить
внутренне согласованную картину будущего
развития объекта, не упустив действие
многообразных факторов.

Тем самым он может служить основой для
создания постоянно действующих систем
прогнозирования и слежения за тенденциями
развития сложного объекта.

Недостаток – возможность «заблудиться»
во множестве различных вариантов
развития системы.

27.Процедура системного анализа на основе формирования матрицы системных характеристик

. Анализ

Инструмент – матрица системных
характеристик

. Синтез

Инструмент – стратегия системного
проектирования

Системное описание предусматривает
также, что для каждой из четырех системных
характеристик производятся измерения,
указывающие точные условия (спецификации)
для конкретной системы управления:

1) Физическое измерение — реальные,
наблюдаемые, действительные, существующие
параметры каждой системной характеристики.

2) Динамическое измерение — мера и
темп изменения (чаще всего в единицу
времени) каждой системной характеристики.

3) Контроль — индикатор того, насколько
эффективно действует система (через
сравнение с точно установленными
спецификациями и ограничениями).

4) Прогноз — описание достижения
системными характеристиками
определенной спецификации в будущем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Продолжение серии статей о ю-тестах от команды AIC

Во второй части рассказываем о подготовке к юзабилити-тестированиям. Первую часть о том, кому и зачем нужны ю-тесты, читайте в нашем блоге команды AIC.

Определение границ исследования

Разработка исследования начинается с определения того, что в данном исследовании будет являться тестируемым продуктом, объектом, целями и задачами исследования.

Тестируемый продукт

То, что тестируем: от десктопной версии сайта до омниканального взаимодействия нескольких продуктов (сайта и приложения) или полного продуктового цикла (актуально в рамках CJM).

Объект теста

Это более сфокусированная зона продукта. Например, одна воронка или один сервис в рамках сайта. Чем конкретнее объект ю-теста, тем больше времени будет для получения глубинных инсайтов. Ставить объектом весь сайт — нереалистично. Чем больше сайт, тем больше сценариев, с которыми взаимодействуют разные группы пользователей.

Цель

Целями исследования могут быть, например: инсайты для формирования гипотез или доработки прототипов, описание сценариев использования продукта и поведения пользователей.

Задачи

Маленькие шаги, с помощью которых вы добьетесь глобальной цели. Например, если цель — получить инсайты, то задачами будут: провести тестирование, зафиксировать проблемные моменты, проанализировать результаты и сформировать гипотезы. Задачи должны быть связаны между собой и последовательны.

Пишем сценарий

Сценарий — расписанные по шагам задания с дополнительными вопросами. Сессия с каждым респондентом состоит из двух разделов — интервью и тестирования интерфейса. Она должна занимать около часа — это оптимальная продолжительность, при которой два человека могут активно коммуницировать. Так респондент останется сосредоточенным, а модератор зафиксирует все детали.

Инструкция

Проговаривается респонденту в свободной форме в начале исследования, чтобы начать создавать живое взаимодействие. Расскажите респонденту: зачем он пришел, по какому плану будет проходить исследование, что ожидается от него и какая роль у исследователя. Важно объяснить, что мы тестируем не респондента, а продукт.

Предупредите респондента, если проводите аудио- и видеозапись, что она может передаваться заказчику, запись лица не происходит, а результаты представляются в обобщенном виде. Уточняйте, остались ли у респондента какие-либо вопросы об организации перед началом исследования.

Интервью

На нем выявляем потребительские предпочтения, определяем опыт работы пользователя с продуктом и в схожей сфере. Это необходимо, чтобы соотнести результаты как с его прошлым опытом, так и с уровнем компьютерной грамотности. Интервью помогает анализировать результаты, принять решения о распространении инсайтов на других пользователей и предложить решения.

Также на нем мы продолжаем снимать барьер и настраивать человека на открытый диалог. Основное правило: задавать открытые вопросы — «Почему..? Зачем..? В каком случае..?». Не ограничивайте респондента вопросами с вариантами ответа — «Вы ориентируетесь на время или цену?». Так он воспроизведет с большой вероятностью один из них, даже если они не наиболее важны.

Вопросы должны побудить респондента рассказывать истории, воспроизводить свой прошлый опыт и размышления. Хорошо работают вопросы о предыдущем опыте — причем лучше начинать с ближайших событий и идти в прошлое, а не наоборот.

Вопросы также делятся на группы сегментации. Лояльных клиентов спросите о работе с продуктом и о том, почему они выбирают его среди других. Нелояльные могут рассказать больше о том, за что они ценят конкурентов.

Тестирование интерфейса

Оно должно охватывать всю зону обозначенного объекта исследования. Если собираетесь тестировать основную воронку в рамках сайта, то задание должно быть сосредоточено именно на ней. Задания формируются с расчетом максимально пройти интересующие сценарии — самые важные, самые проблемные, самые новые.

Если необходимо протестировать какие-то мелкие функции объекта исследования, составьте несколько заданий конкретно по ним. Сами задания можно разбить на несколько шагов, чтобы в дальнейшем анализировать каждый из них. Введите критерий успешности выполнения задания или каждого отдельного шага:

0 — респондент не справился с заданием

1 — респондент справился с заданием со значительными затруднениями

2 — респондент справился с заданием и перешел на следующий шаг

В сложных интерфейсах и продуктах (например, банках) перед каждым шагом можно спрашивать респондента «Как вы думаете, насколько сложным будет выполнение задания по шкале от 1 до 5?». И после выполнения задания спрашивать, каким оно оказалось в действительности. Это помогает в тех случаях, когда тестирование трудное и комментарии респондента «Было сложно» сложно интерпретировать.

Задание лучше формулировать в рамках предыдущего опыта респондентов — так им будет легче связать его с обычной жизнью. Если нужно выбрать товары, то — «товары из вашей прошлой покупки»; если билеты, то — «для запланированного отдыха». Помните, что рамки задания влияют на выполнение — поиск билетов для отпуска и командировки будет отличаться.

Дополнительные вопросы

После каждого шага планируйте задавать уточняющие вопросы о том, почему респондент совершил действие. Так вы узнаете о моментах, которые он пропустил или не озвучил. Примерный список вопросов лучше понимать заранее — они зависят от действий и слов респондента.

Кто-то спрашивает такие вопросы во время выполнения задания, кто-то оставляет на финал исследования. Мы в AIC придерживаемся серединной позиции и задаем их после каждого шага задания. Таким образом, респондент не отвлекается от выполнения задания и не забывает подробности.

Если вопрос о личном кабинете в сценарии стоит на пятом шаге, но респондент начал говорить о нем в самом начале, то стоит задать уточняющие вопросы в конце этого шага.

Также стоит запланировать вопросы о действиях, которые респондент совершает после прохождения воронки или задания. В реальной жизни процесс взаимодействия с продуктом не заканчивается на покупке билета/оформления доставки — затем приходят email-подтверждения или нужно пройти электронную регистрацию. Важно понимать, как пользователи продолжают взаимодействие с продуктом, насколько успешно оно проходит (если опыт уже был) или чего они ожидают в будущем.

Общие вопросы

Они нужны, чтобы завершить исследование и узнать общее впечатление о продукте. Как правило, к этому моменту у респондента формируется собственное мнение.

С помощью общих вопросов вы поймете, какие проблемы наиболее значимы, если человек их запомнил и пронес через все исследование. Также респондент может сравнить задания/шаги заданий с другими сайтами — это позволяет перейти на более высокий уровень анализа его опыта.

Важно, чтобы человек понимал, что мы тестировали продукт, а не его навыки. Поэтому интересен его собственный опыт — не нужно сравнивать себя с другими.

Часто после исследования респондента просят заполнить опросники — мы считаем, что в качественных исследованиях они не несут ценности. Но они могут служить вдохновением для вопросов в конце тестирования — на них респонденты отвечают устно. С помощью них проще понять, почему именно система показалась легкой или сложной.

Итого

Используйте в юзабилити-тестированиях максимально приближенные к реальной жизни задания. Задавайте больше открытых вопросов. Не ограничивайте респондентов. Не пытайтесь категоризировать мысли нескольких людей в метрики, баллы и опросы.

Автор: Дина Шаронова, UX-исследователь в AIC

Исследовательские сценарии как метод раскрытия преступления (Часть первая)

Александр Молодцов

Старший специалист по тестированию в ГК Юзтех

Добрый день! Меня зовут Александр, я старший специалист по тестированию в ГК Юзтех. В этой статье я постараюсь кратко рассказать историю создания новых исследовательских сценариев и поделиться с вами опытом их применения.

Перед началом прочтения сразу обозначу две концепции, которые лежат в основе статьи:

  1. Статья направлена на популяризацию такого  подхода в тестировании как исследовательское тестирование с применением исследовательских сценариев.

  2. Баг – это непреднамеренное преступление разработчика, которое он совершает во время своей работы, и нам, тестировщикам, необходимо локализовать этот баг, то есть раскрыть преступление :)

Исследовательское тестирование

В начале вспомним, что такое исследовательское тестирование. Исследовательское тестирование — это подход к тестированию, который основан на одновременном проектировании тест-кейсов, моментальном их выполнении без создания тестовой документации как таковой.

Метод использования тестовых сценариев весьма прост:

  • Мы выбираем исследовательский сценарий и изучаем его концепцию.

  • Затем ставим таймер на определённое время. На 20 минут, на час – это не так важно. Главное выделить сессию тестирования.

  • И в итоге проводим тестирование продукта строго по целям сценария, не отклоняясь от выбранной концепции.

В какой-то момент я задался вопросом: насколько популярно применение исследовательского тестирования в повседневной работе обычного тестировщика?

В ходе своего исследования я уточнял у действующих тестировщиков, для чего по их мнению исследовательское тестирование применяется в работе? Но перед этим задавал два простых, по моему мнению, вопроса: 

  1. Что такое исследовательское тестирование? 

  2. Часто применяете его в своей работе?

Тест-туры

Самый частый ответ на вопрос, знают ли они про исследовательские сценарии – да, знают тест-туры Джеймса Виттакера. Да, они слышали о них, да, они знают о них, но не применяют в своей работе.

Сам подход основан на том, что Джеймс предлагает примерить роль обычного туриста, а тестируемое программное обеспечение выступает в роли города, по которому турист перемещается со своим туристическим рюкзаком и пытается либо с помощью путеводителя, либо какого-то другого метода, пройтись по всем частям нашего города.

Почему этот подход показался мне неидеальным? Тест-туров на самом деле очень много, и в них очень легко потеряться. Причём не все тест-туры подходят для тестирования моего приложения. Сейчас я нахожусь на проекте, где подход тестирования денежных фич не применить: их там просто нет. Поэтому я подумал и решил создать набор тестовых сценариев, которые будут универсальны для тестирования любого продукта. На самом деле это очень интересно, и это поможет тестировщикам разобраться в применении исследовательского тестирования и показать, что оно является очень эффективным инструментом.

Методика Эдварда Боно

Далее было необходимо найти концепцию реализации задумки того, что необходимо применять в работе. Я решил ознакомиться с различными методами и подходами организации командной интеллектуальной работы. И один из них мне очень понравился – это метод Эдварда Боно «Шесть шляп мышления». В работе команды по созданию какой-то креативной идеи применяется примерка роли для того, чтобы скоординировать работу команды над проектом.

Например, в самом начале каждый член команды (или все сразу) примеряет шляпу одного цвета с выделенной ролью. Пусть это будет синяя шляпа, задачей которой является организация самого процесса интеллектуальной деятельности. Также есть чёрная шляпа, которая направлена на выделение негативных сторон реализации идей с целью предотвращения и минимизации рисков и потерь. Есть красная шляпа, которая оценивает текущую ситуацию с эмоциональной стороны восприятия.

В итоге для установки концепции своего подхода к формированию исследовательских сценариев из данного метода я решил взять принцип выделения роли от примерки той или иной шляпы. Сама цель метода – примерить роль на каждого члена команды в зависимости от цвета шляпы. Любой человек в команде разработки, например, я выступаю тестировщиком – это роль в команде. И чтобы в дальнейшем организовать свою работу при исследовании продукта предлагаю примерить на себя роль. Какую же роль можно примерить?

Детективные истории

Я решил зайти со стороны, наверное, самого распространённого хобби – это чтение. Идея вовлечения главных героев детективных историй – это идея моего брата. Он очень любит художественные произведения данного жанра. И на самом деле, если интерпретировать баг как преступление, то он иногда бывает довольно запутанным и сложным. И его необходимо как-то раскрывать, искать улики. В итоге приятно делиться опытом раскрытия бага с другими тестировщиками, рассказать, что ты нашёл и как локализовал баг. И да, иногда это гораздо интереснее и увлекательнее, чем раскрывать убийство из-за наследства троюродного дядюшки.

Если брать во внимание все эти моменты, то исследовательские сценарии, которые необходимо создать, методика Эдварда Боно с примеркой ролей с помощью шляп разных цветов и детективные истории, в итоге сформировали материал для этой статьи.

В процессе работы при примерке роли детектива мы применяем исследовательский сценарий, на основании которого проводится дальнейшая работа по тестированию нашего программного продукта.

Какие же роли мы с вами будем примерять?

Сценарий 1. Шерлок Холмс — шляпа Охотника на оленей

Это, наверное, самый известный детектив с Бе́йкер-стрит. Всеми известный мистер Шерлок Холмс. Англичанин по происхождению, он своим умом и обаянием мог раскрыть очень странные и на первый взгляд неразрешимые преступления. На каждого сыщика у нас есть краткое досье, и в конце также указан метод, который применял этот герой.

Для данного детектива у нас нет как такового исследовательского сценария, который основывается на его методе. И вот почему: мне кажется, что дедуктивный метод, который применяет Шерлок Холмс в ходе раскрытия преступления, является основой фактической работы любого тестировщика. Да-да, мы с вами расследуем своего рода небольшие преступления ежедневно. С тем или иным успехом, но мы пытаемся распутать порой очень запутанные ситуации.

Когда мы находим какой-то баг, мы пытаемся его локализовать. И процесс локализации идёт от общего к частному. То есть мы находим какую-то проблему и пытаемся найти первопричину её возникновения. В дальнейшем мы выясняем причину появления этой проблемы и заводим задачу в нашу баг-трекинговую систему.

Для чего был представлен данный подход в тестировании? Цель других детективов – поиск багов без траты времени на их локализацию. Чтобы не отступать от концепции тестирования по исследовательскому туру, мы просто фиксируем наличие проблем и дальше передаём их Шерлоку Холмсу. Его метод довольно эффективный: никогда его не подводил, и, надеюсь, что он не подведёт и нас.

Самый распространённый сценарий работы любого тестировщика – локализация бага с помощью дедуктивного метода, от общего к частному.

Что используем?

Как используем?

Когда применяем?

Дедукцию как метод локализации бага

Выстраиваем логические конструкции для выявления причин появления бага

В случаях возможности построения логической цепочки следствий

После успешного прохождения других исследовательских туров

Сценарий 2. Мисс Марпл — простая соломенная женская шляпка

Большую часть свое жизни Мисс Марпл провела в небольшой деревне. Она не считает себя профессиональным детективом. Чаще всего в рассказах она не является главным героем, ведущим расследование, но все следователи прислушиваются к её мнению по вопросам, кто же является убийцей или преступником.

У неё довольно-таки интересный метод: она проводит параллели. Когда происходит какое-то убийство, она вспоминает жителей своей деревни, в своём детстве, юношестве, отрочестве, как происходило какое-то событие и проводит параллель. И в итоге она оказывалась всегда права – чередой умозаключений она находила преступника, либо раскрывала какую-то загадку.

Что же я предлагаю вам сделать? Давайте выберем функционал в нашей системе и попробуем интерпретировать свой опыт при его тестировании. Причём не только опыт тестирования именно такой же системы, и не только опыт тестирования, но и использования.

Тестирование одних элементов программы такими методами, которые применяли по отношению к другому программному продукту.

Что исследуем?

Как используем?

Когда применяем?

Полностью всю систему или отдельный функциональный модуль приложения

Интерпретируем текущий функционал как тот, что уже тестировали ранее

Если логика работы приложения нам знакома, мы её встречали уже в другой реализации

Применяем тест-кейс, которые приводили к нахождению багов

Все мы знаем, я надеюсь, как тестировать интернет-магазин. Также есть некая система хранения документов. Если переложить элементы тестирования интернет-магазина на тестирование системы документооборота, то можно найти интересные механики: каталог хранения документов – это та же полка хранения товара, а сам документ выступает в роли товара на этой полке. Также документ в системе хранения имеет параметры, сопоставимые с характеристиками товаров.

И ещё один пример — тестирование регистрации пользователя в приложении велопроката с использованием пиктограммы. Обычно данный подход тестирования используется в тестировании создания пользователя какой-либо игры. Первое, что делает игрок в играх с социальным взаимодействием в интернете — создаёт логин своей учётной записи. И здесь данный подход был применим. Нормальный человек, конечно, не будет регистрироваться со смайлом в качестве фамилии, так как в дальнейшем ему будет предлагаться услуга на основании публичной оферты, а также он даёт согласие на обработку персональных данных и принимает пользовательское соглашение. К чему же привёл данный баг? В системе администрирования нельзя было сформировать отчёты с пользователем, указавшим в одном из полей пиктограмму.

Проведение параллелей между вашим текущим проектом и вашим опытом помогут вам не потеряться в документации и найти много багов.

“А дальше что?” — спросите вы, и я вам отвечу: “А продолжение будет уже в следующей части…”. Так что следите за обновлениями в блоге нашей компании — ещё будет много чего интересного.

А пока можете оставить обратную связь в комментариях: отвечу на ваши вопросы.

Понятие и сущность метода сценариев

Практика работы ситуационных центров в настоящее время не обходится без использования метода сценариев, который позволяет произвести оценку наиболее вероятного хода развития событий, а также наиболее вероятные последствия принимаемых решений. 

На основе разработанных специалистами сценариев развития анализируемых ситуаций становится возможным на определенном уровне достоверности определять возможные варианты и тенденции развития, а также взаимосвязь между действующими факторами, формировать картины событий, к которым ситуация может прийти под воздействием определенного рода воздействий. 

Благодаря профессионально разработанным сценариям происходит обеспечение более полного и отчетливого определения перспектив развития ситуации как в случае наличия управляющего воздействия, так и в ситуации их отсутствия. 

При этом, благодаря сценариям ожидаемого развития ситуаций становится возможным создание условий для своевременного обнаружения опасностей, которые могут приводить к неблагоприятным путям развития событий, либо к неудачному управленческому воздействию. 

Благодаря сопоставлению и оценки вероятных сценариев развития ситуации, которая вызвана различными фоновыми и управляющими воздействиями и факторами, которые не зависят от деятельности руководителя возникает ситуация принятия зачастую единственно верного решения. 

Замечание 1

Принято считать, что сценарии для прогнозирования процессов развития разных сложных систем впервые были использованы Германом Каном. Первые разработанные им сценарии имели преимущественно описательный характер. Позднее, метод сценариев получил развитие преимущественно благодаря применению более точных количественных и качественных моделей. 

Метод сценариев представляет собой систему, в которой предполагается создание технологий разработки сценариев, которые позволят обеспечивать более высокий уровень вероятности выработки эффективных решений в тех ситуациях, когда это возможно, а также более высокую вероятность снижения к минимуму вероятных потерь в тех случаях, когда потери являются неизбежными. 

Варианты реализации метода сценариев в организации 

В настоящее время принято выделять большое количество различных стратегий реализации метода сценариев, среди которых: 

  1. Метод получения согласованного мнения. 
  2. Метод повторяющейся процедуры независимых сценариев. 
  3. Метод использования матриц взаимодействия. 

Приведем более подробную их характеристику.

Метод получения согласованного мнения – это в сущности одна из разновидностей метода Делфи, которая ориентирована на получение коллективной позиции разных экспертных групп касательно различных важных событий в различных областях в конкретный временной промежуток будущего. 

В качестве недостатка данного метода следует выделить отсутствие должного внимания процессам взаимодействия и взаимосвязи различных факторов, которые влияют на динамику развития ситуации, и на развитие событий. 

Метод повторяющейся процедуры независимых сценариев заключается в формировании независимых сценариев для каждого аспекта, которые оказывают существенное воздействие на различные ситуации. Также, данный метод использует повторяющиеся итеративные процессы согласования сценариев развития разных вариантов ситуаций. 

Замечание 2

Достоинством данного метода является усугубленный анализ взаимодействия различных моментов развития ситуации. В качестве недостатков метода выделяется недостаточная разработанность и методическая обеспеченность процедур согласования сценариев. 

Метод матриц взаимовлияния, который был разработан Хелмером и Гордоном нацелен на определение с учетом экспертной оценки потенциального взаимодействия событий данной совокупности. 

Оценки, которые связывают все возможные варианты развития событий в их силе, времени, распределении и прочем способствуют уточнению первоначальной оценки вероятностей событий, а также их комбинаций. 
Недостатком метода является сложность в получении больших объемов оценки, а также отсутствие корректной обработки этих оценок. 

Особенности методологии составления сценариев

Процессы составления сценариев предполагают предварительное определение системы параметров, которые описывают систему. 

Состояние системы в определенный момент времени «t» выступает в качестве точки 5 в данной системе параметров. На основании определения возможных тенденций развития ситуации становится возможным высчитать вероятные направления эволюции положения системы в пространстве этих параметров 5 в разные промежутки времени в будущем S(t+ 1), S(t + 2) и прочее. 

Замечание 3

В случае отсутствия управляющего воздействия предполагается, что эволюция системы будет происходит в самом вероятном ключе. 

Управляющее воздействие является эквивалентным воздействию сил, которые способны изменять направления траектории S(t). 

Управляющие воздействия должны быть рассмотрены совместно с ограничениями, которые накладываются и внешними, и внутренними факторами. Данная технология выработки сценария предполагает исследование положения системы в различные дискретные отрезки времени t,t+ 1, t + 2.

Вместе с тем, предполагается, что точка, которая соответствует системе 5 в координатах параметров располагается в конусе, который расширяется в ситуации удаления от исходных моментов времени I. 

В определенных моментах времени t + Т  можно ожидать, что систему будут располагать в сечении конуса, который соответствует моменту времени t + Т.

Каждая точка этого сечения может трактоваться в качестве вероятного расположения системы в пространстве параметров. Естественно, что наиболее вероятным будет считаться положение системы на центральных осях конуса. 

Замечание 4

За счет управляющих воздействий происходит смещение положения системы в пространстве параметров. В этом случае целесообразным также будет рассмотрение только дискретных точек, при уделении особого внимания вероятным точкам. В ситуации такого анализа важно уметь предвидеть возможности возникновения дополнительного внутреннего напряжения между элементами системы, так как они также могут изменять положение системы в пространстве параметров. 

Для произведение оценки напряжений можно использовать соответствующие социальные, либо экономические индикаторы, совместно с пороговыми значениями индикаторов, в ситуации превышения которых положение системы может быть существенным образом изменено. 

Замечание 5

В некоторый случаях, управляющее воздействие может быть направлено на предотвращение превышения пороговых значений индикаторов, в случае, если целью является сохранение стабильности. 

В некоторых ситуациях можно специально стремиться к результату, превосходящему пороговые значения индикаторов, что целесообразно в тех случаях, когда это не противоречит поставленным перед системой задачам. 

В качестве одного из наиболее значимых результатов применения данной разновидности метода сценариев, также, как и иных его разновидностей, выступает более детальное понимание аспектов анализируемых ситуаций, а также особенностей ее развития и ее основных закономерностей. Внимание заслуживает и иная модель метода сценариев. Исследователями заявляется, что их метод выработки сценариев относится преимущественно к анализу возможного будущего, а не вероятного будущего. 

Правда, более детальное понимание ситуации, которое получается благодаря процессу тщательной работы, следующим шагом определяет формирование системы воздействий, которая сможет изменять рассмотренные сценарии развития ситуации. При этом вероятное будущее может подлежать корректировке. 

В этом методе предусматривается отбор только тех переменных, которые имеют непосредственное отношение к развитию анализируемых систем, вне зависимости, относится ли эта система к контролю за окружающей средой, либо она относится к управлению технологическими процессами в действующем производстве, или прочим вещам. 

В дальнейшем авторы предлагают разрабатывать достаточно детальные сценарии для обнаружения опасностей, которые угрожают системе, совместно с выработкой системы противодействия им. 

Предусматривается среди большого числа сценариев отбор наиболее пригодных из них для всей совокупности с целью последующего анализа, совместно с процедурой использования компьютерных технологий для выработки сценарных прогнозов, которые не являются искаженными. Проведем более детальный анализ перечисленных процедур.

Замечание 6

Перед тем, как начинать разработку сценария, важно проводить анализ ситуации с определением конкретных базовых действующих единиц и отношений между факторами, являющимися важнейшими в ней. Кроме того, также важно выполнить структуризацию и детализацию ситуации. В этом методе отбор реализуют эксперты. 

Анализу подвергаются прогнозы развития ситуации с возможным применением контент-анализа, также происходит выделение переменных, которые представляют собой область логических рассуждений экспертов и их взаимосвязь. Ключевой задачей является получение набора существенных переменных, которые достаточно полно могут характеризовать развитие анализируемых ситуаций. 

Следующим этапом будет являться определение соответствующей шкалы для каждой переменной, в рамках которой она могла бы быть изменена. Так как в реальных условиях, вместе с количественными переменными могут быть использованы и качественные, важно разработать для каждой переменной вербально-числовую шкалу, в которой могут содержаться как численные значения градаций, так и их содержательное описание. 

Благодаря содержательному описанию становится возможным расширение состава переменных с помощью включения в него переменных, которые действительно могут отражать особенности анализируемых ситуаций, несмотря на то, что они и не обладают никакой качественной природой. Благодаря количественным значениям переменных становится возможным более надежная оценка опасностей. 

В случае, если переменные являются непрерывными, то целесообразным будет выделить их характерные значения с целью дальнейшего использования при анализе ситуаций. В некоторых ситуациях, сведения о переменных могут предоставляться в форме определенного тезауруса, который отразил бы основную количественную и качественную информацию, которая позволит достаточно полно представить переменные. 

Замечание 7

Благодаря неоправданному увеличению числа переменных происходит затруднение анализа ситуаций. Вместе с тем, их избыточное агрегирование (обобщение) также может сильно затруднить анализ. 

Основной задачей сценария является выработка ключа к пониманию проблемы. В ситуации анализа конкретных ситуаций переменные, которые ее характеризуют, получают соответствующие значения в виде определенных градаций вербально-числовой шкалы каждой из переменных.

Определению подлежат все значения парного взаимодействия между переменными, которые могут оказать взаимное влияние в ситуации развития данной ситуации. Такой тип взаимодействия между переменными, чаще всего представляется в виде матрицы. 

После выработки и представления сценария с помощью переменных, а также оценки их внутренней согласованности и взаимодействия возможно использование, при включении вербально-числовых шкал, перс-хода к презентации сценария в форме содержательного описания. Данная форма чаще всего оказывается самой удобной при подготовке отчета о проделанных работах. 

В некоторых случаях целесообразным является включение предыстории развития анализируемых ситуаций в состав сценария. Отличительной особенностью данного метода является многовариативность – то есть изучение нескольких альтернативных вариантов вероятного развития ситуации при учете базисного сценария. 

Замечание 8

На основании группирования сценариев в классы становится возможным определение рациональной стратегии воздействия на ситуации. 

Чаще всего, сведения о нескольких вероятных сценариях развития ситуации являются более информативными, чем единственный сценарий, кроме того, они позволяют принимать более эффективные решения. 

Еще одной особенностью этого метода является то, что он позволяет оценивать значения взаимодействия переменных только в рамках границ области допустимых значений, а не во всей области, как это предполагает метод, использующий матрицу влияния. 

Замечание 9

Использование специализированных программ для ЭВМ и для датчиков случайных чисел с последующими отсечениями невозможных ситуаций для проработки альтернативных вариантов сценариев позволяет расширить горизонты анализа вероятных ситуаций в будущем. 

На основе разработанного широкого спектра возможных альтернативных вариантов развития ситуации становится возможным более полное определение критических ситуаций для принятия решений, совместно с определением возможных последствий предлагаемых альтернативных вариантов решения с целью их сопоставления и выбора среди них наиболее эффективного. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровой программы про добро
  • Сценарий казачество на белгородчине
  • Сценарий исследования урока
  • Сценарий игровой программы эрудит
  • Сценарий игровой программы про валенки