Классный час «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления»
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся
Соц. педагог: Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает об совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии
(ВК).
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско — правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Задания для учащихся.
1. Разбор ситуации:
№1 Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (гражданско-правовое)
№2 Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (постановка на учет)
Учащиеся 76 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это нарушение?
№4 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г — гражданско — правовая.
У- уголовная.
Д- дисциплинарная
Виды нарушений:
1)Порвал учебник одноклассника(Г) ’
2)Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3)Избил одноклассника (У)
4)Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
А теперь рассмотрим следующую ситуацию:
«НА улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»
Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)
Во-первых, это преступление! Вы согласны?
Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий
1 .Скорее позвони по телефону «02»
2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление
З.Сообщи приметы хулиганов
4.поставь в известность родителей.
А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:
1.нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
З.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
Соц. педагог: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам.
Классный час «Поговорим об ответственности»
Цели:
- Способствовать
развитию у учащихся чувства ответственности. - Содействовать
формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,
прогнозировать последствия своих действий. - Убедить
учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои
поступки, достоин уважения.
Оборудование:
- Таблички
с высказываниями, с определением юридической ответственности, видами
ответственности, со случаями для определения вида ответственности. - Тест
для каждого учащегося. - Листы
с интерпретацией теста и рекомендациями.
Ход классного часа.
1.
Самоопределение к деятельности.
Учитель: сегодня мы
собрались, чтобы поговорить о том, что отличает взрослого от ребёнка. Как вы
думаете, что это?
Взрослый человек — это
человек, способный быть ответственным за себя, за свои слова и поступки.
Значит, сегодня мы
поговорим об ответственности. Открывается доска с записью темы.
Итак. Тема классного
часа вам известна. Теперь хотелось бы узнать, за что вы сами отвечаете в своей
жизни.
Обсуждение итогов.
Все мнения фиксируются
на доске в виде кластера. Идёт обсуждение. Хором прочитываются все ответы.
Вывод: человек отвечает
в первую очередь сам за себя: за своё здоровье. За свои поступки. За свою
судьбу..
Перед кем нам приходится
отвечать в своей жизни? ( Перед родителями, перед педагогами, перед законом,
перед Родиной, перед своей совестью)
— А сейчас каждая группа через 1 минуту
попробует ответить на вопрос: “Что такое ответственность?”
(выслушиваются ответы каждой группы)
— Сформулируйте цель занятия, которой мы
постараемся достичь. (разобраться, что такое ответственность).
2.
Актуализация знаний.
– На доске вывешены слова:
1) юридическая;
2) уголовная;
3) административная;
4) гражданско-правовая;
5) дисциплинарная.
— Итак, в литературе даётся такое определение юридической
ответственности (на доске – табличка с определением):
Юридическая ответственность – это
государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо,
нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством,
обществом.
4. Первичное
закрепление.
Выступление
учащихся по темам: — «Дисциплинарная ответственность обучающихся»
— «Уголовная ответственность обучающихся»
— «Административная ответственность обучающихся»
— «Юридическая ответственность»
5. Вторичное
закрепление.
— Я вам предлагаю сейчас в каждой группе в течение 5 минут
обсудить следующие вопросы (вопросы выписаны на доске):
1. Каких видов бывает юридическая ответственность?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия
каких действий можно исправить?
3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие
чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
— Что вы можете сказать по первому вопросу? (выслушиваются
варианты каждой группы).
— Если мы обратимся к началу нашего занятия, то слова, с
которыми вы работали – это и есть виды юридической ответственности (уголовная,
административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).
— Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни
оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти
бесследно.
— Давайте поговорим по второму вопросу. Я подготовила две
колонки: НЕПОПРАВИМЫЕ ПОСТУПКИ и ЖИТЕЙСКИЕ ПОСТУПКИ (действия которых можно
исправить). Давайте заполним их вместе.
(Каждая группа называет, а учитель записывает на доске.
Например, непоправимые — убийство, казнь, отречение, предательство, неверное
лечение; житейские – опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-либо.)
— Таким образом, большинство житейских ошибочных действий и их
последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более
что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного
проступка. Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но
вспоминать и говорить о нём неприятно.
— Обсудим третий вопрос. (Группы высказывают своё мнение.
Например, чувства, мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда,
страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять
провинившегося).
— Есть очень хорошая пословица (она записана на доске):
“Не ошибается тот, кто ничего не делает”.
— Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушать несколько
мнений)
— Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание
или ошибка?
— Есть мнение, что совершившего ошибку человека можно не только
осуждать, но в некоторых
случаях – даже уважать. Например, фильм “Кавказская пленница”,
где Шурик по ошибке украл Нину, затем исправил эту ошибку. Назовите ещё
примеры.
— Так достоин ли уважения тот человек, который совершает
ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? (Выслушиваются мнения).
— Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой
шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.
5. Самоконтроль.
— А сейчас я предлагаю каждой группе
выполнить задания в течение 5 минут и затем мы вместе обсудим ваши результаты.
(у каждой группы лежат карточки с заданиями, на доске – таблички со случаями)
1. Определить вид ответственности,
наступившей в следующих случаях:
а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная)
б) суд признал вину подростка, укравшего
вещи из автомобиля; (уголовная)
в) суд удовлетворил иск гражданина к
соседям, залившим его квартиру; (гражданско-правовая)
г) пешеход перешёл улицу в запрещённом
месте. (Административная)
2. Какие чувства побудили к данным
поступкам:
а). Из – за чего братец Иванушка стал
козлёночком? (из-за непослушания)
б). Что заставило царя в сказке
“Конёк-горбунок” прыгнуть в кипящий котёл?
(зависть к красоте и молодости Ивана)
в). Что погубило раджу-героя мультфильма
“Золотая антилопа”? (жадность, жажда наживы)
— Итак, что у вас получилось в первом
задании? (представитель от каждой группы на доске располагает ситуации под
видами ответственности)
— Что вы можете сказать по второму
заданию? (выслушиваются варианты ответов)
6. Включение в систему знаний и повторение.
— А в заключении предлагаю каждому из
вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны
интерпретации и рекомендации)
Тест “Ваше чувство ответственности”.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов,
которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда
для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы
постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы
предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас
требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим
способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то,
чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или
интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант
“А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность,
поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете
принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите
делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться
в проблему.
Рекомендации. Учитесь
представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо
давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение
чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней
мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал
для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через
упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться
этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается
вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво
оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для
Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь
не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца
Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в
том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает
вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно
наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете,
неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это
означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что
– либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь,
одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего,
нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так
делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили.
Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный
А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит
трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
7. Рефлексия деятельности.
— Давайте подведём итог нашей
деятельности.
— Какова была цель нашего занятия? Как
вы считаете, мы её достигли?
— Что нового вы узнали?
— Что вам понравилось? Что не
понравилось?
— Какие трудности встретились в работе?
У кого остались неразрешённые вопросы?
— Я думаю, что вы все хорошо поработали
и сохранили отличное настроение. Оцените свою деятельность по пятибалльной
шкале. (Учащиеся на листах бумаги пишут балл и поднимают, показывая учителю
и друг другу)
— Спасибо за работу. До свидания.
Аннотация
Возраст воспитанников: 8 класс, 13-14 лет.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Цель: обосновать необходимость соблюдения нравственных норм, воспитание правового сознания воспитанников, развить чувство ответственности за свои поступки, а также улучшить психологический климат в классе.
Задачи:
- ознакомить нахимовцев с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;
- формировать умения воспитанников выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;
- способствовать осознанию жизненных целей и выбору эффективных путей их достижения во имя благополучного будущего;
Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие информационного характера с элементами игры.
Технологии, методы, приемы: наглядно-демонстрационный, беседа, работа с разными источниками информации, игровая, показ и индивидуальные выступления.
Оформление и оборудование: проектор, компьютер, приложения, фотографии, видеоролики.
Подготовительная работа: Изучение специальной литературы, подготовка информационного материала на основании полученных сведениях.
Этапы мероприятия
Ход классного часа
I. Вступительная часть
Воспитатель:
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Л.Н.Толстой
«Что бы Вы не делали, всегда найдется Закон, Указ, Постановление или инструкция, согласно которым Вас можно наказать»
Из новых законов Мёрфи
II. Основная часть (просмотр презентации)
Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
ПРАВОНАРУШЕНИЕ — это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
Бездуховность — одна из причин, которая приводит людей к правонарушениям.
Причины правонарушений:
- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;
- стремление к примитивному времяпровождению;
- зависть;
- преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей;
- жадность;
- резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
- неуверенность в завтрашнем дне;
- стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции;
- низкий материальный уровень жизни населения;
- низкий уровень правовой культуры граждан;
- алкоголизм и наркомания;
Безрассудные поступки свойственны молодости плохо учатся, а потом бросают школу; совершают кражи; курят и выпивают; устраивают драки; наносят вред здоровью окружающим; лгут даже без причины; грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; играют в карты; занимаются вымогательством; посылают ложные сообщения об актах терроризма; стараются выяснить отношения только с помощью силы; разрисовывают стены; портят школьное имущество и многое другое.
ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ — ПРОСТУПКИ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Проступок — это неопасное правонарушение, влекущее за собой административную ответственность.
ВИДЫ ПРОСТУПКОВ опоздание на урок пропуск занятий без уважительной причины нецензурная брань нарушение Устава школы проезд без билета в автобусе мелкое хулиганство употребление спиртных напитков в общественных местах появление в состоянии алкогольного опьянения
ПРЕСТУПЛЕНИЕ — это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.
ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ преступления небольшой тяжести — наказание до 2 лет лишения свободы; преступления средней тяжести — наказание до 5 лет лишения свободы; тяжкие преступления — наказание до 10 лет лишения свободы; особо тяжкие преступления — наказание в виде лишения свободы на срок выше 10 лет или более строгое наказание/
Виды ответственности: Уголовная, Административная, Гражданско-правовая/
Уголовная ответственность Согласно статье 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось16 лет.
Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:
- за убийство (статья 105),
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),
- похищение человека (статья 126),
- изнасилование (статья 131),
- насильственные действия сексуального характера (статья 132),
- кражу (статья 158),
- грабеж (статья 161),
- разбой (статья 162),
- вымогательство (статья 163),
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),
- умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167),
- террористический акт (статья 205),
- захват заложника (статья 206),
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),
- хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213),
- вандализм (статья 214),
- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
Кража подразумевает тайность хищения имущества, грабеж является открытым хищением, а разбой представляет собой нападение в целях хищения и непосредственно связан с применением или угрозой применения насилия
Виды наказаний, которые применяются к несовершеннолетним (согласно положениям статьи 88 УК):
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение свободы;
- лишение свободы на определенный срок.
Административная ответственность. — Наступает с 16 лет. — Распространяется на несовершеннолетних и их родителей, законных представителей. За проступки подростков могут быть привлечены к административной ответственности их родители !
Гражданская ответственность: — Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет:
- За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
- Если родители несовершеннолетнего, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет:
- Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки(1) и преступления(2) грабеж невыполнение договора вымогательство кража повреждение имущества угон автомобиля неоплаченный проезд в транспорте сквернословие, грабеж(2) невыполнение договора (1) вымогательство(2) кража(2) повреждение имущества(1) угон автомобиля(2) неоплаченный проезд в транспорте(1) сквернословие(1)
Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие. Виды ответственности: А — административная ответственность. Г — гражданско-правовая. У — уголовная. Д — дисциплинарная
Виды нарушений: 1.Украл одежду из раздевалки (У). 2. Порвал учебник одноклассника (Г). 3. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А). 4. Избил одноклассника (У). 5.Испортил одежду (Г). 6. Совершил кражу мобильного телефона (У). 7. Совершил прогул в школе (Д). 8. Переходил дорогу в неположенном месте (А). 9. Разбил мячом окно (Г). 10. Нецензурно выражался в общественном месте (А).
Памятка «Как не допустить правонарушение»
— Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой.
— Организуй свободное времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
— Не общайся с сомнительными компаниями.
— Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым.
— Помни, что за все свои проступки надо отвечать.
— Не иди на поводу у других людей.
За преступлением следует наказание.
Гораций
Только слабые совершают преступления, сильному и счастливому они ни к чему.
III. Заключение
Рефлексия
Подведем итоги.
Сегодня мы с вами узнали виды ответственности за совершенные несовершеннолетними проступков и преступлений и какие виды наказаний при меняются к несовершеннолетним.
Цель нашего классного часа не напугать, а развить чувство ответственности за свои поступки.
Вопросы на доске.
На доске вы видите выражения. Попробуйте их продолжить, опираясь на ту информацию, которую вы сегодня получили.
- сегодня я узнал…
- мне запомнилось…
- мне понравилось…
- я смог …
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
На этом наш классный час подошел к концу. Хочется от себя поблагодарить вас за внимание и участие. Спасибо большое!
Классный час «Правовая ответственность подростков»
Цель:
-
Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения;
-
Предупреждение правонарушений подростков.
Задачи:
-
ознакомить с уголовной ответственностью подростков;
-
ознакомить с административной ответственностью подростков.
Ход классного часа: Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Закон в данном случае четко показывает, что несовершеннолетние люди уже достаточно взрослые, чтобы отвечать за свои поступки.
С 14-ти лет наступает ответственность за:
-
убийство,
-
умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
-
похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
-
кражу,
-
грабеж,
-
разбой,
-
вымогательство,
-
неправильное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон),
-
уничтожение или повреждение имущества при отягощающих обстоятельствах (т.е. путем поджога, взрыва, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия)
-
Терроризм (совершение взрывов, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей в целях нарушения общественной безопасности),
-
захват заложника,
-
заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
-
хулиганство при отягощающих обстоятельствах (т.е. совершенное группой лиц, либо с применением оружия),
-
вандализм (т.е. осквернения зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах),
-
хищение либо вымогательство наркотических веществ,
-
привидение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
В зависимости от тяжести преступления несовершеннолетний будет обязан понести определенное наказание.
Оно может выражаться в виде штрафа (в том случае, если они имеют личное имущество, работу или иной постоянный доход), в размере до 500 необлагаемых минимум доходов граждан. Следующим пунктом идут гражданские и исправительные работы (с 16 лет), выполняемые в свободное от обучения или работы время, не более 2 часов в день, с отчислениями из его зарплаты до 50 процентов. Арест — этим могут влиять только на достигшего шестнадцатилетия подростка, в специальном заведении и до 45 суток.
Лишение свободы для несовершеннолетнего может достигать 15 лет — например, за умышленное убийство. Так или иначе, такое наказание несовершеннолетний отбывает в специальном исправительном учреждении. И в случае, если преступление было совершено впервые, и не носило тяжелого характера, такая мера воздействия не применяется.
Несовершеннолетний, совершивший преступление в первый раз, при условии, что преступление небольшой или средней тяжести, совершенное по неосторожности, наказание может быть весьма условным: ограничение личного досуга, опека, направление в специальную школу и прочее. Так же может выноситься предупреждение, и обязательное назначение воспитателя.
Точно так же, как это происходит во взрослом мире, вынося приговор, суд рассматривает условия, в которых жил человек, воспитание, влияние родителей. И точно так же как у взрослых возможно освобождения от отбывания наказания с испытательным сроком. Срок устанавливается от года до двух лет.
Возможно освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания в связи с окончанием срока давности. Срок давности зависит от тяжести преступления, соответственно сроки установлены от двух лет до десяти лет. Возможно так же условно-досрочное освобождение.
Как видите, закон для взрослых и закон для несовершеннолетних отличается, но тем не менее строг. Несовершеннолетним преступникам, или подозреваемым в преступлении точно так же положен защитник, пожалуй, именно здесь приходит понимание того, что несовершеннолетний человек на самом деле уже совершенно взрослый. А кажущееся смягчение норм наказания — только иллюзия.
Преступления это не обязательно умышленный грабеж или убийство. Убийство в драке по неосторожности, вандализм, крупное и мелкое хулиганство, торговля и перевозка наркотиков, — увы, среди подростков хватает романтиков с большой дороги. И дело родителей донести до детей, какой вред они могут причинить другим людям, какое наказание понесут в связи с совершенным преступлением, что будет с ними потом.
Обстоятельства, смягчающие наказание
-
Совершение первые преступлений;
-
Преступление небольшой тяжести в следствии случайного стечения обстоятельств;
-
Несовершеннолетие виновного;
-
Беременность;
-
Наличие малолетних детей у виновного (до 14-ти лет);
-
Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (например, украл продукты, так как очень голоден, один в чужом городе без денег);
-
Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления (перевязал раны, вызвал «скорую помощь»);
-
Явка с повинной в органы внутренних дел;
-
Активное способствование раскрытию преступления, розыску других участников преступления.
Отягощающие обстоятельства
-
Неоднократность преступлений;
2. Наступление тяжких последствий в результате совершений преступлений;
3. Особо активная роль в совершении преступления;
4.Привлечение к совершению лиц, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, либо в состоянии опьянения, а также несовершеннолетних (до14-лет);
5. Совершение преступления по мотиву расовой неприязни;
6. Совершение преступления в отношении лица или его близких, в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности;
7. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
8. Человек находился в состоянии алкогольного опьянения (осуждение).
Административная ответственность подростка
Выступление ведущего специалиста КДН и ЗП Даниловского МР Холодновой А.Л.
…………….
Подведение итогов.
Ощущение своей взрослости, стремление к самоутверждению, желание испытать себя, свои силы и способности влекут вас к участию в различных видах деятельности, к активизации вашей жизненной позиции, формированию и проявлению нравственных качеств, в том числе и ответственности. Не забывайте об этом!
Взрослые и дети!
За свое будущие мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Классный час: «Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних».
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности;
углубить знания учащихся об уголовном наказании несовершеннолетних;
создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.
Развивающие:
научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);
проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;
формулировать собственную позицию.
Воспитательные:
продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;
воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;
акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате противоправного поведения.
Форма: дискуссия, игра по командам
Методы: ИКТ; мультимедийная презентация; видео сопровождение; групповая работа; работа с документами; рефлексия.
Оборудование: интерактивная доска; проектор; колонки; ноутбук.
Необходимые материалы для команд: ручки, листы с заданиями (приложение 1); дерево и яблоки разного цвета для рефлексии (приложение 2) буклеты с правами и обязанностями (приложение 3).
Предварительная подготовка: расставить столы для игры на 4 команды, установить оборудование; распечатать буклеты по количеству участников
Ход классного часа
Слайд 1
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и на личную неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права в нашем государстве, действует Конституция РК, создаются специальные законы, работают правоохранительные органы и службы спасения. Однако очень много зависит от нас самих. Сегодня эпиграфом нашего классного часа являются слова французского писателя А. де Сент-Экзюпри: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».
На прошлом классном часе мы уже начали говорить об ответственности несовершеннолетних и рассмотрели административное право и административную ответственность.
Вспомните, с какого возраста наступает административная ответственность (Ответы детей)
Слайд 2
Сегодня речь пойдет еще об одной отрасли права – уголовном праве. Работать сегодня мы будем в командах. Во время игры вы будете узнавать что-то новое, а в конце покажете свои правовые знания. За каждый правильный ответ команда будет получать 1 балл, за неверный -1 балл. В конце занятия мы подведем итог игры и проверим, кто лучше ориентируется в мире прав и обязанностей.
Слайд 3
Итак, Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
Преступление (уголовное преступление) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Слайд 4
Прилагательное «уголовный» было введено в правовой лексикон в последней четверти XVIII века. Его происхождение является двояким: с одной стороны, оно восходит к юридическим памятникам Древней Руси, употреблявшим такие термины, как «голова» (убитый человек), «головник» (убийца), «головщина» (убийство), «головничество» (вознаграждение родственникам убитого), с другой стороны — к латинскому прилагательному capitalis (от caput — голова, человек, индивидуум), которое в римском праве входило в названия наиболее суровых видов наказаний, связанных со смертной казнью, лишением свободы или римского гражданства[3]. В русской средневековой литературе (XVI век) в ходу было слово «уголовие» со значение «лишение жизни», «лишение головы»: Это самое страшное общественно опасное деяние.
Слайд 5
Признаками преступления являются:
— общественная опасность
— противоправность
— виновность
— наказуемость
Сами преступления делятся на 4 группы:
— небольшой тяжести
— средней тяжести
— тяжкие
— особо тяжкие
Слайд 6
Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.
Некоторые из подростков убеждены, что до 18 лет, чтобы они ни совершили, все равно им ничего не будет.
Может быть, и в самом деле несовершеннолетие — это щит от всякого наказания? (Обсуждение)
Разумеется, нет. За большинство преступлений, предусмотренных уголовным кодексам РФ, виновные привлекаются к ответственности, если им до совершения преступления исполнилось 16 лет. В этом возрасте он имеет достаточно четкое представление о том, чего делать нельзя.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правовая самостоятельность (правоспособность) гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению 18-го возраста. Некоторые моменты дееспособности относятся к шести годам, когда ребенок может выполнять небольшие поручения родителей (от 6 до 14 лет).
С 14-ти лет дееспособность (правовая самостоятельность) несовершеннолетних расширяется. В этот момент начинает действовать гражданская ответственность. Сам факт возможности привлечения человека к уголовной ответственности с 14-ти лет за ряд преступлений свидетельствует том, что человек уже юридически обязан с повышенной ответственностью, относиться к своему поведению.
Слайд 7-8
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 96), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103), изнасилование (статья 120), похищения человека (статья125), кражу (статья 175), грабеж (статья 178), разбой(статья 179), вымогательство (статья 181), умышленное уничтожение или повреждение государственного или личного имущества (статья 187), терроризм (статья 233), захват заложника (статья 234), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 242), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (статья 255), взрывчатых веществ, взрывных устройств (статья 255), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (статья 257, ч. 2, 3), хищение либо вымогательство наркотических веществ или психотропных веществ (статья 260), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (статья 257, ч. 2, 3), умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 299) (стр. 10, Уголовный кодекс РК)
За остальные преступления подростки этого возраста не несут уголовной ответственности. Но если подросток этого возраста совершил общественно опасное деяние, материалы на него передаются в комиссию по делам несовершеннолетних, где к нему применяются меры воспитательного характера Суд, освободив подростка от уголовной ответственности, передает его под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим. При этом вначале выясняется, способны ли они правильно воспитывать и контролировать поведение несовершеннолетнего.
Как вы думаете, почему подростки начинают совершать преступления? (предполагаемые ответы: Доказать, что ты не трус, Нехватка денег в семье, выделиться среди остальных, покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то), легкая нажива, моральная неустойчивость, плохая компания, употребление алкоголя или даже наркотика, любопытство, спор, задолжал денег кому-то, желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д), гнев и раздражение, собственные неудачи, зависть, скука, давление старших, низкая самооценка, самоутверждение, любовь к приключениям)
Слайд 9
За различные виды преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации существуют разные наказания. К несовершеннолетним, в силу их возраста, могут применяться только 6
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Слайд 10
Уголовное наказание назначается только по обвинительному приговору суда, от имени государства, и порождает судимость.
В Уголовном Кодексе РК есть понятия «отягощающие обстоятельства» и «обстоятельства, смягчающие наказание». Давайте познакомимся с ними и обсудим, как вы это понимаете.
Обстоятельства, смягчающие наказание.
Совершение первые преступлений;
Преступление небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
Несовершеннолетие виновного;
Беременность;
Наличие малолетних детей у виновного (до 14-ти лет);
Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (например, украл продукты, так как очень голоден, один в чужом городе без денег);
Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления (перевязал раны, вызвал «скорую помощь»);
Явка с повинной в органы внутренних дел;
Активное способствование раскрытию преступления, розыску других участников преступления.
Отягощающие обстоятельства.
1. Неоднократность преступлений;
2. Наступление тяжких последствий результате совершений преступлений;
3. Особо активная роль в совершении преступления;
4.Привлечение к совершению лиц, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, либо в состоянии опьянения, а также несовершеннолетних (до14-лет);
5. Совершение преступления по мотиву расовой неприязни;
6. Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи о осуществлением данным лицом служебной деятельности;
7. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
8. Человек находился в состоянии алкогольного опьянения.
(осуждение)
А сейчас давайте вспомним о чем мы говорили и выполним несколько заданий в командах. У вас на столе лежат листочки с заданиями, их вы будете выполнять по порядку (Приложение 1)
Слайд 11
Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»
Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка. Вам дается на ответ 2 минуты.
1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)
2. Право на образование (ст. 28)
3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55)
4. Право на имя (ст. 3)
5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)
6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)
7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54)
8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41)
(Правильные ответы подчеркнуты)
Слайд 12
Конкурс 2 «Знаете ли вы закон?»
Существует 4 вида ответственности: дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная.
Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации. Время на ответ 2 минуты.
Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
Избиение одноклассника (Уголовная)
Кража мобильного телефона (Уголовная)
Прогул в школе (Дисциплинарная)
Переход дороги в неположенном месте (Административная)
Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
Нецензурная брань в общественном месте (Административная)
Слайд 13
Конкурс 3 «Ответственность несовершеннолетних»
Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет? Время на ответ 2 минуты
Побои
Убийство
Кража
Грабеж
Клевета
Мошенничество
Терроризм
Неправомерное завладение а/м
Умышленное причинение вреда здоровью
Контрабанда
(Правильные ответы подчеркнуты)
Слайд 14
Конкурс 4 «Что нарушено»
В предыдущем конкурсе вы видели несколько статей Уголовного кодекса РФ. Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент фильма Первого канала «Дедовщина в школе». Ваша задача определить, какие преступления были совершены старшеклассниками. Время на ответ 1 минута
Ответ:
— вымогательство
— грабеж
— умышленное причинение вреда здоровью.
Слайд 15
Конкурс 5 «Виды наказаний»
За совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания. Отметьте, какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ.
Лишение свободы |
Каторга |
Исправительные работы |
Ссылка |
Избиение плетьми |
Смертная казнь |
Высылка |
Штраф |
Арест |
(Правильные ответы подчеркнуты)
Слайд 16-17
Конкурс 6 «Что я знаю»
Это заключительный конкурс. Ваша задача – разгадать кроссворд из те слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.
По горизонтали:
3.По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
4. То, но что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 11 лет
5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.
По вертикали:
Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.
Ответы:
По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность
По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.
Подведение итогов игры.
Слайд 18
Наш классный час подходит к концу. Сегодня вы узнали, много об уголовной ответственности несовершеннолетних, причинах, почему несовершеннолетние вступают на путь преступлений и правонарушений.
Много в жизни зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой.
Не оступиться в жизни — трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно.
Ошибки мы совершаем все. Но во что они выливаются, у всех это происходит по-разному.
Главное чтобы вы помнили, что чтобы не случилось, вы всегда можете обратиться за помощью к своим воителям, учителям, позвонить по номеру телефона доверия и вам всегда помогут в трудную минуту.
Слайд 19
Рефлексия (Приложение 2)
Настало время подвести итоги. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? Вы видите «древо успеха». На этом древе каждый из вас поместит либо красное яблоко, что значит — мне очень понравилось, я всё понял, у меня всё получилось, либо желтое, что значит — я узнал новую информацию, было интересно, либо зеленое — информация была сложной, у меня не всё получилось.
Слайд 20
Спасибо вам за ответы.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. У вас на столах лежат буклеты с правами и обязанностями несовершеннолетних (Приложение 3). Удачи вам.
Час общения
«Права и обязанности несовершеннолетних»
(в рамках правовой недели)
для учащихся 7 «Г» класса
МБОУ «Гимназия №11»
Провела
Кл.руководитель
Черных Н.П.
Жизнь начинается с той поры,
когда человек начинает задумываться
над поступками и отвечать за них.
Тема классного часа: «Нет прав без обязанностей»
Цель: Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.,обобщить знания детей об основных правах ребенка
Задачи:
-
Знакомство учеников с основными нормативными документами,
законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;
-
Повторить определение понятий «права» и «обязанности»;
-
Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;
-
На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
-
Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
-
Формирование активной жизненной позиции;
-
Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.
Форма проведения: познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Источники информации:
-
Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Ф. Никитин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.;
-
Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.;
-
Конституция РФ;
-
Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы;
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Сайт – www.viki.rdf.ru
20 ноября – Всемирный день прав детей
Конвенция «О правах ребенка»
Дети – все человеческие существа до 18 лет.
Ход занятия:
1. Игра «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
-
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
-
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
-
Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
-
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
Сегодня мы с Вами поговорим о правах и обязанностях. А что такое «право», «права»? Как вы думаете? Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова).
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
На экране записаны права. Нужно зачитать записи.
-
Право на жизнь
-
Право на имя при рождении
-
Право на медицинскую помощь
-
Право на образование
-
Право на отдых и досуг
-
Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
-
Право свободно выражать свое мнение
-
Право на достаточное питание и достаточное количество воды
-
Право на свободное перемещение, но у нас в республике введен закон ст. 2.5 о комендантском часе, и после 22:00 нельзя свободно перемещаться по улице, только в присутствии родителей или законных представителей
-
Право на заботу и воспитание родителями
Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников.
На экране читаем что такое обязанности, и какими они бывают.
Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.
4. «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
— Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
Давайте выведем простые правила общения:
-
Нужно знать свои права.
-
Нужно уважать права других людей.
-
Нельзя забывать об обязанностях
6. Подведение итогов (рефлексия)
Классный час «Нет прав без обязанностей».
Цель: Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.,обобщить знания детей об основных правах ребенка
Задачи:
-
Знакомство учеников с основными нормативными документами,
законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;
-
Повторить определение понятий «права» и «обязанности»;
-
Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;
-
На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
-
Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
-
Формирование активной жизненной позиции;
-
Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.
Учитель: Тема классного часа «Нет прав без обязанностей».
Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей)
Учитель: Давайте дадим определение понятий «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. Назовите основные права ребенка
Ответы детей:
— право на жизнь,
— право на свободу слова, мысли и религии,
— право на медицинскую помощь,
— право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,
— право жить со своими родителями и воспитываться в семье,
— право на воспитание,
— право на уважение человеческого достоинства,
— право на защиту от жесткого обращения,
— право на Ф.И.О. при рождении,
— право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,
— право на образование и др.
Учитель:В Древнем государстве Спарта каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живёт, а если ребёнок родился слабым – его сбрасывали со скалы.Справедливо ли поступали граждане Спарты?(ответы детей)Почему?В нашем современном обществе каждый человек имеет право на жизнь. Ребята, скажите, как мы обращаемся друг к другу?(ответы детей) Каждый человек имеет право на имя. А каким документом вы можете подтвердить это право? (ответы детей)
Учитель: вы можете подробно познакомиться с правами человекав-Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс.
Учитель: Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия, не воспитывают расовой и национальной неприязни. И наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушают его права (родители жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают пищей, необходимыми вещами, не лечат и т.д.) кроме того, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка. На самом деле с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
Что я делал(а) сегодня |
Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
ночью спал |
право на отдых и здоровье |
завтракал, обедал |
право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье |
смотрел телевизор |
право на доступ к информации и СМИ |
сходил в школу |
право на образование |
лечил зубы |
право на медицинскую помощь. |
посещал кружки и секции |
право на всестороннее развитие |
играл в компьютер |
право на отдых и досуг |
хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку |
право на справедливое вознаграждение |
встречался с друзьями |
право на свободу мирных собраний |
отвечал на урок, защищал свое мнение. |
право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Учитель: У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей?
Ученик:Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Учитель: Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников?
Ученик: В Уставе школы-интерната.
Учитель: Какие же обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:
-
Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»);
-
Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»);
-
В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;
-
После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу;
-
Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
-
Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);
-
Полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (Закон Российской Федерации «Об оружии»).
Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ
Ситуация 1
На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…
Вопрос:Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Правильный ответ:Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.
Ситуация 2
На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…
Вопрос:Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?
Правильный ответ:Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3
Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…
Вопрос:Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4
Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассникивытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ:Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
Учитель: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.
Подведение итогов (учитель задает вопрос и предлагает три варианта ответа, ребята называют правильный ответ):
-
С какого возраста начинается уголовная ответственность?
а) с 16 лет
б) с 14 лет в особых случаях
в) с 18 лет
-
Ребенок имеет право на…
а) жизнь
б) общение с родителями
в) защиту от голода и болезней
-
Вовлечение детей в распитие спиртных напитков…
а) запрещено
б) полезно
в) не наказывается
-
Ребенок свободен…
а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его
б) свободен выбирать религию
в) оба варианта
-
Какой самый распространенный вид наказания?
а) предупреждение
б) вызов в милицию
в) штраф
-
В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму
б) предотвратить новые нарушения закона
в) наградить правонарушителей
-
Ребенок – это человек…
а) который ходит в школу
б) не достигший 18 лет
в) достигший 18 лет
Учитель:Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.
Сценарий правового урока
«Юридическая ответственность несовершеннолетних
Предварительная работа.
Исследовательская работа с Законами РФ и подготовка пакета документов – выдержек из Федеральных Законов и нормативных актов:
- Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ “О занятости населения”;
- Жилищный Кодекс;
- Кодекс об Административных правонарушениях;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
- Семейный Кодекс;
- Уголовный Кодекс РФ;
- Ф. Закон “Об образовании”
Оборудование: Экран, проектор, Презентация «Юридическая ответственность несовершеннолетних»
Ход урока:
Вы – несовершеннолетние, но, как любой гражданин, вы имеешь права и обязанности и несёте юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.
Эта ответственность зависит от вашего возраста и тяжести совершённого проступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, Вам нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.
Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.
За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:
– уголовной;
– административной;
– гражданской;
– дисциплинарной.
Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных правонарушений.
Уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями – с 14 лет. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание. Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).
Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причинённый вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т. д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.
Порядок привлечения к уголовной ответственности:
Если в полиции или прокуратуру поступают сведения о совершении преступления, сначала проводится проверка этих фактов, затем, если факты подтвердились, возбуждается уголовное дело и начинается расследование. По окончании расследования дело передаётся в суд, который рассматривает дело и выносит приговор.
На стадии проверки, если Вы можешь иметь отношение к преступлению, Вас могут опросить. Если уголовное дело уже возбуждено и начато расследование, Вас могут вызвать на допрос, который должен проводиться по определённым правилам: если Вы являетесь потерпевшим или свидетелем, то при Вашем допросе может, а если Вам менее 14 лет – должен присутствовать педагог, а по желанию может также один из родителей. В этой ситуации, если Вам нет 16 лет, вызвать Вас на допрос могут через Ваших родителей или опекунов, либо через администрацию по месту работы или учёбы.
На допросе вы будете обязаны говорить только правду. Если вам 16 лет и больше, за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний вы можете быть привлечёны к уголовной ответственности, о чём вас предупредят в начале допроса.
Если же вы сами подозреваетесь или обвиняетесь в совершении преступления, в допросе обязательно должен участвовать защитник. Если Вам нет 16 лет, обязательно участие в допросе также педагога или психолога. Ваши родители могут тоже участвовать в допросе и других следственных действиях на основании постановления следователя об их допуске. Вызвать Вас на допрос могут только через Ваших законных представителей (родителей или опекунов); исключение составляет только случай, когда несовершеннолетний находится в специальном учебном заведении. Участие защитника обязательно должно быть обеспечено, а участие ваших родителей – должно быть обеспечено по их требованию также при проведении других следственных действий (обыска, очной ставки и т. д.).
Если вы подозреваетесь в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, вы можете быть задержаны при условии, если вы застигнуты на месте преступления или сразу после его совершения, либо на вас укажут потерпевшие или очевидцы преступления, либо у вас будут обнаружены явные следы преступления, а также в некоторых других случаях, например, если не установлена ваша личность. О задержании должны немедленно уведомляться ваши родители или опекуны. С момента задержания вы имеешь право требовать предоставления защитника (адвоката). Вам должны сразу разъяснить, на каком основании и по какому подозрению вы задерживаетесь. В течение 3 часов должен быть составлен протокол задержания, который вам следует внимательно прочитать и подписать, если в нём всё указано верно. Задержать вас могут на срок не более 48 часов (этот срок может быть продлён до 72 часов), после чего должны либо отпустить, либо на основании постановления судьи заключить под стражу, что допускается только по подозрению в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления.
После задержания вас должны допросить. До начала допроса вам по вашей просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине. Порядок допроса здесь такой же, как я говорила выше.
Также имейте в виду, что и при задержании, и во всех других случаях, сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, только для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, и только если ненасильственные способы не действуют. При этом, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, стремиться к тому, чтобы причиняемый ущерб был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Сам же задерживаемый обязан подчиняться законным требованиям полиции.
Административная ответственность несовершеннолетних.
Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения.
Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д. Однако если вы распиваете спиртные напитки (включая пиво) или появляетесь в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом вам нет 16 лет, административную ответственность будут нести ваши родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употреблением вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие вам спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.
Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают вас (в том числе, такое возможно, если вы совершаете какие-либо антиобщественные действия, и будет установлена вина родителей в вашем ненадлежащем воспитании).
Административными наказаниями, в основном применяемыми к несовершеннолетним, являются: штраф, возмездное изъятие орудия правонарушения (например, ружья), конфискация такого орудия (т. е., безвозмездное изъятие), лишение специального права (например, права охоты или управления автомобилем).
Порядок привлечения к административной ответственности
Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних. Но составить протокол о правонарушении может и, например, полиция. За совершение административного проступка вас тоже могут задержать. Но здесь срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться ваши родители. Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц. По истечении трёх часов васдолжны отпустить, но если вы прибыли в состоянии опьянения – три часа отсчитываются с момента вытрезвления.
В случае совершения административного проступка проводится административное расследование, которое может включать опрос, изъятие вещественных доказательств, документов и т. д. Затем дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и выносится постановление о назначении административного наказания.
Имейте в виду, что защиту ваших прав в ходе расследования и рассмотрения дела осуществляют ваши родители или опекуны. Они и вы сами можете читать все материалы дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника и другими правами.
! Административная и уголовная ответственность за одно и то же правонарушение вместе налагается не могут.
Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
Она наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т. д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если вы причинили вред чьему-либо здоровью или оскорбили чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.
Если вам нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый вами вред будут нести ваши родители или опекуны.
Если вам от 14 до 18 лет – вы сами должны будете возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у вас его нет или его недостаточно – возмещать опять же будут ваши родители.
Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности.
К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что если вы и ваши родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к вам и/или к вашим родителям. Пока вам нет 18 лет, в суде по гражданским делам ваши интересы должны представлять родители (или опекуны), но если вам уже есть 14 лет – то суд должен привлекать к участию в деле и вас, если затронуты ваши права и интересы. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сам истец и ответчик.
Уголовная и гражданская ответственность за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (к примеру, лишение свободы и возмещение вреда (денежная компенсация) потерпевшему. Также могут вместе наступать административная и гражданская ответственность.
Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних.
Она может к вам применяться, только если вы уже работаете по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т. д.). Существуют только три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако если вы причиняете вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
Указанные три меры ответственности налагаются приказом работодателя. Его можно обжаловать в трудовую инспекцию или в профсоюз.
Иные меры, применяемые к несовершеннолетним
Если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достиг возраста уголовной ответственности, либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от наказания, он может быть помещён в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Это делается на основании постановления судьи или приговора суда. Максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен – 3 года. Эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть также временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток.
К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применяться такие меры взыскания, как предупреждение, выговор и строгий выговор.
Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т. д.). Оно может применяться за грубые и неоднократные нарушения устава учреждения или совершение противоправных действий по решению администрации учреждения. Однако эта мера может применяться только к детям, достигшим 15 лет.
Юридическая_ответст._несоверш.
Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком
признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста
(совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической
и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая
надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям,
различным добровольным организациям, местным властям, национальным
правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их
путем законодательных и иных мер.
Мы с вами знакомились с правами ребенка на прошлом занятии. Однако,
подросткам необходимо знать важные правила:
Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на
бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека
реализуются только через его волю.
Правило 2 . Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав
другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого , завтра
найдется тот, кто нарушит наши права.
Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.
Правило 4. Права без обязанностей не существуют. Хорошо, если в доме
распределяются обязанности между всеми членами семьи, в соответствии с их
возрастом и возможностями. Уют, благоприятная атмосфера, мир в доме часто во
многом зависит насколько ответственно и добросовестно в семье выполняются
эти обязанности.
А каковы по Закону обязанности несовершеннолетних?
— работа с нормативными документами:
Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних:
Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее
образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ст 19
Закона РФ»Об образовании»)
В образовательных учреждениях среднего (полного) образования
подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (ст.1, 10
Законв РФ «О воинской обязанности и военной службе»)
Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить,
коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны