Сценарий калжа той

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка формировались на протяжении столетий. В них отразилась национальная мифология и менталитет нашего народа. До сих пор большинство семей исполняют эти ритуалы, но не всем известно их тайное значение. Об этом и пойдет речь в статье.
Ребенок
Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка формировались на протяжении столетий. В них отразилась национальная мифология и менталитет нашего народа. До сих пор большинство семей исполняют эти ритуалы, но не всем известно их тайное значение. Об этом и пойдет речь в статье.

Казахские традиции: первые сорок дней жизни ребенка

Традиции казахов, которые связаны с семьей, играют огромную роль в духовной культуре и образе жизни народа. Казахи отличаются любовью к детям, терпеливостью, щедростью и душевной теплотой. Поэтому казахские праздники, связанные с новорожденными, всегда пышные и яркие.

Основные ритуалы для младенцев проводят на протяжении первых сорока дней жизни. Вот о каких обрядах идет речь:

  • Рождение ребенка: шилдехана.

Шилдехана — это праздник в честь рождения ребенка. Традиции казахского народа «шилдехана той» — это групповые обряды вербальной магии, который проводили на нечетный день в первую неделю рождения ребенка — третий, пятый или седьмой.

Гости, которые собирались на празднование рождения ребенка, произносили добрые пожелания, поздравления. Обязательным было щедрое угощение, игра на домбре, иногда устраивали состязания батыров, конные скачки.

  • Традиции Казахстана: калжа той.

Семейные традиции казахов принимали во внимание и состояние роженицы. Для нее проводили специальный ритуал — калжа той. Чтобы молодая мама быстрее восстанавливалась после разрешения от бремени, для нее готовилась калжа — сытное угощение из мяса барашка. Его резал либо муж роженицы, либо привозили его родители.

В пиршестве участвовали родственники и друзья. Еще до начала торжества для женщины, которая родила, готовили мясной бульон (сорпу), давали печень и мясо барашка. Молодая мать ела шею барашка, а кости нанизывали на веревку или прутья. Считается, что это повлияет на физическую выносливость малыша, на то, чтобы он быстрее стал держать головку.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

Фото: pexels.com: UGC
  • Казахские обряды: бесик той, бесикке салу.

Празднуют казахи день, когда ребенка перекладывают в люльку. Это происходит на третий или пятый день. Его проводят после празднования шилдехана.

На праздник зовут близких людей (они приносят подарки для новорожденного). Колыбель и приданое для ребенка — бесик тарту — предоставляет сторона родившей женщины (в некоторых регионах дарят родители мужа). Сваты преподносят друг другу подарки, обязательно девять штук (обычай «тогыз апару»).

После застолья приступали к главному — укладывали ребенка в люльку. В кроватку (колыбель) ребенка укладывает бабушка. Предварительно воздух окуривали благовониями, чтобы изгнать злых духов, проводили ритуал тыштыма: через отверстие на дне колыбели протягивали сладости, конфеты и курт. После всем гостям раздавали саркыт — угощение для детей.

Во время шилдехана или бесикке салу проводят обряд имянаречения — есім кою, ат қою. Проведение его поручают старейшему из рода, родителям, мулле или достопочтенному человеку.

  • Традиции казахского народа: кыркынан шыгару.

Кыркынан шыгару (‘сороковины’) — семейный праздник, в котором принимают участие только женщины. Обряд проводят по истечению сорока дней с момента рождения малыша. Считается, что он уже достаточно окреп, чтобы его можно было представить общине.

В религиозных представлениях устоялась мысль о том, что именно на сороковой день в ребенка вселяется душа. После кыркынан шыгару он становится полноценным человеком. Для ритуала готовят:

  • белую скатерть, расшитую национальным орнаментом;
  • деревянную пиалу с ложкой;
  • серебряные монеты (20, 50 и 100 тенге) общим количеством 40;
  • серебряные украшения;
  • ножнички.

Родители готовят ребенку чистую праздничную одежду, а родственники приносят коржын — корзину подарков для новорожденного. Сам ритуал представляет собой очищение водой. Поэтому заранее готовят ванночку для купания, куда наливают теплую воду:

  1. В деревянную тару кладут серебряные украшения, монеты. В некоторых регионах добавляют в чашу фасоль, асыки для мальчика или бусины для девочки.
  2. Женщины постарше наливают в чашу сорок ложек воды из ванночки. После ребенка поливают этими сорока ложками воды. Омовение сопровождают здравицами и добрыми пожеланиями. После ритуала женщины забирают серебро из миски.
  3. Новорожденному состригают волосы и ногти (волосы хранят завернутыми в полотно как оберег, а ногти закапывают там, где не ходят люди). Женщине (обычно это делает киндик шеше — вторая мама), которая состригает волосы, дают золото по весу состриженного.
  4. На ребенка надевают чистую сорочку, а «ит көйлек» (рубашечку, в которую одевали малыша до 40-ка дней) отдают бездетной женщине.

В конце празднества родители одаривают всех подарками и угощают за роскошным столом.

Сейчас большинство этих обрядов утратило свое магическое значение. Родители чаще всего устраивают пышные торжества в ресторанах и кафе, приглашают тамаду для ведения празднества. Из-за этого ритуалы претерпевают изменения.

Читайте также: Традиции и обычаи казахского народа от рождения до смерти

Рождение ребенка: приметы

Каждый этап социализации новорожденного сопровождался приметами, которым уделяли особенное внимание. Вот некоторые из них, на которые обращают внимание и в наше время:

  • Казахские традиции: запреты, ритуалы и приметы сна.

Не желательно приходить в дом, где родился ребенок, после захода солнца. Запрещено гулять с младенцем при луне. Нельзя развешивать белье малыша, особенно на ночь.

Чтобы оградить новорожденного от сглаза, ему пришивают или цепляют на одежду оберег от злых духов, а у его колыбели должен гореть свет и висеть амулеты (9 штук). Перед тем как ребенка уложить в кроватку, ее окуривают травами, а потом проветривают помещение.

Ребенка ждет известность, если он любит спать на спине. Он будет нерешительным и беспокойным, если поджимает ноги во сне. Станет философом, если для сна переворачивается на живот, вытягивает во сне руки и ноги — будет выдающейся личностью — гением или героем.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

Фото: pixabay.com: UGC
  • Кыркынан шыгару: приметы.

Ритуал проводят по-разному для мальчиков и девочек:

  1. Чтобы сын был сильным и мужественным, ритуал делают раньше сорокового дня — 37–39-й день.
  2. Чтобы дочь была прилежной и покладистой, ее кыркынан шыгару совершают позднее 40-го дня — на 41–43-и сутки.

Согласно приметам, мальчик будет мямлей, если провели обряд после сорокового дня, а если «привели в мир» раньше положенного срока девочку, тогда она будет взбалмошной и легкомысленной. Есть и другое объяснение этих временных рамок: мальчик заплатит меньший калым, а за дочь, наоборот, дадут больший выкуп.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

Фото: pixabay.com: UGC
  • Ритуалы и приметы, которые помогают в развитии.

Чтобы ребенок быстрее пошел, проводят обряд тусау кесу. Совершают обрезание пут, как только малыш сделал первые шажки. Крестная мама опутывает ножки ребенка черными и белыми нитками так, чтобы они образовали восьмерку, а мужчина, который пользуется уважением, разрезает эти пута и проводит его по белой дорожке. Чтобы малыш был счастливым и здоровым, нужно, чтобы он прополз между ног трех бабушек.

Обряды казахского народа, связанные с рождением ребенка, имеют в основном культурно-бытовой характер, связь с историей и давними аутентичными религиозными традициями большей частью утрачены. Тем не менее все молодые родители исполняют их под чутким руководством более опытных бабушек и дедушек.

Читайте также:  Современная казахская свадьба: традиции

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/esoterics/signs/1645802-kazakhskie-tradicii-obychai-pri-rozhde/

Четыре казахских праздника в честь рождения ребенка, про которые вы могли не знать
Фото — Открытые источники

Первые 40 дней после рождения младенца у казахов всегда очень насыщенные.

Рождение малыша дает поводы для застолий чуть ли не каждый день. Редакция Caravan.kz составила список этих поводов и связанных с ними традиций.

Шилдехана

Так называется празднество, посвященное собственно рождению ребенка. Шилдехана проводится в первую неделю после радостного события, обязательно в нечетный день — третий, пятый или седьмой.

Родители сообщают всем счастливую новость, приглашая на той, а гости приносят новорожденному первые подарки и желают ему всех благ — считается, что чем больше добрых слов, тем лучше для судьбы малыша. Шилдехану стараются проводить пышно, отмечая не только застольем, но и айтысами, байгой, кокпаром. При этом по традиции в этом празднике должна участвовать только молодежь, пожилые люди приходят уже на следующие праздники.

Его древний смысл — защитить новорожденного от злых духов, отпугнуть их шумом и весельем, показать, что есть кому вступиться за младенца. Сейчас этот праздник часто проводят в день выписки, собирая всю семью от мала до велика.

Калжа той

Отдельное застолье проводится в честь новоиспеченной матери. При этом первоначальный смысл этого тоя был исключительно практическим — его устраивали, чтобы помочь роженице как можно скорее восстановить силы после родов. Для калжа тоя сторона мужа обычно заранее готовила ягненка, которого зарезали после рождения ребенка. Взрослых животных не брали, потому что у роженицы зачастую слабело не только здоровье целиком, но и зубы, поэтому ей могло быть сложно жевать жесткое мясо. Но даже ягнятину было принято варить очень долго, чтобы мясо получилось как можно нежнее, а сорпа стала густой и ароматной. Роженица начинала есть еще до начала тоя — ей отдавали печень, которая считалась одной из самых питательных и полезных частей.

На калжа той приходили только женщины, и такое приглашение было для них особой честью. Они также желали роженице как можно больше хорошего, обменивались своим материнским опытом, дарили полезные подарки.

Далее наступало время сорпы. Недавно родившую мать укутывали в одеяла и начинали поить горячей сорпой. Этот обычай называется «шилде теры», то есть женщине нужно как следует пропотеть, согревшись ароматным бульоном. Во времена, когда под рукой не было, например, антибиотиков, это был эффективный способ помочь иммунитету женщины справиться с возможными осложнениями после родов.

В завершение калжа тоя было принято проводить несколько ритуалов с костями съеденного ягненка. Асык, специально очищенный близкой к роженице женщиной, вешали в изголовье колыбели. Еще одну кость покрупнее откладывали для мастера, чтобы он сделал специальную трубочку, которая поможет малышу ходить в туалет, лежа в колыбели. А шейные позвонки ягненка нанизывали на нитку и вешали в укромное место — считалось, что тогда малыш будет крепким, здоровым и рано начнет держать голову. Эти косточки нужно было очистить особенно тщательно, чтобы ребенок был таким же гладким и белым.

Сейчас калжа той обычно устраивает новоиспеченная бабушка со стороны отца, и это, скорее, дополнительный повод для праздника. Матери с новорожденными зачастую не решаются поехать в ресторан, где проводится калжа, из соображений безопасности, подарки и пожелания им передают позже.

Бесик той

Отдельного празднества удостоилось перекладывание младенца в колыбель. Бесик для казахов всегда был особенным предметом. Ломать его и тем более сжигать строго запрещалось, считалось, что это прервет род человека, для которого бесик был сделан. Нельзя было качать пустой бесик, это могло привлечь злых духов.

На этот небольшой праздник обычно приглашаются самые близкие родственники с обеих сторон. Они приносят подарки для матери и малыша, сваты также обмениваются дарами. Главное действие начиналось после застолья.

Сначала комнату с бесиком окуривали специальными травами, чтобы очистить ее от присутствия темных сил. Потом наступало время ритуала «тыштырма» — в отверстие в бесике, которое исполняет роль горшка, кладут всякие сладости, курт, иримшик, и они должны упасть наружу. Когда это происходит, угощения собирают женщины, которые не могут забеременеть, чтобы они смогли стать матерями. Часть сладостей достается детям.

И вот тогда бабушка берет младенца и кладет его в бесик. Мальчика в бесике накрывали богатым чапаном, а рядом клали камчу, чтобы в будущем ребенок мог стать влиятельным богатым человеком. Для девочек было принято класть свои дары, чтобы они выросли красавицами и были счастливы в жизни.

Также есть вариант обряда, в котором он заканчивается очень весело: бабушка, которая клала младенца в бесик, садится на колыбель сверху, хватает камчу и притворяется, что бесик это лошадь, на которой она скачет. Тогда другие гости начинают задавать ей шутливые вопросы об этом «путешествии», а старушка остроумно отвечает.

Бесик той в последние годы проводится реже, чем раньше.

Қырқынан шығару

Название этого праздника можно перевести примерно как «вывод ребенка из 40 дней». Считалось, что именно на сороковой день ребенок становится мене уязвимым для злых сил, поэтому этот день праздновали особым ритуалом. До этого малыша никому не показывали, видеть его могли только мать и бабушки.

Для этого ритуала готовится ванночка с теплой водой, которую ставят на белую ткань. Потом из этой ванночки сорок ложек воды нужно перелить в деревянную чашу, в которую также кладутся украшения, фасоль, монетки, желательно золотые и серебряные. также можно положить бусины для девочки и асыки для мальчика. Считается, что все это принесет удачу и богатство.

Ребенка кладут в ванночку и поливают его водой из чаши, а гости в это время произносят добрые пожелания. Украшения длостаются женщинам, которые проводили омовение.

После этого младенцу впервые в жизни стригут ногти и волосы. Ногти было принято закапывать в землю там, где не ходят люди, а волосы хранились в отдельном свертке. Обычно стрижку доверяли кіндік шеше, которая за эту важную роль получала богатый подарок.

Также ребенка переодевали в новую одежду, а рубашку, которая была на нем во время церемонии, дарили бездетной женщине.

Также на сороковой день принято приглашать муллу, который даст ребенку официальное имя.

#1

Off
 

Savlewka

    Увлекаюсь постепенно

  • Пользователи
  • Pip

  • 28 сообщений
  • Город:Астана
  • Возраст первого ребенка:26-10-2012
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 29 Январь 2013 — 14:41

Много раз слышала об обычае КАЛЖА, а что это такое? Что подразумевает под собой? Знаю что собираются там только представители женского пола, дочурке скоро собираемся делать, т.е.родители будут делать, вопрос а надо ли малышке там присутствовать ? т.к.все будет в ресторанчике проходить а лишний раз не хочется быть там где много народу, дочурка еще масенькая…
Все делали или можно не делать калжа?

  • Наверх

#2

Off
 

zhank

zhank

  • Город:Казахстан, г. Караганда
  • Возраст первого ребенка:22-08-2010
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 29 Январь 2013 — 14:49

Традиции: Калжа

«Калжа»: здоровье матери — здоровье нации Казахский народ всегда сильно любил, лелеял своих детей, трепетно заботился о будущем поколении. В наши дни сохранилась древняя традиция – «Калжа», оберегающая здоровье будущего ребенка, и, в первую очередь, конечно, здоровье его матери.

Галия Кайдауылкызы

ИзображениеКак только родные замечают, что приближается время рождения ребенка, они сразу же начинают оберегать будущую маму, оказывать ей всяческую поддержку и выполнять ее желания, заранее готовят и держат на привязи молодой скот для «Калжа». Перевод слова «Калжа» означает выражение «кал, жаным» (буквально: «кал» – останься, «жаным» – душа). Это выражение произошло от причитания родных беременной при ее родах, так как внешне обычные роды отнимают очень много сил! Роженице для благополучного разрешения необходимо много терпения и выдержки, и не все выдерживают этот путь…
Описывая муки будущей матери, говорят: «дух держался только на подбородке», т.е. душа роженицы была между жизнью и смертью.
В знак благодарности аруахам (духам), а также в честь особого торжества и радости, в связи с благополучным исходом, молодой маме все родные, близкие со стороны мужа и по линии роженицы, привозят положенное угощение – «Калжа». Это чаще всего бывает какая-либо живность – молодой барашек – ягненок, так как роженицам после родов для быстрого восстановления сил и обильного грудного молока готовят вкусное мясо с ароматной сорпой и другие вкусные деликатесы из мяса.
Другим снохам угоститься «калжа» – большой почет и очень хорошая примета, а также отличный повод для встречи за обильным дастарханом. Поэтому, пригласив всех родных и близких, 12 позвонков баранины варят, и с особым торжеством дают попробовать всем. Гостей кормить досыта не обязательно, как в народе говорят: «что попробовал, то и поел», однако, соблюсти обычай необходимо, и, согласно ритуалу, – мосол с асыком берет близкая сноха, почистив, вешает на изголовье бесiка (колыбели) новорожденного. Из другого мосла (кости) мастер мастерит «шюмек» (специальная трубочка, предназначенная для туалета малыша). Роженица берет шейные позвонки ягненка, на которых находится самое нежное и мягкое мясо, отделяет его от кости и аккуратно съедает, так как после родов зубы у женщины шаткие, организм ещё ослаблен. Поэтому зубы очень берегут. Затем, в очищенные шейные позвонки молодая мама вдевает нитку и вывешивает их сушить. Есть такая примета, что чем ровнее затвердеют шейные позвонки, тем ровнее будет шея у ребенка.
Наваристый, сочный бульон (сорпа), оставшийся после варки мяса, очень полезен. В течение сорока дней после родов молодой маме необходимо хорошенько пропотеть – «шілде тері», и это обязательно, так как любые осложнения могут послужить началом серьезных заболеваний.
Для того, чтобы вышел весь пот – «шілде тері», нужно ребра баранины без жира варить на слабом огне, снимая пену. Необходимо сорпу часто перечерпывать, при этом приговаривать добрые пожелания роженице; чем чаще перечерпывают, тем больше эффект и вкуснее бульон. Готовую сорпу, не добавляя в нее других продуктов, дают пить молодой маме. Женщину сразу же кутают в одеяло, и в течение полутора часов, время от времени дают ей сорпу, чтобы она пропотела «до ногтей». Пропотевшая роженица сразу почувствует облегчение. Самое главное, чтобы ее не продуло после такой процедуры. Мокрую от пота одежду нужно менять несколько раз, и, таким образом, сушить тело постепенно. После чего роженица должна избегать малейшего переохлаждения.
Этот древний обычай сохранился до наших дней, потому что он способствует сохранению жизни и здоровья матери и ее ребенка.


взято отсюда: http://www.businessw…2007/2/729.html

подразумевает просто заботу о роженице, чтобы первые сорок дней, после родов, она была хотя бы частично избавлена от домашних дел

  • Tea и Skromnitsya это нравится
  • Наверх

#3

Off
 

Savlewka

Savlewka

    Увлекаюсь постепенно

  • Пользователи
  • Pip

  • 28 сообщений
  • Город:Астана
  • Возраст первого ребенка:26-10-2012
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 29 Январь 2013 — 15:14

подразумевает просто заботу о роженице, чтобы первые сорок дней, после родов, она была хотя бы частично избавлена от домашних дел

А вы справляли? И детишки присутствовали в это время?

  • Наверх

#4

Off
 

zhank

zhank

  • Город:Казахстан, г. Караганда
  • Возраст первого ребенка:22-08-2010
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 29 Январь 2013 — 15:58

в Караганде, калжа дают родственники жены, в ВКО, родственники мужа, так как муж карагандинец, мама отправила мне тушу барашка, я отварила шейные позвонки, пришли родственницы мужа и угостились, мы чтобы 2 раза не приглашать, всех пригласили на 40й день после родов, чтобы они же сразу ребенку и волосы сбрили и ногти постригли и искупали, и мне проще было, чем 2 раза принимать одних и тех же людей в гости

если у вас есть возможность ребенка с собой не брать, то лучше воспользуйтесь им, в маленьком возрасте им все это ни к чему, ИМХО,

Сообщение отредактировал zhank: 29 Январь 2013 — 15:59

  • Наверх

#5

Off
 

Ленчик

Ленчик

  • Город:Караганда
  • Возраст первого ребенка:19-07-2002
  • Сколько детей у Вас есть?:3

Отправлено 29 Январь 2013 — 16:12

а я не поняла автора. Почитав про обычай я поняла, что он для недавно родившей женщины, а зачем его делать для маленького ребенка? Может чего я не поняла? Объясните.

  • Наверх

#6

Off
 

zhank

zhank

  • Город:Казахстан, г. Караганда
  • Возраст первого ребенка:22-08-2010
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 29 Январь 2013 — 16:35

все правильно, это для роженицы,

только традиция скорректирована и сейчас, это просто повод собраться всем вместе и посидеть где нибудь, для автора важно, можно ли маленького ребенка брать в ресторан, например мой муж и его родственники, были бы против присутствия ребенка, риск подхватить какое нибудь ОРЗ, очень высок

Сообщение отредактировал zhank: 29 Январь 2013 — 16:38

  • Наверх

#7

Off
 

Ленчик

Ленчик

  • Город:Караганда
  • Возраст первого ребенка:19-07-2002
  • Сколько детей у Вас есть?:3

Отправлено 29 Январь 2013 — 16:38

Много раз слышала об обычае КАЛЖА, а что это такое? Что подразумевает под собой? Знаю что собираются там только представители женского пола, дочурке скоро собираемся делать, т.е.родители будут делать, вопрос а надо ли малышке там присутствовать ? т.к.все будет в ресторанчике проходить а лишний раз не хочется быть там где много народу, дочурка еще масенькая…

вот ведь она пишет, что дочке хотят делать.

  • Наверх

#8

Off
 

zhank

zhank

  • Город:Казахстан, г. Караганда
  • Возраст первого ребенка:22-08-2010
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 29 Январь 2013 — 17:00

ммм, даже не знаю, но вообще Калжа, это то что описано выше, и к ребенку это не имеет никакого отношения, и надо это делать до сорока дней после родов, чтобы роженица восстановила свое здоровье, наверное она не правильно поняла или речь о другом обряде :uncertain:

  • Наверх

#9

Off
 

Savlewka

Savlewka

    Увлекаюсь постепенно

  • Пользователи
  • Pip

  • 28 сообщений
  • Город:Астана
  • Возраст первого ребенка:26-10-2012
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 29 Январь 2013 — 19:46

ммм, даже не знаю, но вообще Калжа, это то что описано выше, и к ребенку это не имеет никакого отношения, и надо это делать до сорока дней после родов, чтобы роженица восстановила свое здоровье, наверное она не правильно поняла или речь о другом обряде :uncertain:

Вот и я в замешательстве, но речь идет о том калжа на котором собираются только женщины. Но казахи ведь такой народ, любит собраться) (не в обиду никому) у нас гости собирались и на выписке и на 40дней. На самом деле была бы моя воля я бы не делала калжа, а сразу бы погуляли на годике, ведь 40дней отметили жеть :uncertain:

  • Наверх

#10

Off
 

elmira_Ism

elmira_Ism

  • Город:Астана
  • Возраст первого ребенка:27-04-2012
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 30 Январь 2013 — 11:36

Мы тоже как Жанна, делали на 40 дней и калжа и кыркынан шыгару. Пригласили женщин, родители купили мне барана, плюс всякие вещи для дочи, еще она привезла дорба всякие (калта), подарила их матери супруга, и доче всяких разных вещей, серьги, одежду. Сразу побрили ее, подстригли ногти. Сейчас обычно делают так. Но кто-то отдельно собирает гостей на Калжа. Тогда ваша свекровь должна у себя делать, а ваша мама нести все эти «дары».

  • Наверх

#11

Off
 

zhanna_AST

zhanna_AST

  • Город:Астана
  • Возраст первого ребенка:03-02-2012
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 30 Январь 2013 — 12:17

У нас было калжа в ресторане. в настоящее время калжа этот как повод собраться-погулять-отпраздновать что-ли.
Свекровь звала гостей-женщин, многие делали калта, дарили подарки.итд.
Меня с ребенком там не было, и ничего страшного в этом нет. я тоже побоялась, что сына заболеет да и народу много, шум….
Женщинам и так там весело было)

  • Наверх

#12

Off
 

LAGUNA

LAGUNA

  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:13-02-2013
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 30 Январь 2013 — 13:38

вроде бы калжа всю жизнь делали роженице только что родившей. ну до 40 дн это точно, но не на 40 дней…
Калжа это в основном уход за женщиной, чтобы быстрее восстановилась. В течение 40 дн давали сорпу из баранины….в горячем виде…
странно то что в этой темке описано ничего не поняла

  • Наверх

#13

Off
 

zhank

zhank

  • Город:Казахстан, г. Караганда
  • Возраст первого ребенка:22-08-2010
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 30 Январь 2013 — 15:27

мягко говоря, к сожалению не все казахи, знают, особенно те кто живет в городе истинный смысл обрядов и традиции, как говориться «слышу звон, да не знаю где он», знают что есть обряд такой, только не знают его смысла, поэтому такая путаница, и теперь «калжа повод, просто собраться и посидеть» за счет самой роженицы или ее родственников, и многие чтобы не нести двойные траты справляют 40 дней и калжа, для ГАЛОЧКИ! вот это и обсуждаем!

Сообщение отредактировал zhank: 30 Январь 2013 — 15:29

  • Наверх

#14

Off
 

Шерлок

Шерлок

  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:05-02-2013
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 31 Январь 2013 — 12:58

а я вообще только здесь про такой обряд услышала!
хех, стыдно! хотя признаться честно, я вообще никаких обрядов не знаю…

  • Наверх

#15

Off
 

Savlewka

Savlewka

    Увлекаюсь постепенно

  • Пользователи
  • Pip

  • 28 сообщений
  • Город:Астана
  • Возраст первого ребенка:26-10-2012
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 01 Февраль 2013 — 21:21

вроде бы калжа всю жизнь делали роженице только что родившей. ну до 40 дн это точно, но не на 40 дней…
Калжа это в основном уход за женщиной, чтобы быстрее восстановилась. В течение 40 дн давали сорпу из баранины….в горячем виде…
странно то что в этой темке описано ничего не поняла

Сегодня калжа скорее всего из всего вышесказанного наверное не для роженницы праздник а просто повод встретиться)))

мягко говоря, к сожалению не все казахи, знают, особенно те кто живет в городе истинный смысл обрядов и традиции, как говориться «слышу звон, да не знаю где он», знают что есть обряд такой, только не знают его смысла, поэтому такая путаница, и теперь «калжа повод, просто собраться и посидеть» за счет самой роженицы или ее родственников, и многие чтобы не нести двойные траты справляют 40 дней и калжа, для ГАЛОЧКИ! вот это и обсуждаем!

В точку!!!!!

  • Наверх

#16

Off
 

xxx

xxx

    Новичок приходящий

  • Новички
  • 1 сообщений
  • Возраст первого ребенка:00-00-0000
  • Сколько детей у Вас есть?:ждем 1 ребенка

Отправлено 29 Февраль 2016 — 20:47

Вообще сейчас казахи то ли из-за незнания, то ли из лени не соблюдают всех традиций и обычаев, связанных с рождением ребенка. Да, их очень много, и средств нужно не мало, но самые основные, я считаю, должны знать все и стараться выполнять.

1. Шилдехана — это празднование рождения ребенка. Сейчас делается в день выписки. Мама роженицы первой встречает ее с ребенком. Дома делает освещение горящей свечой или святой водой, особенно то место, где будет спать ребенок. На этот праздник никого не зовут. Просто после выписки все собравшиеся, а это самые близкие люди идут домой и кушают калжа, приготовить его может мама одного из новоиспеченных родителей. А ребенка желательно, кроме мужа и родителей, никому не показывать. Также молодую маму родители мужа одаривают подарками, обычно это золотые украшения, драгоценные камни, которые потом переходят ребенку. Сейчас часто дарят деньги. То есть все этои подарки со стороны мужа — благодарность снохе за продолжение рода. Родители жены привозят детское приданное.

2. Калжа — это мясное угощение из молодого барашка, которого должны привезти родители мужа, если их нет, то сам муж. Первой отведать его дают роженице, чтобы она восстановила силы после родов и сорпу, чтобы молоко было питательнее. Далее угощаются все остальные. Шейные позвонки барана муж очищает догола от мяса, позвонки вывешивают сушиться, а мясо с позвонков кушает только молодая мама. Из оставшегося мяса нужно варить супы и бульоны для молодой мамы до 40 дней, так заботятся о ее здоровье и самое главное о зубах, которые после родов очень портятся.

3. Кыркынан шыгару — собирают близких уважаемых женщин с обеих сторон и киндик шеше, которой должна быть девушка или женщина из хорошей семьи, с легкой судьбой, хорошим характером, так как считается, что все эти качества она передает ребенку. В старину киндик шеше перерезала пуповину в момент рождения ребенка, поэтому так и назавется, но сейчас чаще это делает муж в партнерских родах или же акушерка. Она должна ребенка побрить, постричь ногти и омыть 40 ложками воды, приговаривая каждый раз добрые пожелания. Остальные женщины могут ей помогать. Посте обряда киндик шеше дарят золотые украшения, деревянную чашу и ложку, из которой она омывала ребенка. А она в свою очередь золотую булавку, защищающую ребенка от сглаза. Остальным женщинам монеты из ванночки, в которой купали ребенка и раздают калта. Ну и собираются за праздничным дастарханом.

4. Тусау кесер — обрезание пут. Отмечают чаще совместно с празднованием первого годика. Выбирают молодую девушку с хорошей судьбой, добрым характером и красивой походкой. Ребенка отвлекают бабушки, надевают на него путы в форме восьмерки из белой, зеленой и красной лент, переплетенных между собой. Девушка должна их перерезать, так она открывает перед ним дорогу. Ребенок проходит по ак жол, где в конце ложат разные вещи. Считается, какой предмет ребенок выберет, с тем и будет связана его профессия. Ну а дальше дастархан)))

Вот то, что нужно сделать до годика. Вроде не много. Просто не нужно собирать на каждый обычай много народу, как это любят делать богатые казахи, а остальные потом на них ровняются. Ведь главное — сделать!

  • Skromnitsya это нравится
  • Наверх

девочки, кто знает про казахские обычаи и традиции, расскажите пожалуйста

7 сентября 2014 20:47

Кое-что почитала в интернете, но что-то мало информации… интересны традиции связанные с рождением ребенка… шелдехана, колжа, тусау кесу… Раскажите как у Вас проводились/будут проводится эти обычаи/ традиции

Комментарии

xxx

Вообще сейчас казахи то ли из-за незнания, то ли из лени не соблюдают всех традиций и обычаев, связанных с рождением ребенка. Да, их очень много, и средств нужно не мало, но самые основные, я считаю, должны знать все и стараться выполнять.

1. Шилдехана — это празднование рождения ребенка. Сейчас делается в день выписки. Мама роженицы первой встречает ее с ребенком. Дома делает освещение горящей свечой или святой водой, особенно то место, где будет спать ребенок. На этот праздник никого не зовут. Просто после выписки все собравшиеся, а это самые близкие люди идут домой и кушают калжа, приготовить его может мама одного из новоиспеченных родителей. А ребенка желательно, кроме мужа и родителей, никому не показывать. Также молодую маму родители мужа одаривают подарками, обычно это золотые украшения, драгоценные камни, которые потом переходят ребенку. Сейчас часто дарят деньги. То есть все этои подарки со стороны мужа — благодарность снохе за продолжение рода. Родители жены привозят детское приданное.

2. Калжа — это мясное угощение из молодого барашка, которого должны привезти родители мужа, если их нет, то сам муж. Первой отведать его дают роженице, чтобы она восстановила силы после родов и сорпу, чтобы молоко было питательнее. Далее угощаются все остальные. Шейные позвонки барана муж очищает догола от мяса, позвонки вывешивают сушиться, а мясо с позвонков кушает только молодая мама. Из оставшегося мяса нужно варить супы и бульоны для молодой мамы до 40 дней, так заботятся о ее здоровье и самое главное о зубах, которые после родов очень портятся.

3. Кыркынан шыгару — собирают близких уважаемых женщин с обеих сторон и киндик шеше, которой должна быть девушка или женщина из хорошей семьи, с легкой судьбой, хорошим характером, так как считается, что все эти качества она передает ребенку. В старину киндик шеше перерезала пуповину в момент рождения ребенка, поэтому так и назавется, но сейчас чаще это делает муж в партнерских родах или же акушерка. Она должна ребенка побрить, постричь ногти и омыть 40 ложками воды, приговаривая каждый раз добрые пожелания. Остальные женщины могут ей помогать. Посте обряда киндик шеше дарят золотые украшения, деревянную чашу и ложку, из которой она омывала ребенка. А она в свою очередь золотую булавку, защищающую ребенка от сглаза. Остальным женщинам монеты из ванночки, в которой купали ребенка и раздают калта. Ну и собираются за праздничным дастарханом.

4. Тусау кесер — обрезание пут. Отмечают чаще совместно с празднованием первого годика. Выбирают молодую девушку с хорошей судьбой, добрым характером и красивой походкой. Ребенка отвлекают бабушки, надевают на него путы в форме восьмерки из белой, зеленой и красной лент, переплетенных между собой. Девушка должна их перерезать, так она открывает перед ним дорогу. Ребенок проходит по ак жол, где в конце ложат разные вещи. Считается, какой предмет ребенок выберет, с тем и будет связана его профессия. Ну а дальше дастархан)))

Вот то, что нужно сделать до годика. Вроде не много. Просто не нужно собирать на каждый обычай много народу, как это любят делать богатые казахи, а остальные потом на них ровняются. Ведь главное — сделать!

29 февраля 2016 17:38

Ответить

0

жан

Қалжа — древний обычай казахский национальной кухни, связанный со здоровьем женщины. «Қалжа» называют жертвенный скот, специально предназначенный для приготовления блюд, для только что родившей женщины. По обычаю, «Қалжа» привозят родственники или близкие люди родившей женщины. Это является признаком уважения и очень почетно. «Қалжа» может приобрести и муж, родившей женщины. Для «Қалжа» обычно берут молодого барашка или овцу, чтобы мясо было нежное, а бульон питательный.Роды — естественный физиологический процесс, требующий от женщины много сил и здоровья. Чтобы восстановить силы и здоровье после родов, в течении 40 дней роженицу, как и родившегося ребенка, родственники мужа выхаживают и оберегают. Отведав блюда из «Қалжа», она быстро восстановит свои силы и здоровье. Ежедневное употребление бульона стимулирует выработку более питательного грудного молока у женщины. Говоря о «Қалжа» особенное внимание уделяется шейным позвонкам отварного барашка. Их отваривают не разделяя — целиком, и роженица должна съесть мясо с позвонков, не нарушая их целостности. Затем, проводят нитку через центральное отверстие позвонков, и подвешивают на стену, как талисман, у кроватки ребенка. Существует поверье, что у малыша быстрее окрепнут позвонки и он крепко, и высоко будет держать свою голову. Этот талисман висит до тех пор, пока малыш не станет самостоятельно держать свою головку.Считается, что голова, грудь, спина, поясница, суставы женщины «сырые», ослабленные после родов, поэтому, ей надо хорошо пропотеть — «дозреть», и находиться в тепле в течении 40 дней. В казахской национальной одежде это все учтено, в гардеробе молодой женщины обязательно должен быть платок, удлиненный и утепленный жилет, тонкие кожаные сапожки. Готовить блюда из «Қалжа» для роженицы — обязательный этикет и долг у казахов. Есть поверье, что если женщина не отведает «Қалжа», у нее будут больные суставы, ослабнут ногти, станут выпадать волосы и зубы. Всегда, даже самый бедный казах, старался заготовить «Қалжа» для своей жены. Это описывается и в казахской литературе: «Менің сорлы шешеме қалжа қайда. Қой сат деп әкем барды көрші байға» — «Откуда моей бедной матери калжа. Отец пошел к соседу баю, дабы купить у него барана». (Султанмахмут Торайғыров).

16 июня 2017 09:31

Ответить

0

LILY

Ой мне тоже интересно все! В закладки! Скоро годик, надо будет тысау кесу сделать.

9 сентября 2014 13:04

Ответить

0

Наз

До тусау кесу вам еще рано. Шилдехана и калжа делают до 40 дней)

8 сентября 2014 18:29

Ответить

0

Регина

я хочу заранее знать)что да как делается… я не особо знаю всех тонкостей традиций… а как у вас делалось и что делают на шелдехана и калжа??? а то я в нете почитала, так ???

В этот период у казахов обычно отмечались первый, третий, и пятый, седьмой и сороковой дни. В первый день молодежь без приглашения собиралась на шилдехана, чтобы отменить по традиции рождение ребенка. Наиболее важную роль в праздниках играла «кындык шеше». Она становилась для ребенка как бы второй матерью, «кындык шеше», буквально пуповинная мать, т.е.крестная мать. Она играет наиболее важную роль в первые сорок дней жизни ребенка и является наиболее почетным гостем. Крестная мать обязательно должна быть энергичной, благовоспитанной, честной, так как согласно магическим верованиям, бытующим у казахов, ее качества передаются ребенку. Она была наиболее почетным гостем, в каждый из упомянутых дней приносила ребёнку и его матери подарки.

Затем на сороковой день от рождения ребенка проводилcя детский обычай колжа. Колжа – ритуальное угощение матери после родов. Блюда предназначались главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей, в первую очередь, подавался горячий бульон и только потом угощались остальные. Для такого случая приносили в жертву молодую овцу и отваривали её. Большое значение придавали шейному позвонку. Участники трапезы откусывали мясо зубами. Причем первая это делала роженица, а последняя киндик шеше (вторая мать). После трапезы кость не выбрасывали, а насаживали на палочку сквозь спинномозговой канал и вешали на женской половине юрты. Снимали его только тогда, когда ребенок умел держать голову.

Ну это конечно написано как в древности делали, а как современные казахи это отмечают??))

мы делали только кыркынан шыгару и все….

8 сентября 2014 20:39

Ответить

0

Наз

Тут все как в сказке)))

Насколько я знаю, то калжа делают после родов. Ну моя мама купила барашка и отправила к нам. Свекровка сварила из него супец, точнее из той кости, что указано у тебя в тексте. Но вот сохранилась ли кость я не помню))) Мы не особенно суеверны, поэтому относились к этому как то просто.

Шилдехана мы совместили с кыркынан шыгару, это тупо пригласили гостей. После обряда 40-нан шыгару гости давали коримдик за то, чтобы посмотреть малышку. Это были деньги или подарки. Затем была трапеза с бешом и т.д.

Киндик шеше у нас нету. Так как муж не захотел. Он считает, что это было в СССР, что его дочке не нужна «вторая мама», ну я не стала спорить. А вообще в современности киндик шеше и киндик аке, т.е крестный папа и мама, выбранные родителями выписывают из роддома новорожденного, покупают конверт и какой нибудь дорогой подарок типа коляски.

Тусау кесу обычно делают тогда, когда малыш стоит без опоры и делает первые шаги. Обычно это делают на годовасие. Стелят на пол белый длинный материал как дорожку, по нему малыша проводит мама с папой, или бабушка с дедушкой предварительно сделав петлю из черной и белой нити и завязав ноги как цифру 8. Посмотри видео на ютубе.) Когда малыша проведут по этой дорожке, то в конце пути эту петлю перерезает женщина, которую вы выберете заранее. Она произносит текст типа тай тай балам, тусауынды кесемин… Ну как то так)))

просто мы не очень суеверны, поэтому не придерживаемся всех традиции…

8 сентября 2014 21:25

Ответить

0

Регина

ой, Назерке, спасибо большое, за такой подробный ответ!!! просвятила меня бестолковую)))… я тоже не особо суеверная, и муж так же, да и родители мои тоже не придерживаются и не особо знают что да как), а вот с родителями мужа все сложнее(( они с этими традициями чуть свадьбу нам не расстроили(ну не буду о плохом)… так вот они очень много говорят надо так, надо сяк… а сами не делают(((
кыркынан шыгару мы сделали….40 ложечек воды и т.д, беш это было… а вот калжа не было (да я и не знала про него пока в нете не прочла)…
а вот к тусау кесу хочу подготовиться основательнее))

8 сентября 2014 21:52

Ответить

0

Наз

Ну если свекры знают все и придерживаются, то могли бы и объяснить что как и зачем. Тем более рассказать про калжы. 40-нан шыгару все верно, тусау кесу тоже легко и просто.

Честно говоря меня иногда бесят все эти обряды, особенно когда сватовство и свадьба. Тоже были чуть ли не срывы на свадьбе и сватовстве((((

8 сентября 2014 22:46

Ответить

0

МамаСладкихДетишек

эх этот калжа

когда выписывали меня с роддома, моя мама сказала что родители мужа должны зарезать барана и варить суп с него все 40 дней а шею там нужно было его сварить так же а потом кость хранишь дома, типа шея быстрее окрепнет. Родители мужа по традициям дуб дубом, поделили эту шею на несколько частей когда моя мама узнала у нее был шок типа обычай есть обычай и надо соблюдать

в о концовке мама моя купила барана, свекр зарезал, и эту шею порубил потом не наши ни конца ни начала, а свекровь сказала я не собираюсь из за тебя кушать каждый день беш, и вообще суп не варили, она сказала что любит курдат из баранины и через день ели курдак вот такая у нас семейка.

40 дней делали дома, на 20-25 чел, где я с утра до ночи пахала ухаживая за гостями. Тут свекровь про традиции вспомнила и как оказалась все она прекрасно знает, и сказала что бы моя мама приданное для малыша привезла, мама все от а до я привезла. Они ничего не покупали и по сей день не покупают.

Год так же свекровь не хочет делать, хотя я у нее на это деньги не просила, она видишь ли свои дом жалеет, говорит дома грязно будет а кафе дорого пусть твоя мама делает если хочет вообщем все валят на нее. Вот так и живем

Киндик шеше у нас какой нет. И не думали даже об этом.

Тысау кесу надо будет в год делать не смотря на то что будем отмечать или нет…

9 сентября 2014 09:20

Ответить

0

Регина

ой, знать то они знают наверное, только когда все пройдет начинают причитать вот так надо было, или вот так….
у нас есть кындык шеше тока мы с сыном ее раз в жизни видели… на 40 дней (пару деньков была) и все… не знала что они такие подарки должны дарить…

9 сентября 2014 19:04

Ответить

0

Регина

ох уж эти обычаи… мы далеко живем от родителей мужа и от моих родителей, получилось так что из роддома меня приехала забирать только мама мужа(родители мужа договорились что сначала они поедут, потом мои).в день выписки свекровь приготовила беш(но меня почему то им не кормили сказали что мне нельзя — я так и не поняла почему)… через 3 дня она уехала и все) потом на 40 дней приехала кындык шеше, мы позвали соседей и 2 друга мужа были и все, я беш приготовила посидели и разошлись….
а калжа, шилдехана ничего такого не делали… а вот к тусау кесу и годику хочется подготовится) будем дома делать

9 сентября 2014 19:41

Ответить

0

Наз

А где живут его родители?

9 сентября 2014 22:20

Ответить

0

Чолита Мамасита

О, я доклад в колледж по ним готовила) Их много очень, на несколько печатных листов

8 сентября 2014 18:14

Ответить

0

Счастливая

Мы только 40 дней отметили. И то в кругу родителей. Год отмечать думаю не будем. А тусау кесу сделаем так же просто дома

7 сентября 2014 20:49

Ответить

0

Регина

мы тоже 40 дней только(кыркынан шыгару), а вот все остальное не делали… хотя по обычаям вроде кто-то к кому-то едит с бараном и т.д и т.п… вот про это хотелось бы узнать поподробнее

7 сентября 2014 21:00

Ответить

0

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Как я калта на калжа готовила

Довелось мне на выходных побывать на казахском празднике калжа по приглашению своей коллеги Сауле. Прочитав в Интернете имеющуюся информацию, для себя поняла, что вообще, калжа празднуется через 40 дней после рождения ребенка. Но у семьи моей коллеги то время совпало со временем траура. Поэтому праздник перенесли. И спустя один год восемь месяцев со дня рождения, маленького Сулеймана пришли поздравить родственники и друзья в количестве, на минутку, 120 человек. Предназначение этого мероприятия – возблагодарение Аллаха за то, что он подарил им сына.

Прикосновение к другой культуре всегда интересно. Все по-другому. С порога заявляю: гостеприимство невероятное. Встретили как родную. И сначала, что стало для меня неожиданностью, усадили пить чай. Большой стол со сладостями встречал на входе. Когда все гости отведали горячий и ароматный напиток из белоснежных пиал, седовласый старейшина велел выключить музыку, все сложили ладони ковшиком, и он прочел молитву-напутствие на начало праздника.

Сулеймана Султанова встретили аплодисментами, хлопушками и приветствиями. Сам маленький герой праздника в национальном бархатном костюмчике сидел на руках у дедушки, как выяснилось позже, юбиляра, и не знал, что он сегодня самый главный.

За дедушкой с внуком с огромным подносом с конфетами шла мама малыша и одаривала выстроившихся в живой коридор гостей. Упавшие конфеты подбирали с пола женщины и ребятишки и бережно уносили в свои сумки, потому что, как мне пояснили, это добрый дар, на счастье получившим его людям.

После этого действа всех пригласили за столы. С левой стороны зала расположились мужчины, с правой – женщины. Ведущая славила той, юбиляра-дедушку и Сулеймана. Поздравлять выходили большими семьями. Прежде поздравления, танцевали. Были и песенные народные поздравления. Женщины старшего возраста почти все были в головных уборах – определенным образом повязанных платках, многие – в национальных костюмах.

Застолье шло своим чередом, закуски, горячее, женщины за столом в большинстве пили морс, лишь некоторые пригубили спиртного.

У сцены был подготовлен стол с калта. О том, что такое калта, я узнала от своей приятельницы Айгуль, за что ей спасибо большое. Она пояснила, что если я подготовлю калта, то уважу традиции казахского народа. Калта – это украшенный мешок с подарками для женщин клана. В него кладутся разные вкусности, красивости и полезности. Фрукты, вино, наряды, безделушки, сладости, платки, игрушки, сувениры и многое другое.

Калта по-русски я подготовила, но не дождалась, как это проходит на празднике, и тихонечко вручила подарок Сулейману и калта его замечательной маме, чтобы она им распорядилась. На что Сауле преподнесла мне шикарное блюдо для бешбармака с национальным орнаментом, платочек для старшей дочки, полотенце для мужа и подарочек для младшей. Я начала было отказываться, как так, по нашему, я же должна дарить, а не меня одаривать. На что хозяйка строго сказала – так положено, таков обычай. Не дождалась я и главного горячего – забитого к событию коня. Впрочем, после того обилия закусок и самых разных блюд, я вряд ли смогла бы проглотить еще хоть один кусочек. Все было невероятно вкусно.

А торопилась я потому, что, что калжа совпал с православным праздником Крещения, и мне необходимо было съездить в церковь. Но и за два часа празднования калжа я прочувствовала национальный колорит казахского обряда и гостеприимство его народа.

Источник:
Штурман-медиа

21 Января 2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий кадетского мероприятия
  • Сценарий интимного вечера дома
  • Сценарий инаугурации президента техникума
  • Сценарий игровой программы что где когда
  • Сценарий календарно обрядового праздника