Сценарий классного часа 4 ноября день народного единства

Классный час, посвящённый Дню народного единства предназначен для учащихся 4 класса, имеет презентационное сопровождение.

Классный час «День народного единства» 

в 4 – в классе

Подготовила и провела :

учитель начальных классов

Горбунова Ольга Михайловна

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Ученица читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, 
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель.

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

Слайды 7-8

— Родина и единство… Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

— Как вы думаете, к чему призывает нас праздник «День народного единства»?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.)

— Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 — 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

— Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

— Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 — 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади — в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленные ученики  читают стихотворение

1)Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

2)Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

3)И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

4)Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

— Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

— Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

— Кто возглавил русское войско? (ответ)

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

— Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

— Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

— Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

(У детей на партах карточки со словами)

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа? (ответ)

Слайд 24 -25

— Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

(ВЫСТУПАЮТ ДЕТИ, каждый говорит свою фразу))

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

IV. Творческий проект

Учитель:

— Какое ещё название имеет этот праздник?

— В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела?(ответ)

— Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

— А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. «Чистый город» (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. «Поможем детям» (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. «Спешите делать добрые дела» (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

— Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение стихотворения учащимися

ПРИЗЫВНАЯ

  1. В День единства будем рядом,
    Будем вместе навсегда,
    Все народности России
    В дальних селах, городах!
  2. Вместе жить, работать, строить,
    Сеять хлеб, растить детей,
    Созидать, любить и спорить,
    Охранять покой людей,
  3. Предков чтить, дела их помнить,
    Войн, конфликтов избегать,
    Чтобы счастьем жизнь наполнить,
    Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

Цель урока:

  1. Познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
  2. Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
  3. Развивать мышление, речь, словарный запас школьника.

Оборудование: мультимедиа-проектор.

План урока:

  1. Вступление.
  2. Раскрытие содержания праздника.
  3. Икона Казанской Божьей матери.
  4. Рассказ о Родине.
  5. Символы государства.

Ход урока

I. Вход под музыку.

(Слайд – виды Москвы)

II. Вступление.

(Презентация)

Вед: Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства. Послушайте стихотворение «День Народного единства».

Наталья Майданик
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Вед: Чему посвящено это стихотворение?

– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова?

III. Беседа о праздниках.

– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)

– Какие праздники вы знаете? (слайд гос. праздники)

Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Ск. лет мы его празднуем? (5)

IV. Раскрытие содержания праздника.

Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)

– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.

– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

– Прочитаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». (Дети читают отрывок по ролям)

(слайд– картина К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»)

(Приложение 1)

Вед: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?

– Кого поставили во главе ополчения?

– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)

– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)

Вед: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

V. Праздник иконы Казанской Божьей матери.

Вед: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)

История иконы.

В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.

Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.

На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

Вед: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

VI. Беседа о Родине.

– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои лесса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Вед.: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)

– За что автор любит свою Родину?

– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

– Какие вы знаете пословицы о Родине?

– Посмотрите на экран. Задание: соберите пословицы. (слайд)

  • Родина – мать, Родине служить.
  • Жить – , умей за неё постоять.
  • Человек без Родины, там и пригодится.
  • Где кто родится, что соловей без песни.

Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)

  • Снежинки так прекрасны и легки,
    Как совершенны у ромашки лепестки,
    Как на доске строка, написанная мелом,
    Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

  • Спокойны и чисты рек русских воды
    Прозрачны и светлы, как вечер зимний
    И благородны и просторны неба своды
    Художник их раскрасил в … (синий)

  • Россия много войн пережила
    И наши деды умирали не напрасно
    И верность Родине их к славе привела
    Под Знаменем Победы ярко…(красным)

– Что у вас получилось? (флаг)

VII. Беседа о государственных символах.

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

  • Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
  • Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
  • Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

– Чем является флаг для нашего государства? (символом)

– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).

– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)

1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд – приложение 2)

– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.

Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯВ День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд)

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Конспект классного часа «4 ноября — День народного единства».

Цель: дать представление о празднике 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа. любовь к Родине интереса к историческому прошлому и настоящему России.

Задачи: формировать у детей чувство гражданственности и патриотизма, ответственность за судьбу Родины, интерес к истории Российского государства; воспитывать гордость за Родину и уважение к защитникам государства.

Форма проведения: устный журнал с элементами беседы.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал (карточки). 

Ход классного часа:

Эпиграф

Родина наша! Гордимся по праву 
Неповторимым величьем твоим! 
Память о прошлом, всемирную славу, 
Предков наследие мы сохраним! 

Л. Разумова 

Учитель:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, 
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

(Клип «С чего начинается Родина»)

Вы знаете о том, что Россия – самая большая страна во всем мире. От Европы до Азии она занимает огромную территорию. Именно поэтому в нашей стране живет так много народов, которые имеют свои обычаи, традиции и культуру, праздники, но объединяет их одно — это любовь к родине, ее прошлому и настоящему.

Сегодня мы с вами собрались поговорить об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать вместе. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.

Соотнесите даты и названия. Слайд 2

12 декабря

День Победы

12 июня

День Конституции

4 ноября

Праздник Весны и Труда

23 февраля

День защитника Отечества

9 мая

День независимости России

1 мая

День народного единства

(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Учитель:

Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(4ноября в нашей стране отмечается праздник — День народного единства.)

-Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник?

(предположения учащихся)

-Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года.

К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа.

-Более полно о празднике – Дне народного единства вы узнаете сегодня на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует). Для этого нам необходимо совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое.

У праздника День народного единства очень древняя история.

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

— Итак, давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

Так что же произошло в 1612 году? (Просмотр учебного видеофильма «Минин и Пожарский»)

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили своих героев. Вот в честь этого события и празднуется День народного единства. 4 ноября, день освобождения Москвы многонациональным ополчением Минина и Пожарского от иноземных захватччиков, с 2005 г. отмечается как государственный праздник – День народного единства.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди, как один вставали на защиту своей страны.

Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

-Давайте теперь, ребята, прочитаем пословицы про родину. Начало пословицы на доске, а конец у вас. Для этого нам надо соединить обе части.

  1. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

  2. Нет земли краше, чем страна наша.

  3. Человек без родины — что соловей без песни.

  4. Родная земля и в горсти мила.

  5. Береги Родину как зеницу ока.

  6. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

  7. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

  8. Если народ един, он непобедим.

  9. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

  10. Народная дружба и братство — дороже всякого богатства.

Бегут года, шагают десятилетия, медленно текут столетия, и каждое из них выдвигает новых героев. Но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть и людей, жизнью своей поправшие время и оставшиеся в веках. К таким относятся и незабвенные спасители Отечества – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Заключительная песня «У моей России»

Классный час в 7 классе

«День народного единства»

Цели:

  • Создать у учащихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.

  • Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.

  • Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.

  • Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу

Вступительное слово учителя (зачитываю эпиграф.)

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Но я пою и славлю ныне

Не твой ромашковый покой,

Я славлю Русь как героиню,

Как землю гордости людской.

Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

4 ноября наша страна отмечала замечательный праздник.

Вопрос: Как называется этот праздник? (День народного единства.)

Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает?

Ответы детей

Верно. Именно этому празднику мы посвящаем свой классный час.

День народного единства появился в нашем календаре 16 декабря 2004 года по решению правительства РФ. А 4 ноября 2005 года мы впервые отметили этот праздник.

Вопрос: Знаете ли вы с какими событиями связан этот праздник?

Ответ: с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Именно в этот день, 4 ноября 1612 г., народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения. Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. И вот, спустя многие годы, он вновь стал общенациональным днём памяти этого исторического события.

Давайте обратимся к истории и вспомним, что такое Смута.

Смутапериод в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лже-цари, также с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённой вторжением поляков и шведов, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.

Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.

Об этом нам расскажут Шарифуллина Карина Карина и Карпович Катя

Выступление учащихся

1. Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III пошел войной на Русь. Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.

В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.

2.Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России

1. Но зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.

2.Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

1. Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства. Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой. Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.

2.1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» — Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

1.Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы.

Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.

2.Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.

На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.

Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию.

  1. 1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.

Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Чтение стихотворения: «Единство навсегда».

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Вопрос: Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Ответ: в Москве на Красной площади перед собором Василия Блаженного в 1818 году был установлен памятник Минину и Пожарскому. Скульптор И.Мартос.

О памятнике подробнее нам расскажут Бобров Антон и Король Данил.

1.Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

2.Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

1.Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

2. И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

1.Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Учитель: Итак, мы с вами совершили небольшую экскурсию в прошлое, познакомились с историей праздника – Дня народного единства. Давайте посмотрим, насколько Вы были внимательны. Проведем небольшую викторину.

Викторина

Вопрос: К чему призывает нас этот праздник?

Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Вопрос: В чем состоит суть дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

Вопрос: Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.

Сегодня мы познакомились с историей праздника. И результатом нашего кл. часа станет стенгазета, посвященная Дню народного единства. Над ее создание мы будем трудиться все вместе. И чтобы работа у нас спорилась, разобьемся на группы.

Работа в группах.

1 группа – Составляет коллаж из предложенных иллюстраций

2 группа – Подбирает синонимы к слову единство

3 группа – Из предложенного материала выбирает описание праздника.

4группа – Собирает пословицы:

В единении — сила.

Не хлебом единым жив человек.

Если народ един – он непобедим.

Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.

Весь собранный материал помещают в стенгазету.

Выпуск стенгазеты.

Учитель: А сейчас давайте поздравим друг друга с этим замечательным праздником – Днем народного единства. Пожелаем всем мира, счастья, доброты. И в знак дружбы и уважения подарим друг другу подарки!

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Единый классный час, посвященный Дню народного единства для студентов 1-го курса ГБПОУ РК «ДПТ».

Цели:

  • ознакомление обучающихся с историей праздника “День народного единства”;
  • воспитание чувства гражданской ответственности, патриотизма, гордости, сопричастности и интереса к истории страны;
  • воспитание чувства долга перед Родиной и уважения к государственным праздникам России.

Задачи:

  • ознакомить обучающихся с историческими корнями праздника;
  • развивать умения обучающихся анализировать и обобщать пройденный материал;
  • способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;
  • воспитывать чувство гордости от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход классного часа

I. Орг. Момент

(1 слайд)

Объявление темы и цели урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

(2 слайд)

Здравствуйте! Я рада приветствовать всех собравшихся на единый классный час, посвященный Дню народного единства. На котором вы ознакомитесь с историей этого праздника, с героями народного ополчения 1611-1612 гг., взрастите в себе чувство гордости за свою Родину и ее историческое прошлое и, надеюсь, станете настоящими патриотами своей страны, способными объединиться в любой момент для ее защиты, как это сделали наши предки. А т. к. День народного единства– это государственный праздник, прошу всех встать для прослушивания Гимна РФ.

ГИМН

Вопросы к студентам: Ребята, а что это за праздник? Как вы думаете, что означает название этого праздника? (Могут быть предложены свои варианты ответов). Не все знают историю этого праздника. Сегодня нам и предстоит ознакомиться с его истоками.

Итак,
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. Какой бы трагичной она не была. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость.

(3 слайд)

Преподаватель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Слова преподавателя: Но, прежде чем мы окунемся в историю этого праздника, давайте посмотрим видео о красоте и бескрайних просторах нашей Родины.

Видео «Мама, Россия мама!»

После просмотра видео, Люба Ф. читает стихотворение С. Васильева.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Преподаватель: О чем это стихотворение? (о Родине)

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение и просмотр видео? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)

А теперь ведущие вам расскажут об истории возникновения этого праздника.

Даша: (4 слайд) А теперь давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России со смертью первого русского царя Ивана Грозного в 1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний на рубеже XVI и XVII веков. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали и разоряли государство Русское, а людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды, объединиться и подняться на защиту Отчизны для изгнания с родной земли врагов.

Маргарита прочитает нам стихотворение:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Даша: (4 слайд) После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. У царя было три сына. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, – неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия.

Люба: (5 слайд) Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

Даша: (6 слайд) И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой. Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско – отвоевать «отцовский» престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

Люба: (7 слайд) В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец – он остался в истории Лжедмитрием I – государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого – ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

Даша: (8 слайд) Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

Люба: (9 слайд) А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

Даша: (10 слайд) Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось – Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Тогда и наступил конец терпению народа.

Люба: (11 слайд) Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

Даша: (12 слайд) И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Люба: (13 слайд) Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель — Прокопий Ляпунов — погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Даша: (14 слайд) Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Люба: (15 слайд) Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Даша: (16 слайд) Ополчение Минина и Пожарского остановилось в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: «Прикажи ополчению, пусть разойдется!» – «Да будет над ними милость Божья и наше благословление! – ответил Гермоген. – Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».

Люба: Так и случилось! Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Даша: (17 слайд) Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

Люба: (18 слайд) Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Даша: (19 слайд) Но, помимо Минина и Пожарского, поистине национальным героем стал Иван Осипович Сусанин.

 В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Люба: (20 слайд)Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. (21 слайд) Сына патриарха Филарета – Фёдора Никитича Романова.

Даша: (22 слайд) Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

Люба: (23 слайд) Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

Даша: (24 слайд)

А сейчас мы вам хотим предложить инсценировку поэмы К. Рылеева «Иван Сусанин»

Действующие лица: Чтец, И. Сусанин, Поляки (3 чел).

Поляк (Кирилл): Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, —

Чтец (Даша): Сусанину с сердцем вскричали враги.

Поляк (Дима):

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.

Поляк (Валентин): Куда ты завёл нас?»

Чтец (Даша): лях старый вскричал

Сусанин (Женя):«Туда, куда нужно,

Чтец (Даша): Сусанин сказал

Сусанин (Женя):

Убейте, замучьте, – моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!

Поляки: «3лодей!»

Чтец (Даша): закричали враги, закипев.

Поляки: «Умрёшь под мечами».

Сусанин (Женя):

«Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь».

Поляки: «Умри же!»

Чтец (Даша):

Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.

Поляк (Кирилл): «Погибни, предатель! Конец твой настал!»

Чтец (Даша):

И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила

Люба: (25, 26 слайд) В честь этого подвига в Костроме и был установлен памятник И. О. Сусанину.

Даша:(27 слайд) В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

(28 слайд) Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы было установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена!

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

(29 слайд)

Преподаватель: Что такое 4 Ноября? Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА – дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Люба: 4 ноября – это день единства всех российских народов;

Даша: 4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

Люба: 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

Даша: 4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

Люба: 4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

Татьяна прочитает стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

(30 слайд)

IV. Творческий «проект» обучающихся

Слова преподавателя: « У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня «День победы» и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Я предлагаю вам разбиться на группы и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника».

Работа в группах (5-7 мин.)

Защита группами своих предложений (2-3 мин.)

Возможные варианты:

  • Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.
  • Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен).

Песня, которую исполняют студенты.

Викторина (31слайд)

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ (переход на викторину при нажатии кнопки Викторина)

  1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
    (Речь Посполитая)
  2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
    (Прокопий Петрович Ляпунов)
  3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
    (Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город)
  4. Как звали национального героя того времени?
    (Иван Осипович Сусанин)
  5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
    (Ярославль)
  6. Кого из претендентов на Московский трон называли «тушинским вором»?
    (Лжедмитрия II)
  7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
    (Казанский собор на Красной площади в Москве)
  8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
    (С воцарением Михаила Романова)
  9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
    (в 1649 г)
  10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
    (День народного единства)

В заключение песня. (Гимн молодежи)

Заключительное слово преподавателя: (Слайд) Спасибо всем участникам и гостям нашего урока! С праздником!

В единстве сила.

7-9 класс

Классный час, посвященный ко Дню народного единства, проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

Цель:

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

формировать ответственность за судьбу Родины;

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

  ЗАДАЧИ:

знакомство учащихся с отношением людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;

воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;

активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

         Учащиеся должны:

иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

(Классный час сопровождается презентацией)

/data/files/g1585233690.pptx (День народного единства))

        ПЛАН:

I.. Активизация деятельности

II .Выступление учителей

— истории, живописи, музыки

III.Рефлекция

Ход урока

I. Активизация деятельности.

Но прежде чем начать классный час, я вам предлагаю ответить на вопросы. Вопросы на листочках перед вами. Пожалуйста, писменно ответьте на вопросы и отложите листочки.

Учитель.

Если спросить у жителей российских городов, особенно тех, что находятся в глубинке, какой праздник отмечается в нашей стране 4 ноября, то ответы, скорее всего, будут разными.

Сегодня, возможно, правильных ответов будет больше, а вот в самые первые годы празднования – начиная с 2005-го, путаницы в головах людей было более чем достаточно.

Опросы показывали, что вначале всего 8-13% населения знали о связи между историческими событиями и учреждением праздника, а более 30% собирались отмечать День согласия и примирения, который к 4-му ноября отношения не имел.

Кстати, о празднике годовщины Октябрьской революции, которую сегодня стали называть переворотом, сожалели очень многие люди – таких набралось более 60%.

В последующие годы ситуация несколько прояснилась: уже 45% опрошенных знали, что отмечается День народного единства, а 6% даже вспомнили про Казанскую икону Богоматери, однако 30% не могли дать точного ответа, а 10% всё ещё мечтали отмечать 4 ноября – как годовщину Великого Октября 1917 года.

Что ж, будем прояснять и дальше, и попытаемся здесь коротко напомнить, каким событиям посвящён праздник 4 ноября, и почему каждому россиянину, а в особенности тем, кто считает себя русским и православным, следует в этот день с благодарностью вспоминать тех, благодаря кому мы сегодня можем жить свободно и независимо.

Некоторые аналитики и социологи придерживаются мнения, согласно которому празднование 4 ноября было введено для того, чтобы сгладить в сознании народа отмену 7 ноября – праздника, который в СССР был самым важным – пожалуй, даже важнее Дня Победы. Между тем, день 4 ноября отмечался в России ещё за сотни лет до революционных событий XX века, и был одним из важнейших православно-государственных праздников.

В 2004 году Межрелигиозный совет России предложил установить 4 ноября День народного единства, и Дума это предложение поддержала. Патриарх Алексий II публично напомнил обществу о событиях 1612 года, о том, как российский народ, несмотря на социальные, национальные, и даже религиозные различия между людьми, преодолел величайшие трудности и невзгоды, объединился перед лицом опасности и победил врага, установив в государстве гражданский мир и согласие.

Владимир Путин, бывший тогда президентом, подписал закон, предусматривающий установление Дней воинской славы России – среди этих дней есть и праздник народного единства. Впервые он был отмечен 4 ноября 2005 года.

Сделаем экскурс в глубь веков…

Слово учителю истории.

События, в память о которых он был учреждён, действительно были и являются для нашего Отечества судьбоносными: если бы не они, могло бы не быть той России, в которую мы верим, и которую любим, какие бы трудности нам ни грозили. Когда в 1584 году умер государь Иван Грозный – последний из Рюриковичей, на Руси началось время, называемое в нашей истории Смутным – это был глубокий и тяжёлый кризис, вначале династический, а потом и государственный. Смута царила не только в высших кругах, но и в умах всех людей: один за другим стали появляться узурпаторы, самозванцы; в стране начались воровство, грабежи и убийства, процветало взяточничество, а кабаки размножались с небывалой скоростью – народ заливал горе.

В то время даже лучшим государственным мужам, на которых держалась Россия, было страшно, и казалось, что Московскому государству пришёл конец. Москву и Кремль сдали польско-литовским захватчикам, а большинство бояр принесли присягу католическому правителю – польскому королевичу Владиславу.

Всё началось в 1611 году, когда по призыву патриарха Гермогена поднялось первое народное ополчение, возглавляемое Прокопием Ляпуновым, воеводой из Рязани. Гермоген призвал всех россиян защитить Отечество и православную веру, выгнать с русской земли ненавистных ляхов – польских захватчиков, а вместе с ними и литовских князей. В тот раз восставшие потерпели поражение: воевода был убит своими же соотечественниками по ложному навету – Смута глубоко проникла в умы, и спасти положение мог только человек с сильной волей и горячим сердцем.

И такой человек нашёлся – это был Кузьма Минин, нижегородский земский староста. В свидетельствах современников он упоминается как «мелкий торговец», но именно он сумел зажечь народ своими речами, напомнив им, что они русские и православные, и что дело освобождения родной земли от супостата самое что ни на есть благородное и великое.

Минин организовал сбор средств для создания нового ополчения, и предложил пригласить в качестве главного воеводы князя Дмитрия Пожарского из Новгорода. Пожарскому было тогда 30 лет, и он согласился возглавить ополчение, но потребовал себе знающего помощника-казначея – народ предложил Кузьму Минина.

Огромное по тем временам количество людей собралось под знамёнами предводителей, которым будет вечно благодарна Россия: одних только служилых собралось больше

10 000, 3000 казаков, 1000 стрельцов, и много военнообязанных из крестьян.

День 4 ноября 1612 года стал одним из величайших в нашей истории: войско, собранное князем и «торговым человеком», смогло очистить Москву от поляков, взяв Китай-город штурмом, и это событие стало концом Смутного времени. Православие восторжествовало, и в этом восставшим помог чудотворный образ Казанской Божией Матери, с которым они шли на штурм, так что 4-е ноября объединяет два великих праздника – в этот же день отмечается празднование любимой народом иконы. Князь Пожарский тогда дал клятву – построить в честь неё храм, и он сделал это.

Царь Алексей Михайлович, сын Михаила Романова, выбранного Земским собором 1613 года, приказал установить в честь этих событий день празднования, так что новым, «молодым» праздником 4 ноября не является – это просто хорошо забытая великая дата нашей истории. Церковь же учредила празднование Казанской иконе Божией Матери — более 300 лет этот день являлся праздником православно-государственным, и только революция 1917 года всё изменила: тогда многие праздники объявлялись старорежимными и ненужными, а о благодарности Казанской Божией Матери и речи быть не могло. Во времена СССР собор, изначально построенный Пожарским, был разрушен, как и многие другие храмы, но сегодня он восстановлен и снова действует.

Когда о празднике вспомнили, и решили учредить его заново, патриарх Алексий сказал, что этот день всегда будет объединять народы нашей общей Родины – России, и неважно, что между нами есть различия – социальные, национальные или религиозные. Никакие различия не должны мешать людям жить в мире и согласии, трудясь для блага Отечества и своего собственного – в противном случае сохранение государственности и независимости невозможно.

Сегодня 4 ноября – это государственный выходной день, и считается, что он фактически перенесён с 7-го числа. Можно считать и так, однако всё проще: в настоящее время празднование революции 1917 года изжило само себя, и наши ценности стали другими. Мы не отказываемся от своей истории – это было бы малодушием, но вряд ли уместно считать праздником день, который стал началом разрушения многих ценностей России и русского народа. Впрочем, для многих людей старшего поколения он остаётся любимым праздником — они продолжают отмечать его по-своему, и для них это нормально.

Учитель

Почему День народного единства так важен для России?

(Ответы учащихся)

Только вместе мы можем быть сильным и великим народом – вся наша история показывает это, поэтому взаимное уважение и сохранение традиций жизненно необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и понимания в обществе, для нашего счастья и благополучия.

Отражением нашей истории – и дореволюционной и послевоенной — является символика нашего государства. Именно этот принцип положен в основу предложенного президентом РФ варианта государственной символики. С одной стороны, — флаг и герб, которые отражают дореволюционную историю, с другой — музыка Александрова, которая помогала объединять нашу страну в трудные годы, восстанавливать её из разрухи в послевоенный период.

Слово представляется учителю рисования

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

Герб был позаимствован у Византии, после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, в период создания единого централизованного государства, в 1497 году.

Что означает герб с изображением орла? Эта птица — самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Евгений Ухналёв.

Вопрос: Где можно увидеть герб?

Ответ: На паспорте, аттестате, свидетельстве о рождении, на почтовых марках, дипломе, наградах правительства и другом.

Флаг .

Трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I, каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку. Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести; синий – небо, верность, вера, правда; красный – власть, огонь, отвага. В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом. В 1991 году произошло возвращение к триколору. Флаг – полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Отношение ширины флага к длине 2:3.

Все мы знаем, что 22 августа –. День Государственного флага Российской Федерации.

Слово – учителю музыки и МХК.

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Гимн был утверждён 8 декабря 2000 года.

Учитель.

И неважно, какую веру мы исповедуем, на каком языке говорим и каких политических взглядов придерживаемся: мы все – россияне, и у нас одна судьба и одно будущее. Любовь к своему Отечеству спасала наш народ во все времена, помогала одолеть любых врагов и справиться с любыми трудностями – давайте же будем помнить об этом!

Такие вечные ценности как, здоровье, успех, взаимопонимание, любовь, добро и счастье – зависят только от нас самих.

III. Рефлекция

А сейчас проверьте себя: насколько вы правильно ответили на вопросы.

1 В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов

2 Казанский собор

3. Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади

4 в 2005 году

5. изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения

6. более 190 народов.

7. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

8 . Народный художник Евгений Ухналёв.

9. 22 августа

10. Верхняя — голубого, средняя — зелёного и нижняя — белого цвета.

Приложение 1.

Вопросы

1. В честь какого события отмечается День народного единства?

_________________________________________________________________

2. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?

___________________________________________________________________

3. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?

__________________________________________________________________

4. В каком году в России начали отмечать День народного единства?

__________________________________________________________________

5. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?

_____________________________________________________________________

6. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию? А сколько — на территории Республики Башкортостан?

_____________________________________________________________________

7. Кто автор музыки и слов гимна России?

______________________________________________________________________

8 .Кто автор герба России?

_______________________________________________________________________

9. Когда отмечается День российского государственного флага?

____________________________________________________________________


10.Цвета Государственного флага Республики Башкортостан?

________________________________________________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий квн безопасная дорога детства приветствие
  • Сценарий квн на башкирском языке
  • Сценарий квеста гравити фолз сценарий
  • Сценарий классного родительского собрания
  • Сценарий квн английский язык