Сценарий казачество на белгородчине

Cкачать: Конспект занятия История Белгородского казачества. Занятие 2.

ОГБОУ «Шебекинская средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородской области

Конспект занятия

в рамках внеурочной деятельности

обучающихся

(дистанционное образование)

КРУЖКА «Устные народные традиции
казачества»

ВО 2 КЛАССЕ

(занятие 2)

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Городова Наталья Владимировна

г.Шебекино

Тема: «История Белгородского  казачества.»

Занятие 2

Цель:

        
Создать представление о том, кто такие шебекинские  казаки и какие традиции
они имели.

Задачи:

·       
найти
источники информации,

·       
узнать
интересные сведения об истории казачества в Белгородской области

·       
развивать
познавательную деятельность

·       
воспитание
бережного отношения к истории края.


                                         
Содержание
занятия

1.Организационный момент.

Добрый день, дорогие ученики.
Сегодня на уроке вам понадобятся: компьютер с выходом в Интернет.

2. Подготовительная работа

Фронтальный опрос на знание
истории казачества, отличительные особенности данного рода войск

3. Основная часть

О том, что сохранилось от
белгородского казачества и его славы в настоящее время мы поговорим сегодня на  занятии.

Из  статей[1] в нашей газете «Красное
знамя»   и книг мы узнали, что сейчас дело белгородских казаков продолжает жить
и процветать.

В  городе есть Шебекинская
казачья община. Она действует давно, а официально оформлена в 2010 году. Есть у
нее и атаман.

Он был выбран на «казачьем
круге» — собрании всех казаков. По традиции ему кричали «Любо!» (то есть
«правильно»).

Атаман получает три удара
нагайкой (казачьей плеткой) и читает церковную молитву – «Символ Веры».

Основными задачами новой
казачьей общины стало сохранение казачьей культуры, несение казаками службы,
патриотическое воспитание детей и молодежи.

Наших шебекинских казаков  немного.

Среди шебекинских казаков есть
люди самых разных профессий: учителя и строители, военные и предприниматели.  

IMG_5698А еще,
чтобы познакомиться с шебекинскими казаками, можно отправиться на казачий хутор
«Державный».

 Там казаки показывают и
рассказывают всем о своих традициях.

Вспомним, что рассказали нам
казаки о казачьем костюме, когда приходили на классный час? Он очень красивый.

Он, как,  оказалось,  сильно
отличался от того, какой в старину носили обычные жители нашего края. (Музейный
урок  Косенко З.В.) У казачки была не белая, а ярко-красная рубаха, широкая
юбка, небольшая шапочка. А казаки носили красиво расшитые рубахи, сапоги и
обязательно высокую шапку-кубанку.

У казаков нашего края было
особое отношение и почитание православной веры. До сих пор их семьи сохраняют у
себя старинные иконы и другие святыни. Особым образом были устроены казачьи
походные иконы. Одна из них – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. С
нее снимался оклад и все части иконы возились казаком отдельно, чтобы святыня
не повредилась в дороге. Это показывает ум и смекалку казаков. Эти факты вам
подтвердят и покажут в нашем Шебекинском городском музее.

Есть у
казаков и своя вышивка: это «дорожки» и «коники», символы дороги и путешествий.
Сами вышитые казачьими узорами вещи производят
http://img.stolbik.net/a/5373293/wmua/1-vyishityie_rushniki_na_zakazsvadebnyiepashalnyie.jpgбольшое
впечатление.

Еще у казаков были и есть
свои детские игры. Все они развивают ловкость, силу и товарищество.   Это ведь
именно те качества, которые во все времена нужны будут казаку.

В какие игры и какими
игрушками играли казачата в старины, мы узнаем на следующем занятии.

Заключение

¾  
Когда
край стал безопасным, казаки расселились по белгородским селам и создали свою
культуру и традиции.

¾  
Сейчас
также, как и в прошлом, существуют казачьи общества на шебекинской земле.

¾  
Казачьи
традиции очень красивы и интересны: казачий народный костюм, вышивка, казачьи
детские игры. Они не потеряли своей важности и сегодня.

Список
источников

1.                            
Поздняков
Э. История Шебекинского края в XVIII-XIX веках – Шебекино, 2013

2.                            
Поздняков
Э. История Шебекинской земли с древнейших времен до XVIII века – Шебекино, 2010

3.                            
Белгородская
энциклопедия/ под ред. В. Овчинникова – Белгород, 2000

4.                            
ВКО
Центральное казачье общество//Белгородское отдельное казачье общество – режим
доступа:
http://belkazak.ru/

5.                            
Научно-справочный
архив ШИХМ

6.                            
Трофимов
Ю. Как патриотами становятся// Красное знамя – 2013 – 22 февраля

7.                            
Соловьева
В. Эх вы, кони залетные!//Красное знамя – 2011 – 12 августа

8.                            
Тарасов
А. Пример, достойный подражания//Красное знамя – 2013 – 11 октября

История Казачества Белогорья

Подробности
Просмотров: 9418

Казачество с давних времен играло роль живого щита на южных рубежах русской земли. Первые сведения о казачестве на территории Белогорья относятся к 1570 году – это были оскольские казаки — донецкие гулящие казаки. Все они именовались служилыми людьми по прибору, ибо их, как говорили тогда «прибирали» на государеву военную службу.

drevo

Казаки в 1593 году основали город — крепость Оскол. Казаки — категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. Они составляли две группы — городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие Белгородский край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на хорошо изученных и знакомых местах.

karta

В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Оскольские казаки принимали активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляли значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам прибирались на службу, получали земельное, денежное и соленое жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.
Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, ко двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу.

Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Последних правительство России стремилось использовать для охраны южных границ, снабжая хлебом, оружием, порохом и свинцом. Приглашенная на службу в южные города эта категория казаков получила название беломестных (свободных от податей), служащих по договору.

Первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова и 39 его товарищей, живущих в отдельной беломестной слободе. В 1640 г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских «кормовых» казаков во главе с атаманом Федором Емельяновым. В 1644 г. воевода Дмитрий Плещеев принял на Осколе но указу Михаила Федоровича 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева. В 1697 г. прибыли на службу казаки Острогожкого полка, но в начале XVIII в. их вывели с Оскольской территории. По архивным данным на территории уезда находилось еще 10 яицких казаков. Земельные наделы были различны, но со временем увеличивались. Если терские казаки в начале века имели всего по 10 четей земли на человека, то ярославцы в то же время владели землей — рядовые по 20 четей, есаул — 25, а атаман — 35. Но после перевода их в разряд детей боярских, земельный надел еще больше увеличился: по 200 четей имели 27 человек, по 150 четей — 12, по 100 четей — 25 бывших казаков. Донские казаки получили по 50 — 70 четей земли, но к концу века их осталось всего 9 человек.

В 1635 года стрельцы, пушкари и казаки начали сооружение 200-километровой Белгородской оборонительной черты, которую и строили, и обслуживали именно казаки, объединенные в слободские казачьи полки. В Белгородский разрядный полк были влиты 5 «черкасских» полков: Ахтырский, Сумской, Харьковский, Изюменский и Острогожский, сформированные из украинцев-переселенцев, имевшие в своем составе до 8 тысяч казаков, которые защищали оборонительную Белгородскую черту. На южной окраине Белгорода была застроена Казацкая (ныне Сапруновская) слобода.Из ворот Белгородской крепости «в поле» выезжали группы по 3-4 вооруженных всадника, которые следили «чтобы воинские люди на государевы земли войною безвестно не проходили». Зоркое око, смекалку и смелость должны были иметь воины, смотревшие за степью и татарскими дорогами. В степь также выезжали дозорные отряды в 9-10 ездоков, совершая длинные и опасные маршруты воль Муравского шляха и вниз по Северскому Донцу. В 1623 году Белгород выставлял 15 сторож и 40 станиц. Белгородские слободские казаки не только защищали рубежи южной России, но и принимали активное участие в Северной войне против шведов. Вольного казачества в том понимании, как оно было развито на Дону и Кубани, на территории Белогорья не было. Сохранялось лишь казачество, участвовавшее в обороне Белгородской засечной черты: городские казаки служили в опорных крепостях, линейные — охраняли «линию» между этими крепостями.

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

свидетельство о публикации в СМИ

Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.

01.12.2015

Классный час «Казачество на Белгородчине»

Олейник Наталья Юрьевна

учитель русского языка и литературы

Презентация для проведения классного часа о кадетах и возрождении казачества в Белгородской области

Оценить★★★★★

743

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

МБОУ Алексеевская СОШ

Педагог-организатор

Болдырева Анна Алексеевна

Сценарий фольклорного праздника

«КАЗАЧИЙ КРАЙ»

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Предварительная работа: Разучивание песен, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

Песня «Гуляй да пой, Казачий Дон»

Чтец. (1. Слайд)

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

1-й вед. Добрый день!

2-й вед. Здорово дневали!

1-й вед. Мы рады вас приветствовать на нашем празднике «Казачий край»!

2-й вед. А теперь мы открываем наш устный журнал «Слава тебе, Господи, что мы – казаки!». Первая страница историко-этнографическая.

(2 Слайд)

1-й вед. День казачьей славы. Этот праздник традиционно отмечали на Руси вплоть до 1920 года. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

2-й вед. Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сидения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же – это уже из эпохи других сражений, в 1760 году – вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память – хранить. Пусть над Доном, Кубанью, Терсой и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!

1-й вед. Возрождение казачества – это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев в неразрывном единстве со всей Россией.

2-й вед. Русский остается русским, казак – казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

1-й вед. Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг – создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

2-й вед. В наши дни, когда в жизнь претворяется программа возрождения казачества, с необыкновенной остротой встали вопросы о его судьбах, о его прошлом, настоящем и будущем. На протяжении ряда последних лет продолжается острая дискуссия по этим проблемам.

(3 Слайд)

В истории казачества, особенно 20-го века, сохраняется слишком много «белых пятен», без изучения которых проблемы образа жизни, обычаев, культуры казаков останутся невыясненными и спорными.

1-й вед. Казаки – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (ка-сака) и приазовских меото-кайсаров с некоторой примесью аланов-асов или танаитов (донцов).

2-й вед. Первое летописное упоминание о казаках относится к 1444 году. Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.

1-й вед. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.

2-й вед. В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.

1-й вед. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.

2-й вед. Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

 (4 Слайд)

1-й вед. В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.

Чтец. 

Сколько казаков сейчас в России?

Где она казацкая страна?

На погостах – наших предков лики,

На могилах – серая трава.

Сколько их, незнатных, невеликих,

Сгинуло без прав, но за права!

В рамках фотографии на стенах,

Кое-где и шашка в курене…

Внук сидит у деда на коленках.

Значит, быть казачеству в стране.

1-й вед. Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.

Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.

2-й вед. Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.

1-й вед. Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.

2-й вед. Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.

1-й вед. Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.

(5 Слайд)

2-й вед. Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Они могли быть вместе с мужчинами только на свадебных обрядах и праздниках. По будням девушки проводили время в одиночестве или в кругу своих подруг. Они занимались шитьем, вышивали узором одежду или кафтан. Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.

1-й вед. Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали ярмарки.

 2-й вед. Действительную казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Список казачьего снаряжения:

— парадный синий мундир,

— зимний синий мундир для обыденной носки,

— гимнастерку защитного цвета,

— шинель серого цвета,

— брюки синего цвета с ярко-красными лампасами,

— полушубок,

— шапку (папаху),

— фуражку с красным кантом и околышем, козырек черный лаковый, кокарду,

— две пары белья,

— два полотенца,

— носки,

— платки носовые,

— сапоги (две пары),

— шашка,

— лошадь строевая,

— седло,

— попона,

— узда,

— две простыни,

— одеяло байковое или шерстяное,

— две наволочки,

— чехол для матраца,

— сундук вещевой.

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

1-й вед. Казаки участвовали в скачках. На скачках давали богатые призы: золотые часы, седло, шашку в серебряной оправе, серебряные портсигары и т.д.

( Инсценировка «Проводы казака в армию»)

(6 Слайд)

Отец: Гляди, мать, никак урядник идет! (подходит урядник) Желаем здравствовать, господин урядник!

Урядник

Здорово дневали! Это нужный мне курень?

Мабуть не ждали вы гостей? Да серьёзных новостей.

Атаман меня прислал, да наказ свой передал.

Казаку уж девятнадцать – пора службой заниматься.

Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу.

Прощевайте, я пошел…

Мать :

Может сядете за стол? (кланяется), отобедаем гуртом.

Урядник:

Это как – нибудь потом.

Много дел у нас в управе –

ну до встречи на заставе.

Мать начала голосить. Плач по сыну, забираемому во солдаты:

Ах ты, милое мое дитятко,

Куда спешишься да торопишься

Изо своего ты дому благодатного,

Изо светлой из светлицы,

Из новый да новы горницы?

Отемнеет светла светлица,

Опустеет дом — подворыщо.

«Провожала маты» — песня

Отец — Цыц, баба, чего голосить вздумала, место свое забыла? Доставай-ка из сундука снаряжение, вырядим сына достойно на святое дело.

Выходит дед , баба и дочь, и сын наряжают сына

Дед – (беря в руки казачье обмундирование, накидывает внуку на плечи, целует его в лоб, приговаривая)

Послужи-ка, внучок, славно. Продолжи традиции нашего рода казацкого, стародавнего.

Бабушка:

Поди сюда, жалочка моя. Чти внучок старших — уважай старость. Каждого старика почитай отцом, а престарелую казачку – матерью.

Вот внучок

Вот землица донская.

Дай тебя я обниму, дюже я тебя люблю. (вручает внуку оберег с родной землей и читает молитву):

Мать: (причитает)

Ой, ты жалочка, сыночек, драгоценный голубочек

Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать.

Отец (строго):

Полно мать, уже не птенчик – а орлом пора взлетать, саблей вострою махать.

Сестра (ласково):

Ой, ты родненький мой братка

Будет там тебе не сладко

Потемнеет белый день, опустеет наш курень.

(обнимает брата).

Бабушка:

Ишь, коза, разголосилась, ничего ведь не случилось. ( задумчиво).

Я вон деда провожала, и во след ему бежала.

Не велел мне горевать, говорил: «Так надо, мать!»

Внучек возьми, икону нашу, она ить от пули злодейки тебя уберегёть.

Отец, обращаясь к жене:

Мать, икону неси нашу семейную, прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на службу в воинстве.

Мать:

Иди, сынок, под благословение родительское.

Сын становится на колени перед отцом и матерью, целует икону после слов благословения.

Сережа.

Прости батяня, может чем обидел, дай мне своё родительское благословение.

Отец.

(взяв икону) Бог тебя простит, сынок, и я прощаю. Вот тебе моё родительское благословение, береги сынок землю русскую от ворога. Помни свой долг, своих родителей. Покажи свою казачью удаль. Помни сынок моё завещание, с ним тебя ни вражеская пуля, ни возьмет, ни острая шашка головы не коснётся.

Сын.

Маманя, и ты прости меня.

Мать.

Господь тебя прощает и я прощу.

Помни, сынок, по тебе судят обо всём казачестве и народе твоем.

Держи слово –слово казака дорого!

Рушничок я вышивала, да сыночка вспоминала.

В добрый час тебе сынок, не оставит тебя Бог.

Мать повязывает рушники со словами:

1. «Служи — не тужи»,

2. повязывая второй рушник, приговаривает: «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом».

Ведущая

Мать перевязывала сына крест- накрест двумя полотенцами, рушниками. Полотенце и рушник символизируют дорогу. перевязывая призывника рушниками участники обряда желают ему доброго пути.

Песня «Как родная меня мать провожала».

(Песня «На службу»)

Слышится звук трубы.

Сестра

Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

Отец: Да, сынок. Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть! Вот тебе сабля сынок!

Помни : такая доля казака – разить врага наверняка.

Сын:

Благодарствую на том, поклонюсь перед отцом.

Перед матерью, сестрой, перед бабушкой родной.

Честь семьи я соблюду, деда не посрамлю.

Отец:

Что ж, сынок сбирайся в путь, всё, что слышал — не забудь.

Мать:— Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты — за ними.

Звучит песня «Вдоль да по улице».

 (7 Слайд)

Чтец .

Там, где русские люди за Русь полегли,

Прорастают в степях ковыли.

Ехал полем казак, ехал степью широкой

И в пути что-то тихое пел.

И лилась его песня под небом высоким,

И вдали темный лес зеленел.

Только в степь одному выезжать не годится, —

Просвистела вдруг злая стрела.

Недопетая песня рванулась, как птица,

И коня за собой позвала.

И, взметнувшись над мягкой зеленой травой,

Конь буланый помчался стрелой.

И лететь бы коню по бескрайнему полю

В свой отряд, что остался вдали.

И петля захлестнула – и кончилась воля,

И ордынцы его увели.

1-й вед. Страница «Конкурсная». Вашему вниманию предлагается викторина по казачьему диалекту и конкурс на знание истории казачества.

Ведущий. 

1. Абы как – кое-как, как-нибудь.

2. Баз – скотный двор, двор.

3. Бирюк – волк.

4. Брех – лгун, собачий лай.

5. Бродить – ловить рыбу бреднем.

6. Будя – довольно, хватит

7. Булгачить – беспокоить, тревожить, будить.

8. Вар – кипяток.

9. Вечерять – ужинать.

10. Гачи – ноги.

11. Годить – ждать.

12. Добре – хорошо, ладно.

13. Догляд – присмотр.

14. Докель, докеле – до каких пор.

15. Житный – ржаной.

16. Жито – рожь.

2-й вед. Последняя страница нашего устного журнала Музыкальная»

Танец.

Чтец.

Здесь казаки испокон века живут.

Они прославляют просторы родные,

Душевные песни поют

Исполнение казачьих песен…https://fsd.videouroki.net/html/2017/11/14/v_5a0a9bc1ae938/99699422_11.png

1-й вед. Великое множество всяких песен поется и пелось в мире. Время и люди оставляют подле себя лишь лучшие. Безукоризненный вкус и слух народный отсеивает и отбрасывает пустые, и ветер времени уносит полову прочь. И в песенной житнице остаются лишь золотые зерна.

2-й вед. Этот отбор идет старательно, веками. И на века. И остаются уже не просто песни, а великое богатство, национальное достояние русского народа.

« Казачьи песни… — писал В.Г. Белинский, — более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

1-й вед. Благодарим вас за участие в сегодняшнем мероприятии!

Полный сценарий казачьего концерта «Слава Богу, что мы казаки», который был подготовлен силами казаков и посвящен юбилейной дате образования регионального казачества.

Публикуем материал, как есть, без редакции и правок.  Этот сценарий казачьего концерта был предоставлен казачеством г. Данкова. Сценарий торжественного мероприятия, посвящен 30-летию возрождения Донского казачества на Липецкой земле.

Сценарий казачьего концерта «Слава Богу, что мы казаки!»

  • На фоне музыкального сопровождения (музыка) выходят ведущие со словами:

ВЕД 1. Здорово дневали, братья-казаки и сестры- казачки! (Ответ зала: «Слава Богу!) Уважаемые земляки и гости праздника! Сегодня вы станете свидетелями и участниками большого, яркого исторически культурного события!

ВЕД 2. Через века казачество пронесло свои традиции. Всю культуру, которая помогала нам жить, любить и побеждать, пронося сквозь столетия святой казачий девиз: «Душу — Богу, Сердце — людям, Жизнь — Отечеству, Честь — никому!»

ВЕД 1. Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: «Слава Богу, что мы казаки!».

ВЕД 2. На гимн Всевеликого Войска Донского встать! Смирно!

(Звучит гимн Всевеликого Войска Донского).

ВЕД 1. Праздничное мероприятие, посвящённое 30-летию возрождения Донского казачества на Липецкой земле, считается открытым! Любо, казаки!

ВЕД 2. Слово для приветствия предоставляется атаману Регионального отделения «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» в Липецкой области, казачьему полковнику Гордееву Сергею Андреевичу.

ВЕД 1. Для приветствия на сцену приглашаются:

(Вызываются почетные гости праздника к микрофону).

ВЕД 2. История казачества, это неотъемлемая часть нашей земли и всей страны, а также важная составляющая настоящего и будущего России. Давайте все вместе посмотрим на наши победы, достижения и успехи…

ВИДЕОРОЛИК ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА

ВЕД 1. Многая лета Донскому войску!
Многая лета донским казакам!
Многая лета Войсковому Атаману
Многая лета станицам, и хуторам!

ВЕД 2. Многая лета нашей державе!
Многая лета нашим доблестным войскам!
Слава нашей вере Православной!
Слава нашим казакам!

Церемония награждения

ВЕД 1. Начинаем церемонию награждения, которую проводит атаман…

(Ведущими вызываются атаман почетные и награждаемые казаки).

  • Проходит церемония награждения

Концертная программа

В сказаньях древних, в седых былинах,
В былых сраженьях, в победах наших,
В любви к Отечеству — нет чувства краше.

Вас приветствуют воспитанники детского сада казачьей направленности №1 «Солнышко», с обрядовой композицией «Посвящается всем казакам и казачкам!»

  • НОМЕР «ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ КАЗАКАМ И КАЗАЧКАМ»

ВЕД 1. Донское казачье войско — самое старинное, именитое и заслуженное казачье войско России. Казаки Дона всегда стояли на страже границ своей Родины, бережно хранили её духовные ценности, православную веру и любовь к Отчизне.

ВЕД 2. Казак, это воин, который должен уметь защитить Отечество, дом, детей. Только на своем примере мы сможем преподать урок юному поколению. Наши традиции казачата уже перенимают, начиная с детских садов.

Разойдись, честной народ!
Не пыли дорожка!
Казачки сейчас идут
Поплясать немножко!

Снова на сцене воспитанники детского сада казачьей направленности №1 «Солнышко» Данковского муниципального района.

  • НОМЕР «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ»

ВЕД 1. Православный, удалой,
Наш казак — всегда герой.
А казачка — вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

Приглашаем на сцену юных казачек — воспитанниц детского сада казачьей направленности № 3 города Данкова.

  • НОМЕР «ЧЕТЫРЕ ДВОРА»

ВЕД 2. Эй, играй моя гармошка
И пощады не проси!
Полюбуйтесь, как в Данкове
Пляшут казачки!

На сцене воспитанники детского сада казачьей направленности № 3 города Данкова.

  • НОМЕР «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС»

ВЕД 2. Слава казачья — добрая слава,
Стойкая, мудрая вера!
Ну, и конечно, признание по праву,
Доблесть, отвага без меры!

Встречаем Народный вокально- инструментальный ансамбль «Казачий разъезд», руководитель Михаил Петрунькин.

  • НОМЕР (2 песни) «КАЗАЧИЙ РАЗЪЕЗД»

ВЕД 1. Молодёжь наше будущее! Поэтому в первую очередь мы воспитываем казачью молодую смену на основе исторических и культурных традиций, привлекаем казачат к малоизвестным фактам истории своей малой Родины.

ВЕД 2. На сцене казачья театральная студия «ЛЮБО!» Липецкой областной детско- молодежной общественной организации «Казачий военно- патриотический клуб «Донцы» с постановкой «Казачья ярмарка»

  • НОМЕР «КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА»

ВЕД 1. Сегодня действительно большой праздник. Собрались ценители и носители казачьей культуры и казачьих традиций. Так пускай этот день станет памятным для каждого присутствующего в нашем зале, поможет сохранить надолго эту памятную дату в наших сердцах.

ВЕД 2. Вас приветствует казачий хореографический коллектив «Виктория», руководитель Ольга Сомова.

  • НОМЕР (1 танец) «ВИКТОРИЯ»

ВЕД 1. Театральная деятельность способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

ВЕД 2. Встречаем молодежную театральную студию «Донские Родники» Новоникольского центра культуры и досуга Данковского района.

  • НОМЕР «КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»

ВЕД 1. История России и история казачества стали единым целым.

Казачество возрождается не только в том, чтобы носить форму. Возрождается тот самый дух православного воина, казака, который и приводит к многочисленным победам и подвигам.

ВЕД 2. Ни Москвой, ни Петербургом сильна Россия, вся сила и мощь культуры казачества хранит провинция, малые города и сёла, как неиссякаемые святые источники вдохновляют и питают страну своим трудом, творчеством, танцами и песнями. Приветствуем казачий ансамбль «Вольный ветер» станицы «Данковская».

  • НОМЕР (2 песни) «ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

ВЕД 1. В станице погулять вышли казачата. Веселятся от души парни и девчата. Вас продолжает радовать казачий хореографический коллектив «Виктория», руководитель Ольга Сомова.

  • НОМЕР (1 танец) «ВИКТОРИЯ»

ВЕД 2. Над казаками не властно ни время, ни топор палача, ни глухая стена молчания. Сегодня Россия возродится только благодаря крепким своим регионам, в первую очередь тем, где проживают казаки.

ВЕД 1. Как и в стародавние времена, казаки справятся, выстоят и одолеют все невзгоды. Свидетельство этому — их горячая любовь к Родине. Любить Россию означает для казака служить ей верой и правдой. И никак иначе…

ВЕД 2. Встречаем Народный ансамбль русской песни «Звонница», станица «Подгоренская» Липецкий район, руководитель Светлана Лунькова.

  • НОМЕР (2 песни) «ЗВОННИЦА».

ВЕД 1. Наши казаки чтят семейные традиции. В казачьих семьях растет достойная и талантливая смена. На сцене юная казачка Погребная Варвара.

  • НОМЕР СОЛИСТКИ

ВЕД 1. Вся история донского казачества пример многовекового служения России и верности традициям. 30 лет прошло с момента возрождения Донского казачества на Липецкой земле.

ВЕД 2. С тех пор Донское казачество продолжает и развивает свои традиции и культуру, успешно реализует многочисленные социально значимые проекты, получая поддержку на районном, региональном и федеральном уровне.

ВЕД 1. Наша задача — сохранить эту историю и передать ее другим поколениям. Сейчас перед вами выступят наши добрые соседи, известные исполнители казачьей песни…

ВЕД 2. Встречаем Народный коллектив Рязанской области Казачий ансамбль песни и пляски «Станица Православная», руководитель Сергей Захаров.

  • НОМЕРА (4 песни приглашенных артистов)

ВЕД 1. Как говорилось ранее, Донское казачество старейшее в России. На протяжении многих лет казаки создавали летопись, наполненную важными историческими событиями. В современном мире донские казаки продолжают путь предшествующих поколений — воспитывают молодежь и служат России.

ВЕД 2. Отшумел, отгулял праздник. Сыграны главные песни, прославлена удаль казачья. Есть повод сказать: «Любо!» всем, кто пришёл прикоснуться к родным истокам и духу донского казачества.

ВЕД 1. Сегодня мы ещё раз поддержали огонь большого костра любви традиций братства и единства всех казаков России. И пусть горит этот костёр в каждом человеческом сердце, согревая теплом радушия и гостеприимства.

ВЕД 2. Мы прощаемся с вами. Возьмите в дорогу с собой искорку казачьего пламени, собравшись вокруг пылающей любви к славным народным традициям! Слава Богу, что мы — казаки!

© ТЁММИ

Читайте также:

  • Сценарии концертов
  • Сценарии собыйтий и мероприяти

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы получать свежие и нужные материалы для творчества и культработы.

  • Наша группа Вконтакте 
  • Наша группа Одноклассники  

Общешкольное мероприятие

«Казаки – предки наши»

7 класс песня- Наши предки казаки….

Добрый день . На наш праздник сегодня пришли дорогие гости. Встречаем:

Клирик храма Донской иконы Божией Матери отец Олег

Кадеты Новочеркасского Александра третьего казачьего корпуса

Атаман станицы «Средняя» Цепаев Алексей Алексеевич

Атаман Новочеркасского казачьего округа Устинов Владимир Игоревич

Ход мероприятия.

Сценка «Встреча дорогих гостей».

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

КазакДобрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

КазачкаЖива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей с караваем.

КазакДроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

2 класс песня- Как за Доном за рекой!

Ведущий. Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель Михаил Александрович Шолохов: аудизапись «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

— Ребята, а кто же такие казаки?

Ответы детей: Казаки – вольные, свободные люди, удалые.

Сегодня мы поговорим о казаках, чтобы лучше представить быт, обряды, обычаи казаков .

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники.

Дети 2 класса:

Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои 
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет – 
Удивит любой народ.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

Ведущий:

— Сегодня мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях. 

— А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Дона?

Ответы учащихся. 

— Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С задорной казачьей песни. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Ведущий: Первые поселения на Дону.

Казак: В ковылях средь серебряной рани, 
В цветущей душистой степи 

Казачка: Казаки себе стан выбирали 
У извилистой тихой реки. 

Ведущий:

— На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.

Ведущий:

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы всё водилось.»

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

Казачий курень -двухэтажный. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов рек. Первый этаж в них хозяйственный, второй жилой.

На первых порах в казачьих городках

поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Главное помещение в казачьем курене — «зало»

— Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

Ведущий:

Спальня в казачьем курене

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.

Кухня

Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

Казачьи семьи

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Казаки занимались гончарным делом

лазоплетением. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Занимались молотьбой зерна, стригли овец, пряли шерсть, учили лазоплетению. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

Слайд: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

Воспитание мальчика

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Инсценировка

Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:

Отец.

— Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

Сын

— Прости меня, родной батюшка!

— Прости меня, родная матушка!

— Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Песня 7 класс

Ведущий

Мы рассказали о воспитании мальчиков в семье, а теперь расскажем о воспитание девочки .

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

— До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

7 класс песня- Пчелочка-златая

Ведущая:

— А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

Частушки

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

Ведущий: Теперь орудия труда казака

Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.

С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, выделывали овечьи шкуры, портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда.

Народный костюм

— Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Ведущий: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

А теперь ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ»:

  • Какая отличительная особенность формы донских казаков?(на синих штанах красные лампасы)

  • Как назывались первые поселения казаков?(казачьими городками)

  • Как называлось жилище казака?(казачий курень)

  • Какие традиции казаков вы запомнили?

Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки. 

Казак: — Гриб хорош белый, а казак умелый. 
Казачка: — Казачьему роду нет переводу; 
Казак: — Казачья голова, что под дождиком трава; 
Казачка — Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
Казак:- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев; 
Казачка — Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать; 
Казак:- Казак с конем и ночью и днем; 

Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки. 

Казак: Собрались мы позабавиться
Казачка: Да потешиться, поиграть. 
У кого там хмурый вид?
Казак: Снова музыка звучит! Собирайся, детвора, 
Ждет казачья вас игра!

Звучит веселая казачья музыка

Игра в шапку:
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед. Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Игра «Веревочка» :
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Казак: А теперь мы отдохнем
Казачка: Да загадки разберем!

Казак: Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
Казачка:
На чужой спине едет, на своей груз везет? (Седло)

Казак: На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
Казачка:
Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
Казак:
Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
Казачка:
Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

7класс

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться».


Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.

А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые; казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.

Ведущий:

И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова:

«Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Песня все на выход.

К нам пришли кадеты Новочеркасского казачьего корпуса но не только в качестве гостей, а пришли со своей небольшой праздничной программой.

Слово предоставляется атаману станицы «Средняя»

Цепаеву Алексею Алексеевичу

Слово предоставляется атаману Новочеркасского казачьего округа Устинову Владимиру Игоревичу

Слово предоставляется Клирику храма Донской иконы

Божией Матери отцу Олегу

Слово предоставляется директору Новочеркасской школы-интернат Новиковой Наталье Петровне

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2

Сценарий фольклорного праздника

«КАЗАЧИЙ КРАЙ»

Зенцова С.А.

учитель ИЗО

МБОУ ТСОШ №2

ст. Тацинская

Сценарий фольклорного праздника

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Предварительная работа: Разучивание песен, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

Песня «Гуляй да пой, Казачий Дон» под гитару

Чтец. (1. Слайд)

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

1-й вед. Добрый день!

2-й вед. Здорово дневали!

1-й вед. Мы рады вас приветствовать на нашем дне казачий край!

У нас в гостях преподаватель музыкальной школы и солист районного ансамбля «Раздолье» — Бондарев Иван Александрович.

2-й вед. А теперь мы открываем наш устный журнал «Слава тебе, Господи, что мы – казаки!». Первая страница историко-этнографическая.

(2 Слайд)

1-й вед. День казачьей славы. Этот праздник традиционно отмечали на Руси вплоть до 1920 года. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

2-й вед. Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сидения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же – это уже из эпохи других сражений, в 1760 году – вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память – хранить. Пусть над Доном, Кубанью, Терсой и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!

1-й вед. Возрождение казачества – это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев в неразрывном единстве со всей Россией.

2-й вед. Русский остается русским, казак – казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

1-й вед. Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг – создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

2-й вед. В наши дни, когда в жизнь претворяется программа возрождения казачества, с необыкновенной остротой встали вопросы о его судьбах, о его прошлом, настоящем и будущем. На протяжении ряда последних лет продолжается острая дискуссия по этим проблемам.

(3 Слайд)

В истории казачества, особенно 20-го века, сохраняется слишком много «белых пятен», без изучения которых проблемы образа жизни, обычаев, культуры казаков останутся невыясненными и спорными.

1-й вед. Казаки – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (ка-сака) и приазовских меото-кайсаров с некоторой примесью аланов-асов или танаитов (донцов).

2-й вед. Первое летописное упоминание о казаках относится к 1444 году. Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.

1-й вед. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.

2-й вед. В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.

1-й вед. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.

2-й вед. Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

(4 Слайд)

1-й вед. В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.

Чтец. 

Сколько казаков сейчас в России?

Где она казацкая страна?

На погостах – наших предков лики,

На многих – серая трава.

Сколько их, незнатных, невеликих,

Сгинуло без прав, но за права!

В рамках фотографии на стенах,

Кое-где и шашка в курене…

Внук сидит у деда на коленках.

Значит, быть казачеству в стране.

1-й вед. Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.

Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.

2-й вед. Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.

1-й вед. Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.

2-й вед. Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.

1-й вед. Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.

(5 Слайд)

2-й вед. Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Они могли быть вместе с мужчинами только на свадебных обрядах и праздниках. По будням девушки проводили время в одиночестве или в кругу своих подруг. Они занимались шитьем, вышивали узором одежду или кафтан. Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.

1-й вед. Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали ярмарки.

 2-й вед. Действительную казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Список казачьего снаряжения:

— парадный синий мундир,

— зимний синий мундир для обыденной носки,

— гимнастерку защитного цвета,

— шинель серого цвета,

— брюки синего цвета с ярко-красными лампасами,

— полушубок,

— шапку (папаху),

— фуражку с красным кантом и околышем, козырек черный лаковый, кокарду,

— две пары белья,

— два полотенца,

— носки,

— платки носовые,

— сапоги (две пары),

— шашка,

— лошадь строевая,

— седло,

— попона,

— узда,

— две простыни,

— одеяло байковое или шерстяное,

— две наволочки,

— чехол для матраца,

— сундук вещевой.

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

1-й вед. На скачках давали богатые призы: золотые часы, седло, шашку в серебряной оправе, серебряные портсигары и т.д.

( Инсценировка «Проводы казака в армию»)

(6 Слайд)

Отец: Гляди, мать, никак урядник идет! (подходит урядник) Желаем здравствовать, господин урядник!

Урядник

Здорово дневали! Это нужный мне курень?

Мабуть не ждали вы гостей? Да серьёзных новостей.

Атаман меня прислал, да наказ свой передал.

Казаку уж девятнадцать – пора службой заниматься.

Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу.

Прощевайте, я пошел…

Мать :

Может сядете за стол? (кланяется), отобедаем гуртом.

Урядник:

Это как – нибудь потом.

Много дел у нас в управе –

ну до встречи на заставе.

Мать начала голосить. Плач по сыну, забираемому во солдаты:

Ах ты, милое мое дитятко,

Куда спешишься да торопишься

Изо своего ты дому благодатного,

Изо светлой из светлицы,

Из новый да новы горницы? Отемнеет светла светлица,

Опустеет дом — подворыщо.

«Провожала маты» — песня

Отец — Цыц, баба, чего голосить вздумала, место свое забыла? Доставай-ка из сундука снаряжение, вырядим сына достойно на святое дело.

Выходит дед , баба и дочь, и сын наряжают сына

Дед (беря в руки казачье обмундирование, накидывает внуку на плечи, целует его в лоб, приговаривая)

Послужи-ка, внучок, славно. Продолжи традиции нашего рода казацкого, стародавнего.

Бабушка:

Поди сюда, жалочка моя. Чти внучок старших — уважай старость. Каждого старика почитай отцом, а престарелую казачку – матерью.

Вот внучок

Вот землица донская.

Дай тебя я обниму, дюже я тебя люблю. (вручает внуку оберег с родной землей и читает молитву):

Мать: (причитает)

Ой, ты жалочка, сыночек, драгоценный голубочек

Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать.

Отец (строго):

Полно мать, уже не птенчик – а орлом пора взлетать, саблей вострою махать.

Сестра (ласково):

Ой, ты родненький мой братка

Будет там тебе не сладко

Потемнеет белый день, опустеет наш курень.

(обнимает брата).

Бабушка:

Ишь, коза, разголосилась, ничего ведь не случилось. ( задумчиво).

Я вон деда провожала, и во след ему бежала.

Не велел мне горевать, говорил: «Так надо, мать!» Внучек возьми, икону нашу, она ить от пули злодейки тебя уберегёть.

Отец, обращаясь к жене:

Мать, икону неси нашу семейную, прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на службу в воинстве.

Мать:

Иди, сынок, под благословение родительское.

Сын становится на колени перед отцом и матерью, целует икону после слов благословения.

Сережа.

Прости батяня, может чем обидел, дай мне своё родительское благословение.

Отец.

(взяв икону) Бог тебя простит, сынок, и я прощаю. Вот тебе моё родительское благословение, береги сынок землю русскую от ворога. Помни свой долг, своих родителей. Покажи свою казачью удаль. Помни сынок моё завещание, с ним тебя ни вражеская пуля, ни возьмет, ни острая шашка головы не коснётся.

Сережа.

Маманя, и ты прости меня.

Мать.

Господь тебя прощает и я прощу.

Помни, сынок, по тебе судят обо всём казачестве и народе твоем.

Держи слово –слово казака дорого!

Рушничок я вышивала, да сыночка вспоминала.

В добрый час тебе сынок, не оставит тебя Бог.

Мать повязывает рушники со словами:

1. «Служи — не тужи»,

2. повязывая второй рушник, приговаривает: «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом».

Ведущая

Мать перевязывала сына крест- накрест двумя полотенцами, рушниками. Полотенце и рушник символизируют дорогу. перевязывая призывника рушниками участники обряда желают ему доброго пути.

Песня «Как родная меня мать провожала».

(Песня «На службу»)

Слышится звук трубы.

Злата- сестра

Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

Отец: Да, сынок. Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть! Вот тебе сабля сынок!

Помни : такая доля казака – разить врага наверняка.

Сергей:

Благодарствую на том, поклонюсь перед отцом.

Перед матерью, сестрой, перед бабушкой родной.

Честь семьи я соблюду, деда не посрамлю.

Отец:

Что ж, сынок сбирайся в путь, всё, что слышал — не забудь.

Мать:— Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты — за ними.

Звучит песня «Вдоль да по улице».

(7 Слайд)

Чтец .

Там, где русские люди за Русь полегли,

Прорастают в степях ковыли.

Ехал полем казак, ехал степью широкой

И в пути что-то тихое пел.

И лилась его песня под небом высоким,

И вдали темный лес зеленел.

Только в степь одному выезжать не годится, —

Просвистела вдруг злая стрела.

Недопетая песня рванулась, как птица,

И коня за собой позвала.

И, взметнувшись над мягкой зеленой травой,

Конь буланый помчался стрелой.

И лететь бы коню по бескрайнему полю

В свой отряд, что остался вдали.

И петля захлестнула – и кончилась воля,

И ордынцы его увели.

1-й вед. Страница «Конкурсная». Вашему вниманию предлагается викторина по казачьему диалекту и конкурс на знание истории казачества.

Ведущий. 

1. Абы как – кое-как, как-нибудь.

2. Баз – скотный двор, двор.

3. Бирюк – волк.

4. Брех – лгун, собачий лай.

5. Бродить – ловить рыбу бреднем.

6. Будя – довольно, хватит

7. Булгачить – беспокоить, тревожить, будить.

8. Вар – кипяток.

9. Вечерять – ужинать.

10. Гачи – ноги.

11. Годить – ждать.

12. Добре – хорошо, ладно.

13. Догляд – присмотр.

14. Докель, докеле – до каких пор.

15. Житный – ржаной.

16. Жито – рожь.

2-й вед. Последняя страница нашего устного журнала Музыкальная»

Танец.

Чтец.

Здесь казаки испокон века живут.

Они прославляют просторы родные,

Душевные песни пою


Исполнение казачих песен…

1-й вед. Великое множество всяких песен поется и пелось в мире. Время и люди оставляют подле себя лишь лучшие. Безукоризненный вкус и слух народный отсеивает и отбрасывает пустые, и ветер времени уносит полову прочь. И в песенной житнице остаются лишь золотые зерна.

2-й вед. Этот отбор идет старательно, веками. И на века. И остаются уже не просто песни, а великое богатство, национальное достояние русского народа.

« Казачьи песни… — писал В.Г. Белинский, — более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий исследования урока
  • Сценарий игровой программы эрудит
  • Сценарий игровой программы про валенки
  • Сценарий казахского сватовства
  • Сценарий игровой программы экологический серпантин