Сценарий казахского обряда тусау кесу

Казахская традиция перерезание пут! Казахский обряд тусау кесер ✓ Казахский обычай разрезания пут ✓ Резать путы - казахский обычай✓ Семейный портал для родителей - Pandaland.kz

Изменено: 02.02.2023,
18:17

У казахов много традиционных обычаев, связанных с торжественным событием — рождением ребенка. Один из древнейших обрядов, посвященный детям — “Тусаукесер” (Тұсау кесу). Предки верили, что национальный «тусау кесу» обряд придаст младенцу здоровье, благополучие и оградит от ненастий.

Pandaland решил рассказать читателям про этот древний казахский национальный обряд.

Казахская традиция перерезание пут

Что такое «тусау кесу»? 

“Тусаукесер/Тусаукесу” (казахский обычай разрезание пут) — один из ярких и древних обычаев, который сохранился до наших дней.

«Тусау кесер» на русском:

Казахское слово “тусау” переводится на русский как “путы”, а “кесу” — “резать”.

Обряд «тусау кесу» проводят, когда ребенок начинает делать свои первые шаги. Не существует четких временных рамок, когда нужно отмечать это событие. Одни делают это ближе к году, другие могут и раньше, и позже. Обычно родители объединяют “тусау кесер” с днем рождением маленького джигита или принцессы. Проводить обряд можно и отдельно, тут уже по желанию родителей.

Старшее и младшее поколение верит, что проведение этого обычая позволит обрести ребенку твердую почву под ногами. Издревле считалось, что если отказаться от перерезания пут, то ребенок будет неуклюжий, косолапый и часто будет спотыкаться.

Казахская традиция перерезание пут

Источник фото: pinterest.ru

В Казахстане чтят “традиции отцов”. Родители делают обряд дома, в ресторане или под открытым небом. Все зависит от финансов конкретной семьи.

Детально узнать о праздновании можно из материала нашего блогера Нургуль Наби.

Читайте: Нам 1 годик: подробная инструкция для празднования Тусау Кесу!

Резать путы — казахский обычай

Перед тем, как провести перерезание пут нужно подготовить реквизиты. 

Что нужно для «тусау кесу»:

  • купить национальную одежду;

  • позаботиться о трехцветном жгутике (ала жiп), который потребуется для обвязывания ножек;

  • не забыть про белое полотно — “ак жол”.

Казахская традиция перерезание пут

Источник фото: pinterest.ru

Разноцветный жгут “тусау” для перевязывания ног плетут из нескольких ярких ниток. Обычно для плетения берутся нитки следующих цветов:

  • белые — символизируют чистоту;

  • зеленые — означают здоровье;

  • красные — служат символом финансовой состоятельности.

Раньше предки плели жгут из двух ниток белого и черного цветов. Выбор этой цветовой гаммы связан с добром и злом.

Сейчас к этой детали относятся не так скрупулезно и обязывают ножки младенца атласными лентами подходящих цветов.

Национальный обряд, посвященный ребенку

Когда этап подготовки подходит к финишной прямой, то пора бы уже выбрать человек, который будет разрезать путы.

Перерезывать путы должен либо родственник семьи, либо хороший знакомый. Лучше для этого почетного дела подойдет уважаемый, состоявшийся, энергичный, с богатырским здоровьем и добрыми намерениями человек.

Предки верили, что малыш заимствует качества того человека, который ему перерезал путы. По этой причине нужно выбирать самого лучшего кандидата из всех имеющихся.

Как происходит обряд?

Семья приглашает гостей на это торжество. Наряжает юного казахского джигита или маленькую красавицу казашку в национальную одежду.

Путами обвязывают ножки младенца в форме восьмерке (знака бесконечности).

Казахская традиция перерезание пут

Источник фото: stan.kz

Кто должен разрезать путы ребенку:

Кесушi (избранный человек для перерезания пут) режет жгут и ведет ребенка за обе руки по белой расстеленной дороге (“ак жол”).

Если путы разрезаны ножницами, то младенец сможет не страшны неурядицами судьбы. Если выбор падет на нож, то карапуз будет бесстрашный и выносливый.

Казахская традиция перерезание пут

Источник фото: pinterest.ru

«Тусау кесу» пожелания:

Во время разрезания “тусау” (пут) избранный человек говорит напутственные слова и благословит путь ребенка. После этого на пути крохи разбрасывается “шашу” — сладости (конфеты) и мелочь (монеты).

Виновника торжества осыпают сладостями и деньгами, чтобы он купался по жизни в деньгах и шоколаде. Собравшиеся гости поздравляют родителей с таким событием и благословят первые шаги их сына/дочери.

Когда “тусау кесер” обычай завершается, то остается последнее — выбрать свой жизненный путь. Такой обряд у казахов называется “жол тандау”.

«Тусау кесер» — что ставят перед ребенком:

В конце белой дорожки перед виновником торжества находится предметы. Какой из них выберет ребенок, таким и будет его судьба. Кладут все что угодно, деньги, книги, музыкальные инструменты, ювелирные украшения. Каждый из предметов имеет свое значение.

Деньги — к материальному благополучию, книга — к хорошо развитым умственным способностям, домбра — к творческой деятельности (поэзия, живопись, искусство).

По завершении традиционного обряда “ак жол” — белое полотно — дарят молодой бездетной супружеской паре. Народ садится праздновать торжество за накрытым дастарханом.

Молодое поколение старается соблюдать все нюансы обряда, но с годами он немного осовременил. Каждый привносит свою изюминку и какие-то детали могут меняться.

Это интересно!
Казахский традиционный обряд пользуется популярностью и у других национальностей. Летом текущего года в сети появилось видео, на котором русская семья провела обряд “тусау кесер” своему сыну с соблюдением всех тонкостей. Перед юным богатырем было застелено белое полотно, ножки были обвязаны разноцветными путами в форме восьмерки и после обряда малыш выбрал ключи.

Казахская традиция перерезание пут

Источник фото: newtimes.kz

Пользователи сети положительно отреагировали на ролик. Их удивило и порадовало, что люди другой национальности почтительно отнеслись к казахской традиции.

Фото на главной: ruh.kz

Ак жол —
Тай-тай

Для
проведения обряда тұсау кесер мы купили белое тканевое полотно «ақ жол» с
надписью «тәй-тәй», три атласные ленты – красного, белого и зеленого цвета и
монетки к ним. Эти ленты муж сплел в одну пеструю веревочку «ала жіп», а я
обшила ее монетами. У каждого цвета есть свое значение: красный – достаток,
благополучие, зеленый – процветание, белый – честность, чистота.

Сценарий праздника

Итак,
праздник начался. Звучит заранее подготовленная национальная музыка. Мы
приглашаем всех присутствующих в большой круг, и, когда все гости собрались,
музыка смолкает, а тамада начинает играть на домбре песню-напутствие:

Тұсау кесер алдында

Керегіңді сайлап ал:

Бір пышағын қайшының

Қаратауға қайрап ал;

Бір пышағын қайшының

Алатауға қайрап ал!

Қандай қиын белде де,

Қандай қиын жерде де

Түспесінші қабағың.

Туған жердің төсінде

Жығылмастан, сүрінбей

Алшайып жүр, қарағым!

Жолың болсын деселік,

Жолыңа нұр төсейік.

Жарылқасын алдыңнан.

Тұсауыңды кесейік!

Тұсауыңды кесейік!

Күрмеуіңді шешейік.

Прежде чем провести

обряд разрезания пут,

выбери, что возьмешь

с собой ты в путь:

заточи острие ножниц,

на две стороны гор

Каратау и Алатау. 

В каком бы ты ни был трудном положении

и как бы тяжело ни было в чужом краю,

пусть голова твоя никогда не опускается.

Прикрывая грудью свою родную землю,

не пошатнись, не упади,

ходи широкой и уверенной поступью.

Родная, желаем тебе счастливого пути,

освещаем твой путь светом.

Благодетельствуем перед тобой,

разрезая путы ног,

снимаем оковы с ног.

Словами одобрения и аплодисментами гости поддержали напутствие и
встретили кесуші – человека, которого выбирают разрезать путы
. У нас
кесуші стала тетя мужа, и именно она завязала на поясок Диане кармашек (қалта)
со сладостями, он символизирует бремя, которое тяготит ребенка. При этом
действии кесушіговорит напутствие-пожелание:

Беліңе қалта байладым,

Дәулетіңді асырсын,

Ішіне тәтті сайладым,

Қиындықты қашырсын!

Завязала тебе я карман,

пусть переполнится он богатством.

Наполнила его сладостями,

пусть в жизни тебе будет сладко.

После этого кесушіподводит Дианочку к постеленному
белоснежному полотну «ақ жол» и восьмеркой вокруг ног Дианы завязывает путы и
поясняет:

Ішекпен байлағаным – малды болсын, тоқ болсын деген
ниетім,

Көк шөппен байлағаным – жершіл болсын,
көпшіл болсын, өсіп-өнсін дегенім,

Ала жіппен байлағаным – адал болсын, ақ
болсын дегенім.

Красную нить вплела – с пожеланием
богатства, благополучия.

Зеленую нить – с пожеланиями
процветания, благоденствия.

Белая нить вплетена – для чистоты души и
помыслов!»

Далее под аплодисменты присутствующих кесуші разрезает путы и за
руку проводит Диану по белоснежному полотну. В это время тамада поет:

Тәй, тәй, тәй, тәй!

Қаз, қаз, балам, қаз балам,

Қадам бассаң мәз болам!

Күрмеуіңді шешейін,

Тұсауыңды кесейін!

Жүгіре қойшы, құлыным,

Желбіресін тұлымың,

Елгезек бол, ерінбе,

Ілгері бас, шегінбе!

«Топ-топ, малыш, топ, малыш.

Если сделаешь шажочек,

обрадуешь меня.

Сниму я твои оковы,

разрежу путы с ног твоих!

Беги теперь, мой жеребенок!

Пусть развеваются твои волосы!

Будь проворен, не ленись!

Будь первым, ни шагу назад!

После проведенного обряда кесуші снимает с пояса кармашек (қалта)
и разбрасывает традиционное шашу, приговаривая:

Тойға шашу шашылсын!
Халқымның нұры тасысын!

Пусть на праздник рассыплется свет

и озарит лучами народ!

По обычаю белоснежное полотно «ақ жол» дарят молодой паре, у
которой нет детей, а разрезанные путы надо выбросить на дорогу оживленного
перекрестка. Для кесуші
нужно заранее подготовить подарок и вручить его после
обряда.

Тұсауың кесілді, құлама,

Тізеңді жаралап жылама.

Құлындай құлдырап жүгірші,

Кәніки өзіңді сына да

Секірсең құздардан сүрінбе

Шыңдарға шыққанда бүгілме.

Болаттай қабырғаң қатайып,

От ұшқын ойнасың түгіңде.

Ұзақ боп Иншалла өмірің,

Тасысын шаттықтан көңілің.

Жарқырап күн санап өсе бер,

Жарқылдап семсердей сенімің.

Вот и разрезали путы с ног, не
упади! 

Посадив ссадину на коленках, не
плачь! 

Бегай резво, как жеребенок! 

Ну-ка попробуй себя, испытай! 

Прыгая с высоты, не упади. 

Поднимаясь на вершины, не
сгибайся. 

Пусть, как сталь, окрепнут ноги, 

пусть внутри тебя пылает пламя!

Ниспошлет Аллах тебе длинную жизнь,
полную счастья!

Пусть крепнет твоя уверенность,

как меч, с каждым днем ты расти,
расцветай!

Обряд Жол тандау — выбор жизненного пути.

Изучая
национальные традиции, я также узнала об интересном обычае Востока – «жол
тандау», выбор жизненного ориентира, который мы тоже провели. Перед Дианой
разложили 7 предметов, данное число является священным. Клубок шерсти символизирует
долгую жизнь; книга – знания, ум; кисть – способности к искусству; деньги –
процветание; ключи – благосостояние; шоколадка – сладкую жизнь; колечко –
удачное замужество. Диана, не задумываясь, взяла ключи и шоколадку! Все
присутствующие поддержали ее выбор аплодисментами, а тамада дал напутствие:

Оқуда зерек бол, ұйқыда сергек бол!

Істе шебер бол, тұйықта көсем бол!

Ойда мәнді бол, тойда сәнді бол!

Үлкенге тең бол, кішіге кең бол!

Ел үшін жауыр бол, жақсыға бауыр бол!

Достарың сүйінсін, дұшпаның күйінсін!

Құлқынға елікпе, мақтанға желікпе!

В учебе будь смышленым, во сне будь
чуток!

В деле будь мастером, в тайне будь
лидером!

В уме будь логичным, на празднике
красивым!

Старшему будь ровней, к младшему будь
снисходительным!

Для народа будь своим, для хороших будь
родным!

Друзья пусть полюбят, враги сгорят!

Не увлекись выгодой, корыстью,

Не потеряй разум от хвастовства!

Тұсау кесу.

Қазақтың ту байлар жері, қазақ жерінде, киелі Аманеглді елінде , төрт

күл дүниеде, киелі шақар Құмкешу жерінде –

Малдың ішінде адалы қой,

Ақылдың кемесі ой,

Несібенің биігі той,

Бүгінгі тұсау кесер тойы құтты болсын!

Уа, ағайын жатер адам іздегер мұратына,

Ол мұрагер иесі ғой ұл деген .

Жас сәбидің тұсау кесер тойымен,

Қуанышын бөлічіңіз бізбенен.

Тұсау ккскр тойы қазақтың ең қасиетті тойларының бірі. Баланың тұсауын

көктей көгерсін деп кқк шөппен, дәулетті болсын деп малдың тоқ шегімен,

ешкімнің ала жібін аттамасын , адал болсын деген ниетпен ала жіппен

кескен .

Балалы үй базар дегенді ,

Бақытың бала сеніңде,

Бақытың бала меніңде,

Бақытың бала оның да.

Қуаныш сыйлап көңілге,

Ән болып үні тараған.

Базарлы мына өмірге ,

Бей күнә көзбен қараған,

Періштемізді өзінде

Қарсы алайық ағайын. /баланың күлкісі/

Сезінсін сәби жүрекпен,

Аймалап құшқан ай күнің.

Перзентпін деген тілекпен,

Болсын бізде той бүгін. /музыка/

Атам қазақ тұсауды кім болса соған кестірмеген, жүйрік болсын деп

жүйрікке,

Шебер болсын деп шеберге, өнерлі болсын деп өнерлігі, өсіп өнген жанға

кестірген. Боранбай ағамен Дария тәтенің жанұясы немересі Санжардың

тұсау кесуін маған тапсырды.

Биссимиллә деп ала таудан әкелген,

Ала қойдың жүнінен,

Қаратаудан әкелген ,

Қара қойдың жүнінен,

Ала жіпті есейін,

Күрмеуіңді шешейін,

Тусау КесуВашему малышу скоро год? Пора начинать подготовку к одному из главных казахских праздников — „тусау кесу” — „разрезание пут”.

Оговоримся сразу: дата в данном случае — понятие условное. Понаблюдайте на детской площадке: кто-то из малышей уже в десять месяцев делает вполне уверенные шаги, а некоторые карапузики упорно отказываются ходить и в год, и в год и два месяца, и больше. Поэтому, если вы не хотите ждать годика, или, наоборот, считаете, что лучше подождать, пока кроха на самом деле сделает первый шаг, — это ваш малыш и ваше право. Народные традиции мудры и никогда не „диктуют”. Просто в наше время молодым родителям хочется в первый день рождения малыша устроить не просто семейный праздник, а самый настоящий той — с большим количеством гостей, с выполнением старинных обрядов… и тут на помощь приходит обычай „тусау кесу”, исполнение которого может по-настоящему украсить любой праздник!

Поклоняясь Тенгри

Если говорить об истории обычая: „тусау кесу”, как и многое другое, оставили нам в наследство наши предки-язычники. Причем эта традиция существовала и существует не только у казахов, но и у кыргызов, хакасов, тувинцев и других родственных народов. И даже называется одинаково — „разрезание пут”: у казахов — „тусау кесу”, у кыргызов — „тушоо кырктыруу”, у алтайцев — „тужак кезер”.

Поклоняясь верховному божеству Тенгри (Небу), язычники делили мир на три части: подземный, наземный и небесный. Человек за свою жизнь должен был побывать в каждом из этих миров. И первым на его пути был мир подземный: именно оттуда, по поверьям, ребенок приходил на землю, и в первый год жизни его связь с подземным миром была столь велика, что разорвать ее самостоятельно малыш не мог. Нужна была помощь взрослого и сильного человека — и вот с тех самых пор разрезать путы доверяют не просто „шустрому”, как думают многие, но — сильному и духовно, и физически человеку. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром. И малыш делает первый шаг — в наш мир!

Атрибуты от природы

Отсюда, кстати, и атрибуты обычая „тусау кесу”. Из глубины веков, из тех времен, когда наши предки могли использовать только природные материалы, пришла традиция вить путы из зеленой травы, которой были устланы наши степи. Конечно, этому придавалось значение: трава символизировала рост и процветание. Другой вариант — кишка барана. Что, естественно, означало сытую, безбедную жизнь. Но самый распространенный сегодня материал — это скрученные нитки, черная и белая. По одной версии, это означает, что в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить-перешагнуть. По другой — пестрая нить, „ала жiп”, символизирует пожелание — „ала жiптi аттама”, то есть „будь честным”. Заметим в скобках: совершенно не обязательно три раза завязывать малышу все вышеперечисленные путы, на чем иногда настаивают родственники или профессиональные организаторы праздников. И, соответственно, три раза разрезать. Скорее всего, малыш устанет, закапризничает, и вообще откажется делать первый шаг, — и в чем тогда смысл всего мероприятия?

„Гвоздь” программы

Классический „сценарий” обряда „тусау кесу” прост и удивительно хорош в этой своей простоте. Когда гости в сборе, на пол (ковер, траву — если праздник проходит на улице) расстилается белая ткань: по этой белой дорожке малыш должен сделать свои первые шажки, чтобы его жизненная дорога была светлой и долгой — „ак жол”. Затем ножки малыша перевязывают специальным образом — „восьмеркой”. И человек, которого родители, естественно, выбирают заранее (потом его непременно нужно отблагодарить), перерезает путы малышу. Звучит специальная песня обряда „тусау кесу”. Малышу помогают сделать первые шаги по дорожке, имитируя бег. Пока карапуз „бежит”, на ткань бросают традиционное казахское „шашу” — конфеты, сладости и так далее. Теперь „гвоздь” программы исполнен — можно праздновать! Доброго тебе пути, малыш…

Автор: Мадина Тлеубекова

Комментарии

В старинных обрядах мелочей не бывает! Болатбек Бейсбеков, художник

При проведении любого древнего национального обряда нужно понимать: важно — все! Несущественных деталей не бывает. Каждая мелочь имеет огромное значение: так задумали наши предки. Что такое „ала жiп”, которой завязывают путы ребенку? Казалось бы, простая скрученная веревка. Ни в коем случае: „ала жiп” — это целая философия. Как выглядит „ала жiп”, которую делаем мы — семья Бейсбековых? Два скрученных шнура ручной работы, белый и черный. На этих шнурах — 5 монеток и 5 камешков. Потому что „5” и „7” — это священные числа у казахов. И то, что для „ала жiп” используется не семь, а пять монеток, объясняется старинной… „технологией”, придуманной нашими предками специально для обряда „тусау кесу”. Располагаются — и монетки, и камешки — не в свободном порядке, а совершенно определенным образом: так, чтобы после разрезания пут центральная часть — с одной монеткой и одним камешком — осталась в руках у уважаемого человека, который совершил обряд. Потом он унесет с собой эту часть „ала жiп”, и каждый раз, когда будет смотреть на этот своеобразный „сувенир”, будет вспоминать того малыша, которому в свое время в буквальном смысле слова помог встать на ноги. Вспоминать — с добрыми чувствами, добрыми пожеланиями, которые, конечно же, будут помогать ребенку, а потом и взрослому человеку всю его жизнь.

Итак, путы разрезаны. Малыш сделал свои первые в жизни шаги. Но пусть „ала жiп” остаются на его ножках до окончания тоя: наша „технология”, оставшаяся нам в наследство от наших предков, это позволяет. Две части „ала жiп” надежно фиксируются на ножках — и это тоже делается не просто так: пусть в толпе детишек, которые обязательно придут на ваш праздник „тусау кесу”, сразу можно будет увидеть главного виновника торжества. А монетки и камешки уберегут его от сглаза…

Новое время диктует новые правила даже для старинных обычаев: когда моя семья начала производство „ала жiп”, мы поняли, что необходима хорошая упаковка. Такая, чтобы даже сама покупка „ала жiп” уже настраивала на праздник. И конечно, эта упаковка тоже должна быть со смыслом — а как иначе? И мы сделали круглую коробку-цилиндр. В диаметре — 7 сантиметров, по высоте — 21 сантиметр, то есть, опять же, три раза по 7. Таким образом мы – семья мастеров — тоже желаем всего самого лучшего малышу, для которого покупают нашу „ала жiп”.

Что подарить?

В старину малышу после „тусау кесу” дарили коня и седло. Сегодня на этот праздник обычно дарят привычные „малышковые” подарки — то, что всегда приятно получить на день рождения: от игрушек до одежды. Но если вам хочется сделать подарок со значением, такой, чтобы он и через много лет напоминал и родителям, и ребенку о замечательно прошедшем празднике, — обратите внимание на памятную монету „Тусау кесу”, выпущенную Национальным банком Республики Казахстан в 2007 году. Серия — „Обряды, национальные игры Казахстана”. Номинал – 500 тг. Состав — серебро 925-й пробы. Кстати, в этой же серии есть и другая „детская обрядовая” монета — „Бесикке салу”.

Ажеки в главной роли

Роза Садвакасова, художественный руководитель музыкального ансамбля „Ару Ана”

Во все времена главными „действующими лицами” наших обрядов были бабушки. И главными вдохновительницами проведения обрядов — тоже. Кому, как не бабушке, больше всех хочется, чтобы свадьба внучки или сундет-той любимого внука прошли по всем канонам казахских традиций? И кто, как не бабушка, может рассказать своим детям и внукам, как у казахов прежде выдавали замуж и как проводили обряд „тусау кесу”? Но вот вы женили (выдали замуж) всех своих детей, порадовались маленьким внукам, „проконсультировали” по казахским обычаям и традициям всю округу… Что дальше? Именно так возник наш ансамбль „Ару Ана”: мы решили стать, скажем так, „профессиональными бабушками”. Сегодня в нашем ансамбле десять женщин, естественно, все — бабушки (есть и прабабушки!), все — пенсионерки, работаем при продюсерском центре „Нурсай”, которым руководит известный музыкант Нурлан Албан. Мы помогаем возрождать самые простые и милые сердцу национальные казахские традиции: провожаем невесту („кыз узату”), радуемся рождению малыша („бесик той”), помогаем сделать первый шаг на „тусау кесу” и т.д. Естественно, все это происходит под наши песни — и для „тусау кесу” есть своя специальная песня, созданная давным-давно. Сегодня есть несколько ее вариантов, но основа остается прежней: эта песня шаг за шагом описывает и, соответственно, сопровождает обряд. Вот мы взяли малыша в свои руки. Вот мы завязали ему путы. Вот мы поставили его на белую ткань… Счастливого тебе жизненного пути, малыш!

Самое интересное, что в нашем многонациональном Казахстане традиции и обычаи разных народов нередко смешиваются. И вот уже на казахском празднике „тусау кесу” можно увидеть элементы корейского празднования года ребенку, когда перед малышом выкладывают разные предметы (ручку, книжку, деньги и пр.). А еще бывает, что к нам в продюсерский центр обращаются и спрашивают: можно провести казахский обряд для неказахской семьи? Причем чаще всего это касается именно „тусау кесу” — уж очень хорош обычай и велика его символика. Так мы однажды провели „тусау кесу” для маленького корейского мальчика вместе с… Анитой Цой!

Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», 2010, №4

КОММЕНТАРИИ

  • 1.6.2010 23:57:53   ула

    тема!!!

  • 22.11.2010 13:43:04   БАЯН

    ГДЕ КУПИТЬ АЛА ЖИП

  • 12.1.2011 16:57:58   ирина

    спасибо за информацию, доступно и интересно<br />
    буду использовать в работе

  • 2.3.2011 08:20:38   гульден

    спасибо! наши обычаи самые лучшие!!!<br />

  • 10.3.2011 13:32:34   Назым

    Разве „ала жiп”из черного и белого состоит, по моему черное не используют!

  • 5.5.2011 23:56:44   Алия

    Здравствуйте! Не могу найти „ала жiп” про который говорится в комментариях, как и коробочку, помогите скиньте координаты Болатбека Бейсбекова. Спасибо!

  • 13.5.2011 14:40:53   Мейрамжан

    Мне с шейте такой костюм

  • 1.7.2011 15:37:33   Айнура

    Рахмет!!! Алла буйыртса бул той жакында біздін жануяда да болады…

  • 5.8.2011 17:51:34   Нургуль

    Здравствуйте! Где купить „ала жiп” и коробочку.Скиньте пожалуйста координаты Болатбека Бейсбекова. Спасибо!

  • 21.9.2011 07:35:02   Алма

    Скоро, в нашем доме тоже состоится этот праздник. Как много у казахов обрядов и традиций, по мере возможности стараемся всё выполнять.

  • 21.11.2011 15:09:31   настя

    здесь нет про обрезания пут<br />

  • 14.1.2012 23:56:30   Котик-Шмотик

    А что за коробка??? И потом эти 500 тенге 19500 тг стоят как так!!!

  • 13.2.2012 23:47:56   Aлия

    где купить ала жип

  • 19.2.2012 03:40:14   Тимур

    У дочки скоро праздник, как можно связался с авторами статьи?

  • 21.3.2012 22:43:48   Марат

    доброй ночи. завтра у дочи день рождение — она уже ходит — где можно скачать песню по тусау кусу немогу найти плиз помогите или подскажите ссылку откуда можно будет скачать. <br />
    заранее благодарен <br />
    с/у Марат Талдыкорган <br />
    <br />
    <br />

  • 28.3.2012 13:56:45   Асель

    Художественный салон-галерея ASSIA (здесь можно купить „ала жiп”):<br />
    г. Алматы, ул. Казыбек би, 85<br />
    (уг. ул. Чайковского).<br />
    Тел. (8-727) 278-06-32.

  • 29.3.2012 01:09:07   Роза

    Ала жип в Астане я могу приобрести?Где?

  • 18.7.2012 23:24:37   Нургуль

    Здравствуйте! Где купить „ала жiп” и коробочку.Скиньте пожалуйста координаты Болатбека Бейсбекова.

  • 23.7.2012 15:35:19   Мадина

    Здравствуйте! » Ала жіп» можно купить в любом магазине,где продают ткани,в отделе фурнитуры.

  • 9.8.2012 12:26:06   Жанна

    Продаю готовые наборы для «Тусау кесу», включающие все необходимое для проведения обряда в самых лучших традициях! Звоните 8-777-03-99-760

  • 19.9.2012 14:02:47   Алихан

    Ала жип можете сделать самому

  • 19.9.2012 14:33:43   Фея

    Кошмар, все наши традиции, уже не традиции а погоня за модой. Причем с каждым годом добавляются столько много элементов, представляю, через лет этак 100 эти же самые «тусау кесу» какими будут? Разорение для семьи. Не говоря о том, что надо ресторан заказать, гостей пригласить, концерт устроить, за все оплатить!!!!!! Ничего хорошего для семьи кроме как пустой траты денег. Вы мусульмане, а не тенгриане, подумайте об этом.

  • 4.10.2012 22:34:14   Диана

    скиньте координаты Болатбека Бейсекова

  • 22.10.2012 16:49:23   Алиюша

    Фея! Кто вас заставляет проводить праздник в ресторане,с шоу программой и т.д. и т.п. Это все понты и показуха лично каждого! И не обязательно мусульманина! Не путайте!

  • 5.11.2012 09:31:59   Эля

    Ала жіп сделать легко. Можно взять обычные ленты («свадебные»), шириной 2 см любых цветов. Я для сына взяла былый, синий и красный, связала косичку — получилось очень красиво. Ресторан, артисты на усмотрение семьи. Мое мнение -это праздник ребенка, родителей и бабушек/дедушек, поэтому для этого необязательно собирать много народу. Мы сделали дома. Для старшего ребенка организовывали пышное торжество. Сравнивая обы варианта, по опыту скажу, лучше дома, в тесном семейном кругу.

  • 19.1.2013 15:46:31   Rai

    На счет «Ала жип» можете обращаться по е-майлу Семьи Бейсбековых:rn Altyn-orda60@mail.ru

  • 20.2.2013 15:07:39   улпан

    Здравствуйте. Скиньте пожалуйста где купит ала жiп по этой технологии с монетками. Спасибо

  • 19.3.2013 18:21:09   Динара

    Напишите номер телефона где можно купить атрибуты для тусау кесу. Спасибо. ykdinara@mail.ru

  • 14.5.2013 09:26:59   Жак

    Всем привет! куплю монету «Тусау кесу» номиналом 500 тенге, может у кого завалялась, 8775 999 24 33

  • 29.5.2013 22:09:04   Зауре

    Всё правильно. обряды казахские надо соблюдать-это наша история,это наша жизнь.Да!-мы тенгрианцы (пусть застрелятся те,кто утверждает,что казахи -мусульмане, топазтар).„Тусау кесу”-по обычаю путы разрезает аксакал(!!!), а не бабушки.не надо молодежь вводить в заблуждение.Молодежи надо ещё подсказать,что мальчикам первый волосок на голове после рождения срезают через 36 дней, а девочкам через 40 дней.Тут ещё пишут некоторые тупоголовые о тое,как о «понтах».Когда у вас родится ребёнок, придётся выкладываться на все 100%,если желаешь своему чаду счастливого пути по жизни.Если старшие пишут про обычаи,надо внимательно читать и запоминать, а не быть крикливым петухом.

  • 24.6.2013 19:32:49   Ержан

    Уважаемая Зауре, задумывались ли Вы, заявляя о том, что казахи — тенгрианцы, «советуя» застрелиться считающим казахов мусульманами, тем самым Вы берете на себя тяжкий грех? Оскорбляя автора цитаты (Феи), верно утверждающей, что черезчур излишняя трата денег — это плохо, и напоминающей нам об истинном смысле этого обряда, напоминая, что мы — мусульмане.

  • 24.6.2013 19:36:10   Ержан

    … Называя людей тупоголовыми, крикливыми петухами, «осведомляя» через сколько дней срезать первый волосок у мальчиков и девочек — показываете свое невежество. Мой Вам добрый совет: почитайте больше об обряде имянаречения, обрезании, о стрижке волос новорожденным и садака, равному весу этих волос, нуждающимся… Желаю Вам обрести знания и не сбиваться с пути!

  • 11.7.2013 02:06:16   Асель

    Всем привет! Подскажите, где можно купить ала жип с коробочкой?

  • 13.7.2013 11:58:11   Симба

    Милые девочки, «ала жип» сделайте сами, это не сложно, купите нитки мулине разного цвета, только не черный, прод-ся в магазине ткани на Тимирязева-Ауэзова, сами уж точно будете делать своему малышу желая все блага!!

  • 7.11.2013 18:44:21   Динара

    А кто должен перерезать?может ли это сделать Аташка?

  • 3.2.2014 19:51:27   Armanda.kz

    rnГотовые наборы для нац,обрядов «Тусау кесу», «Сундеттеу», «Кыркынан шыгару». Для Вас мы приготовили все, чтобы это событие доставило Вам и вашему малышу радость, в каждую вещь мы вложили частичку любви и заботы.rnМы постарались, чтобы вы без особых усилий насладились данным ритуалом, не теряя времени в поисках составляющих для данного праздника. Все, что нужно для данного обычая, мы собрали для вас и доставим прямо к вашей двери.rn8-777-222-99-51/8-701-511-34-32/8-777-200-00-91

  • 2.8.2014 01:57:33   Майра

    Дорогие мамы, помогите! Через неделю у ребенка тусау кесер, отмечаем в ресторане на 100 человек. Не могу найти тамаду добриста, который проведет хороший той с соблюдением всех обрядов. Спасибо заранее, жду на.mk09@list..ru

  • 11.4.2015 13:46:52   12

    как завязывать ала жіп

  • 14.5.2015 20:11:42   без имени

    Побойтесь Бога! Какие языческие традиции? Выбросьте эти традиции! Это подражание язычникам. Язычники — будут гореть в аду. Вы хотите с ними вместе пребывать там?

  • 29.11.2015 14:17:34   Бауыржан

    Нет силы и могущество ни у кого кроме Аллаха

  • 29.11.2015 14:34:35   Бауыржан

    Мусульмане уповать только на Аллаха,а то что Вы предлогаете людям это очевидное заблуждение,только Аллах дает такие силы людям,потому что он наш создатель и не покидает нас до конца.А если люди идут на такие шаги и их ребенок начинает ходить то помните за этим будет стоять шафран. И тем самым Вы отдаляетесь от Аллаха.Помните родители ваша мольба не отвергаеться сделайте дуа за свойх детей и поклоняйтесь своему Господу который сотворил нас и не придавайте Аллах у сотоварищей.

  • 21.2.2016 00:18:58   Толқын

    Где можно найти песню для тұсау кесу? Ответьте пожалуйста!

  • 4.5.2016 15:29:35   Асель

    Кто может разрезать путы? Может ли сама мама своему ребенку передать путы ? Заранее спасибо за ответы

  • Обряд обрезания пут поручали человеку с красивой, твердой походкой, а также обладающему лучшими духовными качествами. Выбирается женщина. Ограничений насчет матери нет, так что, наверное, может.

  • Астана мектеп кз сайтынан

    «Тұсау кесер» салты.

    І-жүргізуші: 

    Қазақ халқы «Ұлыстың ұлы күні» деп аса қадірлейтін бұл күн, яғни
    22 наурыз бүкіл Шығыс халықтарының бас мерекесі. Наурыз – жаңа жыл тойы, көктем
    мерекесі, күн мен түннің теңесу сәті, халықтардың ынтымақ  күні.

    Наурыз мейрам жүректерге нұр сепкен,

    Маңдайымнан сүйіп жатыр күн көктем.

    Жарығыңмен, шуағыңмен Күн-Ана,

    Алып келдің жер бетіне гүл көктем.

    ІІ-жүргізуші:

    Наурызды біздің қазақтың мейрам етуі айрықша сыйымды, артықша
    дәлелді. Неге десеңіз, наурыздың 22-сінде күн мен түн теңеледі, қыс өтіп жаз
    жетіп, шаруа кенеледі. Қыс бойы ақ кебінін жамылып, өлім төсегінде жатқан
    табиғаттың, жанды жансыздың тірілуі кімнің болса да көңіліне шаттық беретіні
    анық болса, тіршілік жағынан қыстың өтуіне, жаздың жетуіне қазақтан артық
    тілектес, қазақтан артық қуанатын ел жоқ деуге сыяды.

    Жыр сыйлаған, нұр сыйлаған тірлікте,

    Қастерледік, қадіріңді білдік те.

    Құтты болсын, Ұлыс күн жұмылдырған,

    Бәрімізді ынтымақ пен бірлікке.

    І-жүргізуші:

    Біз қазақ халқы әулет дәстүрін қастерлеп, дәстүрлік мұраларды
    насихаттап жүрген халықпыз.

    Дәстүрдің озығы бар, жазығы бар,

    Өткеннен бізге жеткен асылы бар.

    Сәбидің кейбір кезін қызықтайтын,

    Қазақта «Тұсау кесер» рәсімі бар.

    ІІ-жүргізуші:

    Тұсау кесу дегеніміз 1 жасқа толып, еркін жүре бастаған
    балбөбектің басқан қадамы құтты болып, одан әрі жаны жамандық көрмей, жүріп
    кетуіне тілек білдіретін салт.

    Күлгенің де той сенің,

    Жүргенің де той сенің.

    Қызықтасын халайық,

    Тұсау кескен бұл күнің

    Есте қалсын, жарқыным.

    І-жүргізуші:

    Әлбетте, баланың тұсауы ала жіппен, қойдың майлы шегімен немесе
    өрілген көк шөппен кесіледі: Ала жіп ақтық пен адалдыққа жол ашады, майлы шек
    байлыққа, тоқтыққа жетелейді, көк шөп көбеюге, өсуге, өнуге шақырады.

    Бүгінгі күні Амантай әже өзінің немересі Аружанның «Тұсау кесер»
    тойын Ұлыстың ұлы күні наурыз мерекесімен тұтастырып, қалың жұрттан бата алу
    мақсатында осы жерде «Тұсау кесер» тойын өткізбекші.

    Амантай әже:

    Алғашқы немерем Аружан жер-Анаға алғаш аяқ басып, үлкен өмір
    көшіне ермек, із тастамақ. Сол құлынымның тұсауын кесуге өзімнің аяғы жеңіл,
    жүрісі шапшаң, ақкөңіл, елімізге сыйы, ардақты ана, сүйікті әже, Орынбасар
    құрбыма немеремнің тұсауын кестіремін.

    Ал, келін балам, кішкентай Аружанды ортаға әкеліп, Орынбасар
    әжесіне табыс ет.

    (Осы кезде ақ жайма жайылып, тұсау кесуге қажетті заттар ортаға
    қойылады.)

    Келін бала:

     (баланы көтеріп келе жатып айтатын өлеңі:)

    Тәй-тәй балам, тәй балам,

    Шақырып тұр айналаң,

    Жүруге алғаш талпындық

    Құтақандай жан балам,

    Қаз-қаз тұрып талпындың,

    Қуантасың, күлесің.

    Аман болсаң аз-ақ күнде

    Алшаң басып жүресің.

    Орынбасар:

    Айналайын балам, өзің қандай сүйкімді едің. Тіл көзім тасқа.

    Бөпеміз қаз тұрыпты,

    Алға қадам басуға,

    Тәй-тәй болып жүріпті,

    Асулардан асуға.

    Маған тұсау кестіріп,

    Жатқандардан бұйрық сол;

    Мені жүйрік депті жұрт

    Менен асқан жүйрік бол.

    (Орынбасар әже қолына ала жіпті алып жатып)

    Ала жіппен тұсайын

    Аружанның аяғын

    Тұсау жібін кесейін

    Жасап баба ырымын.

    Сағат сайын есейіп,

    Шапқыласын құлыным

    Аяқтары талмасын

    Айналайын, алтыным.

    (аяғын байлайды. Қолына қайшысын алып, тұсауын кеседі.)

    Қаз-қаз бала, қаз балам.

    Қадам бассаң мәз болам.

    Қаз баса ғой, қарағым,

    Құтты болсын қадамың.

    Алға қарай баса бер,

    Асулардан аса бер.

    (Аружанды жетектеп жүргізеді.)

    Амантай әже:

    Ал, келіншектер, тәй-тәй-лап

    Әлдиді алға бастаңдар.

    Шошытпаңдар, айқайлап,

    Жалғыз тастап қашпаңдар.

    Немеремнің жолына мол ғып шашу шашыңдар

    Із қалдырсын соңына,

    Алдын кең ғып ашындар!

    ( Ақ жайманың алдын кең ғып ашып баласына жол ашады, шашу
    шашылады, құттықтаулар айтылады.)

    Ләззәт:

    Амантай әжемнің немересінің «Тұсау кесер» тойының құрметіне
    ән-шашу арнайын.

    Ән: Халық әні.

    Амантай әже:

    Рахмет, айналайын, өркенің өссін. Саған да осындай той жұғысты
    болсын.

    Амантай әже:

    Әкеліңдер ана сандықты ортаға «Ақ түйенің қарыны жарылған күн»
    бүгін. Бұл жиған-тергенімді бүгін бермегенде қашан беремін. Осы сый-сыяпатыма
    риза болыңдар, қадамдарыңа гүл бітсін.

     (әже қонақтарына сый-сыяпатын көрсетеді.)

    Ән.

    Бата берілуі:

    Құлыным үлкен жігіт болсын!

    Ата-анасына қызық болсын

    Жақсылармен қатар болсын,

    Жамандармен қатал болсын,

    Ата-дәстүр байлығын жалғастырар,

    Берік бұтақ болсын.

    Наурыздарың құтты болсын!

    Ұлыс береке әкелсін

    Ақ мол болсын,

    Қайда барсаң жол болсын

    Осы тойды қызықтаған

    Баршаңызда той болсын!

    Ұнады ма? Онда достарыңмен бөліс!

    07.07 мы провели традиционный казахский обряд тусау кесу( перерезание невидимых пут) Часто его делают в день когда отмечают той в честь первого дня рождения, но мы не делали т.к Дильназ еще не делала шаги а путы перерезают обычно когда ребенок уже старается ходить. Перерезать эти путы доверяют человеку с легкой красивой походкой и успешным в жизни, я выбрала свою сестру Далю( она и ее сестра Лия аххаха ну и моя тоже ну они близняшки и с детства меня нянчили вдвоем,она закончила школу на Алтын белги, училась на гранте в универе, с детства занималась спортивными бальными танцами и была двукратной чемпионкой республики и с походкой у нее впорядке хехех , замужем и мама двоих дочек, я не зациклина на этом но свекровь хотела чтоб перерезала путы девушка у которой все хорошо, а то свекровь в молодости перерезала путы своей племяннице а ей сейчас уже 30 лет она умница разумница но еще не замужем и свекровь думает что из-за того что она ей перерезала ведь свекровь моя вышла замуж в 34 года) ну читала что праздник должна устраивать киндик шеше( пупочная мама дословно та которая перерезала пуповину, т.е моя мама) вот дома у моей мамы мы это и устроили. Кстати я особо в это все не верю просто дань традициям но реально в этот же день Дильназ начала бегать за одну ручку до этого ни в какую! боялась сразу останавливалась если отпустить одну руку! сейчас уже сама делает маленькие шажочки) после того как перерезали путы ребенок идет по белой ткани чтоб его путь в дизни был светлый что ли это я так понимаю) после чего в старину его садили на белую лошад) ну мы игрушечной заменили конечно) потом ребенку предлагают выбрать несколько предметов из предложенных то что он возьмет и будет ассоциироваться с тем к чему он будет предрасположен или стремится ну символизирует что жто будет играть одну из главных ролей в его жизни как бы так. Дильназ выбрала деньги) уже указывает на то что возможно будет как сестра которая перерезала ей путы она работает в банке может и доча пойдет по ее стопам) фоки не очень качеством кипиш был толком не сфоткали нас нормально(((Если кому интерестно вот подробнее про этот обряд:

    undefined

    Вашему малышу скоро год? Пора начинать подготовку к одному из главных казахских праздников — „тусау кесу” — „разрезание пут”.

    Оговоримся сразу: дата в данном случае — понятие условное. Понаблюдайте на детской площадке: кто-то из малышей уже в десять месяцев делает вполне уверенные шаги, а некоторые карапузики упорно отказываются ходить и в год, и в год и два месяца, и больше. Поэтому, если вы не хотите ждать годика, или, наоборот, считаете, что лучше подождать, пока кроха на самом деле сделает первый шаг, — это ваш малыш и ваше право. Народные традиции мудры и никогда не „диктуют”. Просто в наше время молодым родителям хочется в первый день рождения малыша устроить не просто семейный праздник, а самый настоящий той — с большим количеством гостей, с выполнением старинных обрядов… и тут на помощь приходит обычай „тусау кесу”, исполнение которого может по-настоящему украсить любой праздник!

    Если говорить об истории обычая: „тусау кесу”, как и многое другое, оставили нам в наследство наши предки-язычники. Причем эта традиция существовала и существует не только у казахов, но и у кыргызов, хакасов, тувинцев и других родственных народов. И даже называется одинаково — „разрезание пут”: у казахов — „тусау кесу”, у кыргызов — „тушоо кырктыруу”, у алтайцев — „тужак кезер”.

    Поклоняясь верховному божеству Тенгри (Небу), язычники делили мир на три части: подземный, наземный и небесный. Человек за свою жизнь должен был побывать в каждом из этих миров. И первым на его пути был мир подземный: именно оттуда, по поверьям, ребенок приходил на землю, и в первый год жизни его связь с подземным миром была столь велика, что разорвать ее самостоятельно малыш не мог. Нужна была помощь взрослого и сильного человека — и вот с тех самых пор разрезать путы доверяют не просто „шустрому”, как думают многие, но — сильному и духовно, и физически человеку. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром. И малыш делает первый шаг — в наш мир!

    Атрибуты от природы

    Отсюда, кстати, и атрибуты обычая „тусау кесу”. Из глубины веков, из тех времен, когда наши предки могли использовать только природные материалы, пришла традиция вить путы из зеленой травы, которой были устланы наши степи. Конечно, этому придавалось значение: трава символизировала рост и процветание. Другой вариант — кишка барана. Что, естественно, означало сытую, безбедную жизнь. Но самый распространенный сегодня материал — это скрученные нитки, черная и белая. По одной версии, это означает, что в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить-перешагнуть. По другой — пестрая нить, „ала жiп”, символизирует пожелание — „ала жiптi аттама”, то есть „будь честным”. Заметим в скобках: совершенно не обязательно три раза завязывать малышу все вышеперечисленные путы, на чем иногда настаивают родственники или профессиональные организаторы праздников. И, соответственно, три раза разрезать. Скорее всего, малыш устанет, закапризничает, и вообще откажется делать первый шаг, — и в чем тогда смысл всего мероприятия?

    „Гвоздь” программы

    Классический „сценарий” обряда „тусау кесу” прост и удивительно хорош в этой своей простоте. Когда гости в сборе, на пол (ковер, траву — если праздник проходит на улице) расстилается белая ткань: по этой белой дорожке малыш должен сделать свои первые шажки, чтобы его жизненная дорога была светлой и долгой — „ак жол”. Затем ножки малыша перевязывают специальным образом — „восьмеркой”. И человек, которого родители, естественно, выбирают заранее (потом его непременно нужно отблагодарить), перерезает путы малышу. Звучит специальная песня обряда „тусау кесу”. Малышу помогают сделать первые шаги по дорожке, имитируя бег. Пока карапуз „бежит”, на ткань бросают традиционное казахское „шашу” — конфеты, сладости и так далее. Теперь „гвоздь” программы исполнен — можно праздновать! Доброго тебе пути, малыш…

    При проведении любого древнего национального обряда нужно понимать: важно — все! Несущественных деталей не бывает. Каждая мелочь имеет огромное значение: так задумали наши предки. Что такое „ала жiп”, которой завязывают путы ребенку? Казалось бы, простая скрученная веревка. Ни в коем случае: „ала жiп” — это целая философия. Как выглядит „ала жiп”, которую делаем мы — семья Бейсбековых? Два скрученных шнура ручной работы, белый и черный. На этих шнурах — 5 монеток и 5 камешков. Потому что „5” и „7” — это священные числа у казахов. И то, что для „ала жiп” используется не семь, а пять монеток, объясняется старинной… „технологией”, придуманной нашими предками специально для обряда „тусау кесу”. Располагаются — и монетки, и камешки — не в свободном порядке, а совершенно определенным образом: так, чтобы после разрезания пут центральная часть — с одной монеткой и одним камешком — осталась в руках у уважаемого человека, который совершил обряд. Потом он унесет с собой эту часть „ала жiп”, и каждый раз, когда будет смотреть на этот своеобразный „сувенир”, будет вспоминать того малыша, которому в свое время в буквальном смысле слова помог встать на ноги. Вспоминать — с добрыми чувствами, добрыми пожеланиями, которые, конечно же, будут помогать ребенку, а потом и взрослому человеку всю его жизнь.

    Итак, путы разрезаны. Малыш сделал свои первые в жизни шаги. Но пусть „ала жiп” остаются на его ножках до окончания тоя: наша „технология”, оставшаяся нам в наследство от наших предков, это позволяет. Две части „ала жiп” надежно фиксируются на ножках — и это тоже делается не просто так: пусть в толпе детишек, которые обязательно придут на ваш праздник „тусау кесу”, сразу можно будет увидеть главного виновника торжества. А монетки и камешки уберегут его от сглаза…

    Что подарить?

    В старину малышу после „тусау кесу” дарили коня и седло. Сегодня на этот праздник обычно дарят привычные „малышковые” подарки — то, что всегда приятно получить на день рождения: от игрушек до одежды. Но если вам хочется сделать подарок со значением, такой, чтобы он и через много лет напоминал и родителям, и ребенку о замечательно прошедшем празднике, — обратите внимание на памятную монету „Тусау кесу”, выпущенную Национальным банком Республики Казахстан в 2007 году. Серия — „Обряды, национальные игры Казахстана”. Номинал – 500 тг. Состав — серебро 925-й пробы. Кстати, в этой же серии есть и другая „детская обрядовая” монета — „Бесикке салу”.

    Как рассказала мне бабушка, раньше тусау кесу — перерезание пут ребенку, проводили без особой помпезности. Приглашали женщину с уверенной и быстрой походкой, чтобы ребенок также быстро пошел, накрывали дастархан и одаривали дорогим подарком человека, перерезавшего путы. Сейчас тусау кесу можно провести интереснее и красочнее. Я расскажу о том, как мы готовились и провели обряд перерезания пут.

    Почему обряд “тусау кесу” важен для ребенка?

    Когда ребенок только-только начинает делать первые шаги или просто удерживает равновесие в вертикальном положении, принято проводить ритуал “тусау кесер” – разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка – умение ходить, познавать мир.

    Обычно это происходит в возрасте около года, но некоторые дети начинают ходить раньше, поэтому “тусау кесу” проводят в возрасте от десяти месяцев до года с небольшим. Возможно, в этом обычае есть какой-то необъяснимый смысл, т.к. действительно ребенок, только начавший делать первые шаги, начинает ходить уверенно и даже бегать. У казахов этот обычай соблюдается обязательно и по сегодняшний день, хотя претерпел некоторые изменения и трактуется по-разному в разных регионах. Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным, неуклюжим.

    Действительно, ведь ребенок, начиная ходить, начинает “новую жизнь”, меняется поведение, он

    требует особенного внимания и терпения родителей, становится более любопытным, начинает проводить “ревизии” всех шкафчиков и комодов… Это значимое событие для родителей обязательно отмечают как веселый праздник, собирают родных и друзей, варится бешбармак, накрывается праздничный стол, придумываются многозначительные “тесты” для ребенка.

    Для проведения “тусау кесу” готовят пестрый жгутик – “ала жiп”, переплетенный из нескольких шерстяных ниток разных ярких цветов, имеющий размер приблизительно 50-60 см. Этот жгутик называт “тусау” – путы. Цвет ниток состоит из трех цветов: белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка. В старину путы делали из зеленой травы или из очищенной тонкой кишки домашнего скота. Сами путы “ала жiп” имеют важное значение у казахов – есть притча ” ала жiптi аттама” – “не переступай черту”, остерегающий человека от неправильных поступков. В старину “ала жiп” делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. Перевязывание такими путами символично означало запрет на неверный шаг в жизни – не кради, не обмани, не переступай за черту дозволенного.

    Ритуал торжественно начинают обычно бабушки-тетушки – малыша отвлекают, придерживая его в положении стоя и слегка перевязывают ноги в форме “восьмерки” так, чтобы малыш мог сделать несколько шагов. Иногда перевязывают просто концы жгута к каждой ноге и если еще ходит неуверенно, путы ненадолго оставляют на лодыжке малыша в виде смешных “браслетиков”.

    Старейшины рода дают “бата” – благословение на начало хорошей, достойной жизни у ребенка с первых шагов и начинается самое интересное.

    Среди приглашенных гостей выбирается самый почетный – молодой, здоровый, красивый, энергичный и уважаемый человек, или молодая и быстрая мама семейства, которым доверяется перерезать путы острым ножом. Важно, чтобы поступь у этого человека была легкая, быстрая, поэтому обычно путы перерезают не старики, а молодые люди.

    Малыш делает первые шаги и бабушки – эже или тетушки – апа осыпают его и гостей праздничным “шашу” из сладостей и монет.

    Считается, что темперамент перерезавшего путы человека передается малышу, поэтому родители выбирают быстрого на подъем, живого и жизнерадостного человека. При проведении ритуала около ножек ребенка ложат какие-нибудь предметы – книгу, монету и др. Это своеобразный “тест” для малыша – что он возьмет в руки, с тем предметом будет связана его профессия. Этот процесс бывает особенно веселым, особенно веселые комментарии присутствующих и недоумение малыша, наблюдающего неожиданный смех взрослых.

    Веселое празднование новой вехи в жизни ребенка завершается вручением подарка перерезавшему путы гостю.

    Интересно, есть ли похожие ритуалы у других народов?

    И как только ребенок начинает пытаться делать свои первые шаги казахи проводят обряд «Тусау кесер» (буквально – перерезание пут), после которого ребенок переходит еще одну ступень в своем развитии и это помогает ребенку уверенней и быстрей шагнуть и идти по жизни.По давней традиции этот праздник организовывают «Кiндiк аке – Кiндiк шеше» (их можно сравнить с крестными родителями у христиан)Вообще это большое семейное мероприятие. Женщины начинают готовить угощение, мужчины режут барашка. Собираются самые близкие и уважаемые люди. Это родители малыша, бабушки, тетушки, сестры братья, их детиСамую почетную миссию этого обряда выполняет «Тусау кесушi»(тот, кто перерезает путы).Этот обычай „тусау кесу”, как и многое другое, достался нам в наследство от наших предков. Язычников.К выбору кандидата относятся очень тщательно, в этом выборе даже походка человека имеет значение. Это может быть и уважаемая в семье женщина, как хранительнице домашнего очага, особенно если у нее много детей, а может быть и вставший на ноги уверенный, уважаемый всеми мужчина.Путы делают из разноцветных нитей, причем каждый цвет имеет свое значение, например, белый олицетворяет добро, черный – зло, красный – выражение честности. благородства. В общем, они выражают все то, через что малыш должен будет пройти в своей жизни.Путы перевязывают на ножках малыша восьмеркой и перерезают новым острым ножом.Малыша проводят по белой, постеленной заранее, дорожке (Ак жол). Она выражает его светлый жизненный путь. Бросают конфеты (шашу) во время его шествия. В конце дорожки кладут различные предметы: деньги, книгу, игрушки. И что малыш выберет, значит к этому будет стремиться.Интересно, есть ли похожие ритуалы у других народов?

    а это просто фото с сестрами с лева на право(Даля она перерезала путы,я с Дильназ и Лия(у Лии тоже дочка)

    С какой стороны нужно разрезать путы: как правильно проводить тусау кесу
    Фото — Wikimedia Commons

    Как только ребенок начинает делать первые шаги, вся большая казахская родня собирается на особый праздник.

    Родственники собираются, чтобы разделить с родителями малыша радость и посмотреть на важный обряд. Корни этой традиции в тенгрианстве, ее нередко проводят не только казахи, но и представители других народов, проживающих в Казахстане. Редакция Caravan.kz рассказывает, какие есть тонкости у «тусау кесу».

    Выбор атрибутов

    Так как ребенок — главная звезда мероприятия, для него стелят особую дорожку. Но не красную ковровую, как в Голливуде, а из белой ткани, которая символизирует легкий путь. По-казахски это звучит как «ақ жол»  и буквально переводится как «белая дорога». После завершения обряда ее обычно дарят молодым супругам, которые еще не успели обзавестись своими детьми.

    Кроме того, тщательно выбираются веревка или толстая нитка, из которой сплетается шнур. Обычно предпочитают чистую шерсть. Если же говорить о цвете, сейчас популярны белый (символ чистоты и невинности), красный (символ силы и богатства) и зеленый (символ здоровья и долголетия). При этом по традиции шнур должен быть черно-белым, обозначая белые и черные полосы, которые ждут ребенка в жизни, или, в другой трактовке, добро и зло, которые он должен различать. Веревку длиной примерно 1,5 метра оборачивали восьмеркой вокруг ног ребенка, а после завершения обряда ее было положено сжечь.

    Также существует редкий сегодня вариант традиции, в котором вместо веревки используются трава или очищенные бараньи кишки. Трава обозначала пожелание быстрого роста и взросления, а кишки — достатка и авторитета.

    Разрезают путы обычно остро заточенным ножом и только впереди ребенка. Использовать ножницы было нежелательно.

    В конце «ақ жол» принято класть несколько предметов, которые помогут предсказать судьбу ребенка. Если он выберет деньги — станет богатым, камчу — лидером, если домбру — у него обнаружится творческий талант, а книга или ручка предвещала острый ум и стремление к познанию. Набор предметов может быть разным, как и их трактовка. Например, для девочки могут положить зеркало, которое обозначает красоту.

    Кто должен разрезать путы

    Считается, что малыш может перенять судьбу и даже особенности характера у человека, который разрежет ему путы и проведет потом по светлой дорожке, поэтому родные ребенка обычно выбирали исходя из этого. Сейчас чаще всего провести тусау кесу просят успешных, знаменитых, богатых и здоровых людей. В последние годы такими людьми нередко становятся акимы и другие крупные чиновники, а также звезды эстрады, например, Каракат Абильдина, и спортсмены, например, Канат Ислам разрезал путы прямо в ринге.

    Это поверье настолько сильно, что желающие изменить судьбу иногда повторяют обряд уже во взрослом возрасте, самостоятельно выбирая человека, которому хотят доверить свое будущее.

    Иногда родители делали выбор исходя из того, что хотели изменить в характере своего ребенка. Например, если им казалось, что ребенок чересчур шумный и нетерпеливый, они могли попросить о разрезании пут человека, который славится спокойствием и уравновешенностью.

    Есть и другой вариант: аульные дети наперегонки бегут к малышу, и путы перерезает самый резвый, чтобы ребенок тоже вырос быстроногим.

    Далее избранный проводит малыша по белой дорожке, высказывая ему добрые пожелания, а гости в это время устраивают шашу, осыпая их конфетами и монетами.

    Человеку, который перерезал веревку, принято делать щедрый подарок. Например, Тамара Асар однажды получила за проведение обряда автомобиль.

    После перерезания

    Двое гостей выводят малыша в середину помещения и быстро бегают вокруг него, а остальные присутствующие исполняют специальную песню «Қаз-қаз, балам, қаз балам». Теперь можно начинать застолье.

    По желанию семья ребенка может не ограничиваться тоем и провести соревнования для гостей, например — байгу или кокпар.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровой программы почемучки
  • Сценарий игровой программы покровские посиделки
  • Сценарий игровой программы поиск золотого ключика
  • Сценарий игровой программы поиграйка
  • Сценарий игровой программы планета детства