Сценарий классного часа посвященного дню народного единства

Классный часТема: «День народного единства»Цель:формировать чувство гражданственности и патриотизма;формировать ответственность за судьбу Родины;дать общее представление об истории возникн

Классный час

Тема: «День народного единства»

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, 
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель.

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-

День народного единства.

Слайды 7-8

— Родина и единство… Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

— Как вы думаете, к чему призывает нас праздник «День народного единства»?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

— Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 — 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

— Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

— Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 — 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади — в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

— Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

— Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

— Кто возглавил русское войско? (ответ)

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

— Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

— Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

— Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа? (ответ)

Слайд 24 -25

— Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём:

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

— Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа пгт. Южно-Курильск»

План-конспект
классного часа на тему:

«4
ноября – День народного единства»

Разработала
и провела учитель начальных классов МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск» Колобова
Мария Ильинична

Цель:
познакомить учащихся с историей Дня народного единства; раскрыть содержание
понятий «дружба», «единение», «гражданская солидарность».

Задачи

образовательная


пояснить смысл и значение нового
государственного праздника, введённого в РФ;

— показать
современную идею Дня народного единства;

развивающая

— развивать у
обучающихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны;

— формировать
гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и
межкультурное взаимопонимание;

воспитательная


воспитывать уважение к русским
национальным героям;

— воспитание
уважительного отношения к истории, героическому прошлому своего народа, своей
страны.

ХОД 
МЕРОПРИЯТИЯ.

— Ребята, сегодня мы собрались на
торжественное мероприятие, посвящённое большому  празднику – Дню народного
единства, который будут отмечать 4 ноября все граждане Российской Федерации. И,
как любое торжественное событие, мы начинаем с Гимна России.

(слайд № 2 Звучит гимн России:
первый куплет и припев, на экране)

(слайд № 3«Карта
Административно-территориального деления России»)

-Наша страна – Россия – это крупнейшее
государство в мире.

Когда на востоке говорят
«Доброе утро!», на западе, люди, желают друг другу «Спокойной ночи!».

Наша Родина – это и самое
многонациональное государство. На её просторах живут более 180 национальностей,
народностей и этнических групп.

89 федераций: края,
республики, области, автономные округа и города федерального значения –
объединились в одно целое, и стали единой страной – Российской
Федерацией.

(добавление к слайду № 3
«Флаг и герб Сахалинской области»)

         Среди них и наша Сахалинская
область.

Давайте все вместе
подумаем, зачем объединились все эти народы в единое большое
государство? Послушайте притчу об отце и сыновьях, и тогда я думаю, вам всё
станет ясно.

(слайд № 4 «Притча «Отец и
сыновья»)

У одного отца было три
сына, и они постоянно ссорились друг с другом. Однажды отец призвал их к себе и
взял веник. Он вытянул по прутику из веника, раздал их сыновьям и приказал:
«Сломайте эти прутики!». Братья легко переломали каждый свой прутик. Отец
крепко связал веник, и снова приказал сыновьям: «Переломите этот веник!».
Сколько не старались братья – не смогли этого сделать. Тогда отец сказал своим
сыновьям: «Так-то и вы, если в согласии и одной связке жить будете, никто вас
не одолеет; а если ссориться , да всё делать врозь – вас всякий легко погубит!»

Зачем же объединились
народы в одно большое государство? (Ответы детей).

Чтец 1:                        
С Днем народного единства поздравляю,

Пусть
над нами светит мир и благодать,

     
И пусть дружба еще крепче всех скрепляет,

   
Гордость мы друг друга сможем отстоять!

Чтец 2:                         Не
разрушит нашу мощь никто и силу,

Только
вместе сможем все преодолеть,

И
расскажем всей планете, всему миру,

Наш 
народ един, его не одолеть!

Чтец 3:                         Если
забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на
веру и жизнь,

    
Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От
мощи единства земля задрожит.

— Правильно! Когда же началось это великое
единение народов России?

Я немного расскажу
вам об истории возникновения этого праздника.

(слайды  №5 «Семибоярщина»)

Четыреста
лет тому назад в Государстве Русском умер последний царь из рода Рюриковичей.
Умер и не оставил наследников на престол. И тогда знаменитые боярские да
дворянские династии захотели посадить на царский престол своих родственников. Пошла
между ними распря великая.

(слайды  № 6
«Смутное время»)

Вдобавок
к этому несколько лет подряд был неурожай , пришёл большой голодомор и началось
в России Смутное время. Некоторые бояре  да дворяне, вместо того чтобы помочь
своему народу, обратились к полякам, шведам и литовцам, что бы те помогли им 
сесть на царский престол. А враги только и ждали момента, чтобы завоевать
богатую землю русскую, погубить как можно больше народа и завладеть богатствами.

(слайд
№ 7 «Бесчинства интервентов в России»)

Чтец 4:               Ушли
в историю года,

Цари
менялись и народы,

Но
время смутное, невзгоды

Русь
не забудет никогда!

         Пришли
поляки, шведы, литовцы и стали бесчинствовать в наших землях и творить всякое
беззаконие над людьми. Несколько лет изнемогал от их жестокости народ российский.

(слайд № 8«Минин
призывает к ополчению»)

         Но жил в
Новгороде великий патриот и гражданин купеческого звания по имени Козьма Минин.
Призвал он бедных людей создать ополчение народное и пойти на Москву, чтобы
выбить оттуда захватчиков поганых, а богатых людей призвал собрать деньги на
это великое дело. И многое множество людей откликнулось на его призыв. Сказал
так же Козьма Минин, что есть в Москве полководец разумный по имени Дмитрий
Пожарский и сможет он возглавить войско народное для борьбы с иноземцами.

(слайд
№ 9
 «Пожарский возглавляет народное
ополчение»)

И двинулось
ополчение народное на Москву из Новгорода. И в битвах жестоких одержал русский
народ победу и изгнал иноземных захватчиков с земли российской.

(слайд № 10 «Сражения
народного ополчения 1612 года»)

Чтец 5:                Посрамив
врагов коварство,

В
страшный для России год

Вместе
Минин и Пожарский

В
битву повели народ.

Чтец 6:                И
отряды добровольцев,

Гневом
праведным полны,

Злых
поляков и литовцев

Прочь
прогнали из страны.

(слайд №  11«Подвиг Иван
Сусанина»)


Многие люди в те дни далёкие дни совершали подвиги во имя освобождения родины.
Слава одного героя дошла до наших дней. Жил крестьянин по имени Иван Сусанин.
Однажды в его деревню пришли поляки и заставили его показать дорогу через лес,
чтобы отступить и скрыться от народного ополчения. Крестьянин претворился, что
согласен им помочь. Он завёл польское войско в леса с топкими болотами. Поляки
догадались, что хитрый Сусанин их погубил. Они  жестоко расправились с ним, но
и сами не смогли выбраться: замёрзли или утонули в болотах.

Чтец 7:                Предателя, мнили, во мне вы
нашли: 
Их нет, и не будет на Русской земли! 
В ней каждый отчизну с младенчества любит, 
И душу изменой свою не погубит.

(слайд № 12-13 «Памятник Минину и Пожарскому на
Красной площади»)

— Вот так, забыв
все ссоры и обиды, объединившись, весь русский народ в
едином порыве,
отстоял родину и избавил её от разорения и унижения.

Чтец 8:                Победой
вписана строка,

И
славит стих былых героев,

Поверг
народ врагов-изгоев,

Обрел
свободу на века!

Чтец 9:                И
поднималась Русь с колен

В
руках с иконой перед битвой,

Благословленная
молитвой

Под
звон грядущих перемен.

Чтец 10:               Деревни,
села, города

С
поклоном русскому народу

Сегодня
празднуют свободу

И
День единства навсегда!


А потом в Москве на Красной площади, на народные деньги,  был установлен
памятник героям, возглавившим народное ополчение . На нём надпись «Гражданину
Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Чтец 11:              Добрый
памятник поставлен 
Двум героям всей страной 
В знак того, что был избавлен 
От бесчестья край родной. 
Указав рукой литою 
На величественный вид 
И на племя молодое, 
Минин словно говорит: 

Чтец 12:              «Полюбуйся
ныне, княже, 

На страны родной дела. 

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была! 

Подивись-ка их военной 

Силе необыкновенной, 

И послушай эти песни, 

И на лица погляди… 

Их дела ещё чудесней 

Ожидают впереди!»

— Итак, вы услышали  историю возникновения праздника, который
сейчас называется «День народного Единства». Давайте устроим викторину «Кто
больше запомнил фактов из истории возникновения праздника».

(слайд № 14)

Вопрос 1: Как в истории называется время, о котором мы только, что
говорили?

                            а) Бунтарское время

                            б) Смутное время

                            в) Военное время

(слайд №15)

Вопрос 2: Кто хотел захватить русские земли?

                            а) немцы

                            б) монголо-татары

                            в) поляки, шведы, литовцы

(слайд № 16)

Вопрос 3: Как звали новгородского купца, который призвал бедный
люд собраться в ополчение, а богатых людей призвал дать денег на это войско?

                            а) Козьма Минин

                            б) Дмитрий Пожарский

                            в) Иван Сусанин

(слайд № 17)

Вопрос 4: Как звали военачальника, который возглавил народное
ополчение?

а) Козьма Минин

                            б) Дмитрий Пожарский

                            в) Иван Сусанин

(слайд № 18)

Вопрос 5: Как звали крестьянина, который погубил в лесах целое
войско врагов?

а) Козьма Минин

                            б) Дмитрий Пожарский

                            в) Иван Сусанин

(слайд № 19)

Вопрос 6: В каком году происходили все эти
события?

                            а) в 1612 году

                            б) в 1962 году

                            в) в 2017 году

-Молодцы, теперь вы знаете одну страничку истории
России и историю

возникновения праздника — Дня народного Единства.

Как
здорово понять, что мы — едины!

Что все мы вместе, оттого
сильны!

И дружбой нашей мы
непобедимы!

Ее крепить и множить мы
должны!

(слайд
№ 20
«С Днём народного единства»)

— Перед вами на партах бумажные ладошки и названия всех субъектов
Российской Федерации. Приклейте к каждому пальчику вашей ладошки по одному
субъекту, а затем мы приклеим каждую ладошку к плакату с изображением контура
границ России и раскрашенного в цвета российского флага.

(Выполняем задание)

— Я предлагаю назвать наш коллаж «Единство», как вы считаете это
подходящее название?

И праздник — День
народного единства —

Пусть станет дорог и понятен всем!

Мы призываем всех объединиться,

Забыть про распри и обиды насовсем!

(Флеш-моб с песней «Я, ты, он, она –
вместе целая страна…»)

— На этом наше торжественное мероприятие,
посвящённое Дню народного Единства окончено. Но прежде, чем вы ребята покинете
кабинет, я предлагаю познакомиться с подборкой книг об историческом событии,
которое дало начало этому празднику, о героях тех времён и о  многом другом.
Эту выставку организовала для нас центральная библиотека Южно-Курильска.

         Спасибо всем за внимание. До
свидания.

Классный час в 7 классе

«День народного единства»

Цели:

  • Создать у учащихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.

  • Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.

  • Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.

  • Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу

Вступительное слово учителя (зачитываю эпиграф.)

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Но я пою и славлю ныне

Не твой ромашковый покой,

Я славлю Русь как героиню,

Как землю гордости людской.

Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

4 ноября наша страна отмечала замечательный праздник.

Вопрос: Как называется этот праздник? (День народного единства.)

Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает?

Ответы детей

Верно. Именно этому празднику мы посвящаем свой классный час.

День народного единства появился в нашем календаре 16 декабря 2004 года по решению правительства РФ. А 4 ноября 2005 года мы впервые отметили этот праздник.

Вопрос: Знаете ли вы с какими событиями связан этот праздник?

Ответ: с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Именно в этот день, 4 ноября 1612 г., народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения. Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. И вот, спустя многие годы, он вновь стал общенациональным днём памяти этого исторического события.

Давайте обратимся к истории и вспомним, что такое Смута.

Смутапериод в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лже-цари, также с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённой вторжением поляков и шведов, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.

Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.

Об этом нам расскажут Шарифуллина Карина Карина и Карпович Катя

Выступление учащихся

1. Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III пошел войной на Русь. Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.

В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.

2.Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России

1. Но зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.

2.Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

1. Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства. Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой. Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.

2.1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» — Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

1.Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы.

Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.

2.Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.

На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.

Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию.

  1. 1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.

Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Чтение стихотворения: «Единство навсегда».

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Вопрос: Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Ответ: в Москве на Красной площади перед собором Василия Блаженного в 1818 году был установлен памятник Минину и Пожарскому. Скульптор И.Мартос.

О памятнике подробнее нам расскажут Бобров Антон и Король Данил.

1.Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

2.Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

1.Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

2. И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

1.Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Учитель: Итак, мы с вами совершили небольшую экскурсию в прошлое, познакомились с историей праздника – Дня народного единства. Давайте посмотрим, насколько Вы были внимательны. Проведем небольшую викторину.

Викторина

Вопрос: К чему призывает нас этот праздник?

Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Вопрос: В чем состоит суть дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

Вопрос: Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.

Сегодня мы познакомились с историей праздника. И результатом нашего кл. часа станет стенгазета, посвященная Дню народного единства. Над ее создание мы будем трудиться все вместе. И чтобы работа у нас спорилась, разобьемся на группы.

Работа в группах.

1 группа – Составляет коллаж из предложенных иллюстраций

2 группа – Подбирает синонимы к слову единство

3 группа – Из предложенного материала выбирает описание праздника.

4группа – Собирает пословицы:

В единении — сила.

Не хлебом единым жив человек.

Если народ един – он непобедим.

Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.

Весь собранный материал помещают в стенгазету.

Выпуск стенгазеты.

Учитель: А сейчас давайте поздравим друг друга с этим замечательным праздником – Днем народного единства. Пожелаем всем мира, счастья, доброты. И в знак дружбы и уважения подарим друг другу подарки!

В единстве сила.

7-9 класс

Классный час, посвященный ко Дню народного единства, проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

Цель:

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

формировать ответственность за судьбу Родины;

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

  ЗАДАЧИ:

знакомство учащихся с отношением людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;

воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;

активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

         Учащиеся должны:

иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

(Классный час сопровождается презентацией)

/data/files/g1585233690.pptx (День народного единства))

        ПЛАН:

I.. Активизация деятельности

II .Выступление учителей

— истории, живописи, музыки

III.Рефлекция

Ход урока

I. Активизация деятельности.

Но прежде чем начать классный час, я вам предлагаю ответить на вопросы. Вопросы на листочках перед вами. Пожалуйста, писменно ответьте на вопросы и отложите листочки.

Учитель.

Если спросить у жителей российских городов, особенно тех, что находятся в глубинке, какой праздник отмечается в нашей стране 4 ноября, то ответы, скорее всего, будут разными.

Сегодня, возможно, правильных ответов будет больше, а вот в самые первые годы празднования – начиная с 2005-го, путаницы в головах людей было более чем достаточно.

Опросы показывали, что вначале всего 8-13% населения знали о связи между историческими событиями и учреждением праздника, а более 30% собирались отмечать День согласия и примирения, который к 4-му ноября отношения не имел.

Кстати, о празднике годовщины Октябрьской революции, которую сегодня стали называть переворотом, сожалели очень многие люди – таких набралось более 60%.

В последующие годы ситуация несколько прояснилась: уже 45% опрошенных знали, что отмечается День народного единства, а 6% даже вспомнили про Казанскую икону Богоматери, однако 30% не могли дать точного ответа, а 10% всё ещё мечтали отмечать 4 ноября – как годовщину Великого Октября 1917 года.

Что ж, будем прояснять и дальше, и попытаемся здесь коротко напомнить, каким событиям посвящён праздник 4 ноября, и почему каждому россиянину, а в особенности тем, кто считает себя русским и православным, следует в этот день с благодарностью вспоминать тех, благодаря кому мы сегодня можем жить свободно и независимо.

Некоторые аналитики и социологи придерживаются мнения, согласно которому празднование 4 ноября было введено для того, чтобы сгладить в сознании народа отмену 7 ноября – праздника, который в СССР был самым важным – пожалуй, даже важнее Дня Победы. Между тем, день 4 ноября отмечался в России ещё за сотни лет до революционных событий XX века, и был одним из важнейших православно-государственных праздников.

В 2004 году Межрелигиозный совет России предложил установить 4 ноября День народного единства, и Дума это предложение поддержала. Патриарх Алексий II публично напомнил обществу о событиях 1612 года, о том, как российский народ, несмотря на социальные, национальные, и даже религиозные различия между людьми, преодолел величайшие трудности и невзгоды, объединился перед лицом опасности и победил врага, установив в государстве гражданский мир и согласие.

Владимир Путин, бывший тогда президентом, подписал закон, предусматривающий установление Дней воинской славы России – среди этих дней есть и праздник народного единства. Впервые он был отмечен 4 ноября 2005 года.

Сделаем экскурс в глубь веков…

Слово учителю истории.

События, в память о которых он был учреждён, действительно были и являются для нашего Отечества судьбоносными: если бы не они, могло бы не быть той России, в которую мы верим, и которую любим, какие бы трудности нам ни грозили. Когда в 1584 году умер государь Иван Грозный – последний из Рюриковичей, на Руси началось время, называемое в нашей истории Смутным – это был глубокий и тяжёлый кризис, вначале династический, а потом и государственный. Смута царила не только в высших кругах, но и в умах всех людей: один за другим стали появляться узурпаторы, самозванцы; в стране начались воровство, грабежи и убийства, процветало взяточничество, а кабаки размножались с небывалой скоростью – народ заливал горе.

В то время даже лучшим государственным мужам, на которых держалась Россия, было страшно, и казалось, что Московскому государству пришёл конец. Москву и Кремль сдали польско-литовским захватчикам, а большинство бояр принесли присягу католическому правителю – польскому королевичу Владиславу.

Всё началось в 1611 году, когда по призыву патриарха Гермогена поднялось первое народное ополчение, возглавляемое Прокопием Ляпуновым, воеводой из Рязани. Гермоген призвал всех россиян защитить Отечество и православную веру, выгнать с русской земли ненавистных ляхов – польских захватчиков, а вместе с ними и литовских князей. В тот раз восставшие потерпели поражение: воевода был убит своими же соотечественниками по ложному навету – Смута глубоко проникла в умы, и спасти положение мог только человек с сильной волей и горячим сердцем.

И такой человек нашёлся – это был Кузьма Минин, нижегородский земский староста. В свидетельствах современников он упоминается как «мелкий торговец», но именно он сумел зажечь народ своими речами, напомнив им, что они русские и православные, и что дело освобождения родной земли от супостата самое что ни на есть благородное и великое.

Минин организовал сбор средств для создания нового ополчения, и предложил пригласить в качестве главного воеводы князя Дмитрия Пожарского из Новгорода. Пожарскому было тогда 30 лет, и он согласился возглавить ополчение, но потребовал себе знающего помощника-казначея – народ предложил Кузьму Минина.

Огромное по тем временам количество людей собралось под знамёнами предводителей, которым будет вечно благодарна Россия: одних только служилых собралось больше

10 000, 3000 казаков, 1000 стрельцов, и много военнообязанных из крестьян.

День 4 ноября 1612 года стал одним из величайших в нашей истории: войско, собранное князем и «торговым человеком», смогло очистить Москву от поляков, взяв Китай-город штурмом, и это событие стало концом Смутного времени. Православие восторжествовало, и в этом восставшим помог чудотворный образ Казанской Божией Матери, с которым они шли на штурм, так что 4-е ноября объединяет два великих праздника – в этот же день отмечается празднование любимой народом иконы. Князь Пожарский тогда дал клятву – построить в честь неё храм, и он сделал это.

Царь Алексей Михайлович, сын Михаила Романова, выбранного Земским собором 1613 года, приказал установить в честь этих событий день празднования, так что новым, «молодым» праздником 4 ноября не является – это просто хорошо забытая великая дата нашей истории. Церковь же учредила празднование Казанской иконе Божией Матери — более 300 лет этот день являлся праздником православно-государственным, и только революция 1917 года всё изменила: тогда многие праздники объявлялись старорежимными и ненужными, а о благодарности Казанской Божией Матери и речи быть не могло. Во времена СССР собор, изначально построенный Пожарским, был разрушен, как и многие другие храмы, но сегодня он восстановлен и снова действует.

Когда о празднике вспомнили, и решили учредить его заново, патриарх Алексий сказал, что этот день всегда будет объединять народы нашей общей Родины – России, и неважно, что между нами есть различия – социальные, национальные или религиозные. Никакие различия не должны мешать людям жить в мире и согласии, трудясь для блага Отечества и своего собственного – в противном случае сохранение государственности и независимости невозможно.

Сегодня 4 ноября – это государственный выходной день, и считается, что он фактически перенесён с 7-го числа. Можно считать и так, однако всё проще: в настоящее время празднование революции 1917 года изжило само себя, и наши ценности стали другими. Мы не отказываемся от своей истории – это было бы малодушием, но вряд ли уместно считать праздником день, который стал началом разрушения многих ценностей России и русского народа. Впрочем, для многих людей старшего поколения он остаётся любимым праздником — они продолжают отмечать его по-своему, и для них это нормально.

Учитель

Почему День народного единства так важен для России?

(Ответы учащихся)

Только вместе мы можем быть сильным и великим народом – вся наша история показывает это, поэтому взаимное уважение и сохранение традиций жизненно необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и понимания в обществе, для нашего счастья и благополучия.

Отражением нашей истории – и дореволюционной и послевоенной — является символика нашего государства. Именно этот принцип положен в основу предложенного президентом РФ варианта государственной символики. С одной стороны, — флаг и герб, которые отражают дореволюционную историю, с другой — музыка Александрова, которая помогала объединять нашу страну в трудные годы, восстанавливать её из разрухи в послевоенный период.

Слово представляется учителю рисования

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

Герб был позаимствован у Византии, после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, в период создания единого централизованного государства, в 1497 году.

Что означает герб с изображением орла? Эта птица — самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Евгений Ухналёв.

Вопрос: Где можно увидеть герб?

Ответ: На паспорте, аттестате, свидетельстве о рождении, на почтовых марках, дипломе, наградах правительства и другом.

Флаг .

Трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I, каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку. Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести; синий – небо, верность, вера, правда; красный – власть, огонь, отвага. В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом. В 1991 году произошло возвращение к триколору. Флаг – полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Отношение ширины флага к длине 2:3.

Все мы знаем, что 22 августа –. День Государственного флага Российской Федерации.

Слово – учителю музыки и МХК.

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Гимн был утверждён 8 декабря 2000 года.

Учитель.

И неважно, какую веру мы исповедуем, на каком языке говорим и каких политических взглядов придерживаемся: мы все – россияне, и у нас одна судьба и одно будущее. Любовь к своему Отечеству спасала наш народ во все времена, помогала одолеть любых врагов и справиться с любыми трудностями – давайте же будем помнить об этом!

Такие вечные ценности как, здоровье, успех, взаимопонимание, любовь, добро и счастье – зависят только от нас самих.

III. Рефлекция

А сейчас проверьте себя: насколько вы правильно ответили на вопросы.

1 В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов

2 Казанский собор

3. Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади

4 в 2005 году

5. изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения

6. более 190 народов.

7. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

8 . Народный художник Евгений Ухналёв.

9. 22 августа

10. Верхняя — голубого, средняя — зелёного и нижняя — белого цвета.

Приложение 1.

Вопросы

1. В честь какого события отмечается День народного единства?

_________________________________________________________________

2. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?

___________________________________________________________________

3. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?

__________________________________________________________________

4. В каком году в России начали отмечать День народного единства?

__________________________________________________________________

5. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?

_____________________________________________________________________

6. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию? А сколько — на территории Республики Башкортостан?

_____________________________________________________________________

7. Кто автор музыки и слов гимна России?

______________________________________________________________________

8 .Кто автор герба России?

_______________________________________________________________________

9. Когда отмечается День российского государственного флага?

____________________________________________________________________


10.Цвета Государственного флага Республики Башкортостан?

________________________________________________________________________

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и
    патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории
    возникновения праздника и событиях, связанных с
    1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в
    диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей
    страны, чувство гордости и уважения к защитникам
    государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,
компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть
стихотворение С. Васильева.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение?
родине)

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину —
Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей
Родины. История – это память народа о том, кто мы,
где наши корни, каков наш путь? Самое важное в
изучении исторического прошлого своей Родины –
это научиться любить её. А русским людям
свойственна любовь к родному краю, где они
родились и выросли. Эта любовь испокон века
проявляется в их готовности защищать, не жалея
жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую
событиями героическую историю. Народом нашей
страны на протяжении столетий приходилось
сражаться с многочисленными, сильными и
жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и
независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает
стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель.

4 ноября христиане отмечают праздник памяти
Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-

День народного единства.

Слайды 7-8

— Родина и единство… Расскажите, как вы
понимаете эти слова? (ответ)

— Как вы думаете, к чему призывает нас
праздник «День народного единства»?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в
единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз
подвергалась испытаниям, не раз переживала
времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна
слабела, на нее набрасывались соседи, спеша
урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для
грабежа и разбоя всегда можно найти самые
благовидные предлоги. Эти времена назывались у
нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и
внешние бури потрясали страну до самого
основания, да так, что менялись не только
правители, но и сами формы правления. Но страна
снова и снова восставала из пепла. После каждой
трагедии она становилась лишь сильнее на зависть
врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII
века, когда в России началась Смута великая. Так
называли тревожное время неурожаев, голода,
беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим,
войска польского и шведского королей вторглись в
русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над
страной нависла смертельная опасность. Польские
войска выжигали государство Русское, разоряли,
людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский
народ решил объединиться в одно целое для
изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 — 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь
Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился,
словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся
выборный начальник горожан. Староста Кузьма
Минин.

— Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

— Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами
кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом
ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать
деньги, драгоценности. Жители стали сносить все,
что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у
кого ничего не было, тот снимал с себя медный
крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь
очень много денег, чтобы собрать большое и
сильное войско, вооружить его и прокормить
воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать,
кого позвать в предводители. Остановились на
князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский
был способным, умным военачальником, человеком
честным и справедливым. Князь согласился
возглавить войска, но при условии, что Минин
будет заниматься хозяйством ополчения и его
казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил
князя Дмитрия Пожарского на правление войском и
выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь
Пожарский, был прислан из Казани чудотворный
образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие
попущено за грехи, весь народ и ополчение
наложили на себя трехдневный пост и с молитвой
обратились к Господу и Его Пречистой Матери за
небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в
честь Ее иконы, именуемой «Казанская»,
установлено в этот день в благодарность за
избавление Москвы и всей России от нашествия
поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось
к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди
стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и
предателей. Начались бои за Москву. Князь
Пожарский оказался талантливым полководцем. А
Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под
стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре
поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в
город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года
вражеское войско сдалось на милость победителей,
ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло
Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить
народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 — 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро
наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой
стала память народная. Недаром бронзовый
памятник им стоит на Красной площади — в самом
сердце России с надписью: “Гражданину Минину и
князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем
Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в
Москве был построен на деньги Д. Пожарского
казанский собор, в честь Казанской иконы Божией
Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

— Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

— Кто призвал русских людей на объединение для
защиты своей Родины? (ответ)

— Кто возглавил русское войско? (ответ)

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне
отблагодарили героев ополчения? (ответ)

— Можно ли утверждать, что народ горячо любит
свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

— Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

— Сделайте заключение о чертах характера Минина
и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный,
храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный,
беззаветно преданный Родине и любящий ее,
самоотверженный, мужественный, стойкий,
авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить
людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского
народа? (ответ)

Слайд 24 -25

— Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань
глубокого уважения к тем знаменательным
страницам отечественной истории, когда
патриотизм и гражданственность помогли нашему
народу объединиться и защитить страну от
захватчиков. Преодолеть времена безвластия и
укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех
российских народов
;

4 ноября – это день спасения России
от самой большой опасности, которая когда-либо ей
грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник
со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел,
а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы
Божией Матери
.

IV. Творческий проект

Учитель:

— Какое ещё название имеет этот праздник?

— В этот день мы оказываем помощь несчастным и
нуждающимся, то есть занимаемся
благотворительностью. А это значит, что мы делаем
какие дела? (ответ)

— Какое название можно дать этому дню. (День
добрых дел.)

— А что может сделать каждый из вас для тех, кто
нуждается в помощи и поддержке.

1. «Чистый город» (уборка территории
детского сада, благоустройство обелисков,
памятников).

2. «Поможем детям» (сбор детских книг,
игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. «Спешите делать добрые дела» (помощь
престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и
труда, больным, одиноким).

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе
произнесём речовку:

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

— Запомните это чувство единения и сохраните
его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных
предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи
Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

Цель: познакомить студентов с историей праздника, воспитать чувство патриотизма, любви к Родине.

 Задачи:

1) воспитание понимания и уважения исторических событий нашего государства;

2) воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества;

3) знакомство обучающихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа;

4) развитие умений публичного выступления.

Оборудование: презентация с портретами исторических личностей, красотами России, музыка: гимн РФ, «Умивает красно солнышко», отрывки из исторических фильмов.

Форма проведения: беседа с показом фильмов, презентации.

1. Вступительное слово

1 чтец

Что такое Россия?

Равнины?

Ледяное мерцание звезд?

Гул тайги? Снеговые вершины?

Иль свечение белых берез?

Да, все так.

Но не только… не только…

В ней есть север, и юг, и восток,

И ее соловьиное горло

Исторгает печаль и восторг.

Ее речь неторопка, напевна,

И пленяет своей прямотой,

Здесь гордится любая деревня

Неказистой своей красотой.

2 чтец

Эту гордость никто не отнимет,

Хотя кто-то отнять бы не прочь,

Свое сердце Россия вынет,

Если надо кому-то помочь.

Да, Россию легко обидеть,

И ненадолго обмануть.

Но Россию — сломить?

Не выйдет!

Россияне найдут свой путь!

Соберут удалую ватагу

И разгонят жулье и ворье.

Да, России к лицу отвага,

А вот трусость не для нее.

1 чтец

Что такое Россия?

Не знаю.

Да и кто это знает вообще?

Это за морем пусть гадают

О загадочной русской душе [3]

 Музыка «Умивает красно солнышко», презентация к музыке.

2. Основная часть

Ведущий 1

Любовь к Родине, нравственное родство соединяют нас с нашими предками. 4 ноября мы отмечаем День народного единства.

Гимн РФ, все встают.

Этот праздник имеет свою историю. Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесен законопроект, предполагающий отмену празднования 7 ноября, а также введения нового праздника — 4 ноября.

27 декабря 2004 года проект был принят в 3-ем чтении и стал законом.

3 чтец читает стихотворение: «День Народного единства»

С историей не спорят, 
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой! [3]

Ведущий 1

400-летняя история этого праздника связана с героическими страницами борьбы нашего народа за национальную независимость и становление единого Российского государства.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая.

Отрывок из фильма: «Смутное время»

Ведущий 2

И тем не менее нашлись здоровые силы — и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей — Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, чтобы спасти страну.

Фотографии в презентации Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского.

В 1611 году в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился с призывом отдать последнее ради спасения страны, созвал народное ополчение. В него вошли представители всех сословий.

Отрывок из фильма «Кузьма Минин собирает ополчение»

Ведущий 2

Перед вами портреты настоящих героев. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну [1]

Ведущий 1

4 ноября (по новому стилю) 1612 года ополченцы под предводительством Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, польский гарнизон отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

Изображение Казанской иконы в презентации.

Почему 4 ноября верующие отмечают праздник Казанской иконы Божьей Матери?

Перед вступлением в Китай-город князя Пожарского , после молебна пред чудотворным образом Казанской иконы и 3-дневного поста, которым постился весь русский народ, Господь изменил волю о нашей стране. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции,  тяжело больной архиепископ Арсений. Ночью его келья вдруг озарилась Божественным светом. и он увидел Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, ваши молитвы услышаны; и предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве предложен на милость; заутра Москва будет в руках  осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал извести об этом радостном событии русским воинам. И на следующий день 4 ноября 1612 года русские войска, воодушевленные видением, одержали победу и взяли Китай-город, а через 2 дня и Кремль [1]

В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Посмотрим как события развивались дальше.

Отрывок из фильма «Ополчение»

Ведущий 2

Однако, надо вспомнить еще одного человека, любившего свою Родину и отдавшего свою жизнь за нее — Ивана Сусанина.

Фотография Ивана Сусанина в презентации

Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал в то время царем 16-летнего Михаила Романова сына патриарха Филарета.

В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провел их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увел поляков в сторону, в глухой лес [2]

2 Студента и Ведущий 2 читают:

Лях старый кричал:

Куда ты завел нас?

Иван Сусанин:

Туда, куда нужно,

Убейте, замучьте, — моя здесь могила.

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.

Предателя, мнили, во мне вы нашли.

Их нет и не будет на Русской Земле!    

Поляки: Злодей!

Ведущий 2: кричали враги, закипев.

Поляки: Умрешь под мечами.

Иван Сусанин:

Не страшен ваш гнев

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело.

И радостно гибнет за правое дело.

Ни казни, ни смерти я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

4 чтец

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда! [3]

Ведущий 1

Попытка интервентов воспользоваться тяжелым положением России и поставить ее на колени была остановлена силой русского оружия, пронизанного духом единства, веры и искренней любви к Родине.

Поэтому освобождение русской столицы 4 ноября 1612 г. стало символом не только воинской славы, но и духовного единства нашего народа.

20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади в торжественной обстановке был открыт памятник героям Смутного времени — Кузьме Минину и Димитрию Пожарскому.

Фотография памятника в презентации

Этот исторический факт запечатлён в стихотворении поэтессы Н. Кончаловской «1611 год»:

5 чтец

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной

Он отмечен годом, днем,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия»

Ведущий 1

Еще в начале 20 века 8 мая (по старому стилю), вспоминали Кузьму Минина. Петр 1 называл Кузьму Минина «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. К большому сожалению, годы Советской власти принесли забвение великим именам.

В 1936 году был уничтожен  уникальный Казанский собор на Красной площади в Москве, построенный князем Д.М. Пожарским в 1630-1637 гг.

Решением Правительства г. Москвы Казанский собор в 1993 году был восстановлен и освящен.

Ведущий 2

4 ноября мы празднуем как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа, которого бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть.

Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Не только от польской интервенции, но и от внутреннего разложения.

Для нас День 4 ноября — праздник объединения общества, взаимопонимания и уважения к своей истории, к людям, которые ее создают, и напоминание о том, что только в единении наша сила и залог процветания России, ее величия и могущества.

6 чтец читает стихотворение Натальи Майданик:

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать! [3]

3. Заключительная часть

Ведущий 1

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей;

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

Все чтецы читают по строчке:

Берегите Россию — нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию — нет России другой!

Литература:

  1. С. Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI — начало XVII веков. — Москва: Белый город, 2006.
  2. Н.Орлова. Сaмозванцы. — Москва: Белый город, 2002.
  3. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2007. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий классного часа посвященного блокаде ленинграда
  • Сценарий казачье рождество
  • Сценарий казахского обряда беташар
  • Сценарий казакша наурыз 22
  • Сценарий кабы я была царица