Сценарий казачий обряд отцовская каша

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха. Реконструкция...

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической…
Методические рекомендации к обряду «Батькина каша»

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция № 3

Когда девочке исполнялось три года, в курене собиралась вся родня и все подруги матери. Весь мужской состав покидал жилище, и в доме оставались одни женщины. Они по-особому наряжались, одевались в яркие цвета, украшали курень лентами, платками, венками. Затем во всей «походной справе» месили тесто, пекли пироги, вышивали кукол, пели песни, гутарили о любви, о замужестве, о материнстве. Малая девчушка принимала участие во всех процедурах, ей давали месить, шить, заплетать косу. Она сама готовила «Батькину кутю» (кашу для отца), кутя была разносольная, с добавление всего, что ни есть в доме: и соли, и перцу, и горчицы. По окончании дня батя должен был съесть угощение, причем чем больше горькой каши он съест, тем меньше горести испытает дочь во взрослой жизни. Все в символичной форме, шутливо, но по-взрослому.
Самое главное в этом обряде то, что девочке показывали пример материнства, пример женского начала, чего-то доброго, светлого и родного.

Сценарный ход

  1. Девочки с мамами собираются недалеко от стола.
  2. Маша: — Здорово дневали, дорогие девочки и матери! Встречаю вас я – ваша старшая сестра. Старшую сестру маленькие дети называли «Няней» и на «Вы», как и родителей, бабушек и дедушек. Няня – девушка на выданье, уже занимается в доме хозяйством наравне с матерью, тетками и бабушками. Няня следит за детьми, постепенно обучает их домашней работе.

Сегодня каждая из вас пройдет обряд, который называется «Батькина каша».

— Когда девочке исполнялось три года, она должна была сама сварить свою первую необычную кашу. Необычность этой каши заключалась в том, что она должна быть невкусной: соленой, перченой и горькой. Эту кашу девочка варила для своего любимого папы, поэтому она так и называлась – батькина каша. Батя должен был съесть угощение, причем чем больше горькой каши он съест, тем меньше горести испытает его дочь во взрослой жизни.

Няня обращается к каждой девочке для знакомства и задает 1-2 простых вопроса:

— Как зовут тебя? Ты помогаешь маме? Что ты делаешь по дому —  подметаешь, мусор выносишь, пыль вытираешь? А кашу варить пробовала?

  • Готовят стол:

— накрывают скатертью,

— расставляют тарелки,

— раскладывают ложки,

— высыпают в отдельную посуду соль, перец, горчицу.

В это время ансамбль исполняет песни.

  • Казаки несут казан с кашей. Маша: — А вот и наша каша подоспела!
  • Девочки проходят к столу:

— Маша раскладывает большой ложкой кашу в тарелки девочкам,

— девочки по очереди солят, перчат и размешивают кашу.

В это время ансамбль поет.

  • Выстраиваем отцов. Напротив выстраиваются девочки с тарелками в руках. Маша: — Ешьте, батьки, горьку кашу! Да не плачьте, да не морщитесь! Хвалите, да улыбайтесь! Съедайте до крошечки, чтобы доченькам меньше горького в жизни досталось!
  • Девочки по очереди подносят кашу отцу, угощают. Если отец не поморщился, казаки кричат «Любо»!
  • Маша: А на память вам об этом дне – вот эти переднички! Повяжите, мамы, своим дочкам переднички! Да если будут дочки не слушаться, напоминайте им почаще: — Ты кашу горькую варила? Отца кормила? Неси девичью честь высоко, старайся! С Богом!

А теперь несколько советов. Девочки, участвующие в обряде, должны быть одеты не в джинсы или шорты. Если есть традиционные кубельки или парочки, это только приветствуется. Если нет, то любая девочка с радостью нарядится в своё любимое платье. Папы – казаки, соответственно одеты в традиционную казачью одежду.

Для подготовки вам понадобится большой стол или два, три маленьких, накрытых скатертью, посуда – глубокие, но не большие тарелки или пиалы, ложки, специи – соль, перец, сухая горчица и каша. Кашу можно приготовить заранее, либо на костре, либо дома. Идеально будет, если каша подгорит. Мы делаем гречневую, но думаю, что можно и любую другую. Каши должно быть много, пусть лучше останется. Масло не кладем.

Если девочек немного, и вы проводите обряд в месте, где разрешено разжигать костер, варите кашу вместе с девочками, пусть они участвуют в процессе лично. Если для кого-то это будет их первая каша – это то, что нужно!

В процессе необходима взрослая помощница, которая поможет не растеряться особенно малышкам. А также, проследит, чтобы от переизбытка специй, каша не изменила свой естественный вид.

Девочкам можно подарить свидетельство о прохождении обряда и тематический сувенир, например хохломскую ложку или фартук на кухню.

         Хорошо будет заранее ознакомить родителей девочек с ходом и символикой обряда и дать им прочесть следующую памятку.

Уважаемые родители!

Принимая решение о том, что ваши дочери будут участвовать в казачьем обряде «Батькина каша» просим вас принять к сведению следующую информацию.

Этот старинный обряд имеет глубокое символическое значение для казаков и казачек. Он воскрешен из небытия после длительного периода забвения, после многих десятилетий советского периода нашей истории. Издревле предки современных казаков серьезно готовились к этому обряду в семейном кругу. Это был не шутовской маскарадный праздник для детей, а особый день в жизни каждого ребенка, в жизни каждой семьи. В день, когда в сознание ребенка, маленькой казачки вкладывалось: ты – казачьего рода, у тебя особая судьба и особое будущее, вся твоя жизнь будет подчинена казачьей жизни и православной вере.

Современные потомки казаков и продолжатели старинных казачьих традиций, проводя сегодня этот обряд для своих детей, ставят своей целью ни в коем случае не превратить то, что было свято для предков, в красочное и поверхностное шоу. В частности, в своей общине казаки допускают к участию в обрядах тех детей, родители которых принимают постоянное участие в казачьей жизни, ходят в храм, дети которых посещают воскресную школу и приобщаются к казачьим традициям.

Мы приглашаем к участию всех желающих и с удовольствием поделимся с вами драгоценными самоцветами вековой мудрости казачества, красотой старинных обрядовых действий в первую очередь для того, чтобы каждый из взрослых и детей проникся уважением к сохранению почти утраченной, реликтовой казачьей культуры, полюбил ее и захотел прикоснуться к ней вновь.

Если ваши дети пройдут через эти казачьи традиции осмысленно, вместе с вами примут их своей открытой детской душой и чистым сердцем, то возможно им будет интересно познание казачьей культуры и дальше. Если же вы не ощущаете внутри себя глубокого восприятия и осознания казачьей традиционной культуры, то возможно будет лучше объяснить вашим детям заранее, что в обряде по-настоящему участвуют дети казаков, а мы с тобой сегодня просто изучаем новое для нас и познаем чужую культуру, катаемся на коне, а заодно фотографируемся на память.

НОУ СОШ №49 ОАО «РЖД»
станция АДРИАНОВКА
Сценарий
«Крещение ребёнка в семье казаков
Восточного Забайкалья» 
Составлен учителем музыки и 
руководителем фолк студии «Гураненок» Светиковой Анастасией 
Павловной
Объект исследования ­ культура казаков  Восточного Забайкалья.
Предмет   исследования  –     обряд   рождения   и   крещения   ребёнка   в   семье
казака.
Цель  –  выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры, её
своеобразие; богатство обрядов, примет и традиций казаков.
Посредством обращения к духовной культуре казачества воссоздать обряд
крещения ребёнка.
Задачи:
Проследить   основные   традиции   казачьих   семей,   рассмотреть   особенности
соблюдения обычаев, связанных с рождением и крещением ребёнка, выяснить
обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки.
­ выявить структуру и основные элементы  обряда;
­ изучить и воссоздать музыкальный и устный фольклор казаков;
­ изучить и  воссоздать обрядово­ритуальные действия.
Дуняша: Сенька, а Сенька, слышал у казака Фёдора  Беломестнова  казачок  
родился, теперь у Люськи брат есть. 
Сенька: Нет, не слыхал, да тише ты всю рыбу распугаешь. 
Дуняша: Сенька, да причем тут рыба, сегодня его уже окрестили, 
Гостей созвали , праздновать будут!
Сенька: Да не ври ты. 
Дуняша: Вот  те крест,  ну давай поспорим, кто проспорит тому шелбан. 
(спорят)  А теперь побежали к Беломестновым
Звучит «плач ребёнка»
Крестный: Ну, вот Ивана окрестили пора и гостей приглашать  «к младенцу 
на хлеб, на соль, кашу есть»
Крестная: Иди крестный, созывай  гостей ,будем праздновать, 
Крестный:  А ты крёстная кашу вари, да погуще Мать: ­ Бог тебя дал, Христос даровал, Пресвятая Похвала в окошечко 
подала…
Отец: ­ В окошечко подала,  Иваном назвала.
Мать: ­ Спи, с Богом, с Христом, со Святыми Ангелами, спи, дитя. 
Отец: ­ Настанет пора – мы разбудим тебя
 Девочка Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Маслена головушка, 
Шёлкова бородушка, 
Что ты рано встаёшь, 
Что ты громко поёшь, 
Ване спать не даёшь?  
Крестная  «Домовой   ,   приходи,   дите   сприими,   в   домовине   укрепи!
Господи, благослови  новое чадо  в  доме видать. Во  имя  Святой Троицы и
Николы   Угодника   и   всех   святых.   Аминь».   Вот   тебе   молочка,   да   кусочек
сахарка»
«Колыбельная»
1к.  Как у козлика козла 
Злая мачеха была 
Злая мачеха была за вихры козла драла­ 2 раза 
2к. Закручинился козёл и от мачехи ушёл 
 Ходит бродит по лугам, по зелёным берегам­ 2раза 
3к. На распутье трёх дорог видит княжеский чертог 
Вышла стража из ворот в гости кланяясь зовёт­ 2 раза 
4к. привели его в чертог, щёткой пыль сметают с ног 
Золотят ему рога , в шерсть вплетают жемчуга  2 раза 
5 к Приглашают ко двору ко богатому двору 
Подают ему еду сладкий пряник на меду
(Забегают дети)
Дуняша: Здрасте! 
Мать: Здрасте, ну чего, прибежали?                
Дуняша: Да Сенька, не верит, что у вас Ванька родился, вот мы с ним и 
поспорили на  шелбан
Отец: В нашей семье казак родился,  проспорил ты  Сенька
Дуняша: Подставляй лоб, Сенька вот тебе шелбан. 
Мать: Бегите, ребятишек собирайте да на крестины приходите и 
Атаман. Доброго здоровья! Мир вашему дому, хозяева! Крестный:  Милости просим в гости к нашему крёстному на кашу
Отец: Добро пожаловать, гости дорогие!
 Мать: Красному гостю — почетное место.  
Крестный: Кашу испробует глава семейства
(Крёстная выносит кашу) 
Отец: Ох и соленая, ох и перченая да ещё  и  с горчицей и хреном, за что ж 
такое наказание
Атаман «Ешь, отец­родитель терпи, ешь, да будь пожеланней к своему 
казачку 
 Казачка: «Солона кашка, и солоно было жене родить, 
Казачка: А еще солоней отцу с матерью достанутся детки после». 
Мать: «Вы кушайте каши куманьки дорогие! С  крестником вас!
Мать: Угощайтесь и вы гости дорогие, испробуйте нашей каши. 
Крестная: (Затем, бросая кверху оставшуюся в ложке кашу, произносила)
«Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось и они также прыгали 
бы».
Казачка: Ох, и каша удалась на славу! 
Казачка: Пусть будет Иван, счастливым, здоровым, да чтобы почитал отца 
и мать.  
Казак: А за кашу, благодарим  куму  Варвару вашу. 
Казачка: Кашу поели и песню запели Песня «Варенька»
Мать: (ставит на стол две тарелочки и предлагает собравшимся за 
столом гостям положить в них деньги или подарки ), «Родился гол сокол, 
дайте на  разживу» 
Казачка: Родился нагой, много ему надо»,
Казак: «Ребенку на крест, матушке на мыло» 
  Крестная:  (дарит крестнику «на ризку» 3 метра ткани). А это крёстнику  на
ризку.
Атаман: Дарю казачий кинжал и шашку, чтобы всегда казачёк был готов 
защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю! 
А коня вырастили  ИВАНУ? Ведь казак без коня, что птица без крыльев» ­ 
Отец: В поле гуляет Ванькин конь. 
Атаман: Вырастит  ваш казачек, да и придет к нам на службу 
 А казаки нам на службе всегда нужны 
Сколько казаков  покинуло свои дома  и  много невернулось. 
 Вечная память нашим  казакам героя. 
Песня «Не для меня придет весна»
  Казачка: Хватит нам горевать, пора веселье затевать
Казак: Эй, народ, расступись, плясуны идут, кажись
Казачка: А мы сейчас вам спляшем! Что с ногами, не пойму!
Вправо­ влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в и в пляску просятся.
Крестный: Ох и молодцы казачата браво пляшете! Возьмите гостинцев,  да 
бегите поиграйте
Атаман: Слышал, что у  тебя Егор, дочь родилась, как нарекли казачку?
 Казак Егор: Марьей нарекли 
Атаман: У тебя Федор купец,  а у Егора товар может договоритесь сейчас 
пока ваши дети младенцы  да потом посватаетесь,  породнитесь, когда 
достигнут совершеннолетия 
 Атаман Финал Пусть вас хранит Господь 
От всяческой беды, 
Пусть вас хранит Господь 
От бед и от напасти, 
Пусть вас хранит Господь 
От мелкой суеты, 
И дай вам всем Господь 
Всей полной меры счастья!

13.05.2019

Сценарий обряда донских казаков «Входины»

Игнатенко Наталья Геннадьевна

учитель начальных классов

Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Формирование у школьников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края.

Оценить★★★★★

2825

Содержимое разработки

Ростовская область Тацинский район станица Тацинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2

Сценарий обряда донских казаков

«Входины»

Подготовила Игнатенко Наталья Геннадьевна

2019 г

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачествапраздниках. Формирование у школьников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у школьников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма.

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива: история развития казачествапраздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

На сцене стоит углом жильё, с другого края — печь, на середине сцены находится стол.

Казак 1

Эх, сторонушка Донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Казачка2

Ты— казачий мой край необъятный,

Ты – донская сторонка моя

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Казак1

В ковылях средь серебряной рани, 
В цветущей душистой степи 

Казачка 2
Казаки себе стан выбирали 
У извилистой тихой реки. 

Ведущий 1

Дом наш родной. Колыбель семьи.

Как и все на свете, вырастает она из земли, верхом тянется в небеса.

Всегда смотрит окнами к солнцу.

Хозяева строят дом всем миром — сообща, всю жизнь заботятся о нем, чтобы любо было жить.

Ведущий 2

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.

Ведущий 1

На Дону сложился такой обычай как Помочь, когда после освещения земли и закладки дома, все станичники по собственной инициативе шли помогать молодому хозяину возлагать жильё.

Ведущий 2

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья «чтобы всё водилось.»

Ведущий 1

Главное помещение в казачьем курене — «зало»

Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей.

Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.

В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах

В другом углу на полу стоял сундук, окованный железом.

На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

Ведущий 2

Вторая комната это спальня в казачьем курене.

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.

Ведущий 1

А вот когда жильё было готово, обычно к осени, чаще всего заселялись 14 сентября на праздник Семиона – Летопроводца , то хозяин приглашал всех, кто участвовал в помощи на новоселье, на «входины». Это был обильный обед с гулянкой.

Ведущий 2

Входинами заканчивалось строительство дома, старались назначить их на пятницу— это сулило хозяевам легкую и веселую жизнь в новой хате.

По старой традиции первым в дом заходил самый старший член семьи.

На сцену выходит бабушка и родители с внуком, на встречу им хозяева с караваем с солью на плечевом рушнике.

Казак и казачка

Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка

Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Бабушка (заглядывает)

Ждете ли гостей?

Казак, казачка:

Здравствуйте, родные наши! Заждались мы вас! Здравствуйте, бабушка! Проходите в дом!

В руках у бабушки икона и глиняный горшок с огнем с дедовой или отцовской печи. Горшок накрыт скатертью. Бабушка первой входит в дом.

Бабушка:

Здравствуйте хозяева молодые! С новосельем вас, «с входинами».

Спасибо, что пригласили, а я вот тут подарки для вас взяла: горшок с живым огнем из отцовской печи, чтобы в доме всегда был огонек, чтоб всегда тепло и светло было.

Скатертью приглашу в дом дедушку Домового, чтоб охранял покой вашей семьи, а потом скатерть на праздничный стол постелем, да вот икону в красный угол поставлю!

Казак, казачка:

Спасибо бабушка, проходите!

Бабушка берет скатерть и трясет в четыре стороны света со словами:

Бабушка:

Хозяюшка, домовой, пойдем в новый дом, на богатый двор, на житье, на бытье, на богатство. Милости просим, дедушка к нам на новоселье! Потому как говорится: дом домом, а домовой даром!

стелет скатерть на стол, на него хозяева несут угощения.

Бабушка(берет горшок с углем, подходит к печи):

А теперь, пересыплю-ка я, угли из отцовской печи в новую печь, соединяю два живых огня, потому как если тепло в избе, то сам Бог в ней живет.

Бабушка: (казаку с казачкой):

Когдажильё будет полно детей, то и счастье больше будет в нём.

Запускай в новый дом гостей. Дом для него отстроили — ему и будущим хозяином быть.

(бабушка с внуком садятся за стол или отходят на задний план.)

Ведущий 1

Заходят в дом, в руках казачки кадка, в руках казака хлеб.

Берут кадку в скатерть и несут ее в дом. В комнате они трижды перед ними ее поднимают.

Ведущий 2

Всякий дом хозяином держится!

Ведущий 1

Делай для семьи хлеб свежий: к счастью, на здоровье, на долгие лета!

Благословляю вас, хозяев этим хлебом на счастливую жизнь.

Казачка: (дети за столом )

Спасибо гости дорогие сердечное кланяется казачка.

Бабушка

Пора и гостей на новоселье звать!

Дети мои, невестушка, накрывайте на стол, а я к соседям побегу пригласить-то их надо.

Бабушка заносит с внуком самовар, приговаривает:

СВЕРХУ – ПАР, СНИЗУ- ПАР!

КИПИТ КАЗАЧЬИЙ САМОВАР!

в это время идут гости с подарками

Казак:

МИЛОСТИ ПРОСИМ НА НОВОСЕЛЬЕ!

ВСЕХ ПРИГЛАШАЕМ НА – ВЕСЕЛЬЕ!

Казачка:

-Здравствуйте, гости дорогие! Проходите.

1-й гость:

— С новым домом, с новым здоровьем, с новым счастьем!

— Примите от меня целебной воды, чтобы ваш дом не знал беды!

2-й гость:

Поздравляем, дорогие соседи. Наконец-то и у вас свой дом!

Казак:

Спасибо, вам люди, за доброе слово, за уважение.

Да…. Свой дом, своя правда!

2-й гость:

С новосельем вас! (казаку)

Всякий дом хозяином держится!

Вот держи хозяин себе вилы, чтоб в подворье чисто было!

Казак: спасибо, проходите к столу.

3-й гость:

Поздравляем хозяева!

Коль хозяюшка красна, так изба весела!

А вот посуда теперь она ваша –чтоб жизнь была полная чаша!

Исольвам ребята –будьте здоровы и богаты.

4-й гость:

Вот вам мёд , чтобы сладкой жизнь была!

А вот монеты – на счастье и удачу и богатство!

5-гость:

И яиц десяток — пусть в доме всегда будет достаток!

Казачка:

Спасибо вам, добрые люди, возвели стены нашего дома. Просим всех к столу.

Казачка:

Ой. Спасибо, гостечки дорогие, все за стол! Угощайтесь, не стесняйтесь. Чем богаты, тем и рады.

все садятся за стол, казак стоит с полным стаканом, рядом с ним казачка стоит, гости все слушают хозяина

Казак:

— Будьте здоровы в нашем доме!

Казачка:

Спасибо, от всей души, что помогали нам дом строить и на новоселье пришли

1-й гость:

Так ведь оно у нас, у казаков: и в труд и на праздник — все вместе.

Бабушка:

Поздравляю, вас дети с этим праздником, со светлым домом.

Казак: (выходит гармонист)

Ну-ка гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

Песня (Полина и бабушка Нина Григорьевна)

1-й гость 2-му гостю:

А ну , пойдем хозяйский пол на крепость проверим!

Веселье продолжается. Пляска начинается.

Танец

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/360227-scenarij-obrjada-donskih-kazakov-vhodiny

Также вас может заинтересовать

  • Методические рекомендации организации творческого проекта
  • «В музей без поводка» (о двух необычных экскурсиях в обычном школьном музее)
  • Внеклассное мероприятие «Путешествие от А до Я»
  • Семь Я. Семейные традиции. Мероприятие, которое можно провести в День Знаний для 3-4 класса.
  • Программа воспитательной работы

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий инсценировки цветик семицветик
  • Сценарий истинное самопожертвование
  • Сценарий игрушкины потешки праздник русской игрушки
  • Сценарий игровой программы про лето
  • Сценарий казачий круг