Сценарий классного часа ко дню единства народов россии

Классный час для классного руководителя для 9, 8, 7 класса. Методические разработки для 9, 8, 7 класса.

В единстве сила.

7-9 класс

Классный час, посвященный ко Дню народного единства, проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

Цель:

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

формировать ответственность за судьбу Родины;

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

  ЗАДАЧИ:

знакомство учащихся с отношением людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;

воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;

активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

         Учащиеся должны:

иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

(Классный час сопровождается презентацией)

/data/files/g1585233690.pptx (День народного единства))

        ПЛАН:

I.. Активизация деятельности

II .Выступление учителей

— истории, живописи, музыки

III.Рефлекция

Ход урока

I. Активизация деятельности.

Но прежде чем начать классный час, я вам предлагаю ответить на вопросы. Вопросы на листочках перед вами. Пожалуйста, писменно ответьте на вопросы и отложите листочки.

Учитель.

Если спросить у жителей российских городов, особенно тех, что находятся в глубинке, какой праздник отмечается в нашей стране 4 ноября, то ответы, скорее всего, будут разными.

Сегодня, возможно, правильных ответов будет больше, а вот в самые первые годы празднования – начиная с 2005-го, путаницы в головах людей было более чем достаточно.

Опросы показывали, что вначале всего 8-13% населения знали о связи между историческими событиями и учреждением праздника, а более 30% собирались отмечать День согласия и примирения, который к 4-му ноября отношения не имел.

Кстати, о празднике годовщины Октябрьской революции, которую сегодня стали называть переворотом, сожалели очень многие люди – таких набралось более 60%.

В последующие годы ситуация несколько прояснилась: уже 45% опрошенных знали, что отмечается День народного единства, а 6% даже вспомнили про Казанскую икону Богоматери, однако 30% не могли дать точного ответа, а 10% всё ещё мечтали отмечать 4 ноября – как годовщину Великого Октября 1917 года.

Что ж, будем прояснять и дальше, и попытаемся здесь коротко напомнить, каким событиям посвящён праздник 4 ноября, и почему каждому россиянину, а в особенности тем, кто считает себя русским и православным, следует в этот день с благодарностью вспоминать тех, благодаря кому мы сегодня можем жить свободно и независимо.

Некоторые аналитики и социологи придерживаются мнения, согласно которому празднование 4 ноября было введено для того, чтобы сгладить в сознании народа отмену 7 ноября – праздника, который в СССР был самым важным – пожалуй, даже важнее Дня Победы. Между тем, день 4 ноября отмечался в России ещё за сотни лет до революционных событий XX века, и был одним из важнейших православно-государственных праздников.

В 2004 году Межрелигиозный совет России предложил установить 4 ноября День народного единства, и Дума это предложение поддержала. Патриарх Алексий II публично напомнил обществу о событиях 1612 года, о том, как российский народ, несмотря на социальные, национальные, и даже религиозные различия между людьми, преодолел величайшие трудности и невзгоды, объединился перед лицом опасности и победил врага, установив в государстве гражданский мир и согласие.

Владимир Путин, бывший тогда президентом, подписал закон, предусматривающий установление Дней воинской славы России – среди этих дней есть и праздник народного единства. Впервые он был отмечен 4 ноября 2005 года.

Сделаем экскурс в глубь веков…

Слово учителю истории.

События, в память о которых он был учреждён, действительно были и являются для нашего Отечества судьбоносными: если бы не они, могло бы не быть той России, в которую мы верим, и которую любим, какие бы трудности нам ни грозили. Когда в 1584 году умер государь Иван Грозный – последний из Рюриковичей, на Руси началось время, называемое в нашей истории Смутным – это был глубокий и тяжёлый кризис, вначале династический, а потом и государственный. Смута царила не только в высших кругах, но и в умах всех людей: один за другим стали появляться узурпаторы, самозванцы; в стране начались воровство, грабежи и убийства, процветало взяточничество, а кабаки размножались с небывалой скоростью – народ заливал горе.

В то время даже лучшим государственным мужам, на которых держалась Россия, было страшно, и казалось, что Московскому государству пришёл конец. Москву и Кремль сдали польско-литовским захватчикам, а большинство бояр принесли присягу католическому правителю – польскому королевичу Владиславу.

Всё началось в 1611 году, когда по призыву патриарха Гермогена поднялось первое народное ополчение, возглавляемое Прокопием Ляпуновым, воеводой из Рязани. Гермоген призвал всех россиян защитить Отечество и православную веру, выгнать с русской земли ненавистных ляхов – польских захватчиков, а вместе с ними и литовских князей. В тот раз восставшие потерпели поражение: воевода был убит своими же соотечественниками по ложному навету – Смута глубоко проникла в умы, и спасти положение мог только человек с сильной волей и горячим сердцем.

И такой человек нашёлся – это был Кузьма Минин, нижегородский земский староста. В свидетельствах современников он упоминается как «мелкий торговец», но именно он сумел зажечь народ своими речами, напомнив им, что они русские и православные, и что дело освобождения родной земли от супостата самое что ни на есть благородное и великое.

Минин организовал сбор средств для создания нового ополчения, и предложил пригласить в качестве главного воеводы князя Дмитрия Пожарского из Новгорода. Пожарскому было тогда 30 лет, и он согласился возглавить ополчение, но потребовал себе знающего помощника-казначея – народ предложил Кузьму Минина.

Огромное по тем временам количество людей собралось под знамёнами предводителей, которым будет вечно благодарна Россия: одних только служилых собралось больше

10 000, 3000 казаков, 1000 стрельцов, и много военнообязанных из крестьян.

День 4 ноября 1612 года стал одним из величайших в нашей истории: войско, собранное князем и «торговым человеком», смогло очистить Москву от поляков, взяв Китай-город штурмом, и это событие стало концом Смутного времени. Православие восторжествовало, и в этом восставшим помог чудотворный образ Казанской Божией Матери, с которым они шли на штурм, так что 4-е ноября объединяет два великих праздника – в этот же день отмечается празднование любимой народом иконы. Князь Пожарский тогда дал клятву – построить в честь неё храм, и он сделал это.

Царь Алексей Михайлович, сын Михаила Романова, выбранного Земским собором 1613 года, приказал установить в честь этих событий день празднования, так что новым, «молодым» праздником 4 ноября не является – это просто хорошо забытая великая дата нашей истории. Церковь же учредила празднование Казанской иконе Божией Матери — более 300 лет этот день являлся праздником православно-государственным, и только революция 1917 года всё изменила: тогда многие праздники объявлялись старорежимными и ненужными, а о благодарности Казанской Божией Матери и речи быть не могло. Во времена СССР собор, изначально построенный Пожарским, был разрушен, как и многие другие храмы, но сегодня он восстановлен и снова действует.

Когда о празднике вспомнили, и решили учредить его заново, патриарх Алексий сказал, что этот день всегда будет объединять народы нашей общей Родины – России, и неважно, что между нами есть различия – социальные, национальные или религиозные. Никакие различия не должны мешать людям жить в мире и согласии, трудясь для блага Отечества и своего собственного – в противном случае сохранение государственности и независимости невозможно.

Сегодня 4 ноября – это государственный выходной день, и считается, что он фактически перенесён с 7-го числа. Можно считать и так, однако всё проще: в настоящее время празднование революции 1917 года изжило само себя, и наши ценности стали другими. Мы не отказываемся от своей истории – это было бы малодушием, но вряд ли уместно считать праздником день, который стал началом разрушения многих ценностей России и русского народа. Впрочем, для многих людей старшего поколения он остаётся любимым праздником — они продолжают отмечать его по-своему, и для них это нормально.

Учитель

Почему День народного единства так важен для России?

(Ответы учащихся)

Только вместе мы можем быть сильным и великим народом – вся наша история показывает это, поэтому взаимное уважение и сохранение традиций жизненно необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и понимания в обществе, для нашего счастья и благополучия.

Отражением нашей истории – и дореволюционной и послевоенной — является символика нашего государства. Именно этот принцип положен в основу предложенного президентом РФ варианта государственной символики. С одной стороны, — флаг и герб, которые отражают дореволюционную историю, с другой — музыка Александрова, которая помогала объединять нашу страну в трудные годы, восстанавливать её из разрухи в послевоенный период.

Слово представляется учителю рисования

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

Герб был позаимствован у Византии, после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, в период создания единого централизованного государства, в 1497 году.

Что означает герб с изображением орла? Эта птица — самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Евгений Ухналёв.

Вопрос: Где можно увидеть герб?

Ответ: На паспорте, аттестате, свидетельстве о рождении, на почтовых марках, дипломе, наградах правительства и другом.

Флаг .

Трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I, каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку. Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести; синий – небо, верность, вера, правда; красный – власть, огонь, отвага. В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом. В 1991 году произошло возвращение к триколору. Флаг – полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Отношение ширины флага к длине 2:3.

Все мы знаем, что 22 августа –. День Государственного флага Российской Федерации.

Слово – учителю музыки и МХК.

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Гимн был утверждён 8 декабря 2000 года.

Учитель.

И неважно, какую веру мы исповедуем, на каком языке говорим и каких политических взглядов придерживаемся: мы все – россияне, и у нас одна судьба и одно будущее. Любовь к своему Отечеству спасала наш народ во все времена, помогала одолеть любых врагов и справиться с любыми трудностями – давайте же будем помнить об этом!

Такие вечные ценности как, здоровье, успех, взаимопонимание, любовь, добро и счастье – зависят только от нас самих.

III. Рефлекция

А сейчас проверьте себя: насколько вы правильно ответили на вопросы.

1 В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов

2 Казанский собор

3. Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади

4 в 2005 году

5. изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения

6. более 190 народов.

7. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

8 . Народный художник Евгений Ухналёв.

9. 22 августа

10. Верхняя — голубого, средняя — зелёного и нижняя — белого цвета.

Приложение 1.

Вопросы

1. В честь какого события отмечается День народного единства?

_________________________________________________________________

2. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?

___________________________________________________________________

3. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?

__________________________________________________________________

4. В каком году в России начали отмечать День народного единства?

__________________________________________________________________

5. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?

_____________________________________________________________________

6. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию? А сколько — на территории Республики Башкортостан?

_____________________________________________________________________

7. Кто автор музыки и слов гимна России?

______________________________________________________________________

8 .Кто автор герба России?

_______________________________________________________________________

9. Когда отмечается День российского государственного флага?

____________________________________________________________________


10.Цвета Государственного флага Республики Башкортостан?

________________________________________________________________________

Классный час в 7 классе

«День народного единства»

Цели:

  • Создать у учащихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.

  • Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.

  • Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.

  • Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу

Вступительное слово учителя (зачитываю эпиграф.)

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Но я пою и славлю ныне

Не твой ромашковый покой,

Я славлю Русь как героиню,

Как землю гордости людской.

Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

4 ноября наша страна отмечала замечательный праздник.

Вопрос: Как называется этот праздник? (День народного единства.)

Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает?

Ответы детей

Верно. Именно этому празднику мы посвящаем свой классный час.

День народного единства появился в нашем календаре 16 декабря 2004 года по решению правительства РФ. А 4 ноября 2005 года мы впервые отметили этот праздник.

Вопрос: Знаете ли вы с какими событиями связан этот праздник?

Ответ: с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Именно в этот день, 4 ноября 1612 г., народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения. Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. И вот, спустя многие годы, он вновь стал общенациональным днём памяти этого исторического события.

Давайте обратимся к истории и вспомним, что такое Смута.

Смутапериод в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лже-цари, также с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённой вторжением поляков и шведов, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.

Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.

Об этом нам расскажут Шарифуллина Карина Карина и Карпович Катя

Выступление учащихся

1. Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III пошел войной на Русь. Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.

В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.

2.Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России

1. Но зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.

2.Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

1. Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства. Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой. Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.

2.1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» — Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

1.Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы.

Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.

2.Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.

На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.

Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию.

  1. 1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.

Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Чтение стихотворения: «Единство навсегда».

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Вопрос: Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Ответ: в Москве на Красной площади перед собором Василия Блаженного в 1818 году был установлен памятник Минину и Пожарскому. Скульптор И.Мартос.

О памятнике подробнее нам расскажут Бобров Антон и Король Данил.

1.Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

2.Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

1.Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

2. И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

1.Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Учитель: Итак, мы с вами совершили небольшую экскурсию в прошлое, познакомились с историей праздника – Дня народного единства. Давайте посмотрим, насколько Вы были внимательны. Проведем небольшую викторину.

Викторина

Вопрос: К чему призывает нас этот праздник?

Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Вопрос: В чем состоит суть дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

Вопрос: Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.

Сегодня мы познакомились с историей праздника. И результатом нашего кл. часа станет стенгазета, посвященная Дню народного единства. Над ее создание мы будем трудиться все вместе. И чтобы работа у нас спорилась, разобьемся на группы.

Работа в группах.

1 группа – Составляет коллаж из предложенных иллюстраций

2 группа – Подбирает синонимы к слову единство

3 группа – Из предложенного материала выбирает описание праздника.

4группа – Собирает пословицы:

В единении — сила.

Не хлебом единым жив человек.

Если народ един – он непобедим.

Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.

Весь собранный материал помещают в стенгазету.

Выпуск стенгазеты.

Учитель: А сейчас давайте поздравим друг друга с этим замечательным праздником – Днем народного единства. Пожелаем всем мира, счастья, доброты. И в знак дружбы и уважения подарим друг другу подарки!

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и
    патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории
    возникновения праздника и событиях, связанных с
    1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в
    диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей
    страны, чувство гордости и уважения к защитникам
    государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,
компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть
стихотворение С. Васильева.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение?
родине)

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину —
Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей
Родины. История – это память народа о том, кто мы,
где наши корни, каков наш путь? Самое важное в
изучении исторического прошлого своей Родины –
это научиться любить её. А русским людям
свойственна любовь к родному краю, где они
родились и выросли. Эта любовь испокон века
проявляется в их готовности защищать, не жалея
жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую
событиями героическую историю. Народом нашей
страны на протяжении столетий приходилось
сражаться с многочисленными, сильными и
жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и
независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает
стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель.

4 ноября христиане отмечают праздник памяти
Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-

День народного единства.

Слайды 7-8

— Родина и единство… Расскажите, как вы
понимаете эти слова? (ответ)

— Как вы думаете, к чему призывает нас
праздник «День народного единства»?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в
единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз
подвергалась испытаниям, не раз переживала
времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна
слабела, на нее набрасывались соседи, спеша
урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для
грабежа и разбоя всегда можно найти самые
благовидные предлоги. Эти времена назывались у
нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и
внешние бури потрясали страну до самого
основания, да так, что менялись не только
правители, но и сами формы правления. Но страна
снова и снова восставала из пепла. После каждой
трагедии она становилась лишь сильнее на зависть
врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII
века, когда в России началась Смута великая. Так
называли тревожное время неурожаев, голода,
беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим,
войска польского и шведского королей вторглись в
русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над
страной нависла смертельная опасность. Польские
войска выжигали государство Русское, разоряли,
людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский
народ решил объединиться в одно целое для
изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 — 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь
Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился,
словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся
выборный начальник горожан. Староста Кузьма
Минин.

— Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

— Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами
кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом
ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать
деньги, драгоценности. Жители стали сносить все,
что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у
кого ничего не было, тот снимал с себя медный
крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь
очень много денег, чтобы собрать большое и
сильное войско, вооружить его и прокормить
воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать,
кого позвать в предводители. Остановились на
князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский
был способным, умным военачальником, человеком
честным и справедливым. Князь согласился
возглавить войска, но при условии, что Минин
будет заниматься хозяйством ополчения и его
казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил
князя Дмитрия Пожарского на правление войском и
выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь
Пожарский, был прислан из Казани чудотворный
образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие
попущено за грехи, весь народ и ополчение
наложили на себя трехдневный пост и с молитвой
обратились к Господу и Его Пречистой Матери за
небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в
честь Ее иконы, именуемой «Казанская»,
установлено в этот день в благодарность за
избавление Москвы и всей России от нашествия
поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось
к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди
стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и
предателей. Начались бои за Москву. Князь
Пожарский оказался талантливым полководцем. А
Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под
стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре
поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в
город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года
вражеское войско сдалось на милость победителей,
ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло
Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить
народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 — 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро
наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой
стала память народная. Недаром бронзовый
памятник им стоит на Красной площади — в самом
сердце России с надписью: “Гражданину Минину и
князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем
Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в
Москве был построен на деньги Д. Пожарского
казанский собор, в честь Казанской иконы Божией
Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

— Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

— Кто призвал русских людей на объединение для
защиты своей Родины? (ответ)

— Кто возглавил русское войско? (ответ)

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне
отблагодарили героев ополчения? (ответ)

— Можно ли утверждать, что народ горячо любит
свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

— Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

— Сделайте заключение о чертах характера Минина
и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный,
храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный,
беззаветно преданный Родине и любящий ее,
самоотверженный, мужественный, стойкий,
авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить
людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского
народа? (ответ)

Слайд 24 -25

— Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань
глубокого уважения к тем знаменательным
страницам отечественной истории, когда
патриотизм и гражданственность помогли нашему
народу объединиться и защитить страну от
захватчиков. Преодолеть времена безвластия и
укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех
российских народов
;

4 ноября – это день спасения России
от самой большой опасности, которая когда-либо ей
грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник
со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел,
а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы
Божией Матери
.

IV. Творческий проект

Учитель:

— Какое ещё название имеет этот праздник?

— В этот день мы оказываем помощь несчастным и
нуждающимся, то есть занимаемся
благотворительностью. А это значит, что мы делаем
какие дела? (ответ)

— Какое название можно дать этому дню. (День
добрых дел.)

— А что может сделать каждый из вас для тех, кто
нуждается в помощи и поддержке.

1. «Чистый город» (уборка территории
детского сада, благоустройство обелисков,
памятников).

2. «Поможем детям» (сбор детских книг,
игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. «Спешите делать добрые дела» (помощь
престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и
труда, больным, одиноким).

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе
произнесём речовку:

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

— Запомните это чувство единения и сохраните
его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных
предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи
Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №60» г. Брянска

Открытый классный час для учащихся 6-х классов.

Тема: «День народного единства»

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Разработан преподавателем истории и общественных дисциплин:

Жихаревой Еленой Александровной

Дата и место проведения: 02.11.2018 г., Актовый зал школы

Аудитория: учащиеся 6-А, 6-Б, 6-В, 6-Г, 6-Д классов МБОУ СОШ №60 г.Брянска

Организаторы: учитель истории Жихарева Е.А., 6-Г класс

Ноябрь 2018 г.

Содержание

Введение…………………………………………………….1

1.Цель, результативность, оборудование …………………2-3

2.Ход классного часа………………………………………..4-5

Заключение………………………………………………….6

Список используемой литературы ………………………..7

Приложения………………………………………………….8-11

-1-

Введение

Классный час, посвященный Дню народного единства, проводился в целях воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучения истории своего народа; воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной, уважения к государственным праздникам России.

Классный час проводится в форме интеллектуальной экскурсии в прошлое по страницам истории XVII века. Классный час сопровождается презентацией и отрывком из фильма «Смутное время».

На завершающем этапе классного часа звучит гимн Российской Федерации.

-2-

Цель:

формирование гражданских и патриотических чувств учащихся через знакомство с историей возникновения праздника День народного единства.

Задачи:

познакомить учащихся с историей возникновения и значимости праздника День народного единства;

показать единство народов, которое спасло Россию от иностранного порабощения в начале 17 века;

воспитывать уважение к государственным праздникам Российской Федерации, русским национальным героям.

Формировать чувство уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

расширить общий кругозор, эрудицию учащихся, способствовать развитию умения выражать собственные мысли;

воспитание гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины.

Результаты классного часа.

В результате проведения урока, обучающиеся должны знать и уметь:

историю происхождения праздника, историю своего народа;

понимать свою гражданскую идентичность;

проявлять патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

-3-

Форма проведения: «Путешествие» по страницам истории России.

Подготовительный этап:

Подбор информации об истории возникновения праздника, о его роли и значении в наше время.

Подготовка презентации.

Подготовка видеосюжета о возникновении праздника.

Оформление аудитории тематическими наглядностями.

Подготовка сценария.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

презентация;

видеофрагмент («Смутное время»).

-4-

Ход мероприятия.

Слайд №1. Заставка «День народного единства».

Учитель Жихарева Е.А.

Дорогие ребята, сегодня мы проводим мероприятие, посвящённое Дню народного единства – празднику, сближающему народы. Он относится к государственным праздникам России. Является одновременно и старым и новым российским праздником. Для России наших дней День народного единства — праздник, в который мы отдаём дань истинным традициям патриотизма, согласия народа, веры в Отечество. Чтобы лучше понимать события того далёкого времени, учащиеся 6 – Г класса предлагают Вашему вниманию это мероприятие.

На его фоне 1-го слайда группа учащихся исполняет песню «Любите Россию».

Учитель Жихарева Е.А. проводит историческую викторину.

Ребята, а давайте мы посмотрим, может быть, Вы уже владеете какой-то информацией о Дне народного единства.

Далее следует работа с залом.

Учащиеся 6-Г класса читают стихотворение «Россия»

Слайд №2. Из истории нового праздника России. Сопровождается вопросами к учащимся в зале: Почему праздники День народного единства и День празднования Казанской иконы Божией Матери отмечают в один день? Что означают их названия?

Далее каждый слайд озвучивает отдельный учащийся 6-Г класса.

Слайд №3. Россия в XVI веке (кратная историческая справка).

Слайд №4. В стране наступило смутное время…(определение понятия).

Слайд №5. Иноземная угроза (кратная историческая справка).

Слайд №6. Репродукция с изображением штурма пылающих стен города.

Слайд №7. Народные ополчения (кратная историческая справка).

Слайд №8. Патриарх Гермоген. Миниатюра из Царского титулярника (его роль в освещаемых событиях).

Слайд №9. Весна 1611 года. Первое ополчение. (кратная историческая справка на фоне портрета руководителя ополчения Прокопия Ляпунова)

Слайд №10. Враги вновь расположились лагерем под Москвой (картина «Вражеский стан»).

Слайд №11. Катастрофа приближается (кратная историческая справка).

-5-

Слайд №12. Народ вносил посильную лепту в дело защиты своей многострадальной Родины (рассказ о подвиге Ивана Сусанина).

Слайд №13. Картина, сопровождающаяся цитатой: «Куда ты завёл нас, не видно ни зги!» — Сусанину в сердце вскричали враги.

Слайд №14. 1612 год. Второе ополчение (кратная историческая справка).

Слайд №15. «Нам не пожалеть своих жизней…» (портрет Кузьмы Минина).

Слайд №16. Картина К.Маковского «Воззвание Минина».

Слайд №17. Во главе народной борьбы. Приглашение князя Пожарского на руководство народным ополчением.

Слайд №18. Портрет князя Дмитрия Пожарского.

Слайд №19. Таким образом, во главе восстания оказались нижегородцы Минин Кузьма и Пожарский Дмитрий (совместное изображение в процессе сражения).

Слайд №20. Национальное единение (суть и значение события).

Слайд №21. Угроза миновала (информация о решающем сражении).

Слайд №22. 4 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена. Картина вхождения русских войск в Москву.

Слайд №23. Летопись свидетельствует (цитата из русской летописи об освобождении Москвы).

Слайд №24. Памятник Кузьме Минину и Пожарскому был воздвигнут в 1818 году прямо на Красной площади, а через 10 лет гранитный обелиск появился и в Нижнем Новгороде. Фотография первого памятника, установленного в 1818 году.

Слайд №25. Отечество не забыло своих героев. Первоначально в Нижнем Новгороде, а затем в Москве, был установлен памятник Минину и Пожарскому от благодарных потомков.

Слайд №26. Увековечение освобождения Москвы в церковном календаре.

Слайд №27. Изображение Казанской иконы Божией Матери.

Слайд №28. Немного истории (о «многих чудотворениях» Казанской иконы Божией Матери).

Слайд №29. Праздник Казанской Божией Матери.

Слайд №30. Свидетелем обретения образа и совершавшихся от него чудес был казанский священник, будущий Патриарх Московский и всея Руси священно мученик Гермоген.

Слайд №31. Основание Казанского собора.

Слайд №32. Собор Иконы Божией Матери Казанской в Москве.

Слайд №33. Вехи празднования.

Слайд №34. Историческое значение праздника.

Слайд №35. «Мы едины». Фотография флага Российской Федерации.

-6-

Учащиеся 6-Г класса читают стихотворение «Памятники».

Ученик произносит часть слов гимна Российской Федерации.

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой! (последнюю фразу произносят все учащиеся класса вместе)

Звучит гимн Российской Федерации.

-7-

Список использованной литературы

1.Федеральный конституционный закон от 22.03.2001 N 2-ФКЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации»

2. Учебник «История России XVI-конец XVII века», авторы Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В., изд-во «Дрофа», 2018

3. Варакина, И.И. «Календарь памятных дат» / И.И. Варакина – Волгоград: Учитель, 2013

4. Истомин, С.  Минин и Пожарский. «Смутное время на Руси»/ С. Истомин Минин и Пожарский «Смутное время на Руси» — Москва: Белый город, 2009.

5. Олег Милявский сб. стихов

6. Олеся Емельянова сб. стихов «Патриотическое воспитание: Нашей Родиной гордимся!» (стихи, посвящённые Дню Народного Единства), 2015

7. Ираида Мордовина сб. стихов о Родине – Тверь, 2005

8. Попова, Г.П., Грицаева Н.В. «Календарные праздники»// — Г.П. Попова, Н.В. Грицаева — Волгоград: Учитель, 2007.

9. Журнал «Родина». — № 11.- 2005.

-8-

Приложение 1.

Текст Государственного Гимна Российской Федерации

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(слова С.В. Михалкова)

-9-

Приложение 2.

Стихотвор Музыка-С.Туликов,
Слова-О.Милявский.

1. Колышет берёзоньки ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблён.
Припев-
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлёт журавлей.
Любите Россию, любите Россию —
Для русского сердца земли нет милей.
Любите Россию, любите Россию —
Для русского сердца земли нет милей.
2. Нам русские песни с рождения пели,
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал —
Припев-
И белые рощи, и ливни косые…..
И мысленно детям своим завещал —
Любите Россию, любите Россию,
Россию, которую я защищал.
Проигрыш.
3. Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России я песни пою.
Припев-
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и радость Весны….
Любите Россию, любите Россию!
И будьте навеки России верны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте навеки России верны.
Проигрыш —
Припев- (как последний)ение «Любите Россию»

Колышет березоньки ль ветер весенний,
Веселой капели доносится звон.
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был так влюблен…

Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и взлет журавлей,
Любите Россию, любите Россию!
Для русского сердца земли нет милей…

Нам русские песни с рождения пели,
Нас ветер России в пути обнимал,
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал…

И белые рощи и ливни косые,
И мысленно детям своим завещал:-
Любите Россию, любите Россию!
Россию, которую я защищал!

Кто Русью рожденный — в Россию влюбленный,
Тот отдал ей сердце и душу свою!
Пред ней величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России я песню пою!

Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны,
Любите Россию, любите Россию!
И будьте навеки России верны!

(Олег Милявский)

-10-

Приложение 3. Музыка-С.Туликов,
Слова-О.Милявский.

1. Колышет берёзоньки ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблён.
Припев-
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлёт журавлей.
Любите Россию, любите Россию —
Для русского сердца земли нет милей.
Любите Россию, любите Россию —
Для русского сердца земли нет милей.
2. Нам русские песни с рождения пели,
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал —
Припев-
И белые рощи, и ливни косые…..
И мысленно детям своим завещал —
Любите Россию, любите Россию,
Россию, которую я защищал.
Проигрыш.
3. Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России я песни пою.
Припев-
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и радость Весны….
Любите Россию, любите Россию!
И будьте навеки России верны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте навеки России верны.
Проигрыш —
Припев- (как последний)

Стихотворение «Родина»

1-ый ученик: Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

2-ой ученик: Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

(Ираида Мордовина)

-11-

Приложение 4.

«Викторина».

1. В честь какого события отмечается День народного единства?
Ответ: В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов

2. Какой Собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?
Ответ: Казанский собор

3. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?
Ответ: Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади

4. В каком году в России начали отмечать День народного единства?
Ответ: в 2005 году

5. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?
Ответ: изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения

6. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию?
Ответ: более 180 народов

7. Кто автор стихотворения «Два единства»?
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может, спаяно железом лишь и кровью…»
Ответ: автор стихотворения — Фёдор Иванович Тютчев

8. Что означает слово «единство»?
Ответ: общность, сходство, сплочённость, спаянность, слитность

9. Какие пословицы со словом «единый» вы знаете?
Ответ: «Когда мы едины, мы непобедимы»
«Не хлебом единым жив человек»
«Наша сила – в единстве»

-12-

10. Праздник какой иконы отмечает церковь 4 ноября?
Ответ: праздник Казанской иконы Божией Матери

11. В каких городах установлены памятники князю Пожарскому?
Ответ: в Суздале, Зарайске, Борисоглебском

12. Кто автор стихотворения?
«И огнем не сожжешь – перетерпит пожары;
И водой не зальёшь – степи все не отдаст;
И насквозь не пробьёшь – не пропустит удара,
Потому что земля – это ты, это я,
Это каждый из нас»
Ответ: поэт Анатолий Софронов

-13-

Приложение 5.

Стихотворение «Памятники».

1-ый ученик: Мы храним вечно память о людях,
Что прославили нашу страну:
О великих вершителях судеб,
О героях, погибших в войну,
О поэтах, врачах, музыкантах,
Живописцах, ученых, певцах… –

2-ой ученик: Богом данных России талантах,
Наших прадедах, дедах, отцах.
Их фигуры из бронзы и стали
С пьедесталов гранитных следят,
Чтобы мы их достойными стали,
Чтобы встали в один с ними ряд!

(Олеся Емельянова)

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЯ

Посвященного дню народного единства

«Россия – это мы!»

Дата проведения: 31.10.2016г. в 14:00

Место проведения ЦДО, актовый зал

Автор сценария:

педагог-организатор Суминова Е.В

Саратов 2016

День народного единства

«Россия – это мы»

Фанфары

Выходят ведущие

(красивый музыкальный фон)

Вед 1. Что в жизни может быть красивей?

Что в жизни может быть милей,

Чем эти рощи в дымке синей

И золотой разлив полей?

Вед 2.

Что в жизни может быть красивей,

Чем это море тишины,

Чем нашей дружбы звонкий праздник,

Единства праздник и любви!

Вед 1 Добрый день, дорогие друзья!

Вед 2 Здравствуйте! Сегодня в этот прекрасный день мы собрались в честь наступающего праздника – Дня народного единства.

Вед 1Ровно 400 столетий назад 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город,( Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены)освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа в независимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Вед 2 День народного единства – это воскрешенный государственный праздник, учрежденный в 1649 году Указом царя Алексея Михайловича. Поэтому Указу церковный праздник Казанской иконы Божьей Матери приобретает статус государственного. А с приходом советской власти в 1917 году традиция отмечать освобождения Москвы прервалась.

Вед 1

Только с 2005 года 4 ноября – произошло возобновление празднования Дня народного единства.

Вед 2

С историей не спорят, с историей живут!

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед!

Вед 1

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Во славу тех героев живем одной судьбой

Сегодня День Единства мы празднуем с тобой!

(Звучит ГИМН)

Вед 2

Этот день напоминает нам, как россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру.

Вед 1

Надо сделать так, чтобы День народного единства проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочения российской государственности стал праздником взаимопонимания, милосердия и заботы о людях.

Вед 2

Всё, как говорится в наших руках! С праздником, дорогие друзья!

Сегодня наш праздник пройдет в музыкальном и командно-игровом духе.

Вед 1

Встречайте — первый музыкальный подарок в этот праздничный день прозвучит в исполнении педагога ЦДО Фарида Ядуллаева

(1 номер – Фарида «Россия»)

1 РАУНД « ПРАВОВОЙ»

Выходит 2 человека Импульс проводит игру «Салютики»

Среди вас есть ребята из волонтерского отряда «Импульс». Я бы хотела, что бы они нам предложили 2 кандидатуры на роль командиров команд. Мы назначаем 2 капитана из этого объединения.

(выбрали капитанов)

А теперь каждый капитан должен набрать команду и расставить их друг напротив друга.

Теперь ваша задача придумать названия командам.

Вед1:

— А вы любите загадки? Тогда для разминки вам загадки о России

— Загадка:

Символ мудрости и власти.

Отгоняющий напасти,

Что крыла свои развёл…

Он — двуглавый птах — … (ОРЁЛ!)

Во главе Державы,

Избранный по праву

На четыре года

Волею народа. (ПРЕЗИДЕНТ)

Вед2:

Этот важный документ

Подготовил Президент.

Личной подписью скрепил,

Чтобы в силу он вступил. (УКАЗ)

Вед1:

Уверен, друзья, отгадаете вы

Ту крепость старинную в центре Москвы.

На шпилях её ярко звёзды горят,

На башне там Спасской куранты звонят. (КРЕМЛЬ)

Вед2:

Он звучит торжественно,

Все встают приветственно –

Песню главную страны

Уважать мы все должны. (ГИМН)

Вед1:

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный …(ФЛАГ!)

Вед 2 Ну а сейчас мы объявляем борьбу команд за звание «самой единой»

Мы задаем вопрос, даем 3 варианта ответа. Ваша задача выбрать 1, 2 или 3. Если команды поднимают одинаковые ответы, принимается только тот, который подан раньше. За этот ответ команда получает 1 балл.

Вед 1 Но прежде всего мы рады представить Вам нашу судейскую команду:

1. Как расположены цвета Российского флага сверху вниз?

1 Белый, синий, красный +

2 Белый, красный, синий

3 Синий, Белый, красный

2. Как называется самый важный документ государства?

1 Международный договор

2 Правовое соглашение

3 Конституция +

3. Кто гарантирует гражданам России защиту конституционных прав?

1 Государство +

2 Любой гражданин

3 Мировой суд

4. Наша страна – Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?

1 Форма государственного устройства +

2 Вид власти

3 Тип бюджета

5. Что является государственным символом?

1 Герб +

2 Матрешка

3 Каравай

Вед 1 А пока подсчитываются результаты первого блока для вас выступает Лика Драгунова с песней «Маков цвет»

(ВыступлениеЛика Драгунова с песней «Маков цвет» »)

2 РАУНД « СИМВОЛЫ РОССИИ»

Вед 2 Для вас загадки, но они все про Россию, ее традиции, достопримечательности, события, символы: Та команда, в которой прозвучит первый ответ приносит себе балл в копилку.

Стоит Таня

В белом сарафане.

На стройной ножке,

В ушах – серёжки. (БЕРЁЗА)

Кукла – символ материнства

И семейного единства.

Сарафан – её одёжка,

Вся из дерева…(МАТРЁШКА!)

Он – огромный хищник леса,

Гнев его страшнее беса.

Любит яростно реветь

Толстопятый зверь…(МЕДВЕДЬ!)

Есть на свете – ночь и день,

Есть – лицо, и есть – изнанка;

Шляпа летом дарит тень,

В зиму греет нас – … (УШАНКА!)

На столе стоит пузатый.

Носик – кран его горбатый.

Запыхтит, из носа – пар!

Тульский это… (САМОВАР)

Из камня усыпальница,

Гробница для вождей,

Что средь туристов славится –

Московский … (МАВЗОЛЕЙ!)

Бронзовый памятник –

Вам не игрушка,

Он ведь – орудие,

Это – …(ЦАРЬ-ПУШКА!)

Инструмент народный этот

С давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь –

Запоёт легко … (ГАРМОНЬ)

В озорные три струны

Все в России влюблены. (БАЛАЛАЙКА)

Вед 1

Раз уж мы заговорили про русские инструменты для вас они сейчас и прозвучат в исполнении преподавателей объединения «Резонанс»

ВЫСТУПЛЕНИЕ « РЕЗОНАНС»

3 РАУНД ( НАЦИОНАЛЬНЫЙ)

Вед1: История богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины, во имя блага и процветания страны, открывало путь к укреплению независимости государства, и способствовало развитию цивилизованного общества.

Вед 2: Россия – великая многонациональная страна. В ней проживают граждане разных национальностей. Россия – это общий дом для русских и марийцев, якутов и карелов, тувинцев и черкесов. Одна у нас Родина, но много языков, на которых говорят народы России.

Викторина «Россия – многонациональное государство»

1Сколько народов проживает на территории России?

1 Более 50

2 Более 180 +

3 Более 300

2 Какая конструкция в старину занимала главное место в жилищах русских людей?

1 Резной сундук

2 Русская печь +

3 Деревянная лавка

3 . На чём предпочитают передвигаться народы Чукотки?

1 Оленьих упряжках +

2 лошадях-тройках

3 на верблюдах

4. Какую пищу предпочитали уральцы в старину?

1 Шаньги +

2 Плов

3 Ржаные блины

5. Какой главный праздник отмечает и татарский и башкирский народ?

1 Сабантуй +

2 Каргатуй

3 Саламат

6. Какие украшения в древности были у мордовских женщин?

1 Круглые броши

2 Головной венчик +

3 кокошник

7. Какие материалы использовали в старые времена чуваши для своей одежды?

1 Парча

2 Шёлк

3 Домотканое сукно +

11. Какой народ применяет для украшения одежды замшу из лосиной шкуры, бисер, олений волос?

1 Алтайцы

2 Эвенки +

3 Тувинцы

12. Как называется дом якутов?

1 Хата

2 Горница

3 Юрта +

13. От какого слова произошло слово «калмык»?

1 Охотящийся

2 Оперившийся

3 Отделившийся +

Вед 1 Сегодня на наш праздник мы пригласили одного из обучающихся в ЦДО и представителя одной из национальностей России – азербайджанской – Самира Гасанова. Он для Вас исполнит песню об Азербайджане.

(Выступление Самир Гасанов «Азербайджанская»)

РАУНД «ГЕРОИЧЕСКИЙ ИЛИ ИГРОВОЙ»

Вед 1

Земля русская собиралась веками. За её целостность, единство и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её герои-защитники.

Вед 2 Когда мы вместе — мы великая сила. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет, на том стояла и будет стоять Русская земля.

Вед 1

У каждого времени есть свои заветные имена, которые никогда не забываются;

Вед 2

Родина звала на помощь, и поднимались на её защиту славные сыны её. Среди них московский князь Дмитрий донской, благословенный Александр Невский, Александр Суворов, не потерпевший ни одного поражения, Михаил Илларионович Кутузов – спаситель России от наполеона. Это всё настоящие, подлинные, истинные герои Отечества

Вед 1

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость совей Родины.

Вед 2 Испытала ты много горюшка Русь от набегов кочевников. Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, оберегали они от врагов.

Вед1 Я думаю, всем пора встать стенка на стенку и продемонстрировать команда команде, какие вы сплоченные, сильные и смелые.

ПОДВИЖНЫЕ КОНКУРСЫ:( поднимаем команды, им даются задания) За каждую победу по баллу команде.

Конкурс «Крепости». Кто построит крепость из 30-50 пластиковых стаканчиков быстрее и выше.

Перетягивание каната

Интеллектуальный. (например ,каждая из команд по очереди продолжит фразу : «Не представляю Россию без…..») Кто последний скажет, тот и победил

Танцевальный. А) Повторить за ведущим движения:

1 ЩИТ ( руки перед лицом, согнутые в локтях , соединить несколько раз)

2 МЕЧ ( размахиваем рукой из стороны в сторону)

3 ДРАКА ( кулаками бьем поочередно перед собой, вытягивая руки вперед)

НА КОНЕ ( машем рукой над головой, как бы погоняя коня)

СИЛА БОГАТЫРСКАЯ (руки поочередно поднимаем, как будто с гантелями)

Б) Каждый капитан показывает противоположной команде танцевальное движение. Соперники повторяют. Затем другая команда, и т.д., друг за другом не повторяясь. Итак, пока не иссякнет фантазия. Кто последний?

Вед 1:Вы так хорошо размялись, что, я думаю, в честь праздника можно еще немного размяться и поддержать участника объединения «Школы ведущих и конферансье «Креатив» Самира Гасанова. Он поет – а вы – танцуйте.

(выступление Самира Гасанова «Непохожие»)

5 РАУНД ИСТОРИЧЕСКИЙ

Вед 2

Сегодня, когда приближается День народного единства, надо вспомнить важные исторические события земли русской.

Вед 1 Итак, окунемся в историю и проверим ваши знания.

А тем самым мы сможем приблизиться к столице нашей родины – Москве. На карте мы проложили 2 пути для ваших команд от Саратова до Москвы. За каждый правильный ответ мы будем выделять определенным цветом путь ваших команд. Посмотрим, кто подойдет ближе к Москве.

1)

Где жило Славянское племя дреговичей

1 на болоте,

2 в полях

3 (В лесах.) +

2)

Назовите князя, провозгласившего Киев В 882 г. столицей древнерусского государства.

Олег. +

2Владимир

3Святослав

3)

В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?

1 Волга

2(В водах Днепра.) +

3 Дон

4)

У какого князя было прозвище Большое гнездо?

1 Ярослав

2 Владимир

3 Всеволод III – он имел 12 детей.) +

5)

Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере?

1 Александр Невский.) +

2 Дмитрий Донской

3 Юрий Долгорукий

6)

Быть просто царём Ивану Грозному показалось мало. К титулу он добавил ещё и это слово в знак полной независимости от ордынских ханов.

1(Самодержец.) +

2 император

государь

7)

Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?

1 Золото

2 Медь . +

3 Серебро

8)

Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова, которой мы пользуемся ныне?

1 (Пётр I, в 1700 году.)+

2 Екатерина 2

3 Александр 1

9) Кем по родству Павел I приходился Екатерине II?

1 племянником

2 братом

3 (Сыном.) +

10)

В Отечественной войне 1812 года участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружён луком и стрелами?

1 Амур.) +

2 Купидон

3 Стрелец

11) В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов?

1 Александр 1

2 Николая I, (1825 год.) +

3 Николай 2

12)

В честь какого события отмечается День народного единства?

1освобождение от польских интервентов +

2 отмена крепостного права

3 свержение монголо-татарского ига

13)

Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?

1 Собор Василия Блаженного

2 Казанский собор +

Храм Христа Спасителя

14)

Где установлен памятник предводителям народного ополчения — Минину и Пожарскому?

1 на Арбате

2 На площади Революции

На Красной площади +

15) В каком году в России начали отмечать День народного единства?

1 в 2005 году+

2 в 2007 году

в 2010 году

16) Праздник какой иконы отмечает церковь 4 ноября?

1 Георгия Победоносца

2 Казанской иконы Божией Матери +

3 Святой блаженной Ксении Петербургской.

Вед 1: Наконец, итоги.Пока жюри их подводит, для вас поет

Вероника Бахарева «Твоя земля»

Вед 2: Ну что ж, жюри готовы огласить результаты:

_________________________________________________________

Вед 1Поздравляем команду –«_______________________» с победой!

Вед 2 Ну всех Вас, друзья с праздником , с днем народного единства, пожелать вам крепкого здоровья, успехов в труде благополучия.

Вед 1 В день единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вед вместе: «Вместе мы едины и непобедимы! Я, Ты, Он, Она – вместе мы одна семья)

(звучит песня «Я, Ты, Он, Она»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий кейс технологии
  • Сценарий классного часа на тему космонавтика
  • Сценарий квна на тему культура
  • Сценарий классного часа на тему здоровое питание
  • Сценарий квн юристы