Сценарий классного часа на тему осень

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы.

Занятие «Золотая осень»

Цель: формирование эстетического восприятия природы.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с признаками осени;
  2. развивать мышление, память, связную речь, активный словарный запас;
  3. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: учебная доска, магниты; тематические картинки; раскраска «Кленовый лист», цветные карандаши; наглядности для дидактических игр «Грибы», «С какого дерева листок?»; раскраски «Листик берёзы», «Берёзка»; заготовки ладошек, шаблон берёзы, клей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы подумайте о каком времени года этот стих.

Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Собери из листьев веер,

Яркий и красивый.

Побежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

И послушно ветру в след

Листья улетают-

Значит, лета больше нет,

наступает … (осень).

(Распечатанное слово по слогам «О-сень» на доске, тематические картинки с осенними пейзажами)

— Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей) Сегодня мы с вами поговорим об осени, о том какое это красивое время года и почему осень называют золотой.

2. Основной этап.

Беседа «Золотая волшебница Осень».

— Ребята, а какие осенью есть месяца года? (Ответы детей) Сентябрь, октябрь, ноябрь.

— А какой месяц сейчас заканчивается? (Ответы детей) Сентябрь.

— Что вы можете рассказать о сентябре? (Ответы детей)

— Какие изменения происходят в природе в сентябре? (Ответы детей) Опадение листьев с деревьев, пасмурная погода, наступление холодов.

— Ребята, скажите, какие изменения в природе происходят именно сейчас? Какое небо, деревья, растения? (Ответы детей) Небо в тучах, пасмурно, деревья почти без листьев, растения засохли, листья жёлтым или багровым цветом.

— Да, ребята, всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.

Стихотворение

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кисточкой водила;

Пожелтел орешник, и зарделись клёны

И пурпурные осинки, только дуб зелёный.

Улетает осень! Не жалейте лето,

Посмотрите, роща золотом одета!

Творческое задание «Раскрась берёзовый лист»

— Ребята, а вам нравится осень? (Ответы детей) Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства красками или карандашами на бумаге, как сделали мы с вами. Я выдам вам раскраски «Берёзовый лист», а вы возьмите карандаши жёлтого, красного, оранжевого или коричневого цвета и раскрасьте ваши листы. Затем мы их вывесим на доске.

Физминутка «Осень»

Ходит осень по дорожке, (шаги на месте)

Промочила в лужах ножки. (перепрыгивать с ноги на ногу)

Ходит осень, бродит осень, (шаги на месте)

Ветер с клена листья сбросил. (взмахи руками вверх-вниз)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем. (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад (прыжки на месте)

Просто чудный листопад! (хлопки в ладоши)

Игра-классификация «С какого дерева листочек?».

Игра-классификация «Съедобные и несъедобные грибы». – Ребята, а что ещё собирают в лесу в конце лета и в начале осени? (Ответы детей) Правильно, дети, грибы! Сейчас мы поиграем в игру, в которой нужно будет по картинке определить съедобные и несъедобные грибы. Я буду показывать картинки, а вы говорить название гриба и съедобный или несъедобный он.

Загадки про осень

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Без крыльев летят, без ног бегут,

Без паруса плывут по небу. (Облака)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто … (листопад).

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан … (иней).

Загадки про овощи

— Ребята, вы правильно отгадали загадки об осенней природе. А ведь осень — это ещё и пора собирать урожай с полей и огородов. А вы знаете, какие овощи собирают осенью?  (Ответы детей)

И зелен, и густ,

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом … (картошка).

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (капуста).

Огородная краля

В оранжевом платье

Притаилась в погребке,

Лишь коса на бугорке. (Морковь)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Он кусает – но не пес.

Зубок есть. Но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это… (чесночок).

В огороде – желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена. (Тыква)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный … (баклажан).

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это … (перец).

Кругла да гладка,

Откусишь-сладка.

Засела крепко

На грядке … (репка).

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом. (Редиска)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

Свежий и солёный

Он всегда зеленый. (Огурец)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков … (горох).

Золотое решето

Черных домиков полно. (Подсолнух)

Творческое задание «Раскрась берёзку». — Ребята, сейчас вам нужно будет раскрасить берёзку осенними цветами: оранжевым или жёлтым. Потом мы вывесим их на доску рядом с вашими листиками.

3. Заключительный этап. Рефлексия.

— Молодцы, ребята! Вы познакомились с родной природой в осеннее время года. Давайте вместе с вами сделаем осеннее дерево из наших ладошек.  (Из заранее приготовленных заготовок ладошек выклеиваем крону на шаблон дерева)

Классный час «Закружила осень золотая».

Классный руководитель: Янина Татьяна Сергеевна.

Цель. Учить детей видеть красоту родной природы

Задачи: Развивать образное, творческое мышление, память, речь учащихся.

Воспитывать чувство любви к природе.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Чтоб природе другом стать

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Послушайте загадку. Отгадайте тему нашего классного часа.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

Ребята, сегодня наш классный час, посвящён замечательному времени года

осени. Я предлагаю Вам просмотреть мультфильм «Осень». Будьте

внимательны, постарайтесь заметить изменения, которые происходят в

природе осенью.

Учитель: Какие же изменения в жизни растений и животных Вы заметили с

приходом осени?

Дети называют основные признаки осени и изменения в жизни растений и

животных.

Учитель: Говорят, что осень это грусть, так как часто идут дожди,

пасмурная погода … Но это не так. Осень посвоему прекрасна и

привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу тепло от человеческого

общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!

Взяла осень в руки краски,

Желтую, оранжевую и красную!

«Кистью» замахала,

И деревья все разрисовала!

— Что означает слово «калейдоскоп»?

— Наверняка некоторым из вас знакома игрушка с таким названием. Она представляет собой трубку, внутри которой вставлены зеркала и помещены разноцветные стеклышки или камешки. При поворачивании калейдоскопа они отражаются в зеркалах и образуют необыкновенно красивые меняющиеся цветные узоры.

— Но у слова «калейдоскоп» есть еще и второе значение: быстрая смена картинок. Как вы думаете какое из двух значений подходит к нашему классному часу.

— Да, как раз и подразумевает быструю смену различных заданий, связанных с признаками осени.

Разминка. Сейчас я буду произносить фразы. Если вы считаете, что высказывание, можно отнести к признакам осени — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами по полу. Сосредоточьтесь: игра будут проходить в быстром темпе!

• Бушует листопад. (Хлопаем)

• Улетают на юг птицы. (Хлопаем)

• Льют дожди. (Хлопаем)

• Разливаются реки. (Топаем)

• По утрам бывают туманы. (Хлопаем)

• Приходит бабье лето. (Хлопаем)

• Исчезают насекомые. (Хлопаем)

• У деревьев начинается сокодвижение. (Топаем)

• Набухают почки на деревьях. (Топаем)

• Понижается температура воздуха. (Хлопаем)

• Идет уборка урожая в садах и огородах. (Хлопаем)

• По утрам бывает изморозь на траве. (Хлопаем)

• Наступает пора сбора клюквы. (Хлопаем)

• День становится короче, а ночь длиннее. (Хлопаем)

• Выпадает первый снег. (Хлопаем)

• На реках начинается ледоход. (Топаем)

— Молодцы.

— Ребята, скажите пожалуйста, а вы знаете сколько месяцев у осени? Назовите их.

— Поговорим об особенностях каждого месяца.

— Угадайте, о каком месяце говорится.

1. Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

-Сентябрь – первый осенний месяц, румянец осени. В старину его называли

златоцвет, листопадник, ревун.(крточки вывешиваются на доску)

— Как вы думаете, почему? (Листья на деревьях меняют окраску, листопад, часто идут дожди)

— Ушёл сентябрь, а вслед за ним пришёл… Угадайте, о каком месяце осени говорится…

2. Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой

Кто сынок тебе второй? (Октябрь)

 В старину называли Октябрь — грязник, ветродуй, листобой.

Действительно, октябрь – хмурый, мокрый.

Ну ,а вслед за ноябрём что за месяц приходит, угадайте.

3. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!» (Ноябрь)

Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. В старину его называли

Ноябрь — полузимник.

-Почему?

Выходят братья-месяцы.

Сентябрь.

«Всё раскрасит осень во множество цветов,

Много ягод нам подарит и грибов.

Вот как здорово родиться в сентябре,

Будто осень улыбается тебе!

Октябрь.

Солнышко неярко светит.

Сразу вслед за сентябрём

Заглянул в окошко месяц,

Что зовётся октябрём.

Дни октябрьские минут,

Станут голыми леса,

Скоро птицы нас покинут,

Их умолкнут голоса.

Ноябрь.

Стало небо серым в ноябре,

Часто дождик сыплет на дворе.

Птицы стаями на юг от нас летят.

И деревья облетевшие стоят.

— Мы рассмотрели, как меняется природа с приходом осени, а почему так происходит, мы узнаем, если вспомним приметы осени.  

  — Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет» .

(Дети отвечают хором)

— Осенью расцветают цветы? ( нет)

— Осенью растут грибы? (да)

-Тучки солнце закрывают? (да)

-Колючий ветер прилетает? (да)

-Туманы осенью плывут? (да)

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)

-А букашки прилетают? (нет)

— Звери норки закрывают? (да)

— Урожай все собирают? (да)

-Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

-Достаём ли сапоги? (да)

-Солнце светит очень жарко? (нет)

— Можно детям загорать? (нет)

-Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? (да)

 — Итак, как изменилась погода с приходом осени? ( Стало холоднее)

Похолодание меняет жизнь растениям. Многие из них, рассеяв семена, погибают.   У деревьев начинают опадать листья.

-Как называется эта пора? (Листопад)

— Все ли деревья меняют цвет листьев? (нет)

— Какие деревья осенью остаются зелёными? ( хвойные)

Практическая работа.

-Раскрась осенние листья в нужный цвет.

Каждому ребенку предлагается раскрасить листочки в соответствии со временем года.

После того, как учащиеся раскрасили листочки. Проводится физкультминутка с листочками.

Физкультминутка

ЛИСТИКИ.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

И легко летим, летим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

( Выполняются движения в соответствии с текстом.)

— Осенью можно любоваться золотом листопада, синевой чистого неба, но можно и страдать от проливных дождей, слякоти…

— Причем, иногда эти явления, точно как в калейдоскопе, очень быстро сменяют друг друга. — ребята, существует много пословиц об осенних приметах и явлениях.

— Ребята, я предлагаю вам поработать в паре и собрать одну из пословиц.

Дети собирают пословицу про осень.

ОСЕНЬ- ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ.

— Ребята, как вы понимаете значение данной пословицы.

— Люди с давних времён наблюдали за всем, что происходит вокруг них, это относится и к временам года. Так было замечено, что осенью погода невероятно переменчива. Обычно с утра холодно, днем тепло, часто солнечно, а ближе к вечеру дождливо и неуютно.

Именно эта изменчивость осенней погоды и вошла в пословицу. Чаще всего с помощью этой поговорки в разговоре указывают на непостоянство, изменчивость, нестабильность чего либо, точно также, как и осенняя погода.

— Это народная примета о дождливой и переменчивой осенней погоде.

— Осень воспевали в своих стихах многие замечательные поэты. Предлагаю вам вспомнить фрагменты известных стихотворений. Только вот беда: строчки перепутались местами. Попробуйте их поставить на исходную позицию! (Запись на доске.)

1. Унылая пора! очей очарованье!

Люблю я пышное природы увяданье,

Приятна мне твоя прощальная краса —

В багрец и золото одетые леса.

А. С. Пушкин

2. Лес, точно терем расписной,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной —

Лиловый, золотой, багряный,

И. Бунин

Физкультминутка

— Давайте немного поиграем, а заодно и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, из-за парт и с помощью жестов и мимики изобразите следующие действия, характерные для осени.

• Вы подметаете дорожку от листьев.

• Вы собираете грибы.

• Вы перекапываете грядку в огороде.

• Вы нарезаете капусту для засолки.

• Вы стоите под зонтиком и дрожите от холода.

— Как похолодание отражается на жизни зверей и птиц? (Звери готовят запасы на зиму, птицы готовятся к отлёту в тёплые края)

— Одним из грустных признаков осени является отлет птиц в теплые края. Каких перелетных птиц вы знаете?

— Найдите названия некоторых из них среди других букв.

-Я предлагаю продолжить вам работу в паре и найти названия перелетных птиц.

— Чем заняты осенью люди?. (Убирают урожай)

Действительно, осень –пора сбора урожая. Какие овощи убирают осенью?

Отгадайте загадки:

1. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы  в бочонок. ( капуста)

  1. Круглая, рассыпчатая, белая.

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда вкусная….(картошка)

  1. Красный нос в землю врос

      А зелёный хвост снаружи.

      Нам зелёный хвост не нужен,

      Нужен только красный нос. (морковь)

— Какую пользу приносят овощи и фрукты организму человека?

Вывод: Овощи и фрукты – полезные продукты.

Цели и задачи: воспитывать любовь к России и
своей Родине, чувство красоты природы осенью,
вспомнить названия месяцев осени, повторить
приметы осенних месяцев, осени.

Предварительная работа: учащиеся заранее
рисуют работы для выставки осенних картин,
делают поделки из природного материала.

Оборудование: презентация, картинки с
названием месяца, картинки осени (из календаря),
картинки фруктов и овощей), флешка с музыкой.

Музыкальный материал:

1. Кар-кар на дорожку- Фон на начало — флешка.

2. П.И. Чайковский “Осенняя песнь” — слушание –
флешка.

3. Осень постучалась к нам золотым дождем-
исполнение – флешка.

Ход мероприятия

Слайд 1 “Любит осень детвора”. Презентация

Звучит музыка (“Кап-кап на дорожку”)

Учитель: Ребята, отшумело лето, начат новый
учебный год. Сегодня мы собрались, чтобы
поговорить о замечательном времени года- осени.

1. Чтец: Осень! Славная пора!
Любит осень детвора,
Сливы, груши, виноград —
Все поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый:
Здравствуй, осени пора!

2. Чтец: Журавли на юг летят.
Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам.
Очень, очень просим.
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая

Учитель: Почему осень называют золотой?
(ответы детей)

Сегодня мы с вами поговорим об осени, вспомним
осенние приметы, послушаем произведения об
осени, прочитаем стихи, поиграем.

Слайд 2 (картинка осени детская)

3. Чтец. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.

4. Чтец. Утром мы во дворе идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

5. Чтец. Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит, должно быть, это
Улетает наше лето.

Слайд 3 (осенние леса)

6. Чтец Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила,
Пожелтел орешник,
Заалели клены
В пурпуре осеннем
Только дуб зеленый.
Улетают птицы —
Не жалейте лета!
Посмотрите — роща
Золотого цвета.

Слайд 4 (рисунки и картины осени) + картинки на
доску

Учитель: Осень приходит к нам с тремя
братьями. Узнаете их?

7. Чтец. Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

Дети хором: Сентябрь.

8. Чтец. Все мрачней лицо природы —
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Дети хором: Октябрь.

9. Чтец. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

Дети хором: Ноябрь.

Слайд 5 (загадки)

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно узнали
братьев-месяцев. А теперь порадуйте нас своими
знаниями, отгадайте загадки. Каждому ряду я буду
загадывать загадки.

1. Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает,
и бормочет, поет,
убаюкивает? (Дождик)

2. Пришла без красок
и без кисти
и перекрасила
все листья. (Осень)

3. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро — кто же я? (Олень)

4. Сидит — зеленеет,
Падает — желтеет,
Лежит — чернеет. (Лист)

5. Она под осень умирает.
И вновь весною оживает,
Коровам без нее беда,
Она — их главная еда. (Трава)

6. Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась.
Все наряды отдала,
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста)

7. Из норы за холку пышную
Я тяну лисицу рыжую.
Но не хитрую плутовку,
А хрустящую … (Морковку)

8. А на этой грядке.
Выросли загадки,
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени — краснеют. (Помидоры)

9. А на этой грядке —
Горькие загадки.
Тридцать три одежки,
Кто их раздевает –
Слезы проливает. (Лук)

Слайд 6 (Пустой, листопад)

А кто из вас самый наблюдательный? При ответе
поднимаем руку.

1. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)

2. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Бел_А)

3. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина,
клен
)

4. У какого зверя осенью, в листопад, появляются
детеныши? (У зайца)

5. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)

Физминутка

Учитель: Осень — чудесное время года,
много прекрасных мелодий написано русскими
композиторами.

Слайд 7 (П.И. Чайковский)

(Слушание произведения П. И.
Чайковского “Осенняя песня”.) Беседа о музыке

Слайд 8 (скрипичный ключ)

Музыкальная пауза Исполнение песни “Осень
постучалась к нам”

Слайд 9 (пустой- солнце)

Учитель. Осень — пора сбора урожая.

В садах, огородах кипит работа (ведущая
беседует о работах в саду-огороде).

Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб —
наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

10. Чтец. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

11. Чтец. Но не сразу зерна стали
Хлебом тем, что на земле.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Учитель: Что сделали люди, чтоб у нас на
столах был хлеб? (Ответы детей)

Учитель: Осень — хлопотливая пора и у
зверюшек, они готовятся зимовать.

А вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень.

12. Чтец Заяц (сделать маску зайца)

Пора мне, зайчику,
Линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.

13. Чтец Белка (сделать маску белки)

А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу.
На зиму делаю запас,
Мне очень холодно сейчас.

14. Чтец Медведь (сделать маску медведя)

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью — зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед.
Проснусь, когда весна придет.

15. Чтец Еж (сделать маску ежа)

Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это.
Устал я — выбился из сил.
Сучков себе я принесу.
Квартиру сделаю в лесу.

Учитель: Ну что ж, старайтесь,
В добрый час,
Мы очень рады видеть вас.

На этом занятие наше заканчивается. Мы
вспомнили осенние приметы, пели песни, читали
стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина
в любое время года, а осенью — особенно!

Рефлексия. Слайд 10

Выберите веселый смайлик- если мероприятие вам
понравилось, грустный — если нет.

Занятие закончилось. До свидания.

Открытое внеклассное мероприятие

для начальных классов:

«Золотая осень»

Классный руководитель:Р.А.Ниматулаева

Открытое мероприятие для начальных классов

Тема: «Золотая осень»

Цель :обобщить и систематизировать знания детей о времени года – осени, сезонных изменениях в природе.

Задачи:

формирование эстетических представлений об окружающем мире;

-формировать экологическую культуру детей;

-воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

-развивать коммуникативные возможности обучающихся;

-корректировать внимание, мышление, творческую активность.

Оборудование: презентации «Золотая осень», «Хлеб всему голова»; атрибуты к играм и инсценировкам.

Ход мероприятия

Ведущий:

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышные природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

О каком времени года так с любовью сказал А.С.Пушкин? Да, ребята, это сказано об осени.

Осень! Как хороша золотая осень с её разноцветным нарядом — яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей.

Ученик 1. Отшумели травы,
Отзвенели косы,
По лесам – дубравам
Ходит с кистью осень.

Ученик 2. Красит листья краской
На деревьях щедро
Желтою да красной,
Золотой да медной.

Ученик 3. Желтой – листья ивы,
Тополя, березы…
С золотым отливом
У березок косы.

Ученик 4. Красной – листья клена,
У рябины гроздья…
Лишь сирень зеленой
Оставляет осень.

Ученик 5.
Знать, к лицу наряд ей,
Коль уж так упрямо
Не меняет платье
До снегов до самых.

Исполняется песня «Наступила осень»

1.Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль.

Припев:
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари,
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.

2.С неба льется чаще, чаще
Дождик, дождик.
Мы раскроем поскорее
Зонтик, зонтик.
Плачут-плачут тучки —
Кап-кап-кап.
Лица грустные у мам и пап.
Лица грустные у детворы
От осенней слякотной поры.

Припев.

3.Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль.
Улетают птицы вдаль.
Улетают птицы вдаль.

Ведущий:Спасибо милые певцы,Я вас хвалю — вы молодцы.

Ведущий:А какие осенние приметы вы знаете?

  1. Тёплая осень — к долгой зиме.

  2. Высоко птицы перелётные летят — много снегу будет, а низко — мало.

  3. Если птицы летят низко — к холодной зиме, высоко – к тёплой.

  4. Если много рябины, то осень дождливая, а зима морозная

Запомните эти приметы, и тогда вы сможете проверить, сбываются они или нет.

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадёт.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

B нитях белой паутины.

  Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянуть просинь-

Значит наступила осень.

Ведущий:

 — Чем радует золотая осень человека? (хлеб, овощи, грибы)

 — В чём чудесная сила овощей? (в них есть витамины)

 — Какой овощ чемпион по количеству витаминов? (сладкий перец)

 — У какого овоща самый крупный плод? (у тыквы)

 — Какую овощную культуру называют вторым хлебом? (картофель)

— Какое самое первое хлебное растение посеял человек? (пшеница)

Праздник осени – это радость от собранных даров природы, которыми щедро нас наделяет матушка-земля. Это и отдых от весенних и летних забот, когда надо было посеять семена, ухаживать за всходами, поливать, бороться с сорняками и вредителями, бережно собрать плоды… Это и есть праздник урожая. А, скажите, ребята, какие дары матушки земли вы знаете? (Ответы детей: фрукты, ягоды, орехи, мёд, грибы, овощи, злаки и даже,  лекарственные травы). Правильно. Очень хорошо.

Ведущий: Как на нашей грядке выросли загадки!

Загадки про овощи и фрукты

Лето целое старалась,

             Одевалась, одевалась,

             Все наряды отдала,

             Сотню одежонок

             Сложили мы в бочонок (Капуста)

Красная мышка     

  С белым хвостом          

  В норке сидит                    

 Под зеленым листом.        

               (Редиска.)    

Неказиста, шишковата,        Он никогда и никого

 А придет на стол она,                 Не обижал на свете.

 Скажут весело ребята:               Чего же плачут от него

  “Ну, рассыпчата, вкусна!”          И взрослые, и дети?

          (Картофель.)                                                                   (Лук.)

Летом – в огороде,                    Растут на грядке

Свежие, зеленые,                             Зеленые ветки,

А зимою – в бочке,                           А на них

Крепкие, соленые.                           Красные детки.

             (Огурцы.)                                                       (Помидор.)

  • Он усатый и ползучий, спрятал ядрышки в стручке — саблевидном кулачке. Не раскусишь, коль засох, называется…….(горох).

  • На грядке привалился на бочок солидный крутолобый……(кабачок).

  • Хвост зелёный, красная головка, это остроносая……(морковка).

  • От частой поливки едва не промокла, мохнатая, тёмно-лиловая……..(свёкла).

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый- все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его ……….(арбуз)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Коровам без неё беда

Она их главная еда ( трава)

Игра «Чудесный мешочек»

В завязанном мешочке  лежат овощи и фрукты (например, яблоко, груша, апельсин, свекла, картошка, лук). Завязываем глаза. Участник достаёт из мешочка по одному фрукту (овощу) и называет его. Что отгадал, забирает себе в дар; не отгадал – откладываем в сторону.

Исполняется песня «Дожди»

Инсценировка «Под зонтом».                                

Вед. Дождь прошёл, пробежал, расшумелся,
Сразу все от него по домам.

Заяц.: Холодает с каждым днём,                                
Очень зябко под дождём.
Весь дрожу я, весь промок,
Как осиновый листок.
Мне бы домик, да посуше-
Там согрел бы лапки, уши.
Апчхи!
Вед.: Залезай под зонт, малыш,                                
Согреешь лапки – убежишь.

Лиса: Зонтик ваш такой чудесный!                        
Нам втроём не будет тесно!

Вед.: К нам, лисичка, поспеши!
Хвост пушистый подсуши!

Медведь: Можно мне под зонтик влезть,                        
Нос и уши обогреть?

Лиса: Ой! Ой! Ой!
Очень уж велик твой рост,
Ты помнёшь мой пышный хвост.

Вед.: Хватит места по зонтом.
Нам не тесно вчетвером.

— А вот и воробышек летит,
Еле слышно говорит:

Воробей: Я под дождиком летал,                                
Всюду зёрнышки искал.
Крылышки отяжелели,
Я летаю еле-еле.

Вед.: К нам воробышек лети,
Хватит места всем пяти!
А чтоб дождик нам прогнать,
Нужно танец станцевать.

Танец «Дождик».

Игра «Накорми кролика»

 (Игрока в шапочке кролика сажают на стульчик. Кому–нибудь из детей дают морковку и предлагают встать рядом с кроликом, затем отойти на 5 – 6 шагов. Ребенку завязывают глаза и, повернув к кролику, предлагают подойти и покормить его.)

Девочка:

Осень, рыжая плутовка

Поиграть решила в прятки

В хлебном поле очень ловко спряталась…

Но всё в порядке.

Только хлебные колосья сразу стали золотыми.

Все решили – это осень

Сделала их вмиг такими.

Ведущий: вы, наверное, догадались о чём сейчас пойдёт речь. А если не догадались – вот вам загадки:

Вырос в поле дом,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

        (зерно)

Корабль – великан не по морю плывёт.

Корабль – великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт.

        (комбайн)

В печь его сперва сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

                                    (пирог)

Смотрим презентацию о хлебе. В конце стоп-слайд (последний)!

Ведущий:  — Ребята, давайте с вами вспомним, как выращивают хлеб.  

В какое время года пашут землю под посев? (осенью)

Когда сеют? (Если весной – называется яровая пшеница, осенью – озимая, т.е. под зиму)

А кто знает, когда собирают урожай хлеба? (В июле и в августе.  В народе была такая поговорка: «Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам побежал» — т.е. в июне косили траву, запасали сено на зиму, а в июле собирали урожай хлеба).

Чтец Зернышко соединило

Многие труды

Труд земли, живые силы

Солнце и воды

И, конечно, человека

Доброту и труд.

Лишь они одни от века

Нам плоды дают.

Чтец Смотрят в небо васильки

Синими глазами.

Золотятся колоски,

Ходит рожь волнами.

Расстилаются поля

Без конца и края.

Хлебом кормит нас земля

Матушка родная.

Ведущий:  —А кто знает,из чего делают хлеб в Китае? Правильно, китайцы едят рисовые лепёшки… Итак, поля засевают весной хлебными растениями. А вообще, какие вы знаете хлебные растения? (ответы – это рис, пшеница, ячмень, овёс, рожь и кукуруза). Молодцы.

Игра: Как хлеб оказывается на нашем столе?

Конкурс называется – путь хлеба. Нам нужны 2 команды по 6 человек. Каждой команде мы выдаём набор карточек. Ваша задача – выстроиться по порядку с карточками в руках, тем самым показывая, какой путь совершает хлеб, чтобы оказаться на нашем столе. Победит та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. Итак, раз-два-три. Начинаем. (Ответ: сеялка-колосья-комбайн-зерноток-мельница-хлеб).

Молодцы! Садитесь на свои места.

Конкурс «Собери пословицу про осень»

Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.

Осень пришла, урожай принесла.

Цыплят по осени считают.

Осень — собериха, зима — подбериха.

Весна дает цветы, а осень — плоды.

Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.

Осенняя муха больнее кусает.

Осень-то матка; кисель да блины; а весна — мачеха: сиди да гляди.

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

День прозевал — урожай потерял.

Ведущий: а теперь все вместе споём «Огородные частушки!

Ведущая: Наш праздник подошёл к концу. Но мы не будем грустить об уходящей осени! За осенью придёт зима, принесёт новые краски, новые игры, песни и развлечения. За зиму природа отдохнёт, а весной всё повторится сначала…

Всем спасибо! А теперь угощения и сувениры в память о нашем празднике.

Конкурс «Изобрази мимикой и жестами»

Вызываются 2 команды по 4 человека. Они выбирают для каждого участника карточку с заданием изобразить фрукт или овощ с помощью мимики, жестов или элементов костюма:

— огурец переспелый,

— лук,

— спелую тыкву больших размеров,

— морковь красную, сочную,

— капусту,

— кислое яблоко,

— червивую грушу,

— горох.

(Музыка. Выполнение задания. Зрители угадывают названия показанных овощей и фруктов. Лучшие участники награждаются.)

Конкурс «Капуста для голубцов»

Нескольким участникам предлагается побывать в роли капусты. Для этого нужно представить, что происходит с капустой, когда она растет (становится пышнее), т. е. нужно стать игроку немного полнее, чем обычно. Чтобы это зрители увидели наглядно, игрокам предлагается надеть на себя как можно больше вещей, которые лежат на стуле.

(Музыка. Выполнение задания. Итоги.)

Капуста выросла… И мы решили сделать голубцы. Для этого нам понадобятся листья капусты. Поэтому по сигналу игроки должны раздеться и сложить всю одежду на стул.

(Кто быстрее, тот и победил.)

Цель занятия

Формирование знаний об осенних признаках, развитие воображения и смекалки, расширение кругозора.

Задачи занятия

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Активное использование речевых средств.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

Классный час на тему Осень, осень! В гости просим

1 Вводная часть

(проблемная ситуация и целеполагание)

— Я думаю, ребята, что вы хотите больше узнать об этом времени года.

— Для этого мой друг зайчик (прикрепляю к доске фигурку зайчика) подготовил для вас вопросы.

— Внимание! Вопрос «Какие птичьи тайны открывает листопад?»

— Никто не знает? Тогда я скажу вам правильный ответ (повторяю вопрос)

— «Как готовятся к зиме муравьи?»

— «Кто собирает яблоки спиной?»

— «Куда осенью исчезают жуки?»

— Последний вопрос: «Какой лесной житель сушит грибы на деревьях?»

— Молодцы, я думаю, что каждый из вас узнал для себя что-то новое.

2 Основная часть

(операционно-деятельостный метод)

— Ребята, а кто это пришел к нам в гости? (на доске появляется фигурка ежика).

— У ежика случилось горе. Он принес нам 5 ключевых слов об осени, но пока он к нам бежал, буковки в словах перепутались.

— Давайте ему поможем и узнаем, какие ключевые слова об осени были у ежика.

— Сейчас я назову имена тех, кто выйдет к доске помочь ежику (4 чел. ).

Все внимательно слушайте задание. Каждый ученик получает лист с рассыпанными буквами и составляет из них слово (подвожу каждого ученика к определенному листу с буквами).

— Работу начали (1-2 мин)

— А вы внимательно следите, чтобы ребята правильно составили слова.

— Ребята, вы отлично справились с заданием. Ежик очень вам благодарен.

— Скажите, мы смогли помочь ежику?

-Ребята, а почему именно эти слова были в корзине у ежика? Я с вами согласна.

— Ой, друзья, а как выдумаете, чья это большая корзина? (на доске появляется корзина)

— Верно (оказывается) это корзинка моего старого друга – мишки. (фигурка мишки возле корзины)

— Он немного заболел и ему необходимы витамины.

— Поможем? Соберем целую корзинку овощей и фруктов?

— Для этого нам нужно отгадать загадки.

(приложение №1) (отгадки на столе)

— Кто первый отгадает загадку, тот выбирает нужную картинку и размещает ее в корзине.

— Вот теперь наша корзина наполнена фруктами, ягодами и овощами, которые содержат витамины.

— Спасибо, ребята, вы успешно справились с заданием.

Полную информацию смотрите в файле. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий классного часа на тему моя родина
  • Сценарий классного часа на тему курение
  • Сценарий классного часа на тему красота
  • Сценарий классного часа ко дню матери начальная школа
  • Сценарий классного часа ко дню конституции рф конституция основной закон государства