Сценарий ко дню джаза

Музыка - один из способов самовыражения и прекраснейшее явление на Земле. Она пробуждает в сердце самые разные чувства, дарит вдохновение, придает сил. Существует множество музыкальных направлений, бл

(Слайд -1)

Музыка — один из способов самовыражения и прекраснейшее явление на Земле. Она пробуждает в сердце самые разные чувства, дарит вдохновение, придает сил. Существует множество музыкальных направлений, благодаря чему каждый из нас может выбрать то, что удовлетворит его притязательные эстетические желания, утолит культурный голод.

30 апреля в мире отмечают праздник Международный день джаза, посвященный такому жанру музыки, как джаз.

Современным детям про джаз сейчас совершенно ничего не известно. Это и понятно, еще в середине прошлого века джаз постепенно ушел в тень поп-музыки и практически не осталось тех истинных его ценителей, которые готовы были круглосуточно слушать музыкальные произведения своих любимых джазменов.

Джаз как форма в музыкальном искусстве появился в ХХ веке в Соединенных штатах, первоначально только у цветного населения. Этот музыкальный стиль является синтезом афроевропейских культур, который получил затем всемирное распространение. Основными чертами джаза можно считать полиритмию и импровизацию, основанных на синкопировании ритмов и уникальном комплексе методов ритмической игры в фактуре свинга. Затем джаз осваивался за счет новых ритмичных и гармоничных моделей.

У этого течения в нашей стране найдется немного сторонников, однако благодаря указанной дате сложившаяся ситуация имеет все шансы измениться.

История праздника Международный день джаза

Дата праздника Международный день джаза 30 апреля была учреждена по инициативе участников Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 года. В качестве цели энтузиасты обозначили «повышение степени информированности международной общественности о джазе как о силе, содействующей миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми».

Впервые International Jazz Day — так праздник звучит на английском языке — представители мирового сообщества отметили в 2012 году.

Международный день джаза празднуют во многих странах мира. Ежегодно 30 апреля в связи со значимой датой в различных учреждениях, таких как учебные заведения, культурные, общественные организации люди выказывают свое уважение неоднозначному жанру.

История музыкального направления (слайды 2-3)

C:Documents and SettingsAdminРабочий столдетям про джазКартинки к классному часу2. негры и джаз.jpg     C:Documents and SettingsAdminРабочий столдетям про джазКартинки к классному часу3. негры и джаз.jpg

Споры о месте возникновения джаза ведутся до сих пор. Одни считают, что он зародился на севере США, произошло его возникновение среди чернокожего населения Штатов: потомков негров, насильно увезенных из африканских поселков и используемых в чужом краю после как бесплатная и бесправная рабочая сила, где миссионеры пытались обратить негров к христианству.

Иные, уверены, что джаз появился на юге, где европейцам было не позволено вносить свои вклады в чужую культуру. Но, несмотря на разногласия историков, все сходятся во мнении, что центром джаза стал Новый Орлеан. Именно здесь 26 февраля 1917 года была записана дебютная пластинка с джазовой музыкой.

Несчастные, безутешные, изнемогающие от эксплуатации негры забывались ненадолго лишь в редкие минуты отдыха, который они посвящали исполнению музыкальных композиций. Чернокожие невольники пели, отбивая ритм хлопками в ладоши или ударами по посторонним предметам.

К началу 20-х основным центром развития джаза стало Чикаго. Своей распространённостью джаз обязан Джорджу Гершвину, Ирвингу Берлину, Коулу Портеру, Хогги Кармайклу, Луи Армстронгу, Ричарду Роджерсу, и другим талантливым композиторам.

Прародительницей сегодняшнего джаза является этническая, то есть африканская музыка. Спустя годы и десятилетия песни предков постепенно стали забываться, и новые поколения начали, копируя белых жителей Штатов, исполнять христианские гимны. Правда, делали они это иначе, по-своему, более страстно, вкладывая в звуки и слова всю горечь, тоску, боль и веру в лучшее будущее,  на которые только были способны.

«Как появился джаз» (видео)

https://www.youtube.com/watch?v=fDrN4b50n1U

Негритянские духовные композиции получили название «спирячуэлс». Так длилось вплоть до исхода позапрошлого столетия, пока своеобразные религиозные песнопения чернокожих не сменились блюзами. Термин «блюз» в данном контексте следует понимать как «песня-протест» или «песня-жалоба». В таких композициях заключен уже несколько иной смысл, чем в спирячуэлсе: они сообщают слушателям о тяжком труде, обманутых ожиданиях, разочарованиях и несправедливости. Блюзы исполнялись под аккомпанемент самодельного струнного музыкального инструмента. Позже эту роль стала играть гитара.

Спиричуэл-блюз Пола Колдвела и Шона Айвори.

(Международный фестиваль-конкурс «Предчувствие Рождества Христова» 2017.

Санкт-Петербург, Россия 15.12.2017)

https://www.youtube.com/watch?v=lRt9cVcthP0

Следующий этап развития музыки чернокожих — пение негров в оркестрах. И снова в ход шли самодельные инструменты. Наиболее распространенными вариантами являлись стиральные доски, обернутые в папиросную бумагу гребенки. Как же негры обзавелись настоящими музыкальными инструментами, причем духовыми? Помог случай, а может, судьба: по завершении гражданской войны 1861-1865 гг. в Штатах действующие до тех пор военные духовые оркестры оказались распущены, а музыкальный инвентарь, само собой, очутился в лавках старьевщиков. Чернокожие американцы покупали трубы, тромбоны и кларнеты за бесценок, затем собирались на досуге группами и играли в свое удовольствие. Впрочем, занимались они любимым делом и на различного рода мероприятиях: свадьбах, похоронах и пр. При этом заимствовали ритмы и мотивы блюзов, уже упомянутых спирячуэлс, не имея возможности учиться искусству вокала и игре на музыкальных инструментах, воспроизводили звуки исключительно по слуху, перенимали опыт уже состоявшихся музыкантов. Так появился на свет новый музыкальный жанр — джаз. Постепенно он перестал ассоциироваться исключительно с неграми и их культурой, так как был подхвачен многими белыми. Данное направление оказало колоссальное влияние на такие классические жанры, как оперная и симфоническая музыка.

Особенности джаза

Давайте в преддверии этого праздничного весеннего дня 30 апреля, в Международный день джаза поговорим об особенностях джаза.

Джаз имеет характерные черты, благодаря которым его не спутаешь ни с чем.

Первая — это выверенный ритм. Что такое «ритм»? Ритм — это темп смены звуков. Бываем быстрый, средний, медленный. Ритмично звучит музыка, идут часы, звучит двигатель в автомобиле. В джазовой музыке ритм часто бывает сложным, отсюда возникает ощущение так называемой «полиритмии», то есть звучания будто бы сразу нескольких ритмов. Как писал в свое время один американский джазовый музыкант о джазе: «Это чувство вдохновенного ритма…». Он гармоничен и своей особенностью обязан более европейскому влиянию, нежели африканскому.

Что такое «свинг»? Свинг — это ритмическая характеристика в джазовой музыке. Ритмические акценты в джазовой музыке постоянно будто качаются, будто сдвигаются. Под такую музыку постоянно хочется притопывать ногой.

Вторая — импровизация и свобода жанра. Музыкальная импровизация (от лат. improvisus — непредвиденный) — это экспромт, то есть создание музыки без подготовки. В джазе импровизация является главной обязательной характеристикой. В музыкальной битве оркестра каждый музыкант стремится превзойти остальных в ловкости. Импровизационную партию может исполнять один или несколько инструментов. Это может быть человеческий голос и инструменты, на него похожие: труба, кларнет, тромбон. Вокал исполняется с помощью скэта — вокальной технике, позволяющей подражать музыкальным инструментам.

Как музыканты в джазовом бенде договариваются о том, чтоб играть в ритм? В самом начале произведения лидер бенда может показать общий ритм. И далее все музыканты не договариваются, они чувствуют. Чтоб уметь чувствовать ритм, нужно много упражняться, а именно: тренировать музыкальный слух, учиться играть на музыкальном инструменте, тренировать координацию слуха и рук, учиться играть по нотам и без нот, а также учиться импровизировать.

В раннем новоорлеанском джазе присутствует импровизация в основном трех игроков — трубач, кларнетист и тромбонист с фонирующим аккомпанементом баса и ударных. Стоит отметить также и то, что композиции в стиле джаза исполнитель, как правило, придумывает по ходу своей игры.

Программа Дениса Мацуева «Джаз в кругу друзей»

https://www.youtube.com/watch?v=vVZobPXzTG0

Третья — отсутствие постоянного состава оркестра. Джазовый коллектив является всегда группой солистов. И в то же время, несмотря на слаженность игры, один из музыкантов в джазовом оркестре вполне может выделяться лучшим исполнением проигрываемых композиций.

Наконец, четвертая особенность заключается в том, что большинство блюзовых мелодий является неотъемлемой частью джазового направления. Но стоит оговориться: это актуально именно для нашего времени.

Направления

На сегодняшний момент можно говорить о существовании около 30-ти ответвлений в рассматриваемом нами музыкальном жанре. Познакомимся с самыми известными и популярными из них.

Блюз — занимает, конечно же, в данном рейтинге лидирующую позицию. Название этого джазового направления переводится с английского как «грустный», «меланхоличный». Блюзовые мелодии можно узнать по неспешности, неоднозначности.

Фьюжн — направление джаза, для которого характерен сплав, синтез различных музыкальных течений. Раньше фьюжн назывался джаз-роком, потому стал слиянием последнего с легким ритм-энд-блюзом и поп-музыкой.

Фанк — основу фанка составляют простые музыкальные фразы, образованные характерными для блюза стонами и выкриками под аккомпанемент саксофона. Термин «фанк» означает в переводе с английского «танцевать так, чтобы очень сильно вымокнуть».

Рэгтайм — название стиля следует понимать как «разорванное время». Сочиненные в этом джазовом направлении мелодии имеют звуки между долями такта, на что указывает термин «rag».

На каких инструментах исполняется джазовая музыка? У истоков джаз играли на трубе, контрабасе, кларнете, барабанах, тромбоне, в 1920-х года много джаза стало звучать в исполнении саксофона. В 1930-1940-е года изобрели электрогитары, и появилась гитарная игра в джазовой манере.

Чем джазовая музыка отличается от других стилей? Джаз — это музыка свободы!

Джазовые произведения исполняют Новикова Полина и Зинкович Анастасия.

(видео)

Зажигательная джазовая пианистка София Курлович. София Курлович, 7 лет, Солигорск (Беларусь). Повелительница черно-белых клавиш. Самая музыкальная и обаятельная пианистка. Не только играет на пианино, но еще танцует. Юная пианистка София Курлович в свои 7 лет уже выступала на одной сцене с Игорем Бутманом, Денисом Мацуевым и братьями Ивановыми. София настолько юна, что ещё не достаёт до педалей и играет на музыкальном инструменте без них. Однако это не мешает пианистке занимать первые места в различных конкурсах. Среди ее наград Гран-при конкурса «Джаз-момент 2016» (Москва, Россия) и победа в республиканском конкурсе «Талент краіны» (2016).

https://www.youtube.com/watch?v=udNxTD6YVDE

София Курлович и Даниил Гулевич. П. Дезмонд, «Таkе five». Синяя птица 3 сезон конкурс юных талантов смотреть онлайн

https://www.youtube.com/watch?v=WuqGEZxFTJU

Можно ли сыграть в джазовой обработке народные песни или классические произведения? Да, можно. В джазовой интерпретации можно изложить любую мелодию.

C:Documents and SettingsAdminРабочий столдетям про джазКартинки к классному часу1 - Glenn Miller Orchestra.jpg     C:Documents and SettingsAdminРабочий столдетям про джазКартинки к классному часу2 - Glenn Miller Orchestra.jpg

(слайды4-5)

Орке́стр Гле́нна Ми́ллера (англ. Glenn Miller Orchestra) — джазовый оркестр (биг-бэнд), основанный Гленном Миллером в 1937 году. После гибели Миллера носит его имя и существует по сей день.

Особую популярность этот биг-бэнд приобрел за уникальное звучание и запоминающиеся композиции, ставшие классикой оркестрового джаза и хитами стиля свинг. Миллеру и его коллегам по коллективу принадлежит авторство ряда новшеств и характерных приёмов в аранжировке и исполнительской практике больших джаз-оркестров. Вместе со своим руководителем миллеровский бэнд снимался (и участвовал в записи саундтреков) в фильмах «Серенада солнечной долины» (1941) и «Жёны оркестрантов» (1942).

После гибели Г.Миллера во время перелета из Лондона в Париж 15 декабря 1944 года оркестр перешёл под управление певца и саксофониста Текса Бенеке (англ. Tex Beneke), ближайшего друга Миллера. За все это время в коллективе сменилось много руководителей и дирижеров. В 2012 г. коллектив перешел под начало крунера (от англ. crooner от croon «напевать вполголоса, тихо и проникновенно» — эстрадный певец, придерживающийся эстетики крунинга — манеры пения, представляющей собой нечто среднее между пением вполголоса («себе под нос») и ритмической декламацией) Ника Хильшера.

Слушаем в исполнении оркестра Гренна Миллера (видео)

1. Г.Миллер «Серенада солнечной долины»

2. Гарри Уоррен «Поезд на Чаттанугу»

3. Лев Книппер «Полюшко-поле»

4. Василий Павлович Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»

Если вы любите джаз, отмечайте праздник 30 апреля Международный день джаза как следует: под звуки композиций знаменитых Луи Армстронга, Гудмена, Дюка Эллингтона. Пусть этот день будет незабываем!

«Везуха! — Моя собака любит джаз!» (мультфильм для детей и взрослых)

C:Documents and SettingsAdminРабочий столдетям про джазКартинки к классному часу6. -series-of-the-streets-with-musicians-in-the-old-city-.jpg  C:Documents and SettingsAdminРабочий столдетям про джазКартинки к классному часу7.-series-of-the-streets-with-musicians-in-the-old-city.jpg

Цель и задачи мероприятия: знакомство с
истоками джазовой музыки, понятие стилей в джазе,
знакомство с джазовыми исполнителями

Оборудование: проектор, компьютер,
презентация PowerPaint.

Мероприятие разработано для учащихся 8-х
классов.

Учащиеся входят в класс, в котором звучит
музыка Луи Армстронга “ Хэлло, Долли”.

Учитель обращается к ученикам.

“Ребята, сейчас вы услышали музыку, с которой
мы не знакомились на уроках, но, возможно, она вам
знакома, вы ее когда-то и где-то уже слышали. Какие
особенности этой музыки вы можете отметить?” (Ответы
учащихся)

История подлинного джаза насчитывает уже много
десятилетий. Родина джаза  — США. За это время
он неоднократно умирал, возрождался, переживал
кризисные процесс, причины которых не изучены
полностью. В развитии джаза отразились многие
 проблемы неспокойного XX века: обострение
социально-классовых противоречий, рост
самосознания угнетенных наций и народов,
проблемы морали в буржуазном обществе.
Возникновение джаза связано с периодом рабства в
южных штатах Америки. Книга Гарриет Бичер-Стоу
“Хижина дяди Тома”. Американские негры
насильственно вывезены в Америку и обращены в
рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это
глубоко отразилось на их музыке. Это был первый
этап развития джаза: ритмы западной
Африки
. Чтобы немного представить себе, что
это такое, давайте с вами немного поиграем.
Сейчас каждый из вас, пожалуйста отбейте ва удара
ногами.

А теперь, на каждые два удара ногами, наложите
три хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача
выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот
для любого ребёнка Африки этот ритм считается
примитивным. Особенностью чёрной расы является
умение улавливать и воспроизводить любой, даже
самый трудный и невообразимый ритмический
рисунок. И если вы сейчас покопаетесь в своей
памяти, то непременно вспомните, что
барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно
темнокожий музыкант.

Но, привезя рабов на плантации, и пытаясь более
успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли
негров в единую веру, в православную веру. Именно
вера сыграла важную роль в развитии джаза. Так во
второй половине XVIII века возникли негритянские
религиозные песнопения, СПИРИЧУЭЛС.

Мне хотелось бы сказать, что джаз – это
наверное единственный вид музыки, который
предполагает активное прослушивание. Во время
джазовых концертов, зрители притоптывают,
прихлопывают, прищёлкивают, вобщем, активно
проявляют своё отношение к музыке. И поэтому, я
попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.
Послушайте спиричуэл “Go down? Moses” в исполнении
замечательного джазмена Луи Армстронга.

Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное
религиозное содержание. В данном произведении
рассказывается о том, как Моисей вёл свой народ в
течении 40 дней по пустыне к земле обетованной,
испытывая голод и жажду, но имея твёрдую веру в
Божественную силу.

Я вижу в ваших глазах удивление. В чём же дело,
что удивило и насторожило вас? (Содержание не
соответствует форме).
Спиричуэлс всегда имеет
светлый, жизнерадостный характер. Вот так
темнокожий народ воспринимает веру.

Но как и всё остальное, джаз не стоял на месте, и
появился БЛЮЗ.

Звучит блюз “What a wonderful world” Луи
Армстронга.

Ребята, вы узнали эту песню? (Она звучала в
рекламе).
Я специально использовала на нашем
уроке именно это джазовое произведение, чтобы вы
поняли насколько велико значение джаза в
музыкальном мире. Рекламщики, люди, которые
создают рекламу, являются отличными психологами,
они знают, какую музыку, в каком значении
использовать. В данном случае были необходимы
сильные положительные эмоции, и именно этот блюз
вызвал таковые.

Ну а теперь, давайте с вами подумаем, отличается
ли спиричуэлс от блюза, и если изменения есть, то
какие?

Слово “blue” в художественном переводе звучит
как: “кошки на душе скребут”. И действительно
блюз имеет меланхоличный, немного печальный
характер. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе
поётся обо всём на свете: о неразделённой любви,
утраченном достоинстве, непосильном труде, о
прекрасной природе и т.д.. Для них характерен
текст, в котором звучит некая недосказанность и
неоднозначность – грусть очень часто
соседствует с юмором. Вот такая горько-сладкая
блюзовая смесь

И теперь пришло время для следующего вида
джаза: РЭГТАЙМ.
Не забывайте об активном прослушивании
джаза.

Звучит “Ragtime” Скотта Джоплина.

Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться
и немного пританцовывали, почему же? (Этот
произведение призывает к танцу).
Вы абсолютно
правы, ведь рэгтайм создан для танца. А какие ещё
отличительные черты у рэгтайма? (Яркая,
восторженная мелодия, быстрый темп)

Вот мы с вами и познакомились с основными
направлениями джаза. Их множество, но рамки урока
не позволяют нам послушать и ощутить их магию на
себе.

Говоря о джазе, нельзя не упомянуть о великих
джазменах и композиторах, работающих в стиле
джаз. (Сообщение учащихся, подготовленные дома)

Сообщение первого учащегося. “С именем
американского композитора и пианиста Дж.
Гершвина связана одна из интереснейших глав
истории музыки. Становление и расцвет его
творчества совпали с «веком джаза» — так
называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший
американский писатель С. Фитцджеральд. Это
искусство оказало основополагающее влияние на
композитора, который стремился выразить в музыке
дух своего времени, характерные черты жизни
американского народа. Гершвин считал джаз
народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный
калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий
котел, наш… национальный жизненный пульс, наши
песни…» — писал композитор.

Сын эмигранта из России, Гершвин родился в
Нью-Йорке. Его детство прошло в одном из районов
города — Ист-Сайде, где его отец был владельцем
небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно
проказничавший в компании своих сверстников,
Джордж не давал родителям повода считать себя
музыкально одаренным ребенком. Все изменила
покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки
музыки у различных учителей и, главное,
самостоятельные многочасовые занятия
импровизацией определили окончательный выбор
Гершвина. Его карьера началась в музыкальном
магазине нотоиздательской фирмы «Реммик и
компания». Здесь, вопреки желанию своих
родителей, шестнадцатилетним юношей он начал
работать музыкальным продавцом-рекламистом.
«Каждый день в девять часов я уже сидел в
магазине за роялем, играя популярные мелодии для
каждого, кто приходил…»- вспоминал Гершвин.
Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина,
Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал
заняться творчеством. Дебют песен
восемнадцатилетнего музыканта на эстраде
Бродвея положил начало его композиторскому
триумфу. Только за последующие 8 лет он создал
музыку более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были
настоящими музыкальными комедиями. Уже в начале
20-х гг. Гершвин — один из популярнейших
композиторов Америки, а затем Европы. Однако его
творческому темпераменту оказалось тесно лишь в
рамках эстрадной музыки и оперетты. Гершвин
мечтал стать, по его собственному выражению,
«настоящим композитором», владеющим всеми
жанрами, всей полнотой техники для создания
произведений крупной формы.

Гершвин не получил систематического
музыкального образования и всем своим
достижениям в области композиции он в основном
обязан самообразованию и требовательности к
себе в сочетании с неуемным интересом к
крупнейшим музыкальным явлениям своего времени.
Будучи уже всемирно известным композитором, он
не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях
композицией и инструментовкой к М. Равелю, И.
Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный
пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал
брать уроки игры на фортепиано у известного
американского педагога Э. Хатчесона.

В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших
сочинений композитора «Рапсодии в стиле
блюз» для фортепиано и симфонического
оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое
произведение вызвало большой интерес
американской музыкальной общественности. На
премьере «Рапсодии», прошедшей с огромным
успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф.
Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.

Вслед за «Рапсодией» появляются:
Фортепианный концерт (1925), оркестровое
программное сочинение «Американец в Париже»
(1928), Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром
(1931), «Кубинская увертюра» (1932). В этих
сочинениях сочетание традиций негритянского
джаза, афро-американского фольклора, эстрадной
музыки Бродвея с формами и жанрами европейской
музыкальной классики нашло полнокровное и
органичное воплощение, определив главную
стилистическую особенность музыки Гершвина.

Наряду с симфонической музыкой Гершвин с
увлечением работает в кино. В 30-х гг. он
периодически подолгу живет в Калифорнии, где
пишет музыку к нескольким кинофильмам. Тогда же
композитор вновь обращается и к театральным
жанрам. Среди созданных в этот период
произведений — музыка к сатирической пьесе «О
тебе я пою» (1931) и «лебединая песня»
Гершвина — опера «Порги и Бесс» (1935). Музыка
оперы наполнена выразительностью, красотой
интонаций негритянских песен, острым юмором, а
порой и гротеском, насыщена самобытной стихией
джаза.

Творчество Гершвина высоко оценивала
современная композитору музыкальная критика.
Один из крупнейших ее представителей В. Дамрош
писал: «Многие композиторы ходили вокруг
джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом,
ожидая, пока он немного поостынет… Джордж
Гершвин… смог совершить чудо. Он — принц, который,
взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед
всем миром как о принцессе к немалой ярости ее
завистливых сестер». (звучит музыка из оперы
“Порги и Бесс”: “Колыбельная Клары”)

Сообщение второго учащегося: “Луи Армстронг
(4 августа 1901 – 6 июля 1971) — едва ли не самая
уникальная личность в истории джаза. В своем
творчестве он соединил несоединимое:
неповторимо индивидуальный тип самовыражения с
беспредельной общедоступностью музыки,
грубоватую простоту и спонтанность,
традиционализм с новаторством, негритянский
хот-идеал с европеизированными идиомами свинга и
модерн-джаза. Армстронга часто называют “отцом
джаза”.

Армстронг, афроамериканский джазовый музыкант,
трубач, певец точно не знал день своего рождения
и выбрал им 4 июля – день независимости США.
Впоследствии точная дата его рождения была
установлена биографами. Родился в Новом Орлеане.
Детство Армстронга, как и детство многих других
черных гениев джаза, было нелегким. Отца он
никогда не знал, а его мать-прислуга не уделяла
ему внимания. Луи, как называли его на креольский
манер, воспитывала бабушка, ещё помнившая
времена рабства. Мальчик с детства работал,
развозил уголь, пел за гроши на перекрёстках.
Первое музыкальное образование он получил в
исправительном заведении для цветных
подростков, куда попал за стрельбу из пугача на
улице в Новый год. Освободившись, бывший лидер
тюремного духового оркестра довольно быстро
нашёл работу. В 18 лет его взял в свой ансамбль
весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Но сам
Луи Армстронг считал своим настоящим учителем
корнетиста Джо “Кинга” Оливера.

В 1922 году Луи отправился играть в Чикаго в
оркестре Джо Оливера. В 1924 году он по настоянию
своей жены Лил Хардин начал самостоятельную
карьеру. В 1925 году Луи Армстронг организовал свою
“Горячую пятерку” – первый джазовый
импровизационный ансамбль. Записи, сделанные в
эти годы, принято считать первыми страницами
золотой книги джазовой классики. Тогда же трубач
Луи начал петь. Сначала это был “скэт” –
вокальное звукоподражание трубе. Вокал со
словами пришёл позднее.

Наиболее значительные и революционные
записи сделаны Армстронгом в 1927 и 1928 годах и
известны как “Louis Armstrong and His Hot Fives”. Эти записи
стали образцом для наступающей “эры свинга”.
Вплоть до конца 1940-х Армстронг оставался
импровизатором, имевшим наибольшее количество
подражателей среди джазовых музыкантов.”
(Звучит музыка в исполнении Л.Армстронга)

Сообщение третьего учащегося “Элла
Фицджеральд появилась на свет 25 апреля 1917 г. в
маленьком городке Нью-порт Ньюс в штате
Вирджиния. В раннем детстве ее бросил отец, и
Элла, у которой появился отчим, переехала в
Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до
смерти матери в 1932 году она оставалась, по
воспоминаниям соседей и одноклассников,
примерной ученицей, исправно посещавшей церковь,
живой, веселой и общительной девочкой. В старших
классах она любила где-нибудь во дворе или на
уличном углу давать “представления”, мастерски
имитируя перед сверстниками голоса популярных
певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом
Гулливером с увлечением отплясывая самые модные
танцы.

После смерти матери Элла переехала к тетке в
Гарлем и тут, что называется, “сошла с рельс”:
бросила школу, целые дни проводила на улице,
вечерами подрабатывая танцами в окрестных
клубах, а в 1934 году и вовсе ушла из дома.
Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая
судьба, если бы осенью того же года она не
решилась принять участие в любительском
конкурсе, который регулярно проводил популярный
комментатор и “диск-жокей” Ральф Купер в
перворазрядном гарлемском кинотеатре “Аполло”.

Элла, накопившая к тому времени солидный опыт,
собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но,
придя на предварительный просмотр, к своему
ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре
будет хорошо известный местной публике
полупрофессиональный дуэт сестер Эдварде.
Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и
Элла решилась петь. Выйдя на сцену в своем
единственном платье, она смутилась и начала петь
очень неуверенно, а затем голос и вовсе сорвался.
Многоопытный Купер шуткой остановил ее, дал
собраться и объявил снова. После того, как под
аккомпанемент оркестра Бенни Картера Элла спела
“Judy” и “The Object of My Affection”, зал взорвался
аплодисментами. Успех был ошеломительным, но…
обещанного победителю ангажемента она так и не
получила — слишком уж непрезентабельным
показался ее вид владельцам театра.

С самых первых шагов Элла стала всеобщей
любимицей. Музыканты поражались безупречному
чувству ритма, легкости и какой-то особой
полетности ее как бы пританцовывающего голоса,
девической чистоте тембра, которую она сохранила
до глубокой старости, тому общему ощущению
радости, которое излучало все ее существо во
время пения, и … ее неподдельной скромности,
глубокому равнодушию ко всему, что зовется
суетой мирскою. Не удивительно, что слава всегда
бежала не только впереди, но и где-то сбоку от нее,
нимало не задевая ее человеческой сути.

Работая со многими музыкантами, Элла с головой
уходит в напряженный творческий поиск, пытаясь
нащупать свой собственный путь в джазе, более
того — впервые по-настоящему войти в него. Ведь
как ни странно, быть может, это звучит, но вплоть
до конца войны она, в отличие от Билли Холидэй,
была отнюдь не джазовой певицей, а всего лишь
очень знаменитой, хорошо раскупаемой, с 1937 года
неизменно занимавшей первые места в чартах
поп-звездой, изредка использовавшей в пении
джазовую идиоматику.

Путь Эллы Фицджеральд к джазу был более сложным
и долгим. Хотя пение Армстронга тоже произвело на
нее в юности глубокое впечатление и она с
удовольствием имитировала его, Элла тогда еще не
чувствовала содержавшегося в нем джазового
привкуса, как до поры до времени не чувствуют
вкуса естественно вдыхаемого воздуха.

Постепенно Элла становилась (даже внешне)
другой певицей. Она уже не хотела быть всего лишь
исполнительницей — пусть и самой лучшей — чьих-то
песен. Не удовлетворяла ее и возможность
искусной фразировкой подражать импровизациям
других. Она хотела импровизировать сама, быть
равноправным партнером в том головокружительном
состязании-соперничестве, ежеминутно
взрывающемся фейерверком музыкальных идей,
дружеских подначек и намеков, лирических
признаний и агрессивных наскоков, которое
составляет глубинную сущность искусства
джазовой игры. И она стала такой. К середине 40-х
годов это был зрелый, обладающий недюжинной
творческой волей и уверенный в своих силах
художник, которому есть что сказать и который
знает, как это сделать.

Ее звездный час пробил в конце войны с
наступлением эры нового, не традиционного джаза,
эры би-бопа. Основываясь на его принципах, Элла,
как некогда Армстронг, решительно стерла границу
между голосом и инструментом (“когда я пою, —
говорила она позднее, — я мысленно ставлю себя на
место тенор-саксофона”) и сделала скэт не только
обыденным вспомогательным приемом, но важнейшим
стилеобразующим принципом джазового вокала,
доведя его виртуозную технику до пределов
совершенства.

Элла Фицджеральд была рождена для того, чтобы
петь, и она сполна выполнила свою миссию. Она пела
всегда и везде — на сцене, на репетициях,
постоянно что-нибудь мурлыкала себе под нос во
время многочисленных гастрольных переездов, так
и эдак вертя понравившийся мотив. Ей не важно
было, где это происходит, что за окном — Детройт,
Берлин или Токио, праздничный день или нет. Ничто,
кроме музыки, не имело для нее существенного
значения, и она могла выйти из себя (что случалось
крайне редко) только в том случае, если кто-либо
покушался на ее священное право петь так, как она
этого хочет.

По словам коллег, никто не работал так
напряженно, как она, особенно в самые
плодотворные 50-е -70-е годы. Она пела до самого
конца, до тех пор, пока физически была в состоянии
это делать, хотя уже в 60-х стала миллионершей и
могла бы спокойно и с комфортом отдыхать. Но без
музыки для нее просто не было жизни и вплоть до
90-х годов, несмотря на слабеющее зрение и
ухудшающееся здоровье, она по-прежнему выходила
на сцену, сохраняя в своем голосе энергию и
обаяние молодости.” (звучит песня в исполнении
Э.Фитцджеральд)

Заключительное слово учителя.

Джаз — великая культура. Здесь не при чем
Африка или Америка, негры и белые, зулусский
вождь или Бенни Гудмен. Джаз — культура всемирная.
Явление «джаза» включает в себя гораздо
больше, чем мы привыкли думать. Можно назвать
джазом искусство стиля, но это не будет вполне
верно. Скорее, джаз — это искусство безупречно
выдержать заданный стиль от начала до конца, и
без выхода во что-либо большее. Восхитительное
искусство без глубины и объема. Границы стиля
раздвигаются перед бодрым натиском джаза, сам
стиль в джазе становится индивидуален, создавая
видимость содержательности. Но увы… Границы
всегда есть границы в сравнении с безграничным. И
под блистательными нагромождениями свинга —
целомудренный вакуум. Поэтому мы можем дать еще
одно определение. Джаз — это индивимдуальность
внешнего и безличность внутреннего. Посему
«джаз» — не только музыка; «джаз» — это
стиль танца, стиль общения, стиль литературы и
даже стиль жизни. «Джазуют» не только
отдельные люди, но и целые сообщества. Наконец,
«джаз» — это психология.

Надеюсь, что вы полюбите джаз так же, как люблю
его я.

Приложение

Сценарий ретро-вечера в стиле «Джаз».

Ведущие вечера Джулия Ламберт и Майкл Госселин, персонажи книги С.Моэма «Театр».

Джулия -Добрый вечер, леди и джентльмены!

Майкл— Мы рады приветствовать Вас на нашем вечере в стиле джаз!

Джулия — Сегодня у нас в гостях так много молодых людей, Майкл, как жаль, что наш сын Роджер сейчас на учебе в Вене, он бы нашел себе друзей и славно провел время! Давай же представим наших гостей!

Майкл-Танцевальная компания 8а,

Джулия -Танцевальная компания 8б,

Майкл-Танцевальная компания 8в,

Джулия -Танцевальная компания9а,

Майкл-Танцевальная компания 9б,

Джулия -Танцевальная компания 9в,

Майкл-Танцевальная компания 10а и 10б,

Джулия -Танцевальная компания театральных критиков

Майкл-Так же только сегодня у нас в гостях всемирно известные очаровательные дамы из джазбэнда «Ассоль», сладкоголосая Адель и кумир миллионов Джорж МошкИн.

Джулия — Майкл, ты никогда не догадаешься, какой самый модный танец сейчас в Париже?

Майкл— Джулия, ты же знаешь, что я последнее время занимался подбором пьесы для нового сезона.

Джулия -Ты ведь слышал о Гильде Грей? Говорят, она придумала танец «шимми», когда во время одного из своих выступлений забыла часть слов гимна США, и чтобы скрыть своё смущение стала встряхивать плечами и бёдрами. И сейчас весь Париж танцует Шимми.

Танец Шимми

Майкл-Леди энд джентльмены, позвольте представить проездом из Брюсселя в Нью-Йорк — женский джаз-бэнд «Ассоль». Попросим…

«Ассоль»

Джулия -Ты знаешь, Майкл, совсем недавно я услышала одну притчу, которая, как мне кажется, уместна для нашего вечера: Пришел человек к мудрецу и сказал ему: «Научи меня радости жизни».
Подумал мудрец и научил человека танцевать. А какой танец может столько страсти, чувства и драмы? Конечно же – танго!

Танго

Майкл-Джулия, в каждом танце есть элементы игры. Предлагаю дать танцорам немного отдохнуть, а остальным гостя поиграть в «хвост дракона»

Джулия — Давай, Майкл, но на понадобятся еще игроки. Попросим по два представителя от компании подойти к нам. Встаем друг за другом. Голова дракона пытается поймать хвост

Игра Хвост дракона Фнг оркестр Глена Миллера

Джулия -Ох, Майкл, ты не только по-прежнему самый красивый мужчина в Лондоне, но и в прекрасной форме. Но Джорж МошкИн обладает чудесным голосом, и готов исполнить для нас песню

Гоша Мошкин ФНГ

Майкл-Джулия, у нас в гостях театральные критики, было бы не любезно не станцевать в их компании.

Джулия -Конечно, Майкл, фокстрот

Фокстрот родители

Майкл— Вы знаете, леди и джентльмены, в театральных кругах в моде игра «Живые картины». Но поскольку у нас вечер в стиле джаз, предлагаю сыграть в «Живой оркестр». Пожалуйста, ударные, ф-но, контрабас, гитара, труба, саксофон и тромбон

«Живой оркестр» фнг гангстер

Джулия — Пыль столбом подняв на сцене,
Повторяем, чуть дыша:
В танце главное не ноги,
В танце главное душа!

Так давайте же танцевать уанстеп!

Уанстеп

Джулия -Из всех богинь в искусстве песня – недотрога. Она подвластна слуху сердца. Она – прекраснейшая из невидимок. Думаешь об этом, когда слушаешь Адель. Песни, которые она поёт, дышат, звучат, о возникает ощущение, что вот-вот они соскользнут в зал, и обнимут, согреют душу каждого. Попросим несравненную Адель исполнить нам

Аделина

Майкл— Песни в исполнении Адель легки и воздушны. А от исполнителей быстрого фокстрота требуется лёгкое, воздушное и одновременно стремительное движение.

Быстрый фокстрот

Джулия — Думаю, что среди наших гостей найдутся не менее стремительные джентльмены, готовые посостязаться в скорости реакции в игре 5-ый лишний

Игра 5-ый лишний

Джулия -Ты знаешь, Майкл, среди всех современных направлений мне нравится блюз, сочетание рабочей песни и лирического наполнения композиции заставляют мои ноги танцевать

Блюз

Майкл Танцевать на большом танцполе может каждый, а на ограниченном пространстве станцуют только влюбленные в танец пары.

Танец на газетах

Джулия — Танец, это тот же язык, и на этом языке можно говорить то, что считаешь нужным. Говорят, что американские девушки танцуя чарльстон в одиночестве, выражают свое презрение, к старым традициям.В Европу чарльстон привезла Жозефина Бейкер, именно в ее исполнении впервые этот танец увидела парижская публика. Благодаря ей, танец в Европе стал не менее популярным, чем в Америке.

Чарльстон

Майкл — Регтайм принято считать одним из родоначальников джаза. Это неудивительно, поскольку джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, которая создается несовпадением ритмически свободной, синкопированной музыки. Он вошел в моду в течение некоторого времени после Первой мировой войны в качестве салонного танца.

Регтайм

Джулия -Майкл, мы живем в удивительное время, танцы стали модным времяпрепровождением. Можно выбрать любой танец по настроению. Интересно, что же будут танцевать лет через 10, а может 20? Зажигательный твист?

Твист

ДжулияМы бы с Майклом хотели поблагодарить наших гостей за прекрасный вечер и вручить памятные благодарности.

Вручение благодарностей за участие в вечере классам и организаторам мероприятия.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/395914-scenarij-retro-vechera-v-stile-dzhaz

№1  джазовая импровизация «Sing» Л.Прима

Добрый день дорогие, гости! Мы рады приветствовать вас в нашем Джаз-клубе! Сегодня у нас встреча, встреча  с прекрасным. Сегодня мы слушаем Джаз! И первыми  приветствовали  вас джаз группа с джазовой импровизацией «Sing».

Пускай за окнами непогода,                                   

Пускай любимый покинул Вас,

Вы позабудете про невзгоды,

Когда в джаз — клубе играет джаз.

Сердечный ритм сдвинет бас-гитара,       

Асистолию, хандру и жар 

Легко собьет барабанов пара

Под россыпь дроби и звон литавр.

Труба, тромбон, соло саксофона,

Орган, гармоника, контрабас

Откроют новые горизонты,

Среди которых живет экстаз.                                                 

Электризация атмосферы 

Пройдет свой пик и родится драйв.

И тут расслабятся Ваши нервы,

И от блаженства смягчится нрав.

Да. Жить на свете не так уж плохо.  

Ведь в ней бывает счастливый час,

Должно быть, выпрошенный у Бога, — 

Когда в джаз — клубе играет джаз.

№2  джазовая импровизация «Комета»

Если сердце вздрагивает и замирает, когда откуда-то из глубины сцены из-под беглых пальцев раздаются переливы фортепиано, а от лучей софитов в глазах видны отблески саксофона, если вечер, проведенный в расслабленной и веселой обстановке Вам по душе, то Джаз – та музыка, которая Вам нужна!

№3 «Играем Джаз» К. Рахимова

 Джаз берет свое начало в смешении европейской и африканской музыкальных культур. Африканская музыка прибыла в Америку вместе с черными рабами. По сути, у них не было ничего, кроме музыки и танцев. В определенное время американским рабам разрешалось устраивать фестивали африканской музыки и танцевальные праздники. Наиболее известные фестивали проводились в Новом Орлеане. 

№4 Ф. Черни  «Буги» 

Со временем африканские музыкальные традиции стали испытывать влияние европейской музыки и к началу XIX века американские негры создали музыку нового типа, которая представляла собой сплав африканской и европейской музыкальных культур.

№5 «Alla tango» В. Сапарова 

№6  «Тип — топ – буги» М. Шмитца

 На основе негритянского фольклора создаются два новых жанра: блюз и регтайм, которые сыграли решающую роль в появлении джаза.

Дождь на крышах играет джаз,

А на лицах рисует визаж,

А душа подпевает блюз,

Её слова гениальны: люблю! 

№7 звучит  «Ноктюрн Гарлема» Э.Хенсона

 Блюз- особенность  музкального стиля: «грустный», «меланхоличный». «Blues» имеет связь с английским выражением «blue devils», означающим «когда кошки скребут на душе». Музыка блюза неспешна и нетороплива, а тексты песен всегда несут некоторую недосказанность и неоднозначность. Сегодня блюз чаще всего используют исключительно в инструментальной форме, в качестве джазовых импровизаций.

№8 « В тумане» Э. Гарнера  

Любовь не может наказаньем быть!

Любовь даётся нам, чтобы любить!

Я ухожу, и не смотри мне вслед!

Любовь была… 

ПОГАСЛА…. 

Больше нет».

Задув свечу, ушла в ночной туман.

А он молчал…

К чему теперь слова?!

Не стало с той минуты больше «НАС»…

В ночном джаз – клубе  о чём-то плакал джаз…

№9 « Грусть кларнета» С. Бечет 

 Слышали, как поёт по ночам птица-джаз?

Старые песни, из старых-престарых слов.

Только — как будто слышишь их в первый раз,

Будто бы вести из всей глубины веков

Прямо сейчас наконец-то дошли до нас

В скомканном рваном рэг-тайме ночных ветров.

 №10 Р. Хендерсон  «Прощай, черный дрозд»

РЕГТАЙМ — стиль фортепианной игры и жанр танцевальной фортепианной пьесы. Пьесы в ритмах регтайма появились еще в первой половине XIX века. Само название стиля переводится, как «разорванное время». Позднее импровизационный регтайм стали обращать в ноты, а популярности ему прибавило то, что в каждой уважающей себя семье непременно должно было быть фортепиано, в том числе и механическое, которое очень удобно для воспроизведения сложной мелодии регтайма. Городами, в которых регтайм был самым популярным музыкальным направлением Сент-Луис и Канзас-Сити. На рубеже столетий увлечение регтаймом было повальным. Он получил широкое распространение благодаря странствующим пианистам.

№ 11  регтайм «Сент-Луис» Т. Гершина

Шурша по лужам,

вселяя дрожь,

Осенним блюзом

Проплакал дождь –

Снегов наместник.

В последний раз,

Зимы предвестник –

Играет джаз.

Холодный ветер

И желтый лист,

Сорвавшись с веток –

Танцуют твист.

Стучит по крышам,

Дождь напоказ.

Стал еле слышим –

Осенний джаз.

Под вспышки молний

Последний гром –

Закончил сольный

Фри-джаз альбом.

№12 Ж.Косма  «Опавшие листья» 

Африканская культура в лице чернокожих рабов, перевозимых с западных берегов Африки в Америку, дала джазу импровизацию, пластику и ритмичность, европейская – мелодичность и гармонию звуков, минорные и мажорные стандарты.

№13 «Артист эстрады» Джоплина 

Природа наполнилась разом

Каким-то классическим джазом.

А может быть просто, мой разум

Хотел бы услышать сейчас,

Прекрасную музыку где-то,

Где песня еще не допета,

И где среди теплого лета,

Действительно слышится джаз.

№14 В. Сапаров  «Импровизация» 

Невольно вспомнилось о Вас                      

В такое ветреное утро…

И почему-то в зимний джаз

Вплеталась тоненькая лютня,

И розы белые цвели

На мерзлых стеклах очень близко,

И говорила о любви

Сквозь сон метель-саксофонистка…

О всепрощающей любви

Её мелодия звенела,

И уходила от земли

В небес далекие пределы…

№15 Мендел «Тень твоей улыбки» 

Вновь переливы фортепиано.

И как минута пролетает час.

Сегодня, как всегда, в  моём джаз-клубе  играют Jazz,

До боли эта музыка про нас.

№16 «Большой джаз- оркестр» В.Фоменко

Январской ночью, в новогодний час  

Опять в душе моей играет джаз.

Томит и тает голос саксофона,

И манит в сказку он. И ночь бессонна.  

Мотивы старых, негритянских скерцо

Волнуют душу, будоражат сердце.

И заполняют все вокруг пространство

В тонах зеркальных зимнего  убранства.  

Пронзают воздух звуки — резко, рьяно,

Они звучат то forte, а то piano,

Импровизации и переливы,

Так ироничны, страстны и игривы.

Вдруг замирает звук на верхней ноте,

И ты уж где-то далеко… в полете…

Но четкий ритм под соло контрабаса,

Бросает нас опять в объятья джаза.

Душа то замерла, а то клокочет,

В ней гамма чувств, смятенье южной ночи…

В дурмане томном яркого экстаза

Вновь сакс выводит блюз ночного джаза.

№17 Джазовая композиция  «Хеностью»

От невезухи, хвори, сглаза,

Тоски и острого хондроза

Примите на ночь дозу джаза –

Произойдёт метаморфоза! 

№18 Звучит  «Принцесса» О. Хромушина

И все мы, конечно, тоже играем джаз.

Не просто из тех же нот — на один мотив.

Однажды приходит день и приходит час,

Двери надежды и в свой лабиринт открыв,

В собственном ритме, который взрывает нас,

Выплеснуть блюз. И рэг-тайм. И весь этот джаз

К звёздам далёким в небесный пролив летит.

№19 Джазовая композиция Г. Манчини  «Розовая пантера» 

О, Джаз!

Ты мир!

Твои шальные звуки не так шальны, как кажется сперва.

Ты — дивный мир науки. Науки поколений, волшебства.

Восторг, безумье, тихая печаль —

Сливается в тебе все воедино.

…Любите Джаз!

Не проходите мимо,

Когда вдруг музыку, которую забыли

(не все и не всегда ее ценили)

Вам станет жаль.

Большое спасибо, до новых встреч!

Автор: Тимофеева Светлана Анатольевна, преподаватель класса духовых инструментов «ДШИ» р.п.Екатериновка, р.п.Екатериновка Саратовской области.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню неизвестного солдата имя твое неизвестно
  • Сценарий ко дню ветеринарного врача
  • Сценарий клятвы кадета на поклонной горе
  • Сценарий ко дню дефектолога
  • Сценарий ко дню незрячих