Сценарий клипа это

Кто такой клипмейкер. Как появилась профессия клипмейкера. Чем занимается клипмейкер. Где учиться на клипмейкера. Средняя зарплата клипмейкера. Особенности сценариев музыкальных клипов. Как снять музыкальный клип.

Что такое клипмейкинг? Как правильно разрабатывать сценарии музыкальных и рекламных клипов? В чем особенности таких сценариев? В чем заключается работа клипмейкера? Где нужно учиться клипмейкеру? И как зарабатывать на клипах?

  • Кто такой клипмейкер

  • Краткая история

  • Описание профессии клипмейкера

  • Как написать сценарий для музыкального клипа

    • Концепт музыкального клипа

    • Тема музыкального клипа

    • Внутренняя история клипа

    • Сценарный план скетчей и зарисовок

    • Дополнительные сцены-перебивки

  • Как написать сценарий для рекламного ролика

    • Виды рекламных роликов

  • Профессия «клипмейкер»: плюсы и минусы

    • Спектр обязанностей клипмейкера

    • Личностные качества и знания клипмейкера

    • Обучение на клипмейкера

    • Зарплаты клипмейкера

    • Карьерный рост

    • Перспективность профессии

Кто такой клипмейкер

Клипмейкерами называют создателей рекламных и музыкальных клипов. Эти специалисты отвечают не только за режиссуру и съемку таких клипов, но и за разработку идеи и сценария. Этакие мастера на все руки. Именно поэтому эта относительно молодая в нашей стране профессия уже успела стать довольно востребованной и популярной.

Краткая история

Для начала нужно уточнить, что именно профессиональны специализирующиеся на клипах массово стали появляться только в этом века. Раньше клипмейкинг был лишь ступенькой режиссеров на пути в большое кино или на телевидение.

 Но вот сам клипмейкинг за рубежом зародился еще в самые первые годы развития телевидения. Разумеется, первыми в эфире появились рекламные ролики. На пример в США первая телереклама появилась в 1941 году.

С музыкальными клипами все не так однозначно.

Первые видеозаписи музыкальных выступлений делали еще в дотелевизионную эпоху. Примерно в двадцатых годах. Эти выступления транслировали в кинотеатрах наравне с фильмами. Когда началась эпоха телевещания эти «песни перед камерой» перекочевали туда.

Но разумеется, такие записи еще нельзя назвать полноценными клипами.

Прародителем современного формата музыкальных клипов стал хит-парад Top of the Pops. Он появился на телеканале BBC в Великобритании, в середине 60х. Чтобы попасть в топ, звезды эстрады и музыкальные группы заранее записывали видео со своими песнями и отсылали на программу. А чтобы увеличить интерес зрителей и соответственно подняться как можно выше в чате, они стали придумывать для своих записей какой-нибудь интересный видео ряд.

И в результате получились ролики уже похожие на современные клипы. Благодаря этому хит-параду и появившимся по всему миру аналогам, клипы стали повсеместным являением.

Но настоящим началом эры клипов стал выход видео на песню «Bohemian Rhapsody» группы «Queen». Этот клип получил такой оглушительный успех, что с тех пор клипы стали обязательной частью продвижения нового альбома для каждой группы.

В России и рекламные, и музыкальные клипы пришли только в начале 90х годов. В советское время рекламы на телевидении не было вообще, а музыкальные клипы если и прорывались, то в единичном экземпляре и только с территорий дружественных СССР стран Восточного блока. Песни советских исполнителей показывали только в формате «пою на камеру».

Описание профессии клипмейкера

Вы наверняка видели рекламные брошюрки типа «ремонт квартиры под ключ». Это означает, что вы просто нанимаете этих людей, и она выполняют все ремонтные работы, начиная от разработки дизайна и заканчивая сбором новой мебели.
Так вот, клипмейкер вполне мог бы давать похожее объявление: «видеоролики под ключ». Именно в этом и заключается популярность этой профессии. Любой заказчик может прийти к клипмейкеру, сказать, что он хочет и все остальное специалист возьмет на себя.

По сути, клипмейкер в современном представлении чем-то похож на шоураннера в сериальном производстве. Его профессия складывается из обязанностей сценариста, продюсера и режиссера.

В качестве сценариста клипмейкер разрабатывает идею будущего видео, его концепт и сценарий. Как продюсер нанимает съемочную команду и организует съемку. Ну а самая съемка и последующая обработка получившегося материала – это типичные функции режиссера.

Мы уже рассказывали в других наших статьях о том, как организованна работа продюсеров и режиссеров (ссылки). В этом плане ничего нового в профессии клипмейкера нет.

А вот сценарий, как музыкального клипа, так и рекламного ролика имеет свои особенности. Поэтому в этом материале мы рассмотрим их подробней.

Как написать сценарий для музыкального клипа

Сценарий для музыкального клипа представляет собой нечто среднее между классическим сценарием и сценарным планом. Что такое сценарный план мы рассказывали в наших предыдущих материалах.

Все дело в том что глобально музыкальные клипы можно разделить на три большие категории:

  • Клипы с прописанным сюжетом
  • Клипы без сюжета
  • Клипы с наметками сюжета

В качестве примера первого вида клипов, можно вспомнить мегапопулярное в свое время видео группы «Ленинград» — «Лабутены». По сути это полноценный короткометражный фильм, большая часть которого происходит под соответствующую песню. Чтобы создать такой клип, безусловно, нужно написать полноценный сценарий по всем правилам драматургии.

Клипы совсем без сюжета часто используют рэп и хип-хоп исполнители. В таких роликах исполнители просто поют свои песни на фоне разных красивых задников и танцуют с красивыми парнями и девушками. И для таких видео достаточно составить общий сценарный план.

В качестве примеров видео с наметками сюжета, можно вспомнить клип Михаила Галустяна «Золото». Или, например, ролики группы «Little Big» «Go Banans» и «Tacos». Во всех трех случая о полноценном сюжете речь не идет. Каждый из этих клипов представляет собой набор каких-то скетчей и зарисовок, объединенных одной идеей. Для таких клипов нужно как раз нечто среднее между полноценным сценарием и планом.

Но в любом случае, как бы ни выглядел финальный документ, этапы разработки останутся одни и те же. И начать нужно с темы будущего клипа.

Концепт музыкального клипа

Чтобы музыкальный клип выглядел именно как связанное, цельное произведение, даже если в нем нет сюжета, основой клипа должен стать какой-то единый концепт.

Это может быть какая-то единая сценарная задумка. Как в том же клипе «Little Big» «Go Banans» — где каждый скетч это что-то абсурдное и вывернутое наоборот. Голуби, кормящие людей хлебом. Унитаз, писающий на человека. Человек, уносящий автомобиль с парковки в пакете… Каждая зарисовка разная, но общее направление чувствуется, и потому клип выглядит гармонично.

Концепт можно выстроить на теме клипе, его визуале, сюжете, структуре, мизансценах, каком-то трюке и тд. Простор для фантазии безграничный. Каждый раз, когда кажется, что все концепты уже заезжены, вдруг откуда-то появляется что-то новое.

Тема музыкального клипа

В случае, если клип подразумевает хотя бы зачатки сюжета, обязательно нужно определиться с темой будущего видео. Профессионалы рекомендуют в это случае отталкиваться от стиля музыки, которая будет звучать в клипе и смысла стихов песни.

И это правильный подход, ведь тема клипа напрямую завязана на аудиторию, которая будет это видео смотреть. Именно поэтому ролики на легкие попсовые композиции обычно рассказывают либо о любовных историях, либо иллюстрируют какую-нибудь шутку или анекдот. А, например, рок-баллады, наоборот тяготеют к мрачному антуражу средневековых сказок. Ведь это именно то, что интересует публику, которая любит такие песни.

Внутренняя история клипа

Если музыкальный клип будет включать в себе полноценную историю, ей нужно уделить отдельное внимание. Как мы уже говорили, такие истории – это полноценные короткометражные фильмы.

А значит, для её разработки нужны все этапы, через которые проходят при написании обычных сценариев:

  • Разработка идеи
  • Выбор структуры
  • Создание сюжетных поворотов и финала
  • Написание эпизодника
  • Написание сценария

Также как и в обычном фильме, обязательно нужно придумать, кто главный герой, чего он хочет и что ему мешает. Затем подумать, нужен ли сюжету антагонист. Придумать забавное действие, благодаря которому герой достигнет своей цели. Если в клипе будут диалоги, или отдельные реплики героев, то и их в итоге тоже надо прописать. 

Главное отличие всего этого процесса от разработки обычной короткометражки – строго определенный тайминг. Хронометраж рассказанной истории напрямую должен быть связан с длительностью экранизируемой песни. Возможно, история будет чуть-чуть длиннее. Но вряд ли можно назвать музыкальным клипом видео, большая часть которого это история, а сама песня притаилась где-нибудь в самом конце.

Так что в любом случае придется держать свою фантазию в жестких рамках хронометража.

Сценарный план скетчей и зарисовок

Опять же, как мы уже говорили, для клипов без полноценного сюжета достаточно составить некий сценарный план. В нем можно коротко в три-четыре предложения описать все придуманные скетчи.

А вот затем надо будет максимально точно прикинуть, сколько по времени будет идти каждая зарисовка и распределить их по всему треку. Причем надо точно пометить время, когда скетч будет начинаться и когда заканчиваться. Это нужно чтобы в итоге монтаж поддерживал заложенный в музыке ритм. Самый простой способ поддерживать ритм, это делать монтажные склейки на высоких долях. А еще лучше за мгновение перед или после удара.

Определив временной промежуток его, разумеется, нужно записать рядом с описанием скетча. 

Дополнительные сцены-перебивки

Как бы хорошо клипмейкер не продумывал свой сценарий, всегда может в итоге оказаться, что что-то пошло не так. Какой-то материал на площадке оказался не таким удачным, как в сценарии. Какая-то зарисовка слишком сильно выбивается из общего стиля…

Именно поэтому лучше заранее придумать и записать в сценарный план несколько вариантов сцен-перебивок. Это могут быть любые визуальные заплатки. Например, панорамы города или, наоборот, какие-то детали реквизита.

Также хорошо смотрятся кадры, на которых музыканты играют мелодию. Но вот съемка именно этих заплаток чуть сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Нельзя просто поснимать гитариста двадцать секунд, а потом вставить эти кадры в случайное место. Движение его пальцев просто не будет подходить под фонограмму. Поэтому, для такого вида заплатки правильно будет снять музыканта в течение всего трека. От начала и до самого конца.

Интересный факт. На съемках музыкальных клипов, никто никогда не играет и не поет вживую. Съемка всегда идет под фонограмму. А музыканты и солист лишь притворяются. Это делается для того, чтобы все дубли, вне зависимости от того когда и где они сняты, подходили под один и тот же ритм. Если же играть вживую, то какая-то сцена может оказаться быстрее, а какая-то наоборот медленнее фонограммы. И в итоге на финальном монтаже пришлось бы серьезно попотеть, чтобы это скрыть.

Как написать сценарий для рекламного ролика

Если сценарий музыкального клипа в первую очередь зависит от песни, для которой он делается, то рекламное видео всегда создается от продукта. Точно также как по стилю музыки и стихов можно понять, кто именно будет смотреть будущий клип, по рекламируемому товару видно для кого он предназначен. Какую аудиторию может заинтересовать.

А аудитория для рекламного ролика – это потенциальные покупатели. Не трудно понять, насколько они важны.

Кроме того, в подавляющем большинстве случаев, рекламный клип – это часть более масштабной промокомпании, состоящей из целой серии акций по продвижению продукта. А значит и тема, и концепция, скорее всего, уже будет разработана без участия клипмейкера.

В остальном рекламный ролик – это опять все тот же короткометражный фильма. А значит для него нужен полноценный сценарий со всеми необходимыми атрибутами: идея, персонажи, структура, сюжетные повороты… и далее по списку.

Виды рекламных роликов

Креативность в рекламном ролике – это палка о двух концах. С одной стороны, заказчик всегда хочет, чтобы его видео было максимально оригинальным и не похожим на рекламу конкурентов. С другой, мало кто из них на самом деле готов выпускать экспериментальную и ни на что не похожую рекламу.

Именно поэтому креативить приходится уже в рамках каких-то заданных трендов.

Самый классический вариант – показать бытовую зарисовку, сюжет которой на примере показывает, почему людям не обойтись без рекламированного товара. 

Ребенок отказывается завтракать, но если дать ему кукурузные хлопья, проблема будет решена. 

Человек застрял на своей машине в грязи. Это потому что автомобиль у него не того бренда. Наш внедорожник спокойно проезжает рядом, даже не пробуксовав.

Бытовые ситуации в рекламе могут быть и более надуманными. Например, проблема плохого запаха изо рта была в буквальном смысле придумана рекламщиками дезинфицирующего средства «Листерин». Производители долго пытались понять, как лучше всего продавать этот антисептик. Они продвигали его как дезинфектор из аптечки, как йод или перекись водорода. Потом пробовали рекламировать его как средство для мытья полов и сантехники. Но в итоге, продажи все равно были не существенными. И тогда рекламщики того времени придумали сюжет: девушка переживает, что ее никто не зовет замуж. А ее подруга подсказывает – «Это потому что у тебя изо рта плохо пахнет. Попробуй «Листерин». Сейчас, почти век спустя уже можно по-настоящему оценить, какое влияние оказала на весь мир эта надуманная на тот момент реклама.

И это далеко не единственный случай. Кольцо с бриллиантом в качестве обручального – заслуга рекламных роликов. Страх перед перхотью – заслуга рекламных роликов. Пятна подмышками. Прыщи. Сухая кожа. Жирная кожа. Ломкие волосы. Список можно продолжать.

Второе из популярных направлений, в рамках которого можно попробовать придумать что-нибудь оригинальное  – это реклама/реалити шоу.

В нашей стране, бум таких роликов начался в конце прошлого века с уже легендарного «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам». Но за рубежом, реклама, снятая с «живыми людьми» существует уже много десятилетий. «Случайных» прохожих спрашивают о каком-либо товаре и «по стечению обстоятельств» оказывается ,что люди не только знают о чем речь, но и очень довольны этим продуктом. «Изумительная вещь, всем рекомендуем».

Плюс такой рекламы – ее дешевизна. Ролики стилистически повторяют журналистские репортажи и потому не требуют вложений в декорации, свет, дорогие костюмы. А при должной толике креатива, отклик от такой рекламы может принести огромные дивиденды.

Последний из самых распространенных «вечных» трендов в рекламе: клипы-конкурсы. Основа таких роликов примерно одна и та же: выполни какую-то манипуляцию с товаром и получи ценный приз. Раньше это были акции «пришли десять крышечек», «загляни под этикетку» или «отправь смс». Сегодня все чаще «отсканируй куаркод» и «сфотографируйся с товаром и поставь хештэг».

В любом случае, чтобы именно его рекламный ролик запомнился во всем потоке сегодняшней информации, клипмейкеру придется сильно попотеть, придумывая оригинальный сценарий, который при этом понравился бы заказчику. Но тут ничего не поделаешь: такая работа.

Профессия «клипмейкер»: плюсы и минусы

Все о чем мы говорили выше, затрагивало в основном только сценарную часть работы клипмейкера. А как мы помним, для современного специалиста – это только треть его обязанностей.

Так что в этом разделе мы поговорим о профессии клипмейкера чуть подробней.

Спектр обязанностей клипмейкера

В круг обязанностей клипмейкера входят все процессы необходимые для создания видеоклипа. Как мы уже говорили – универсальный специалист.

От сценариста, клипмейкеру достались обязанности про придумыванию идеи и написанию сценария. От продюсера задания по организации съемок и высчитыванию бюджета. В качестве режиссера клипмейкер выступает во время съемок и на постпродакшене.

В идеале все это работает так: специалисту приносят заказ и он сам решает, как его реализовать. Он может сделать все сам в одиночку. Современный клипмейкер обладает нужными навыками. А может, если это позволяет бюджет, собрать команду и выступить в качестве руководителя. Это будет дороже, но зато точно быстрее и качественней.

Так что перечень обязанностей у клипмейкера длинный. И ему, как профессионалу, нужно обязательно разбираться во всех пунктах этого списка. Но вот выполнять каждый раз все самому совсем не обязательно.

Личностные качества и знания клипмейкера

И опять же, так как клипмейкер, по сути, выполняет работу трех других специальностей: сценариста, режиссера и продюсера. Ему нужны точно такие же навыки, как и представителям этой профессии.

Основные из них:

  • Креативность
  • Упорность
  • Внимание к деталям
  • Лидерские качества
  • Организационные качества
  • Умение доносить свою мысль
  • Умение планировать и считать свои действия наперед

Конечно, и технические навыки никто не отменял. Такие как навыки операторского дела, монтажа, установки и настройки освещения и тд.

Кроме того, клипмейкеру нужны некоторые специфические знания для лучшей работы в рекламе и музыкальном продакшене. В первом случае – это основы маркетинга и продвижения. Во втором – основы музыкального образования и знание современных музыкальных тенденций. 

Обучение на клипмейкера

Научиться профессии клипмейкера сегодня проще простого. Во-первых, все необходимые знания для работы в этом направлении даст любое высшее образование по специальностями «Сценаристика», «Режиссура» и «Продюсерское дело». А значит стоит поискать поблизости от места жительства профильные киновузы, институты искусств, институты телевидения.

Во-вторых, с некоторых пор, специальность «клипмейкер» можно получить на многих факультетах журналистики. А такие факультеты есть не только в профильных институтах, но и ВУЗах общего профиля, в педагогически институтах и тд.

Ну и куда же в XIX веке без интернета. Онлайн-курсы можно даже не искать. Они сами будут предлагать свои услуги, после того, как вы забьете в поисковую строку слово «клипмейкер». И останется только выбрать предложение наилучшего качества.

Зарплаты клипмейкера

Как и в любой другой творческой профессии зарплаты клипмейкера определяются законами дикого запада: чем больше известности и уважения, чем больше навыков торговаться, тем лучше условия.

Сайты агрегаторы вакансий указывают среднюю зарплату клипмейкера в России в среднем от 40 до 70 тысяч рублей. Но все мы понимаем, что лучше заказы в таких профессиях на HeadHanter не размещаются.

Кроме того, трудности в подсчете заработка вносит тот факт, что клипмейкер может работать по двум совершенно разным схемам. Он может быть в штате какого-нибудь музыкального или рекламного продакшена и получать зарплату вне зависимости от количества заказов.

 А может существовать в свободном плавании. И тогда у него вместо зарплаты будут гонорары, которые выплачиваются по факту сделанных работ. Сколько времени займет работа? Неделю? Месяц? Каждый раз по-разному. Как часто будут приходить такие заказы? На первых порах точно редко, а дальше… трудно предсказать.

Размер гонораров тоже варьируется от проекта к проекту в разы. Рекламный ролик какого-нибудь мелкого регионального магазина вряд ли принесет создателю больше 20 тысяч рублей. А стоимость музыкального клипа какой-нибудь звезды первого эшелона вполне может исчисляться десятками тысяч долларов. 

Карьерный рост

Как и полстолетия назад профессия клипмейкера это хороший старт для того чтобы в будущем попасть на телевидение или в кинематограф. С хорошим портфолио клипмейкер вполне может претендовать на должности тех же режиссеров, продюсеров и сценаристов.

Если же клипмейкер будет строить свою карьеру через рекламный или музыкальный продакшн, то, разумеется, он всегда может претендовать на повышение по карьерной лестнице внутри компании.

Ну и никто не запретит клипмейкеру в какой-то момент попробовать создать свою компанию. Это можно сделать сразу, как только известность специалиста позволит привлекать к себе серьезных клиентов. Ну а уж дальше все будет зависеть от самого клипмейкера.

Перспективность профессии

Как мы уже говорили, на самом деле профессия клипмейкера старше чем, кажется. И за последние полстолетия она так и не потеряла актуальности.

В какой-то момент, популярность музыкальных клипов пошла на спад. Люди перестали смотреть клипы по телевизору. По всему миру многочисленные профильные каналы либо полностью закрывались, либо перепрофилировались на какой-то более широкий контент. Казалось бы вот он – закат эпохи. Но на помощь пришел YouTube. Созданные профессиональными клипмейкерами видео набирают миллионы и даже миллиарды просмотров.

Точно также одно время считалось, что нативная и контекстная реклама вытеснит видеорекламу на задворки, так же как та в свое время вытеснила рекламные объявления в газетах. Но тут подключились соцсети. И оказалось, что люди все равно реагируют на рекламные клипы чаще, чем на рекламные баннеры.

Так что, профессия клипмейкера все еще перспективна. И в обозримом будущем свои позиции сдавать точно не намерена.

Как написать сценарий для клипа

Создание видеоклипа – ответственный процесс, в котором важны не только технические составляющие, хороший звук и качественная съемка, но и идея, сценарий клипа, без которого он не будет интересным и запоминающимся для зрителей. Прежде чем вы займетесь съемками клипа, необходимо тщательно продумать и написать его сценарий, соблюдая при этом некоторые правила, позволяющие создать интересную историю.

Как написать сценарий для клипа

Инструкция

Для начала сформируйте концепцию будущего клипа. Она зависит от многих критериев – от имиджа актера или музыканта, для которого снимается клип, от того, какие образы с ним связаны и ассоциируются и соответственно, клип должен подчеркивать стиль исполнителя, который играет в нем главную роль и развивать его образ, оставаясь при этом в рамках его имиджа и стиля.

Если в основе клипа лежит музыкальная композиция, как и бывает чаще всего, вы можете прорабатывать визуальный сценарий клипа на основе уже имеющейся композиции или создавать независимый от нее видеоряд.

Оба варианта имеют право на существование, но если вы хотите, чтобы у зрителей сформировалась некая связь музыкальной и визуальной составляющей, лучше будет продумать этот видеоряд в соответствии с темой музыкальной композиции. Тема видеоролика должна быть привязана к теме песни, чтобы клип смотрелся органично, раскрывал эту тему и запомнился любому зрителю.

Работая над сценарием, привлеките все свои творческие мысли и идеи, а также не забывайте о том, что работу нужно систематизировать. Начните разработку непосредственно самого сценария с плана – создайте проект, в котором находятся все данные о том, что именно будет содержаться в клипе.

В подготовке и планировании сценария будущего клипа очень важно продумать историю с персонажами, событиями и конфликтом, а также развязку и поэпизодный план, в котором будут детализированы все эпизоды клипа.

В истории вы воплотите свою идею – то, о чем вы хотите писать. Сформулируйте основной тезис этой идеи в нескольких предложениях. Записывайте все, о чем думаете – это поможет вам в дальнейшем развить сценарий и сделать его глубже. Определите, в чем смысл вашей истории, что именно вы хотите сказать зрителям, и какой реакции вы ждете от них: сочувствие, смех, сожаление и так далее.

Опишите основную ситуацию, вокруг которой происходят события сценария, а также продумайте и создайте образ главного героя и антигероя – положительный и отрицательный персонаж создадут завершенную композицию клипа. Продумайте характер и увлечения положительного героя, определите, чего он добивается в клипе, опишите его сильные и слабые стороны, таланты и недостатки.

Обязательно включите в сценарий определенный конфликт, ставший причиной переживаний главного героя. Продумайте, какими способами антигерой будет бороться с положительным героем, и также определите, в чем его сила, и в чем его слабость. Проработайте основной конфликт сценария, опишите препятствия, которые должен преодолевать главный герой на пути к своей цели.

Продумайте также образы всех остальных персонажей клипа – они могут быть эпизодическими, но должны быть яркими и характерными. Разделите созданную историю на завязку, основную часть с кульминацией и заключительную часть с разрешением конфликта. Подробно пропишите конец истории – он должен быть неожиданным и ярким.

Источники:

  • сценарий клипа

Алексей Банников, генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру», написал простую и понятную инструкцию для блога Нетологии о том, как в три шага создавать сценарии для видеороликов.


Чтобы грамотно и качественно снять коммерческий ролик, вовсе не обязательно обрывать телефон «Мосфильма» или выписывать дорогого режиссёра. Сейчас всё от начала до конца можно сделать самому.

  • Научитесь создавать концепции для креативных видео, которые захочется досмотреть до конца
  • Работайте с YouTube, TikTok и другими популярными площадками
  • Выстраивайте стратегию продвижения видео, рассчитывайте стоимость продвижения и анализируйте эффективность

В нашей компании мы давно и успешно развиваем собственный YouTube-канал. Сейчас у канала 40 000 подписчиков, более 2 миллионов просмотров и сотни увлекательных роликов. И ни одно видео не обходится без сценария. Мы готовы поделиться опытом написания сценария для видео.

В сфере бизнеса мы чаще всего встречаем несколько типов различных видеороликов.

1. Реклама. Отдельно рекламные видео вряд ли смотрит кто-то кроме профессионалов данной области, но правильно снятый ролик вполне может стать предметом популярного искусства и привлечь аудиторию исключительно за счёт качества.

Пример рекламы Фотосклад.ру

2. Вирусный ролик. Видео, которое за несколько дней успевает облететь весь интернет. Снять такой ролик — это и талант, и везение.

Небольшое объяснение, как снять вирусный ролик

3. Экспертное мнение. Такие видео пользуются популярностью у определённого круга зрителей. Они отлично исполняют роль имиджевых видео и, что особенно важно, несут информативную функцию.

Пример экспертного мнения: гайд по travel-фотографии

4. Отзыв о продукте или компании. Отзыв или обзор всегда интересен и потенциальным клиентам компании, и покупателям продукта и просто тем, кто следит за индустрией. Пример: здесь была реклама товара, который продаёт наш магазин.

https://www.youtube.com/watch?v=m0L0aVRGf1Y

Известная персона + качественный продукт = секрет успеха

В создании видеоролика есть одно очень важное правило — всегда опираться на сценарий. Это касается всех вышеперечисленных типов видео, даже тех, где подразумевается свободная речь. Но подробнее об этом мы расскажем немного позже, а сначала давайте обсудим три этапа, которые проходит сценарий.

Идея нужна любому ролику. Что вы хотите с его помощью сказать, что показать, а о чём умолчать. Идея заключает в себе концепцию, на которую будет опираться все видео.

Если это реклама — идеей становится продукт, если экспертное мнение — тема разговора. А вот с вирусным роликом дела обстоят сложнее — его идея в том, что зацепит зрителя и заставит его поделиться видео с друзьями. Это может быть тема, которая затронет большинство, нечто популярное или смешное. А вот ваша компания или продукт как раз не должны становиться краеугольным камнем.

Практически все идеи мы придумываем сами, за редким исключением прибегая к помощи фрилансеров. В нашем отделе нет проблем с идеями, каждый день мы обсуждаем тренды и какие-то концепции, которые возможно реализовать на своей площадке.

После того как мы определились с идеей, самое время переходить к сценарию. Здесь работа предстоит непростая: во-первых, определитесь, собираетесь ли вы строго следовать сценарию или же говорить неформально.

В рекламном или вирусном ролике у вас должен быть чётко расписанный сценарий. Если есть персонажи, то вы должны указать их описание или характерную черту. Кроме того, в таком сценарии описывается окружение и настроение кадра. По сути, их можно сравнить со сценариями к фильмам, поскольку их продумывание и написание — это комплексная и серьёзная задача. Мы пользуемся именно такой схемой при съёмке рекламы конкурсов, розыгрышей и мероприятий.

Чтобы текст было проще запомнить, а монтировать видео было легче, поделите его на смысловые части. Между этими частями можно будет резать видео, кроме того, можно будет делать дубли и выбирать наиболее удачный. Но детальнее мы опишем это в следующем пункте.

Если в видео предполагается свободный текст, то всё равно потребуется мини-сценарий. Вам совершенно точно понадобится чек-лист: список тем, которые необходимо упомянуть. Не забывайте, что даже профессионалы иногда запинаются и задумываются. Видео необязательно должно быть идеальным, но говорящему необходимо продумывать предложения заранее, чтобы не путаться в словах-паразитах. Текст не должен выглядеть заученным, говорить нужно на одном языке с вашим зрителем.

Когда сценарий готов, лучший способ отредактировать его — несколько раз прочитать вслух. Все слова и фразы, которые вам неудобно произносить можно смело убирать или перерабатывать. Например, в обилии шипящих звуков или одинаковых букв очень легко запутаться и оговориться. Чтобы этого избежать, нужно прогонять сценарий именно вслух.

Как написать сценарий для видеоролика: инструкция в три шага

Работа с видео — сложный процесс, ради которого нужно освоить специализированный софт

Этот же метод очень хорошо подходит для того, чтобы сразу понять длину видео: зачитайте отредактированный текст, замерив время секундомером. Хотя бы примерно, но вы будете знать хронометраж вашего ролика.

Ещё один полезный совет, который мы не раз пробовали на практике — адаптировать сценарий под говорящего. Старайтесь использовать слова, характерные для героя видео, так ему будет гораздо проще донести информацию.

И конечно, после этого, самое время переходить к раскадровке — если видео имеет сюжет или несколько локаций, придётся немного поработать режиссёром. Продумайте, какие предметы понадобятся, какой антураж и интерьер подойдёт лучше всего и как именно должен выглядеть кадр. Здесь поработать придётся и сценаристу, и оператору. У последнего глаз на такие вещи должен быть намётан, поэтому стоит прислушиваться к его советам.

Если вы сделали всё правильно, то к началу съёмок у вас получится несколько листов с напечатанным сценарием, и массой пометок. Не стоит пугаться, именно так обычно и выглядит набросок, который становится в итоге отличным видеороликом. Главное, пожалуй, разобраться в собственных записях.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии


Download Article


Download Article

Music videos are a fun, collaborative way to take your songs to the next level. While you’re probably antsy to get shooting, it’s important to write a script first, which will help keep the production process as organized as possible. This isn’t too difficult—once you get started, it’s easy to get your creative juices flowing. After you have a basic script in place, you can transform your outline into a useful guide for your video.

  1. Image titled Write a Music Video Script Step 1

    1

    Brainstorm your video while listening to the song. Put on the song that your music video will be centered around. Jot down the main ideas you have regarding your music video, and what you think could work well for the finished product. Decide if the video will focus more on the vocalist’s performance, or if you’d rather tell a story through your video. See if you can combine these storytelling and performance elements together as you plan.[1]

    • For instance, a song about relaxing and enjoying life might mix shots of the vocalist performing, while also telling the story of a group of friends hanging out at the beach.
    • A more somber song about heartbreak might include dynamic performance shots of the vocalist singing, along with isolated shots to tell a story of how the vocalist is struggling.
  2. Image titled Write a Music Video Script Step 2

    2

    Draft lists of all the people and supplies you’ll need for the video. Reach out to friends or independent actors who you’d like to perform in your music video. Pick individuals who really fit the vision of your music video, and aren’t just mediocre.[2]
    Similarly, reach out to any friends or professionals who can help you film and edit the video. To keep things organized, write a prop and costume list, which will include every object and outfit you’ll need in the video.[3]

    • If you’re planning a more extensive project, you may want to consider your lighting options as well, and if you’ll need to invest in power supplies for your video.
    • Keep your budget in mind as you’re figuring out all the pieces you’re putting together for your video.[4]
    • Nail down as many details as possible during the pre-production phase of planning. That way, when you’re actually filming, everything will move on schedule and as perfectly as possible.[5]

    Advertisement

  3. Image titled Write a Music Video Script Step 3

    3

    Choose a location where you’ll be filming the video. Before you can write a script, you’ll need to have some idea of where the scenes will be taking place. Think about what options are available to you—if you don’t have a big budget for your video, you’ll probably have to shoot in a public area. If you do have some money in your budget, think about renting a studio or other private space for your video.[6]

    • For instance, if your video takes place in an office building, you probably won’t be able to film in an actual office. Instead, you’ll have to recreate the setting in a different location.
    • Public parks, beaches, and other large, open areas are great locations to consider.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Music Video Script Step 4

    1

    Divide your script into 3 columns for easy reference. Open up a digital document, formatting it so it has 3 columns. This is known as an A/V script, or audio/visual script, and will help give you and your production crew an idea of what’s happening when.[7]

    • Typically, the far left column is a lot thinner than the center and right columns.
  2. Image titled Write a Music Video Script Step 5

    2

    List the timestamp in the leftmost column. Pull up your song so you can play and pause it at specific time stamps. Use the left column to figure out how the video elements line up with the actual song.[8]

    • For instance, you can list a timestamp as “0:00-0:10,” which represents the first 10 seconds of the music video.
  3. Image titled Write a Music Video Script Step 6

    3

    Put your visual notes in the central column. Write out the action that’s happening during this specific segment in the video. Include any graphics, visuals, or anything else that will be happening on screen. Additionally, list any specific camera motions and transitions that will be happening at this portion of the video.[9]

    • Capitalize the names of all cast members to make it easier to navigate.
  4. Image titled Write a Music Video Script Step 7

    4

    Write out the lyrics, music notes, and sound effects in the right column. List what’s happening in the song during that specific segment or time stamp, so you and the crew know exactly what’s happening. If there are any special sound effects, list those in this column.[10]

    • If you’re playing music that’s separate from the song in the music video, list the original artist under the lyrics.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Music Video Script Step 8

    1

    Create a separate, digital document to further outline your script. Open up a document on your computer, laptop, or tablet, which will help you fine-tune your current script into something more specific and useful for your cast and crew. This document will look more like a movie script, and will help you section your video into “scenes,” which will make your video easier to film and produce.[11]

    • You can use a regular word processor for this, or use a special screenwriting program, like Studio Binder, Final Draft 10, Highland, WriterDuet, Movie Magic Screenwriter, and Scrivener.[12]
  2. Image titled Write a Music Video Script Step 9

    2

    Break your script into different scenes. Reference your original outline, which will essentially be transferred and reformatted on this new document. Start by describing what’s going on in each individual scene for the music video, so the cast and staff know what’s going on. You can mark scenes by number in the top left corner of the document.[13]

    • Format your scene descriptions so they’re left-aligned within the document.
    • If your music video is taking place in different locations, you’ll likely need to record these scenes separately and edit them together later.
  3. Image titled Write a Music Video Script Step 10

    3

    Center any dialogue or lyrics in the middle of your script. If you’re going for a story-centric music video, you may have dialogue for your actors to say, along with the lyrics that they’ll be singing along to. Label these lyrics and dialogue with the corresponding cast member, so everyone involved in the video understands what’s going on.[14]

  4. Image titled Write a Music Video Script Step 11

    4

    Color-code the elements in your script for easier organization. There are a lot of different aspects that make music videos engaging, like props, set designs, costumes, and bonus sound effects. Designate a specific color for each of these elements, so you know exactly what’s needed for each scene in the video. Go through your script and recolor any text that pertains to these categories, whether it’s props, set designs, or something else.[15]

    • For instance, orange can represent costume elements, while blue can represent set changes.
  5. Image titled Write a Music Video Script Step 12

    5

    Create a template for your shot list. A shot list is essentially a big template that tells the cast and crew what’s going on in each scene. Design a document with different columns for scenes, shots, whether the scene is inside or outside, the type of shot you’ll be using, the camera angle, how the camera will be moving, the type of audio used, the subject of the scene, and a specific description of the shot.[16]

    • The scene refers to a specific section of the script. The shot refers to a specific portion of that scene. For instance, you could list “1” for the first scene, and “1” if it’s the first shot of that specific scene.
    • You can use “interior” or “exterior” to describe if a scene is outdoors or indoors.
    • Don’t stress too much about camera specifics. You can use terms like “WS” if you’re taking a wide shot, or “CU,” if you’re taking a close-up. Similarly, you can use terms like “eye-level” or “high angle” to describe where the camera will be.
    • A lot of audio for a music video will be voice over, so you can fill that column with “VO.”
  6. Image titled Write a Music Video Script Step 13

    6

    Fill out your shot list so the crew understands your vision. Specify how many shots will be in the music video, along with which shots connect to which scenes. If necessary, list the type of equipment that will be used for each shot, and if the shot will be indoors or outdoors. Complete the template to the best of your ability, so your crew understands how each shot will be recorded.[17]

    • Let’s say you’re filming a scene where the main character is walking down a sidewalk. You’d list the exact shot and scene, and mention that the scene is outdoors. For specifics, you can list that the shot is a “CU” or close-up, the camera is panning at eye level, and that the audio will be voiced over.
  7. Image titled Write a Music Video Script Step 14

    7

    Draw out different elements of your video in a storyboard. Grab a pen and doodle a rough idea of what you’re envisioning for specific shots. List the exact scene and shot beneath the doodle, so your crew has an idea of what you’re looking for. Try to sketch out a picture for each shot, which will make your storyboard extra thorough.[18]

  8. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What should I do first?

    Gavin Anstey

    Gavin Anstey is the COO at Cinebody. Cinebody is User-Directed Content software that empowers brands to create instant, authentic, and engaging video content with anyone on earth. Gavin studied Journalism at the University of Colorado Boulder, before launching a career in video production and software.

    Gavin Anstey

    Video Producer, COO at Cinebody

    Expert Answer

    The first step for any video is always to come up with your concept. Then, you can flesh out that idea and start creating a script or storyboard.

  • Question

    How much time should I spend on planning?

    Gavin Anstey

    Gavin Anstey is the COO at Cinebody. Cinebody is User-Directed Content software that empowers brands to create instant, authentic, and engaging video content with anyone on earth. Gavin studied Journalism at the University of Colorado Boulder, before launching a career in video production and software.

    Gavin Anstey

    Video Producer, COO at Cinebody

    Expert Answer

    The majority of work on any project is done in the pre-production phase of planning. That’s when you get everything ready for when you’re actually filming, so everything moves on schedule and as efficiently as possible.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Many great music videos revolve around a certain color palette, which can really tie your video’s story together.[19]

  • Enhance your script with special screenwriting software.[20]

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 39,210 times.

Reader Success Stories

  • Stanley Hantumba

    Stanley Hantumba

    Nov 1, 2022

    «It has given me an insight on how to shoot a powerful video.»

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!


Download Article


Download Article

Music videos are a fun, collaborative way to take your songs to the next level. While you’re probably antsy to get shooting, it’s important to write a script first, which will help keep the production process as organized as possible. This isn’t too difficult—once you get started, it’s easy to get your creative juices flowing. After you have a basic script in place, you can transform your outline into a useful guide for your video.

  1. Image titled Write a Music Video Script Step 1

    1

    Brainstorm your video while listening to the song. Put on the song that your music video will be centered around. Jot down the main ideas you have regarding your music video, and what you think could work well for the finished product. Decide if the video will focus more on the vocalist’s performance, or if you’d rather tell a story through your video. See if you can combine these storytelling and performance elements together as you plan.[1]

    • For instance, a song about relaxing and enjoying life might mix shots of the vocalist performing, while also telling the story of a group of friends hanging out at the beach.
    • A more somber song about heartbreak might include dynamic performance shots of the vocalist singing, along with isolated shots to tell a story of how the vocalist is struggling.
  2. Image titled Write a Music Video Script Step 2

    2

    Draft lists of all the people and supplies you’ll need for the video. Reach out to friends or independent actors who you’d like to perform in your music video. Pick individuals who really fit the vision of your music video, and aren’t just mediocre.[2]
    Similarly, reach out to any friends or professionals who can help you film and edit the video. To keep things organized, write a prop and costume list, which will include every object and outfit you’ll need in the video.[3]

    • If you’re planning a more extensive project, you may want to consider your lighting options as well, and if you’ll need to invest in power supplies for your video.
    • Keep your budget in mind as you’re figuring out all the pieces you’re putting together for your video.[4]
    • Nail down as many details as possible during the pre-production phase of planning. That way, when you’re actually filming, everything will move on schedule and as perfectly as possible.[5]

    Advertisement

  3. Image titled Write a Music Video Script Step 3

    3

    Choose a location where you’ll be filming the video. Before you can write a script, you’ll need to have some idea of where the scenes will be taking place. Think about what options are available to you—if you don’t have a big budget for your video, you’ll probably have to shoot in a public area. If you do have some money in your budget, think about renting a studio or other private space for your video.[6]

    • For instance, if your video takes place in an office building, you probably won’t be able to film in an actual office. Instead, you’ll have to recreate the setting in a different location.
    • Public parks, beaches, and other large, open areas are great locations to consider.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Music Video Script Step 4

    1

    Divide your script into 3 columns for easy reference. Open up a digital document, formatting it so it has 3 columns. This is known as an A/V script, or audio/visual script, and will help give you and your production crew an idea of what’s happening when.[7]

    • Typically, the far left column is a lot thinner than the center and right columns.
  2. Image titled Write a Music Video Script Step 5

    2

    List the timestamp in the leftmost column. Pull up your song so you can play and pause it at specific time stamps. Use the left column to figure out how the video elements line up with the actual song.[8]

    • For instance, you can list a timestamp as “0:00-0:10,” which represents the first 10 seconds of the music video.
  3. Image titled Write a Music Video Script Step 6

    3

    Put your visual notes in the central column. Write out the action that’s happening during this specific segment in the video. Include any graphics, visuals, or anything else that will be happening on screen. Additionally, list any specific camera motions and transitions that will be happening at this portion of the video.[9]

    • Capitalize the names of all cast members to make it easier to navigate.
  4. Image titled Write a Music Video Script Step 7

    4

    Write out the lyrics, music notes, and sound effects in the right column. List what’s happening in the song during that specific segment or time stamp, so you and the crew know exactly what’s happening. If there are any special sound effects, list those in this column.[10]

    • If you’re playing music that’s separate from the song in the music video, list the original artist under the lyrics.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Music Video Script Step 8

    1

    Create a separate, digital document to further outline your script. Open up a document on your computer, laptop, or tablet, which will help you fine-tune your current script into something more specific and useful for your cast and crew. This document will look more like a movie script, and will help you section your video into “scenes,” which will make your video easier to film and produce.[11]

    • You can use a regular word processor for this, or use a special screenwriting program, like Studio Binder, Final Draft 10, Highland, WriterDuet, Movie Magic Screenwriter, and Scrivener.[12]
  2. Image titled Write a Music Video Script Step 9

    2

    Break your script into different scenes. Reference your original outline, which will essentially be transferred and reformatted on this new document. Start by describing what’s going on in each individual scene for the music video, so the cast and staff know what’s going on. You can mark scenes by number in the top left corner of the document.[13]

    • Format your scene descriptions so they’re left-aligned within the document.
    • If your music video is taking place in different locations, you’ll likely need to record these scenes separately and edit them together later.
  3. Image titled Write a Music Video Script Step 10

    3

    Center any dialogue or lyrics in the middle of your script. If you’re going for a story-centric music video, you may have dialogue for your actors to say, along with the lyrics that they’ll be singing along to. Label these lyrics and dialogue with the corresponding cast member, so everyone involved in the video understands what’s going on.[14]

  4. Image titled Write a Music Video Script Step 11

    4

    Color-code the elements in your script for easier organization. There are a lot of different aspects that make music videos engaging, like props, set designs, costumes, and bonus sound effects. Designate a specific color for each of these elements, so you know exactly what’s needed for each scene in the video. Go through your script and recolor any text that pertains to these categories, whether it’s props, set designs, or something else.[15]

    • For instance, orange can represent costume elements, while blue can represent set changes.
  5. Image titled Write a Music Video Script Step 12

    5

    Create a template for your shot list. A shot list is essentially a big template that tells the cast and crew what’s going on in each scene. Design a document with different columns for scenes, shots, whether the scene is inside or outside, the type of shot you’ll be using, the camera angle, how the camera will be moving, the type of audio used, the subject of the scene, and a specific description of the shot.[16]

    • The scene refers to a specific section of the script. The shot refers to a specific portion of that scene. For instance, you could list “1” for the first scene, and “1” if it’s the first shot of that specific scene.
    • You can use “interior” or “exterior” to describe if a scene is outdoors or indoors.
    • Don’t stress too much about camera specifics. You can use terms like “WS” if you’re taking a wide shot, or “CU,” if you’re taking a close-up. Similarly, you can use terms like “eye-level” or “high angle” to describe where the camera will be.
    • A lot of audio for a music video will be voice over, so you can fill that column with “VO.”
  6. Image titled Write a Music Video Script Step 13

    6

    Fill out your shot list so the crew understands your vision. Specify how many shots will be in the music video, along with which shots connect to which scenes. If necessary, list the type of equipment that will be used for each shot, and if the shot will be indoors or outdoors. Complete the template to the best of your ability, so your crew understands how each shot will be recorded.[17]

    • Let’s say you’re filming a scene where the main character is walking down a sidewalk. You’d list the exact shot and scene, and mention that the scene is outdoors. For specifics, you can list that the shot is a “CU” or close-up, the camera is panning at eye level, and that the audio will be voiced over.
  7. Image titled Write a Music Video Script Step 14

    7

    Draw out different elements of your video in a storyboard. Grab a pen and doodle a rough idea of what you’re envisioning for specific shots. List the exact scene and shot beneath the doodle, so your crew has an idea of what you’re looking for. Try to sketch out a picture for each shot, which will make your storyboard extra thorough.[18]

  8. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What should I do first?

    Gavin Anstey

    Gavin Anstey is the COO at Cinebody. Cinebody is User-Directed Content software that empowers brands to create instant, authentic, and engaging video content with anyone on earth. Gavin studied Journalism at the University of Colorado Boulder, before launching a career in video production and software.

    Gavin Anstey

    Video Producer, COO at Cinebody

    Expert Answer

    The first step for any video is always to come up with your concept. Then, you can flesh out that idea and start creating a script or storyboard.

  • Question

    How much time should I spend on planning?

    Gavin Anstey

    Gavin Anstey is the COO at Cinebody. Cinebody is User-Directed Content software that empowers brands to create instant, authentic, and engaging video content with anyone on earth. Gavin studied Journalism at the University of Colorado Boulder, before launching a career in video production and software.

    Gavin Anstey

    Video Producer, COO at Cinebody

    Expert Answer

    The majority of work on any project is done in the pre-production phase of planning. That’s when you get everything ready for when you’re actually filming, so everything moves on schedule and as efficiently as possible.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Many great music videos revolve around a certain color palette, which can really tie your video’s story together.[19]

  • Enhance your script with special screenwriting software.[20]

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 39,210 times.

Reader Success Stories

  • Stanley Hantumba

    Stanley Hantumba

    Nov 1, 2022

    «It has given me an insight on how to shoot a powerful video.»

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!

Как написать сценарий корпоративного видеоролика и не раздуть смету? Мы не заменим вам учебник по сценарному мастерству и 10 лет опыта работы с рекламными сценариями, но поделимся 8 ключевыми принципами из собственного опыта, поможем избежать типичных ошибок и разобраться в вопросе на уровне маркетолога “в теме”.

Давайте начистоту: никто не любит смотреть рекламу. Люди приходят в интернет не за этим. В эпоху переизбытка информации, креативный сценарий — один из главных факторов привлечения и удержания зрителя. Но как угодить зрителю, Заказчику и продакшену одновременно?

Человек не в теме часто думает, что сценарий рекламного ролика — это чуть более отполированный вариант обычной рекламной статьи. Человек более продвинутый ищет истину в книгах по сценарному мастерству для большого кино. И только мы, агентство видеопроизводства, знаем, как это делать правильно. И сейчас расскажем.

Видео-версия статьи

Не рассказывать, а показывать

В основе крутого сценария по-прежнему лежит история.

Но когда вы пишите сценарий корпоративного видеоролика, вы пишете не для читателя и даже не для зрителя, а для дизайнера (или для операторов в случае со съемкой). По сути, вы создаете не самостоятельное творческое произведение, а подробное техническое задание.

В голове продюсера, арт-директора и даже Заказчика должна сложиться не столько история, сколько цепочка визуальных образов. А уже их задача — воплотить замысел сценариста на экране при помощи художественно-выразительных средств. У визуала их несравнимо больше, чем у публициста: графика, движение камеры, голос диктора, музыка, монтаж, который держит ритм ролика и внимание зрителя.

Когда вы задаетесь вопросом, как написать сценарий видеоролика, думайте не о том, как бы подобрать более правильные слова, а о том, какие картинки должны появиться на экране.

Миссия сценариста — не просто донести мысль, а разбудить воображение.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Адаптируйте аудиальную информацию

Этот совет прямо проистекает из первого, но посвящен не визуальной, а звуковой составляющей, точнее работе диктора.

Помните, что одно дело самостоятельно читать текст с листа и совсем другое — воспринимать его на слух. Маркетолог или PR-менеджер чаще работает с печатным текстом и редко работает с аудиальной информацией. Поэтому ему тяжело написать текст, который мягко ляжет на уши зрителя. Да что там, хотя бы текст, об который профессиональный диктор не сломает язык!

Пресс-релиз можно начинить узко специализированной терминологией, длинными речевыми конструкциями и фирменным канцеляритом. Иногда это даже будет неплохо читаться с листа бумаги. Но дайте такой длинный текст без пауз диктору, и он сначала задохнется сам, а потом задушит и зрителя.

Речевые интонации и паузы — секретное оружие диктора, которое позволяет ему задать нужный настрой. Не верите? Попробуйте скопировать фрагмент из поэмы Пушкина, закинуть в Гугл Переводчик и нажать кнопку “чтение”. Те же буквы, те же слова, ноль эффекта. Никакого эмоционального отклика!

Подробнее о тонкостях дикторского озвучивания и проблемах, с которыми сталкивается диктор, обсудили с нашим коллегой Александром Лапшиным — Председателем Союза Дикторов России.

Не борщите с креативом

Вы сейчас подумали “Чтоооо? Да вы же сами минуту назад говорили, что креатив — главный ингредиент крутого сценария”.

И это правда. В основе удачного сценария лежит история. А стандарты хорошей истории неизменны со времен древнегреческих пьес. В ней должны быть завязка, кульминация и развязка, а ещё герои и сюжетные арки.

Но все же рекламный видеоролик — это в первую очередь коммерческий продукт, а не творческое высказывание. И это накладывает ряд существенных ограничений на то, как создавать сценарий для видеоролика.

Хронометраж, стилистические и технические решения, политические и юридические условия и т.д. Проще говоря, ролик должен решать бизнес-задачу и не сжирать бюджет понапрасну.

А о том, как не слить бюджет на видео, смотрите в этом выпуске

Допустим, вам нужен объясняющий ролик для криптовалютой платформы, предназначенной для судоходной индустрии. Сценарист хочет, чтобы в этом ролике была 3D-модель океанского лайнера. Но это сделает ролик в два раза дороже. Если лайнер не обязателен, чтобы рассказать зрителю о преимуществах крипто-переводов в сравнении с обычными банковскими транзакциями, значит обходимся без лайнера.

Кроить сценарий в угоду максимальной эффективности, но в ущерб красоте — это нормально. Поэтому в корпоративных видео сюжетные арки часто сводятся к формуле «проблема – продукт – решение» или «потребность – решение – успех».

Это самый легкий способ донести до зрителя ключевую информацию, не раздувая смету ради ненужных креативных ходов.

Помните, чем выше полет фантазии, тем больнее ей будет падать при отсутствии бюджета.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Не пытайтесь охватить как можно больше аудитории

Ваш ролик может быть супер-креативным и визуально притягательным, но люди всё ещё ненавидят рекламу. Как бы вы не старались зацепить зрителей нестандартным подходом, уже в первые секунды в его голове щелкает тумблер: “Это реклама. А оно мне надо?”.

И здесь есть два варианта:

  • “О чем там? Опять криптовалюта? Как же вы достали. Пропустить”
  • “Что там за тематика? О, криптовалюта. Интересно. Ну-ка посмотрим”

Как бы вы не старались написать сценарий видеоролика, какие бы приемы Спилберга и Хичкока не применяли, не получится удержать у экрана зрителя, которому изначально не близка ваша тема.

А вот для зрителя, которому стало интересно, достаточно просто быстро и грамотно рассказать о компании или продукте. Простым человеческим языком, но по-деловому, без излишних прикрас и киношного пафоса. Экономьте время тех, кто уделил вам свое время. Не грузите их.

Неопытный сценарист, начитавшись книг о том, как написать сценарий видеоролика, узнав про “маленькие хитрости” и “сценарные крючки”, стремится сделать так, чтобы его ролик посмотрели миллионы. Но нам не нужны миллионы. Точнее ориентироваться надо не на широкую ЦА, а на свою.

Пускай лучше ваш ролик досмотрит 10 потенциальных клиентов, чем 1000 случайных людей, которых вы ввели в заблуждение “фишками” и “крючками”.

Не умничайте больше, чем необходимо

Стремление насытить сценарий профессиональной лексикой, сложными терминами и тяжелыми речевыми оборотами не сделает ваш продукт солиднее, зато повысит риск остаться неуслышанным. Не надо разговаривать со зрителем как с ребенком. Но избавьте его от сочетаний слов вроде «нарушение нутритивного статуса», там где можно сказать «проблема с организмом из-за неправильного питания».

По тем же причинам не стоит перегружать визуальный ряд. Да, у нашего продукта много «преимуществ». Бывает, что все их тяжело объяснить за полторы минуты. Но тогда, выберете три самых основных и самых полезных, а не пытайтесь запихнуть все 10 в один ролик.

Если зрителя начнет укачивать от избытка объектов и быстрой смены сцен, если диктор будет каждые 3 секунды скакать от мысли к мысли, впечатления о компании или продукте будут испорчены.

Используйте специализированный софт

Одно из золотых технических правил — всё, что можно измерить, нужно измерить. Это касается даже такой гуманитарной дисциплины, как сценаристика. В интернете существуют общедоступные сервисы для измерения длительности текста.

Самый популярный — Хрономер. Но подойдут и любые другие сервисы, вроде Soundbox.pro или Купиголос. Все они бесплатны.

Закидываем текст в форму, простая программа проводит подсчет и выдает примерный результат, сколько секунд будет длиться дикторская аудиодорожка.

Например, в тексте 100 слов, его чтение займет от 50 до 54 секунд в зависимости от длины этих слов, темпа чтения, интонации.

ВАЖНО: Даже если ваш текст «влезает» в показатели на счетчиках, это не означает, что вы останетесь довольны соответствием видеоряда и аудиодорожки. Паузы – интонационный якорь нашей речи, они не дают уплыть в открытое море и захлебнуться. Но хрономеры паузы не учитывают. Поэтому рекомендуем всегда оставлять запас хотя бы в 10% времени ролика без дикторского текста.

Хватит штампов, хватит ограничений

Облачка над головой героя, земной шар, географическая карта, бессмысленные графики-диаграммы, человек со смартфоном в руке. Это постоянные спутники “клиентских” сценариев, которые пишут маркетологи и пиарщики. Это надоело даже дизайнерам, чего уж говорить о зрителях.

Удивляйте зрителя и получите продажи

Пожалуйста, не настаивайте на своих готовых сценариях и дайте поработать профессионалам. Хороших проверенных сценаристов на нашем рынке и без того очень мало. А когда и этим специалистам твердо диктуют, как написать сценарий видеоролика, результат выходит плачевный.

Еще одна распространенная проблема — клиенты безапелляционно дают дикторский текст, для которого «нужно придумать визуальный ряд». Это изначально очень плохая затея. В видеоролике все должно быть упаковано органично.

Как мы уже отметили в совете №3, полет фантазии сценариста и без того ограничен рядом условий: бюджет, хронометраж, технические возможности студии. Так зачем же загонять его в еще более узкие рамки?

Заставляя опытного творца-визуала подгонять свои идеи под ваш шаблон, вы сами стреляете себе в ногу. Позвольте профессионалу показать все на что он способен!

Лучше писать сценарий в связке с моушн-дизайнерами

Есть мнение, что “цемент” для крутого видеоролика — это качественные и интересные переходы между сценами, эффектные преобразования в стиле «Трансформеров», полет камеры, игра масштабов между горой и булавкой – это возможности, которые открывает только анимация.

Но, автору, который привык работать исключительно с текстом, невозможно придумать или хотя бы умозрительно представить все эти визуальные украшения. А если даже и придумал, он не понимает, как передать свою идею словами.

Даже простая задумка, описанная литературно, в воображении других специалистов может приобрести совершенно иные формы.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Моушен-дизайнеры лучше видят возможности для создания крутых переходов. Поэтому над созданием действительно крутых роликов трудятся не многостаночники-одиночки, универсалы, а креативные группы. В них входят сценарист, маркетолог, художник, аниматор, моушн-дизайнер и арт-директор.

Заключение

Никто не знает о продукте или компании так хорошо, как его создатель. И никто не продаст его так хорошо, как нанятый создателем маркетолог.

Руководствуясь этой, без сомнения, верной мыслью, некоторые клиенты занимаются креативной работой самостоятельно. И даже изучив как написать сценарий видеоролика, часто допускают почти все возможные ошибки, о которых говорилось выше.

Как говорил наш сценарист:

Из более двухсот проектов, которые прошли через меня за последние три года, только один клиентский сценарий был безупречен ОТ и ДО. Студия выполнила работу по нему, и сегодня у продукта, для которого создавался этот ролик, тысячи пользователей. Один из двухсот! Остальные 199 нуждались в исправлениях, предложениях, доработках, изменении структуры, пересмотре референсов и, наконец, переписывании с чистого листа.

Станислав Булацкий, Сценарист, режиссер

Почему? Потому что только общая “насмотренность”, личный опыт и плотная связь с видео-индустрией позволяют создать действительно крутой сценарий, который попадет в цель.

Доверяйте профессионалам, изучайте технологию создания видеороликов, подписывайтесь на наш канал… и следуйте за “ВидеоЗайцем”!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню военного связиста
  • Сценарий ко дню матери кафе рябинка
  • Сценарий ко дню молодежи россии
  • Сценарий ко дню афганца 2020
  • Сценарий клипа про школу