Сценарий казачий костюм

Конспект открытого занятия разработан для воспитанников коррекционной школы-интерната VIII вида.

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

Конспект открытого занятия

 «Наряд  Донской казачки сквозь века»

Разработала: Яричевская Лариса Ивановна

Новочеркасск – 2017г.

Тема раздела: Народное декоративно-прикладное искусство.  

«Русский национальный костюм  — это живая нить, уводящая нас в глубину веков, которая позволяет детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познакомиться с мировым культурным наследием».

                                                                                                                                                                                  О.А. Ботякова

Тема занятия:  Наряд  Донской казачки сквозь века.

Цель занятия:

 познакомиться с «историческими корнями» женского костюма на Дону;

— ознакомиться с традиционной одеждой казачества;

— ответить на вопрос «Что нового было внесено в одежду донских казачек на протяжении веков?»;

Задачи:

образовательные:  дать детям представление о национальном костюме; ознакомить с историей возникновения и особенностями  костюма Донской казачки;  ознакомить с традиционной одеждой  Донских казачек; научить распознавать костюм Донских казачек.

развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; развивать познавательный интерес к предмету, формировать способности к поисковой деятельности.

воспитательные: способствовать формированию чувства гордости за свою «малую родину»; формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Дона; воспитывать любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.

Тип занятия:  занятие «открытия» нового знания.

Метод обучения: лекция, демонстрация.

Объект изучения: путь развития женского костюма на Дону.

Предметом изучения  является женский казачий костюм. При изучении данной темы мы хотели рассмотреть как формировался, изменялся костюм со временем, что влияло на эти изменения. Нам было интересно увидеть, что сохранилось в одежде и что нового было внесено миром моды.

Материально-техническое оснащение:

* выставка книг и журналов;

*ноутбук, мультимедийный проектор, экран;

* мультимедийная презентация;

* раздаточный материал;

*аудиозапись гимна Ростовской области;

* карта Ростовской области.

На занятии применяются технологии:

* Здоровьесберегающие,

*  слайдовой презентации.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Словарь: «басочка» — оборка на кофте, «спидница» — нижняя юбка, «расхожий» — на каждый день, «запон» — фартук,

«шлычка» (колпачок) — головной убор замужних женщин.

Ход  занятия:

Этап урока

Действия педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент:  

— Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие, у нас  гости, поприветствуем их. А сейчас, ребята, послушайте!

Звучит  куплет Гимна Ростовской области. 

Прошу вас, дети, рассаживайтесь по своим рабочим местам.

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать.  Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в «Мир   костюма  Донской казачки «.

Приветствие педагога.

Все слушают гимн стоя.

Формирование учащимися темы и целей занятия:

— Ребята, послушайте стихотворение Н. Туроверова:

Средь донских степных полей и кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут, казаки давно живут.

Гордый и лихой народ заслужил себе почёт:

Храбрость, мужество, отвагу на своих плечах несёт.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют

Песни звонкие поют

Память предков охраняют,

Веру в бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

— Что вы услышали из  данного стихотворения? О ком говорится в этом стихотворении? 

 — Да, ребята, правильно, о казаках! А кто такие казаки?

— В древние времена от тяжёлой неволи многие крепостные крестьяне бежали на Дон и другие окраины Русского государства. Здесь они селились на свободных землях и становились вольными казаками. Все казаки служили Российскому государству по его охране. Как у каждого народа нашей России у них своя история, традиции.

— А сейчас, дети, давайте посмотрим небольшую презентацию.  

 — Что вы увидели на экране?

— Из всего, что вы увидели и услышали, как можно обозначить тему нашего занятия?

  — Что мы должны узнать на занятии? Как вы думаете, что какая цель нашего занятия?

Тема нашего занятия «Наряд  Донской казачки сквозь века». 

Запишите тему занятия в тетрадь.

Ответы воспитанников.

Просмотр слайдовой презентации.

Ответы воспитанников.

Воспитанники записывают тему занятия.

Актуализация знаний:

«Открытие нового знания»:

— Национальный костюм донских казаков уникален.                                                                                                                                                       Костюм казачки – это целый мир. Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей — все это отражалось в казачьем костюме.

— Существовала  система «опознания» на девиц, замужних, вдов. Мы с вами рассмотрим костюм Донской казачки.  

— Характер и особенности женской одежды историки объясняют происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Одни попали сюда в качестве пленниц — ясырок — татарки, турчанки, ногайские женщины. Другие были привезены из русских селений.

— Женская одежда состояла из кофты, юбки и фартука, так называемая «парочка». Кофта была с оборкой «басочкой», воротник стойка, рукав длинный. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Украшалась кружевами, оборками. Нижняя юбка «спидница» — обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой. Фартук или запон: различают праздничный и расхожий (на каждый день). Праздничный запон  украшали ткаными узорами. На голове шёлковые платки, на ногах полусапожки.

 — Девушки на выданье одеваются точно так же как молодые замужние женщины — все отличие заключается в повязке головы.

У девушек вместо платков – ленты в волосах. Головной убор замужних женщин – шлычка (колпачок).

Конспектирование основных  предметов одежды.

Физминутка

Учебно – практическая  деятельность:

— Вы познакомились с основными предметами одежды Донских казачек.

Предлагаю вам стать  художниками театрально  костюма, и, используя материалы и приспособления разработать серию костюмов  для Конкурса красоты, посвящённого празднику 8 Марта.

 — Для этого мы поделимся на 2 группы.

группа разрабатывает костюм незамужний женщины

группа разрабатывает костюм замужней женщины

Самостоятельное выполнение задания в группах.

Рефлексия      деятельности:

«Метод пяти пальцев»    

М (мизинец) — мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) — близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — состояние духа. Каким были сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) — услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) — бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Итог занятия:

—    Закончить  наше занятие  хочется стихотворением:

Много сказочных мест у России 
Городов у России не счесть 
Может, где-то бывает красивей, 
Но не будет роднее, чем здесь. 
Любимый край степной… 
Любимый край Донской 
И луг цветущий здесь весной… 
И степь Донская всегда со мной 
И вся вот эта красота … 
Казачья Родина моя! 

Тема: традиционный
костюм кубанского казака

Тип: занятие-практикум

Цели:

  • формирование
    представления о материальной культуре Кубанского казачества, ознакомление
    с особенностями традиционного кубанского костюма;
  • формирование
    художественного вкуса учащихся, углубление эстетических познаний о
    народном декоративно-прикладном искусстве;
  • формирование
    умений, связанных с приемами декоративной работы;
  • формирование
    умений работы в группе;
  • воспитание
    гражданственности и патриотизма, социализация личности;
  • развитие
    понимания причинно-следственных связей, самостоятельного логического
    мышления учащихся

Оборудование:

  • компьютер,
    проектор;
  • экспонаты
    школьного музея

Зрительный
ряд:

  • мультимедийная
    презентация «костюм казака»;
  • цитаты
    из литературных произведений

Музыкальный
ряд:
 песни
в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора

Материалы: 
бумага, фольга, ножницы, клей

Итог: 
изготовление элемента казачьего костюма

План
занятия:

1.      организационный
момент

2.      сообщение
познавательных  сведений

3.      закрепление
полученных знаний

4.      изготовление
элемента

5.      итог
занятия

Ход
занятия:

1.организационный
момент.

«Без
прошлого и будущего нет-

 Вот
главный человечества  завет.

Пусть
землю нашу берегут веками         

 Те, 
кто зовется гордо казаками!

И
с детства пусть запомнят наши дети,

Что
Родина — святей всего на свете!»

Учитель:

Мы с вами
живём в краснодарском крае. А как еще можно назвать наш край? (Кубань, казачий
край)

— скажите, чем
наша школа отличается от других? (она казачья)

-а ваша форма отличается
от формы других школ?

-сегодня мы
поговорим о костюме казака, и изготовим элемент его одежды: газыри и патроны

2.сообщение
познавательных сведений

 Учитель:

В казачьих семьях
главой семьи был казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, самое
главное- охранял границу от врагов.

Посмотрите, какой
он носит красивый костюм.

 (слайд
1)

Кубанское
казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков,
переселившихся на Кубань, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего
Дона. Поэтому, одежда кубанских казаков формировалась под влиянием южнорусских,
украинских и соседних горских традиций. На нее влияли воинский быт казачества,
климатические условия, народные вкусы и представления, развитие городской моды.

 (слайд 2)

В начале заселения
края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: 
конные казаки носили синие широкие шаровары, синий кунтуш, под который
надевался кафтан красного цвета, сапоги. Зимой – высокую меховую шапку с
красным верхом, шаровары, полушу­бок.

(слайд 3)

Рубаха – основа
казачьего костюма. 
Рубаха шилась длинной, почти до колен, с прямыми рукавами, которые вшивались с
прямоугольной вставкой под мышками. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по
краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи
–  «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов –
мережку. Затем стали носить рубахи двух видов – русскую и бешмет.

Русская
рубаха
 заправлялась
в шаровары, бешмет носился навыпуск. Шили их из холста или из
шёлка.

(слайд 4)

Шаровары шили
на очкуре (шнурке), поскольку застежки из пуговиц и крючков не выдерживали
джигитовки.За столетия покрой их не изменился: это широкие – очень широкие в
бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на
коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать.

(слайд 5)

Существовало
большое разнообразие сапог – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой
степи не пройдешь босиком. 
Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги.

(слайд 6)

Чирики –
туфли-галоши надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в
которые заправлялись шаровары.
Носили и башмаки (черевики) – кожаную обувь с ремнями,
названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак –
телёнок).

В качестве верхней
одежды казаки носили кожухи – шубы с запахом и короткие полушубки.

(слайд 7)

Также издавна
предпочитали архалук – «спиногрей» – нечто среднее между стёганым
татарским халатом и кафтаном.

 (слайд 8)

Черкеска Покрой её
целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию,
сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на
крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не
препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой
езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном
скаку. 
Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и
глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот
его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет –
нижняя рубашка самых разных расцветок. 
На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу.
«Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде
воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему
первоначальному значению – это место хранения патронов, которые в любой момент
были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное
назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с
серебряными накладками, наборный пояс.
Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от
«количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали
серебряной накладкой.


(слайд 9)

Бурка Верхняя
одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти.
Название, вероятно, от русского обозначения цвета – «бурый». Она
защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и
одеялом одновременно, наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки,
надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.


(слайд 10)

Головным убором
казаку служила папаха – барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь
разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки еще в
Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина.
В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для
защиты головы от шашечных ударов. 
На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке.
Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей
хате красовалась на самом видном месте. Папахи казаков различных войск
отличались по форме, цвету меха и донца.

(слайд 11)

Башлык – капюшон,
 издавна существовавший как самостоятельный головной убор. Это слово
произошло от тюркского «баш» голова, и на самом деле башлык был
головным убором казаков, который носился поверх папахи.
Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями,
которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах
казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о
хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу,
перекрещен на груди следует по делу, концы заброшены за спину – свободен,
отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы и перебросив
через плечо.

(слайд 12)

 Давайте еще раз
перечислим основные детали одежды казака

Учитель:

Старые
казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых
комодах свои костюмы. их уже не носят, но берегут, как память, как
воспоминание.

Поэтому и не
умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное
прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

3.закрепление
полученных знаний

Учитель: а сейчас
я предлагаю вам немного отдохнуть, и отгадать загадки

Влияние культуры Кавказских народов на формирование костюма казака.

Северный Кавказ — зона древних контактов горцев с населением соседних территорий

Кавказ издавна являлся зоной военного и мирного контакта жителей его гор с населением соседних территорий, в результате чего выходцы из степей с севера или из нагорий юга также становились его народами.

Адыгейцы живут по среднему течению Кубани; черкесы, расселенные в ее верхней части; кабардинцы, занимающих равнинные земли по течению р. Малка. На побережье Черного моря, вблизи от российских курортов, проживает немногочисленная этническая группа черноморских шапсугов. В российской истории и по общинам, разбросанным по всему миру адыги известны как черкесы. Именно адыгам мир обязан формированию общего образа горца Северного Кавказа.

В XX в. кабардинцев еще называли парижанами Кавказа, кругом писали о том волнении, с которым весь Кавказ следил за изменениями ветреной кабардинской моды.

Вместе с черкесами на Кубани живут абазины, близкие по культуре черкесам, а по языку — абхазам. В прошлом их селения славились искусной золотошвейной вышивко и тонкой выделкой кож.
Юго-восточнее адыгов в горных местностях по верховьям Кубани и притокам Малки расположены этнические территории карачаевцев и балкарцев. Кавказские воины были отменными солдадами,их умение вести бой высоко оценилось казаками,пересилившимися на Кубань. Они переняли у горцев большую часть их походно-боевой одежды,т. к. оказалось эта одежда более приспособленной для местных условий того времени.

 Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох. Мужской костюм состоял из казачьей формы, которая служила повседневной одеждой. Форменный костюм кубанских казаков прошел сложный путь своего развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. За верхней казачьей одеждой «мундиром» было закреплено название черкеска. 

 Обобщенный мужской образ включал элементы походного костюма, такие как головная накидка — башлык — и войлочный плащ — бурка. Во второй половине XIX века повсеместное распространение в мужской одежде получила северокавказская черкеска с нагрудными кармашками газырями, созданная в адыгской среде, и тонкая кожаная обувь без подошвы.

Черкеска – роскошный приталенный кафтан с одним бортом и газырями, специальными деревянными или костяными гнездами для пороха, патронов и деревянных щепок на распил.

Папаха – головной убор, сшитый из ткани, меха или войлока.

Цвет папахи мог быть любой, но каждодневный убор был темным, а свадебная, праздничная папаха – белая или светлая. Снимался этот исключительно теплый и удобный головной убор лишь чтобы попросить о прекращении войны из-за кровной мести. Также парень забрасывал папаху в окно любимой девушке, словно спрашивая, примет ли она его ухаживания. Воины и пастухи использовали эту пышную и теплую шапку как подушку во время дальних походов.

Бурка – очень теплый, водонепроницаемый безрукавный плащ из овечьего или козьего войлока. Узкий в плечах и очень широкий книзу. Цвет обычно темный, но выходные одеяния были привычно белыми. У горловины и переднего разреза идет нашивка кожей, для нарядности, долговечности и практичности, плюс кожаные завязки.

При весе в пару килограмм, настоящая войлочная бурка стоит на полу, настолько прочный и качественный материал используется. Изготавливается она только вручную, методом валяния шерсти женскими ручками, варки и пропитки, стирки, сушки и пришивания подкладки. Процесс очень тяжелый и трудоемкий, занимает от трех дней при одновременной работе трех женщин.

Этот традиционный наряд пастухов позволял защититься от любых погодных неприятностей. Ее можно было использовать как палатку, как одеяло и временное, защитное сооружение, она спасала от нападающего с кинжалом и позволяла под широкими полами спрятать свое оружие. Поэтому, как и большинство одежды кавказцев, бурка является не просто красивым нарядом, но и жизненной необходимостью. Сейчас же это становится лишь декоративным или празднично выходным одеянием. Теперь ее изготавливают и для маленьких детей, и для декора бутылок с напитками.

Бешме́т — нарядный кафтан, особенностью которого являлся стоячий воротник. Его надевали как основу под рубаху и халат, так и носили отдельно, дома. Шили из из разнообразных материалов, постепенно стали делать и утепленные модели, типа ватника, и укороченные.

Бешмет шился из шерстяной ткани красного цвета (в пеших полках черного) длиной до колен с закругленным воротником и застегивался на крючках. У урядников и офицеров воротники обшивались серебряным галуном, пришитым по нижнему шву воротника углом вверх

. Башлык- кавказский и казачий покров на голову. Шьется из тонкого сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и с длинными лопастями в открытом углу. Башлык — название тюркское, означает «головной». Башлык допускался произвольного цвета из сукна местного производства, обшитый черной тесьмой, но многие кубанцы использовали башлык белого азиатского сукна. Шаровары – широкие казачьи штаны. Их также разрешалось носить произвольного цвета, заправлялись в сапоги или ноговицы.

Шаровары шились из двух полотнищ ткани и соединялись вставкой — мотней. Носили также русские штаны со вставкой клиньями. Шили их на шнурке, так как застежки из пуговиц и крючков были неудобны при джигитовке. Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались носить ее и в обычные дни, когда все остальные ограничивались шароварами и рубахой. Праздничной обувью являлись сапоги, из которых больше ценились «гамбургские» шевровые.

Рабочей обувью служили башмаки из грубой сыромятной кожи с пришивной подошвой, которые называли ходоками или черевиками(чувяками). Эту обувь обычно надевали на шерстяные носки, в которые казаки заправляли шаровары

. В начале XX в. головным убором казаков стали шапки-кубанки,которые отличаются от папахи с красным, синим и малиновым верхом. 

Вопросы:

1.Как называется шапка казака?

А)шапка

Б)бурка

В)папаха или кубанка

2.Традиции какого народа повлияли на формирование костюма казаков?

А)армян

Б)татар

В)черкесов(кабардинцев,абазинов,шапсугов)

3.Верхний кафтан казаков назывался…

А)халат

Б)тулуп

В)черкеска

4.Ее украшали..

А)бусы

Б)карманы

В)газыри

5.Башлык-это…

А) кавказский и казачий покров на голову

Б)рыба

В)сабля

6.Кожанная обувь без толстой подошвы-это

А)сапоги

Б)газыри

В)чувяки и ноговицы.

7.Наградное оружие казака-это

А)шашка(сабля).кинжал

Б)ружье

В)плеть

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад» №21

г. Сальска

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Казачий костюм»

Подготовила Ломака Л.Н.

воспитатель

ФЕВРАЛЬ 2019

Конспект ООД

«Казачий костюм»

Цели деятельности педагога: формировать у детей представление о традиционном казачьем костюме, его символике; ознакомить с народными донскими традициями, связанным с одеждой, с игровым фольклором, использующим атрибуты костюма; воспитывать познавательный интерес к культуре казаков.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве); «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи); «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая.

Предварительная работа: беседы с детьми о традиционном русском национальном костюме, символике цвета и узора; сбор ягод рябины.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации (слайды, изображающие женский и мужской казачий костюмы XVII — начала XX вв. ; фуражки, башлык, девичий сарафан; ягоды рябины, иголки с нитками или тонкая проволока.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель. В народе говорят: по одежке встречают, а провожают по уму. Как вы думаете, ребята, что это значит?

Ответы детей.

Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к своему костюму: по одежде многое можно узнать о донском казакеКазачий костюм очень отличается от народного русского.

(Воспитатель показывает иллюстрации с изображением казачьих костюмов.)

Многие его детали казаки переняли у кочевых народов. И прежде всего — шаровары. Это широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне.

(Воспитатель показывает иллюстрацию.)

Цвет шаровар имел свое значениестарики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары обязательно нашивались лампасы — символ казачьей вольности. Цвет лампас показывал, к какому войску принадлежит казак. Ребята, а вы заметили, какого цвета лампасы носят донские казаки(Красного.) Шаровары заправлялись в

сапоги. На шаровары выпускался бешмет — присобранная от талии рубаха, застегивающаяся на крючки. Сверху надевали чекмень, на котором были знаки воинского отличия. Современные казаки носят вместо бешмета гимнастерки с клапанами, а вместо чекменя — мундиры. Интересные традиции связаны у казаков с башлыком.

(Показывает иллюстрацию.)

Если башлык повязан крест накрест, значит  казак спешит по важному поручению, если завязан впереди — он уже отслужил, а закинут назад — «казак гуляет».

Особой частью одежды казака является шапка. Она символизирует достоинство казака. Шапками голосуют во время казачьего кругастарики подают сигнал станичного сбора, поднимая шапку на костыле на майдане; а парни кидают шапку во двор невесты, предупреждая, что придут свататься. Сбить шапку с казака — значит смертельно его обидеть. Какие еще традиции, связанные с головными уборами, вы знаете? (Приветствие, снятие головного убора при входе в церковь, хранение фуражки погибшего казака.)

Главными казачьими головными уборами были фуражка и папаха. Фуражки торжественно вручали мальчикам, когда начинали их обучение воинскому искусству.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть и примерить фуражки.)

Игра «Надень фуражку»

Мальчик-казачок сидит на стуле. На десять шагов от него отводят водящего. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом (лицом к казачку, дают в руки фуражку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть фуражку на казака.

Воспитатель. Древние наряды казачек были переняты у кочевников: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска (запахивалась) и кафтан.

(Показывает иллюстрацию.)

Но ближе нам другая традиционная одежда казачек — парочка: пышная юбка и кофта с баской. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Считалось, что магический узор оберегает от беды и хвори. Кружева носили и на голове — в виде файшонки, шали. Любили казачки цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой.

А эту одежду носили девочки-казачки.

(Воспитатель показывает сарафан.)

Как она называется? Что вы знаете о сарафане?

(Дети рассказывают о традициях украшения сарафана, символике цвета и орнамента.)

Воспитатель. Ребята, почему казаки говорят, что по одежке встречают? (Ответы детей.)

Как одежда донца рассказывает о своем хозяине?

(Ответы детей.)

Воспитатель предлагает раскрасить казачьи костюмы на заранее приготовленных шаблонах.

Итог. По окончании работы вместе рассматривают и обсуждают.

Задачи урока:

  • Формировать художественно-творческую
    активность.
  • Формировать интерес к истокам культуры родного
    края.
  • Создать атмосферу увлекательного
    эстетического познания истории донского
    казачьего костюма.
  • Развивать навыки изображения человека.
  • Развивать навыки создания образа при помощи
    костюма.

Оборудование

Для учителя: ПК:

  • электронное наглядное пособие “Экскурсия в
    виртуальный музей истории развития женского
    казачьего костюма на Дону”,
  • таблицы “Пропорции фигуры человека”,
  • фотографии народных казачьих костюмов,
  • фотографии современных костюмов, выполненных
    по народным мотивам.

Для детей: бумага, карандаш, гуашь.

Музыкальный ряд:

Казачья народная музыка.

Решаем проблему, используя методы и технологии:

  • Метод интеграции искусств.
  • Метод сравнений (ассоциации).
  • Информационные технологии на уроках ИЗО.

План урока

1.Организационный момент. Вводное слово
учителя.

2. Экскурсия в виртуальный музей истории
развития женского казачьего костюма на Дону.

3. Выполнение практического задания.

4. Итог урока.

Ход урока

1. Вводное слово учителя. Народный костюм –
летопись жизни наших предков.

“Явление духовной жизни, быта, уклада,
унаследованное, воспринятое от пережитых
поколений, от предшественников” — так определил
“наследие”. С.И. Ожегов.

Вдумчивое отношение к прошлому, знание старины
делают нас наиболее справедливыми к оценке
настоящего. Изучение культурного наследия
Родины, края, города, станицы раскрывает перед
нами богатства сегодняшней жизни, делает
сознательными приемниками эстафеты трудовой и
боевой славы отцов и дедов. Богатую биографию
имеет наш донской край. Яркой страницей входит
она в историю Родины.

Дон это, прежде всего казачество. Донские
казаки сыграли большую роль в истории России,
оставив в наследство самобытную, яркую культуру.
В казачьих обрядах, народных песнях, сказках
костюме отразились особенности жизни казаков.

2. Экскурсия в виртуальный музей истории
развития женского казачьего костюма на Дону.

Приложение 1

№ слайд Содержание слайда Текст учителя
1 Экскурсия в виртуальный музей истории
развития женского казачьего костюма на Дону.
Начинаем путешествие.

Сегодня мы
познакомимся с разными этапами развития
казачьего костюма.

2 Казачьи женские костюмы разных эпох Народный костюм – летопись жизни наших
предков.
3 Казачьи женские костюмы Своеобразный облик женского донского
костюма складывался веками. В нем отразились
особенности жизни казаков и органично слились
традиции разных народов.
4 Костюм татарки Характер и особенности женской одежды
на Дону объясняются происхождением казачек.
Казаки первоначально женились на турчанках,
татарках, черкешенках, которых они брали в плен.
5 Казачка-вдова и девушка, на ее груди –
казачье крашение “жерьелок”. XVII – XVIII века
Женский костюм — целый мир узоров,
кружев, тканей. Чем дальше в глубь веков, тем
отчетливее видно назначение разных видов одежды:
она не только оберегала человека от жары, холода,
от непогоды, но и служила оберегом от злых сил,
была паспортом и визитной карточкой. По костюму
можно было определить кто перед нами замужняя
женщина или девушка, вдова или невеста, какого
она рода и даже, сколько у нее детей.
6 Костюмы верхнедонской и нижнедонской
казачек в повседневных костюмах, XVII век
Не только каждое войско, каждая станица
и даже каждый казачий род имели особый наряд.
Характер и особенности женской одежды на Дону
объясняются происхождением казачек. Женский
казачий костюм прошлого резко отличается от
других женских костюмов России.

Считают, что в
своей основе костюм был тюркский. Во второй
половине XVII века и первой половине XVIII века
чувствовалось большое влияние востока, так как
казаки первоначально женились на турчанках,
татарках, черкешенках, которых они брали в плен в
походах.

Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону —
широкие, на Среднем и Верхнем Дону — узкие,
похожие на брюки-дудочки. Носили также
юбку-плахту, сорочку мужского кроя и кафтан —
казакин или чапан. Голову покрывали несколькими
платками или замысловатыми головными уборами:
рогатыми киками, тюрбанами, корабликами”. Поверх
платков надевалась казачья соболья шапка.

7 Подумай и ответь Где — на Нижнем Дону или на Верхнем
казаки жили богаче и почему?
8 Костюм конца XVIII начала XIX в. В конце XVIII начале XIX века на Нижнем Дону
основную часть костюма составляло но не пестрое
платье, близкое по покрою к татарскому и
кавказскому — так называемый кубелек. По одним
источникам название платья произошло от
тюркского “мотылек”, по другим — от
татарского кулмэк — рубаха. Кубелек — распашная
одежда, У богатых он шился из парчи. Лиф платья
застегивался серебряными или позолоченными
пуговицами. Параллельно им шел второй ряд
пуговиц, который служил лишь для украшения. Пояс
одевался выше талии, состоял из соединенных
между собой серебряных или позолоченных звеньев.
Также казачки носили пояса из цветного бархата,
расшитого жемчугом. Полы кубелька заходили одна
за другую и не застегивались. Для кубелька было
характерно обилие кружев.

Кружева, как и
вышивка, вещь магическая. В древности это были
знаки, которые защищали грудь, руки и голову —
обереги от злых духов. Поэтому, когда одежда
изнашивалась, кружева срезали и хранили
отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их
часто пришивали на новую.

У казаков и сейчас кружева

“заплетают на судьбу”, по кружевам гадают.
Древний смысл кружев большей частью утрачен. Но
если сегодня и не верят в их магическую силу, то
носят с удовольствием.

Под кубельком была длинная до пят, рубаха из
тонкого полотна или шелка. Подол и рукава рубахи
выглядывали из-под кубелька. Горловину рубахи,
ожерелок выстрачивали узорами, а прямой вырез
спереди завязывали лентой или застегивали
запонкой,

В комплексе с кубельком носили русские
головные уборы: подвойник или рогатую кичку.

9 Костюм донской казачки. XX век. Европейские моды пришли на Дон только
после Отечественной войны 1812 года, восприняты
были только верхушкой казачества некоторых
крупных станиц. Старинный костюм постепенно
уходил из быта. Во второй половине XIX века
кубелеки еще носили, но шили их уже не из парчи, а
из различных шелковых тканей. К началу XX века
кубелеки вышли из употребления и хранились в
казачьих сундуках как реликвия. Преобладающим
стал комплект женской одежды, состоящий из юбки и
кофты, который называли “парочка”. Длинные
широкие юбки шили летом из холста зимой из сукна.
На праздничные юбки использовалась покупная
ткань. Украшались они атласными лентами, тесьмой,
бисером, кружевами. Кофта шилась из того же
материала, что и юбка. Покрой ее был довольно
сложный. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку.
Небольшой воротник также застегивался сбоку.
Длинный рукав, широкий до локтя, суживался к
кисти. Кофту украшали кружева, которые
назывались батистовками. Молодые казачки любили
носить кофточки до бедер, плотно облегающие
фигуру с небольшой баской. Такие кофточки с
длинными рукавами и стоечкой, застегивались
спереди мелкими пуговичками.
10 Головные уборы казачек,

XIX – XX вв.

Популярные головные уборы казачек в XIX
– XX веке — кружевные платки, “колпаки”,
“файшонки”, “наколки и токи”

С начала XX века
получил большое распространение на Дону колпак —
тканый мешок, заканчивающийся небольшим махром,
иногда украшенный бисером и вышивкой.
Предполагается, что он был заимствован у татар.
Действительно, по форме и видоизмененному
названию он очень напоминает татарский калфак.
Но если татарский калфак является девичьим
головным убором, то казачий колпак женским.
Расплетение косы, укладка волос по-женски и
надевание колпака входили в казачий свадебный
наряд.

В начале XX века в моду у молодых женщин вошла
шлычка. Если она надевалась на пучок волос и
прикалывалась блестящей шпилькой.

Молодая казачка с праздничным нарядом надевала
на прическу файшонку. Это шелковая черная
кружевная косынка коклюшной работы, связанная по
форме узла волос с концами, которые завязывались
сзади бантом, очень украшала женщину.

11 Казачьи посиделки

  • Назовите характерные элементы женской казачьей
    одежды начала XX в.
  • Какие цвета предпочитали казачки в костюмах?
  • Назовите женские казачьи головные уборы.

Традиции донского женского костюма нашли свое
отражение в современной одежде. С начала XX века
модельеры постоянно обращаются к народному
искусству, как к неисчерпаемому источнику.
Каждое поколение по-своему решает творческие
проблемы, и часто мы видим, как в современных
интересных моделях по-новому проявляются
художественные принципы народного искусства.

(Показ фотографий моделей современной одежды в
народном стиле)

Какие элементы народных костюмов вы видите на
данных моделях?

В нашем музее есть место и для ваших работ.

Самые лучшие работы сегодня будут помещены в
этом зале.

3. Выполнение практического задания

Создать образ современной казачки, используя в
одежде традиции донского женского костюма.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Строим фигуру человека, пользуясь таблицей
    “Пропорции фигуры человека” “Одеваем” фигуру
    в костюм. Создаем образ современной казачки.
  2. Прорабатываем детали изображения (и фигуры, и
    костюма)

4. Подведение итогов урока.

Выставка детских работ, анализ и отбор лучших
эскизов для помещения их в последнем “зале”
виртуального музея.

Список литературы:

  1. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург.1999г.
  2. Донской народный костюм. Ростов-на-Дону,1986г.
  3. Картины былого Тихого Дона. Т 1,2. Москва. 1992г.
  4. Материалы Ростовского краеведческого музея.
  5. Соколова Н.М. Основы рисунка. Обинск. Изд.
    “Титул”, 1996г.

Мужской казачий костюм В конце 17 — к началу 18 века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались

Мужской казачий костюм

В конце 17 — к началу 18 века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун.

Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами».

Бешмет Русская Рубахи были двух видов – русская и бешмет.  Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок.  Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет.  Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.

Бешмет

Русская

Рубахи были двух видов – русская и бешмет.

Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок.

Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет.

Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.

Кожаные сапоги с низким каблуком и немного загнутыми носками Чирики – туфли-галоши, которые надевали поверх ичиг

Кожаные сапоги

с низким каблуком и

немного загнутыми

носками

Чирики – туфли-галоши, которые надевали поверх ичиг

Из верхней одежды казаки предпочитали архалук - «спиногрей» - нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон из овечьей или верблюжьей шерсти с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался.  Тулуп Архалук

Из верхней одежды казаки предпочитали архалук — «спиногрей» — нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон из овечьей или верблюжьей шерсти с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался.

Тулуп

Архалук

Бурка  -   безрукавный плащ  белого, черного или бурого цвета, сделанный из войлока. Бурка — прекрасная защита от  любой непогоды. Бурка белого цвета для казаков оставалась элементом исключительно парадным. Надевалась по особым торжественным случаям, служила признаком достатка, стоила дороже обычных. 

Бурка

  безрукавный плащ 

белого, черного или бурого цвета,

сделанный из войлока.

Бурка — прекрасная защита от  любой непогоды.

Бурка белого цвета для казаков оставалась элементом исключительно парадным. Надевалась по особым торжественным случаям, служила признаком достатка, стоила дороже обычных. 

Военная форма Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, украшением черкески.   Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра . Черкеска

Военная форма

Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди,

открывавшем бешмет;

Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра .

Черкеска

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Черкеска с напатронниками и погонами,  папаха, сапоги Шаровары и рубаха

Костюм казаков состоял

из военной формы и повседневной одежды.

Черкеска с напатронниками и погонами,

папаха, сапоги

Шаровары и рубаха

Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца гимнастёрка черкеска бешмет

Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца

гимнастёрка

черкеска

бешмет

бурку – на шинель,

бурку – на шинель,

а папаху заменить фуражкой.

а папаху заменить фуражкой.

Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционная казачья форма была оставлена

как парадная.

Своеобразный облик женского донского костюма складывался веками. В нем отразились особенности жизни казаков и органично слились традиции разных народов.

Своеобразный

облик женского донского костюма

складывался веками.

В нем отразились особенности жизни казаков и органично слились традиции разных народов.

КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО  РЕЗКО ОТЛИЧАЛСЯ ОТ ДРУГИХ ЖЕНСКИХ КОСТЮМОВ РОССИИ. ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ КАЗАЧЕК. ЖЕНЩИНЫ ДОЛГО СОХРАНЯЛИ ТРАДИЦИОННУЮ ОДЕЖДУ ТЕХ МЕСТ, ОТКУДА ПРИШЛИ НА ДОН.  ОНИ ПОПАДАЛИ СЮДА В КАЧЕСТВЕ (ПЛЕННИЦ): ТАТАРКИ, ЧЕРКЕШКИ, ТУРЧАНКИ, ДРУГИЕ – ИЗ РУССКИХ СЕЛЕНИЙ. ПОЭТОМУ СРЕДИ КАЗАЧЕК БЫТОВАЛО НЕСКОЛЬКО КОМПЛЕКСОВ  ОДЕЖДЫ: С КУБЕЛЬКОМ, С САРАФАНОМ…

КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО

РЕЗКО ОТЛИЧАЛСЯ ОТ ДРУГИХ ЖЕНСКИХ КОСТЮМОВ РОССИИ.

ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ КАЗАЧЕК.

ЖЕНЩИНЫ ДОЛГО СОХРАНЯЛИ ТРАДИЦИОННУЮ ОДЕЖДУ ТЕХ МЕСТ, ОТКУДА ПРИШЛИ НА ДОН.

ОНИ ПОПАДАЛИ СЮДА В КАЧЕСТВЕ (ПЛЕННИЦ): ТАТАРКИ, ЧЕРКЕШКИ, ТУРЧАНКИ, ДРУГИЕ – ИЗ РУССКИХ СЕЛЕНИЙ.

ПОЭТОМУ СРЕДИ КАЗАЧЕК БЫТОВАЛО НЕСКОЛЬКО КОМПЛЕКСОВ  ОДЕЖДЫ: С КУБЕЛЬКОМ, С САРАФАНОМ…

КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО В ОСНОВЕ СВОЕЙ БЫЛ ТЮРКСКИМ. КАЗАЧКИ НОСИЛИ ШАРОВАРЫ: НА НИЖНЕМ ДОНУ — ШИРОКИЕ, НА СРЕДНЕМ, ВЕРХНЕМ ДОНУ — УЗКИЕ, ПОХОЖИЕ НА БРЮКИ-ДУДОЧКИ.

КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО

В ОСНОВЕ СВОЕЙ БЫЛ ТЮРКСКИМ.

КАЗАЧКИ НОСИЛИ ШАРОВАРЫ:

НА НИЖНЕМ ДОНУ — ШИРОКИЕ,

НА СРЕДНЕМ,

ВЕРХНЕМ ДОНУ — УЗКИЕ, ПОХОЖИЕ НА БРЮКИ-ДУДОЧКИ.

Дополняли костюмы казачек мужского кроя сорочка то есть, попросту – кафтаны. Любили они и юбки-плахты, хорошо закрывающие от ветра и холода.

Дополняли костюмы казачек мужского кроя сорочка

то есть,

попросту – кафтаны.

Любили они

и юбки-плахты,

хорошо закрывающие

от ветра и холода.

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присбоенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присбоенным воротом, кофточки и юбки из ситца.

Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше

из ситца, а то и шелка.

В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка.

Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

«Знуздалка» - платок, которым прикрывали часть лица жарким летом   Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками».

«Знуздалка» — платок, которым прикрывали часть лица жарким летом

  Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками».

Важной деталью был и фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Важной деталью был и фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

Гусарики С нарядной одеждой носили обувь европейского типа — кожаные ботинки на шнурках . Гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей.   С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна. Ичиги мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи

Гусарики

С нарядной одеждой носили обувь европейского типа — кожаные ботинки на шнурках . Гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей.

С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна.

Ичиги

мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ За сравнительно короткое время традиционная одежда донских казаков потерпела значительные изменения.  Сегодня конечно уже казаки не носят каждый день свою национальную одежду они предпочитают современную, но старые казаки до сих пор хранят в старых комодах свои костюмы и одевают их только на праздники и берегут их, как память, как воспоминание.  Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За сравнительно короткое время традиционная одежда донских казаков потерпела значительные изменения. Сегодня конечно уже казаки не носят каждый день свою национальную одежду они предпочитают современную, но старые казаки до сих пор хранят в старых комодах свои костюмы и одевают их только на праздники и берегут их, как память, как воспоминание. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Домашнее задание по выбору: * Нарисовать фасон современной женской одежды с элементами казачьего костюма * Составить 2-3 вопроса по теме:  «Одежда казаков» * Подобрать фотографии по теме урока

Домашнее задание по выбору:

* Нарисовать фасон современной женской одежды с элементами казачьего костюма

* Составить 2-3 вопроса по теме:

«Одежда казаков»

* Подобрать фотографии по теме урока

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Конспект НОД “Национальная одежда кубанского казака и казачки. Казачий фольклор”

Цель: Приобщать детей к культуре кубанского народа, к традициям и любовь к народному национальному костюму, кубанскому фольклору.

Коррекционные задачи:

Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии разных её частей.

Познакомить с казачьими пословицами и поговорками, загадками, песнями и танцами.

Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, русскому фольклору.

Воспитывать любовь и уважение к традициям родного края.

Оборудование:

Ход занятия :

1. Самомассаж

С добрым утром, глазки, Поглаживают закрытые глазки.

Вы проснулись. Открывают глаза, смотрят в “бинокль”.

С добрым утром, ушки, Поглаживают ушки.

Вы проснулись. Прикладывают ладонь к ушам.

С добрым утром, ручки, Поглаживают руки сверху вниз.

Вы проснулись. Встряхивают кистями рук.

С добрым утром, ножки, Поглаживают ножки сверху вниз.

Вы проснулись.

Глазки – смотрят, смотрят; Прикладывают ладонь к глазам.

Ушки – слушают, слушают; Прикладывают ладони к ушам.

Ручки – хлопают, хлопают; Хлопают ручками.

Ножки – топают, топают. Топают ножками.

Я проснулась! Потягиваются высоко.

2. Развитие общей моторики. «Бабушка Маланья.» Все образуют хоровод и говорят:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей и все без бровей,(руками провести над бровями)

С такими ушами,(разводят руки в стороны)

С такими глазами,(пальцы в колечко, перед глазами)

С такой головой, (смыкаем руки над головой, образуя полукруг)

С такой бородой.(движенье рук от подбородке вниз с наклоном )

Ничего не ели,(присели на корточки, руки подпирают подбородок)

На нее глядели.

3.Основная часть.

-Ребята посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, кто изображен на ней? (казак и казачка, слайд 1)

-Национальная кубанская одежда очень древняя. Как вы думаете что носили казаки?

(слайд 2)

— Как назывались штаны которые носил казак?((шаровары). В них удобно было скакать на лошадях.

— Eщё казаки носили черкеску чёрного цвета с широкими отворотами на рукавах. Черкеска — верхняя мужская одежда, которая одевается сверху рубахи.

— Ребята, а знает ли кто нибудь как это называется? ( показываю башлык)

-Правильно ребята, а называется это – башлык (Тёплая накидка с длинными концами.)

— А это что такое?(бурка)

— Бурка — это плащ без рукавов из войлока

— А какой головной убор носили казаки?(на голове носили шапку, фуражку и т.д.)

— Шапка казака называлась кубанка.

— Что вы видите на груди черкески ?(на груди черкески находятся газыри)

-Что такое газыри?(это кармашки для патронов)

— Вот так выглядел казак раньше, а вот так выглядит он сейчас.(показ слайдов 3,4)

-А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью — казачку.(слайд 5) Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски(слайд 6) Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Одежду шили из ситца, щелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

(слайд 7)Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. — Ребята, кто скажет из чего состоял женский костюм?(Костюм состоял из юбки и кофты.)

— Из какого материала шили одежду?(Одежду шили из ситца, щелка, бархата.)

-Какие детали украшали одежду?(Внизу юбка украшалась оборками, кружевами.

Как украшались кофты, блузки?(Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом).

— Какой головной убор носили казачки? (платок)

— Как в праздники одевались казачки?(На праздники казачки одевали самые нарядные костюмы)

— Ребята, а сейчас вы получите карточки с заданием” Раскрась костюм казака”

— Куда же одевали казаки и казачки самые нарядные свои одежды?(на праздники ).

— Вспомните и перечислите названия народных праздников.( Пасха, масленица, рождество.)

— Что делают они на праздниках?(Песни поют , водят хороводы, играют в игры ).

-Вот и мы с вами поиграем.

Физкультминутка. Игра “Перетяжка”

(описание игры: играющие делятся на 2 группы . Вожак одной группы берёт палку, а за него берутся остальные. Другой вожак берётся за ту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают).

— В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи . Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками . А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах ,как настоящие казаки и казачки.

— Так как мы с вами говорили о казаках и их традициях, давайте узнаем какие пословицы и поговорки они использовали. Мне нужна ваша помощь (слайды 9-17)

— В казачьем фольклоре есть загадки (слайд 18)

— А ещё казаки очень любя петь(слайды 19-20)

— Сочиняют частушки(слад 21)

— Ну и, конечно же, танцуют(слайд 22)

4. Итог занятия.

— О чём говорили сегодня на занятии? Какую казачью одежду вы запомнили?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/353640-konspekt-nacionalnaja-odezhda-kubanskogo-kaza

В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью мной было подготовлено и проведено открытое занятие «ГУЛЯНЬЕ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ». Цель которого – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Была проведена большая подготовительная работа: Это и различные беседы, занятия, выставки рисунков. Занятия проходили в свободной и игровой форме. Дети очень любят когда занятия проходят в «Казачьей хате», которую воспитатели оформили совместно с родителями. В хате – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Гулянье в казачьей станице».

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ДОНСКОЙ ПЕСНИ.

Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики». Дети: казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.

Ведущий 1: Здрово дневали! (кланяется) .

Ведущий 2: Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости: Слава Богу!

Казачка:

Есть у нашего народа,

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Казак:

Гость, войди!

Традиций не нарушим.

И всегда чайку нальем.

Всем известно казаков радушье.

Хлебосольство и открытый дом.

Гости угощаются хлебом, солью и проходят в музыкальный зал. Звучит мелодия донской песни. В зал заходят мальчики-казаки, становятся в центре, делают «воротики». В них проходят остальные дети и расходятся в разные стороны, становятся полукругом. Затем в «воротики» входят ведущие в казачьих костюмах. Приветствуют детей и гостей.

Ведущий 2. Здорово дневали!

Дети (хором). Слава Богу!

Ведущий 1: Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки. Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу.

Звучит мелодия песни «Обливская станица», выходит казачонок.

Ты – казачий мой край необъятный.

Ты – донская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Ведущий 2. (Обращаясь к гостям): Поглядите-ка на наших казачат. Приоделись они, приосанились! Поглядите-ка, какие они удалые, да нарядные.

Ведущий 1. (обращается к детям) :

Эй, казаки, что за праздник?

Не расскажете нам разве?

1-й реб. А сегодня казачье гулянье!

2-й реб. Будем играть и петь!

3-й реб. Устроим танцы и состязания!

Ведущий 2:

Мы будем веселиться и играть,

Петь, хороводить и плясать!

Станицу нашу прославлять!

1. Здравствуй, моя Обливская!

Дорогая моя станица.

Здравствуй, мой милый Чир,

Дай мне воды напиться!

2. Мой милый край, ты сердцу дорог!

Я с детских лет в тебя влюблен!

В степную ширь донских просторов,

И в каждый куст и в каждый клен!

3. Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли:

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья!

4. Как у нас в Обливской –

Люди сильные,

Прославляют свою землю изобильную!

5. Травы в рощах полощут соцветья,

И над ними небес бирюза,

Я дружу с этой милою степью,

Где вчера отгремела гроза.

Будто кто-то ночными полями.

Проходил и рассыпал добро.

Собираю росинка горстями,

Лучшей пробы беру серебро.

Сколько раз уж бывали воспеты.

В наших песнях чабрец и ковыль.

И твои голубые просторы

И твоя богатырская ширь.

Степь родная. Дышу лишь тобою.

От зари до зари. Не совру.

Все хожу и хожу бороздою

И признаюсь – устать не могу. (М. Богданов)

Дети исполняют песню: «Эх, донские казаки! »

Ведущий 1: Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры-забавушки

Озорные да распотешные?

ИГРА: «Кто быстрее поймает рыбу? »

Правила игры: надо перенести разрезанные части рыб, собрать свою рыбу, назвать ее отличительные особенности. (Сом, щука, карась, лещ)

Ведущий 2: Ох, и ловкие вы, да быстрые!

Ведущие 1: Но не только ловкостью и быстротой славились казаки, а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Послушайте наших казачат.

1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2-й Казак дружбу соблюдает – коня в беде не бросает.

3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится.

4-й Казак хват силой, удалью богат.

5-й Казачья смелость порушит любую крепость.

6-й Не конь красит казака, а казак коня.

7-й Казак сам не съест, а коня накормит.

8-й Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет.

9-й Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.

10-й На Дону казаку и камешек подпевает.

Ведущий 2:

Во станице погулять

Вышли казачата.

Веселятся от души

Парни и девчата.

Ведущий 1: Ой, стук – перестук.

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики.

Веселье продолжается. Пляска начинается. Дети исполняют казачий танец.

Ведущий «: Казак с конем и ночью и днем.

Ведущий!: А где же казачки, ваши кони быстрые?

Дети выходят на игру.

Игра: «Наряди казачку».

Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку. Кто быстрее.

Ведущий 2: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится: каков казак, таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите.

Ведущий 1: А в Обливской казачки есть.

Что не можно глаз отвесть.

А как песню запоют –

Сразу ноги в пляс идут!

Девочки-казачки исполняют песню «Гармонист-Тимошка».

Ведущий 2: Ну, как вам песню исполнили станичницы?

Казак: Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать!

Ведущий 1: Где ты, песня удалая,

Где Ты, пчелочка златая?

Под музыку заходит девочка в костюме пчелки. В корзинке у нее инструменты (бубен, ложки, металлофон). Раздает их детям-казачатам.

ПЕСНЯ: «Пчелочка златая».

Ведущий 2: Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался, шел на службу, с невестой обручался!

Ведущий 1: И в каждом хуторе была своя запевка. А у вас в станице есть своя любимая?

1-й ребенок: Как не быть? Есть!

Звучит приближаясь песня.

2-й ребенок Вон с Майдана, слышишь, поют.

Входят артисты из ансамбля «Лазоревые напевы» с песней

«Обливская станица».

Ведущий 1: Во станице мы гуляли,

Песни весело играли!

Рады были видеть Вас

Подпевайте… В добрый час!

В исполнении артистов ансамбля «Лазоревые напевы» и детей старшей группы звучит песня «Донской край».

Артисты ансамбля угощают детей пирогом.

Казак-ребенок: (держит пирог в руках, на подносе) .

Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку,

Он на ней как солнышко.

Казачка:

Вот и настал момент прощаться.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья.

До счастливых новых встреч.

Ведущий 1: Ой, спасибо Вам гостьюшки родные за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки!

Под казачьи песни дети выходят из зала.

Автор: Тамара Сергеева 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий исследования это
  • Сценарий игровой программы эти забавные животные
  • Сценарий игровой программы про добро
  • Сценарий казачество на белгородчине
  • Сценарий исследования урока