Сценарий казачьих посиделок донских казаков

сценарий осеннего праздника для подготовительной к школе группе.

Сценарий  «Казачьи посиделки на Дону»

для подготовительной к школе группы

Задачи: -познакомить детей с историческим  прошлым родного края;

-развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области;

-воспитывать гордость  за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.

(зал оформлен в виде казачьего куреня, гостей встречает Казачка).

Казачка- взрослая:  Добрый день, гости желанные!

                   Милости просим ко мне в горницу на Осенины – Осени Именины!

                   Покров прошел, холодно на улице,

                   В горнице у меня тепло, печка топится.

                   Что-то мало в моей горнице гостей, позову-ка, я к себе детей!

                    Ой, вы гости дорогие, проходите, не толпитесь.

Казачка-девочка ведущая: Здорово дневали! (кланяется) 
Казак-мальчик ведущий: Здорово ночевали! (кланяется) 
Казачка-девочка ведущая: Наряжайтесь, собирайтесь, на гулянье отправляйтесь,

Казак-мальчик ведущий: Красны девицы, да добры молодцы,

                            Веселиться Вам, петь, плясать, Осенины отмечать! 

               (дети входят в зал парами под песню «Эх, донские казаки»)

Исполнение песни «Эх, донские казаки» 
1. Эх, донские казаки! – 2 раза
    Казаки, казаки – 2 раза
2. По станицам гуляли – 2 раза
    Гуляли, гуляли – 2 раза
3. Девчоночек встречали – 2 раза
    Встречали, встречали – 2 раза
4. Подарочек дарили – 2 раза
    Дарили, дарили – 2 раза

5.Подарочек не простой– 2 раза

   Не простой, не простой– 2 раза

6.Позолоченный, литой -2 раза

   Ой, литой, ой, литой – 2 раза

7. Позолочено колечко выходи гулять на речку,

    Выходи, выходи – 2 раза

8. Эх, донские казаки! – 2 раза
    Казаки, казаки – 2 раза

1Ребёнок: Есть у нашего народа вечные, особые черты – 
                   Гость, войди, традиций не нарушив!
                   Мы всегда чайку попьем.
                   Всем известно — казаков радушие:
                   Хлебосольство и открытый дом.

2 Ребёнок:  На завалинке, в светелке, иль на бревнышках каких

               Собирались посиделки пожилых и молодых.

                    При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

                    Говорили, песни пели и водили хоровод.

3 Ребёнок:   Добрым чаем угощались, с медом, явно без конфет.

                Как и нынче, они общались — без общенья жизни нет.

                     Отдых – это не безделки – время игр и новостей.

                 Начинаем посиделки для друзей и гостей!

Казачка-девочка ведущая: Вот и собрался народ – интересное всех ждет!

                                                Много плясок, много шуток, хороводов, прибауток!

Казак-мальчик ведущий:  Позовем сегодня в гости Осень, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!   (Входит Осень)

Осень: Добрый день, мои друзья! Заждались, поди, меня?
            Лето красное стояло, долго власть не уступало.
            Но всему приходит срок –я явилась на порог.

             Я немного задержалась,  всё трудилась, наряжалась…

Песня  «Осенины на Руси» муз.и сл. Л.Олифировой.        

  1. Улетай, журавлик, да не насовсем,

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем,

Осенины нынче на Дону!

Припев:  Осень, осень, золотые кружева,

               Осень, осень, расписные рукава,

               Осень, осень, бусы-ягоды горят,

               Осень, подари нам свой наряд!

  1. Где-то в перелесках бродит дух грибной,

Что ты хочешь, то у осени проси,

Наслаждайся красотою неземной,

Осенины нынче на Дону! 

Осень: Милости просим на Осенины:
            Красны девицы, да добры молодцы, 
            Вам веселиться, петь, плясать,  Осенины отмечать!

Казачка – взрослая: Ребята, гости к нам пожаловали.

                Это дорогие Потешницы идут, веселье, радость нам несут.

(выходят Потешницы)

1 потешница: Здравствуйте, гости дорогие!        

2 потешница: Здравствуйте, детушки малые!

3 потешница: Пришли мы позабавить вас, да потешить!

                         Поиграть, пошутить, посмеяться!

1  потешница: К вам потешницы пришли и частушки принесли. 

                                                  (поют частушки)

  Девочка:      Щука плавает в Дону, спит на яблоне в саду…
                        Шерсть смотали мы в клубок, выйдет шелковый платок.
  Мальчик:     Из-за Дона, из-за гор едет дедушка Егор. 
                        Дети на телятках, внуки на козлятках.
  Девочка:      Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать,
                        Чтоб частушка лучше пелась, надо пляской помогать.
 

  Мальчик:     Ой, ребята, та-ра-ра, на Дону стоит гора.
                        А на той горе дубок, а на дубе воронок.
  Все потешницы: Мы частушки вам пропели  хорошо ли, плохо ли.
                                А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали.
(уходят)

Казачка – взрослая: Спасибо, гости дорогие!  

                                      Проходите, изба большая, всем места хватит.                          

                                      Вот мы здесь собрались, чтобы похвалить Осень,

                                      Да пирогов напечь    с капустой, грибами и ягодами.

Девочка:       Да, ведь не красна изба углами, а красна пирогами.     

Девочка:       А давайте в лес пойдём, грибов, ягод наберём.

Хоровод «Пошли девоньки в лес по ягоды»

1.Да,  пошли девоньки, да, пошли девоньки,

   Пошли девоньки в лес  по ягоды, пошли девоньки в лес по ягоды.

2.Да, по черную, да, по черную,

   Да, по черную смородину, да, по черную смородину.

3.Все девоньки,  все девоньки,

   Все девоньки ягоды нашли, все девоньки ягоды нашли.

4.Да, грибочки,  да, грибочки,

    Да, грибочки все нашли они, да грибочки все нашли они.

                                     (подходят несколько детей)

1 ребёнок: Нынче Осени именины, нынче празднуем Осенины!        

2 Ребёнок: А гостей-то у нас, гостей! Прибыло со всех областей!

3 Ребёнок:  Нашу осень мы прославляем, с Осенинами всех поздравляем.                                       

4 Ребёнок:  Эй, народ, спешите видеть, в тесноте, да не в обиде! 

                Осень с нами оставайся – веселись и развлекайся!

Мальчик:  Если есть в лесу цветы – будет и поляночка.

                     Если есть в избе девчата – будет и гуляночка!

Казачка-девочка ведущая: Любят казаки повеселиться,

                                                счастьем поделиться.

Девочка: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
                 Неужели в куреньке половицы лопнут? 

                                   Общий Танец «Кадриль»

1Ребёнок: В моей придонской стороне
                  Дышу полынью в час восхода.
                  Не знаю как кому, а мне
                  Вода донская слаще меда.
2Ребёнок: В природе ярких красок мало,
                  Но радует мои глаза литая кисть калины алой.
                   Пусть облетели тополя.
                 Я у степной твержу криницы:
ВМЕСТЕ: «Благословенной будь земля, где довелося нам родиться»
Девочка: Казаченьки — казаки, удалы головушки!

            Долго будете стоять Вы от нас в сторонушке? 

Девочка: Засиделись, что-то наши казачата, раззевались.

            Не пора ли вам удаль показать нам?

Мальчик: И в поле, и на войне – казак всюду на коне.

              Казак воевать мастак – ему неведом страх!

Мальчик: Эй, честной мир, выходи, попляши! 

Мальчик: Развеселые живут на Дону  казаки-ребята

              Эх, танцуют от души наши казачата.

              Танец мальчиков с саблями, нагайками

Казачка – взрослая: А вы, гости дорогие, пословицы казачьи знаете?

Пословицы:  -Атаман без усов и бороды, что рыба без воды.

                   -Атаман не лезет за словом в карман. 

                   —Терпи, казак, атаманом будешь.
                       — Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев. 

                        — Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.
                       — Казак с конем и ночью и днем.

Казачка – взрослая: Молодцы, много вы пословиц знаете,

                                      Наши  посиделки — продолжаются. 

                 Инсценировка «За горою у колодца»

  1. За горою у колодца, где студёная вода,

          Шёл казак домой со службы,

          Эх, дорожка хороша!

  1. А казачка песни пела, что на свете любо жить,

Если честно делать дело, если труд свой полюбить!

  1. Эх, могуча наша сила, широки у нас поля,

Изобильная, родная, славься, ты, Донска земля!

Осень: По Донскому обычаю, как водится, праздник без игр не обходится!

                                       Игра «Плетень» 

1.Что нам осень принесёт, что у нас в полях растёт?

   Урожай наш хорош, убираем в поле рожь.

2.А скажите, что потом, зреет в поле золотом?

   А потом, а потом, мы пшеницу уберём.

3.А ещё что каждый год осень щедрая даёт?

   Урожай овощей для салатов и для щей.

4.А скажите, чем сады наградят вас за труды?

   Фруктов нам и не счесть, целый год их будем есть.

                      (садятся на стулья)

 1Ребёнок: Прекрасна наша родина-наш донской любимый край.

                   Ты – казачий край, ты – наша Родина, нет тебя прекрасней.
                  Нет земли богаче и щедрей, ты – жемчужина страны моей!

2Ребёнок: Бескрайни донские просторы,
                  Плодородна щедрая земля,
                  Нивы необъятные, как море,
                  Край миусский – Родина моя!

Осень:     Хлеба созрели, собран урожай,

                  Что холод впереди – не унывай!

                  Природа так устроена, дружок,

                  Всему отводится определённый срок.

Танец девочек с колосьями под песню «Поле-полюшко»

  1. Поле-полюшко, ты бескрайнее,

Поле-полюшко урожайное!

Кверху колоски растут, поднимаются,

Сочной спелостью они, наливаются!

  1. Зёрна вызрели, убирать пора-

В поле вышли мы с самого утра.

Ясно солнышко глядит, улыбается,

Ни одно зерно у нас не теряется.

  1. Урожай везём мы на мельницу,

Из зерна мука там намелется,

Хороша мука – мы из зёрен тех,

Пышный каравай большой испекли.

  1. Каравай большой, очень вкусный он,

Тебе полюшко, за него поклон!

Тебе, полюшко, поклон до самой земли

За душистый каравай, что мы испекли!

(Входят мальчик и девочка,  под музыку несут на подносе с рушником хлеб да соль, обходят весь зал, останавливаются).

Девочка:  Каждый ломтик хлебушка пахнет тёплым небушком,        

                  И земля всю силу в хлебе затаила.

Мальчик: В народе говорят: «Есть хлеб — будет и песня»

Монтаж: 1. Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,

                     Встретить щедро, от души, с уважением большим,

                     То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.        

2.Хлебосольством да радушием знаменит наш край Донской!

   Здесь для вас и песни русские и душистый каравай!

Казак — Мальчик:  Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,

                                  Он румяный, золотистый, где найдёшь ещё такой.

Казачка — Девочка:  Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим!

                                 (отдают поднос с хлебом ведущей).

Казачка – взрослая: Мы сегодня вместе веселились,
                                   Край Донской прославлять не ленились,
Все: Любим мы Дон всегда! Казаки мы – хоть куда!

Казачок: Вот и настал момент прощанья, 
               Будет краткой наша речь.
Говорим мы ( вместе) «До свиданья, до счастливых новых встреч!»

                         Песня « Так будьте здоровы»

  1. Будьте здоровы, живите богато,
    А мы уезжаем до дому, до хаты.
    Мы славно гуляли на празднике вашем,
    Нигде не видали мы праздника краше.
  2. Как в нашем Придонье широкое поле,
    Пускай же для счастья цветет ваша доля.
    Пусть будут на речках да светлые воды,
    Пусть плавают в речках гусей хороводы.
  3. Пусть солнце в окно Вам светить не устанет,

Пусть счастье ни в чём никогда не обманет,

Пусть жизнь ваша долгой и радостной будет,

И люди дорогу в ваш дом не забудут!

Сцена оформлена под казачью горницу: русская печь, у печи – глиняная посуда, чугунки, рогач, кочерга; стол, накрытый белой, вязаной крючком скатертью, на столе – самовар, чашки; вдоль стены – лавки, крытые вязаным полотном; над лавками – ковер, вышитый крестиком; на полу – домотканая дорожка.

Ход мероприятия

Ведущий: Давным-давно после трудового дня казаки и казачки собирались на игрища, на посиделки. Там пели, танцевали, занимались рукоделием, спорили, ссорились и мирились, влюблялись, вспоминали прошлое, обсуждали настоящее, мечтали о будущем. Мы приглашаем вас к нам в горницу на посиделки.

(Татьяна суетится у печи, дед Щукарь пьет чай за столом, баба прядет.)

Дед: Что-то ты, Татьяна, все у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаевничать. Мать вон от кудели не оторвешь.

(Татьяна садится за стол, наливает чаю.)

Баба: А мне прясть – все равно, что песню петь, гораздо люблю!

Татьяна: Маманя, завтра мясоед начинается. Что стряпать будем?

Баба: А суп с бараниной состряпаем. Баранину кусками наруби и обжарь вместе с костями в сливочном масле. Как мясо обжаришь, луку репчатого сыпь. А потом вари все это. Почти готово будет – сыпь пшено и картошку. А в конце заправим суп чесноком, зеленью, сметаной и рублеными вареными яйцами. Вот так-то…

Татьяна: А к супу гречневую кашу подадим.

(Татьяна садится рядом с матерью)

Баба: Ну, ничего мудреного в этом нет. Хотя, оно, конечно, и кашу можно по-разному состряпать – крутую, рассыпчатую, размазню. Гречневая каша сама себя хвалит. А вот, пожалуй, гречневую кашу с грибами и сготовь. Как только грибы сварятся, кидай крупу.

Татьяна: Маманя, колчан пригож стрелами, а обед пирогами. Сделаем пирог, чиненный сластями – и милости прошу к нашему шалашу.

(Раздается стук в дверь, входят девушки.)

Первая девушка: Здорово дневали, хозяева, мир вам, и мы – к вам.

Татьяна: Давно поджидаем, гдей-то вы, девчата, загулялись, уж думали, не явитесь.

Вторая девушка: А мы вот покуда пирогов напекли, семечек нажарили да косы заплели – вот уж и вечер настал.

Татьяна: Проходите, касатушки, у меня уж и самовар вскипячен.

(Девушки проходят в горницу, выкладывают из корзины пирог и тыквенные семечки на стол, садятся на лавку, каждая достает рукоделие. Одна вяжет спицами, другая крючком, третья вышивает.)

Баба: А что же казаков с вами нетути?

Третья девушка: Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся.

(За дверью раздается смех, топот, слышен стук в дверь, входят ребята.)

Первый парень: Здорово дневали, а нас не ждали?

Татьяна: Ждали, ждали, все жданки съели.

Второй парень: А коли ждали, так и дождались.

Дед: Ну, чаво у нас делается? Рассказали бы, чаво знаете, чаво слыхивали?

Первая девушка: Дедунь, а давай мы лучше песню споем…

Баба: Татьяна, приглашай гостей к столу.

Татьяна: Проходите, гости дорогие. Красна река берегами, а обед едоками. Девчата вот и пирог принесли.

(режет пирог, раздает гостям. Гости едят пирог, приговаривают.)

Первый парень: Я пирог покрошу, откушать попрошу.

Второй парень: Не поглядев на пирог, не говори, что сыт.

Третий парень: И обед не в обед, коли хлеба нет.

Казак: А чтобы силушки у нас в походе не убавилось, хозяюшки приготовят целебный взвар. Каким варевом потчевать будете?

(Ученики предлагают попробовать чай по разным казачьим рецептам + Елена Николаевна, директор краеведческого музея со своим чаем и его рецептом)

Вторая девушка: Дедунь, расскажи лучше ты чего-нибудь, сказку какую, быль…

(Дед садится на лавку, достает валенки и начинает работать – подшивает валенки, пользуясь шилом и суровой просмоленной нитью.)

Дед: Ну, ласточки-касатушки, уговорили. Слухайте, раз такое дело, быль Донскую. (фон: старинная казачья песня)

Ой-да, как во поле было, во полюшке,
Во широком было раздолюшке,
Не два сокола солеталися –
Солеталися они, повстречалися.
Не два брата соезжалися,
Промеж собой обзывалися
Да родней познавалися,
Белыми руками обнималися
Да усточками целовалися.
А повстречалися во чистом поле
Млад донской казак с татарином
И здоровались не руками белыми,
А пиками стальными длинными,
И спозналися не роднею близкою,
А стрелами-то калеными.
И обнималися саблями вострыми,
И целовалися пулями свинцовыми.
Ой-да, гудела степь широкая,
Обливалася кровью жаркою,
Убиралась головами бритыми,
Наряжалась цветами черными.

Третья девушка: Какая грустная история, дедушка!

Казак: Да, Скоро в поход отправляться. Заиграем нашу, походную!

Песня «При лужку при лужке»

Казачка: Песню играете, а еще походные сумки не готовы. Соберитесь в поход, да ничего нужного не забудьте!

Конкурс «Соберись быстрее в поход»
Выбираются два мальчика – казака. Перед ними разложены предметы и вещи: нож, веревка, сухари, овес, сало и т.д. Из этих предметов нужно выбрать те, которые необходимы казаку в походе. Выберет те предметы, которые ему пригодятся, и расскажет о них.

Презентация о казаках

Казак 1: Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц – великое множество.

Казачка 1: На Дону и его притоках – Донце, Хопре и Медведице – держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель и бесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки”.

Казак 2: Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Казаки селились в степи. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить в случае неудачи. Городок окружал частокол и плетень из лозы, перевитый колючими ветками терновника. В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею. Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.

Казачка 2: 

Степью широкою!..
Степью необъятною!
Там!…– на воле, на тихом Дону!
Скучно станет – на Волгу пойдем,
Бедно станет – и денег найдем,
Волга-матушка всех приютит,
Всех приласкает и всех одарит…
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…

(Гимн «Всколыхнулся, взволновался, Тихий Дон…»)

Казак: 4 мая 1918 года на заседании Круга Спасения Дона Народным гимном объявлена известная казачья песня «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон», написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны Фёдором Анисимовым:сегодня является официальным гимном Всевеликого Войска Донского, а три куплета — гимном Ростовской области.

Казак 3: Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью, и ее же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка: “Хоть жизнь собачья, так слава казачья”. А еще ценилась воинская доблесть. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства.

Казачка 3: Позднее казачьи поселения стали называть “станицами”, от слова “стан”, стоянка. В станицах жили от 100 до 200 человек. “На Дону что ни хутор, то своя запевка” (в каждом хуторе все по-своему), “Донская земля дармоедов не кормит (на Дону трудом будешь сыт). Жили зажиточно, богато одевались.

На плетнях развешана посуда:
Банки, склянки, толстые горшки.
Прибрано гумно, порядок всюду:
Здесь живут донские казаки.
Выбелены глиной пятистенки,
Крыши, чаканом покрытые, стоят.
Звяканье удил в порывах ветра,
Кони в холодке овёс едят.
Пахнет обмолоченной соломой,
Выбитый катками, дремлет ток.
Под навесом из доски дубовой
Бочка, в ней терновый бродит сок.
Куры роются в сухом навозе,
Призывает их к себе петух.
Молоко несёт хозяйка козье,
За ней сладковатый ползёт дух.
Разметались за плетнём левады.
Расплелись там шапкой кабаки.
Тихо шелестят стога соломы,
Сложены прикладом кизяки.
Спит станица в полудённом зное,
Величаво воды несёт Дон.
Неустанно трудятся лишь пчёлы:
Им неведом летом дневной сон.

Ведущий 1. Наша малая родина — край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк — писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

Ведущий 2. Объявляет турнир знатоков пословиц.

Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью? (Ребята по очереди говорят)

  • Дон тихий, а слава о нём громкая.
  • Казак без друзей, что дуб без корней.
  • Конь подо мной – полк за мной.
  • Казак голодует, а конь сыт.
  • Казак сам не ест, а коня накормит.
  • Конь казаку неизменный друг.
  • Учи белого лебедя плавать, казачьего сына — на коня садиться.
  • То и конь, что треноги рвёт.
  • Степного коня в стойле не удержишь.
  • Помилуй, Господи, коня и меня.
  • Казаку конь себя дороже.
  • Господь Бог надо мною, добрый конь подо мною.
  • Не конь везёт, а Бог несёт.
  • Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.
  • Без коня казак круглая сирота.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Всяк свистнет, да не по-казацки.
  • И шашка остра, а дух – сильнее.
  • Где казак, там и слава!
  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
  • Казак без коня – сирота.
  • Слава предков не ржавеет.
  • Кровь казачья – не водица.

Ведущий 1. А знаете ли вы какое значение имела серьга в ухе казака? (Серьга в ухе казака имела не только символические и сакральные значения, но и означала его роль и место в роду. Так, серьга в левом ухе указывала на то, что он единственный сын у матери, в правом – что у него нет наследников по мужской линии. Порой, исходя из этого, командир мог принять решение, кого следует беречь в бою. Этот древний обычай поддерживался всеми казаками).

Презентация Одежда казаков

Казачка 1: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах (“кохточка”) сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку («спидницу»). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.

Казачка 2: В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко. Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.

Казак 1: Вся власть на Дону принадлежала казачьему Кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов. То, что постановил круг было свято – это был закон. Самым тяжким преступлением на Дону была измена, предательство, за которое виновный карался смертной казнью.

Казачка 1: Женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. У казаков женщина (по– казачьи – баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила, зерно молола, хлеб пекла – все это в основном делала женщина – чернобровая осанистая донская казачка, ведь казак почти всю жизнь проводил в походе, на службе. Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру, Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. “Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет” (воинские тяготы ложатся и на семью), “станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают” (служба казачья полна реальной опасности).

Казак 2: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место. Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.

Ведущий 2. А что вы ребята знаете о казаках?

Кто такие казаки? (Временем возникновения донского казачества считают начало ХVI века. Но само слово «казак» начало бытовать на Руси гораздо раньше, ещё в ХV веке. «Казак» в переводе с тюркского означает «вольный человек», удалец». Так называли себя беглые крестьяне и посадские люди, селившиеся за линией сторожевых укреплений на южных, юго-восточных окраинах русского и польско-литовского государств. Тех, кто селился на Дону, стали именовать донскими казаками.)

  1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)
  2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)
  3. Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)
  4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)
  5. Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)
  6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)
  7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)

Братья Логачёвы, Данила и Никита, исполняют казачью песню «Как у нашей сотни»

Казачество, его быт, традиции стало известно всему миру благодаря М.А. Шолохову. Писатель родился и вырос на донской земле. С ней он связал и литературную судьбу. И в трудные годы, и в счастливые дни эта земля питала его талант жизнетворными соками, давала силу. Редкому художнику дано так сродниться со своей землёй, так раствориться в ней, что само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого Дона.

Воспоминания детства и юности отразились в «Донских рассказах» Михаила Шолохова как надежды на светлое будущее, и поэтому они согреты особой поэтичностью и лиризмом и наполнены большим нравственным смыслом.

Инсценировка отрывка из рассказа “Нахаленок”.

Дед (снимает ремень ): А ну иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!!

Мишка: За что, дедуня?

Дед: А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал.

Мишка: Дедуня, я не брал…

Дед: Ложись, постреленыш, и спущай портки!..

Мишка: Да, еще чего! Бить будешь!

Дед (ласково, заманивая внука): Ну, подойди ко мне, голубь мой!

Мишка: А пороть не будешь?

Дед: Нет, не буду, по голове поглажу да сказку расскажу…

Мишка (осторожно и тихо подходит к деду): Дедуня, дедуня, а на небе черти бывают?

Дед (хватает внука за вихор): Я тебе зараз всыплю чертей!..Поплюю в кой-какие места да хворостиной высушу!..Ах, ты, лихоманец вредный, ты на что ж это на супоросной свинье катался?

Мишка: А-а-а! Отпусти! Отпусти!

Дед (просовывает Мишкину голову промеж колен и начинает пороть): Не езди на свинье! Не езди…

Мишка брыкается, старается вырваться.

Дед: Сиди тут, сто чертов твоей матери! Я тебе по-дедовски шкуру спущу!

Мишка кусает деда за ногу и вырывается.

Дед: Ах, лихоманец зубастый, покалечил деда!(Застегивает ремень поверх рубахи).

Мишка: Ну, дедунюшка…попомни!

Дед: Ты что ж это, поганец, деду грозишь?(Снова расстегивает ремень.) Значит, ты мне грозишь?

Мишка (исчезая за калиткой, выглядывая в щелку, караулит каждое движение деда ): Погоди, погоди, дедунюшка!.. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!

Дед: За такие слова, Михайло Фомич, иди, я тебе уши-то оболтаю!

Мишка грозится кулачком и убегает, придерживая штанишки.

2 ведущий: Книги Шолохова — великое духовное наследие, которое веками будет помогать людям постигать правду и великий смысл жизни «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Так звучат мудрые слова Шолоховского завещания.

1 Ведущий:

Донские, сердцу милые пейзажи!
Луга, изгибы берегов крутых…
Я изменился, стал с годами старше,
Но мне и часа не прожить без них.
Уже в Базках волнуешься немножко,
И в душу веет свежею волной
Паром пересекает Дон.
Здесь Вёшки
Раскинули сады передо мной.
Слепят пески, влекут деревьев шорохи,
Зеленокрылых елей торжество.
Здесь «Тихий Дон» писал
Волшебник Шолохов,
И мы во власти волшебства его.

(финал мероприятия: Ученики поют и танцуют песню «Ой-ся, ты ой-ся»)

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма.

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дети входят в зал под музыку.

ЗВУЧИТ ГИМН КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.

Дорогие друзья!

Мы живем в большой и дружной стране – Россия. Наш Донской край – часть нашей Родины. И сегодня у нас праздник, посвящённый малому уголку нашей Родины – «Казачьи посиделки»

1 Ребенок:

Паша: Эх, сторонушка Донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Настя: Ты — казачий мой край необъятный,

Ты – донская сторонка моя

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля

Ведущий: Ребята! Мы с вами живем на удивительной земле – земле, овеянной славой, земле, — чья история вошла в летопись казачества.

Казаки, говоря о себе,подчеркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

Дети стихи.

Захар: Православный, удалой,

Наш казак всегда герой.

А казачка – вот краса:

Стройный стан и плюс коса.

Илья: Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки.

Кира: Много лет войску Донскому,

Много лет нашим донцам

Атману войсковому

И станицам, и войскам.

Паша: Много лет нашей державе,

Много лет нашим войскам

Православной нашей вере,

Да и славным казакам.

ВЕДУЩИЙ: Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь, и старые люди, и маленькие казачата, лузгали семечки, пели песни, обсуждали станичные новости.

Появляется казачка Аксинья

Аксинья: Здорово дневали, казаченьки! Старые да молодые, веселые да удалые!

Дети: Слава Богу.

Аксинья: Пожалуйте к нам на посиделки

Посиделки здесь у нас!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в казачий пляс пуститься!

Артемий : Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь вы

Как пляшут казаки!

ТАНЕЦ «Казачата» (на музыку песни «Золотые поля»)

Аксинья : Хороши привалы, где казаки запевалы. Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей, непростой, но интересной.Даже в пословицах о ней говорится:

Дети:

— Терпи казак – атаманом будешь.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

Казак без друзей, что дуб без корней.

Казаки в бою не робеют, любого врага одолеют!

-Казаки в бою не робеют- любого врага одолеют!

-Казаки в бою не робеют любого врага одолеют.

— От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

Ведущий: Молодцы, много пословиц знаете. Любят и гордятся казаки своим краем, краем Тихого Дона.

Ты широкий и глубокий,

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон!

Как у нас на Дону зорьки ясные.

Как у нас на Дону ветры-ястребы.

Как у нас на Дону люди сильные

Прославляют землю изобильную.

Как у нас на Дону дали синие,

А казачки у нас все красивые

А казачки нам под стать,

Так что глаз не оторвать.

Много сказочных мест у России,

Хуторов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава…

Очаровала ты меня на веки,

Мои Раздоры — Родина моя.

Мы родом из казачьего края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Качая колос налитой

Ну как тут можно не влюбиться

В чудесный этот край родной

Край казачий, край раздольный

Низкий наш тебе поклон (Поклонились)

8 реб : Мы Донские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

9 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

10 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить

Ведущая: Как бы не складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонады. Не зря гласят казачьи пословицы: Хороши привалы, где казаки запевали. Где казачья песня ведется. Там весело живется. А не спеть ли нам казачата песню.

ВЕДУЩАЯ. Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет-

Знать- не все потеряно.

ПЕСНЯ: «Браво, браво Катерина»

Аксинья: А не сыграть ли нам в игры – забавушки. Озорные да распотешные?

Диана: Во станице погулять

Вышли казачата

Веселятся от души

Парни и девчата

Аксинья: А вы знаете что «: Казак с конем и ночью и днем.

А где же казачки, ваши кони быстрые?

Дети выходят на игру.

Игра: «Наряди казачку».

Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево,на нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку. Кто быстрее.

Вед: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас.Недаром в народе говорится: каков казак, таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите.

Стук в дверь. Заходят казачки кланяются, приветствуют.

Казачки. Здорово дневали, казаки и казачки!

Все. Слава Богу!

Настя : Мы шли по вашей станице

Мимо вашего куреня,

Услыхали такое веселье,

Что ноги сами сюда привели.

Мы пришли к вам погутарить о том, о сем, да рассказать каким должен быть казак:

Паша: Заветы старины в семье казаков

Хранились испокон веков

Эти заповеди святы_

Сейчас расскажем вам их мы

Рита К: Честь и имя казака

В жизни главные всегда

С детства честью дорожи

И достоинство держи

Слово дал- его держи

Казачьим словом дорожи!

Помни слово казака

Было верное всегда

Лучше мудро промолчать

Чем впустую обещать

Если трудно- погибай,

Но товарища спасай!

В службе, дома, на работе

На рыбалке, на охоте,

Другу всюду помогай

Если надо выручай!

Собирайся, народ,

В наш весёлый хоровод.

Песни играть да плясать,

Эх ножки мои, ножки резвые

Рита К: Не могу их удержать,

Так и хочется плясать.

Ведущая : Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было у казаков? Казачата покажите как вы умеете владеть шашкой!

ТАНЕЦ «Варенька»

Ведущий. Казачьи песни наши слушать — что мёд ложкой кушать!

ПЕСНЯ «Во саду деревце цветёт»

Ведущий. Казачата удалые покажите свою силу да сноровку в казачьих играх.

Проводится игра «Наездники»

Описание игры: садятся на коня, добегают до ориентировки срывают папаху и бегут назад, следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки и вешает папаху назад.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»

Вед. Молодцы, казачата хорошо играли.

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Сценарий

фольклорного праздника

«Казачьи посиделки»

Составитель: Голованова М.А.

педагог-организатор

1 категории

Орск, 2018г

Пояснительная записка

Сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования и учителей школы, для реализации воспитательной работы во внеурочное время.

Уральский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Следует также указать и на то, что тема отъезда казака на военную службу, прощания его с родиной и родными одна их самых популярных в казачьем фольклоре. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших, средних детей школьного возраста с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Адресат: дети 9-13 лет.

Цель и задачи: ознакомить обучающихся с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся о культуре оренбургского казачества, желание её сохранять.

Оборудование: зал оформлен в виде казачьих посиделок: лавочки, нарисованный плетень; 2 бутафорских коня, веревка, платки, конусы, бусы, ленты, фартуки, коромысло, 2 ведра, избушка, пуховый платок, прялка.

Предварительная работа: В подготовке праздника участвуют активисты клуба, хореографический коллектив «Вираж», обучающиеся объединения «Вокал».

  • Беседа с обучающими об Оренбуржье, его культурном наследии, народах проживающих на данной территории, а именно об уральских казаках. Посещение краеведческого музея, выставки народно-прикладного искусства, просмотр видеофильма об истории возникновения Оренбургского пухового платка, паутинки.

  • Разучивание стихов о родном крае, об Оренбургском платке.

  • Разучивание песни «Казачата», хоровода «Калинушка», литературно-хореографической постановки «Прялица».

Действующие лица: ведущая- казачка, казак 1, казак 2, казак 3, казак 4, казак 5 казак 6, сказочница, 6 девочек-казачек.

Ход праздника:

В зале стоят скамейки, на них сидят «мальчики-казаки» и девочки-«казачки» . Выходит ведущая.

Ведущая:
Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать,
так на пороге встречать.
Дай Бог тому,
кто в нашем дому:
Наделил бы вас Господь
и житьем, и бытьем и здоровьицем.
А что за народ собрался? (обращается к сидящим казачкам)

Казаки: Казаки!

Ведущая: А скажите мне, кто это такие — казаки?

1 казак:

Казаком родиться
Не каждому дано, 
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

2 казак:

Народ широкий, мощный, вольный,
Всегда, во всем мы хороши:
Терпим мы, когда нам больно,
И веселимся от души.

3 казак:

Упрямый взгляд и скромная улыбка,
Всегда побрит, как истинный моряк,
Такому непростительна ошибка –
Он — оренбургский коренной казак.

Ведущая присаживается к казакам на скамейку

Ведущая: Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей. А поведайте-ка нам — Кто же главный у казаков?

1казак: Атаман
Ведущая: А как зовут помощника?

2 казак: Есаул;
Ведущая: где выбирают атамана?

3 казак — на Кругу;
Ведущая: А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором?

Все: Любо!
Ведущая: А какая главная казачья заповедь?

Все: « Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Рассказывая историю казачества, выступающие, встают со своих мест и читают стоя, затем садятся на своё место. Текст читается наизусть.

1казачка: В многогранной истории Российского государства казачество играло особую роль, именно казаки заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции казачества. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.

2казачка: Возрождается казачество и на нашей Оренбургской земле. Восьмого декабря 1991 года в селе Неженка под Оренбургом собрался первый большой казачий Круг, произошло возрождение Оренбургского казачьего войска. Благодаря труду казаков, самоотдаче, знаниям и умениям Оренбургское казачье войско России считается одним из лучших в Российской Федерации.

Ведущая: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас действительно замечательный. Мы любим Оренбуржье, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.

С места поднимаются поочередно следующие выступающие.

4 казак:

Дивный край, простор Урала!

Горы, степи и леса.

Мы тебя храним и славим,

Оренбургская земля!

Ты прекрасней и милее,

Всех заморских дальних стран.

Твой душистый хлеб вкуснее,

Урожай богатый дан!

В холода тебя согреет,

Пуховых платков вуаль.

Из под кружев паутинок,

Оренбуржье смотрит вдаль!

Но прекрасно Оренбуржье,

Тем народом, что взрастил,

Города, посёлки…

Всюду свою душу приложил.

Расцветает с каждым годом,

Бог храни тебя всегда!

Дивный край, простор Урала,

Оренбургская земля!

5 казак: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

6 казак: Хоть и более привычны, нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.

Ведущая: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и играми уральского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.

1 казак:

На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки молодых и пожилых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Выходят 4-5 пар девочек в руках у них венки из калины.

Исполняется Хоровод «У калинушки» (хореографический коллектив «Вираж»)

Ведущая: Ай да казачки, ай да стать! А кто покажет нам, как красиво и грациозно идут казачки с коромыслом.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,
И распущенной косою с коромыслом на плече?

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ, в работе им гармошка подпоет.

Звучит старинная казачья плясовая. Девочки сидящие на скамье по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.

А сидящие одаривают их аплодисментами.
Дефиле с коромыслом и вёдрами.

Казак 1: Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О любимом нашем крае песню звонкую споем.

Ведущая: Казачьи песни наши слушать –

что мёд ложкой кушать!

Исполняется песня «Казачата». (Обучающиеся объединение «Вокал»)

Ведущая: Ну и здорово вы пели – любо-дорого послушать. А не сыграть ли нам в игры – забавушки. Озорные да распотешные? А вы знаете, что казак с конем и ночью и днем. А где же казачки, ваши кони быстрые?

Для игры сначала выходят 2 казака и 2 казачки показывают, как нужно играть, затем

приглашаются зрители из зала. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Наряди казачку».

Ведущая: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится: «Каков казак, таков и конь». А мы продолжаем наши забавы. Приглашаю вас казаки и казачки на следующую игру.

Выходят казачки и встают в один ряд. а казаки поочередно выходят для выполнения задания. Достав платок, казак отдает его казачке и ведёт её под руку на лавочку. В игре учавствует одинаковое количество мальчиков и девочек. Игра повторяется со зрителями.

Игра «Достань платочек»

Ведущая: Ох, и ловкие казаки народ! А ещё они очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда работа была окончена, казаки собирались на посиделки, как мы сегодня. Хороводы водить, песни да частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.

Литературно-хореографическая композиция «Прялица»

Открываются двери избушки, и сказочница начинает сказ об оренбургском пуховом платке.

Сказочница: Жила в стародавние времена русская царица. Наряжалась она в платья заморские, французские да английские, украшала себя золотыми кольцами да бусами с жемчугами да бриллиантами. Однажды взглянула в зеркало и огорчилась: красота ее потускнела. И ничто уже не радует: ни платья, ни украшения. И вот услышала она, что есть в губернии Оренбургской мастерицы, вяжут они из козьего пуха платки ажурные красоты небывалой. По народному поверью, паутина, летающая в воздухе во время бабьего лета, — и не паутина вовсе, а пряжа богоматери. Та рукодельница, которая сумеет её поймать, чудеса сотворить сможет даром бесценным обладать станет. Достался тот дар оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине платках, разнеслась по всему свету. А кто наденет такой волшебный платок: краше во стократ станет.

И отправила царица своих гонцов в губернию Оренбургскую разыскать тех рукодельниц, да раздобыть платок чудесный…

Выходит коллектив «Вираж»с хореографической постановкой.

Казак 2: Мелькают руки пуховниц,

Их замыслам послушные,

Плывут узоры с тонких спиц, как облака воздушные.

И вот рождается мечта

Движеньями искусными.
Зовется эта красота

Платками оренбургскими.

Сразу после танца

Сказочница: Ажурная, белоснежная шаль оренбургская была принята царицей с восхищением. А слава о платках Оренбургских распространилась по всему свету.

Казак 3: И с тех пор в январские метели

Вспоминают люди мастериц.

В Лондоне, в Брюсселе,

В Праге и Марселе

Тоже прославляют

наших пуховниц.

В конце, когда участницы танца развернули платок, выходит девочка-казачка, ей они отдают платок, она набрасывает его себе на плечи и читает стих

Казачка:

Мне платок подарили пуховый,

Оренбургский пуховый платок.

Он согреет как тёплое слово,

Даст мне силы, как влаги глоток.

Этот пух оренбургские козы,

Нарастили в степях среди гор,

Где гуляют ветра и морозы,

Чтоб сплела мастерица узор.

Чтоб тончайшую ткань отбелила,

Расчесала искусной рукой.

Людям сердце своё подарила,

И любовь, и уют, и покой.

Я изящным движеньем накину,

Паутинки ажурный наряд,

Распрямлю свои плечи и спину,

И окрашу лукавостью взгляд.

На избыток проблем невзирая,

На вечернюю глядя зарю.

Завернусь в это облака рая,

И к блаженству душой воспарю.

На середину зала выходят казак и ведущая

Казак 3:

Мы сегодня вместе веселились,
Край Оренбургский прославлять не ленились,
Посиделки удались на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Ведущая:
Вот и настал момент прощанья, 
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Приложение

Игра «Наряди казачку».

Выходят 2 казака и 2 казачки. Казакам даются бутафорские кони на палке. Казак по сигналу садится на палку и скачет на середину зала, где стоит дерево. На нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами, затем за фартуком и т. д. Наряжают казачку. Выигрывает, тот «казак», кто быстрее привезёт и наденет все предметы одежды и украшения на казачку стоящую на старте.

Игра «Достань платочек»

На перекладине, на веревочках разной длины висят платочки. Мальчики разбегаются, прыгают и достают платки. Кто достанет, дарит платок понравившейся девочке и садится рядом.

Интернет ресурсы:

https://www.yandex.ru/search/

http://pensionerka.net/pozdravit_stihi/platok_stih/platok_stih.html

http://kanevskadm.ru/index

http://melody24.net/search/несе+галя++воду

http://www.doshkolniki.com/plyaski/horovod_u_kalinushki.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий интервью на радио
  • Сценарий изгнанник герои 5
  • Сценарий игровой программы разноцветные шары
  • Сценарий казачьи заповеди
  • Сценарий история конституции история страны