Сценарий классного часа про дружбу

Методическая разработка классного часа "Поговорим о дружбе"

Классный час: «Поговорим о дружбе»

Цель: 1.Раскрыть сущность понятия «дружба».

2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

            3.Содействовать формированию дружного коллектива.


                                      ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

                                                                                     1 слайд  

II. Сообщение темы и цели классного часа.

 – Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.    Отгадайте загадку:                                                       2 слайд

Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство                                                                  3 слайд

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе./

Учитель.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

А вот что написала об этом чувстве одна юная поэтесса.

Ученица1

«Что такое дружба?» — Спросила я у птицы.

 Это когда коршун летает вместе с синицей.

 Спросила я у зверя — «Что такое дружба?»

 Это когда зайцу лисицы бояться не нужно.

 А после спросила я у мальчика — «Дружба, что такое?»

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Послушайте притчу о дружбе: 

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

–  Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

 Народная мудрость гласит: Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

                                              Когда ты прав, всякий будет с тобой.        4 слайд

— Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

Учитель.

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

(- Понимает меня;

 —  с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

 —  верный человек; с кем я могу поделиться секретом).

  Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

Дружба же — это высшая степень товарищества.

Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»

-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;

— Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.                   5 слайд

       — Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.                                         6 слайд

Учитель.

– Задумаемся над тем, что дружба нужна  и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим?

 Выполните задание на слайде.                                       7 слайд

Но, к сожалению, не у всех из нас есть друзья! А если у кого-то друга нет, то отчего так могло случиться? (Дети высказывают свои мнения.) Да, чаще всего именно оттого, что человек сам не готов стать для кого-то настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требуя от друга слишком много, ничего не предлагая взамен. У вас на столах лежат листочки, где описаны три ситуации, с которыми вы наверняка встречались в жизни. Давайте попробуем проанализировать и благополучно разрешить их. (Ученики работают в группах, звучит музыка.)

1-я ситуация: «Мой друг выдал тайну»

У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он взял и поделился с одноклассником.

Что это: предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безответственность, к которым надо отнестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили (не поступали)?

Учитель. Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои слова, ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу.

2-я ситуация: «Друг просит помощи»

Вечером, во время интересной передачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей математикой! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но зато как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если бы мы поменялись местами, т. е. не ему, а мне нужна была помощь, то он не задумываясь поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?

3-я ситуация: «Друг говорит плохие слова»

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. “Как бы вы поступили?”.

Учитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы приняли в том или ином случае. Теперь мы, кажется, подошли к такому моменту, когда вам можно задать самые важные вопросы:

  • Как научиться дружить?
  • Какими качествами должен обладать друг и от каких качеств ему хорошо было бы освободиться?

Ученики высказываются.

– Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”.

Стихотворение читает  ….

Друг познается в удаче
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче,
Если удача твоя
Друга не радует, значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит, но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.

-Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют).      8 слайд                                                                                                            

Игра «Закончи пословицу»   Внимание на слайд.                     9 слайд

  • Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
  • Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
  • Один за всех …… /и все за одного/.
  • Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
  • Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
  • Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

Физминутка (дети выполняют в парах).

Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

Учитель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

– А с кем вы дружите?                                                             10 слайд                  

– Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

 — Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Учитель.

– С чего начинается дружба?                                               11 слайд

Песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Дети исполняют 1 куплет и припев.

… С голубого ручейка

Начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

– Могут ли руки помочь подружиться?                                    12 слайд

– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)

– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?                                                                                                              

Учитель.

–  Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?

– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

— Анализ рисунков которые мы видим на доске.

Посмотрите внимательно и скажите: кто с кем дружит?

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Составьте законы дружбы.

 Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Основные законы дружбы.                                                   13 слайд    

Читают ученики по очереди.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».(1,2 куплеты)

Читает учитель стихотворение наизусть  Расула Гамзатова «Берегите друзей».

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши

Гнев на друга, может быть, мгновенный

Изливать повсюду не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг – и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйся доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

– Вот и подошёл к концу наш классный час. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

А теперь посмотрите сюда (указывает на доску). На экране изображено огромное сердце, которое готово всех любить и всем помогать. Это сердце нашего класса! Здесь есть маленький кармашек, куда каждый из вас может опустить сердечко с добрыми и мудрыми пожеланиями себе, классу, другу. Этот кармашек, наполненный добром ваших сердечных мыслей, мы откроем через 5 лет, когда вы перейдете в 9 класс. Все это время кармашек будет храниться у классного руководителя. (Учащиеся пишут записки, играет музыка.)

Мое вам пожелание: всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

Итог классного часа:

— Скажите ребята, что такое дружба?

— С какими словами познакомились на уроке?

 Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:              14 слайд                                                                    

– Ребята, давайте жить дружно!

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Планируемый результат:

  • Личностные УУД: проявляют уважительное отношение друг другу, умеют дружить и беречь дружбу.
  • Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска; выполнять сравнение и выделять общее и различное, умение работать с текстом.
  • Предметный: демонстрируют знание о понятии «настоящая дружба».

Триединая цель:

  • Воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг другу, беречь дружбу.
  • Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение, умеют работать, в паре, сплочение коллектива.
  • Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Образовательная: сформировать понятие «настоящая дружба».

Методы обучения:

Наглядные:

  • Демонстрация: показ презентации

Словесные:

  • Беседа;
  • Объяснение;

Практические:

  • Упражнение.

Форма организации: классный час.

Ход классного часа

1. Организационный момент

2. Создание психологической комфортности на классном часе

Ребята, давайте с вами еще немного познакомимся.

Сейчас каждый из вас выберет себе полоску любого цвета: красную, жёлтую, зеленую, синюю.

— Кто выбрал желтый цвет? (Дети поднимают руки вверх)

Желтый цвет — это цвет солнца, цвет фантазий и мечтаний желтый цвет ассоциируется с теплом.

— Кто выбрал зеленый цвет — спокойные, настойчивость, упрямство. Зеленый цвет — это цвет природы.

— Кто выбрал синий цвет? Синий цвет ассоциируется с цветом воды. Означает спокойствие и рассудительность.

— Кто выбрал красный цвет? Это праздничный цвет. Говорит об активности, энергии, этакие «непоседы».

Презентация

3. Введение в тему

Учитель: Ребята, а какие пословице о дружбе вы знаете? (выслушиваются ответы детей)

Учитель: Люди тоже сложили о настоящей дружбе много пословиц и поговорок. Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». Начало пословиц появится на экране, а концовку вам нужно будет найти на карточках, которые я сейчас раздам.

Слайд 1.

  • «Не имей 100 рублей, …… (а имей 100 друзей)».
  • «Старый друг лучше…… (новых двух».
  • «Дружба – как стекло…. (разобьёшь – не сломаешь)».
  • «Друг познается ….. (в беде)».
  • «Друга за деньги …..(не купишь)».

— Итак, ребята, каким великим чувством дорожили люди с древних времён?

— Какие пословицы запомнились вам больше всего?

4. Переход к теме классного часа

Учитель: Иногда говорят: «Друзья не разлей вода». Как вы понимаете смысл этого выражения? Слайд 3

— Что же такое дружба? (выслушиваются ответы детей)

Слайд 4. Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, как отвечают на этот вопрос другие.

– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

— Итак, ребята вы согласны с автором? А что слово дружба означает для вас?

Слайд 5. -А вот так слово толкуется в словаре В.И.Даля, который всю жизнь посвятил собиранию слов.

Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей.

Физминутка. «C чего начинается дружба?»

Учитель: — Давайте поиграем в игру «Привет, сосед!». (Время выполнения 5-6 мин. Работа в парах). Детям предлагают повернуться другу к другу и с помощью жестов и мимики: поздороваться, выразить радость, обиду, удивление, разочарование, испуг, попрощаться.

Слайд 7. Задание»Цветочек-дружочек». Работа в парах. Время выполнения 5минут.

У каждой пары есть лепестки с названием качеств человека (плохих и хороших).

Хорошие: добрый, честный, щедрый, заботливый, отзывчивый, терпеливый, смелый.

Плохие: трусливый, жадный, ябеда, каприза, задира, лживый, злой.

Дети предлагается приклеить лепестки с теми качествами, которыми должен обладать настоящий друг.

Учитель: А почему вы не выбрали другую группу? — Все ли качества обязательно иметь другу? По окончанию задания все цветочки вывешиваются на доску.

Слайд 8. Я хочу вам пожелать найти настоящего друга.

Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.

Психогимнастика.

Хлопают все присутствующие;
Только те, кто выбрал синий цвет
Только девочки;
Только те, кто выбрал желтый цвет;
Только мальчики;
Только те, кто выбрал красный цвет;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто выбрал зеленый цвет;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы.

Творческое задание «Варежки». Работа в паре.

Продолжительность 7 мин.

Детям выдается напечатанный шаблон (Приложение «Варежки») одной пары варежек. Учащимся предлагается разукрасить варежки одинаково (правую и левую).

Дети выполняют задание по песню Барбарики «Друзья».

5. Подведение итогов

Памятка о дружбе

Классный час на тему «Поговорим о дружбе»

Нарисовать дерево (ствол)

6 класс

Ход мероприятия:

I. Организационный момент

Слайд 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы.

Мы постараемся с вами ответить на вопросы: Что такое дружба, кто такой друг и для чего он нужен, когда познается друг, что мешает дружбе, на что ты готов ради дружбы. И хочется верить, что после этой беседы вы научитесь строить отношения с людьми, ценить дружбу.

Слайд

Начать нашу беседу мне хочется со слов Сенеки «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в ДРУГЕ»

II. Что такое дружба? (обсуждение в группе)

Учитель: Давайте вместе подумаем, что такое дружба?

Ученики дают определения дружбе:

  • Договор двух или нескольких человек об общении, о проведении свободного времени, о выполнении обещаний.

  • Когда вместе весело, «прикольно».

  • Если можно доверить тайну, поделиться информацией.

  • Можно получить помощь в любую минуту.

  • Ответственность двух людей друг за друга.

  • Верность, надежность, взаимопонимание, взаимовыручка.

  • Общность интересов, убеждений, взглядов, мотивов.

Учитель: Все молодцы. Не смотря на то, что все определения достаточно разно, вы все оказали правы. Потому что у дружбы нет точного определения и каждый понимает дружбу по-разному.

Давайте я вам зачитаю обобщенное определение дружбы:

(Слайд 4)

Дружба — это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы.

III. Мозговой штурм

Учитель: А теперь подберите синонимы к слову «друг». Есть ли между ними разница?

Ученики называют слова: товарищ, знакомый, приятель…

Учитель: Все верно давайте теперь посмотрим, чем же отличаются эти слова.

Демонстрация на доске. Слайд 5.

Учитель: А сейчас давайте вспомним пословицы про дружбу. На экране вы увидите начало пословицы, вам нужно будет вспомнить ее окончание. Слайд 6.

1. Один за всех, и все … (за одного)

2. С миру по нитке — голому … (рубаха)

3. Семеро одного… (не ждут)

4. Один в поле… (не воин)

5. Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

6. Старый друг лучше … (новых двух)

7. Нет друга, так ищи, а нашел так… (береги)

Учитель: А может кто-нибудь еще помнит пословицы про дружбу?

Ученики называют еще пословицы:

  • Был бы друг, будет и досуг.

  • Был бы дружок, найдется и часок.

  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

  • У друга вода лучше, чем мед у врага.

  • Не тот друг, кто потакает, а кто на ум наставляет.

  • Друг научит, недруг проучит.

  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

  • С кем поведешься, от того и наберешься.

IV. Дискуссия. Разбор ситуаций в группах.

Учитель: Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций из жизни и объясним, почему люди повели себя именно так.

Слайд

Ситуация №1

Аня была лидером в классе. Её любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода»

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

  2. Знаете ли вы такие примеры?

  3. Какие качества вы цените в друге?

Ситуация №2

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло.

А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что случилось с Мишей?

  2. Почему он повел себя так?

  3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?

  4. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации?

  5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

V. Обсуждение сочинений:

Учитель: Я просила вас написать сочинения на заданные темы. С их помощью мы сможем ответить на следующие вопросы: Слайд 7.

  • Что мешает дружбе?

  • Что помогает дружбе?

  • Правила дружбы.

  • Что дает тебе дружба?

  • На что ты готов ради дружбы?

  • Лучший друг – это…

Дети зачитывают свои сочинения, затем они обсуждаются в группе, делаются замечания, исправления, ученики высказывают свое мнение.

Что мешает дружбе?

Легенда о Ларре

Много лет назад, в щедрой стране «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени украл орёл. О ней погоревали и забыли, а через двадцать лет она вернулась, с ней был юноша, красивый и сильный. Она рассказала, что была женой орла. Все с удивлением смотрели на сына орла, но он ничем не отличался от других, только глаза его были холодны и горды, как у отца.

Он считал себя необыкновенным, и разговаривал надменно даже со старейшинами. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он рассмеялся, подошёл к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял её. Она его оттолкнула, и тогда он убил её. Юношу схватили и связали, но не убили, посчитав это для него слишком лёгкой смертью. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого». И тогда племя решило наказать его одиночеством.

Юношу назвали Ларрой, что значит «отверженный». Юноша стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятки лет. Но однажды он близко подошёл к людям, к нему кинулись, а он стоял, не защищаясь. Тогда люди поняли, что он хочет умереть, и не тронули его. Тогда он выхватил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался как о камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит как тень, ожидая смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»

Как можно соотнести эту легенду с нашей темой?

VI. Тест «Хороший ли ты друг?»

Слайд 8.

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

Слайд 9.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

Слайд 10.

3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) родителям…когда увидишь его.

Слайд 11

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог. Слайд 12.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

VII. Упражнение «Дерево дружбы»

Учитель: Какими положительными качествами должен обладать ваш друг?

На нашем дереве не хватает листочков. Н листы эти будут непростые, а с названиями. Напишите на каждом по одному качеству, которое необходимо для дружбы.

(Наше дерево дружбы, которое состоит из лучших качеств каждого ученика нашего класса )

  1. Подведение итогов. Притчи о дружбе.

ПЕСОК И КАМЕНЬ

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: — Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Учитель: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали. Что запомнилось больше всего? Можно ли назвать ваш класс дружным?

Дети говорят определение дружбы, качества друга, рассказывают о своих впечатлениях.

Ребята, всем спасибо. С вами было приятно проводить этот классный час. К сожалению, он подошел к концу и нам пора прощаться. Но я верю, что выйдя за порог класса вы не забудете о том, как ценна дружба, и будете любить и уважать своих друзей.

которым могла бы одарить нас природа, — это дружба. 

Ф. Ларошфуко

1) Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.

2) Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.

3) Способствовать формированию сплочённого классного коллектива.

4) Формировать нравственные качества учащихся: чувства доброжелательности, сопереживания, сочувствия, уважительное отношение к окружающим, вежливое обращение друг к другу.

расширять кругозор учащихся.

6) Обогащать словарный запас и развивать речь учащихся.

7) Развивать умение учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения.

8) Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о настоящей дружбе.

9) Вызвать положительный эмоциональный настрой.

Форма: классный час.

Методы: рассказ с элементами беседы и игры.

Класс делится на группы. Продумать ситуации, вопросы для обсуждения в группах. Подобрать стихи, сценки, песни, подготовить выступления учащихся

1) Пословицы о дружбе. Стихи, рассказы, песни русских авторов.

3) Рисунки героев мультфильмов.

4) Для каждой группы «цветик-семицветик»; солнышко и лучики.

5) Выставка книг о дружбе.

6) Выставка творческих работ учащихся.

1. Введение в тему. Составление слова «ДРУЖБА»

2. Беседа учителя.

    1) Сообщение темы, цели классного часа.

    2) Понятия «дружба», «друг».

3. Анализ ситуаций.

    1) Инсценировка по рассказу Н.Чабаевского «Одинаковые».

4. Правила дружбы.

5. Подведение итогов классного часа.

1. Введение в тему. Составление слова «ДРУЖБА»

Учитель. Ребята, у вас на партах лежат чистые листы. Разгадывая загадки, вписывайте по одной букве на каждый листок. (Работа в группах)

Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. Ж

Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. Р

Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву… У

Этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем. Д

Буква эта знаменита
Стоит в начале алфавита. А

Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран. Б

Вот все буквы перед вами –
Каждый может их назвать.
Буквы в слово соберите,
Без которого в пути,
Люди вряд ли обойдутся,
Чтоб товарища спасти.

(Ребята работают в группах и составляют слово «Дружба»).

2. Беседа учителя.

  1. Сообщение темы, цели классного часа.

– Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе? (Ответы детей).

Да, мы сегодня поговорим о дружбе, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, и почему самый прекрасный подарок – дружба (эпиграф).

Мы будем учиться ценить и беречь дружбу и друзей.

  1. Понятия «дружба», «друг».

– А как вы думаете, что же такое дружба? (Ответы детей).

Дружба – близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании. Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

– Как называют людей, которые дружат: дружно читают, дружно играют, дружно что-то мастерят? (Ответы детей).

Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом.

– Кого мы сейчас называем другом? (Ответы детей).

Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.

– Кто может быть нашим другом? (Ответы детей).

 Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.

 Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.

 Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

 Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

Игра «Найди друга»

Дети получают карточки с изображениями (или именами) сказочных героев.

– Ребята, перед вами сказочные герои. Найдите того, с кем он дружит и возьмитесь за руки.

Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

Забавный Винни-Пух и … (Пятачок)

Добрый Малыш и … (Карлсон)

Добрая Белоснежка и … (семь гномов)

Забавный бурундук Чип и … (Дейл)

3. Анализ ситуаций.

– Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.

Инсценировка по рассказу Н.Чабаевского «Одинаковые».

Автор. Жили две неразлучные подружки: Соня и Вера. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

Девочки (гордо). Мы во всём, во всём одинаковые.

Автор. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:

Соня (радостно). Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Автор. Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

Мама. Да, ты стала хуже…

Соня (удивлённо). Я? Но ведь тройку получила не я!

Мама. Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

Ответы детей на вопросы:

За что мама осудила Соню?

Хотели бы вы иметь такую подругу (друга)?

Что бы вы сказали Соне?

Как ей надо было поступить?

Вывод. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, а ещё хуже – радоваться этому. Говорят, что друг познаётся в беде. Он всегда успокоит, утешит, посочувствует другу. Нужно уметь сопереживать другу, поддерживать его.

Исполняется «Песня дружбы» (Слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
 

Рассказ В.Сухомлинского «Как на свете жить?»

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.

Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:

– Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:

– Наш папа выздоровел! – сказала она.

Одна девочка с удивлением спросила:

– Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Ответы детей на вопросы: 

1. Почему заплакала Катя?

2. Как бы поступили вы?

Вывод. Нужно внимательно, с пониманием относиться к своим друзьям и стараться каждый день творить добро. Другу можно рассказывать о своих переживаниях, поделиться с ним своими секретами. Нужно чаще улыбаться друзьям. Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

Исполняется песня «Если с другом вышел в путь» (Слова М.Танича, музыка В.Шаинского)

Если с другом вышел в путь
Веселей дорога. 
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.

Припев (2 раза):

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

На медведя я, друзья,
Выйду без испуга.
Если с другом буду я,
А медведь без друга.

Припев (2 раза)

Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего то не пойму,
Разберем с друзьями.

Припев (2 раза)

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.

Припев (2 раза)

Отрывок из рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка»

Проснулась девочка — никого у неё нет!

Ответы детей на вопросы: 1. Девочка была ласковая, не обижала животных, у неё было много друзей, почему же тогда она осталась одна?

2. Можем ли мы уважать девочку за её поступок?

3. Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»?

4. Как бы поступили вы?

Вывод. В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.

Нужно ценить, уважать, понимать друг друга, проявлять внимание, чуткость. Дружба должна быть бескорыстной: нельзя за дружбу что-то выпрашивать. Дружбой надо дорожить. Дружбу надо беречь.

Исполняется песня «Настоящий друг» (Слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева)

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.

Басня Л.Толстого «Отец и сыновья»

– Ребята, наш классный час называется «В дружбе – сила!» Почему так говорят? (Ответы детей)

– Послушайте басню Л.Толстого «Отец и сыновья».

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; но они не слушались.

Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

Физкультминутка «Если в гости ты пришел».

Под музыку ведущий поет каждую строчку песни и одновременно показывает движения, которые дети повторяют:

I куплет

Если в гости ты пришел, это очень хорошо,

Если в гости ты пришел, то делай так (машет левой рукой).

II куплет

Если в гости ты пришел, это очень хорошо,

Если в гости ты пришел, то делай так (воздушный поцелуй).

III куплет

Если в гости ты пришел, это очень хорошо,

Если в гости ты пришел, то делай так (поклон).

IV куплет

Если в гости ты пришел, это очень хорошо,

Если в гости ты пришел, то делай так (кричим «привет»).

V куплет

Если в гости ты пришел, это очень хорошо,

Если в гости ты пришел, то делай все (все движения).

4. Правила дружбы.

Черты характера настоящего друга

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Солнышко – тоже наш друг. Оно радуется всему живому и прекрасному на Земле.

Запишите самые лучшие качества настоящих друзей на «лучах солнышка» и прикрепите к доске.

Ребята работают в группах. Каждая группа получает карточку, в которой записаны как положительные, так и отрицательные качества человека. На лучики они записывают только положительные качества)

1. Добрый, верный, жадный, честный, справедливый, дружелюбный.

2. Отзывчивый, понимающий, сочувствующий, грубый, правдивый.

3. Уважающий, бескорыстный, внимательный, откровенный, грубый, жизнерадостный.

Творческая деятельность «Пожелания друзьям»

(На лепестках цветика-семицветика дети пишут пожелания друг другу и отдают цветки друзьям).

Игра «Не урони шарик»

Каждая группа ребят получает воздушный шарик. Они должны дружно дуть на него, не касаясь руками, чтобы шарик не упал на пол. У кого шарик дольше продержится в воздухе, тот умеет играть дружно, слаженно.

  1. Законы дружбы

– Приходилось ли вам приходить другу на помощь?

– Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы. Обсудите в группах и выскажите свои предложения.

1) Будь с другом честен..

2) Будь постоянным в дружбе.

3) Помогай другу в беде. Умей разделить с ним радость.

4) Умей принять помощь, совет.

5) Умей признавать свои ошибки и просить прощение.

6) Умей сам прощать.

7) Останови друга, если он делает что-то плохое.

8)  Не обманывай, не предавай, не унижай друга, не жадничай.

9) Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно.

10) Умей дружно играть и дружно работать. Соблюдай правила.

11) Будь вежлив, чтобы другим было приятно с тобой.

12) Будь всегда приветлив.

– Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

Игра «Собери пословицу»

– Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы: у одних «начало», у других «конец». Вы должны найти две половинки одной пословицы и взяться за руки.

Дерево живет корнями, (а человек друзьями).

Нет друга – ищи, (а найдёшь – береги).

Друг за друга стой, (выиграешь бой).

Доброе братство, (лучше богатства).

Друг лучше старый, (а платье новое).

Старый друг – (лучше новых двух).

Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).

Дружба – как стекло, (разобьёшь – не сложишь).

Без друга на душе вьюга.

С другом веселее при удаче, легче в беде.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

5. Подведение итогов классного часа.

– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить хороших и верных друзей.

Лучистое солнце не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

Исполняется песня «Совершите чудо» (Слова Е.Головиной, муз. Е.Птичкина)

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Игра «Круг друзей»

Шире круг, шире круг!
Музыка зовет.
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.

– Встаньте в круг. Посмотрите в глаза своему друг слева, затем справа. Улыбнитесь другу слева, затем справа. Возьмите за руку друга слева и справа. Посмотрите в глаза своему другу слева через одного, затем справа. Улыбнитесь…Возьмите за руки…

Классный час «С детства дружбой дорожить»

Цели:

— определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;

— изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений и улучить отношения в классе;

— развивать умения аргументировать свою точку зрения;

— воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.

Оборудование: проектор, ноутбук, листочки с заданиями, рисунки учащихся.

Ход занятия

1.Организационный момент (эмоциональный настрой)

2.Звучит видеоклип «Дружба – это не работа»

-Я думаю, вы догадались о чём мы сегодня с вами будем говорить?

-Что такое ДРУЖБА? Послушайте стихотворение (Юля Г, Андрей А., Влада К.)

Дети читают по ролям стихотворение Л. Измайлова “ Монолог о дружбе”

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово “дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной?
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчание в классе?
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стену разукрасил,
Михаил всё видел и молчит?
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься дома не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “ Вы не в школе?”
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять задания,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё внимание
Две недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожалению,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомнения,
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в ссоре,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

В словаре слово ДРУЖБА-

А кто такой ДРУГ?

ДРУГ-человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

3. Определение нравственных качеств настоящего друга (работа в группах).

— Давайте, определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны нравственные качества личности (для каждой группы один лист). Прочитайте их. Поработаете в парах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Доброжелательность

Грубость

Лживость

Терпеливость

Уступчивость

Отзывчивость

Равнодушие

Заботливость

Вредность

Скупость

Честность

Щедрость

Драчливость

Жадность

Бескорыстность

Нетерпимость

Зависть

Ответственность

Льстивость

Подлость

Эгоизм

Хвастовство

Вежливость

-Перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий друг?

(Карточки с положительными качествами на слайде)

-Где проявляются эти качества? (В поступках)

4. Составление правил настоящего друга (работа в группах).

Вам предложены ситуации, обсудите их в группах и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правило для настоящего друга.

Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прикрепляются карточки с правилами настоящего друга.

1) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься дзюдо”.

Правильно ли Володя понимает дружбу?

Как вы предложите, поступить Володе.

Правило. Уступай другу.

2) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.

Какой совет дадите Маше?

Правило. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.

3) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.

Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?

Правило. Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его.

4) По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать

Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.

Для кого выгодна такая дружба?

Какой совет дадите Наташе?

Правило. Истинная дружба бескорыстна.

5) Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.

Петя часто называет Алёшу “конопушкой”, потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.

Какой вы совет дадите Алёше.

Какой совет дадите Пете.

Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.

6) Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

Что посоветуете Рите?

Что посоветуете Зое?

Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.

7) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

Что посоветуете Гоше?

Что посоветуете Тиме?

Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не предлагай другу совершать плохие поступки.

Посмотрите сценку, что можно сказать о ребятах?

На сцене появляются два ученика, читают как диалог стихотворение Б.Заходера «Мы — друзья»)Миша Р., Андрей Т., Лиза З.

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же 
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
— Я как стукну!
— Я как тресну!
Он как даст!
— А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду — 
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра 
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Ведущий — Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами

5. Игра « Закончи пословицу».

Нет друга – ищи, а нашёл -…(береги)

Друзья познаются в …(беде)

Старый друг лучше…(новых двух)

Человек без друзей, что …(дерево без корней)

Не имей сто рублей, а…(имей сто друзей)

Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь)

— Какие пословицы о дружбе вы ещё знаете?

Настоящую дружбу и водой не разольёшь.

Настоящий друг всегда верен.

Глаза дружбы редко ошибаются.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Улыбка»

С чего начинается дружба? (с улыбки)

Улыбнитесь друг другу.

Звучит песня «Улыбка»

Мимическая гимнастика

  • -примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека

  • — какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека

Могут ли руки помочь подружиться?

  • Потрогайте руки друг друга.

  • Что можно о них сказать?

  • — Пожмите дружески руки друг другу.

  • Что вы чувствуете?

6. — А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них:

Основные законы дружбы:

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга

потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

-Вы согласны с этими законами? (ответы детей)

— Принимаем? (Да.)

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

7. Составление цветка «Дружбы” из качеств настоящего друга.

— Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??

 В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок «Дружбы”.

— У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе. Напишите качество настоящего друга и составьте цветок.

1. честность

2. доброта

3. верность

4. взаимовыручка

5. справедливость

6. ответственность

7. сострадание.

— Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.

– Вам нравиться?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

8.

Чтение стихотворения:

1 уч. Диана

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

2 уч. Света

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

3 уч. Семён

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

4 уч. Илья

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек!

9.

Исполняется песня “Дружба”.

И в заключении нашего урока мы вместе споем «Песенку о друге»

Если с другом вышел в путь /2р.
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть/2р.
А с друзьями много

Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?

Там, где трудно одному /2р.
Если будет туго,
Где чего – то не пойму /2р.
Разберусь я с другом.

припев.

На медведя я, друзья, /2р.
Выйду без испуга.
Если с другом буду я /2р.
А медведь без друга.

Припев.

10. Итог

— Что значит быть настоящим другом? (Обладать положительными нравственными качествами и поступать, как настоящий друг, нести ответственность за друга, волноваться, тревожиться, переживать, помогать, защищать, не предлагать совершать плохие поступки)

— Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание “Правил настоящего друга”. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга.

Наш классный час подошёл к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда!

Сценарий классного часа по теме «Настоящая дружба»

Автор: Алешкова Светлана Васильевна

Организация: ГБОУ СОШ с.Кошки м.р. Кошкинский

Населенный пункт: с. Кошки

В группах, на столах лежат слова:

1 группа: верность, открытость, приятная внешность, умение слушать, богатство.

2 группа: сострадание, сообразительность, честность, справедливость, взаимопомощь,.

3 группа: преданность, забота, популярность, взаимопомощь, уступчивость.

1) Здравствуйте, ребята. Я хотела бы с вами обсудить сегодня очень важную тему и надеюсь, что мы вместе хорошо поработаем.

— Ребята, поднимите руки, у кого есть друзья?

-Возьмите конверт №1, перед вами слова, характеризующие дружбу. Я попрошу вас выбрать слова, которые не подходят к дружбе.

— Давайте посмотрим, что у вас получилось? ( 1 группа, 2, 3) Первая группа назовите слова, не подходящие к дружбе.(показывают карточку, читают, учитель убирает)

— Молодцы. Те слова, которые у вас остались это действительно качества настоящей дружбы.

— Вы, наверное, догадались о чем будет идти сегодняшний наш разговор. Тема нашего классного часа «Настоящая дружба». (прикрепить на доску карточку)

2) Дружба-это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить.

В 4 веке до нашей эры на острове Сицилия произошел интересный случай с двумя друзьями Дамоном и Пифеем, которые являлись последователями Пифагора. Эту историю я вам сейчас расскажу.

«Дамон и Пифей были закадычными друзьями, они все делали вместе и полностью доверяли друг другу. Пифей был откровенным человеком и часто выступал с речами перед народом. Он говорил, что царь не должен иметь абсолютную власть над людьми. Услышав об этом, правивший в то время царь Дионисий разгневался и велел позвать друзей к себе. Когда они пришли, Дионисий велел Пифею отказаться от своих слов. Но тот сказал: «Я не могу этого сделать. Я говорю правду, а человеку нельзя запретить говорить правду».
Тогда царь решил казнить молодого человека, обвинив его в государственной измене. Пифей попросил у царя разрешения вернуться домой и отдать последние распоряжения. Царь рассмеялся и сказал: «Если я позволю тебе уйти, ты просто сбежишь». «Я не сбегу. А чтобы ты не сомневался, я оставлю тебе залог», — ответил Пифей. «Что же ты оставишь в залог?’- спросил царь.
В этот момент друг Пифея, Дамон, выступил вперед: «Я останусь вместо залога. Все знают о нашей дружбе. Пока я буду у тебя в темнице, ты можешь быть уверен, что Пифей вернется’». «Надеюсь, ты понимаешь, если Пифей не вернется к сроку, я казню вместо него тебя», — гневно сказал царь. Пифей отправился домой, а его друг — в темницу.

По прошествии нескольких дней Дионисий навестил узника.» Друг твой до сих пор не вернулся, что же ты теперь думаешь о нем?» — с насмешкой спросил царь. «Он вернется, я полностью ему доверяю», — ответил Дамон.

Через несколько дней царь вновь спустился к нему. «Отпущенное время почти истекло. Я сомневаюсь, что твой друг решится на возвращение. С твоей стороны было глупо так поступать». Дамон спокойно посмотрел на Дионисия и сказал: «Пифей вернется, если только это в человеческих силах». Царь был поражен уверенностью Дамона.

Настал день казни, а Пифей все не возвращался. Дионисий спросил у Дамона: «Ты по-прежнему считаешь Пифея другом?» «Да, Пифей -мой друг», — улыбнулся тот. В этот момент двери дворца распахнулись, и вошел Пифей. Вид его был ужасен. Вместо одежды болтались какие-то лохмотья, все тело было в синяках и кровоточащих ссадинах.

Спотыкаясь, он подошел к Дамону и рухнул в его объятья: «Я успел! Мой корабль потерпел крушение, и вдобавок меня ограбили. Но я знал, что должен вернуться». Он повернулся к царю: «Я пришел и готов к казни».

Царь был поражен. Никогда ему не приходилось видеть подобной преданности и доверия между людьми. Он отменил казнь и велел отпустить друзей. «Но сначала, — сказал он им, — я хочу попросить вас об одной услуге».

«Чем мы можем помочь тебе?» — спросили друзья.
«Пожалуйста, подскажите, где и как мне найти такую же дружбу, как ваша».

3) Что ответили друзья царю – неизвестно. Но, давайте попробуем разобраться и подсказать друг другу, что такое настоящая дружба и где же её найти.

4) Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Там написаны выражения о дружбе. Прочитайте, и выясните для себя чье отношение к дружбе вам наиболее близко? (зачитывают вслух).

Давайте прочитаем выражение Дамона(Пифей, Дионисий, другое мнене, иное мнение-5 человек)

На слайде: Дамон: У меня есть друг, в котором я уверен, — он всегда придет мне на помощь, если будет нужно.

Пифей: Я обязательно приду на помощь своему другу, если потребуется.

Дионисий: у меня никогда не было такого друга как Пифей и Дамон, но мне хотелось бы его иметь. И теперь я знаю, что это возможно.

Другое мнение: мои друзья так часто подводят меня, что я уверен в том, что настоящая дружба невозможна.

Иное мнение: Я отношусь к дружбе так, как относились бы к ней Дамон и царь Дионисий, если бы в их истории Пифей сбежал, спасая свою жизнь. Я не уверен, что настоящая дружба вообще возможна.

5) Вывод: Поднимите руки, кто выбрал выражение Дамона? Пифея? Дионисия? У кого другое мнение? А может быть у кого то иное мнене?

Независимо от того, какой ответ вы выбрали, дружба все равно имеет для вас значение. Даже если вы полагаете, что настоящая дружба невозможна, вам, вероятно, хотелось бы, чтобы она все-таки существовала.

6) В нашем рассказе Дамон и Пифей показали несколько отличительных черт настоящей дружбы. Какие качества, присущие настоящей дружбе, они продемонстрировали в этой истории? (если не ответят: Если вы затрудняетесь, вам помогут слова, которые мы выбрали как качества настоящей дружбы)

(ответы учеников) Открытость, искренность в общении, Сострадание и понимание, Уважение (к чувствам и взглядам другого человека), Ответственность (умение отвечать за свои поступки и их последствия, признавать свои ошибки), Прощение (умение прощать, когда друг неправ),Умение направлять свои усилия на укрепление дружбы.

— Молодцы, ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, на видео, которое я вам покажу.

Ребята, я хочу вам показать ролик о дружбе. Когда вы будете смотреть, обратите внимание на то, что для вас может сделать настоящий друг.

(посмотрели видео)

— Что же может сделать для нас настоящий друг? Перечислите.

-Ребята, посмотрите на слайд, где написаны ключевые слова из этого видео. Скажите, пожалуйста, а в ролике отображена настоящая дружба?

( мнения детей) ( если не пришли сами, то сказать, что в ролике все показывается односторонне, Друг нам должен всё, и заботится о нас, и принимать нас такими какие мы есть. А мы что??? Когда в дружественных отношениях всё происходит именно так однобоко, то это сложно назвать настоящей дружбой.

7) Настоящая дружба — это бесценное сокровище. К несчастью, далеко не всегда дружба бывает искренней. Некоторые из людей, претендующие на то, чтобы их называли друзьями, таковыми вовсе не являются. Вот некоторые угрожающие признаки притворной дружбы. Может быть с некоторыми вы уже и сталкивались.Прочитайте.

  1. Использование друга только в своих интересах
  2. Неумение держать свое слово
  3. Нет преданности у друзей
  4. Отсутствие доверия
  5. Друзья не способны выполнять обязательства
  6. Отказ от нравственных ценностей

Поднимите руки, кто хотя бы с одним пунктом сталкивался? Подумайте, не проявляются ли в ваших отношениях с кем-либо из друзей эти угрожающие симптомы. Избегайте ложных друзей — они не смогут удовлетворить вашей потребности в настоящей дружбе.

8. — Ребята, в нашем современном обществе появилась пословица 21 века.

«Реальный друг, лучше новых двух»

— Как вы её понимаете? (ответы детей)

8)   Ребята, скажите, пожалуйста, а у кого есть странички в социальных сетях?

— А у кого друзей в социальных сетях больше 20? Больше 30? Больше 50? Больше 100?

-Ребята, я вам скажу по секрету, что у меня в вк тоже очень много друзей, больше 500.

— Ребята, как вы думаете а все ваши друзья в соц.сетях, это настоящие друзья?

( скужут не все. ….конечно, не может быть много настоящих друзей. С Настоящими друзьями лучше общаться в реальной жизни, чтобы видеть эмоции и чувства человека. У меня тоже только трое из всех. И то мы не раскрываем секреты друг друга в интернете, лучше встретиться и пообщаться. ВК могут быть приятели, знакомые, товарищи.)

9) Ребята, как вы думаете, а может ли опасность скрываться под лицами ваших знакомых?

Возьмите конверт №2,и обсудив в группе, Напишите, пожалуйста,на листочке, 2-3 опасности общения в сети интернет.

Давайте зачитаем (1 группа, 2, 3).

-(слайд) Молодцы, а я думаю, что могут быть вот такие опасности. Зачитайте.

Конечно, общение в интернете проще. Оно не требует никаких расходов. Виртуальное общение более примитивно. При личном общении задействованы зрение, мимика, тактильные ощущения, слух, все другие чувства. Общение в интернете не охватывает эмоции. Да и внимания виртуальному собеседнику мы уделяем гораздо меньше, так как можем в то же самое время заниматься еще десятком других дел. И улыбаться или плакать не нужно – для этого есть смайлики. Общение с компьютером, так же как и общение с другими людьми через сеть не может заменить настоящих друзей и живого общения с ними.

Реально только то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире, сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения. Придуманный мир никогда не заменит вам реального общения.

10. Возьмите конверт №3, там у вас разноцветные ладошки. Каждый возьмите себе по ладошке. Положите к себе зеленой стороной. Напишите на этой стороне 5 качеств вашего друга.

Переверните, А на синей стороне ваши качества как друга. Какой вы друг?

Кто быстро напишет, попросить зачитать.

— Написали? Молодцы, Скажите, пожалуйста, что было легче писать: ваши качества или качества друга? И что тяжелее.

Оставьте эти ладошки себе, как напоминание о качествах настоящей дружбы.

10) Молодцы, вы решили для себя каким должен быть настоящий друг.

— Возьмите конверт №4, каждый возьмите себе анкету «Настоящий ли ты друг». Ответьте на вопросы, и выберете ту букву, которую считаете нужной.

Посчитайте, каких букв у вас получилось больше.

Молодцы, а теперь посмотрите на слайд ( результат, на оборотной стороне), где вы увидите результаты ваших ответов.( Если времени нет, то предлагаю вам дома сделать тест «Настоящий ли ты друг».

11) Ребята, я надеюсь вы оценили себя как друга, сделали для себя вывод, что такое настоящая дружба. Если у вас что-то еще не получается, то вы всегда сможете в себя изменить в лучшую сторону.

— Я желаю вам, чтобы у вас были настоящие друзья.

Я рада, что у нас с вам состоялось живое общение.

Ребята, спасибо вам за интересное занятие.

Список литературы:

  1. Андрейчук Г.Б. «Дружба не знает границ»- ж. Воспитание школьников – 2013 г. № 3 стр. 22-27;
  2. Хохлова Л.А. Методическое пособие «О дружбе» М.2014 г.;
  3. Панова А.М. Учебно-методическое пособие классного часа на тему «Дружба», С.Птербург 2015 г.

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 5,2 МБ

  2. file0.docx.. 28,6 КБ

Опубликовано: 16.10.2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий классного часа про добро
  • Сценарий классного часа про вредные привычки
  • Сценарий классного часа пример
  • Сценарий классного часа право на жизнь
  • Сценарий классного часа правильное питание залог здоровья