Не только отчеты и планы
По данным опроса McKinsey, почти две трети опрошенных сотрудников американских компаний задумались из-за COVID-19 о своей цели в жизни. Еще половина отметила, что переоценивают в связи с этим свою работу. Выбирают не только компании, но и люди.
В исследовании есть еще один любопытный момент. Когда задали вопрос про то, достигают ли сотрудники своей цели в ежедневной работе, разрыв между высшим руководством и рядовыми сотрудниками был ошеломительный — 85% и 15% соответственно.
Для компаний это настоящий вызов. И если руководитель хочет удержать талантливых сотрудников, он должен создавать условия, понимать, чего хотят члены команды, какой хотят и на самом деле видят свою работу и так далее.
Подведение итогов года — это возможность получить такую обратную связь. Годовой отчет о проделанной работе — это понятный и привычный подход. За рамки которого, к сожалению, многие не идут. В это же время, уделив в команде внимание совместной рефлексии, можно провести более глубокий анализ не только результатов, но и процессов, а также укрепить отношения в коллективе.
Почему это работает?
Неочевидная ценность
Без рефлексии невозможно обучение и изменения. Есть исследования, говорящие, что только сознательное размышление над опытом ведет к обучению (Loughran, J. John, 2002), а уделение внимания практическим ценностям и концепциям, которые определяют повседневные действия… — к инсайтам в развитии (Bolton, Gillie, 2010).
Сам процесс подведения итогов, обмен разными видениями, как люди воспринимают прошедший год, его процессы и результаты, имеет психологические эффекты в виде сплочения команды, сближения людей, лучшего взаимопонимания друг друга и сопоставления своих личных целей и ценностей и командных, своего личного и командного прогресса.
Что это дает:
- Рефлексию ценностей, которые вели коллектив на протяжении года. Узнайте, с чем люди входили в год и с чем выходят. Это приводит к инсайтам в развитии и к тому, что люди лучше учатся. А значит в будущем более осознанно выстраивают свою траекторию работы и профессионального роста.
- Рефлексию своего вклада в общие процессы. Это на выходе может дать ощущение больше принадлежности к команде и осознавание себя включенным как члена рабочего коллектива.
«Хотели как лучше, а получилось…»
Бессмысленно превращать поведение итогов года в процедуру, которая делается ради галочки. От любой, особенно рефлексивной, практики будет польза, если люди четко понимают, зачем это делается.
Когда вы запрашиваете цифры по итогам квартала или года, цель понятна. А вот в случае с рефлексией про итоги не так очевидно. Поэтому цель нужно проговаривать и обсуждать перед началом.
На какие вопросы можно опереться: «Как будут использоваться результаты?», «На что будет обращаться внимание?», «Как дальше каждый может использовать то, что услышал, для своих личных и рабочих задач?».
Иначе это рискует превратиться в скучное совещание, где «мы достигли и сделали то и то, какие мы замечательные молодцы, похлопаем друг другу!». Не вникая в суть, зачем это делается, не слыша индивидуальные истории, люди просто будут сидеть и ждать, когда это все закончится и можно будет вернуться к делам.
Кроме того, точно не стоит совмещать поведение итогов года с другими форматами. Например, корпоративом, куда сотрудники пришли отдохнуть. Все-таки рефлексия — это отдельная работа, требующая специальных условий. Не надо делать это на ходу, выделив 10 минут в перерыве.
Рефлексивная работа — это усилие, для которой нужно выделить специальное время, чтобы люди не спешили, не отвлекались и могли сфокусироваться и погрузиться в воспоминания такого большого периода, как год жизни.
Вместо события — процесс
Продуктивный подход к подведению итогов года — анализ процесса.
Все и так анализируют результаты. Это не ускользает от внимания.
Но если хочется сделать более содержательные выводы и опираться на них в дальнейшем, например, при планировании следующего года, определении направлений развития команды, отдельных профессиональных целей сотрудников, мы должны отрефлексировать различные аспекты командного взаимодействия и организационных процессов, а также ощущений людей в этих процессах.
Что нужно сделать: выделить сферы, из которых складывается рабочая жизнь, и какие из сфер взаимодействия хочется отрефлексировать.
Например:
- Процесс организации работы над задачами;
- Как складываются отношения внутри команды;
- Личная мотивация и удовлетворенность работой;
- Сильные стороны и зоны роста каждого члена команды.
Выбор этих аспектов зависит от приоритетов, которые видит руководитель и команда в целом. Что кажется важным или что кажется «запавшим», чему уделялось наименьшее внимание в текущем году и что хочется подсветить.
Нужно понимать, что все охватить невозможно. Чем больше людей и чем больше сфер, тем дольше будет идти сам процесс рефлексии. Если время ограничено, сфокусируйтесь на 1-2 сферах (например, коммуникация и командные процессы) и детально поговорите с людьми про это.
Здесь можно обсудить следующие вопросы:
- Насколько было комфортно в командном взаимодействии? Горизонтальных и вертикальных отношениях?
- Чувствуют ли люди себя безопасно?
- Могут ли задавать вопросы своим руководителям, когда они возникают или бывали ситуации, в которых сотрудники хотели бы задать вопрос, но не решились это сделать?
- Видят ли они факторы, которые способствуют выполнению рабочих задач?
- А какие, наоборот, препятствуют?
- Что помогает успеху, а что ведет к провалам, с точки зрения команды? С кем складываются наиболее близкие и сплоченные отношения? Чувствует ли человек себя частью единого коллектива?
Если хочется больше поговорить про личностные факторы, можно спросить:
- Про мотивацию и каким ценностям за прошедший год соответствовала работа в компании;
- Насколько человек удовлетворен работой и собой;
- Какие возможности он для себя увидел в этом году;
- Какими воспользовался, а какими — не смог;
- Какие просто не возникли, чего не хватило.
Таким образом, руководитель может составить более полную картину, как люди видят и чувствуют, как проживают это изнутри. Обмен такой рефлексией позволяет самим сотрудникам лучше понимать, как одни и те же ситуации видятся со стороны другими людьми. За счет этого могут укрепляться связи внутри команды.
И еще несколько практических рекомендаций.
Практика 1: «3 главных события»
Реквизит: стикеры, ручки
Эта практика позволяет увидеть за рамками индивидуальных представлений, что было успехом для команды и почему. Поделиться и отпраздновать совместные успехи — очень способствует укреплению ощущения командности. Также в этой практике можно увидеть и дать пространство разочарованиям, которые неизбежно могли быть в течение года, и которые не были до конца озвучены.
Выделите 10 минут и пусть каждый человек напишет на стикерах 3 самых значимых для него события года, связанных с работой.
Затем каждому члену команды дается слово, где он рассказывает, почему это событие стало значимым лично для него. С какими его ценностями и целями оно связано, что помогло понять и открыть в себе или в других людях. После чего другие члены команды могут дать свой отклик: какие чувства и мысли вызвал этот рассказ. Важно не давать оценки, а делиться только тем, что вызвало резонанс.
Практика 2: «Благодарность»
Реквизит: ящик или коробка
Многочисленные исследования показывают, что практика благодарности имеет множество позитивных эффектов как для отдельных людей, так и для групп. В частности, усиливает просоциальное поведение, укрепляет отношения, улучшает эффективность работы и удовлетворенность ею.
Поэтому можно в конце года выполнить простое упражнение: каждый член команды говорит другому, за что он благодарен в прошедшем году. Если место позволяет, можно сформировать два круга — внутренний, которой остается неподвижным, и внешний, который передвигается по часовой стрелке на 1 человека. На каждую пару дается 1-2 минуты.
Если же уровень доверия в команде не настолько высок, чтобы делать это публично, можно устроить «ящик благодарностей», куда люди в течение недели могут складывать записки или открытки с благодарностью друг другу.
Практика 3: «Заметить изменения»
Реквизит: листы, ручки
Задать вопросы себе: «В чем я продвинулся в этом году» и «Чем я готов/хочу делиться?».
Напишите список, чему вы научились за год — новому или просто стали понимать или делать лучше, чем в начале года. Обратите внимание не только на hard skills, но и на soft skills. Может быть, вы стали легче выстраивать отношения с коллегами, приобрели друзей на работе, а может, научились лучше управлять своим временем и поддерживать work-life баланс.
Следующий вопрос — как это сказалось на ваших рабочих результатах, самоощущениях, жизни в целом?
И последний, чем из «приобретенного» вы хотели бы поделиться? Расскажите коллегам, с какими вопросами они могут к вам обращаться, о какой помощи просить.
Итоги года — 2021 на RB.RU
Фото на обложке: Shutterstock / Prostock-studio
Итоги года подводит сценарий новогодней церемонии награждения, которая предполагает чествование лучших работников на уровне районной или областной власти.
Сценарий церемонии награждения открывает ведущий, делает вводную, объявляет новогоднее поздравление руководителя. Затем проводится церемония награждения. Мероприятие проводится в канун нового года, поэтому здесь вводятся и новогодние поздравления лучших работников Деда Мороза и Снегурочки, после чего, праздник продолжает новогодняя концертная программа, она завершает сценарий чествования победителей трудового соперничества в отрасли растениеводства за год.
Материал распространять на других ресурсах нельзя, запрещено автором, разрешено к постановке на местах. Сценарий новогодней церемонии награждения вы можете бесплатно скачать нажав на соответствующую кнопку внизу страницы.
Сценарий новогодней церемонии награждения «Спасибо за труд»
Ведущий: Добрый день, дорогие участники нашего торжественного и праздничного мероприятия! Подходит к своему логическому завершению год, и в преддверии Нового, хочется сказать о том, что уходящий год был весьма насыщенным и плодотворным. Отрадно, что наш район достиг немалых успехов в различных направлениях: экономике, социальной сфере, в сельском хозяйстве, спорте. И сегодня мы рады приветствовать в нашем зале тех, кто по праву заслужил наше уважение и благодарность за свой честный и благородный труд!
Слово для поздравления предоставляется главе администрации района.
- Обращение главы района
Церемония награждения
Сегодня в соответствии с Законом области «О поощрительных выплатах работникам сельского хозяйства», мы отдаём дань уважения труженикам отрасли растениеводства Данковского района, которые достойно выполнили условия областного трудового соперничества за 2016 год. И сегодня мы награждаем победителей под ваши дружные аплодисменты.
В номинации «Механизаторы на севе яровых и озимых»…
- Называются Фамилия имя и отчество номинантов, награждаемые проходят под музыкальный фон за наградой к проводящим церемонию награждения.
В номинации «Механизаторы на обработке ядохимикатами посевов сельскохозяйственных культур прицепным опрыскивателем шириной захвата до 25 метров»…
- Называются Фамилия имя и отчество номинантов, награждаемые проходят под музыкальный фон за наградой к проводящим церемонию награждения.
В номинации «Звено по выращиванию овощей защищённого грунта» – за наивысшую урожайность овощей награждаются…
- Называются Фамилия имя и отчество номинантов, награждаемые проходят под музыкальный фон за наградой к проводящим церемонию награждения.
Дорогие друзья! Сегодня в преддверии Нового года мы подводим итоги конкурса на лучшее оформление сельского поселения, жилых домов, торговых, промышленных образовательных и других учреждений и предприятий, расположенных на территории сельских поселений района к празднованию Нового года.
Участники соревновались в нескольких номинациях: «Лучшее оформление сельского поселения», «Лучшее оформление жилого дома», «Лучшее оформление торговых, промышленных образовательных и других учреждений и предприятий, расположенных на территории сельских поселений района. Места распределились так:
- Называются Фамилия имя и отчество номинантов, награждаемые проходят под музыкальный фон за наградой к проводящим церемонию награждения.
В районе развиваются многие виды спорта, но самым массовым из них является футбол. Для оказания финансовой поддержки футбола в районе создан Попечительский Совет, членами которого являются руководители предприятий, организаций, председатели фермерских хозяйств, индивидуальные предприниматели.
Финансовые средства Попечительского Совета направляются на приобретение необходимой футбольной экипировки и оборудования.
Благодарственными письмами администрации Данковского района и памятными подарками награждаются члены Попечительского Совета:
- Называются Фамилия имя и отчество номинантов, награждаемые проходят под музыкальный фон за наградой к проводящим церемонию награждения.
Наше мероприятие подводит итоги проделанной работы в канун нового года. Это время невозможно без исполнения желаний и чудесного явления главных праздничных героев, которые уже спешат к вам для поздравления. Давайте позовем Деда Мороза и Снегурочку. (Зовут)
Поздравления Деда Мороза и Снегурочки
Дед Мороз.
Добрый день! Всем хлеба с солью,
Всем богатого здоровья!
Ехал мимо, в этот час,
Захотел поздравить вас.
С новым годом, дорогие,
Вы мне стали, как родные.
Ваш талант и мастерство,
Знают в мире большинство.
Снегурочка.
Мы сердечно поздравляем,
Одного лишь пожелаем,
Всем здоровья на сто лет,
Больше денег, меньше бед.
Счастья, мира, семьям вашим,
Пусть успехи будут краше.
Дед Мороз.
Путь удача к вам придет,
Всем в грядущий новый год!
Приятно быть с таким народом,
ВМЕСТЕ.
Поздравляем с Новым годом!
Спасибо вам за славный труд!
Для вас друзья, сейчас споют!
Концертная программа
Включает в себя несколько номеров солистов, или творческих коллективов.
Ведущий: Наше торжественное предновогоднее мероприятие подошло к концу. Мы еще раз, от души вам желаем успехов, которые делают ярче наши общие дела и достижения. Мира вам и вашим семьям, покоя и благодати тебе, родная земля! Всего вам доброго, до новых встреч!
Счастливого нового года!
© ТЁММИ
Рекомендуем также:
- Сценарий Новый год
- Авторские сценарии праздников
- Сценарии событий и мероприятий
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ
Как подвести итоги года, чтобы это было интересно не только руководителям? Как сделать этот проект качественно и с душой?
В конце года все мы мысленно оглядываемся назад, анализируем успехи и неудачи – одним словом, подводим итоги. Это делают и компании – от небольших стартапов до многотысячных корпораций. Такая традиция позволяет руководству актуализировать цели и задачи, скорректировать стратегию, увидеть общую картину жизни компании, которая обычно скрыта за рутинными задачами, а сотрудникам – оценить их вклад в успех компании.
С чем у вас ассоциируется подведение итогов в компании?
— скучная отчетная презентация с тысячей непонятных показателей и сложных терминов;
— бесконечно длинное выступление генерального директора перед праздничным корпоративом;
— лаконичное обращение руководства с инфографикой и детальным представлением каждого департамента;
— креативные выступления с участием руководителей и ключевых сотрудников.
Уверена, что большинство голосов будет отдано за первый и второй вариант, ведь такова суровая реальность. Чаще всего отчетные мероприятия напоминают выступление на научном симпозиуме, где все участники собрались лишь для того, чтобы прочесть свои доклады: поймут ли другие, о чем речь – совершенно не важно.
Вместе с тем подведение итогов года – это мощный инструмент в руках внутренних коммуникаций и HR. С его помощью можно:
— анализировать ключевые проекты компании и то, насколько они соответствуют текущей корпоративной стратегии;
— информировать сотрудников о важных событиях, делиться информацией о результатах продаж, завершенных проектах и рассказывать о планах на будущий год;
— налаживать диалог и давать обратную связь руководителям, отделам и конкретным сотрудникам;
— мотивировать и поощрять сотрудников.
Обычно компании подводят итоги раз в квартал, чтобы свести и проанализировать финансовые показатели. Зачастую эти отчеты из-за своей специфики доступны только узкому кругу лиц. Конец года – это идеальный момент, чтобы обнародовать основные достижения компании: в формате общего собрания или с помощью системы каскадирования «сверху-вниз».
Признаюсь честно, нет волшебной таблетки, которая сделает итоги года понятными и интересными для всех сотрудников. Львиная доля успеха зависит от подачи и от того, насколько выбранный формат подходит аудитории.
При выборе формата я рекомендую обращать внимание на численность сотрудников, на предпочтительные каналы связи, географию офисов и демографические характеристики сотрудников. Средний возраст персонала здесь играет не последнюю роль. Например, провести Zoom-сессию на производстве не самая удачная идея, зато серия плакатов и праздничный выпуск заводской газеты воспримут на «ура».
Безусловно, форматов для подведения итогов года немало, но я предлагаю ограничиться 5-ю основными, которые проверены временем, опросами вовлеченности и не одной сотней HR-менеджеров.
1. Презентации
«Банально» – подумаете вы. «Эффективно» – возражу я вам. Совсем не важно, как долго и как часто вы пользуетесь инструментом презентаций для решения коммуникационных задач. В корпоративном мире от него не уйти. Другое дело, что прогресс не стоит на месте, и дизайнеры по всему миру придумывают потрясающие решения, которые превращают скучные шаблоны в настоящие произведения искусства.
Чтобы «оживить» стандартную презентацию, начните с малого:
1. Создайте или используйте существующий шаблон (и, пожалуйста, забудьте об анимированных переходах между слайдами, несочетаемых сочетаниях цветов и шрифтах с завитушками – если это не часть брендбука, конечно).
2. Отрисуйте графики, пиктограммы, иконки и таблицы в едином стиле, это поможет упорядочить слайды.
3. Сократите количество слайдов до разумного минимума и пропишите понятные заметки под каждым.
Для тех, кто готов немного усложнить себе задачу, я рекомендую присмотреться к флэш-редакторам для создания презентаций. Вы сможете настроить красивые переходы между слайдами и создать своеобразное визуальное путешествие, которое поможет привлечь внимание сотрудников.
Преимущество презентации в ее универсальности: вы можете показать ее на отчетном собрании, выложить на корпоративный портал, загрузить на ТВ-экраны в холлах, на ресепшен, а также распечатать и повесить на инфостендах.
2. Инфографика
Этот способ визуализации вырос из журналистики данных, когда полученный массив информации нужно было представить компактно и наглядно. Для подведения итогов года инфографика подойдет как нельзя кстати, ведь почти всегда показатели компании можно представить в формате графиков и таблиц.
Для создания качественной инфографики придется потратить чуть больше времени: вам нужно не просто собрать все таблицы воедино, а показать взаимосвязь между показателями и визуализировать динамику.
Например, вы можете представить основной объект инфографики в виде персонажа компании, ключевого продукта или карты мира, если у компании есть офисы в разных странах.
Готовый макет вы сможете использовать как внутри компании (в общих зонах – холлах, переговорных, столовых и курилках), так и вовне (например, на корпоративном сайте). Особенно удачно инфографика смотрится на широкоформатных постерах, где можно в деталях рассмотреть каждый элемент. Также на ее основе вы можете выпустить листовки, брошюры и другие сопроводительные материалы.
3. Корпоративные видеоролики и анимация
Видеоконтент и анимация – это действенный инструмент для подведения итогов, который дает невероятный простор для творчества. Особенно сейчас, когда мы не можем увидеть коллег лично, видео помогает передать атмосферу и эмоции говорящего, поделиться настроением.
При разработке сценария нужно учитывать нескольких важных моментов:
— Для кого. Первый вопрос, на который надо ответить, про целевую аудиторию. Ведь даже в рамках одной компании могут сосуществовать абсолютно разные группы, отличающиеся спецификой работы, возрастом, географией и многими другими характеристиками. А если посмотреть на внешнюю аудиторию – тут сообществ еще больше, и все они так или иначе могут быть целевыми группами для работодателя. К примеру, если обращаться к партнерам компании с целью укрепления взаимоотношений – это один сценарий, а если поздравляем команду разработчиков – совершенно другой. Меняется тон, подача, драматургия и, возможно, даже тип контента.
— Видео, анимация или комбинированный формат. Это крайне важный момент, ведь от этого зависит, кого вы будете привлекать для исполнения задачи: дизайнера, съемочную группу или всех сразу.
— Стиль и подача. Официальное видео от генерального, нарезка из поздравлений сотрудников, динамичная анимация или что-то смешное и милое. Вариантов масса – тут все зависит от корпоративных стандартов, принятых в компании и целей этого видео.
— С привлечением руководителей и сотрудников, с привлечением актеров или без. От этого пункта сильно зависят сроки и бюджет проекта. Если вы хотите вовлечь сотрудников в подготовку новогоднего поздравления, смело закладывайте 2-3 недели на сбор видео. Начинать надо заранее, но результат понравится всем, ведь сотрудники будут видеть свой вклад в общий результат и чувствовать себя причастными к празднику.
4. Скринсейверы
Если в вашей компании работают преимущественно офисные сотрудники или так называемые «белые воротнички», вы можете использовать в качестве инструмента для подведения итогов скринсейверы.
Скринсейверы – это статичные или динамичные (анимированные) заставки, появляющиеся на экранах при блокировке компьютера. В корпоративной среде их используют для распространения важных анонсов, продвижения ценностей и корпоративной стратегии, также они могут работать и для коммуникации по итогам года.
Скринсейверы могут быть выполнены в виде картинки, инфографики или простой анимации. Лучше всего запустить полноценную коммуникационную кампанию, которая будет включать в себя несколько таких заставок. Это позволит не перегружать информацией скринсейвер, а также последовательно и подробно рассказать о достижениях за прошедший год.
5. Опросы и исследования
Для более глубокого понимания текущей картины и настроений сотрудников вы можете использовать опросы. Сейчас, в период удаленки и вынужденного снижения социальной активности, к этим показателям нужно относиться с особым вниманием. Данные, полученные в ходе опроса дадут пищу для размышлений руководству, а также идеи и векторы для корректировки внутренних инициатив и проектов.
Исследование может быть мультиохватным и включать в себя вопросы по разным направлениям, однако намного эффективнее для таких задач подойдут короткие точечные опросы или пульс-опросы, которые показывают динамику в течение определенного промежутка времени. Кроме того, результаты такого исследования не требуют длительной обработки и анализа.
В качестве примера структуры такого опроса можно отметить следующие направления:
— Настроения (Как вы чувствуете себя сегодня?).
— Достижения (Чем вы гордитесь или чем можете похвастаться за прошедшую неделю?).
— Предложения (Предложите, что можно улучшить в вашем подразделении или в компании в целом?).
— Благодарности (Кого и за что вы хотите поблагодарить?).
Для организации опроса вы можете использовать внутренние инструменты (например, Microsoft Forms) или привлечь стороннюю организацию, которая предложит вам готовое решение и проработанную методологию.
Мы обратились к нашим партнерам, коллегам, работающим в сфере корпоративных коммуникаций и HR и расспросили их о том, как в их компаниях принято подводить итоги.
Наталья Сальникова, руководитель отдела корпоративной культуры и коммуникаций компании СДЭК:
Мы в СДЭКе стремимся мыслить в формате результата и на постоянной основе информируем сотрудников о наших планах, достижениях и неудачах в цифрах и конкретных примерах. Так люди понимают цели компании, осознают, как влияет работа каждого на общий результат. В общем, мы регулярно рассказываем о том, что происходит в компании!
Перед Новым Годом особенно важно поделиться ключевыми достижениями, рассказать, как отработали. Тем более, этот год был для всех непростым, мы учились жить и работать по-новому.
У нас огромная сеть филиалов и представительств, поэтому и раньше мы не могли собрать всех офлайн и поговорить, так что всегда использовали электронные СМИ и разные форматы для подведения итогов: от презентаций PowerPoint до прямых эфиров в Инстаграме.
В СДЭК очень разные целевые аудитории внутри компании – от кладовщиков до программистов и топ-менеджеров. Поэтому нам важна «форма» подачи. Для производства это могут быть буклеты или компактные видео по итогам года, для менеджеров – более развернутые ролики с цифрами и результатами по направлениям. В равной степени для нас важен стиль подачи – неофициальный, простой, современный, человечный. Его мы стараемся придерживаться во всех наших коммуникационных проектах.
Диляра Турлина, ведущий специалист по управлению персоналом компании «Ланцет»:
Как ежемесячную историю, я создавала HR-дайджесты, где отражала перечень ключевых моментов, которых мы достигли за месяц. А в конце года делала итоговый годовой HR-дайджест, где собирались 12 ключевых моментов года.
В один год я его оформила как дорогу с флажками. Каждый флажок означал какую-то сделанную задачу или достигнутую цель. К флажкам приставила гиперссылки, по которым можно было перейти и получить полную информацию по этой задаче, написанную так, чтобы людям было интересно ее читать.
На этот дайджест был получен отличный отклик, потому что каждый сотрудник мог пройтись по году, вспомнить интересные этапы работы и осознать свой личный вклад в участии достижения целей крупной компании.
Пришло время подводить итоги этой статьи, а компаниям подводить итоги года. Резюмируя, хочется отметить, что отчетные мероприятия, направленные на подведение итогов года – это не просто документирование прошедших событий, не летопись истории компании, а демонстрация со стороны руководства осознанности и понимания важности работы сотрудников.
Крупные компании комбинируют сразу несколько инструментов для достижения бОльшего охвата и для работы с разными целевыми аудиториями. Умело сочетая инструменты, описанные в этой статье, вы можете анализировать результаты и настроения, информировать, мотивировать, вовлекать, давать обратную связь и поощрять. А еще это один из самых простых способов сказать спасибо всем, кто работает на благо компании.
Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях.
Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь:
t.me/ners_news.
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!
Департамент социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
«НА КАЛИНКЕ»
Автор:
Коробова Ольга Михайловна
социальный педагог
г. Сургут
2015 г.
Сценарий НОВЫЙ ГОД
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья!
ВЕДУЩАЯ: Добрый день, уважаемые коллеги, сотрудники самого дружного, самого профессионального, самого креативного коллектива.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня в замечательный зимний праздничный день, мы будем поздравлять друг друга с новым, наступающим счастливым годом, петь песни, веселиться.
ВЕДУЩАЯ: Мы сделаем все возможное, для того, чтобы сотрудники центра получили заряд бодрости и хорошего настроения.
ВЕДУЩИЙ: Вспомним самое запоминающееся событие этого года.
ВЕДУЩАЯ: А самым ярким событием в рамках проекта «20 добрых лет», стал праздник 20-летие нашего учреждения.
В этом году:
Почетной грамотой Главы города С. была награждена –(…..) .
ВЕДУЩИЙ: Благодарственным письмом Администрации города С. награждены – (перечислить).
ВЕДУЩАЯ: Благодарственным письмом Думы города Сургута награждены – (перечислить).
ВЕДУЩИЙ: Благодарностью Председателя Думы города Сургута награждены 16 специалистов учреждения! Поздравляем! (слайд)
- Художественный номер.
ВКЛЮЧИТЬ СВЕТ В ЗАЛЕ!!!
ВЕДУЩАЯ: Мы продолжаем награждать специалистов учреждения за профессионализм и деятельность, способствующую процветанию учреждения.
ВЕДУЩИЙ: Для поздравления и вручения наград на сцену приглашаются: директор учреждения и специалист отдела кадров.
ВРУЧЕНИЕ НАГРАД
ВЫКЛЮЧИТЬ СВЕТ в зале!
- Художественный номер
ВЕДУЩАЯ: А мы переходим к церемонии присуждения премии «Признание». Такая церемония в нашем учреждении проходит 3 раз.
(фанфары)
ВЕДУЩИЙ: В 2013 году прошло награждение по 11 номинациям. В 2014 году были награждены 18 сотрудников по 10 номинациям. В 2015 награждение пройдет по 20 номинациям.
ВЕДУЩАЯ: Эта премия подведет итоги значимого юбилейного года и года работы учреждения в новом статусе.
ВЕДУЩИЙ: При присуждении премии «Признание» было проведено голосование сотрудников учреждения и подведены итоги рейтинговой карты проекта «20 добрых лет».
ВЕДУЩАЯ: Первой объявляется номинация «Профессионал года». Данная номинация появилась, благодаря директору учреждения.
ВЕДУЩИЙ: В данной номинации было набрано (?) количество голосов. И для вручения премии «Признание» в номинации «Профессионал года» мы приглашаем (директора) на сцену.
ВКЛЮЧИТЬ СВЕТ В ЗАЛЕ!!!
Вручение номинации «Профессионал года».
ВЕДУЩИЙ: Только год мы работаем в новом статусе, и очень важно было информировать о работе Центра. Следующая номинация «Вначале было слово».
(Вручение премии в номинации «Вначале было слово»)
ВЕДУЩИЙ: Следующая номинация «Доброе сердце».
Эту номинацию вручают за активное участие во всех добровольческих акциях и заботу о детях.
(Вручение премии в номинации «Доброе сердце»)
ВЕДУЩАЯ: Следующая номинация «Забота года». Эту номинацию вручают за заботу и трепетное отношение к получателям социальных услуг.
(Вручение премии в номинации «Забота года»)
ВЕДУЩИЙ: Номинация «Благодарность года» вручается за эффективную профессиональную деятельность и неравнодушное отношение к деятельности учреждения.
(Вручение премии в номинации «Благодарность года»)
ВЕДУЩИЙ: Впервые в связи с юбилеем появилась новая номинация «Хранитель традиций».
ВЕДУЩАЯ: Эта номинация вручается за бережное отношение к традициям центра и профессионализм. (Вручение номинации «Хранитель традиций»)
ВЕДУЩИЙ: Следующая номинация «Открытие года». Эту номинацию принято вручать за раскрытие специалиста в профессиональной деятельности и творческую активность.
(Вручение номинации «Открытие года»)
ВЕДУЩИЙ: Номинация «Надежда Центра» вручается за проявленную активность в профессиональной и творческой деятельности.
(Вручение премии в номинации «Надежда Центра»)
ВЕДУЩИЙ: Номинация «Надёжность». Как вы уже все догадались вручается за надежность и целеустремленность в профессиональной деятельности.
(Вручение номинации «Надежность»)
ВЕДУЩИЙ: Номинацию «Стиль года» у нас принято вручать сотруднику, за создание положительного имиджа учреждения и образа работника социальной сферы.
(Вручение номинации «Стиль года»)
ВЕДУЩИЙ: Следующая номинация «Золотые руки года». Самое распространённое значение выражения «золотые руки», относится к тем людям, которые имеют неоценимые руки. Кто умеет превращать свой труд в «золото», и может сделать своими руками всё что угодно.
(Вручение номинации «Золотые руки»)
ВЕДУЩИЙ: Номинация «Во благо…» — за профессиональную деятельность, направленную во благо Центра.
ВЕДУЩИЙ: Номинация «Креативный проект года» вручается за реализацию творческого проекта, новизну, неординарный подход.
(Вручение номинации «Проект года»)
ВЕДУЩИЙ: Премия в номинации «Позитив года» вручается за умение создать позитивную атмосферу вокруг себя и в учреждении.
(Вручение номинации «Позитив года»)
ВЕДУЩИЙ: Номинация «На высоте» присуждается за целеустремленность, позитив, творчество.
ВЕДУЩИЙ: Номинация «Проект года» присуждается
за создание, реализацию социального проекта и творческий подход.
ВЕДУЩИЙ: В этом году у нас 3 новых номинации, которые говорят сами за себя – это «ПЕРСПЕКТИВА ГОДА», «АРТИСТИЗМ ГОДА», «ТАЛАНТ ГОДА».
ВЕДУЩАЯ: Наша церемония награждения премией «Признание» подошла к концу Наше восхищение виновниками торжества – бесконечно! Каждый из присутствующих в этом зале достоин всех этих номинаций сразу! Еще раз всех поздравляем!
ВЫКЛЮЧИТЬ СВЕТ в зале!
- ТАНЕЦ «Латина»
ВЕДУЩАЯ: Много было интересного на юбилее.
В ноябре месяце отделения нашего центра получили задания: снять ремейк на старые любимые фильмы. Все справились с заданием и получили премию «Калинка–фильм» в номинациях «Лучшая работа над образом», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая роль второго плана».
ВЕДУЩИЙ: А сейчас вашему вниманию будет продемонстрирован еще один фильм. А какой — догадайтесь сами.
- ПЕСНЯ «С ЛЮБОВЬЮ ВСТРЕТИТСЯ»
- ФИЛЬМ «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ»
ВЕДУЩИЙ: Для вручения премии «Калинка-фильм» в номинации «Лучшая главная роль» на сцену приглашается директор учреждения.
Вручение премии за «Лучшую главную роль»
ВЕДУЩАЯ: До Нового года осталось всего несколько дней. А настроение не очень праздничное.
ВЕДУЩИЙ: Для того чтобы приблизить этот праздник и настроение стало новогодним, есть проверенный способ – посмотреть фильм «Ирония судьбы».
- ФИЛЬМ «ИРОНИЯ СУДЬБЫ» + ПЕСНЯ «ЕСЛИ У ВАС НЕТУ ДОМА»
ВЕДУЩИЙ: За окном метель и бури, и кружится снег. А давайте сейчас представим, что мы находимся на Кавказских горах.
ВЕДУЩАЯ: Когда я слышу про Кавказские горы я всегда напеваю мою любимую песенку.
- ПЕСНЯ «ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ»
- ФИЛЬМ «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА»
ВЕДУЩИЙ: Любая погода прекрасна, ясная, солнечная, дождливая, жаркая, звенящая, холодная, бодрящая и буйная, разыгравшаяся неуправляемой стихийной силою…
ВЕДУЩАЯ: Но снег, медленно падающий крупными воздушными хлопьями – это ВОЛШЕБСТВО, СКАЗКА, которая вдруг пришла к тебе в гости, и ты неизменно ей рад, потому что в ее присутствии ты вдруг становишься беззаботным маленьким ребенком…
ВЕДУЩИЙ: У природы нет плохой погоды…
9.Песня «У природы нет плохой погоды»
10.ФИЛЬМ «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН»
ВЕДУЩИЙ: Только в кино! Все так необычно, все так непривычно.
ВЕДУЩАЯ: Только в кино! Все так романтично, все так симпатично!
ВЕДУЩИЙ: Только в кино! Все так непривычно, так фантастично!
ВЕДУЩАЯ: И феерично, все так логично. Поверьте нам лично…
Вместе: Только в кино! (ведущие уходят)
11. КАДРИЛЬ ИЗ ФИЛЬМА «ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ»
12. ФИЛЬМ «ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ»
ВЕДУЩАЯ: Дима, а что это?
ВЕДУЩИЙ: А ты что не знаешь?
ВЕДУЩАЯ: Конечно, нет.
ВЕДУЩИЙ: По традиции кинематографа, перед началом съемки разбивается тарелка, но мы отошли от этой традиции и придумали свою. На этой тарелке расписались все участники фильмов. И мы бы хотели в канун Нового года вручить Наталье Владимировне – как главному продюсеру «Калинка-фильм» этот символ и пожелать счастья, здоровья и благополучия.
Ответное слово директора
ВЕДУЩИЙ: Дорогие коллеги! От всей души с наступающим Новым годом!
ВЕДУЩАЯ: Вот год прошел. Что к этому добавить?
Еще одна ступенька — позади.
ВЕДУЩИЙ: Вас с наступающим хотелось бы поздравить,
И пожелать успехов впереди!
ВЕДУЩАЯ: Пусть коллектив наш дружный, смелый
Всегда во всем удача только ждет.
ВЕДУЩИЙ: Чтоб по плечу любое было дело,
И пусть фортуна нас везде найдет!
13. Финальная песня «С Новым годом. Папа!»
ХЛОПУШКИ
СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ
ПО ИТОГАМ ГОДА
«ПАРАД ОСТИЖЕНИЙ 2021»
Звучат фанфары.
Звучит торжественная фоновая музыка.
Выходят ведущие.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на нашей лицейской планете состоится
Парад достижений 2021 года!
Ведущий 2: Мы рады приветствовать на церемонии учеников Городского классического лицея, которые достигли высоких результатов в учёбе, в спорте, в творчестве.
Ведущий 1: Мы приветствуем педагогов, чей труд и профессионализм не позволяют школе стоять на месте, а двигают ее вперёд.
Ведущий 2: Мы приветствуем родителей, которые не только воспитали достойных детей, но и сами принимают активное участие в жизни лицея.
Ведущий 2: Сегодня мы собрались здесь, чтобы чествовать самых талантливых, сильных, ловких, тех, кто стремится к знаниям и осознает важность получения качественного образования, всех тех, кто приносит нашему лицейскому дому добрую славу и делает жизнь самого лицея интересной и радостной.
Ведущий 1: Что для нас школьный дом? Большой. светлый, просторный. За его огромной дверью для нас открывается новый мир, полный удач и ошибок, взлетов и разочарований, радости и огорчений, но также полный доброты созидательного труда, творчества
Ведущий2:Эта жизнь была бы скучна и безрадостна, если бы нас не сопровождали наши родители, а также учителя – надежные товарищи, отличные советчики.
Ведущий 1: Для приветственного слова церемонии «Парад Достижения» приглашаем директора Городского классического лицея Щербакову Марину Александровну!
Слова Марины Александровны
Ведущий 2: Спасибо, Марина Александровна!
Ведущий 1 : Итак! Мы начинаем наш Парад Достижений! И первыми мы награждаем лицейский актив. Для церемонии награждения приглашаем________________
Ведущий 1 : Мы говорим слова благодарности за активную жизненную позицию, неравнодушное отношение, огромный вклад в развитие классного и лицейского самоуправления, творческий подход к любому делу, ответственность во всех начинаниях и лидерские качества:
Имена лицеистов. Награждение
Ведущий 2: Для награждения лицеистов за активную жизненную позицию, умение и желание создавать и развивать творческие проекты, огромный вклад в реализацию лицейских мероприятий, за неравнодушие и стремление выполнять любое дело на «отлично» мы приглашаем __________________________
Имена лицеистов. Награждение
Ведущий 1 :Волонтеры –это душа лицея. Для награждения лицеистов за активную жизненную позицию, неравнодушное отношение, огромный вклад в дело добровольчества и волонтерства, желание делать этот мир лучше приглашаем______________________________
Имена лицеистов. Награждение
Ведущий 2: Следующими в нашем Параде достижений награждаются лицеисты , отлично показавшие свой талант в проектной деятельности и развивающие отечественную науку. Ребята, чьим сложным и кропотливым трудом по созданию полезных продуктов интеллектуальной деятельности ы гордимся. Для награждения приглашаем___________________________
Имена лицеистов. Награждение
Ведущий 1: Подошло время чествования наших спортсменов, ребят, которые занимаясь спортом, участвуя в различных спортивных соревнованиях, приносят большую пользу себе, своему здоровью и повышают спортивный имидж нашего лицея. Для награждения приглашаем___________________________
Имена лицеистов. Награждение
Ведущий 2: Конечно же, наших успехов не было бы без помощи и поддержкиродителей. Уважаемые родители, мы спешим выразить Вам слова благодарности. Для награждения мы приглашаем_____________________
Имена родителей. Награждение
Ведущий 1:Вот и подошла к завершению торжественная церемония «Парада Достижений». Награда нашла своего достойного хозяина,.
Ведущий 2: Да, мы подвели черту уходящего учебного года. Он уходит в историю, на пороге — новые горизонты
Ведущий 1: ДА! А еще впереди – лето. Время исполнения заветных желаний, время приключений и отдыха. Через два мы встретимся вновь, и начнётся ещё один учебный год. Каким он будет? Какие события и достижения ждут нас? Всё это зависит только от нас с вами. И мы надеемся, что следующий год будет ещё продуктивнее, чем этот.
Ведущий 2: До новых встреч на Параде достижений – 2022 года !
Звучит веселый музыкальный фон.
Многие проводят ежегодные стратсессии топ-менеджмента, но не все делают это правильно. В этой статье попробую дать ключи к тому, что надо не растерять на пути к осведомлению.
Зачем и кому проводить годовое собрание
Такое мероприятие точно нужно, если в вашей компании больше 20 человек, хотя и для совсем маленького штата тоже полезен хотя бы урезанный вариант. Смысл мероприятия в том, чтобы люди, выполняющие разные функции, знали, что происходит в условном соседнем кабинете. Это даёт возможность понимать, какие цели преследуют коллеги, принося вам свои задачи, и почему они могут не хотеть делать очевидные, казалось бы, вещи.
Как проводить
Если ваша команда не разлетелась по городам и странам необратимо, попробуйте всё-таки собрать руководителей оффлайн. В идеале — не в офисе, забронируйте конференц-зал в отеле, это не так дорого стоит, но позволяет людям сконцентрироваться на собрании и не отвлекаться на задачи, которые в офисе, кажется, лезут из всех стен. Если же решили проводить онлайн, пусть у всех будет включена камера на протяжении всего собрания. Это даст возможность спикерам видеть реакции слушателей, а слушателям не даст соблазна отвлечься.
Кого собирать
В первую очередь, руководителей. Бухи и продажи, маркетинг и склад, HR и IT, производство и логистику, пройдитесь по оргструктуре и возьмите по одному человеку, который отвечает за важные мышцы компании.
О чём говорить
- Какие цели ставили на текущий год
- Что удалось и в каком объёме
- Какие сделали выводы
- Какие цели ставим на следующий год
- Одна главная цель на следующий год
- Кто и что может нам помочь в достижении этих целей
Как говорить
Попросите спикеров подготовить презентации. Дайте им шаблоны по той структуре, которую я дала заголовком выше, найдите крайнего, который всё это вычитает и прикинет, уложится ли человек в отведённое время и всех ли слайдов вообще хватает, и определитесь с порядком и таймингом.
Обычно на человека нужно от 20 до 40 минут, из них 15-25 — это речь, остальное время нужно отвести на вопросы из зала. Первым обычно выступает генеральный директор и/или собственник. Если при таком тайминге вы стоите перед выбором, 8 часов выступлений в один день или два дня по 4, выбирайте второе: после каждых 3-4 докладов надо делать перерыв, иначе аудитория начинает воспринимать доклады как белый шум.
Как работать с вопросами
Нормальная практика иметь на встрече секретаря, которому слушатели отправляют в мессенджер свои вопросы по ходу собрания. В таком случае секретарь в конце выступления может задать спикеру вопросы, а в конце встречи в итоговом письме дать список вопросов, на которые не успели ответить.
Чем всё это должно кончиться
Программа минимум — отправить всем завершающее письмо со следующим содержимым:
- Благодарность за участие
- Ссылка на презентации спикеров
- Карта целей компании, основанная на докладах
- Список вопросов, которые не успели задать
- Список задач, которые появились в процессе (например, продажам и маркетингу определить методику прогрева)
Текст этого письма желательно не потерять и прикрепить к уведомлению о собрании в следующем году.
Вам надо решить
- Где проводить собрание
- Когда это сделать
- Кто будет выступать и в каком порядке
- Надо ли кого-то позвать, кто не будет спикером, но должен точно услышать всё, о чём пойдёт речь
- Кто может взять на себя своевременный сбор и вычитку презентаций
- Кто может прописать тайминг собрания и кто будет следить за его соблюдением
- Показывать ли ход собрания и/или его результаты линейным сотрудникам
В этом году я буду проводить две такие встречи для своих клиентов. Я беру на себя самый нудный функционал организации контента и проверки его качества, модерации в процессе, сбора данных в конце мероприятия и рассылки писем. Если в вашей компании это может взять на себя HRD или лучший в мире ассистент генерального директора (Настя, привет!), смело идите к нему за помощью, вы точно справитесь. И пусть вам поможет эта статья:)
Как вашей команде подвести итоги года?
Конец года – самое время подвести итоги. Собраться, сказать команде, какие они молодцы и как вы их цените. Обсудить, что было хорошо и прошло успешно, несмотря на свалившиеся трудности. Поговорить о том, что было сложно в уходящем году. Сделать выводы и подумать, как действовать дальше. И конечно поблагодарить друг друга.
Мы поделимся с вами одной очень простой, но эффективной технологией. С ее помощью вы можете сделать подведение итогов отдельным мероприятием. Или же она может стать частью праздника, когда хочется добавить в него больше души и смысла. Это очень универсальная методика, которую можно применить даже удаленно, собрав команду в зуме.
Считаем факты
Предложите своей команде подумать и написать на стикерах факты о компании, ее проектах и продуктах в 2020-ом, которыми они гордятся. Пусть каждый напишет: один стикер – один факт. От каждого человека по 3 факта. Это могут факты про личные достижения, успехи команды, компании в целом.
Далее – обменяйтесь фактами. Если у вас небольшая команда, можно просто сесть в круг и озвучить. А если вас много, наклейте стикеры на стену, флипчат или модерационную доску.
Выделите самые ценные для всей команды факты. И вы увидите, как много важных и серьезных вещей вы сделали за этот год. Это то, что можно “потрогать”, “пощупать”. Это не какая-то абстракция, воздух, а объективная реальность. И вы ее сделали!
Вы сделали! Как вам это удалось?
А теперь будет интересно посмотреть, за счет чего у вас всё это получилось. Важно понять, почему это произошло, в чем ключевые причины появления всего этого облака фактов.
Предложите команде подумать, найти каждому участнику по 3 причины ваших ключевых успехов. Чем таким вы обладаете, на что опирались, чтобы получилось хорошо?
Затем снова объединитесь в круг или вынесите все идеи на флипчат и обсудите. Это очень интересный процесс. Вы увидите, в какое интересное состояние перейдет ваша команда – вместе искать и находить общую красоту и ценность. Ребята поймут, что все их достижения основываются на личных качествах, отношениях и командных ресурсах. Вы успешны, потому что вы вместе и потому что вы – команда.
Время благодарности
Третий этап сказать друг другу “Спасибо”! Пусть каждый участник скажет, кому и за что конкретно он благодарен в 2020-ом. Это очень важно. Не спасибо за то, какой ты позитивный и юморной. А за то, что ты сделал для меня, в чем помог, кем ты был для меня, как проявлял себя в текущем году.
После этого этапа многие люди признаются, что подумать не могли, как их какие-то качества или поведение важны коллегам. И этот момент очень сплачивает команду, формируется чувство общности и принадлежности.
Работа с вызовами
После слов признательности переходим к обсуждению того, что вызвало наибольшее напряжение и стресс. Вспоминаем, что далось вам наиболее сложно, потребовало приложить максимум усилий и накрыло отрицательными эмоциями. Возвращаемся к тому, где промахнулись и что выбило из колеи.
Опять предложите участникам написать свои мысли на листочках, а затем обязательно это обсудите. Такое совместное проживание боли очень сильно сближает. Но здесь будьте осторожны, следите за тем, чтобы обсуждение не переросло во взаимные упреки и обвинения. Покажите, что всем было одинаково тяжело и сложно.
Следом за этим задайте команде вопрос: “Какие уроки мы вынесли из всей этой ситуации? Чему научило нас это напряжение?”. Рассмотрите этот вызов как подарок судьбы, поблагодарите ее за полученный опыт – ваша команда стала сильнее.
Завершаем приятным – мечтой
Конец года – самое время мечтать. Это в январе вы будете проводить стратегические цели и ставить планы. Тогда же будете задавать критерии, распределять ресурсы и назначать ответственных. А пока просто помечтайте и загадайте желания.
Предложите каждому участнику придумать 3 мечты для компании. Что такого классного, хорошего должно случиться, чтобы вы потом с гордостью могли об этом рассказать на ретроспективе 2021-го года. Какой должна стать команда и каждый ее участник в отдельности? Подумайте об этом. И поделитесь мнения. Это очень интересно. Иногда можно услышать настоящие инсайты. Как красиво могут переплетаться мечты очень разных людей.
Выполните эти простые групповые практики. Подведите итоги года. И с воодушевлением вступайте в год грядущий.
Читайте также
-
- Вспомнить всё! Проводим игру “Новогодняя доска почета”
- Итого: занимаемся анализом своей жизни каждый месяц
- Карточки мотиваторов для сотрудников
- Игра в снежки и елочные шары с виски: 15 идей подарков сотрудникам
- Экспресс-метод обратной связи BOFF
В 2020 году я проводила серию коуч сессий с несколькими собственниками бизнеса. Чтобы повысить эффективность коучинга, я разрабатывала домашние задания для своих бизнес-клиентов.
В этой статье я делюсь одним таким заданием, которое можно выполнить самостоятельно, а коучам и консультантам адаптировать его и использовать в своей практике индивидуального и командного коучинга.
Материал будет полезен:
- людям, прямо сейчас работающим над своми жизненными приоритетами или решившими подвести итог пройденного жизненного этапа или года
- коучам, консультантам, бизнес-тренерам проводящим индивидуальный и командный коучинг
- руководителям и сотрудникам, выступающим в роли Наставника / Ментора при работе со своим менти («подопечным»)
- скрам-мастерам и тим-лидам для проведения ретроспективы года или проекта с командой (в качестве идей как разнообразить работу с командой)
Цель упражнения в том, чтобы определить, что было важно для вас в тот или иной временной период в зависимости от ваших реакций на различные события.
Можно использовать для подведения итогов года, а также более продолжительного времени – этапа жизни.
Ориентировочное время на выполнение: от 3-х часов и более.
Для работы понадобятся:
- Ручка
- Листы бумаги
- По возможности, листы флипчарта
- Стикеры
- Маркер
- Фотоархив
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ
Выполните описанные ниже действия последовательно. Приступайте к следующему шагу только после того, как полностью выполнили задание предыдущего.
1. Определите временной промежуток, который вы бы хотели исследовать.
Подумайте об этапе вашей жизни, по которому вы хотите подвести итог. Обернитесь назад и посмотрите на события этапа со стороны, так, будто вы сторонний наблюдатель, свидетель происходящего.
Когда начался этот этап? С чем связано его начало? С какими событиями в вашей жизни? Что происходило с вами и во внешнем мире в момент начала этапа?
Как бы вы назвали этот этап? Запишите название.
Зафиксируйте время начала этапа (месяц и год или конкретную дату).
Это точка отсчета.
Чем более продолжительный период времени вы выберите, тем выше вероятность того, что вы обнаружите повторяющиеся ситуации. Однако, чем дольше период, тем сложнее вспомнить детали, а также высока вероятность того, что вы «отредактируете» свои воспоминания на основе последовательности происходивших событий.
2. Проведите линию времени. Обозначьте точку начала, которую вы только что определили. Зафиксируйте точку завершения этапа.
* Для более детального анализа рекомендуется нарисовать линию времени длиною в 2-3 листа флипчарта.
3. Распределите горизонтальную линию на временные интервалы. В зависимости от выбранного временного периода, разделите его на месяцы или годы (возможно даже десятилетия).
Чтобы разделить линию времени на интервалы пролистайте свой фотоархив. Посмотрите на фото, вспомните события, даты. Опираясь на события и свои ощущения, определите реперные точки в течение исследуемого жизненного этапа – они определят интервалы.
Интервалы могут быть неравномерными, т.к. какие-то интервалы могут длиться месяц, другие – квартал, полугодие, год, несколько лет.
4. Вспомните, что вы делали в каждый промежуток времени. Чтобы было легче вспомнить, воспользуйтесь своим фотоархивом, ежедневником, дневником, электронной почтой, историей покупок в личном кабинете банка и др.
4.1. Запишите каждое событие на отдельный стикер. Наклейте стикеры на соответствующие интервалы.
Важно: фиксировать важно именно события, которые происходили с вами, к которым вы были причастны, которые влияли на вас. Вы могли быть их инициатором, свидетелем, пассивным участником или наблюдателем. Главное: они происходили и отразились в вашей памяти.
Для удобства выберите 1 цвет стикера для действий.
4.2. На графике по вертикальной оси запишите свои эмоциональные состояния.
Вопросы для размышления:
- Как менялись ваши эмоциональные состояния?
- Были ли моменты, когда преобладали положительные или же отрицательные эмоции?
- Какие состояния вы чувствовали наиболее ярко?
- Какие состояния были наиболее устойчивы и продолжительны по времени?
4.3. Определите доминирующее эмоциональное состояние на каждом интервале. Определяя эмоции, сравнивайте их с противоположностью. Вот несколько примеров таких пар, вы можете использовать свои:
- Эмоции относительно будущего (любопытство – беспокойство, надежда – страх, решительность — смирение)
- Эмоции относительно прошлого (благодарность – сожаление, удовлетворение – разочарование, радость достижения – фрустрация)
- Эмоции относительно настоящего (радость – печаль, восторг – тоска, энтузиазм – отвращение)
- Эмоции по отношению к себе (гордость – стыд, уверенность – сомнения в себе, сила – беспомощность)
- Эмоции по отношению к другим (принадлежность – изоляция, щедрость – эгоизм, восхищение – зависть)
Для удобства каждую эмоцию запишите на клеящиеся стикеры и приклейте на лист флипчарта в соответствующий временной интервал. Используйте стикеры 2-х разных цветов для позитивных и негативных эмоций (не используйте цвет, который вы выбрали для событий).
5. Посмотрите на получившуюся линию времени. Обратите внимание на повторяющиеся ситуации и события (если они есть).
Ответьте на вопросы:
- Есть ли среди выписанного эмоции и эмоциональные состояния, которые повторяются?
- Есть ли реакции, которые вам трудно объяснить и определить?
- Заметили ли вы, что вы настойчиво игнорируете что-то и это приводит к негативным последствиям?
- Что из того, что вы делали привело вас к таким ситуациям?
- Какие повторяющиеся действия, сценарии приводили вас к желаемым результатам? С какими эмоциями и состояниями связаны эти события?
6. Смотря на свою линию времени:
6.1. Определите свои ключевые желания/потребности и ценности в каждом временном промежутке. Запишите их на листе флипчарта (используйте стикеры для удобства).
6.2. Поразмышляйте над вопросами:
- Что вам важно прямо сейчас?
- Какие ваши потребности удовлетворены? Какие желания исполнены?
- Как проявлялись ваши ценности на каждом этапе?
- Какие потребности остались неудовлетворенными? Желания неисполненными?
- Какие ценности не были проявлены в ваших действиях?
- Какие потребности стали важнее? Какие ценности стали приоритетнее сейчас?
- Какие потребности отошли на второй план? Из-за чего это произошло?
- На что вам следует, прежде всего, обращать свое внимание в будущем, чтобы
- увеличить вероятность того, что ваши потребности будут удовлетворены, а ценности проявлены?
7. Из своего фотоархива выберите ресурсное фото для каждого анализируемого периода. Это может быть любое фото, например, ваше личное, других людей, природы, из путешествий.
Вопросы для размышления:
- Какой ресурс несет в себе это фото?
- Какое ресурсное состояние оно вам дает?
- Чем особенно ценно вам это фото?
Выпишите свои ресурсы, которые вы определили с помощью фото.
- Признаете ли вы наличие у себя всех этих ресурсов прямо сейчас? Если нет, то почему считаете, что у вас нет этих ресурсов?
- Какие из этих ресурсов вы отчетливо осознавали?
- Какие были скрыты от вас?
- Какие из этих ресурсов появились у вас в 2020 году? Благодаря каким событиям, или внутренней работе, или иным обстоятельствам?
- Какие ресурсы для вас особенно ценны? Чем?
- Какие из ресурсов вы хотите взять в свой следующий год и в новый этап жизни?
- Как каждый из ресурсов который вы решили взять в будущее будет помогать вам в реализации вашего намерения/ желания?
Вы можете сделать фотоальбом из своих ресурсных фото, чтобы возвращаться к ним в будущем.
8. Поблагодарите себя за пройденный путь. Признайте свои успехи и результаты.
Напишите себе письмо как самому близкому другому. В письме выразите благодарность за пройденный путь, подчеркните, что особо важное достигнуто, какие уроки пройдены. В письме напишите будущему себе напутствие, пожелание для продолжения пути, укажите ресурсы, на которые можете опираться, наметьте направления пути.
Источник
«