Сценарий ко дню красного креста

Cкачать: Внеклассное мероприятие, посвященное 150-летию Красного Креста

Сценарий
«Подвижничество Красного Креста» 11
класс

(150-летию Красного Креста)

«Милосердием
называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим
себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и
даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких
обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем».
Бернард Мандевилъ

(слова за сценой)

Давай
поговорим о доброте,

Что
спрятана на донышке души,

О
ней мы позабыли в суете,

Лишь
старый клен о ней шуршит…

Вед2: Кто такой волонтёр?  Волонтёр – это
человек, который готов добровольно потратить частичку себя и своего времени для
пользы общества или определенного человека. 
В основе деятельности волонтера лежит принцип добровольности.

Вед1:  «ДОБРОВОЛЬНОСТЬ» – это один
из семи Основополагающих принципов Международного Движения Красного Креста. В
своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не
руководствуется стремлением к получению выгоды.

 Вед:2:
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ в Красном Кресте означает способность одного человека
бескорыстно выполнять работу на благо другого человека в духе братства между
людьми. Эта работа продиктована не желанием получить материальную выгоду, а
личной преданностью гуманной цели. Эта цель заключается в оказании
безвозмездной помощи людям!

 Вед.1: Вторая половина 19 века, стала для нашего государства
характеризовалась сложной экономической и политической ситуацией. Члены
императорской семьи хотели принести, как можно больше пользы своему народу.  Тринадцатилетнее
правление Александра III, характеризовалось небывалым подъемом
благотворительной деятельности в России.

Вед2: Для российской
императорской семьи, личная благотворительность и покровительство органам
общественного призрения в России были неотъемлемой и важной частью жизни. Не
требуя от общества ничего взамен они каждый день совершали незримый подвиг во
имя своего народа.

Вед 1:
В России предложение о создании негосударственной организации, с целью
облегчения участи раненых на войне, принадлежит лейб-медику Ф.Я. Карелю.

Вед 2:
В мае 1866 г. российский императорский двор ожидал приезда датской принцессы
Дагмары, которая должна была стать женой русского цесаревича великого князя
Александра Александровича.

Вед 1:
По предложению медика Ф.Я. Кареля в честь приезда датчанки решили устроить
«поликлинику со всеми новейшими усовершенствованиями»

Сценка встреча Дагмары ( будущей
императрицы Марии Федоровны)

( на сцене доктор и несколько
сестер милосердия, на слайде выставка мед. инструментов)

Доктор:
Здравствуйте,  ваше высочество! Утром у обедни слышал гром пушечных салютов в
честь вашего приезда. Народ ликует. У нас три дня итальянское небо, итальянское
солнце. И мне кажется это не случайно. Не угодно ли вам будет осмотреть нашу
скромную выставку. 

Дагмара:
Непременно, я только недавно приехала, но узнала так много нового, что с
удовольствием осмотрю поликлинику.

Сестра м.1:
не первый год мы стремимся облегчить участь больных и раненых воинов. Очень
тяжело и трудно переносить переживаемое нами время, и нам необходима помощь
доброго Господа Бога.

Сестра 2:
Светло, тепло, кротко и мирно на небе и на земле. Да будет это
предзнаменованием и да исполнится предзнаменование. Много слез на Руси, много
скорби и грусти. Да будет Дагмар нам  утешительницей и миротворительницей…»

Дагмара:
«Я прошу Господа, чтобы он всегда был рядом при выполнении моих обязанностей и
чтобы я стала достойной той любви к моей новой Родине, которую я уже так нежно
люблю»

Вед 3: 
В ходе этой встречи родилась идея создания «Общества для облегчения участи
больных воинов на поле сражения»,  позже названное «Российское общества
Красного Креста.

Вед 4: Необходимость
помощи раненым во второй половине 1860-х гг. была настолько актуальна и
востребована различными социальными группами, что стараниями императорской
семьи за 6 месяцев была организована его работа.

Вед 3:
Основной целью общества, стало облегчение участи раненых и больных воинов на
поле сражения, а обязанность – в мирное время заниматься подготовкой медицинского
персонала и различного материала, необходимых в военное время.

Вед 4: В годы Русско-турецкой
войны цесаревна Мария Федоровна(Дагмара), находясь в Петербурге, вела большую
работу по организации благотворительной помощи русским солдатам и офицерам,
привлекая для этого все возможные ресурсы.

Вед 3: Мария Федоровна часто
устраивала благотворительные вечера, на которых побуждала княгинь и княжон  
К пожертвованиям на благо Общества.  На
собранные деньги удавалось приобретать гуманитарную помощь для фронта.
Из переписки Марии Федоровны и цесаревича Александра
Александровича

(на сцене Мария Федоровна (дагмара) пишет письмо)

ДАГМАРА:  «Милый Саша, Это
письмо тебе доставит фельдъегерь, которого я высылаю с новым грузом теплых
вещей, надеюсь, что все будет принято с большой радостью, и полагаю, что вещи
очень пригодятся нашим дорогим солдатам, для которых я сделала бы все, только
чтобы подтвердить и доказать нашу любовь и восхищение. Очень хотелось, чтобы
они остались довольны и им было бы хорошо! К сожалению, этого еще недостаточно,
но попытаемся сделать все, что в наших силах
Теперь я вынуждена тебя оставить,  так как я должна принять
одиннадцать сестер милосердия Святого Георгия, которые уезжают сегодня с
санитарным поездом, носящим мое имя
»

Александр Александрович:  «Вчера в 11 часов утра получил посланные
тобой вещи для офицеров и солдат… Если будешь еще присылать, то, пожалуйста,
побольше табаку и именно махорки; это главное удовольствие бедных солдат, и
даже более удовольствие им делает махорка, чем чай, который они получают иногда
от казны, а табак никогда…
 Еще раз благодарю тебя от души за твое
письмо тоже.
С нетерпением
жду возвращения, так грустно, скучно и пусто без тебя, моя милая душка , а
теперь в особенности»… 

вед 1: Императрица Мария Федоровна после смерти императрицы Марии
Александровны возглавила Ведомство учреждений красного креста. В ее ведении находились
учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных
детей. За 10 лет существования Общества (1872–1883 гг.) было организовано 1000
спасательных пунктов и спасено 7 тыс. человек.

Вед 2: В 1882 году в Петербурге основан Попечительский Комитет о
сестрах Красного Креста, задачей которого было образование женского санитарного
персонала для оказания помощи больным и раненым.
Сестрами милосердия становились девушки и женщины от
18 до 40 лет. Несовершеннолетние принимались с разрешения родителей. В течение
года кандидатки обучались уходу за больными. Одновременно проверялись их
нравственные качества, необходимые для служения.  Не исключением стали и представительницы
царской семьи Романовых.

Сценка
« Великие Княжны Романовы»

Ольга:
Настенька, душечка, завтра мне исполнится 18, и я смогу стать сестрой
милосердия. Маменька, обещала, что она сразу же отправит меня на курсы в
Царскосельский госпиталь, там сейчас преподает княжна Вера Игнатьевна Гедройц,
— выдающийся хирург нашего времени.

Настя:
А ты не боишься, Оленька ? Ведь недавно сестрица рассказывала, что ей уже
разрешают присутствовать на операциях, а вчера она помогала Вере Игнатьевне ампутировать
руку у солдата, и та была отнята до самого плеча. Как подумаю, о наших бедных
раненых, так сердце кровью обливается.

Ольга:
Что ты, Настенька, наоборот я уже как можно скорее хочу иметь право работать наравне с остальными сестрами.
Шить одежду для фронта и собирать посылки, конечно тоже нужно, но Я бы   всецело посвятила себя служению
ближним — всем, кто нуждался бы  в помощи. Участвовала бы в перевязках,
операциях, ухаживала за ранеными, не взирая на собственную усталость,
заботилась бы о каждом, у кого была бы в том необходимость. 

Настя: Да, сестрица, Слава Богу за то, что мы,
по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и
можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и
поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности
находиться около них!

Раненый
солдат:
Первое впечатление о Великих княжнах никогда не менялось и не могло
измениться, настолько были они совершенными, полными царственного очарования,
душевной мягкости, бесконечной благожелательности и доброты ко всем. Каждый
жест и каждое слово, чарующий блеск глаз и нежность улыбок, и порой радостный
смех, — все привлекало к ним людей. У них была какая-то врожденная способность
и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и
физических страданий раненых воинов. Словно ангелы они одухотворяли   русского
солдата идущего в бой и поднимали с постелей, потерявших смысл жизни»

Танец сестер милосердия
( Виктория Черенцова «Сестра милосердия» 1.56

https://www.youtube.com/watch?v=qiu2GAqxY_M
( обрезать с 0.06  — 2.56)

Вед 3: Во время Первой мировой войны из-за нехватки кадров сестер
начали готовить на краткосрочных курсах – по 6-8 недель. В результате к 1917
году в Красном Кресте работали около 100 тысяч сестер милосердия. 

Вед 4
За мужество и самоотверженность при спасении раненых Георгиевской медали с
надписью: «За храбрость» удостоились многие сестры милосердия Красного Креста.

Вед 3:
Помимо работы в госпиталях, царские особы уделяли внимание и хозяйственным вопросам. 
В печати работа членов императорской семьи почти не освещалась, Воспоминания
свидетельствуют, что эта работа для императорской семьи  была скорее
потребностью, желанием разделить тяжесть войны со своим народом.

Вед 4:
Не без их помощи были организованы санитарные поезда, склады белья и
медикаментов.  Прием пожертвований и посылок принимался во всех учреждениях
Общества Красного Креста, затем посылки отправлялись на склады для передачи в
военные части. Отдельным направлением работы красного креста стало инспектирование 
лагерей военнопленных, в котором принимали участие сестры милосердия.

Монолог
«Посещение лагеря военнопленных» ( слайд с колючей проволокой- лагерь) Видео.
https://www.youtube.com/watch?v=pNFcSxEF45Y

3.36-4.06

Доклад сестры милосердия( на фоне
музыки):
«Я только, что вернулась из Австрии. Вместе с остальными
сестрами милосердия, я посещала там лагеря военнопленных. О, боже, сколько
боли, сколько страха, я видела в их глазах. Ведь условия Женевской конвенции,
как оказалось не всегда соблюдаются.  Нашим пленным приходится в лагерях
Телергоф и Терезин особенно тяжко. В пищу им отпускается по полфунта самого
плохого хлеба в день, два раза в неделю дается по небольшому куску мяса, а в
остальные дни только одна подболтка и то не всегда. Пленных солдат отправляют
на тяжелые работы, подвергая страшно суровым наказаниям. Так, за мельчайшие проступки
привязывают на несколько часов к дереву или заставляют бегать до изнеможения с
мешком, полным песку, за спиной. На почве недоедания, при усиленной тяжелой
работе и отсутствии всякой медицинской помощи, среди нижних чинов развивается
большая смертность. Весьма часты и случаи самоубийств и поэтому просто необходимо
кроме усиления продовольствования наших военнопленных посылками из съестных припасов,
срочно подписать соглашение с Германией об эвакуации больных в нейтральные
страны.

Вед 1:
Работа красного креста была актуальной на разных этапах истории нашего
государства. Одной из ярких страниц в истории Общества стала его деятельность в
годы Великой Отечественной войны. Общество продолжало готовить для страны
медсестер и сандружинниц, санинструкторов и санитаров. 

Вед 2:
Уже летом 1941 г. в большинстве городов началось развёртывание сети госпиталей.
Во время Великой Отечественной войны Советский Красный Крест занимался
подготовкой медсестер и санитаров, которые ради спасения чужих жизней готовы
были пожертвовать своей.

Вед1:
Согласно женевской конвенции, утвердившей устав организации. Было Запрещено
применять оружие против раненых, а также  вести огонь по госпиталям, санитарным
поездам и кораблям Красного креста

Вед 2:
все государства дали обещание уважать Красный крест -символ человечности и
чести, гуманного отношения к людям. Но наступил 1941 г.

Сценка ( разговор на корабле —
слайд корабль с детьми) стихи:

1.    
Шел корабль под красным
крестом — 

Под крестом милосердия и боли.
Дети, раненые на нём
Из немецкой спасались неволи.

2.    
Сотни глаз молча смотрят в
небо,

А в глазах затаился страх.
Смотрят с ненавистью и гневом —
Там ведь может явится враг.

3.    
Вот и он злобно крыльями
машет,

Короблю вслед летит, словно тень.
Ах, как страшен он и ужасен
В этот солнечный, летний день.

(по
строчкам)
 Дети шепчутся
меж собою:

«Лётчик тоже ведь человек.
Он не должен, он не посмеет,
Он не сможет стрелять в калек.»
Только…

(звук
– выстрелы, видео, либо фото расстрелянные дети)

( танец – либо песня «Там нет меня», либо
«Ангелы встречаются среди людей»)

Видео https://www.youtube.com/watch?v=dTn5WF3hPXk

 обрезать с 1.25 до 3.25(фон для танца)  

Вед4: Часто в разных частях нашей страны
возникали организации подведомственные Обществу красного креста, не исключением
стал и Ставропольский край.

Слайд: санаторий Семашко Кисловодск.

Вед. 3: «Бой без единого выстрела»
Публикация под
таким заголовком вышла в свет в далеком 1963 году в Ставропольских «Известиях».
Автор ее, Леонид Иванович Бехтерев, впервые публично рассказал о подвиге врачей
и жителей города  Кисловодска во время оккупации, ценой собственной жизни на
протяжении пяти месяцев спасавших раненых советских бойцов и командиров.

Вед 4: Это действительно был настоящий бой, — сражение за жизни
раненых советских солдат и офицеров Красной армии. Бой, не имеющий аналогов,
требующий от его безоружных участников беспримерного мужества,
самопожертвования, изобретательности.

Вед 3: На
базе санатория имени Семашко, получившего название больницы №1, был создан
комитет Красного Креста по организации помощи раненым, который возглавил
военврач Федор Пантелеймонович Ковтун.
По
сути, была предпринята попытка действовать под эгидой Международного Красного
Креста, Над крышей больницы была поднята простынь с большим красным крестом,
нарукавные повязки с красными крестами обязали носить всех сотрудников.
 

Вед 4:
Еще до прихода
немцев оставшиеся в оккупации медики в течение нескольких суток, без сна,
переписывали истории болезни раненых, боевые раны выдавали за бытовые травмы,
выдумывали диагнозы переломов, опухолей, инфекционных заболеваний. Военные по
карточкам превращались в рабочих и колхозников. Получив необходимую помощь
красноармейцев тут же отправляли на попечение к местным жителям.

(сценка
« помирать будем вместе»)

(на сцене доктор, медсестра и жители города)

Доктор: Товарищи, немцы в городе нужно разбирать солдат. Не то….(замолкает)
расстреляют всех без разбора. Кто возьмет? Есть добровольцы?

1 девушка: я возьму, все равно с мамой вдвоем живем, мужики наши на фронте.
Как-нибудь разместимся.

2 девушка: Да и мы возьмем, не дадим в обиду своих бойцов.

Медсестра: Ну тогда разбирайте фамилии и вперед по палатам за своими, а то
уже новых подвезли, а коек не хватает.

( уходят со сцены, на
сцене остается 1 девушка к ней выходит солдат)

Девушка: а вы тоже ко мне? Я довеча 6 человек забрала. Ну, ничего, всем
место найдется.

Солдат: Меня Сергеем зовут, а вас

Девушка: а меня, Любой, я санитаркой в госпитале работаю.

Солдат: А я вас там видел, вы за бойцами после операций ухаживали.

Девушка: (УЛЫБАЕТСЯ) Пойдемте Сергей,  светает, а то днем немцы часто по
домам с проверками ходят, поэтому мы солдат в землянках прячем, за огородом, а
ночью в дом приводим на перевязки. Нужно до рассвета успеть до дома добраться.

Солдат: А как же вы не испугались столько красноармейцев домой привести?

Девушка: А чего бояться, помирать так вместе, одно дело ведь делаем. Вот Однажды
к нам в дом явились немцы, достали несколько пакетов сахарина и объявили: «Будем
пить чай!». А мы с мамкой в самоваре бинты для бойцов кипятим. . .

Солдат: И что ж вы делали?

Девушка( улыбнувшись): Они Из самовара чай разлили, но, сделав глоток,
тут же выплюнули. Хорошо, мама нашлась, сказав, что у нас вода в колодце
соленая. Испугались до жути, Думали сейчас отыщут всех солдат да и расстреляют,
но немцы проверять не стали, чай больше не просили.

Солдат: Да вы с мамой каждый день подвиг совершаете, на таких людях и
держится наша страна!

Девушка: Скажите тоже. Вот мы и пришли, и рассвет уже близко! Проходите в
землянку, а я назад в госпиталь, без меня там никак…

Вед 1:
И действительно, именно благодаря таким, людям как Жительница Ессентуков Любовь Дмитриевна Баварская, медсестра госпиталя
им. Семашко, в годы войны удалось спасти жизни тысячи красноармейцам. И каждый
из этих людей стремился совершить подвиг, ради спасения чужих жизней.

Вед 2. И сегодня красный крест не теряет своей значимости. Огромное
количество людей хотят стать волонтерами организации. Красный крест объединил
добровольческой деятельностью все континенты.

Вед3: В
2017 году Российскому обществу красного креста исполнилось 130 лет. На
протяжении долгого времени он осуществляет одно из наиболее важных направлений
деятельности — ликвидацию последствий ЧС.

Вед 4. Другим приоритетным направлением деятельности Российского Красного
Креста является программа миграции. В последние годы эта тема стала актуальной
для России и в связи с событиями на Украине.

Вед1:
 Ну и конечно же-донорство, Красный крест из дня в день спасает всех
нуждающихся, привлекая добровольцев к сдаче крови.

Вед 2: Не спроста символом данной организации стал красный крест
на белоснежном фоне
. Все четыре конца этого знака символизируют важные
человеческие качества, которые должны быть у членов организации в равной
степени.

2. Мужество,

3. Благоразумие,

4. справедливость,

1. умеренность…

Красный крест) – 5 парней. 

1.
Он цвета нашей крови,
Тепло её есть в нём.
Крест красный в белом фоне,
Знак совести с добром.

2. Он цвета нашей крови,
В нём зов помочь другим.
Помочь вернуть здоровье,
Ослабшим и больным.

3. Он цвета нашей крови,
Знак милосердных он.
Он символ светлой воли,
И ею он силён.

4. Он цвета нашей крови,
Не служит он деньгам.
Не ставя он условий,
В беде поможет нам.

5. Крест, цвета нашей крови,
Вне наций и идей,
Вне каст, чинов, сословий,
Он друг — для всех людей!

(Общий
выход,  финальная песня – гимн красного креста)

Финальная песня

Красный крест, ты всегда
помогал

Обездоленным, бедным, больным.
Скольким людям слезу утирал, 
Вернул сколько сынов ты родным.
Не деля на своих и чужих,
Твои сестры спасали в бою
Жизнь людей знаменитых, простых, 
Отдавая нередко свою

Припев:
Мой Красный
крест – тебе сто тридцать лет,  

Мы чтим твой подвиг славный год и век,

 ты был в пожаре и в крови,

 тебя чтут люди всей земли.


Мой красный крест тебе 130 лет,

Но твоему добру предела нет,

Ты как маяк свети всегда,

Надеждой будь на все года!

 

Бабич Е.В. МБОУ «Гимназия №3» г.Брянск

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии в рамках программы

«ВОКРУГ ТЕБЯ — МИР …»

Тема: «Под знаком Красного Креста»

Цель: 

1. Познакомить учащихся с историей возникновения движения Международного Красного Креста.

2. Привлечь внимание к личности, для которой милосердие,  гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом.

Задачи: 

     1. Провести интеграцию между следующими учебными предметами: историей (возникновение МКК), литературой (знакомство со стихотворением в прозе И.С. Тургенева), русским языком (значение слов милосердие, гуманность и т.д.), биологией (личность врача и что он должен знать, какими качествами обладать). Выяснить некоторые основополагающие принципы Красного Креста.

     2. Развивать мотивацию к получению знаний, учебно-познавательные и личностно-значимые интересы, широту взглядов. Развивать у учащихся навыки работы с дополнительными источниками информации (книги, Интернет, словари), умение выбирать главное, обобщать, делать выводы, моделировать. Продолжить формирование умения ставить цели и оценивать степень их достижения.

     3. Формировать гуманное, милосердное отношение к человеку. Воспитывать у учащихся положительные качества личности (доброжелательность, активность), активную жизненную позицию, умения предъявлять требования к себе и нравственно-этические  умения.

     Занятие проводится в 7 классе с выходом на предпрофильную подготовку по программе элективного курса «Анатомия с основами цитологии, гистологии и физиологии» (8 класс), где есть раздел «Человек». В его рамках проводится пресс-конференция «Я и мой выбор», целью которой является знакомство учащихся с профессиями, для приобретения которых необходимы биологические знания (фармацевт, врач, медсестра и т.д.). Занятие «Под знаком Красного Креста» дополняет этот модуль элективного курса, направлено на формирование общечеловеческих ценностей и показывает значимость гуманного и милосердного отношения вообще между людьми, а особенно в медицинских профессиях. Тема этого занятия помогает подвести учащихся к осознанному выбору профиля в 10 классе.

Тип занятия – семинар с использованием мультимедийной презентации

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

(СЛАЙД 1) Приветствие. Вступительное слово учителя: мы сегодня собрались, чтобы провести внеклассное интегрированное занятие «Под знаком Красного Креста»

(СЛАЙД 2) Эпиграф:  НАМ ЖИЗНЬ ДАНА, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ

                                       ЛЮБИТЬ БЕЗ МЕРЫ, БЕЗ ПРЕДЕЛА

                                       И ВСЕМ СТРАДАЛЬЦАМ ПОСВЯТИТЬ

                                       СВОЙ РАЗУМ, КРОВЬ СВОЮ И ТЕЛО

(СЛАЙД 3) Целеполагание: что сегодня на занятии  мы можем узнать?

  1. Познакомиться с историей возникновения организации Красный Крест и Красный Полумесяц
  2. Стремиться к формированию личности, для которой милосердие и гуманность – основной жизненный принцип
  3. Выяснить степень значимости этих качеств личности в медицинских  и других профессиях (учитель), а также в нашей жизни.

(СЛАЙД 4) План занятия:

  1. Значение слов милосердие, гуманность, сострадание
  2. История возникновения организации Красный крест
  3. Символика Международной организации Красный крест и Красный полумесяц
  4. Знакомство со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской»

(СЛАЙД 5) Перед вами лежат листы самооценки. В колонке на начало урока ставим оценочный знак. К этим листам мы обратимся в конце занятия

Лист самооценки

вопрос

начало урока

конец урока

1. Вы хорошо ориентируетесь в деятельности и символике организации Красный Крест?

2. Вы знаете историю возникновения организации Красный Крест?

3. Вы знакомы со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской»?

4. Вы можете сформулировать главный принцип гуманности для медика?

5. Вам понравилось наше занятие?

———————————

6. Пригодятся ли Вам знания, полученные на занятии «Под знаком Красного Креста»?

———————————

Отложите ваши листы самооценки. К ним мы обратимся в конце занятия.

(СЛАЙД 6)                                                                                                                                                                      

ПРОБЛЕМА: 1. В конце занятия мы должны будем сформулировать основные принципы работы Красного Креста и правило гуманности – суть деятельности медицинского персонала в военное и мирное время.

                           2. На экране появляются разные качества личности. Прошу выбрать те  качества, которые, по вашему мнению, НЕ соответствуют личности гуманного человека. (Добрый, злой,  жадный, красивый, отзывчивый, сострадательный, беспристрастный, добровольный, конфликтный, лживый, мстительный, справедливый, милосердный, ответственный, ленивый, глупый, безответственный, гуманный).

(СЛАЙД 7)

Давайте выясним значение этих качеств личности (С.И. Ожегов Словарь русского языка)

  1. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
  2. Отзывчивый – легко откликающийся на чужие нужды, готовый помочь.
  3. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
  4. Беспристрастный –  не обнаруживающий пристрастия, справедливый.
  5. Добровольный – совершаемый по собственному желанию, без принудительный.
  6. Справедливый – действующие беспристрастно, в соответствии с истиной.
  7. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  8. Ответственный – о человеке: с высокоразвитым чувством долга, ревниво относящемся к своим обязанностям.
  9. Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный.

      Перечислите в тетради все эти качества личности, а толкования  тех качеств, которые вы не знаете.

(СЛАЙД 8 — 9)

  1. История возникновения организации Красный Крест (Турков В.)
  2. История создания Российского общества Красного Креста (Беккер О.)
  3. Символика Красного Креста и Красного Полумесяца (СЛАЙД 10 — 12)

     Ребята, а где мы с вами встречаемся с людьми, обладающими такими качествами личности? Как часто мы с ними встречаемся? (СМИ, радиопередачи, кинохроники) Но, наверное, чаще мы встречаемся с людьми героической судьбы на страницах книг.

  1. (СЛАЙД 13) Чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской»

      (Коротаев А.)

  1. Биография Ю.П. Вревской (Грецова Д.)

 ОБСУЖДЕНИЕ:

1. Что побудило Ю.П. Вревскую сделать именно такой жизненный выбор?

2. Как ты относишься к человеку такой судьбы, как Юлия Вревская?

3. Хотелось бы вам, чтобы среди ваших современников, были люди подобные Вревской? Почему?

     Давайте подведем итого нашего занятия:

  1. (СЛАЙД 14) Попробуйте сформулировать принцип гуманности, которым в любой ситуации должен руководствоваться медицинский персонал.

     Все действия медицинского персонала направлены на сохранение жизни и здоровья больных, раненых, страдающих. Главное для медиков – оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, уменьшать их страдания.

     Этот принцип лежит в основе клятвы Гиппократа, которую дают врачи, вступая на профессиональное поприще.

     Человек, попавший в беду, страдающий от ран и болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чем суть деятельности медицинского персонала.

  1. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуется Основополагающими принципами: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство, универсальность.

Гуманность – стремление оказывать помощь всем раненным на поле без исключения.

Беспристрастность – нет никакого различия по расе, религии и т.д.

Нейтральность – Движение не принимает чью-либо сторону в вооруженных конфликтах.

Независимость – оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности, общество сохраняет автономию, чтобы действовать согласно своим принципам.

Добровольность —  нет стремления к выгоде.

Единство – в стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца.

Универсальность – движение всемирное, у всех национальных обществ равные права и обязанности.

А как вы считаете – вы сами гуманные люди? Я предлагаю вам выполнить тест «Насколько вы терпимы?» На столах распечатки с тестами. Время выполнения 3 минуты. Проверка — (СЛАЙД 16 – 17)

РЕФЛЕКСИЯ: Давайте обратимся к листам самооценки. Проставьте оценочный знак  в колонке окончания урока.

Вам понравилось наше занятие? Пригодятся ли Вам знания, полученные на занятии «Под знаком Красного Креста»?

Охватить все аспекты деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца на одном занятии невозможно, поэтому, может быть, наше занятие подскажет тематику других внеклассных мероприятий, классных часов, заставит вас задуматься о том, какими принципами должны руководствоваться люди в общении друг с другом.

Тест «Насколько вы терпимы?»

Допускаете ли вы, что существуют мнения, отличные от вашего, относитесь ли к ним с уважением, терпимостью? Предлагаемый тест поможет оценить степень вашей терпимости. Одно условие – отвечайте быстро, не задумываясь.

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой нужно отказаться от плана, придуманного вами, потому что другой план предложили ваши друзья:

      а) да;

      б) нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете:

а) чтобы в ней участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто не знает правил.

      3.   Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости:

            а) да;

            б) нет.

      4.   Вызывают ли у вас неприязнь люди в нетрезвом состоянии:

            а) если они не переступают допустимых границ поведения, то меня это вообще не интересует;

            б) мне всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.

     5.    Можете ли вы легко войти в контакт с людьми, у которых иные, чем  у вас, взгляды, привычки:

            а) мне трудно это сделать;

            б) я не обращаю на это внимания.

     6.    Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

            а) мне не нравится ни сама шутка, ни шутник;

            б) если даже шутка неприятна мне, я постараюсь ответить в такой же шутливой манере.

      7.   Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»:

             а) нет;

             б) да.

      8.   Вы привели в свою компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания.  

            Как  вы отреагируете на это:

            а) мне неприятно, что внимание отвлечено от меня;

            б) я радуюсь за друга (подругу).

       9.  В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современную молодежь,

            превозносит старые времена. Как вы реагируете:

            а) ухожу пораньше под благовидным предлогом;

            б) вступаю в спор.

Цель: 

1. Познакомить учащихся с историей возникновения движения Международного Красного Креста.

2. Привлечь внимание к личности, для которой милосердие,  гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом.

Задачи: 

     1. Провести интеграцию между следующими учебными предметами: историей (возникновение МКК), литературой (знакомство со стихотворением в прозе И.С. Тургенева), русским языком (значение слов милосердие, гуманность и т.д.), биологией (личность врача и что он должен знать, какими качествами обладать). Выяснить некоторые основополагающие принципы Красного Креста.

     2. Развивать мотивацию к получению знаний, учебно-познавательные и личностно-значимые интересы, широту взглядов. Развивать у учащихся навыки работы с дополнительными источниками информации (книги, Интернет, словари), умение выбирать главное, обобщать, делать выводы, моделировать. Продолжить формирование умения ставить цели и оценивать степень их достижения.

     3. Формировать гуманное, милосердное отношение к человеку. Воспитывать у учащихся положительные качества личности (доброжелательность, активность), активную жизненную позицию, умения предъявлять требования к себе и нравственно-этические  умения.

     Занятие проводится в 7 классе с выходом на предпрофильную подготовку по программе элективного курса «Анатомия с основами цитологии, гистологии и физиологии» (8 класс), где есть раздел «Человек». В его рамках проводится пресс-конференция «Я и мой выбор», целью которой является знакомство учащихся с профессиями, для приобретения которых необходимы биологические знания (фармацевт, врач, медсестра и т.д.). Занятие «Под знаком Красного Креста» дополняет этот модуль элективного курса, направлено на формирование общечеловеческих ценностей и показывает значимость гуманного и милосердного отношения вообще между людьми, а особенно в медицинских профессиях. Тема этого занятия помогает подвести учащихся к осознанному выбору профиля в 10 классе.

Тип занятия – семинар с использованием мультимедийной презентации

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

(СЛАЙД 1) Приветствие. Вступительное слово учителя: мы сегодня собрались, чтобы провести внеклассное интегрированное занятие «Под знаком Красного Креста»

(СЛАЙД 2) Эпиграф:  НАМ ЖИЗНЬ ДАНА, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ

                                       ЛЮБИТЬ БЕЗ МЕРЫ, БЕЗ ПРЕДЕЛА

                                       И ВСЕМ СТРАДАЛЬЦАМ ПОСВЯТИТЬ

                                       СВОЙ РАЗУМ, КРОВЬ СВОЮ И ТЕЛО

(СЛАЙД 3) Целеполагание: что сегодня на занятии  мы можем узнать?

  1. Познакомиться с историей возникновения организации Красный Крест и Красный Полумесяц
  2. Стремиться к формированию личности, для которой милосердие и гуманность – основной жизненный принцип
  3. Выяснить степень значимости этих качеств личности в медицинских  и других профессиях (учитель), а также в нашей жизни.

(СЛАЙД 4) План занятия:

  1. Значение слов милосердие, гуманность, сострадание
  2. История возникновения организации Красный крест
  3. Символика Международной организации Красный крест и Красный полумесяц
  4. Знакомство со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской»

(СЛАЙД 5) Перед вами лежат листы самооценки. В колонке на начало урока ставим оценочный знак. К этим листам мы обратимся в конце занятия

Лист самооценки

вопрос

начало урока

конец урока

1. Вы хорошо ориентируетесь в деятельности и символике организации Красный Крест?

2. Вы знаете историю возникновения организации Красный Крест?

3. Вы знакомы со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской»?

4. Вы можете сформулировать главный принцип гуманности для медика?

5. Вам понравилось наше занятие?

———————————

6. Пригодятся ли Вам знания, полученные на занятии «Под знаком Красного Креста»?

———————————

Отложите ваши листы самооценки. К ним мы обратимся в конце занятия.

(СЛАЙД 6)                                                                                                                                                                      

ПРОБЛЕМА: 1. В конце занятия мы должны будем сформулировать основные принципы работы Красного Креста и правило гуманности – суть деятельности медицинского персонала в военное и мирное время.

                           2. На экране появляются разные качества личности. Прошу выбрать те  качества, которые, по вашему мнению, НЕ соответствуют личности гуманного человека. (Добрый, злой,  жадный, красивый, отзывчивый, сострадательный, беспристрастный, добровольный, конфликтный, лживый, мстительный, справедливый, милосердный, ответственный, ленивый, глупый, безответственный, гуманный).

(СЛАЙД 7)

Давайте выясним значение этих качеств личности (С.И. Ожегов Словарь русского языка)

  1. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
  2. Отзывчивый – легко откликающийся на чужие нужды, готовый помочь.
  3. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
  4. Беспристрастный –  не обнаруживающий пристрастия, справедливый.
  5. Добровольный – совершаемый по собственному желанию, без принудительный.
  6. Справедливый – действующие беспристрастно, в соответствии с истиной.
  7. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  8. Ответственный – о человеке: с высокоразвитым чувством долга, ревниво относящемся к своим обязанностям.
  9. Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный.

      Перечислите в тетради все эти качества личности, а толкования  тех качеств, которые вы не знаете.

(СЛАЙД 8 — 9)

  1. История возникновения организации Красный Крест (Турков В.)
  2. История создания Российского общества Красного Креста (Беккер О.)
  3. Символика Красного Креста и Красного Полумесяца (СЛАЙД 10 — 12)

     Ребята, а где мы с вами встречаемся с людьми, обладающими такими качествами личности? Как часто мы с ними встречаемся? (СМИ, радиопередачи, кинохроники) Но, наверное, чаще мы встречаемся с людьми героической судьбы на страницах книг.

  1. (СЛАЙД 13) Чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской»

      (Коротаев А.)

  1. Биография Ю.П. Вревской (Грецова Д.)

 ОБСУЖДЕНИЕ:

1. Что побудило Ю.П. Вревскую сделать именно такой жизненный выбор?

2. Как ты относишься к человеку такой судьбы, как Юлия Вревская?

3. Хотелось бы вам, чтобы среди ваших современников, были люди подобные Вревской? Почему?

     Давайте подведем итого нашего занятия:

  1. (СЛАЙД 14) Попробуйте сформулировать принцип гуманности, которым в любой ситуации должен руководствоваться медицинский персонал.

     Все действия медицинского персонала направлены на сохранение жизни и здоровья больных, раненых, страдающих. Главное для медиков – оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, уменьшать их страдания.

     Этот принцип лежит в основе клятвы Гиппократа, которую дают врачи, вступая на профессиональное поприще.

     Человек, попавший в беду, страдающий от ран и болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чем суть деятельности медицинского персонала.

  1. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуется Основополагающими принципами: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство, универсальность.

Гуманность – стремление оказывать помощь всем раненным на поле без исключения.

Беспристрастность – нет никакого различия по расе, религии и т.д.

Нейтральность – Движение не принимает чью-либо сторону в вооруженных конфликтах.

Независимость – оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности, общество сохраняет автономию, чтобы действовать согласно своим принципам.

Добровольность —  нет стремления к выгоде.

Единство – в стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца.

Универсальность – движение всемирное, у всех национальных обществ равные права и обязанности.

А как вы считаете – вы сами гуманные люди? Я предлагаю вам выполнить тест «Насколько вы терпимы?» На столах распечатки с тестами. Время выполнения 3 минуты. Проверка — (СЛАЙД 16 – 17)

РЕФЛЕКСИЯ: Давайте обратимся к листам самооценки. Проставьте оценочный знак  в колонке окончания урока.

Вам понравилось наше занятие? Пригодятся ли Вам знания, полученные на занятии «Под знаком Красного Креста»?

Охватить все аспекты деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца на одном занятии невозможно, поэтому, может быть, наше занятие подскажет тематику других внеклассных мероприятий, классных часов, заставит вас задуматься о том, какими принципами должны руководствоваться люди в общении друг с другом.

Тест «Насколько вы терпимы?»

Допускаете ли вы, что существуют мнения, отличные от вашего, относитесь ли к ним с уважением, терпимостью? Предлагаемый тест поможет оценить степень вашей терпимости. Одно условие – отвечайте быстро, не задумываясь.

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой нужно отказаться от плана, придуманного вами, потому что другой план предложили ваши друзья:

      а) да;

      б) нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете:

а) чтобы в ней участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто не знает правил.

      3.   Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости:

            а) да;

            б) нет.

      4.   Вызывают ли у вас неприязнь люди в нетрезвом состоянии:

            а) если они не переступают допустимых границ поведения, то меня это вообще не интересует;

            б) мне всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.

     5.    Можете ли вы легко войти в контакт с людьми, у которых иные, чем  у вас, взгляды, привычки:

            а) мне трудно это сделать;

            б) я не обращаю на это внимания.

     6.    Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

            а) мне не нравится ни сама шутка, ни шутник;

            б) если даже шутка неприятна мне, я постараюсь ответить в такой же шутливой манере.

      7.   Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»:

             а) нет;

             б) да.

      8.   Вы привели в свою компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания.  

            Как  вы отреагируете на это:

            а) мне неприятно, что внимание отвлечено от меня;

            б) я радуюсь за друга (подругу).

       9.  В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современную молодежь,

            превозносит старые времена. Как вы реагируете:

            а) ухожу пораньше под благовидным предлогом;

            б) вступаю в спор.

1.Организационный момент.

Выполните, пожалуйста, следующее задание: протяните рядом стоящему руку со словами «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

Круг – это символ сплочения, энергии, творчества.

Я надеюсь, что вы сегодня будете активными, дружными.

2.Праздники весны.

-Какие весенние майские праздники вы знаете?

— Из каких источников можем узнать о них?

Обратимся к классному уголку.

3.Новый материал.

День 8 мая — Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца

8 мая ежегодно отмечается Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца. Данный праздник был учрежден в честь швейцарского гуманиста, врача и общественного деятеля Анри Дюнана (1828-1910), который родился в этот день. Он прославился тем, что по его инициативе в середине 19 века начали создаваться группы добровольцев, которые занимались оказанием помощи раненым бойцам. Также его идеей стало подписание международной конвенции по защите раненых и медицинского персонала на поле боя. В данном документе также было указано, что врачи и медперсонал должны иметь свой универсальный отличительный знак. В качестве такого символа был выбран красный крест, расположенный на белом фоне. Введение общего символа для медицинского персонала, по которому его можно было бы различить — повязки с красным крестом.

Деятельность всех организаций Красного Креста основывается на 7 принципах:

— человечность; — беспристрастие; — нейтралитет; — независимость; — добровольность службы;

— единство цели; — универсальность.

Главное качество людей, которые этим занимаются – милосердие.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Милостливость, мягкосердость».

Сначала деятельность организации распространялась только на участников войн, раненых в сражениях. Затем помощь начали оказывать и мирному населению. В России День образования Российского Общества Красного Креста отмечается 15 мая. Первой сестрой милосердия в России стала Дарья Лаврентьевна Михайлова. Ее еще называют Дарьей Севастопольской. Именно эта маленькая женщина бескорыстно и самоотверженно оказывала помощь больным и раненым воинам.

В СССР были выпущены почтовые марки, посвященные движению Красного Креста и Красного Полумесяца:

1956 год: «Охраняйте здоровье трудящихся!»

1956 год: «Приобретайте санитарные знания!»

1958 год: 40 лет Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР

1958 год: 40 лет Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР

1965 год: Донорство почётно!

1973 год: 50 лет Союзу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР

1988 год: 125 лет международному движению Красного Креста и Красного Полумесяца

Представители данной организации могут беспрепятственно попадать на территорию лагерей пленных и беженцев. Там они оказывают помощь пострадавшим и следят за состоянием людей и условиями их содержания. МККК предоставляет защиту и помощь жертвам конфликтов: занимается розыском людей, посещает пленных, оказывает продовольственную и медицинскую помощь.

Стих рассказывает подготовленный ученик:

На полях сражений Помощь их скора.

Все следы ранений Лечат доктора.

Борются за жизни. Их душа чиста.

Слава санитарам Красного Креста! ©

В настоящее время международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца объединяет более 400 млн. человек из 175 стран мира.

4. Деятельность МККК во время ВОв.

— Какой праздник отмечают 9 мая? (работа с иллюстрациями)

Деятельность комитета во время Великой Отечественной войны была аналогична его деятельности в Первую мировую войну: инспекция лагерей военнопленных, организация помощи мирному населению, обеспечение возможности переписки военнопленных, сообщение о пропавших без вести.

Значительным препятствием было то, что Немецкий Красный Крест, который контролировали нацисты, отказывался соблюдать женевские статьи.

Международный комитет Красного Креста не смог достичь договоренности с нацистской Германией по обращению с людьми в концентрационных лагерях, и в конце концов прекратил оказывать давление, чтобы не поставить под угрозу работу с военнопленными. Он также не смог получить удовлетворительного ответа по лагерям смерти и массовому истреблению европейских евреев, цыган и т. д. В ноябре 1943 года Международный комитет получил разрешение на посылки в концентрационные лагеря в тех случаях, когда известны имена и местонахождение адресатов.

Белые халаты, Добрые глаза,

Смелые ребята, Не признать нельзя!

Всем врачам желаем Радости в труде

В день 8 мая, Вы нужны везде!

5. Детская литература.

-В каких произведениях можно прочитать о сложной работе врачей?

(«Айболит» Чуковского, «Ледяной остров» Маршака, «Чудесный доктор» Куприна и др.)

6. Сценка «Вызов врача».

-И в наши дни мы должны уметь использовать помощь врача, когда она необходима.

-Посмотрите сценку и скажите, чего не знают ребята?

( Один ребенок вызывает по телефону врача, другой – принимает вызов)

7. Игра «Выбери предмет».

У меня на столе много разных предметов, которые нужны людям разных профессий. Вы должны выбрать только то, что необходимо врачу.

8. Рисунки о врачах в военное время.

9. Итог.

«Весенние праздники. День Красного креста и Красного полумесяца.»

Категория:

Внеурочка

01.07.2015 04:40

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

 — знакомство с Международным днем Красного Креста и Красного Полумесяца, осмысление понятия «милосердие»;

— развитие познавательной активности, кругозора  воспитанников;

— воспитание стремления совершать добрые дела, подвести воспитанников  к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Цели мероприятия:

1. Показать величие подвига медицинской сестры
в военные годы.

2. Развитие интереса к историческому прошлому
нашей страны через изучение событий Великой
Отечественной войны.

3. Воспитание чувства патриотизма и
гражданственности на примере подвига
медицинских сестёр, гордости за труд наших
земляков во время войны и послевоенное время.

Ход мероприятия

2 слайд. Приложение №1

1. Просмотр клипа на песню военных лет
“Медсестра Анюта”.

— О ком, ребята, это песня? Что вы можете сказать
о главной героине? Только ли об Анюте здесь
поётся? (Ответы)

3-5 слайд. Большая война – это всегда большая
кровь и колоссальные жертвы. Но наши потери в
Великой Отечественной могли быть куда более
сокрушительными, если бы не подвиг людей,
боровшихся за жизни раненых воинов. Только за
первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста
было подготовлено 106 тысяч медсестер и 100 тысяч
сандружинниц. Многие медицинские сестры
призывались в действующую армию.

А за весь период войны организации Красного
Креста обучили более 280 тысяч медицинских сестер,
около 500 тысяч сандружиниц и 36 тысяч санитарок. В
Великую Отечественную войну в армии находилось
200 тысяч врачей и 300 тысяч медсестер. В 1941-1945 годах
врачи, фельдшеры, медсестры и санитары поставили
на ноги около 17 миллионов солдат и офицеров
Красной армии – 72,3 процента раненых и 90,6
процента заболевших возвратились в строй.

“Ни один раненый не должен остаться на поле
боя!” — требовали приказы военного времени. В
приказе Наркома обороны №281 от 23 августа 1941 года
говорилось: “За вынос с поля боя 15 раненых с их
оружием представлять к правительственной
награде медалью “За боевые заслуги” или “За
отвагу”, 25 раненых – к награде орденом Красной
Звезды, 40 раненых – к награде орденом Красного
Знамени, 80 раненых –орденом Ленина каждого
санитара и носильщика”. Таким образом, их работа
была приравнена к боевому подвигу.

Как выносили раненых с поля боя? На
плащ-палатках, собственных плечах, ползком, под
бомбежкой, пулеметным и артиллерийским огнем. И
первую помощь истекающим кровью солдатам
оказывали чаще всего под обстрелом. Тяжелейший
труд, в особенности, если учесть, что почти
половина санитаров и санинструкторов были
женщинами! Для миллионов мужчин в окровавленных
шинелях эти молодые женщины стали поистине
ангелами милосердия.

Они оказывались на фронте по велению души и в
пекле войны показывали чудеса
самоотверженности. О них сегодня наш рассказ, об
“ангелах”, как называли их солдаты.

6 слайд.

2. Подготовленные ученики читают
(желательно наизусть) воспоминания медсестёр.

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

  • “Один раз ночью разведку боем на участке нашего
    полка вела целая рота. К рассвету она отошла, а с
    нейтральной полосы послышался стон. Остался
    раненый. “Не ходи, убьют, — не пускали меня бойцы, —
    видишь, уже светает”. Не послушалась, поползла.
    Нашла раненого, тащила его восемь часов, привязав
    ремнем за руку. Приволокла живого. Командир
    узнал, объявил сгоряча пять суток ареста за
    самовольную отлучку. А заместитель командира
    полка отреагировал по-другому: “Заслуживает
    награды”. В девятнадцать лет у меня была медаль
    “За отвагу”. В девятнадцать лет поседела. В
    девятнадцать лет в последнем бою были
    прострелены оба легких, вторая пуля прошла между
    двух позвонков. Парализовало ноги… И меня
    посчитали убитой… В девятнадцать лет… У меня
    внучка сейчас такая. Смотрю на нее – и не верю.
    Дите!”
  • “Меня ураганной волной отбросило к кирпичной
    стене. Потеряла сознание… Когда пришла в себя,
    был уже вечер. Подняла голову, попробовала сжать
    пальцы – вроде двигаются, еле-еле продрала левый
    глаз и пошла в отделение, вся в крови. В коридоре
    встречаю нашу старшую сестру, она не узнала меня,
    спросила: “Кто вы? Откуда?” Подошла ближе, ахнула
    и говорит: “Где тебя так долго носило, Ксеня?
    Раненые голодные, а тебя нет”. Быстро перевязали
    голову, левую руку выше локтя, и я пошла получать
    ужин. В глазах темнело, пот лился градом. Стала
    раздавать ужин, упала. Привели в сознание, и
    только слышится: “Скорей! Быстрей!” И опять –
    “Скорей! Быстрей!” Через несколько дней у меня
    еще брали для тяжелораненых кровь”.
  • ”И девчонки рвались на фронт добровольно, а
    трус сам воевать не пойдет. Это были смелые,
    необыкновенные девчонки. Есть статистика: потери
    среди медиков переднего края занимали второе
    место после потерь в стрелковых батальонах. В
    пехоте. Что такое, например, вытащить раненого с
    поля боя? Я вам сейчас расскажу… Мы поднялись в
    атаку, а нас давай косить из пулемета. И батальона
    не стало. Все лежали. Они не были все убиты, много
    раненых. Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем
    неожиданно для всех из траншеи выскакивает
    сначала одна девчонка, потом вторая, третья… Они
    стали перевязывать и оттаскивать раненых, даже
    немцы на какое-то время онемели от изумления. К
    часам десяти вечера все девчонки были тяжело
    ранены, а каждая спасла максимум два-три
    человека. Награждали их скупо, в начале войны
    наградами не разбрасывались. Вытащить раненого
    надо было вместе с его личным оружием. Первый
    вопрос в медсанбате: где оружие? В начале войны
    его не хватало. Винтовку, автомат, пулемет – это
    тоже надо было тащить. В сорок первом был издан
    приказ номер двести восемьдесят один о
    представлении к награждению за спасение жизни
    солдат: за пятнадцать тяжелораненых, вынесенных
    с поля боя вместе с личным оружием – медаль “За
    боевые заслуги”, за спасение двадцати пяти
    человек – орден Красной Звезды, за спасение
    сорока – орден Красного Знамени, за спасение
    восьмидесяти – орден Ленина. А я вам описал, что
    значило спасти в бою хотя бы одного… Из-под
    пуль…”
  • “Формы на нас нельзя было напастись: всегда в
    крови. Мой первый раненый – старший лейтенант
    Белов, мой последний раненый – Сергей Петрович
    Трофимов, сержант минометного взвода. В
    семидесятом году он приезжал ко мне в гости, и
    дочерям я показала его раненую голову, на которой
    и сейчас большой шрам. Всего из-под огня я вынесла
    четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из
    журналистов подсчитал: целый стрелковый
    батальон… Таскали на себе мужчин, в два-три раза
    тяжелее нас. А раненые они еще тяжелее. Его самого
    тащишь и его оружие, а на нем еще шинель, сапоги.
    Взвалишь на себя восемьдесят килограммов и
    тащишь. Сбросишь… Идешь за следующим, и опять
    семьдесят-восемьдесят килограммов… И так раз
    пять-шесть за одну атаку. А в тебе самой сорок
    восемь килограммов – балетный вес. Сейчас уже не
    верится…
  • “В восемнадцать лет на Курской Дуге меня
    наградили медалью “За боевые заслуги” и орденом
    Красной Звезды, в девятнадцать лет – орденом
    Отечественной войны второй степени. Когда
    прибывало новое пополнение, ребята были все
    молодые, конечно, они удивлялись. Им тоже по
    восемнадцать-девятнадцать лет, и они с насмешкой
    спрашивали: “А за что ты получила свои медали?”
    или “А была ли ты в бою?” Пристают с шуточками:
    “А пули пробивают броню танка?” Одного такого я
    потом перевязывала на поле боя, под обстрелом, я и
    фамилию его запомнила – Щеголеватых. У него была
    перебита нога. Я ему шину накладываю, а он у меня
    прощения просит: “Сестричка, прости, что я тебя
    тогда обидел…”
  • “Под Сталинградом… Тащу я двух раненых. Одного
    протащу – оставляю, потом – другого. И так тяну
    их по очереди, потому что очень тяжелые раненые,
    их нельзя оставлять, у обоих, как это проще
    объяснить, высоко отбиты ноги, они истекают
    кровью. Тут минута дорога, каждая минута. И вдруг,
    когда я подальше от боя отползла, меньше стало
    дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего
    танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши
    гибнут, а я немца спасаю. Я была в панике… Там, в
    дыму, не разобралась… Вижу: человек умирает,
    человек кричит… А-а-а… Они оба обгоревшие,
    черные. Одинаковые. А тут я разглядела: чужой
    медальон, чужие часы, все чужое. Эта форма
    проклятая. И что теперь? Тяну нашего раненого и
    думаю: “Возвращаться за немцем или нет?” Я
    понимала, что если я его оставлю, то он скоро
    умрет. От потери крови… И я поползла за ним. Я
    продолжала тащить их обоих… Это же Сталинград…
    Самые страшные бои. Самые-самые. Моя ты
    бриллиантовая… Не может быть одно сердце для
    ненависти, а второе – для любви. У человека оно
    одно”.

— Как вы понимаете слова: “ Не может быть одно
сердце для ненависти, а второе – для любви. У
человека оно одно?” (Ответы ребят).

— Так какие же они сёстры милосердия? (Ответы
ребят)

А сейчас послушаем рассказ об одной из девушек,
которая в свои девятнадцать лет поднимала солдат
в атаку, спасала раненых и погибла, заслонив их
своим телом от танка.

7 слайд.

3. Клип-рассказ о Валерии Гнаровской. Приложение №2

8-12 слайд.

4. Краеведческий материал. Эвакогоспитали на
территории Коношского района.

За время войны в Коноше располагалось три
эвакогоспиталя: №2536 (июль — ноябрь 1941), №1172
(предположительно декабрь 1941 — июль 1942), №1601
(август 1942 — март 1946). Размещались они в зданиях
Коношской средней школы, Коношской больницы на
пятом километре. Нехватка хирургов заставляла
врачей госпиталя прямо на месте приобретать
хирургическую специализацию. При
неблагоприятных бытовых условиях врачам
удавалось совершать чудеса: около 72% раненых
вернули они в боевой строй. Госпиталь 1601
функционировал также как больница. Это было
необходимо, так как здания многих медицинских
учреждений района были переданы на нужды
военного времени, а медперсонал мобилизован на
фронт. В годы Великой Отечественной войны Коноша,
как узловая станция железнодорожной магистрали,
стала местом размещения госпиталей. Уже через
месяц после начала войны решился вопрос о первом
госпитале. “Персонал госпиталя в основном
формировался из медработников Архангельской
области, преимущественно  из Коношского
района. Мобилизованы были молодые врачи,
окончившие Архангельский мединститут в 1940 году.

Замечательные кадры госпиталя, получившие
немало благодарных слов и писем от бойцов,
которым была спасена жизнь, “выросли” за время
работы госпиталя. Вот что писала врач Е.Зарубина
в газете “Сталинский ударник” от 7 ноября 1944
года, заметка “Выполнили свой долг”. “За период
работы госпиталя у нас выросли замечательные
кадры. Врачи т.т. Зарубина, Кочетова, Деткова
стали делать самостоятельные операции. Создан
кадр пом-врачей, которые с большой активностью
осваивают врачебное дело”. Видимо, в данном
случае Екатерина Степановна Зарубина имеет в
виду приобретение врачами второй специализации.
Сама она врач-невропатолог тоже стала выполнять
хирургические операции”.  Кстати, Е.С.Зарубина
после расформирования госпиталя осталась
работать в Коноше в качестве главврача
райбольницы.

В числе медицинских работников военной поры
большинство женщин. О том, как они трудились,
писала заведующая Райздравотделом В.Жирнова
(“Сталинский ударник”, 8 марта 1945 года). “Они с
честью выполняют благородную задачу охраны
здоровья людей. В нашем районе медицинские
работники-женщины   составляют 81%.
Заслуженно пользуется авторитетом трудящихся
заведующая Коношской амбулатории С.С.Степакова,
врачи Е.И.Уловская, З.П.Чистякова, Л.Ф.Ручьевских,
акушерка Подюгской больницы  А.С.Тихомирова,
фельдшерица детдома Е.Пестова. Все эти товарищи
имеют благодарности  от районного и
областного  Совета депутатов трудящихся и
представлены к награждению значком “Отличник
здравоохранения”.

13-14 слайд.

5. Воспоминания о работе в госпитале ветерана
Великой Отечественной войны Валентины
Анатольевны Богачевой. (Записано с её слов на
встрече учеников Коношеозерской школы с
ветеранами в апреле 2011 года).

Родилась я на Вологодчине, в 1937 году приехала в
Коношу, закончила с отличием школу, поступила в
техникум на медсестру. Очень хотела учиться в
институте, но помешала война. В Коношу, как
узловую станцию, стали поступать раненые бойцы,
срочно нужно было организовать места для приёма
раненых. Под один из госпиталей переоборудовали
Коношеозерскую школу. Все тяготы легли на плечи
мед.персонала. Я была совсем молодой, и для меня
было большим испытанием видеть так близко
множество смертей, боли, человеческого горя. Не
хватало еды, тепла. Я в своей жизни пережила три
голода: в 20-е годы, в 30-е и военные сороковые.
Помню, в феврале 1942 года нам выдали по карточкам
мешок овса на два месяца. Да мы тогда о себе и не
думали, отдавали последнее фронту. Я вспоминаю и
вижу лица двух женщин, пашущих поле на корове, а
дома у них 4 голодных ребёнка. Откуда брались
силы? Местное население тоже помогало солдатам
кто чем мог. Ведь и дорог до Коношеозерья от
станции не было, а была до третьего километра
просека, а потом тропинка. Мы и подростки таскали
раненых на себе, выручали ещё и лошади. Случалось
иногда, что солдат умирал в дороге.

Была я в конце 1942 года старшим врачом
истребительного батальона по борьбе с
диверсантами. В районе п. Мирный было сброшено на
парашютах 5 диверсантов и 12 контейнеров с
продуктами и боеприпасами. Хлеб был консервации
1936 года. Мы блокировали место высадки, диверсанты
скрылись, контейнеры остались у нас. Цель у них
была – взорвать мосты. Бой мы выдержали потом у д.
Сельцибино. Я чуть не попала под пулю,
проснувшийся немец пустил очередь из автомата. С
нами была собака.

Была высадка и в Коношеозерье, мы приняли бой с
тремя эстонцами.

В 1943 году, когда была снята блокада Ленинграда,
в госпиталь стали поступать истощённые от голода
люди, это были живые трупы. И мы выхаживали их. Они
завезли 83 случая сыпного тифа. Мы и эту болезнь
победили. Мне вручена в 1943 году медаль за
трудовую доблесть.

Вот такая моя был военная жизнь, да и после
войны пришлось несладко. Но я выжила. У меня две
любящих дочери, они отучились за меня. Одна
работает хирургом, другая кардиологом в Выборге.

Мой брат прошёл всю войну, закончил в Будапеште,
был ранен три раза, Рано умер от ран.

15-26 слайд.

6. Песня “Вальс фронтовой сестры” и идут слайды
презентации с фото медицинских сестёр и врачей
военных лет ст. Коноша.

27-33 слайд.

7. Воинское захоронение.

-Не всем солдатам суждено было дожить до Дня
Победы.69 воинов от тяжёлых ранений скончались и
захоронены в Коношской земле. После войны
братское кладбище было закрыто. Виднелись всего
лишь 50 еле заметных бугорков. А сейчас это
воинское захоронение – одна из страниц
Коношского района. Ветеран Великой
Отечественной войны, директор Коношеозерской
школы Вениамин Афанасьевич Корытов совершил
подвиг уже в мирное время. Он вместе со своей
женой Анной и Николаевной и учащимися школы на
протяжении многих лет вели поисковую работу –
отыскивали родственников умерших солдат. И
нашли, безымянные могилы перестали быть
таковыми.

Ребята писали в архивы и нередко получали
отказ. Не всегда адреса оказывались точными,
иногда писали чуть ли не на деревню дедушке.
Некоторые учреждения сообщали, что отвечают лишь
на официальные запросы военкоматов, тем самым
подсказывая новые адреса. И вот пришли первые
ответы. Писали вдовы, дети, а потом и внуки
фронтовиков. По приглашению следопытов
приезжали они в далекую Коношу. Было много таких
встреч со слезами на глазах. А каким событием
стал приезд офицера Мезенева, сына умершего от
ран фронтовика. Ехал он к отцу на могилу из
пограничной Кушки через всю страну.

Дважды в год, 23 февраля и 9 Мая, обязательно сюда
приносят цветы, венки. Память жива. Жива и будет
жить, пока есть на свете люди, глубоко верящие в
добро, несущие милосердие в своих сердцах,
любящие свою Родину, люди чести и совести.

8. Рефлексия.

Звучит клип – песня “Фронтовая сестра”.

Что вы, ребята, открыли нового для себя после
нашего разговора? Почему так дорога и важна
память о тех далёких страшных годах? Какими
сейчас вы видите людей, спасающих жизни.

Я желаю Вам быть умными, добрыми, отзывчивыми на
чужую беду. Будьте всегда благодарны тем людям,
которые подарили нам мир.

Литература.

  1. Статьи газеты “Коношский курьер”.
  2. Личное интервью с Валентиной Анатольевной
    Богачевой.
  3. Фото личные и из архива школы.
  4. Фото военных лет сети интернет.
  5. Видео – сайта http://www.youtube.com/

Красный Крест — всемирное движение. Его основная задача — оказывать помощь и защиту жертвам войн, конфликтов и катастроф через национальные и идейные границы. Организация берт сво начало из переживаний швейцарца Анри Дюнана в северной Италии в 1859 году. Он организовал добровольную помощь жертвам битвы при Сольферино. В 1863 году в Женеве был создан комитет, который позднее получил название

Международный комитет Красного Креста. После этого в Европе стали быстро возникать национальные общества Красного Креста. Сторонами красно крестного движения являются Национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца, действующие в более чем 170 странах. В общей сложности они объединяют 128 млн. членов.

Международный Комитет Красного Креста, который оказывает помощь и защиту жертвам войн и конфликтов и следит за выполнением Женевских конвенций. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, оказывающая помощь в случае катастроф в мирное время и руководящая сотрудничеством с развивающимися странами. Она является также центральным органом национальных обществ.

Комитет и Федерация имеют статус наблюдателя в ООН. Эмблемами организации являются красный крест, а в исламских странах — красный полумесяц на белом фоне. Они служат также в качестве международных защитных знаков. На объекты, обозначенные ими, нельзя нападать. Межгосударственные Женевские конвенции 1949 были заключены по инициативе

Красного Креста. Их задача — защищать жертвы войн раненых солдат, военнопленных, гражданское население. Организация пропагандирует эти конвенции, следит за их выполнением и стремится далее усовершенствовать их. Главная цель Красного Креста — прочный мир. Мир — это не только отсутствие войны, а сотрудничество между государствами и народами, основанное на уважении свободы, независимости, равноправия и прав человека и справедливом распределении ресурсов. Определение мира, сформулированное.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню конституции российской федерации
  • Сценарий ко всемирному дню гражданской обороны
  • Сценарий классного часа режим дня
  • Сценарий ко дню конституции 12 декабря
  • Сценарий книжного квеста