Сценарий казачья ярмарка

Этот сценарий поможет музыкальному руководителю или воспитателю детского сада в подборе материала для осеннего развлечения на основе казачьего народного фольклора

Сценарий развлечения

в подготовительной группе

«Покровская ярмарка на Дону»

Разработала:Ткаченко С.Н.

музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада №14

           

Покровская Ярмарка на Дону

Программное содержание:

  1. Создание условий для знакомства детей с казачьими традициями, формирования их духовно-эстетической культуры.
  2. Развитие  у детей музыкальной памяти,  навыков образной деятельности, умения их передавать посредством художественного фольклорного слова, выразительных импровизаций в пении и танце.
  3. Приобщать детей и родителей к совместной музыкальной деятельности. побуждать их к творческой активности.
  4. Воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.

Материал и оборудование: аудиозаписи, лотки коробейников, куклы марионетки, костюмы скоморохов, казаков; музыкальные инструменты, атрибуты для игр.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Области интеграции:  «Социально-коммуникативное  развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Ход проведения.

На сцене появляются два скомороха и зазывают всех на ярмарку.

1-й скоморох:

Подходи, народ, сюда и давай знакомиться!

Пусть на долгие года этот день запомнится!

Собирайтесь веселей, дорогие зрители!

Ждём на ярмарке детей, ждём и их родителей!

2-й скоморох:

Внимание! Внимание! Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовёт!

Звучит песня «ЯРМАРКА»

Группа детей исполняет танец «Золотая ярмарка»

1-й Скоморох: Праздник, шум по всей станице, всюду радостные лица.

2- й Скоморох: Что душа твоя желает — всё на ярмарке найдёшь!

1-й Скоморох: Всяк подарки выбирает — без покупки не уйдёшь!

2-й Скоморох: Торговцы, лавки открывайте, люд крещенный зазывайте!

1-й Скоморох: Разливайте квас и мед — веселись честной народ!

(Звучит музыка, скоморохи встают с двух сторон сцены, а дети коробейники с лотками занимают свои места на сцене)

Коробейники по очереди:

1. Эй, честные господа, все пожалуйте сюда.

2. Мы, гости торговые! Привезли товары новые!

3. Как у нас — то тары-бары всяки-разные товары.

4. Посмотрите на товары, не товары, просто клад, разбирайте нарасхват!

Вместе: Всех зазываем! Всех приглашаем!

1. Налетай на товар, поворачивайся,

2. Но не думай, что в дар, а расплачивайся!

3. Песнями! Шутками!

4. Играми! Прибаутками!

Дети все: ПАНТОМИМА « ЯРМАРОЧНЫЕ ГУЛЯНИЯ».( карусель, шарики воздушные, коробейники с платками, ложками, баранками, самоварами, народными инструментами, овощи  и фрукты в корзинах и т. д.)

1-й скоморох: Открывай скорей базар

Везут сказочный товар

Разливайте квас и мёд

Веселись честной народ!

2-й скоморох: Покупатель, заходи

На товары погляди,

Только рот не разевай,

А что мило – покупай!

Подходите,  ближе подходите!

И  товары наши поглядите!

1Коробейник:  Вот орешки, хороши орешки,

                      Вкусные на меду, Давай в шапку положу!

2Коробейник: Кому пирожки, горячие пирожки?

                      С пылу, с  жару, Два рубля за пару!

3Коробейник: К нам подходи, у нас из муки выпекают пироги.

                  Булки и пампушки, с творогом ватрушки.

                  Батоны и рогалики, хрустящие сухарики,

                    Пряники, коврижки, калачи и пышки.

                      Глядите не моргайте, по дешевке покупайте.

4 Коробейник:

Внимание, посетители! Покупайте, подходите!

Всё для  каши и для щей, А у нас- ПАРАД ОВОЩЕЙ!

Под музыку выходят овощи, представляют себя.

Кабачок: А я толстый, важный кабачок Завалился на бочок,

                     Рос под солнцем лёжа, И твердела кожа.

                     Я такой огромный. Толстый, неподъёмный..

                      У меня секретов нет, Я расту и пухну,

                       Мне пора на кухню!

Помидор: Огородный помидор
Как дорожный светофор.
Если зелен он на грядке,
Мимо топайте, ребятки!
Станет жёлтым – подождите,
Вы пока его не рвите.
Покраснеет – не зевайте,
Стойте, дальше не шагайте!
Выключайте светофор,
Ешьте сладкий помидор!

Перец: А про перчик вы, друзья, Не забыли? –Это я!

Смотрите все, как я хорош!И где такой ещё найдёшь?

А витаминов целый ряд! И  я – полезен, говорят!

Морковь: А я, друзья мои, морковь!Понятно всем без лишних слов,

Ведь не проходит даже дня, Чтоб в суп не бросили меня.

Дети с радостью грызут Только попаду на зуб.

Морковь нужна везде и всюду К любому праздничному блюду!

Капуста: Я не зря хрущу листом, Я в сложном блюде и простом,

Я для борща и для салата, Я витаминами богата!

Вы пейте сок капустный Полезный он и вкусный!

Свёкла: Я – свёкла загорелая, И яркая и спелая!

Устала я под солнцем зреть, Пора в духовке жаркой преть!

Хочу украсить мармелад. Хочу к ребятам в детский сад!

Хоровод «Бурачок, морковка, репка»

Скоморох: Поработал- отдыхай, Весели подружку!

                     Про богатый урожай Запевай частушку!

УРОЖАЙНЫЕ ЧАСТУШКИ.

1. До чего люблю я осень-урожайная пора!

Всё созрело, вкусно очень! В огород бегу с утра!

2.Здесь капуста распушилась, тут морковочка сидит,

Что со мною вдруг случилось? просто зверский аппетит!

3. Помидоры покраснели, как фонарики горят,

Мы их столько нынче съели животы уже болят!

4. Огурцов набрали много, ели, съесть их не могли,

А потом мариновали, на всю зиму запасли.

 5. Ох, картошечка, картошка, без тебя не проживу.

Уж сломал вторую ложку, сковородочки скребу!

 Все: Приходите в гости к нам нынче отобедать.

         Приходите в гости к нам урожай отведать!

2-й скоморох: Наши казачата знают много пословиц о жизни Донских казаков

ДЕТИ:

1. Без углов курень не строится,

Без пословиц речь не молвится!

2. Казак в труде, как в бою славит Родину свою!

3. Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт!

4. Кто пули боится, тот в казаки не годится!

5. Казак донской – рубака лихой!

6. Казак сам не поест, а коня накормит!

7. Казак в пути не скучает, он песни играет!

Вед. На ярмарке самое время ловкостью и сноровкой померяться.

Игра «В ложке картошка»

Хороводная игра «Капуста»

Реб. Мы – Казачата, славные ребята,

         Были кавалеристы, стали трактористы,

        В поля выезжаем, урожай собираем.

Танец «Трактористы»

РЕб. Над казачьим нашим краем песни звонкие слышны

          Нам и в праздники и в будни помогают жить они!

Песня «Как за Доном за рекой»

Коробейник: Вот ниточки, есть иголочки,

                Подходите покупать, девицы- душечки!

Выходят девочки.

1. Торговались, торговались, как положено у нас!

Чтоб на нас полюбовались, Выйдем все мы на показ!

2: Мы- девчонки- загляденье! Мы девчонки – высший класс!

Казачата! Выходите! Мы устроим перепляс!

Танец «Тополек»

Звучат фанфары)

1Скоморох:

Это что? Это что?

2 скоморох:

Это цирк — шапито!

1 скоморох:

В цирке очень хорошо! Всюду празднично, светло

2 скоморох:

Здесь звенит весёлый смех. Приглашаем в гости всех!

3 скоморох. Сейчас и только у нас выступает дрессированный медведь,

                           Приглашаем всех посмотреть!

Дрессировщик с Медведем.

(в сценке принимают участие родители)

1 Скоморох. Следующим номером выступает молодая, заслуженная дрессировщица Софья и её четвероногие друзья: собачки озорные, собачки цирковые.

Номер цирковых собачек

Дети управляют собачками-марионетками

Скоморох: Цирковое представление окончено. Пора прощаться нам.

Скоморохи вместе: Давайте все похлопаем веселым циркачам!

Скоморох:

Внимание, внимание, для вас, казаки, соревнования!

Покажите джигитовку

Смелость, ловкость и сноровку.

Всадники лихие, казаки удалые,

Вы коней седлайте, и платочек доставайте!

Эстафета на Лошадях

Всадники должны проскакать на «лошадке» и дотянуться до платочка.

Скоморохи:

1.Вот уж день к концу клонится, Скоро ярмарка закроется.

2.Купцов здесь было немало, Было много товара.

Вместе: А сколько было нынче смеха! Ярмарка прошла с успехом!

Реб. Ты цвети, казачий Дон, становись все краше!

Не уронит честь донскую поколенье наше!

И звенит не умолкая песня звонкая о нем,

О Донском казачьем крае, что мы Родиной зовем!

 Песня «Славный ты вольный город казачий»

(исполняют дети совместно с родителями)

Вед. Чай горячий на столепироги, варенье

Все: Приглашаем вас отведать наше угощение.

Праздник продолжается совместным чаепитием детей и родителей в группе

МАТВЕЕВА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

Педагог дополнительного образования МБВУ ДОД «Центр детского творчества»

Сценарий праздника « КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА»

Цель:духовно-нравственное воспитание через знакомство с традициями и обычаями казачества, с культурой русского народа.

Задачи:

-Расширять знания о народных праздниках, обычаях и традициях казачества;

-Развивать вокально-хоровые навыки средствами песенного фольклора;

-Осваивать азы массового народного танца (пляски, хороводы, кадрили);

-Развивать сценическое мастерство через искусство народного театра и игровой фольклор;

— Поднимать общую культуру населения, пропагандируя произведения народного творчества.

Оформление сцены: На заднике сцены изображены зеленые деревья, речка. Вдоль задника сцены расставлены столы, покрытые скатертями с разложенным «товаром» (полотенца, кувшины, посуда, самовар, бублики, павловские платки, и т.д.). Стоят лавочки, плетень с горшками.

Оборудование: баян, балалайка, кугиклы, шумовые народные инструменты, предметы утвари для «торговли».

Участники: воспитанники фольклорного ансамбля в сценических костюмах, зрители.

Ход праздника

Занавес закрыт. Под фонограмму ярмарочного наигрыша голос за сценой повествует:

«В старину на Руси, очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! Народ собирается, ярмарка открывается!.

Открывается занавес. Участники детского фольклорного ансамбля в русских костюмах

исполняют песню «Ярмарка»

На сцену с «товаром» в руках выходят коробейники, «продавцы», с сумками, корзинками и кошельками – «покупатели». Они высматривают товар у «продавцов», прицениваются, торгуются. На сцену с шумом выходят лотошники, раздаются возгласы: «Подходи, покупай!», «Налетай, не зевай!»


1-й лотошник: Есть на ярмарке игрушки, расписные погремушки! 
2-й лотошник: Есть ватрушки, бублики, приготовьте рублики! 
3-й лотошник : Предлагаю свой товар, не за рубль, не за два! 
Отдаю за добру сказку,
 за весёлую присказку! 
Девочка – казачка: А песня подойдёт? 
3-й лотошник: Запевай, послушаем! 

Девочка в казачьем костюме исполняет песню «Коромыслице»

3-й лотошник: Добре дивчина спевает! 
Мне б такую в куреню!
 
За хорошее старанье
 
Я ей бусы подарю!
 

С поклоном дарит девочке – казачке серьги

Торговец 1: Ложки, плошки! Сковороды, лукошки!

Торговец 2: Товар – первый класс – выложен здесь напоказ, всем на удивленье, всем на умиленье!

Торговец 3: Дудки, хлопушки! Бубны, побрякушки! Налетай, выбирай, выбирай, забирай!

Торговец 4: Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, по дешёвке покупайте!

Торговец 5: Ну что за товар! И тот хорош, и другой хорош, выбирай, который хошь!

Участники фольклорного ансамбля выбирают товар, «Раскупают» кугиклы, дудки, ложки, трещотки…

Исполняют песню «Марусенька» с игрой на кугиклах

Торговец 1: Ситцы, канифасы, всякие атласы, посадские платки! Эх, навались, у кого денежки завелись!!!

Торговец 2: Ай да товар! Из короба не лезет, да и в короб нейдёт: наверное, покупателя ждёт!

Выбегает мальчик – торговец газет с огромной сумкойразмахивает газетой и выкрикивает…

Мальчик:Мировая суперсенсация! Слёзы льёт заграничная нация!

Прилетела утка-птица аж из самой заграницы!

Участники ансамбля по очереди:

— Извержение вулкана?

— Нападенье тараканов?

— Эпидемия? Бойкот?

— Во дворце переворот?

Мальчик: Политический конфликт: плыл по речке грек-старик,

Плыл он, плыл в нейтральных водах, любовался грек природой.

И зачем-то в эти воды сунул пальцы с парохода…

Дети по очереди:

— Да этой вести лет уж двести!

— Эка новость – ерунда! У неё уж борода!

— И её все дети знают, дружно хором повторяют!

Все:

Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак,

Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека цап.

Девочка из ансамбля: Хватит языком чесать, надо песню затевать.

Все: Навострите ваши уши, чтобы наши песни слушать.

Исполняют хороводную песню с павлово-посадскими платками

«Ой, на горке калина»

Торговец 1: Тары-бары, растабары, есть хорошие товары!

Продаю без барыша, зато и слава хороша!

Торговец 2: Иголки не ломки, нитки, тесёмки, румяна, помада! Кому чего надо!?

Торговец 3: Не товар, а сущий клад, — забирай нарасхват! Есть ниточки, есть катушечки! Подходите покупать, девки-душечки!

Участники фольклорного ансамбля исполняют песню «Ниточка» и

страдания «Ди-да-да»

На сцене в сопровождении парней-хулиганов появляется продавец верёвок и канатов, которые висят у него на плече, на шее. 

Исполняют хулиганские частушки.

Продавец верёвок: Подходи, налетай! Товар не залежалый! 
Верёвки пеньковые, канаты смолённые!
 
В огне не горят, в воде не тонут!
 


(К продавцу подходят казаки).

Казак : Дорого ли стоит товар? Мне верёвка нужна пеньковая, да чтоб была крепкая, да новая! 
Продавец: По знакомству недорого возьму: давай триста! 
Казак: Что так дорого просишь? Даю две с полтиной, да в придачу дубину с горбиной! 
Продавец: Мало! Прибавь хоть мальчишкам на молочишко! 
Казак: Ну, ладно, добавлю ещё пятак, но возьму товар не просто так. Сначала проверю его крепость. 
Обращается к мальчикам: Эй, сынки мои, любезные! Пётр, Иван, Данила и Андрей! Идите сюда скорей! Силушку молодецкую потешьте, людей добрых повеселите, да и меня порадуете своей удалью! 


Выходят четыре мальчика. Начинается соревнование по перетягиванию каната, «покупатели» помогают молодым казакам. Игра с канатом продолжается при исполнении песни

«В Галиче».

Казак (после окончания игры-соревнования): Ну, сынки, любо мне было на вас посмотреть! Добрый сын – отцу радость! 
Казачата: Каков казак – отец, таков и сын – молодец!

Юный казак исполняет песню «Батька атаман».

Казаки и казачки исполняют песню«В саду дерево цветёт».

Казачка: Без корней нет дерева, без песни нет народа! 
Давайте-ко, нашу запоём! А вы, ребятишки, напрыгались, наигрались. Отдохните пока, да старинные песни послушайте.

Старшая группа ансамбля поёт песню « Ах, ты степь широкая»

Казачка с крынкой: Ой, добры люди, помогите, подскажите, кто тут 
сметаной торгует? Наварила маменька галушек, так батька без сметаны, есть не соглашается!
 

Торговка: Сейчас, милая, нальём тебе сметаны! Пока торговка наливает сметану девочка-казачка

поёт песню «Я на горку шла»

Голос за сценой: Параска! Где ж твоя сметана? Долго буду ждать? 
Казачка с крынкой: Ой, родимый, бегу, тороплюсь! 
Дай Бог, сметану не пролить! (
убегает). 

Казачка: Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать! 
Вот и моя Марьянка выросла — уже хозяюшка!
 По ярмарке весь день ходила, ни про кого не забыла! Покажи, дочка, что купила? 
Марьянка (достаёт из кошелки и показывает всем): 
Родному батюшке – кушак,
 чтоб подпоясывался в боях! 
Любимой матушке – платок,
 посередине – золотой цветок! 
Братьям – соколам, по новым сапогам!
 Маленьким сестрицам – по новым рукавицам! 
Казачка: Ну, а себе, доченька, что приглядела? 
Марьянка: Да я бы Вам, матушка, песню спела, тут, на ярмарке, услышала и дюже она мне понравилась. 
Казачка: Где песня льётся, там легче живётся! 
Спой, дочка, пусть все послушают!
 

Марьянка исполняет песню «На горе, горе берёза».

Торговец 1: Кому пирожки, горячие пирожки? С пылу с жару – гривенник за пару!

Две девочки разговаривают:

— Мы с тобой шли?

— Шли.

— Пирожок нашли?

— Нашли.

— Я тебе его дала?

— Дала.

— Ты его взяла?

— Взяла!

— А где же он?

— Кто?

— Пирожок.

— Какой пирожок?

— Мы с тобой шли?….

Торговец 2: Конфеты, орехи, ребячьи утехи!

Торговец 3: Вот так квас в самый раз! Баварский со льдом – даром денег не берём!

Торговец 1: Ай да пироги, только рыло береги! Хоть зубов нет, а кусаются.

Торговец 5: Самовар старинный из Тулы! Подходи!

Торговец 2: Приехали с орехами, с конфетами, леденцами.

Подходи, честной народ! Стоит дядя у ворот – по дешёвке продаёт!

Торговец 5:Утюги! Утюги! Кому погладить, а кому оладьи печь!

Торговец 4: Подходи! Налетай! Лапти лыковые! Тятька плетёт, а я торгую!

Торговец 3 :Ай да птичка! Сама летит, сама свищет, сама и покупателя ищет!

Торговец 4:Завтра придёте, да уж нас не найдёте! Мы торговлю кончаем, в Америку жениться уезжаем!

«Покупатели» ходят по сцене, выбирают «товар», торгуются. В это время встречаются на ярмарке кум с кумой.

Кум: Здорово Кума! Как поживаешь? Много добра накупила? 
Кума: День добрый, Куманёк! Товару мне хватает! Недаром говорят: худо жить тому, у кого пусто в дому! Вот я и стараюсь, ведь всяк дом хозяйкой держится! 
Кум: Ой, Кума! Горазда ты похваляться! Как говорят – рано встала, да мало напряла! 
Кума: А ты, Куманёк, в гости приходи! Поглядишь, как мы живём: щи лаптем не хлебаем!

Ансамбль исполняет блок песен « Пойду млада»,

«Пролягала путь-дорожка».

Казачка:Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется. 
Казак: Купцов здесь было немало, было много товара! А у казака доход не растёт без забот! 
Казачка: Казак хлеб насущный своим трудом добывает, но и Родину беречь не забывает! 
Казак: Казаку честь – Родину беречь, потому что казаку всегда мила родная сторона! Чужой ему не надо, но свою никому не отдаст! 
Казачка: Чтобы мир и покой был на родной земле, чтобы праздники и ярмарки не переводились… 
Все: И все на них веселились! 

Исполяют песню «Гуляй, Настя, в саду»

Казачка: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели! 
Казак: Казачьему роду – нет переводу! А значит, и казачья песня никогда на Руси не смолкнет! 

В заключении все вместе исполняют песню «За Уралом, за рекой». Занавес закрывается.

Используемая литература

Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1987. – 479 с.

В круге жизни. Семейные праздники, обычаи, обряды. – Пермь: «Пермская книга», 1995. – 317 с.

Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 400 с.

Некрылова А.Ф. Круглый год. – М.: Правда, 1991. – 420 с.

Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. Народный театр. – М.: Советская Россия, 1991. – 544 с.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. Инсценировки русских народных игр, песен, праздников. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 160 с.

Фраёнова Е.М. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учеб.пособие для муз.училищ. – М.: 2000. – 256 с.

Черноземцев В.А. Игры. Энциклопедический сборник. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995. – 800 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тексты песен, использованные в празднике «Казачья ярмарка»

ЯРМАРКА

На вступлении голоса:

— А ну налетай народ — ярмарка идёт!

-Семечки жареные! Блинчики сладенькие!

-Пряники ,ватрушечки, квасок!

А ну налетай,не зевай народ:

Яркая пестрая ярмарка идёт.

Блиночки, грибочки , плати не скупись.

Платки расписные, в цене договорись.

Припев.

Ах ярмарка, ах ярмарка, как ты хороша!

У русского народа широкая душа!

Ах ярмарка, ах ярмарка, какие чудеса!

Ах, расписная ярмарка, народная краса.

Плюшки, ватрушки, давай покупай.

Горячий чаек поскорее наливай.

Блиночки горячие, фурычит самовар,

У нас самый лучший отменный товар.

Ярмарка, ярмарка играет свирель.

В разгаре веселье, кружит карусель,

Тянет Ванюшка гармошки меха –

Талантами наша Россия щедра.

КОРОМЫСЛИЦЕ

Ведра я несла, да поставила.
Видно, зря дружка я оставила:
Не взяла с собой коромысло я, 
Видно, зря любовь я замыслила.
Припев:
Кара- кара- кара- кара-коромыслице,
Видно, зря любовь я замыслила
А-а-а-а ой, коромыслице
Видно зря любовь я замыслила.

По какому вдруг это поводу
Мы не ходим, друг, вместе по воду.
За водою лень мне одной ходить.
Без тебя и день тяжело прожить.

А как завтра я да пойду с водой.
Заманю дружка, уведу с собой,
Опою родной той водицею.
Быть в судьбе одной не годиться мне.

МАРУСЕНЬКА

Марусенька пшениченьку жала.
Сорок снопов она навязала.
На утрево больная лежала.
У Маруси три коня вороных.
Первым конем до моря доеду,
Другим конем море перееду,
Третьим конем к милому доеду.

ОЙ, НА ГОРКЕ КАЛИНА

Ой, на горке калина, да, ой, на горке калина, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Я калину ломала, да я калину ломала, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Я в пучёчки вязала, да я в пучёчки вязала, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Край дорожки складала, да край дорожки складала, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Едет милай со двора, да едет милай со двора, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Возьми милай с собою, да, возьми милай с собою, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

ОЙ, НИТОЧКА

Ой, ниточка тоненькая, мотовилочка зелененькая.

Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р. )

Мотовилочка зелененькая, на что-же было тонко прясть?

Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р. )

Я у середу не прядывала, у четверг не загадывала,

А у пятницу грех-грешной, у субботу жарко баню топила.

Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р. )

В воскресенье на базар ходила, в понедельник рано печку топила.

Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р. )

Окол печки позамазывалася, а Ванюше понравилася!

Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р. ).

ХУЛИГАНСКАЯ

А по станице пойдем-грянем, да и назад воротимся,

А коль у девок вечеринка, да постоять напросимся!

Не давайте нам обедать, не давайте чаю пить,

Только дайте разрешения на улицу ходить.

А баловаться, баловаться, а баловаться хочется!

А рассказать по правде, братцы, ох, подраться хочется!

А задушевные ребята, а выходите выручать,

Я – отчаянна головушка, и вам – не подкачать!

А милая матанечка, да выйди на поляночку!

А коль побъют опять меня, ты подбери тальяночку!

В ГАЛИЧЕ

Уж как в Галиче горка крута,там гуляли молодые рекрута.
Ой да,ой да да лебеда,там гуляли молодые рекрута.

Там гуляли молодые рекрута,их назначили которого куда.
Ой да,ой да да лебеда,их назначили которого куда.

Их назначили которого куда.Записали дружков в ратнички.
Ой да,ой да да лебеда,записали дружков в ратнички.

Записали дружков в ратнички,а Василия в начальнички.
Ой да,ой да да лебеда,а Василия в начальнички.

Скажи милый, за какую за вину,за вину, вину немалую.
Ой да,ой да да лебеда, за вину, вину немалую.

За вину, вину немалую,за девчонку черноглазую.
Ой да,ой да да лебеда,за девчонку черноглазую.

БАТЬКА АТАМАН

Вспомним, братцы, про былое у родной Кубань реки, 
Едут с песней удалые наши казаки. 
Кони, кони, кони, кони, подковы перезвоны, 
Едут, едут казаченьки в поле на майдан,
Едут, едут с песней, с песней удалою, 
А в строю казачьем — батька атаман, 
Гэй, гэй, гэй, гэй! Батька атаман. 

Через годы, расстоянья, через тысячи веков, 
Сохранили мы святое имя казаков. 
Кони, кони, кони, кони, подковы перезвоны, 
Едут, едут казаченьки в поле на майдан,
Едут, едут с песней, с песней удалою, 
А в строю казачьем — батька атаман, 
Гэй, гэй, гэй, гэй! Батька атаман. 

Налетели ветры злые, разметали все кругом, 
Но любой из нас остался верным казаком.
Кони, кони, кони, кони, подковы перезвоны, 
Едут, едут казаченьки в поле на майдан,
Едут, едут с песней, с песней удалою, 
А в строю казачьем — батька атаман, 
Гэй, гэй, гэй, гэй! Батька атаман. 

В САДУ ДЕРЕВО ЦВЕТЁТ

Да в саду дерево цветёт, да казак у поход идёт.
Раз-два, горе не беда, да казак у поход идёт. — 2 раза
Ой, да казак у поход идёт(ь), да за ним девка слёзы льёт(ь).
Раз-два, горе не беда, да за ним девка слёзы льёт. — 2 раза
Ой, да не плачь, девка, не рыдай, да кари очи не стирай.
Раз-два, горе не беда, да кари очи не стирай. — 2 раза
Ой, да тогда, девка, заплачешь, да как у строю побачешь.
Раз-два, горе не беда, да как у строю побачешь. — 2 раза
Да как у строю, у строю, да на вороненьком коне.
Раз-два, горе не беда, да на вороненьком коне. — 2 раза
Да на вороненьком коне, да на казачем на седле.
Раз-два, горе не беда, да на казачем на седле. — 2 раза

ЗАПРЯГУ Я ТРОЙКУ БОРЗЫХ

Ой, запрягу я тройку борзых, тёмно-карих лошадей да и…

И помчуся а я в ночь морозну, ой, прямо к Любушке да всё своей.

Ой, по привычке кони знают, где сударушка живет. Ой, конь…

Конь копытом землю разбивает, ой, ямщик песенку да он поёт.

Ой, вы кони, мои кони, мчитесь соколов куда быстрей. Ой, не…

Не теряйтесь а вы, дни златые, ой их немного было в жизни всей.

Ой, пока сердце в груди бьётся, будем весело мы жить. Ой, по…

Пока кудри они кольцом вьются, ой будем девушек да мы любить.

Я НА ГОРКУ ШЛА

Я на горку шла, тяжело несла,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело, уморилась, уморилася.

В решете овса полтора зерна,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело, уморилась, уморилася.

Я домой пришла, овёс высыпала,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело, уморилась, уморилася.

Овёс высыпала, деда выругала,

Аль не видишь, уморилась, уморилася.

Знамо дело, уморилась, уморилася.

Эх, ты, Филюшка-простофилюшка,

Аль не видишь, уморилась, уморилася.

Знамо дело, уморилась, уморилася.

Я блинов напекла, не наелась досыта,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело, уморилась, уморилася.

Не наелась досыта,

С милым плясать пошла,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело, уморилась, уморилася.

Я вам пела и плясала,

А теперь совсем устала,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело, уморилась, уморилася.

АМБАРЫ

В амбары за мукой, а на речку – за водой.

В амбаре муки нет, да и на речке воды нет.

Послала меня мать яровое жито жать.

А я жать – не нажала, на межонке пролежала.

Оглянулася назад, позади стоит казак.

Казак, казачок, казак миленький дружок.

Казак молодой, раздушечка выходи.

На меня, молодой — раздушечка погляди.

На мне, казачок, с оборочкой юбочка.

Со мной, молодой, плясать будет любочко!

ПОЙДУ МЛАДА

Пойду, млада, погуляю.

Ой, барыня , барыня, сударыня , барыня.

Погулявши я пошла домой, а навстречу мне урядник молодой.

Стал со мною он заигрывати, за бело лицо пощщипывати.

Не щщипи ты моё белое лицо.

Моё личико рассказчивое, моя маменька догадливая.

Приду домой догадается с чего лицо разгорается.

Или с пива или с зелена вина.

А я ноне во компании была.

ПРОЛЯГАЛА ОНА ПУТЬ-ДОРОЖКА

Пролягала(ды) она путь-дорожка, ой,

Пролягала(ды) она всё широка

По чисто(е)му по(е-а-о)лю – 2 раза.

Как по этой, а вот по дорожке,

Как по этой, а вот по широкой,

Стоял(ы) бел-шатё(е-а-о)рик – 2 раза.

Как из этого, а вот из шатрочка,

Как из этого, а вот из белого

Выходил моло(е-а-о)дчик – 2 раза.

При полку (Эх!) ходит он гуляет – 2 раза

Казаков пыта(а-а)ет – 2 раза.

Отчаго вы, а вы, казаченьки ,

Отчаго вы, а вы, молодые,

На личенько бле(е-е)дны – 2 раза.

Оттого мы, а мы худы-бледны – 2 раза,

Что мы люди бе(е-е)дны – 2 разаю

День — в походе, а ночь караулим – 2 раза,

На часах стояли – 2 раза.

Я НА ПЕЧКЕ МОЛОТИЛА.

Я на печке молотила, на шесточке веяла,

Сор-мякину выносила, кого надо видела.

Сор-мякину выносила, кого надо видела,

Видела парнёночка, да, Гаврю-цыганёночка.

Видела парнёночка, да, Гаврю-цыганёночка,

Гавря, Гавря, Гавря мой, Гаврюшка – душечка моя. Эх!

Видела парнёночка, да, Гаврю-цыганёночка,

Гавря, Гавря, Гавря мой, Гаврюшка – душечка моя. – 2 раза,

Гавря – душечка моя, купи заветного коня. Эх!

Гавря – душечка моя, купи заветного коня,

На расписанной карете прокати-ка ты меня – 2 раза,

Вдоль по улице широкой, ой, широкой-широкой. Эх!

Я на печке молотила, на шесточке веяла,

Сор-мякину выносила, кого надо видела. Эх!

Я на печке молотила, на шесточке веяла,

Сор-мякину выносила, кого надо видела.

Я на печке молотила, на шесточке веяла,

Сор-мякину выносила, кого надо видела.

ЗА УРАЛОМ, ЗА РЕКОЙ

За Уралом, за рекой

Казаки гуляют.

Ей! Живо, не робей!

Казаки гуляют.

Не каленою стрелой

За Урал пущают.

Ей! Живо, не робей!

За Урал пущают.

Казаки не простаки,

Вольные ребята.

Ей! Живо, не робей!

Вольные ребята.

Они землю берегут,

Край свой защищают.

Ей! Живо, не робей!

Край свой защищают.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/149036-scenarij-prazdnika-kazachja-jarmarka

(СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ – 6 ЛЕТ)

Программное содержание:

1.Знакомить детей с традициями донских казаков, формировать их духовно-эстетическую культуру, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.

2.Развивать у детей музыкальную память, побуждать их к творческой активности, формировать навыки образной деятельности, умение их передавать посредством художественного фольклорного слова, выразительных импровизаций в пении и танце.

Предварительная работа:

Чтение литературы в рамках программы регионального компонента, рассматривание иллюстраций и фотографий с портретами казаков-героев, слушание донских казачьих песен, посещение музея народного казачьего быта, проведение бесед на тему родного края, участие в викторине по истории Дона.

Сценарий мероприятия

Зал нарядно украшен в стиле донской ярмарки, выходит ведущая (воспитатель) в казачьем костюме.

Ведущая:

Посмотрите вокруг:

Зачарует краса,

Нету края прекраснее нашего,

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

А какие сады на Дону у нас,

А какие девчата-красавицы!

Дон – это житница нашей страны,

Стихами и песнями славится.

Осенью донцы хорошо потрудились и собрали богатый урожай овощей и фруктов. И теперь по городам и сёлам гремят казачьи ярмарки. Едут казаки и казачки на людей поглядеть, себя показать. Я предлагаю вам тоже побывать на одной весёлой ярмарке. А было это так.

Мальчики-казаки под музыку едут на конях, а навстречу им девочки, дети останавливаются.

1-ый казак: Здравствуйте, девчата! Чьи же вы будете?

1-ая казачка:

Мы не мамкины, мы не тятькины,

А мы на улице росли

И нас курицы снесли!

2-ой казак: Ой, девчата, хороша милая та, хороша и эта!

2-ая казачка: А у нас в станице все красавицы девицы!

3-ий казак: А куда же вы девчата едете?

3-ья казачка: На ярмарку товар везём. А вы куда?

4-ый казак: Мы тоже едем на ярмарку покупать-торговать.

4-ая казачка: А чем торговать будете?

1-ый казак: Зерно продам, пшено продам,

Гармонь куплю, плясать пойду!

2-ой казак: Плясать пойдём, головой тряхнём,

Своими серыми глазами завлекать начнём!

1-ая казачка: Ой, ребята, вы ребята, чем вы завлекаете?

Иль глазами, иль бровями сердце вынимаете?

Казачий танец (на мотив казачьей песни)

1-ый казак: А может вместе поедем? Веселей будет!

1-ая казачка: А что, и поедем. Мы весёлых хлопцев любим.

Дети становятся парами, обходят круг вдалеке слышится храп.

Ведущая: А что там такое? Кто там спит, что так храпит?

Казак-мальчик: Тпру-у-у.

Останавливаются.

Казачка-девочка: Тс-с-с.

Казак-мальчик: Да это же дед.

Казачка-девочка: И ему, видать, сто лет!

Ведущая: Давайте его разбудим.

Исполняется песня «Про деда» .

В конце песни дед просыпается и прогоняет их палкой.

Ведущая: Да ты, дедушка, не злись. Лучше поедем с нами на ярмарку.

А чей же это огород, и что здесь только не растёт.

А лихой казак машет тяпкой только так!

Исполняется шуточный танец с тяпками.

Ведущая: А в городе на ярмарке товару всякого навезли, со всей округи.

Выходят дети-глашатаи.

1-ый: Внимание! Внимание! Ярмарка открывается! Ярмарка начинается!

2-ой: Приходите, приезжайте!

Всё, что нужно покупайте!

3-ий: Покупайте для души!

Все товары хороши!

1-ый: Дыни, баклажаны, груши золотые!

2-ой: Тыквы-толстопузы,

Сладкие арбузы!

3-ий: Пряники, коврижки медовые,

Конфеты, петушки леденцовые!

1-ый: Варёные раки,

Кренделя в маке!

2-ой: Вот орешки, да орешки. Вкусные, на меду.

Давай в шапку положу!

3-ий глашатай: На ярмарке хороши и блины и беляши.

Из картошки драники, не заменят пряники.

1-ый: Выбор здесь хороший очень:

Ешьте, пейте, кто что хочет.

Чай, горячие ватрушки,

Булочки, баранки, сушки.

2-ой: Ко мне подходи, со мной торг веди.

Откровенно говорю: иль продам, иль подарю!

Ведущая: Базар большой, торгуются шумно.

Казак: Продай дыню за пятак?

Торговец: Ишь, какой умный!

Ведущая: Осень – славная пора, любит осень детвора.

Груши, дыни, виноград – все поспело для ребят.

Сливы сладкие как мёд, Будет на зиму компот.

И варенье, и желе, в каждом доме на столе.

Все товары хороши, что угодно для души.

Исполняется песня « Казачий край»

Выбегает казачка.

Казачка: Кто как, кто как, а мой казак на печи не усидел – галушечек захотел!

Исполняется инсценировка «Галушечки» (старинная казачья песня).

Ведущая: Ой, да ярмарка, гудит, продолжается.

На товары народ удивляется.

Подходите, казаки, подходите, милые.

И коровушку купите за рога красивые.

Инсценировка «Как старик корову продавал» (по С. Михалкову).

Ведущая: А вот мы сейчас посмотрим, сколько корова даёт молока.

Проводится игра «Доим корову».

Ведущая: А что за казачья ярмарка без весёлых состязаний.

Проводятся состязания-аттракционы: «Бой мешками» и «Перекати тыкву».

Ведущая: А теперь пришло время покататься на волшебной карусели.

Проводится музыкальная игра «Карусель».

Ведущая: Вот и вечер зачинается. Ярмарка вся разъезжается.

Ведущая выходит с хлебом-солью.

Ведущая: Вот какой народ донской хлебосольный,

Много в нём душевной теплоты,

Славься, край, весёлый и раздольный,

Красота родимой стороны.

Ты цвети, мой Дон,

Становись всё краше.

Не уронит честь донскую

Поколенье наше.

И звенит, не умолкая,

Песня звонкая о нём.

О казачьем нашем крае,

Что мы родиной зовём!

Исполняется песня «Казаки»

Ведущая: Богат и красив наш донской край осенью. Красив своей природою, тружениками-людьми, богат урожаями и традициями. Так давайте же вместе любить и беречь его!

Ведущая приглашает детей и гостей на чаепитие.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большеивановская средняя общеобразовательная школа

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области

Разработка внеклассного мероприятия

в начальных классах

«Казачья ярмарка на Масленицу»

подготовила

учитель начальных классов

Ткаченко Елена Анатольевна

с. Чернозубовка

2016г.

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

« КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА НА МАСЛЕНИЦУ»

Цель: привить любовь к родному краю, развивать стремление изучать историю родного

края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.

Задачи:

развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;

познакомить детей с казацким бытом;

воспитывать детей на традициях казачьего фольклора (пословицы о казаках, стихи,

песни, частушки, игры).

Необходимый материал: записи песен и музыки, воздушные шары, лотки с товарами,

верёвкаканат, подкова, шапка, зонткарусель, салфетки, самовар, баранки, прянички,

слайды с изображением картинок казачьего быта.

ХОД ЯРМАРКИ

Звучит фонограмма песни «Как донские казаки…». На сцену выходит ведущий, одетый в

казачий костюм.

Ве д у щ и й. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу казачью ярмарку!

Ве д у щ и й. Ярмарка это устраиваемый в одно и то же время большой торг,

с увеселениями и развлечениями.

Ве д у щ и й. Ярмарка считалась у казаков праздником. Они любили проводить весёлые

ярмарки. А народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! Ярмарки в старину

бывали разные — весенние, летние, осенние и зимние.

Ве д у щ и й. Едет народ себя показать, на других посмотреть, да что лишнее продать. На

казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как

могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили.

Ве д у щ и й.Хотите побывать на настоящей казачьей ярмарке?

Да!!!

Ве д у щ и й.Народ собирается — ярмарка открывается!

На сцену с «товаром» в руках выходят «продавцы», с сумками и кошельками —

«покупатели». Они высматривают товар у «продавцов», прицениваются, торгуются.

1 — й п р о д а в е ц. Заходи, залетай, только рот не разевай!

А мы масленицу встречали.

На горушке побывали,

Блином гору выстилали

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали.

2 — й п р о д а в е ц. Тарыбары растабары, есть хорошие товары.

И уж на неделю гульба,

На весь мир напечены хлеба

И народом площадь полна.

Врыты столы широкие,

Накатаны горы высокие,

Качели уже качаются,

Детвора в балаган не вмещается.

3 — й п р о д а в е ц. Приехала масленица, приехала сырная

Разгульная, а не смирная!

Прощайся народ с тоской!

Праздник общий мирской!

И всетаки самый важный

Ведется порядком строгим давно

Не нами, а в прошлом заведено.

1 — й п р о д а в е ц. Прянички, коврижки, конфеты, петушки леденцовые.

Масленицу величаем

И чего только ей не обещаем:

Реки сметаны, горы блинов,

Лишь бы скорее приехала она,

Честная, широкая, веселая боярыня!

Песня танец «Барыня» ласс

2 — й п р о д а в е ц. Кому пирожки? Горячие пирожки. С пылу, с жару — гривенник за

пару.

3 — й п р о д а в е ц. Подносы расписные, платочки цветные. Кому шары, цветные шары?

Летят, как комары. Покупай, забирай, выбирай. (Отдаёт шары

гостям.)

Ве д у щ и й.. Ай да товар! И тот хорош, и другой хорош — выбирай, какой хошь.

1 — й п р о д а в е ц. Товары не продаём, только даром отдаём.

За песни! За шутки! За игры, прибаутки.

2 — й п р о д а в е ц. Торопись, честной народ, наша ярмарка идёт.

3 — й п р о д а в е ц. Эй, девчушкихохотушки, заведитекачастушки . Запевай поскорей,

чтоб порадовать гостей.

Девочкиказачки поют «А я млада не пряха»

А я млада, не пряха, да суровая рубаха

Поехал муж в город на базар, а я млада села прясть.

На моё, на счастье торгаши, ребятушки, эх, да хороши

Навезли пудры, румяна, навезли ленты, кружева.

Как за эти кружева отвалила скирд овса,

Я с донскими казаками прожила ярмо с быками.

Я управилася, да нарумянилася.

Вот он муж мой с городу, ходит, смотрит по двору.

Нет ни скирд, и нет быков, зато много кружевов,

И румяна, и духи, и донские казаки.

Муж всё по двору ходил, сам с собою говорил.

Плеть шелковую снимал, меня младу вразумлял.

Вразумлявши, причитал всё плёточкой поучал,

Вот тебе румяна и духи, и донские казаки.

1-й продавец угощает девочекказачек пряничками.

2 — й п р о д а в е ц. Эй, народ, подходи! На товар погляди! Здесь и стар будет и млад

угощенью атамана рад!

Ве д у щ и й. Что же это за товар? Не томи нас, говори!

Продавцы поют песню «Вы блины мои блины»

1. Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Напекла я блины на четыре сковороды

Никто блин не берёт, никто даром не возьмёт

2.Как на масленой неделе мы блиночков захотели

Со сметаной и медком напекли мы целый ком

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

3.Вот летит, летит блинок, не в тарелку а в роток

Он и пышный и румяный, словно солнцем обагряный

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

4.По селу прокатим с вами мы на тройке с бубенцами

Будем песни петьплясать, всех блинами угощать

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

5.Как на масленой неделе мы блиночков захотели

Со сметаной и медком напекли мы целый ком

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

4-й продавец: Кому папахи, подшальники! Есть на зиму — тёплые, а на лето — модные! И

платки то не простые — все в узорах, расписные! Подходите, выбирайте,

выбирая — поиграйте!

В е д у щ и й. А какая казачья ярмарка без весёлых состязаний? (Обращается к зрителям.)

Ребятушки! Идите сюда скорей! Силушку молодецкую потешите, людей

добрых повеселите.

Выходят 4–6 мальчиков, начинается игра «Перетягивание каната»., «Молодец

удалец».

Игру проводят под музыкальное сопровождение: звучит песня «вы казачкиказаки»

В е д у щ и й.. Ну, ребятушки, любо мне было на вас посмотреть! Добрые сыны —

отцу радость!

В е д у щ и й. Каков казакотец, таков и сын — молодец!

Ве д у щ и й. «На Дону кроме песнопений и приятельских бесед во время Масленицы

организовывались показательные скачки и стрельбы. Приготовления к ним велись почти

месяц. Молодёжь днями не выходила из конюшен, готовила своих лошадей. Наездники на

выхоленных лошадях, украшенных дорогою сбруей собирались в назначенном месте.

Зрители приходили пешком или приезжали на санях. В поле, на открытом месте

устанавливалась мишень в виде большого пучка камыша. Первый всадник на скаку должен

был выстрелом из ружья зажечь камыш. Следующий всадник, держась за гриву коня, делал

выстрел из пистолета по мишени. Другие конники вслед за ним прыгали уже через

пылающий костёр. Такие скачки продолжались до вечера, и казаки успевали поменять по

несколько снопов камыша и лошадей. Устраивались скачки и на выявление самой быстрой

и резвой лошади.

Ве д у щ и й. Дети, особенно мальчики, также устраивали скачки наперегонки, показывали

умение выполнять воинские приемы, устраивали соревнования по стрельбе и метанию из

дротиков.

Ве д у щ и й. Давайте и мы устроим соревнования! Кто хочет участвовать в «скачках»?

Игра «Скачки» звучит старинная казачья песня «Ой, при лужку».

В е д у щ и й. Детишек воспитывать —

Не курочек пересчитывать!

А вот и Марьянка, мала,

Да уже хозяюшка!

По ярмарке весь день ходила,

Ни про кого не забыла!

Покажи нам, что купила?

Марьянка (достаёт из кошёлки и показывает всем)

Ой, в моей сопетке (корзина)

Бечёвка (верёвка), чувяки (тапочки).

В крынке (кувшин) узвар (компот).

Родному батюшке — кушак,

Чтоб подпоясывался в боях!

Любимой матушке — подшальник (лёгкий платок),

Любимой бабушке – рушник (полотенце)

Братьямказакам по новым сапогам!

Маленьким сестрицам — по новым рукавицам.

И себе купила кохточку.

Ух и весело на ярмарке! Песни, смех, шутки, веселье. И я приготовила игру для гостей

ярмарки. Вам нужно будет продолжить пословицы, которые очень часто в речи

употребляли казаки.

От лишних слов… (руки слабеют).

Без атамана… (казак — сирота).

Казак из пригоршни напьётся… (из ладони пообедает).

Терпи казак… (атаманом будешь).

Казацкому роду… (нет переводу).

Казачий обычай такой: … (где просторно, тут и спать ложись).

Казак без службы —… (не казак).

Казак без коня, … (что солдат без ружья).

В е д у щ и й. Гости наши — молодцы, хорошо знают пословицы. А что это у тебя в

руках? (Обращается ко 2му ведущему.)

В е д у щ и й. Да вот нашёл подкову, а что с ней делать, не знаю.

В е д у щ и й.. В старину считалось: кто подкову найдёт, тому она счастье принесёт.

В е д у щ и й.. Так давайте поиграем, кто быстрее подкову в дом принесёт. Ребята,

выходите, порезвитесь, отдохните!

Игра «Передай подкову», звучит песня «Бежит речка по песку»

Дети становятся в круг, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову

за спиной. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует.

(Игра повторяется 3–4 раза.)

В е д у щ и й... Какая у нас богатая ярмарка, чего на ней только нет! Издавна казачий

народ праздновал Масленицу.

Со времён старинных, давних

Праздник Солнца к нам спешит.

Он один из самых ранних

В окна вешним днём глядит.

Это Масленица мчится

Вдоль по улицам родным.

Поёт, гуляет вся станица,

Ест блины куском большим:

Со сметаной и нардеком*,

С рыбой, мясом и икрой.

Шире праздник с каждым веком,

Не назвать его игрой.

Понедельник – день для встречи,

В гости все к друзьям идут.

А во вторник – песни, пляски.

Заигрышем день зовут.

В среду – стол от угощений

Ломится: ешь, пей, казак!

А в четверг – день примирений…

“Тёщин день” – зовётся так.

Мирится свекровь с снохою,

Тёща зятю руку жмёт.

Споры кум забыл с кумою,

В гости всяк к себе зовёт.

Хороводы водят девки,

Парни едут на санях.

С яра снежного подлетки

Мчатся с горок на ногах.

Казаков урядник бравый

Зазывает для игры.

Рано утром он, лукавый,

Навтыкал в сугроб лозы.

На конях разгорячённых

Её рубят казаки:

На скаку на полном саблей

Её режут дончаки.

В стороне казачек важных

Неспокойный курагод.

Они в снег платки бросают –

Пусть наездник подберёт…

Ну а в пятницу – гулянье,

Пир на улицах идёт.

Атамана угощенье…

За столы спешит народ.

От блинов горячих жарко,

Медный самовар пыхтит.

Каждый весел без подарка.

Тройка шумная летит.

Кони ряженые скачут,

Стон полозьев, песни, смех.

Казаки под бубен пляшут,

Старики счастливей всех.

День субботний величаво

Посиделками зовут.

Хороводы с песней водят,

В гости без конца идут.

Воскресенье – день прощанья,

Проводы седой зимы.

В каждой хате целованья,

Год ждать новой Маслены.

Кричалки на масленицу

Появляется Масленица

Колокольный звон

Колокольный звон играет,

Всех к заутрене зовёт.

Молодой и старый знает:

Завтра пост в дома придёт.

После службы в поле выйдут

Все с поклоном казаки.

К Солнцу взор с молитвой вскинут

И попросят полюдски:

Солнце красное, будь щедрым,

В поле семена согрей!

Будь, Господь, к нам милосердным:

Землю дождичком полей.

Дотемна идёт веселье,

Угощается народ,

До звезды до первой, чтобы

Всем наесться наперёд.

Песня – танец «Варенька»

В е д у щ и й... Ярмарка весёлая, карусель игривая, ленты разноцветные, самые

красивые!

Ведущий раскрывает зонт, к которому прикреплены разноцветные ленты, дети выходят

и, держась за ленты, водят хоровод с песней «Как у нашего соседа».

В е д у щ и й. Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

В е д у щ и й Эй, казаченькиподружки,

Веселушкихохотушки!

Казакимолодцы! Озорные удальцы!

В хоровод становитесь!.

Будем петь да плясать, вечерочек коротать!

Масленицу величать!

Танец «Как во дальней во сторонке»

В е д у щ и й Купцов здесь было немало, было много товара!

В е д у щ и й Мы желаем, чтобы мир и покой был на земле, чтобы праздники и ярмарки не

переводились и все на них веселились!

В е д у щ и й Ну, вот и закончилась наша ярмарка. Много интересного мы увидели и

узнали.

В е д у щ и й А теперь пора прощаться.

Не хотим мы расставаться.

Гостей величаем,

На чай приглашаем,

С пряниками, сушками,

Пышными ватрушками.

Звучит казачья песня

Приглашают всех на чаепитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль В. А. Пословицы русского народа : В 2 т. —

Т. 2. — М., 1984.

2. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие

школьные внеклассные мероприятия. — Чебоксары :

КЛИО,1997. — 98 с.

3. Кузнецова Э. Г. Игры. Викторины, занимательные

уроки в школе : пособие для учителей и родителей.

М. : Аквариум, 1998. — 128 с.

4. Поговорки, пословицы, загадки / сост. А. Н. Марты

нова. — М., 1986.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 29 города Ейска

муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ ДСКВ № 29

г. Ейска МО Ейский район

____________ Н.И.Сахно

Развлечение для подготовительной группы

«Кубанская ярмарка»

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Васильева Оксана Павловна

2017 год

Цель:

Прививать любовь к большой и малой Родине, приобщать детей к культурным традициям Кубани.

Развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию двигательной активности у детей.

Воспитывать чувство прекрасного, умение слышать красоту музыки, воспитывать нравственные чувства: сострадание, кротость, желание делать добрые дела; устанавливать дружеские отношения в детском коллективе.

Действующие лица:

Ведущий – музыкальный руководитель,

Коробейники – воспитатели;

Продавцы и покупатели — дети подготовительной группы.

Оборудование:

ПК, аудиоколонки, аудиозаписи;

казачьи костюмы, цветные платки, лошади на палочке, нагайки, обручи, кегли;

ДМИ: ложки, трещотки, бубенцы, казу, стиральная доска;

лотки с товарами (ленты, петушки на палочке, баранки);

предметы казачьего быта;

зал празднично украшен.

Предшествующая работа: знакомство с традицией проведения ярмарок на Руси; разучивание русских и казачьих народных песен, хороводов, частушек; чтение небылиц; рассматривание русских и казачьих народных костюмов.

Ведущий (МР): Кубанская ярмарка! Это настоящий праздник. Повсюду музыка, кубанские песни, смех, говор разноязычной толпы: русских, украинцев, адыгов, грузин и т.п. Не удивляйтесь, на Кубани сегодня живет свыше 100 национальностей, особую прелесть ярмарке придает казачья старина. Какая же ярмарка без плетня и кубанской хаты, крытой камышом! А раз мы на ярмарке, то здесь продают сладости, овощи, фрукты, товары, изготовленные народными мастерами — умельцами. И на нашей ярмарке есть выставка, здесь вы увидите изделия народных мастеров: старинную прялку, вышивку, изделия из дерева, посуду из глины, изделия из соломы, овощи и фрукты, которыми славится Кубань. Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собирайтесь сюда, гости желанные! Начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.

Под музыку «Люблю я казаченьку» дети парами, гуляя входят в зал,встают в произвольном порядке.

Коробейник 1. На ярмарку казачью

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Коробейник 2. И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ казачий собирается,

Ярмарка веселая начинается!

Коробейник 1: А как ты думаешь, о нашей ярмарке все знают?

Коробейник 2: А как же! Гляди сколько гостей в зале!

(вместе)

Добрый день, гости званные и желанные.

Вы, казаки кубанские, люди торговые.

Собрались мы на ярмарку, на веселую да старинную.

Покупайте, продавайте, да вещи приобретайте!

Коробейник 1: Тогда с веселой песни и начинаем.

Песня «Ярмарка»

После исполнения садятся на стулья.

Ведущий(МР): Всем ли места хватило, все ли расселись? Тогда представление начинается, ярмарка открывается! А какая же ярмарка да без скоморохов?!

Под музыку выходят скоморохи (мальчики). Подскоками двигаются по кругу, встают в полукруг.

1 скоморох:

Ярмарка, ярмарка, кто тебе не рад?

На ярмарку веселую все вокруг спешат!

2 скоморох:

Глянешь направо – лавки с товаром,

Глянешь налево – веселье даром.

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ.

3 скоморох:

А на ярмарке товары:

Продаются самовары

Есть лопаты, вилы, санки.

И конфеты, и баранки,

Покупают люди сушки

И творожные ватрушки.

Скоморохи садятся на стульчики.

Коробейник 1: У меня, у Якова товару хватит всякого.

Булавки, приколки, стальные иголки.

За один пучёк плати пятачёк.

Вот орешки, чудные орешки.

Вкусные, на меду, давай, в шапку накладу!

(Показывает товары, предлагает детям.)

Музыканты, налетайте, инструменты покупайте,

Покупайте для гостей, чтобы было веселей!

Игра на дет. муз. инструментах «Коробейники»

(Ладушки «Ложкари» тр. №12)

Выходят трое детей (2 продавца и покупатель)

1й продавец, с подносом пирожков:

Идите ногами, смотрите глазами,

Берите руками, платите деньгами!

Кому пирожки? Горячие пирожки!

С пылу, с жару, гривенник за пару!

Спешите и торопитесь!

Не бойтесь – не объедитесь!

2й продавец, с петушком в руках:

Кому ленты, заколки, гребешок?

Есть у меня золотой петушок (показывает).

Чудо – птица, сидит на высокой спице,

Охраняет границы. Добрым поможет,

А вредных – в темечко клюнуть может.

Покупатель:

Петушка я покупаю

Небылицу вам читаю.

Покупатель и продавец разыгрывают НЕБЫЛИЦУ «Мы с тобой шли». Начинает покупатель.

— Мы с тобой шли?

— Шли.

— Пирожок нашли?

— Нашли.

— Я тебе его дал?

— Дал.

— Ты его взял?

— Взял.

— А где пирожок?

— Какой пирожок?

— Мы с тобой шли?. (повторяется несколько раз)

Ведущий (МР): Вот так люди! Вот так да! Заболела голова.

Коробейник 2: – держит поднос, на подносе — ложки

У меня, у Якова товару хватит всякого.

Булавки, приколки, стальные иголки.

За один пучёк плати пятачёк.

Вот игрушки для души, ай да ложки хороши!

Не зевайте, налетайте, инструменты покупайте.

4 мальчика исполняют «Танец с ложками» (русская народная песня «Ах вы, сени»)

3й продавец: с книгой в руках

А у меня – книжный базар.

Самый ходовой товар.

В руки книжицу берешь –

Всё на свете узнаешь.

Ведущий (МР): Смотрите, ребята, книга какая! Непростая – со сказками, скороговорками да загадками.

А теперь – веселей, выходите, кто смелей!

Позабавьте-ка нас на ярмарке сказками-небылицами!

Выходят дети. Читают:

1. Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с мальчиком в руках,

А за ней — вареник с бабкою в зубах.

«Тпру!» — сказала лошадь, а мужик заржал,

Лошадь пошла в гости, а мужик стоял.

Лошадь ела кашу, а мужик – овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон,

Избы убежали из деревни вон.

Ведущий (МР): Скок-скок сапожок, выходите на лужок.

В круг вставайте, да игры начинайте.

Проводится игра «Игра «Утица»

Описание игры: Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:

Шла утица по бережку,

Шла серая по кругу.

Вела детей за собой.

Вдруг селезень налетал!

Утицу догонял!

Улетай утица скорей,

Да в воротца, не робей!         — Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень — пытается ее догнать.  Если догнал — ведущие меняются.

Ведущий (МР): Как в народе говорят-

Казак без коня не казак.

Казак коня и на ходу остановить может.

Сейчас мы и посмотрим, как наши казачата со своими лошадьми справятся.

Игра «Наездники»

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Ведущий (МР):  Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата, они все были быстрыми, ловкими.

Казаки были люди военные, а главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи.

Сейчас мы и проверим, как наши казачата умеют владеть нагайкой.

Игра «Самый меткий»

Описание игры: Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.

Ведущий (МР): Померялись сноровкой да ловкостью, пора и честь знать, немного отдохнуть да силушку подкопить.

Песня — инсценировка «Казачата»

Выходят девочки, исполняющие танец с платками (по очереди):

— Я купила шаль с каймой, бархатистой, расписной!

— За такую шаль – золото не жаль!

— А у меня платок – во всю голову цветок!

— А на моем платочке – мелкие цветочки.

— А вот мой теплый полушалок – прекрасный подарок!

Девочки исполняют танец с платками «Русский хоровод»

Е.Марасанова

Ведущий (МР): Эй, девчонки-хохотушки и ребята-молодцы!

Запевайте-ка частушки, веселите от души!

И вы, гости, не отставайте, нам частушки подпевайте!

Коробейник 1: У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Выходи, казачье племя,

Запевать частушку время.

Коробейник 2: Где частушка льется,

Там легче живется.

Выходите казачата, парни да девчата.

Да запевай частушечки!

Мальчики и девочки становятся «стенка на стенку», поют частушки:

(мальчики, важно прохаживаются перед девочками)

Дуйте, ветры, дуйте,

Буйные, кружитесь.

По станице мы идем —

Все посторонитесь!

(девочки, кокетливо)

А вы кто такие?

Откуда появились?

У нас нет таких девченок,

Чтобы в вас влюбились!

Мальчики (говорят, удивленно): Ну?

Девочки (говорят, кокетливо): Да!

Все вместе: Вот такие вот дела!

(мальчики) Мы смышлёные ребята,

Мы нигде не пропадем.

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки (говорят, удивленно): Ну?

Мальчики (говорят): Да!

Все вместе: Вот такие вот дела! (проигрыш – танец мальчиков)

(девочки) Ваши ноги непослушны,

В такт они не топают.

Посмотрите-ка на наши,

Как задорно шлепают.

Мальчики (говорят, удивленно): Ну?

Девочки (говорят, кокетливо): Да!

Все вместе: Вот такие вот дела! (проигрыш – танец девочек)

(мальчик) На окошке два цветочка —

Голубой да аленький.

Я мальчишка озорной,

Хоть и ростом маленький.

Все (говорят, удивленно): Ну?

Мальчик-солист (говорит): Да!

Все вместе: Вот такие вот дела!

(девочка) Я сижу на бочке,

Румяные щечки,

Говорят, «накрасилась»,

А я такая родилась!

Все (говорят, удивленно): Ну?

Девочка-солистка (говорит): Да!

Все вместе: Вот такие вот дела!

(все вместе) Мы частушки вам пропели,

Вам пропели от души.

Хороши наши частушки

И мы тоже хороши!

Все (говорят, удивленно): Ну?

Воспитатели и сообразительные зрители (говорят): Да!

Все вместе: Вот такие вот дела!

Коробейник: Разойдись, народ, меня пляска берет!

Пойду, попляшу, себя людям покажу!

Дети исполняют «Кадриль» (Тани-Вани)

садятся на места

Ведущий (МР): Тары – бары, тары – бары,

Раскупили все товары!

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям!

Тут и ярмарке конец,

А кто слушал – молодец!

Коробейник: Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Ведущий (МР) : А пока вы слушали,

Огурцы на огороде

Зайцы скушали.

Коробейник: Коль не вышло с огурцами, угощу вас леденцами.

Выносит поднос с угощением.

Ведущий (МР): Получили леденец? Вот и ярмарке конец!

Под музыку дети выходят из зала.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровой программы со смешариками
  • Сценарий казачья культура
  • Сценарий история одной матери
  • Сценарий именинница звезда
  • Сценарий интервью со звездой пример