Сценарий казачьего обряда рождения ребенка

Сценарий «Крещение ребёнка в семье казаков Восточного Забайкалья». музыка, доп. образование детей ✅ Скачать бесплатно

НОУ СОШ №49 ОАО «РЖД»
станция АДРИАНОВКА
Сценарий
«Крещение ребёнка в семье казаков
Восточного Забайкалья» 
Составлен учителем музыки и 
руководителем фолк студии «Гураненок» Светиковой Анастасией 
Павловной
Объект исследования ­ культура казаков  Восточного Забайкалья.
Предмет   исследования  –     обряд   рождения   и   крещения   ребёнка   в   семье
казака.
Цель  –  выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры, её
своеобразие; богатство обрядов, примет и традиций казаков.
Посредством обращения к духовной культуре казачества воссоздать обряд
крещения ребёнка.
Задачи:
Проследить   основные   традиции   казачьих   семей,   рассмотреть   особенности
соблюдения обычаев, связанных с рождением и крещением ребёнка, выяснить
обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки.
­ выявить структуру и основные элементы  обряда;
­ изучить и воссоздать музыкальный и устный фольклор казаков;
­ изучить и  воссоздать обрядово­ритуальные действия.
Дуняша: Сенька, а Сенька, слышал у казака Фёдора  Беломестнова  казачок  
родился, теперь у Люськи брат есть. 
Сенька: Нет, не слыхал, да тише ты всю рыбу распугаешь. 
Дуняша: Сенька, да причем тут рыба, сегодня его уже окрестили, 
Гостей созвали , праздновать будут!
Сенька: Да не ври ты. 
Дуняша: Вот  те крест,  ну давай поспорим, кто проспорит тому шелбан. 
(спорят)  А теперь побежали к Беломестновым
Звучит «плач ребёнка»
Крестный: Ну, вот Ивана окрестили пора и гостей приглашать  «к младенцу 
на хлеб, на соль, кашу есть»
Крестная: Иди крестный, созывай  гостей ,будем праздновать, 
Крестный:  А ты крёстная кашу вари, да погуще Мать: ­ Бог тебя дал, Христос даровал, Пресвятая Похвала в окошечко 
подала…
Отец: ­ В окошечко подала,  Иваном назвала.
Мать: ­ Спи, с Богом, с Христом, со Святыми Ангелами, спи, дитя. 
Отец: ­ Настанет пора – мы разбудим тебя
 Девочка Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Маслена головушка, 
Шёлкова бородушка, 
Что ты рано встаёшь, 
Что ты громко поёшь, 
Ване спать не даёшь?  
Крестная  «Домовой   ,   приходи,   дите   сприими,   в   домовине   укрепи!
Господи, благослови  новое чадо  в  доме видать. Во  имя  Святой Троицы и
Николы   Угодника   и   всех   святых.   Аминь».   Вот   тебе   молочка,   да   кусочек
сахарка»
«Колыбельная»
1к.  Как у козлика козла 
Злая мачеха была 
Злая мачеха была за вихры козла драла­ 2 раза 
2к. Закручинился козёл и от мачехи ушёл 
 Ходит бродит по лугам, по зелёным берегам­ 2раза 
3к. На распутье трёх дорог видит княжеский чертог 
Вышла стража из ворот в гости кланяясь зовёт­ 2 раза 
4к. привели его в чертог, щёткой пыль сметают с ног 
Золотят ему рога , в шерсть вплетают жемчуга  2 раза 
5 к Приглашают ко двору ко богатому двору 
Подают ему еду сладкий пряник на меду
(Забегают дети)
Дуняша: Здрасте! 
Мать: Здрасте, ну чего, прибежали?                
Дуняша: Да Сенька, не верит, что у вас Ванька родился, вот мы с ним и 
поспорили на  шелбан
Отец: В нашей семье казак родился,  проспорил ты  Сенька
Дуняша: Подставляй лоб, Сенька вот тебе шелбан. 
Мать: Бегите, ребятишек собирайте да на крестины приходите и 
Атаман. Доброго здоровья! Мир вашему дому, хозяева! Крестный:  Милости просим в гости к нашему крёстному на кашу
Отец: Добро пожаловать, гости дорогие!
 Мать: Красному гостю — почетное место.  
Крестный: Кашу испробует глава семейства
(Крёстная выносит кашу) 
Отец: Ох и соленая, ох и перченая да ещё  и  с горчицей и хреном, за что ж 
такое наказание
Атаман «Ешь, отец­родитель терпи, ешь, да будь пожеланней к своему 
казачку 
 Казачка: «Солона кашка, и солоно было жене родить, 
Казачка: А еще солоней отцу с матерью достанутся детки после». 
Мать: «Вы кушайте каши куманьки дорогие! С  крестником вас!
Мать: Угощайтесь и вы гости дорогие, испробуйте нашей каши. 
Крестная: (Затем, бросая кверху оставшуюся в ложке кашу, произносила)
«Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось и они также прыгали 
бы».
Казачка: Ох, и каша удалась на славу! 
Казачка: Пусть будет Иван, счастливым, здоровым, да чтобы почитал отца 
и мать.  
Казак: А за кашу, благодарим  куму  Варвару вашу. 
Казачка: Кашу поели и песню запели Песня «Варенька»
Мать: (ставит на стол две тарелочки и предлагает собравшимся за 
столом гостям положить в них деньги или подарки ), «Родился гол сокол, 
дайте на  разживу» 
Казачка: Родился нагой, много ему надо»,
Казак: «Ребенку на крест, матушке на мыло» 
  Крестная:  (дарит крестнику «на ризку» 3 метра ткани). А это крёстнику  на
ризку.
Атаман: Дарю казачий кинжал и шашку, чтобы всегда казачёк был готов 
защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю! 
А коня вырастили  ИВАНУ? Ведь казак без коня, что птица без крыльев» ­ 
Отец: В поле гуляет Ванькин конь. 
Атаман: Вырастит  ваш казачек, да и придет к нам на службу 
 А казаки нам на службе всегда нужны 
Сколько казаков  покинуло свои дома  и  много невернулось. 
 Вечная память нашим  казакам героя. 
Песня «Не для меня придет весна»
  Казачка: Хватит нам горевать, пора веселье затевать
Казак: Эй, народ, расступись, плясуны идут, кажись
Казачка: А мы сейчас вам спляшем! Что с ногами, не пойму!
Вправо­ влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в и в пляску просятся.
Крестный: Ох и молодцы казачата браво пляшете! Возьмите гостинцев,  да 
бегите поиграйте
Атаман: Слышал, что у  тебя Егор, дочь родилась, как нарекли казачку?
 Казак Егор: Марьей нарекли 
Атаман: У тебя Федор купец,  а у Егора товар может договоритесь сейчас 
пока ваши дети младенцы  да потом посватаетесь,  породнитесь, когда 
достигнут совершеннолетия 
 Атаман Финал Пусть вас хранит Господь 
От всяческой беды, 
Пусть вас хранит Господь 
От бед и от напасти, 
Пусть вас хранит Господь 
От мелкой суеты, 
И дай вам всем Господь 
Всей полной меры счастья!

«Семейно-бытовые обряды казаков.

Обряды, связанные с рождением

и крещением ребенка».

                        http://tradicii.com/wp-content/uploads/2013/11/kreshenie.jpg

Цель:

Рассказать  о  семейно- бытовом   обряде в казачестве,  связанном   с рождением и крещением ребенка».

Дети по понятиям казаков — признак «благословения Господня над семьёй». Неимение детей считалось Божьим наказанием.

Семейные казаки проводили дома мало времени. Казачки всю любовь к мужу, который зачастую нёс ратную службу вдали от родного очага, переносили на детей. Существовали многочисленные обряды и суеверия, выражающие материнские тревоги.

Вынашивающая дитя казачка не должна была в праздник крутить гужвы2 или перешагивать через какую-нибудь веревку, что вело, по поверьям, к рождению младенца с кривыми руками или ногами. Запрещалось шить или вязать в церковные праздники. Этим будущая мать могла «зашить» ребенку глаза, и он мог родиться слепым. Беременной казачке, предписывалось внимательно смотреть по сторонам. Считалось, что если мальчик перешагнет казачке через ноги, то могут быть тяжелые роды.

Обязательным было посещение церкви, но и там надо быть настороже. Если беременная казачка присутствовала на похоронах, то из церкви ей нужно было выйти раньше, чем вынесут гроб, чтобы не родить мертвого ребёнка.

Существовало много примет и обычаев, связанных с родами и ограждением новорожденного от сглаза. Казачки всегда рожали дома, время родин скрывали от посторонних. Для облегчения родов развязывались узлы, пояса, расплеталась коса.

Новорожденного до 6 недель старались не показывать посторонним, поэтому видеть его в первые дни могли только родные. Ставни в доме закрывались, пеленки не вывешивались на улицу, а позже их нельзя было оставлять сушиться в ночь. Плохим знаком считалось соприкосновение с черной кошкой, в этом случае пеленки выбрасывались.

Чтобы у ребенка был спокойный и крепкий сон не разрешалось качать пустую люльку, также старались не допустить, чтобы ребенок смотрел в зеркало.

Со дня крещения на ребенке постоянно был крест и пояс.

Крещение новорожденных

Таинству Крещения казаки придавали огромное значение, утверждая, что до этого у младенца нет души, а дети, умершие некрещёными, не явятся на страшный суд.

Перед тем как нести младенца в церковь, его клали в передний угол горницы завернутым в овчинную шубу. При этом говорили: «Определи ему, Господи, талант и счастье, добрый разум, долгие века! И пусть ребенок будет также лохмат  (т.е. богат), как эта шуба!».

После этого бабушка младенца подносила его родителям со словами: «Благословите, родители, принять крещеную веру, как от рождения, так и до крещения, как от крещения, так и до венца, как от венца, так и до конца жизни быть чистым и непорочным».

Путь от родного дома до церкви, в день крещения считался тяжким и опасным делом. По представлению людей нечистые силы расставляют на протяжении всего пути бесчисленные ловушки. Существовало поверье, что если при выходе из дома встретится казак, то ребенок будет счастливым, если казачка

  • несчастным. Если попадется животное — будет богатым, встретится пьяница — будет пьяницей. Если на пути в церковь встретится птица — будет блудником.

Имя ребенку давали по воле родителей, но чаще по имени святого, в день которого младенец родился, «а то ангел плакать будет».

Существовали приметы, связанные с самим обрядом крещения. Если после погружения в святую купель, младенец «поджимался», то верили, что он будет живучим, если вытягивался — жилец будет недолгий.

Когда возвращались из церкви в дом, младенца, обернув овчиной, снова клали в передний угол и повторяли Господу просьбу о милости к младенцу.

Праздновались крестины не очень шумно. Приглашались только родные и самые близкие знакомые. Более обеспеченные казаки приглашали попа. В красном углу садились кум и кума, с ними рядом — священник. Кушанья подавались легкие, в большинстве — закуски, потому что основу стола составляли хмельное и чай.

Важно отметить значимость крестильной рубашки для казака. Такую рубашку шила и дарила крестная. Надевалась она 1 раз — в момент крещения ребёнка, и после этого всю жизнь сохранялась. После смерти человека эта рубаха сжигалась вместе с первой прядью волос и вещами (письмами, нательной одеждой, постелью). Иногда, если казак погибал на службе, в походе, а мать продолжала ждать сына, крестильную рубашку клали матери в гроб.

Обряд стрижки волос

Некоторые обряды были цикличными и имели значительную протяженность во времени. К ним можно отнести ритуальную стрижку мальчика.

Волос в традиционной культуре у многих народов мира имел сакральное значение. Например, в Древней Индии усы носили «кшатрии» — в большинстве своём военное сословие. Таким образом, видно, что усы и борода издревле ассоциируется с мужеством.

В казачьей среде волосы также носили глубинный смысл. Это подтверждает сохранявшийся во всех казачьих землях, древнейший обычай ритуальной стрижки.         Мальчика стригли в первый раз, когда ему исполнялся год3. Годовалого

 Этот обряд описан в древнерусский летописях как великокняжеский. До сих пор остается неизвестен тот факт, где прародина этого обряда, пришел ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Возможно, он был общим для всех дружинников

казачонка на женской половине дома усаживали на кошму4, и крестная мать срезала пряди волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчика женщины передавали мужчинам, которые несли его к церкви — там находился неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по мельчайшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву—будет жив; заплачет, повалится с коня — быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал сына на руки, а крестный надевал на них портупею с шашкой.

У ворот родного куреня казаков встречали женщины. Передавая ребенка, казак приговаривал: «Казака принимайтя! Да за ним поглядайтя! Чтобы был не квелый, до всякой работы скорый, чтобы Богу молился да сабле учился! Чтобы малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительнай…»

Крестная принимала от отца амуницию и передавала крестному со словами: «Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока».

Крестный отец, принимая оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как «малолетка» приписывали к полку. Он же должен был обучать крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг и чрезмерно мягок — поскольку это его плоть и кровь, а крестный—духовный отец — будет и строг и справедлив.

Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны, чаще всего, дарил старший в роду. Это, как правило, были шаровары, без которых обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, лет с трех-пяти казачонка уже приучали к верховой езде (трёхлетки уже сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улицам, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной).

Вторая ритуальная стрижка — в семь лет. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. В этот день дома, после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, мальчик собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежду, выбрасывая все, что считали излишне теплым и мягким. «Все! — говорили они. — Учись служить! Чай, теперь ты не дитятко, а полказака!»

С этой минуты мальчика могли наказать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его

Кошма — толстая войлочная подстилка из валяной овечьей или верблюжьей шерсти.

воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, говорил отец, — тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство».

Таким образом, в десять лет ребенок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

Третий раз казака стригли в 19 лет: при зачислении на службу и приведении к присяге. За 1-2 дня перед присягой соблюдался строгий пост. Казак шел с отцом и крёстным в баню, где его стригли наголо, одевали во всё чистое и новое. К присяге он шёл бритоголовым, это означало его расставание с гражданской жизнью и вступление в военную. Теперь главной заботой его и его семьи были «справа» и снаряжение на службу. За два года до призыва на полевую службу он должен был многому научиться, многое собрать и отрастить чуб.

Существует легенда, объясняющая ношение казаками чуба: «у казаков есть закон личной неприкосновенности всякого, кто пришёл просить у них убежища и защиты. У беженца никогда не спрашивали, откуда он, что совершил, даже имени, пока сам не скажет, не пытали. Укрывали, защищали, кормили. Нарушившего закон гостеприимства ждало суровое наказание. Оказывается, многие беженцы были каторжане и их «клеймили»: — выжигали букву, знак на лбу, отрезали ухо, или выбривали половину головы. Посланные за беглецами «сторожа» требовали «свидетельствование всех казаков». Казаки выстраивались в ряд, и присланный чиновник выискивал «беглеца». Вот здесь-то для того, чтобы скрыть в строю преступника и возник обычай прикрывать одно ухо шапкой, а второе ухо и часть лба закрывать чубом.

Надо заметить, что чубы были не у всех. Можно выделить ряд широко известных причесок, которые раньше носили казаки:

  • Казаки-черкасы оставляли хохол по всей гладко выбритой голове — ирокез.
  • Реже встречалась прическа «оселедец» — оставление одной пряди волос на выбритой голове — так ходили только воины, («оселедец» характерен для запорожцев.)
  • Казаки Дона чаще всего стриглись «в скобку» — так, чтобы лицо было обрамлено причёской, как скобой.
  • Казаки-старообрядцы, как правило, стриглись “в скобку”, или “под горшок”, “под арбузну корку”, когда волосы подстригаются в кружок — ровно спереди и сзади.

Наряду с чубом неотъемлемой частью внешнего вида казаков были усы и борода. Казаки не носили обручальных колец — то, что казак женат, показывала борода, неженатые же казаки носили только усы.

Срезанные волосы в древности имели огромную силу, поэтому их тщательно прятали. Закапывали в землю, опасаясь, что волосы попадут к врагу и тот совершит над ним колдовскую порчу.

По древнему обычаю, когда казаки хоронили друга, они бросали в могилу

 Алмазов Б. А. «Казаки»

пряди своих волос, как бы обещая мстить врагу без пощады. Однако, казаки, вырывавшие в знак проклятия пряди волос знали, что мстить смертный грех, и потому считали проклятыми и себя. «Я человек конченный — говорил казак в таких случаях, — и не будет мне покоя ни на том, ни на этом свете».

Обряды, связанные с головным убором.

Папаха и фуражка всегда играли огромную роль в обрядовых действиях казаков. Так, например, если новорожденный был слабым, и его боялись нести в церковь, особенно, если это происходило зимой, требовали, чтобы священник «окрестил шапку». Затем ее надевали на ребенка, и он считался крещенным.

Интересным является обычай, когда казаки заставляли священников венчать невесту с шапкой, в момент венчания символизирующей жениха, бывшего в это время где-нибудь в отлучке — на службе, на войне. Обвенчанную шапку отвозили ему в сотню, и как только он ее надевал — считался женатым.

Головной убор убитого или умершего казака везли домой. Казак, привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, молча проходил мимо родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защита этой семьи поручается Богу и христианам. В поминальные дни, в родительную субботу перед фуражкой ставили стопку вина и прикрывали ее куском хлеба. Утром хлеб скармливали воробьям, вино выплёскивали в огонь.

У казаков Дона и Кубани существовали обряды, связывающие шапку с рекой. Так, при возвращении с войны или службы, казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Если женщина-вдова выходила замуж вторично, то её новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал. Тайком, в одиночку, нёс фуражку к реке и опускал её в воду со словами: “Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой”.

                                              Источники:

1.Вопросы традиционной культуры.  2009.  Вып. 2. Казачество: духовная культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. — Чита: УМЦКиНТ, 2009. — с.

2.   Трушина С.Ю  Презентация на тему «Как казаки своих детей воспитывали»

http://uchportfolio.ru/materials/show/70963

3. А. Петров Казачьи традиции.  воспитание мальчика»

   http://a-pesni.org/kazaki/a-vospmaltch.htm

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической…
Методические рекомендации к обряду «Батькина каша»

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция № 3

Когда девочке исполнялось три года, в курене собиралась вся родня и все подруги матери. Весь мужской состав покидал жилище, и в доме оставались одни женщины. Они по-особому наряжались, одевались в яркие цвета, украшали курень лентами, платками, венками. Затем во всей «походной справе» месили тесто, пекли пироги, вышивали кукол, пели песни, гутарили о любви, о замужестве, о материнстве. Малая девчушка принимала участие во всех процедурах, ей давали месить, шить, заплетать косу. Она сама готовила «Батькину кутю» (кашу для отца), кутя была разносольная, с добавление всего, что ни есть в доме: и соли, и перцу, и горчицы. По окончании дня батя должен был съесть угощение, причем чем больше горькой каши он съест, тем меньше горести испытает дочь во взрослой жизни. Все в символичной форме, шутливо, но по-взрослому.
Самое главное в этом обряде то, что девочке показывали пример материнства, пример женского начала, чего-то доброго, светлого и родного.

Сценарный ход

  1. Девочки с мамами собираются недалеко от стола.
  2. Маша: — Здорово дневали, дорогие девочки и матери! Встречаю вас я – ваша старшая сестра. Старшую сестру маленькие дети называли «Няней» и на «Вы», как и родителей, бабушек и дедушек. Няня – девушка на выданье, уже занимается в доме хозяйством наравне с матерью, тетками и бабушками. Няня следит за детьми, постепенно обучает их домашней работе.

Сегодня каждая из вас пройдет обряд, который называется «Батькина каша».

— Когда девочке исполнялось три года, она должна была сама сварить свою первую необычную кашу. Необычность этой каши заключалась в том, что она должна быть невкусной: соленой, перченой и горькой. Эту кашу девочка варила для своего любимого папы, поэтому она так и называлась – батькина каша. Батя должен был съесть угощение, причем чем больше горькой каши он съест, тем меньше горести испытает его дочь во взрослой жизни.

Няня обращается к каждой девочке для знакомства и задает 1-2 простых вопроса:

— Как зовут тебя? Ты помогаешь маме? Что ты делаешь по дому —  подметаешь, мусор выносишь, пыль вытираешь? А кашу варить пробовала?

  • Готовят стол:

— накрывают скатертью,

— расставляют тарелки,

— раскладывают ложки,

— высыпают в отдельную посуду соль, перец, горчицу.

В это время ансамбль исполняет песни.

  • Казаки несут казан с кашей. Маша: — А вот и наша каша подоспела!
  • Девочки проходят к столу:

— Маша раскладывает большой ложкой кашу в тарелки девочкам,

— девочки по очереди солят, перчат и размешивают кашу.

В это время ансамбль поет.

  • Выстраиваем отцов. Напротив выстраиваются девочки с тарелками в руках. Маша: — Ешьте, батьки, горьку кашу! Да не плачьте, да не морщитесь! Хвалите, да улыбайтесь! Съедайте до крошечки, чтобы доченькам меньше горького в жизни досталось!
  • Девочки по очереди подносят кашу отцу, угощают. Если отец не поморщился, казаки кричат «Любо»!
  • Маша: А на память вам об этом дне – вот эти переднички! Повяжите, мамы, своим дочкам переднички! Да если будут дочки не слушаться, напоминайте им почаще: — Ты кашу горькую варила? Отца кормила? Неси девичью честь высоко, старайся! С Богом!

А теперь несколько советов. Девочки, участвующие в обряде, должны быть одеты не в джинсы или шорты. Если есть традиционные кубельки или парочки, это только приветствуется. Если нет, то любая девочка с радостью нарядится в своё любимое платье. Папы – казаки, соответственно одеты в традиционную казачью одежду.

Для подготовки вам понадобится большой стол или два, три маленьких, накрытых скатертью, посуда – глубокие, но не большие тарелки или пиалы, ложки, специи – соль, перец, сухая горчица и каша. Кашу можно приготовить заранее, либо на костре, либо дома. Идеально будет, если каша подгорит. Мы делаем гречневую, но думаю, что можно и любую другую. Каши должно быть много, пусть лучше останется. Масло не кладем.

Если девочек немного, и вы проводите обряд в месте, где разрешено разжигать костер, варите кашу вместе с девочками, пусть они участвуют в процессе лично. Если для кого-то это будет их первая каша – это то, что нужно!

В процессе необходима взрослая помощница, которая поможет не растеряться особенно малышкам. А также, проследит, чтобы от переизбытка специй, каша не изменила свой естественный вид.

Девочкам можно подарить свидетельство о прохождении обряда и тематический сувенир, например хохломскую ложку или фартук на кухню.

         Хорошо будет заранее ознакомить родителей девочек с ходом и символикой обряда и дать им прочесть следующую памятку.

Уважаемые родители!

Принимая решение о том, что ваши дочери будут участвовать в казачьем обряде «Батькина каша» просим вас принять к сведению следующую информацию.

Этот старинный обряд имеет глубокое символическое значение для казаков и казачек. Он воскрешен из небытия после длительного периода забвения, после многих десятилетий советского периода нашей истории. Издревле предки современных казаков серьезно готовились к этому обряду в семейном кругу. Это был не шутовской маскарадный праздник для детей, а особый день в жизни каждого ребенка, в жизни каждой семьи. В день, когда в сознание ребенка, маленькой казачки вкладывалось: ты – казачьего рода, у тебя особая судьба и особое будущее, вся твоя жизнь будет подчинена казачьей жизни и православной вере.

Современные потомки казаков и продолжатели старинных казачьих традиций, проводя сегодня этот обряд для своих детей, ставят своей целью ни в коем случае не превратить то, что было свято для предков, в красочное и поверхностное шоу. В частности, в своей общине казаки допускают к участию в обрядах тех детей, родители которых принимают постоянное участие в казачьей жизни, ходят в храм, дети которых посещают воскресную школу и приобщаются к казачьим традициям.

Мы приглашаем к участию всех желающих и с удовольствием поделимся с вами драгоценными самоцветами вековой мудрости казачества, красотой старинных обрядовых действий в первую очередь для того, чтобы каждый из взрослых и детей проникся уважением к сохранению почти утраченной, реликтовой казачьей культуры, полюбил ее и захотел прикоснуться к ней вновь.

Если ваши дети пройдут через эти казачьи традиции осмысленно, вместе с вами примут их своей открытой детской душой и чистым сердцем, то возможно им будет интересно познание казачьей культуры и дальше. Если же вы не ощущаете внутри себя глубокого восприятия и осознания казачьей традиционной культуры, то возможно будет лучше объяснить вашим детям заранее, что в обряде по-настоящему участвуют дети казаков, а мы с тобой сегодня просто изучаем новое для нас и познаем чужую культуру, катаемся на коне, а заодно фотографируемся на память.

Сценарий обряда донских казаков

«Входины»

Подготовила : Кремнева Наталия Александровна

2022 г

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачествапраздниках. Формирование у школьников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у школьников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма.

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива: история развития казачествапраздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

На сцене стоит углом жильё, с другого края — печь, на середине сцены находится стол.

ТРЕК №1

Казак 1

Эх, сторонушка Донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Казачка2

Ты— казачий мой край необъятный,

Ты – донская сторонка моя

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Казак1

В ковылях средь серебряной рани, 
В цветущей душистой степи 

Казачка 2
Казаки себе стан выбирали 
У извилистой тихой реки. 

ТРЕК №

Ведущий 1

Дом наш родной. Колыбель семьи.

Как и все на свете, вырастает она из земли, верхом тянется в небеса.

Всегда смотрит окнами к солнцу.

Хозяева строят дом всем миром — сообща, всю жизнь заботятся о нем, чтобы любо было жить.

Ведущий 2

Ведущий 1

На Дону сложился такой обычай как Помочь, когда после освещения земли и закладки дома, все станичники по собственной инициативе шли помогать молодому хозяину возлагать жильё.

Ведущий 2

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья «чтобы всё водилось.»

Ведущий 1

Главное помещение в казачьем курене — «зало»

Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей.

Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.

В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах

В другом углу на полу стоял сундук, окованный железом.

На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

Ведущий 2

Вторая комната это спальня в казачьем курене.

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.

Ведущий 1

А вот когда жильё было готово, обычно к осени, чаще всего заселялись 14 сентября на праздник Семиона – Летопроводца , то хозяин приглашал всех, кто участвовал в помощи на новоселье, на «входины». Это был обильный обед с гулянкой.

Ведущий 2

Входинами заканчивалось строительство дома, старались назначить их на пятницу— это сулило хозяевам легкую и веселую жизнь в новой хате.

По старой традиции первым в дом заходил самый старший член семьи.

На сцену выходит бабушка и родители с внуком, на встречу им хозяева с караваем с солью на плечевом рушнике.

ТРЕК №1

Казак и казачка

Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка

Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

ТРЕК №1

Бабушка (заглядывает)

Ждете ли гостей?

Казак, казачка:

Здравствуйте, родные наши! Заждались мы вас! Здравствуйте, бабушка!

Проходите в дом!

(В руках у бабушки икона и глиняный горшок с огнем с дедовой или отцовской печи. Горшок накрыт скатертью. Бабушка первой входит в дом.

Бабушка:

Здравствуйте хозяева молодые! С новосельем вас, «с входинами».

Спасибо, что пригласили, а я вот тут подарки для вас взяла: горшок с живым огнем из отцовской печи, чтобы в доме всегда был огонек, чтоб всегда тепло и светло было.

Скатертью приглашу в дом дедушку Домового, чтоб охранял покой вашей семьи, а потом скатерть на праздничный стол постелем, да вот икону в красный угол поставлю!

Казак, казачка:

Спасибо бабушка, проходите!

Бабушка берет скатерть и трясет в четыре стороны света со словами:

Бабушка:

Хозяюшка, домовой, пойдем в новый дом, на богатый двор, на житье, на бытье, на богатство. Милости просим, дедушка к нам на новоселье! Потому как говорится: дом домом, а домовой даром!

стелет скатерть на стол, на него хозяева несут угощения.

Бабушка(берет горшок с углем, подходит к печи):

А теперь, пересыплю-ка я, угли из отцовской печи в новую печь, соединяю два живых огня, потому как если тепло в избе, то сам Бог в ней живет.

Бабушка: (казаку с казачкой):

Когдажильё будет полно детей, то и счастье больше будет в нём.

Запускай в новый дом гостей. Дом для него отстроили — ему и будущим хозяином быть.

Бабушка заносит самовар, приговаривает:

СВЕРХУ – ПАР, СНИЗУ- ПАР!

КИПИТ КАЗАЧЬИЙ САМОВАР!

в это время идут гости с подарками

Казак:

МИЛОСТИ ПРОСИМ НА НОВОСЕЛЬЕ!

ВСЕХ ПРИГЛАШАЕМ НА – ВЕСЕЛЬЕ!

Казачка:

-Здравствуйте, гости дорогие! Проходите.

ТРЕК №1

1-й гость:

— С новым домом, с новым здоровьем, с новым счастьем!

— Примите от меня целебной воды, чтобы ваш дом не знал беды!

ТРЕК №1

2-й гость:

Поздравляем, дорогие соседи. Наконец-то и у вас свой дом!

Казак:

Спасибо, вам люди, за доброе слово, за уважение.

Да…. Свой дом, своя правда!

2-й гость:

С новосельем вас! (казаку)

Всякий дом хозяином держится!

Вот держи хозяин себе вилы, чтоб в подворье чисто было!

Казак: спасибо, проходите к столу.

ТРЕК №1

3-й гость:

Поздравляем хозяева!

Коль хозяюшка красна, так изба весела!

А вот посуда теперь она ваша –чтоб жизнь была полная чаша!

Исольвам ребята –будьте здоровы и богаты.

ТРЕК №1

4-й гость:

Вот вам мёд , чтобы сладкой жизнь была!

А вот монеты – на счастье и удачу и богатство!

ТРЕК №1

5-гость:

И яиц десяток — пусть в доме всегда будет достаток!

Казачка:

Спасибо вам, добрые люди, возвели стены нашего дома. Просим всех к столу.

Казачка:

Угощайтесь, не стесняйтесь. Чем богаты, тем и рады.

Казак:

— Будьте здоровы в нашем доме!

Казачка:

Спасибо, от всей души, что помогали нам дом строить и на новоселье пришли

1-й гость:

Так ведь оно у нас, у казаков: и в труд и на праздник — все вместе.

Бабушка:

Поздравляю, вас дети с этим праздником, со светлым домом.

Казак: (выходит гармонист)

Ну-ка гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

Песня (Полина и бабушка Нина Григорьевна)

1-й гость 2-му гостю:

А ну , пойдем хозяйский пол на крепость проверим!

Веселье продолжается. Пляска начинается.

ТРЕК №2

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

Тема. «Гостеприимность казаков. Обряд «Входины »


Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

Оборудование. Печь, плетень, вилы, посуда, самовар, курень.
Ход классного часа.

ВЕДУЩИЙ 1. Здравствуйте, гости, жданные,

Званные и желанные!

По обычаям донским

Всем гостям поклон мой низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью, с хлебом-солью!

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.


УЧИТЕЛЬ. Мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. — Что означает слово «казак»?

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».
Очень интересна история казачества. На своих занятиях регулярно возвращаемся к корням казачества.

Происхождение слова «казак» неустановленно. И даже сами казаки не могли точно истолковать это слово и для верности добавили слово «вольный». Вольный казак, никому не подчиняющийся, живущий по своим обычаям и законам, защищающий право на такую жизнь оружием. Откуда же появились казаки?

В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племен, которые жили за счет грабежей.

Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, выгоняли скот на пастбище; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу в поле, мужчины вынуждены были брать с собой оружие.

Казакам часто приходилось браться за оружие, защищаясь от набегов недругов, постепенно стало формироваться легкое, храброе подвижное войско, которое стало защищать южные окраины Руси. Со временем возникли оренбургское, кубанское, донское, терское и алтайские казачьи войска. Постепенно у казаков стали складываться свои обычаи и традиции.

Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам (иллюстрации чтобы дети имели об этом представление)  и занимались земледелием и скотоводством (подтверждается иллюстрациями).
 Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами.

Память о своих корнях казаки хранили всегда, а в последнее десятилетие началось бурное возрождение традиций российского казачества.

Мы сегодня расскажем об одном обычае казаков «Входины». Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке.Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. А ещё соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Гость считался божьим посланцем.

УЧЕНИК 1. Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
УЧЕНИК 2 Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.

УЧЕНИК 3. Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствуют, можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.

ВЕДУЩИЙ 2.

Гость считался божьим посланцем,
Никто его не мог тронуть и пальцем.
Гостя любили, уважали,
На лучшее место за столом сажали.
Казаки должны помогать друг другу:
Накормить, обогреть, напоить гостя,
Подтянуть коню подпругу.
При этом ценилась в казаках честность и сила духа.

Сценарий обряда «Входины»

(ВЕДУЩИЙ 1. ВЫХОДИТ НА КРАЙ СЦЕНЫ. На сцене стоит углом хата, с другого края — печь, на середине сцены находится стол.)

ВЕДУЩИЙ 1: Дом наш родной. Колыбель семьи. Как и все на свете, вырастает она из земли, верхом тянется в небеса. Всегда смотрит окнами к солнцу. Хозяева строят дом всем миром — сообща, всю жизнь заботятся о нем, чтобы любо было жить.

У казаков сложился такой обычай, как помочь, когда после освещения земли и закладки дома, все станичники по собственной инициативе шли помогать молодому хозяину, возлагать хату. И каждый казак старался так благоустроить свой двор, что ни у кого не поднималась рука его разрушить.

ВЕДУЩИЙ 2. СЕРАФИМА А вот когда хата была готова, обычно к осени, чаще всего заселялись 14 сентября на праздник Семиона – Летопроводца , то хозяин приглашал всех, кто участвовал в помощи на новоселье, на «входины». Это был обильный обед с гулянкой.

ВЕДУЩИЙ 1. Входинами заканчивалось строительство дома, старались назначить их на пятницу— это сулило хозяевам легкую и веселую жизнь в новой хате. По старой традиции первым в дом заходил самый старший член семьи.

(На сцену выходит бабушка и родители с внуком, на встречу им хозяева с караваем с солью(калиной) на плечевом рушнике.)

Бабушка (заглядывает через плетень и стучит): Ждете ли гостей?

Казак, казачка:  Здравствуйте, родные наши! Заждались мы вас! Здравствуйте, бабушка! Проходите в дом!

(В руках у бабушки икона и глиняный горшок с огнем с дедовой или отцовской печи. Горшок накрыт скатертью. Бабушка первой входит в дом.)

Бабушка:  Здравствуйте хозяева молодые! С новосельем вас, «с входинами». Спасибо, что пригласили, а я вот тут подарки для вас взяла: горшок с живым огнем из отцовской печи (указывает на казака), чтобы в доме всегда был огонек, чтоб всегда тепло и светло было. Скатертью приглашу в дом дедушку Домового, чтоб охранял покой вашей семьи, а потом скатерть на праздничный стол постелем, да вот икону в красный угол поставлю!

Казак, казачка: Спасибо бабушка, проходьте в светлицу!

Бабушка берет скатерть и трясет в четыре стороны света со словами:

Бабушка:Хозяюшка, домовой, пойдем в новый дом, на богатый двор, на житье, на бытье, на богатство. Милости просим, дедушка к нам на новоселье! Потому как говорится: дом домом, а домовой даром!

(Стелет скатерть на стол, на него хозяева несут угощения.)

Бабушка (берет горшок с углем, подходит к печи): А теперече, пересыплю-ка я, угли из отцовской печи в новую печь, соединяю два живых огня, потому как если тепло в избе, то сам Бог в ней живет.

Далее берет икону и несет со словами к красному углу:

Казак.Жена, запускай в новый дом дитятко. Дом для него отстроили — ему и будущим хозяином быть.

Мальчик-ребенок заходит в дом,

Бабушка: (казаку с казачкой): 

Когда хата будет полна детей, то и счастье больше будет в ней.

бабушка с внуком садятся за стол или отходят на задний план.

Родители заходят в дом, в руках матери кадка, в руках отца хлеб.

Берут родители кадку в скатерть и несут ее в дом своих детей. В комнате они трижды перед ними ее поднимают.

Отец казака: смотри сын: всякий дом хозяином держится!

Мать казака: И ты, невестушка знай, что добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет! Делай для семьи хлеб свежий: к счастью, на здоровье, на многая лета!

Отец казака: — Благословляю вас, дети этим хлебом на счастливую жизнь.

Казак с казачкой целуют хлеб, который возрастные, трижды целуются с родителями, благодарят.

Казачка ЛЕРА: — Спасибо, отец, спасибо вам, мама, — сердечное кланяется дочь. — Дай Бог, чтобы в нашем доме вечно был хлеб на столе!

Мать казака: Пора и гостей на новоселье звать! Дети мои, невестушка, накрывайте на стол, а я к соседям побегу пригласить-то их надо.

казак с казачкой накрывают на стол, входят гости.

Бабушка заносит с внуком самовар, приговаривает:

СВЕРХУ – ПАР, СНИЗУ- ПАР!

КИПИТ КАЗАЧЬИЙ САМОВАР!

в это время идут гости с подарками

Казак: МИЛОСТИ ПРОСИМ НА НОВОСЕЛЬЕ!

ВСЕХ ПРИГЛАШАЕМ!В ХАТЕ – ВЕСЕЛЬЕ!

Гости приносят подарки.

-Здравствуй, хозяюшка!

Казачка: -Здравствуйте, гости дорогие! Проходите.

1-й гость: — С новым домом, с новым здоровьем, с новым счастьем! — Примите от меня целебной воды, чтобы ваш дом не знал беды!

2-й гость: — Поздравляем, дорогие соседи. Наконец-то и у вас свой дом! А своя хатка – родная матка!

Казак: Спасибо, вам люди, за доброе слово, за уважение. Да…. Свой дом, своя правда!

2-й гость: С новосельем вас! (казаку) Всякий дом хозяином держится! Вот держи хозяин себе вилы, чтоб в подворье чисто было!

Казак: спасибо, проходьте к столу.

3-й гость: Поздравляемо хозяева! (казачке любуясь ) Коль хозяюшка красна, так изба весела! А вот посуда теперь она ваша –чтоб жизнь была полная чаша! И соль вам ребята –будьте здоровы и богаты.

4-й гость: Вот вам мёд , чтобы сладкой жизнь была! А вот монеты – на счастье и удачу и богатство!

5-гость:И яиц десяток — пусть в доме всегда будет достаток!

Казак: — Спасибо вам, добрые люди, возвели стены нашего дома. Просим всех к столу.

Казачка:

Ой. Спасибо, гостечки дорогие, все за стол! Угощайтесь, не стесняйтесь. Чем богаты, тем и рады.

все садятся за стол, казак стоит с полным стаканом, рядом с ним казачка стоит, гости все слушают хозяина

Казак: — Будьте здоровы в нашем доме!

Казачка: Спасибо, от всей души, что помогали нам дом строить и на новоселье пришли, — вслед за мужем говорит хозяйка.

1-й гость: Так ведь оно у нас, у казаков: и в труд и на праздник — все вместе

Мать казака: Поздравляю, вас дети, — говорит мать, — с этим праздником, со светлым домом.

Отец казака — В новом доме будьте хозяева упорные! — Трудитесь чтоб, иметь хлеб на столе. –

Казак: Попробуй, блюдо приготовила наша печь и какой хлеб испекла.

— Чтобы все весело, счастливо и в согласии жили в новом доме!

.Чтобы нам хорошо жилось, чтобы всего было в изобилии!

Ведущий 2: Вот так и продолжалось новоселье. Гуляют люди. Новый дом веселят. Раздаются веселые песни. Поют так, как в новый дом, как на хорошую жизнь.

Исполнение песни «К нам в гости пришли»

Ведущий1: Когда праздник подходил к концу, гости, уходя из дома, бросали им монетку на счастье.

Есть дом, будут в нем и гости. Удачи же ей жить в нем и славно хозяйничать в мире!

14

Казачий обряд встречи гостей

(Сценарий мероприятия)

Учиитель: Колтунова С.И.

МБОУ КСОШ 32 им. Героя Советского Союза М.Г. Владимирова

Добрый день . На наш праздник сегодня пришли дорогие гости. Встречаем:

Ход мероприятия.

Сценка «Встреча дорогих гостей».

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей с караваем.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

2 класс песня- Как за Доном за рекой!

Ведущий. Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель Михаил Александрович Шолохов: аудизапись «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

— Ребята, а кто же такие казаки?

Ответы детей: Казаки – вольные, свободные люди, удалые.

Сегодня мы поговорим о казаках, чтобы лучше представить быт, обряды, обычаи казаков .

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники.

Дети 2 класса:

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

И готов любой казак

За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет –

Удивит любой народ.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки.

Ведущий:

— Сегодня мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.

— А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Дона?

Ответы учащихся.

— Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С задорной казачьей песни. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Ведущий: Первые поселения на Дону.

Казак: В ковылях средь серебряной рани,

В цветущей душистой степи

Казачка: Казаки себе стан выбирали

У извилистой тихой реки.

Ведущий:

— На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.

Ведущий:

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы всё водилось.»

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

Казачий курень -двухэтажный. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов рек. Первый этаж в них хозяйственный, второй жилой.

На первых порах в казачьих городках

поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Главное помещение в казачьем курене — «зало»

— Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

Ведущий:

Спальня в казачьем курене

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.

Кухня

Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

Казачьи семьи

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Казаки занимались гончарным делом

лазоплетением. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Занимались молотьбой зерна, стригли овец, пряли шерсть, учили лазоплетению. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

Слайд: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы»

Воспитание мальчика

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Инсценировка

Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:

Отец.

— Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

Сын

— Прости меня, родной батюшка!

— Прости меня, родная матушка!

— Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Ведущий

Мы рассказали о воспитании мальчиков в семье, а теперь расскажем о воспитание девочки .

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

— До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

Ведущая:

— А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

Частушки

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

Ведущий: Теперь орудия труда казака

Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.

С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, выделывали овечьи шкуры, портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда.

Народный костюм

— Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Ведущий: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

А теперь ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ»:

Какая отличительная особенность формы донских казаков?(на синих штанах красные лампасы)

Как назывались первые поселения казаков?(казачьими городками)

Как называлось жилище казака?(казачий курень)

Какие традиции казаков вы запомнили?

Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Казак: — Гриб хорош белый, а казак умелый.

Казачка: — Казачьему роду нет переводу;

Казак: — Казачья голова, что под дождиком трава;

Казачка — Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;

Казак:- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;

Казачка — Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак:- Казак с конем и ночью и днем;

Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.

Казак: Собрались мы позабавиться

Казачка: Да потешиться, поиграть.

У кого там хмурый вид?

Казак: Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,

Ждет казачья вас игра!

Звучит веселая казачья музыка

Игра в шапку:

На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед. Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Игра «Веревочка» :

Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Казак: А теперь мы отдохнем

Казачка: Да загадки разберем!

Казак: Крепка, звонка да отточена? (Сабля)

Казачка: На чужой спине едет, на своей груз везет? (Седло)

Казак: На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)

Казачка: Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)

Казак: Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)

Казачка: Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться».

Вы бывали на Юге России,

Где станицы у самой реки.

Там рассветы такие красивые,

И седлают коней казаки.

А зори алые встают играючи.

Станицы вольные и вольный Дон.

Мужчины храбрые; казачки жгучие.

Хранят и славят Русь с былых времен.

Ведущий:

И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова:

«Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Песня все на выход.

К нам пришли кадеты Новочеркасского казачьего корпуса но не только в качестве гостей, а пришли со своей небольшой праздничной программой.

Слово предоставляется атаману станицы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий история избирательного права
  • Сценарий идеальных родов
  • Сценарий интерактивного нового года
  • Сценарий игровой программы радуга улыбок
  • Сценарий казачьего обряда подушки