Сценарий ко дню национальной валюты казахстана

18.11.2017

18.11.2017

«Қазақстандағы валюта бағамы»

Цель: воспитание патриотизма посредством изучения

истории возникновения тенге, как одного из символов Казахстана.

Задачи:

1.Ознакомить учащихся с основными элементами

культуры обращения с деньгами.

2. Обсудить вопросы нравственности, возникающие при

обращении с деньгами.

3. Объяснить необходимость денег, способствовать

формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.

Оформление: плакаты, схемы, стенгазеты по теме.

1 Ведущий: 15 қараша «Ұлттық валюта» күні болып

саналады. Теңге Қазақстан Республикасының экономикалық тәуелсіздігінің айқын

көрінісі болып табылады.

  Бұл күн —

еліміз үшін айтулы мерекелердің бірі. Осынша белестен, сын жолынан мүдірмей

өтіп, теңгеміздің тұғыры темірдей тегеуірінімен анықталды. Ұлттық валютамыз

қаржы әлемінен лайықты орнын тапты. Кез келген ұлттың валютасы елдің өткенін,

бүгінгісін және болашағын бейнелейді. Қазақстан Республикасы ұлттық валютасының

тарихы Елбасымыздың 1993 жылғы 15 қарашадағы Жарлығынан басталды.

 2 Ведущий:

Ребята! 15 ноября в нашей стране отмечается праздник — День национальной валюты

Казахстана! Вы недавно были на осенних каникулах. Посмотрите друг на друга — вы

улыбаетесь друг другу, потому что рады увидеться вновь после осенних каникул.

Вы на каникулах ходили в магазины, родители вам что-то покупали из одежды,

что-то вкусное. Потратили много денег. Вы знаете, что отдых не может быть

бесконечным, правда? Почему? (В ответах звучит: «Нужны деньги»).

1Ведущий: Да, деньги нужны каждый день, мы все

зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Все

вы с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще — всего их не хватает.

Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим

никто не задумывается. А поскольку сегодня День национальной валюты Казахстана,

попробуем узнать больше об истории денег, о том, что же такое деньги, какие

бывают деньги, как к ним относиться, чтобы они были надежными и верными

помощниками. Сегодняшнее мероприятие мы 

проведём в виде состязания трех валют( Тенге, рубль, доллар).

2 Ведущий Балалар, қалай ойласыңдар неге бүгінгі іс

– шарамыз «Қазақстандағы валюта бағамы» деп аталады? (курс валюты в Казахстане)

Өйткені, бүгінгі іс – шарамызға 3 елдің қонақтары келіп отыр. Қазақстан,Ресей,

АҚШ. Олар өздерінің тарихын, ұлттық киімін, шығармашылық өнерін ала келді және

бүгін біз сендермен қай елдің валютасы жоғары көтеріледі екенің анықтаймыз. Ол

үшін іс – шарамызды бастамас бұрын әділ – қазылар алқасымен танысып өтейік:

1 Абылхаева Ж.Г.

2 Айсина А.С.

3 Жумабаева А.М.

Құрметті қазылар алқасы біздің конақтарымызды «5»

балдық жүйесімен бағалайсыз.

1Ведущий: Когда точно появились деньги, никому не

известно. Кто их изобрел, сказать невозможно. Ученые предполагают, что

произошло это примерно семь тысяч лет назад, в то время, когда возникла

необходимость обмена излишками нужных продуктов питания и производимых

предметов обихода.

2Ведущий: 1сайыс – «Валюта тарихы».

Әр елдің өз тарихы бар демекші, әрбір ел өз

валютаның тарихымен таныстырады.

1Ведущий: Итак, мы очень коротко попытались

проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете

себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне

обычная в нашей жизни. Недаром о деньгах, о том, как к ним относиться, было написано

немало научных трудов. Но и во многих литературных произведениях герои

рассуждают о деньгах, демонстрируя свое отношение к ним. Следущий наш конкурс

«Творческий». Каждая страна приехав в нашу страну привезла с собой свое

творчество.

2 конкурс «Творческий»

(Каждая страна показывает свой художественный

номер).

2Ведущий:  3

конкурс. Келесі сайысымыз «Жалғастыр…» деп аталады.

Берілген мақалдарды жалғастыру керек.

 1топ

1.Денег куры- не …..                       клюют.

2.Без копейки рубля – не…..               бывает.

3.Захочешь добра — посыпь …..            серебра.

2 топ

4.С деньгами мил, без денег …..                 постыл.

5.Не хвались серебром, хвались          ….          .добром.

6.Без нужды живет, кто деньги ….                      бережет.

7.Долго спать, с долгом встать.

8.И слова не скажи, только грош  …..                покажи.

3 топ

9.Есть грош, будет и …..                                рожь.

10.Денежка не бог, а ….                            бережет.

11.Через золото слезы….                             льются.

12.Без денег сон …                                        

крепче.

1 Ведущий: 4 конкурс.  «В мире сказок».  Перед вами отрывки из наших любимых

сказок  . Из каких произведении данные

отрывки.

1команда .

1. Герой, какого произведения наивно последовал

этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс»,

положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и

иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев

будут висеть золотые монеты».

(А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).

2 команда.  

Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад — это

деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

— А зачем?

— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку

суешь?

— Я? Про запас.

— Вот и они про запас».

(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом

Матроскиным и Шариком).

3 команда .

 Какие деньги

были в царстве царя Гвидона?

(Золотые. «Все скорлупки золотые.

…Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету»).

2 Ведущий:Каждый человек  живущий в Казахстане интересуется: Какой

же  курс валюты на сегодняшний день в

нашей стране? И на этот вопрос мы попросим ответить внимательное, следящее за

курсом валюты, наше уважаемое жюри. 

1 Ведущий: Бүгінгі біздің іс – шарамыз өз мәресіне

жетіп қалды. Жеңімпаздарымызды құттықтаймыз! Келген қонақтарымызға алғысымызды

білдіреміз. Келесі кездескенше сау болыңыз!

Методическая разработка

Специальности:

Группы-участники:

Организатор: Бондарева Н.А. – председатель цикловой методической комиссии социально-экономических дисциплин, руководитель учебной группы ЭП-915

Тип мероприятия: внеклассное воспитательное познавательное мероприятие, посвященное празднованию Дня национальной валюты Республики Казахстан

Применяемый метод мероприятия: игра-конкурс

Цель:

Дидактическая – систематизация и закрепление знаний в области исторической и современной информации о национальной валюте РК, о деньгах – как эквиваленте стоимости, о взаимосвязи национальной валюты с другими валютами мира.

Развивающая – проявление студентами творческого подхода в процессе принятия решений, повышение познавательного интереса, любознательности и интеллектуального потенциала.

Воспитательная – воспитание патриотизма и формирование активной жизненной позиции.

Оснащение мероприятия:

  1. технические средства оснащения: интерактивное оборудование

  2. микрокалькуляторы;

2. видеоролик;

3. презентационный материал об истории становления валюты Республики Казахстан;

4. задание для болельщиков – кроссворд, ребусы, цветные маркеры;

5. цветные фишки зрительских секторов;

6. плакаты о валюте Казахстана;

7. раздаточный материал с заданиями для команд.

Этапы и структура мероприятия

Организационная часть (2-3 мин.)

I Этап

Историческая справка (4-5 мин.)

II Этап

Конкурс 1 «Визитная карточка» (8-10 мин.)

Конкурс 2 «Самый внимательный» (3-5 мин.)

Конкурс 3 «Степени защиты тенге» (10-13 мин.)

III Этап

Конкурс 4 «Конкурс для болельщиков» (задание выполняется на протяжении мероприятия)

Конкурс 5 «Поговорим о деньгах» (8-10 мин.)

Конкурс 6 «Путешествие с тенге по миру» (8-10 мин.)

Заключительная часть (3-5 мин.)

Строя свою государственность,

нельзя обойтись без собственной валюты.

Рано или поздно нужно было ее вводить.

Валюта — это кровеносный сосуд всей экономики.

Н.А.Назарбаев

Организационная часть

Ведущий приветствует зрителей, команды и жюри. Сообщает цели, ход мероприятия и способ оценки конкурсных заданий.

Болельщикам команд выдаются цветные фишки секторов.

Просмотр видеоролика о валюте.

Чтобы лучше понять значимость введения национальной валюты, надо помнить, что тогда, в начале 90-х годов, экономическая ситуация в Казахстане была критической. Прервались экономические связи, промышленное производство сократилось вдвое, в аграрном секторе спад составил треть. Транспортные перевозки упали на две трети.

Казахстан был вынужден вместе с другими странами СНГ совершать радикальный «шоковый» переход к рынку. В стране наблюдалось резкое падение уровня доходов населения. Началась массовая безработица, люди месяцами не получали зарплату, задерживалась выплата пенсий.

Формирование основ рыночной экономики начиналось в Казахстане 20 лет назад в чрезвычайно сложных экономических обстоятельствах. Нужны были чрезвычайные усилия Президента Н.А. Назарбаева, чтобы удержать страну у края пропасти и затем вывести ее из глубокого кризиса.

Переход к рынку был затруднен тем, что Казахстан оставался в зависимости от внешних финансовых факторов. В этой сложной ситуации в Казахстане велась подготовка к введению собственной национальной валюты — тенге.

Глава государства инициировал программу неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются: сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране; введение тенге; наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами.

I Этап

Историческая справка (4-5 мин.)

Ведущий показывает слайдовый материал и рассказывает об истории введения национальной валюты.

(Слайд 1) 20-летие национальной валюты Казахстана

(Слайд 2) «Строя свою государственность, нельзя обойтись без собственной валюты. Рано или поздно нужно было ее вводить. Валюта — это кровеносный сосуд всей экономики.» Н.А.Назарбаев.

(Слайд 3) «На пороге XXI века» История из уст Президента – «…Приведу показательный пример, как нам приходилось буквально на ходу решать ключевые вопросы. При вводе национальной валюты все совершалось отнюдь не так, как мы планировали, исходя из межгосударственных договоренностей.

Я старался сохранить рублевую зону. Этому было две причины. Во-первых, разрыв рублевой зоны означал бы ускорение размежевания со странами СНГ. Еще в 1990 году М. Горбачев отказался подписать президентский Указ, приостанавливающий постановление Верховного Совета РСФСР о создании обособленной денежно-финансовой системы. А разрушение денежно-финансовой системы означало конец державы. Во-вторых, по правде говоря, мы не были готовы.

Поскольку нам необходимо было заранее предусмотреть любой исход, мы начали готовиться к введению национальной валюты. В 1992 году в России были отпущены все цены, и тогда мы начали действовать. Я подписал совершенно секретный Указ о начале подготовки казахстанской валюты.

(Слайд 4) От всех участников были получены расписки о неразглашении тайны. Дизайн денег был поручен группе художников во главе с Тимуром Сулейменовым.

Работа по введению национальной валюты принесла не только большое напряжение, но немало веселых минут. Первый курьез — приносят проект купюр с моим портретом. Естественно, этот вариант я забраковал. Решили на лицевой стороне купюр поместить портреты наших великих предков, а на обратной — памятники культуры и природы: западные эксперты подсказали, что такие изображения трудно поддаются подделке. Англичане взялись выполнить наш заказ. Я утвердил дизайн, по которому были изготовлены клише, хранившиеся в сейфе в Англии. Ключи от этого сейфа и первые образцы денег привезли мне. Дело было сделано. И об этом никто не знал»

(Слайд 5) История из уст Президента – «…В 1992 году на всякий случай было отпечатано 20 процентов обменной валюты. Никто об этом не узнал. Мы и англичане обеспечили очень высокий уровень секретности всей операции. Но мало отпечатать деньги, нужен сложный математический расчет — сколько купюр нужно и каких? Надо было определиться, как производить обмен, какой установить курс, как строить отношения при вводе валюты с внешними партнерами. Это был очень сложный финансово-экономический и политический вопрос.

Для отработки всех этих расчетов была создана группа из молодых экономистов. Эта группа работала на загородной даче, куда я приезжал каждый вечер.

У нас был большой спор по поводу названия денег. Предлагалось назвать их сом, акша, алтын. Остановились на тенге.

26 июля 1993 года Россия неожиданно вводит новые деньги. В тот же день я дал команду Нацбанку Казахстана максимально ускорить печатание всего объема национальной валюты.

Мы нашли семь миллионов долларов и оплатили расходы по изготовлению оставшегося объема тенге. Наняли четыре самолета ИЛ-76 и привезли 60 процентов валюты. Это была секретная операция. В документах значилось: оборудование для строящейся резиденции главы государства.

У нас к тому времени в областях были подготовлены подземные склады. Четыре самолета за неделю сделали восемнадцать рейсов туда и обратно: Лондон — Уральск и далее по областям Казахстана. 12 ноября я назначил день ввода валюты. Оставалось меньше 20 дней. Мобилизовал всех руководителей КНБ для проведения операции. Самое тяжелое — развезти деньги по всем районам, по всем банкам. Это было сделано за 8 дней. Наверное, в мире не было прецедента столь быстрой и удачной операции по вводу новой валюты».

(Слайд 6) Обмен старых денег на казахстанский тенге был начат в 8 часов 15 ноября 1993 года и успешно завершен в 20 часов 20 ноября. Из обращения в общей сложности было изъято 950 миллиардов рублей.

(Слайд 7) Введение национальной валюты позволило государству также начать формирование полноценного банковского сектора. В республике появилось около 200 банков».

Сегодня тенге является экономической основой независимости, важным символом суверенитета, полновесной частью новейшей истории и нашего будущего

II Этап

(Слайд 8) Конкурс 1 «Визитная карточка» (в течение 1-2 минут, макс.5 банкнот)

Участники представляют свою команду. Вариантами представления могут быть: эмблема, рассказ, сценка, видеоролик и др.

Конкурс 2 «Самый внимательный» (за правильный ответ 5 банкнот)

(Слайд 9) Вопрос команде 1: Перечислите валюты, представленные на слайде? В какой стране введена данная валюта?

(Слайд 10) Вопрос команде 2: Какого цвета был портмоне с иностранной валютой? Как называется эта валюта и страна, где она введена?

(Слайд 11) Вопрос команде 3: Это лидер мировой торговли. Как называется валюта данной страны?

(Слайд 12) Вопрос команде 4: Какой вид денег наиболее мобилен?

(Слайд 13) Вопрос команде 5: На валюте этой страны изображен лидер, хобби которого являются конные скачки. Как называется страна и ее валюта?

Конкурс 3 «Степени защиты тенге» (8-10 мин. за каждую правильно названную степень защиты – 1 банкнота).

Командам выдаются чистые листы для перечня всех степеней защиты тенге. За 4 минуты команды должны письменно выполнить задание. Заполненные листы сдаются для оценки жюри.

(Слайд 14) Перечислите степени защиты новых банкнот тенге

(Слайд 15) Степени защиты новых банкнот. У казахстанского тенге 18 степеней защиты. Тенге в числе самых «экипированных» валют мира.

На банкнотах использованы следующие элементы защиты:

Водяные знаки. Изображения водяных знаков состоят из контрастных тёмных и светлых тонов, которые чётко видны при просмотре банкноты в проходящем свете.

Защитные нити. Одна защитная нить внесена в структуру бумаги и видна при просмотре банкноты в проходящем свете как сплошная линия. Вторая, ныряющая нить выходит на поверхность бумаги в виде пунктиров, видна как сплошная линия с надписями и рисунками при просмотре банкноты в проходящем свете.

Прозрачное окно. В сквозном отверстии на банкноте в проходящем свете хорошо виден рисунок на полимерной ленте.

Совмещающиеся изображения. Фрагменты изображения, напечатанные на лицевой и оборотной сторонах банкноты в проходящем свете точно совмещаются, образуя цельный рисунок.

Скрытое изображение (маск). Два изображения, одно из которых видно при обычном освещении, а второе в проходящем свете.

Золотое интаглио. Элемент защиты с плотным высокорельефным слоем золотистой металлической краски создаёт высокий уровень защиты от цветного копирования.

Метка для людей с ослабленным зрением. На лицевой стороне банкноты имеются выпуклые высокорельефные элементы хорошо различимые на ощупь.

Оптически изменяющаяся краска. Краска меняет цвет при изменении угла наклона банкноты.

Микрошрифты. Микротексты выполнены различным способом печати повторяющегося текста или цифр, которые можно распознать при многократном увеличении.

Антикопировальный элемент (тартан, пирамида). При копировании линии разнонаправлено растрированной сетки разрушаются.

Серийные номера. Магнитный серийный номер состоит из двухбуквенной серии и номера из семи цифр, отпечатанных чёрной краской с магнитными свойствами. Фосфорный серийный номер состоит из двухбуквенной серии и номера из семи цифр, отпечатанных чёрной краской с фосфоресцирующим эффектом.

Иридисцентная полоса. На полосе, отпечатанной специальной краской, имеющей золотистый блеск, при изменении угла наклона банкноты появляется рисунок.

Скрытое изображение (лифт). В орнаментальной розетке (гильоше) просматривается цифра номинала банкноты, когда купюра держится на уровне глаз под углом.

Ирисовая печать. Специальный вид печати, при котором наблюдаются плавные изменения цвета при переходе от одной краски к другой

Ультрафиолетовая защита. Изображения, выполненные специальной краской, видимые под воздействием приборов, являющихся источниками ультрафиолетового излучения.

Волокна, внедрённые в бумагу. На высших номиналах банкнот в бумагу внедрены розовые волокна, которые под источником ультрафиолетового излучения меняют цвет.

III Этап

Конкурс 4 «Конкурс для болельщиков» (задание выполняется на протяжении этапа – за каждое правильное слово – 1 банкнота)

От каждого сектора болельщиков приглашается один человек, который маркером цвета своего сектора разгадывает кроссворд. Конкурс продолжается на протяжении всего этапа. После завершения этапа результаты кроссворда доводятся до жюри.

Конкурс 5 «Поговорим про деньги» (8-10 мин., команде максимально 7 банкнот, болельщикам за правильную пословицу или поговорку 1 банкнота)

Команды вытягивают конверт с заданием.

Задания: необходимо письменно перечислить все «ЗА» или «ПРОТИВ» денег. Команды в течение трех минут письменно отвечают. В это время болельщики, поднимая цветовую фишку, называют пословицу или поговорку про деньги.

По истечении трех минут команды озвучивают свой ответ.

Конкурс 6 «Путешествие с тенге по миру» (8-10 мин.)

Команды тянут жребий по выбору страны для «путешествия».

Страны: 1 – Англия; 2 – Китай; 3 – Италия; 4 – Россия; 5 – Киргизия; 6 – США.

На демонстрационном столе предложены сувениры данных стран с указанием цены в национальной валюте. Необходимо в «Обменном пункте» обменять тенге на нужную валюту для покупки сувенира.

Ответы:

Конкурс 2 «Самый внимательный»

(Слайд 9) Конкурс 2 «Самый внимательный» — тенге — Казахстан, евро — Германия, российский рубль – Россия.

(Слайд 10) Коричневый, доллар, США

(Слайд 11) Китай, юань

(Слайд 12) Пластиковые карты или пластиковые деньги

(Слайд 13) Королева Англии – Елизавета, валюта – фунт стерлинг.

Конкурс 3 «Степени защиты нашей валюты»

водяные знаки,

защитные нити,

— прозрачное окно,

— совмещающиеся изображения,

— скрытое изображение (маск),

— золотое интаглио,

— метка для людей с ослабленным зрением,

— оптически изменяющаяся краска,

— микрошрифты,

— антикопировальный элемент (тартан, пирамида),

— серийные номера,

— иридисцентная полоса,

— скрытое изображение (лифт),

— ирисовая печать,

— ультрафиолетовая защита,

— волокна, внедрённые в бумагу.

Тема: 15 ноября – День
национальной валюты РК

Цель: помочь учащимся
определить роль и место национальной валюты — тенге, страны в мировом
сообществе, воспитание казахстанского патриотизма и
любви к Родине, уважение к символам государства.

Задачи: углубление и
систематизация знаний учащихся о стране и национальной валюте и ее месте в
мире, полученных на уроках естественно-гуманитарного цикла;  развитие навыков
критического мышления, коммуникативных  навыков и навыков публичного
выступления;  воспитание осознания причастности к судьбе своей страны,

патриотизма
и ответственности.

Тип
классного часа:

интеллектуально-познавательный классный час

Форма
проведения:

беседа с элементами викторины

                                                          
          Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего классного
часа. Мы собрались сегодня здесь с вами, чтобы поучаствовать в интеллектуально
– познавательном классном часе, посвященном Дню рождения национальной валюты
Казахстана -тенге!

Одним из обязательных символов суверенного государства является
его национальная валюта. История любого государства включает в себя и историю
его собственной валюты, введение которой случается лишь однажды.

Учитель: Земля моя! В
зелёном летнем платье

Ты
ловишь солнце будущего дня.

Родимая,
какое это счастье,

Что
ты всегда со мной и для меня!

Учитель: — О чём говорится
в этом отрывке из произведения С. Сейфуллина?


Что мы зовём Родиной?  — Что вы можете рассказать о своей Родине?

1.
Приветствую тебя, мой Казахстан!

Страна
степей, лесов и гор высоких!

Ты
– Родина моя, ты мой – Отан.

Люблю
простор лугов, простор степей,

Где
дышится приятно и свободно.

Люблю
леса, озера, реки, горы и людей,

Живущих
мирно на земле твоей.

2.Елімнің
атын айтсам- Қазақстан,

Жерімнің
атын айтсам — Қазақстан,

Қойнауы
қазынана толған мекен,

Байлығым
атын айтсам — Қазақстан!

3.
О Казахстан, Республика моя —

Любимая,
какое это счастье,

Что
ты родная — Родина моя.

И
в солнечные дни и в дни ненастья.

4.
Тудым, өстім Отан үшін,

Отанымды
сүйем жастан.

Отан
үшін- қуат күшім,

Жыр
жазамын бір тынбастан.

Отан-
қуат, нәр береді

Отан
— ұран, Отан — туым,

Отан
мәңгі гүлденеді…..

5.
Приветствуем тебя,

Наш
солнечный,

Наш
гордый Казахстан!

Пускай
поет в твоих просторах ветер,

тебе
в грядущее маршрут великий дан!

Приветствуем
тебя,

Наш
солнечный,

Наш
гордый Казахстан!

Моя
любовь, моя Отчизна,

Мой
край, мой светлый дух земной!

Мой
Казахстан – свободный, чистый,

цвети
под солнцем и луной!

Учитель: Казахстан-это
наша Родина. Невозможно назвать все слова, которые входят в это емкое понятие.
Это степь, Астана, Президент, флаг, герб, гимн – это наша история.

Время
и катаклизмы сметают с лица Земли племена, народы и цивилизации, что остаётся
потомкам для того, чтобы разгадать историю времён? Камень, донесший загадочные
письмена и остатки сооружений, некоторые орудия труда, глиняные черепки, да ещё
монеты — красноречивые свидетели государственности. Ведь на самых первых
монетах человечества, выпущенных ещё в VII веке до нашей эры в древнем
государстве Лидия на территории Малой Азии, было отпечатано название
государства!

А
вот сам термин “монета” пришёл из Древней Греции, где первые золотые деньги
начал печатать отец Александра Македонского царь Филипп II.

Первое
предприятие по чеканке монет, монетный двор, располагалось при храме богини
Юноны Монеты. Именно монета многие века считалась одним из символов
государственности. Сегодня мы с вами в преддверии великого праздника
Независимости поговорим о Казахстанской валюте. Тенге такой же атрибут
государственности, как флаг, герб и гимн. Каждая страна стремиться подчеркнуть,
выразить в собственном денежном знаке символ своего суверенитета. 15 ноября —
День национальной валюты Казахстана, и сегодня мы с вами поговорим о нашей
валюте.

Тенге
— первый денежный знак суверенного Казахстана. Кстати, само слово “деньги”
произошло от тюркского “тенге”. Когда в 1993 году, глава государства представил
с экранов телевизоров казахстанцам новые банкноты, каждый житель страны
отметил: очень красивые.

Авторами
тенге стали Хайрулли Габжалилов, Мендыбай Алин, Тимур Сулейменов и Арима-Салы
Дузельханова.

Казахстанские тенге были напечатаны в
Англии, этим занималась компания «Харрисон и сыновья».
Они делают деньги
уже четыреста лет, делают ручную гравировку, а таких художников во всём мире по
пальцам можно пересчитать. Это мастера высочайшего класса.

Этот заказ принес компании мировую славу и особую
награду — Золотой Знак королевы Великобритании. Тенге были признаны лучшим
экспортным продуктом Британии. Именно поэтому на почетном месте в офисе
компании висит щит с изображением казахстанских тенге. А вот первые
казахстанские монеты были отпечатаны в Германии. Они были изготовлены из таких
материалов, как латунь и нейзильбер.

Для хранения первой партии денег были
подготовлены особые подземные склады. Все тенге привезли в
Казахстан четыре самолета ИЛ-76. За неделю они 18 раз слетали в Лондон и
обратно. Во всех документах значилось, что они везли оборудование для строительства
резиденции президента. До последнего дня о тенге не знал никто. 12 ноября 1993
года вышел указ Президента Республики Казахстан «О введении национальной валюты
Республики Казахстан». И уже 15 ноября  того же года национальные денежные
знаки Казахстана были выпущены в обращение. Всего за 8 дней деньги из подземных
складов были доставлены во все банки страны. Никому до Казахстана не удавалось
так быстро и успешно ввести в государстве новую валюту.

Республика Казахстан стала одной из последних
стран СНГ, пустивших в оборот национальную валюту. Первоначально планировался
двухэтапный переход к национальной валюте: сначала введение временных денег, а
потом и постоянных. Но в итоге решено было не тратить время на раскачку, а
сразу вводить официальную валюту. Сначала в обиход вошли купюры номиналом до
500 тенге и, собственно, тиыны, позже неожиданно ушедшие из оборота. Крупные
купюры появились в обиходе чуть позже. В 1994 г. отпечатали купюру в 1 000 тенге,
которую выпустили в обращение 14 февраля 1995 г. В этом же году в Казахстане
открылась банкнотная фабрика в Алмате.

1996 годом датирована купюра в 2 000 тенге, а
1998 г. — в 5 000 тенге. Ровно через 13 лет после введения национальной валюты,
15 ноября 1993 года, начался обмен банкнот старого образца на новые. С 15
ноября 2006 года по 14 ноября 2007 года банкноты старого и нового образца имели
параллельное хождение. После – старые купюры потеряли платежеспособность.

Наша
валюта стоит в первой мировой десятке по уровню качества и защиты. Например,
американский доллар в то время имел 4 степени защиты, а наша тенге — 18. И,
кстати, у нашего тенге есть ещё своя особенность — орнамент “навылет”. Этот
приём в мире вообще был использован впервые, и благодаря ему тенге очень удобно
считать.

Сколько бы не было элементов защиты у тенге,
мошенники во все времена пытались их подделать. Государству оставалось лишь
одно — усложнять защиту денег и менять дизайн. Банкноты нового дизайна образца
2006 года полностью исключают вероятность ошибочного восприятия какого-либо
номинала, так как все номиналы отличаются как по цветам, так и по размеру.
Каждый следующий номинал больше предыдущего на 4 мм по длине и на 3 мм по
ширине. Все банкноты выполнены в едином стиле, лицевая сторона содержит
преимущественно вертикальные изображения, оборотная сторона — горизонтальные.

Но
кроме бумажных денег есть и монеты. Первые теины были отчеканены в Германии.
Позже монетный двор появился в Усть-Каменогорске на базе металлургического
завода. Тогда никто не имел представления, как чеканить монеты. Краткое
описание технологического процесса удалось найти только в энциклопедии 30-х
годов. Монетные дворы других стран своими наработками, увы, не делились,
поэтому руководству завода приходилось до всего доходить “своим умом”. Монетный
двор производит не только монеты, но и государственные награды, и спортивные,
столовое серебро, отливает 250-грамовые золотые и серебряные слитки с чеканкой
для тех, кто предпочитает хранить состояние в таком виде, а так же памятные и
юбилейные монеты, которые очень популярны у нумизматов во всём мире.

Все мы знаем, символ доллара, евро. В 2006 году
свой постоянный символ появился и у тенге — это буква Т с дополнительной
черточкой наверху. Этот символ был признан лучшим по итогам большого конкурса,
проведенного в ноябре 2006 года Национальным банком Республики Казахстан. Из 30
тысяч представленных на конкурс рисунков 29 марта 2007 года был утверждён новый
символ тенге, авторы которого — Вадим Давиденко и Санжар Амерханов — получили
премию в один миллион тенге.

Кстати само название «тенге» не случайно. Это
историческое тюркское название денег с вариантами «таньга», «донга», «теньга»,
ставшее впоследствии русской «деньгой». Потом было много жарких споров, выплыл
вариант «акша», главе государства импонировал больше «алтын», но в конечном
итоге все склонились к «тенге». Разработка национальной валюты была проделана в
весьма сжатые сроки — за один год. Для сравнения нужно отметить, что, например,
над английским фунтом стерлингом работали 6 лет. Тем не менее тенге отличается
высоким качеством, и подделать его довольно сложно. Авторство первых бумажных
банкнот номиналом в 1, 3, 5, 10 и 20 тенге принадлежит Олегу Митюхину. В
эскизах купюр были использованы портреты людей, внесших весомый вклад в историю
казахского края: Аль Фараби, Аронулы Суюнбая, Курмангазы Сагырбайулы, Чокана
Валиханова, Абая Кунанбаева, ханов Абулхаира и Абылая. На обратной стороне
купюр красовались природные красоты Казахстана: Боровое, Заилийский Алатау, озеро
Балхаш, а также архитектурные памятники – знаменитые мечети и мавзолеи страны.
Президент Н. А. Назарбаев потом рассказывал, что введение собственной валюты не
обошлось без курьезов. Например, на утверждение ему принесли купюры с его
портретом. Глава государства тактично отверг этот проект.

За прошедшие годы были выпущены в свет не только
обычные тенге, но и несколько партий коллекционных монет и купюр. К 50-летию
ООН, к 5-летию независимости Казахстана, к 100-летию Мухтара Ауэзова, к
презентации г. Астаны как столицы Республики Казахстан, к 55-ти летию Победы в
Великой Отечественной Войне 1941-45 годов и так далее. 5 января 2010 года в
обращение ограниченным тиражом 10 миллионов экземпляров вышла памятная банкнота
номиналом 1000 тенге. Она посвящена председательству Казахстана в Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году.

Юбилейные и памятные монеты обладают
платежеспособностью в соответствии с обозначенным на них номиналом, но основное
их назначение – культурно-просветительное. Как правило, они выпускаются строго
ограниченным тиражом и предназначены для продажи на территории Республики
Казахстан и за рубежом по коллекционной стоимости

У
каждого казахстанца сегодня есть тенге, мы живём с этой валютой и не можем без
неё обходиться уже 20 лет. Сначала тенге был только платёжным средством, а
теперь это ещё и средство накопления. Люди открывают депозитыберут кредиты в
тенге, меняют доллары и рубли на тенге…

Учитель: Дорогие ребята, вы сегодня получили много информации о
нашей национальной валюте, узнали много нового о деньгах, которые мы держим в
руках каждый день, а что-то просто вспомнили. И теперь мы с вами проверим,
насколько вы были внимательны, проведем небольшую викторину. Итак,
сосредоточьтесь, мы начинаем. Будьте внимательны.

Викторина

1. Когда была введена национальная валюта Казахстана?

(15 ноября 1993 года)

2. Какая валюта является международной?

(Доллар, евро)

3. Как называлась денежная валюта Казахстана до тенге?

(Рубль)

4.Вы
все знаете, что существуют бумажные купюры и монеты. В каком городе нашей
страны работает монетный двор, и что они чеканят? (Усть-Каменогорск, печатают
монеты простые для оборота, юбилейные, коллекционные из золота и серебра,
медали, ордена, ювелирные изделия, слитки золота и серебра весом 250 гр.)

5.
В каком городе открыта банкнотная фабрика? (Алматы.)

6.
От какого слова произошло слово “деньги”? (От тюркского “тенге”).

7.
От какой августейшей особы наша тенге получила приз, вспомните название приза.
(От королевы Великобритании “Золотой знак качества”).

8.
Назовите фамилии авторов нашей национальной валюты. (Первыми дизайнерами
бумажных купюр были Мендыбай Алин, Тимур Сулейменов, Агима-Салы Дузельханова,
Хайруллы Габжалилов.)

9.
Сколько степеней защиты у тенге? (18).

10.
Особенность национальной валюты. (Двуязычие).

11.
Из-за отсутствия собственной банкнотной фабрики, на какой фирме печатали в
Великобритании первые тенге? (“Харисон и сыновья”).

12. Как называлась наука о монетах и других денежных знаках?

(Нумизматика)

13. Достоинством каких купюр в настоящий момент на территории
Казахстана имеют хождение денежные знаки?

(200, 500, 1000, 2000, 5000, 10 000,20000)

14. Какие разменные монеты денежного обращения имеет хождение на
сегодняшний день на территории Казахстана?

(1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200)

Учитель: «Наше знамя —
независимость,

Наша
цель — мир и благоденствие,

В
этом мире у нас лишь одна Родина!- это Казахстан» — эти слова принадлежат
нашему Президенту Н.А. Назарбаеву.

В
подтверждении мудрости этих слов хочется рассказать вам притчу.

ПРИТЧА

Жил
в одном городе Человек и никогда не покидал его пределов. Была у Человека
работа по душе. После работы встречала его любимая жена. А тихими вечерами
очаровательные дети резвились в уютном садике и радовали глаз. И счастлив был
бы Человек, но иногда одна мысль накатывала и не давала покоя – ЧТО ТАМ за
ЧЕРТОЙ ГОРОДА?!

Однажды
утром собрался Человек и, попрощавшись с женой и детьми, двинулся в путь –
навстречу к иным, прекрасным городам.

И
шёл он весь день, не меняя направления. А когда солнце уже почти зашло –
остановился. Вокруг степь: ни кустика, ни дерева – ни одного ориентира. Как не
сбиться с намеченной дороги? И тогда лёг Человек лицом к предстоящему пути и
крепко заснул. А ВО СНЕ СЛУЧАЙНО ПОВЕРНУЛСЯ НА ДРУГОЙ БОК!

Утром
продолжил путь Человек. В сторону, куда был обращён его взор после пробуждения.
И уже вечером увидел Путник вдали очертания иного города, чем-то похожего на
его родной город.

Вошёл
Человек в город, бродил по улицам и везде находил сходства. Были в этом городе
улица и дом, как две капли воды похожие на его улицу и дом. В доме жила женщина
с детьми, черты лиц которых напомнили его жену и детей.

Остался
Человек жить в этом доме. И прожил, в общем-то, долго и счастливо. Но всю
оставшуюся жизнь уже другая мысль не давала покоя: «КАК ТАМ… ЖЕНА И ДЕТИ?!».

А
временами… СИЛЬНО ТОСКОВАЛ ПО ПОКИНУТОЙ РОДИНЕ!

Ученик:

Когда
народы, распри позабыв,

В
единую семью объединяться…

«Уже
свершилось!» — хочется сказать,

Сквозь
тьму веков к поэту достучаться.

На
нас сошла лазури благодать –

Под
шаныраком мы смогли собраться.

Такие
разные, но равные во всём

Мы
счастливо живём одной семьёю.

И
гордо званье «казахстанцев» пронесём, Сумеем справиться с любой бедою.

Мы
искренне любим родной Казахстан,

И
вместе мы – сила – «бірлігі жарасқан»!

Ученик:

Ты
слышишь?- песня,

Вольная,
степная,

Звенит
все громче в небе голубом,

Цвети,
моя республика родная!

Мой
Казахстан!

Ты
мой родимый дом!

Учитель: Любой праздник в
нашей стране многолик и многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать весёлые
украинские и русские частушки, перекликающиеся с чудным мотивом домбры. И очень
важно, что всех нас, независимо от цвета кожи, разреза глаз и вероисповедания объединяет
великое чувство любви к родной стране. С праздником родина и наша отчизна!!!

ВЕДУЩИЙ: Сегодня для нас и для нашей страны

знаменательное событие День Рождения Национальной валюты –

Тенге! 12 ноября 1993 года вышел Указ Президента Республики

Казахстан «О введении национальной валюты Республики

Казахстан». 15 ноября того же года тенге впервые вошли в обращение.

И этот день считается официальным ДНЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ВАЛЮТЫ. Разработка тенге была проделана в сжатые сроки – всего за

1 год. Для сравнения нужно отметить, что над английским фунтом

стерлингом работали 6 лет. Тем не менее, тенге отличается высоким

качеством, и подделать ее довольно сложно: в крупных купюрах

содержится 12 18 защитных элементов. А какая она первая

национальная валюта?

УЧЕНИК: Комиссия по созданию национальной валюты

определила имена выдающихся людей, чьи портреты украсили бы

национальную валюту. (Показ первых тиинов и тенге).

ВЕДУЩИЙ: В ноябре 2006 года Национальный банк

Республики Казахстан провел конкурс на рисунок символ тенге. Из 30

тыс. представленных рисунков 30 марта 2007 года был утвержден

новый символ тенге, авторы которого Вадим Давиденко и Санжар

Амерханов, получившие премию в один миллион тенге.

УЧЕНИК: Рассказ о изготовлении и введение в обращении

денежной единицы Республики Казахстан – тенге.(Показ слайдов

нынешних тенге).

УЧЕНИК: Название «тенге» происходит от средневековых

серебряных монет «денге» или «таньга», от которых в свою очередь,

произошли также названия русской монеты «деньга» и слово деньги.

УЧЕНИК: Рассказ о выпуске денег посвященных

знаменательным датам в истории Казахстана. (Показ слайдов).

ВЕДУЩИЙ: В мире существует множество суеверии связанных с

деньгами. К примеру, считается, что нельзя тратить деньги в день

зарплаты, вся сумма должна переночевать дома. В Японии никто

никогда не станет поднимать потерянный кем то кошелек. Японцы

считают, что за такой неожиданный подарок судьба вскоре спросит

очень строго, отняв у тебя что то ценное. Еще одним суеверием

обязаны мы царице Савской. Предание гласит, что у нее были очень

волосатые ноги, признак богатства. Поэтому в Средиземноморье

девушки с волосатыми ногами считаются богатыми: ведь они

наверняка выйдут за богатого.

УЧЕНИК: Рассказ «Есть ли запах у денег».

Интеллектуальная игра, посвященная Дню национальной валюты «Всё о деньгах»

Гринь Лилия Викторовна

преподаватель специальных дисциплин

Тип: интеллектуальная игра (обобщение и закрепление знаний).

Цель: формирование экономического кругозора, расширение представления об истории, функциях и видах денег, национальной валюты тенге.

Форма: командная игра (2 команды).

Методы: словесные (рассказ, вопросы), наглядные (слайды), практические (подбор материала, разгадывание ребусов и кроссвордов).

Технологии: развивающие, гуманно-личностные, информационно-коммуникативные.

Оборудование, оформление и реквизит: листы бумаги для выполнения задания,  мультимедийная презентация «Интеллектуальная игра  «Всё о деньгах».

на доске прикрепляются образцы денежных единиц разных стран; учитель готовит для оценки конкурсов денежные единицы разного достоинства: 1 “экон”, 2 “экона”, 3 “экона”, “5 эконов”. Эти денежные единицы будут вручаться командам за правильные ответы.

ТСО: медиапроектор.                                       

Ведущий:  Здравствуйте, уважаемые участники, гости и болельщики. Мы собрались сегодня здесь с вами, чтобы поучаствовать в Интеллектуальной игре, посвященный дню празднованию национальной валюты-тенге!

Ведущий:  – Сегодня на игре мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему “Деньги”. Но прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.

1 турнир

конкурс “Разминка”

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 экону. Здесь обучающиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию.

Вопросы для разминки:

  1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке? Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

  1. Правильно ли утверждение, что деньги – это такой же товар, как и любой другой товар или услуга?Ответ: Да.

  1. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки

  1. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

  1. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.

  1. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)

  1. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

  1. Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю”Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.

  1. Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница?Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени

  2. Какие были самые первые деньги? Как они назывались?(Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)

  3. Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)

12.  Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)

13.  Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)

14.  Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)

15.  Что такое “евро”? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)

 Аукцион пословиц.

О труде, бережливости, экономии, смекалки.

Команды по очереди называют по одной пословице.

  1. Копейка рубль… бережет.

  2. Даром… ничего не дается.

  3. Ничто не возникает из… ничего.

  4. Одна пчела немного меда… натаскает.

  5. Всякий человек в деле… познается.

  6. Скупой платит… дважды.

  7. Без труда нет… плода.

  8. Глаза боятся, а руки… делают.

  9. Доброе начало – половина… дела.

  10. Мало хотеть – надо… уметь.

Ведущий: Од ним из обязательных символов суверенного государства является его национальная валюта. История любого государства включает в себя и историю его собственной валюты, введение которой случается лишь однажды.

2 турнир

 «Защита тенге» — командам предлагается написать на листах те степени защиты тенге, которые они знают. Листки с ответами сдаются преподавателю, который затем показывает изображение банкноты с отмеченными степенями защиты (приложение 1) и проверяет, сколько из них студенты назвали правильно. За каждый правильно названный ответ команде начисляется один экон.

3 турнир

«Угадай-ка» — конкурс командам показываются слайды с названиями денежных единиц и тремя вариантами ответа, какой стране эта единица принадлежит. Каждая команда выбирает ответ, который считает правильным. Преподаватель называет правильный ответ и начисляет очко каждой команде, угадавшей его (вопросы с ответами в приложении 4).

После окончания конкурсов, преподаватель подводит итоги, суммирует очки по каждой команде и оглашает победителя.

Конкурс «Угадай-ка» (правильные ответы выделены жирным шрифтом)

1. Киндарик (разменная монета) – 1) Азербайджан, 2) Албания, 3) Алжир.

2. Лев – 1) Босния, 2) Бельгия, 3) Болгария.

3. Пула – 1) Ботсвана, 2) Боливия, 3) Бразилия.

4. Донг – 1) Вьетнам, 2) Габон, 3) Гайана.

5. Форинт – 1) Венесуэла, 2) Ватикан, 3) Венгрия.

6. Лари – 1) Грузия, 2) Армения, 3) Греция.

7. Квача – 1) Замбия, 2) Египет, 3) Зимбабве.

8. Тенге – 1) Туркменистан, 2) Казахстан, 3) Монголия.

9. Сом – 1) Киргизия, 2) Кипр, 3) Кения.

10. Вона – 1) Конго, 2) Коста-Рика, 3) Корея.

11. Кип – 1) Лаос, 2) Латвия, 3) Лесото.

12. Тугрик – 1) Монако, 2) Намибия, 3) Монголия.

13. Соль – 1) Парагвай, 2) Перу, 3) Панама.

14. Бат – 1) Таиланд, 2) Тайвань, 3) Танзания.

15. Куна – 1) Филиппины, 2) Финляндия, 3) Хорватия.

4 турнир

Задание “По странам и континентам”.

Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту.

1. Литва
2. Латвия
3. Венгрия
4. Италия
5. Индия
6. Япония

1. Иена
2. Лира
3. Рупия
4. Лат
5. Форинт
6. Лит

Литва – лит; Латвия – лат; Венгрия – форинт; Италия – лира; индия – рупия; Япония – иена. (Слайд 10).

Игра со зрителями. (Слайд 11)

Иена – Япония; Доллар – США, Канада и другие страны; Евро – европейские деньги; Фунт – Великобритания, Египет, Турция и другие страны.

5 турнир

“Пинг-понг”

Каждая команда подготовила для своих соперников 5 вопросов из интересных фактов о тенге. И теперь они по очереди задают друг другу эти вопросы, как будто отдают подачи шариком пинг-понга. За каждый правильный ответ команда получает по два “экона”. Первая команда задает вопрос второй, вторая – третьей и т.д.

6 турнир

“Ипподром”

Учащиеся в произвольном порядке раздаются карточки, на которых есть какие-то утверждения или вопросы, на других – ответы. Учащиеся надо подобрать себе пару, чтобы на заданный вопрос был подобран правильный ответ. Учащиеся свободно передвигаются по кабинету с целью поиска себе нужной пары. Учащиеся с вопросами – “скакуны” с ответами – “жокеи”. Каждой правильно подобранной паре начисляется по два балла (по одному – каждому участнику), поскольку в парах могут оказаться представители разных команд. Такая форма игры требует большого внимания со стороны ведущего (учителя) за соблюдением дисциплины, но учащимся она доставляет удовольствие и позволяет немного подвигаться к концу урока. Время конкурса разумно ограничить 3-4 минутами (или, как вариант, оценивать только первые пять, семь правильно подобранных пар).

Карточки:

Вопросы:

1. Обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары

2. Прямой товарообмен без участия денег 
3. Общее название денег Золотой орды на Руси
4. Название денежной единицы, в название которой входит единица веса
5. Страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги
6. Как называется коллекционирование монет

Ответы:

инфляция

бартер
тенге
фунт стерлингов

Китай
нумизматика

Награждение.

Ведущий: Некоторые люди думают, что счастье – это много иметь денег. Но деньги – это только средство, чтобы купить какие-нибудь вещи. За деньги счастье не купишь, не купишь и друзей.

Методическая разработка внеклассного мероприятия
на тему: «День национальной валюты — тенге»

Цель:
· воспитывать молодежь казахстанскому патриотизму, уважение к национальным атрибутам и символам, истории, традициям;
· способствовать развитию знаний о народных традициях и обычаях, валюте, расширению кругозора студентов.

Задачи:
· дать знания об истории денег, сведения о национальной валюте РК – тенге;
· ознакомить с историей возникновения, основными свойствами, степенями защиты;
· прививать уважение к культурно-экономическим ценностям страны;
· воспитание патриотизма, интернационализма, гражданственности, гордости за национальную валюту – тенге и экономическую независимость Родины.

Ведущий: Уважаемые студенты!
Вот уже 23 года в Казахстане находится в обращении национальная валюта – тенге, являющаяся одним из признаков суверенитета государства.
15 ноября 1993 года была впервые введена национальная валюта Республики Казахстан — тенге. Именно эта дата – 15 ноября, стала Днем национальной валюты Казахстана.

Чтец 1:Одним из обязательных символов суверенного государства является его национальная валюта. История любого государства включает в себя историю его собственной валюты, введение которой случается лишь однажды.

Ведущий: Послушайте немного из истории появления тенге.

Чтец 2: История тенге началась с Указа Президента от 15 ноября 1993 года.
Из всех стран бывшего Советского Союза наша страна одной из последних вышла из рублевой зоны. Первоначально планировался двухэтажный переход к национальной валюте: сначала введение временных денег, а потом и постоянных. Но в итоге было решено не тратить время на раскачку, а сразу вводить национальную валюту.

Чтец 3: Подготовка к её разработке проходила в строгой секретности. Прицеливались к тенге ещё в 1991 году. Тогда и была создана спецгруппа дизайнеров из 4 высококлассных мастеров. Это –Мендыбай Алин, Тимур Сулейменов, АгимсалыДузельханов и ХайруллаГабжалимов (показ презентации). Началась работа с изучения исторических аспектов развития культуры Казахстана. Именно в это время и родилась идея назвать валюту «тенге»-историческое тюркское название с вариантами «теньга», «донга», ставшее потом русским «деньга». Потом было много жарких споров, выплыл вариант «акша», главе государства импонировал больше «алтын», но в конечном итоге все сошлись в «тенге».

Чтец 1: Дальнейшим этапом создания национальной валюты стал выбор фирмы, специализирующейся на банкнот и купюр. В конце концов, Казахстан договорился о сотрудничестве со старейшей английской компанией «Харрисон и сыновья». Так что первая партия тенге была напечатана за границей, в Англии. В Казахстане же печатная фабрика открылась лишь в 1995 году. Разработка национальной валюты была проделана в самые короткие сроки.

Чтец 2: На сегодняшний день тенге прочно укоренился в республике в качестве национальной валюты. Теперь 15 ноября официально признан не только Днем рождения тенге,но и Днем Финансиста Республики Казахстан. Специально к памятному юбилею национальной валюты одним из её разработчиков была выпущена красочная книга «Тенге», состоящая из воспоминаний создателей валюты, иллюстраций и фотографий.

Ведущий: Я вам хочу рассказать о современной казахской тенге.
Первоначально портретная серия выдающихся деятелей Казахстана тщательно отбиралась. На купюре номиналом в один тенге было решено поместить портрет Абу Насыра аль-Фараби. Потом профиль знаменитого ученого появился на 200-тенговой банкноте и затем на всех остальных, включая последнюю десятитысячную купюру.
Сами «прародители» национальной валюты считают, что первоначальная задумка по созданию единой исторической линии была верной.
Аль-Фараби является олицетворением тенге, поэтому его портрет был изображен на первой, базовой купюре и последующих номиналов.

Чтец 1: Банкноты имеют огромную систему защиты, а именно 18: водяные знаки, защитные нити, прозрачное окно, совмещающиеся изображения, скрытое изображение, золотое интаглио, метка для людей с ослабленным зрением, оптически изменяющаяся краска, микрошрифты, антикопировальный элемент, серийные номера, иридисцентная полоса, скрытое изображение, ирисовая печать, ультрафиолетовая защита.

Ведущий: Дорогие ребята, вы сегодня получили информацию о нашей национальной валюте, узнали много нового о деньгах, которые мы держим в руках каждый день, а что-то просто вспомнили.
С днем национальной валюты!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий клубных посиделок рождественские посиделки
  • Сценарий ко дню день народного единства
  • Сценарий ко дню наурыз
  • Сценарий ко дню великой октябрьской социалистической революции
  • Сценарий клубной дискотеки