Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | сцена́рий | сцена́рии |
Р. | сцена́рия | сцена́риев |
Д. | сцена́рию | сцена́риям |
В. | сцена́рий | сцена́рии |
Тв. | сцена́рием | сцена́риями |
Пр. | сцена́рии | сцена́риях |
сце—на́—рий
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -сцен-; суффикс: -арий [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [st͡sɨˈnarʲɪɪ̯]
Семантические свойства
Значение
- литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино или телефильма, с подробным описанием действия и реплик, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- перен. план проведения какого-либо мероприятия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- перен. ход развития событий, какой-либо ситуации и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- комп. программа на встроенном языке программирования ◆ На сегодняшний день все еще существуют браузеры, вообще не поддерживающие выполнения сценариев на языке JavaScript. «JavaScript. Самоучитель»
Синонимы
- —
- —
- —
- скрипт
Антонимы
Гиперонимы
- произведение
- план
- ход
- программа
Гипонимы
- киносценарий
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем -сцен- | ||
---|---|---|
|
Этимология
Происходит от итал. scenario «сценарий», далее из лат. scenarius, из sсаеnа «подмостки», заимств. через этрусск. посредство из греч. σκηνή «шатёр, палатка, сцена».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
|
Библиография
- Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.
Для улучшения этой статьи желательно:
|
- Найти слова начинающиеся на «сценарий»
- Найти слова содержащие «сценарий»
- Найти слова заканчивающиеся на «сценарий»
Прилагательные к слову сценарий
Каким бывает сценарий? Предлагаем подбор прилагательных на основе литературных произведений и статей.
Глаголы к слову сценарий
Что может сценарий? Что можно сделать с сценарием? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.
Ассоциации к слову сценарий
Подбор ассоциативного ряда. Слова, которые в той или иной степени ассоциируются с искомым.
Какого рода сценарий (морфологический разбор)
Разбор слова по части речи, роду, числу, одушевленности и падежу.
Часть речи:
существительное
Одушевленность:
неодушевленное
Склонение существительного сценарий (какой падеж)
Склонение слова по падежу в единственном и множественном числах.
Падеж | Вопрос | Ед.число | Мн. число |
---|---|---|---|
Именительный | (кто, что?) | сценарий | сценарии |
Родительный | (кого, чего?) | сценария | сценариев |
Дательный | (кому, чему?) | сценарию | сценариям |
Винительный | (кого, что?) | сценарий | сценарии |
Творительный | (кем, чем?) | сценарием | сценариями |
Предложный | (о ком, о чём?) | сценарие | сценариях |
Сфера употребления
Телевидение
Экономика
Профессиональный термин
Сетевые технологии
Автоматика
Предложения со словом сценарий
Наш робот составил несколько предложений в автоматическом режиме. Оцените его работу, тем самым Вы поможете ему стать более совершенным.
1. Свободно сценарий представлял в общем ряде
0
0
2. Одиноко сценарий строчил из горячего хлебова
0
0
3. Безраздельно сценарий принимал от умственной аллергии
0
0
4. Нехорошо сценарий таил с наивной машкой
0
0
5. Сценарий ощутимо представлял в мостовая ковент
0
0
Напишите свои варианты ассоциаций
Учитель: Трегубова Д.С.
Класс: 3-Г
Дата: 13.01.2022г.
Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?
Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и систематизировать правила по определению рода имен существительных;
совершенствование навыков грамматической орфограммы.
Задачи урока:
Формировать личностные и коммуникативные УУД:
– оказывать интеллектуальную помощь учащимся, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться;
регулятивные УУД:
— осуществлять самоконтроль;
— принимать участие в обсуждении цели урока;
— понимать и удерживать цель задания;
— — осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;
— научиться определять род имен существительных;
— с помощью памятки и теста закрепить знания и умение определять род имени существительного.
Оборудование: учебник, карточки
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
Организация класса
Учитель: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой.
2.Актуализация знаний
Фронтальный опрос: Какие слова относим к именам существительным?
—Какие вы знаете морфологические признаки у имен существительных?
(нарицательные, одушевленные, склонение, род, число, падеж.)
— Какие существительные мы называем одушевленными? Нарицательными?
— Назовите числа имен существительных.
3.Самоопределение к деятельности
Учитель: Писатель С. Залыгин пишет: «никто и никогда не сможет доказать, почему гайка называется гайкой, а не гаем или гайком, почему сосна женского рода, а кедр мужского, почему среда – это она, а четверг – он, где-то, когда-то так повелось, вот и все . Ученые – лингвисты, конечно, могут все объяснить, но ведь не все читают специальную литературу. А людей всегда волновал вопрос, почему одни слова мужского рода, другие – женского, а третьи – среднего?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( определять род имен существительных )
Учитель: Определение рода существительных в современном русском языке – это одна из наиболее распространенных задач для изучающих русский язык людей.
4.Работа по теме урока
Учитель: Род – грамматическая категория, характеризующаяся определенными падежными окончаниями. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Определить род можно лишь у тех существительных, которые имеют форму единственного числа. Поэтому для того, чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить слово в форму единственного числа.
КАТЕГОРИЯ РОДА
У имен существительных различаются три рода:
МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ
( ОН, МОЙ) ( ОНА, МОЯ ) ( ОНО, МОЕ )
ПЛАТОК(ОН, МОЙ) дорога( она, моя) море(оно, мое)
— К какой части речи относятся слова он, мой, она, моя, оно, мое?
— Что называем местоимениями?
— Кто догадался, как определить род у существительных?
Задание: запиши слова в три столбика. По каким признакам вы будете делить слова? ( по родам )
— Работают цепочкой: объясняют орфограмму и определяют род (записывают в три столбика)
С.бака, в.робей, п.суда, п.рог, полотенце, г.ризонт, пш.ница,
— Работают самостоятельно
.бед, .кно, ж.вотное, м.локо, ст.кан, ст.лица.
— Самопроверка
*Существительные мужского рода — слова, способные обозначать существо мужского пола.
*Существительные женского рода — слова, способные обозначать существо женского пола.
*Существительные среднего рода — слова, не способные указывать на пол.
—Как определяли род имен существительных? Какие существительные относятся к мужскому роду? Женскому? Среднему?
— Кроме этого, существует общий род, определение которого вызывает наибольшую сложность.
Задание2: Комментированное письмо ( у доски ).Какое одно и тоже существительное употреблено в двух предложениях? О ком говорится в первом предложении? Это существительное какой пол обозначает? Значит какого рода плакса? ( аналогично и с остальными предложениями).
Маленький Миша любит поплакать, прямо как плакса.( м. р.)
Моя Настенька не плакса!(ж. р.)
Все торты и печенье съелØ нашØ лакомка.( м. р.)
Эти конфеты несу внучке, нашей лакомке.( ж. р.)
—Какой еще бывает род? ( общий )
Существительные общего рода — это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода. Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.
Учитель: Продолжаем дальше исследовать.
Задание3.Письмо под диктовку: Саша, Женя, Валя
— Объясните орфограмму в данных словах.
— Кого можно так назвать?
— Определите род.
— К какому роду относятся данные слова? Почему? ( общий )
5.Физкультминутка ( под музыку ):
Продолжение работы по теме урока
УЧИТЕЛЬ: Существует ряд слов, которые употребляются в одинаковой мере как в мужском, так и в женском роде, несмотря на то, что часто одна из форм этих существительных считается устаревшей, но употребление их не является ошибкой
Выхухоль и выхухоль, георгин – георгина, вольер – вольера, банкнот – банкнота, оладушек – оладушка.
УЧИТЕЛЬ: Род некоторых особых существительных вызывает трудности, поэтому просто перечислю их с указанием рода.
существительные женского рода: гетра, кроссовка, босоножка, тапочка, туфля, простыня, бандероль, мозоль, фланель, сажень.
существительные мужского рода: шампунь, тюль, рояль, толь, гипюр, занавес.
существительные среднего рода: чучело, монисто, мочало, повидло.
Если вы не можете определить род существительного, надо обратиться к словарю.
Род несклоняемых существительных
Существительные, заимствованные из других языков, внешне напоминающие существительные среднего рода, как правило, к среднему роду и относятся:
пальто, пюре, бюро, депо (списать и запомнить)
Существительные, не имеющие рода
В русском языке есть ряд существительных, не имеющих формы единственного числа: ножницы, каникулы, сани, брюки, сливки, ножницы, часы, шорты.(списать и запомнить)
Нужно запомнить, что слова (обычно это существительные), которые не имеют единственного числа – не имеют и рода.
6. Срез.
ТЕСТ
1.Определи род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.
2.Определи род в выделенном слове.
Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства.
Мой внук Митенька такой сладкоежка..
3.Какие имена людей имеют общий род? Запиши.
4. Напиши три слова, которые не имеют род.
6. Рефлексия
Закончите фразу «Теперь я знаю…»
или «Я умею…».
7. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Оценки за работу на уроке.
Название урока и класс: |
Род имен существительных, 6 класс |
||
Цели: |
Познакомиться со способами определения рода, с группой существительных общего рода |
||
Планируемые результаты: |
Предметные: Метапредметные: |
||
Этап урока: |
Время (мин.) |
Деятельность учителя |
Ссылки на карточки Учи.ru |
Организационный момент |
2 |
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Откройте тетради, запишите число и «Классная работа» |
|
Актуализация знаний |
6 |
Величайшее богатство народа — его язык! Просит записать эпиграф к уроку. Выполнение разборов у доски: 1)фонетический разбор слова язык, 2) синтаксический разбор предложения |
|
Самоопределение к деятельности |
6 |
Грамматическая сказка Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( такими стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. На какие 3 группы делятся имена существительные? Исходя из этого, какова будет тема нашего урока? Запишем ее в тетради. Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам секрет королевы. Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! Как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей) Какие цели мы поставим перед собой на уроке? |
|
Введение понятия |
7 |
Словарный распределительный диктант. Задание: распределить имена существительные в три столбика в зависимости от рода. Записать слова в И.п., ед. ч. Вещи, камыши, препятствия, мыши, ключи, гаражи, искусства, печи. Самопроверка. Обратите внимание на правильность написания слов — Кто написал слова без ошибок? Умницы! — Слово «умница»? Можно ли определить, к какому роду оно относятся? — О ком можно сказать, что он умница? О мальчике или о девочке? Постановка учебной задачи. (Формулируют учащиеся) Мы должны выяснить, что это за существительное, к какому роду оно относятся. — Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы определить, какого рода подобные существительные, проведем мини-исследование. |
|
Работа по теме урока |
5 |
Мини-исследование «Ну, непоседа», — сказала бабушка внуку. Ты такая хвастунишка! -О ком идет речь – о мальчике или девочке? (Непоседа – о мальчике, хвастунишка – о девочке) — Что помогло вам это определить? (Ключевые слова: внук, окончание — а ) — К какому же роду относятся выделенные слова? — Можем ли мы изменить род этих существительных. Что для этого нужно сделать? — В чем же особенность этих слов? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде) — Как вы считаете, какого же рода эти существительные? Давайте придумаем, как их можно назвать. (Имена существительные общего рода) — Как можно определить их род? (по опорным словам) Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола. |
|
Закрепление материала |
5 |
Задание (работа в парах): подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода. 1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою. 2. Белоручка не работник. 3.Без хозяина земля – круглая сирота. 4. Невеличка капля, а камень долбит. |
|
Физкультминутка |
2 |
||
Закрепление материала |
5 |
Творческая мастерская. 1.Составить предложения с данными именами существительными, употребляя их применительно к лицам мужского и женского пола. Повар, археолог, журналист 2.Дополните предложения Дорогая моя столица, золотая моя ________________. Живётся мне уютно в нём, здесь находится мой __________. Смотрю на высокое дерево через моё ____________ |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/839353 |
Подведение итогов урока |
4 |
— Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существительном? — Какие особенности имеют имена существительные общего рода? — Что значит правильно употреблять в речи существительные общего рода? |
|
Домашнее задание |
3 |
Комментирует домашнее задание: Выполнить тестовое задание |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/839353 |