Сценарий калейдоскоп наук

Математический «Калейдоскоп наук”- игра-конкурс,  представляет собой внеклассное мероприятие по математике , при проведении которого  прослеживается  связь с другими науками

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова

Разработка внеклассного  мероприятия                            

 по    математике

                                    Интеллектуальная игра:

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=296d124f019a97d5&mb=imgdb_preview_1785

    Подготовила: учитель математики

 высшей квалификационной категории

Русанова Валентина Степановна

2019-2020 уч. год

       Математический «Калейдоскоп наук”- игра-конкурс,  представляет собой внеклассное мероприятие по математике , при проведении которого  прослеживается  связь с другими науками, целями  которого являются: повышение интереса школьников к предмету, развитие логического мышления, проверка уровня знаний школьников 5-7 классов, сплочение классного коллектива, умение отстоять свое мнение, умение выслушать мнение оппонента.

                                                                 « Рано или поздно всякая правильная            

                                                                       математическая идея находит  

                                                                       применение в том или ином деле»

                                                                                         (А.Н.Крылов)

Цели математического вечера:

обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;

− развивающие: развитие познавательного интереса,  математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности учащихся, математического языка;

− воспитательные: воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления.

Оформление аудитории.

В зале можно повесить портреты великих математиков, плакаты с высказываниями о математике, стенгазеты: «Знаете ли вы, что…»,  «Все о математике», «Математика вокруг нас».

Плакаты по математике:

Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике
Тем, кто любит математику
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику
Наш вечер математики посвящается.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, сегодня у нас с вами интеллектуальная математическая  игра «Калейдоскоп наук»

Все вы были малышами и знаете из детства, что есть такая интересная игрушка; которая представляет собой трубку, глядя в которую можно увидеть множество разных цветных фигурок, и узоров из них.

Также и в математике существует множество различных заданий, примеров и задач, много интересных фактов и доказательств. Об этом даже подтверждают следующие высказывания ученых. (плакаты на доске)

«Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», — писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль. И хотя математика по- прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.

  В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача – шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше запомнить его.

1. Разминка

Задачи-шутки.

  1. Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу? (2)
  2. Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3)
  3. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? ( 4 часа)
  4. Что легче, пуд соли или пуд ваты? (одинаково)
  5. К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать»? (двенадцать)
  6. Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят)
  7. Шоколадка стоит рубль и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (2 рубля)
  8. В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
  9. Гусь, стоя на одной ноге , весит 6 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?(6 кг)
  10. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3- дед, отец, сын)
  11. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/час. В том же направлении – с востока на запад — дует ветер со скоростью 50 км/час. В какую сторону отклоняется дым поезда? (Ни в какую, электропоезд не дымит)
  12. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 мин.)
  13. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30км)

Учитель: В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико – математический факультет университета, а крупнейший математик Буняковский был поэтом.  Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой. Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок.

Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции.

Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.

  Так давайте сегодня и займемся этой математикой. Но сначала выберем команды и жюри для оценивания команд.

2. Соревнования команд.  

Приветствие.

Название команд.

Девиз

Учитель:   Первым будет конкурс капитанов. 

1. Что больше? 50% от 100 тенге или 25% от 200 тенге? (равны)      —     5 очков

2.  ½ от 1 метра или 1/3 от 1м 50 см. ( равны)                                   —     5 очков

3.  Взяв в обе руки по мелку одновременно надо нарисовать на доске правой рукой квадрат, а левой – треугольник.                                                         —     5 очков    

Учитель:   Следующий конкурс команд. За каждый правильный ответ – 1 очко. Вопросы задаются по очереди командам.

1.Какое число делится на все числа без остатка? ( 0 )

2.Три птицы за три минуты съедают три зерна. Сколько надо птиц, чтобы съесть за сто минут сто зерен? ( 0 )

3. При умножении и делении двух чисел ответы оказались равными. Что это за числа?(1)

4. Произведение каких чисел равно их сумме? ( 2х2=2+2 )

5. Как число 31 записать 5 тройками? ( 3³ + 3 + ( 3 : 3 ) = 31 )

6. Представить число 37 пятью тройками. ( 33 + 3 + 3/3 = 37 )

7. Сколько в школе дверей?  

8. Сколько ступеней ведет в школу?

Учитель: Прошу выйти от каждой команды по одному человеку.

На доске изображено пять геометрических фигур. Вы смотрите на них 5 секунд. Затем мы закрываем их. А вы должны будете записать название этих фигур в том порядке, в каком они изображены на доске. Начинаем, смотрите внимательно! Раз, два, три, четыре, пять!

  Учитель: Пока жюри оценивает приветствие и конкурсы,   проведем шуточный конкурс для болельщиков « Кто как разговаривает». Этот конкурс похож на предыдущий, только на плакате написаны названия животных, а вы должны написать в том же порядке, как эти животные разговаривают. Например: корова – мычит, собака – лает, лягушка – квакает и т. д.

  Учитель:   Конкурс команд .Вопросы на время.

1) Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой.

Для Наташи, Маши, Тани,

Коли, Оли, Гали, Вани

Пирожки уже готовы.

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да в печи четыре штуки.

Пирожки считают внуки

Если сможешь, помоги

Сосчитать нам пироги. ( 12 штук )

2) Мы большущая семья.

Самый младший это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем,

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколь нас в семье детей. ( 8 детей )

Математика имеет связь с другими науками. Я вам приготовила вопросы ,в которых эта связь прослеживается.

Вопросы командам -1 балл

1) Музыкальный ансамбль из 3-х исполнителей.

А) Трио*     В) Нонет     С) Квартет.

2) Какую математическую фигуру украшают брильянтами?

А) Кольцо*   В) Треугольник   С) Квадрат.

3)В 1969 году чех Дрбал обнаружил, что бритвенное лезвие, помещенное внутрь этой фигуры,  могут самозатачиваться, и запатентовал устройство. Какой оно было формы?

А) Конуса    В) Шара     С) Пирамиды*

4) Сколько вершин в египетском треугольнике?

А) 3*     В) 4     С)   7.

5) Этот математик служил шифровальщиком у французского короля Генриха IV. А современные ученики знают его благодаря одной теореме. Какой?

А) Теорема Виета*    В) Теорема Эйлера    С) Теорема Пифагора.

6)Этот английский математик ввел  термин «дискриминант»

А) Д.Д. Сильвестр*    В) Ж.Л. Лагранж     С) Г.В. Лейбниц.

7) Кто из величайших математиков ввел термин «функция»?

А) Н. Лобачевский    В) Ф.Милетский      С) Г.Лейбниц*

8)У какого животного глаза вращаются на 360°?

А) Крокодил   В) Хамелеон*      С) Черепаха.

9)Кто из великих математиков ввел современную запись пропорции?

А) К.Ф Гаусс     В) Л.Ф. Милетский    С) Г.В. Лейбниц*

10) Периметр этого сооружения, деленный на 2 h, дает число П. Высота, умноженная на 109— расстояние от Земли до Солнца. Что это за сооружение?

А) Александрийский маяк   В) Пирамида Хеопса*    С) Пизанская башня.

11) Какое изобретение принадлежит английскому математику Рекорду

А) Знак параллельности    В) Знак равенства*   С) Знак подобия

12) В каком городе РК находится гостиница « Казахстан», в 25 этажей и высотой 102 метра?

А) Астана    В) Алматы*      С) Актау.

13) Математическое утверждение, не требующее доказательства.

А) Аксиома*   В) Теорема   С) Определение.

14) Какие числа употребляются при счете?

А) *Натуральные   В)  Рациональные   С) Целые.

15)Какие геометрические фигуры являются спортивными гимнастическими снарядами?

А)  Ромбы   В) Кольца*    С) Треугольники.

16) Какой результат арифметического действия является « сладким на вкус»?  

А) Сумма    В) Остаток*    С) Разность

17) Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?

А) Прямолинейный  В) Замкнутый*   С) Открытый.

18) Как называется повторяющаяся группа цифр в записи бесконечной дроби?

А) Тайм    В) Период*   С) Раунд.

19) Какие бывают современные фотоаппараты?

А) Числовые   В) Цифровые*   С)  Дробные.

20) Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых, справедливых  и порядочных людей?

А) Задачу   В) Пример*   С) Числа.

21) На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?

А)180° *     В)360°    С)90°

22) Эмблемой какого автомобиля являются 4 кольца?

А) Ауди*      В) Джип    С) Лада.

23) Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?

А) Отрезки       В) Прямые   С) Лучи*

24) Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?

 А) Без чисел     В) Без дроби*    С) Без процентов.

25)  Музыкальный ансамбль из 4-х исполнителей.

А) Трио    В) Нонет    С) Квартет*

26)   Музыкальный ансамбль из 5-ти исполнителей.

А) Квартет  В) Квинтет* С) Дуэт.

27) Кому из древних учёных принадлежат слова: «Числа правят миром!»?

А) Пифагору*   В) Архимеду    С) Евклиду.

28) Форма элегантного мужского головного убора 19 века.

А) Конус       В) Цилиндр*       С) Пирамида.

29) На какой фигуре стояла девочка на картине известного художника Пикассо?

А) На шаре*    В) На пирамиде     С) На цилиндре.

30) Что есть у каждого слова, растения и уравнения?

  А) Решение     В) Стебель      С) Корень*

31) Какую форму имеют соты пчел? 

 А) Шестиугольника*  В) Квадрата   С) Трапеции.

32) Какую форму имеют бульонные кубики?

А)  Параллелепипеда*   В) Куба    С) Призмы.

33) Какой знак в математике появился благодаря типографской опечатке?

А) Процент*   В) Радикал   С) Сложение.

34) Какому математику  принадлежат слова  «Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики»?  

А) С.  Ковалевская     В) Пифагор      С) К.Гаусс*

35) В каком европейском городе есть улицы Пифагора и Архимеда? 

А) Париж     В) Амстердам*   С) Рим.

 36) Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр».

  Как   мы называем его сейчас?

   А) Нуль*      В) Единица   С) Миллион.

 37) На могиле этого великого математика был установлен памятник с   изображением шара и описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?

   А) Пифагор     В) Архимед*    С) Гаусс.

 38) В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсу Виет, в переводе с латинского он означает «спица». Что это?

А) Процент         В) Пропорция        С) Радиус*

 39) Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это?

А) Окружность          В) Гипотенуза*     С) Катет.

40) В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. О каком математическом понятии идет речь?

А) Пропорция*    В) Подобие   С) Симметрия.

Пока жюри оценивает ответы команд, мы представляем вашему вниманию сценку.

 Сценка «Среднее арифметическое»

Действующие лица: Динара и Антон.

Динара: Антон, о чем ты задумался?

Антон: Знаешь, о чем я думаю? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри: мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьми, например, оценки, которые получили сегодня по алгебре. Ты получила «5», а я — «1». Складываем, делим пополам – по тройке получили оба. Видишь, как здорово, и мама  меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!

Динара: Ну вот! Ты даже не спросил, устраивает ли меня это!

Антон: Подожди, не перебивай! Это ещё не всё. Ты пришла в школу за 15 минут до урока, а я на 15 минут опоздал. Складываем, делим пополам — среднее арифметическое…

Динара: Ты же гении! Ну, я тебя проучу! Слушай, ты хотел купить кроссовки на физкультуру? Давай деньги, я сбегаю в магазин в знак признательности за твою гениальность, а ты пока порешай задачки со своим средним арифметическим.

Антон: Вот здорово! Хоть учитель математики  не будет меня завтра ругать. (делает гимнастические упражнения)

Динара: (Входит с пакетом.) Видишь, как я быстро. Я тебе кроссовки купила, не что-нибудь!

Антон: Давай быстрее! (разглядывает кроссовки с удивлением) Что это?

Динара: Ты ещё спрашиваешь. Это твои кроссовки. Один 30-го размера, а другой – 44-го. Складываем, делим пополам, получаем твой размер – 37-ой. Да здравствует среднее арифметическое!

  Учитель:   Конкурс на разрезание

Разделите квадрат на две равные части несколькими способами так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.
http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/borshev/brv1.jpg

Учитель:   Следующее задание заключается в том, что необходимо как можно больше составить слов из слова  Треугольник.

Учитель:   Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.


Рис. 1 1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».

2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.

3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.

4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.

5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.

6) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.

Игра с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок»

Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры в I туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается жетон).

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Один в поле не воин.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна нога тут, другая – там.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одна рука узла не вяжет.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила – колючки.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье – тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой – один раз.
Первый блин комом. 
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Два сапога – пара.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За одного битого двух небитых дают.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
Хвастуну цена – три копейки.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
От горшка три вершка.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
На все четыре стороны.
Жить в четырех стенах.
Как свои пять пальцев.
Пятое колесо в телеге.
Семеро с ложкой – один с плошкой.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семь верст до небес и все лесом.
Семи пядей во лбу.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
На седьмом небе от счастья.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не трусливого десятка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Учитель: И последний заключительный конкурс  «Конкурс художников»

От каждой команды по одному участнику получают листок с координатами. Им необходимо быстро и правильно выполнить построение на координатной плоскости по точкам:

(10; 6), (9;7), (9;8), (7;8), (4;3), (4;1), (6; -4), (4; -4), (2; 0), (-5;3), (-7;8), (-7;3), (-11; 6), (-8; 2), (-12;3), (-8; 1), (-11; -1), (0; -4), (-3; -5), (-11;-5), (-4; -8),     (-4; -10), (0; 10), (6; -8), (9; -6), (6; 1), (6; 3), (7,5; 5,5), (10;6).

Глаз (8; 7).             

 Учитель: Слово нашему жюри. Жюри подводит итоги, называют победителей и лучших участников турнира. Вручают грамоты.

Цель: расширение и углубление знаний,
развитие познавательного интереса.

Ход мероприятия

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём
интеллектуальную игру по страницам журнала
«Калейдоскоп знаний». Сейчас мы разделимся на 2
  команды. Каждая команда выберет своего
капитана и название команды. За правильные
ответы вы будете получать жетоны. В ходе игры мы
побываем на различных страницах нашего журнала.

— Итак, мы начинаем!

Первая страница «Русский язык»

— Первая страница русский язык

Задание №1.

— Вам надо в предложенных словах переставить
буквы так, чтобы получились новые слова (каждой
команде даются карточки с набором слов)

1 карточка

Урок, уклон, колун, увидимся, уборка, угар, сачок,
удар, вход.

2 карточка

Актер, баян, банка, вобла, волос, водопад, лучок,
улан, ушат.

Задание №2.

— Послушайте следующее задание. Из слова
«ГАСТРОНОМ» составьте как можно больше слов.
Выигрывает та команда, которая придумает больше
слов.

Задание №3

— Подберите слова с противоположным смыслом:

1 карточка

Маленький, трусливый, узкий, хороший, ясный,
толстый, глубокий.

2 карточка

День, зима, жара, восход, восток, север, старт.

Задание №4

1.Из каждого слова исключить слова по одному
звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть
— гость

Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак,
полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд,
град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда,
экран.

2.Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы
получилось новое слово. Вот так: рот — крот.

Роза (г), рубка (т), стол (б), дар (у), клад (с), лапа
(м), шар (ф), усы (б), укус (с).

3. Замените в словах один согласный звук. Вот
так: корж — морж.

Ногти (к), булка (р), лапка (ц), зубы (д), киска (м),
песок (л), галка (п), орел (с), норка (к), клин (б), свет
(ц), поленок ( к), рамочка (м).

Вторая страница «Математика».

— Следующая математическая страница

Задание №1.

— Каждой команде дается задачка и три минуты на
размышление.

1. «Взвод солдат»

Взвод солдат возвращается с полевых учений.
Однако когда солдаты подошли к реке, выяснилось,
что мост через нее сломан, а река глубока. Вдруг
командир заметил двух мальчиков, которые
катались на лодке недалеко от берега. Но лодка
так мала, что на ней может переправиться только
один солдат или только двое мальчиков — не
больше! Однако все переправились через реку
именно на этой лодке. Как они это сделали?

2. «Волк, коза и капуста».

Помогите крестьянину перевезти через реку
волка, козу и капусту, если в лодке может
поместиться крестьянин, а с ним волк, или только
коза, или только капуста. Ведь если оставить
волка с козой, то волк съест козу. А если козу с
капустой, то она тогда съест капусту.

Задание №2.

— Ваша задача ответить на вопросы, та команда,
которая отвечает первой, получает жетон.

1. Горело пять электрических лампочек. Две
погасли. Сколько осталось?

2. У трех шоферов был брат Андрей, а у Андрея
братьев не было. Могло ли это быть?

3. У одного отца было шестеро сыновей. У
каждого сына одна сестра. Сколько у отца было
детей?

4. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой.
Сколько их всего?

5. Сели четыре кошки, против каждой по три
кошки. Много ли их?

6. Пара лошадей пробежала 50км. Сколько
пробежала каждая лошадь?

Задание №3

— Вам дается следующее задание:

1. Из произведения чисел 7 и 8 вычесть
сумму чисел 6 и 5
(7*8) — (6+5)
2. Найди разность суммы чисел 25 и 40 и
произведения чисел 2 и 10
(25 +40) — (2*10)
3. Чему равна сумма произведения
чисел 3 и 5 и разность чисел 70 и 40
3*5 + (70-40)
4. Какое частное суммы чисел 65 и 25 и
разности чисел 48 и 46
(65 +25) : (48 — 46)

Задание №4

— «Веселые задачки» — наше следующее испытание:

1. Под тремя символами «спрятались» 3 разных
числа. Найди их:

M +M=28

M — Z=8

Z + V=13

M + Z + V=27

M=14; Z=6; V=7;

2.Я задумал число, уменьшил его на 51, получил 21.
Какое число я задумал?

3. Найди количество М, которое уравновесит А,
если АА = АММ, то А =? (А=ММ).

4. Баба — Яга, Леший и Домовой живут в избах. У
одного в избе одна комната, у другого — две, а у
третьего — три. У Бабы — Яги больше комнат, чем у
Лешего. У Домового — на одну комнату меньше, чем у
Бабы — Яги. Поскольку комнат у каждого? ( У Бабы-
Яги — 3, у Домового — 2, у Лешего — 1).

Третья страница «Литература».

— На литературной странице нас ждет сказочная
викторина.

1. Что пришлось пережить и преодолеть Герде во
время поисков брата!.. Но горячее сердце
растопило лед. Как называется эта сказка и кто
автор? («Снежная королева», Г.Х. Андерсен)

2. Капризные и нелепые, а порой жестокие выходки
девочки-королевы иногда оканчиваются вполне
благополучно для других. Как называется эта
сказка и кто автор? («Двенадцать месяцев», С.Я.
Маршак)

3. Солдат есть солдат! Он не только хорошо воюет,
но и может сварить необычную кашу, удивив жадную
хозяйку. Что это за сказка? ( «Каша из топора»,
русская народная сказка)

4. Бывают ли цветы волшебными, которые могут
исполнить любое твое желание? В. Катаев считает,
что бывают. А как называется эта сказка? (
«Цветик-семицветик», В.Катаев)

5. Много испытаний выпало на долю этой маленькой
девочки. Однажды она все лето жила в лесу под
большим листом лопуха в маленькой колыбельке,
сплетенной из травы. Кто знает автора сказки и
что это за сказка? («Дюймовочка», Г.Х.Андерсен)

6. Можно представить, как жилось падчерице, если
мачеха заставила старика отвезти ее в лес и там
оставить. Но нет, худабез добра, попался ей на
пути старик.: Как называется сказка? (Морозко)

Четвертая страница «Природоведение»

— Следующее испытание — это страница по
природоведению. Попробуем ответить на вопросы
викторины.

1. Кто «включает радугу»? (После прошедшего
обильного дождя воздух наполнен множеством
плавающих в нем капелек воды, в этих каплях
преломляются солнечные лучи, свет распадается на
составные части, и получается разноцветная
полоса, которая называется радугой)

2. Что такое Солнечная система? (Солнечная
система — это солнце и все тела, которые
вращаются вокруг него под действием его
притяжения, в нашу Солнечную систему входят
планеты, их спутники, астероиды и кометы)

3. Какой зверек всю зиму спит вниз головой?
(летучая мышь)

4. Какие животные «вылезают из кожи вон»? (это
змеи, при линьке они вылезают из старой кожи,
протискиваясь между камнями или корнями
деревьев)

5. Есть ли польза от дождевых червей? (С
помощью дождевых червей можно самую непригодную
для земледелия почву превратить в плодородную,
черви обогащают ее всеми питательными
веществами, которые необходимы растениям)

6. Куда осенью улетают бабочки? (большинство
гибнет с первыми холодами, но некоторые
забиваются в щели деревьев, заборов, домов и там
перезимовывают).

7. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает
птенцов? (кукушка).

8. Из чего делают гнезда наши ласточки? (из
глины).

9. Какая самая большая птица в мире?
(африканский страус).

10. название какой птицы содержит 40 букв «А»?
(сорока)

11. Назовите любимое лакомство аистов.
(Лягушки.)

Пятая страница «История»

— Наша следующая страница историческая. Здесь
нас тоже ждут несложные вопросы.

1. Как пещерные люди разводили огонь?
(высекали огонь, ударяя камнем о камень)

2. Откуда пошло название «Русь»? (начало
русскому государству положили варяжские князья
Рюрик, Трувор и Синеус, которые принадлежали к
племени русичей)

3. Кто такие варяги? (варягами славяне
называли скандинавские племена, которые жили на
берегах Балтийского (Варяжского) моря)

4. Почему Москву называют белокаменной? (в
древней Москве было много боярских и княжеских
домов из белого камня, белокаменной стеной был
обнесен Кремль)

5. Как называется самая известная башня
Московского кремля? (Спасская башня, так как
когда-то на ней находилась икона Спаса. На
Спасской башне находятся знаменитые кремлевские
куранты)

6. Как красная площадь получила свое название?
(в старину на Руси слово «красный»
употреблялось, когда говорили о чем-то красивом,
потому Красная площадь остается самой большой,
красивой и главной площадью Москвы)

Подведение итогов. Награждение
победителей.

Автор: Дудченко Мария Ивановна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 197 города Новосибирска

Методическая разработка – сценарий калейдоскопа “Лингвистика – нескучная наука!”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 197»

Учитель русского языка и литературы Дудченко Мария Ивановна

Сценарий мероприятия

Калейдоскоп

«Лингвистика – нескучная наука!»

Целевая аудитория: школьники 5-11 класс

Цель мероприятия – формирование у обучающихся мотивации к изучению лингвистики

Задачи мероприятия:

-развивать познавательный интерес обучающихся,

-воспитывать потребность научного познания мира,

-развивать способности самостоятельно и творчески мыслить 

Содержание (сценарий):

Калейдоскоп ведут двое обучающихся.

  1. Жеребьёвка (до начала мероприятия)

«Разделитесь по цветам 

  И садитесь тут и там!»

Учащиеся входят в кабинет, на входе получают разноцветные карточки (4 цвета) для распределения по командам в произвольном порядке с написанными на них

1) пословицами

2) поговорками

3) загадками

4) скороговорками

и садятся за 4 подготовленных стола, таким образом, формируются 4 команды.

  • Приветствие. Мотивация. Целеполагание (2 мин)

«Лингвистика всю жизнь будет нужна, 

  Для речи правильной больше всего важна!»

Ведущие (по очереди):

-Здравствуйте!          (русский)

-Hello!                        (английский)

-Konnichi wa!             (японский)

-Namaste!                    (Хинди (Индия)

-Bonjour!                     (Французский)

-Buenos!                      (Испанский)

-Дорогие ребята, мы поприветствовали вас сегодня на 6 разных языках. Кто догадался, какие это языки? 

-Мы начали наш калейдоскоп с языков… А какая наука изучает языки?                           (Лингвистика)

-Мир наук велик. Знакомиться с ними очень интересно. По химии или физике можно провести опыты, по биологии или географии – понаблюдать за явлениями природы. 

-А что же интересно и увлекательно в такой науке, как лингвистика? 

-Это и необычные языковые факты, и увлекательные задачки, и весёлые анекдоты, и всем известные языковые явления!

-Они развивают наш словарный запас, делают нашу речь красочной и привлекательной! 

-Сегодня мы понаблюдаем над некоторыми интересными языковыми ситуациями, узнаем неизвестные нам лингвистические сведения, ответим на вопросы и решим задачки!

-От вас потребуется сегодня самостоятельность, творческий подход, сообразительность и желание познать новое!

-И всё это поможет нам не только лучше узнать эту науку и полюбить её, но и сказать с уверенностью: «Лингвистика – не скучная наука!»

  1. «Как команду назовёте, 

  Так она и победит!» (5мин)

И начинаем мы с группового задания для вас: 

-Вы уже увидели, что на цветной карточке у вас написаны пословицы, поговорки, загадки и скороговорки, прочитайте их и договоритесь, какое название команды вы придумаете вместе с использованием слов из предложений ваших карточек. Пусть оно будет лингвистическим, или философским, или юмористическим, или научным, но запоминающимся! Напишите название на листе, пусть и другие команды увидят его. Выберите три самые необычные, поучительные или весёлые и познакомьте нас с ними.

  1. «Пошевели извилиной своей

  И слово угадаешь на окей!» (2мин)

Следующее очень быстрое и увлекательное задание – лингвистическая разминка:

Угадайте слово по его описанию:

-такса, а не собака (тариф)

-орёл, а не птица (город)

-глаз автомобиля (фара)

-архитектурное строение пчёл (соты)

-лесной барабанщик (дятел)

  1. «Языки вокруг так интересны!

  Только жаль – не все они известны!» (5мин)

А теперь – для развития вашего кругозора – инфоминутка:

-каждые 14 дней умирает какой-нибудь древний язык. К следующему веку останется только половина из существующих ныне языков, которых на данный момент насчитывается около 7 000,

-многие азиатские и африканские языки являются тональными. То есть одно и то же слово при произношении его высоким или низким тоном будет иметь разные значения. Среди носителей таких языков отмечается большой процент людей с абсолютным музыкальным слухом,

-китайский насчитывает около 50 000 иероглифов, но чтобы слыть знатоком этого языка, достаточно выучить около 2 000 символов. А чтобы овладеть только устным китайским, вообще можно не затрагивать иероглифы,

-на Канарских островах существует язык сильба, который состоит из разных видов свиста. Им пользовались коренные жители островов задолго до прибытия испанцев,

-в США есть город, который назван в честь чеснока. Это Чикаго. В произношении некогда живших на его территории индейцев это название звучало как «шикааква» и означало дикий чеснок,

-слово «бегемот» пришло к нам из иврита и означает «животное». Но в старинных текстах его использовали для определения страшных существ, опасных для человека,

-специально для популярного сериала «Игра престолов» был придуман язык племени дотракийцев. Он насчитывает более 3 000 слов и доступен к изучению любому желающему,

-вы носите толстовки? Мало кто знает, но этот предмет одежды назвали в честь писателя, произведения которого мы все проходим в школе, — Льва Толстого, а точнее рубахи, которую носил писатель. Современный вариант толстовки уже слабо напоминает ту самую рубаху, но тоже ценится за простоту и удобство,

-знак @, который мы используем в написании электронной почты и зовем «собакой», французы зовут «улиткой», поляки — «обезьяной», казахи — «беззубкой», а чехи — «рулетом из сельди»

Очень интересные сведения! Запомните их и расскажите друзьям и родителям! Используйте эти новые знания, чтоб блеснуть ими на других уроках!

  1. «Ответ напиши, нарисуй, обозначь – 

  Готовься к решению сложных задач!» (3мин)

А следующее задание – лингвистический диктант

Даём правильный ответ на листе.

-Морфема перед корнем

-Графическое изображение звука на письме

-Знак конца повествовательного предложения

-Часть речи, обозначающая признак действия

-Словарный запас одного человека

-Противопоставление

-Образное красочное определение

  1. «Лишнее словечко убери – 

Главное – смысл внутри!» (2мин)

Ну что ж… Быстрые задания не успевают нас утомить…Блиц-минутка – для вас:

Определите, какое слово в каждом случае лишнее, не входящее в смысловую группу:

-экватор, прожектор, генератор, трансформатор

-анемия, аллергия, терапия, малярия

-форель, альбатрос, таймень, хариус

-саксофон, фагот, кларнет, гитара

  1. «Турниры для самых смекалистых,

Головастых и «шаристых» (10мин)

А сейчас – самое интересное! Знаете ли вы? Что ежегодно проходит 

Турнир имени М.В. Ломоносова —многопредметное соревнование по математике, физике, астрономии и наукам о Земле, химии, биологии, истории, лингвистике, литературе. Он проводится с 1978 года.

Цель Турнира — дать участникам материал для размышлений и подтолкнуть интересующихся к серьёзным занятиям.

Вы можете познакомиться с ним и поучаствовать в нём на сайте – https://turlom.olimpiada.ru/ 

Предлагаем лингвистическую задачку, которая была использована в 1994 году!

-Даны словосочетания на будухском языке и их переводы на русский язык:

  1. баргъудаджу к1ул – хозяйский дом
  2. къапудже джибир — дверная ручка
  3. наджагъджу баргъуда – хозяин топора
  4. къулдурдже кьыл – голова бандита
  5. меменджу чокут – молоток гостя
  6. джанавардже джибир – волчий хвост

А. Переведите на русский язык:

джанаварджу баргъуда, чокутдже джибир.

Б. Переведите на будухский язык:

гость бандита, дверь дома.

Кратко поясните своё решение.

  • Примечание, гъ, къ, кь, к1 – особые согласные звуки, е особый гласный звук будухского языка.
  1.  «Анекдот мне расскажи – 

  Посмеёмся от души!» (6мин)

Очень популярен в устной речи жанр анекдота. Наверняка каждый из вас знает их. Но вот знаете ли вы лингвистические анекдоты? Послушайте и ответьте, в чём заключается их лингвистический каламбур?

  1. Телефонный звонок.

-Алло, это Международный валютный фонд? Мы просили перевести деньги…

-Хорошо, переводим. «Деньги» – это «money».

  1. Часовой стоит на посту. Кто-то идёт. 

                -Стой! Кто идёт? Скажи пароль.

                -Пароль.

                -Проходи.

  1.  Рефлексия. Дорогие друзья, наш калейдоскоп завершается… (7мин)

Как мыслящие, рефлексирующие личности, мы с вами сейчас заполним карту калейдоскопа. То время, которое мы уделили совместному времяпрепровождению, не прошло зря. Как много нового и интересного мы узнали! Оцените свою команду и своих друзей по команде все вместе! 

Карта команды «…………………………………………»

Эмоции, которые отметили ребята 
Что нового узнали
Что интересного отметили в науке лингвистике
Оценки команды  Имя  Участие (характеристика) Оценка 
  1. Вручение грамот за участие (3мин)

Спасибо за участие в нашем калейдоскопе! И помните слова великого Михаила Васильевича Ломоносова: «…Науки юношей питают…» Изучайте интересующие вас науки!

Методические рекомендации:

Калейдоскоп – мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (викторина, инфоминутка, блиц-опрос, мини-обзор, мини-сценка и др.). Задания должны быть короткими и интересными. 

Целесообразно проводить мероприятие в Дни Российской науки, в течение творческого отчёта, предметной декады.

Мероприятие рассчитано на 45 минут.

Для подготовки мероприятия можно взять готовые задания, можно поручить ведущим подготовить задания самостоятельно с определением критерием подбора.

В данном случае ведущие подбирали приветствия на иностранных языках, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, группы слов для блиц-минутки.

Для жеребьёвки готовятся цветные (4 цвета) карточки с пословицами, поговорками, загадками и скороговорками:

Красные (пословицы):

-Голова с куль, а разума с нуль.

-Науке учиться – старости нет.

-Кто изобретает, то приобретает.

-Наука людей обогащает, а сама не скудеет.

-Сделал дело – гуляй смело.

-Моя хата с краю, я ничего не знаю.

-Ума палата, а разума маловато.

Синие (загадки):

-Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.              (Газета)

-Хоть она очень мала,

Ума многим придала.                 (Книга)

-33 богатыря

К нам пришли из букваря.         (Буквы)

-Все детишки её обожают,

Её бабушки на ночь читают.     (Сказка)

-Снаружи смотришь – дом как дом, 

Но только книги живут в нём.   (Библиотека)

-Ни на меру, ни на вес,

Но у всех людей он есть.             (Ум)

-У стены большой и важный 

Дом для книг многоэтажный.     (Книжный шкаф)

Жёлтые (скороговорки):

-Архип осип. Осип охрип.

-У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась.

-Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

-Ткач ткёт ткани на платье Тани.

-Грабли – грести, мётлы – мести, вёсла – везти, полозья – ползти.

-Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

-Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.

Зелёные (поговорки):

-Не всё коту масленица.

-Яблоко от яблони.

-Семи пядей во лбу.

-Как корова языком слизнула.

-Без наук, как без рук.

-Помучишься, так и научишься.

-Что в лоб, что по лбу.

Можно подготовить презентацию, подобрать иллюстрации ко всем заданиям, включить музыкальное сопровождение, организовать выставку словарей и книг по лингвистике, на слайдах презентации рекламу или аннотацию книг по лингвистике.

Нужно подготовить для каждой команды Карту команды для рефлексии.

Обязательно должны быть ведущими учащиеся, чтобы мероприятие не было похожим на урок. Ценность внеклассного мероприятия ещё и в том, что проводится оно в неформальной, дружеской, игровой обстановке, учащиеся не скованы рамками урока.

Объединяющей все конкурсы идеей должна быть основная мысль, что наука всегда интересна!

Оборудование: кабинет, столы, стулья, мультимедийный проектор, компьютер, бумага, фломастеры, карточки с текстами, стойка для выставок

Оформление: музыкальное сопровождение, презентация, иллюстрации, выставка книг

Заключение:

Мероприятие удовлетворяет требованиям развития познавательной активности обучающихся, формированию у обучающихся мотивации к изучению лингвистики и в целом к воспитанию потребности научного познания мира, развивает способность самостоятельно и творчески мыслить, а также расширяет формы внеурочной деятельности. Оно ведёт к пониманию, что наука – это интересно, что мир вокруг наполнен увлекательнейшими языковыми явлениями как русского, так и иностранных языков, которые можно изучать и исследовать.

Список литературы, ресурсов сети Интернет:

  1. Статья «Словарь форм массовой работы» https://www.cmbnf.ru/Bibliotecaryu/slovar_form.pdf 
  2. Лингвистические задачи турнира им. М. В. Ломоносова с решениями (1994-1999). Составитель Е. В. Муравенко

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm 

  1. Статья «25+ фактов из мира лингвистики, знанием которых могут похвастаться только опытные языковеды»

https://www.adme.ru/svoboda-kultura/25-faktov-iz-mira-lingvistiki-znaniem-kotoryh-mogut-pohvastatsya-tolko-opytnye-yazykovedy

  1. В.И.Даль «Пословицы русского народа» 

Приложение: фотографии проведённого мероприятия, сканы образцов карт команды, презентация к мероприятию

Конкурсно — развлекательное мероприятие

«Весёлый калейдоскоп»

Цель:

Развивать у детей творческие способности, быстроту реакции, чувство юмора.

Вызвать у детей радость от совместно проведённого мероприятия. Воспитывать чувство коллективизма, ответственность

Ход.

Поговорить с детьми об игрушке детства – калейдоскопе. Напомнить, что она состоит из цветных стёклышек и призмы, а необычный узор получается благодаря цветовой гамме красного, зеленого и желтого.

Игра «Красный, жёлтый, зелёный)

(Воспитатель показывает карточки. Зелёная- топают, жёлтая – хлопают, красная -молчат)

Предложить ребятам поиграть в весёлый калейдоскоп, который состоит из весёлых игр, шуток и конкурсов.

«Весёлые загадки.»

За каждый правильный ответ – балл.

-Что такое клеевое дело у туриста (рыбалка)

-Почему человек оглядывается назад (на затылке нет глаз)

-Кто ходит сидя (шахматист)

-Почему корова ложится? (не умеет сидеть)

-Чем ёж похож на медведя? (спят зимой)

-Чего не обнесёшь вокруг хаты?

воду в решете

— Почему волки едят только сырое мясо?

они не умеют готовить.

-. Из какого полотна нельзя сшить платье?

из железнодорожного.

-.Сколько яиц можно съесть натощак?

одно, другое уже не натощак.

— По чему собака бегает?

по земле.

— Длинная, зелёная, полная зайцев?

электричка.

— Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу?

подождать, пока она улетит.

— Как написать сухая трава четырьмя буквами?

сено.

— Когда чёрной кошке легче всего пробираться в дом?

когда дверь открыта.

— Под каким деревом сидит заяц во время дождя?

под мокрым.

— Что можно видеть с закрытыми глазами?

сон.

— Может ли кошка назвать себя тигром?

нет, она не умеет говорить.

Конкурс «Сильная рука»

Каждому участнику выдается газета. Кто быстрее соберет ее в кулак, при этом, не помогая другой рукой и не сгибая руку в локте, тот и принесет победу команде.

Конкурс «Ленточки-резиночки)

Как можно больше прицепить на голову мальчиков ленточек и

резиночек.

Конкурс « Великий актёр».

Надо изобразить

— Закипающий чайник

-Дирижёр

-Болельщик у телевизора

-сытую собаку;

-сердитого кота;

-испугавшегося поросёнка;

-охотящегося хищника.

-телефон

-самолёт

— часы

-надувающийся шарик

По два человека от команды.

Кричалка «Спартак-чемпион».

Дети делятся на 4 подгруппы.

Воспитатель объясняет, что каждая подгруппа будет изображать животного.

По моему сигналу, на мотив кричалки «Спартак – чемпион» каждая подгруппа должна прохрюкать, пролаять, промяукать, проблеять, затем повторить всем вместе.

Конкурс «Художественный»

Каждой команде даётся лист бумаги с нарисованным кругом.Надо нарисовать корову. Ребёнок рисует только 1 деталь и передаёт эстафету другому.

Физминутка ( Чуча- чача)

Дети повторяют движения. Воспитатель говорит чуча, а все дети чача.

Игра «Бегущая шляпа»

Дети передают шляпу из рук в руки под музыку, на ком остановилась

музыка, тот выходит из игры

Конкурс «Я + Ты»

По 5 детей от каждой команды. По хлопку ладони быстро построиться:

по цвету волос (от светлых к темным);

по алфавиту первых букв имен;

по начальной букве фамилий;

по начальной букве знака зодиака;

по начальной букве месяца в котором родился;

по размерам обуви (от меньшего к большему);

по цвету глаз (от темных к светлым).

Коллективный танец – повторялка «Фиксики».

Подведение итогов. Отметить самых активных участников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий интернет опроса
  • Сценарий игровой программы танцевальная галактика
  • Сценарий какой стиль речи
  • Сценарий итогового совещания работников культуры
  • Сценарий интернет не только друг