Сценарий классного часа день памяти неизвестного солдата

Классный час для всех учителей, классного руководителя для 5 класса по ФГОС. Методические разработки для 5 класса.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Автор: ГРАЧЁВА ЛАРИСА ИВАНОВНА,

учитель русского языка и нач.классов

УДЕРЕВО — 2017

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Класс: 3 – 6.

Направление: гражданско – патриотическое.

Цель классного часа: Воспитывать личность – патриота России, способного гордиться своей страной.

Задачи классного часа:

1. Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения через раскрытие значения понятия «патриот».

2. Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

Тип: тематический

Форма классного часа: беседа.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для демонстрации презентации; цитаты о патриотизме.

Ход классного часа

Звучит песня «Журавли».

1.Объявление темы классного часа.

Ученик 1:

Не дымятся дали,

Пыль черна от слез. Ни одной медали Дед мой не принес. Только в этом самом

Нет его вины,

Потому что сам он

Не пришел с войны.

Учитель: Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано — «пропал без вести». Далеко не у всех тех, кто числится убитым, указано место захоронения. Эти бойцы и командиры Красной Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне. Сейчас лишь очень немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удается вернуть имена. Остальные так и остаются «Неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны.

Ученик 1:

«Прошла война, прошла страда. 
Но боль взывает к людям: 
Давайте, люди, никогда 
Об этом не забудем! 

Ученик 2:

Затем, чтоб этого забыть 
Не смели поколенья. 
Затем, чтоб нам счастливей быть, 
А счастье — не в забвенье!» 

Учитель: 3 декабря 2014 годавпервые в истории, россияне отметили новую памятную дату —День Неизвестного солдата. Закон, которым введен «новый день», был подписан президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным 5 ноября 2014 года.

Именно этому знаменательному событию в жизни россиян и будет посвящен наш классный час.

2.История учреждения праздника.

Учитель: Дата 3 декабря выбрана совсем неслучайно. Именно в этот день в 1966 году прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе и с воинскими почестями захоронен в Александровском саду. Это мероприятие было приурочено к 25-летней годовщине разгрома немецких войск под Москвой. На плите, водруженной на могиле Неизвестного солдата, была сделана надпись: «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен». С тех пор здесь всегда горит вечный огонь и стоит почетный караул. Памятнику присвоен статус общенационального мемориала воинской славы.

Установление Дня Неизвестного солдата — это не просто дата в календаре, это день, когда еще один раз в году мы будем отдаваться дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи имена так и не удалось установить.

Ученик 3:

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Ученик 4:

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Ученик 5:

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Ученик 6:

Неизвестный солдат –

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ученик 7:

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Ученик 8:

Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему –

Вся земля, вся земля.

Учитель: Традиция чтить память павших солдат зародилась очень давно. Отдавать дань внимания бойцам своей страны всегда было делом высокоморальным. Ведь каждая капля крови воина сберегала, возможно, не одну жизнь стариков, женщин и, конечно же, детей.

Иногда в тех местах, где велись кровопролитные бои и падали сраженные пулями и осколками солдаты и офицеры — попросту не оставалось выживших, чтобы похоронить павших. В лучшем случае, убитых хоронили в братских могилах — а матери, сестры и дети так и ждали любимых с поля брани, надеясь на чудо.

Звучит песня «На безымянной высоте»

3.Памятники Неизвестным солдатам.

Учитель: Как символ увековечивания памяти таких безымянных солдат и возникла идея создавать памятники неизвестным солдатам.

Ученик 1:

В чужих краях, на площадях и в парках,
Где шли бои, у гор чужих и рек,
Они стоят — упавшие в атаках,
Они стоят — воскресшие навек!

Ученик 2:

За их спиной гранитные знамёна,
А на руках и дети, и цветы…
И помнят всех упавших поимённо,
Они стоят — как памяти посты.

Ученик 3:

И не уйдут ни днём они, ни ночью,
Не бросят пост под снегом и дождём!..
Держись, Алёша! Бой ещё не кончен,
Дождись, Братишка — мы к Тебе идём!

Ученик 4:

Всё краше жизнь в спасённых ими странах,
И всё скупее речи и венки…
Ещё вчера — любимы и желанны,
Уже сегодня — будто бы враги!..

Ученик 5:

Пусть не сотрутся памятные даты,
Врезаясь в мир тревожною строкой!
Они стоят, советские солдаты —
Не тяготятся должностью такой!..

Демонстрация презентации «Памятники Неизвестному солдату».

Слайд 1

Учитель: В России всем от мала до велика известна могила Неизвестного солдата у Красной стены Московского Кремля. Это одно из значимых мест нашей страны. К мемориалу во время всех государственных праздников торжественно возлагают цветы первые люди государства и высокие гости столицы, сюда стремятся многочисленные туристы и москвичи возложить цветы и посмотреть развод Почетного караула на Посту №1.

Слайд 2

Слева от мемориала находится гранитная стена, на которой выбито: «1941 — Павшим за Родину — 1945», справа — гранитная аллея, где расположены порфировые блоки с замурованными в них капсулами с землей городов-героев. В этих урнах – частицы земли, привезенные сюда из Ленинграда (земля Пискарёвского кладбища), Киева (от Обелиска участникам обороны города), Волгограда (частица Мамаева кургана), Севастополя (земля Малахова кургана), Одессы, Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы (земля взята с тех мест, где велись самые ожесточенные и кровопролитные бои за оборону этих городов) и Бреста (земля от подножия Брестской крепости).

Ученик 6:

Куда б ни шёл, ни ехал ты…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Учитель: В 2010 году комплекс дополнил памятник городам воинской славы.

Учитель: Мемориалы и памятники Неизвестному солдату открыты во многих городах России и других стран.

Слайды 3-18

Могила Неизвестного Солдата г.Новосибирск, парк – Мемориал Славы

Памятник Неизвестному Солдату в г. Новокузнецке, Кемеровская область

Памятник Неизвестному Солдату

у парка Горького, г. Москва

Памятник Неизвестному Солдату

с. Бабаюрт, республика Дагестан

Памятник Неизвестного Солдата

с.Знаменка, Орловская область

Памятник Неизвестному Солдату г. Саранск, Мордовия

Памятник Неизвестному Солдату г. Жуковский, Московская область

Памятник Неизвестному Солдату г.Красноярск

Памятник Неизвестному Солдату с.Хазан , Рязанская область

Памятник Неизвестному Солдату с. Загорье, Ленинградская область

Памятник Неизвестному Солдату, Мемориал Победы г. Курск

Учитель: Есть в Курске и ещё один памятник. Во время строительства комплекса «Курская дуга» в районе ул. Кавказской были обнаружены останки расстрелянных советских солдат. В 1998 году они были перезахоронены на территории комплекса, вскоре над могилой появилась скульптурная композиция с Вечным огнем. Скульптор и автор композиции — Владимир Бартенев.
Ученик 1:

О, если бы покой маячил нам вдали,
И мы прийти к нему когда-нибудь смогли.
О, если бы опять, как зелень луговая,
Мы возвратились вновь из глубины земли…

Учитель: Мемориальный комплекс «Курская дуга» включает в себя:
— памятник маршалу Г.К. Жукову,
— Триумфальная арка,
— Памятное надгробие Неизвестному солдату Курской земли,
— Храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца,
— памятник погибшим курянам,
— стела «Курск — Город воинской славы»,
— аллея военной техники.

Мемориальный комплекс «Курская дуга»

Памятник неизвестному русскому солдату в Берлине, Германия

Учитель: В берлинском Трептов –парке стоит монумент «Во́ин — освободи́тель».  Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене). В мемориале захоронено около 7000 советских воинов из общего числа 75 000 павших при штурме Берлина. Известны имена около 1000 из них. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин — освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной войне и освобождения народов Европы от фашизма.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.

Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.

«В АПРЕЛЕ 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. До начала атаки оставалось 50 минут. Установилась тишина — тревожная и напряженная. Неожиданно сквозь это призрачное безмолвие, смешанное с дымом и оседающей пылью, послышался детский плач. Он доносился словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно. Ребенок с плачем произносил одно понятное всем слово: «Муттер, муттер…», ведь все дети плачут на одном языке. Раньше других детский голос уловил сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, он поднялся почти во весь рост и напрямик побежал в штаб — к генералу.
— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он…

Генерал молча разглядывал невесть откуда взявшегося солдата.
— Только обязательно вернись. Надо вернуться, ведь этот бой— последний,

по-отечески тепло напутствовал его генерал.

Я вернусь, — промолвил гвардеец и сделал первый шаг в сторону канала.

В Берлине Николай Масалов насмотрелся на страдания немецких ребятишек. В чистеньких костюмчиках они подходили к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто исхудавшую ладошку. И русские солдаты совали в эти ручонки хлеб, куски сахара или усаживали худющую компанию вокруг своих котелков…»

Вспоминает Н.И.Масалов: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим — выручили, открыли огонь со всех стволов».

Учитель: Великая Отечественная война навсегда в истории нашей страны останется народной войной против фашизма. Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна.

Ученик: Настанет год, и день, и час, Придет к нам новый юбилей, Но много ль будет среди нас, Не павших на войне людей? Они уходят, как года, Спокойно и неотвратимо, Но то, что сделано тогда, Величественней храмов Рима.

И вечным будет их покой, И память вечная народа —

Как вечно солнце над Окой, Как вечна матушка-природа. (Василий Мурзинцев)

Учитель: Установление Дня Неизвестного солдата — это не просто дата в календаре, это день, когда еще один раз в году мы будем отдавать дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи имена так и не удалось установить.

Ученик:

Поклонимся великим тем годам. Тем самым командирам и бойцам. И маршалам страны и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым. Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья! Всем миром, всем народом, всей землёй,

Поклонимся за тот великий бой .

Минута молчания.

Учитель: Мы с вами счастливые люди. Мы не знаем ужасов войны. Война – это страшно, это кровь, муки, смерть. И через всё это прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Каждый восьмой житель нашей страны погиб на войне . Миллионы людей расстреляны , задушены в газовых камерах фашистских концлагерей. Сотни тысяч семей не дождались отцов, сыновей, дочерей, братьев, сестёр. Многие погибшие стали неизвестными. Они навечно остались лежать в братских могилах.

Ученик:

Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат, И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города… Мир нужен на земле всегда!

( Н.Найдёнова) Рефлексия. Опишите свои ощущения после классного часа.

Фотографии с классного часа

15

Сценарий классного часа, посвящённого «Дню Неизвестного солдата»

в 3 классе с презентацией. 03.12.16 год

Цели мероприятия.

  • Формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, о памятной дате 3 декабря «День неизвестного солдата».

  • Воспитание уважения к защитникам Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы.

  • Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.

  • Развитие познавательных и творческих интересов.

Планируемые результаты: имеет представление о Великой Отечественной войне, кто они неизвестные солдаты, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения , выражает положительные эмоции, сочувствовать, отдавать дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи имена так и не удалось установить.

Материалы и оборудование: презентация, посвящённая Дню Неизвестного солдата, аудиозапись песни «Журавли», песня «Снегири» видеоклип.

ХОД урока.

Песня «Журавли»

Учащийся 1: Слайд 1.

Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета, 
Как хорошо на свете без войны,
Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить.

Учитель:

Да, это здорово! Мы счастливые люди. Мы не знаем ужасов войны, через которые прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Каждый восьмой житель нашей страны погиб на войне. Миллионы людей расстреляны, задушены в газовых камерах фашистских концлагерей. Сотни тысяч семей не дождались отцов, сыновей, дочерей, братьев, сестер. Многие погибшие стали неизвестными солдатами. Они навечно остались лежать в Братских могилах. Братские могилы… Сколько их?

Много! Они в поле, в лесу, в маленьких хуторах и в больших населенных пунктах. В последствии на месте некоторых захоронений появились скромные обелиски.

Стих-е «На братских могилах не ставят крестов…»

На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, 
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!

Учитель:

Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час — Урок Мужества. Сегодня, 3 декабря у нас есть еще один повод вспомнить о страшных годах Великой Отечественной Войны. Повод, когда мы обязаны почтить памятью советских солдат – героев, отдавших жизнь за нашу страну, за нашу Родину, за нас с вами.

Учащиеся читают стихи.

1.Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду 
Неизвестный солдат 
Спит у всех на виду. 
2. Над гранитной плитой 
Вечный свет негасим. 
Вся страна сиротой 
Наклонилась над ним.
3. Он не сдал автомат 
И пилотку свою. 
Неизвестный солдат 
Пал в жестоком бою. 
4. Неизвестный солдат – 
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
5.Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
6. Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могила ему – 
Вся земля, вся земля. Слайд 2, 3

Учитель:
В ноябре 2014 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, устанавливающий в России новую памятную дату — День неизвестного солдата.

Учащийся 2:

Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать. Навечно семнадцать.
Им не встать из-под белых берез,
Из-под алых рябин не подняться

Ведущий 2: Слайд 4, 5

Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано — «пропал без вести». Далеко не у всех тех, кто числится убитым, указано место захоронения. Эти бойцы и командиры Красной Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне. Сейчас лишь очень немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удается вернуть имена. Остальные так и остаются «Неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны.

Учитель:

3 декабря 1966 г., в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 г. на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». Зажжён Вечный огонь. С 12 декабря 1997 г. пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. В центре мемориала — ниша с надписью: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Слайд 6

Учитель:

В 2014 году была утверждена эмблема (с описанием) Дня Неизвестного солдата. 

 

Слайд 7,8,9

    В народе говорят, что души погибших за Отчизну солдат превращаются в журавлей. Эти красивые, гордые птицы стали символом бессмертия души бойцов, которые не вернулись с той далекой войны. Имена многих из них до сих пор остаются неизвестными. 
Память о тех, кто остался Неизвестным солдатом, на чьих могилах нет имен, хранит Вечный огонь. Он горит на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены и у сотен мемориалов по всей России. Подвиг защитников Отечества бессмертен, и символ нашей Вечной памяти – огненные журавли у самого сердца. 

Учитель:

Ребята, среди наших земляков тоже немало солдат пропавших без вести. Неизвестные, они лежат где-то в земле далеко от дома. Но наша с вами память возвращает их каждый раз домой. Давайте же и сейчас вернем их на мгновенье, почтив их подвиг минутой молчания.

Учащийся:

Их теперь не обнять, 
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь –
Скорбный огонь,
Гордый огонь, 
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца 
Своё яркое пламя живущим. Слайд 10,11.

Учитель: Неизвестный солдат никогда не обретет имени и фамилии. Для всех тех, чьи близкие пали на фронтах Великой Отечественной, для всех тех, кто так и не узнал, где сложили головы их братья, отцы, деды, Неизвестный солдат навсегда останется тем самым родным человеком, который пожертвовал жизнью ради будущего своих потомков, ради будущего своей Родины.

 Он отдал жизнь, он лишился имени, но стал родным для всех, кто живет и будет жить в нашей огромной стране.

Солдат умирает дважды: первый раз – там, на поле боя, когда его настигнет пуля, второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее, второй раз солдат должен жить, а мы, живущие ныне на земле, должны сделать всё для этого.

Песня «Снегири» -видеоклип.

А теперь прошу возложить цветы к памятнику в нашем парке с.Новотроицкое.

МБОУ Новотроицкая ООШ

Классный час, посвящённый

«Дню Неизвестного солдата»

В 3 классе.

Классный руководитель Скирда Е.Н.

авторы: Валентина Витальевна Вельченко , учитель истории, истории, обществознания, права, Амурская область

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Внеклассное мероприятие посвящено Дню Неизвестного Солдата. Ученики знакомятся с историей появления памятной даты, мемориала «Могила Неизвестного Солдата», В ходе мероприятия используется видео, дети участвуют в мастер-классе по изготовлению солдатского треугольника.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса

Цель: приобщение обучающихся к социальным ценностям: патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу.

Задачи:

  • расширение знаний о героическом прошлом нашей страны, о памятных датах России;
  • формирование исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитание чувства гордости за героическое прошлое России.

Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, лист бумаги А4, фломастеры, карандаши (по желанию учащихся).

Форма организации деятельности детей.

  • Поисковая деятельность: поиск информации о героях Великой Отечественной войны
  • Творческая деятельность: чтение стихов, написание письма, изготовление солдатского треугольника.
  • Обсуждение
  • Беседа

Предварительная работа. Дети выполняют небольшие проекты о героях Великой отечественной войны.

Ход мероприятия

Звучит песня «Священная война»

  • Здравствуйте, ребят. Какому событию будет посвящено наше мероприятие?
  • Сегодня мы будет говорить о Великой Отечественной войне.
  • Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.
  • 22 июня 1941 года.

На слайде изображения героев Великой Отечественной войны: Н Гастелло, В. Талалихин, З. Космодемьянская, Л. Голиков, А Матросов, Н. Карбышев.

  • Перед вами портреты, скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей?
  • Это герои Великой Отечественной войны.
  • Назовите имена героев, опишите их подвиг.

Учащиеся называют.

Учитель: Великая Отечественная война вошла в каждый дом нашей великой родины. Мы знаем и помним героев, отстоявших мир для нас с вами. Им посвящены стихи, памятники, о них рассказывают в кинофильмах и картинах.

На слайде изображение памятника неизвестному солдату в Москве.

  • Скажите, пожалуйста, кому посвящен этот мемориал?
  • Этот мемориал посвящен неизвестному солдату. 

Дети читают стихи

Неизвестному солдату

Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата…
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли…

Мы этот образ до сих пор храним –
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нем военной книжки –
Она в бою погибла вместе с ним.

Пусть мы его фамилии не знаем, –
Он был – мы знаем – верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.

И дружба воинов неколебима свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!

Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, –
Пусть нет фамилии у нашего бойца, –
Есть звание российского солдата!

(М. Светлов)

Учитель: Традиция устанавливать памятники неизвестному солдату появилась после окончания Первой мировой войны. Они дань памяти, символ благодарности и уважения к погибшим солдатам, имена которых так и остались неизвестными. Первый мемориал появился во Франции, когда 11 ноября 1920 г. в Париже у Триумфальной арки было сделано почетное захоронение неизвестного солдата, погибшего на Первой мировой войне. Впервые был торжественно зажжен Вечный огонь. Затем уже в Англии, у Вестминстерского аббатства, появился мемориал с надписью «Солдат Великой войны, чье имя ведомо Богу». Позднее такой мемориал появился и в США, где на Арлингтонском кладбище Вашингтона был захоронен прах неизвестного солдата. Надпись на надгробии: «Здесь покоится снискавший славу и почет американский солдат, имя которого знает только Бог».

Учитель: В декабре 1966 года, в 25-летие разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе — места кровопролитных боев — был перенесен прах Неизвестного солдата.
8 мая 1967 года открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата».

Вечный огонь славы, вырывающийся из середины бронзовой воинской звезды, зажжён от пламени, пылающего на Марсовом поле в Петербурге. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» – начертано на гранитной плите надгробья.

Справа, вдоль Кремлевской стены, поставлены в ряд урны, где хранится священная земля городов-героев.

Учитель: Посмотрим, кадры хроники, которые перенесут нас в далекий 1966 год.

Дети читают стихи.

Куда б ни шёл, ни ехал ты… 
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

(М. Исаковский)

У памятника Неизвестному солдату можно увидеть государственных деятелей, возлагающих венки в памятные даты Великой Отечественной войны, людей разных поколений, которые не знают, где покоятся их родственники. Молодожены возлагают цветы, как дань уважения тем, кто отстоял в этой страшной войне мирное небо для будущих поколений.
Почтим и мы память всех тех, кто остался на полях сражений минутой молчания.

Звучит метроном. Минута молчания

Учитель: 24 октября 2014 года Госдума объявила 3 декабря памятной датой России — Днем Неизвестного солдата. Дата установлена в память обо всех чье имя так и осталось неизвестным. Много их лежит в нашей российской земле.

Существует множество поисковых отрядов, которые свое свободное время посвящают поиску и опознаванию останков. Это благородный труд — вернуть чьих то отцов, дедов, прадедов их родным и близким.

В одной такой экспедиции было найдено письмо погибшего солдата будущим поколениям.

Просмотр видео, вопросы для беседы

  • О чем рассказал солдат в своем письме?
  • Какие чувства он испытывал перед боем?
  • Сделали ли потомки неизвестного солдата правильные выводы?

Дети читают стихи.

Листок, уж хрупкий, на изгибах,
Тех, по которым коль сложить,
Те, за которые: «Спасибо…»,
Шептала мать… и мне хранить,
В тот треугольник, что солдаты,
В кусочке жизни, меж боёв,
Где каждый, торопливо прятал,
Не дописав немного слов…

Солдатских писем треугольник,
Листвой осенней, на ветру,
Что обрывало, в ту войну…
Солдат, сержант или полковник –
Равны пред ним, куда слова,
От сердца только, для любимых…
И до сих пор, ещё… хранимых,
Где строчки видимы едва…

(В. Данилюк)

Учитель: Сегодня я вам предлагаю написать свой ответ нынешнего поколения неизвестному солдату. Возможно, вы выразите благодарность за мирное небо над головой, а может быть вы напишете о том, как вы любите свою родину, расскажете, какой стала жизнь сейчас. А затем мы вместе попробуем сложить солдатский треугольник.

Мастер-класс «Солдатский треугольник»

Учащиеся под руководством учителя складывают свое письмо треугольником.

Сценарий и анализ классного часа ко Дню неизвестного солдата

Автор: Алексеева Наталия Владиславовна

Организация: МОУ «СОШ № 7»

Населенный пункт: город Саратов

Оборудование, ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, фонограммы – Шуман. «Грёзы» в исполнении камерного хора Московской консерватории;

«У деревни Крюково» Марка Фрадкина, на слова Сергея Острового, в исполнении Иосифа Кобзона.

1 ведущий. День памяти неизвестного солдата (фоном звучит произведение Шумана «Грёзы» в исполнении камерного хора Московской консерватории). На экране слайд 1 с темой и датой классного часа.

Это памятная дата в России. Отмечается ежегодно, с 2014 года 3 декабря в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами. Слайд 2.

2 ведущий. Это дань благодарности всем, кто погиб на фронтах, память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, и на чьи могилы не могут прийти их родственники и потомки.

3 ведущий. Но все они – герои своей страны – живы в памяти людской,

поэтому важно бережно хранить и передавать от поколения к поколению эту память.

1 ведущий. Всего в войнах и вооруженных конфликтах XX и XXI веков

пропали без вести примерно два миллиона советских и российских граждан. Слайд 3 с данными о пропавших без вести.

2 ведущий. И каждый год работа по поиску и установлению неизвестных и пропавших без вести защитников Отечества продолжается…
3 ведущий. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» (Слайд 4 с этими словами). Сегодня 3 декабря. Слайд 4. Именно в этот день 3 декабря 1966 года,

в ознаменовании 25-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, прах неизвестного солдата из братской могилы советских воинов на 41-м километре Ленинградского шоссе был перенесён и торжественно захоронен у стены Московского Кремля в Александровском саду.

Слайд 6 – фото-Москва. Кремль. Стена в Александровском саду.

1 ведущий. Справа — гранитная аллея, где расположены блоки из темно-красного порфира с замурованными в них капсулами с землей городов-героев: Слайд 7 — Мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» и Вечный огонь славы.
2 ведущий. Ленинграда (взята с Пискарёвского кладбища), (Слайд 8, в презентации названия городов «выплывают» по очереди и остаются на экране).

3 ведущий. Киева (от подножия Обелиска участникам обороны города),

1 ведущий. Волгограда (с Мамаева кургана),

2 ведущий. Одессы (с рубежей обороны),

3 ведущий. Севастополя (с Малахова кургана),

1 ведущий. Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы (земля взята с передовых рубежей обороны этих городов)

2 ведущий Крепости-героя Брест (земля от подножия стен).

3 ведущий. Из материалов школьного музея. 2-ая комната музея (Слайд 9):

Стенд «1418 дней Великой Отечественной войны» (Слайд 10) рассказывает нам о 3-х этапах войны. Великая Отечественная война длилась 1418 дней, и было очень много пропавших без вести солдат.

1 ведущий. Стенд «Челюстно-лицевой эвакогоспиталь № 1304» (Слайд 11) посвящён работе госпиталя, располагавшегося в годы войны в здании нашей школы.

Врачи и медсёстры нашего челюстно-лицевого госпиталя в годы Великой Отечественной войны приложили много усилий для того, чтобы установить личности всех пациентов госпиталя. Многим спасли жизнь, вернули человеческий облик.

2 ведущий. Но 149 человек не могли спасти. И благодаря медицинским работникам – врачам, медсёстрам, санитаркам челюстно-лицевого эвакогоспиталя № 1304 мы знаем их имена. Родственники этих раненых знают, где покоятся тела их близких, умерших от ран в госпитале. Их имена можно прочесть в музее на стенде № 10 (Слайд 12) – «Они захоронены на Воскресенском кладбище города Саратова».

Госпиталь в здании нашей школы располагался до 10 октября 1945 года. В знак памяти о тех событиях установлена Мемориальная доска на здании МОУ «СОШ № 7» города Саратова. (Слайд 13). (Звучит произведение Шумана «Грёзы» в исполнении камерного хора Московской консерватории).

3 ведущий. Теперь мы проведём викторину по теме нашего классного часа. На экране Слайд 14 – вопросы викторины «выплывают» по очереди, учащиеся на выданных листах записывают свои ответы. (Фоном звучит песня «У деревни Крюково» Марка Фрадкина, на слова Сергея Острового, в исполнении Иосифа Кобзона).

Вопросы викторины:

1. Дата, когда отмечается День неизвестного солдата?

2. Кому посвящён День неизвестного солдата?

3. Сколько всего пропало без вести советских и российских граждан в войнах и вооруженных конфликтах XX и XXI веков?

4. Продолжите известные слова «Имя твоё неизвестно…»

5. Какие вы знаете города-герои?

6. Сколько дней шла Великая Отечественная война?

7. Название госпиталя, располагавшегося в нашей школе.

8. Продолжите известные слова «Никто не забыт и…»

9. Какие музыкальные произведения вы сегодня услышали?

10. Как эти произведения помогли вам запомнить или понять услышанную и увиденную информацию? Как подействовали на вас?

После сбора ответов учащихся, открывается Слайд 15 с ответами на вопросы викторины.

Ответы на вопросы викторины:

1. 3 декабря (с 2014 года).

2. Российским и советским воинам, погибшим в боевых действиях на территории страны или за её пределами.

3. Примерно два миллиона.

4. Подвиг твой бессмертен.

5. Города-герои — Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Керчь, Севастополь, Минск, Волгоград, Новороссийск, Тула, Брест.

6. 1418 дней.

7. Челюстно-лицевой эвакогоспиталь № 1304.

8. «…и ничто не забыто».

9. Музыкальные произведения — Шуман «Грёзы» (вокализ), песня «У деревни Крюково».

10. –

1 ведущий. Подведение итогов викторины вы узнаете на следующем классном часе. Спасибо за внимание!

Анализ классного часа, посвящённого Дню памяти неизвестного солдата

Анализ подготовительного этапа классного часа

1. Дата проведения должна быть приурочена к 3 декабря. Анализируемый классный час проходил в 6 классе. Проводила группа учащихся этого же 6 класса. Но собранный материал позволяет провести подобное мероприятие и в 5-х, 7-х классах.

2. Цель воспитательного мероприятия – знакомство с одним из Дней Воинской Славы, памятной датой России — Днём памяти неизвестного солдата. Рассчитано на решение следующих задач: узнать о знаменательной дате новейшей истории как страницы истории нашей Родины, создать новые обучающие ситуации. Данные задачи полностью соответствуют уровню развития детей 5-7-х классов.

3. Выбранная форма – лекция — виртуальная экскурсия — викторина.

4. Выбор данной формы воспитательного мероприятия обусловлен интересами, возрастными и психологическими особенностями учащихся данного возраста.

5. Генератором многих идей были сами ученики – инициативная группа, готовившая классный час. Но эти идеи незаметно подсказывались детям классным руководителем. Ценные идеи, предлагаемые детьми, были в выборе исполнителей музыкальных произведений. Было прослушано сразу несколько вариантов исполнения «Грёз» Шумана и ребята из фортепианного, оркестрового, вокального вариантов выбрали исполнение камерного хора Московской консерватории. Прослушав песню «У деревни Крюково» в исполнении ансамблей «Самоцветы», «Непоседы» выбрали исполнение Иосифа Кобзона.

С самого начала планировали всё вместе. Для работы над данным классным часом приглашались все желающие поучаствовать в мероприятии. Вызвались 7 человек, но пришли на репетицию 5. Так создалась инициативная группа. Обязанности распределяли вместе – кто и чем хотел заниматься. В итоге, в инициативную группу вошли 3 ведущих и 2 составителя презентации. Ведущие собирали и обрабатывали материал, отрабатывали чёткость произношения и сокращали текст до минимума. Презентацию тоже сокращали, оставляя только необходимые сведения на слайдах. Вопросы викторины придумывались для более внимательного слушания. Ребятам хотелось, чтобы всё лучше запомнилось, и в викторине было много победителей.

Уже в подготовительный период учащиеся понимали значимость готовящегося воспитательного дела. В процессе подготовки ребятам предложили провести данный классный час и в параллельном 6 классе. Учащиеся сразу же согласились. На той же неделе этот классный час ребята по просьбе классных руководителей провели в 5-х классах.

Анализ содержания классного часа

Содержание классного часа, посвящённого Дню памяти неизвестного солдата

соответствовало поставленным педагогическим задачам. Конечно, хотелось дать

больше информации об этой памятной дате. Но в то же время надо было помочь

обучающимся прочувствовать и запомнить новые сведения из новейшей истории

России.

Цели и задачи проводимого классного часа были раскрыты перед детьми в

необычной и интересной форме.

Ученики с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении

мероприятия. На классном часе не было скучающих слушателей.

Очень строгую и торжественную обстановку создавало музыкальное

сопровождение, которое подчёркивало атмосферу важности и значимости

событий, о которых рассказывали ведущие.

Всё это усиливало эмоциональное напряжение. Форма проведения не предусматривала всеобщую активность и инициативу. Но была видна заинтересованность, всех участников мероприятия.

Участники инициативной группы – ведущие, технические операторы

уверенно рассказывали и показывали в презентации самостоятельно

подобранный и подготовленный материал. Одноклассники внимательно

слушали. Переключать слайды презентации вызвался малообщительный и

стеснительный ученик. Но презентация, где он на ходу переставил слайды

местами – нашёл несоответствие, помогла ему немного раскрепоститься.

Одноклассники с уважением отнеслись к его работе. Скорее всего в дальнейшем

отношение к нему в классе изменится в лучшую сторону.

Работа по подготовке и проведению данного классного часа понравилась ребятам. Они с интересом готовились, активно обсуждали выбор фонограмм, научились слушать друг друга, не перебивая. Идея классного руководителя о проведении викторины по окончании рассказа вызвала бурный восторг, как и предложение им самим составить вопросы-ответы, а затем войти в состав жюри и подвести итоги. Формой поощрения стали грамоты призёрам викторины и благодарственные письма организаторам, инициативной группе.

Результативность данного мероприятия

В данном мероприятии была достигнута высокая степень достижения поставленных целей и задач. Это мероприятие было проведено в соответствии с планом воспитательной работы школы и класса.

Методика проведения полностью соответствовала возрастным особенностям детей, особенностям данного класса и уровню сформированности детского коллектива.

Одноклассники заинтересовано слушали выступления ребят, многие потом спрашивали, когда будет следующее мероприятия и чем они могут помочь. Инициативная группа следующего воспитательного дела, классного часа уже будет более многочисленна. Данное мероприятие укрепило позиции классного руководителя в классном коллективе, ещё выше подняло авторитет в глазах ребят.

Наиболее удачными моментами проведения классного часа являются следующие моменты:

– в подготовительном этапе – выбор музыкальных фонограмм, сопровождающих рассказ и презентацию,

— на самом мероприятии – внимательное слушание на классном часе и результаты услышанного — в ответах на вопросы викторины.

Роль классного руководителя в процессе работы — роль организатора и

редактора.

Особые затруднения вызвало редактирование собранного ребятами материала. Они сначала принесли слишком много информации, пришлось сокращать. Были непонятные, сложные термины. От некоторых пришлось отказаться, но основные понятия объяснялись, заучивались. Особые сложности вызвало правильное произношение некоторых слов – расставляли ударения. Не сразу было придумано и выбрано музыкальное сопровождение материала.

Если бы пришлось проводить это мероприятие ещё раз, то можно было бы включить в инициативную группу ещё 1-2-х ребят из «неактивных», чтобы расшевелить их. Например, можно было бы поручить этим ученикам сделать несколько фотографий классного часа…

Список литературы

  1. Материалы архива школьного музея МОУ «СОШ « 7» города Саратова.
  2. https://www.calend.ru/holidays/0/0/3220/
  3. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/dien-nieizviestnogho-soldata
  4. Федеральный закон о внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О Днях Воинской Славы и памятных дат России».

Приложения:

  1. file0.docx.. 34,1 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,3 МБ

Опубликовано: 29.11.2019

3 декабря

в России отмечается

День Неизвестного солдата.

Классный час «День Неизвестного солдата».

Цель: 

Дать представление об исторических обстоятельствах, вследствие которых день Неизвестного солдата назначен на 3 декабря.

Задачи: 

1. Показать важность подвига по защите Родины для каждого человека.

2. Воспитание активной гражданской и патриотической позиции учащихся.

3. Выучить песню «Неизвестный солдат» (дать слова предварительно). 

Форма проведения: беседа.

Оформление: презентация.

Вступление

«Я или Родина….»

Видеоролик «Светлой Памяти павших в борьбе против фашизма. Минута молчания» (RT на русском). https://yandex.ru/efir?stream_id=4b851adfafa1a779907a3b672ab20a2c&from_block=player_context_menu_yavideo

(«Реквием (Вечная слава героям…)» Роберта Рождественского)

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно — не мертвым!

Это надо — живым!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо!— ты помнишь, Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…», — Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

День неизвестного солдата – отмечается ежегодно – 3 декабря. Этот день установлен «в целях увековечения памяти, воинской доблести и бессмертного подвига российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами, чьи имена остались неизвестными».

Впервые День неизвестного солдата в нашей стране отметили в 2014 году. Дата 3 декабря была выбрана не случайно. Именно в этот день 3 декабря 1966 года, в ознаменовании 25-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, прах неизвестного солдата из братской могилы советских воинов на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) был перенесен и торжественно захоронен у стены Московского Кремля в Александровском саду. Останки воина (без знаков различия и документов) были эксгумированы 2 декабря из братской могилы в районе подмосковного Зеленограда, у бывшей железнодорожной станции Крюково. В декабре 1941 года здесь шли бои, в ходе которых соединения 16-й армии генерал-лейтенанта Константина Рокоссовского (среди которых была 8-я гвардейская Панфиловская стрелковая дивизия) отразили наступление пехотных и танковых соединений вермахта.

Вечный огонь и почетный караул.

8 мая 1967 года на месте захоронения открыт мемориал — Могила Неизвестного солдата — и зажжен Вечный огонь, доставленный с Марсова поля. Этот огонь был доставлен в Москву из Ленинграда на бронетранспортере в сопровождении почетного кортежа и группы ветеранов войны, среди которых был Герой Советского Союза Алексей Маресьев. Зажег Вечный огонь в Александровском саду генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев.

Мемориал проектировали архитекторы Дмитрий Бурдин, Владимир Климов, Юрий Рабаев и скульптор Николай Томский. В центре размещена площадка из черного отполированного камня лабрадорита, обрамленная плитами из красного гранита. Перед надгробной плитой, в квадратном углублении, установлена бронзовая пятиконечная звезда, в центре которой горит Вечный огонь. Рядом выложена надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». В создании текста участвовали писатель Сергей Смирнов и поэты Константин Симонов, Сергей Михалков и Сергей Наровчатов. По воспоминаниями Сергея Смирнова, в итоге был выбран вариант, предложенный Сергеем Михалковым.

На надгробной плите установлена бронзовая скульптурная композиция в виде солдатской каски и лавровой ветви, лежащих на боевом знамени. Слева от памятника находится плита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945». Справа — аллея, где расположены 12 блоков из темно-красного камня (порфира), в которых замурованы капсулы с землей из городов-героев (Ленинград, Киев, Сталинград, Одесса, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость).

С 12 декабря 1997 года указом президента РФ Бориса Ельцина у Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата установлен постоянный пост почетного караула (пост № 1), перенесенный от Мавзолея Ленина. Караул несут военнослужащие Президентского полка, сменяясь каждый час.

Объект культурного наследия.

17 ноября 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании в Александровском саду Общенационального мемориала воинской славы (включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ).

В настоящее время мемориал являет местом, к которому в праздничные дни возлагаются венки и, который посещают многочисленные делегации, в том числе прибывающие в российскую столицу с официальными визитами главы иностранных правительств и государств.

Помните!

Через века,

через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,—

помните!

НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ

Стихи Валерия Волкова, музыка и исполнение Дмитрия Бочкина.

Неизвестный солдат! Чей ты сын? Чей ты брат?

Защищая отчизну свою,

Ты не встретил рассвет, не увидел закат,

Погибая в смертельном бою.

Неизвестный солдат, безымянный герой!

О тебе мать в печали рыдает.

Ты лежишь на земле, на своей иль чужой,

Только где, мать родная не знает.

По дорогам войны шёл к победе солдат,

Отдаваясь последнему бою,

Но сражённый упал, уронив автомат,

Заслонив мать Россию собою.

На родимой земле твой покоится прах

И горит, как победное знамя,

Над гранитной звездой, на бескрайних ветрах

Вечной памяти яркое пламя.

Сколько их полегло, неизвестных солдат,

А сегодня в день памятной даты

По Руси зазвенел колокольный набат,

Вспоминая о каждом солдате.

Видео с лицами Солдат https://youtu.be/kShyTA-svik

Цель:

  • расширение знаний о героическом прошлом нашей страны истории мемориального комплекса «Могила Неизвестного солдата» в Москве;
  • формирование исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным;

Задачи:

  • Просмотр презентации и определить тему классного часа.
  • Познакомиться с историей Дня неизвестного солдата
  • Определить значимость это дня.
  • Познакомить с городами, где установлены памятники неизвестному солдату
  • Изготовить из бумаги белых журавлей в память об погибших солдатах
  • Рефлексия деятельности.

Методы и технологии: интерактивный метод, проектный метод, технология групповой работы.

Ход классного часа

I. Организационный момент

Просмотр презентации

Цель: мотивировать учащихся на определение темы и цели классного часа. Раскрыть понятия «Защитник», «Отечество», «Подвиг».

— Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.

У нас в классе присутствуют гости….Директор музея Боевой и трудовой Славы им. П.Т.Васеленко ст.Васюринской, Русс П.М и руководитель отряда Поиск: Владимир Балов.

Мотивирование: Посмотрите презентацию и определите, о чем пойдет речь на уроке?

— Да, ребята, сегодня мы будем говорить о неизвестных героях …и Родине

— Что важное вы увидели? (работу поисковых отрядов)

— А как вы понимаете это слово « неизвестный»?

ИТОГ: Какие ценности можно выделить? Что значит для вас защитник Родины? (мужество)

Стихотворение читает Авдиенко Максим.

II. Анализ фактов из исторических документов

Ведущий 1. В октябре 2014 г. была внесена поправка в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и установлена новая памятная дата — 3 декабря — День Неизвестного солдата. Исторически, в ходе войн, множество солдат гибло и их останки не были или не могли быть опознаны. В XX веке, после окончания кровопролитной Первой мировой войны начала образовываться традиция, по которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы. Обычно такие памятники ставятся на могиле, в которой находятся останки погибшего солдата, личность чья неизвестна и считается невозможным её установление.

— Как можно определить значение слова?

Традиция?

Диана. Слово традиция в словаре Ожегова: 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.

— Какие традиции, вы еще знаете (праздник 9 мая, Дни воинской славы .дни освобождения станиц и городов).

На экране вы видите высказывания, обратите внимание!

— Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (преданность, мужество, готовность встать на защиту и т.д.)

— На экране вы видите высказывания, обратите внимание!

— Прочитайте высказывания? Что скажете? ответ

Ведущий 2. Вероника. Победа нашего народа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Ее история знает множество примеров мужества, стойкости и массового героизма. В сражениях этой войны погибли десятки миллионов советских воинов. Многих из них в силу невозможности установления их личностей неопознанными хоронили в братских могилах, а их семьям сообщали: «Пропал без вести». На территории России, в местах, где проходили боевые действия в годы Великой Отечественной войны, имеется бесчисленное множество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному солдату. И эти места священны для нашего народа. Далеко не у всех тех, кто числится убитыми на войне, указано место захоронения. До сих пор на территории России и за ее пределами остаются лежать непогребенными безвестные останки наших воинов, защищавших интересы Отечества.

(Звучит песня «Братские могилы» В.Высоцкий)

Итог: Что узнали о традициях о захоронениях.

III. Определение значимости дня неизвестного солдата для всего человечества

Ведущий 1. Вот как описывали это событие в советской прессе: «… 2 декабря 1966 года, в 14 часов 30 минут, останки одного из покоящихся в братской могиле воинов поместили в гроб, увитый оранжево-черной лентой. Молодые солдаты, стоявшие в почетном карауле, сменялись каждые два часа весь вечер, всю ночь и утро следующего дня. 3 декабря в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе к Москве. На Манежной площади состоялся митинг, и гроб с останками Неизвестного солдата под артиллерийский залп был опушен в могилу.

Кл. руководитель. Вы любите свою Родину? А как вы это делаете, как вы выражаете свои чувства?

— Любовь — пожелание добра, совершение хороших поступков. Хочешь изменить мир, начни с себя.

— МИР. Сегодня особенно актуально это понятие.

Ведущий 2. Мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» был торжественно открыт 8 мая 1967 года. Вечный огонь зажег Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, который принял факел, зажженный на Марсовом поле города Ленинграда, от прославленного летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева.

На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени.) В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» — предложена С.В.Михалковым. из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы.) Слева от могилы — стена из шокшинского малинового кварцита с надписью: «1941 павшим за Родину 1945»; справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке — название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев.

Ведущий 1. С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час Согласно Указу Президента № 1297 от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

Кл. руководитель. В нашей станице мемориал погибшим за освобождение станицы Васюринской в годы Великой Отечественной войны 1942-1945 был установлен после 1953 года. Вечный огонь был зажжен в 1985 году. В 2013 году поисковиками (отряд «Поиск») был установлен колокол памяти Всем Васюринцам! Защитникам Родины. Колокол вылили из метала, который поисковики находили в процессе раскопок, весь металл времен Великой Отечественной войны, Это единственный памятник в России. … Мемориал погибшим за освобождение станицы Васюринской в годы Великой Отечественной войны 1942-1945. В 2013 году поисковиками (отряд «Поиск») был установлен колокол памяти Всем Васюринцам! Защитникам Родины.

Выступление П.М

IV. Работа в группах. «В каких городах установлены памятники неизвестным солдатам»

Кл. руководитель. — Каждой группе индивидуальные задания:

  • 1 группа: определяет численность городов
  • 2 группа: собирает фото.
  • 3 группа: время, заслуги перед Отечеством.

Через 5 минут обсудим и сделаем вывод.

Оценка работы групп: — оцените работу группы; определим критерии.

Критерии (показатели) самооценки:

  • слаженность,
  • содержательность
  • аккуратность,
  • логичность…(группа может дополнить критерии)

ИТОГ: Что для вас значат памятники неизвестному солдату (Память)?

Разгадайте в группах кроссворд.

Слайд. Какое ключевое слово получилось? (память) Почему

Ведущий 1.

Тихо, ребята, минутой молчанья Память героев почтим,

Давайте вспомним о каждом, хоть имя его их неизвестно. (Минута молчания)

Спят мальчишки в сиянии звезд…

Им — семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из-под белых берез,

Из-под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны

Ведущий 2. Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна. На эти могилы всегда будут приходить и настоящие, и будущие поколения россиян в знак памяти и благодарности.

Могила Неизвестного солдата!

О, сколько их от Волги до Карпат!

В дыму сражений вырытых когда-то

Саперными лопатами солдат.

Зеленый горький холмик у дороги,

В котором навсегда погребены

Мечты, надежды, думы и тревоги

Безвестного защитника страны.

Могила Неизвестного солдата.

(Э.Асадов)

Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни. Мир — это утро, полное света и надежд. Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце. Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся.

Кл. руководитель. А сейчас мы с вами изготовим журавлей в память об неизвестном солдате песня «Журавли».

Именно героизм неизвестных солдат лежит в основе всех наших побед. Но пропасть без вести — не значит раствориться во тьме истории. Они живы в памяти людской, которая бережно хранится и передается от поколения к поколению. И сегодняшний день — это наш общий земной поклон людям, которые ценой своей жизни сберегли нашу Родину.

— Какая была тема урока мужества? Какую цель ставили?

— Все ли вы поняли на уроке мужества?

Спасибо за урок!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий квн сережа молодец
  • Сценарий классного часа межнациональные отношения
  • Сценарий классного часа день независимости
  • Сценарий квеста на день рождения взрослому женщине на работе
  • Сценарий квн против наркотиков