Сценарий классного часа ко дню конституции рф конституция основной закон государства

Классный час служит знакомству учащихся начальной школы с Конституцией Российской Федерации, основными обществоведческими понятиями, развитию интереса к истории России, воспитанию чувства гордости за свою страну.

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

– Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. (слайд 5)

– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)

Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)

– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:

           «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». (слайд 9)

– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10)

– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 11)

– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 12)

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 13)

– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14)

– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил — Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15)

– Кто является президентом в России в настоящее время?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 16)

Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 17)

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 18)

Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 19)

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 20)

Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 21, 22)

Права и свободы граждан Обязанности граждан
Право на жизнь Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени Обязанность защищать Родину
Право личную неприкосновенность Обязанность соблюдать законы
Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги
Право на свободное передвижение  
Свобода совести, свобода вероисповеданий  
Свобода мысли и слова  
Право избирать и быть избранным  
Право на труд  
Право на отдых  
Право на получение социальной помощи  
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь  
Право на образование  
Право на получение юридической помощи  
Свобода информации  
Свобода творчества  

Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. (слайд 23) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 24)

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Источники информации:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост. М.А. Козлова. –М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Интернет-ресурсы.

Презентация.

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ.

«Конституция основной закон государства»

Главная цель государства не создать рай на земле,

а не допустить ада

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско

правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания;

приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской

ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои

мысли.

Сценарий разработан для обучающихся 9 классов.

Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному

закону государства исполняется 19 лет.

Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

Равняйсь! Смирно!

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Права, свободы человека —

Таков приоритет страны.

Мы Конституции навеки

Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,

Мы все едины, мы — народ!

Россия, матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,

Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней и весь наш путь!

Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о

нашей жизни в нашей замечательной стране России!

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую

юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации

политикоправовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и

государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил

охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а

зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и

это может привести к катастрофам..

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав.

Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись

на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом

государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди

стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных

религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо.

Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди

разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в

точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям

относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на

репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам

человека.

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском

съезде Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство,

которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании

нового государства. Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов

СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель отразить

структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были

приняты свои конституции.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918

года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации

человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

С начала 90х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба,

которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие

позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и

самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно

другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым

Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе

равенства, гуманизма, мира и согласия.

День Конституции — это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России — день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил!

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это

противоречит закону, говорим: «Нет!».

Россия – наша страна?

Да!

Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

Да!

Можно ли человека обращать в рабство?

Нет!

Можно ли относиться к человеку жестоко?

Нет!

Защищён ли человек законом?

Да!

Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

Да!

Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

Нет!

Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

Да!

Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

Да!

Может ли человек владеть имуществом?

Да!

Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

Да!

Можно ли запретить свободный выбор труда?

Нет!

Защищает ли закон материнство и младенчество?

Да!

1 конкурс. Разминка: блиц вопросы по Конституции РФ

Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись

в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может

быть лишен гражданства. )

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

2 конкурс.

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

правосистема обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит

государство;

моральсовокупность представлений людей о добре и зле;

демократиявласть народа;

амнистиячастичное или полное освобождение от наказания ;

кодекс единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых

отношений;

свидетельочевидец преступления;

адвокатзащитник;

преступлениеособо тяжкое противоправное действие;

закон нормативноправовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам

общественной жизни, принятый государством;

гражданин лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

импичмент особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства,

когда роль судебных органов играют палаты парламента;

суверенитетнезависимость.

3. Конкурс «Конституционные термины».

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)

русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

одно из значений построение;

в биологии индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

на латинскомустановление;

в политике основной закон государства;

2 термин: (государство)

имеет свою структуру;

имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

появилось в глубокой древности;

изза спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и

сидел в тюрьме;

оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

возникла в Древней Греции;

на латыни общественное дело;

ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

это форма правления;

бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

устанавливает государство;

в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

идёт на содержание госструктур, армию, образование;

по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

Конкурс капитанов.

Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

4 конкурс.

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн,

президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

5 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом

воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа

Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом

воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Отгадай сказку.

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и

продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все изза безмерной тяги к

стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для

этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым?

Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси Лебеди»)

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ:

«Гадкий утёнок».

4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и

чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и

развлечение. Ответ: «Золушка».

6. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным

имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила

необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушкапутешественница».

8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец

к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность

жилища.

10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

11. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную

неприкосновенность.

12. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право

на свободу вступления в брак.

13. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан?

Ответ: право на жизнь.

14. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на

образование.

15. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения,

свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно

покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

16. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его

право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

17. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их

жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность

жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

18. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном

другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и

свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

19. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива,

злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но

настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

20. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с

ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он

подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчикспальчик)

6 конкурс. «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать

как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

7. конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год А. 23 февраля

2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января

3. День защитника Отечества В. 9 мая

4. Рождество Христово Г. 1 мая

5. День Победы Д. 4 ноября

6. День народного единства Е. 7 января

7. День независимости России Ж. 8 марта

8. Международный женский день З. 12 июня

«Вопрос – ответ» дополнительный материал.

Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте,

свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных

наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник

официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой ГеоргийПобедоносец).

4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какието детали,

изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб

петровских времен).

5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном

конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает

каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая свобода, откровенность, благородство.

Синяя Богородица, верность, честность. Красная державность, мужество, смелость, любовь).

7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются

всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация с Конституцией в одной европейской стране.

Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

8. Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное

право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни

9. Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг,

близкие родственники

«Определи статью»

1. Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

2. Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какойто товар и бросился бежать.

(Грабёж)

3. Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне

свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою

приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать чтото из своих ценностей

взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

4. Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте

терроризма)

5. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и

спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали

избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли

пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление

группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

6. Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного

баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

7. Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам.

Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел

вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность

транспортных средств или путей сообщения.)

Блицтурнир

1. Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)

2. Переговорное устройство милиции? (Рация)

3. Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)

4. Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест.)

5. Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ.)

6. Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)

7. Человек, совершивший преступление? (Преступник.)

8. Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)

9. Юрист, защищающий чьилибо интересы? (Адвокат.)

10. Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)

«Моя родина Россия».

Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

ВОПРОСЫ:

Что такое символ? (условный знак, обозначение).

Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Что такое герб? (эмблема государства).

Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

Что такое гимн? (торжественная песня).

Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

Что означает слово «герб»? (наследство).

Старинное русское название флага? (стяг).

Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

Кто является главой Российского государства? (президент).

Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

Назовите денежную единицу России. (Рубль).

Назовите растение – символ России. (Береза).

Назовите столицу России. (Москва).

Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

Какой царь официально ввел белосинекрасный флаг? (Петр 1).

Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом

пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

А напоследок хочется сказать,

Что Родина это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории.

Одним словом будьте патриотами!

Сценарий классного часа ко Дню Конституции рф. «Конституция — основной закон государства»

Главная
цель государства — не создать рай на
земле, 
а не допустить ада

Цели: формирование
представления о важности соблюдения
законов государства; развитие
гражданско-правового образования
учащихся; формирование активной
гражданской позиции и правового сознания;
приобретение навыков правовой культуры;
развитие гражданской инициативы и
гражданской ответственности, развитие
умения работать в группе, выслушивать
мнение других и излагать свои мысли.

Сценарий
разработан для обучающихся 9 классов.

Добрый
день всем! Сегодня День Российской
Конституции. Ныне действующему основному
закону государства исполняется 19 лет.

Для
прослушивания гимна РФ прошу всех
встать.

Равняйсь!
Смирно!

(Звучит
Гимн Российской Федерации)

Права,
свободы человека —
Таков
приоритет страны.
Мы
Конституции навеки
Канонам
следовать должны.

Мы
честь отчизны охраняем,
Мы
все едины, мы — народ!
Россия,
матушка родная,
Тебя
спасем от всех невзгод.

Нам
Конституция дана,
Чтобы
понять, в чем ее суть.

У
нас прекрасная страна,
А
вместе с ней и весь наш путь!

Праздник,
посвященный Дню Конституции это
замечательный повод задуматься о себе,
о нас, о нашей жизни в нашей замечательной
стране — России!

Конституция
Российской Федерации — основной закон
нашей страны; единый, имеющий высшую
юридическую силу, прямое действие и
верховенство на всей территории
Российской Федерации политико-правовой
акт, посредством которого народ учредил
основные принципы устройства общества
и государства, определил субъекты
государственной власти, механизм её
осуществления, закрепил охраняемые
государством права, свободы и обязанности
человека и гражданина.

Всем
известно, что знать Конституцию должны
все люди и маленькие, и большие. Скажите,
а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок.
Не будет закона, будет много преступлений.)

Без
закона не будет порядка, без закона
каждый будет творить, что ему хочется,
а люди разные, и это может привести к
катастрофам..

Многие
столетия в мире существовало рабовладение.
Слабый не имел никаких прав. Владельцы
рабов считали, что между людьми не может
быть равенства. По их мнению, одни
появлялись на свет, чтобы быть в услужении
у других. Человека с другим цветом кожи
или рожденного в другом государстве
могли обратить в раба, подарить другому
рабовладельцу, обменять на собаку и т.
д. Люди стали решать главные
вопросы
в
беседах, путём международных переговоров,
с помощью разных религий и даже войн.
Только в ХХ веке человечество научилось
понимать, что это несправедливо. Возьмём
литературу. Героев произведений тревожат
вопросы о правах человека. Наконец, люди
разрешили эти главные
вопросы
.
Появилась Всеобщая декларация прав
человека. Если соблюдать в точности
всё, что предложено, то на Земле прекратятся
хаос, кошмар и неразбериха. К таким
явлениям относятся: терроризм, воровство,
насилие, угнетение, рабство, дискриминация,
посягательство на репутацию человека.
Люди подумали, что необходимо составить
специальные документы по правам человека.

10
июля 1918 года в России появилась первая
Конституция, которая была принята на 5
Всероссийском съезде Советов.

В
1922 году, после завершения Гражданской
войны, фактически образовалось новое
государство, которое было названо Союзом
Советских Социалистических Республик.

Первый
съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года
утвердил Декларацию и Договор об
образовании нового государства.
Конституция союзного государства была
утверждена Вторым съездом Советов СССР
31 января 1924 года. Эта Конституция была
очень короткой и имела одну главную
цель – отразить структуру нового
союзного государства. В каждой из
республик, вошедших в состав Союза, были
приняты свои конституции.

Конституция
РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она
мало чем отличалась от Конституции 1918
года. В ней также провозглашалась
диктатура пролетариата, гарантировалось
уничтожение эксплуатации человека
человеком и в качестве главной и
неизбежной цели называлось строительство
коммунизма.

С
начала 90-х годов прошлого века в обществе
развернулась ожесточенная политическая
борьба, которая привела к тому, что
Коммунистическая Партия Советского
Союза утратила свои правящие позиции,
а Союз Советских Социалистических
Республик распался на ряд независимых
и самостоятельных государств. И уже в
независимой России начался процесс
создания совершенно другого общества
с рыночной экономикой, основанного на
демократических принципах.

Так,
в 1993 году была принята ныне действующая
Конституция Российской Федерации.

Соотечественники
всеобщим голосованием поддержали
основной закон всей страны. Тем самым
Россия сделала важный шаг в построении
демократического государства, основанного
на принципе равенства, гуманизма, мира
и согласия.

День
Конституции — это день закона,

Права
и защиты наших граждан!

Его
мы встретим с почестью сегодня,

Для
России — день из самых важных!

Поздравляем
всех, от мала до велика,

Богатеет
пусть и пусть цветет страна!

Конституция
людей любых религий

Единит
и бережет всегда!

В
день Конституции Российской Федерации

Я
от души хочу вам пожелать,

Лишь
счастья, независимо от нации,

И
чаще толерантность проявлять.

В
России нашей множество народностей,

Так
пусть же между нами будет мир!

Освободиться
нужно от условностей,

Чтоб
всех нас флаг РФ объединил!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классный час на тему:

«Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства».

Цель: познакомить учащихся с Конституцией РФ , сформировать уважительное отношение к закону, способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом нашего государства.

Форма проведения: презентация, интерактивная беседа с элементами игры, дискуссии.

План классного часа:

  1. Из истории принятия законов.

  2. Дискуссия на тему: « Закон – благо для человека или ограничение его прав?»

  3. Из истории принятия Конституций в России.

  4. Конституция 1993 г: основные положения.

  5. «Какие права сказочных героев нарушены?»

  6. Жизненная правовая ситуация.

  7. Викторина « Самый любознательный и эрудированный».

  8. Гос. символы России.

  9. Рефлексия – «Кто самый внимательный?»

10. Заключительное слово учителя.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя: Из истории принятия законов.

— Какое событие произошло 12 декабря 1993 г.? (принятие Конституции РФ).

— Какова тема классного часа?

— Ребята, какие вопросы, на ваш взгляд, мы будем обсуждать на классном часе?

— Сегодня на нашей классном часе поговорим о том, нужны ли законы в государстве, что такое Конституция, каковы её основные статьи, вспомним права и обязанности граждан, о гос. символах России.

— Давайте виртуально на машине времени перенесёмся в далёкое прошлое – первобытную эпоху. В это время были все равны, но со временем появляется знать, имущественное неравенство, возникает государство. Что есть в любом государстве ( власть, законы)?

Вспомните Древний Вавилон, в котором законы были выбиты на чёрном столбе. Главный принцип этих законов был « око за око…». При каком правителе были приняты эти законы? ( Хаммурапи, 1750 г. до н.э., т.е. 3750 лет назад). В Древнем Риме законы были записаны на 12 таблицах и выставлены на площади.

— Назовите первый письменный сборник законов в Древней Руси (« Русская Правда» Ярослава Мудрого, 1036 г.).

Зачем нужны законы в государстве ( для соблюдения порядка, охраны прав граждан).

Т.о, мы выяснили, что без законов государство существовать не может. Законы защищают граждан, их права, наказывают виновных.

2. Дискуссия на тему: « Закон – благо для человека или ограничение его прав

— Отношение к государству, а значит, и к его законам, разное. Существует 2 противоположные точки зрения о государстве и его законах: 1 точка зрения анархистов, которые государство и законы отрицали, считали, что они ограничивают свободу человека. М.А.Бакунин – теоретик русского анархизма писал: « Государство – самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности».

2 точка зрения: « Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им.» ( Вольтер).

— Кто прав из них?

— 1 вариант учащихся подбирает аргументы, чтобы подтвердить правоту Бакунина, можно приводить примеры из истории ( репрессии 30 –х г.г, случаи невинно осуждённых людей – судебная ошибка, возможно делать то, что хочется – грабить, убивать …)

-2 вариант учащихся подбирает аргументы, чтобы доказать правоту Вольтера, т.е. положительную оценку роли законов в жизни общества ( законы защищают права людей, наказывают виновных за преступления, вносят порядок в работу гос. органов всех уровней, жизнь людей…). Даётся 1 минута на обдумывание аргументов.

— Мы пришли к выводу, что законы в государстве необходимы.

Т.о, законы необходимы, чтобы в обществе был порядок, охранялись права и свободы людей.

  1. Из истории принятия Конституций в России.

— Как называется основной ( главный) закон в нашем государстве? ( Конституция)

— Что означает слово « Конституция» в переводе с лат. языка? (Конституция в переводе с латинского – установление, учреждение, устройство. ( слайд).

— Что представляет собой Конституция? Дайте определение . ( Конституция – основной закон государства и общества, определяющий его государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан) ( слайд).

Данный документ имеет высшую юридическую силу, поэтому все законы России должны соответствовать ему.

— Когда была принята ныне действующая Конституция, кем , как?

(Наша Конституция была принята в 12 декабря 1993 году, принята многонациональным народом нашей страны на референдуме всенародным голосованием.

— Мы совершим краткий экскурс в историю ее становления.

1 ученик: Первые Конституции в мире появились в конце 18 века – в США и во Франции . В России впервые о Конституции стали говорить в начале 19 века при Александре -1 декабристы. Во время восстания в 1825 года солдаты кричали, что они за « Константина и его супругу Конституцию». Но основная масса народа не представляла себе, что такое «конституция». Большое значение для истории документа имел « План государственного преобразования» графа Михаила Сперанского, разработанный в 1809 году, и « Государственная уставная грамота Российской империи» Николая Новосильцева 1818 г. Александр 1 был первым государем России, кто решил реформировать политический строй посредством создания Конституции. Но Конституция так и не была принята. ( слайд)

  1. Ученик: значительные шаги в направлении конституционного правления были предприняты в царствование императора Александра 2. Это судебная реформа, развитие земства, проект конституционного закона Лорис – Меликова, отмена крепостного права.

3 ученик: Николаем 2 был принят Манифест от 17 октября 1905 г. — конституционный акт, где выражалась воля императора «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свобода слова, совести, собраний, союзов». Гарантировалось право участвовать в выборах в Государственную Думу, и в 1906 году были приняты Основные государственные законы Российской Империи ,которые привели к значительным преобразованиям. ( слайд)

1 ученик: 25 октября ( 7 ноября) 1917 г. свершился Октябрьский переворот. В июле 1918 г. на 5 Всероссийском съезде Советов была принята Конституция РСФСР. Ее особенности заключались в следующем: определяла новые основы устройства общества, носила классовый характер, полностью отрицала концепцию о народе как носителя и источнике суверенитета государства, закрепляла установление диктатуры пролетариата.

Таким образом, Конституция РСФСР 1918 года — Конституция революционного типа, принятая в результате насильственного изменения общественного строя, которая отвергала все прежние правовые установки. ( слайд).

2 ученик: 30 декабря 1924 г. было создано новое государство – СССР. Нужен был новый закон страны, который действовал бы не только на территории РСФСР, но и всего Советского Союза. В 1924 г. была принята Конституция СССР. ( слайд).

3 ученик: в 1936 г. была принята Конституцию 1936 года, так называемая «Сталинская». Причины ее появления таковы: страна вступила в новый этап своего развития: были построены основы социализма, полностью ликвидированы эксплуататорские классы. По содержанию и структуре она отличалась от предшествующих: в ней были закреплены равноправия граждан, введены главы об основных правах и обязанностях граждан, закреплено право на труд. ( слайд)

1 ученик: Конституция СССР 1977года вошла в историю как конституция «развитого социализма» и получило название «брежневской». Её появление ознаменовало, что общество вступило в этап «развитого социализма»; т.е. советское государство из государства «диктатуры пролетариата» превращалось в общенародное государство. Утвержден принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования и языка, отношение к религии

2 ученик: в 1989 году начинается реформирование Конституции. В период Перестройки были приняты поправки в Конституцию СССР 1977 года. Это дало повод говорить о замене «брежневской» конституции на «горбачевскую». В нее были внесены изменения: признание государства как федеративного, устранено положение о Коммунистической партии как направляющей и руководящей силы. Признание приоритета прав человека и гражданина. Введен институт Президента.

3 ученик: 8 декабря 1991 г. СССР распался, СССР перестал существовать, вместо единого государства появилось 15 независимых стран. Весной 1993года по инициативе Бориса Николаевича Ельцина был разработан проект Конституции РФ. 12 декабря 1993 году состоялся всенародный референдум, и была принята новая Конституция. Она ориентирована на общепринятые принципы и нормы международного права, провозглашенные в ней права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, определенных Всеобщей декларации прав человека. ( слайд).

  1. Конституция 1993 г : основные положения.

Итак, действующей Конституции России исполняется 25 лет, рассмотрим основные её положения (слайд).

Признаки Конституции РФ: (Слайд)

  • Верховенство ( главный закон страны).

  • Высшая юридическая сила (ни один закон не может противоречить Конституции РФ).

  • Прямое действие ( действует на территории всей страны).

  • Учредительный характер ( принял многонациональный народ РФ).

  • Стабильность (изменения вносятся парламентом. Главы 1,2, 9 изменить нельзя).

  • Конституция — ядро правовой системы (все другие законы на основе Конституции, не могут противоречить).

Структура Конституции: ( слайд)

Конституция состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека, гражданское, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Преамбула – это вступительная вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции (зачитать). Более подробно Конституцию будем изучать в 11 классе при изучении предмета « Право».

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (слайд).

Российская Федерация — демократическое, федеративное, правовое, суверенное, социальное, светское государство ( ст. 1; 4; 7; 14 ).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2).

Носителем суверенитета и источником власти является многонациональный народ (ч. 1 ст. 3).

Никто не может присваивать себе власть (ч. 4 ст. 3).

Территория РФ целостна и неприкосновенна (ч. 3 ст. 4).

Запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает) общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет её основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод. Конституция провозглашает: права и свободы граждан высшей ценностью!

Гражданские права (слайд)

  • право на свободу;

  • право на личную неприкосновенность;

  • право на неприкосновенность жилища;

  • право указывать свою национальную принадлежность;

  • право на свободу совести;

  • право просить о помиловании и др.

Политические права ( слайд)

  • право на объединения;

  • право обращаться в органы местного самоуправления;

  • право участвовать в управлении делами государства и др.

Духовные ( культурные права) права: (слайд)

  • Право на свободу творчества;

  • право на участие у культурной жизни;

  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Экономические права: ( слайд)

  • право на свободное использование своих возможностей;

  • право частной собственности и др.

Социальные права: ( слайд)

  • забота о детях;

  • право на социальное обеспечение по возрасту

  • право на жилище;

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

  • Право на образование.

Ст. 43 – Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в гос. или муниципальных образовательных учреждений. Каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в гос. или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Вместе с правами закреплены обязанности граждан( слайд)

  • Платить законно установленные налоги и сборы.

  • Сохранять природу и окружающую среду.

  • Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ и др.

Глава 3. «Федеративное устройство» определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Субъектами федерации в России являются:

республики в составе Российской Федерации (государства);

а) края;

б) области;

в) города федерального значения;

г) автономная область;

д) автономные округа.

Все субъекты Российской Федерации равноправны.

Федеративное устройство России основано на ряде принципов:

а) государственная целостность Российской Федерации;

б) единстве системы государственной власти;

в) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

д) равноправие и самоопределение народов в России.

Глава 4. «Президент РФ» определяет полномочия президента как главы российского государства. Он призван обеспечить согласованную деятельность различных ветвей власти, определяет основные направления политики, возглавляет Совет Безопасности, является Верховным главнокомандующим России, решает вопросы гражданства РФ. Он может вводить чрезвычайное и военное положение на территории государства и его отдельных местностей. В обязанности президента входит подписание и обнародование федеральных законов). ( слайд)

является главой государства

  • является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

  • представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;

  • избирается сроком на шесть лет;

  • не может быть моложе 35 лет, должен постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет, должен иметь только российское гражданство;

  • издает указы и распоряжения;

  • обладает неприкосновенностью.

Кто был первым Президентом в РФ? ( Ельцин).

— Кто действующий Президент ( Путин).

Глава 5. «Федеральное собрание» — высший представительный и законодательный орган в стране: ( слайд)

  • является представительным и законодательным органом;

  • состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы;

  • Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Глава 6. «Правительство» — высший исполнительный орган. ( слайд)

  • Осуществляет исполнительную власть

  • Состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров

Полномочия:

  • Разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения

  • Обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ

  • Проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения

  • Управление федеральной собственностью

  • Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан и т.д.; обороны страны, государственной безопасности

Глава 7. «Судебная власть» устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры. ( слайд)

Система судебной власти: Конституционный суд (осуществляет контроль за соответствием законов Конституции), Верховный суд (гражданские, уголовные, административные дела).

Глава 8. «Местное самоуправление» устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления:

  • обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

  • осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления;

  • самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;

  • гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» определяется порядок изменения Конституции, внесение в неё поправок или коренной её пересмотр.

  • Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть изменены.

  • Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.

  • Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

— Что такое Конституция? (Конституция – основной закон государства и общества, определяющий его государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан)

— Когда и кем была принята действующая Конституция?

— Какова структура Конституции ( Преамбула, 9 глав, 137 статей).

— Какая форма правления в РФ?

— Что является высшей ценностью в государстве? ( права и свободы граждан).

  1. Правовые примеры из сказок: « Какие права сказочных героев нарушены?»

Ребята, в жизни вы иногда встречаетесь с ситуациями, когда нарушаются права граждан, ваши права, либо вы сами пытаетесь нарушить чьи-то права и свободы. Отвлечемся от серьезного, вернее попытаемся в несерьезном отыскать серьезное. Говорят: « Сказка – ложь, да в ней намёк»… В сказках, как и в жизни, часто встречаются примеры нарушения прав героев. Я привожу пример из сказки, вы говорите, какие права героя были нарушены. Например, Снежная королева похитила Кая ( нарушено право на свободу и личную неприкосновенность ( ст. 22).

Я прочитаю вам незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено.

— Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на ________ (личную неприкосновенность).

— Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____ (получение бесплатного образования).

— Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____ (пользоваться учреждениями культуры).

— Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____ (иметь имущество в собственности).

— Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____

(неприкосновенность жилища).

— Какие права героя нарушены в сказке «Гадкий утёнок» (все равны перед законом и судом).

— «По щучьему велению» — Емеля приказал дубинке побить офицера (Никто не может подвергаться пыткам, насилию, жесткому обращению – ст. 21)

— «Золушка»: мачеха заставляла постоянно работать Золушку (труд свободен. Каждый вправе выбирать род деятельности, профессию- ст. 37).

  1. Жизненная правовая ситуация.

Часто в нашей жизни встречаются нарушения прав.

Задание таково: найти нарушения прав и объяснить, какие права нарушены.

1). Известную актрису (назовем ее Надеждой Прекрасной) задержали в магазине за кражу золотых изделий. Все документы по делу вместе с обвинительным заключением были переданы в суд. Данным делом сразу заинтересовались пресса и телевидение. На судебном заседании присутствовала толпа журналистов. Судья давал интервью газетам, радио-и телекомпаниям, называя Надежду Прекрасную преступницей и обещая вынести ей суровое наказание, которое станет предупреждением для тех, кто ворует в магазинах. Было ли нарушено право на справедливое ведение процесса? Свой ответ поясните.

( В данном случае был нарушен принцип презумпции невиновности. Поскольку обвиняемая считается невиновной до тех пор, пока суд не вынесет решение об обратном, судья не имел право до оглашения приговора называть ее преступницей).

2). Пятнадцатилетний Павел не верил в Бога. А его родители считали, что каждый должен ходить в церковь, молиться и знать Библию. Родители заставили Павла ходить в воскресную школу при церкви, несмотря на то, что ребенок этого не хотел. Были ли в данном случае нарушены права человека? Свой ответ поясните.

( В данном случае нет ограничения или нарушения прав человека. Прав на свободу выбора религии обладают только взрослые. Государство уважает права родителей на создание условий для религиозного воспитания. Павел должен будет ходить на занятия в воскресную школу до своего 16-летия, т.е. пока он находится под опекой родителей).

3). У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37).

— Как вы считаете, зачем сегодня приводились примеры из сказок и из жизни ?

Т.о, человек должен знать свои права, обязанности, чтобы при необходимости обратиться в суд.

7) . Викторина «Самый любознательный и эрудированный ».

Посмотрим, насколько эрудированы ученики класса и развит ваш кругозор. Представляю викторину «Самый любознательный и эрудированный ». Победитель является тот, кто наберёт больше жетонов.

-Процедура вступления в должность главы государства называется ( инаугурация) .

-Гарантом Конституции РФ является… (Президент РФ).

-Конституция РФ состоит из… (9 глав).

-Конституция РФ состоит из …(137 статей).

-Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией РФ, …(выборы).

-Защита Отечества для гражданина является …(обязанность).

-Государственными символами России являются …

-Государственным языком на всей территории России является …

-Палаты федерального Собрания называются …(Совет Федераций, Государственная Дума).

-Государственная дума состоит из …(450 депутатов).

Т.о., самый любознательный и эрудированный ученик в классе….

8) Государственные символы России.

-Что относится к гос. символам? ( флаг, герб, гимн)

На нашем флаге три цвета: белый, синий, красный. Флаг – триколор ( слайд).

У историков существует несколько версий происхождения цветов в Государственном флаге ( слайд).

Первая версия относится к временам правления Петра I, который взял эти цвета у герба Москвы:

Белый — это белый конь.

Синий – это синий плащ на Георгии Победоносце.

Красный – это красный щит герба.

2 точка зрения: (слайд): Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I – царя Алексея Михайловича.

В те времена Россия была многонациональным государством, и основными народами считались:

Белорусы (белый цвет )

Украинцы синий цвет )

Русские (красный цвет )

Слайд: ОБЩНОСТЬ и ЕДИНСТВО этих национальностей и отражает флаг

3 точка зрения: ( слайд) Геральдисты полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви.

белый – означает откровенность, благородство, совершенство;

синий – верность и честность;

красный – мужество, отвагу, героизм.

Рроссийскому флагу более 300 лет, его утвердил Пётр 1.

В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа –

День Государственного флага Российской Федерации.

— Что такое гимн? (Гимн – это главная песня страны).

Слово гимн греческое и означает ВОСХВАЛЕНИЕ.

Слова гимна написал Сергей Михалков, а музыку — Александр Александров.

Гимн России был принят в 2000 году.

Т.о., гос. символами являются флаг, герб, гимн.

Рефлексия «Кто самый внимательный?».

Посмотрим, кто сегодня самый внимательный на классном часе.

1) В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ ( 1993)

2) Ныне действующая Конституция РФ принята ( на всенародном референдуме)

3) Какая по счёту нынешняя Конституция, принятая в нашем государстве ( пятая)

4) Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является (многонациональный народ России)

6) Конституция РФ называет высшей ценность (человека, его права и свободы).

7)Что относится к гос. символам РФ?

8) Какие цвета на нашем флаге?

9) Кто утвердил триколор государственным флагом? ( Пётр 1)

10) Кто автор слов и музыки современного гимна России? ( Александров, Михалков).

Все мы здесь присутствующие – граждане великой страны – России. Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого страны, её истории. Сегодня наш классный час был посвящён 25– летию Конституции РФ, гос. символам России. Я надеюсь на то, что вы не просто будете знать о Конституции, гос. символике, но и будете гордиться тем, что родились и выросли в великой стране. При исполнении гимна у вас на глазах будут слёзы гордости за свою страну, её прошлое. Вы с радость и гордостью будете произносить слова: « Я – гражданин России!».

13

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий классного часа ко дню единства народов россии
  • Сценарий кейс технологии
  • Сценарий классного часа на тему космонавтика
  • Сценарий квна на тему культура
  • Сценарий классного часа на тему здоровое питание