Классный час: «Блокада
Ленинграда».
Цели занятия:
1) формирование гражданского самосознания, уважения к
историческому прошлому нашей Родины;
2) используя умения сравнения, обобщения, помочь учащимся
определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих
задач;
3) вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической
судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и
мужество в схватке с врагом;
4) развивать познавательную активность в области знаний об истории
своей страны.
Задачи:
1.
Познакомить ребят с понятием блокада;
2.
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе
поэтического творчества;
3.
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость
своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой
Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической
литературы.
Ход
классного часа (сопровождается презентацией)
Ученик читает стихотворение.
Ты мне верни, о память, эти дни –
холодные, голодные, – верни!
Верни тот город, сумрак ветровой,
адмиралтейский штык над головой,
шаг патрулей, и злую боль разлук,
и тишину, и метронома стук…
Ты возврати мне, память, ночи те –
прожектора в морозной высоте,
и гребни снежных крыш,
и мертвый свет
недвижных осветительных ракет,
когда, блокадным стянутый ремнем,
стоял мой гордый город под огнем.
Ты сохрани мне, память, навсегда
тот город – сгусток пламени и льда
тот город – слиток гнева и любви,
где жизнь кипела в стынущей крови.
…Как быстро время кануло! Исчез
сражений дым. Неспешно бьют часы…
Но время, как металл, имеет вес –
и годы можно бросить на весы!
А время, опаленное войной
в невиданной сплоченности сердец
в наполненности яростной, двойной –
оно весомей было, чем свинец.
Не зря, как хлеб, в молчанье ледяном
его так скупо мерил метроном.
Учитель: сегодня наш классный час
посвящен одной из самых страшных страниц времен Великой Отечественной войны –
блокаде Ленинграда.
Звучит
метроном.
Учитель: стук метронома отсчитывает
недели, месяцы, года блокады Ленинграда – она началась 8 сентября 1941 года, когда
город был взят в кольцо и отрезан ото всего внешнего мира. 8
сентября в 18 часов 55 минут на город обрушился невиданный ранее удар авиации.
Было сброшено 6327 зажигательных бомб. После этого в городе остался недельный
запас продуктов.
Ученик читает стихотворение.
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно,
холодно,
холодно очень…
Вставлена вместо стекла
картонка…
Вместо соседнего дома –
воронка…
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется…
Страшно…
Темно…
Умер братишка мой…
Утром…
Давно…
Вышла вода…
Не дойти до реки…
Очень устал…
Сил уже никаких…
Ниточка жизни натянута тонко…
А на столе –
на отца похоронка…
Учитель: В осажденном городе люди
ежедневно, без всяких опозданий ходили на работу, работали по 12-14 часов в
сутки. Дежурили по ночам на заводах. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь
от дома до работы шли пешком. Мужчины,
женщины, подростки стояли у станков. Из ворот заводов ежедневно выходили танки
и отправлялись на фронт. Не смотря на все трудности город жил вместе со всей
страной и работал на победу. Но кроме голода, пришли и другие
бедствия. В ноябре ударили морозы, температура опустилась до 40 градусов по
Цельсию. Замерзли водопровод и канализация. Взять воду для питья можно было
только из Невы. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать
электростанции, в домах погас свет. К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном
плену, но люди не сдавались. Город боролся. Единственной
дорогой, по которой можно было доставить продовольствие, было Ладожское озеро.
В ноябре озеро стало затягиваться льдом, и по нему пошли машины с грузом для
осажденного города. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда,
которую народ назвал «Дорогой жизни». Эту дорогу постоянно бомбила вражеская
авиация. И помощь приходила в город ценою жизни людей.
Ученик читает стихотворение.
Не слышал Ленинград о лёгком хлебе…
Я не забыл
блокадный трудный хлеб;
и посвист «мессершмитта» в чистом небе,
и город, что в потёмках не ослеп;
весомость помню
пайки стограммовой,
и саночки тяжёлые в снегу,
и тёплый взгляд, и тот мороз суровый,
и девушку,
что встретить не смогу…
Тяжёлый снег
на братских на могилах,
и тяжесть бомб, и на асфальте кровь –
и с той поры
душа принять не в силах
и лёгкий хлеб, и лёгкую любовь.
Учитель: Об этих днях говорят
безжалостные страницы документов, написаны книги, сняты фильмы. Но самое
страшное – это свидетельства очевидцев, переживших блокаду.
Воспоминания (читают учащиеся).
Учитель: Из дневника Тани Савичевой.
… Есть хочется. Голодают голова, руки, сердце —
все, что есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает. Мы умирали один за
другим. Я высохла, вымерзла, стала совсем тоненькой и совсем легкой, но жила.
Пока у меня была мама, я держалась. Потом …
Девочка сама написала страшную летопись своей семьи. Ее последняя
запись была «Осталась одна Таня». Хотя девочку эвакуировали спасти ее не
удалось. Она умерла 1 июля 1944 г.
С первых дней были введены продовольственные карточки. По ним
рабочие получали 250 г. хлеба в сутки, иждивенцы и дети до 12 лет по 125
грамм. В состав теста входили 50% дефектной ржаной муки, 10% соли, 10 % жмыха,
15% целлюлозы, 5 % древесных опилок.
Наша школа участвует в акции «Блокадный хлеб». Вручая вам 125
грамм «блокадного хлеба» я призываю вас помнить о мужестве жителей Ленинграда,
переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками.
Фильм «Блокадный Ленинград».
12 января 1943 года в 9 часов 30 минут началось наступление наших
войск. 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали
оборону 18-й немецкой армии.
27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренном шпилем
Адмиралтейства, над куполом Исаакиевского собора, вспыхнули снопы золотых искр
– салют из 324 орудий, знаменующий собой конец блокады, освобождение
Ленинграда. Прошел 871 день этой страшной блокады.
Ученик читает стихотворение.
Улицы, ограды,
парапеты,
Толпы… Толпы… Шпиль над головой,
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Гром орудий, но не грохот боя.
Лица… Лица… Выраженье глаз.
Счастье… Радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, незнавший пораженья,
Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
На экране – ролик, посвященный блокаде Ленинграда – «Память»
Звучит метроном.
Наш классный час подошел к концу, всем спасибо за внимание!
Классный час: «Блокада Ленинграда»
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.
Цель:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Познакомить ребят с понятием блокада;
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Учитель: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. (слайд 1,2)
Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.
Ударная мощь налетов вражеской авиации была невиданная. Только за один заход бомбардировщиков на город сбрасывалось до 1000 зажигательных бомб. От немецкой бомбежки сгорали продовольственные склады, большое количество зданий, в том числе имеющих культурную ценность. (слайд 3,4)
8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.(слайд 5)
На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. (слайд 6,7)
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, опилок, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (слайд 8,9)
Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотопляемых домах.
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. (слайд 10)
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
(слайд 11)
(стихи читают ребята)
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы. Тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалобы слышны.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина везет куда-то мужа
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик — это суп и ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Товарищи мы в огневом кольце:
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, к вечеру добраться б :
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят:
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. (слайд 12)
- (читает ученица) «Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»
- «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»
- «Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»
- «Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»
- «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»
- «Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»
- «Савичевы умерли»
- «Умерли все»
- «Осталась одна Таня»
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
«Вновь не должно это все повториться».
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.
В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь — дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось — и прямо в классе.
(cтихи читает ученик)
Девчонка руки протянула
И головой —
На край стола.
Сначала думали —
Уснула,
А оказалось —
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки —
После похорон.
Учитель: Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
Но рабочих требовалось еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. (слайд 13)
Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.(слайд 14)
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики — работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. (слайд 15)
Стихи читает ученик
И было так, на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут — пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Учитель: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.
Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.
Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома. ( слайд 16)
22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей. (слайд 17)
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — в январе 1943 года прорвать блокаду!
18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады. (слайд 18)
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. (слайд 19)
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)
Учитель: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина.
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)
Минута молчания
Внеурочная деятельность (конкурсные работы)
Внеурочная деятельность
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Классный час «Блокада Ленинграда» рассчитан на учеников среднего и старшего звена.
Цели занятия:
- формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины;
- используя умения сравнения, обобщения, помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач;
- вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;
- развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.
Задачи:
- Познакомить ребят с понятием блокада;
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Ход классного часа (сопровождается презентацией)
Ученик читает стихотворение.
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир ваши имена!
Да что там имена!
Ведь всё равно — вы с нами!..
Все на колени, все!(Анна Ахматова)
Учитель: сегодня наш классный час посвящен одной из самых страшных страниц времен Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда.
Звучит метроном.
Учитель: стук метронома отсчитывает недели, месяцы, года блокады Ленинграда – она началась 8 сентября 1941 года, когда город был взят в кольцо и отрезан ото всего внешнего мира.
8 сентября в 18 часов 55 минут на город обрушился невиданный ранее удар авиации. Было сброшено 6327 зажигательных бомб. После этого в городе остался недельный запас продуктов.
Ученик читает стихотворение.
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был ДОТ на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды,
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытьё,
Быт превращался в бытиё.
Была судьба на всех одна,
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх,
Мы умирали на постах,
Мы умирали…
Город жил,
Исполнен наших малых сил.(Г. Семёнов «Мужество»).
Учитель: В осажденном городе люди ежедневно, без всяких опозданий ходили на работу, работали по 12-14 часов в сутки. Дежурили по ночам на заводах. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь от дома до работы шли пешком.
Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и отправлялись на фронт. Не смотря на все трудности город жил вместе со всей страной и работал на победу.
Но кроме голода, пришли и другие бедствия. В ноябре ударили морозы, температура опустилась до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопровод и канализация. Взять воду для питья можно было только из Невы. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену, но люди не сдавались. Город боролся.
Единственной дорогой, по которой можно было доставить продовольствие, было Ладожское озеро. В ноябре озеро стало затягиваться льдом, и по нему пошли машины с грузом для осажденного города. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни». Эту дорогу постоянно бомбила вражеская авиация. И помощь приходила в город ценою жизни людей.
Ученик читает стихотворение.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Над Ленинградом смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда
Не поколеблет грохот канонад!
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем этих баррикад!
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны принесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамёна Петрограда!
(О. Бергольц)
Учитель: Об этих днях говорят безжалостные страницы документов, написаны книги, сняты фильмы. Но самое страшное – это свидетельства очевидцев, переживших блокаду.
Ученик читает стихотворение.
«Мужество» Анна Ахматова
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Учитель: Дневник Тани Савичевой. Девочка сама написала страшную летопись своей семьи. Ее последняя запись была «Осталась одна Таня». Хотя девочку эвакуировали спасти ее не удалось. Она умерла 1 июля 1944 г.
С первых дней были введены продовольственные карточки. По ним рабочие получали 250 г. хлеба в сутки, иждивенцы и дети до 12 лет по 125 грамм. В состав теста входили 50% дефектной ржаной муки, 10% соли, 10 % жмыха, 15% целлюлозы, 5 % древесных опилок.
Давайте посмотрим какой кусок хлеба получали взрослые и дети на весь день. У нас есть весы, давайте отрежем кусочек хлеба, который получали рабочие. Сколько грамм? А дети сколько получали?
(отрезать 3 куска хлеба и пустить по 3 рядам)
А этим блокадным хлебом мы покормим птиц (по завершении классного часа вместе выйти на улицу).
12 января 1943 года в 9 часов 30 минут началось наступление наших войск. 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали оборону 18-й немецкой армии.
27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренном шпилем Адмиралтейства, над куполом Исаакиевского собора, вспыхнули снопы золотых искр – салют из 324 орудий, знаменующий собой конец блокады, освобождение Ленинграда. Прошел 871 день этой страшной блокады.
Ученик читает стихотворение.
ПОБЕДИТЕЛЯМ
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!Анна Ахматова
На экране – ролик, посвященный блокаде Ленинграда – «Память».
Звучит метроном.
Цель: патриотическое воспитание учащихся
Задачи:
- воспитание уважения к историческому прошлому
своего народа; - познакомить ребят с жизнью в блокадном
Ленинграде; - пробудить в детях чувство сострадания и
гордости за стойкость своего народа в период
блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой
Отечественной войны с помощью видеоматериалов,
музыкальных произведений и поэзии.
Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь,
пожалуйста. Мы начинаем наш классный час. Сегодня
он посвящен дню снятия блокады Ленинграда.
22 июня 1941 года был воскресный летний день.
Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на
дачу, кто-то в парк. И вдруг…
(Левитан.Объявление о начале ВОВ). Приложение 1
Жизнь изменилась, началась война!!!
(фрагмент “Вставай страна огромная”)
Ссылка на видео http://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A
Ученик 1: 22 июня 1941 г. немецко-фашистские
войска вероломно, без объявления войны вторглись
в нашу страну. Их натиск был очень силен, они
быстро продвигались вглубь страны и к концу лета
1941 г. заняли огромную территорию Советского
Союза. В том числе они вплотную приблизились к
Ленинграду – второму по численности населения
городу СССР. К началу войны в городе проживало
более 3 млн. человек. Но самое главное заключается
в том, что Ленинград имел очень важное
стратегическое значение. Захватить Ленинград –
значит захватить побережье Балтийского моря, а
это повлекло бы за собой уничтожение Балтийского
флота. Вот почему захват Ленинграда был
важнейшей целью Гитлера и его окружения.
Ученик 2: С июля 1941 года начинается
строительство оборонительных сооружений на
подступах к Ленинграду, создаётся совет по
эвакуации. Поскольку положение на фронтах
становилось с каждым днём всё тревожнее, с июля
из Ленинграда стали вывозить жителей и
расположенные в городе заводы. К концу лета было
отправлено около ста предприятий и вывезено 500
тысяч жителей.
А между тем, немецкие войска наступали на всех
фронтах. Преодолев героическое сопротивление
советских войск и прорвавшись через народное
ополчение, которые испытывали нехватку оружия и
боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года
перерезал последнюю железную дорогу,
связывавшую Ленинград с остальной страной, и
блокировал город. Началась героическая борьба
ленинградцев в условиях блокады.
Ученик 1: На защиту города поднялись все его
жители: 500 тыс. ленинградцев строили
оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли
добровольцами в народное ополчение, на фронт и в
партизанские отряды.
Блокада города и вражеские обстрелы
продолжались почти 900 дней. За это время на
Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и
зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс.
снарядов.
Ученик 2: В истории осады Ленинграда самым
трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся
тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За
годы блокады от голода, холода, бомбёжек и
артобстрелов погибло около 1 млн. мирных жителей.
Большинство из них от голода. Люди умирали и их не
успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.
Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался
однозначно: город должен был подвергнуться
полному уничтожению.
Учитель: Вот выдержка из секретной
документации немецкого военно-морского штаба:
“Фюрер решил стереть с лица земли город
Ленинград…. После поражения Советской России
нет никакого интереса для дальнейшего
существования этого большого населенного
пункта. Предложено блокировать город и путем
обстрела из артиллерии всех калибров и
беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с
землей”.
Ученик 3: В блокадном городе жители страдали
от холода: не работало центральное отопление; от
голода: сгорели продовольственные склады, запасы
закончились ,а новые завозить в город почти не
было возможности; от болезней, вызванных голодом
и холодом; от постоянных бомбежек и обстрелов. Не
работал водопровод, и люди брали воду в Неве,
зимой делали проруби. И при всем этом город не
просто выживал, он боролся, работал, сражался. Он
давал фронту танки и самолеты. Промышленность
города за 900 героических дней дала фронту более
2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000
минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и
мин.
Видео “Блокада Ленинграда”
http://www.may9.ru/victory/hero-cities/2
Учитель: До января 1943 года, когда частично
была прорвана блокада города фактически
единственной связующей ниточкой между
Ленинградом и как тогда говорили “Большой
землей” была дорога по Ладожскому озеру: сначала
на кораблях по воде, а когда озеро замерзло – по
льду. Ее назвали “Дорога жизни”. В Ленинград
везли продовольствие, топливо, а обратно
вывозили людей, прежде всего детей. Немецкие
самолеты постоянно держали под прицелом “дорогу
жизни”, бомбили, ломали лед. По статистике каждая
четвертая машина уходила под воду, часто вместе с
водителем.
Видео Приложение 2
Ученик 4:
И было так на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут — пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Ссылка на видео “Дорога жизни”
http://www.youtube.com/watch?v=Taw_sWWmIWk
Ученик 5: Жители Ленинграда – люди, сильные
духом. Помогала им в этом как могла ленинградская
поэтесса Ольга Берггольц. Она по радио читала
свои стихи.
Спустя самое недолгое время, тихий голос Ольги
Берггольц стал голосом долгожданного друга в
застывших и темных блокадных ленинградских
домах, стал голосом самого Ленинграда. Ольга
Берггольц стала поэтом, олицетворяющим
стойкость Ленинграда.
Из черных “тарелок” радио звучали
патриотические песни, летели в эфир призывы,
обращения. Активная пропаганда дикторов
оправдала себя. Город не поддался панике. Народ
верил в то, что фашисты будут с позором отброшены
от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц
источал небывалую энергию. Она делала репортажи
с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в
эфире три с лишним года, почти ежедневно
обращаясь к героическому городу. Ее голос знали,
ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в
замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду и Жизнь
продолжала теплиться.
Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят
небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа.
Можно было подумать, что с горожанами беседует
человек, полный сил и здоровья, но Ольга
Федоровна существовала на таком же голодном
пайке, как и все горожане. В ноябре 1941 года ее с
тяжело больным мужем должны были эвакуировать из
блокадного Ленинграда, но он умер от голода, и
Ольга Федоровна осталась в городе. Она не только
решила остаться в блокадном городе, она делала
все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая
пасть духом. Ольга Берггольц была внесена
немцами в список лиц, подлежащих после взятия
города немедленному уничтожению.
Ссылка на видео “Блокадный Ленинград. Ольга
Берггольц”
Ученик 6: Особенно тяжело в блокадном городе
было детям. Их было более 400 тысяч. Наравне со
взрослыми они переносили все невероятные
лишения, которые выпали на их долю.
Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли
мальчишки и девчонки. Многие из них становились
на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых
условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили
из промерзших цехов и вносили свой вклад в
разгром врага.
Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались
пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм
хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. В
блокадном хлебе муки практически не было. Это
была смесь из всевозможных ингредиентов: отруби,
шелуха зерновых культур, опилки из коры сосны,
ветвей березы, целлюлоза. А ведь этот хлеб был
практически единственным продуктом питания.
Ольга Бергольц писала: “…сто двадцать пять
блокадных грамм с огнем и кровью пополам…”
В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39
школ. Местом учебы стали и некоторые
бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких
условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и
тяжел путь в школу. На улицах часто рвались
снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что
замерзали чернила. Ученики сидели в пальто,
шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел
выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от
голода. У всех была общая болезнь – дистрофия.
Ученики умирали не только дома, на улице, по
дороге в школу, но и прямо в классе.
Видео “Дети блокадного Ленинграда”. Приложение 3
Ученик 7: Несмотря ни на что, ленинградцы
выстояли и победили. 27 января 1944 года – день
великого ликования ленинградцев, которого
упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и
ночей. Радио объявило: “Город Ленинград
освобожден от вражеской блокады!” Все выбежали
на улицу, кричали: “Ура!”,- поздравляли друг
друга. Тот день стал одним из самых счастливых,
одновременно одним из самых скорбных – каждый,
доживший до этого праздника, за время блокады
потерял родственников, друзей, знакомых…
В честь победы в битве за Ленинград над Невой
прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Видео “Прорыв блокады Ленинграда.Операция
“Искра”
Ссылка на видео http://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=wRaA-eeyuI0
Учитель: Прошло 72 года. Выросло не одно
поколение, которое никогда не знало ужасов войны.
Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы
блокады, навсегда останется в нашей памяти, в
названиях улиц и площадей, в величественных и
мемориальных комплексах
Священное место для каждого ленинградца –
Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь
похоронены сотни тысяч защитников и жителей
города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина
стоит над длинными холмами братских могил. Горит
вечный огонь.
Ссылка на видео “Пискаревское кладбище”
Ученик 8:
Опять война, опять блокада, —
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о
войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно
вполне”.
И может показаться правы и убедительны слова,
Но даже, если это правда, такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та
война:
Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам
нужна!
Будем же с благодарностью помнить подвиг
Ленинграда!
Учитель: Тем, кто родился после войны, многого
уже не понять, что пережило военное поколение.
Можно только слушать рассказы тех. кто выжил, и
постараться осознать, попытаться почувствовать,
что они пережили, и сохранить это в памяти… И
отдать дань вечного уважения и вечной
благодарности. Объявляется минута молчания.
(Метроном) Приложение 4
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми.
Они сумели совершить невозможное — пережИть
ледяной ад. И не только пережИть, но и остаться
людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит
история. От нас зависит, чтобы она не ушла
навсегда.
Список литературы
- Голоса из блокады. Ленинградские писатели в
осажденном городе (1941-1944)/Шефановская И.-Наука,1996 - Ленинград и ленинградцы в годы блокады/
Ковальчук В.М., Чистиков А.Н.-Лики России,2014 - Блокада Ленинграда. Полная хроника — 900 дней и
ночей/А.Сульдин.-Аст,2015 - Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях
блокады Ленинграда/ДЕТГИЗ, 2005 - Классные часы.10
класс/Авт.-сост. О.Е.Жиренко, С.И.Лобачева.- М:ВАКО,
2015 - Классный час на тему “Блокадный
Ленинград” / Крупенчик М.В.
https://urok.1sept.ru/articles/650196/ - Сборник стихотворений. Блокада / Ю.Воронов
http://www.wysotsky.com/0009/533.htm - Фотографии для презентации http://1941-1945.at.ua/
- Видеоматериалы https://www.youtube.com/
Сценарий: «Страницы блокадного Ленинграда»
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы.
4. создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
5. воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.
Методы:
метод накопления материала: подборка стихотворений авторов по теме классного часа, изучение литературы по истории Великой Отечественной войны, оформление творческих работ Анализ собранного материала, подготовка наглядного материала, подготовка выставки литературы (рисунков)
Межпредметные связи:
«История»
«Литература»
Оборудование: Компьютер, презентация, видео, книги о героях Великой Отечественной войны
Учитель:
Блокадники, свидетели беды,
страданьями отмеченные лица…
В Неве так много утекло воды –
но прошлому вовеки не забыться.
Ученик 1
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой. (Ольга Берггольц)
Учитель:
Добрый день уважаемые ребята. Сегодня мы в очередной раз пролистаем страницы «Памяти». Течет река времени. Но и сегодня наши ветераны, труженики тыла, дети воины помнят тот страшный день, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Стойкость, мужество и патриотизм, который проявили жители осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов была блокада Ленинграда. Давайте ещё раз вспомним, как это происходило.
Решением Российского правительства 27 января было объявлено Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. В 2020 году 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Вновь и вновь время напоминает нам про Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Ученик 2:
Из книг, журналов, встреч с ветеранами мы знаем, что город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.
Ученик 3:
В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба .И не даром ветераны и труженики тыла при встречах с нами напоминают нам о корочке, крошке хлеба.
Ученик 4:
В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик: Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам.
Ученик5:
На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город — крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Ученик 6:
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, опилок, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Ученик 7:
Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в невыносимых условиях. Холод сделал своё дело. .В домах не было воды, люди ходили под обстрелами на Неву Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Ученик 8:
Голос Родины, голос России
Были годы горя и утрат,
Был в кольце блокады Ленинград…
Голос Родины, голос России
Над землею гремел, как набат.
Я слышал твой голос, Родина,
Под обстрелом, в окопах, в огне:
«Не забывай о пройденном,
Помни о завтрашнем дне!»
Я слышал твой голос сквозь тучи…
Шла усталая рота вперёд…
Солдат становится бесстрашным и могучим,
Когда его Россия позовёт .( Николай Добронравов)
Учитель:
Мы с вами работали над сбором материалов и информации о печальной истории 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Узнали, что большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. Эти записи мы разместили на нашем стенде в библиотеке.
Ученица 9 :
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»
«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»
«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»
«Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
Ученик 10 :
А что же стало с самой Таней?
При первой же возможности Таню Савичеву вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую (ныне — Нижегородскую) область. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, катастрофически падало зрение, её мучили страшные головные боли.
Ученик 11 :
Умерла Таня 1июля 1944 года. Её похоронили на кладбище посёлка Шатки, где она и покоится под мраморным надгробием. А в мае 1972 года был открыт памятник на её могиле. Это стела с барельефом девочки и страничками из её дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
Ученик 12:
В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.
В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
Ученик 13:
Сколько их: кто не дожил, не дошел?
Нет даже лиц.
Синим химическим карандашом
Девять страниц.
Голод блокады писал без затей
Буквы свои.
Девять страниц – только даты смертей
Целой семьи.
Это потом в полевых вещмешках
Их принесут
На просоленных солдатских плечах
В Нюрнбергский суд.
Это потом доверять дневникам
Станут мечты
Девочки в городе, где по утрам
Сводят мосты.
… «Таня одна…» И завыли гудки
Траурный марш.
Ангел тихонько из детской руки
Взял карандаш…(Великжанин Павел)
Учитель:
Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Много фотографий, рисунков рассказывают, как подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым .22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Ученик14:
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Учитель:
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Ученик 15:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги!
Скольких людей спасла эта дорога!
Ученик16:
Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.
Ученик 17:
18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов от Ленинграда, освободили многие города и деревни. Город полностью был освобожден от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта
Ученик18:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)
Учитель:
Подвиг в войне — это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.
Мы должны сохраним память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве, настоящем патриотизме простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.
Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Эта Победа – определяющая веха в истории России. Эта Победа – память, которая объединяет народы!
Заключительная часть.
Рефлексия
Понравился ли вам наш классный час?
Что вы почувствовали от увиденного и услышанного? (ответы детей)
Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей)
Ученик19:
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней. ( Татьяна Варламова)
Минута молчания.
Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,
сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Ведущий 1: Внимание! Внимание! Внимание!
Сл 2
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление. (Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит «Пятая симфония Шостаковича»).
СЛ 3
Ведущий 2: 75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Чтец:
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
СЛ 4
Ведущий 1: Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.
Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. (Слайд «Оборона Ленинграда»). Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского.
СЛ 5
Ведущий 2: В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. (Слайд «Оборона Ленинграда»).
СЛ 6
Ведущий 1: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. (Слайд «Блокада Ленинграда»).
Чтец:
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
— Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)
СЛ 7
Ведущий 2: Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. (Слайд «Блокада Ленинграда»).
Чтец: Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).
“Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…
Чтец:
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлёбку
Достоинство своё не продадим.
Есть передышка – мы передохнём,
Нет передышки, снова будем драться
За город, пожираемый огнём,
За милый мир, за всё, что было в нём,
За милый мир, за всё, что будет в нём,
За город наш испытанный огнём,
За право называться ленинградцем!
Сл 8
Ведущий 1: Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами. (Слайд «Блокада Ленинграда»).
Чтец:
Вы памятник «детям блокады» видали?
— Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ трагедии, символ печали,
Непрожитых жизней, надежд и тревог.
Тела истощались, глаза потухали,
И смех оборвался и голос умолк…
Он – память погибшим, он – гимн пережившим
Весь ужас тех страшных «девятисот».
Сердца замирали в надежде и страхе:
Недетские горести выпали им –
И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;
И памятник мертвым, и память живым.
Уж стали седыми «блокадные дети»,
Прошло полстолетья, а сердце болит.
И памятник этот, на постаменте,
Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).
СЛ 9
Ведущий 2: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.
«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
СЛ 10
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. (Слайд «Дневник Тани Савичевой»).
Чтец:
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок,
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет,
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца – до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это — всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явленья вник, —
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове — емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе…
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это – боль, которая клубится.
Это – сердце, что летит сюда…
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
(Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)
Сл 11
Ведущий 2: Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп – одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…” (Слайд “Ленинградский хлеб”).
Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.
СЛ 12 ,13
Ведущий 1: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям — на 75 г в сутки.
По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”. (На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).
Чтец:
«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги».
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут — пустяк,
Поломка эта — не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре —
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Сл 14
Ведущий 1: В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.
(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).
Чтец:
Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки — и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора Симфонию твою… (Из поэмы Л. Поповой «Седьмая симфония»)
СЛ 15
Ведущий 1: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:
Чтец:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты — красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть же пред жизнью
Бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
Сл 16
Ведущий 2: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. (Слайд «Пискаревское кладбище»).
Чтец:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Сл 17 Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).
Классный час
на тему:
«День снятия блокады Ленинграда»
Подготовила
Учитель истории
МБОУ «Комсомольская школа №2»
Пенькова С.В.
2022 г.
Цель: познакомить детей с историческими фактами о блокаде Ленинграда; формировать у обучающихся знаний о героическом прошлом нашего народа, чувства патриотизма и представление о герое; воспитывать уважение к защитникам Родины; чувства сострадания к людям, которые пережили страшное время; продолжать воспитывать такие качества, как: любовь к близким, чувство гордости за членов их семьи, которые пережили Великую Отечественную Войну, которые погибли во время ВОВ.
Материал: иллюстрации по теме, книги, музыкальное сопровождение.
Ход работы
Учитель:
Сегодня, 27 января-отмечается День воинской славы России, день снятия блокады города Ленинграда.
27 января 1944 года советские войска сняли фашистскую блокаду города, которая длилась 900 дней.
900 самых страшных и ужасных дней и ночей для народа,
900 дней -страданий и боли,
900 дней-как это много…
Ученик читает стихотворение:
Блокадная ночь, стало холодно очень…
Вместо стекла-доска и картонка.
Нет и соседнего дома – земля и воронка.
Поздно. А мамы всё нет от чего-то…
Еле живая, пошла на работу…
Мы дома одни, страшно очень до боли…
Кушать хотим…
Нету даже пол крошки.
Плачем сидим, катятся горькие слёзы.
Пули летят, разрываются бомбы.
Небо пылает.
Мы притулились друг к другу и стало теплее,
А мамы всё нет… Встану я на колени,
И протяну к самому небу ладошки,
И попрошу: дай мне Боженька сил!
Пусть мама вернется…
Жизнь так коротка.
Может, мне это снится?
Утро. Теплее не стало.
Где-то вдали, слышно чье-то рыданье,
А мамы все нет, она ушла на работу…
Просмотр документального фильма «Блокада Ленинграда. Голос жизни»
https://www.youtube.com/watch?v=NouyYNn7wW0
Рассказ учителя:
8 января 1941 года началась блокада Ленинграда. Цель гитлеровских оккупантов было уничтожить город и всех жителей Ленинграда.
Ребята, а вы знаете, что такое блокада? (дети отвечают)
872 дня город был осажден фашистами, но несмотря на ежедневные обстрелы и бомбардировки, на страшный голод, люди боролись за жизнь. Людям пришлось многое преодолевать. Главная цель которых была –выжить. Промышленные предприятия стали оборонной частью города. Рабочие работали на заводах по 10-12 часов в сутки, работали даже дети, они изготавливали снаряды. В блокадном кольце оказалось около 3 млн. жителей города, среди них почти 400 тысяч были дети. Почти все жители города поднялись на защиту своего города. Фашисты ежедневно обстреливали город, наносили массивные удары. Днём они обстреливали город, а ночью сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы с самолетов. Бомбежки и обстрелы были не единственной опасностью в городе.
В городе начинался голод.
Продовольствия катастрофически не хватало, т.к немцы уничтожали склады с продовольственными товарами. Продуктов становилось всё меньше и меньше. Людям приходилось варить суп из столярного клея, они ели всё что можно было есть, лепёшки делали из цветов, на олифе поджаривали хлеб, шкурки животных и т.д. Для того, чтоб прокормить своих детей, матерям приходилось убивать животных. Черный хлеб им выдавали по карточкам в очень маленьком количестве, в размере спичечной коробки-125 грамм., это была норма на весь день.
Представьте, как это мало!
Из городов пытались вывозить женщин и детей, подальше от военных действий. Эвакуация длилась до 1943 года.
Наступали холода. Зима была очень лютая и суровая, на улицах были большие сугробы, всё вокруг заметало. Люди в домах жили без света, тепла, воды, замерзал водопровод и канализация. Согревались они при помощи печек «буржуек», сжигали всё, что можно было: ненужные вещи, книги, мебель, лишь бы только согреть дом. Для того, чтоб набрать питьевой воды им приходилось ходить на берег реки Невы, они спускались к реке, делали в ней прорубь, набирали воду, и под обстрелами возвращались домой. Транспорт в городе не работал, на работу, в заснеженную, холодную зиму люди добирались пешком.
Люди стали умирать, они не выдерживали холода и голода. Умирали на улице, дома во сне, на работе.3 % населения погибало от бомбежек, остальные 97 % -гибли от голода.
В это время в Ленинграде продолжали работать школы. Дети учились в холодных кабинетах, где стоял жуткий мороз, от которого замерзали чернила и пальцы рук. Ученики от голода и бессилия шатались, умирали в классах и по дороге домой или в школу.
Ученик читает стихотворение:
Я есть хочу, дайте мне хлеба!
Воды хочу, дайте воды!
Я жить хочу, дайте мне жизни!
И умирать я не хочу!
Но, если надо, жизнь отдам я,
И за семью, и за страну,
Ведь ты — страна нас воспитала,
Ведь ты- любовь нам прививала,
Мы Русские по духу люди,
И кровь в нас русская течет,
Но, если надо, жизнь отдам я,
Но только не достанься ты врагу!
В таких нечеловеческих условиях город жил, боролся и не сдавался. Они героически сражались, готовы были отдать жизнь за Родину, за родных и близких.
27 января 1944 года блокада была прорвана. По официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Но ни смотря ни на что, город «герой»-он выстоял и победил, а произошло это, благодаря единству народа, который не предал свою страну и защищал ее изо всех сил.
Подвиг, который совершили люди во время блокады, нельзя ни с чем сравнить, нельзя чем-либо измерить. Его надо помнить всегда, и чтить память героев отдавших свою жизнь.
И по традиции, давайте почтим память героев минутой молчания!
(минута молчания)
По окончанию классного часа, дети организовывают в классе выставку на тему: «День снятия блокады с Ленинграда»
Источники: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/3954/?
https://www.youtube.com/watch?v=NouyYNn7wW0