Сценарий какой род существительного

сце-на́-рий

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. сцена́рий сцена́рии
Р. сцена́рия сцена́риев
Д. сцена́рию сцена́риям
В. сцена́рий сцена́рии
Тв. сцена́рием сцена́риями
Пр. сцена́рии сцена́риях

сцена́рий

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сцен-; суффикс: -арий [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [st͡sɨˈnarʲɪɪ̯

Семантические свойства

Значение

  1. литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино или телефильма, с подробным описанием действия и реплик, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. план проведения какого-либо мероприятия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. перен. ход развития событий, какой-либо ситуации и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. комп. программа на встроенном языке программирования ◆ На сегодняшний день все еще существуют браузеры, вообще не поддерживающие выполнения сценариев на языке JavaScript. «JavaScript. Самоучитель»

Синонимы

  1. скрипт

Антонимы

Гиперонимы

  1. произведение
  2. план
  3. ход
  4. программа

Гипонимы

  1. киносценарий

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: сценарист
  • прилагательные: сценарный
Список всех слов с корнем -сцен-
  • существительные: сцена, сценка, сценарий
  • прилагательные: сценарный, сценический

Этимология

Происходит от итал. scenario «сценарий», далее из лат. scenarius, из sсаеnа «подмостки», заимств. через этрусск. посредство из греч. σκηνή «шатёр, палатка, сцена».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: scenario, script
  • Шведскийsv: scenario (sv) ср.

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.

Interrobang.svg

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
  • Найти слова начинающиеся на «сценарий»
  • Найти слова содержащие «сценарий»
  • Найти слова заканчивающиеся на «сценарий»

Прилагательные к слову сценарий

Каким бывает сценарий? Предлагаем подбор прилагательных на основе литературных произведений и статей.

Глаголы к слову сценарий

Что может сценарий? Что можно сделать с сценарием? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.

Ассоциации к слову сценарий

Подбор ассоциативного ряда. Слова, которые в той или иной степени ассоциируются с искомым.

Какого рода сценарий (морфологический разбор)

Разбор слова по части речи, роду, числу, одушевленности и падежу.

Часть речи:

существительное

Одушевленность:

неодушевленное

Склонение существительного сценарий (какой падеж)

Склонение слова по падежу в единственном и множественном числах.

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) сценарий сценарии
Родительный (кого, чего?) сценария сценариев
Дательный (кому, чему?) сценарию сценариям
Винительный (кого, что?) сценарий сценарии
Творительный (кем, чем?) сценарием сценариями
Предложный (о ком, о чём?) сценарие сценариях

Сфера употребления


Телевидение


Экономика


Профессиональный термин


Сетевые технологии


Автоматика

Предложения со словом сценарий

Наш робот составил несколько предложений в автоматическом режиме. Оцените его работу, тем самым Вы поможете ему стать более совершенным.

1. Свободно сценарий представлял в общем ряде

0

0

2. Одиноко сценарий строчил из горячего хлебова

0

0

3. Безраздельно сценарий принимал от умственной аллергии

0

0

4. Нехорошо сценарий таил с наивной машкой

0

0

5. Сценарий ощутимо представлял в мостовая ковент

0

0

Напишите свои варианты ассоциаций

Учитель: Трегубова Д.С.
Класс: 3-Г

Дата: 13.01.2022г.

Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и систематизировать правила по определению рода имен существительных;

совершенствование навыков грамматической орфограммы.

Задачи урока:

Формировать личностные и коммуникативные УУД:

– оказывать интеллектуальную помощь учащимся, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться;

регулятивные УУД:

— осуществлять самоконтроль;

— принимать участие в обсуждении цели урока;

— понимать и удерживать цель задания;

— — осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;

— научиться определять род имен существительных;

— с помощью памятки и теста закрепить знания и умение определять род имени существительного.

Оборудование: учебник, карточки

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

Организация класса

Учитель: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос: Какие слова относим к именам существительным?

—Какие вы знаете морфологические признаки у имен существительных?

(нарицательные, одушевленные, склонение, род, число, падеж.)

— Какие существительные мы называем одушевленными? Нарицательными?

— Назовите числа имен существительных.

3.Самоопределение к деятельности

Учитель: Писатель С. Залыгин пишет: «никто и никогда не сможет доказать, почему гайка называется гайкой, а не гаем или гайком, почему сосна женского рода, а кедр мужского, почему среда – это она, а четверг – он, где-то, когда-то так повелось, вот и все . Ученые – лингвисты, конечно, могут все объяснить, но ведь не все читают специальную литературу. А людей всегда волновал вопрос, почему одни слова мужского рода, другие – женского, а третьи – среднего?

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( определять род имен существительных )

Учитель: Определение рода существительных в современном русском языке – это одна из наиболее распространенных задач для изучающих русский язык людей.

4.Работа по теме урока

Учитель: Род – грамматическая категория, характеризующаяся определенными падежными окончаниями. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Определить род можно лишь у тех существительных, которые имеют форму единственного числа. Поэтому для того, чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить слово в форму единственного числа.

КАТЕГОРИЯ РОДА

У имен существительных различаются три рода:

МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ

( ОН, МОЙ) ( ОНА, МОЯ ) ( ОНО, МОЕ )

ПЛАТОК(ОН, МОЙ) дорога( она, моя) море(оно, мое)

— К какой части речи относятся слова он, мой, она, моя, оно, мое?

— Что называем местоимениями?

— Кто догадался, как определить род у существительных?

Задание: запиши слова в три столбика. По каким признакам вы будете делить слова? ( по родам )

— Работают цепочкой: объясняют орфограмму и определяют род (записывают в три столбика)

С.бака, в.робей, п.суда, п.рог, полотенце, г.ризонт, пш.ница,

— Работают самостоятельно

.бед, .кно, ж.вотное, м.локо, ст.кан, ст.лица.

— Самопроверка

*Существительные мужского рода — слова, способные обозначать существо мужского пола.

*Существительные женского рода — слова, способные обозначать существо женского пола.

*Существительные среднего рода — слова, не способные указывать на пол.

—Как определяли род имен существительных? Какие существительные относятся к мужскому роду? Женскому? Среднему?

— Кроме этого, существует общий род, определение которого вызывает наибольшую сложность.
Задание2: Комментированное письмо ( у доски ).Какое одно и тоже существительное употреблено в двух предложениях? О ком говорится в первом предложении? Это существительное какой пол обозначает? Значит какого рода плакса? ( аналогично и с остальными предложениями).

Маленький Миша любит поплакать, прямо как плакса.( м. р.)

Моя Настенька не плакса!(ж. р.)

Все торты и печенье съелØ нашØ лакомка.( м. р.)

Эти конфеты несу внучке, нашей лакомке.( ж. р.)

—Какой еще бывает род? ( общий )

Существительные общего рода — это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода. Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.

Учитель: Продолжаем дальше исследовать.

Задание3.Письмо под диктовку: СашаЖеняВаля

— Объясните орфограмму в данных словах.

— Кого можно так назвать?

— Определите род.

— К какому роду относятся данные слова? Почему? ( общий )

5.Физкультминутка ( под музыку ):

Продолжение работы по теме урока

УЧИТЕЛЬ: Существует ряд слов, которые употребляются в одинаковой мере как в мужском, так и в женском роде, несмотря на то, что часто одна из форм этих существительных считается устаревшей, но употребление их не является ошибкой

Выхухоль и выхухоль, георгин – георгина, вольер – вольера, банкнот – банкнота, оладушек – оладушка. 

УЧИТЕЛЬ: Род некоторых особых существительных вызывает трудности, поэтому просто перечислю их с указанием рода.

существительные женского рода:  гетра, кроссовка, босоножка, тапочка, туфля, простыня, бандероль, мозоль, фланель, сажень.

существительные мужского рода: шампунь, тюль, рояль, толь, гипюр, занавес.

существительные среднего рода:  чучело, монисто, мочало, повидло.

Если вы не можете определить род существительного, надо обратиться к словарю.

Род несклоняемых существительных

Существительные, заимствованные из других языков, внешне напоминающие существительные среднего рода, как правило, к среднему роду и относятся: 

пальто, пюре, бюро, депо (списать и запомнить)

Существительные, не имеющие рода

В русском языке есть ряд существительных, не имеющих формы единственного числа: ножницы, каникулы, сани, брюки, сливки, ножницычасы, шорты.(списать и запомнить)

Нужно запомнить, что слова (обычно это существительные), которые не имеют единственного числа – не имеют и рода.
6. 
Срез.

ТЕСТ

1.Определи род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.

2.Определи род в выделенном слове.

Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства.

Мой внук Митенька такой сладкоежка..
3.Какие имена людей имеют общий род? Запиши.

4. Напиши три слова, которые не имеют род.

6. Рефлексия

Закончите фразу «Теперь я знаю…»

или «Я умею…».

7. Подведение итогов урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Оценки за работу на уроке.

​​​​​​​

Название урока и класс:

Род имен существительных, 6 класс

Цели:

Познакомиться со способами определения рода, с группой  существительных общего рода

Планируемые результаты:

Предметные: 
• Учащиеся должны научиться определять род изменяемых имен существительных 
Личностные: 
• осознание алгоритма учебного действия; 
• развитие способности к самооценке успешности учебной деятельности; формирование мотиваций к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание, причин успеха в учебном процессе.

Метапредметные: 
Регулятивные: 
• освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; 
• развитие планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; 
• формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; 
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. 
Познавательные
• формирование понятия «род имен существительных»; 
• формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. 
Коммуникативные
• формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач (работа в паре и группах); 
• принимать на себя ответственность за результат своих действий; 
• воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; 
• способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества. 

Этап урока:

Время (мин.)

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ru

Организационный момент

2

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Откройте тетради, запишите число и «Классная работа»

Актуализация знаний

6

Величайшее богатство народа — его язык!

Просит записать эпиграф к уроку.

Выполнение разборов у доски: 1)фонетический разбор слова язык, 2) синтаксический разбор предложения

Самоопределение к деятельности

6

Грамматическая сказка

Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно  разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто   придумает   для   моих   слуг   –   существительных   знаки   различия,   тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те   слова,   которые   забрал   себе   муж,   пусть   будут   мужского   рода   (туда попали   слова:   муж,   папа,  дядя,   стул, …).   Те  слова,  которые   оказались   у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те,   что   остались   неопределенными,   пусть   будут   среднего   рода   (   такими стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. На какие 3 группы делятся имена существительные? ­ Исходя из этого, какова будет тема нашего урока?  Запишем ее в тетради. Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А  чтобы вам легче  было определять род имен существительных, я открою вам  секрет королевы. Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! ­ Как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей)  Какие цели мы поставим перед собой на 

уроке?

Введение понятия

7

Словарный распределительный диктант.

Задание: распределить имена существительные в три столбика в зависимости от рода. Записать слова в И.п., ед. ч.

Вещи, камыши, препятствия, мыши, ключи, гаражи, искусства, печи.

Самопроверка. Обратите внимание на правильность написания слов

— Кто написал слова без ошибок? Умницы!

— Слово «умница»? Можно ли определить, к какому роду оно относятся?

— О ком можно сказать, что он умница? О мальчике или о девочке?

Постановка учебной задачи. (Формулируют учащиеся)

Мы должны выяснить, что это за существительное, к какому роду оно относятся.

— Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы определить, какого рода подобные существительные, проведем мини-исследование.

Работа по теме урока

5

Мини-исследование

«Ну, непоседа», — сказала бабушка внуку.

Ты такая хвастунишка!

-О ком идет речь – о мальчике или девочке? (Непоседа – о мальчике, хвастунишка – о девочке)

— Что помогло вам это определить? (Ключевые слова: внук, окончание — а )

— К какому же роду относятся выделенные слова?

— Можем ли мы изменить род этих существительных. Что для этого нужно сделать?

— В чем же особенность этих слов? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде)

— Как вы считаете, какого же рода эти существительные? Давайте придумаем, как их можно назвать. (Имена существительные общего рода)

— Как можно определить их род? (по опорным словам)

Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола.

Закрепление материала

5

Задание (работа в парах): подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода.

1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.

2. Белоручка не работник.

3.Без хозяина земля – круглая сирота.

4. Невеличка капля, а камень долбит.

Физкультминутка

2

Закрепление материала

5

Творческая мастерская.

1.Составить предложения с данными именами существительными, употребляя их применительно к лицам мужского и женского пола.

Повар, археолог, журналист

2.Дополните предложения

Дорогая моя столица, золотая моя ________________.

Живётся мне уютно в нём, здесь находится мой __________.

Смотрю на высокое дерево через моё ____________

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/839353

Подведение итогов урока

4

— Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существительном?

— Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

— Что значит правильно употреблять в речи существительные общего рода?

Домашнее задание

3

Комментирует домашнее задание: Выполнить тестовое задание

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/839353

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий имя кубани
  • Сценарий интернет квеста
  • Сценарий игровой программы счастливый случай
  • Сценарий каково быть мамой
  • Сценарий итальянского дня рождения