Сценарий ко дню чукотки

Сценарий праздника День Чукотки "Кутх в стране Чукотии"

Сценарий праздника День Чукотки

КУТХ В СТРАНЕ ЧУКОТИИ

Действующие лица:

Ведущий,

Ворон  Кутх, Куркыль в образе охотника, 2 пастуха, медведь.

Атрибуты:

Большой экран, проектор;

Костюмы для участников сценок и выступлений;

Оформление яранги и быта;

Оформление реки, рыбки.

1 ребенок: Чукотка, Чукотка, Чукотка

Для Родины просто находка

Здесь трудится дружной семьей

Российский народ трудовой

2 ребенок: Здесь золото в недрах и уголь

Богатство морей и озер

И тундры простор бархатистый

Расписан в цветущий ковер

3 ребенок: Земля чукотская такая —

 Как только первый луч скользнет

 Вокруг все сразу оживает

 Местами тундра зацветает

 И первых птиц весенних стаи

 В свои объятья тундра ждет

4 ребенок: Земля чукотская такая —

 В ней крик души,

 И день растет

 И как прекрасно в этом крае

 Где все с природою живет!

Песня «Эйгысқыңэв мылявыркын»

Эйгысқыңэв кэмлилюльын,

ой-я-я, ой-я-я

клубык мылявыркын,

ай-я-я, ай-я-я.

Вилюлгыльын, и`нничгыльын,

ой-я-я, ой-я-я

 кытталпагъе нъэлыркын,

ай-я-я, ай-я-я.

Ой-я, ой-я, ой-я-я

ай-я, ай-я, ай-я-я.                                               

Ведущий: Амын етти тумгытури! Поздравляем вас с 86-летием со дня образования нашего округа. Мы рады приветствовать всех в этом зале.

Ведущий: Чукотский автономный округ — административно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации. В национальных поселках распространены чукотский и эскимосский языки. Их изучение ведется в школах и детских садах. Стихотворения на чукотском языке нам расскажут дети старшей         группы.

К’эпыл

Како к’эпыл

Тан’пэраркын!

Тумгыт,

Кита к’ыетгытык!

Кыргычьықай

Кыргычьықай,

қынур йынйын,

Э’к’эгнигйит

нынлетк’ин.

Эпэқэй

Эпэқэй, эпэқэй!

Ңутку қывакъо.

Вайвай койңықай –

Чеэкэй мынчаё.

Ңаргынэн

Ңаргынэн нытэңқин

Киткит чьэчеңэркын

Нинқэй ныппылюқин

Кынъёрагты тылеркын.

Ңэвэй

Ңэвэй, ңэвэй қырилнилю

Ңэвэй, ңэвэй қыпутурэ

Ңэвэй, ңэвэй қъиннилю

Ңэвэй, ңэвэй мынриңэмьет.

Ведущий: Сегодня мы познакомимся с книгой Георгия Меновщикова, которая называется «Путешествие ворона Кутха по северным странам», а именно мы обратимся к третьей главе под названием «Кутх в стране Чукотии».

Выключается свет, звучат национальные песни, участники и гости усаживаются на стульчиках.

По ходу рассказа на большом экране идет показ картинок по тексту.

Текст читает ведущий.

Много разных историй было с Кутхом в родной ему Ительмении и в стране Корякии. А теперь из коряки решил наш любознательный Кутх совершить путешествие в третью страну – Чукотию. А слышал он о ней много интересного.

Рассказывали Кутху, что в Чукотии много высоких гор, в ущельях которых за короткое лето не успевает растаять снег. А в зеркальных реках и озерах водится великое множество всякой рыбы. На просторах чукотской тундры, которая летом покрывается ковром из зеленых трав и ярких цветов, кочевники-оленеводы выпасают стада оленей. Эту страну с трех сторон окружают два холодных моря – Чукотское и Берингово. А в морях этих водится разный морской зверь: киты, моржи, нерпы, лахтаки, сивучи, белухи. А сколько там морских и тундровых птиц! Вороны, совы, куорпатки, гуси, пуночки утки. Бакланы, чайки, топорки, гагары, да и всех не перечесть. А в тундре поблизости от оленьих стад бродят волки, лисицы, песцы. Юркие горностайчики ловят мышек, а писклявые евражки летом заготавливают на зиму разные зернышки. И длинноухий зайчик находит себе там сладкие веточки от кустарников. А огромный бурый медведь собирает в тундре ягоды, которые растут там в изобилии, и ловит в речках зазевавшихся горбуш. А белый медведь подкарауливает глупых нерп у лунок во льдах да ловит морскую рыбу. У каждого волосатого и пернатого жителя этой страны много забот и дел. Все они обитают рядом с человеком, которому с древних времен помогают жить на суровом Севере.

Рассказывали Кутху, что в Чукотии звери, птицы и люди, как в Ительмении и Корякии, говорят между собой на одном языке. И что рассказывают они много историй о похождениях своего ворона по имени Куркыль, и что этот Куркыль во многом похож на самого Кутха.

Далее по ходу рассказа идет инсценировка.

Продолжение рассказа

Ведущий читает слова автора.

Выходит мальчик в костюме ворона и летает по кругу,

Недалеко возле яранги сидят два мальчика в камлейках и пьют чай.

Кутх летает и потом садится рядом с мальчиками возле яранги.

Ведущий: И вот наш уважаемый Кутх, попрощавшись со своей верной женой Мити и детьми, снова расправляет свои волшебные крылья и летит в страну Чукотию.

В сказочных  историях все совершается очень скоро, и Кутх, вылетев утром из Ительмении, миновал соседнюю Корякию и к вечеру был уже в Чукотии. Он приземлился на берегу быстрой и широкой реки под названием Анадырь, обернулся человеком и пошел искать жилище местных людей. Вскоре он увидел дымок от костра и пошел на него. У костра сидели отдыхающие пастухи, пили чай. Курили трубки и рассказывали друг другу разные истории.

Кутх: Здравствуйте!

1 пастух: Здравствуй! Кто ты и откуда?

Кутх: Я Кутх из страны Ительмении. Прибыл познакомиться с вашей страной да послушать истории про вашего сказочного ворона Куркыля.

Пастухи угостили Кутха олениной, чаем и табаком.

2 пастух: Сегодня мы отдыхаем и рассказываем друг другу разные истории из нашей кочевой жизни. В этот вечер моя очередь рассказывать. Слушай,  если хочешь, истории про ворона Куркыля.

Ведущий: И пастух рассказал ему истории. Одну из них вы сейчас увидите…

Инсценировка «Ворон Куркыль пугает медведя»

Ведущий читает слова автора

Ведущий: Однажды ворон Куркыль в облике охотника шел по берегу реки, по которой поднимались косяки горбуши и кеты. Рыбы было так много, что от нее вода бурлила, словно в кипящем котле. Куркыль подумал: «Каждая рыбина несет в себе тысячи икринок, а из каждой икринки родится малек. Малек спустится в море и вырастет в большую рыбу и вновь поднимется по реке. Будет много рыбы для людей, зверей и птиц». Подумал так и пошел дальше вверх по берегу реки. Идет и видит же медведь косолапый рыбу ловит! А медведь так увлекся своей работой и, что ничего не слышит и не видит. Куркыль тихонько подошел сзади и видит на траве огромную кучу рыбы.

Куркыль подумал: «Этот жадный медведишка понапрасну столько рыбы губит. Разве может он столько съесть! Медведь разоряет речку. Надо его прогнать».

Куркыль: Медведушка, беги отсюда! Охотники с копьями да стрелами подходят!

Медведь с перепугу свалился с камня прямо в воду и поплыл на другой берег. Там он вскарабкался на кручу, отряхнулся и хотел было убегать, но услышал громкий смех.

Куркыль: Ха-ха-ха! Вот как я напугал тебя! В следующий раз не вылавливай столько рыбы, не жадничай! Ведь столько икринок ты погубил!

Медведь: Ах, это ты, Куркыль, так жестоко подшутил надо мной! Ну, погоди же, не попадайся мне на тропе!

Куркыль: А разве ты не боишься, что я превращу тебя в зайца или евражку? Уходи и не губи напрасно в следующий раз столько рыбы. А из твоей добычи я для своей Мити и детей юколы насушу. Не пропадать же рыбе!

Медведь поворчал-поворчал  и пошел прочь

Ведущий: Прослушал Кутх эту историю про рыбака-медведя и вспомнил, что такой же случай произошел с ним в Ительмении. И подумал Кутх: «Диво дивное, в Чукотии меня называют уж не Кутхом, не Кутенкеу, а Куркылем. Ну, что ж, пусть так и будет. В этой стране я Куркыль»!

А пастух стал рассказывать следующую историю, которые вы можете прочитать и узнать еще много интересного в книге Георгий Меновщикова «Путешествие Ворона Кутха по северным странам».

Ведущий: В завершение нашего мероприятия давайте послушаем стихотворение, которое нам расскажет ……………………

Любите родную природу:

Реки, озёра, поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, дети, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Ведущий: Спасибо за внимание! Атав нымэльэв!

Сценарий мероприятия

День Чукотки

Зал украшен рисунками и стенгазетами о Чукотке, выполненными обучающимися.

Ведущие в национальных костюмах. Для исполнения танцевальных номеров приглашен национальный ансамбль «Касаточка» п. Провидения под руководством Корчевой О.В.

Вед. 1. Еттык, тумгытури!

Вед. 2. Куякамси!

Стихотворение читает учащийся (на экране сменяются слайды природы Чукотки)

Я помню берега лагуны

Писал я другу своему

Через нее переправляясь

Сквозь день и ночь,

Сквозь свет и тьму.

Синеют в небе гор вершины

Даль изумительно чиста

Мне вслед кричали альбатросы

«Гляди! Какая красота!»

(на заднем плане герб и флаг Чукотки)

Вед. 1. Чукотский национальный округ был образован 10 декабря 1930 года в составе Дальневосточного края

Вед. 2. С 3 декабря 1953 года Чукотский национальный округ находился в составе Магаданской области.

Вед. 1. В 1980 году Чукотский национальный округ стал автономным.

Вед. 2. 16 июля 1992 года Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области и получил статус субъекта Российской Федерации. В настоящее время является единственным автономным округом из четырёх, не входящим в состав другого субъекта Российской Федерации.

Выступление ансамбля «Касаточка»

Вед. 1. (на экране сменяются слайды природы Чукотки)

Чукотка — далекая и близкая. На самом крайнем северо-востоке Евразии лежит самый отдаленный регион России. Сюда не проложены автомобильные дороги, не идут поезда. Самолет – единственный способ преодолеть большое расстояние от Москвы до Анадыря. Такая удаленность Чукотки заставляет людей становиться бок о бок, чтобы выстоять перед трудностями или капризами дикой природы. И потому люди здесь намного ближе друг другу.

Вед. 2. Чукотка — суровая и прекрасная. Еще ни один человек не говорил о лютом зимнем холоде, смешанном с тихоокеанскими и арктическими ветрами без тех же эмоций, что и о величественной и монументальной красоте. Здесь действительно холодно и красиво.

Вед. 1. Чукотка — теплая и самобытная. Коренные жители с их гостеприимством и открытостью главная ценность этой земли. Чукчи, эскимосы, эвены всегда рады новым встречам и знакомым.

Чукотка — настоящая!

Выступление ансамбля «Касаточка»

Вед. 2. Любите ли Вы Чукотку так, как я люблю её, то есть всеми силами души Вашей?

Вед. 1. Чукотка — это место уникальной природы и самобытности населения.

           Вед. 2. Чукотка — это уникальная возможность проверить себя как личность.

           Вед. 1. Только чистое сердце и мужественность характера, только уверенность в себе и твердость духа, только целостность натуры.

   Вед. 2. Умение не только смотреть, но и видеть. Видеть нежную и суровую красоту нетронутой циничностью цивилизации природы.

           Вед. 1. Умение насладиться общностью с созданием бога в своем первозданном виде.

Вед. 2. Умение противостоять и чувствовать себя победителем.
Умение слиться и понять, что человек – это часть природы.

           Вед. 1. Озера и реки, полные сверкающей чешуёй рыбой, стада оленей и мирно горящие костры чукотских пастухов, моржовые лежбища, киты…

           Вед. 2. Азартные гонки на собачьих и оленьих упряжках…

            И просто чистый воздух.

Стихотворение читает учащийся (на экране сменяются слайды природы Чукотки)

Земля чукотская такая —

Как только первый луч скользнет

Вокруг все сразу оживает

Местами тундра зацветает

И первых птиц весенних стаи

В свои объятья тундра ждет

Земля чукотская такая —

В ней крик души,

И день растет

И как прекрасно в этом крае

Где все с природою живет! (Стихи Бориса Горюнова, почетного гражданина Чукотского автономного округа, удостоверение № 41. «Земля чукотская»)

Вед. 1. И еще. Есть мнение, что Чукотка – это колыбель будущего президента. Как знать, возможно, именно здесь сейчас проходит школу мужества и духовного становления человек, которому предстоит вершить историю. И эта школа лучшая. Школа земли, где сама природа ставит под сомнение верность давно устоявшихся правил жизни, временных и пространственных параметров, определяющих порядок существования.

Выступление ансамбля «Касаточка»

Вед. 1. Новости Чукотки C этого года Чукотке на шесть лет выделена квота в 720 серых и 30 гренландских китов. На днях морские охотники Чукотки загарпунили первого с 2010 года гренландского кита. Охота на китов под запретом практически полностью, лишь для жителей Чукотки сделано исключение. Добыча морского зверя — это тысячелетняя традиция, без которой их жизнь теряет смысл и вкус. На протяжении веков береговые чукчи питались мясом китов, строили жилье из их костей, добывали тепло и свет из их жира, мастерили лодки-байдары из их шкур.

Вед. 2. МОСКВА, РИА Новости. Около пятидесяти белых медведей, собравшихся в начале ноября у чукотского села Рыркайпий, покинули его окрестности и ушли охотиться на лед, сообщил РИА Новости руководитель проекта «Медвежий патруль» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Виктор Никифоров.

Команда «Медвежьего патруля» сделала все, чтобы сохранить жизни людей и медведей и не допустить столкновения местных жителей и хищников, которых привлекли останки двух серых китов в нескольких километрах к западу от чукотского села.

Вед. 1. Михаил Пенеринтын занял второе место по метанию аркана на Чемпионате и первенстве России по северному многоборью, которые прошли в Красноярске. Результат чукотского спортсмена в этом виде соревнований составил 17 метров.

В метании топора на дальность, которое проходило вне зачёта среди женских команд, учащаяся села Амгуэма Иультинского района Юлия Назарова заняла 4 место.

В общекомандном зачете сборная Чукотского автономного округа на Всероссийских соревнованиях по северному многоборью заняла 5 место, юниоры Чукотки по сумме набранных очков среди команд России заняли 7 место.

Среди присутствующих ведущими проводится викторина

Викторина о Чукотке

  1. Самое глубокое озеро Чукотки? (оз. ЭЛЬГЫГЫТГЫН)

  2. Как называется пролив, разделяющий Чукотку и Аляску? (БЕРЕНГОВ ПРОЛОИВ)

  3. Самая длинная река Чукотки? (р. АНАДЫРЬ)

  4. Чем знаменит остров ЫТЫГРАН в Провиденском районе? (КИТОВАЯ АЛЛЕЯ)

  5. Колыбель белых медведей? (о. ВРАНГЕЛЯ)

  6. На всю страну славятся изделия косторезов Чукотки. Назовите самую знаменитую на Чукотке косторезную мастерскую. (УЭЛЕНСКАЯ КОСТОРЕЗНАЯ МАСТЕРСКАЯ)

  7. Как называется самая восточная точка Чукотки? (мыс ДЕЖНЕВА)

  8. Название какого острова в Провиденском районе переводится как «обманчивое место, где блуждают»? (о. АРАКАМЧЕЧЕН)

Стихотворение читает учащийся

Чукотка, Чукотка, Чукотка!

Для Родины просто находка

Здесь трудится дружной семьей

Российский народ трудовой.

Здесь золото в недрах и уголь,

Богатство морей и озер

И тундры простор бархатистый

Расписан в цветущий ковер.

Вед. 1. У коренных народов севера единственной сокровищницей на протяжении столетий остается фольклор.

Вед. 2. Именно он, обогащаясь из поколения в поколение, впитал многовековую мудрость и опыт северян, их жизнестойкость и правильное воспитание будущего поколения.

Инсценировка чукотской сказки «Лиса и Ворон»

Лиса и ворон

Жили по соседству Лиса и Ворон. Лиса ленивая была, пищу себе не добывала, поэтому плохо жила, голодала, а у Ворона всегда и еда была и припасы в кладовой. И вот однажды вышла Лиса из яранги и говорит дочери:

— Чтоб такое придумать, чтоб вкусно поесть… (стоит, думает и говорит хитро):

— Обману-ка я Ворона, скажу, что замуж вышла, что жать богато стала (прихорашивается, прическу поправляет).

Дочь в ответ:

— Не надо обманывать, иди лучше по-хорошему еды у дядюшки Ворона попроси.

Не послушалась Лиса дочери, взяла один мешок для еды, а во второй мешок рыбацкую сетку засунула и пошла к Ворону. Ворон услыхал шани на улице и спросил:

— Кто там?

Лиса в ответ:

— Это я – Лиса, в гости к тебе пришла радостью поделиться, замуж я вышла!

Удивился Ворон:

— Надо же двоюродная сестрица замуж вышла, заходи скорее!

Уселись, Ворон спрашивает:

— Что есть будешь: мантак, игылькын, нывкурок, кыкватоль и рыбкой перекусишь?

Лиса:

— Ой, у нас еды много, я не голодна

Сидят, разговаривают, а Ворон все удивляется:

— Наконец-то, ты , сестра замуж вышла! (радуется за сестру, головой качает, улыбается).

А Лиса похваляется обманным добром:

— У моего мужа много оленей, два больших стада. Мяса много, молока оленьего, шкур – какие хочешь расцветки. А, кстати, у тебя птичьи яйца есть? Мой муж очень кушать яйца любит! А я взамен оленьих шкур оставлю, вот они, в мешке, пощупай (Ворон трогает мешок, довольный).

Ворон пощупал и вправду лежит что-то мягкое. Обрадовался:

— Вот богатство – сколько одежды будет!!!

И пошел Ворон за яйцами. (Лиса встает со стула).

(Ворон танцует «Сбор яиц на скалах».)

Пока Ворон за яйцами ходил, Лиса в кладовую залезла и давай продукты в мешок складывать, набрала, села на свое место, за спиной мешок с едой спрятала. Ворон дал лисе яиц птичьих, Лиса обрадовалась, что обхитрила Ворона и давай собираться.

— Ой, засиделась я, пойду мужа деликатесом обрадую!

Схватила птичьи яйца, мешок с ворованной едой и побежала быстренько домой.

(Дочь встречает Лису возле яранги, Лиса показывает мешок)

— Смотри-ка, обманула я Ворона. Он теперь думает, что замуж я вышла и и старую сеть за оленьи шкуры принял! Дуралей! (ехидно смеется)

Дочь Лисы:

— Зачем дядю обманула, нужно было по-хорошему еды попросить! (стоит грустная)

Лиса:

— Не учи меня, а то одна все съем!

Тем временем Ворон пошел в кладовую за шикшевым вареньем к чаю, а там пусто все, развел крыльями и думает вслух:

— Надо же с сестрицей все запасы съели.

Пошел Ворон, взял мешок с сетью и говорит:

— Ой, сколько шкур, ай, сестра, молодец! (пока говорит, открывает мешок)

Достает старую сеть, и понять не может, где шкуры оленьи? Рассердился Ворон на Лису, что так поступила с ним, взял сеть и завесил в кладовой. (Ворон садится на свое место и продолжает чай пить)

(Выходит Лиса из яранги, прихорашивается) Через несколько дней, как еда закончилась, Лиса опять к Ворону собралась. Пришла, Ворон делает вид, что рад сестрицу видеть, чай ей наливает, а лиса опять лживые речи ведет:

— Вот, муж тебе пыжики в подарок передал! (Ворон сидит, улыбается) А взамен муж юколы попросил!

Ворон вышел на улицу за юколой. А Лиса шмыг опять в кладовку за едой, да как в сетке запуталась и давай орать:

— Ой-ё-ё-ё-ё-ёй! Помогите, вы что со мной делаете!? (стоит, сетка на голове, руками машет)

Ворон подходит к Лисе:

— Ты сама плохо себе сделала, зачем меня обманула: вместо оленьих шкур старую рыбацкую сеть подбросила и еду мою воруешь, будешь знать, как обманывать и воровать!!!

И бросилась Лиса наутек в рыбацкой сетке, все кто видел ее, смеялись до упаду.

Вот так Ворон Лису за обман и воровство проучил.

Среди присутствующих ведущими проводится викторина

Загадки о животных

По сути – зверь, а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? (КИТ)

По волнам гуляет зонтик.

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот диво!

Зонтик жжется как крапива! (МЕДУЗА)

Не летит, не поет, но клюет. (РЫБА)

Прыгай в прорубь, не дрожи –

Закаляйся как… (МОРЖИ)

Я среди торосов

В теплой, белой шкуре

Прячусь от морозов

И от снежной бури. (УМКА)

Он под шубою жирок

Нагулял за лето впрок

И улегся спать в берлоге

Под себя поджавши ноги (БУРЫЙ МЕДВЕДЬ)

На севере снежном зверек обитает,

Пушистую шубку его всяк узнает.

Роднёй он приходится рыжей лисице,

Но писем не пишет он хитрой сестрице (ПЕСЕЦ)

Собак порода ездовых,

Охотничьих, сторожевых…

Колечком хвостик, угадай-ка!

Ну, вот конечно, это …(ЛАЙКА)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На ходу готов напасть (ВОЛК)

Возит нарты он весь день,

Транспорт тундры кто?.. (ОЛЕНЬ)

Выступление ансамбля «Касаточка»

Вед. 1. (на экране сменяются слайды природы Чукотки)

Там где сладко пахнет морошкой,

Там где дом и родная семья –

Это все называется родина,

Дорогая родная земля!

Вед. 2. Даже солнце здесь светит теплее

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут…

Вед. 1. С праздником!

Вед. 2. С днем Чукотки!

Конспект сценария праздника «День Чукотки» в старшей и подготовительной

группе

Составила педагог дополнительного образования Омрычайвуна Д.В.

МБОУ «ЦО с.Амгуэмы» ДО

Программное содержание:

Образовательные: обогащать знания детей о чукотском народном творчестве.

Содействовать пониманию национального колорита музыки чукотского народа.

Развивающие: способствовать речевому, музыкальному, художественноэстетическому,

нравственному, социальному развитию детей.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к старшим,

дружелюбие, чувство гордости за свой округ.

Ход праздника

Звучит песня «Нунлигран»

Виктор Кеулькут «Это неправда!»

Иногда от людей я слышал,

Что у нас не житье, а горе:

Злые ветры срывают крыши,

Постоянно бушует море;

Летом грязь, а зимой заносы,

Тундра топкая, словно студень,

Караулят лиман торосы –

Ни пройти, ни проехать людям.

Скучно, холодно и пустынно.

Ни весны, мол, здесь нет, ни лета…

Вы спросите Чукотки сына,

Я отвечу: «Неправда это!»

Да, бывает пурга, не скрою,

И нередко бушует море,

И морозно у нас зимою.

Только это – совсем не горе.

Хороша охота на зверя!

Ничего, что сезон короткий.

Нет, плохим словам не поверит

Тот, кто жил у нас на Чукотке!

Всюду птичий веселый гомон,

Реки наши рыбой богаты.

Столько дел! Не сидится дома

Даже самым тихим ребятам.

Необъятная тундра наша

Вся покрыта цветами летом.

Пусть мне скажут, есть место краше,

Я отвечу: «Неправда это!»

Замерзает бездельник всюду.

А увидит, что солнце светит,

И о солнце он скажет худо,

Красоты его не заметит.

Говорят иногда такое,

Словно жизнь у нас без просвета!

Но мы знаем, земляк, с тобою,

Что неправда, неправда это!

Ведущая: Амын еттык тумгытури! Амын еттык нэнэтури ынкъам рэмкыльытури!

Здравствуйте, дети и дорогие гости! Вы знаете, что наша страна очень большая, а

называется она очень красиво РОССИЯ. На много километров протянулась она с запада

на восток и с севера на юг. Это наша с вами Родина. Но у каждого человека есть свой

любимый уголок, своя маленькая Родина, где он родился и живет. Для нас с вами родиной

является наш северный край Чукотский автономный округ. Главный город нашего

округа Анадырь. И сегодня наша встреча посвящается дню рождения нашего округа. 10

декабря 1930 года образовался наш родной округ, 10 декабря 2013 года ему исполнилось

83 года. А сейчас в подарок нашему округу мы споем песню.

Песня «Тундра позови меня»

Ведущая: Ребята расскажут стихотворение талантливого чукотского поэта Михаила

Васильевича Ваалгыргына «ҚэюуқэйОлененок».

Коля: Рад и взрослый,

и ребенок

когда беленький

как снег

в стаде

первый

олененок

появляется

на свет.

Сережа: Вот лежит он,

Еле дышит,

Озирается кругом.

Ничего еще

не слышит,

только думает бегом:

Люба: «Это – небо.

Это – снег.

Кустики.

Полянки.

Воон оленный человек

В меховой

Кухлянке.

Настя: А в стороночке, у пня,

Дерево живое.

Это – мама,

Что меня

Родила сегодня.

Ведущая: А сейчас ребята исполнят песню «Номқэн иръын»

Ведущая: Немного поиграем. Игра «Пастух собирается в стадо». На игру приглашаю 2

участников, ваша задача собраться в стадо к олененку на скорость.

Ведущая: Послушаем, ребята расскажут стихотворение знаменитого не только у нас на

Чукотке, но и за пределами нашей родины, Юрия Сергеевича Рытхэу «Пять солнц».

Стихотворение «Пять солнц»

Милана: Золотых четыре солнца

Я из дома выношу.

Золотых четыре солнца

На ладони я держу.

Золотых четыре солнца

Я подкидываю ввысь.

Алик: И мелькают все четыре –

Где какое? – Разберись!

Что за мячик!

Что за чудо!

Подходитека, друзья!

Я один играть не буду,

Одному играть нельзя.

Олеся: Только вместе,

Только вместе!

Всех мой мячик подружит!

Он набит оленьей шерстью,

Сверху солнцами расшит.

Максим: Золотых четыре солнца

Шире делают наш круг.

Золотых четыре солнца

Горячи от наших рук.

Захар: Золотых четыре солнца

Улетают к небесам.

Солнце пятое откуда

Улыбается друзьям!

Ведущая: Ахмед расскажет нам стихотворение «Ңотқэн қэпыл» на чукотском языке.

Ведущая: Засиделись наши ребята. Поиграем? Игра «Қорачет». Приглашаю 2

участников, надо поймать оленя.

Ведущая: Молодцы! Споем песню «Мургин кынъеран»

Ведущая: Послушаем стихотворение на чукотском языке «Мургин кынъеран», а

расскажет нам его Кирилл.

Ведущая: Послушаем еще одно стихотворение на чукотском языке «Мургин ръэтқэй»,

расскажет его Захар.

Ведущая: Предлагаю вам отгадать загадки:

Он наша еда, одежда, дом и транспорт (қораңы).

Серая собака – человеку, оленю враг (и’ны).

Кто всю зиму только спит и даже не ест (кэйңын)?

Кто, когда зима приходит, белую кухлянку надевает, а когда лето наступает, ее на серую

кухлянку меняет (мэлеталгын)?

Ведущая: Девочки Альбина и Аня расскажут нам стихотворение «Мой любимый цветок»:

Альбина: Невзрачный тот цветок

Недаром любят чукчи…

Опять пришла весна,

Все зелено вокруг.

Наверное, цветы

Есть на земле получше,

Но мы тебя всегда

С надеждой ждем, пъупук!

Аня: Ничем среди других

Особым не отмечен,

От городских жилищ

Заведомо далек,

Как женская краса,

Увы, не долговечен

Твой бледный лепесток,

Твой хрупкий стебелек.

Ведущая: Девочки наши засиделись. Хотите поиграть? Игра «Собирательница

кореньев». Приглашаются девочки для участия в этом конкурсе. Вы, дорогие участницы,

будете собирать корешки «пъупуқыт». Только сначала скажите, как его добывают, как его

готовят? Две команды девочек снимают с доски корешки.

Ведущая: Песня «Гымнин эпэқэй».

Ведущая: Чтобы сшить теплую кухлянку нужны нитки. Нитки тундровички плетут из

жил. Вот для конкурса сплетены нитки, но их надо смотать аккуратно на палочку. Игра

«Смотай клубок». Проверим быстроту и ловкость девочекрукодельниц.

Ведущая: Песня «Вэтлы»

Ведущая: Еще поиграем? Игра «Прокати А’лечелгын». На саночках покатаем

А’лечелгын?

Ведущая: Песня «Орвықай»

Ведущая: Набегались, отдохнем и отгадаем загадки:

Человека друг, помощник. Поклажу возит, на зверей охотится, оленей пасет. Кто он

ттъықэй)?

Без ног, без топора, умеет строить себе дом. Кто это (птица)?

Летом он серый, зимой белый, уши у него короткие (песец).

Кто они – в воде играют, а на земле умирают (рыбы)?

Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится (Северное

сияние).

Олень от них убегает, а они не отстают (нарты).

Не из камня, не из брёвен, из оленьих шкур построена (яранга).

Игра «Чукотский хоккей». Две команды по 3 человека толкают «қэпыл» до отметки при

помощи «тивичгына».

Ведущая: Дорогие ребята, помоему мы очень хорошо провели время: повеселились,

поиграли. Вэлынкықунэтури! Спасибо вам! Мы гостей так просто не отпустим, угостить

мы вас хотим. Давайте, ребята, попрощаемся с нашими гостями почукотски: Атав! И еще

пожелаем всего наилучшего на родном языке: Нымэльэв қытваркынэтык!

МБОУ «ООШ села Энмелен»

«Утверждаю»_________________

Зам. директора по ДО

Рольтытваль В. И.

Сказка «Умка»

Цель: развивать  у детей эмоционально-эстетическую отзывчивость и творческое воображение, расширять знания о Чукотке, традициях и семейных ценностях.

Задачи: закрепить песенные, танцевальные навыки, представления о семейных традициях, уважения к родителям; учить чувствовать настроение музыки, эмоционально откликаться на нее, воспитывать способность образно воспринимать красоту природы.

Атрибуты:

Праздничное панно, плакаты, шары, компьютер, проектор, брусочки для прыжков.

Действующие лица:

Ведущая

Медведица

Медвежонок

Песня (Где-то на белом свете)

Ведущий: Слышите, какая веселая песенка? О белых медведях, о морозе, о снежинках. Чувствую, что это сказка начинается…

Ночь. Северный полюс. Мама Медведица и ее любимый сыночек Умка тихо спят в своей берлоге. Им тепло и уютно. Звездочки ласково смотрят на них с небес и, опустившись, кружатся в сказочном танце.

Танец «Снежинки»

Медведица: Выходи, сынок, чувствую, дымом пахнет. Где-то люди недалеко в своих домах печки топят, кавпаты пекут. Скоро День Чукотки.

Умка: Ыммэмы! А что такое День Чукотки, люди?

Медведица: Ох, сынок, маленький ты еще у меня, многого не знаешь! Люди- это такие большие медведи, которые ходят на задних лапах. Каждый год они отмечают праздник День Чукотки. В этот день они устраивают соревнование между собой

Игра: Прыжки через нарты (брусочки)

Медведица: рассказывают стихи.

Стихи

Чукотский край (Тесленко Валерия Анатольевна)

Чукотский край, любимый и родной!

Желанный, милый, дорогой!

Тут родилась и тут живу,

Учусь, танцую и пою.

Природа наша – это сказка!

Богатства ярких всех цветов.

Здесь сопки есть, и тундра есть,

Грибов и ягод здесь не счесть.

И птицы кружат над заливом,

И щебет милый издают.

Вода красиво серебрится,

И волны весело бегут.

Когда морозы наступают,

Любуюсь я сияньем льда.

Среди снежинок бесконечных

Родная сторона моя!

«Мой дом- Чукотка» (Гытгыросхина Ангелина Дмитриевна)

Мой дом – Чукотка.

Одна страна такая на земле!

Люблю ее рассветы и закаты,

И синеву красивых гор.

И моря гладь,

И крики чаек над водой.

Цветов прекрасных аромат.

Люблю тебя, моя земля родная.

Желаю процветать и быть любимой!

«Шум волн» М. Вальгиргин.

И отныне,

Где б я ни был,

Память выплеснет на свет

Волны синие, как небо,

Пену белую, как снег.

Дни и ночи напролет

Песни старые, как память,

Море медленно поет.

«В море» С. Тиркыгин.

День

Завершает путь

Словно пастух усталый,

Солнце на сопке дальней

Присело отдохнуть.

Море передо мной.

Волны — обрывки дня,-

Музыкой неземной

Волнуя, зовут меня.

«Разговор с морем» В. Вэкэт.

Волны твои зеленые,

Ветры твои соленые,

Зябкие, осенние.

Здравствуй мое спасение!

Скоро и ты устанешь:

Тише, добрее станешь.

«Родному краю» В. Тынескин

Не хочу тобой гордиться

Дни и ночи напролет.

Кто желает – сам примчится,

Поглядит

И убедится

И любовь мою поймет.

Лично я

Без гор лиловых,

Тундры в розовом снегу

Посреди пейзажей новых,

Все равно: степных, сосновых,

Долго выжить

Не могу…

«Буду бережно хранить» М. Вальгиргин.

Эту землю, где я вырос,

Вечно в сердце благодарном

Буду бережно хранить.

Как иначе, как иначе?

Нет земли моей богаче,

Нет суровей и нежней,

Нет просторнее для сердца,

Нужно только приглядеться,

Прислониться

Сердцем к ней.

И войдет в тебя, вольется

То, что музыкой зовется,

И аукнется душа

Голосам моржей на льдинах,

Пенью тундровых травинок

И сопенью

Малыша.

Говорят: нет края глуше…

Ну, а я не знаю лучше

И готов хоть кем прослыть,

Но в любой дали отсюда

Я его под сердцем буду

Вечно слышать и хранить!.

Медведица: танцуют

(Танец «Охотники»)

Медведица: поют песни

(Песня: Мургин Таня»)

Умка: Ыммэмы! Так разве бывает? Это не фантастика?

Медведица: Нет, сынок это не фантастика, это как в сказке. А ведь ты еще не умылся? Зарядку не сделал? Пойду – ка я к проруби и принесу водицы.

Умка: Вот бы мне попасть туда, к людям на праздник! Они мне, наверное, обрадуются, и мы будем дружить. Побегу поскорее. (Уходит)

Игра «Ловля оленей»

Медведица: Ну вот, видишь, сколько водицы принесла, хватит тебе и мне. Ах! Умка! Сынок! Куда же ты подевался? Ах, проказник! Умка! Умка!

Ай- ай-ай! Убежал так далеко!

Пойду искать сыночка своего! (Уходит)

Песня «Облака»

Умка: Ни дорожки, ни тропинки не видать. Куда это я забрел? Только снег да лед кругом. Ыммэмы, где ты? Я боюсь!

Ведущий: В это время, как по волшебству, замерцало, заискрилось в небе. Как будто тысячи льдинок засверкали, переливаясь разными цветами. Такого медвежонок еще не видел.

Танец «Северное сияние»

Умка: Вот это красота! Вот это чудеса! Вот оно какое – северное сияние!

Побегу теперь я дальше,

Может, маму я найду.

Ведущий: Беги, Умка, беги! Тебе еще далеко бежать. А мы, ребята, покажем, какие мы ловкие да быстрые.

Игра «Кто быстрее добежит до кегли»

Медведица: Здравствуйте, дети! Вы моего сыночка не видели? Он к вам на праздник побежал. Он такой маленький, беленький…

Умка: Ыммэмы, наконец-то я тебя нашел. (Обнимаются).

Ведущий: Вот видите ребята, благодаря, нашему празднику любящая семья вновь воссоединилась.

Песня «Мамонтенок»

Ведущий: На этой счастливой встрече наш праздник закончился. Желаем вам никогда не расставаться, и не забывайте, что вы есть друг у друга.

Праздник день Чукотки в детском саду

Чукотка – глазами детей 

День Чукотки. Сценарий для детей.

Сценарий праздничной программы, посвящённой Дню Чукотки.

Оборудование: зал украшен плакатами собачья упряжка, каюр, горы из ткани , ПК, чукотские песени Игоря Келевекет «Мургин нутэнут», Нэвъэнкэй, «Дедушка», запись песни «Два весёлых гуся» переведена на чукотский язык, фонограмма песен под танцы «Охота на моржа», «Алые паруса»,головные уборы: мышка, песец,хвост песца, хвост мышки, плакат для сказки «Ныгыттэқин пипиқылгын»,головные уборы гусь — 2 шт., лапти гуся – 4штуки, «Два веселых гуся»,листы, ручки, столы, стулья, грамоты.

Действующие лица: ведущий – 2, дети 1, 2, 3 – групп, жюри для конкурса «камлейки».

Идея: сохранение традиций Чукотки, привлечения к исполнению народных танцев, стихотворений, инсценировок, связанных с культурой малой родины, сохранение, распространение и развитие национальной культуры малочисленных народов Крайнего Севера.

Задачи: воспитывать любовь к народному творчеству, знакомить с видами устного народного творчества: песнями, танцами сценками; развивать  музыкально-ритмическую координацию движений, способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, закрепление и уточнение знаний детей о названиях тундровых, морских животных и посуде на чукотском языке;

1.Танец – «Маленький»

2. Стих — Антонины Кымытвааль «В тундре»

3.Танец – «Охота на моржа»

4. Танец – «Алые паруса»

5. Викторина «Слова»

6.Сценка « Два весёлых гуся»

7. Сценка «Ныгыттэқин пипиқылгын»

8. Конкурс «Еққай – ым вытычгын»

9. Песня «Инчоун»

10. Вольный танец

(пока зрители рассаживаются звучит музыка Игоря Келевекет).

Ведущие и дети, нарядные в национальный чукотский костюм (камлейки, торбаса, головные уборы, перчатки).

Ход праздника

(Звучит песня «Мургин нутэнут» Игоря Келевекет, входят  дети 2 младшей группы встают в центр зала, делают движения руками в стороны, заходит средняя группа встает в середину зала во второй круг , делают движения руками в стороны , заходят дети старшей и подготовительной группы встают в середину зала в 3 круг и делают движения руками, все встали в свои круги и под музыку поочередно поднимают руки вверх сначало 1 круг, затем 2 круг и 3 круг. Рассаживаются на стулья.).

(Выходят ведущие)                                                                      

Ведущая 1: Амын етти, Инчувильыт! Сегодня день Чукотки, а это значит, что праздник пришел в каждый дом, потому что историю Чукотки создают люди, которые её населяют.

Ведущая 2: Здравствуйте, дорогие гости званые, желанные! Вот и наступил долгожданный день. Распахнула приветливо двери наша школа. В этот день мы желаем вам, дорогие земляки, счастья и здоровья, добра и радости. Сегодня у нас праздник – День Чукотки.

Ведущая 1:  У коренных народов севера единственной сокровищницей на протяжении столетий остается фольклор.

Ведущая 2:  Именно он, обогащаясь из поколения в поколение, впитал многовековую мудрость и опыт северян, их жизнестойкость и правильное воспитание будущего поколения.

Ведущая 1: Чукотский народ трудолюбивый, веселый. Он умеет и работать и веселиться. Наш концерт открывают дети 1 младшей группы с танцем «Маленький» встречаем аплодисментами.

Ведущая 2:

А на Севере, друзья,

Где тайга кончается,

Есть полярные края

Тундрой называются.

Ведущая1:Дети второй группы прочитают стих

Антонина КЫМЫТВАЛЬ

В ТУНДРЕ

1 ребенок:

Лишь узнаешь в тундре новость –

Станет всем она известна:
Солнце вышло – интересно!
Сын родился – интересно!

2 ребенок:

Интересно, интересно,
Даже очень интересно!
Кто вспугнул лисят с лисицей?
Видно, это едут гости!

3 ребенок:

Но к кому свернёт упряжка
И куда помчится после?
Интересно, интересно,
Даже очень интересно!

4 ребенок:

Вот геологов палатка
Появилась – интересно!
Вот запела куропатка –
Даже очень интересно!

5 ребенок:

Побегут аэросани,
Или в речке лёд растает –
От яранги до яранги
Новость каждая летает.

6 ребенок:

Если будете гостями –
Приезжайте с новостями!
Будем чай мы пить
И думать,

7 ребенок:

Оленят считать
И думать,
Думать сидя, думать стоя –

Ведущая 2:          

          О чуде, которое живет рядом с нами.

         Это чудо нельзя потрогать, но можно увидеть и услышать.

          Оно способно заставить нас смеяться и плакать.

          Оно имеет душу и сердце,

          Чудо рождается здесь на сцене и имя ему — танец.

Поприветствуем будущих охотников 3 группы с танцем «Охота на моржа».

Ведущая 1: 

      Чукчанки выстроились в ряд,

Глаза их весело блестят.

На камлейках их цветы

Небывалой красоты.

Ведущая 2: 

Вот девчонки – загляденье, все любуются на вас.

 Как танцуют, всем на диво, так положено у нас!

Под бурные аплодисменты приветствуем девочек из 3 группы с танцем «Алые паруса».

Ведущая 1:  Внимание, внимание! Объявляется викторина «Слова», среди детей.

Задание.  Кто больше назовет слов на чукотском языке по теме:

1.«Эмнуӈкинэт гынникыт»,

2.«Аӈӄакэнат гынникыт»,

3.«уӄӄэмэт».

Ведущая 2: Каждый называет по одному тундровому животному, морскому животному, посуде по очереди, не повторяясь. Кто назовет последнее слово, тот  и выиграет.

(дети называют на чукотском языке слова по темам :эмнуӈкинэт гынникыт,аӈқакэнат гынникыт,

уққэмэт).

Ведущая 1:  Дорогие гости, вашему вниманию представляем детей 3 группы со сценкой «Два весёлых гуся» на чукотский лад.(дети показывают сказку)

 Ведущая 2:  Мы продолжаем показ чукотских сказок, встречаем детей со сказкой «Ныгыттэқин пипиқылгын» в  исполнении 3 группы. (дети показывают сказку)

Ведущая 1:  Уважаемые присутствующие праздника , сейчас мы проведем конкурс «Еккай-ым вытычгын»,среди детей первой, второй и  третей группы. Оценивать камлейки – на оригинальность, находчивость и красоту будем с помощью аплодисментов.

Ведущая 2:

Кому же сегодня первое слово?

Жюри «оценить» камлейки готово.

А главное наше сегодня жюри,

Милые зрители, — это вы.

  А открывает наш конкурсный показ «Еӄӄай-ым вытычгын» — девочки первой группы встречаем.

Ведущая 1:  Продолжаем наш конкурс «Еӄӄай-ым вытычгын»,   встречаем девочек второй группы .

Ведущая 2: Встречеаем будущих мастериц третей группы с показом «Еӄӄай-ым вытычгын».

Ведущая 1:  представляем вам  мальчиков второй группы с показом «Еӄӄай-ым вытычгын»

Ведущая 2: представляем мальчиков третей группы с показом , «Еӄӄай-ым вытычгын».

Ведущая 1:

Там где сладко пахнет морошкой,

Там где дом и родная семья –

Это все называется родина,

Дорогая родная земля!

Ведущая 1:  Даже солнце здесь светит теплее

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут…

Дети старшей группы исполнят песню «Про Инчоун».

Ведущая 1:  Дадим слово жюри для вручения грамот.(награждение грамотами)

Ведущая 2:    

Наш праздник подошел к концу.

 А подарили его вам наши звездочки!

Дружно хлопайте в ладоши  и кричите от души, ах какие ваши дети молодцы!

Ведущая 1:  Приглашаем всех желающих на вольный танец.

Ведущая 2:  А вам, наши дорогие зрители, мы желаем всегда хорошего настроения, множество ярких моментов в жизни и ждем Вас в следующем году.

Все вместе с детьми. Атав, до новых встреч!

Автор: Горяинова Елизавета Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» села Лорино
Населённый пункт: село Лорино, ЧАО, Чукотский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий патриотического праздника для детей 5 — 7 лет «Пою тебя, моя Чукотка!»

Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» села Лорино»

Педагог дополнительного образования:

Горяинова Елизавета Васильевна.

Сценарий патриотического праздника для детей 5–7 лет

«Пою тебя, моя Чукотка!»

Описание: Данный

материал

предназначен

для

проведения

праздничного

мероприятия,

посвященного

Дню

Чукотки

в

дошкольных

учреждениях.

Может

использоваться

в

работе

воспитателей, музыкальных руководителей, педагогами доп. образования по родному языку.

Материал рассчитан на проведение в зале.

Цель: создать праздничное настроение, доставить радость детям.

Задачи: Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю — Чукотка, к своей стране –

Россия.

Расширять

и

закреплять

знания

о

символах Чукотского

автономного

округа,

о

значимости Чукотки для всех и ее традициях, знать столицу ЧАО – город Анадырь.

Ход праздника.

Дети проходят в зал под музыку и становятся полукругом.

Педагог. Амын еттык — нутэтумгытури. Моргынан мыттэнқитпыниркынитык. Инқун нымэльэв

мынытваркын, анқаңыттыльыт қонпы нытэйнэркинэт, ынкъам гэчевкы мынкрысмымык.

Чукотка! Чукотка! Наш чудесный край!

Очень и очень нами любимый!

Чукотка — Родина, наш дом….

Где вместе с вами мы живем! (Дети хором).

Включается видеоролик «Пою тебя, моя Чукотка!». На экране пейзажи родного края,

исполняет песню В. Кевкей «Чукотка среди двух океанов», дети подпевают.

Педагог — На земле живет очень много разных народов. У каждого народа свой язык, своя

культура, своя религия, свои традиции и обычаи. А еще все государства, существующие на зем

ле, имеют свои государственные символы – герб – государствокэн гыйивк,эв, флаг — кыргычьын,

гимн – государствокэн эвынгрэп и столицу — эвынным.

Показ слайда №1 «Герб Чукотского автономного округа».

Мы живем на Чукотке. Герб — это эмблема государства, округа, города, сословия, рода. Белый

медведь – умк,ы – является традиционным символом Чукотки. Карта окрашена в желтый цвет –

символ золота, богатства Чукотки. Красная звезда – это символ Полярной звезды – Унпэн,эр.

Восемь

её

равных

лучей

символизирует

восемь

районов

автономного

округа

во

главе

с

административным центром – Анадырем. Фиолетовый цвет щита на гербе означает долгую

полярную ночь. Голубой цвет круга означает два океана – Тихий и Северный ледовитый. Лучи

вокруг всего изображения – представляют собой символ Северного сияния, а их количество (89)

– нахождение автономного округа в составе 89 субъектов Российской Федерации.

Ребенок.

У Чукотки на гербе,

Белый умка нарисован,

Охраняет наш с тобою мирный сон.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он Чукотки — дух свободный.

Желтый цвет — огни златые,

Чтобы жили, не тужили.

А Полярная звезда,

Ярко светит нам она.

Чтоб в пути не потеряться

И невзгод нам не бояться.

Педагог — Ребята, где можно встретить герб Чукотки (в официальных документах, печатях)

Показ слайда №2 «Флаг Чукотского автономного округа».

Флаг Чукотского автономного округа. Белый треугольник символизирует территорию Чукотки,

которая имеет почти треугольную форму. Её белый цвет означает арктическое положение или

полярные ночи. Голубой цвет символизирует два океана, омывающие её: Северный ледовитый и

Тихий. Эмблема российского флага в центре означает, что Чукотка является частью Российской

Федерации. Желтый ободок вокруг эмблемы означает: что новый день начинается с Чукотки;

ярар – национальную культурную

символику коренных народов Чукотки; золото, которое в

больших количествах добывается в округе.

Ребенок 1.

Развивается на праздник

Флаг наш, цвета голубого-

Это воды океанов

Омывают берега.

Треугольник белый-белый,

Это снежные вершины,

Заполярные просторы,

Тундра,

Красота.

Ребенок 2.

Триколор посередине,

Потому что, часть России.

Дети матушки России,

Верные друзья.

Желтый обод ярко светит,

Это золото Чукотки,

Это солнца первые лучи.

Это всех народов дружба,

Что с ярарами танцуют.

Вместе ты и я!

Исполняется чукотский танец «Радость»

Ребенок 1.

Родина моя, омытая морями

Недрами богатая земля.

Здесь живет народ со всей страны великой

Как одна надежная семья.

Ребенок 2.

Солнца яркий луч, красит гор вершины,

Первым, озаряя флаг страны.

Это край Чукотский, часть большой России,

Прославляем, всей душою мы.

Показ слайда №3 «Карта России», №4 «Карта Чукотки».

Педагог: Давайте, попробуем найти наш край на карте. Она находится на дальнем северо-

востоке России, находится за Полярным кругом. На Чукотке мы встречаем первые лучи солнца,

нового дня в России.

Ребенок 1. Юрий Анко.

Наша земля холодна, словно лёд,

Ей мало отпущено теплых дней,

Но любит, как сын, эту землю тот.

Кто родился и вырос на ней.

Ребенок 2.

Чтоб ветер снегом нас не занес,

Чтоб лед не сковал нам навеки глас,-

В полярную стужу и в лютый мороз

Согреет любовью Родина нас.

Ребенок 3.

Родина нас оградит от беды,

Для Родины невозможного — нет,

Родина скажет – и тают льды.

Родина взглянет – и всюду свет.

Педагог.

Ребята, скажите, пожалуйста, почему Чукотку мы называем Родной край или малая Родина?

(Ответы детей).

Потому что она, является частью, нашей огромной страны – России! Наша страна Россия –

самое большое государство мира! А нас можно назвать – Россияне.

Ребенок.

Родина! Россия! Русь! Как тобою я горжусь!

Ты стремись вперед, как птица!

Будут все тобой гордиться!

Ребенок.

От северных морей до южных гор,

Раскинула страна свои объятья.

Взгляни вокруг — свобода и простор,

И люди все друг другу словно братья.

Педагог – Ребята, назовите мне знаменитых поэтов Чукотки.

Д е т и . Юрий

Анко,

Антонина

Кымытваль,

Михаил

Вальгиргин,

Виктор

Кеулькут,

Зоя

Ненлюмкина, Клавдия Геутваль, Иван Омрувье.

Педагог – А теперь послушайте, как чукотские поэты воспевали природу Чукотки.

Ребенок 1. Виктор Кеулькут.

Тихо в тундре на рассвете –

Даже речка не шумит.

Даже сам бродяга-ветер

Лапы вытянул и спит.

И, приветствуя светило,

Тундра вдруг отозвалась –

Вся она заговорила,

Пеньем, свистом залилась.

Ребенок 2. Зоя Ненлюмкина.

Белые снежинки

В воздухе летают.

Но едва поймаешь –

На глазах растают

Необыкновенной красоты

Чудные узоры,

Дивные цветы.

Снежными цветами не налюбоваться.

До чего же жалко с ними расставаться!

Тают на ладони

В тот же миг.

Я в своем альбоме

Нарисую их.

Ребенок 3. Виктор Кеулькут.

В море серые торосы.

Нерпа вылезла на лед.

По ветру поводит носом,

Зорко смотрит: кто идет?

К ней медведь крадется белый,

Против ветра держит путь,-

Шагу лишнего не сделай,

Чтобы нерпу не спугнуть.

Педагог – А сейчас ребята, мы разделимся на две команды: «Умкыт» и «Мэмыльтэ». Проведем

между ними соревнования.

Игра – эстафета «Пройди через торосы». Ребенок между объемных фигур — торосы, проходит

через море до условного знака и бежит обратно, передает флажок следующему ребенку.

Игра – эстафета «Нырни в лунку». Ребенок проползает под дугами, добегает до условного

знака и возвращается, передает ход следующему участнику.

Педагог — Ребята, как называется столица нашего края — Чукотка? (Анадырь).

Дети старшей группы исполняют песню «Город мой – Анадырь»

Крепко любили свою малую Родину чукотские люди, слагали о ней пословицы и поговорки.

Дети читают пословицы и поговорки о малой Родине.

Тундра мать – её надо уважать.

Человек – хозяин своей жизни.

Землю красит солнце, а человека труд.

Чужая яранга, долго не греет.

Жизнь дана на добрые дела.

Педагог. Чукотка,

здесь

живут

люди

разных

национальностей

со

своими

традициями,

обрядами, народным искусством.

Исполняется эскимосский танец «Очень маленький».

Ребенок 1. Юрий Анко.

Я – эскимосский зверобой,

Ты чукча – человек оленный,-

Мы люди холода с тобой,

Испытанные дружбой верной.

Ребенок 2.

Нам злые пурги не страшны,

Полярный холод не проклятье,-

Мы сыновья большой страны,

Мы всех её народов братья.

Исполняется песня «Чукоточка – раскосая красоточка».

Педагог. Вот и закончился наш праздник, но какой праздник без угощения (детям раздают

конфеты). Всем большое спасибо – вэлынкык,унэтури. Атау!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню чувашской республики
  • Сценарий компьютерной атаки
  • Сценарий ко дню чувашского языка на чувашском языке
  • Сценарий композиторы детям
  • Сценарий ко дню чистых рук