Сценарий ко дню былинного богатыря ильи муромца

Внеклассное мероприятие "День былинного богатыря" для учащихся коррекционной школы

                              ГКОУ «Кабанская СКОШИ VIII вида»

                    Сценарий мероприятия «День былинного богатыря».

                                           Провела учитель русского языка и чтения:  Кочнева Н.В.  

                                                                 09.02.2017 .

ГКОУ «Кабанская СКОШИ VIII вида»

Кочнева Н.В.  09.02.2017 .

Сценарий мероприятия «День былинного богатыря».

Цель: Прививать  интерес к истории нашего государства, уважение к прошлому русского народа.

Задачи:

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории страны;
  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся;
  • Коррекция недостатков познавательной деятельности.

Ведущая: Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славится Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом. Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.
Просмотр эпизода мультфильма.(слайд 1)

1 января – день былинного богатыря Ильи Муромца. ( слайд 2)

Сколько былинных героев вы можете назвать? ( слайд 3)

Звучит отрывок из былины.Аудиозапись

Как вы думаете, что это за произведение? ( слайд 4)

Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. Былина от слова «быль», т.е действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной. Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и, несмотря на временные поражения,  славные русичи всегда оказывались победителями.

Былины возникли на Руси в те времена, когда не было письменности. А как же они сохранились до наших времён? (слайд 5).

Илья Муромец — один из главных героев русских былин, богатырь родом из деревни Карачарово под Муромом, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.

Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.). Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м годам. 

О богатыре Илье Муромце написано немало  былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». По мотивам былин об Илье Муромце в нашей стране в 1956 г. был снят игровой фильм, а позднее несколько мультфильмов.

Образы богатырей вдохновляли и художников. В .М. Васнецовым были  написаны  такие картины:

 « Богатыри» , «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами».

 ( слайды 6,7,8,9)

Каким оружием пользовались богатыри? Посмотрите слайды ( слайд 10, 11,12)

На Руси с давних времен в первый день Нового года — 1 января отмечается праздник «День былинного богатыря Ильи Муромца». Наш народ уважает и почитает своих защитников –Илье Муромцу стоит памятник в городе Муроме. (слайд 13)

Ведущая: А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей! Разудалы добры молодцы!  Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую! Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!

Задание первое: Что ж, богатыри, внимание,
Начинаем состязания!

Даром время не теряйте,

На вопросы отвечайте!                      

Викторина

  1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
  2. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
  3. Откуда родом богатырь Илья? (из г. Мурома)
  4. Что трем богатырям указало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)
  5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
  6. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
  7. Кто из богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич)
  8. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
  9. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)

                 10.Кто из богатырей победил Соловья разбойника?

Задание второе: А теперь вы разомнитесь,
И по верёвочке пройдитесь.
Каждый ребенок должен по ней пройти с закрытыми глазами, расставив руки в стороны. 

Скачут молодцы домой.
Вдалеке вдруг заискрилось!
Не беда ли там случилась!
Вот уж чувствуется жар
Видят молодцы — пожар!
Задание третье:

 Надо срочно потушить
Да водицы наносить!
Только вот одна беда —
Есть колодец, нет ведра!
Что же делать, как тут быть
Как водицы наносить?!
Решили время не терять,
Стали ложками таскать!  
                Проводится игра «Принеси воду в ложке». 


Задание четвёртое:

 Только пламя затушили
Да домой уж заспешили,
Вдруг болото на пути,
Не проехать, не пройти.

 
Всем участникам раздаются по 2 листа. Дети переходят с одного листа на другой и таким образом передвигаются  в другой конец помещения. Ведущая: Вот и кончились страданья
Да большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.
Задание пятое: Через «ручеек перейти в другой конец помещения».
Подведение итогов.
А сейчас я проверю, кто был
 самым внимательным . Слушаем  и отвечаем на вопросы:

1.Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (слайд 14)

2.Что такое былина? ( слайд 15)

3.Кто слагал былины о богатырях? ( слайд 16)

4.Как одеты богатыри? (слайд 17)

5. Какие доспехи имеются у богатырей? (слайд 18)

6.Кто является автором картины «Три богатыря»? (слайд 19)

Спасибо всем активным участникам и внимательным слушателям.

А мы с вами хором скажем:

Слава русской старине!

Слава русской стороне! (слайд 20)

Лагерное мероприятие «День русских богатырей»

Игра-путешествие «По заставам богатырским, по Руси былинной»

(для учащихся 3-6 классов)

Цель: познакомить учащихся с русскими богатырями, обычаями Древней Руси.

Задачи:

Образовательные: закрепление и обобщение знаний, полученных о русских былинах и русских богатырях; расширить представление о русских богатырях; формировать основы народной культуры.

Развивающие: развивать образное мышление детей; быстроту, ловкость, смекалку; развивать двигательную активность детей при помощи подвижной игры.

Воспитательные: через былинный слог воспитывать эстетическое отношение к русским былинам; формировать умение взаимодействовать в коллективе; воспитывать чувство взаимовыручки.

Оборудование:

Маршрутные листы для прохождения испытаний (для жюри)

Берестяные грамоты с заданиями

Грамоты для награждения

Предварительная подготовка:

Чтение былин о русских богатырях

Изготовление одежды русских богатырей из подручного материала.

Выставка книг «Русь былинная»

Ход игры:

Ведущий 1

Ой вы гой еси, добры молодцы!

Братья младшие Ильи Муромца!

Ой, вы гой еси, красны девицы!

Раскрасавицы да затейницы!

(Ведущие делают 3 низких поклона в разные стороны)

Нам по нраву ваш характер боевой!

Темперамент ваш весёлый, заводной!

Ведущий 2

Неспроста мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам…

Приглашаем в путешествие мы вас,

Рассказать хотим мы быль былинную,

О богатырях русских и заставах богатырских.

А и гой еси, разудалы добры молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Ведущий 1

В те давние-давние годы, когда привольны были степи, тенисты белоствольные леса, жемчужны ручьи и речки, хрустальной свежестью наполнены родники, жили-были богатыри святорусские: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали они родную землю от врагов чужеземных. Зорко всматривались они вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней? Много ратных подвигов на их счету богатырском. Есть чему поучиться у них, есть чему позавидовать и нам с вами.

Поэтому сегодня мы проведём игру-путешествие с нашими сегодняшними богатырями. А посмотреть на эту встречу пришли строгие, но справедливые люди нашей лагерной богатырской заставы – это независимое жюри в составе… (Представление жюри) и весь люд людской, лагерный.

Ведущий 2

Отправились наши герои по Руси-матушке, чтобы себя показать да на других посмотреть. Едут они дорогой дальнею, близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, и приехали богатыри в луга бескрайние. А в поле чистом на распутье путей-дорог увидели они мрачный седой камень, поросший мхом, а на нём – зловещая надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь». Вот у этого камня и встретились наши богатыри.

Ведущий 1

Выходите, стройтесь в ряд.

Пусть народ любуется.

Вы теперь – богатыри,

Гордость нашей стороны.

Вот ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

Конкурс 1 «Витязь на распутье»

Обычно перед боем богатыри называли себя, говорили, какого они роду-племени, а изображения на щите давали сопернику определенные представления о том, с кем он имеет дело. Вот и вам предстоит рассказать о себе, силу и мощь богатыря прославить.

Рассказ о «своём» богатыре.

Ведущий 1

Не проложена в степи дорожка прямоезжая, да не помеха то богатырю святорусскому. Но что это за чудо дивное или это лихо лихое? Свет белый помутился?

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай, черным-черно, как чёрна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица чёрный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

Куда попали наши богатыри?

Ведущий 2

Правильно, наша остановка у Чернигова-града.

Конкурс 2 «Богатырская застава у Чернигова»

Посмотрим, как вы юные богатыри вооружились, с чем вы со врагом сражаться готовы. (Богатыри демонстрируют свои доспехи и вооружение)

Ведущий 1

Мы видим, что наши богатыри вооружились основательно, доспехи их прочные, и готовы они сразиться с вражьей силой несметною. Да только не всегда победить врага можно силою, иногда и смекалка нужна. Вот и проверим сейчас ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь богатырям могут прийти наши девицы-разумницы.

Конкурс 3 «Былинная разминка» (выносят берестяные грамоты свёрнутые трубочкой)

Нарисуйте (быстро) значение каждого слова.

Шалыга – дубина, палка, кнут, плеть

Шелом – шлем

Рогатина – оружие для охоты

Грош – двухкопеечная монета

Чебурацкий свинец – гиря на ремне

Жуковинья – кольцо, перстень

Булат – меч

Покляпый – наклонившийся, кривой, изогнутый

Ведущий 2

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

Своей смекалкой вы блеснули, молодцы!

Теперь похвастайтесь умом, юнцы!

Вопросы викторины

Что такое старина? ( Былина)

Кого называли ратными людьми? (Богатырей)

Кто такие калики перехожие? (Странники, поющие духовные стихи и былины)

Кого вылечили калики перехожие? (Илью Муромца)

Как называют камень на развилке трёх дорог? (Бел-горюч камень)

Кого на Руси называли крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами)

Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь)

Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

Как звали крёстного отца Ильи Муромца, главного богатыря на заставе Киевской? (Самсон Самойлович)

Какие богатырские доспехи брал с собою Илья Муромец? («Брал с собой доспехи крепки богатырские: …брал палицу булатную, …копьё брал мурзамецкое, а ещё брал саблю свою острую, ещё брал шалыгу подорожную…»)

Кто такой Соловей-разбойник? (Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников)

Назовите отчество Соловья-разбойника. («Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын…»)

Где располагалась лесная застава Соловья-разбойника? (Лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины)

Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали. А оказалось, что недалеко от Карачева протекает река Смородиновка. А в 13 км от Карачева лежит село с названием Девять Дубов. «…Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено «гнездо Соловья-разбойника». И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-Разбойник».

Что означает название реки Смородина? (Река Забвения – смрадная)

Сколько детей было у Соловья-Разбойника? (3 дочери)

Назовите любимое «ругательное» слово Ильи Муромца? (Собака: «Что ты на корни, собака, спотыкаешься?»)

На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.)

Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Любава, дочь князя Владимира)

Ведущий 1

Узнайте героя по его описанию: «Он сидит злодей на семи дубах, На семи дубах, на сорока суках» (Соловей — разбойник)

Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. А каким вы представили этого героя?

Конкурс 4 «Богатырская мастерская» (домашнее задание)

Перед вами стоит дуб сырой, на котором сидел Соловей-разбойник. Вы должны были изготовить соловья-разбойника из различных материалов: пенопласта, перьев, бумаги, пластилина, проволоки и др. Водрузите своих соловьёв на этот дуб, и пусть жюри оценит ваше творчество.

Ведущий 2

Не проложена в степи дорожка прямоезжая,

Да не помеха то богатырю.

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

Конкурс 5 «Проскочи на коне»

Каждый участник получает лошадь (палка с головой лошади). Ему необходимо преодолеть препятствия, которые встречаются на пути: «горы», «деревья» и «кочки».

Горы – спортивная лестница; деревья – канаты, натянутые на разной высоте на расстоянии; кочки – деревяшки на земле. Надо  преодолеть «гору», проскакать между «деревьями», пройти по «кочкам» (на время).

Ведущий 1

Ой, опять стрелочка калёная принесла весточку берестяную. Только теперь она прилетела с моря Корсуньского. И просят ребятки-корабельщики из неволи вызволить, от Маринки, дочь Кайдаловны.

Выразительное чтение отрывка из былины «Глеб Володьевич»:

Уж ты гой, ты князь да Глеб, ты сын Володьевич!

Уж как падала погодушка со синя моря,

Заметало нас под тот же городок под Корсунь же.

А во том же было городе во Корсуни

Ни царя не было, ни царевича,

Ни королято не было и ни королевича,

А ни князя не было, и ни княжевича;

Как княжила Маринка дочь Кайдаловна…

А мы как ведь в гавань заходили — брала с нас ведь пошлины,

А ведь как паруса ронили — брала пошлину,

Якори те бросали – брала пошлину,

Шлюпки на воду спускали – брала пошлину,

Уж мы в шлюпочки садились – брала с нас ведь пошлину,

А как к плоту приставали — плотово брала,

А ведь как по мосту шли — так мостово брала,

А в таможню заходили – не протаможила;

Да взяла она данипошлины сорок тысячей,

Да взяла у нас трои перчаточки;

Везены были тебе, князю, в подареньицо:

А как первы те перчатки во пятьсот рублей,

А вторы те перчатки в целу тысячу,

А третьим перчаткам цены не было.

Ведущий 2

Вызволить этих корабельщиков можно только добравшись до морюшка Корсуньского, отгадав загадки Маринки хитромудрой.

Конкурс 6 «Загадки от Маринки, дочери Кайдаловны»

Маринка

Уж ты гой еси, ты князь да сын Володьевич!

Я отдам тебе три черненых трито корабля;

А да только отганитко три мои загадки хитромудрые,

Я отдам тебето три черненых корабля.

А как перва та у меня загадка хитромудрая.

1) Что в лете бело, да в зимы зелено?

Ответ:

А как в летето бело – Господь хлеб дает,

А в зимыто зелено – да тут ведь ель цветет.

А загану тебе втору загадку хитромудрую.

2) Что без кореньица растет да без лыж катится?

Ответ:

Без кореньица растут белы снеги,

А без лыжто катятся быстры ручьи.

Загану тебе третью загадку хитромудрую:

3) А как есть у вас да в каменной Москве,

В каменной Москве да есть мясна гора;

А на той на мясной горе да кипарис растет,

А на том кипарисе-дереве сокол сидит.

Ответ:

Как мясна та гора – да мой ведь добрый конь,

Кипарис-дерево – мое седелышко,

А как соловей сидит-то – я, удалой добрый молодец».

Ведущий 1

Молодцы богатыри, отгадали все загадки Маринки и отправились дальше в путь, к стольному Киеву-граду.

Ведущий 2

Аи, под славным городом под Киевом,

Стояла-то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул — Алёша — поповский сын.

Себе славу добывали и родную землю защищали.

Ведущий 1

Ой, вы гой еси, люди добрые!

Терпеливые да задорные!

Ой, вы гой еси, ребята славные!

Неуёмные, безустанные!

Взговорю-ка я да былинным стихом.

Обращаюсь к вам, люди русские,

Не с простым стишком, с благодарственным!

Конкурс 7 «В стольном Киев-граде»

Мы предлагаем вам написать хвалебные стихи былинным стихом своим соперникам.

Заключительное слово

Вот и закончилось наше путешествие.

Наши богатыри возвращаются домой.

Славит их народ честной!

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы,

Их встречают у ворот

И заводят хоровод.

(Вокальная группа исполняет русскую народную песню)

Ведущий 1

Мы отдохнули все на славу,

И победители по праву

Похвал достойны и награды,

А мы призы вручить им рады.

(Слово жюри для подведения итогов и награждения).

Литература

1. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. — М., Детская литература, 1987

2. Картинки для создания грамот и заданий:

https://img.pravda.com/images/doc/c/e/cea58ad-filonov-1-original.jpg

http://900igr.net/up/datai/152044/0015-010-.jpg

https://kursktv.ru/upload/files/stepan-gilev-6.jpg

https://www.pslava.info/files/PSlava/Personal/Indef/2006/Chernigiv.jpg

https://img2.freepng.ru/20180402/gwe/kisspng-paper-ancient-egypt-cyperus-papyrus-scroll-papyrus-5ac26b76813

10.01.2022

Беседа на тему: День памяти былинного богатыря Ильи Муромца..

хохлова ирина владимировна

Цель: Создать условия для расширения знаний о защитниках земли русской.
Задачи: Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли. Способствовать восприятию в качестве положительного идеала. Развивать память, мышление, внимание.

Оценить★★★★★

803

Содержимое разработки

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Беседа на тему:

«День памяти былинного богатыря Ильи Муромца»

Подготовила и провела:

воспитатель Хохлова И.В

2022

Беседа » День памяти былинного богатыря Ильи Муромца».».

Цель: Создать условия для расширения знаний о защитниках земли русской.

Задачи: Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли. Способствовать восприятию в качестве положительного идеала. Развивать память, мышление, внимание.

Ход мероприятия.

Воспитатель:

Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
И будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!

В этот день на Руси чтили память Ильи Муромца — былинного богатыря, которого считали избавителем Киева от татарского Калин-царя. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем — стражи Руси, символы могущества нашего Отечества.

Силен , как вольный ветер, 
Могуч, как ураган
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат, 
Он защищает стольный град.
 Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Воспитатель: О ком говорится в этом стихотворение — загадке?

Воспитатель: Кто такой богатырь? Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою родину, народ и защищал их.

Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под городом Муромом.

Считается, что прототипом былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха.

По свидетельству Кальнофойского, монаха Киево-Печерской лавры, жившего в 17 веке, Илья Муромец жил за 450 лет до него, то есть в 12 веке.

Прототип былинного богатыря — преподобный Илья Печерский.

В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне. Рожденному в этот день вверяли люди вести суд честной и справедливый. «Коли первый день в году (1 января) веселый счастливый, то и год будет таков (и наоборот)».

Мы знаем об Илье Муромце лишь то, что запомнилось  с детства из былин и сказок. Илья Муромец — один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.

Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами.


А затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих).

О ни, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести, им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу.

После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить.

После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи.

И лья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай, же ты конь богатырский! Служи-тко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал Илье свой меч-кладенец.

В документальных источниках имя Ильи Муромца впервые упомянуто в 1574 г.

Илья Муромец является главным действующим лицом не только наших былин. но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским.

Воспитатель: Послушайте былину

«Исцеление Ильи Муромца»

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Физминутка.

Дружно встали раз, два, три-
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво
И налево надо тоже, поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Зашагали вместе, браво.
Подрастаем мы, смотри,
Станем как богатыри.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из художественного фильма «Илья Муромец».

Воспитатель:Ребята, какие чувства вы испытали, просмотрев отрывок фильма?

Тревогу, восхищение, гордость, страх, умиление, боязнь.

Предполагаемые ответы детей:

-Гордость, хочется быть таким же сильным.

-Тревогу, хотелось знать что будет.

Воспитатель: Назовите, какими качествами должен обладать богатырь»?

Предполагаемые ответы детей:

-Храбрый, добрый.

-Отважный, мужественный.

-Сильный, смелый.

-Справедливый.

-Могучий, находчивый, не должен жалеть сил, не жалеть своей жизни.

Воспитатель: Илья Муромец – самый любимый, родной и близкий сердцу русского человека богатырь. Недаром о нем в народе говорили:

« Как одно на небе красно — солнышко,

А один на Руси Илья Муромец».

Илья Муромец – ярчайшее воплощение русского национального характера, богатырь необыкновенной силы, прославившийся своими подвигами как защитник земли русской.

Итог занятия.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с народным героем Ильей Муромцем. Возможно, кто-то из вас слышат о нёс в первые.

Есть возможность познакомиться, прочитав книги.

Богатыри и витязи русской земли Богатыри земли русской.

Былины.

Богатырские сказки (Звукозапись)

Н.В. Орлова «Герои русских былин»

Былины.

Воспитатель: В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.

Ребята, вам понравилось наше занятие.

Перед вами бумажные кружки. Вы на нём рисуете смайлик.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/478673-beseda-na-temu-den-pamjati-bylinnogo-bogatyrj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Классный час по теме: «Святой богатырь Илья Муромец»

Цель мероприятия: ознакомить детей с подвигами святого Киево-Печерской Лавры (Ильи Муромца), рассказать о жизни богатыря, о его качествах, духовной силе, доброте и милосердии.

Воспитательные задачи: нравственное воспитание. На примере русского богатыря Илья Муромца показать детям превосходство духовной силы над телесной, открыть для них такие качества, как: доброта, милосердие, великодушие, скромность, вера, смирение, терпение и любовь.

Ход мероприятия

1. Стихотворение «Русь».

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель — Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети – Чувство торжества, гордости за свою Родину.

2. Учитель – Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушки слагались пословицы. Какие пословицы о родине вы знаете?

Дети – Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

— Своя земля и в горсти мила.

— На чужой сторонушке рад своей воронушке.

— Всякому мила своя сторона.

— Человек без Родины – соловей без песни.

— Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

3. Учитель – Сегодня на классном часе мы затрагиваем очень важную тему. Тему духовного и нравственного воспитания. А рассмотрим мы это на примере Ильи Муромца. Кто знает кто такой Илья Муромец? (Смелый и отважный русский богатырь, герой множества былин.) А теперь мы познакомимся с ним поближе. Вы будете сами рассказывать друг другу о нём, чтобы хорошо запомнить.

4. Первый рассказчик – Родился Илья Муромец в селе Карачарово под древним русским городом Муромом.

Второй рассказчик – От рождения Илья немощен был, даже ходить не мог до 30 лет. И видно воспитались в нем великое терпение и смирение.

Третий рассказчик – Илья Муромец особый избранник божий, сила даётся ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих», то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом.

Сценка: Илья сидит дома: входят странники и говорят.

Странники – Поди и принеси нам напиться

Первый рассказчик – Пытаясь по послушанию исполнить просьбу странников, он получает от Бога за послушание помощь и встаёт.

(Илья встаёт и приносит им воды)

Странники – Выпей сам. (он выпивает) Что в себе слышишь?

Илья – Слышу в себе силы, дерево с корнем вырву из земли.

Странники — Принеси ещё ведро. ( Илья приносит)

Странники — Выпей и это ведро. Что в себе слышишь теперь?

Илья – Если бы кольцо ввернуть в землю, я бы повернул землю.

Странники – Это много, принеси третье ведро (Илья приносит третье ведро).

Странники – Выпей (Илья выпивает и сил у него стало меньше).

Странники – Будет с тебя и этого.

5. Идет диалог:

Учитель – Почему поставлены пределы силы богатырской?

Ученик – Сила телесная без разума может навредить человеку.

Учитель – Так значит, Илья Муромец соединил в себе силу духовной с силой телесной?

Ученик – Именно так. Получив силу чудом, Илья не мог ею возгордиться, он пронёс её через всю жизнь, как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а все народу русскому, которому он служил до глубокой старости.

6. Учитель – Ребята, а какие вы знаете подвиги Ильи Муромца? А теперь посмотрим, как же это было.

Первый рассказчик – Получив благословение родителей, Илья отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру. Прямой дорогой в Киев ехать никто не решался – там пошаливали разбойники, могли ограбить и жизни лишить. Илья не испугался, он решил очисть её от разбойников.

Второй рассказчик – Вот и пошёл он по лесу, махая дубиной и сшибая деревья, так дошёл он до речки Смородиной. Смотрит, а на другой стороне Соловей-разбойник сидит. Увидел он Илью Муромца и закричал.

Соловей-разбойник – Что за невежа проезжает тут, мимо моих заповедных дубов? (свистит)

Третий рассказчик – Но наш Илья не испугался, а взял свой лук богатырский и пустил в Соловья-разбойника калёную стрелу. Покатился Соловей-разбойник с дуба, подхватил его Илья Муромец, привязал к седлу и поехал в стольный град Киев к князю Владимиру.

Четвёртый рассказчик – Много ещё Илия ездил по Руси – матушки, защищал людей от врагов лютых. Даже названия некоторым его подвигам дали. В былинах так они зовутся: «Илья Муромец и Идолище поганое», «Илья Муромец и Калин Царь», «Илья Муромец и Богатырь Захватчик». Удивлял всех храбростью и чуткостью.

7. Беседа о картине «Богатыри» Виктора Васнецова.

Учитель – Кто на ней изображён?

Дети – В центре группы – Илья Муромец, слева от Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович. Это богатыри-всадники, которые вышли в дозор.

Учитель – Давайте остановим свой взор на образе Ильи Муромца, ведь он главный герой.

Опишите его внешность.

Дети – Илья Муромец одет в богатырские доспехи.

Дети – В правой руке держит палицу, он готов к бою, выглядывает, не видно ли врага?

Дети – У Ильи Муромца мужественное лицо, большая борода, широкие плечи.

Дети – Конь под ним богатырский.

8. Речевая разминка.

Учитель – Мы сейчас с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией.

На доске написана скороговорка (собери скороговорку).

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

Учитель – Давайте прочтём скороговорку с испугом, восторгом, хвастаясь.

9. Жизнь Ильи Муромца после ратных дел.

Первый рассказчик – Илья Муромец стал монахом, уже увенчанный славой героя и победителя врагов. Сам он славы никогда не искал. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но несомненно были и они велики, более велики даже и трудны, чем подвиги ратные.

Второй рассказчик – Доказательством тому нетленные мощи Илии, которые покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Ведь он прославлен, как преподобный, то есть подобный ангелам.

10. Словарная работа.

Учитель – подбери к устаревшим словам современные слова.

Дарован ———————— Подарен

Надобно ———————— Нужно

Испить, выкушать ———— Отведать

Прекословить —————- Возражать

Подсобить ——————— Помогать

11. Итог классного часа.

1 вопрос: Откуда родом был Илья Муромец? (село Карачарово, город Муром).

2 вопрос: Кто исцелил Илью Муромца? (калики-перехожие).

3 вопрос: Какие силы соединил в себе Илья Муромец? (духовную и телесную).

4 вопрос: С кем сражался Илья Муромец в свой первый подвиг? (с Соловьём-разбойником).

5 вопрос: Благодаря каким качествам Илья Муромец стал великим богатырём? (доброта, милосердие, духовная сила, добродушие, мужество).

6 вопрос: Какая сила важнее: духовная или телесная? (духовная)

Классный руководитель 2-го класса: Груздова Любовь Ивановна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий клубного вечера
  • Сценарий ко дню гражданской авиации
  • Сценарий клуба романтики я охочусь на тебя
  • Сценарий ко дню бухгалтера на работе
  • Сценарий ко дню города на площади