Сценарий казачьего хора

Полный сценарий казачьего концерта «Слава Богу, что мы казаки», который был подготовлен силами казаков и посвящен юбилейной дате образования регионального

Полный сценарий казачьего концерта «Слава Богу, что мы казаки», который был подготовлен силами казаков и посвящен юбилейной дате образования регионального казачества.

Публикуем материал, как есть, без редакции и правок.  Этот сценарий казачьего концерта был предоставлен казачеством г. Данкова. Сценарий торжественного мероприятия, посвящен 30-летию возрождения Донского казачества на Липецкой земле.

Сценарий казачьего концерта «Слава Богу, что мы казаки!»

  • На фоне музыкального сопровождения (музыка) выходят ведущие со словами:

ВЕД 1. Здорово дневали, братья-казаки и сестры- казачки! (Ответ зала: «Слава Богу!) Уважаемые земляки и гости праздника! Сегодня вы станете свидетелями и участниками большого, яркого исторически культурного события!

ВЕД 2. Через века казачество пронесло свои традиции. Всю культуру, которая помогала нам жить, любить и побеждать, пронося сквозь столетия святой казачий девиз: «Душу — Богу, Сердце — людям, Жизнь — Отечеству, Честь — никому!»

ВЕД 1. Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: «Слава Богу, что мы казаки!».

ВЕД 2. На гимн Всевеликого Войска Донского встать! Смирно!

(Звучит гимн Всевеликого Войска Донского).

ВЕД 1. Праздничное мероприятие, посвящённое 30-летию возрождения Донского казачества на Липецкой земле, считается открытым! Любо, казаки!

ВЕД 2. Слово для приветствия предоставляется атаману Регионального отделения «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» в Липецкой области, казачьему полковнику Гордееву Сергею Андреевичу.

ВЕД 1. Для приветствия на сцену приглашаются:

(Вызываются почетные гости праздника к микрофону).

ВЕД 2. История казачества, это неотъемлемая часть нашей земли и всей страны, а также важная составляющая настоящего и будущего России. Давайте все вместе посмотрим на наши победы, достижения и успехи…

ВИДЕОРОЛИК ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА

ВЕД 1. Многая лета Донскому войску!
Многая лета донским казакам!
Многая лета Войсковому Атаману
Многая лета станицам, и хуторам!

ВЕД 2. Многая лета нашей державе!
Многая лета нашим доблестным войскам!
Слава нашей вере Православной!
Слава нашим казакам!

Церемония награждения

ВЕД 1. Начинаем церемонию награждения, которую проводит атаман…

(Ведущими вызываются атаман почетные и награждаемые казаки).

  • Проходит церемония награждения

Концертная программа

В сказаньях древних, в седых былинах,
В былых сраженьях, в победах наших,
В любви к Отечеству — нет чувства краше.

Вас приветствуют воспитанники детского сада казачьей направленности №1 «Солнышко», с обрядовой композицией «Посвящается всем казакам и казачкам!»

  • НОМЕР «ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ КАЗАКАМ И КАЗАЧКАМ»

ВЕД 1. Донское казачье войско — самое старинное, именитое и заслуженное казачье войско России. Казаки Дона всегда стояли на страже границ своей Родины, бережно хранили её духовные ценности, православную веру и любовь к Отчизне.

ВЕД 2. Казак, это воин, который должен уметь защитить Отечество, дом, детей. Только на своем примере мы сможем преподать урок юному поколению. Наши традиции казачата уже перенимают, начиная с детских садов.

Разойдись, честной народ!
Не пыли дорожка!
Казачки сейчас идут
Поплясать немножко!

Снова на сцене воспитанники детского сада казачьей направленности №1 «Солнышко» Данковского муниципального района.

  • НОМЕР «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ»

ВЕД 1. Православный, удалой,
Наш казак — всегда герой.
А казачка — вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

Приглашаем на сцену юных казачек — воспитанниц детского сада казачьей направленности № 3 города Данкова.

  • НОМЕР «ЧЕТЫРЕ ДВОРА»

ВЕД 2. Эй, играй моя гармошка
И пощады не проси!
Полюбуйтесь, как в Данкове
Пляшут казачки!

На сцене воспитанники детского сада казачьей направленности № 3 города Данкова.

  • НОМЕР «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС»

ВЕД 2. Слава казачья — добрая слава,
Стойкая, мудрая вера!
Ну, и конечно, признание по праву,
Доблесть, отвага без меры!

Встречаем Народный вокально- инструментальный ансамбль «Казачий разъезд», руководитель Михаил Петрунькин.

  • НОМЕР (2 песни) «КАЗАЧИЙ РАЗЪЕЗД»

ВЕД 1. Молодёжь наше будущее! Поэтому в первую очередь мы воспитываем казачью молодую смену на основе исторических и культурных традиций, привлекаем казачат к малоизвестным фактам истории своей малой Родины.

ВЕД 2. На сцене казачья театральная студия «ЛЮБО!» Липецкой областной детско- молодежной общественной организации «Казачий военно- патриотический клуб «Донцы» с постановкой «Казачья ярмарка»

  • НОМЕР «КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА»

ВЕД 1. Сегодня действительно большой праздник. Собрались ценители и носители казачьей культуры и казачьих традиций. Так пускай этот день станет памятным для каждого присутствующего в нашем зале, поможет сохранить надолго эту памятную дату в наших сердцах.

ВЕД 2. Вас приветствует казачий хореографический коллектив «Виктория», руководитель Ольга Сомова.

  • НОМЕР (1 танец) «ВИКТОРИЯ»

ВЕД 1. Театральная деятельность способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

ВЕД 2. Встречаем молодежную театральную студию «Донские Родники» Новоникольского центра культуры и досуга Данковского района.

  • НОМЕР «КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»

ВЕД 1. История России и история казачества стали единым целым.

Казачество возрождается не только в том, чтобы носить форму. Возрождается тот самый дух православного воина, казака, который и приводит к многочисленным победам и подвигам.

ВЕД 2. Ни Москвой, ни Петербургом сильна Россия, вся сила и мощь культуры казачества хранит провинция, малые города и сёла, как неиссякаемые святые источники вдохновляют и питают страну своим трудом, творчеством, танцами и песнями. Приветствуем казачий ансамбль «Вольный ветер» станицы «Данковская».

  • НОМЕР (2 песни) «ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

ВЕД 1. В станице погулять вышли казачата. Веселятся от души парни и девчата. Вас продолжает радовать казачий хореографический коллектив «Виктория», руководитель Ольга Сомова.

  • НОМЕР (1 танец) «ВИКТОРИЯ»

ВЕД 2. Над казаками не властно ни время, ни топор палача, ни глухая стена молчания. Сегодня Россия возродится только благодаря крепким своим регионам, в первую очередь тем, где проживают казаки.

ВЕД 1. Как и в стародавние времена, казаки справятся, выстоят и одолеют все невзгоды. Свидетельство этому — их горячая любовь к Родине. Любить Россию означает для казака служить ей верой и правдой. И никак иначе…

ВЕД 2. Встречаем Народный ансамбль русской песни «Звонница», станица «Подгоренская» Липецкий район, руководитель Светлана Лунькова.

  • НОМЕР (2 песни) «ЗВОННИЦА».

ВЕД 1. Наши казаки чтят семейные традиции. В казачьих семьях растет достойная и талантливая смена. На сцене юная казачка Погребная Варвара.

  • НОМЕР СОЛИСТКИ

ВЕД 1. Вся история донского казачества пример многовекового служения России и верности традициям. 30 лет прошло с момента возрождения Донского казачества на Липецкой земле.

ВЕД 2. С тех пор Донское казачество продолжает и развивает свои традиции и культуру, успешно реализует многочисленные социально значимые проекты, получая поддержку на районном, региональном и федеральном уровне.

ВЕД 1. Наша задача — сохранить эту историю и передать ее другим поколениям. Сейчас перед вами выступят наши добрые соседи, известные исполнители казачьей песни…

ВЕД 2. Встречаем Народный коллектив Рязанской области Казачий ансамбль песни и пляски «Станица Православная», руководитель Сергей Захаров.

  • НОМЕРА (4 песни приглашенных артистов)

ВЕД 1. Как говорилось ранее, Донское казачество старейшее в России. На протяжении многих лет казаки создавали летопись, наполненную важными историческими событиями. В современном мире донские казаки продолжают путь предшествующих поколений — воспитывают молодежь и служат России.

ВЕД 2. Отшумел, отгулял праздник. Сыграны главные песни, прославлена удаль казачья. Есть повод сказать: «Любо!» всем, кто пришёл прикоснуться к родным истокам и духу донского казачества.

ВЕД 1. Сегодня мы ещё раз поддержали огонь большого костра любви традиций братства и единства всех казаков России. И пусть горит этот костёр в каждом человеческом сердце, согревая теплом радушия и гостеприимства.

ВЕД 2. Мы прощаемся с вами. Возьмите в дорогу с собой искорку казачьего пламени, собравшись вокруг пылающей любви к славным народным традициям! Слава Богу, что мы — казаки!

© ТЁММИ

Читайте также:

  • Сценарии концертов
  • Сценарии собыйтий и мероприяти

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы получать свежие и нужные материалы для творчества и культработы.

  • Наша группа Вконтакте 
  • Наша группа Одноклассники  

Автор:Маликова Зоя Федоровна

Место работы: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования для детей и взрослых Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Должность:методист

Отдел художественного творчества

г. Санкт-Петербург

2016 г.

Сценарий концертной программы «Душа одна на всех»

(на основе казачьей культуры)

Зрители проходят в зал, звучит аудио-запись казачьих традиционных песен.

Выходят ведущие и ансамбль казачьей песни

Ведущий 1:

Добрый день, дорогие друзья! Спасибо, что пришли провести этот вечер с нами!

Ведущий 2:

Здравствуйте, дорогие зрители! Вас приветствуют ведущие сегодняшнего концерта(называется имя ведущих)

Ведущий 1:

Ясным светом заливает

Солнце синеву.

Я с тобой земля родная

Радуюсь, живу.

Ты светла и ты красива

Русская земля.

Я люблю тебя Россия,

Родина моя.

Твоя мудрость, твоя слава

Сотни лет живут.

Ты Великая Держава,

О тебе поют.

Ты о радости вещаешь,

Зная жизни суть.

Ты сынов благословляешь

На Великий Путь.

Над широкими полями

Облака плывут.

В тихой роще над рекою

Соловьи поют.

Я к земле могучей, сильной

Сердцем прикоснусь.

Ты живи моя Россия,

Дорогая Русь.

(Светлана Жачук)

Историческая песня донских казаков

«Ой, ты Россия, матушка Россия»

Ведущий 2:

В последнее время все чаще и острее возникают недопонимания между людьми, и даже между целыми народами. Во многом это связано с незнанием или нежеланием познать культура и быт другого человека. Ведь дружба завязывается, прежде всего, на интересе. А как народ может быть интересен, если о нем ничего не известно. Что мы знаем друг о друге? Давайте знакомиться?

Ведущий 1:

Сегодня мы поговорим о казачестве, о казачьей культуре. Кто такие казаки? Образ казака в широком понимании связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем история казачества уникальна и интересна. И сегодня мышь лишь частично прикоснемся к самобытной культуре казачества.

Казачья народная песня «За высокий, за курган»

Ведущий 2:

Нам с вами посчастливилось, мы живет в одном из самых красивых уголков нашей страны, в Республике Карелия. Карелия – уникальный регион, ставший родным домом для представителей разных народов и этнических групп. Каждый народ, находясь вдалеке от родных земель, особо чутко радеет за свои обычаи, обряды, образ жизни и культуру, но, несмотря на различия, все народы Карелии, живут в согласии и понимании.

Ведущий 1:

Так в Карелии вот уже много лет живут казаки – потомки Донского, Кубанского, Терского, Уральского, Сибирского, Семиреченского и других казачьих войск России.

Казаки в любые времена являлись опорой и военной силой Русского Государства. Защита границ Отечества становилась традиционным занятием казаков.

Историческая песня донских казаков «По горам Карпатским»

Ведущий 2:

Казак – это не просто воин, это мудрый, справедливый, строго соблюдающий и чтущий свои традиции и уклад жизни человек. Казачья мудрость отражается в пословицах. Так одна из них гласит:

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество — традиции;

Гостеприимство – закон.

Ведущий 1:

Охраняя границы Империи казаки, накопили огромный опыт взаимодействия с народами Кавказа, Азии, Европы и дружеские отношения со многими народами нашей страны. Почитание, уважение традиций других народов у казаков, во многом связано с тем, что казаки сами являются свободолюбивым народом, уважающим свободу личности.

Ведущий 2:

Основой жизненного уклада и традиций казачества является православная вера. Православие является не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с церковью связано и рождение, и крещение и венчание. Казаки молились отправляясь в поход и служили благодарственные молебны по возвращению из него. Непременным было сооружение одного, а то и нескольких храмов в казачьих городах и станицах, кроме того существовали и казачьи монастыри. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о родителях, дорожи честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, нам нельзя МЫ КАЗАКИ.

Духовный стих «Уж вы голуби»

Ведущий 1:

Чрезмерно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались семейные традиции, обычаи, которые являлись жизненной необходимостью казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Вот три основных семейных казачьих закона:

1. Уважительное отношение к старшим

2. Безмерное почитание гостя

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Ведущий 2:

А ведь, не правда ли? Все начинается с семьи. Семья – как говорили казаки – это маленькая церковь. Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Гимн Донского казачества

Ведущий 1:

Казаки ценили семейную жизнь. Казак рождался воином, и появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули. В будущих воинах атаманы ценили смелость, лихость, удаль и отвагу.

Ведущий 2:

Когда казаченку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня под узды и проводил его по двору.

Рекрутская казачья песня «За лесом солнце воссияло»

Протяжная песня донских казаков «Черный ворон»

Донской пляс

Ведущий 1:

Огромную роль в казачьей семье играла женщина. Пока мужбыл на службе, на её плечи ложилось практически все.Выполняя все женские обязанности, она обладала и такимикачествами как бесстрашная решимость, способностьсохранить присутствие духа в моменты неожиданнойопасности. Поэтому казачка не хуже мужчин умелаобращаться с оружием и встать на защиту своих детей, куреня,станицы.

Находясь в походах, казак всегда вспоминал свою подругу,жену, семью.

Казачья народная песня (на основе стихотворения Д.Самойлова «Песенка гусара») «Когда мы были на войне»

Походная, частая песня донских казаков «Пролягала путь дорожка»

Ведущий 2:

Казаки всегда жили в соседстве с другими народами, культурами, что привело к взаимопроникновению культур. Проживание на одной территории с другими народами наложило свой отпечаток на праздники и обряды, культурные традиции, но в целом казаки всегда сохраняли и чтили свои особенности и самобытность.

Культура и быт казаков живущих на Северном Кавказе – терских казаков, складывалась под влиянием местного горского населения – чеченцев, ингушей, черкесов, кумыков. Так некоторые казачьи танцы по темпераменту и темпу исполнения напоминают горскую лезгинку

Терский танец

Ведущий 1:

Как мы уже говорили, одним из семейных законов казаков является безмерное уважение к гостю, гость являлся посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый, из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Независимо от возраста гостю отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице его встретят как гостя, накормят и его, и коня.

Ведущий 2:

Плясовая, частая песня кубанских казаков «Вы казачки-казачки»

Ведущий 1:

Душа одна на всех – можно по-разному развивать данную мысль, это и семья, и маленькая деревенька, и город, и страна, и наша планета Земля. Мы части этого мира, части одной души, и от каждого из нас завит состояние мировой души.

Людмила:

У всех народов мира традиционная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, Родине. Музыка является неотъемлемой и важнейшей частью традиционной народной культуры. Послушай, как поют люди, и поймешь, как и чем они живут.

Зоя:

Казаки свои песни не поют, они их играют. Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу все поймешь, что к чему».

Гулебная, частая казачья песня «Ой, вы морозы»

Кубанская песня «Ȉхали казаченьки»

Популярная казачья народная песня «Любо братцы, любо»

Людмила:

Дорогие друзья, вот и подошел к концу наш концерт. В концерте принимали участие (перечисляются участники концерта).

Мы говорим вам до свидания! Желаем вам добра, любви и мира! До новых встреч!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/235426-scenarij-koncertnoj-programmy-dusha-odna-na-v

ПРЕДМЕТ: Кубановедение.

КЛАСС: 3.

РАЗДЕЛ: Композиторы Кубани.

Цели:

  1. Обучающая: познакомить детей с деятельностью В.Г. Захарченко, с творчеством современного состава Кубанского казачьего хора.
  2. Развивающая: развивать интерес и уважение к истории и культуре родного края, его традициям.
  3. Воспитывающая: прививать любовь к малой Родине через творчество Кубанского казачьего хора.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения Кубанского казачьего хора.
  2. Познакомить с деятельностью художественного руководителя В.Г. Захарченко, рассказать о его творческом пути.
  3. Систематизировать знания учащихся о родном крае, его прошлом и настоящем.
  4. Развивать интерес к этнографии родного края через загадки и поговорки.
  5. Расширять знания учащихся о народных инструментах. Развивать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
  6. Развивать артистические способности учащихся через творческую деятельность в детском фольклорном ансамбле «Весёлые казачата»

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, мультимедийная доска, проектор; народные музыкальные инструменты: бубен, ложки, маракасы, трещётки; флаг, герб Краснодарского края, магнитофон, CD диск с записью песни «Любо, братцы, любо», гимна Кубани.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мальчик и девочка в костюмах казачат проводят блиц опрос учащихся.

– Здравствуйте ребята, мы – веселые казачата, ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.

– Что вы знаете о Кубанском казачьем хоре?

– Ребята, знаете ли вы, кто такой В.Захарченко?

– А кто из вас видел выступление Кубанского казачьего хора?

– А какое событие отмечает вся наша Кубань в этом году?

Слайды 1-2. Презентация

Художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Исполняется фрагмент песни «Любо, братцы, любо».

2.Рассказ учителя о жизни и творчестве В. Г. Захарченко.

Перед вами художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

22 марта вся наша страна отмечала юбилей В.Г.Захарченко.

«Богата кубанская земля прекрасными народными песнями, танцами, обрядами. Щедро рассыпаны эти сокровища по кубанским казачьим станицам и хуторам. И нужен был человек с горячим сердцем и истинной любовью к народу, чтобы собрать и вернуть эти сокровища народного творчества людям в первозданном виде. Таким человеком стал Виктор Захарченко…» — так пишут русские газеты.

Казачата:

– Интересно, а как все начиналось?

– Каким было детство Виктора Григорьевича?

– Кем он хотел стать, когда был ребенком?

Учитель: И так, все по порядку.

2.1. Детство Виктора Гавриловича

Слайды 3-5.


Витя с семьёй


Витя Захарченко с сестрой Верой

Учитель: Виктор Гаврилович родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Краснодарского края. Сам он о себе говорит так: «Я – казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции. Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду».


Слайды 6-7. В.Захарченко – студент музыкально-педагогического училища.

Учитель: После школы Виктор Захарченко поступает и заканчивает Краснодарское музыкально-педагогическое училище, дальше учится в Новосибирской государственной консерватории им.Глинки, заканчивает аспирантуру в ГМПИ им. Гнесиных. В настоящее время Виктор Гаврилович является доктором искусствоведения, профессором.

Казачата:

– Интересно, а как Виктор Гаврилович познакомился с Кубанским казачьим хором?

– Ведь мы знаем, что Кубанский казачий хор был образован очень давно.

Учитель:

– А ну-ка, дорогие казачата, расскажите, что вы знаете о Кубанском казачьем хоре?

2.2. История возникновения Кубанского казачьего хора.

Слайды 8-10.

Казачата:

– Мы знаем, что профессиональная музыкальная деятельность на Кубани была заложена 14 октября 1811 года. В те далекие годы этот коллектив назывался Черноморским Войсковым певческим хором.

– У его истоков стояли духовный просветитель Кубани протеирей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский.


Кирилл Россинский

– В 1939 году в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков.

2.3. Заслуги коллектива.

Учитель: Молодцы, ребята! Интересно рассказываете. Я продолжу ваш рассказ. В 1974 году художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор В.Г. Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления.

В 1975 году хор стал лауреатом 1 Всероссийского смотра – конкурса государственных народных хоров в Москве.

В 1988 году Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов.

В 1990 году хор становиться лауреатом государственной премии Украины им.Т. Шевченко, а в 1993 году коллективу присвоено звание «академический».

2.4. Захарченко-фольклорист.

Слайды 11-20.

В настоящее время кроме активной гасторльно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. Захарченко-фольклорист бывает в самых отдаленных уголках нашего края и записывает песни, которые пели наши предки, выведывая их у сторожилов станиц и хуторов.

Казачата:

– Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни.

– Проверим, знакомы ли вы с ним. Эти слова встречаются в песнях Кубанского казачьего хора:

  • Люлька (трубка для курения)
  • Дывиться (смотреть)
  • Цыбуля (лук)
  • Торба (мешок)
  • Кочет (петух)
  • Тын (сплошной забор)
  • Вечерять (ужинать)
  • Черкеска (длинный кафтан)
  • Баркас (большая лодка)
  • Рушник (полотенце)

Учитель: Репертуар Кубанского казачьего хора довольно разнообразен. Одна из главных тем – боевые подвиги казаков. Кубанский казачий хор поет о казачьей славе, о военных походах: «Иихалы казакы из Дону до дому», «Распрягайтэ, хлопцы, конэй!», «Казачья походная» и другие. Давайте исполним все вместе песню, которую вы хорошо знаете.

3. Физкультурная минутка.

Исполнение песни «Казачья походная».

4. Казачьи поговорки, загадки.

Казачата:

– Ребята, а знаете ли вы казачьи поговорки?

  • Казака в степи только пуля догонит.
  • Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
  • Всяк свистнет, да не по-казачьи.
  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
  • Казак без коня – сирота.
  • Кровь казачья – не водица.

Учитель: А теперь отгадайте бойцовские загадки:

  1. Крепка, звонка да отточена, кто поцелует, тот и с ног долой (сабля).
  2. Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьет (стрела).
  3. Мал мужичок – костяная ручка (нож).
  4. На чужой спине едет, свой груз везет (седло).
  5. Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне).
  6. Какая обувь в огне изготавливается? И с ног не снимается (подкова).
  7. Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы (казаки).

5. Инструменты народного творчества

Учитель: Молодцы, ребята, хорошо знаете родной фольклор. А теперь вернемся к творчеству Виктора Захарченко.


Слайд 21. В. Г. Захарченко с солисткой хора Татьяной Бочтарёвой.

Учитель: В состав Кубанского казачьего хора входят не только певцы, но и танцоры, музыканты. Музыкальный коллектив хора играет на разных народных музыкальных инструментах.


Слайды 22-23.

Учитель: Какие музыкальные инструменты узнали?

Но это лишь малая часть инструментов, на которых играют в Кубанском казачьем хоре. Я предлагаю вам расшифровать кроссворд «Инструменты народного творчества». (Класс делится на три команды. От каждой команды выходит по одному представителю.)

Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».

Кроссворд «Инструменты народного творчества».

  1. _ _ _ н
  2. _ _ _ а
  3. _ _ _ _ _ р _
  4. _ о _ _ _
  5. д _ _ _ _
  6. _ _ _ _ н
  7. _ _ _ _ _ _ ы
  8. _ _ _ _ й _ _
  1. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя (Баян).
  2. Древнейший струнно-щипковый инструмент (Лира).
  3. Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент (Бандура).
  4. На этом инструменте часто играли пастухи, это пастуший… (рожок).
  5. Струнный инструмент, напоминающий балалайку (Домра).
  6. Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием (Бубен).
  7. Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками (Цимбалы)
  8. Дудочка с голосом жалобного высокого звучания (Жалейка)

6. Физкультурная минутка.

Исполнение песни «Земляничка-ягода»

Учитель: Молодцы, ребята. А теперь давайте представим, что вы – участники Кубанского казачьего хора. Наш фольклорный ансамбль «Весёлые казачата» исполнит весёлую песню «Земляничка-ягода».Разделимся на три группы: танцоров, певцов и музыкантов. Музыканты получают народные музыкальные инструменты: маракасы, бубны, трещотки, ложки.

Дети исполняют песню.

7. Заключительные слова учителя.

Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что Виктору Гавриловичу ваше выступление пришлось бы по душе.

История жизни народного артиста России и Украины Виктора Гавриловича Захарченко так же необычна, как и судьба Кубанского казачьего хора. Все в мире закономерно, поэтому и должен был родиться на богатой прекрасными народными песнями, танцами, обрядами кубанской земле человек с горячим сердцем и чистой душой, который бы собрал эти сокровища по казачьим станицам и хуторам. Им и оказался Виктор Гаврилович. Он записал несколько тысяч кубанских песен, возвратил их зрителям в первозданном виде на концертах Кубанского казачьего хора. Захарченко возвысил казачью песню до российского, нет – мирового звучания. Все свои победы он воспринимает не как личные, а как достижения всего хора.

«Песни Кубанского казачьего хора – это глоток прохладной родниковой воды в жару. Слушаешь их – и обо всем забываешь. В них, как правило, глубочайший смысл. Льется музыка, чудная песня. Сидишь, как загипнотизированный, впитываешь в себя чарующие звуки. Вот за это, за глубину народного творчества и ценят люди Виктора Гавриловича и в России, и на Украине, и во многих других странах, где побывал Кубанский казачий хор на гастролях», – пишут кубанские газеты. Завершим наш урок прослушиванием гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина». Обработал и записал его художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России, профессор В.Г. Захарченко.

8. Прослушивание гимна в исполнении Кубанского казачьего хора.

Учитель: Какое музыкальное произведение вы сейчас прослушали? В чьём исполнении?

9. Итог урока.

Учитель: В итоге нашего урока проведём викторину.

Слайд 24.

Викторина.

  1. Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью? (По названию реки).
  2. Какое из морей России самое мелководное, самое маленькое, омывает наш край? (Азовское море).
  3. Что означают цвета Кубанского флага? (Синий – честность, преданность, красный – храбрость, зеленый – надежда).
  4. Что означают полосы кубанского флага? (Синий – иногороднее население, красный – казаки, зеленый – адыгейцы).
  5. Как прежде назывался Краснодар? (Екатеринодар).
  6. Кто главный исполнитель Кубанских песен? (Кубанский казачий хор).
  7. Кто главный руководитель Кубанского казачьего хора? (В. Захарченко).

Учитель: Вы правильно ответили на все вопросы викторины. Наш урок окончен.

Адреса сайтов:

  1. www.krd.uu
  2. www.it-n/ru/region
  3. folkinst.narod.ru
  4. festival.1september.ru
  5. www.kkx.ru/about

Цель: ознакомить воспитанников с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: макет деревенского дома с печкой, стенд «Астраханское казачество», рушники, зал украшен плакатами с пословицами о труде:

Что посеешь, то и пожнёшь.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Мала пчела, да и та работает.
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Не всяк хлеб сеет, да всяк его ест.

Ход праздника

1-й ученик.
Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью,
счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

2-й ученик.
Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живём.

3-й ученик.
Под самым небом – горные отроги,
Внизу – поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути-дороги
Просторы эти – Родина моя!

4-й ученик.
Под тёплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живём.
Россия – милая, родная…

Все.
Цвети и крепни с каждым днём!

Исполняется песня «Песня о России», сл. О.Высотская, муз. В.Локтева.

1. Посмотри как всё красиво,
Посмотри простор какой!
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо,
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.

2. Посмотри, леса, какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина – Россия –
Хорошеет с каждым днём.
Видишь, яблони и сливы
Вдоль дороги встали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.

5-й ученик.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по- особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По — детски чисто тянется душа…

6-й ученик.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

7-й ученик
Здесь на левом берегу – город мой,
И на правом берегу – город мой,
И у моря, на косе, на мысу…
Где найдёте вы такую красу?

Здесь на левом берегу – острова,
И на правом берегу острова,
И у моря, там, где светит маяк, —
Это Астрахань родная моя!

Исполняется песня «Город Астрахань», сл. и муз. В.Туктарова

1. Только солнце на востоке
Лишь окрасит небосвод,
Ты проснёшься утром ранним
А с тобою весь народ.

Припев:
Город Астрахань, город родной
Вечно молод и вечно живой.
Куполами сверкающий кремль,
Покоряющий всех красотой.
Город Астрахань, город родной,
Невозможно расстаться с тобой.
Знать уж так на роду мне написано,
Видно стал ты моею судьбой.

2. Город с множеством традиций
Ты историей богат.
Горожан своих ты любишь
И гостям ты тоже рад.
Припев:

3. И куда б я не уехал,
Дом оставив и семью,
Всё равно, любимый город,
Без тебя я не смогу.
Припев:

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! (Выскакивает из-за печки.) Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию «Песенка водовоза», муз. И. Дунаевского

Удивительный вопрос
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Выходят девочки, поют (музыка и слова народные) и водят хоровод с рушниками

А в деревни у реки
Девки ткали полотно.
Они ткали и мочили
В золушку опускали.
А с золы их вынимали,
На реку спешили.
На реку спешили,
Там холсты мочили.
А с воды их вынимали
Да валиком выбивали.
На траве холсты сушили,
А потом рушники шили!

Прошка. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали. (Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а ( лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да ( всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Выходит казак с подушкой, ложится спать.

Ведущий. Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё одно. Только с боку на бок переворачивается. Вставай!

Казак. А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!

Прошка. Вставай, вставай! (Казак встаёт и уходит)
Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Аннушка», муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Ведущая. Идёт девушка, а возле реки казаки песни поют, о родном крае говорят.

Мальчики исполняют песню «У Волги-реки»

1. Возле Волги – матушки реки
Собрались астрахански казаки.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.
Ой, да,да, ой, да, да наши казаки.

2. Вороные копытами бьют,
Наши казаченьки весело поют.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.
Ой, да, да, ой, да, да наши казаки.

3. Песню про Отчизну, про родимый кров,
Про высокий в поле урожай.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.
Ой, да, да, ой, да, да наши казаки.

1-й казак. Казак без коня что солдат без ружья.
2-й казак. Казак в беде не плачет.
3-й казак. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
4-й казак. Казак сам голодает, а конь его сыт.
5-й казак. Казаку конь – отец родной и товарищ.
6-й казак. Казаку конь себя дороже.

Сценка Н. Краснова «Ты не казак!»
Участвует два ученика.

1-й казак. — А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. — Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. — Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
2-й казак. — Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. — Ведьмак жил у нас в деревне…
2-казак. — Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шор обить. Ты не казак!
3-й казак. После работы всех на посиделки зовём!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Мальчики исполняют песню «Ой, при лужку»

1. Ой, при лужку, при лужку,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял по воле.

2. Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока нэ споймаю.
Як споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

3. Як споймал казак коня,
Зануздал уздою.
Вдарил шпорой под бока –
Конь летит стрелою.

4. Ты лети, лети, мой конь,
Тай нэ торопыся,
Возле милого двора
Стань, остановыся.

Ведущая.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод —
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

1-й ученик.
Как на нашей улице
Весь народ волнуется:
Едут, едут казаки –
Удалые молодцы.

Исполняется песня «Астраханские казаки».

1. Астрахански казаки,
Да астрахански казаки
Казаки, казаки, казаки, казаки.

2. По улицам ходили,
По улицам ходили.
Ходили, ходили, ходили, ходили.

3. Молодушек любили,
Молодушек любили.
Любили, любили, любили, любили.

4. Подарочки дарили,
Подарочки дарили.
Дарили, дарили, дарили, дарили.

5. Подарочек небольшой,
Подарочек небольшой.
Небольшой, небольшой,
Небольшой, небольшой.

6. Позолоченный, литой,
Позолоченный, литой.
Литой, литой, литой, литой.

7. Серебряно колечко,
Серебряно колечко.
Колечко, колечко, колечко, колечко.

8. Болит больно сердечко,
Болит больно сердечко.
Сердечко, сердечко, сердечко,
сердечко.

9. Далеко милый живёт,
Далеко милый живёт.
Далеко, далеко, далеко, далеко.

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски начинаются.

Выступление ансамбля казачьей песни «Поляница» (рук. А.В. Лепёхин)

Прошка.
Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Ведущая. Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

Мальчик.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак — повёз!

Девочка.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

Мальчик.
Катя, Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Девочка.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

Мальчик.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Девочка.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

Мальчик.
Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой — за строевого коня.

Ученик.
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.

Исполняется песня «В саду дерево цветёт».

1. А в саду дерево цветёт,
А казак у поход идёт.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

2. Да казак у поход идёт,
Да за ним девка слёзы льёт.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

3. Да не плачь, девка, не рыдай
Да кари очи не стирай.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

4. Да тогда, девка заплачешь,
Да как у строю побачишь.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

5. Да как у строю, у строю,
Да на вороненьком коню.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

6. Да на вороненьком коне,
Да на казачьем на седле.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

7. Да на казачьем на седле
Да при шашке, кинжале.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ученик.

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ученик.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Командир»

1. Эх, кабы в нашей сотне,
Командир хороший.

Припев:
Чернявая моя, чернобровая моя.
Черноброва, черноглаза,
Раскудрява голова.
Браво, браво, Катерина!
Браво душечка моя!

2. Командир был славный,
Жизнь была весёлая.

3. Он ехал на коне,
Конь под ним взвивался.

4. Подъезжал он к казакам,
С ними он прощался.

5.Вспоминать вас будут
Храбрые казаки.

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ученик.
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»,
сл. Ц.Солодарь, муз. Дан. и Дм.Покрассы

По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой —
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Он коней ведёт шажком,
Видит — девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой горят глаза.
Не задерживай движенья —

Казаку кричит.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
Ну-ка, рысью — с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела.
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
По берлинской мостовой
Снова едет верховой,
Про свою любовь к дивчине
Распевает так:
«Хоть далеко синий Дон,
Хоть далеко милый дом,
Но землячку и в Берлине
Повстречал казак…»
Казаки, казаки,

Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Ученик.

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ученик.
Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ученик.
Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Исполняется песня «Казачата»

Приуныли казаки, —
пыльная дорога,
не ведёт их в дальний путь,
песня казаков.
Не забыты дни былые,
песни боевые.
Ратный дух угас в груди,
уснули казаки.

Эх, казачата,
ребята удалые
Подхватите песню
дедов и отцов,
Пусть они припомнят
годы боевые.
Будут новые победы
славных казаков.

И пускай пока немного
велика папаха,
Но в седле казачьем старом
я уже держусь.
Подрастают казачата
песня раздаётся.
Скажет атаман довольно:
«Сменой я горжусь!
И опять казачья песня
над рекой польётся.
Закружится дым над трубкой,
вспыхнули костры,
Вам лихие казачата
Бурка достаётся,
Если с шашкой передали
Вам её отцы!

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Литература

  1. Горбунов Н.П., Кучерук И.В., Афанасьев С.Н. История казачества в Астраханском крае: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Астрахань, 2002.
  2. Библиографический указатель «Астраханское казачество: История и современность», 3 раздел: «Музыкальная культура астраханского казачества. Песни казачества. Фольклор», изданного Астраханской областной научной библиотекой им. Н.К. Крупской.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий история кинематографа
  • Сценарий ижевска x plane 11
  • Сценарий интерактивного родительского собрания
  • Сценарий игровой программы радуга чудес
  • Сценарий казачьего обряда рождения ребенка