Сценарий казачьего обряда подушки

Внеклассное мероприятие в виде яркой постановки.Инсценируется учащимися дся лучшего восприятия самобытных традиций и обычаев казачества.

Классный час по теме: «Казачий свадебный обряд».

Цели занятия:

1. Сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв.

2. Показать своеобразие казачьей культуры.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.

Оформление: декорация казачьего куреня.

Действующие лица:

Ведущий

Сваты со стороны жениха

Отец жениха

Мать жениха

Отец невесты

Мать невесты

Невеста- Надежда

Брат Надежды — Федя

Жених – Григорий

Подруги невесты

Друзья жениха

Вокальная группа

Конспект занятия

Ведущий: Закончились все полевые работы. Убран урожай. Пусто и тихо в полях. У хозяина уже давно обмолочена рожь, можно и продавать ехать.

Скучная пора и для ребятишек.

Давайте заглянем в один из казачьих куреней на окраине станицы.

Вечер. Закончив все полевые работы на дворе, семья собирается в избе. На полатях – Федя, младший брат Наденьки — девушки на выданье. А за вышивкой — сестра его. Сидит, вышивает! Приданное готовит.

Вот маменька, всё по дому хлопочет. То в печь заглянет, то сенца телёнку подбросит.

А вот отец. Подсаживается к свече со своей работой. К зиме готовится. То сапоги подошьёт, то сбрую починит.

(Стучат в дверь)

Федя: (заглядывает в окно) Маменька! Сваты к Надюшке!

Ведущий: Смутилась Наденька. Обмерло её сердечко. Дождалась она своего часа! А вот и свахи.

Гости входят в дом (две свахи и два свата). К ним выходит хозяйка и кланяется “в пояс”. Гости кланяются “в землю”. Хозяин тоже выходит к гостям.

Свахи: Вечер добрый! Наталья Фёдоровна и Антон Иванович Чекуновы хотят вступить с вами в родство. Сына их, Григория, вы знаете. А дочь ваша – Надежда — красавица, каких поискать, да и по дому, видать, мастерица.

Отец невесты: Благодарствуем за добрые слова о дочери. Просим дать время подумать, посоветоваться с роднёй. Дело это серьёзное, нешуточное, сгоряча негоже решать.

Ведущий: Отец назначал день, в который сватам надлежало прийти за ответом.

Сваты уходят (касаются рукой печки, приговаривают): Как эта печь не сходит с места, так и от нас не отошла бы наша невеста.

Ведущий: В назначенный отцом невесты день поутру являлись те же сваты.

Сват: Отец и мать Григория кланяются и просят принять хлеб-соль.

(достаёт из-за пазухи кусок чёрного хлеба, посыпанного солью и кладёт на стол).

Мать невесты: (целуя гостинец, кланяясь): Дай Бог! В добрый час!

Отец невесты: (целуя хлеб, обернув полой кафтана руку): В добрый час!

Ведущий: Всё это действо называлось “взять руку”. Подать или взять руку, не завернув её в подол платья, считалось дурным предзнаменованием. В старину казаки полагали, что голая рука является символом бедности.

Отец невесты: Передайте Антону Ивановичу и Наталье Фёдоровне, что вечером ждём все вас в гости.

Сваты уходят.

Ведущий: В этот вечер производилось рукобитье. Жених с отцом и матерью и родственниками приходил в дом своей суженой, где собирались её ближайшие родственники.

Ведущий: Вечер. Снова в доме невесты гости.

Мать невесты: Надежда! Поди сюда!

Надежда выходит, кланяется на четыре стороны, становится около Григория (жениха).

Мать невесты: Григорий! Люба ли тебе невеста?

Григорий: Люба!

Мать невесты: Надежда! Люб ли тебе жених?

Надежда (смутившись): Люб!

Отец невесты: Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш.

Все присутствующие молятся Богу.

Ведущий: Далее происходило само рукобитье. Первой руку на стол клала мать невесты, на её руку — отец невесты, на его руку – мать жениха, потом на её руку – отец жениха.

Отец жениха: Быть девке за парнем! Если кто-то из нас откажется, тот повинен уплатить заряд (штраф). За бесчестье жених – сто рублей, невеста — восемьдесят, по соглашению родителей и общества.

Ведущий: Вечер завершался угощением. Далее шёл сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. Далее шёл сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два человека со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. В зале был раскинут большой стол и угловой столик, уставленные пряниками, орехами, сахарными закусками и семечками.

В доме жениха собирались все его знакомые. Здесь приготавливали 10 или 20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Все направлялись в дом невесты. Впереди несли блюда, потом следовали женатые мужчины, потом замужние женщины и, наконец, жених с молодёжью. Хозяин и хозяйка встречали гостей на крыльце, сажали сватушку и свашеньку на лучшие места. Хозяева угощали гостей, повторяя тот же обряд, что и на рукобитье. Жених и невеста дарили друг другу подарки. Девушка обычно дарила вещи собственного изготовления: перчатки, кисет, чулки. Парень – платок, украшения.

Молодёжь начинала играть в игры и танцевать. Танцевали “казачок”, “барыню”. Невеста должна была за вечер переменить 2-3 платья, демонстрируя материальное благополучие.

Старики садились ужинать. Хозяева старались отличиться изобилием блюд, подавая их до 30 наименований. Во время десерта начинали петь песни. Женщины молодых лет, молодайки, составляли кружок и начинали петь:

Вокальная группа:

У нас ныне незнакомый побывал,

У столика три ножечки поломал.

А кто нашу Наденьку целовал?

Чужой парень Наденьку целовал.

Какой чужой – это Гришенька мой!

Ой, заюшка, горностай молодой,

К чему тебя поздно с вечера нет,

Иль у тебя принадушка есть?

Принадушка камыш-трава,

Принадушка красна девица-душа.

Принадила Гришеньку молодца,

Заставила часто в гости ходить,

Позволила себе целовать-миловать.

Ведущий: После сговора родственницы и подружки невесты начинали готовить приданое. Жених бывал у невесты каждый вечер, принося с собой угощения, сладости. Накануне свадьбы смотрели приданое или праздновали “подушки”, а так же устраивали девичник.

В 19 веке “подушки” праздновали следующим образом. В доме жениха собирались его родные, брали до 30 пар “шишек” (каравай) и отправлялись к невесте за её приданым. Вместе с родственниками к невесте шёл жених со своими товарищами. Как только они выходили, запевали песню:

Вокальная группа:

Крутые берега вода подняла,

Молодую Наденьку журба взяла.

Хорошенький Гришенька музыку нанял.

Заиграйте, музыканты, поскорей,

Чтоб моей Наденьке было веселей.

Заиграйте, музыканты, от села до села,

Чтоб моя Наденька была весела.

Ведущий: гостей, пришедших за приданым, встречал отец невесты. Всех приглашали в дом. Свахи со стороны жениха и невесты подносили родителям невесты каравай и вино, за что те клали деньги на поднос в пользу свах.

Затем гости приглашались за столы. По окончании застолья мать невесты молилась и отдавала приданое в руки своих новых родственников. Все выходили из дома невесты и направлялись в дом жениха с песнями.

Вокальная группа:

Огляниси, мати,

Какова у тебя в хате.

Пустым, пустёшенько,

Грустным, грустнёшенько,

Ни подушки, ни перины,

Ни милой детины.

Без милой дитятки до чего ж

Пустёшенько в хатке.

Сестрицы, подружки,

Да несите подушки.

Сестрицы Катерины,

Несите перины.

А сестрицы Алёны

Несите павильоны.

Метена дорожка, метена,

Туда наша Наденька везена.

По дорожке василёчки поросли,

Туда нашу Наденьку повезли.

Повезли её, помчали,

В один часочек свенчали.

Говорила Наденька, замуж не пойду,

Посеяла василёчки во зелёном саду.

Вырастайте, василёчки, буду поливать,

Полюбила Гришеньку, буду целовать.

Ведущий: Дорогой процессию сопровождала большая толпа старых и малых зрителей. Как только приближались к дому жениха, начинали петь:

Вокальная группа:

Отворяй, маменька, широк двор,

Идёт к себе сын во двор,

Не сам собою, а с женою,

Со своей верною слугою.

Выйди, маменька, погляди,

Что тебе бояре принесли!

Принесли скрыню, перину

И молодую княгиню.

Привезут овечку – ярочку,

Да нашему Гришеньку парочку.

Да принесут подушки-павильон

Нашему Гришеньке на поклон.

Положат подушки на кровать,

Чтоб было Гришеньке мягко спать.

Ведущий: “Бояр” встречала мать жениха с подносом в руках и просила каждого выпить. После этого свахи угощали гостей, и все расходились.

Накануне свадьбы устраивался девичник, хотя в разных местах и в разное время он назывался по-разному. В низовьях Дона он получил название “законный вечер”, а в верховьях Дона – “зори”. Вечером, после захода солнца, подруги приходили во двор к невесте отыгрывать “зори”, т. е. провожать её вольное девичье время. Во двор выносили скамьи, все вместе с невестой усаживались в два ряда друг против друга. Отовсюду во двор приходили женщины, чтобы вместе с подругами оплакивать невесту.

Невеста начинала песню:

Надежда:

И милые мои подруженьки,

И спалось ли вам прошлую ноченьку?

А я младшенькая всю ночь не спала…

И только первый сон заснула я,

И приснился мне сон престрашный:

Будто мою головушку бел снежок прикрыл,

А русую косу мороз побил,

А шёлковую ленточку молонья сожгла.

И милые мои подруженьки,

И вставайте вы рано-ранёшенько,

И умывайтесь бело-белёшенько,

И берите вы по гребёночке,

И чешите свои русы косоньки,

И плетите их мелко-намелко.

А моя-то коса отнежилась и отлелеялась,

И иду я к свёкру, свекровушке

И к деверю, к золовушке,

И к ревнивому мужу.

И приедут за мной на утренней заре,

И разлучат меня с отцом, с матерью…

И приходится мне, младёшенькой, покориться,

Свёкру, свекровушку

И деверю, и золовушке,

И ревнивому мужу…

А моя-то головушка,

Непокорная и непослушная,

А я-то всем должна покоряться.

Ведущий: Невеста с подругами, уткнувшись лицом друг к другу, плакали навзрыд. Окружавшие их женщины тоже плакали. Какая-нибудь старуха начинала их уговаривать: “Да девки, да что вы так душу надрываете? Что же вы изводитесь, болезные. Да перестаньте рыдать. Не упокойник она, подружка ваша!”

Ведущий: И вот наступал день свадьбы. Как правило, это было воскресенье. В куренях жениха и невесты всё приходило в движение. Подруги убирали невесту в брачную одежду.

Отец и мать (благословляют дочь иконой) Благословляем тебя, Надежда.

Надежда (целует икону три раза, кланяется в ноги родителям).

Ведущий: Подойдя к дому невесты, жених должен был дожидаться в сенях: дружко входил в горницу.

Дружко: Готова ли наша невеста?

Подружки невесты:

Подождите ещё, скоро будет. (убирают невесту, поют):

Летели там серые гуси через сад,

Они кликали невесту на посад,

Тут-то девка плакала слёзно,

И родимой матушке говорила тут:

“Как мне, матушка моя, не плакать?

Остаётся моя краса у тебя.

Ты вставай, вставай, матушка, ранёхонько,

Поливай мою красу частёхонько,

Зарёй утренней и вечерней,

Своей слезой горючей”.

Ведущий: Когда невеста была готова, её сажали под святыми образами, а рядом с ней садился мальчик (брат или племянник) с плёткой в руках.

Дружко: Федя, ты почему занял чужое место?

Федя (бьёт Дружка плёткой) Дай куницу, дай лисицу, золотую гривну.

Ведущий: Начинался торг, во время которого мальчик старался подороже продать место возле невесты. Наконец, удовлетворённый полученной суммой, он уступал место возле невесты жениху. Из дома невесты все отправлялись в церковь, где над новобрачными совершался венчальный обряд. Чтобы предотвратить колдовство, жениха опоясывали куском рыбацкой сети, а невесте сыпали в башмаки под пятки мак. Считалось, что прежде, чем сделать зло жениху и невесте, злой дух должен посчитать узлы на сети и мак в башмаках. По окончании духовного обряда новобрачной заплетали волосы и одевали шапку. Затем все направлялись в дом жениха. После встречи молодых шло действо, которое получило название “княжий стол”. По приглашению свах все гости садились за стол. Нарезанный кусками каравай клали на поднос, который застилали платком.

Дружко: (обращаясь к отцу-матери) Отец и мать, благословите каравай внести и молодых ввести. (Это слова повторяет трижды)

Мать вносит каравай, накрывает его платком, кто-нибудь из гостей снимает платок и им перевязывают дружку. Свах с обеих сторон также перевязывали материей крест-накрест.

Дружко: (разносит каравай, начиная с родителей жениха и невесты) Сыр, каравай принимай, молодых одаряй”.

Ведущий: После окончания даров свахи объявляли, что и сколько надарили. Молодые вставали и благодарили родителей за проведение свадьбы. Затем веселье продолжалось до поздней ночи. Широко и красочно отмечался второй день свадьбы, когда носили “калину” — символ непорочности и чести невесты. “Калину” должна была первой запеть свекровь. Но если девушка не сохраняла свою честь, то на родителей невесты надевали уздечку, хомут, намекая на то, что они не смогли удержать дочь. Иногда, правда редко, такую невесту на второй день снова возвращали родителям домой, что было страшным позором.

Вот мы и побывали с вами в гостях, познакомились с обрядами старинными, посмотрели, как жили-были казаки, предки наши. Мне очень хотелось, чтобы вы, дорогие зрители, научились у наших предков любить родную землю – мать-кормилицу.

Академик Д. С. Лихачёв сказал: “Культура – это память!” Нужно помнить! Нельзя забывать свои корни! На Руси людей, забывших свои корни, называли “Иван, не помнящий родства”. Так не будем такими мы с вами, такими “Иванами”!

Используемая литература:

Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв.

Королёв В. Н. Брак и семья у донских казаков. Генеалогия и семейная история донского казачества. Астаховы и другие. М. , 2014. Вып. 16

Народная устная поэзия Дона. Ростиздат, 1963.

Сухоруков В. Д. Общежитие донских казаков в XVIII-XIX столетиях. Новочеркасск, 1892

Казачий обряд встречи гостей

(Сценарий мероприятия)

Учиитель: Колтунова С.И.

МБОУ КСОШ 32 им. Героя Советского Союза М.Г. Владимирова

Добрый день . На наш праздник сегодня пришли дорогие гости. Встречаем:

Ход мероприятия.

Сценка «Встреча дорогих гостей».

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей с караваем.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

2 класс песня- Как за Доном за рекой!

Ведущий. Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель Михаил Александрович Шолохов: аудизапись «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

— Ребята, а кто же такие казаки?

Ответы детей: Казаки – вольные, свободные люди, удалые.

Сегодня мы поговорим о казаках, чтобы лучше представить быт, обряды, обычаи казаков .

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники.

Дети 2 класса:

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

И готов любой казак

За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет –

Удивит любой народ.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки.

Ведущий:

— Сегодня мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.

— А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Дона?

Ответы учащихся.

— Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С задорной казачьей песни. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Ведущий: Первые поселения на Дону.

Казак: В ковылях средь серебряной рани,

В цветущей душистой степи

Казачка: Казаки себе стан выбирали

У извилистой тихой реки.

Ведущий:

— На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.

Ведущий:

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы всё водилось.»

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

Казачий курень -двухэтажный. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов рек. Первый этаж в них хозяйственный, второй жилой.

На первых порах в казачьих городках

поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Главное помещение в казачьем курене — «зало»

— Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

Ведущий:

Спальня в казачьем курене

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.

Кухня

Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

Казачьи семьи

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Казаки занимались гончарным делом

лазоплетением. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Занимались молотьбой зерна, стригли овец, пряли шерсть, учили лазоплетению. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

Слайд: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы»

Воспитание мальчика

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Инсценировка

Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:

Отец.

— Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

Сын

— Прости меня, родной батюшка!

— Прости меня, родная матушка!

— Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Ведущий

Мы рассказали о воспитании мальчиков в семье, а теперь расскажем о воспитание девочки .

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

— До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

Ведущая:

— А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

Частушки

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

Ведущий: Теперь орудия труда казака

Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.

С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, выделывали овечьи шкуры, портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда.

Народный костюм

— Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Ведущий: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

А теперь ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ»:

Какая отличительная особенность формы донских казаков?(на синих штанах красные лампасы)

Как назывались первые поселения казаков?(казачьими городками)

Как называлось жилище казака?(казачий курень)

Какие традиции казаков вы запомнили?

Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Казак: — Гриб хорош белый, а казак умелый.

Казачка: — Казачьему роду нет переводу;

Казак: — Казачья голова, что под дождиком трава;

Казачка — Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;

Казак:- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;

Казачка — Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак:- Казак с конем и ночью и днем;

Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.

Казак: Собрались мы позабавиться

Казачка: Да потешиться, поиграть.

У кого там хмурый вид?

Казак: Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,

Ждет казачья вас игра!

Звучит веселая казачья музыка

Игра в шапку:

На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед. Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Игра «Веревочка» :

Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Казак: А теперь мы отдохнем

Казачка: Да загадки разберем!

Казак: Крепка, звонка да отточена? (Сабля)

Казачка: На чужой спине едет, на своей груз везет? (Седло)

Казак: На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)

Казачка: Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)

Казак: Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)

Казачка: Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться».

Вы бывали на Юге России,

Где станицы у самой реки.

Там рассветы такие красивые,

И седлают коней казаки.

А зори алые встают играючи.

Станицы вольные и вольный Дон.

Мужчины храбрые; казачки жгучие.

Хранят и славят Русь с былых времен.

Ведущий:

И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова:

«Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Песня все на выход.

К нам пришли кадеты Новочеркасского казачьего корпуса но не только в качестве гостей, а пришли со своей небольшой праздничной программой.

Слово предоставляется атаману станицы

Казачий свадебный обряд.

Ведущий: Одним из самых ярких и праздничных обрядов на Дону был свадебный обряд. Свадьбы праздновали, как правило, осенью, после уборки урожая, когда казаки освобождались после полевых работ. Невесту и жениха, как правило, выбирали родители. Обряду сватовства предшествовали смотрины невесты. Жених отправлялся в дом к родителям невесты с одним или двумя старшими родственниками.

Отец жениха: -Здорово дневали!

Мать жениха : — Мир Вашему дому!

1 сваха: — Мы люди чужестранные, приехали из дальней стороны,

проехали 3 царства. Ехали, куда путь лежит, куда зверь бежит, куда

птица летит.

2 сваха:- А едучи мимо вашего двора нечаянно увидели след не

то куницы, не то красной девицы.

Отец жениха: —А вот есть у нас ещё сокол « Всему делу голова»!

Отец невесты:— Покажите нам этого ясного сокола!

( Выходит жених, кланяется на 4 стороны ).

Мать невесты:— Чей же ты будешь, ясный сокол? Из какой станицы ?

Жених:- Вольный казак, из донской станицы.

Отец невесты: —Ты пройдись по горнице,покажи нам выправку казачью!

Отец жениха:— Ну, люди добрые, показали мы своего молодца- охотничка, покажите и вы нам свою горлицу сизокрылую.

(Выходит невеста, кланяется на 4 стороны).

Ведущий: После смотрин шло сватовство. Со стороны жениха присылались

сваты. Сваты начинали дело просто:

: 2 сваха: — Алексей Мелехов, Пантелея

сын, хочет вступить с вами в родство.

Люб ли тебе, девица, наш ясен — сокол ?

Отец жениха:

-Невестушка наша Настюшка,

Рукодельница, да красавица,

Круглолицая, да румяная,

.) Мать жениха : Лебедь белая, сиза горлица.

Встречай, милая, ясна — сокола.

Ведущий: — Если гостям отвечали благодарностью за доброе имя невесты,

но при этом отговаривались, что не могут выдать её по неимению

всего нужного для свадьбы, то это означало отказ.

В случае же согласия, отец невесты просил время подумать, посоветоваться с роднёй, и назначал день, в который сватам надлежало прийти за ответом.

В назначенный отцом невесты день поутру являлись те же сваты, вынимали из-за пазухи кусок чёрного хлеба, посыпанного солью, и клали на стол, говоря хозяевам:

2 сваха : — Отец и мать Алексея кланяются и просят принять

хлеб- соль.

Ведущий: — Хозяева в ответ целовали гостинец, говоря:

Родители невесты:-

Мать:— Дай бог!( с земным поклоном)

Отец: В добрый час!

Ведущий: Отец подавал сватам руку, обернув её полой кафтана. Подать или взять руку, не завернув её в подол платья, считалось дурным предзнаменованием. В старину казаки полагали, что голая рука является символом бедности.

В этот же вечер производилось рукобитьё. Жених с отцом , матерью и родственниками приходил в дом своей суженой, где собирались её ближайшие родственники. Родители в знак союза давали друг другу руки. По приказанию матери, невеста выходила в центр зала, кланялись на все 4 стороны и становилась около жениха.

Мать жениха : — Люба ли тебе невеста?

Жених: Люба!

: 2 сваха:- Согласен ли ты , Алексей, стать мужем Насти ?

Жених: — Из воли родительской не выхожу!

: 2 сваха:- А ты , Настя, согласна стать женой Алексея?

Невеста:- Из воли родительской не выхожу!

Ведущий: Мать жениха соединяла их руки со словами:

Мать жениха : — Вот тебе – жених, а тебе, мой сын, невеста.

Ведущий: Далее происходило само рукобитье. Первой руку на стол клала мать

невесты, на её руку- отец невесты, на его руку- мать жениха, потом-

отец жениха, говоря:

Отец жениха: — Быть девке за парнем! Если кто-то из нас откажется, тот повинен уплатить штраф.

Ведущий: За бесчестье устанавливалась определённая сумма для жениха и для невесты по соглашению родителей.

Вечер завершался угощением. На Дону рукобитье означало то же , что и в Российских губерниях- помолвка.

Далее следовал обряд сговора, который был торжественнее рукобитья. Гости собирались в доме невесты, жениха и невесту ставили посреди зала, они обменивались подарками. Девушка обычно дарила вещи собственного изготовления. Молодёжь начинала играть в игры и танцевать.

Песня « Пчелочка златая»

Пчёлочка златая, что же ты жужжишь? ( 2 р.)

Жаль, жаль, жалко мне , что же ты жужжишь? (2 р)

Как у нашей Насти русая коса ( 2 р)

Жаль, жаль, жалко мне, русая коса (2р)

Лента голубая ниже пояса (2р)Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса (2р)

Команда Сош№ 1 им. Куликова « Станичники».

Станичник всегда впереди!

Стихи на вступление:

( Антоненко Ю.)

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора.

Широкий Дон, простор гонимый

Низовым ветром до утра!

(Демченко В.)

Вокруг простор степи бескрайний,

Весь зеленеющий в цветах,

И аромат необычайный

В глубоких тает небесах.

( Юрьева Ю.)

Я ль променяю степь родную,

Гордыню рыцарей- дедов

На мир иной, на жизнь другую,

На роскошь модных городов?

( Лобынцев А.)

Все мои предки- казаки,

Они врагов изрядно били!

Пахали, сеяли , косили,

А между первым делом были и спеть, и выпить мастаки!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/293281-kazachij-svadebnyj-obrjad

Донская казачья свадьба

Сценарий старинного свадебного обряда

Действие 1

День венца в доме невесты

Реквизиты:

Икона, рушник, 3 шали.

 Участвуют:

Ведущий, невеста, отец, мать, 2 подруги невесты, сваха, сват, жених, друзья жениха.

(звучит донская песня)

Ведущий: Раннее утро… первые лучи восходящего солнца едва успели позолотить чистые воды Тихого Дона. Не спеша катит он их в вековечную даль, от озера Иванова до берегов Азовского моря. Батюшкой, кормильцем, прозвали эту реку казаки донские. Живут они здесь хуторами да станицами. Рождаются, венчаются…

Вот и сегодня в станице Октябрьской (Новочеркасской) свадьба. В семье казака Василия Адамова отдают замуж младшую, самую любимую дочь…

(на сцену выходят отец с матерью, ведут под руки свою дочь – невесту. Невеста плачет)

Мать: Буди, дочка, подружечек. Нехай собирают тебя в дорожку, да готовят к венцу. А мы с батенькой благословим тебя по православному нашему обычаю…

Отец: Ну, будет,  будет, дочка, милая, — что так убиваться – то, Бог даст, все будет по-хорошему…

(обнимает дочь за плечи)

Невеста (причитает): И спасибо тебе, родимый батюшка, да родная мамушка: да спасибо же вам за хлеб да соль! За одно неспасибо вам, мои родные: отдаете меня в чужие люди…

(появляются подруги невесты, подбегают к невесте и тоже плачут. Входит сваха.)

Сваха: Ну, будет вам, девчата, плакать. Коль невеста готова, ведите ее к батьке да матери на благословение.

(отец разослал на полу тулуп мехом вверх. Мать держит в руках икону с рушником.)

Отец: Садись, наша дочушка, садись, лапушка.

(подруги подводят невесту к родителям, помогают ей встать на колени)

Отец: По своей ли воле идешь замуж?

Невеста: Из воли вашей, батенька и маменька, не выхожу!

Мать: Любо нам слухать твою разумную речь. Благословляем тебя во имя Отца и Сына и Святого духа.

(перекрещивает иконой. Невеста целует святой образ)

Мать (передавая дочери икону): Вот, тебе, доченька, эта иконка. Береги ее. Она заветная, наша наследная от твоей бабушки. В тяжелую минуту или в какое лихое время припади к святому лику, помолись, да попроси…Непременно поможет.

(родители целуют невесту. Подружки и сваха готовят место для посада. Ставят длинную лавку, покрывают отцовским тулупом центральное место и усаживают невесту)

Сваха: Девчата, сажайте невесту на посад. А то скоро бояре будуть. Надобно все соблюсти. Маманя, поди сюда, да присядь с дочкой. И ты, подруженька, садись. Как приедут гости , будем торги вести. А вот и они едут, слышите? Быстро покрывайтесь шалями.

(появляется сват. В руке корзина и закуски)

Сват: Здорово ночевали, православные!

Все: Слава Богу.

Сват: Дозвольте, люди добрые, в курень взойтить.

Сваха: Входи! Входи коль не шутишь. Кто же такой будешь? Отколь едешь, да куды путь держишь?

Сват: Я дальний человек. В путе – дороге приморозился и уморился порядком – дозвольте погреться да отдохнуть.

Все: Заходь, заходь.

Сваха: Может еще кто с тобой, дак нехай тожа входить. А ты нам поведай, где был, да чаво видал…

Сват: Дак вот, люди добрые. Што ни день, што ни час, то новая напасть: то метелица заметет, то зверь загонит! У самого вашего двора собаки наши унюхали какие-то диковинные следы. По всем приметам зверь к вам забежал.

Не дозволите ли, люди добрые, поискать у вас?

Сваха: Ох, и хитер ты, сваток. Так обкрутил дело, так обкрутил. Нам прятать нечего. Не куницу, не лисицу, а красную девицу бережем в этом дому. Невеста она у нас.

Сват: Да нам бы забрать…

Сваха: А ты не торопись, остынь. За такой красный товар немало надо заплатить. Да за место возле невесты.

(сват отдает свахе корзину)

— А вот видишь, трое сидят на лавке. Угадаешь? Бери так. Не угадаешь? Плати неустой, да зови на помощь своего короля-королевича.

(сват подходит к одной из трех, снимает шаль, там не невеста. Сват отходит в сторону)

— Видать без твоего царь-царевича, король-королевича дело не сладишь. Зовите его…

(сват уходит за женихом, вводит его в дом. Жених кланяется на три стороны)

Сват:  А вот и наш удалец-молодец, донской казак малолеток.

Сваха: А ну,  ну, посмотрим. Чей жа такой будешь?

Жених: Иван, Данилов сын, казак станицы Золотовской.

Сват: Ну, люди добрыя, показали мы своего молодца – охотничка, а теперь желаем бы вашу кунушку-горностаюшку посмотреть, да в жены взять.

Сваха: Вот и веди, сватушка, своего красавца к трем шалям, он то вено свою невесту сразу узнает.

(жених подходит к покрытым шалями и безошибочно указывает на свою суженую. Жених с невестой подходят к родителям)

Жених: Покорно просим благословить.

(дарит матери красивую шаль, отцу – папаху и в придачу кнут)

Отец: Все сладим по нашему старинному обряду. Люба ли тебе наша дочка?

Жених: Люба…

Мать: Вот и хорошо! Благословляем во имя всех святых (крестит обоих).

Отец: Зараз и плеть спытаем. Поворотись- ка (обращается к жениху)

(жених поворачивается к отцу спиной, нагибается. Отец слегка ударяет по спине жениха плетью и приговаривает)

Отец: Во имя Отца! И Сына! И Святого духа! Аминь! Добрый казак.

(молодых уводят. Все гости уходят за ними. Звучит казачья песня)

Действие 2

После венца

Реквизит:

Праздничный стол, накрытый скатертью, на нем угощенья, посуда.

 Действующие лица:

Ведущий, жених, невеста, отец, мать, сваха, сват, гости.

         (звучит казачья песня, потом звон колокольчиков)

Ведущий: Вот и съехала Татьяна из отчего дома. Свадебный поезд под звуки веселого пени и звон бубенцов летит по дороге. Верховые казаки, лучшие джигиты на разгоряченных лошадях выделывают на всем скаку всевозможные трюки. С шумом подъехав к церкви, свадебный поезд останавливается у ворот. Молодых ведут венчаться. А в доме жениха идут последние приготовления к встрече молодоженов.

(Родители жениха готовятся к встрече молодых, хлопочут около стола.)

Слышен топот копыт, звон бубенцов. Все вскрикивают: «Едут! Едут!»

(Мать держит в руках икону с рушником, отец – хлеб-соль со свечами – символ семейного очага.)

Сваха взяла сито с хмелем, мелкой монетой, орехами и конфетами.

Все готово к встрече молодых. Звучат свадебные припевки.

Друг жениха приводит молодых к родителям. Руки молодоженов перевязаны рушником «покрепче, да узелком наверх».

Родители: Поздравляем, счастья, радости желаем. Отведайте хлеб-соль.

(Подают хлеб-соль. Молодые кушают. Потом их обсыпают хмелем)

Родители: Пожалуйте, молодые, да и вы, гост дорогие, на веселую пир-беседу.

(Звучит казачья песня. Молодых усаживают на почетное место за столом, рядом садятся родители и все гости)

Сват: Просим пить-гулять, да молодых величать.

Ну, дорогия, любезнаи гостечки, вот наши милые деточки, здоровые и счастливые. Теперя просим вас:

         Сыр-каравай принимайте

         А молодых одаряйте!

Сваха: Наши добрые панове,

           Им много надобно:

           На шильце, на мыльце,

           На белила, на румяна,

           На всякую всячину!

(Сват со свахой выводят молодых из-за стола, подводят к отцу и матери. Молодые кланяются)

Сват: Батенька Данил Степанович, маменька Катерина Кузьминична, сыр-каравай принимайте, наших молодых одаряйте.

Сваха: Нашему-то караваю, ему много надо:

           С семи рек водички,

           С семи полей пшенички,

           С семи коров масла,

           С семи кур яички!..

Отец: Батька дарит сыну коня с седлом, к службе.

Мать: А маменька на молодое хозяйство деткам – телушку.

Жених и невеста: Покорно благодарим (кланяются.)

Сваха: Ну, а вы, сроднички, — чем Бог дал…

         (обносит между гостей поднос)

Гости:

1)     Вот вам медный – чтобы не были бедные.

2)     А вот серебро – чтоб в дому было добро.

3)     Дарю цибулю (лук) – чтобы муж жене не давал дулю.

4)     А вот вам бурак (свекла) – чтоб жена не называла мужа «дурак»

Жених и невеста: Покорно благодарим (кланяются)

Сват (обращаясь к родителям): Ну, а теперича сдаем вам детей в полном здравии и порядке. Мы со свахой свое дело сделали.

Сваха: А гостей просим пить да гулять, песни петь, да танцевать. (К родителям). Батенька и маменька, благословите каравай внести, молодых увести.

(Родители выносят каравай с хворостом. Раздают каждому гостю по палочке хвороста. Звучит казачья песня.

Все участники выходят на середину и делаю поклон.)

 Литература:

Голос земли родной: исорико-фольклорный сборник / сост. Ю.А. Хачатурян. – Ростов н/Д, 2003.

 Подготовила Башкирова Ирина Георгиевна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий история зеркала
  • Сценарий идеальных переговоров
  • Сценарий интеллектуальный марафон дойти до финиша
  • Сценарий игровой программы радуга желаний
  • Сценарий казачьего обряда отцовская каша