Сценарий классного часа информационная безопасность

Классный час для всех учителей для всех классов по ФГОС. Методические разработки для всех классов.

Методическая разработка
проведения открытого классного часа

«Безопасность в сети Интернет»

Аннотация

Данная публикация – это сценарий классного часа (занятия), посвящённого безопасности детей и подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. Несмотря на то, что Интернет – это уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. Поэтому цель занятия — воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.

В методической разработке представлена методика проведения классного часа по теме «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

Методическая разработка содержит:

содержание,

введение,

план проведения,

сценарий,

заключение,

список литературы,

приложения.

Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 4

Подготовительный этап …………………………………………….. 5

План проведения мероприятия ……………………………………… 6

Сценарий проведения …………………………………………………… 8

Заключение ………………………………………………………….. 13

Литература ………………………………………………………….. 14

Приложения ………………………………………………………….. 15

Введение

Современный мир совершает переход из XX, «энергетического», века в XXI век, который со всей определенностью называют «информационным». Сегодня на смену индустриальному этапу общественного развития приходит информационный, при котором эффективное и динамичное развитие всех социально-экономических структур и общества в целом возможно только на основе максимально полного использования имеющихся информационных ресурсов.

Современные информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы жизнедеятельности человека, формируя информационное единство всей человеческой цивилизации. С помощью глобальной сети Интернет объединяются и перемещаются на любые расстояния гигантские объемы информации, обеспечивается доступ многочисленных пользователей, расположенных на практически неограниченной территории, к информационным ресурсам всего мирового сообщества.

В связи с тем, что информация превратилась из абстрактного понятия в едва ли не самый ценный объект во Вселенной, и ход всех значимых событий в науке, коммерции, социуме связан с процессами производства и владения информацией, возникла необходимость развития такой области информационных технологий (ИТ) как информационная безопасность (ИБ).

Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. парламентской комиссией академика Ю.А. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами. В 1996 г. был создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности заняли прочную строчку во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепции по национальной безопасности, утвержденные 17 декабря 1997 г. и 10 января 2000 г.

Исходя из того, что информационная безопасность в начале третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, приоритетным становится формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере.

В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России 30 октября 2017 года прошел Единый урок по безопасности в сети «Интернет».

Проведение Единого урока ежегодно включается Министерством образования и науки Российской Федерации в календарь образовательных событий, рекомендованных общеобразовательным организациям к проведению, с 2014 года.

Таким образом, Единый урок стал одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения и повышения уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.

Впервые в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет в нашем учебном заведении был проведен классный час в форме урока-акции для студентов 1 курса.

Подготовительный этап

Для проведения открытого классного часа была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность.

Для проведения был составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников акции, подобраны стихи, создано слайдовое сопровождение мероприятия.

План проведения открытого классного часа

Дата проведения: 31 октября 2017 г.

Преподаватель: Соболева Н.А.

Тема: Безопасность в сети Интернет

Цели:

Систематизация знаний в области использования сети Интернет.

Формирование навыков безопасного использования Интернета.

Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Задачи:

Систематизирование знаний студентов в области интернет-безопасности по направлениям:

раскрытие персональных данных;

мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

общение в сети;

общая компьютерная грамотность.

Связь навыков повседневного использования Интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у студентов навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося у них опыта.

Повышение уровня осведомленности студентов о наиболее актуальных интернет-угрозах.

Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

Формируемые компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Форма проведения: урок-акция

Место проведения: актовый зал колледжа

Участники: студенты 1-го курса

Сфера: «Я-сфера», «Я-общество», «Я-коллектив»

Социальная роль: коммуникативная, самовоспитательная, саморазвивающая.

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, слайдовое сопровождение мероприятия

Раздаточный материал: карточки с заданиями для игроков, ручки, жетоны разного цвета

Ход мероприятия

Организационный момент

Вступительное слово ведущих.

Мотивация

Сообщение темы мероприятия

Основная часть.

Просмотр видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Задание 1. Регистрация аккаунта

Задание 2. Интернет-мошенничество

Задание 3. Игра «Вирусы»

Задание 4. Фишинг, фейк

Заключительное слово ведущих.

Сценарий мероприятия

1t1610467592ab.jpg ведущий. Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться и играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно, Интернет
!

2 ведущий. Где найти подругу Олю?

Прочитать, что было с Колей?

И узнать про все на свете?

Ну конечно, в Интернете!

1 ведущий. Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в XXI веке. Оглянемся вокруг: телевидение, телефоны, компьютеры, Интернет, все развивается с огромной скоростью. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в тоже время, сеть таит в себе много опасностей. Об этих опасностях мы сегодня и поговорим.

2 ведущий. К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.

1 ведущий. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.

Преподаватель. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год 30 октября проводить для обучающихся всей страны единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет. Сегодня и мы с вами подключимся к этой акции. Итак, тема нашего мероприятия «Безопасность в сети Интернет».

2t1610467592ac.jpg ведущий. Мы получили видеообращение к участникам акции от Боковой Людмилы Николаевны — заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.

Демонстрация видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Преподаватель: А теперь давайте проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете.

Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете? (Ответы участников акции)

— Вернемся к Интернету и посмотрим, как вы ведете себя здесь. Я попрошу выйти из зала на сцену двух человек. (Выходят два студента)

— Для вас следующее задание 1: в Интернете вам попался интересный форум и вы хотите на нем общаться. Для этого надо зарегистрироваться и заполнить профиль. Как это правильно сделать? (Ответы участников)

Ведущие раздают карточки с заданием, участники заполняют

Преподаватель: Пока ребята выполняют задание, мне бы хотелось пригласить на сцену еще одного студента. (Выходит один студент)

t1610467592ad.jpg Следующее задание 2: тебе пришло в ВК сообщение от друга: «Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на QIWI 890623658923. Плиз». Твои действия?

Участник высказывает свое мнение

Преподаватель: С какой интернет-угрозой ты столкнулся? Какие последствия могут быть? Почему от друга пришло такое сообщение? (взлом, рассылка). Спасибо участнику.

Преподаватель: Участники готовы, давайте посмотрим, что у них получилось. Зачитайте ваши профили. Правильно ли они заполнили?

t1610467592ae.jpg t1610467592af.jpg

Рассматривают слайд с правильно заполненным профилем

Преподаватель: Спасибо участникам. После регистрации на форуме любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Чтобы избежать распространения информации о вас в Интернете, следуйте следующим советам:

При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник)

Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.

Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.

Электронный адрес необходим для регистрации. Поставьте отметку «Скрыть от других пользователей», имейте запасной адрес для регистрации и не ведите с него личную переписку.

Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.

Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома.

Преподаватель: (Проводит игру «Вирусы»). При входе в актовый зал вам раздали жетоны. Встаньте те, у кого жетоны красного цвета. Вы получили сообщение со ссылкой на сторонний сайт в социальной сети. Оно показалось вам интересным, и вы разослали это сообщение своим друзьям, у которых на руках жетоны голубого цвета. Встаньте, пожалуйста, те, у кого жетоны голубого цвета. Вы тоже сделали рассылку сообщения своим друзьям с желтыми жетонами. Пt1610467592ag.jpg рошу встать тех, у кого жетоны желтого цвета. И вы тоже отправили сообщение друзьям и одногруппникам, у которых белые жетоны. Встаньте те, у кого жетоны белого цвета.

Внимание, вопрос! Что в таком количестве и с такой скоростью распространяется в Сети, помимо вашего сообщения? (Ответы студентов). Как защититься от вирусов?

Преподаватель: Спасибо всем, присаживайтесь. Это была модель, представляющая процесс распространения компьютерного вируса. А теперь обратите внимание на экран. Что-то необычное вам бросилось в глаза на этой странице? (Ответы студентов). Какой адрес настоящий? Какую интернет-угрозу мы с вами видим? (Ответы студентов)

— Фишинг – подмена сайта с целью хищения информации пользователей (логинов, паролей, реквизитов банковских карточек и т.п.), фейк — ненастоящая страница. Вместо настоящего сайта vk.com вы попадаете на vkk.ru, а после того, как логин и пароль введены, все Ваши данные отправляются злоумышленнику. Может быть сразу, а может и через день, но вы точно будете взломаны и от вашего лица начнется рассылка спама. Сталкивался ли кто-либо из вас с подобной ситуацией? (Ответы студентов)

Преподаватель: Давайте вспомним и выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.

1 ведущий. Мы хотим, чтоб интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать пять правил этих –

Смело плавай в интернете!

2 ведущий. 1. Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Их условия не сложны:

Смс отправить можно

С телефона папы, мамы –

И уже ты на Багамах.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь.

1 ведущий. 2. Вдруг из щели между строк

Вылезает червячок.

Безобидный он на вид,

Но в себе беду таит.

Может файлы он стирать,

Может деньги воровать,

Предлагает нам обновки,

Вирус – мастер маскировки!

Не хочу попасть в беду,

Антивирус заведу!

2 ведущий. 3. В интернете злые «тролли»

Появляются порой.

Эти злюки-задаваки

Могут довести до драки.

Им дразнить людей прикольно,

Несмотря, что это больно.

Только полный их «игнор»

«Тролля» охладит задор.

1 ведущий. 4. Как и всюду на планете,

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

2 ведущий. 5. В Интернете, как и в мире,

Есть и добрые, и злые.

Полон разных он людей,

Есть и гений, и злодей.

По портрету не поймёшь

От кого слезу прольёшь.

Чтобы вор к нам не пришел,

И чужой нас не нашел,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И чужим не сообщай.

Преподаватель: Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.

Пt1610467592ah.jpg реподаватель: В случае, если вас оскорбляют и преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи по номеру 8-800-2500015.

1 ведущий. Когда наводишь ты курсор,

Заходишь в Интернет,

Пусть ум твой будет тверд и скор –

Вот наш тебе совет.

2 ведущий. Ведь лезть беспечно по Сети –

Не ведая угроз –

Как в джунглях Африки идти –

Средь тигров, змей и гроз.

Преподаватель: Надеюсь, мероприятие для вас было интересным и полезным. Желаю всем приятного и безопасного общения! Спасибо!

Заключение

Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике и информационно-коммуникационным технологиям могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, вечера, КВН, конференции, турниры смекалистых и т.д.

31 октября в рамках Единого урока безопасности в Интернете 2017, организованного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества при поддержке Минобрнауки России, впервые в нашем колледже был проведен классный час – урок-акция «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

В легкой и доступной форме преподнесена студентам важная информация, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научиться анализировать правдивость и достоверность информации в Интернете, как противостоять кибербуллингу (преследованиям и оскорблениям) и троллям (интернет-хулиганам) в социальных сетях. Был продемонстрирован видеоролик «Единый урок кибербезопасности – 2017», рекомендованный Минобрнауки России.

 Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В заключении преподаватель сообщила студентам о существовании специальной службы — Линия помощи «Дети онлайн», в которую можно обратиться при столкновении с угрозами разного рода, и пожелала им счастливого и безопасного путешествия по бескрайним просторам Интернета.

Список литературы:

Видео урок для Единого урока безопасности в сети «Интернет» 2017 https://www.youtube.com/watch?v=yTCcfc3i5NQ (Дата обращения: 27.10.2017)

Википедия. Фишинг — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (Дата обращения 27.10.2017)

Дети России Онлайн — http://detionline.com (Дата обращения: 30.10.2017)

Единый урок. Календарь, методики, материалы. — https://www.единыйурок.рф/index.php/kalendar-edinykh-urokov/item/7-edinyj-urok (Дата обращения: 27.10.2017)

Методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности обучающихся системы профессионального образования / Ерофеева А.О., Кульков А.А., Мурылева Г.А. и др. — ГАОУДПО ВИПКРО имени Л.И. Новиковой , 2013.

Найденова Л. Кибербуллинг: опасное виртуальное «быкование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm???history=8&sample=4&ref=0 (Дата обращения 27.10.2017).

Ресурсный центр образования — http://center-edu.ssti.ru/bezopasnost.php (Дата обращения: 29.10.2017)

Сайт Единого урока для детей и подростков www.Единыйурок.дети (Дата обращения: 30.10.2017)

Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» — www.Единыйурок.рф (Дата обращения: 28.10.2017)

Стандарты Образования. Педагогический интернет-журнал. — http://www.edustandart.ru/ (Дата обращения 29.10.2017)

Трошин С. Современные киберугрозы: [Электронный ресурс]. — http://sergeytroshin.ru/articles/modern-cyber-threats/ (Дата обращения 28.10.2017)

Приложение 1

Карточка № 1.

Задание. Заполни профиль при регистрации на форуме.

Ваше имя (ник)*

Ваш адрес

Ваш телефон

Ваш электронный адрес*

Ваше фото

Пароль*

Карточка № 2.

Задание. Заполни профиль при регистрации на форуме.

Ваше имя (ник)*

Ваш адрес*

Ваш телефон*

Ваш электронный адрес*

Ваше фото*

Пароль*

Карточка № 3

Тебе пришло в ВК сообщение от друга:

«Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на QIWI 890623658923. Плиз»

Твои действия?

Приложение 2

Слайды с методическим материалом

t1610467592ai.png t1610467592aj.png

Слайд 1 Слайд 2

t1610467592ak.png t1610467592al.png

Слайд 3 Слайд 4

t1610467592am.png t1610467592an.png

Слайд 5 Слайд 6

t1610467592ao.png t1610467592ap.png

Слайд 7 Слайд 8

Продолжение приложения 2

t1610467592aq.png t1610467592ar.png

Слайд 9 Слайд 10

t1610467592as.png t1610467592at.png

Слайд 11 Слайд 12

t1610467592au.png t1610467592av.png

Слайд 13 Слайд 14

t1610467592aw.png t1610467592ax.png

Слайд 15 Слайд 16

Продолжение приложения 2

t1610467592ay.png t1610467592az.png

Слайд 17 Слайд 18

t1610467592ba.png t1610467592bb.png

Слайд 19 Слайд 20

t1610467592bc.png

Слайд 21

Цель:

углубить представление учащихся о влиянии компьютера на детей, ознакомить с признаками зависимости от компьютера, воспитывать уважение к собственному здоровью.

Ожидаемые результаты:

— формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;

-повышение осведомленности детей о позитивном контенте сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;

— повышение уровня осведомленности детей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз. Опасности интернета — правда или ложь?

— разработка памяток «Свод правил поведения в сети Интернет».

Оборудование: презентация, видеоролик.

Ход классного часа.

I. Оргмомент. Введение.

II. Просмотр видеоролика.

Беседа после просмотра видеоролика. Определение темы занятия, целеполагание (учащиеся класса пытаются сформулировать тему классного часа, определить цели).

Классный руководитель:

Да, тема нашего сегодняшнего классного часа – это «Информационная безопасность детей в сети Интернет».

Интернет, как и все в жизни, имеет две стороны — черную и белую. Помимо преимуществ, интернет принес определенные неудобства. Для некоторых интернет стал еще одним видом наркотика, по силе своего воздействия и привязанности не уступает алкоголю или никотину.

Сейчас медики обсуждают вопрос, не расширить ли раздел Международной классификации болезней, а именно, болезней зависимости. Пока в него входят наркомания, алкоголизм, табакокурение. В последние годы сюда добавились врачебная зависимость и обжорство. Теперь речь идет и о виртуальной наркомании. Сегодня наряду со взрослыми все больше детей пользуются интернетом для общения, поиска информации, игр, загрузки мультимедиа.

1) Беседа.

— Что же такое информационная безопасность? (учащиеся дают свои определения).

Учитель выводит определение на 2 слайд.

— Что же может случиться в реальной жизни через беззаботное виртуальное поведение ребенка?

— Слышали ли вы когда-нибудь о понятии «безопасный интернет»?

— Учат ли вас родители on-line-этикету?

презентация для классного часа Информационная безопасность детей в сети Интернет

2) Работа в группах. Учащимся класса предлагается разработать памятку «Свод правил поведения в сети Интернет».

1 и 2 группы прописывает свод правил поведения в Интернете.

3 группа обсуждает и фиксирует плюсы использования Интернета.

4 группа обсуждает и фиксирует минусы использования Интернета.

Возможные правила:

1. Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга. (слайд 3)

2. Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр. (слайд 4)

3. Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым. (слайд 5)

4. Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу. (слайд 6)

5. Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений. (слайд 7)

6. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям. (слайд 8)

7. Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям. (слайд 9)

Плюсы использования Интернета (слайд 10) :

Оперативность получения любой информации;

Общение: Twitter, Вконтакте, Одноклассники, и другие социальные сервисы и форумы…

Участие в международных конкурсах;

Получения дополнительного образования;

Обеспечение досуга;

Формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией.

Минусы использования Интернета (слайд 11):

Беспорядочная недостоверная информация.

Ухудшение здоровья: потеря зрения (компьютерный зрительный синдром) ; гиподинамия; искривление осанки; психические и интеллектуальные нарушения развития.

Вредная информация

(асоциальные сайты): религиозные секты; экстремистские сайты (скинхеды, неонацисты, исламисты и др. ) ; нецензурная лексика;

Психологическое давление: маньяки; мошенники; подростковая агрессия.

III. Рефлексия.

Учащиеся подводят итоги классного часа. Каждый ученик заканчивает предложение на выбор:

— Классный час был мне полезен, потому что…

— Я сегодня узнал…

— Теперь я буду…

Возможны свои варианты предложений.

Весь материал — в архиве.



Классный час «Основы информационной безопасности»

Классный час на тему: «Основы информационной безопасности»

Цель: научить подростков правильно пользоваться интернетом;

познакомить детей с опасностями сети Интернет; дать рекомендации по

безопасному использованию всемирного источника информации.

Задачи:

выявить отношение подростков к интернету;

сформировать у подростков знания правильного поиска информации в

интернете;

проинформировать подростков об отрицательных и положительных сторонах

интернета;

развивать умения видеть положительные и негативные стороны в

работе с компьютером,

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения классного часа дети должны научиться делать более

безопасным и полезным свое общение в интернете и иных

информационно

телекоммуникационных сетях, а именно:

критически относиться к сообщениям и иной информации,

распространяемой в сетях Интернет;

отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них

информацию от безопасной;

избегать навязывания им информации, способной причинить вред их

здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и

репутации;

распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и

доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную

антиобщественную деятельность;

критически относиться к информационной продукции,

распространяемой в Интернете;

анализировать степень достоверности информации и подлинность ее

источников;

применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них

информации и контактов в сетях.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, тест на

знание правил поведения в интернете; тест на интернет зависимость;

презентация «Интернетзависимость у подростков», таблица «плюсы» и

«минусы» интернета, буклеты памятки.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

Учитель: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое

распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности

для общения и саморазвития. Интернет это не только кладезь возможностей,

но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети

Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них дети,

которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое

внимание при работе с интернетом необходимо уделять именно вопросам

безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в

интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.

«Нам в интернете всё знакомо! Мы в интернете словно дома!»

А сейчас предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить

простой тест.

Тест на знание правил поведения в интернете:

1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя,

предлагает тебе обменяться фотографиями.

A) Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

B) Посоветуюсь с родителями.

2)В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

A) Скажу в ответ: «Сам дурак».

B) Прекращу разговор с этим человеком.

3)Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки»,

чтобы все знали о ней.

A) Потребую доказательств, что она плохая.

B) Сразу откажусь.

4)Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» запрашивают

твой логин и пароль для входа в Интернет.

A) Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

B) Отмечу письмо как Спам.

Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».

4 «А» Тебе ещё многому надо научиться.

3 «А» и 1 «В» Внимательно прочитай памятку по безопасному

поведению в интернете.

2 «А» и 2 «В» Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

1 «А» и 3 «В» Ты почти справился, но есть слабые места.

4 «В» Молодец! К интернету готов!

Обсуждение вопроса: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?

Угроза заражения вредоносным программным обеспечением;

Доступ к нежелательному содержимому;

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной

почты;

Неконтролируемые покупки;

Интернетзависимость;

Интернет – преступники и их деятельность в сети.

Учитель: вот сколько опасностей подстерегает нас в интернете, давайте

с вами подумаем и обсудим, что делать и как всего этого избежать.

1. Спрашивай взрослых

2. Установи фильтр

3. Не спеши открывать файлы

4. Не спеши отправлять SMS

5. Осторожно с незнакомыми

6. Будь дружелюбен

7. Не рассказывай о себе

Учитель: Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого

человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения

техники. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют

незамедлительного решения.

«Интернет зависимость» это широкий термин, обозначающий большое

количество проблем поведения и контроля над влечениями.

Некоторые признаки виртуальной зависимости:

· Пристрастие к виртуальным знакомствам избыточность знакомых и

друзей в сети Интернет.

· Навязчивая потребность в сети игра в онлайновые азартные игры.

· Информационная перегрузка (навязчивый webсерфинг) бесконечные

путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Тест на интернет зависимость

Ответы на каждый вопрос даются по пятибалльной шкале:

1 очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 очень часто, 5 всегда.

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем

задумывали?

2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести

больше времени в сети?

3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в интернете общению с

друзьями?

4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что

Вы проводите в сети?

6. Как часто изза времени, проведенном в сети страдает Ваше образование

и/или работа?

7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем

то другим?

8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе

изза использования интернета?

9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас

спрашивают о том, что Вы делали в сети?

10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей

жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об интернете?

11. Как часто Вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего

выхода в сеть?

12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без интернета станет скучной, пустой

и безынтересной?

13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если чтото отрывает Вас, когда

Вы находитесь в сети?

14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены интернетом, когда не

находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?

16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда

находитесь в сети?

17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в

сети?

19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы

встретиться с людьми?

20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение,

нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в

интернет?

Теперь подсчитайте общую сумму баллов.

При сумме баллов 5079 стоит учитывать серьезное влияние интернета

на вашу жизнь.

При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности

интернетзависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Учитель: А сейчас, ребята, предлагаю вам посмотреть презентацию

«Интернетзависимость у подростков».

Учитель: надеюсь, ребята, мы привели достаточно причин для того,

чтобы вы хотя бы задумались о своем пристрастии к интернету? Если вы и без

того уже давно заметили за собой непреодолимую тягу постоянно находиться в

онлайне, вам безусловно пригодятся советы о том, как избавиться от интернет

зависимости.

Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов.

Реальный мир, жизнь человека это постоянное освоение, расширение и

преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек

становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути

быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный

сыр только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без

«заплаток»!

4. Компьютер это всего лишь инструмент, усиливающий ваши

способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в

реальной жизни, нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию

принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков

общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за

компьютером.

Учитель: Интернет это прекрасное место для общения, обучения и

отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина

может быть и весьма опасна.

Самостоятельная работа по группам: «Плюсы» и «минусы»

Интернета

Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить

положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в интернете

можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др.

Заполняется таблица.

Положительные моменты интернета:

развитие технического прогресса;

доступ к разнообразной информации;

доступность и легкость покупок.

Отрицательные моменты интернета:

широкие знакомства зависимость;

теряется навык реального общения;

портится язык (словарный запас);

меняются цели человека;

виртуальная реальность замещает действительную.

Подведем итоги классного часа.

Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа. У вас на столе

лежат три картинки. Выберите и положите перед собой ту, которая соответствует

вашему настроению.

Классный час понравился. Узнал чтото новое.

Классный час понравился. Ничего нового не узнал.

Классный час не понравился. Зря время потерял.

Учитель: Сегодня мы познакомились с основными правилами поведения

в сети Интернет, постарайтесь их соблюдать.

Учитель: А на память об этом классном часе я хочу подарить каждому

из вас памятку по безопасному поведению в интернете.

Памятка по безопасному поведению в интернете

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от

опасностей интернета и причинения возможного ущерба, вы должен

предпринимать следующие меры предосторожности при работе в интернете:

Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания

или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или

проведения досуга.

Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных

намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и

опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете

или планируете посетить, и пр.

Если вас чтото пугает в работе компьютера, немедленно выключите

его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые

вызвали у вас смущение или тревогу.

Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и

нежелательных сообщений.

Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы

познакомились в интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите

родителям.

Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена

мгновенными сообщениями или в чатах, если ктонибудь начинает задавать вам

вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об

этом родителям.

Классный час «Безопасность в Сети Интернет»

Классный час посвящен проблеме безопасности в сети Интернет, проблеме этикета в социальных сетях.

Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.

  2. Выработать правила безопасного поведения в сети.

  3. Выработать необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.

  • формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.

Содержание

1. Введение

Вступительное слово учителя

2. Основная часть

  1. Приветствие.

  2. Создание никнейма.

  3. 20 шокирующих фактов о социальных сетях.

  4. Угрозы в сети. (Сообщения детей. Домашнее задание)

  • Спам и фишинг

  • Грубость в Интернете

  • Кибер-буллинг

  • Интернет-зависимость

  1. Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете.

  1. Рефлексия. Игровая ситуация. «Я взрослый». Представьте ситуацию, вы даете своим детям советы по безопасному и этичному поведению в сети. Ваши предложения?

  1. Создание памятки по безопасному поведению в интернете

Приложение.

  1. Памятка по безопасному поведению в интернете

  2. Смайлики к игровой ситуации

  1. Введение.

Вступительное слово учителя.

Классный руководитель

Мы живем в век информационных технологий, достаточно много времени проводим в сети в поисках информации, готовясь к занятиям, или просто отдыхая. Мы общаемся с друзьями, участвуем в дискуссиях, обсуждаем новости, оставляем комментарии, выкладываем фотографии. Очень важно научиться правильно вести себя в сети Интернет, знать правила безопасности и этичного поведения. Сегодня мы с вами об этом и поговорим.

  1. Основная часть

  1. Приветствие. «Расшифруйте свое имя».

Подберите на каждую букву своего имени слово, которое вас характеризует. На размышления дается лишь 2 минуты, достаточно расшифровать 2-3 буквы. Назовите имя и характеристики, которые вам удалось придумать. (Ответы учащихся: Светлана – активная, трудолюбивая…)

  1. Создание никнейма.

Классный руководитель.

Это упражнение позволило презентовать себя. Это не совсем просто. Виртуальное пространство социальных сетей дает возможность личности действовать анонимно или дискутировать под выдуманным именем. Дискуссия может быть частью игры и положительным элементом в общении, но она одновременно может быть опасным инструментом манипулирования сознанием и нести для человека угрозу.

Поскольку, сегодня наш классный час о виртуальном мире, давайте придумаем себе никнейм. ( Дети записывают никнейм на своем бейджике).

Ник пользователя — это виртуальное имя, которое он выбирает при регистрации на ресурсе. Ник может быть совершенно любым — от вашего имени-фамилии до названия любимого цветка. 

Ник, он же никнейм, произошел от английского слова nickname и переводится как «кличка» или «прозвище».

Сегодня никнейм в Интернете, является вашим лицом в сети, которое при желании может отражать вашу истинную сущность, стремления и характер. Никнейм в сети это не просто способ самоидентификации среди таких же, как и вы, сетевых жителей, это также начало названия вашего почтового ящика типа «nickname@адрес_сервиса.ru», имя для входа на форум, в чат, в онлайн игру, да и в любой другой сервис в котором будет необходимо представиться [1].

Для чего пользователи придумывают ники? (Ответы детей)

Классный руководитель.

А сейчас в роли юного аналитика, который представит нам некоторые интересные статистические данные, выступит ….(ученик)

  1. 20 шокирующих фактов о социальных сетях (1ученик)

1. Причиной каждого третьего в мире развода являются социальные сети. 
2. Приблизительно пятнадцатью процентами пользователей социальные сети применяются для организации слежки. Это большей частью практикуется спецслужбами. 
3. Среди пользователей соцсетей 37% публикуют в них малоинтересные сведения о собственной личной жизни. 
4. Исследованиями установлено, что нахождение в соцсетях ведет к увеличению риска самоубийства, так как человек до минимума сводит свое общение с окружающими и отрешается от действительности. 
5. В соответствии со статистикой количество преступлений на сексуальной почве, направленных на несовершеннолетних, выросло из-за соцсетей в 26 раз. 
6. Ежегодно около 100 человек лишаются жизни из-за сообщения, оставленного в соцсетях, и эта цифра возрастает. 
7. Социальные службы используют для вербовки своих агентов не только спецслужбы, но и различные группировки, в том числе террористической направленности. 
8. Социальные сети сужают кругозор человека: он становится зависим от пустых и ненужных сообщений. 
9. Чрезмерная увлеченность соцсетями, по данным исследований, ведет к снижению иммунитета, сердечно-сосудистым болезням и душевной дисгармонии. Активные, но не дающие развития мыслительные процессы наряду с малой подвижностью способствуют развитию заболеваний эндокринной системы. 
10. В соцсетях знакомится каждая пятая семья в мире. 
11. Средний пользователь посещает аккаунт дважды в день. 
12. У среднего пользователя друзьями числится 195 человек. 
13. К 2010 году доступ к соцсетям имело уже 96% населения всей планеты. 
14. Наиболее активна Интернет-аудитория в России: средний пользователь проводит в нем 6,6 часов в неделю, просматривая 1307 Интернет-страниц. 
30. 80% компаний мира подбирают сотрудников с помощью соцсетей. 
15. У Бритни Спирс и Эштона Катчера фолловеров столько же, сколько населения в Ирландии, Панаме или Норвегии. 
16. Популярные соцсервисы продолжают хранить удаленные пользователями изображения. 
17. По числу пользователей лидирует Facebook – 1 миллиард. 
18. В сети популярность социальных сетей по результатам проведенного опроса составила: Одноклассники — 73%, Вконтакте — 62%, Facebook — 18%, Twitter — 9%, Livejournal — 3%, LiveInternet — 2% и 1% не знает о сетях ничего. 
19. Еженедельно в социальных сетях дети проводят: от 7 до 14 часов – 23%, 14-21 час – 57% и больше 21 часа – 20%. 
20. Каждый пятый ребенок из семи дней недели один тратит на соц.сеть  [2].

Классный руководитель

Виртуальная реальность, как и любое пространство, несомненно, обладает и достоинствами и недостатками. Существование кибер-опасностей так же неоспоримо, как польза и удовольствие от использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят государственные структуры, а также и сотрудники Интернет сервисов, администраторы сайтов, модераторы. Однако ежедневно появляются новые жертвы, пострадавшие чаще всего из-за отсутствия грамотности в вопросах безопасности.

  1. Угрозы в Сети. (Сообщения подготовлены учащимися в качестве домашнего задания)

  1. Спам и фишинг ( 2 ученик)

Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга.

Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.

Спам в огромных количествах рассылается по электронной почте спамерами и киберпреступниками. Как защитить себя от спама и фишинга?

Советы от команды экспертов «Лаборатории Касперского»

  • Заведите себе несколько адресов электронной почты .
    Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.

    • Личный адрес электронной почты.
      Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции.

    • «Публичный» электронный адрес.
      Используйте этот электронный адрес для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.

  • Никогда не отвечайте на спам.

  • Подумайте, прежде чем пройти по ссылке «Отказаться от подписки».

  • Своевременно обновляйте браузер  [3].

  1. Грубость в интернете. Как не испортить себе настроение при общении в сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора» (3 ученик)

Существует в Интернете особая категория пользователей, с которой лучше никогда не встречаться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете.

Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Такие пользователи преднамеренно идут на конфликт и доводят собеседника до нервного срыва, который может выплеснуться в онлайн. Чаще всего этим занимаются люди с комплексами неполноценности, которых обижают в реальной жизни – и потому они пытаются отыграться в Интернете. Анонимность в Сети позволяет им представлять себя совершенно другими и – главное – быть уверенными в своей безнаказанности, поэтому они пишут и делают такие вещи, которые в реальной жизни никогда бы не рискнули сотворить в присутствии оппонента. По причине как неизвестности, так и недосягаемости, «травить», оскорблять и провоцировать людей, кажется им забавным занятием. Как показывает практика, больше половины сетевых грубиянов являются детьми, скучающими в Интернете или не ладящими со сверстниками. Однако случаются и вполне взрослые профессиональные Интернет-скандалисты, для которых довести виртуального собеседника является своего рода искусством. Встретить сетевых хамов можно в любом уголке Интернета: в чатах, в аське, в социальных сетях, на сайтах знакомств, на форумах и по электронной почте.

Необходимо уметь отличать их от нормальных собеседников, дабы не тратить время и нервы впустую. Если вы замечаете, что вам грубят, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя на форуме/сайте. Не доставить грубияну удовольствия видеть ваш гнев или обиду будет лучшим наказанием для него, ибо его цель не достигнута.

Классный руководитель

Спасибо, все верно. Психологи утверждают, что агрессия другого человека — это просьба о любви. Возможно, этому человеку не хватает друзей, теплых отношений, быть может он одинок, или у него неприятности. Будьте внимательны, не торопитесь отвечать на грубость.

Игровая ситуация «Невербальное общение» (Игровое упражнение в парах)

Ребята представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент. Ваши действия?…

Дети общаются, используя только смайлики …

  1. Кибер-буллинг. (4 ученик)

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать.

Итак, кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.

Исследователи выделили восемь основных типов буллинга:

1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.

2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву

3. Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации.

4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо— преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, ведет переписку.

5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение— получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.

6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть.

7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.

8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.

Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.

Несколько советов, для преодоления этой проблемы:

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.

3. Храни подтверждения фактов нападений.

4. Игнорируй единичный негатив

5. Блокируй агрессоров.

6. Не стоит реагировать на агрессивные сообщения [4].

  1. Интернет-зависимость. (5 ученик)

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6%. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.

Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам— большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность— игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах [5].

Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, путешествия по родному краю, творческие прикладные увлечения, занятия спортом, как правило, выводят человека из зависимости.

Классный руководитель.

  1. Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете (от Центра безопасности компании Microsoft)

  1. Защитите свой компьютер

Постоянно обновляйте все программное обеспечение (включая веб-браузер)

Установите законное антивирусное программное обеспечение

Брандмауэр должен быть всегда включен.

Установите на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.

Всегда проверяйте флеш-накопители (или USB-накопители)

Не переходите по ссылкам и не нажимайте кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.

  1. Обеспечьте защиту секретной личной информации

Прежде чем вводить секретные сведения в веб-форме или на веб-странице, обратите внимание на наличие таких признаков, как адрес веб-страницы, начинающийся с префикса https и значка в виде закрытого замка () рядом с адресной строкой, который обозначает безопасное соединение.

Никогда не отвечайте на просьбы прислать деньги от «членов семьи», на сообщения о розыгрышах лотереи, в которых вы не участвовали, или другие мошеннические сообщения.

  1. Используйте надежные пароли и храните их в секрете.

Придумайте пароли, представляющие собой длинные фразы или предложения и содержащие сочетание строчных, прописных букв, цифр и символов. Используйте на разных сайтах разные пароли. 

  1. Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в Интернете

Узнайте, какая информация о вас существует в Интернете, а также периодически производите оценку найденных сведений. Создавайте себе положительную репутацию.

  1. Более безопасное использование социальных сетей

Никогда не публикуйте информацию, которую вы не хотели бы видеть на доске объявлений. Периодически анализируйте, кто имеет доступ к вашим страницам, а также просматривайте информацию, которую эти пользователи публикуют о вас. Настройте список пользователей, которые могут просматривать ваш профиль или фотографии. Подходите избирательно к предложениям дружбы [6].

3. Рефлексия. «Я – взрослый!»

Классный руководитель

Ребята, представьте себя на месте ваших родителей.

Ситуация 1. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним поручениям, учебе, общению со сверстниками; проводит большую часть времени в сети. Что с ним происходит? Ваши действия?…

Ситуация 2. Ваш ребенок проводит много времени в интернете, стал замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ваши действия?…

  1. Создание памятки по безопасному поведению в интернете.

Дети выписывают на стикеры самые главные советы по безопасности в сети и прикрепляют на баннер – памятку по безопасному и этичному поведению в сети Интернет.

Классный руководитель

Ребята, большое спасибо вам за интересную и важную информацию. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!

Интернет ресурсы.

  1. http://nick-name.ru/about/

  2. http://smonews.ru/48-shocking-facts

  3. http://www.kaspersky.ru/internet-security-center/threats/spam-phishing

  4. http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm

  5. http://www.nvppl.ru/show_dict_812.htm

  6. http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx

  7. http://www.saferunet.ru/teenager/

  8. http://liubavyshka.ru/

Приложение

Памятка

по безопасному поведению в Интернете

    • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

    • Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений.

    • Защитите свой компьютер.

    • Используйте надежные пароли и храните их в секрете.

    • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

    • Не допускайте грубости в интернете, блокируйте веб-агрессоров.

    • Не добавляйте незнакомых людей в свои контакты

    • Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

    • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.

    • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.

Смайлики к игровой ситуации

Ход занятия

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что сегодня проведу у вас классный час. Меня зовут Анастасия Анатольевна. Так же на нашем уроке сегодня присутствуют гости, прошу Вас с ними поздороваться.

— На парте перед вами лежат смайлики 3-х цветов. Выберете тот смайлик, который соответствует вашему настроению на начало занятия. Есть зеленый круг — это отличное настроение, жёлтый круг-хорошее настроение и синий круг — немного грустное. Выберете и поднимите вверх тот круг, который соответствует вашему настроению.

— Хочу напомнить о правилах высказывания на уроке. Не перебивать друг друга, не выкрикивать. Если кто-то затрудняется в ответе, поднять руку для помощи.

Презентация

2. Формулирование темы, цели и задач занятия

— Скажите, пожалуйста, какое самое популярное место встречи у людей в ныненшнем, 21 веке? (различные ответы)

— Я услышала несколько ответов о том, что интернет самое популярное место.

— Сегодня наша встреча будет посвящена… а чему, я надеюсь, вы мне скажите сами. Посмотрите на экран и после, мы с вами обсудим этот ролик. (видео 1)

— О чем этот видео ролик?

А что такое Интернет?

— Поднимите руки те ребята, которые регулярно пользуются Интернетом?

— Интернет — это информационная система связи. Он присутствует повсеместно в нашей жизни и, наверное, уже сложно представить современного человека, который не пользовался бы его услугами. Теперь у всех людей появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире.

3. Планирование деятельности

А что мы делаем в Интернете? (играем, покупаем товары, общаемся, ищем различную информацию и т.д.)

— А все ли так хорошо в нем? Есть ли какие-то опасности? (фишинг, вирусы, злоумышленники и т.д.)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на нашем занятии?

— Я думаю, что вы со своим классным руководителем неоднократно говорили о проблемах, которые могут возникнуть в интернете. Давайте осветим самые основные проблемы пользования интернетом и все-таки определимся — действительно ли он такой опасный и всегда ли приносит вред. Но для начала, я предлагаю сыграть в игру.

4. Физкультминутка

— В Интернете для общения мы с вами используем лайки, печатный текст и смайлики, ну а в настоящей жизни мы с сами здороваемся с помощью рукопожатий, говоря друг другу приветственные слова и улыбаемся друг другу. Сейчас, я предлагаю вам сыграть в игру «Собери рукопожатия». Вам необходимо за 10 секунд пожать руку как можно большему числу своих одноклассников и посчитать, сколько рукопожатий вы собрали. Помните о том, что толкаться и сбивать с ног мебель не стоит. Ходим аккуратно. Как только прозвонит колокольчик, вам нужно будет сесть на свои места. Правила игры понятны? Тогда начали! Время пошло.

Обсуждение.

— Кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник психологический дискомфорт? Поднимите руки.  Как вы думаете, чем он был вызван?

Аналогия с работой в Интернет.

Хватит ли одного рукопожатия, чтобы узнать хоть немного о человеке? Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. А хватит ли только его никнейма, что бы знать о нем какую либо информацию? А если это все происходит в такой суматохе, как сейчас? Безопасно ли это общение?

5. Работа в группах

Давайте ответим на главный вопрос нашего занятия – «Как сделать работу и общение в сети безопасными?»

— У вас на столах у каждой группы лежат опознавательные цветовые круги. Я сейчас каждой группе раздам карточки с перепутанными словами. Вам необходимо их распределить в правильном порядке так, чтобы у вас получилось высказывание.

Красная группа /синяя/ жёлтая/ зеленая, зачитайте мне, пожалуйста, какое высказывание получилось у вас.

1. «Ходи» по интернету с определенной целью, а незнакомые сайты обходи стороной. (Что это значит на ваш взгляд? Многие сайты являются вредоносными и даже просто зайти на какой-либо «левый» сайт, можно занести опасный вирус на компьютер так же скачивание с непроверенного сайта может нанести непоправимый вред компьютеру) К чему это может привести?

2. Не выкладывайте в сеть свои личные данные и данные своих близких. (О чем здесь говорится? О личных фотографиях, домашний адрес, номер телефона, банковских картах и тд. Не все люди в интернете добросовестные.) К чему это может привести?

3. Не открывайте сомнительные файлы, присланные от неизвестных вам людей на e-mail или в соц. сетях. (Если пришел любой незнакомый файл, даже от знакомого, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите. Это могут быть вирусы.) К чему это может привести?

4. Всегда сообщай взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение и тревогу. (Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают. Поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Если вас, кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.) К чему это может привести?

— Если вы обнаружили интернет угрозы (если тебя оскорбляют, преследуют в Интернете, если тебе делают неприличные предложения; если ты стал жертвой сетевых мошенников; Если ты столкнулся с опасностью во время пользования сетью Интернет или мобильной связью)

ОБРАТИСЬ на линию помощи «ДЕТИ ОНЛАЙН»,

Вас выслушают и помогут. Телефон вы видите на экране

Интернет стал неотъемлемой частью жизни каждого человека. Сейчас говорят: «Если твоего бизнеса нет в Интернете, значит у тебя нет бизнеса». Пользуются интернетом все. Дети дошкольного возраста, чтобы посмотреть мультфильмы, поиграть в игры, школьники используют его для развлечения (общение в соц. сетях, игр, фото- и видеоредакторы), а также для обучения (сайты, приложения и т.д.), взрослые – для работы и общения и даже пожилые, люди — например, для записи ко врачам, или для чтения электронных книг.

Скажите, чему мы можем научится в интернете? (готовить, красиво выглядеть, танцевать, играть на гитаре, изучить различные предметы, дистанционно обучатся)

Ребята, если мы будем соблюдать правила работы в Интернете и правила общения в соц. сетях, нам будет проще работать в нем?

6. Включение нового знания в систему

Я хочу вам предложить интерактивные лайфхаки, которые помогут вам в дальнейшем в учебе.

1. Используем Google Docs, если забыли тетрадь

Программа Google Docs — отличный способ выйти из положения, если забыли тетрадь с домашним заданием или сочинение. Делать уроки онлайн, открывать файлы со смартфона и планшета, создавать текстовые документы, таблицы, презентации — всё это возможно онлайн. Все изменения этот сервис сохраняет автоматически — нет риска потерять кусок текста.

2. Пользуемся быстрым поиском

Специальный сервис (Шолар гугл ком) scholar.google.com поможет находить вам нужную информацию намного быстрее. В специальных полях можно задать дополнительные параметры, а найденные материалы сохранить в библиотеке.

3. Математика проще с Photomath (Фотомез)

Эта программа-калькулятор — лидер среди приложений-помощников: тут даже ничего вводить не надо, достаточно просто навести камеру смартфона на задачу, пример или уравнение (они должны быть в печатном, а не в рукописном виде) — и вот он, ответ. Здесь есть возможность не только получить готовое решение, но и посмотреть ход рассуждений.

4. Ведем свой личный дневник с iШкола

Это приложение помогает красиво оформить доклад или распланировать учебную неделю. Например, приложение поможет держать под рукой расписание уроков, записывать домашнее задание, вести заметки по любым предметам. Можно даже поделиться всеми этими данными через соц. сети с друзьями. 

5. Сайт для подготовки к ВПР.

На этом сайте: https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2019, вы найдете образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР.

6. «Орфография русского языка»

Приложение позволяет не только проверить себя на знание наиболее важных правил, но и с лёгкостью эти правила изучить. Здесь есть возможность просмотреть список слов, где были допущены ошибки.

7. Изучаем английский с LinguaLeo

Приложение для изучения английского языка LinguaLeo можно юзать с любым уровнем знаний — от новичка до продвинутого студента. Программа предлагает широкий выбор заданий в игровой форме: игры, обучающие видео, разбор текстов песен, интерактивные курсы грамматики и др.

7. Итог занятия, рефлексия

— Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог. Для чего нам нужен Интернет?

— Какие опасности подстерегают нас в Интернете?

— Какие основные правила вы должны знать при пользовании Интернетом?

— Чему можно научиться в Интернете?

— Что вы сегодня подчеркнули для себя нового?

— Скажите, вам понравился сегодняшний классный час? Хорошо. У вас на столах лежат лайки красного цвета и дизлайки синего цвета. Если вам понравился урок. Поднимите лайки красного цвета, если нет, то синего

— Отметьте, пожалуйста, своё настроение смайликами в конце нашего занятия. Напоминаю, что зеленый круг — это отличное настроение, жёлтый круг — хорошее настроение и синий круг-немного грустное. Выберете и поднимите вверх. Замечательно.

— Спасибо, ребята, вам большое за урок и помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

— На этом наше занятие завершено. И в подарок вашему классу и дарю памятку с полезными лайвхаками для вашего стенда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий квн тема молодежь
  • Сценарий классного часа мы против наркотиков
  • Сценарий классного часа здравствуй школа
  • Сценарий квн тема день рождения
  • Сценарий классного часа моя семья мое богатство