Сценарий история конституции история страны

Сценарий

СЦЕНАРИЙ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ

Тема: «История Конституции»

Цели:

  1. Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
  2. Способствовать формированию чувства гражданственности, понимания связи своей судьбы с историей страны и своего народа;
  3. Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
  4. Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

Задачи:

  1. Образовательная: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, рассмотреть основные права и обязанности граждан.
  2. Развивающая: развивать навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни.
  3. Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

1 Шаг. Организационный момент

Вводное слово(учитель):

         Дайте определение понятия «конституция»?

         Что вы знаете о истории возникновения конституции в России?

         Какоя знаменательная дата календаря отмечается ежегодно 12 декабря?

        В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения ветвей власти. 12 декабря является всенародным памятным днём принятия конституции современной России.

        А что мы знаем об истории возниконвения в России конституции? Когда и кем предпринимались попытки принятия конституции или отказа от этого документа. Попробуем вместе разобраться.

2 Шаг. Усвоение новых знаний

1 сообщение (Рохманов А.):

         В конце 1808 года Александр I, не удовлетворённый результатами деятельности Негласного комитета, поручил Михаилу Сперанскому, талантливому выходцу из низов, разработать план государственного преобразования России. . Его цель состояла в том, чтобы модернизировать и европеизировать государственное управление, путём введения буржуазных норм и форм «в целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

        Проектом Сперанского впервые в России предполагалось реализовать разделение властей на законодательную (Государственный совет, губернские, окружные, волостные думы), исполнительную (министерства и учреждения губернские, окружные, волостные) и судебную (Сенат, губернские и окружные суды).

        Выборы в представительный орган предполагались четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей. Доступ к выборам должны были получить землевладельцы (помещики) и верхи городской буржуазии.

         Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре. Императору же принадлежало право назначения министров и сенаторов.

        Проект Сперанского встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

        В 1812 году Сперанский потерял расположение императора, и на систематическом реформировании абсолютистской империи был поставлен крест.

        Но не желая уступать Наполеону репутацию либерального деспота, Александр I на Боргоском сейме 1809 года утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского с сохранением конституционного закона 1772 года и представительного органа — сейма. В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

        В 1818 году Александр I вновь поручает министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную уставную грамоту для России. Разработчики грамоты взяли за основу польскую конституцию. Проект предусматривал разделение судебной и исполнительной власти, а также создание двухпалатного парламента — Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы. Впервые в русской истории провозглашались свобода печати и неприкосновенность личности.

        Ознакомившись с проектом, Александр, встревоженный революционной волной 1820-21 гг. в Греции, Италии и Испании, положил его под сукно.

        В целом, преобразования Александра, постоянно колебавшегося между консервативно-реакционным (Алексей Андреевич Аракчеев) и либерально-реформаторским (Михаил Михайлович Сперанский) лагерями, носили непоследовательный, межеумочный и поверхностный характер, затронув главным образом верхушку государственного управления и наименование отдельных ведомств. Существенных изменений в социально-экономическое и политическое устройство страны они не внесли.

2 сообщение:

        1. «Русская Правда» Павла  Ивановича Пестеля, проект конституции для России. Принята в качестве программы Южного общества декабристов. По их планам, должна была действовать сразу после революции как основной закон. Пестель работал над «Русской Правдой» с 1821г., ко времени его ареста 13 декабря 1825 г. она еще не была закончена. Перед арестом Пестель успел спрятать рукопись: он передал ее братьям Крюковым, а те зарыли в землю. В ходе следствия над декабристами был предпринят ее поиск, в результате которого документ был найден.

        Россия объявлялась РЕСПУБЛИКОЙ, крепостное право уничтожалось, провозглашалось равенство всех сословий перед законом. Верховным законодательным органом становилось Народное вече. Народное вече избирало орган исполнительной власти — Державную думу из пяти членов. Предполагался и орган «блюстительной» власти — Верховный собор из 120 пожизненных членов. Пестель был противником федерализма и мыслил Россию сильным централизованным государством со столицей в Нижнем Новгороде.  

2. «Конституция» Никиты Михайловича Муравьёва также была проектом по устройству Русского государства 1821-1825 гг. Предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий. Крепостное право отменялось. Не был принят в качестве программного документа, но пользовался среди декабристов большой известностью.

        Оба проекта были серьёзно недоработаны и не решали земельного вопроса  окончательно, а так же вопроса о правах крестьян как сословия.

3 сообщение:

        «Конституция Лорис-Меликова» — условное название нереализованного проекта политической реформы, предложенного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым на рассмотрение императора Александра II в январе 1881 года, на исходе эпохи великих преобразований.

        Несмотря на позднее данное ему громкое имя конституции, проект Лорис-Меликова предусматривал лишь самые робкие шаги к конституционному ограничению самодержавия. Основная идея состояла в привлечении общественности к сотрудничеству с правительством, а представителей третьего сословия (крупных городов и земства) — к законотворческой деятельности путём разового созыва представительного органа с законосовещательными правами. Право законодательной инициативы при этом сохранялось за монархом.

        Он был единогласно одобрен 16 февраля Особым совещанием (в присутствии будущего Александра III). 1 марта император сообщил Лорис-Меликову, что через четыре дня проект будет вынесен на обсуждение Совета министров. В тот же день, через 2 часа, император погиб в результате террористического акта.

4 сообщение:

        1. Перед смертью Александр III оставил завещеание Цесаревичу Николаю:

        «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы также, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство Богом мне врученное. Я принял его 13 лет тому назад от истекавшего кровью отца. В тот трагический день встал передо мною вопрос, какой дорогой идти, той ли на которую меня толкало так называемое передовое общество зараженное либеральными идеями, или той которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал свой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать.

        Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю любить тебе все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будут для тебя основой твоей жизни. В политике внешней держись независимой позиции. Помни у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй церкви, она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства.»

        Николай понимал, что он не готов к управлению страной. Никакой своей программы он не составил. Он решил сохранять самодержавие любой ценой.

2. Вначале правления Николай заявил:

        «Я рад видеть представителей всех сословий, съехавшихся для заявления верноподданнических чувств. Верю искренности этих чувств, искони присущих каждому русскому. Но Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что Я, посвящая все Свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия также твердо и неуклонно, как охранял его Мой незабвенный, покойный Родитель». Эта речь была подготовлена для Николая Константин Петрович Победоносцевым.

5 сообщение:

        Законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн. человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки

        Историческое значение Манифеста заключалось в распределении прежде единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

        Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

        Также Манифест провозглашал и предоставлял политические права и свободы, такие как: свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и неприкосновенность личности.

        В результате принятия манифеста Императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.

6 сообщение (учитель)

        Контитуции 1918г, 1925г, 1937г, 1978г (РСФСР), 1924г, 1936г, 1977г (СССР);

7 сообщение (учитель)

        Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

        Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

  • Преамбула
  • Раздел первый
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16) (16 статей)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64) (47 статей)
  • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79) (14 статей)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93) (13 статей)
  • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109) (13 статей)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117) (7 статей)
  • Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129) (11 статей)
  • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133) (3 статьи)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137) (3 статьи)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Конституция России:

  • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • обладает высшей юридической силой;
  • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • является базой для текущего законодательства.

3 Шаг. Закрепление знаний (обучающиеся отвечают на вопросы)

Викторина

1. Какой император и кому дал указание разработать проект конституции для России и всерьёз намеревался её принять? Была ли она принята?

(Александр I, М.М. Сперанский, нет)

2. Сколько статей в Конституции Российской Федерации?

(137 статей)

2. Сколько глав в Конституции Российской Федерации? Перечислите их. 

(9 глав)

Глава 1. Основы конституционного строя

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Глава 3. Федеративное устройство

Глава 4. Президент РФ

Глава 5. Федеральное Собрание

Глава 6. Правительство РФ

Глава 7. Судебная власть

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции)

3. Сколько разделов в Конституции Российской Федерации?

(два раздела)

4. Когда была принята последняя Конституция РФ?

  1. в 1977г.
  2. в 1917г.
  3. в 1922г.
  4. в 1993г.
    (1993г)

5. Почему Алексадр II не принял проек конституционных преобразований к ограничению самодержавия.

(1 марта 1881 г он был убит в результате террористического акта)

6. Какой документ был принят Николаем II и фоктифактически стал первой российской конституцией?

(17 октября 1905 г)

7. Кто пошёл на перекор решению императора и желал насильно произвести конституционные преобразования (упразднить самодержавную власть, отменить крепостое право и уравнять все сосвия в правах)?

(декабриты)

8. Сколько конституций СССР были приняты за историю его существования?

(3)

9. Сколько конституций РСФСР были приняты за историю  существования этой республики?

(4)

10. Кто убедил Александра III в том, что конституция принесёт «смуту» в Российскую империю, а демократия-это наихудшая идея для осуществления власти.
(главный идеолог контрреформ Александра III, его наставник Константин Петрович Победоносцев)  

11. Как переводится с латинского языка слово «конституция»?

  1. объединение, союз
  2. соглашение
  3. заявление
  4. устройство

(устройство)

     4 Шаг. Рефлексия(беседа)

Я узнал…

Я понял…

Меня удивило…

Я смог…

Я приобрёл…

Цели и задачи: Формирование представления о важности Конституции как основного закона страны; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, любовь к Родине; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Ведущий 1 Добрый день, юные граждане России! Почему так торжественно и официально, спросите вы? А по-другому быть не может, ведь сегодняшнее мероприятие посвящено важному событию – Дню Конституции Российской Федерации, которое наша страна будет праздновать 12 декабря.

Ведущий 2 Из всех юридических документов наиболее известна широкому кругу граждан Конституция. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция. Конституцией гордятся, на ней клянутся, ею укрепляют государственную власть. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод. Власть утверждает такие формы правления, которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости. Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.

Ведущий 1 12 декабря в нашей стране отмечается памятная дата. Именно этот день в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Конституция, как уже было сказано, это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, основа всего законодательства страны. Как этот закон появился в нашей стране? Какие изменения претерпевала Конституция нашей страны в течение XX века? Проведем краткий экскурс в историю.

Ведущий 2 Конституция России в современном ее понимании ведет свое начало от первых конституций США (1787 г.), Франции (1789, 1791 г.) и Польши (1791 г.). В начале XIX века о Конституции впервые заговорили и в России. Идеи, заложенные в этих документах, оказали непосредственное влияние на «декабристов» Никиты Муравьева, Павла Пестеля и их товарищей, авторов проектов первых демократических Конституций России.

Попытка силой «внедрить» идею Конституции в жизнь российского общества закончилась трагическими  событиями декабря 1825 года. Несколько тысяч сторонников этой идеи были подвергнуты жестокому наказанию, а сама Конституция как необходимый атрибут государства на долгие годы предана проклятиям и забвению. В царской России требования принятия Конституции или даже обсуждение вопроса о необходимости ее наличия в стране сурово наказывались. Такое положение в России сохранялось до первой русской революции 1905 – 1907 годов.

Царский манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Законодательные акты 1905 – 1907 годов фактически учреждали в России конституционный строй.

Ведущий 1 Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов было в режиме октроирования (от французского – даровать, жаловать). Они  даровались «добрым» монархом Николаем II своему «любимому народу». Октроирование российской Конституции было не добровольным, а вынужденным актом. Ее основной целью было погасить революционный пожар и сохранить у руля государства буржуазно-аристократический режим, интересы которого монархии к конституционной монархии не получилось. Это в конечном итоге привело к февральской и октябрьской революциям 1917 года.

Особенность любой Конституции состоит в том, что это есть правовой акт, венчающий победу одной части общества над другой в результате революции или контрреволюции. Конституция закрепляла некое «гражданское согласие» одних классов или групп населения между собой, но одновременно, как правило, исключала из общественной жизни или существенно ограничивала в правах другие классы или категории населения. В эту схему укладываются Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года. Первая была принята после вооруженного захвата власти в 1917 году, а вторая после победы в гражданской войне 1918 – 1922 годов. Эти Конституции закрепляли приоритетные права рабочего класса и крестьянства.

Ведущий 2 В декабре 1936 года была принята очередная Конституция СССР, которая была провозглашена Конституцией победившего социализма.

Конституция 1936 года была в чистом виде «классовой» и защищала интересы рабочих и крестьян. Она декларировала, что «вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице депутатов трудящихся».

Хотя ее 125 статья и гарантировала свободу печати, свободу слова, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, но при этом честно предупреждала, что эти права и свободы гарантируются только в целях укрепления социалистического строя и в интересах трудящихся. В любых других случаях «Власть» не гарантировала своим гражданам никаких прав и свобод.

Совершенно другая участь была уготовлена Конституции СССР образца 1977 года. Основные доводы за принятие новой Конституции сводились к следующему. В СССР построено социалистическое общество, то есть государство развитого социализма. В стране отсутствуют классы антагонисты и появилась новая общность людей – советский народ. Поскольку новое государство построено, нужна новая Конституция. Эта Конституция сохраняла в декларативно-неявном виде различные льготы и преференции для властных структур Коммунистической Партии Советского Союза и ее конкретных представителей.

По Конституции 1977 года КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

Ведущий 1 Конституция так и не смогла разрешить противоречие между декларируемыми принципами общенародного государства и фактической монополией на власть одной партии – КПСС.

Под напором широких народных масс властная элита СССР начала вносить отдельные изменения в Конституцию страны. Менялось все и вся: структуры органов государственной власти, принципы избирательной системы и порядок выборов. Была отменена 6 статья Конституции СССР и фактически вводилась многопартийность. Избран Президент СССР. В конечном итоге это закончилось расколом властной элиты и общества и распадом СССР.

Ныне действующая Конституция России была приняьа 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме.

Ведущий 2 Референдум (от латинского – то, что должно быть сообщено) – форма принятия закона или решения наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

Впервые за историю существования России 12 декабря 1993 года проводился конституционный референдум. Гражданам предстояло оценить проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием.

В референдуме участвовали 58 миллионов 187 тысяч 775 зарегистрированных избирателей; 32 миллиона 937 тысяч 630 – проголосовало за принятие новой Конституции.

Ведущий 1 Конституция отражает современный этап развития общества и государства, совершенствование всей системы социального управления, статус России как субъекта мирового сообщества.

Конституция закрепляет принципиальные основы конституционного строя, служит ориентиром для правотворческой и правоприменительной деятельности органов государства; подтверждает стремление России следовать общепризнанным нормам международного права.

Ведущий 2 Вступлением к Конституции является Преамбула.

Преамбула констатирует прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом РФ, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В Преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть свей конституционной реформы в России. Это:

  • Утверждение прав и свобод человека;
  • Утверждение гражданского мира и согласия с Российской Федерации;
  • Сохранение исторически сложившегося государственного единства;
  • Возрождение суверенной государственности России;
  • Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;
  • Обеспечение благополучия и процветания России.

Чтение Преамбулы:

«Мы многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем Конституцию Российской Федерации»

Конституция состоит из 2-х разделов, 9 глав и 137 статей

Глава 1. Основы конституционного строя

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Глава 3. Федеративное устройство

Глава 4. Президент Российской Федерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Ведущий 1 Гарантом Конституции РФ является Президент РФ.

Государственная власть в РФ разделяется на три ветви – законодательная, исполнительная, судебная.

Законодательным органом в РФ является Федеральное собрание.

Исполнительным органом является Правительство РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

РФ – светское государство. Это значит, церковь отделена от государства.

Высшее выражение власти народа – это референдум и свободные выборы.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Многонациональный народ РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

Ведущий 2 По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.

Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство через полицию и суд. В Конституции отражены наши права: право на образование, на охрану труда, на отдых и на труд. Но кроме прав у граждан России есть и обязанности, например, сохранять и беречь природу, бережно относиться к природным богатствам, нести воинскую обязанность.

Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать не жалея жизни, свое Отечество. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

В веках осталась и по сей день живет добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству.

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос.

Ведущий 1 Ребята, ответьте на несколько вопросов. Как вы считаете

  1. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права?
  1. С рождения
  2. С 14 лет
  3. С 18 лет
  1. Кто несет ответственность за образование ребенка?
  1. Родители
  2. Школа
  3. Органы опеки и попечительства
  1. На какой срок избирается Президент Российской Федерации?
  1. 4 года
  2. 5 лет
  3. 6 лет
  1. С какого возраста гражданин России получает право избирать?
  1. 14 лет
  2. 16 лет
  3. 18 лет
  1. Какой субъект Российской Федерации имеет собственную Конституцию?
  1. Область
  2. Республика
  3. Автономный округ
  4. Край
  1. На какой срок избирается Государственная Дума Российской Федерации?
  1. 4 года
  2. 5 лет
  3. 6 лет
  1. Кто может временно исполнять обязанности Президента Российской Федерации?
  1. Председатель Правительства Российской Федерации
  2. Председатель Государственной Думы
  3. Председатель Совета Федерации
  1. Кто назначает выборы Государственной Думы?
  1. Председатель Государственной Думы
  2. Председатель Правительства Российской Федерации
  3. Председатель Конституционного Суда
  4. Президент Российской Федерации
  1. Судьей, согласно Конституции РФ, могут быть граждане, достигшие
  1. 18 лет
  2. 21 года
  3. 25 лет
  1.  Конституция РФ была принята
  1. Государственной Думой Российской Федерации
  2. На всенародном референдуме
  3. Конституционным Судом Российской Федерации
  1.  Какие виды нормативно-правовых актов издает Правительство Российской Федерации?
  1. Указы
  2. Постановления и распоряжения
  3. Федеральные законы
  1.  Что является высшей ценностью в Российской Федерации согласно Конституции?
  1. Федеральные законы
  2. Человек, его права и свободы
  3. Суверенитет страны
  4. Природные ресурсы
  1.  Все граждане России равны перед:
  1. Законом и судом
  2. Государственной Думой Российской Федерации
  3. Президентом Российской Федерации
  1.  Суверенитет Российской Федерации распространяется на:
  1. Всю территорию страны
  2. Ближнее зарубежье
  3. Территорию Тамбовской области
  1.  Какого субъекта нет в составе Российской Федерации?
  1. Автономного края
  2. Республики
  3. Области
  4. Автономной области
  5. Края
  6. Города федерального значения
  7. Автономного округа
  1.  Что, согласно Конституции, не включает в себя территория Российской Федерации?
  1. Территория ее субъектов
  2. Внутренние воды и внутреннее море
  3. Космическое пространство над ней
  4. Воздушное пространство над ней
  1.  Какой из населенных пунктов Российской Федерации является городом федерального значения?
  1. Сочи
  2. Калининград
  3. Санкт-Петерберг
  4. Новосибирск
  1.  Что не входит в обязанности Президента Российской Федерации?
  1. Издание указов и распоряжений
  2. Решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища
  3. Назначение референдума
  4. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
  5. Подписание федеральных законов

          (Дети отвечают на вопросы)

Ведущий 2 Наравне с правами и свободами у гражданина Российской Федерации есть и обязанности, они отражены в нескольких статьях Конституции. Вам их нужно перечислить. В качестве подсказки вы получите восемь ключевых слов, их ровно столько, сколько обязанностей у гражданина России, согласно Конституции РФ.

(Раздаются карточки с ключевыми словами. Дети определяют, к какому из пунктов они подходят)

  1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ.
  2. Уважение прав и свобод других лиц.
  3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.
  4. Получение основного общего образования.
  5. Забота о памятниках истории и культуры.
  6. Уплата налогов и сборов.
  7. Охрана природы и окружающей среды.
  8. Защита Отечества.

Вы сформулировали правильно ____________ обязанностей гражданина.

Ведущий 1 Ребята, назовите главные символы любого государства.

(Дети отвечают). (герб, гимн, флаг)

Вы знаете, в какой статье Конституции говорится о символах Российской Федерации? (Дети отвечают). (статья 70).

 Цвета российского флага выбраны не случайно. Что они означают? (Дети отвечают). (белый цвет – откровенность, благородство, совершенство; синий – верность и честность; красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость).

Герб России – двуглавый орел. Что он символизирует? (Дети отвечают). (Орел – символ вечности России, глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец – символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов).

В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъеме флага и во время спортивных соревнований исполняется гимн – торжественная песня или мелодия. Кто является авторами современного гимна России? (Дети отвечают). (Стихи написал Сергей Михалков, музыку – Александр Александров).

Ведущий 2 Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи, проведем игру «Брейн-ринг».

Первое задание – это блиц-вопросы по Конституции РФ.

  1. Когда отмечается День Конституции? (12 декабря)
  2. Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
  3. Кто является главой Российского государства и гарантом Конституции РФ? (Президент РФ)
  4. Носитель суверенитета и единственный источник власти а России? (Народ)
  5. Кто несет ответственность за образование ребенка? (Родители)
  6. Назовите столицу России (Москва)
  7. Можно ли не находясь в России, но, являясь ее гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
  8. Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства)
  9. Назовите государственный язык нашей страны (Русский)
  10. Как называется основной закон РФ? (Конституция)

Второе задание называется «Да! Нет!»

Я зачитываю вопрос и если это в пользу человека – вы говорите: «Да!»

Если это противоречит закону, вы говорите: «Нет!»

  • Россия наша страна? (Да!)
  • Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (Да!)
  • Можно ли человека обращать в рабство? (Нет!)
  • Можно ли относиться к человеку жестоко? (Нет!)
  • Защищен ли человек законом? (Да!)
  • Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? (Да!)
  • Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (Нет!)
  • Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? (Да!)
  • Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? (Да!)
  • Может ли человек владеть имуществом? (Да!)
  • Имеет ли человек право на социальное обеспечение? (Да!)
  • Можно ли запретить свободный выбор труда? (Нет!)
  • Защищает ли закон материнство и детство? (Да!)

              Третье задание «Сказка ложь, да в ней намек…»

  1. Сказка В. Гаршина «Лягушка – путешественница». каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

(Право на свободу передвижения)

  1. Сказка Ш. Перро «Золушка». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

(Право на отдых)

А теперь задание немного меняется. Вы должны отгадать сказку по описанию.

  1. В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросенка»)
  2. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? (Право на неприкосновенность жилища)

Четвертое задание. «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

  1. Новый год     23 февраля
  2. Праздник Весны и Труда     1 января
  3. День защитников Отечества     9 мая
  4. Рождество Христово     1 мая
  5. День Победы     4 ноября
  6. День народного единства     7 января
  7. День независимости России     8 марта
  8. Международный женский день     12 июня

(Дети отвечают и выполняют задания)

Ведущий 2 Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы прекрасно справились. Давайте поздравим друг друга аплодисментами!

Список использованной литературы :

  1. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.- Ростов – на – Дону : ООО «Принт – СЕРВИС», 2012.- 42с.- Текст : непосредственный
  2. Конституционное право Российской Федерации : Учебник для учреждений среднего профессионального образования / Под ред. к. ю. н., проф. Ю. Д. Казанчева. – Москва : Норма, 2004.- 352с.-(Ab ovo).- Текст : непосредственный
  3. Окуньков, Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика / Л. А. Окуньков.- Москва : Издательская группа ИНФРА * НОРМА, 1996.- 240с.- Текст : непосредственный
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании».- Москва : Проспект, 2011.- 112с.- Текст : непосредственный
  5. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. д. ю. н., проф. Ф. М. Рудинского. Первое издание – Волгоград: ВА МВД России, 2004. Второе издание – Москва: ЗАО              « ТФ МИР», 2006.-478с.- Текст : непосредственный
  6. Пластинина, Н. В. Где искать защиту, если ваши права нарушены? Подробные адреса и телефоны тех, кто обязан вам помочь / Н. В. Пластинина.- Москва: Эксмо, 2010.- 272с.- (Советы опытных людей).- Текст : непосредственный
  7. Декларация прав и свобод человека и гражданина.- Москва: КНОРУС, 2011.- 16с.- Текст : непосредственный
  8. Иванов, Г. И. Права человека: Учебное пособие / Г. И. Иванов; Под ред. М. Ф. Чудакова.- Москва: Издательство деловой и учебной литературы, 2004.- 352с.- Текст : непосредственный
  9. Государственные символы и награды Российской Федерации / Авт. – сост. Ю. Л. Кушер.- Москва: «Книжная палата», 1999.- 272с.- Текст : непосредственный
  10. Голованова, М. П., Шергин, В. С. Государственные символы России: Науч. – поп. изд. для детей / М. П. Голованова, В. С. Шергин; Ил. Р. И. Маланичева, О. К. Пархаева, А. Н. Позиненко.- Москва: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005.- 160с. Текст : непосредственный
  11. Никитин, А. Ф. Конституционное право. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика. 9 класс».- Москва: Дрофа, 2010.- 96с.- Текст : непосредственный
  12. Шитнис, В. Л. Тернистый путь Российской Конституции // Государство и право.- 1997.- №12.- с. 62-73.- Текст : непосредственный

Цель: формирование основ правовой и политической культуры, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей Конституции России;

  • принятия Конституций в Российском государстве.

Оборудование: книжная выставка, портреты Путина В. В., Ельцина Б. Н.,

слайды.

Ежегодно 12 декабря в нашей стране отмечается День Конституции.

Вопрос: Что означает Конституция? (ответы детей)

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство.

Конституция – это  самый главный политический и правовой документ государства.

Конституция -– свод основных законов.

Конституция – это документ прямого действия в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой (юридической конечно), которой должно подчиняться все законодательство нашей страны.

Она одинаково применяется даже в самых отдаленных  уголках нашей большой Родины.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Впервые конституционной мысли в Русском государстве прослеживаются во времёна Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха XII в., в Судебниках Ивана III (1497 г.) и  Ивана IV (1550 г). Адмирал Ф.Ф. Ушакова 1799 г. составил Конституцию  для жителей Ионических островов; XIX в. существовал проект конституций Н.М. Муравьёва и П.И. Пестеля.
В истории Российской Федерации XX в. насчитывается 5 Конституций – 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1977 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 20 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло новый этап в истории развития государства.

Первые четыре Конституции РСФСР были советскими социалистическими конституциями. Несмотря на некоторые отличия, они предполагали определённую преемственность, отражающую сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, их классовый характер и выступали как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли.

Конституция РСФСР 1918 года

Первая Конституция государства Российского была принята вскоре после Октябрьской социалистической революции, 10 июля 1918 г. на V Всероссийском Съезде Советов. Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа.
Особенности Конституции 1918 г. характеризуют её как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя.

Конституция РСФСР 1925 года

В декабре 1922 г. РСФСР объединилась с тремя советскими социалистическими республиками – УССР (Украиной), БССР (Белоруссией) и ЗСФСР (Закавказьем), что и стало причиной принятия в 1924 г. Конституции СССР, а в 1925 г. Конституции РСФСР. Первая закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».
Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г., утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

Конституция РСФСР 1937 года

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г., что объяснялось необходимостью обновления всей конституционной системы Союза в связи с переходом страны на новый этап своего развития, ознаменовавшийся построением основ социализма.

1.Конституция впервые закрепила принцип равноправия  «независимо от их национальности и расы».
2. Впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, было закреплено право на труд. Гарантировались и политические права «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

3. За коммунистической партией (ВКП(б)) закреплялась руководящая роль.

Конституция РСФСР 1978 года

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а на её основе, в 1978 г., Конституция РСФСР.
На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.
В связи с этим Конституция РСФСР 1978 г. в последние годы своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным, революционным образом.

Впервые 10 лет, до начала «перестройки», вся конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР, характеризовалась следующими чертами:

  1. Конституция отражала новый этап жизни советского общества – этап «развитого социализма», что означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство.

  2. Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

  3. Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

Начавшийся процесс перестройки и демократизации всех сторон жизни общества был ознаменован законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР», принятым в 1989 г.

Конституция РФ 1993 года

12 декабря 1993 года путём всенародного голосования была принята новая Конституция, которая стала началом нового этапа конституционного развития страны.

Россия провозглашалась демократическим федеративным светским правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и источником власти является многонациональный народ.

Важным в Конституции РФ 1993 г. является положение об особой защите системы государственной власти. Никто не может присваивать власть  в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Впервые закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.
По сравнению с предшествующими российскими конституциями, Конституция 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина.. Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет пыток, насилия, защита частной жизни и др.
Конституция 1993 г. содержит ряд важных положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации.

Народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в

Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства.

Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации.

В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин. Он избирается на этот пост второй раз. Это второй Президент России. Первым был Борис Николаевич Ельцин.
(Ученикам показываются портреты Путина В. В., Ельцина Б. Н.)

Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот Правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране.

Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. “Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет”.

авторы: ​Сергей Сергеевич Чекандин , учитель истории, истории, обществознания, г. Санкт-Петербург

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Интеллектуальная игра «День Конституции» посвящённая Дню Конституции Российской Федерации России. Форма организации — игра по станциям, на которых команды участников выполняют различные задания и соревнуются в знаниях по основам конституционного права и граждановедения.

Цель: привлечь внимание и повысить интерес школьников к основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.

Задачи:

  • повысить гражданско-правовую культуру учащихся;
  • создать условия для самореализации знаний, умений и навыков школьников по Конституции РФ, правовым основам российского законодательства;
  • активизировать гражданскую позицию подростков в общественной жизни и созидании современного гражданского российского общества.

Классы: 5 – 11.

Количество участников: команды по 5 – 7 представителей от каждого класса.

Условия организации и проведения:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • наличие современных технических средств и наглядности.

Необходимое техническое оборудование: проектор; ПК учителя; раздаточный материал, карандаши, фломастеры, ватман, фиксирующий материал.

Формы деятельности: соревнование по станциям (коллективная; парная; индивидуальная).

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявление устойчивого интереса к законодательной профессиональной деятельности депутатского корпуса РФ; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
  • Предметные: гражданско – правовое просвещение школьников; развитие у подростков гражданских компетенций: знаний, навыков коммуникации, толерантности, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап.

1.1. К игре каждой команде необходимо подготовить:

  • название команды в соответствии с темой игры «День Конституции»;
  • краткий девиз или слоган-приветствие от команды;
  • отличительный элемент одежды;

1.2. В целях контроля за качеством выполнения заданий, объективного выявления победителей игры из числа учителей истории и обществознания формируется группа «экспертов». На каждом этапе находится эксперт, который осуществляет справедливое судейство и фиксирует результаты команд.

2. Содержание интеллектуальной игры «День Конституции».

Интеллектуальная игра проводится в форме игры по станциям, на которых команды выполняют тематические познавательные задания.

2.1. Общее построение команд: командиры сдают группе «экспертов» рапорты о готовности команд, приветствие каждой команды (презентация названия и слогана). Организаторы мероприятия поздравляют участников с праздником, сообщают правилах поведения участников в игре и об условиях игры:

  • На каждом этапе команд получает баллы в зависимости от выполнения задания (от 1 до 15 баллов, в зависимости от этапа). Максимальное время работы на этапах 10 минут. За превышение контрольного времени команде начисляются штрафные баллы;
  • Команде могут быть сняты баллы за нарушение правил поведения участников в игре.

После этого каждая команда получает маршрутный лист и ленточки триколора с цветами флага РФ на каждого члена команды.

2.2. Этапы (станции) реализации интеллектуальной игры «День Конституции»:

  • 1-й этап – «У детей есть право!» (команда просматривает видеоролик «У детей есть право!» и выполняет задание, предложенное экспертами [Приложение 1]). За выполнение задания команде дается от 1 до 12 баллов. Максимальная сумма: 12 баллов;
  • 2-й этап – «Права в ребусах» (команда разгадывает ребусы, предложенные в презентации [Приложение 2]). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
  • 3-й этап – «Работаем с Конституцией!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 3], при этом используя в работе Конституцию РФ) За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 4-й этап – «Из истории российского флага» (команда выполняет задания, предложенные экспертами составляют интеллект-карту используя ватман, фиксирующий материал и дидактические материалы [Приложение 4], в завершении демонстрируя её экспертам). За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 5-й этап – «Права литературных героев» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 5]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 6-й этап – «Дню Конституции посвящается!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 6]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 7-й этап – «На чьей стороне закон?» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 7]. За выполнение задания команде дается от 1 до 8 баллов. Максимальная сумма: 8 баллов.
  • 8-й финальный этап – Интеллектуальный блицтурнир по основам конституционного права. (Команды одновременно отвечают на вопросы экспертов. Бал за правильный ответ получает та команда, которая даёт правильный ответ быстрее других [Приложение 8]. За правильный ответ команде даётся 1 балл. Максимальная сумма: 15 баллов. После окончания блицтурнира команде демонстрируется видео «Смешарики. Азбука прав ребёнка» и предлагается составить «СИНКВЕЙН» [Приложение 8] анализируя своё участие в игре.

2.3. Общее построение команд: подведение итогов выступления команд экспертами, награждение, фотографирование. Команды, занявшие 1,2,3 места, определяются жюри по сумме набранных баллов по итогам всех этапов игры. Пока эксперт подводят итоги, среди команд проводится заключительный этап анализа и рефлексии.

Правила поведения участников в игре.

  • Игроки должны соблюдать правила техники безопасности и правила передвижения по территории центра.
  • Участники команды должны соблюдать правила работы в группе: доброжелательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению товарищей, взаимопомощь, поддержка.
  • Запрещается срывать, маскировать, менять расположение заданий для других команд. За невыполнение этого пункта команда дисквалифицируется.
  • В случае необходимости команда обращается за первой помощью в медицинский пункт в 4 корпусе школы.

                                                               Сценарий День конституции РФ

 «Наш
дом -Россия»

1й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий: Добрый день,
всем, кто собрался в этом зале! Сегодня у нас праздник, который посвящен нашей
Родине.

 (Звучит тихо музыка «Как упоительны в России вечера»)

Вед. 1: Гадали древние,

На
чем стоит земля?

На
чьих плечах покоятся веками

Ее
озера, города и камни.

Вед.
2:

Рубахи древних были солоны,

А
руки зачерствели от мозолей

Отстаивая
мир своей земли

Народ
Руси жить не умел в неволе.

Вед.
1:

Вставали над землею купола,

Колокола
звонили, славя бога

Русь,
защищая от врага,

Как
мать родную все беречь готовы.

Песня «С чего начинается Родина?»

Вед.
2:

«Россия. Какое  красивое слово!

И
роса и синее что-то…»  Так писал Сергей Есенин.

Вед.1: Родина…,
Россия…Край, где мы  родились и живем.  Это  наш общий большой дом.

Вед.
2:

Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи,
реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные – это наша страна, наша
Родина.

Вед.
1:

Родина-это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Это
большие города  и деревеньки в 10 домов.

Вед.
2:

А еще: Родина подобна огромному дереву, на котором каждый листик — это  вклад
людей  в процветание страны.

Вед.1: Но каждое дерево
имеет корни. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет
назад. Это наша история.

1й ведущий: 12 декабря – знаменательная дата для
России. Это официальный и национальный праздник, именуемый днем Конституции
Российской Федерации . Именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году
была принята Конституция РФ. Этот праздник -замечательный повод задуматься о
себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране -России!                                         

Мы честь отчизны
охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная
страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

2-й ведущий: День Конституции Российской Федерации – это не просто
официальный праздник, но и памятный день принятия документа, благодаря которому
сегодня мы с гордостью называем себя россиянами, можем трудиться, мечтать и
жить свободно и справедливо.

1й ведущий: Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

2й ведущий: 

Здесь
раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

1й ведущий: Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря – 
Защищать и любить землю эту.

Вед.
1:

Любовь к Родине-России, гордость ее историей воплотились в символах. Слово
учащимся 10-11 классов.

Учащиеся 10-11 класса.

1. Гимн – это слово
греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых,
наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ
государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

2. Гимн звучит на
международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных
праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных
соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна,
который звучит по радио.

3. Его исполнение
сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают
головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна
другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

4:  Гимн:  Это
торжественная песнь России. В ней —  восхищение красотой, гордость, её историей.

 Прошу всех встать.

Исполняется
“Гимн”

1:Герб: В нем 
запечатлена история России, ее надежды, гордость. Герб – это такой
государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства,
можно его читать, разгадывая символы.

2.На щите изображен
двугла­вый орел, взгляды которого обращены к двум частям света — Европе и Азии.
Орел — символ власти. Над головами орла — три короны, две ма­лые и одна большая;
они соединены лентой — это символизирует кровное братство и единую историю трёх
восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

3. На груди орла
помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий
Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему
победить змея.

1:Флаг: Ему отдают
воинские чести и чтят как святыню.

2:  Горделиво над
страною реет флаг родной Земли,

Триколор
моей России, знак свободы и любви.

Поднимают
гордо флаги в океанах корабли,

Чтобы
знали все, откуда эти гости приплыли.

И в
Кремле, и в каждой школе три могучих полосы,

Возрождая
ценность наций, единения мотив.

Благородство,
честность, смелость охраняют наш покой,

Пусть
же будет вечным крепость этой ценности родной.

3: Цвету флага
придается особый смысл.

Белый
цвет означает мир и чистоту совести;

Синий
– небо, верность и правду;

Красный
– огонь и отвагу.

Эти
цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали
затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

1: Ты гордость наша
и слава,

Трёхцветный
российский флаг.

Крепнет
наша держава,

Врагов
превращая в прах.

Живи
и цвети Россия.

Пусть
будет неведом страх,

А
души твои босые

Прикроет
российский флаг.

И
гордость волною нахлынет.

В
веселье, в труде и в бою

Страна
над собою поднимет

Святую
трёхцветность свою.

Танец
11 класса.

Ведущий: 1

Россия –
многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23
народа численностью свыше 400.000 каждый.

Ведущий 2

 Это русские,
татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы, аварцы,
казахи, удмурты , азербайджанцы, марийцы, немцы, кабардинцы, осетины, даргинцы,
буряты, якуты, кумыки , ингуши , лезгины и многие другие нации.

Ведущий1

    
 
Сколько
нас нерусских у России

И татарских и иных
кровей

Имена, носящих не
простые

Но простых
российских сыновей!

Любим мы края свои
родные

И вовек — ни
завтра, ни сейчас

Отделить нельзя
нас от России

Родина немыслима
без нас

Вед.
2

В
России всегда дружили и уважали друг друга: русский и мордвин, чуваш и
татарин,  и   у  каждого народа есть свои традиции, своя национальная культура,
свои песни и танцы.

Ведущий
1:
Сегодня
мы приглашаем вас совершить уникальное путешествие в различные уголки нашей
необъятной Родины, узнать как можно больше о народах и народностей, населяющих
её, познакомиться с людьми разных национальностей.


Ведущий
-2:

Вольница Донская, казаков станицы 
Маревом ложится по степи туман 
А в степях привольных не смолкают птицы 
И прохлада Дона манит к берегам 

Музыка
звучит тихо

Ведущий -1: Как
над Тихим Доном, солнышко всходило 
Желто-белым кругом , озаряя гладь 
Как по всей России , казаки лихие 
Встали свою землю вместе защищать!

Ведущий-2:Учащиеся 6 класса
представляют нам культуру казаков.

 (Выступление
6-х классов)

Ведущий
-2:
На
просторах России

Много
разных народов живет. 
Все народы, как братья равны, 
Всем народам – любовь и почет. 

Музыка
звучит тихо

Ведущий 1: Татары один из
древнейших народов России. А познакомят нас с культурой этого народа учащиеся
5-х классов.

Выступление
5 класса (татары)

Ведущий
-2

В
борьбе за волю были мы едины,

И
труд, и дом наш вместе бережем,

И в
дни торжеств, и в бедствия годины

Едины
мы, плечом к плечу идем.

Музыка
звучит тихо

Ведущий
-1:
Хвала
тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой-сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия
Пока живет Чувашия в тебе.

Ведущий
-2.
А
про обряды, обычаи наших чувашей расскажет учащиеся 8 класса.

(Выступление  8 класса(чуваши)

Ведущий-
1

Дружба
народов — бескрайний простор,

Мир
и согласие, девичий хор,
Звонкая песнь чабана молодого,
Сад, виноград возле дома родного.

Ведущий-
2
А
ты про кого сейчас…?

Музыка
звучит тихо

Ведущий-
1.
Дагестанский
народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира,поправу гордится
своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой
литературой, искусством и музыкальной культурой.

Ведущий
2:
Ученики
9 Б класса представляют нам культуру Дагестана.

(Выступление 9Б класса(дагестанцы)

Ведущий-1:Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Придержи свою гордость и прыть,

Уважай его возраст седой –

У адыгов обычай
такой.

Музыка
звучит тихо

Ведущий-2:Если гость постучит у двери,

Гостю сердце свое отвори,

И полдома на время отдай,

И четлибжем его
угощай,

И пои ключевою водой –

У адыгов обычай
такой.

 Ведущий
-2:
А
про обряды, обычаи адыгейского народа расскажет 7 класс.

Выступление
7 класса

Ведущий-1:Отечества нам сладок запах дыма,

Родной души незримая краса,

Народов наших дружба нерушима,

Как наши земли, наши небеса.

Музыка
звучит тихо

Ведущий 2:Мы продолжаем
путешествие по нашей необъятной Родине и турецкую  нацию представляют учащиеся
9а класса.

 (Выступление 9 А класса)

Ведущий
1:

Я
люблю тебя, Россия!      

Я
хочу чтоб ты цвела!

Вед. 1 И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
— Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Ведущий 2: Наша страна велика и прекрасна, можно путешествовать по ней
долгие годы и все равно, останется немало потаенных уголков, каждый из которых
– один такой на свете… А мир, порядок, стабильность и равность прав на наших
просторах, гарантирует Конституция Российской Федерации, праздник которой мы
сегодня отмечаем!

Песню
«Мы вместе»  исполняет сводный хор школы.
 

Ведущий 1: В День
Конституции РФ мы поздравляем вас и хотим пожелать всегда быть горячим
патриотом своей страны, всегда любить ее, помнить и уважать!

Ведущий
2:
  На этом наш праздничный
концерт завершен. До свидания!  До новых  встреч!

Мы честь отчизны
охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная
страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий известные люди
  • Сценарий игровой программы разноцветные ладошки
  • Сценарий казачьей свадьбы сценка
  • Сценарий история колледжа
  • Сценарий интерактивной программы ко дню матери