Сценарий капустник осенний праздник

Сценарий осеннего праздника "Веселый капустник"

Сценарий осеннего праздника

«Весёлый капустник»

Декорации: на мольберте   2 изображения капусты с глазками, носиком и ротиком. Это для двух команд.

Названия команд: «Удальцы», «Молодцы».

Звучит музыка, дети входят в зал

Вед.   Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители!

Только лето пролетело,

Дружно мы взялись за дело!

Урожай мы весь собрали,

Этот праздник долго ждали!

Надо осенью трудиться,

Все должны об этом знать.

Если вздумаешь лениться –

Будешь зиму голодать!

А сегодня в гости просим

Мы хозяйку – чудо-Осень!

Под музыку входит Осень, поздравляет с праздником осенним.

Осень: Здравствуйте, а вот и я

             Меня вы все узнали?

             Я – Осень золотая!

Осень Я конкурсы весёлые придумала для вас,

             И праздник с удовольствием я объявлю сейчас!

             Праздник наш мы начинаем,

             Вместе песню запеваем!

             ПЕСНЯ «Постучалась осень» муз. М.Еремеевой

Осень Праздники осенью разные бывают

             И потому их вот так называют:

Дети (поочереди):

Пир овощей!

Осенний бал!

День листопада!

Осенний карнавал!

А, может быть, арбузник?

Осень А наш мы назовём…

ВСЕ     КАПУСТНИК!

Осень У нас на Руси капусту уважают,

             Её за обе щёки ребята уплетают.

             С ней делают салаты, супы и голубцы…

             Едите вы капусту?   Тогда вы молодцы!

Осень: Сегодня на нашем капустнике пройдут весёлые конкурсы, а победит тот, кто быстрее украсит наши капустные кочаны разноцветными бантиками. (Т.е. за каждую победу команде — бант).

А я хочу представить всем своих гостей.

Аплодисментами встречаем свиту овощей!

Только с некоторых пор

Затевают они спор.

Чтобы не было там ссор,

Выслушаем разговор

Овощи (все хором):Кто из нас, из овощей, и вкусней, и нужней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней

Осень

Выскочил горошек – ну и хвастунишка!

Горошек :Я такой хороший зелененький мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу

Осень От обиды покраснев, свекла проворчала:

Свекла (важно):Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала:

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай —

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи!

А какие вкусные

Пирожки капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

На зубах хрустит, хрустит…

Я могу вас угостить!

Редиска (Скромно): Я — румяная редиска.

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):Про меня рассказ не длинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку —

Будешь ты тогда, дружок, крепким,

сильным, ловким!

Осень

Тут надулся помидор и промолвил строго:

Помидор: Не болтай, морковка, вздор.

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный! Витаминов много в нем.

Мы его охотно пьем!

Лук ;Я — приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я — простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Баклажан: Да, картошка всем нужна,

А баклажанная икра так вкусна, полезна…

Осень: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Чтоб здоровым, сильным быть,   надо овощи любить,

 Все без исключения,  в  этом нет сомнения!

Спорить не за чем, все вы и  полезны, и вкусны!

Осень: Ой, ребята, а вы ничего не слышите?

             Кто-то ещё к нам на праздник спешит…

Под музыку входят Кикимора и Леший.

Кикимора:    Как мы долго с Лешим шли,

                       Наконец-то вас нашли!

                       Мы пришли соревноваться,

                       С ребятнею состязаться!

Леший:         Всё равно мы вас умнее,

                       И быстрее, и сильнее!

Кикимора:        И играть мы все умеем,

                           Мы вас мигом одолеем.

                           Лешик, свистни посильней,

                           Позови наших друзей!

Появляются 2 разбойника (2 родителя).

Леший: Вот команда, высший класс!

              И не то, что там у вас!

Осень: Ну что ж, Кикимора, нужно придумать названия командам.

             Детская команда – МОЛОДЦЫ.

              А ваша — …….

Леший (кричит) Огурцы!!!

Кикимора:    Сам ты огурец солёный! Мы будем – ХИТРЕЦЫ!

Осень: Ну что ж, начинаем состязанье,

             Ищем первое заданье.

             Вы загадку отгадайте,

             Где задание — узнайте!

             Ты кругла, вкусна, красива!

            Ты сочна, ну просто диво!

             Борщ, свекольник, винегрет…

             Без тебя уж не обед!

             Ты во всем нам помогла,

             А зовут тебя…         (Свекла)

             Осень идёт к грядке, берёт свеклу (муляж), на ней записка с заданием.

Осень: Вам задание читаю, первый конкурс объявляю.

1 конкурс: Конкурс «Листопад»Для конкурса приглашаются учащиеся, которые делятся на две равные команды. Веревочка обозначает центр игрового поля. На полу, на обеих половинах поля, разложены по 20 кленовых листьев. По команде команды начинают перекидывать листья на противоположную половину. Звучит веселая музыка. Через 2 минуты подводятся результаты конкурса. Побеждает та команда, на площадке которой окажется меньше листьев. Команда-победительница награждается сладкими призами.

Осень: Подводим итоги первого конкурса!

             Пусть у нас всё честно будет,

             Гости нас сейчас рассудят!

             Нужно, чтобы я спросила:

             «Чья команда победила?»     Все: МОЛОДЦЫ!

Осень: Замечательно! На капустной головке появляется вот такой замечательный бантик!

Кикимора:    Мы ещё покажем вам,

                       Как устроим тарарам!

Осень:  Какой следующий конкурс – никто не догадается…

«Принц на горошине» В этой игре принимают участие только мальчики. Нужно поставить в ряд стулья по количеству участниц (3-4 игрока). На каждый стул кладется определенное количество круглых карамелек,. Например, на первый стул кладут 3 конфетки, на второй – 2, на третий – 4. Сверху стула накрывают непрозрачный полиэтиленовый пакет. Участники рассаживаются на стулья и включают ритмичную музыку. Танцуя попой на табуретке, они должны определить, сколько под ними находится конфет.

Осень: Коль на праздник вы пришли,

             Подружиться все должны!

             Наш капустник продолжаем,

             Всех на танец приглашаем!

Танец с осенними листочками. /3/

Осень Продолжаем состязание,

            Ищем новое задание.

            Отгадайте вы загадку,

            Что растёт на нашей грядке!

            Красная девица,

           Зелёная косица,

           Спряталась ловко

           Под землёй…. (морковка).

Осень (подходит к грядке, берёт морковку, читает задание).

             Есть один вопрос для вас,

             Отвечайте сей же час,

             Если в лес, друзья, пойдёте,

             Вы его всегда найдёте,

            Соберёте в кузовок,

            В шляпе вкусненький….. (Грибок!).

Хитрецы ПЕНЁК! КОЛОБОК!

Осень Дети, правильный ответ? -НЕТ!

Кикимора (ругает Хитрецов):

Сами вы пеньки! Опять не выиграли! Наша капуста не нарядная!

Осень: А вы будьте повнимательнее! Сейчас следующий конкурс…

КОНКУРС:   «ПАРОВОЗИК» /4/

В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу

команды змейкой обегают грибы по «извилистой тропинке» (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:

— не уронила ни один гриб;

— не потеряла ни одного участника;

— быстрее оказалась у финиша.

Осень: Итак, ещё один бантик на капустку Молодцов!

Леший: Я так не играю, давайте попроще задание – спеть, сплясать, стих прочитать… может быть… /к своей команде/ Кто из вас может…

Осень:  Ну что ж, объявляю конкурс чтецов /5/

Команда Хитрецов читают стихи:

Осень наступила,

Птицы улетают.

Сбиться в стаю птичью

Ёжики мечтают.

Кикимора: Ты чё, какие ёжики…

На ходу читал про осень

Леший мне свои стихи:

Начинал красиво очень,

А заканчивал: «Апчхи!..»

Леший: Ты чего это на меня наговариваешь… Ничего я не чихаю, я вот как стихи читаю                                        

Дождик шёл, рождая лужи,

И грозою нам грозил.

И чем дальше шли, тем глубже

Увязали мы в грязи.

Осень: Да разве это стихи… Послушайте как надо

Дети читают стихи

1 – й ученик :Солнышко усталое, скупо  греешь ты.

Желтые  да алые  кружатся  листы.

В шелесте да шорохе  наш осенний сад,

На дорожках ворохи  пёстрые  летят.

2 – й ученик : Бродит в роще листопад по кустам и клёнам.

Скоро он заглянет  в  сад  золотистым звоном.

Соберём  из листьев  веер, яркий и красивый.

Пробежит по листьям  ветер, легкий  и  игривый.

3 – й ученик  : И  послушно  ветру вслед  листья улетают.

Значит, лета больше  нет, осень  наступает…

Осенние листья летят и кружатся,
Ковром золотистым на землю ложатся.


4 – ученик : Наша осень правда золотая,
Как её иначе назову,
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.

5 — ученик :  В журавлином небе ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе: 
— Осень, снова осень!
Листьев жёлтый ливень ,
Солнце ниже сосен.
Шепчет верба вербе: 
— Осень, снова осень!

6-ученик :  На кустарник иней белый плащ набросил.
Шепчет дуб осине: 
— Осень, снова осень!
Шепчут елям ели средь лесного бора:                 
— Скоро заметелит и завьюжит скоро!

7-ученик :Бродит в роще листопад по кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.

Вьётся в воздухе листва,                                        
В жёлтых листьях вся земля.
У окошка мы сидим и глядим наружу.
Шепчут листья: «Улетим»
И ныряют в лужи

8-ученик :Соберём из листьев веер, яркий и красивый,
Побежит по листьям ветер, лёгкий и игривый.

И послушно ветру в след листья улетают,
Значит лета больше нет, осень наступает

Кикимора: Ну вот, опять нам бантиков на свою капустку не видать…

Осень: Не огорчайтесь… Раз мы вместе сегодня собрались, то должны подружиться. Команда Хитрицов – вам задание разыскать зонтики мои танцевальные, а команде Молодцов задание исполнить с ними танец.

Танец с зонтиками.

Осень: Пора новое задание искать

              И загадку отгадать!

Раннею весной сажают,

Вторым хлебом называют.

Из неё пюре готовят,

Вкусные оладки,

Вы подумайте немного,

Что это, ребятки? (Картошка)

Осень (берёт на грядке картошку, читает задание):

             Молодцам и Хитрецам задание такое:

             Все на огород пойдём,

             Урожай там соберём!

КОНКУРС «ВЕСЁЛЫЙ ОГОРОД»./6/

 /собери ложкой картошку!/

В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6-8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает , собравший больше картошки за определенное время.

Осень Я скажу вам, не тая,

             Всеми так довольна я,

             Молодцы и Хитрецы очень постарались,

             Урожай на огороде вмиг они убрали!

             Этот бантик-Молодцам, ну, а этот-Хитрецам!

Осень Продолжаем состязание,

             Вот ещё одно задание:

             Его найдите поскорей

              В загадке следующей моей!

Стрелочкой зелёной

Он растёт на грядке,

От него все плачут,

Что это, ребятки?   (Лук)

Осень (Подходит к грядке, берёт муляж лука, читает задание):

             Мы хотим, чтоб очень быстро

             Превратились вы в артистов.

             Чтоб в театр мы попали,

             Представленье увидали!

Осенние частушки

Листья с веток облетели,

Холоднее с каждым днём.

Урожай убрать успели

И об этом вам споём!

Пой, подружка дорогая,

Заливайся соловьём.

Про дела наши осенние

Частушки пропоём!

Огуречным было лето,

Пострадали мы за это:

Не хватало банок маме,

Огурцы солили в ванне!

На лицо кладём морковь,

Чтоб кипела в жилах кровь.

Маслом сбрызнуть, посолить…

Так и хочется откусить!

Наш любимый кабачок

Отлежал себе бочок.

Мамочка пожарила,

Съесть дружка заставила!

Тучи ходят, тучи ходят,

Дождик льёт, как из ведра.

Хорошо нам петь частушки

У закрытого окна!

Осень Замечательные частушки получились!

             А что же нам покажут Хитрецы?

             Инсценирование  Сказки про репкуВедущий: 
Дедка репку посадил…
Дедка репке говорил: 

Дед: 
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать. 
(Ложится недалеко от репки и засыпает.) 


Ведущий: 
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался. 
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.


Дед: 
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась. 
(Хватает репку и тянет.) 


Ведущий: 
Хвать, но репка возмутилась. 


Морковка: 
Экий дедка ты неловкий!
Я — не репка, я — морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я — отличный урожай!

Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую. 

Картошка: 
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я — не репка. Я — Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я — твой главный урожай! 

Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на! 

Капуста: 
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я — хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму! 

Дед: 
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

 Свекла: 
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна — источник цвета!
А свекольная котлета —
Это просто объеденье!
Сто процентов — похуденье.
Я — отличный урожай! 

 Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта? 

Лук: 
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я — твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов — кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я — отличный урожай! 

Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись

Осень Что ж, вы всех нас удивили!

             Все находчивыми были!

             Поздравляем Молодцов и команду Хитрецов!

             Мы капустку украшаем,

             Новый бантик прикрепляем!   (Каждой команде по бантику).

Осень А вот и последняя загадка,

             Отгадайте-ка, ребятки!

Пышная девица,

Сидит, как царица!

Чтоб тепло ей было,

Сто платьев нацепила!     (Капуста).

Осень Верно! Пришло время подсчитать бантики на наших капусточках…

Кикимора подходит к мольбертам, считает бантики.

Кикимора: О, у нас меньше, у них больше, мы победили!!! Все дружно – УРА!

Осень: Погодите, выигрывает тот, у кого бантиков больше. Так что победили

Молодцы!

Кикимора: Ну, Леший, это ты виноват! Из-за тебя всё!

Осень: Да не ссорьтесь вы! Ваша команда тоже всем понравилась. Правда?

             Молодцам – главный приз!

             Хитрецам – утешительный!

Леший: Лучше им утешительный, а нам главный…

Кикимора: Замолчи, а то я тебя сейчас утешу!

Осень: Я хочу пригласить обе команды на весёлый танец!

Осень: Кто не любит унывать,

             Приглашаем танцевать !

Леший: Нам пора!  Но к вам не раз ещё придём,

              И станцуем, и споём!

Кикимора:  А пока, дружок мой, Леший,

                    Клад с тобой пойдём искать,

                    Он зарыт в саду, под грушей,

                    Можно быстро откопать! За мной!

Уходят, сразу заходят, Леший несёт лопату, Яга сундук.

Кикимора:  Мы, ребята, клад нашли,

                     К вам на праздник принесли.

                     Мы могли бы поживиться,

                     Но решили поделиться!

Леший:   С вами вместе мы играли,

                 Песни пели, танцевали.

                 Всем призы мы раздадим,

                 Сами тоже поедим!

Угощение.

Осень: Всё хорошее, друзья,

              Иногда кончается.

              Пусть же праздники всегда

              В жизни продолжаются!

               До новых встреч!

Под музыку все выходят из зала.

Капустник

Сценарий проведения осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

обучающие:

закрепить собирательный образ осенних праздников; ознакомить с обрядовыми действиями, сопровождающими празднование осенних праздников; ( познакомить детей с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту, помогать дрyг другу, с удовольствием отдыхать и развлекаться;

развивающие:

развивать творческие способности, артистизм;

воспитательные:

воспитывать чувство взаимовыручки, уважения к народным традициям.

Интеграция образовательных областей:

Познание, Развитие речи , Коммуникация, Музыка, Социализация.

Подготовительная работа:

разучивание песен, хороводов, игр: беседы о капусте как продукте питания, её пользе для здоровья.

Ход мероприятия

Центральная стена зала оформлена в виде огорода, в загородке стоят корзины с овощами

Сцена украшена в виде стены избы. Сбоку расположена выставка поделок из капусты, выполненных родителями с детьми в рамках объявленного конкурса.

Звучит народная музыка.

Вед. Вот и наступила поздняя осень. Собрали последний урожай с полей. Срубили и капусту. И в это время начинались на Руси веселые капустники — вечеринки в честь Капусты. Нарядно одетые девушки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. А хозяева пекли в этот день пироги с капустой и угощали ими гостей! Давайте и мы отправимся в гости на капустник!

Выходят несколько детей

Исп . песня « Ах какая осень» (инд.)

Реб. Праздники осенью разные бывают

И потому их вот так называют:

Дети

Пир овощей!

Осенний бал!

День листопада!

Осенний карнавал!

А, может быть,

арбузник

?

Реб. А наш мы назовём…

ВСЕ : КАПУСТНИК!

Реб. Как у наших у ворот

Стоит ряжений народ!

Реб. Собирайся, народ,

В наш веселый хоровод!

Исп. Ставропольский хоровод

Звучит Р.Н.М. Выходит Хозяйка

1Хозяйка Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, работнички удалые!

А мы уж вас заждались!

Девочки ( хором) Мы пришли вам пособить,

Да капусту порубить!

2Хозяйка Добро пожаловать! Для дорогих гостей и ворота настежь!

1 Хозяйка Вот открыли мы ворота, проходи, кому охота (делают ворота большими платками. Дети проходят через ворота, расходятся поочередно на 2 стороны, садятся на стульчики, в это время взрослые приговаривают:

— Милости просим в нашу избу!

1 Хозяйка У нас на каждого найдется и местечко и словечко!

2 Хозяйка Рассаживайтесь поудобнее!

Всем ли удобно? Всем ли места хватило?

Реб. (с места) В тесноте, да не в обиде!

Реб. ( с места) Где теснее, там веселее

1Хозяйка Какие же вы нарядные! Красивые! А у тетки Никанорихи что, уже нарубили капусты?.

Девочка (с места) — У нее и было-то всего две грядочки кочанов, мы быстро с ними управились! А пирогов ждать не стали, на твои рассчитываем!

2 Хозяйка Будут вам пироги — сначала заработайте!

1 Хозяйка Загадаю вам загадку. Барыня сидит на грядке

Одета в шумные шелка. Для нее готовим кадки,

Крупной соли полмешка. Отгадайте, кто она?

Дети : Капуста!

1Хозяйка Правильно! И сегодня наш праздник посвящен замечательному овощу- Капусте! Слово “капуста” произошло от древнеримского “капутум”, что в переводе на русский означает “голова”.

(обращается к родителям) А знаете ли вы, дорогие гости, какие бывают сорта капусты?

( Белокочанная, цветная, листовая, краснокочанная, брюссельская, савойская, кольраби, брокколи, китайская капуста , репная декоративная…) А самая большая капуста- белокочанная попала в книгу рекордов Гиннеса. Весила она 51,6 кг. Русский народ любит капусту, потому, что прокормиться ею можно целый год. И едят ее в России больше других овощей. Давайте сегодня будем славить этот чудо-овощ!

2 Хозяйка Хорошо! а где ж капуста?!

Раз капусты не видать, нам капустник не начать!

Хоровод заведем, Куму в гости позовем.

Исп. Хоровод « Вейся , ты вейся , капустка!!» (Садятся на места )

1 Хозяйка А кто про капусту пословицы знает, пусть говорит да не зевает.

1-й Реб. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капусткой.

2-й Реб. Ни один рот без капусты не живет!

3-й Реб. Без капусты щи не густы!

4-й Реб. Капусту добудем – сыты будем, о голоде забудем.

5-й Реб. Если в доме есть капуста, на столе не будет пусто.

6-й Реб. С капустой дружбу водить – здоровым быть.

7-й Реб. Капуста не пуста, сама летит в уста.

8-й Реб. Капуста любит воду да хорошую погоду.

9-й Реб. Капусту садить, не разиня рот ходить.

10-й Реб. Ни один рот без капусты не живет.

11-й Реб. Хлеб да капуста лихого не допустят.

1Хозяйка Ай да молодцы!

2Хозяйка Как соленые огурцы!

1 хозяйка А сейчас вам друзья и их подружки споют капустные частушки

Исп. Капустные частушки

Хором : Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Мы капустные частушки

Споём вам замечательно.

Мальчик Ходит Катя между гряд,

Выдирает всё подряд:

Где капуста, где сорняк –

Не поймёт она никак.

Девочка Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала,

Рассердилась, платье съела,

Что же я надела!

Мальчик В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козёл

Съел капусту и ушёл.

Девочка Хороша моя капуста

Ну а я-то чем плоха

Вот сижу теперь на грядке

Поджидаю жениха.

Мальчик Если вас нашли в капусте,

Нет у вас причин для грусти,

Потому что вам тогда

Обеспечена еда.

Девочка Я соседского мальчишку

К себе быстро присушу

Каждый день по кочерыжке

На свидание ношу

Хором Можем мы капусту квасить,

От безделья не грустим,

Приходите все к нам в гости-

Мы капустой угостим!

1 хозяйка А Кто там ходит в огороде?

Козел ( реб) Это я, козел Мифодий.

Реб. По каким таким делам?

Козел Помогаю сторожам, я капусту охраняю, каждый лист оберегаю…

Реб. Почему капусту вдруг, а не редьку и не лук?

Как же так, скажи, Мефодий?!

Ты забыл о них, выходит!

Козел Ничего я не забыл,

Но на все не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею,

А капуста хороша

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Самый вкусный — лист капустный!

Хозяйка Да, что и говорить, капуста в этом году удалась на славу.

Вот такие кочаны, вот такой величины!

Исп. Песня Вот такие кочаны.

Козел Вот так капуста, вот так кочан ! Стоит, наливается, меня дожидается!

Сейчас я тебя съем!

Хозяйка Ребята, спасайте капусту, Окружайте ее плетнем

Игра « Плетень»

Козел Эй, вы! От меня капусту спасаете, а ее давно уже едят.

Хозяйка Кто?

Козел Гусеница

Игра « Я Червяк».

Хозяйк Ой, и правда, гусеница — первый враг капусты. Сейчас мы ее поймаем.

Козел:— Да где уж вам без меня. Так и быть, помогу.

Гусеница Караул! Спасайся кто может!( разбегаются)

Хозяйка ( выносит фрукты, овощи) Ну вот, урожай спасли от вредителей,

А уж Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Теперь нужно и о зиме подумать – запасы сделать.

-Компоты сварить

-Овощное ассорти приготовить!

-Ну-ка, помощнички , приступайте к работе.

Игра- аттракцион «Заготовки»

1 команда готовит компот из фруктов

2 команда- Ассорти из овощей.

Хозяйка подводит итог игры.

1 Хозяйка Я всё смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

А много гостей — много новостей!

2 Хозяйка А каких новостей?

1 хозяйка Да весёлых, вот, послушайте!

Выходят дети и разыгрывают потешки

1пара Андрейка, детка, о чём плачешь?

-Об ворота ударился.

-Когда это было?

-Вчера!

-А что ж ты сегодня плачешь?

-Да вчера дома никого не было!

2 пара дорово, кума!

-Да на рынке была!

-Никак глуха?

-Купила петуха!

-Прощай, кума!

-Пять рублей дала!

3пара — Где ты, брат Иван?

— В горнице!

— А что делаешь?

— Помогаю Петру!

— А Петр что делает?

— Да на печи лежит!

4 пара — Фома, у тебя в избе тепло?

— Тепло! На печи в шубе терпеть можно!

5 пара Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег!

-А велика дыра?

-Да один ворот остался!

6 пара ы съел пирог?

— Нет, не я!

— А вкусный был?

Очень!

7 пара Я медведя поймал

-Так веди сюда!

— Не идет!

— Так иди сам!

— Да он меня не пускает!

8 пара — Лень, отвори дверь, сгоришь!

— Хоть сгорю, но не отворю!

1 Хозяйка А теперь пора и в игры поиграть, свою ловкость показать,

Девочки –подружки, разбирайте свои колышки!

Игра «Колышки»

(Девочки выбирают мальчиков, встают за ними, образуя круг. Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре)

Водящий . Кума, кума, продай колышки!

— Купи!

А что стоит?

— Кочан капусты, веник, да рубль денег!

— Ну, по рукам, да в баню!

(Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, становится у колышка, Проигравший становится ведущим!)

2 Хозяйка Спасибо вам, красавицы и добры молодцы! Расскажу вам ещё об одной потехе. На Руси добры молодцы очень любили силой меряться. Садились парни друг против друга, ногами упирались друг в друга, руками палку держали, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону — тот и сильнее. Давайте и мы померяемся силой.

Проводится игра с мальчиками «Перетягивание палки».

1 Хозяйка А теперь мы устроим конкурс для наших мам.

«Определи вес кочана».

Ход игры: хозяйка пускает по ряду кочан капусты и предлагает родителям определить его вес. Тот, кто угадал правильно, получает этот кочан в качестве приза.

Хозяйка . А сейчас мы все вместе будем капусту рубить, да квасить. И вы, гости дорогие, помогайте нам!

Игра Капуста ( Мы капусту чистим ,рубим, давим, солим)

(2 раз- Массаж)

1Хозяйка . Ну вот и работа сладилась — полна кадка квашеной капусты!

2 Хозяйка Так , ребятки, хватит трудиться, выходите веселиться.

Исп. Танец Кадриль ( общий)

Хозяйка …………(имя девочки) А что это у тебя в лукошке?

Девочка Принесла домой я вишни полное лукошко

И придумала для форса вишенки-сережки,

Я иду, они на ушках прыгают – качаются,

Очень хочется Алешке-мальчику понравиться!

Исп. песня Вишенки-сережки (инд.)

1 Хозяйка На капустных вечеринках могло завязаться знакомство с хозяйским сыном, а там глядишь- и за свадебку Спросит ребенок у матери Где меня взяли? Вспомнит она заготовки, улыбнется и ответит малышу: В капусте нашли!

Исп. Танец « Парень нарасхват» (инд.)

2 Хозяйка Довольно развлекаться, пора тестом заняться .

Пора тесто месить, угощенье творить.

Песня — Игра Пироги

Выносят пирог.

1 реб. Пирог капустный, попросту капустник разделим мы на всех друзей

2 реб. Пусть будет радость и не будет грусти, пусть будет мир добрее и светлей

2 Хозяйка А теперь приглашаем вас на пироги пышные да вкусные.

Все с начинкою, все с капустою!

Кушайте , угощайтесь, ума разума набирайтесь!

Праздник заканчивается чаепитием.

Осенний капустник

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня в этот зал нас пригласила романтическая, загадочная, чарующая, непредсказуемая, степенная госпожа Осень.
Осень пригласила вас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение.
И это радостное настроение мы перенесем сегодня на нашу игру «Осенний капустник». Мы начинаем нашу программу и приглашаем две команды из учеников 11 класса. Я прошу команды придумать себе название и выбрать капитана.

1.А мы переходим к первому конкурсу «Разминка»,которая посвящена посвящена очень полезному, необходимому овощу – капусте. Сегодня все присутствующие многое узнают об этом прекрасном овоще. В меню россиян капуста всегда стояла на одном из первых мест. Её широко использовали и используют для приготовления разнообразных закусок, супов, вторых блюд. Очень полезен и капустный сок. В качестве самостоятельного блюда капусту тушат, жарят, запекают, фаршируют различными начинками.
Более четырёх тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растёт по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями. Так была получена ценная овощная культура. 
И первый вопрос
На этот православный праздник начинались капустники: молодежь по вечерам собиралась у кого-нибудь дома, пела песни под гармонь, водила хороводы, устраивала игры. С этого дня начинали рубить капусту. Что это за православный праздник? (Воздвиженье) Пожалуй, ни один овощ не привлекал столь пристального внимания исследователей всех времён и народов, как капуста. Философы и историки, медики и повара оставили нам многочисленные наставления о её магических, целебных и кулинарных свойствах.
Второй вопрос
В состав капустного сока входят различные минеральные соли, липаза, лактоза, витамины. А еще вещества, которые способны убивать микробы. Как называются эти вещества? (Фитонциды)
 Третий вопрос
Заготовка капусты на зиму в России шла поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки «свёртываются круче» и становятся более твёрдыми. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на «молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее. А вот квасить капусту нельзя по мужским дням и… когда еще не рекомендуют рубить капусту? (В полнолуние)

Четвертый вопрос
Капуста была самым любимым овощем на Руси, недаром ее величали «первой барыней на деревне». А как еще называли капусту? (Сердцевинка)

Пятый вопрос.
Что нужно положить в капусту во время ее квашения, чтобы она не испортилась? (Ветку осины)

2.Поэтический конкурс.

Участникам предлагают придумать две или большерифмованных строк, используя обязательные слова. Такими словами являются, «день» и «лень», «осень» и «восемь», «лист» и«свист». Победителя определяют голосованием. Проигравшим поручаютраспечатать или написать на листочках стих победителя, а сам поэт-победитель ставит автограф на каждом экземпляре и раздает желающим.

3.Конкурс ассоциаций.

Каждой из них вручают карточку с одним из слов — «листья», «дождь», «ветер» или другие.Необходимо за одну-двеминуты придумать как можно больше слов, обозначающих действие иподходящих по смыслу к указанному слову. Например, ветер что делает?Ответ: воет, завывает, кружит, дует, колышет и так далее. Побеждает команда, составившая самый длинный список словосочетаний.

4 конкурс «Осенний театральный экспромт».

Сказка «Король-оптимист».

Действующие лица:

Король

Бабочка,

Зайка

Лиса,

Курочка

Текст

В некотором царстве-государстве жил был позитивный оптимист Король. Прогуливался как-то раз король по лесной тропинке, да не просто прогуливался, а прыгал. Руками размахивал, в общем, радовался жизни. За Бабочкой разноцветной гонялся, да все никак поймать не мог. А Бабочка ему то язык покажет. То рожу скорчит. То вообще слово неприличное крикнет. В конце — концов надоело Бабочке дразнить Короля, и улетела она в чащу леса.

А Король рассмеялся и дальше поскакал. Вдруг навстречу ему маленький Зайка выскочил. Испугался Король от неожиданности и встал в позу страуса, головой вниз то есть. Удивился Зайка такой позе королевской. Задрожал от страха. Затряслись у Зайки лапки. И закричал Зайка нечеловеческим голосом.

А тут как раз Лиса возвращалась с ночной смены с птицефабрики. Тащила домой Курочку. Увидела Лиса, что происходит на тропинке, да от удивления Курочку из рук выпустила. А Курица наглой оказалась. Закудахтала от восторга, отвесила Лисе затрещину, да так, что та от боли за голову схватилась

Курица к Королю подскочила и клюнула его в мягкое место. Подпрыгнул Король от неожиданности и разогнулся, а Зайка от страха такого к Лисе на лапы прыгнул да за уши ее схватил. Лиса тут резко с места взяла курс в лесную чащу

А Король со смелой Курочкой еще попрыгали по тропинке весело и позитивно. А потом, взявшись за руки, ускакали в направлении королевского дворца. Как вы думаете, что дальше с Курицей будет? Ну, вот это я не знаю, но думаю, что налить-то он ей точно нальет. Как и всем присутствующим гостям.

Ведущий: Так что тут и сказочке конец

Сказка – экспромт «НОЧЬЮ»

Ветер,дерево,вор,конь,хозяин,пес.

Ночь. Завывает ветер. Раскачивается дерево.

Между ними пробирается вор. Он хочет украсть коня.

Конь спит и во сне тихонечко ржёт.

Завывает ветер. Раскачивается деревья.

На улице спит пёс, он тихонечко поскуливает и ёжится от ветра.

Дерево шумят, а вор пробирается к коню. Вот он хватает коня. Пёс громко лает.

Выскочил хозяин и отобрал коня.                  

Вор убегает.

Хозяин ведёт коня в конюшню и нежно похлопывает его по спинке.

Завывает ветер. Раскачиввется дерево.

Пёс прыгает около коня и лает от радости.

Завывает ветер. Раскачивается дерево.

Хозяин гладит коня, даёт ему поесть.              

Всё успокаивается.

Спит пёс, слегка подрагивая задней лапкой.

Стоя спит конь и иногда во сне тихонечко ржёт…

5 конкурс «Осенний волейбол»

Для конкурса под названием «Осенний волейбол»

понадобятся:

30-40 осенних листьев (желательно, крупных).

Пара стульев.

Веревка.

На стулья натягивается веревка, получается два поля. На каждое разбрасывается

равное количество листьев. По команде команды начинают перебрасывать их на

территорию соперника. Чтобы конкурс не затянулся, лучше всего ограничить его по

времени (2-3 минуты). Победившей, разумеется, является команда, на территории

которой осталось меньше листьев.

6. Конкурс«Догонялки». Каждой команде поочередно мы будем задавать вопросы. Вы даете ответ в течение 15 секунд. За правильный ответ – 1 балл. Если участники команды не знают ответа или дают неправильный ответ, вопрос переходит команде соперников.

1. Сколько дней длится осень? (91 день):
1. Как в России называют период теплой погоды в середине сентября? (бабье лето)
2. Какое дерево является символом осени? (клен)
3. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
3. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)
4. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней))
5. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)
6. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)

7.Конкурс «Звездный час».

Первый тур называется «Овощи ». У вас на листах записаны названия овощей.

После того, как я прочитаю задание, в течение 20 секунд, вы должны выбрать овощ и поставить рядом с ним цифру, соответствующую номеру вопроса.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (ведущий зачитывает задания).

1.Какой овощ при дворе императора Карла Великого в 8 веке считали деликатесом. (морковь)

2.Какому овощу в Румынии, возле города Георгении в поле воздвигли памятник. (картофель)

3.Ботва какого овоща используется для приготовления ботвиньи. (свекла)

4.Какой овощ послужил прообразом героя освободительного движения овощей Чиполлино? (лук)

Второй тур называется «Страны». Так же выбираем страну и ставим цифру, соответствующую номеру вопроса.

1.В какой стране находится музей картофеля?

(Бельгия)

2.В какой стране прошли в 1840-1844 годах «Картофельные бунты»

(Россия)

3.В какой стране лук называют чиполло?

(Италия)

4.Какую страну до нашей эры называли «страной груш»?

(Греция)

5.Из какой страны был впервые завезен картофель в Россию Петром I ?

(Голландия)

А теперь проверим, как команды ответили на вопросы.

8.Конкурс капитанов

1 Конкурс  «Счастливый дачник». Я приглашаю капитанов команд. Каждый из вас, по очереди, будет называть по одному осеннему плоду или овощу.
При задержке ответа более 5 секунд капитан проигрывает

2.Конкурс называется «К чему бы это?»

Я читаю вопрос поочередно для каждого капитана, а вы пытаетесь на него ответить.

  • Журавли летят высоко, не спеша, как бы разговаривают . К чему бы это?

(Будет хорошая осень)

  • Паутина стелется по растениям. К чему бы это? (К теплу)

  • Скворцы долго не улетают. К чему бы это? (К сухой осени)

  • В продолжительное ненастье поют птицы. К чему бы это? (К хорошей погоде)

  • Бурьян вырос высоким. К чему бы это? (К снежной зиме)

  • Снегу осенью нанесет рано. К чему бы это? (Весна будет ранняя)

  • Облака идут против ветра. К чему бы это? (К осадкам)

  • Появились комары поздней осенью. К чему бы это? (К мягкой зиме)

  • Ворона садится перед дверью жилья. К чему бы это? (Зима будет суровая)

  • Мыши делают большие запасы. К чему бы это? (К суровой и снежной зиме.)

  • Прежде времени лист опадает. К чему бы это? (К долгой зиме)

  • Багряные зори. К чему бы это? (К ветру)

Спасибо капитанам за такой широкий кругозор. Вы продемонстрировали нам свои знания, которые, очень надеюсь, пригодятся вам в дальнейшей жизни.
9.Кроссворд «Овощи и фрукты»

М

О

Р

К

О

В

Ь

Ю

Ь

Г

А

Г

Л

У

К

Ч

Ш

К

Л

Ш

С

В

Е

К

Л

А

В

Б

Е

Л

З

Р

О

У

А

П

Ь

Р

Ф

О

У

П

Е

Р

Е

Ц

Ф

Ю

О

П

Б

А

С

У

Х

Щ

Г

Г

Т

Т

Р

М

И

З

Ц

П

Р

Л

Р

Ы

А

В

Я

А

Т

С

У

П

А

К

П

Г

Й

Ф

А

К

Ш

Ю

К

В

Я

Н

Ы

Д

А

О

А

Д

Ж

А

Найти названия овощей и фруктов (слова расположены по прямой)

Морковь, лук, капуста, арбуз, кукуруза, перец, груша, картофель, свёкла, дыня. Всего 10 наименований. Побеждает команда ,которая быстрее это сделает

10. конкурс:  «Осенняя тайна».

Команды получают шифровки, в которых каждая буква заменена  своим

порядковым номером в алфавите. Необходимо расшифровать строки из

стихотворения И.Бунина.

Время пошло! 1 минута.

2,6,18,7,9,29            8,7,13,20,16,32               18,6,9,30,2,16,11

БЕРЁЗЫ                      ЖЁЛТОЮ                         РЕЗЬБОЙ

2,13,6,19,20,33,20         3       13,1,9,21,18,10           4,16,13,21,2,16,11.

БЛЕСТЯТ                    В          ЛАЗУРИ                       ГОЛУБО

11.Конкурс  «Аукцион знаний» 

1.Как называется осенний отлет птиц (миграция). 
2. Время от рассвета до заката (долгота дня). 
3. Стеклянный приют овощей (банка). 
4. Плоды, сваренные в сиропе (варенье). 
5. Результат пчелиного труда (мед, воск). 
6. Как называется искусство выращивания карликовых деревьев (Бонсай). 
7. Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь (мягким знаком). 
8. Чем питается растение росянка (насекомыми). 
9. Что означает слово «картофель» (земляное яблоко)

12 .Конкурс . «Дары осени» (на сообразительность, знание растений и русского языка. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. За каждый правильный ответ-1 б.)

1. Переставьте буквы в слове «гарант», и вы получите южный зернистый кисло-сладкий плод (гранат).

2. Переставьте буквы в слове «ночка» так, чтобы из него получилось название овоща, капустной головы (кочан).

3. В слове «бриг» переставьте буквы так, чтобы из него получился объект «тихой охоты» (гриб).

4. В названии реки Вислы переставьте буквы так, чтобы из него получилось название фрукта с крупной косточкой (слива).

6. Как называется драгоценный камень темно-красного цвета и южное дерево с круглыми зернистыми темно-красными плодами (гранат).

7. Какие три предлога можно выжать из плодов растений (сок).

8. Последовательно соединив местоимение второго лица единственного числа с названием реки Ква в Заире вы получите название большого съедобного плода (тыква).

9. Какой овощ лежит в небольшой корзинке из прутьев. (Лук – лукошко) 10. В каком корнеплоде с толстым светлым корнем в тёмной кожице можно найти остров Ре? (в редьке).

11. Название какого мохнатого тропического плода содержит пять предлогов (кокос).

Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во всём этом нам помогла осень. А сейчас жюри познакомит нас с результатами нашей игры.

Вот и закончился наш веселый капустник.
Пусть эта встреча не пройдет бесследно,
Веселье, радость, смех согреют вас,
Счастливыми вы будьте непременно
Я просто всем желаю счастья вам!

Подошел к концу наш праздник. И пусть за окном бушует ветер, шумит дождь, мы надеемся, что не смотря на грусть расставания у всех у вас хорошее настроение. Потому что сегодня вы приобщились к прекрасному, впереди у нас, еще много хороших праздников.

Знайте, осень — это не только дождик,

Это — пестрый нарядный зонтик,

Это — яркие гроздья рябины,

Это — желтый листик в росе,

Это — фруктов большая корзина

Сочных, вкусных и полезных всем! До новых встреч, друзья!

Сценарий осеннего праздника «Весёлый Капустник»

(Подготовительная группа)

Действующие лица:

  1. Дет Федот.
  2. Капуста.

(Зал оформлен в виде русской народной избы. У центральной стены стоят столики украшенные поделками из капусты (выполненные руками родителей и детей.)

Звучит музыка «Вейся капуста»

(Дети, и воспитатель, одеты в русские народные костюмы. Дети входят в зал и выполняют под музыку хоровод «вейся, вейся капуста», а затем садятся на стульчики.)

1 Скоморох:

Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Тебя «Капустница» зовёт….

2 Скоморох: Торопись честной народ

Ждет вас дедушка Федот.

1 Скоморох: Наш Федот хоть и стар да на шуточки удал!

2 Скоморох: У дедушки Федота, сейчас одна забота

Капустник веселый устроить пора

Чтоб не скучала на нем детвора.

Под музыку «Русские народные наигрыши»

Входит дедушка Федот с балалайкой (небольшой танец).

Д. Федот: Веселись честной народ, Капустник нынче к нам идет!

С озорными шутками, с весёлыми прибаутками.

Праздники осенью разные бывают

И потому их вот так называют:

Ребята назовите праздники осенние,

Дети (по очереди называют)

— Пир овощей,

— Осенний бал,

— День листопада,

— Осенний карнавал!

Исполняется песня: «Осенняя песенка».

Дети садятся на стульчики.

Д. Федот: А наш как праздник называется?

— Дети: — КАПУСТНИК!!!

Д. Федот: Продолжается наш Капустник,

Осень сыплет злато через край,

Собрала в полях богатый урожай

Калину красную собирай в хоровод вставай.

Хоровод: «На горе –то калина».

Д. Федот: Осень принесла в корзине лучшие плоды, один из них сейчас увидишь ты.

Достает капусту из корзины.

Что это?

Дети: Капуста!

Д. Федот: Не суди капусту строго, что на ней одежек много.

А какие сорта капусты вы знаете? (Дети отвечают.)

А какие угощения из капусты? (Дети отвечают.)

Д. Федот: А вы знаете, что слово «капуста» произошло от древнеримского «ка’путум» что в переводе на русский означает «голова»

У нас на Руси капусту уважают.

Её за обе щеки ребята уплетают

С нею делают салаты, супы и голубцы…

Едите вы капусту?

Дети: Да!

Д. Федот: Тогда вы молодцы! А ещё капусту квасят на зиму.

Покажите мне свое мастерство, помогите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

(Дети выходят на середину зала образую полукруг, становясь лицом к гостям, присаживаются на коленочки и поют.)

Игра: «Мы капусту рубим, рубим»

Д. Федот: Ай да молодцы ребятушки. А у меня есть еще один рецепт, как вкусно засолить капусту, вы, мамы записывайте рецепт, а мы ребятушки с вами стихотворение расскажем и руками его покажем:

-Чищу, режу я капусту, а потом морковку тру.

Посолю её немножко и в бочонок уложу.

Мама палочки положит, папа будет прессовать.

А когда она забродит, станем палкой протыкать.

Пару дней она бродила – надо в погреб выносить.

А не то её придется козам всю потом скормить. (Делают рожки — Ме-е-е-е)

(После дети садятся на стульчики.)

Д. Федот: Правильно.

А вот загадка, отгадайте-ка ребятки!

— Пышная девица, сидит как царица!

Чтоб тепло ей было, сто платьев нацепила. (Капуста.)

Звучит музыка: Входит капуста (взрослый).

Капуста:

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, взрослые.

Коль на праздник мой пришли

Веселиться все должны!

Д. Федот: Здравствуй уважаемая капуста! Мы очень тебе рады.

Ребята приготовили для тебя песню. – Вот такие качаны!

Песня «Вот такие качаны».

Капуста: Меня любят и взрослые и ребята и конечно же зайчата.

Наш капустник продолжаем и на танец приглашаем!

Танец: «Опаньки!»

Д.Федот: Уважаемая капуста, дети знают про тебя стихи, вот послушай.

Стихи

Капуста:

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява

Кто любит борщ да щи_-

Меня в них ищи.

Д. Федот: Вот мы сейчас борщ и наварим.

Игра «Свари борщ»

В игре участвуют две команды. Перед каждой командой стоит стол с овощами и фруктами. На противоположной стороне стоит стол и кастрюля. Задача игроков по команде, ведущей под музыку, по очереди правильно положить все компоненты для борща в кастрюлю.

Капуста: Молодцы ребятки, хорошо мы поиграли,

а теперь не зевайте, а в кружок быстрей вставайте,

мамы, папы, помогайте, с нами капусту завивайте.

Хоровод: Вейся капуста (с мамами и папами).

Д. Федот: О капусте много сложили пословиц.

Капуста: Буду я кочан давать, а вы будете пословицу называть. И так, начинаем (дети говорят пословицы).

— Хлеб да капуста, лихого не допустят.

— Без картошки, хлеба да капусты-какая еда.

— Не суйся к капусте, пока не припустят.

— Капусту садить- спине досадить.

— Для чего и огород городить, коль капусту не садить.

— Ни один рот без капусты не живет.

— Капуста не пуста, сама летит в уста.

— Сентябрь яблоками пропах, а октябрь капустой.

— Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.

— Щи с капустою пригожи, а с солью вкусны.

— Капуста любит воду да хорошую погоду.

— Хорошая капуста в кочан завьется, а плохая в листьях сгниет.

Д. Федот: Есть у нас веселый мастер, мастерит он музыкальные инструменты, а какие, сейчас узнаете.

Ребенок: Чтобы пели и плясали,

Никогда не унывали

Инструменты есть у нас

Поиграем мы для Вас.

Танец-игра: «Веселый мастер».

Д. Федот: Ой как повеселили вы нас. Молодцы!

А у меня есть еще одна игра.

Выходи-ка, детвора!

Игра «Капуста».

(Двое детей по команде стараются надеть на себя как можно больше одежды пока звучит музыка.)

Д. Федот: Ой ребятушки, какая у меня история приключилась, повадился кто-то в мой огород ходить, да капустку мою есть, не знаете ребятушки, кто же это, а?

Дети отвечают (кролик, заяц, козёл).

Д. Федот: А, и вправду, есть у меня козёл, точно, точно, он и есть этот козлик, ох, я его поймаю, да за хвост, будет знать, как мою капусту воровать!

Д. Федот: А есть у меня развеселая игра, выходите детвора, и гости дорогие, вас тоже просим, заведем веселый круг.

Запевайте песню шуточную, песню шуточную – прибауточную «Шёл козел по лесу»! 
Песня- игра: «Шел Козел по лесу»
Шел Козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
— Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем, помашем, помашем,
Ну а потом попляшем, попляшем, попляшем мы!
(С приглашением на игру родителей.)

Дед Федот: Приглашаем родителей и детей на места.
Выносится «Капуста» 
Дед Федот: А вот вам пожелания от нашей капустки!
Выбирайте, вставайте и читайте!
(Родители вытаскивают текст из «импровизированной капустки», встают и читают с места.)
1. От капусты голова и свежа-то, и ясна.
2. Витаминов у капусты густо, густо, густо, густо…
3. Заяц в беге чемпион — на капусте вырос он.
4. Хочешь быть красивым ты? — Ешь капусты кочаны.
5. Кто капустою хрустит, всегда имеет бодрый вид.
6. Ты позавтракай капустой ни за что не будешь грустный.
7. Кто капусту ест всегда, не болеет никогда.

Д. Федот: Но капуста, есть капуста! Ей ли оставаться грустной!

Вновь капуста к нам пришла

Еще что-то принесла!

Под музыку входит Капуста с подносом накрытым салфеткой.

Капуста: Капусту любят все на свете

И взрослые и дети

Всем могу я пригодиться

Этим буду я гордиться!

Витаминов во мне – море!

Гожусь я и в щи, и на второе!

Но с капустой пироги

Это что-то! Раз, два, три! (Снимает салфетку с подноса, на котором лежит пирог.)

Д. Федот: Пирог вкусный ароматный, будем пробовать ребята!

За обе щеки уплетать, да капусту вспоминать!

Скоморох 1: Спасибо гости за внимание.

Скоморох 2: Всем До свидания!

Старинный осенний праздник в деревне «Капустник»

Тема: Старинный осенний праздник  в деревне «Капустник»

Цели: раскрыть смысл нравственной нормы в народной жизни – гармонического отношения сезонного труда и развлечений;

развивать интерес к старинным обрядам, творческие способности; воспитывать любовь к русскому фольклору.

Оборудование: макет русской печи, кухонная утварь ,продукты : капуста, морковь, соль

выставка разных сортов капусты ,блюда из капусты, сундук с бубнами, ложками,  трещотками  и т.д.

(Зал оформлен в виде крестьянской избы – русская печь, чугунки, ухват, самотканые половики , рушники и т.д.  Ведущая и дети одеты в русские национальные костюмы

Ход мероприятия.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».

— Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

и ёлочек. Я  ……..(осень)

— Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)

Но у осени есть и свои радости .Какие?

1 ученик    А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете ,отгадав загадку:  (появляется капуста)    

Был ребёнок-

Не знал пелёнок.

Стал стариком-

Сто пелёнок на нём.

( капуста.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня там ищи.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя “Капустница” зовёт

2)…Всем известно ,без капусты

У тебя в кастрюле пусто

Коль капусту позабудешь

Есть борща и щи не будешь

3) Да и праздник назывался «Капустки» или «Капустник».

( На столе выставка разных сортов капусты)

— Посмотрите на этом столе собраны разные сорта капусты. А как они называются вы знаете? (Белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби, брюссельская, савойская, пекинская)

4) Чему посвящён наш праздник?

-Капустник – это осенний праздник, и собирались на него в октябре, когда была убрана вся капуста. По старинному народному обычаю её срезали только после православного праздника Покрова Святой Богородицы, который отмечается 14 октября. До этого дня всегда выпадал первый снег, бывали морозы, которые убивали горечь в капусте и тогда её можно было солить.

5)В русской деревне было принято на Капустник собираться в одной избе, потом

в другой, потом в третьей. Сообща с шутками и прибаутками солили капусту. И вот сегодня мы сходим в гости в одну деревенскую избу.

6)Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? На голову. По латыни «голова

«называется капут. Отсюда и произошло название капусты. С давних пор-

народная любимица .В старину русская деревня почти год кормилась капустой,

которую можно засолить ,заквасить ,запасти в прок. Отсюда и поговорки:»Щи

да каша-пища наша»,»Где щи ,там и нас ищи».А ведь родина капусты-берега

Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась на чужой ей земле?

На юге ,где жарко и сухо, капусте не уродиться ,зато привольно ей на русской

равнине ,где осенью и летом частые дожди, ведь сутки капуста испаряет

полведра воды. Насчитывается более ста видов капусты.

7)В меню россиян капуста всегда стояла на одном из первых мест среди других овощей. Её широко использовали и используют для приготовления разнообразных закусок, супов, вторых блюд. Очень полезен и капустный

сок. В качестве самостоятельного блюда капусту тушат, жарят, запекают, фаршируют различными начинками.

Вот здесь на столе представлены различные блюда из капусты, которые приготовили ваши мамы и бабушки. Спасибо вам всем большое!

В основном национальная русская кухня включает блюда из белокочанной капусты, хотя не чужды ей рецепты и из других видов капусты: цветной, кольраби, красной, брюссельской и др.

Выставка сортов капусты “Вот какая я бываю!”

Выставка книг о капусте “Если хочешь обо мне побольше знать, надо эти книжки прочитать!”

Хозяин. Пожалуй, ни один овощ не привлекал столь пристального внимания исследователей всех времён и народов, как капуста. Философы и историки, медики и повара оставили нам многочисленные наставления о её магических, целебных и кулинарных свойствах.

Ещё древние греки и римляне приписывали капусте способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавлять от бессонницы и различных внутренних заболеваний.

Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты. Так, в старинных русских лечебниках читаем: “ капуста толчёная, смешана с белком яичным и то прикладываемо ко всякому ожогу и та’ко язвы их заживают”.

Капуста. В народной медицине меня применяют при различных заболеваниях. Свежие листья прикладывают к гнойным нарывам, ранам, используют при ожогах. Свежий сок рекомендуют при туберкулёзе (вместе с мёдом), при заболеваниях печени, желудка, при зубной боли. Мой сок нужно выпивать немедленно, т.к. содержащиеся в нём витамины быстро разрушаются. Для укрепления волос втирают смесь соков свежей капусты, шпината и лимона.

Хозяйка. Более четырёх тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растёт по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.

Капуста. “Капустником” в старые времена на Руси называли огород, где меня выращивали. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром меня величали “первой барыней на деревне”. Огороды с капустою повсеместно окружали русские поселения. Изобилие капусты на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев.

8 ученик. Заготовка капусты на зиму в России шла поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки “свёртываются круче” и становятся более твёрдыми. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на “молодой месяц”, она тогда будет крепче и вкуснее.

С Воздвиженья (27 сентября) в деревнях начинали рубить капусту. Поселяне говорили: “Смекай, баба, капусту на Воздвиженьев день”, или “У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой”.

9 ученик. Зимние запасы считались не фунтами и килограммами, а вёдрами и бочками. Такие большие запасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой. Приглашение на капустные вечорки были знаком расположения.

10 ученик. Во все времена на Руси было принято осенью заготавливать капусту впрок, чтобы хватило до лета. Капусту, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу и, выждав положенный срок, ставили на стол – полакомиться этим чудным даром матери-земли. Картошка да квашеная капуста – первое блюдо, что у сельчан, что у горожан. Не случайно так торжественно и весело совершался в разных краях России народный  праздник “Капустки”.

Хозяйка.    Наши предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ её заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам, практически не изменившимся и до нашего времени.

Вторую же – серую – получали из того же сырья, но слой капусты

пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас.

Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название “квашеная”, т.е. “заправленная квасом”.

11 ученик. Именно с Воздвиженья в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы. Они продолжались две недели. Молодёжь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проводились, с разговорами, шутками-прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. Кадки во всех семьях доверху наполнялись капустой. В каждом доме накрывались столы с закусками. Входя в дом, гости поздравляли хозяев с хорошим урожаем. Девушки наряжались на капустницы и старались показать своё трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая.

Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?

-Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)

-Какие инструменты и посуда нам понадобятся? ( Разделочные доски, ножи, шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).

-Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её натрут.

Хозяин. Сначала – дело, затем – пироги да веселье. Ну-ка, девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь.

Три взрослых человека – мамы и бабушки и “девушки” – ученицы встают возле стола и начинают рубить и солить капусту: мамы рубят, а ученицы демонстрируют утварь и рассказывают по ходу работы, зрители – остальные дети и родители – наблюдают за процессом соления капусты. Звучит тихая музыка, на фоне которой ведётся рассказ девушек и хозяйки.

Девушка 1. Вот это корыто, а это сечка. Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось. Вот другое приспособление – шинковка – специальный станок для шинкования, т.е. нарезки капусты в виде стружки, а вот это — деревянный пест.

Взрослые и девушки начинают рубить капусту.

Хозяйка. Рубка капусты была истинным праздником для деревенских мальчишек. Ведь известно, что дети очень любят грызть кочерыжки. Во время рубки капусты ребята по целым дням не отходили от матерей.

Сначала кочаны необходимо обмыть и зачистить от испорченных и вялых листьев. Вырезав кочерыжку, кочаны нужно изрубить сечкой или нашинковать на специальной шинковке.

Нашинкованную капусту тщательно перемешать с солью и шинкованной морковью в деревянной или эмалированной ёмкости.

Девушка 2. Подготовленную капусту уложить в кадку, бочонок или стеклянную банку, трамбуя каждую новую порцию деревянным пестом или другим тупым предметом до тех пор, пока не выступит обильный сок.

Девушка 3. Капуста квасилась с тмином, сельдереем, укропом, можжевеловыми ягодами. При желании в капусту можно было добавить приправы, душистый перец, лавровый лист, клюкву. Вместе с рубленой капустой заквашивали целые белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки.

Девушка 4. На дно бочки и поверх капусты хорошо постелить зелёные капустные листья. Накрыть капусту белой хлопчатобумажной тканью, а на неё положить деревянный кружок с гнётом, под пресс. Для гнёта лучше подобрать большие округлые камни, какие встречаются по берегам рек.

Девушка 1. Через некоторое время под тяжестью гнёта капуста осядет и покроется рассолом. Если рассол не выступил, груз следует увеличить. Процесс брожения длится примерно неделю при температуре 18–20°.

Девушка 5. Как только на поверхности начнут показываться пенящиеся пузырьки, капусту необходимо проткнуть в нескольких местах острой длинной палкой – острым берёзовым колом (до дна). Через эти проколы будут выходить газы, образующиеся при брожении. Через пару дней нужно сделать новые проколы. Когда капуста приобретёт белый цвет (а это бывает обычно через неделю после засолки), её следует из тёплого помещения перенести в погреб, а стеклянные банки – в холодильник. На этом процесс приготовления капусты можно считать законченным.

Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.

Хозяин

Гости:

Хлеб да капуста лихого не допустят (здоровая пища).

Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.

Не суйся к капусте, пока не припустят.

Капусту садить – спине досадить.

Для чего и огород городить, коль капусту не садить.

Ни один рот без капусты не живёт.

Капуста не пуста’ – сама летит в уста’.

Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.

Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.

Щи капустою пригожи, а солью вкусны.

Капуста любит воду, да хорошую погоду.

Капуста кочаны копит.

Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.

Хозяин. Молодцы! А загадки о капусте знаете?

Гости:

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.

Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не шиты, не кроены, а все в рубцах.

Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём.

Заплата на заплате, а иглы не бывало.

Не книжка, а с листьями.

Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.

Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,

Стоя на одной ноге, нежится на грядке.

Хозяин. Ой, хватит, хватит! Вижу, что вы действительно знаете загадки о капусте.

Хозяин. О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знают.

Малыш.

Чищу, режу я капусту, а потом морковку тру.

Посолю её немножко и в бочонок уложу.

Мама палочки положит, папа будет прессовать.

А когда она забродит, станем палкой протыкать.

Пару дней она бродила – надо в погреб выносить,

А не то её придётся козам всю потом скормить.

Хозяйка. Пока беседа велась, и работа сделалась. Спасибо за помощь, гости дорогие.

Хозяин. Недаром говорится: дело мастера боится. Полная кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.

12 ученик. Появлялись юноши с подарками для хозяев и их помощниц. Хозяйка пекла пирог с капустой и угощала гостей.

Хозяйка подносит пирог девушкам-помощницам.

13 ученик. После дружной совместной работы, рубки кочанов, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки. Нередко сёла расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов: гармошек, балалаек, дудок, трещоток… К девицам присоединялись парни, молодки, а также пожилые люди, и труд увенчивался всеобщим праздником.

-Бабушка – загадушка. Здравствуй честной народ! Я бабушка -загадушка иду мимо, слышу шум, песни. Думаю, дай-ка загляну, посмотрю, что там делается.

Ведущая: У нас сегодня праздник «Капустник» , проходи будешь дорогим гостем.

Бабушка – загадушка: Я к вам пришла не с пустыми руками, целую корзину загадок принесла. 

1.Зимой нет теплей,

Летом нет холодней. (печь)

2.Жар-птица летает,

Золотые перья теряет (огонь)

3.Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. ( ухват)

4.Ни хвоста, ни головы,

А четыре ноги. (Стол)

5. Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (стул)

6.Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная. что такое лень? (часы)

7. Пляшет– скачет крошка,

А всего одна ножка.

Как устанет –

В угол встанет. (веник)

8.Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (самовар)

9. Чудо чудом сошлось кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (решето).

10. Таять может, а не мёд,

Не фонарь, а свет даёт.(свеча)  

Хозяйка: Вот у нас всё готово к засолке. Сейчас мы будем капусту  в кадушку складывать, морковкой    перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала. 

(Мамы выполняют работу и поют)  «Я на камушке сижу»Русская народная песня.

Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое другое. Что есть в печи, всё на стол мечи.

(На стол выставляются блюда из капусты: пироги, вареники,  капуста тушенная, капустные котлеты и т.д.)

Капуста не пуста, сама летит во уста.

Хлеб да капуста лихого не попустят.

Хозяйка: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье.

Ведущая: Ну-ка, сядем рядком

Да поговорим ладком.

(Учащиеся рассказывают потешки)

-Федул, чего губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

-Фома, что из леса нейдёшь?

-Медведя поймал.

-Так веди его сюда.

-Да он нейдёт.

-Так сам иди.

-Да он не пускает.

-Иван у тебя в избе тепло?

-Тепло. В шубе на печи  согреться можно.

-Что везёшь?

-Сено.

-Какое сено? Ведь это дрова!

-А коли видишь, так чего же спрашиваешь.

-Сынок, сходи на речку за водицей.

-Брюхо болит.

-Сынок, иди кашу есть.

-Ну, раз мать велит, надо идти.

Ведущая: Эх, хороши потешки складом

Ну, а песни наши ладом.

(Дети исполняют русскую народную песню)

Гармонист: Ой, ребята, что за диво

У печи сундук стоит.

А давайте-ка заглянем

И посмотрим, что внутри.

(из сундука достают бубны, ложки. трещотки и т.д.)

Девочка: Станем, девицы рядком

Да частушки пропоём.

Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,

Мы капустные частушки споём замечательно.

Ходит Катя между гряд, выдирает всё подряд:

Где капуста, где сорняк – не поймёт она никак.

Лето целое старалась, одевалась, одевалась,

А как осень подошла, все наряды отдала.

Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости – всех капустой угощу.

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява,

А кто очень любит щи – там меня всегда ищи.

Нарядилася Алена в сарафанчик свой зелёный,

Завила оборки густо. Узнаёшь её? Капуста!

Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась, надо пляской помогать.

Мальчик: Да и мы, пожалуй встанем

От подружек не отстанем.

(исполняют частушки

ИГРЫ

Игра “Колышки”

Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается – это “колышек”. Другой стоит за ним. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре.

– Кума, кума, продай колышек.

– Купи.

– А что сто’ит?

– Кочан капусты да веник, да рубль денег.

– Ну, по рукам, да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встаёт у “колышка”. Проигравший становится водящим.

Игра “Схвати угощение”

– Представьте, что вы зайчата. А зайчата любят…

На полу разложены кочерыжки. Их на одну меньше, чем зайчат. Под музыку все начинают бегать. Как только остановится музыка, нужно схватить кочерыжку. Кому не достанется, тот выбывает из игры. Последний зайчонок с кочерыжкой –  победитель. Ему достается сочный приз.

Капуста. Подошла моя очередь дать вам испытания:

-Какой бабочки я боюсь больше всего?

-Какое домашнее животное залезает в огород, чтобы полакомиться мною?

-А дикое животное?

-Какие блюда можно приготовить из капусты?

Хозяин и хозяйка. Играми да плясками сыт не будешь.

Хозяева приглашают гостей к чаю с пирогами капустными. На прощанье все друг другу здоровья желают, кому помощь нужна – “на капустки” в свой дом односельчан приглашают. В заключение – ученики по желанию рассказывают найденные и выученные стихотворения о капусте.

Ведущая: Наши посиделки заканчиваются.

-С каким праздником мы познакомились? (С Капустником)

-Когда он проходил? (В конце октября)

-В чём его особенность? ( Веселье и труд совмещались, люди испытывали радость от труда)

-Что мы сегодня научились делать? (Солить, квасить капусту).

-Квасить капусту на Руси стали очень давно, ещё в IX веке. В других странах не умели этого делать. Спустя столетия русский народ научил другие народы квасить капусту. И сегодня мы на память о нашем «Капустнике»  нашим дорогим гостям хотим подарить рецепты заготовки капусты.

Литература:

Капустная вечеринка./Педсовет – 2000,  № 8.

М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко “Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор”. М.: Просвещение, 1995.

А.С.Куприна, Т.А. Бударина. Знакомство детей с русским народным творчеством., “Детство-Пресс”, 2003.

Аверкин А. Русские частушки. М., 1990

Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1991.

Бармин З.И. Русский дом. Н.Новгород, 1994.

Бахтин В. От былины до считалки. Л., 1998.

Брудная Л.И. Энциклопедия обычаев и обрядов. СПб., 1996.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.

Коринфский А.А. Народная Русь. М., 1995.

Рыженков Г.Д. Народный месяцелов. М., 1991.

Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб., 1997

Автор: Михайлова Вера Евгеньевна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий инопланетяне на праздник
  • Сценарий искусство народов россии
  • Сценарий капустинские вечерки
  • Сценарий инопланетного вторжения
  • Сценарий искусство на войне