Сценарий классного часа на тему день народного единства

Cкачать: Сценарий классного часа на тему "День народного единства"

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа пгт. Южно-Курильск»

План-конспект
классного часа на тему:

«4
ноября – День народного единства»

Разработала
и провела учитель начальных классов МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск» Колобова
Мария Ильинична

Цель:
познакомить учащихся с историей Дня народного единства; раскрыть содержание
понятий «дружба», «единение», «гражданская солидарность».

Задачи

образовательная


пояснить смысл и значение нового
государственного праздника, введённого в РФ;

— показать
современную идею Дня народного единства;

развивающая

— развивать у
обучающихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны;

— формировать
гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и
межкультурное взаимопонимание;

воспитательная


воспитывать уважение к русским
национальным героям;

— воспитание
уважительного отношения к истории, героическому прошлому своего народа, своей
страны.

ХОД 
МЕРОПРИЯТИЯ.

— Ребята, сегодня мы собрались на
торжественное мероприятие, посвящённое большому  празднику – Дню народного
единства, который будут отмечать 4 ноября все граждане Российской Федерации. И,
как любое торжественное событие, мы начинаем с Гимна России.

(слайд № 2 Звучит гимн России:
первый куплет и припев, на экране)

(слайд № 3«Карта
Административно-территориального деления России»)

-Наша страна – Россия – это крупнейшее
государство в мире.

Когда на востоке говорят
«Доброе утро!», на западе, люди, желают друг другу «Спокойной ночи!».

Наша Родина – это и самое
многонациональное государство. На её просторах живут более 180 национальностей,
народностей и этнических групп.

89 федераций: края,
республики, области, автономные округа и города федерального значения –
объединились в одно целое, и стали единой страной – Российской
Федерацией.

(добавление к слайду № 3
«Флаг и герб Сахалинской области»)

         Среди них и наша Сахалинская
область.

Давайте все вместе
подумаем, зачем объединились все эти народы в единое большое
государство? Послушайте притчу об отце и сыновьях, и тогда я думаю, вам всё
станет ясно.

(слайд № 4 «Притча «Отец и
сыновья»)

У одного отца было три
сына, и они постоянно ссорились друг с другом. Однажды отец призвал их к себе и
взял веник. Он вытянул по прутику из веника, раздал их сыновьям и приказал:
«Сломайте эти прутики!». Братья легко переломали каждый свой прутик. Отец
крепко связал веник, и снова приказал сыновьям: «Переломите этот веник!».
Сколько не старались братья – не смогли этого сделать. Тогда отец сказал своим
сыновьям: «Так-то и вы, если в согласии и одной связке жить будете, никто вас
не одолеет; а если ссориться , да всё делать врозь – вас всякий легко погубит!»

Зачем же объединились
народы в одно большое государство? (Ответы детей).

Чтец 1:                        
С Днем народного единства поздравляю,

Пусть
над нами светит мир и благодать,

     
И пусть дружба еще крепче всех скрепляет,

   
Гордость мы друг друга сможем отстоять!

Чтец 2:                         Не
разрушит нашу мощь никто и силу,

Только
вместе сможем все преодолеть,

И
расскажем всей планете, всему миру,

Наш 
народ един, его не одолеть!

Чтец 3:                         Если
забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на
веру и жизнь,

    
Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От
мощи единства земля задрожит.

— Правильно! Когда же началось это великое
единение народов России?

Я немного расскажу
вам об истории возникновения этого праздника.

(слайды  №5 «Семибоярщина»)

Четыреста
лет тому назад в Государстве Русском умер последний царь из рода Рюриковичей.
Умер и не оставил наследников на престол. И тогда знаменитые боярские да
дворянские династии захотели посадить на царский престол своих родственников. Пошла
между ними распря великая.

(слайды  № 6
«Смутное время»)

Вдобавок
к этому несколько лет подряд был неурожай , пришёл большой голодомор и началось
в России Смутное время. Некоторые бояре  да дворяне, вместо того чтобы помочь
своему народу, обратились к полякам, шведам и литовцам, что бы те помогли им 
сесть на царский престол. А враги только и ждали момента, чтобы завоевать
богатую землю русскую, погубить как можно больше народа и завладеть богатствами.

(слайд
№ 7 «Бесчинства интервентов в России»)

Чтец 4:               Ушли
в историю года,

Цари
менялись и народы,

Но
время смутное, невзгоды

Русь
не забудет никогда!

         Пришли
поляки, шведы, литовцы и стали бесчинствовать в наших землях и творить всякое
беззаконие над людьми. Несколько лет изнемогал от их жестокости народ российский.

(слайд № 8«Минин
призывает к ополчению»)

         Но жил в
Новгороде великий патриот и гражданин купеческого звания по имени Козьма Минин.
Призвал он бедных людей создать ополчение народное и пойти на Москву, чтобы
выбить оттуда захватчиков поганых, а богатых людей призвал собрать деньги на
это великое дело. И многое множество людей откликнулось на его призыв. Сказал
так же Козьма Минин, что есть в Москве полководец разумный по имени Дмитрий
Пожарский и сможет он возглавить войско народное для борьбы с иноземцами.

(слайд
№ 9
 «Пожарский возглавляет народное
ополчение»)

И двинулось
ополчение народное на Москву из Новгорода. И в битвах жестоких одержал русский
народ победу и изгнал иноземных захватчиков с земли российской.

(слайд № 10 «Сражения
народного ополчения 1612 года»)

Чтец 5:                Посрамив
врагов коварство,

В
страшный для России год

Вместе
Минин и Пожарский

В
битву повели народ.

Чтец 6:                И
отряды добровольцев,

Гневом
праведным полны,

Злых
поляков и литовцев

Прочь
прогнали из страны.

(слайд №  11«Подвиг Иван
Сусанина»)


Многие люди в те дни далёкие дни совершали подвиги во имя освобождения родины.
Слава одного героя дошла до наших дней. Жил крестьянин по имени Иван Сусанин.
Однажды в его деревню пришли поляки и заставили его показать дорогу через лес,
чтобы отступить и скрыться от народного ополчения. Крестьянин претворился, что
согласен им помочь. Он завёл польское войско в леса с топкими болотами. Поляки
догадались, что хитрый Сусанин их погубил. Они  жестоко расправились с ним, но
и сами не смогли выбраться: замёрзли или утонули в болотах.

Чтец 7:                Предателя, мнили, во мне вы
нашли: 
Их нет, и не будет на Русской земли! 
В ней каждый отчизну с младенчества любит, 
И душу изменой свою не погубит.

(слайд № 12-13 «Памятник Минину и Пожарскому на
Красной площади»)

— Вот так, забыв
все ссоры и обиды, объединившись, весь русский народ в
едином порыве,
отстоял родину и избавил её от разорения и унижения.

Чтец 8:                Победой
вписана строка,

И
славит стих былых героев,

Поверг
народ врагов-изгоев,

Обрел
свободу на века!

Чтец 9:                И
поднималась Русь с колен

В
руках с иконой перед битвой,

Благословленная
молитвой

Под
звон грядущих перемен.

Чтец 10:               Деревни,
села, города

С
поклоном русскому народу

Сегодня
празднуют свободу

И
День единства навсегда!


А потом в Москве на Красной площади, на народные деньги,  был установлен
памятник героям, возглавившим народное ополчение . На нём надпись «Гражданину
Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Чтец 11:              Добрый
памятник поставлен 
Двум героям всей страной 
В знак того, что был избавлен 
От бесчестья край родной. 
Указав рукой литою 
На величественный вид 
И на племя молодое, 
Минин словно говорит: 

Чтец 12:              «Полюбуйся
ныне, княже, 

На страны родной дела. 

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была! 

Подивись-ка их военной 

Силе необыкновенной, 

И послушай эти песни, 

И на лица погляди… 

Их дела ещё чудесней 

Ожидают впереди!»

— Итак, вы услышали  историю возникновения праздника, который
сейчас называется «День народного Единства». Давайте устроим викторину «Кто
больше запомнил фактов из истории возникновения праздника».

(слайд № 14)

Вопрос 1: Как в истории называется время, о котором мы только, что
говорили?

                            а) Бунтарское время

                            б) Смутное время

                            в) Военное время

(слайд №15)

Вопрос 2: Кто хотел захватить русские земли?

                            а) немцы

                            б) монголо-татары

                            в) поляки, шведы, литовцы

(слайд № 16)

Вопрос 3: Как звали новгородского купца, который призвал бедный
люд собраться в ополчение, а богатых людей призвал дать денег на это войско?

                            а) Козьма Минин

                            б) Дмитрий Пожарский

                            в) Иван Сусанин

(слайд № 17)

Вопрос 4: Как звали военачальника, который возглавил народное
ополчение?

а) Козьма Минин

                            б) Дмитрий Пожарский

                            в) Иван Сусанин

(слайд № 18)

Вопрос 5: Как звали крестьянина, который погубил в лесах целое
войско врагов?

а) Козьма Минин

                            б) Дмитрий Пожарский

                            в) Иван Сусанин

(слайд № 19)

Вопрос 6: В каком году происходили все эти
события?

                            а) в 1612 году

                            б) в 1962 году

                            в) в 2017 году

-Молодцы, теперь вы знаете одну страничку истории
России и историю

возникновения праздника — Дня народного Единства.

Как
здорово понять, что мы — едины!

Что все мы вместе, оттого
сильны!

И дружбой нашей мы
непобедимы!

Ее крепить и множить мы
должны!

(слайд
№ 20
«С Днём народного единства»)

— Перед вами на партах бумажные ладошки и названия всех субъектов
Российской Федерации. Приклейте к каждому пальчику вашей ладошки по одному
субъекту, а затем мы приклеим каждую ладошку к плакату с изображением контура
границ России и раскрашенного в цвета российского флага.

(Выполняем задание)

— Я предлагаю назвать наш коллаж «Единство», как вы считаете это
подходящее название?

И праздник — День
народного единства —

Пусть станет дорог и понятен всем!

Мы призываем всех объединиться,

Забыть про распри и обиды насовсем!

(Флеш-моб с песней «Я, ты, он, она –
вместе целая страна…»)

— На этом наше торжественное мероприятие,
посвящённое Дню народного Единства окончено. Но прежде, чем вы ребята покинете
кабинет, я предлагаю познакомиться с подборкой книг об историческом событии,
которое дало начало этому празднику, о героях тех времён и о  многом другом.
Эту выставку организовала для нас центральная библиотека Южно-Курильска.

         Спасибо всем за внимание. До
свидания.

Классный час

Тема: «День народного единства»

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, 
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель.

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-

День народного единства.

Слайды 7-8

— Родина и единство… Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

— Как вы думаете, к чему призывает нас праздник «День народного единства»?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

— Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 — 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

— Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

— Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 — 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади — в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

— Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

— Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

— Кто возглавил русское войско? (ответ)

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

— Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

— Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

— Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа? (ответ)

Слайд 24 -25

— Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём:

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

— Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

Классный руководитель 8 класса Джамалдинова Т. Л.

В основу взят материал с http://festival.1september.ru/articles/632888/

и доработан к реальным условиям.

Ученики с удовольствием смотрели презентацию, как будто побывали в музее.

Презентация:

 /data/files/p1480684069.ppt (День народного единства.)

Цель:

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

формировать ответственность за судьбу Родины;

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

расширять кругозор учащихся;

развивать умение делать выводы, обобщать;

способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, музыкальный центр.

Ход классного часа

I. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

. – О чем это стихотворение? Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Учитель начинает показ презентации. Учащиеся читают надписи на слайдах под музыку.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, 
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

— Родина и единство… Расскажите, как вы понимаете эти слова?

— Как вы думаете, к чему призывает нас праздник «День народного единства»?

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

— Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

— Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади — в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Ответы на вопросы по презентации.

— Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

— Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

— Кто возглавил русское войско? (ответ)

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

— Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

— Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

— Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Что же такое 4 Ноября для русского народа? (ответ)

— Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

В заключение возьмёмся за руки и произнесём дружно:

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

— Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение!

4

Классный час

4 ноября

День народного единства

Цель :развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1 слайд

Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства

2 слайд

Начнём классный час с исполнения гимна Российской Федерации.

исполнение 1 куплета и припева гимна.

Слова гимна России

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3 слайд

Цель: проверить знания учащихся по воспроизведению ранее полученной информации по данной теме классного часа.

(учащиеся отвечают на вопросы, учитель обобщает их ответы)

4 ноября в нашей стране отмечается праздник – День народного единства.

К чему призывает нас этот праздник? праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

4 слайд

Чтение наизусть стихотворений, посвящённых ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

Наталья Майданик
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Этот праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

5 слайд Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

6 слайд После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, — неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

7 слайд Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

8 слайд И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Цари — самозванцы Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско — отвоевать «отцовский» престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

9 слайд В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец — он остался в истории Лжедмитрием I — государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого — ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

10 слайд Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

11 слайд А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

12 слайд » Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось — Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва.Тогда и наступил конец терпению народа.

13 слайд Народное единство Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

14 слайд И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

15 слайд Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель — Прокопий Ляпунов — погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

16 слайд Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

17 слайд Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

18 слайд Ополчение Минина и Пожарского остановилось и в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: «Прикажи ополчению, пусть разойдется!» — «Да будет над ними милость Божья и наше благословление! — ответил Гермоген. — Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».

Так и случилось! Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

19 слайд Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

20 слайд Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади — в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

21 слайд Национальный герой. Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

22 слайд Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

23 слайд Сына патриарха Филарета — Фёдора Никитича Романова.

 24 слайд Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

25 слайд Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

26 слайд

Инсценирование поэмы К. Рылеева «Иван Сусанин»

Действующие лица:

Чтец, И.Сусанин, Поляки (3-4 чел).

Поляк: Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, —

Чтец: Сусанину с сердцем вскричали враги.

Поляк:

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.

Поляк: Куда ты завёл нас?»

Чтец: лях старый вскричал

Сусанин «Туда, куда нужно,

Чтец: Сусанин сказал

Сусанин:

Убейте, замучьте, — моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!

Поляки: «3лодей!»

Чтец: закричали враги, закипев.

Поляки: «Умрёшь под мечами».

Сусанин:

«Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь».

Поляки: «Умри же!»

Чтец: Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.

Поляк: «Погибни, предатель! Конец твой настал!»

Чтец: И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила

27 слайд «Избрание Михаила Романова на царство»

28 слайд В Костроме установлен памятник И. О. Сусанину.

29 слайд

День Казанской иконы Божией Матери

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

30 слайд

В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена! .

31 слайд

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ.

1. Что такое 4 Ноября? Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

32 слайд

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

.

33 слайд ( переход на викторину при нажатии кнопки Викторина)

34 – 44 слайды

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ( переход на викторину при нажатии кнопки Викторина

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли «тушинским вором»?
Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

45слайд

Спасибо за внимание

  • Как называется государственный праздник, который впервые отмечался в России 4 ноября 2005г?

  • День народного единства

  • Под каким названием вошло в историю начало XVII в?

  • Смутное время

  • О ком историк В.О.Ключевский сказал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»

  • Лжедмитрий Первый

  • Как называется войско, создаваемое на добровольных началах?

  • Народное ополчение

  • Этот царь впервые в истории России был избран на престол Земским собором.

  • Михаил Романов

  • Человек, появление которого на исторической сцене в 1608 г. послужило созданию ДВОЕВЛАСТИЯ: «Почти два года Россия имела две столицы, двух царей, двух Патриархов»

  • Лжедмитрий Второй «Тушинский вор»

  • В память об изгнании с нашей земли польско-литовско-шведских оккупантов были сооружены три храма. Один из них был возведен на деньги Д.Пожарского на углу Красной площади и Никольской улицы. Как называется этот храм?

  • Казанский собор

  • Каждый праздник имеет свою символику. Предложите , что может стать символом праздника народного единства (эмблема, девиз, герб, образ)

Классный час в 7 классе

«День народного единства»

Цели:

  • Создать у учащихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.

  • Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.

  • Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.

  • Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу

Вступительное слово учителя (зачитываю эпиграф.)

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Но я пою и славлю ныне

Не твой ромашковый покой,

Я славлю Русь как героиню,

Как землю гордости людской.

Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

4 ноября наша страна отмечала замечательный праздник.

Вопрос: Как называется этот праздник? (День народного единства.)

Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает?

Ответы детей

Верно. Именно этому празднику мы посвящаем свой классный час.

День народного единства появился в нашем календаре 16 декабря 2004 года по решению правительства РФ. А 4 ноября 2005 года мы впервые отметили этот праздник.

Вопрос: Знаете ли вы с какими событиями связан этот праздник?

Ответ: с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Именно в этот день, 4 ноября 1612 г., народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения. Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. И вот, спустя многие годы, он вновь стал общенациональным днём памяти этого исторического события.

Давайте обратимся к истории и вспомним, что такое Смута.

Смутапериод в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лже-цари, также с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённой вторжением поляков и шведов, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.

Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.

Об этом нам расскажут Шарифуллина Карина Карина и Карпович Катя

Выступление учащихся

1. Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III пошел войной на Русь. Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.

В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.

2.Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России

1. Но зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.

2.Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

1. Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства. Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой. Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.

2.1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» — Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

1.Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы.

Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.

2.Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.

На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.

Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию.

  1. 1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.

Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Чтение стихотворения: «Единство навсегда».

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Вопрос: Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Ответ: в Москве на Красной площади перед собором Василия Блаженного в 1818 году был установлен памятник Минину и Пожарскому. Скульптор И.Мартос.

О памятнике подробнее нам расскажут Бобров Антон и Король Данил.

1.Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

2.Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

1.Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

2. И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

1.Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Учитель: Итак, мы с вами совершили небольшую экскурсию в прошлое, познакомились с историей праздника – Дня народного единства. Давайте посмотрим, насколько Вы были внимательны. Проведем небольшую викторину.

Викторина

Вопрос: К чему призывает нас этот праздник?

Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Вопрос: В чем состоит суть дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

Вопрос: Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.

Сегодня мы познакомились с историей праздника. И результатом нашего кл. часа станет стенгазета, посвященная Дню народного единства. Над ее создание мы будем трудиться все вместе. И чтобы работа у нас спорилась, разобьемся на группы.

Работа в группах.

1 группа – Составляет коллаж из предложенных иллюстраций

2 группа – Подбирает синонимы к слову единство

3 группа – Из предложенного материала выбирает описание праздника.

4группа – Собирает пословицы:

В единении — сила.

Не хлебом единым жив человек.

Если народ един – он непобедим.

Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.

Весь собранный материал помещают в стенгазету.

Выпуск стенгазеты.

Учитель: А сейчас давайте поздравим друг друга с этим замечательным праздником – Днем народного единства. Пожелаем всем мира, счастья, доброты. И в знак дружбы и уважения подарим друг другу подарки!

Цель урока:

  1. Познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
  2. Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
  3. Развивать мышление, речь, словарный запас школьника.

Оборудование: мультимедиа-проектор.

План урока:

  1. Вступление.
  2. Раскрытие содержания праздника.
  3. Икона Казанской Божьей матери.
  4. Рассказ о Родине.
  5. Символы государства.

Ход урока

I. Вход под музыку.

(Слайд – виды Москвы)

II. Вступление.

(Презентация)

Вед: Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства. Послушайте стихотворение «День Народного единства».

Наталья Майданик
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Вед: Чему посвящено это стихотворение?

– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова?

III. Беседа о праздниках.

– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)

– Какие праздники вы знаете? (слайд гос. праздники)

Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Ск. лет мы его празднуем? (5)

IV. Раскрытие содержания праздника.

Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)

– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.

– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

– Прочитаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». (Дети читают отрывок по ролям)

(слайд– картина К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»)

(Приложение 1)

Вед: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?

– Кого поставили во главе ополчения?

– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)

– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)

Вед: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

V. Праздник иконы Казанской Божьей матери.

Вед: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)

История иконы.

В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.

Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.

На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

Вед: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

VI. Беседа о Родине.

– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои лесса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Вед.: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)

– За что автор любит свою Родину?

– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

– Какие вы знаете пословицы о Родине?

– Посмотрите на экран. Задание: соберите пословицы. (слайд)

  • Родина – мать, Родине служить.
  • Жить – , умей за неё постоять.
  • Человек без Родины, там и пригодится.
  • Где кто родится, что соловей без песни.

Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)

  • Снежинки так прекрасны и легки,
    Как совершенны у ромашки лепестки,
    Как на доске строка, написанная мелом,
    Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

  • Спокойны и чисты рек русских воды
    Прозрачны и светлы, как вечер зимний
    И благородны и просторны неба своды
    Художник их раскрасил в … (синий)

  • Россия много войн пережила
    И наши деды умирали не напрасно
    И верность Родине их к славе привела
    Под Знаменем Победы ярко…(красным)

– Что у вас получилось? (флаг)

VII. Беседа о государственных символах.

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

  • Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
  • Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
  • Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

– Чем является флаг для нашего государства? (символом)

– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).

– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)

1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд – приложение 2)

– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.

Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯВ День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд)

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий квн школьная жизнь
  • Сценарий классного часа квн
  • Сценарий классного часа на тему вредные привычки
  • Сценарий квн читая узнавай свои права
  • Сценарий классного часа на патриотическую тему