Сценарий ко дню освобождения белгорода

Сценарий мероприятия "Родное Белогорье",посвященный 71-й годовщине освобождения  города Белгорода от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий мероприятия «Родное Белогорье»,
посвященный 71-й годовщине освобождения  города Белгорода от немецко-фашистских захватчиков

Задачи: 

-продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении знаний о родном городе Белгороде

-воспитывать в детях чувство гордости за свой город.

У центрального входа МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 собираются дети и педагоги. В руках у детей воздушные шары.

Звучит торжественная музыка.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети, сегодня замечательный праздник, день города Белгорода. Город Белгород – город 1-го салюта, город воинской славы. 5 августа 1943 года, в этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим города Орел и Белгород.

Цвети и славься Белый город

Город света и добра

Ты своей душою молод

Честь и слава на века!

С праздником, дорогие Белгородцы, с днем города!

Звучат фанфары.  

К микрофону подходят дети, читают стихи.

1 ребенок: Город белый, город славный

Он известен всей стране

Салютуют пушки в нем

В нашем городе родном.

В честь победы над врагом.

2 ребенок: Город 1-го салюта

Город добры и любви

Живут в нем веселые дети:

(показывает) Коля Погромский, Силаев Данил.

Мы продолжатели века

Сделаем город своим.

И если соседи обидят

Мы все равно победим!

Дети исполняют песню группы «Непоседы» «Моя Россия, моя Страна»

Звучат фанфары.

Ведущий: Начинаем праздничное шествие, посвященное дню города Белгорода.

Звучит торжественный марш, дети, несут шары и  вместе с педагогами шествуют вокруг МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14.

На центральном входе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 после праздничного шествия полукругом выстраиваются все участники праздника.

Ведущий: В честь города, в честь праздника,

Все вместе и без грусти,

В небо шарики отпустим!

Звучит лирическая мелодия, под звуки которой дети выпускают в небо воздушные шары.

Ведущий: Мы белгородцы, Мы белгородцы!

Об этом гордо говорим!

Наш город Белгород, наш город Белгород!

Он всем нам дорог и любим!

Музыкальный руководитель Арзамасцева Н. Н. исполняет песню «Наш город Белгород», автор Арзамасцева Н. Н.

Дети читают стихи

3 ребенок: Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день – как подарок нежданный,

Каждый день – и хорош и пригож…

Поезжай за моря-океаны,

Но богаче страны не найдешь.        

Знамя наших побед боевое

Люди славят на всех языках,

Солнце нашей страны золотое

Светит-греет во всех уголках.

Пусть же враг у границы не бродит,

Он по нашей земле не пройдет –

Ни оттуда, где солнце заходит,

Н и ооттуда, где солнце встает.

Для защиты ее, для охраны

Соберется несметная рать…

Поехжать за моря-океаны,

Но сильнее страны не сыскать.

4 ребенок: Нет края не свете красивей,

Нет родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, —

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен ипо силе?

Терпел пораженье любой!

Россия, Россия, Россия,-

Мы в горе и счастье — с тобой!

Россия! Как синию птицу,

Тебя бережем мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

-Да тем, что для всех нас Росся,

Как мама родная – одна!

Ведущий: Славься, славься дивный город!

И родная сторона!

Белгородчиной зовется

Всеми славится она!

Звучит «Мир который нужен мне» автор Ермолов А., дети вместе с педагогами исполняют музыкально-ритмическую композицию.

20.11.2017

Внеклассное мероприятие на краеведческой основе «В боях за Белгород»

Шамрай Валентина Михайловна

учитель истории и обществознания

Цели и задачи:
— Воспитывать у учащихся уважение к военному подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны;
— Создать условия для осознания учащимися их причастности их семей к военному подвигу на родной Белгородчине;
— Побуждать учащихся развивать и углублять знания об истории родного края

Оценить




562

Содержимое разработки

Борщева И.Н., учитель истории

Шамрай В.М., учитель истории

МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода

Внеклассное мероприятие на краеведческой основе

В боях за Белгород.

Цели:

Воспитывать у учащихся уважение к военному подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны

Создать условия для осознания учащимися их причастности их семей к военному подвигу на родной Белгородчине

Побуждать учащихся развивать и углублять знания об истории родного края

Форма проведения: литературно-музыкальный вечер.

Место проведения: Зал Боевой Славы средней школы № 45

Оборудование:компьютер, презентация «В боях за Белгород», стихи поэтов-белгородцев»

Ведущий1

Р оссия, Родина, ты бывала могучей и беспомощной, цветущей и затянутой дымом пожарищ, стремительно летящей вперед и останавливающейся «во мгле», но никогда ты не была поверженной, побежденной, и всегда ты была и есть прекрасной. Прекрасен и твой народ, твои сыновья и дочери, которые в самые грозные минуты неразлучны с тобой.

Ведущий2.

Тяжелое испытание выпало им в грозные годы Великой Отечественной войны, и они с честью не только выстояли, но и победили.

С особой гордостью мы, белгородцы, мысленно должны возвращаться к летним дням 5июля по 23 августа 1943 г., периоду Курской Битвы, проходившей и на территории Белгородчины, ибо в те дни, отмеченные многими жертвами советских людей, был заложен коренной перелом в ходе войны.

Гитлеровское командование, получив предметные уроки под Москвой и Сталинградом, в предгорьях Кавказа и на Дону, еще не отказалось от бредового плана «похода на Москву».

Районом для решительного своего наступления оно избрало Курскую дугу, наметив встречными ударами с Белгорода и Орла срезать Курский выступ, окружить и разгромить наши Центральный, Воронежский и Степной фронты. Эта операция ими условно была названа «Цитадель», т.е. Крепость.

Достойно подготовились советские войска, чтобы в свою очередь взять эту «Крепость», уничтожив главные силы оккупантов. О том, что эта битва была решающей, можно судить по таким убедительным фактам: с обеих сторон в ней участвовало более 4х млн. человек , 69 тыс. орудий и миномётов , более 13 тыс. танков, около 12 тыс. боевых самолетов.

В едущий 3.

По мнению видных военачальников всего мира «битва в районе Курска, Орла и Белгорода является одним из величайших сражений в истории войны в целом. С 5 июля по 12 июля радужные планы врага были биты, наступил особый, переломный момент.

Таким особым событием стало знаменитое сражение 12 июля в районе Прохоровки, где развернулось крупное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало свыше 1500 танков.

В результате упорных боев вражеские войска, понеся крупные потери в людях и технике, вынуждены были прекратить дальнейшее наступление.

П рохоровская победа стала началом контрнаступлений наших армий Воронежского (Н.Ф. Ватутин) и Степного (И.С. Конев) фронтов. Перед ними была поставлена ответственная задача, ликвидировать крупнейшую Белгородско-Харьковскую группировку врага и освободить города Белгород и Харьков.

Немецко-фашистские войска на данном направлении опиралась на заранее созданную оборону, главная полоса её, глубиной в 6-8 км, проходила перед Белгородом через Бутово, Ерек и Хохлово, далее по западному берегу Северского Донца. Общая глубина вражеской обороны достигала 90 км: здесь было оборудовано СЕМЬ (7) укрепленных рубежей. Каждый населенный пункт приспосабливался к круговой обороне.

Ведущий 4.

Превратив Белгород в мощный узел сопротивления, немецко-фашистское командование было уверено, что удержит Белгородско-Харьковский плацдарм.

Советское командование тщательно готовилось к удару по врагу. План наступления наших войск на Белгородско-Харьковском направлении получил кодовое название «Полководец Румянцев». Он предусматривал активное наступление ударной группировки войск не по наиболее слабому месту обороны врага, а по его наиболее сильной группировке, находившейся севернее г. Белгорода, на участке в 11 км длинны.

Такая ударная советская группировка была создана из частей 53-ей армии, стрелковых корпусов 69-ой армии, которые с раннего утра 3 августа и до 4 августа, преодолев главную полосу обороны врага, продвинулись на юг на 20 км. Это дало возможность приступить 5 августа к освобождению г. Белгорода, где враг оказался окруженным нашими превосходящими силами следующих армий и корпусов: Ученик показывает по карте

С Севера – 69-ой армией

(командующий В.Д. Криченков, генерал-майор);

С юга — 7-ой-гвардейской армией

(генерал-лейтенант Шумилова М.С.)

Западнее города, перехватив железную и шоссейные дороги на Харьков, действовал механизированный корпус генерала М.Д. Соломатина.

Ведущий 5

Белгород враг превратил в мощный узел сопротивления. На внешнем и внутреннем рубежах – линии траншей, ДОТЫ и Дзоты, ряды проволочных заграждений, минированные поля. Немцы приготовились и к уличным боям: в каменных зданиях – амбразуры для орудий и пулеметов, на колокольнях храмов – пулеметы, заминировали многие дома и улицы. Враг сосредоточил в городе крупный по численности гарнизон, усиленный большим количеством артиллерии, танков, бронемашин…

Только решительные и смелые наступления наших воинских частей могли привести к победе.

Такой дерзостью, героизмом и мужеством обладали части армий, осуществившие 5 августа штурм вражеских позиций.

Мы, белгородцы, должны хранить в памяти их навечно.

Вот их состав: Ученик показывает по карте

89-я, 93-я, 94-я гвардейские стрелковые дивизии.

305-я, 375-я и 111-я стрелковые дивизии,

96-я танковая бригада имени Челябинского комсомола,

23-й гвардейский бомбардировочный полк.

Ведущий 6.

Вот, что было опубликовано в фронтовой газете на 1 августа 1943 г. (Газета «Боевое знамя», № 84)

Акт

О зверствах, грабежах, издевательствах над советскими гражданами хутора Стрельников

( Ныне территория Белгородского района)

Гвардии лейтенант В. Нефедов и жители деревни Тимофеева Прасковья и Тимофеева Марфа составили акт в том, что немецко-фашистские грабители, отступая от наступающих частей Красной Армии, творят неслыханные злодеяния над мирным населением.

За 8 дней оккупации немцы сожгли половину крестьянских домов, а население они пытались угнать с собой.

Многие жители села, не желая идти в немецкое рабство, сопротивлялись. Тогда проклятые фашисты начали бросать их в горящие дома.

Так немцы расправились с колхозницей Гридчиной Еленой Филипповной, Тимофеевой Верой Дмитриевной и ее дочкой Тимофеевой Марьей Ефимовной и многими другими, бросив их в огонь заживо.

Разъезжая на автомашинах, гитлеровцы факелами поджигали дома и ловили тех, кто прятался.

Спрятавшиеся от немцев крестьяне Стрельникова Мария Тихоновна 45 лет, Стрельников Михаил Егорович 70 лет, 10-летняя девочка Стрельникова Юлия и другие были обвинены в сочувствии к партизанам и расстреляны.

«Бейте сильнее и беспощаднее этих трижды проклятых фашистских извергов!» – вот единодушная просьба освобожденного от немецкого ига нашей родной Красной Армией всего населения села.»

Гвардии лейтенант В.Нефедов

Подписи крестьянок П.Тимофеева

М.Тимофеева.

Ведущий 7.

Такие страшные факты сбесившийся, побитый враг творил повсюду.

Наши бойцы не могли без содрогания читать документы об этом.

С каждым днем и часом росла их ненависть к фашистским оккупантам, крепло мужество и стремление отомстить за своих людей, отстоять у злодеев наши села и города.

Ближайшим на пути лежал истерзанный врагом г.Белгород, где 1 год и 8 месяцев творили злодеяния фашисты, оккупировавшие наш город 24 октября 1941 года.

Первыми в г. Белгород 5 августа ворвались в 6.00 ч подразделения 270-го гвардейского стрелкового полка 89-ой гвардейской стрелковой дивизии, которой командовал полковник Михаил Петрович Серюгин.

/ Его портрет показать /

К 10.00 часам к городу подошли 267-й и 273-й полки этой же дивизии.

В тесном взаимодействии с 89-й г.с.д. наступала 305 стрелковая дивизия, командующий Александр Федорович Васильев.

/ Его фото показать /

Начавшийся трудный бой 270-го полка был поддержан учебным батальоном, которым командовал капитан Н.Рябцев, и танковой бригадой полковника А.М.Попова. Овладев северо-восточной окраиной города, они стали теснить врага с флангов.

Одновременно со стороны Беломестного, сокрушая огневые точки врага, двигались на встречу гвардейцам танкисты. Вот над зданием вокзала зареял Красный флаг, возвещяя о первом боевом успехе, воодушевляя воинов.

375-я стрелковая дивизия при поддержке 96-й танковой бригады, ворвалась в Белгород, двигаясь вдоль шоссе Москва – Симферополь, освободила районы, где ныне расположены котлостроительный завод и стадион «Энергомаш».

Ведущий 8.

Героически сражалась также 94-я г.с.д., освободившая населенные пункты Черная Поляна, Красная Поляна, Покровка. Ею взята электростанция, очищен ряд улиц, железнодорожное депо. Чтобы избежать излишних жертв, гвардейцы увеличили темп наступления, в 11ч 30 мин молодой коммунист Егор Михайлович Мощенко, ползком проник к зданию центральной электростанции, поднялся на крышу, и над ЦЭС взметнулось Красное Знамя. Завязалась рукопашная схватка. ЦЭС была отвоевана у врага.

Особенные трудности выпали на долю учебного батальона Н.С.Рябцева, который наступал к центру города и получил задание водрузить флаг над зданием бывшего районного Совета.

Бойцам, отвоевывая дома, блиндажи, все время приходилось драться с превосходившими силами врага. Так, например, на углу улиц Пионерской и Комсомольской (ныне Коммунистической) в 2-х этажном кирпичном доме, укрылась крупная группа вражеских автоматчиков, контролировавших северные подступы к центру города. Гвардии сержант Васькин с 20 красноармейцами по дворам подобрались к этому дому и блокировали его. Завязался гранатный бой, перешедший в рукопашную схватку. Из 130 фашистов, оборонявших дом, 53 — взяты в плен, 77 – истреблены.

Путь гвардейцам к райсовету (ул.Красина, дом 31) преграждал сильный огонь с колокольни Смоленского собора, где фашисты установили 6 пулеметов и вели круговой обстрел.

Но гвардейцы пробились к центру: к полудню (14.00 ч) над райисполкомом полыхнуло Красное Знамя. Оно было особым. Красного материала не было, санинструктор учбата, Надежда Повод, принесла Красную наволочку с окровавленной подушки, ее разрезали по швам и прикрепили к шесту.

Знамя водрузили Дмитрий Верейкин, ординарец комбата, и Михаил Боев, замполит, ставшие впоследствии Почетными гражданами г. Белгорода.

/ их фото показать /

Наши части, видя Красное Знамя в центре, усилили натиск на врага.

К 15.00 ч враг был отброшен за р.Везелку. У поймы реки Везелки разгорелся жаркий бой, немецкая артиллерия вела сильный заградительный огонь.

В 16 ч 30 мин боевые порядки 89-й г.с.д. бомбили 50 вражеских самолетов. Потребовалась необходимость к южной окраине города выдвинуть наши артиллерийские силы и ударить по врагу прямой наводкой.

Ведущий 9.

На исходе дня состав 89-й дивизии вместе с воинами 305-й с.д. ворвались на территорию Супруновки, завязались сражения на скатах Харьковской горы, которые к вечеру закончились победой. Враг отступил, оставляя на улицах и площадях города более 3 тыс. солдат и офицеров.

Город был разрушен, разбит и растерзан.

Разбит и растерзан до бурой щебенки,

Огнем и свинцовым дождем окрещен,

В завалах кирпичных, осколках, в воронках,

Чужими мундирами пахнет еще

И приторной гарью…

Ведущий 10.

В день освобождения города в нем было лишь 143 жителя из 34,5 тыс., проживавших до войны. В тот же день, 5 августа, после упорных боев был освобожден и г. Орел.

Поздно вечером был принят приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Вприказе говорилось, «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, 12-ю артиллерийскими залпами из 124 орудий».

С этого замечательного дня салюты в честь побед Советской Армии стали

традиционными, а наш г. Белгород стал называться Городом Первого Салюта.

89-я гвардейская и 305-я стрелковая дивизии ,23-й гвардейский бомбардировочный полк дальнего действия получили наименование Белгородских.

О доблести советских воинов, их легендарной славе поэт Александр Твардовский в своем стихотворении «Героям Орла и Белгорода», писал:

Ведущий 11.

И голос праздничных орудий,

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей,

И каждый дом и переулок,

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах –

ОРЕЛ и БЕЛГОРОД – слова!

Ведущий 12.

Победа под Орлом и Белгородом начисто опровергла вымыслы фашистской пропаганды о непобедимости фашистских войск. Оставив позади г.Белгород , войска с боями приблизились к г.Харькову , и 23августа этот крупнейший промышленный центр Украины был освобожден…

Но победа над врагом далась нелегко. В боях за город Белгород погибло немало славных сынов и дочерей нашей Родины. Среди них заместитель командующего Воронежским фронтом генерал армии Иосиф Родионович Апанасенко,

Командир дивизии Михаил Петрович Лебедь, снайпер 7-й гвардейской армии старшина Николай Яковлевич Ильин, уничтоживший 444 гитлеровца. Винтовка этого русского богатыря хранится в Центральном музее Советской Армии.

Давно засыпаны фронтовые окопы, на месте огневых позиций артиллерийских батарей выросли заводы, дома, парки и сады. Почти новый город построен на Харьковской горе, южном микрорайоне города Белгорода, население которого превышает число жителей всего довоенного города более чем в 5,5 раз! Об этой новой жизни написаны наши стихи. Вот одно из них, содержание которого радует каждого белгородца

Юрий Грязнов

Ведущий 13.

Утро Харьковской горы

К ак хорошо на Харьковской горе

Пройтись неторопливо на заре,

Когда еще кварталы городские

Глядят глазами сонными на мир,

И будничные хлопоты людские

Покоятся за стенами квартир

Гора простором душу освежает,

Как свежестью размашистой весны,

Гора меня незримо возвышает

Возвышенностью здешней новизны

Над пустырем бугристым и овражным,

Над сединою дедовской межи

Та новизна встает многоэтажно,

В грядущее нацелив этажи.

Восток зарею разрумянен нежно,

А вот и Солнце, таит ночи тень,

И первые троллейбусы поспешно

Уже везут сюда рабочий день.

Плывет над тишиною гул моторов,

Строители выходят на леса,

И всю округу радуют задором

Взбодренные заботой голоса

С другими ей горами не сравниться,

Но, времени вдыхая быстрину,

Гора моя, как новая страница,

Поэмы, воспевающей страну!

Как будущего светлое явленье,

Что окрыляет солнечно лучом,

Не потомуль без капли умиленья

Сказать мне хочется сейчас:

Как хорошо на Харьковской горе

Пройтись неторопливо на заре!

Ведущий 14.

Одна из улиц микрорайона Харьковской горы названа Улицей 5-го августа, каждый, от мала до любого жителя нашего города, знает – это день освобождения города от фашистов.

Широко и горделиво здесь раскинулся проспект имени Героя Советского Союза, Сына Земли Белгородской – Николая Федоровича Ватутина, где, благодарные за его бессмертный вклад в Победу, белгородцы установили ему памятник.

И в наши дни, идя навстречу 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, все живущие ныне, должны помнить тех, кто отстоял независимость нашей Родины в ходе Второй мировой войны, спас мир от коричневой чумы – фашизма.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни,

Не потому ли я живу,

Что умерли они?!

Эта священная память должна храниться и в душах каждого жителя г. Белгорода, в доблестном их труде на благо Родины.

Литература:

«Истоки», История, краеведение, культура, выпуск № 2, г. Белгород, 1993г.

Победные дни России, Белгород, «Везелица», 1997г.

«В боях за Белгород», М. Боев, Центрально-Черноземное книжное издательство, Воронеж,1973г.

«Прохоровское поле», Обзор хроники танкового сражения, институт высшей истории Министерства обороны Российской Федерации Государственный военно-исторический музей – заповедник. «Прохоровское поле», г. Белгород, 1998г.

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/280971-vneklassnoe-meroprijatie-na-kraevedcheskoj-os

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

МБОУ «Белоколодезянская средняя общеобразовательная школа им. В.
Данкова  
Шебекинского района Белгородской области»
Акция «Музей и дети»
Номинация «Массовое мероприятие»
«ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА
ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ!!!»
(Торжественный митинг, посвящённый 69­ой годовщине освобождения 
г. Шебекино от немецко­фашистских захватчиков)
Разработала:
Богачева А.А., заместитель директора, учитель
ОБЖ, классный руководитель 
5 класса
 
Белый Колодезь, 2012 Пламя 
        ударило в небо –
Ты помнишь, 
Родина?
Тихо сказала: 
         «Вставайте на помощь…»­ 
Родина.
Славы
 никто у тебя не выпрашивал, 
              Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
        или
                Родина. 
(Р. Рождественский «Реквием»)
Форма: торжественный митинг у мемориала павшим воинам в с. Белый Колодезь.
Дата проведения: 9 февраля 2012 года.
Адресаты:
общественности, жителей села.
 мероприятие   предназначено   для   учащихся   школы,   ветеранов,
Воспитательные задачи:
­   формирование   знаний   об   исторических   фактах   и   явлениях,   способности
объективного рассмотрения исторических событий;
­ стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности;
­   воспитание   в   учащихся   любви   к   Родине,   большой   и   малой,       –   чувства
патриотизма.
Действующие лица: учащиеся 5 класса.
2 ЧТЕЦ.
Начинается день предвоенный
С громыханья приморских платформ,
Дождик в пальмах шумит
И мгновенно
Затихает,
А на море шторм.
Мутно море,
В нем накипи вдоволь,
Налетает каскад на каскад.
Миноносец идёт в Севастополь.
Завтра
Бомбы в него полетят!
Завтра,
Завтра, на раннем рассвете
Первый бой прогремит
И опять
Первый врач первых раненых встретит,
Первый беженец будет бежать.
Завтра
Рощ испугаются птицы,
Завтра
Птиц не услышат леса.
Это все
Только завтра случится
Через двадцать четыре часа…
ВЕДУЩИЙ (ВЗРОСЛЫЙ): 
СЕГОДНЯ 9 ФЕВРАЛЯ 2012 ГОДА. ЭТО ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ 
ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА И ГОРОДА ШЕБЕКИНО. 
ОТКРЫВАЕТ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ МИТИНГ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОКОЛОДЕЗЯНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 
КАЛАШНИКОВ А.А. (Слово главе)
Ведущий 1 (ДЕВОЧКА)
Торжественный митинг, посвященный 69­ой годовщине освобождения г. Шебекино и 
Шебекинского района объявляется открытым.
Ведущий 2 (МАЛЬЧИК)
 
22 июня 1941 года… Этот день запомнился всем, кому пришлось жить в ту пору.
Даже теперь, много лет спустя, вспоминая военное лихолетье, люди мысленно, прежде
всего, возвращаются к этому самому долгому летнему дню, разделившему вдруг их
жизнь на мирное вчера и суровое военное сегодня. 
3 Сорок первый, июнь.
  Год и месяц борьбы всенародной,
Даже тенью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила покорно,
Кумачовые звезды 
На полотнах знамен унося.
Ведущий 1: В этом году 9 февраля   исполняется 69 лет со дня освобождения города
Шебекино и Шебекинского района от врага, но в начале июля 1943 года никто не мог
предположить,  что   до   освобождения   белгородской   земли,  до   праздничного   салюта   в
честь освобождения города Белгорода пройдёт два долгих года. И уж тем более никто не
мог себе представить, какие испытания выпадут на долю наших земляков в годы Великой
Отечественной  войны. 
ЧТЕЦ.  Сегодня день и  радости и скорби,
   
Но одинаково святой для нас… 
Мы вспомним тех, кто искорку свободы
В далеком сорок третьем спас.
Февральской стужей и метелью злою 
Они сумели город наш отбить! 
Фашистскую орду сровнять с землею,
В жестокой схватке победить!
Они не думали о славе, 
Наградах, почестях, венцах… 
Они свободу защищали, 
Навек останутся сердцах!
В сердцах грядущих поколений! 
В священных списках их имен! 
В мемориалах, обелисках! 
В шелках приспущенных знамен!
Шебекино, мой край родимый, 
Запомни этот день навек. 
Живет здесь дух непобедимый –
Свободный, вольный человек!
Ведущий 2: С началом войны в 1941 году тысячи шебекинцев ушли добровольцами на
фронт. В сентябре 1941 года в связи с приближением войск врага  к границам области
началась   эвакуация   продукции   и   оборудования   шебекинских   промышленных
предприятий, имущества колхозов и других учреждений.
Ведущий 1:   В  годы  Великой  отечественной   войны   Белгород  и  прилегающие  к   нему
районы явились местом суровых, героических боёв. В период войны город Шебекино с
14 июня 1942 года по 9 февраля 1943 года  ­  долгие 8 месяцев ­ находился в оккупации. 
ЧТЕЦ.  Захватив Шебекино с налета,
Фрицы превратили его в ад.
Вешали, стреляли патриотов,
Угоняли, словно скот, девчат.
4 Наносили, гады, всем обиды,
Не щадя ни старых, ни детей.
Мир еще, наверное, не видел
Таких страшных, как они зверей.
Под пятой фашистскою наш город
Восемь долгих месяцев стоял.
И тогда комдив Франц Перхорович
К нам бойцов Березина послал.
Укрепились гитлеровцы прочно,
Встретили бойцов сплошным огнем.
Было днем тогда темно, как ночью,
Было ночью видно, словно днем.
Грудью за Шебекино стояли
Все бойцы гвардейского полка.
И врага проклятого прогнали,
Будет память жить о них века!
Ведущий   1:  В   боях   за   Шебекино   погибли   66   советских   солдат   и   офицеров.   Они
похоронены в братских могилах в Шебекино по шоссе Белгородскому у школы №7, на
улице генерала Шумилова в районе школы № 6, на улице Докучаева, у Дома отдыха «1
Мая»,   в   сквере   на   улице   Московской   и   у   Машиностроительного   завода   на   улице
Октябрьской, у Шебекино поля и в парке культуры и отдыха. Вечная слава героям!
ВЕДУЩИЙ (ВЗРОСЛЫЙ):
МЫ БУДЕМ ВЕЧНО ПОМНИТЬ ПОДВИГ ПОГИБШИХ, ВСЕХ ТЕХ, КТО НЕ ДОЖИЛ ДО 
ЭТОГО СВЕТЛОГО ДНЯ. 
ПРЕКЛОНЯЕМСЯ ПЕРЕД МУЖЕСТВОМ И ГЕРОИЗМОМ НЫНЕ ЖИВУЩИХ ВЕТЕРАНОВ. 
ПОЧТИМ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ ВСЕХ ПАВШИХ В ТОЙ СТРАШНОЙ ВОЙНЕ. 
(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)
      
ЧТЕЦ
Земля, где я живу, хранит
 Немало обелисков. 
И я немало прочитал 
Священных медных списков…
 Я знаю, там лежат они –
Отцы отцов моих, 
И я склоняюсь до земли 
Над прахом дорогих…
ЧТЕЦ
А я вот, не был на войне, 
Лишь слышал я о ней. 
И непонятно мне вдвойне,
 В душе ­ еще больней…
Зачем кого­то убивать? 
Зачем кричать «ура»? 
Умней не станет голова 
От взмахов топора!
Не нужен больше черный дым! 
5 Не надо нам беды! 
Чтоб счастье было молодым, 
Отдали жизнь деды!
ЧТЕЦ
И пусть немало лет прошло, 
Но будем помнить мы 
Про то, что было и ушло, 
Про ужасы войны!
Пройдет еще немало лет,
 Но каждый год сюда 
Придут мои отец и дед 
Со мной, через года!
И сыну я когда­нибудь 
Скажу в тот день весенний: 
«Смотри сынок, и не забудь 
Про подвиг поколений!»
            Ведущий 2: Наш долг – хранить память о подвиге солдата, стоявшего насмерть, и
труженика,   ковавшего   победу   в   тылу.   Хранить   уважение   к   стойкости,   мужеству,
беззаветной любви к своему отечеству.
           Ведущий 1: Забыть уроки войны – значит предать тех, кто не щадил жизней ради
нашего будущего. 
ЧТЕЦ.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. 
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке, 
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
Пускай во всем, чем жизнь полна, 
Во всем, что сердцу мило, 
Нам будет памятка дана 
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
6 А счастье — не в забвенье!
ВЕДУЩИЙ (ВЗРОСЛЫЙ):
НЕ СПЕШИТЕ УЙТИ, ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ, ВСТРЕТЬТЕ С НАМИ 72­Ю ГОДОВЩИНУ 
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, И 75­Ю, И ЕЩЕ НЕ ОДНУ ВЕСНУ. ЖИВИТЕ ДОЛЬШЕ, ДОРОГИЕ 
НАШИ!
Песня « ВЕТЕРАНАМ»
1
Ты представь, что однажды
Ветераны уйдут,
Кто под громкий салют,
Кто под песни друзей,
Кто всего лишь под шорох озябших ветвей,
Ты представь, что однажды
И на все времена
Станут их имена
Только шелком знамен да березкой,
Что шлет нам прощальный поклон.
Припев:
Не спешите уйти, ветераны войны,
Оставайтесь до новой весны.
Не спешите уйти, ветераны войны, 
Оставайтесь до новой весны.
2
Ты представь, что однажды
На просторах земли
Нам не хватит любви,
Чтоб вернуть всех солдат,
Возвратить всех ушедших навеки солдат.
Ты представь, что однажды
В предрассветный туман
Белых птиц караван улетит навсегда.
Что ж так редко им нежность
Мы дарим тогда.
Припев:
ВЕДУЩИЙ (ВЗРОСЛЫЙ):
НА ЭТОМ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ МИТИНГ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 69­Й 
ГОДОВЩИНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОРОДА ШЕБЕКИНО 
И ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА 
ОТ НЕМЕЦКО­ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ, ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ЗАКРЫТЫМ.
7 8

Библиографическое описание:

Копаева, Е. Н. Сценарий игры-путешествия в подготовительной группе «Путешествие в прошлое города Белгорода» / Е. Н. Копаева, Т. Е. Проскурина, Е. Ю. Бокова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/869/ (дата обращения: 02.02.2023).



Цель: закрепить знания детей об истории возникновения города Белгорода; расширять и углублять представления о городе и его прошлом и настоящем.

Задачи:

Образовательная: формировать представление детей об истории возникновения города Белгорода, о его прошлом и настоящем.

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность; формировать умение создавать выразительный образ в движении.

Воспитательная: воспитание интереса к достопримечательностям города, его прошлого и настоящего, воспитывать чувство гордости, любви и уважения к областному центру.

Образовательные области: «Познавательное развитие» «Художественно- эстетическое», «Коммуникативное», «Социально — коммуникативное развитие».

Предварительная работа: рассказ воспитателя о прошлом и настоящем города Белгорода, рассматривание книг, открыток, фотографий с достопримечательностями родного города.

Оборудование: Мультимедийное оборудование. Песня Н. Овчарова «Белгород», «день Победы», музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты», Мусоргского «Богатырские ворота», «Вставай, страна огромная». Макет танкового сражения под Прохоровкой. Петрушка. Экспонаты, игрушки белгородских мастеров для ярмарки. Кукла в белгородском костюме. Силуэты рубашек, гуашь для росписи, кисти, вода. Игра — пазлы на магнитах «Реставраторы».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее, я вам хочу предложить послушать песню в исполнении Николая Овчарова. (Слушание песни)

— Ребята, правда, красивая песня. Она вам понравилась? Скажите, о каком городе прозвучала песня? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, о Белгороде, о нашем областном центре. Она так и называется «Белгород».

— Ребята, скажите, пожалуйста, сколько вам лет? А сколько лет вашим родителям, маме и папе? У всех людей разный возраст? А как вы думаете, у городов есть возраст, он у всех городов одинаковый, или разный? Как вы думаете, сколько же лет городу Белгороду?

(Ответы детей)

Городу Белгороду в этом году исполнится 420 лет. Город Белгород был заложен по указу царя Фёдора Иоанновича, 11 сентября 1596 года как пограничная крепость на высоченной меловой круче над Северским Донцом. Со всех сторон крепость окружали неприступные обрывы, река Донец и две мощные линии земляных валов.

Воспитатель: — Это значит, что город Белгород очень старый, хотя по сравнению с другими городами, он очень молодой. Ребята, а как называют жителей нашей области?

(Белгородцы)

Воспитатель: — Значит вы тоже белгородцы. А кто из вас был в городе Белгороде?

Ответы детей.

Воспитатель: Слышите, ребята, звонок. Кто-то звонит по скайпу, сейчас ответим.

Голос: Помогите, помогите, кто-нибудь меня слышит? Где это я? Куда я попал?

Воспитатель: Это детский сад «Журавушка», подготовительная группа, кто ты?

Робот: Меня зовут робот Бионикл из Белгорода. Белгород — это большой промышленный город. Мне очень нравится наш современный город. Но ребята, о том, каким был наш город раньше, как он создавался, я не знаю?

Воспитатель: — Ну, что же ребята, давайте поможем нашему новому другу. И для этого, я хочу вас пригласить в путешествие на машине времени в прошлое города Белгород.

Проходите, занимайте места, мальчики помогите девочкам, рассаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие.

(звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты»)

Первая остановка

Воспитатель: — Ребята, выходим из машины

(звучит музыка Мусорского «Богатырские ворота»)

— Куда же это мы попали? Вон виднеется какая-то крепость. Вы догадались, куда перенесла нас машина времени? (Это Белгородская крепость)

Воспитатель: — Когда ее построили? (более 400 лет назад по указу царя Федора Ивановича)

Воспитатель: — Правильно, ребята. Давным-давно на Русь очень часто нападали войска татар монголов, они грабили и сжигали города и посевы, уводили в рабство людей -Россиян. Вот и приказал царь Федор Иванович построить крепость, чтобы преградить путь для врагов на Москву.

Воспитатель: — На какой реке строилась крепость? (на Северском Донце)

— Почему крепость называется Белгородской (потому что строилась на белой меловой горе)

— Молодцы ребята, мы вспомнили о том времени, когда только- только стал появляться город Белгород.

— А теперь, пора двигаться дальше, присаживайтесь.

(звучит мелодия из мультфильма)

Вторая остановка

Воспитатель: — Ребята, выходим из машины

(звучит веселая народная мелодия)

Воспитатель: С давних пор на Руси проводились ярмарки. Ребята, а что такое ярмарка?

(Ответы детей)

— Город Белгород издавна славился своими мастерами и на ярмарке продавались и покупались изделия белгородских мастеров. Вот мы попали на такую ярмарку.

Появляется Петрушка

Бублики, вкусные бублики, сладкие к чаю с медом липовым.

— Игрушек для деток. Красивые расписные.

— Ленточки для девушек — красавиц

Воспитатель: — Ребята что делали люди на ярмарке. (Торговали разными товарами.)

Посмотрите, в какую одежду одеты люди на ярмарке. Такие костюмы носили в старину жители белгородской области. А где сейчас можно увидеть такие красивые наряды? (в музее, на народных праздниках, на концертах, на артистах, которые танцуют и поют русские народные песни)

Появляются кукла в белгородском костюме

Воспитатель: Я Белгородская красавица!

Разве Вам не нравится?

У меня на голове парчовая повязка,

Лентой сарафан расшит, кушаком подвязан.

Белая рубашечка, вышивкой украшена.

— Это девичий костюм или женский.

Посмотрите, каким орнаментом вышита рубашка? (геометрическим, потому, что орнамент состоит из ромбов)

Я предлагаю вам стать народными умельцами и нарисовать такой красивый узор, как на рубашке у куклы. (Дети рассаживаются за столы)

— Только вместо ниток и иголок мы возьмём кисточку и нарисуем красками вот такой орнамент (показать рубашку с нарисованным орнаментом)

(Во время рисования звучит русская народная музыка)

Воспитатель во время работы детей поощряет их пословицами о труде:

Есть терпенье, будет и уменье.

Терпенье и труд — всё перетрут.

Мастерство везде в почёте.

(После окончания работы дети развешивают рубашки и любуются ими.)

Воспитатель: Ну и рубашки, просто диво

Рисовали вы красиво!

Мастера и мастерицы,

Надо всем у вас учиться.

— Молодцы!

—Ребята, а что еще делали люди на ярмарке. (Веселились, играли, развлекались, отдыхали)

Вот и мы сейчас повеселимся на карусели.

Проводится музыкальная игра «Карусель»

Хорошо на ярмарке, но пора в путь.

Водитель сообщает, что машина отправляется

Остановка третья.

Воспитатель: Ребята, выходим из машины

(Звучит музыка «Вставай, страна огромная»)

Воспитатель: Ой, ребята, что это? (война)

— Да, ребята на город Белгород выпало самое тяжелое испытание во время Великой Отечественной войны. Что же произошло недалеко от города Белгорода, на Прохоровском поле?

— В 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее сражение, которое длилось 50 дней и ночей и закончилось победой наших войск. Враг был разбит и произошел коренной перелом в ходе войны. Родина отмечала это событие первым салютом во время Великой Отечественной войны.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами мысленно перенесёмся в те далёкие военные годы, в год 1943, на Прохоровское поле. И в игре воспроизведём события того времени. Разместим на представленном макете Прохоровского поля танки, пушки, самолёты. Воспитатель демонстрирует основу для макета.

Звучит музыка «На Прохоровском поле

Воспитатель: — Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает город Белгород 5 августа? (день освобождения от фашистских захватчиков)

Что происходит в этот день? Ответы детей

Ребята, ну вот и пора нам возвращаться домой в наш 2016 год. Садитесь в машину и в путь.

Звучит песня «Белгород»

— Вот и подошло наше путешествие на машине времени к концу.

Дети подходят к доске. На экране робот.

Робот: Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, каким был наш город раньше как он создавался? Больше знаю, почему город называется Белгородом. На какой реке строилась Белгородская крепость. Какие костюмы носили в старину жители белгородской области. А теперь мне пора. Но на прощание я хочу предложить вам стать реставраторами и подарить игру о нашем современном городе. И хочу, чтобы вы поиграли в неё. До свидания.

Воспитатель: Ребята, акак мы с вами помогли нашему новому другу? Расскажите, пожалуйста. Что вам особенно запомнилось? О чем бы вам хотелось узнать в следующий раз? Будем устраивать еще такие экскурсии?

— Молодцы!

— А мне очень понравилось, что вы сегодня были очень внимательны, запомнили названия, где мы побывали? Ответы детей.

В заключении воспитательпредлагает детям поиграть в игру, которую подарил детям Бионикл. Нужно разделиться на две команды. Мальчики объединятся в команду «Белгородец», а девочки — в команду «Белгородочка». Собрать из частей разрезную картинку. Обе команды приступают к выполнению задания одновременно по сигналу педагога: «Раз, два, три — собери!». Когда разрезные картинки будут собраны, спросить у детей, какие памятники Белгорода они сейчас реставрировали.

Литература:

  1. Т. Г. Березка, В. М. Миленко. // Наш Белый город: из опыта патриотического воспитания дошкольников Белгород: ИП Круть С. А.,2006.-137с.
  2. Это — родина моя: цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с № 57.-Белгород: Изд-во Бел РИПКППС, 2009.-60с.
  3. Маханева М. Д.// Приобщение детей к приобщению русской народной культуры: программа О. Л. Князевой. — М.: Детство-Пресс, 2002.-285с.

Основные термины (генерируются автоматически): Белгород, воспитатель, Ребята, город, ответ детей, машина времени, ярмарка, Белгородская крепость, Великая Отечественная война, Прохоровский пол.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню жилищно коммунального хозяйства
  • Сценарий ко дню октябрьской революции беларусь
  • Сценарий ко дню животноводства
  • Сценарий ко дню водных ресурсов
  • Сценарий ко дню округа янао