Сценарий ко дню философии

Цель: побудить студентов к размышлениям об истинных нравственных ценностях.

Цель: побудить студентов к размышлениям об истинных нравственных ценностях.

Задачи: способствовать формированию у студентов правильных и высоконравственных представлений о жизни;

научить ценить жизнь в любых ее проявлениях;

развивать желание и умение размышлять на философские темы.

Целевая аудитория: style=»font-family: ‘Times New Roman’, serif;»> студенты 1-4 курсов

1 вед.: Так уж вышло, что мы рождаемся, дышим, спим, едим… И наблюдаем за миром…

2 вед.: Мы ужасаемся тому, чему следовало бы поклоняться, и бурно радуемся тогда, когда есть все основания печалиться…

1вед.: Мы перекрашиваем неблаговидное прошлое и сочиняем неосуществимое будущее.

2 вед.: Мы зачем-то обожествляем людей и очеловечиваем богов.

1 вед.: Стоя на голове, мы с завидной уверенностью утверждаем, что яблоко падает с ветки дерева не вниз, а вверх…

2вед: И только где-то в середине своей жизни мы вдруг задаем себе вопрос: «Зачем?»

1вед.: Зачем мы живем в этом жестоком, нежном, мудром, глупом, циничном, трепетном, непонятном мире?

2вед.: Словом, вдруг, резко и неожиданно, рано или поздно каждый из нас начинает лихорадочно искать смысл жизни.

1вед.: Мы не хотим искать смысл жизни. Не то чтобы мы считаем это занятие бесполезным — нет, мыслить никогда не вредно, но иногда понимание не приносит ничего, кроме страданий…

2вед.: Мы просто предлагаем вам подумать вместе с нами над тем, ради чего может жить человек.

(Песня «Return To Innokence», видеоклип, гр. «Энигма»)

1 вед.Времена жизни. Они существуют точно так же, как времена года. Детство как солнечная весна, молодость — лето, зрелость — осень, а старость – зима. Но, бесспорно, если времена года повторимы, и можно много раз порадоваться весне, лету, осени и зиме, то времена жизни даются каждому всего один раз.

(1-ый чтец. Притча «Человек, который умел ждать»

Жил на свете человек, который умел ждать. И поскольку он умел это делать лучше всего в жизни, то именно этим он и занимался. Ждал.

Ожидание действует на каждого по-разному. Кто-то раздражается, кто-то впадает в апатию… Hо у человека был огромный запас терпения и, кроме того, он не только умел, а даже любил ждать.

И вот однажды, когда он как обычно сидел и ждал, к нему подошла Она.

Кто ты?- спросил человек.

Удача, — ответила она. — Хочешь меня поймать?

Зачем, — удивился человек. — Я никого не ловлю. Я просто сижу и жду. Удача нерешительно помялась с ноги на ногу. До сих пор еще никто так с ней не разговаривал. Все пытались схватить ее, как только она появлялась. А этот человек был совершенно спокоен. И она решила остаться с ним.

Послушай, — сказала Удача, — можно я побуду с тобой? Ты не такой как все. Да и вообще, я еще не встречала людей, которые бы по-настоящему умели ждать. Я думаю, что нам будет хорошо вдвоем.

Человек пожал плечами, и Удача устроилась рядом. Прошло совсем немного времени, как рядом появилась Она. Она сияла всеми цветами радуги и была великолепна.

Привет, — сказала Она. — Я увидела здесь Удачу и решила присоединиться. Вы не будете возражать.

Это — Радость, — представила человеку Удача новую гостью.

Человек молча кивнул, и Радость присела подле него. Радость была непоседой. Она появлялась среди самых разных людей, а особенно часто она шла по следу Удачи. Они были неразлучными подругами, но у Радости не всегда хватало чувства такта и терпения. Она поерзала и сказала, беспечно поглядывая по сторонам:

Теперь, когда нас трое, что будем делать? Мне кажется, пришла пора повеселиться от всей души.

Удача вопросительно посмотрела на человека, и в воздухе повисло затянувшееся молчание.

Ждать, — наконец лаконично ответил человек, не отрывая взгляда от горизонта. — Hужно еще подождать.

Ха!- воскликнула Радость. — Вот еще! Конечно, тут у вас очень необычно, но я пожалуй пойду, пройдусь. Может я еще как-нибудь загляну к вам. Hе скучайте! Радость вскочила и была такова. Все вокруг как-то неуловимо изменилось. Даже Удача немного потускнела. Однако, человек словно не заметил исчезновения радости. Hо вдруг он заговорил. Это было так неожиданно, что Удача вздрогнула.

Пусть уходит. Вертихвостка. В жизни есть вещи более значимые. Hужно их только дождаться.

Удача подумала и кивнула. Этот человек был необычен и чем-то даже величественен в своем стремлении ждать. Она загадочно улыбнулась и, неслышно встав, удалилась.

Когда же человек оторвал взгляд от горизонта, то увидел, что на месте Удачи сидит Оно. Оно было прекрасно, и человек без подсказок догадался как Его зовут. Это было Счастье. Счастье было нечастым гостем у людей, но сюда оно пришло по зову Удачи.

Удача сказала мне, что ты единственный, кто умеет ждать.

Hе знаю, — просто сказал человек. — Я делаю это настолько хорошо, насколько могу.

Hу, что ж. Ты дождался того чего хотел?

Hе думаю. Пожалуй, я подожду еще.

Счастье склонило голову и замерло. Оно было рядом. Человек смотрел вдаль, и лишь Печаль, появившаяся через некоторое время, сказала ему, что Счастье ушло от него.

Оно ушло также тихо, как и появилось. Однако, и Печаль не задержалась надолго. Она не любила водиться с теми, кто умеет ждать. Hо вот человек почувствовал, что рядом есть кто-то еще. Он обернулся. Она стояла позади него и Ее грустные глаза были полны слез.

Давно ты здесь?- спокойно спросил человек.

Я всегда была рядом с тобой. Hо, пожалуй, мне стоит удалиться. Она повернулась и медленно пошла прочь. Ее скромные, почти убогие одежды трепал невесть откуда налетевший ледяной ветер, и что-то неуловимо отталкивающее было в ее фигуре.

Эй!- крикнул человек, почувствовав неладное. — Кто ты? Как тебя зовут?

Она обернулась, взглянула на него своими плачущими глазами и ответила.

Твоя Жизнь.

(Песня «Молодость», музыка и стихи Андрей Исмагилов, гр. «Рождество»)

(2 вед) Что такое жизнь? И зачем я живу? В чем мое предназначение? Может быть смысл в том, чтобы просто жить, просыпаться каждый день, что-то делать, куда-то идти, к чему-то стремиться? А может быть смысл жизни в том, чтобы учиться? Учиться быть счастливым, учиться радоваться и любить?

чтец

Когда-то я стану бабушкой,

Седой и корявой старушкой

В засаленном старом фартушке,

С привязанной к попе подушкой.

И, ползая неуверенно,

Себе помогая клюшкой…

Нет, нет, я совсем не уверена,

Что буду такой старушкой.

С зажатой в зубах сигареткой,

С блестящей сережкой в ухе,

Я буду старой кокеткой

На зависть другим старухам.

Я буду внучке подружкой,

А внуку — партнершей в танце.

И плакать буду в подушку,

И сочинять романсы.

Я расскажу своим внукам,

Пока им еще не известно,

Что жизнь — занятная штука,

Что жить так интересно.

Я их научу смеяться

В голос, а не украдкой.

Я их научу держаться

За жизнь эту мертвой хваткой.

И как-то снежной зимою,

Свой коньячок попивая,

Устало глаза прикрою,

Скажу: «Неплохо жила я».

И сложатся в холмик камушки,

Травой зарастет пригорок…

Когда-то я стану бабушкой,

Но, думаю, очень не скоро.

(1вед.) Уже в ранней юности многие начинают задавать себе вопрос о смысле жизни. Мы почему-то не сомневаемся, что этот смысл существует.

Веселая девчушка думает, что смысл жизни ее состоит в том, чтобы как можно побольше узнать, постичь в этом удивительном и таком огромном мире.

Влюбленная девушка искренне считает, что смысл ее жизни заключен в чистом и прекрасном чувстве к любимому.

Молодая мать, принимая на руки своего младенца, уверена в том, что смысл ее жизни сосредоточен в этом крошечном розовом комочке.

Целеустремленная деловая женщина, восседая в мягком кресле директора какой-нибудь фирмы, серьезно полагает, что смысл ее жизни в том, чтобы подняться на последнюю ступень бизнес — иерархии

Умудренная опытом и преклонными годами седая бабушка ничуть не сомневается в том, что весь смысл ее жизни – это сама жизнь, которую она прожила вполне достойно, хотя и не без жестоких разочарований и болезненных потерь

Вот только так и остается открытым вопрос: помнит ли почтенная старушка, как когда-то давно, словно бы в позапрошлом веке, ей казалось, что смысл ее жизни в том, чтобы познать чудесный мир, без остатка отдавать себя любимому человеку, вкладывать все свои силы в новорожденного младенца и достигать запредельных высот профессионализма

(Песня «Как молоды мы были» А.Пахмутовой)

(2 вед) Пройдет совсем немного времени, и следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной

чтец

Ну а пока туристы и учёные не нашли Земли Обетованной,

Надо жить на этой самой, чёртовой, ласковой, распаханной, кровавой.

Надо верить в судьбы и традиции.

Только пусть во сне и наяву жжёт меня,

Казнит меня единственно правильный вопрос: «Зачем живу?»

Пусть он возвышается, как стража на порогах будущей строки.

Пусть глядит безжалостно. Бесстрашно. Пусть кричит! Хватает за грудки!

Пусть он никогда во тьму не канет. Пусть он не отходит ни на шаг.

Пусть он, как проклятье, возникает в стыдно пламенеющих ушах!

Пусть он разбухает, воспаляясь, в путанице неотложных дел.

Пусть я от него нигде не спрячусь, даже если б очень захотел!

Пусть я камнем стану. Онемею. Зашатаюсь. Боль превозмогу.

Захочу предать — и не сумею. Захочу солгать — и не смогу.

Буду слышать в бормотанье ветра, в скрипе половиц, в молчанье звёзд,

В шелесте газет, в дыханье века правильный вопрос: «Зачем живёшь?»

(Песня «Все в твоих руках» Д.Билана)

(1вед) Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость, от этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение сопряжено с потерей всего, что есть прекрасного в нас.

(чтец стихотворение в прозе «Эгоист» И.С. Тургенева

В нем было всё нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.

Он родился здоровым; родился богатым — и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.

Он был безукоризненно честен!.. И, гордый сознаньем своей честности, давил ею всех: родных, друзей, знакомых.

Честность была его капиталом… и он брал с него ростовщичьи проценты.

Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра; и он был безжалостным — и не делал добра… потому что добро по указу — не добро.

Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной — столь примерной! — особы, и искренно возмущался, если и другие так же старательно не заботились о ней!

И в то же время он не считал себя эгоистом — и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! Еще бы! Чужой эгоизм мешал его собственному.

Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.

Он даже не понимал: что значит прощать? Самому себе прощать ему не приходилось… С какой стати стал бы он прощать другим?

Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога — он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе и твердым и ясным голосом произносил: «Да, я достойный, я нравственный человек!» Он повторит эти слова на смертном ложе — и ничего не дрогнет даже и тогда в его каменном сердце, в этом сердце без пятнышка и без трещины.

О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!

(Песня «Если можешь помочь, помоги…» Н.Кадышевой)

(2 вед) МЫ живём с повязками на глазах закрытых, прячемся под масками из железа слитых.

Мы со скуки маемся, мы вслепую судим. Не любя встречаемся — не встречаясь любим

Мы молчим из гордости, говорим — из мести.. мы обходим пропасти и дурные вести

Мы как дети прячемся, мы как звери злимся.. не любя встречаемся, а любить боимся

А полюбим–скроемся за семью замками. Мы висим на волосе — и не знаем сами. Позабыв про сказки, ждём чудес немалых. Мы живём с повязками — кто бы развязал их?..

(1 вед) Любовь к человечеству, к сожалению, выгорела из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера, которая пребудет бессмертной до конца мира. Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств.

Подумайте, кто вам дороже и ближе себя? Никто. Вы — царь мира, его гордость и украшение. Вы — бог всего живущего. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит только вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами. И подумайте, как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором я чувствую равного себе, светлого бога? Тогда жизнь будет прекрасна. По всей земле воздвигнутся легкие, светлые здания, ничто вульгарное, пошлое не оскорбит наших глаз, жизнь станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, вечным и легким праздником. Любовь станет светлой религией мира.. И тогда можно будет сказать: Человек – это звучит гордо!

( чтец)

Hи с пpиpодою всемогущей,

Hи с вселенною бесконечной,

Hи со вpеменем вечным вечно

Не сpавнить человека !

Человек во вселенной — точка.

Что он может, казалось бы ? — Hоль !

Hулевое его измеpенье.

В сеpдце: гоpечь, обида, боль

Я ведь сам — человек, сомненье…

Мысль блеснула — быть может, ошибся ?!

Человеку дано ошибаться.

Мысль зажглась и летит как птица,

По пpямой стpемится умчаться.

Человек измеpяется мыслью!

— Озаpило меня мгновенье.

Мысль для точечки-человека

Это пеpвое измеpенье.

Своей мыслью вpащай как лучом,

Яpким, теплым и жизнь несущим,

Освещая вокpуг себя плоскость —

Человеческий миp насущный.

В этом миpе живем и дышим,

Любим, пишем стихотвоpенье.

Человеческий миp для людей —

Вот, втоpое уже измеpенье.

Чем же может еще человек быть измеpен ?

В чем смысл нетленья ?

Миpный тpуд — созидательный тpуд –

Это тpетье измеpенье.

Всемогуща пpиpода… Человек может больше…

Бесконечна вселенная… Бесконечнее мысль человека…

Потому на земном шаpе Точка эта стоит твеpдо.

Мысли, Люди, Работа, Миp,

Человек — это звучит гоpдо!

1вед.: Жизнь дается человеку только один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

2вед.: Прожить так, чтобы в этой своей жизни успеть встретиться с Богом. Даже если от этой встречи будет обжигающе больно за бесцельно прожитые годы

(«Интервью с Богом» видеоролик на музыку Gregorian – «Moment of Peace» )

(1 вед) Жизнь – это игра, в которой мир постоянно задает своим обитателям одну и ту же загадку: «А ну, угадайте, какой я!» И каждый отвечает в соответствии со своими представлениями: ты агрессивный или ты уютный. Или ты веселый, мрачный, дружелюбный, враждебный, счастливый злосчастный. Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою.

( чтец)

Почему надо жить с оглядкой?

Кто придумал устои эти?

Если любишь… люби украдкой!

Ненавидишь… держи в секрете!

Хорошо тебе… бойся сглаза!

Плохо…радуются соседи!

И свободно вздохнуть… ни разу!

И слова говорим… не эти!

Ну, а если Я не такая?

И живу свою жизнь как умею!

Если крылья СЕЙЧАС вырастают…

Только цвета Вороны Белой!

Я СЕЙЧАС… жить хочу по-другому!

Так… как нравится мне… без оглядки!

На себя… на соседей по дому!

Взять и выбросить все тетрадки!

Позабыть… что писала в конспектах!

И, вообще… начать жить сначала!

Чтобы в будущем… в мыслях светлых

Только радость моя звучала!

От того… что живу на свете…

От того… что я…вот такая!

И мне выпал счастливый билетик…

Жизни мчащегося трамвая!

Я хочу быть любимой… И БУДУ!

Я хочу стать счастливой… И СТАНУ!

О ЛЮБВИ… никогда не забуду!

В ЧУДО верить… НЕ ПЕРЕСТАНУ!!

1 вед.: Проучившись в школе 10-11 с лишним лет, мы знаем, как вычислить квадратный корень, но не знаем, как прощать себя и других (и не знаем, насколько это важно).

2вед.: Мы знаем направления миграции птиц, но мы не уверены, в какую сторону хотим идти мы сами.

1вед.: Мы препарировали лягушек, но, наверное, никогда не пытались понять человека.

2вед.: Мы знаем, кто написал «Быть или не быть, — вот в чем вопрос», но не знаем ответа

1вед.: Мы знаем, что такое число ПИ, но не можем с уверенностью сказать, кто мы есть.

2вед.: Мы знаем, как составить схему сложного предложения, но не знаем, как любить себя.

1вед.: Верно говорят, что в сердце человека таится и гнездо орлиное, и нора ехидны. Оно влечет человека и к высотам, оно же тянет его в прах и грязь земли.

2вед.: Ища истинный смысл, как бы не промахнуться, не продешевить, как бы не принять за звезды следы гусиных лапок на песке

1 вед.: На что мы тратим жизнь? На мелочные ссоры, На глупые слова, пустые разговоры, На суету обид, на злобу — вновь и вновь. На что мы тратим жизнь… А надо б на любовь…

2вед: Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то — На нудные дела, ненужные заботы…В угоду обществу придумываем маски… На что мы тратим жизнь! А надо бы на ласки…

1вед: Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку, на «имидж» и «престиж», ненужную науку, на ложь и хвастовство, на дармовую службу. На что мы тратим жизнь?…А нужно бы на дружбу…

2вед.: Куда-то всё спешим, чего-то добываем. Чего-то ищем все — а более теряем; Всё копим — золото, тряпьё и серебро… На что мы тратим жизнь! А надо б на добро…

1вед.: Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем; С серьёзностью смешной вещички выбираем. Но сколько не гадай — всё выберешь не ту. На что мы тратим жизнь… А надо б на мечту…

2вед.: Боимся радости, боимся верить в сказки, Боимся и мечты, и нежности, и ласки; Боимся полюбить, чтоб после не тужить… На что мы тратим жизнь?! А надо просто жить!

(Заключительная песня «Дорога к счастью» Паралимпийский гимн)

Дословно философия переводится, как «любовь к мудрости». Эта наука как особый тип мировоззрения начала свой путь одновременно в Древней Греции, Древнем Китае и Древней Индии.

Философские учения имеют неоднозначный характер преемственности между собой. Каждая новая возникающая концепция является развитием или новым сочетанием уже существующих принципов, высказанных кем-то ранее. Иначе она не признается философской. Очень ярко об этом высказался известный русский мыслитель В. Ф. Асмус: «Если что-нибудь открыли (в философии), покопайтесь в истории философии; если там ничего не найдете – значит открыли глупость».

Философия – это наука о сущности бытия, о мышлении. Многие мыслители утверждали, что философия построена на удивлении. Похоже, это так и есть на самом деле, ведь наука получила развитие вследствие того, что людям стало интересно, кто они и что есть мир вокруг них. Философия положила начало многим другим наукам и видам искусства, в том числе и боевым искусствам Востока, а также стала одной из основ технического прогресса.

Всемирный День философии был учрежден в 2002 году всемирной организацией ЮНЕСКО, и теперь празднуется ежегодно в третий четверг ноября более чем в 70 странах. В 2003 году присоединилась к празднованию и Россия. Впервые Москва стала столицей празднования в 2009 году. Теперь и философы имеют свой профессиональный праздник. И вроде бы, нас, обычных людей он не касается, а хотелось бы… Хотя, философ — разве это профессия? Слово «профессия» переводится как «польза, выгода». Получается философия – бесполезное занятие, иначе какую выгоду может нам обеспечить любовь к мудрости?

Колледжи обучают нас полезным ремеслам, институты посвящают в важные науки, а кто же нас научит жить в этом мире, и как нам постичь самих себя? Здесь не имеются ввиду какие-то конкретные философские системы Гегеля или Платона. Речь идет о ценностях, на которые мы опираемся в процессе жизни, даже, порой, не формулируя их. У нас все же есть свое мировоззрение, несмотря на то, что некоторые из нас забыли значение этого слова. Так вот это и есть Наша Философия. Она – наша индивидуальность: размытое отражение внешних влияний или же осмысленный синтез принципов, идей. Индивидуальность — это философия, рожденная из вопросов и поисков ответов на них. Мы не останавливаемся на том, что уже осознали, прожили, осмыслили. Нам есть куда шагать дальше, и зачастую путь этот не так уж прост.

Когда-то один из самых выдающихся философов XIXвека Л. Рон Хаббард сказал, что мудрость предназначена каждому, кто протянет к ней руку. Это одна из целей празднования.

В мире существует несколько организаций, работающих над распространением философских знаний и развитием интереса к ним. Особенно активны в этом вопросе издательства «Bridge» и «New-Era». Они несут философское наследие Л. Рона Хаббарда в широкие массы по всему миру.

За 12 месяцев эти организации передали книги Хаббарда более чем 4 миллионам людей, а также более 80 тысячам библиотек мира. Такие усилия были предприняты ради того чтобы показать эффективные решения этого замечательного писателя.

Дата Дня философии не приурочена ни к какому историческому событию.

Праздник направлен на то, чтобы найти общую площадку для обсуждения глобальных социально-культурных событий, происходящих вокруг, приобщить народ к философскому наследию. Люди приоткрывают свою сферу обыденного мышления новым идеям, стимулируют публичные дебаты гражданского общества и мыслителей в ответ на проблемы, встающие перед обществом на сегодняшний день.

Традиционно в этот день проводятся конференции, круглые столы, встречи с представителями искусства, философские диспуты, выставки книг. К этому дню приурочено множество различных мероприятий, которые проводят философские школы и сообщества; активное участие принимают кафедры и факультеты философии всех учебных заведений нашей страны.

Всемирный День философии – это памятный день, напоминающий общественности о том, что существует масса интереснейшего культурно-исторического опыта наших предшественников. Все, что сейчас есть у нас: религия, наука, политический строй, живопись начинали свое развитие с философского воззрения, которое постепенно изменялось и становилось развернутым понятием. Плоды философского начала – это умения, навыки, знания, передающиеся из поколения в поколение.

Несколько веков подряд философия всех культур и народов рождала концепции, труды и идеи по обоснованным анализам, закладывая фундамент для критического, творческого и независимого мышления.

Толочко Т.Е., учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Лицей имени

В.В.Карпова» село Осиново

Зеленодольского муниципального

района Республика Татарстан

Сценарий вечера «Философские размышления о смысле жизни» был разработан и проведен мною на основе лучших произведений русской литературы XIX-XX веков, поднимающих проблемы нашего бытия.

Цель его: побудить детей к размышлениям об истинных нравственных ценностях.

Задачи: способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о жизни;

научить ценить жизнь в любых ее проявлениях;

развивать желание и умение размышлять на философские темы.

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов

1 вед.: Так уж вышло, что мы рождаемся, дышим, спим, едим… И наблюдаем за миром…

2 вед.: Мы ужасаемся тому, чему следовало бы поклоняться, и бурно радуемся тогда, когда есть все основания печалиться…

3вед.: Мы перекрашиваем неблаговидное прошлое и сочиняем неосуществимое будущее.

4 вед.: Мы зачем-то обожествляем людей и очеловечиваем богов.

5 вед.: Стоя на голове, мы с завидной уверенностью утверждаем, что яблоко падает с ветки дерева не вниз, а вверх…

1вед: И только где-то в середине своей жизни мы вдруг задаем себе вопрос: «Зачем?»

2вед.: Зачем мы живем в этом жестоком, нежном, мудром, глупом, циничном, трепетном, непонятном мире?

3вед.: Словом, вдруг, резко и неожиданно, рано или поздно каждый из нас начинает лихорадочно искать смысл жизни.

4вед.: Мы не хотим искать смысл жизни. Не то чтобы мы считаем это занятие бесполезным — нет, мыслить никогда не вредно, но иногда понимание не приносит ничего, кроме страданий…

5вед.: Мы просто предлагаем вам подумать вместе с нами над тем, ради чего может жить человек.

(Песня «Return To Innokence», видеоклип, гр. «Энигма»)

(2 чтеца: юноша и девушка)

Времена жизни. Они существуют точно так же, как времена года. Детство как солнечная весна, молодость — лето, зрелость — осень, а старость – зима. Но, бесспорно, если времена года повторимы, и можно много раз порадоваться весне, лету, осени и зиме, то времена жизни даются каждому всего один раз.

— Смотри, как дышит эта ночь. Звезда, уставшая светлеть, упала, обожгла плечо…

Чо?

— Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой воде…

— Где?

— Он полночью поклялся ей, он взял в свидетели луну!..

— Ну?!

— Они сейчас уйдут в песок, туда, где не видать ни зги…

— Гы!..

— И ощутив побег реки, в беспамятстве забьется ерш!..

— Врешь!..

— Да нет, я говорю тебе, что столько тайн хранит земля, березы, ивы и ольха… — Ха!..

— А сколько музыки в степях, в предутреннем дрожанье рос…

— Брось!

— Да погоди!. Почувствуй ночь, крадущийся полет совы, сопенье медленных лосих…

-Я — Псих!..

— Послушай, разве можно так: прожить и не узнать весны, прожить и не понять снега?.

-Ага!

(3-ий чтец. Притча «Человек, который умел ждать»

Приложение №1)

(Песня «Молодость», музыка и стихи Андрей Исмагилов, гр. «Рождество»)

(4 чтец) Что такое жизнь? И зачем я живу? В чем мое предназначение? Может быть смысл в том, чтобы просто жить, просыпаться каждый день, что-то делать, куда-то идти, к чему-то стремиться? А может быть смысл жизни в том, чтобы учиться? Учиться быть счастливым, учиться радоваться и любить?

Когда-то я стану бабушкой,

Седой и корявой старушкой

В засаленном старом фартушке,

С привязанной к попе подушкой.

И, ползая неуверенно,

Себе помогая клюшкой…

Нет, нет, я совсем не уверена,

Что буду такой старушкой.

С зажатой в зубах сигареткой,

С блестящей сережкой в ухе,

Я буду старой кокеткой

На зависть другим старухам.

Я буду внучке подружкой,

А внуку — партнершей в танце.

И плакать буду в подушку,

И сочинять романсы.

Я расскажу своим внукам,

Пока им еще не известно,

Что жизнь — занятная штука,

Что жить так интересно.

Я их научу смеяться

В голос, а не украдкой.

Я их научу держаться

За жизнь эту мертвой хваткой.

И как-то снежной зимою,

Свой коньячок попивая,

Устало глаза прикрою,

Скажу: «Неплохо жила я».

И сложатся в холмик камушки,

Травой зарастет пригорок…

Когда-то я стану бабушкой,

Но, думаю, очень не скоро.

(5чтец) Уже в ранней юности многие начинают задавать себе вопрос о смысле жизни. Мы почему-то не сомневаемся, что этот смысл существует.

Веселая девчушка думает, что смысл жизни ее состоит в том, чтобы как можно побольше узнать, постичь в этом удивительном и таком огромном мире.

Влюбленная девушка искренне считает, что смысл ее жизни заключен в чистом и прекрасном чувстве к любимому.

Молодая мать, принимая на руки своего младенца, уверена в том, что смысл ее жизни сосредоточен в этом крошечном розовом комочке.

Целеустремленная деловая женщина, восседая в мягком кресле директора какой-нибудь фирмы, серьезно полагает, что смысл ее жизни в том, чтобы подняться на последнюю ступень бизнес — иерархии

Умудренная опытом и преклонными годами седая бабушка ничуть не сомневается в том, что весь смысл ее жизни – это сама жизнь, которую она прожила вполне достойно, хотя и не без жестоких разочарований и болезненных потерь

Вот только так и остается открытым вопрос: помнит ли почтенная старушка, как когда-то давно, словно бы в позапрошлом веке, ей казалось, что смысл ее жизни в том, чтобы познать чудесный мир, без остатка отдавать себя любимому человеку, вкладывать все свои силы в новорожденного младенца и достигать запредельных высот профессионализма

(Песня «Как молоды мы были» А.Пахмутовой)

(6 чтец) Пройдет совсем немного времени, и следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной

Ну а пока туристы и учёные не нашли Земли Обетованной,

Надо жить на этой самой, чёртовой, ласковой, распаханной, кровавой.

Надо верить в судьбы и традиции.

Только пусть во сне и наяву жжёт меня,

Казнит меня единственно правильный вопрос: «Зачем живу?»

Пусть он возвышается, как стража на порогах будущей строки.

Пусть глядит безжалостно. Бесстрашно. Пусть кричит! Хватает за грудки!

Пусть он никогда во тьму не канет. Пусть он не отходит ни на шаг.

Пусть он, как проклятье, возникает в стыдно пламенеющих ушах!

Пусть он разбухает, воспаляясь, в путанице неотложных дел.

Пусть я от него нигде не спрячусь, даже если б очень захотел!

Пусть я камнем стану. Онемею. Зашатаюсь. Боль превозмогу.

Захочу предать — и не сумею. Захочу солгать — и не смогу.

Буду слышать в бормотанье ветра, в скрипе половиц, в молчанье звёзд,

В шелесте газет, в дыханье века правильный вопрос: «Зачем живёшь?»

(7чтец) Прожить жизнь…как просто и как невозможно трудно, как доступно и как невероятно. Как неповторимо… Как ужасно неповторимо – с победами, с ошибками и потерями. Каждое из времен жизни коротко. Летит! Не спохватиться бы в конце, что так ничего и не заметил. На всю жизнь запомнятся мне слова мужика в рассказе Чехова «Горе»: «Сызнова бы жить…» Он везет к доктору умирающую старуху и вдруг видит, что снег на ее лице не тает…Перед его взором проходит вся его жизнь. Он понимает, что это он сам, собственноручно загнал старуху в могилу, и ему хочется все исправить, но теперь слишком поздно… «Сызнова бы жить…» — несколько раз повторяет он.

Но сызнова жить невозможно. Это сознавал он, это хорошо известно нам, и все же мы не дорожим данным нам отрывком времени. Если бы мы постоянно помнили о своей кратковременности, мы бы больше любили друг друга, мы бы заботились о том, чтобы не оставить о себе дурной славы.

Если мы страдали, неся поношения и насмешки, как христиане, блаженны мы! Но если нас поносили за то, что мы двоедушны, нечестны горе нам!

Такую славу невозможно стереть одной жизнью, а двух не будет. Неожиданно придет конец, и нам так захочется все исправить, всем доказать, что мы не таковы, что мы лучше, но времени уже не будет…

Время иссякло, ушло навсегда, и в душе останется боль и разочарование в себе и заглушающее все другое бесполезное желание: «Сызнова бы жить…»

(Песня «Все в твоих руках» Д.Билана)

(8 чтец) Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость, от этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение сопряжено с потерей всего, что есть прекрасного в нас.

(9 чтец стихотворение в прозе «Эгоист» И.С. Тургенева

Приложение №2)

(Песня «Если можешь помочь, помоги…» Н.Кадышевой)

(10 чтец) МЫ живём с повязками на глазах закрытых, прячемся под масками из железа слитых.

Мы со скуки маемся, мы вслепую судим. Не любя встречаемся — не встречаясь любим

Мы молчим из гордости, говорим — из мести.. мы обходим пропасти и дурные вести

Мы как дети прячемся, мы как звери злимся.. не любя встречаемся, а любить боимся

А полюбим–скроемся за семью замками. Мы висим на волосе — и не знаем сами. Позабыв про сказки, ждём чудес немалых. Мы живём с повязками — кто бы развязал их?..

(11чтец) Любовь к человечеству, к сожалению, выгорела из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера, которая пребудет бессмертной до конца мира. Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств.

Подумайте, кто вам дороже и ближе себя? Никто. Вы — царь мира, его гордость и украшение. Вы — бог всего живущего. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит только вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами. И подумайте, как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором я чувствую равного себе, светлого бога? Тогда жизнь будет прекрасна. По всей земле воздвигнутся легкие, светлые здания, ничто вульгарное, пошлое не оскорбит наших глаз, жизнь станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, вечным и легким праздником. Любовь станет светлой религией мира.. И тогда можно будет сказать: Человек – это звучит гордо!

(12 чтец)

Hи с пpиpодою всемогущей,

Hи с вселенною бесконечной,

Hи со вpеменем вечным вечно

Не сpавнить человека !

Человек во вселенной — точка.

Что он может, казалось бы ? — Hоль !

Hулевое его измеpенье.

В сеpдце: гоpечь, обида, боль

Я ведь сам — человек, сомненье…

Мысль блеснула — быть может, ошибся ?!

Человеку дано ошибаться.

Мысль зажглась и летит как птица,

По пpямой стpемится умчаться.

Человек измеpяется мыслью!

— Озаpило меня мгновенье.

Мысль для точечки-человека

Это пеpвое измеpенье.

Своей мыслью вpащай как лучом,

Яpким, теплым и жизнь несущим,

Освещая вокpуг себя плоскость —

Человеческий миp насущный.

В этом миpе живем и дышим,

Любим, пишем стихотвоpенье.

Человеческий миp для людей —

Вот, втоpое уже измеpенье.

Чем же может еще человек быть измеpен ?

В чем смысл нетленья ?

Миpный тpуд — созидательный тpуд –

Это тpетье измеpенье.

Всемогуща пpиpода… Человек может больше…

Бесконечна вселенная… Бесконечнее мысль человека…

Потому на земном шаpе Точка эта стоит твеpдо.

Мысли, Люди, Работа, Миp,

Человек — это звучит гоpдо!

1вед.: Жизнь дается человеку только один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

2вед.: Прожить так, чтобы в этой своей жизни успеть встретиться с Богом. Даже если от этой встречи будет обжигающе больно за бесцельно прожитые годы

(«Интервью с Богом» видеоролик на музыку Gregorian – «Moment of Peace» )

(13 чтец) Жизнь – это игра, в которой мир постоянно задает своим обитателям одну и ту же загадку: «А ну, угадайте, какой я!» И каждый отвечает в соответствии со своими представлениями: ты агрессивный или ты уютный. Или ты веселый, мрачный, дружелюбный, враждебный, счастливый злосчастный. Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою.

(14 чтец)

Почему надо жить с оглядкой?

Кто придумал устои эти?

Если любишь… люби украдкой!

Ненавидишь… держи в секрете!

Хорошо тебе… бойся сглаза!

Плохо…радуются соседи!

И свободно вздохнуть… ни разу!

И слова говорим… не эти!

Ну, а если Я не такая?

И живу свою жизнь как умею!

Если крылья СЕЙЧАС вырастают…

Только цвета Вороны Белой!

Я СЕЙЧАС… жить хочу по-другому!

Так… как нравится мне… без оглядки!

На себя… на соседей по дому!

Взять и выбросить все тетрадки!

Позабыть… что писала в конспектах!

И, вообще… начать жить сначала!

Чтобы в будущем… в мыслях светлых

Только радость моя звучала!

От того… что живу на свете…

От того… что я…вот такая!

И мне выпал счастливый билетик…

Жизни мчащегося трамвая!

Я хочу быть любимой… И БУДУ!

Я хочу стать счастливой… И СТАНУ!

О ЛЮБВИ… никогда не забуду!

В ЧУДО верить… НЕ ПЕРЕСТАНУ!!

1 вед.: Проучившись в школе 10 с лишним лет, мы знаем, как вычислить квадратный корень, но не знаем, как прощать себя и других (и не знаем, насколько это важно).

2вед.: Мы знаем направления миграции птиц, но мы не уверены, в какую сторону хотим идти мы сами.

3вед.: Мы препарировали лягушек, но, наверное, никогда не пытались понять человека.

4вед.: Мы знаем, кто написал «Быть или не быть, — вот в чем вопрос», но не знаем ответа

5вед.: Мы знаем, что такое число ПИ, но не можем с уверенностью сказать, кто мы есть.

1вед.: Мы знаем, как составить схему сложного предложения, но не знаем, как любить себя.

2вед.: Верно говорят, что в сердце человека таится и гнездо орлиное, и нора ехидны. Оно влечет человека и к высотам, оно же тянет его в прах и грязь земли.

3вед.: Ища истинный смысл, как бы не промахнуться, не продешевить, как бы не принять за звезды следы гусиных лапок на песке

4 вед.: На что мы тратим жизнь? На мелочные ссоры, На глупые слова, пустые разговоры, На суету обид, на злобу — вновь и вновь. На что мы тратим жизнь… А надо б на любовь…

5вед: Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то — На нудные дела, ненужные заботы…В угоду обществу придумываем маски… На что мы тратим жизнь! А надо бы на ласки…

1вед: Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку, на «имидж» и «престиж», ненужную науку, на ложь и хвастовство, на дармовую службу. На что мы тратим жизнь?…А нужно бы на дружбу…

2вед.: Куда-то всё спешим, чего-то добываем. Чего-то ищем все — а более теряем; Всё копим — золото, тряпьё и серебро… На что мы тратим жизнь! А надо б на добро…

3вед.: Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем; С серьёзностью смешной вещички выбираем. Но сколько не гадай — всё выберешь не ту. На что мы тратим жизнь… А надо б на мечту…

4вед.: Боимся радости, боимся верить в сказки, Боимся и мечты, и нежности, и ласки; Боимся полюбить, чтоб после не тужить… На что мы тратим жизнь?! А надо просто жить!

(Заключительная песня «Дорога к счастью» Паралимпийский гимн)

(Приложение №1)

Жил на свете человек, который умел ждать. И поскольку он умел это делать лучше всего в жизни, то именно этим он и занимался. Ждал.

Ожидание действует на каждого по-разному. Кто-то раздражается, кто-то впадает в апатию… Hо у человека был огромный запас терпения и, кроме того, он не только умел, а даже любил ждать.

И вот однажды, когда он как обычно сидел и ждал, к нему подошла Она.

— Кто ты?- спросил человек.

— Удача, — ответила она. — Хочешь меня поймать?

— Зачем, — удивился человек. — Я никого не ловлю. Я просто сижу и жду. Удача нерешительно помялась с ноги на ногу. До сих пор еще никто так с ней не разговаривал. Все пытались схватить ее, как только она появлялась. А этот человек был совершенно спокоен. И она решила остаться с ним.

— Послушай, — сказала Удача, — можно я побуду с тобой? Ты не такой как все. Да и вообще, я еще не встречала людей, которые бы по-настоящему умели ждать. Я думаю, что нам будет хорошо вдвоем.

Человек пожал плечами, и Удача устроилась рядом. Прошло совсем немного времени, как рядом появилась Она. Она сияла всеми цветами радуги и была великолепна.

— Привет, — сказала Она. — Я увидела здесь Удачу и решила присоединиться. Вы не будете возражать.

— Это — Радость, — представила человеку Удача новую гостью.

Человек молча кивнул, и Радость присела подле него. Радость была непоседой. Она появлялась среди самых разных людей, а особенно часто она шла по следу Удачи. Они были неразлучными подругами, но у Радости не всегда хватало чувства такта и терпения. Она поерзала и сказала, беспечно поглядывая по сторонам:

— Теперь, когда нас трое, что будем делать? Мне кажется, пришла пора повеселиться от всей души.

Удача вопросительно посмотрела на человека, и в воздухе повисло затянувшееся молчание.

— Ждать, — наконец лаконично ответил человек, не отрывая взгляда от горизонта. — Hужно еще подождать.

— Ха!- воскликнула Радость. — Вот еще! Конечно, тут у вас очень необычно, но я пожалуй пойду, пройдусь. Может я еще как-нибудь загляну к вам. Hе скучайте! Радость вскочила и была такова. Все вокруг как-то неуловимо изменилось. Даже Удача немного потускнела. Однако, человек словно не заметил исчезновения радости. Hо вдруг он заговорил. Это было так неожиданно, что Удача вздрогнула.

— Пусть уходит. Вертихвостка. В жизни есть вещи более значимые. Hужно их только дождаться.

Удача подумала и кивнула. Этот человек был необычен и чем-то даже величественен в своем стремлении ждать. Она загадочно улыбнулась и, неслышно встав, удалилась.

Когда же человек оторвал взгляд от горизонта, то увидел, что на месте Удачи сидит Оно. Оно было прекрасно, и человек без подсказок догадался как Его зовут. Это было Счастье. Счастье было нечастым гостем у людей, но сюда оно пришло по зову Удачи.

— Удача сказала мне, что ты единственный, кто умеет ждать.

— Hе знаю, — просто сказал человек. — Я делаю это настолько хорошо, насколько могу.

— Hу, что ж. Ты дождался того чего хотел?

— Hе думаю. Пожалуй, я подожду еще.

Счастье склонило голову и замерло. Оно было рядом. Человек смотрел вдаль, и лишь Печаль, появившаяся через некоторое время, сказала ему, что Счастье ушло от него.

Оно ушло также тихо, как и появилось. Однако, и Печаль не задержалась надолго. Она не любила водиться с теми, кто умеет ждать. Hо вот человек почувствовал, что рядом есть кто-то еще. Он обернулся. Она стояла позади него и Ее грустные глаза были полны слез.

— Давно ты здесь?- спокойно спросил человек.

— Я всегда была рядом с тобой. Hо, пожалуй, мне стоит удалиться. Она повернулась и медленно пошла прочь. Ее скромные, почти убогие одежды трепал невесть откуда налетевший ледяной ветер, и что-то неуловимо отталкивающее было в ее фигуре.

— Эй!- крикнул человек, почувствовав неладное. — Кто ты? Как тебя зовут?

Она обернулась, взглянула на него своими плачущими глазами и ответила.

— Твоя Жизнь.

(Приложение №2)

В нем было всё нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.

Он родился здоровым; родился богатым — и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.

Он был безукоризненно честен!.. И, гордый сознаньем своей честности, давил ею всех: родных, друзей, знакомых.

Честность была его капиталом… и он брал с него ростовщичьи проценты.

Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра; и он был безжалостным — и не делал добра… потому что добро по указу — не добро.

Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной — столь примерной! — особы, и искренно возмущался, если и другие так же старательно не заботились о ней!

И в то же время он не считал себя эгоистом — и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! Еще бы! Чужой эгоизм мешал его собственному.

Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.

Он даже не понимал: что значит прощать? Самому себе прощать ему не приходилось… С какой стати стал бы он прощать другим?

Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога — он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе и твердым и ясным голосом произносил: «Да, я достойный, я нравственный человек!» Он повторит эти слова на смертном ложе — и ничего не дрогнет даже и тогда в его каменном сердце, в этом сердце без пятнышка и без трещины.

О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!

Использованные сайты:

http://mirvgarmonii.ru/pritchi-dlya-pozitiva/chelovek-kotoryj-umel-zhdat/

http://www.gumfak.ru/otech_html/turgenev/Stixi_v_proze/031-32.html

http://www.musezone.ru/video/Gregorian

http://www.gl5.ru/kormuhina-olga-doroga-k-schactyu.html

http://www.dunmers.com/?tags

http://www.coolreferat.com

http://www.inpearls.ru/comments/

http://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=fashion&trd

http://er3ed.qrz.ru/rozhdestwensky-r-poema.htm

klassika.ru›read.html?proza/kuprin/duel.txt&page…

Внеклассное мероприятие

по дисциплине «Основы философии»

 «Философский турнир»

Дернова М.В., преподаватель общественных дисциплин

Зубово-Полянского педагогического колледжа

Цель: Создать развивающее пространство, способствующее формированию духовного мира будущих учителей, углублению общегуманитарных знаний.

     Результатом данного мероприятия должно быть развитие и саморазвитие способностей студентов

Коммуникативных:

— быстро и логично высказывать свои суждения, чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;

— умение вести себя в публичной обстановке.

Рефлексивных:

— умение анализировать причины успехов и неудач в ходе реализации поставленных задач;

— умение объективно оценивать и анализировать свои суждения.

Алгоритм мероприятия

  1. Подготовительный этап
  2. Этап проведения

План проведения

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Представление команд и членов жюри
  3. Философская разминка
  4. Представление команд
  5. Брэйн- ринг
  6. Конкурс капитанов
  7. Конкурс философских презентаций
  8. Конкурс плакатов
  9. Подведение итогов
  10. Награждение победителей

 Оснащение

-эмблемы для команд

— компьютер, мультимедийный проектор

— кафедра

— чёрный ящик

— сковорода

— том истории государства Российского С.М.Соловьёва

— секундомер

— плакаты

— компьютерные презентации

Ход  философского турнира

     Ведущий —  Добрый день, дорогие друзья: участники, зрители, гости и судьи нашего Философского турнира.

Сегодня мы с вами понаблюдаем за тем, как будут соревноваться в эрудиции, в умении  мыслить и  быстро принимать  решения студенты трёх групп: 103, 202, 301.

    Философский турнир включает в себя несколько туров, каждый из них будет оцениваться нашими строгими судьями. (Представление судей)

      «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» сказал как-то известный античный поэт- комедиограф Аристофан. Последуем его совету, постараемся кратко, ясно и доступно излагать свои мысли.

     Другой совет нам даёт  писатель и историк античности Плутарх: «Высшая мудрость — философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьёзной цели». Значит, на нашем Философском турнире будет место и умной шутке и умному смеху, я обращаю ваше внимание на слово умный, так как по справедливому замечанию поэта Древнего Рима Катулла: «Нет ничего глупее глупого смеха».

     И последний совет из уст самого Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Не бойся высказывать свои мысли и оказаться непонятым, думай и  говори, тогда тебя увидят, заметят и оценят.

Ну что же, начинаем!

      Начинаем  турнир с философской разминки. Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из пьесы известного  драматурга Эдварда Радзинского «Беседы с Сократом», затем вам будут предложены вопросы, любой из вас может ответить и заработать баллы для команды, за которую вы болеете. Каждый правильный ответ оценивается 1баллом.                                      

( Студенты 103 группы представляют отрывок из пьесы.)

1 вопрос — Что ответил Сократ на вопрос своего ученика: «Жениться мне или нет?»

Ответ: «Женишься ты или не женишься,  всё равно раскаешься».

А другому ученику он сказал «Женись, несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена, будешь исключением, а если плохая- станешь философом».

2 вопрос – Как звали жену Сократа и как переводится с греческого языка её имя?

Ответ: Ксантиппа — в переводе тс греческого языка —  рыжая лошадь.

3 вопрос – За что осудили Сократа, как звучал текст обвинительного  заключения?

Ответ: Сократ не чтит старых богов, он создаёт новые божества и своими беседами развращает молодёжь.

4 вопрос – Как вы понимаете смысл слов Сократа: «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».

Подведём итог нашей философской разминки, слово судьям.

( судьи подсчитывают баллы и оглашают результаты).

2-й тур «Представление команд».

     Этот тур оценивается по пятибалльной системе, судьи оценивают оригинальность идеи и  качество её воплощения.

     Приглашаются  поочерёдно команды 103,  202 и 301 группы, они представляют на суд зрителей домашнее задание.

Ведущий:  Пока судьи совещаются, зададим вопрос зрителям: Чем прославился в философии Зигмунд Фрейд?

Ответ: Зигмунд Фрейд заложил основа психоанализа как философской концепции, открыл бессознательное в человеке и дал ему широкое философское толкование.

Судьи подводят итог конкурсу «Представление команд».

3-й тур «Брэйн-ринг».

     Три команды сидят за столами, у капитанов карточки, которые они поднимают, когда готов ответ. На размышление даётся одна минута, если ответ досрочный, но неверный, другие команды будут продолжать обсуждение в течение минуты.

     Внимание вопрос 1.

Как вы думаете, кто скрывается под следующими определениями?

Писатель Рабле — это животное способное смеяться и смешить других, философ А.Бергсон — это существо, способное к обману и постоянно обманывающее и себя и других, философ А.Шопенгауэр- это трагическое животное.

Ответ: Человек.

Вопрос 2.

Объясните смысл и происхождение слова циник, с каким философским течением античности связано это слово?

Ответ: С философским течением киников (собачников). Циник — человек, у которого нет ничего святого за душой

3 вопрос

     В какой работе Ф.Ницше  есть притча о трёх превращениях духа? Что это за превращения?

Ответ: «Так говорил Заратустра»  Сначала дух превратился в верблюда, затем во льва, а потом в ребёнка.

4 вопрос

Известный философ античности Платон определял человека как двуногое беспёрое существо. Кто и каким образом высмеял это определение?

Ответ: Диоген ощипал цыплёнка и бросил к ногам Платона со словами: «Вот твой человек!».

5 вопрос

Чёрный ящик. В этом ящике находится вещь, имеющая непосредственное отношение к имени известного украинского философа 18 века. Что же находится в чёрном ящике?

Ответ: сковорода, имя украинского философа- Г.С.Сковорода

6 вопрос

Почему девушки и юноши при выборе спутника жизни подсознательно сопоставляют образ своего избранника (избранницы) с образом своего отца (матери)?  Ответьте с позиции фрейдовского учения.

Ответ: Это связано с Эдиповым комплексом, который начинает развиваться в трёхлетнем возрасте и проявляется  в эмоциональной привязанности ребёнка к родителю противоположного пола с сопернической установкой , желанием избавиться от родителя одного пола с ним.

7 вопрос

Следующий вопрос связан с любовью.  А разговор о любви лучше всего начинать  с мифа. Напомните содержание платоновского мифа о  любви, изложенного в произведении «Пир».

Ответ: Когда-то природа людей была совсем не такой, как теперь. Люди были трёх полов: мужского, женского и андрогины. Последние сочетали в себе признаки обоих полов. Тело у них было округлое, 4 руки. 4 ноги, на круглой шее на общей голове два одинаковых лица. Эти шаровидные люди отличались чрезвычайной силой и мощью и даже посягали на власть богов. Если они торопились, то могли идти колесом, перекатываясь на 8 конечностях. Зевс, напуганный их силой, пожелал уменьшить их силу. Он разрезал их пополам и перемешал полученные половинки.

« А если они и после этого не угомоняться и начнут буйствовать, я,- сказал Зевс – рассеку их пополам снова, и они запрыгают а меня на одной ножке».

8 вопрос

Президент компании одной из латиноамериканских стран на вопрос журналиста, что он любит читать, ответил:  «В конце рабочего дня люблю почитать труды Сократа».

Почему он сказал неправду?

Ответ: Сократ никогда ничего не писал.

9 вопрос

Известный философ античности Диоген днём бегал по людной площади с горящим факелом в руках, какую фразу он выкрикивал и какая пословица в связи с этим родилась?

Ответ: «Ищу человека!».  Днём с огнём не сыщешь.

10 вопрос

Известный средневековый философ, его жизнь наполнена взлётами и падениями, а любовная переписка с разлучённой возлюбленной вошла в сокровищницу мировой литературы. О ком идёт речь?

Ответ: Пьер Абеляр.

11 вопрос

Он вёл размеренный образ жизни, вставал и ложился спать в одно и тоже время, ежедневно в любую погоду совершал прогулку по аллее, которая в честь него стала называться аллеей философа, жители города по нему сверяли свои часы.

Кто этот философ и в каком городе он прожил всю жизнь?

Ответ: И.Кант, город Кенигсберг (Калининград).

12 вопрос

Кому из античных философов благодарные потомки поставили памятник в виде собаки?

Ответ: кинику Диогену.

13 вопрос

Чёрный ящик. В этом ящике лежит книга, она имеет непосредственное отношение к отцу выдающегося Русского философа, автора философии всеединства. Какая книга лежит в чёрном ящике?

Ответ: том  истории российской с древнейших времён, автор- С.М.Соловьёв, отец религиозного  философа Соловьёва В.С.

 Подведём итоги третьего тура. Пока наши судьи подсчитывают баллы, возьмём музыкальную паузу. Для вас музыкальный привет от студентов 103 группы.

Слово судьям.

4-й тур «Конкурс капитанов».

В этом туре участвуют только капитаны.

Первое задание. Особенностью этого задания является то, что здесь оцениваться будет не ваша эрудиция, а умение оригинально мыслить, красота вашего философского размышления.

Легенда о Будде с цветком.

Будда по утрам выходил к своим ученикам и в течение часа рассказывал им о сути своего учения. И вот как-то раз он вышел к своим ученикам, держа в руке цветок. Вышел и молчал, только время от времени приближал цветок к носу и наслаждался его ароматом. Так прошёл час. Будда удалился, а ученики остались в недоумении- что, собственно, учитель хотел этим выразить?

Второе задание — на листочках за одну минуту вы должны написать как можно больше терминов историко-философского смысла, оканчивающихся на «изм».

(Листочки сдаются судьям и они подводят итог.)                                    

Третье задание

Узнай по описанию.

  1. Известный философ нового времени, родоначальник эмпиризма, любимое изречение — «Знание-сила». Умер от простуды, которую подхватил при проведении опытов по консервированию кур путём их глубокой заморозки в снегу.

Ответ: Ф.Бэкон.

  1. После окончания гимназии преподавал в провинциальных городах, долгое время работал библиотекарем в Румянцевской библиотеке, жил напряжённой духовной жизнью, сведя до минимума материальные потребности, у него не было даже кровати, спал на сундуке, ни тёплого пальто, ходил в кацавейке, почти всё своё жалование раздавал студентам.

Ответ: Н.Ф.Фёдоров.

  1. Философ-иррационалист, родился с благочестивой семье протестантского священника, в 23 года без предварительной защиты докторской диссертации стал экстраординарным профессором классической филологии в Базельском университете, в конце своей жизни потерял рассудок.

Ответ: Ф.Ницше

Подведение итогов конкурса капитанов.

Пятый тур.

Философские презентации.

Каждая команда представляет на суд зрителей  философскую презентацию. Судьи оценивают содержательность, оригинальность и качество выполнения.

Шестой тур — Конкурс философских плакатов.

     Представители каждой команды  представляют на всеобщее обозрение плакаты, в шутливой форме отражающие философские идеи. Зрители пытаются  сформулировать  изображённую идею.

Общее подведение итогов, поздравление победителей.

Использованная литература

1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995.

2. Таранов П.С. Золотая философия. – М.: Издательство АСТ, 1999.

3. Философия: Учебник / Отв. редактор В.Д. Губин. – М.: ТОН – Остожье, 2001.

Презентация: Возникновение цивилизации или ранняя греческая натурфилософия

Философы Левкипп и Демокрит были родоначальниками учения об атомах. От Демокрита

из Абдер( 460360 г до н.э) до нас дошли многочисленные отрывки его сочинений.

Демокрит учил о том, что весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы

падают. Все вещи, которые различаются по объему, форме, порядку, положению…, есть

лишь различные конфигурации атомов. Это была чисто интуитивная гипотеза, у Демокрита

не было никаких электронных микроскопов, но он имел яркое воображение и пытливый

ум. Правда есть и такая точка зрения, что учение Демокрита не имеет отношения к физике.

Что для него атомэто единица ума человека, а пустота – это его глупость. Когда атом

падает в пустоту, то он ее заполняет и тогда человек становится умным

Давайте рассмотрим, еще одну презентацию, на тему: Античный атомизм, обоснование

материализма

Софисты были первыми философами, преподававшими философию за весьма большие

деньги. С их точки зрения, философия – это искусство спора. Они учили всевозможным

приемам познания, зная, которые можно было обмануть, победить, обсмеять

собеседника. Они считали себя не мудрецами, не философами, а специалистами по

мудрости. Во многом унаследовал приемы софистов Сократ. Но в отличие от них Сократ

был не специалистом по мудрости, а настоящим мудрецом учителем европейской

цивилизации. Он не писал философских сочинений , он жил так, как учил

Фильм Сократ 20 мин.

Поскольку Сократ сам ничего не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в

основном, благодаря произведениям его ученика Платона. Во всех платоновских диалогах

главный герой Сократ

Сценка: Добро и зло (2 студента)

1 студент: Слышал я, друг мой, что ты очень умный!

2 студент:Да уж, дураком себя не считаю,Сократ

1 студент: А знаешь ли ты, что такое добро и зло?

2 студент: конечно знаю, клянусь собакой Сократ, кто этого не знает?

1 студент: тогда скажи, обман это зло?

2 студент: несомненно

1 студент: А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он

выпил – это зло?

2 студент:Да вроде нет…

1 студент: А убийство конечно зло?

2 студент:еще бы…

1 студент: А если человек убивает, защищая свой дом, свою семьюэто зло?

2 студент, клянусь собакой, не знаю Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно,

что есть добро и зло. А теперь я сомневаюсь.

1 студент: Ничего ты не думал раньше, ты просто верил бездумно тому, что тебе

говорили другие, тому, что ты гдето прочитал и увидел. А сам ты, только сейчас

начнешь задумываться

Главная идея самой античной философии в том, что есть вещи, которыми и должна

заниматься философиянекие общие понятия, красота вообще, зло вообще, добро,

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню студента шутки
  • Сценарий коллективной творческой деятельности
  • Сценарий ко дню фармацевтического работника
  • Сценарий ко дню старого нового года
  • Сценарий коллективного творчества