Сценарий классного часа воспитать человека

Тема: «Воспитанный человек, кто он?»Цель: усвоение обучающимися одного из нравственных принципов - вежливостьЗадачи: познакомить детей с понятием «воспитанный человек», «

— Ребята, для того чтобы узнать какого человека называют воспитанным, нам необходимо отправиться в путешествие.

1. — Итак, мы отправляемся в путешествие. Первая станция — город Волшебных слов.

-Какие вежливые слова вы знаете?  (здравствуйте, спасибо, пожалуйста)

— Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете! Усложним задание, назовите вежливые слова по группам: приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность (разделяют по группам)

Игра «Будь внимателен»

— Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

— Воспитанный человек должен как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами»!

2. — Ребята, послушайте песню («Что такое доброта?» Барбарики).

Как вы думаете, о каком качестве воспитанного человека мы сейчас будем говорить? (Доброта)

Отправляемся на остров Добрых дел.

— Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.

Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).

Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Он любит птиц, зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

— Молодцы, вы отлично справились с заданием.

3. Отправляемся в город Вежливости

— Ребята, что значит быть вежливым?

(«Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой».) Ребята, какие правила вежливости вы знаете? (отвечают). Послушайте несколько правил вежливости, внимание на экран. (Видео).

— Какие правила запомнили? (озвучивают правила) А теперь поиграем в игру.

Игра “Вежливо — невежливо”.

— Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза. Начнем.

— Поздороваться при встрече……….

— Толкнуть и не извиниться…………

— Свистеть, кричать, шуметь в школе……….

— Уступить место старшим………

— Не вставать на обращение учителя…………

— Помочь подняться по лестнице…………..

— Попрощаться уходя…………

Итак, воспитанный человек – вежливый человек.

4. — Отправляемся в город Культурных людей

— Посмотрите внимательно на слайд и определите, где люди поступают культурно, а где нет.

Итак, воспитанный человек – культурный человек.

— Вы снова справились с заданием, и мы можем отправляться дальше.

5. -И последняя станция остров Пословиц.

— Соберите пословицы.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Живи добрее, будешь всем милее.

Жизнь дана на добрые дела.

Вежливости открываются все двери.

На добрый привет – добрый ответ.

— Чему учат нас эти пословицы? 
— Ребята, мы побывали в разных городах, на разных островах. Вот такая карта нашего путешествия у нас получилась.

Посмотрите внимательно на название станций, вспомните все о чём мы с вами говорили и напишите на листочках, какого человека можно назвать воспитанным. Отложите листочки в стороны.

— А теперь вспомните, о каком мальчике мы с вами говорили в начале занятия? Послушайте как он изменился и сделайте вывод, можно ли теперь назвать его воспитанным?

Дни прошли, за ними ночи,

Стал он школу посещать.

Изменился парень очень,

Так что даже не узнать.

Стал учиться он отлично,

На вопросы отвечать

И вести себя прилично,

Маме дома помогать.

Собеседников он слушал,

Не хотел теперь шалить

Скромной девочке Катюше,

Помогал портфель носить.

Не бросал он больше книжки,

Удивлял умом своим.

Все девчонки и мальчишки

Подружились тут же с ним.

Петя был безмерно счастлив,

Он всегда мечтал дружить.

Так он понял: «Вот что значит,

Мальчиком примерным быть»

Шёл Петруша утром рано

Как-то в школу сквозь пургу,

И услышал вдруг случайно,

Плачет девочка в снегу.

Отряхнул слегка рукою

С белой шапочки снежок

И сказал: «Пойдём со мною,

Хочешь сладкий пирожок?

Утро доброе»- старушкам

У подъезда говорил.

Даже хлеб, кефир, ватрушки

Им частенько приносил.

Петю сразу полюбили

В школе и на улице.

То и дело говорили:

«Мальчик, просто умница»!

(делают вывод о том, как изменился мальчик)

Цель занятияпривитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

  • Развитие навыков культурного поведения в общественных местах.
  • Формирование положительных моральных качеств.
  • Формирование умения давать само- и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Формировать умение прислушиваться к мнению товарищей и сообща принимать решения.

Ход занятия

1.

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах  важных,
Дорогих, отважных.
Добрых, замечательных,
Скромных и влиятельных.

У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова , которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

1 группа

Слон муравью уступает дорогу;
— Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: — Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу.

 2 группа

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: — Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

3 группа

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: — Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перечислите их.  Как можно назвать эти слова?

Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.
Вы уже догадались, о чём мы будем говорить на нашем занятии?

Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о вежливости, о доброте. Это культура поведения в которой заключается уважение к людям.

Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства.

Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.

2.  Итак, отправляемся в страну Вежливости.

И встречает нас удивительная «Коробка ощущений». (С одной стороны в коробке — мягкий пушистый предмет, с другой – колкий)

— Ребята, что лежит в этой коробке.

— Как можно узнать?

— Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения?

Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

  • Что ты почувствовал, когда его гладил?
  • А у кого возникли другие ощущения?
  • Что же ты почувствовал?

Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Народная мудрость гласит «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу?

3. А теперь проверим, знаете ли вы правила культурного поведения.

Ребята представят несколько ситуаций. Будьте внимательны.

Инсценировки.

1. Представьте себе, что вы едете в автобусе! Все места заняты.

Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). Ребята, как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)

2. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” — спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” — ответила Таня.

Права ли Таня? Как думаете, ребята? (Нет.)

Что ответила мама?

4. (Несколько школьников прогуливаются по сцене, изображая прохожих)

Выходит Коля. Он радостно и громко обращается к товарищу.

К. Мишка, здорово!

М. Привет.

К. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил да, а Витька говорит нет.

(Прохожие пробираются мимо, остановившихся посреди дороги ребят, обходя их. Приятели явно им мешают.)  (Отходят, продолжая разговор, теперь прохожие идут свободно по тротуару.)

На сцену входят четыре подружки. Они идут, взявшись под руки, весело разговаривают, громко смеются, опять тротуар занят. Снова приходится обходить ребят.

Какие ошибки вы заметили в поведении ребят?

Вывод: Если ты идёшь с товарищами, не занимай весь тротуар. Встретил товарища и остановился поговорить с ним – отойди в сторону. Обращаться друг к другу надо вежливо. Разговаривать тихо, спокойно.

5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет.  (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, — закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” — удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, — объяснил мальчик.

“Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, — сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”.

Что должен был сделать мальчик?

7. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?  Ваше мнение.

(Спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?” Не “часов”, а “который час?” После ответа надо сказать: “Спасибо!” Не кричать)

8. Группа ребят во дворе (одни играют в мяч, другие прыгают через скакалку, третьи в классики).

Зоя не знает как пройти ей по необходимому адресу, обращается к играющим в мяч: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы»
Ребята в разнобой:

— Налево! Сначала через мост, потом направо. Да нет же! Не надо через мост. Около трамвайной остановки.

Зоя огорченно и недоуменно пожав плечами уходит.

Каждый из вас знает по собственному опыту, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.

А как быть, если не знаешь адреса? Или трудно объяснить.

Вывод:
Всегда приходи на помощь тем, кто в этом нуждается.

9. Инсценировка стихотворения (герои: чтец и “неряха”):

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Слез ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно –
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?

Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица “Неряха”.

А теперь ваши одноклассники напомнят вам о том, какую одежду надо носить в школе и на занятия физкультурой.

4.  Подготовленные дети под музыку демонстрируют школьную и спортивную одежду.

5.  Но не только одежда красит человека, но и его…(поступки).

Рассмотрите картинки «Случаи из школьной жизни». Обсудите с соседом, кто из ребят поступает правильно, а кто – нет. Поставьте в кружочках галочки красного и зеленого цвета.

Опишите ситуации, в которых ребята допустили ошибки и сформулируйте правило правильного поведения.

6.  Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

— Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо встать и хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите и не вставайте.

Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?

У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?

 Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

7.  Как хорошо, что вы желаете быть вежливыми! Ведь волшебные слова выручают нас, когда мы общаемся и с друзьями, и с незнакомыми людьми. Как важно уметь подобрать правильные слова!

Закончи фразу, походящими по смыслу словами.

1.Если я хочу найти новых друзей, то  скажу……. 

… здороваюсь с ними, говорю «проходите, пожалуйста»

2.Если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать… 

… «Здравствуй, давай с тобой дружить.»

3. Когда ко мне приходят гости я всегда…  

…«Простите, пожалуйста, или будьте добры, скажите…»

4. Если вы не знаете имени человека к которому обращаетесь, лучше всего начните фразу со слов…

…«Извини,  пожалуйста»   

8. Дома вы оформляли карточки со словами, которые должен знать воспитанный человек. Давайте составим «Словарь вежливых слов»!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)

(Дети на доску вывешивают вежливые слова, написанные и оформленные дома. Там же заголовок «Ежели вы вежливы…»)

Есть еще много добрых слов. Давайте дополним ими наш словарь. Не забывайте использовать их в своей речи.

9.  И в заключение наши ребята прочтут стихи С.Я.МАРШАКА «ЕЖЕЛИ  ВЫ ВЕЖЛИВЫ»

1.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.

2.

Ежели вы вежливы
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.

3.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

4.

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьете.

5.

И ежели вы вежливы,-
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

6.

Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.

10. Наше занятие подходит к концу. Спасибо всем за выступление.

Скажите, пожалуйста, звучали ли сегодня для вас совершенно новые правила поведения в общественных местах? Какие?

Как вы считаете, важны ли эти правила в нашей жизни? Зачем они нужны? А что значит быть культурным человеком?

Понравилось вам наше сегодняшнее мероприятие? И чем именно?

Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах поведения в общественных местах.

Использованная литература.

  • Сценарии школьных праздников: Методическое пособие / Н.Б. Троицкая, Г. А. Королева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  • Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Оборудование.

  • магнитофон;
  • аудиозаписи песни “Доброта”,музыкальные фрагменты для  показа моделей одежды;
  • таблички  с вежливыми словами;
  • костюмы “неряхи”, “старушки”;

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОННОГО В г.ДОНЕЦКЕ СОВЕТА

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №105

ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарий классного часа на тему:

Воспитанный человек – какой он?”

Подготовила: классный руководитель 5 класса

Ефременко Я.А.

Донецк – 2013

Сценарий классного часа на тему:

«Воспитанный человек – какой он?»

«Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Гете

Время проведения: 15.11.2013г.

Тип урока: викторина

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

План классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

3. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

4. Подведение итогов.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную — поливают, удобряют, прививают.

Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей: Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Классный руководитель. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

Классный руководитель. Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

– Того, которого никто не уважает.

Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный — значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.

Классный руководитель. Хотите ли вы быть воспитанными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда)

  • Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

  • Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)

  • Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)

  • Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)

  • Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)

  • Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится).

3. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков (Мальчики выходят к доске).

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый? (Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание)

Задания для карточек:

  1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

  1. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)

  1. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

  1. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

  1. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

  1. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)

  1. Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.

(Нужно сказать: «Простите»)

  1. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

  1. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)

  1. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия

(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»

  1. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.

  2. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего

  3. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)

  1. Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»

  2. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.

(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)

Классный руководитель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

  • Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

  • Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

  • Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

4. Подведение итогов.

Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей.

  • Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

  • Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.

  • Правила очень нужны.

  • Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

(автор О.Л. Гончарова)

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Цель занятия: формирование духовных, социальных, общественных ценностей, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры.

Ход классного часа

Лекция «Воспитание. Духовно-нравственное воспитание»

П. И. Ковалевский писал: «в деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать – значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать – значит ввести в организм и его питательные соки – физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе – значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности».

Платон писал: «…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Никто не становится хорошим человеком случайно».

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраста и условия жизни.

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании – сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу. (А.П. Чехов. Сборник сочинений Т. 11).

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!».

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете».

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Духовно-нравственное воспитание предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Инструкция: ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30,

40…100 (очень важно).

Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

Высокооплачиваемая работа.

Удачная женитьба или замужество.

Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

Вовлечение в общественную деятельность.

Ваша религия.

Спортивные упражнения.

Интеллектуальное развитие.

Карьера.

Красивые машины, одежда, дом и т.д.

Времяпрепровождение в кругу семьи.

Несколько близких друзей.

Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

Медитация, размышления, молитвы и т.д.

Здоровая сбалансированная диета.

Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т.п.

Обработка и интерпретация результатов. Распределите баллы согласно таблице. Подсчитайте количество баллов. Чем выше итоговое количество баллов, тем большую значимость представляет для вас ценность. При этом, чем ближе друг к другу баллы, тем более разносторонним человеком вы являетесь.

Ценности

Номера утверждений

Итого баллов:

1.

Профессиональные

1, 9

 

2.

Финансовые

2,10

 

3.

Семейные

3,11

 

4.

Социальные

4,12

 

5.

Общественные

5,13

 

6.

Духовные

6,14

 

7.

Физические

7,15

 

8.

Интеллектуальные

8,16

 

Подведение итогов классного часа.

Сценарий классного часа в 8 классе по теме « Воспитанный человек, какой он?

Правила хорошего тона».

учитель математики МБОУ лицей архитектуры и дизайна №3 г.Пензы.

Цель: привитие навыков культуры поведения и речи.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения и значением термина «этикет».

2. Помочь учащимся задуматься о себе, побудить их к самовоспитанию, желанию исправить недостатки в своем поведении.

3. Развивать логическое мышление, речь, навыки самоанализа.

Ход мероприятия.

Вступление : Мы с вами собрались, чтобы поговорить, подумать и поразмышлять об очень важных вещах. Ответьте, пожалуйста на вопрос: умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, школе, дома? Увы! Не все и всегда! Часто нам приходится сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства. Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то некультурный, невоспитанный человек. А какого человека можно назвать воспитанным, как правильно вести себя в обществе? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня найти ответы. Итак, тема нашего классного часа «Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона» (слайд)

  1. Основная часть

слайд- В толковом словаре сказано: “Воспитанный — отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя”.

1 ученик :Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Мы сами часто затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.

2 ученик : Среди учеников нашего класса был проведён предварительный опрос по следующим вопросам: ( на слайде)

1.Считаете ли вы себя

воспитанным?

«Да» — 81%

«Нет» -6%

«Воздержусь от ответа» -12%

2.Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

«Да» -59%

«Нет»- 6%

«Не знаю»- 12%

3.Какая самая главная черта воспитанного человека?

«Доброта и отзывчивость» — 62%

«Вежливость и тактичность» — 44%

«Общительность и чувство юмора»-12%

4.От кого зависит воспитание ребёнка?

«От родителей» — 75%

«От учителей, воспитателей» — 25%

«От самого ребенка» — 22%

1 ведущий : — на доске нарисованы три цветка с 7 лепестками. Каждая команда ( по рядам ) должна вписать на каждый лепесток качество воспитанного человека.

«Цветок воспитанности» -Итак, мы выбрали качества, которыми обладает воспитанный человек. Посмотрите, что у нас получилось (цветок с разноцветными лепестками). Наш цветок похож волшебный на цветик-семицветик, который выполняет все желания. Как вы думаете, наш цветок можно назвать волшебным? Почему?

— А теперь пусть каждый напишет на листе бумаги то качество, от которого ему хотелось бы избавиться . Давайте положим эти листки в ящик и навсегда его закроем.

2 ведущий: -В течение тысячелетий люди искали такие формы общения друг с другом, при которых всем было бы комфортно. Сложившиеся правила поведения помогают людям понимать друг друга, избегать конфликтов. Мы по-разному общаемся со своими друзьями и с незнакомыми людьми, со сверстниками и людьми старшего возраста. мы используем не только разные формы поведения, но даже одеваемся по-разному в различных ситуациях. правила поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому человеку, называются этикетом. что же такое этикет? Слово “этикет” появилось при короле Людовике XIV. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы (слайд). При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало” (зеркало). Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.

1 ведущий : -На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского языка на современный язык. Прочитайте правила из этого сборника и дайте его современное толкование. ( учащимся раздают список правил).

  • … У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

  • … Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

  • … Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

  • …Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

  • … Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

— Что запрещают правила этикета?

Давайте подумаем, что же ещё запрещают правила этикета?

  • входить в официальное учреждение в головном уборе (лицам мужского пола) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

  • шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

  • унижать чью-либо национальность;

  • смеяться над ошибками и промахами других людей;

  • наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

  • в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

  • искажать фамилии и имена;

  • открывать чужую сумку; заглядывать в нее, если она открыта; исследовать содержимое чужих карманов;

  • самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф или тумбочку.

2 ведущий : -А сейчас проверим, как хорошо вы знаете правила этикета, проведём небольшое тестирование. Если вы согласны с утверждением, отвечаем «да», если не согласны — «нет».

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему.

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми.

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон.

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение.

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит.

6. Ты всегда придерживаешь двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом.

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”.

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу.

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя.

10. Съев сладкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их.

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось(слайд). Ответы “да” должны быть под номерами 2, 4, 6, 10; ответы “нет”- 1,3, 5, 7, 8, 9. За каждое совпадение – 1 балл. Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты (слайд)

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!

  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.

  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.

  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

1 ведущий: -Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице… В нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, потому что люди не всегда понимают друг друга, не хотят прислушиваться к мнению других. Уступить место в автобусе, перевести старушку через улицу, хорошо работать, соблюдать правила в обществе – все это просто для любого человека, но очень трудно для всех сразу. Вот поэтому нужно начинать с себя: с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми. Если вспомнить результаты вашего анкетирования (слайд), то мы увидим, что 22% из вас считают, что воспитание зависит от самого ребёнка. Я согласна с вами, и хочу вам предложить несколько приёмов самовоспитания, выполнять которые под силу каждому из вас.

— Каждому ученику вручается памятка :

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как веду себя в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но и давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе об этом. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться, ведь многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” — “У невоспитанных, — ответил он,- я избегал делать то, что делают они”.

  1. Заключение .

— Классный рук. : Залог воспитанности — это честность и порядочность, искренность и уважение. Самое главное — это вовремя понять, что ты был не прав, перебороть себя, извиниться и попробовать изменить именно себя. Нужно понимать, слышать и уважать друг друга, тогда у нас будет возникать меньше конфликтных ситуаций. Я надеюсь, что из того, о чем сегодня шла речь, вы сделаете выводы. Ведь человек сам может влиять на свой культурный уровень, на уровень своей воспитанности. А на прощание давайте улыбнемся, друг другу, подарим хорошее настроение себе и окружающим нас людям!

Министерство культуры Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования «Муслюмовская детская школа искусств»

Сценарий классного часа на тему:

«Воспитанный человек, какой
он?»

преподавателя фортепианного отделения

 Латыповой А.М.

Муслюмово, 2019

Цель:
способствовать  нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

1.      Познакомить
детей с понятием «воспитанный человек», «вежливость», «доброта»,  показать
необходимость употребления в речи «вежливых» слов;

2.      Развивать
познавательный интерес, речь детей;

3.      Воспитывать
культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Ход классного
часа

Дата проведения: 19
сентября 2019 года

Организатор: преподаватель
отделения фортепиано Латыпова А.М.

I. Организационный
момент

-Человеческая
доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки
передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за
работу.

II.
Постановка учебной задачи

— Ребята, послушайте внимательно
стихотворение и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на классном часе.

— О ком стихотворение?

— Что можете сказать о Пете?

— Можно назвать Петю воспитанным
мальчиком?

— А какого человека называют
воспитанным?

— Более точно ответить на этот вопрос
вы сможете в конце классного часа, если будете очень внимательными. Какова же
цель нашего классного часа? (Узнать какого человека называют воспитанным)

III.
Открытие нового знания. Первичное закрепление.

— Ребята, для того чтобы узнать
какого человека называют воспитанным, нам необходимо отправиться в путешествие.

— Итак, мы отправляемся в
путешествие. Первая станция город Волшебных слов.

-Какие вежливые слова вы знаете?

— Молодцы! Сколько волшебных слов вы
знаете! Усложним задание, назовите вежливые слова по группам:
приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность.

— Проверим, все ли волшебные слова вы
запомнили.

Соедините линией:

Здравствуйте!
До свидания!
Спасибо!
Извините!
Пожалуйста!
                        
Благодарность
Приветствие
Извинение
Прощание
Просьба

Игра
«Будь внимателен»

— Я
буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я
назову “волшебное слово”.

Встаньте,
пожалуйста!

Поднимите
 руки!

Будьте
добры
, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте,
пожалуйста.

Будьте
любезны
,  руки
вперед.

Опустите
руки, пожалуйста.

Будьте
добры
, наклоните голову
вперед.

Наклоните,
назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте
любезны
, садитесь на
свои  места.

Отправляемся на остров Добрых дел.

— Ребята, а какого человека мы
называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в
любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть
вежливым).

Давайте, ребята, вспомним, какие
сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет
нам в этом Сказочный сундук. Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.

1.      Этот
сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по
городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого
Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2.      Этот
герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3.      Это
были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла
своего друга из ледяного плена (Герда)

4.      Это
сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и
стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

5.      Эта
собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному
дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).

Добрый
человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.
Добрый человек любит природу и бережёт её. Он любит птиц, зверей, помогает им
выжить в зимнюю стужу.

Отправляемся в город Вежливости

— Ребята, что значит быть вежливым?

«Вежливость — это умение вести себя
так, чтобы другим было приятно с тобой». Послушайте несколько правил поведения
вежливого человека.

— Какие правила запомнили? Поиграем в
игру.

Игра “Вежливо  —
невежливо”.

— Послушайте правила игры: если я
читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда   я читаю
 о невежливом поступке   – вы  топаете ногами 2 раза. Начнем.

— Поздороваться при встрече……….

— Толкнуть и не извиниться…………

— Свистеть, кричать, шуметь в
школе……….

— Уступить место старшим………

— Не вставать на обращение
учителя…………

— Помочь подняться по лестнице…………..

— Попрощаться уходя…………

Итак, воспитанный человек – вежливый
человек.

— Отправляемся в город Культурных
людей
.

— Посмотрите внимательно на слайд и
определите, где люди поступают культурно, а где нет.

Итак, воспитанный человек – культурный
человек.

— И последняя станция остров
Пословиц.

— Соберите пословицы.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Живи добрее, будешь всем милее.

Жизнь дана на добрые
дела.

Вежливости открываются все двери.

На добрый привет – добрый
ответ.

— Чему учат нас эти пословицы?

IV.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Ребята, мы побывали в разных
городах, на разных островах. Вот такая карта нашего путешествия у нас
получилась. Посмотрите внимательно на название станций, вспомните все о чём мы
с вами говорили и напишите на листочках, какого человека можно назвать
воспитанным. Сравним с тем, что написано на доске.

Скачано с www.znanio.ru

Классный час на тему: «Воспитать ЧЕЛОВЕКА».

Подготовила учитель начальных классов

Малюкова Н. В.

Цель — помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формировать у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); правильного отношения к закону, труду, дисциплине.

Задачи

— актуализация знаний учащихся о государственной символике РФ, об истории и значении символов в гербе и флаге РФ; воспитание патриотических чувств;

— познакомить с основным законом — Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника;

— дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать

— учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Вопросы и понятия, требующие внимания:

гражданин РФ в демократическом обществе;

основные правила и законы Конституции РФ;

основные ценности и принципы:

-президент

— гражданская, нравственная ответственность

— гражданское, критическое мышление

— самодисциплина, самоуважение

— исполнение конституционных обязанностей

— дисциплинированность

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Одной из важнейших задач организации гражданского воспитания в школе является подготовка ребенка к жизни по Декларации, воспитания в нем чувства причастности к мировым проблемам, чувства ответственности за сохранение и развитие жизни в нашем общечеловеческом доме.

Всеобщая декларация прав человека — это обращение к каждому живущему на Земле с призывом строить отношения между людьми таким образом, чтобы никто ее был ущемлен и унижен.

Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины». Но, наверное, мало кто из нас серьезно задумывался над значением этих слов. Давайте посмотрим, что думают дети:

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Бытъ добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Мы, учителя начальных классов, с первых школьных дней стараемся сформировать у детей такие важные понятия, как: «Родина», «патриот», «подвиг», «мораль», «нравственность», «закон»; подвести детей к сознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремящаяся своими силами укрепить ее могущество. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы!

Флаг РФ был принят 11 декабря 1993 года.

Красный цвет — символизирует героическое прошлое, а также любовь.

Синий цвет на флаге означает надежду.

Белый цвет — чистота помыслов, справедливость, благородство,вера.

Другой государственный символ — герб был принят в этом же (1993) году, 30 ноября.

Герб представляет собой — щит с изображением двуглавого орла.

Орёл— сильная, быстрая, ловкая, зоркая, гордая птица, как Россия.

Орёл двуглавый, потому что Россия находится между Европой и

Азией, одна голова контролирует Азию, другая — Европу.

В левой лапе — держава, наше государство. В правой — скипетр, который символизирует власть. На груди копьеносец — Георгий Победоносец.

Это Гep6 столицы нашего государства — Москвы. А ещё его можно увидеть на копейках.

Еще один государственный символ —Государственный гимн был принят в 8 декабря 2000 года, (композитор Александров, автор текста С. Михалков).

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное.

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Воспитательный процесс в школе нужно стараться организовать таким образом, чтобы каждый ребенок был защищен не только физически, но и духовно. Воспитывая ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности и ориентируясь в процессе воспитания на ценности и принципы Всеобщей декларации прав человека. Педагог готовит завтрашний день нашего общества, нашей страны, который должен строиться на уровне современной человеческой культуры.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это — русское раздолье,

Это — русская Земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это — русские картины,

Это — родина моя!

Слышу пенье жаворонка.

Слышу трели соловья:

Это — русская сторонка.

Это — родина моя!

Родина — это место, где человек родился.

Родина — это самое родное и дорогое для каждого человека.

Родина — это дом, в котором мы живем.

Родина — это город, историей которого мы гордимся.

Родина — это и наши предки, и мамы, папы, дедушки и бабушки.

Воспитание детей на основе принципа уважения жизни предполагает привитие ребенку желания и умения постоянно ориентироваться на сохранение жизни своей собственной и жизни окружающих во всех жизненных ситуациях. Исходя из этого воспитательный процесс по формированию гражданина в начальной школе строится на основе составления списка литературы на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения, мероприятий, посвященных символике государства, флагу, гербу, культуре; экскурсий, прогулок, дискуссий.

Например:

А как вы представляете свою родину?

За что вы ее любите?

Откуда произошло само слово родина?

Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас- потомок какого-нибудь старинного древнего рода. Поинтересуйтесь у родителей своей родословной, своими предками.

Берегите Россию –

Без нее нам не жить

Берегите Россию Чтобы вечно ей быть.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/348744-klassnyj-chas-na-temu-vospitat-cheloveka

Классный час на тему патриотическое воспитание в 8 классе

Методическая разработка сценария классного часа для 8 класса

Классный час «Воспитанный человек, какой он?»

Автор:Цатурова М.Б, учитель английского языка МОУ ООШ № 25. Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

— суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

— формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

— вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить: тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся)

Ход классного часа

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель:  Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)

А что для вас означает Родина?

Как вы считаете,  в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.  Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей.  Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Учитель:

— Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

— Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями?  Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями? Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи». Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Подвиг – героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям – они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году – началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста,  несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют  жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом  и  любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Учитель:

— Что общего в этих высказываниях?

— Чем они отличаются?

— Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

— Как бы поступили  в этой ситуации вы?

— Какие качества для этого нужны?

— Есть ли эти качества у вас?

— Где вы их применяете?

— А в учебе нужны эти качества?

— А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Воспитанный человек, какой он?

Правила хорошего тона.

Цели:

1. Познакомить с историей возникновения и значением термина «этикет».

2. Помочь учащимся задуматься о себе, побудить их к самовоспитанию, желанию исправить недостатки в своем поведении.

3. Развивать логическое мышление, речь, навыки самоанализа.

Постановка темы и цели

Мы с вами собрались, чтобы поговорить, подумать и поразмышлять об очень важных вещах. Ответьте, пожалуйста на вопрос: умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, школе, дома? Увы! Не все и всегда! Часто нам приходится сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства. Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то некультурный, невоспитанный человек. А какого человека можно назвать воспитанным, как правильно вести себя в обществе? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня найти ответы. Итак, тема нашего классного часа «Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона» (слайд)

Основная часть

Какой человек может называться воспитанным? (слайд) — В толковом словаре сказано: “Воспитанный — отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя”

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не т…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий квн приветствие школьная команда
  • Сценарий квеста ко дню рождения
  • Сценарий квн на юбилей школы
  • Сценарий квеста казаки разбойники
  • Сценарий квн на тему литературы