Сценарий ко дню распространения грамотности

Сценарий мероприятия  "Международный день грамотности". Музейный урок - викторина

Сценарий мероприятия

Международный день грамотности

Музейный урок — викторина

Из истории празднования «Дня грамотности»

С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.

В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.

В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.

Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными

Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».

Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

В 1028 году сын князя Владимира  — Ярослав Мудрый – собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело – создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», — говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого – Святослав – заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Нашествие монголо-татарских  завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

Учили в школах только мальчиков – уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – закончил школу. Всё зависело от способностей.

В школах готовили в основном священников – только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

Латинский в то время уже был «мёртвым» языком – не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

В Бельском селении функционировало приходское смешанное училище с 1866 года. Оно содержалось на средства сельского общества 730 руб в год и на наем сторожа 360 рублей от казны. В 1860 – начале 1870-х годов детей учил Константин Никитович Солдатов.

С 12 июля 1875 года заведовал училищем и преподавал грамоту губернский секретарь Михаил Филиппович Сизых. За долголетний 20 летний преподавательский труд он был награжден орденом Станислава 3-й степени и медалью получал годовое жалованье 420 рублей в год и бесплатную готовую квартиру. Закон божий преподавали священник местной церкви Петр Дубов, Михаил Владыкин, Федор Александрович Парняков, получавший жалованье 100 руб в год с 15 сентября 1897 года. В начале 1900 гг. детей второго класса учила Калерия Алексеевна Чабаевская. В 1902 году в смешанном училище училось 31 человек, из них окончило семь учеников. В 1893 году в Бельске открыли женское училище, где 43 девочки учила грамоте Мария Михайловна Парнякова, а закону божьему ее муж священник местной Сретенской церкви Ф.А. Парняков.

Почетными блюстителями смешанного училища утверждались – потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Лаврентьев, владелец Бельского кожевенного завода, местные крестьяне Матвей Кобелев, Василий Михайлович Бельков, Иркутский мещанин Александр Корнилович Таксер – смотритель Бельского кожевенного завода с 27 апреля 1898 года.

В первые годы существования Бельского приходского училища 29 детей, из них 20 мальчиков и 9 девочек учились в арендованном доме местного купца Козлова, через 13 лет число учеников увеличилось до 62 человек. Количество учеников возросло с открытием женского отделения, а далее двухклассного училища. В 1916 году в селении имелись двухклассное, смешанное и пятиклассное училища.

(показать аттестат Бельской школы, фото школ, перьевые ручки, учебники, чернила). Выдать листочки в косую линейку и дать на скорость прописать каллиграфическим почерком перьевыми ручками буквы.

Викторина (для учащихся 5-8 классов)

Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным. Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.

Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.

Викторина 1

Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)

1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ

2 Слово шампунь мужского рода. ДА

3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ

4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА

5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ

6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то

далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для

создания видимости благополучия.

7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».

8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА

9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА

10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА

11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,

постоянный.

12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ

Викторина 2

Нормы правописания (орфография, пунктуация)

13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА

14 В слове одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА

15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.

16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА

17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ

18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ

19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ

20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ

21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ

22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА

23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА

24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА

Викторина 3 Художественная литература

25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»

26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА

27 «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое выражение

– из фильма «Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».

28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста

Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.

29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА

30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.

31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ

32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений

33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.

34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.

35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 5 — 11 классов

на тему:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ

учитель русского языка и литературы

Казанова Александра Алексеевна

2021 год

Цель мероприятия: — Знакомство детей с праздником « Международный день грамотности»

Задачи:
— познакомить детей с праздником «Днем грамотности»;
-способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход мероприятия:

Быть грамотным необходимо в нашем веке!
Долг каждого — грамотно писать.


Ведущий 1

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют«полуграмотными».

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим «Международный день грамотности в нашей школе».

Ведущий 1 — Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?

(Ответы детей)

Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.

— Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.

Сегоднявы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.

Учитель

Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан — поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.

1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ– 1 балл)

— Сколько букв в русском алфавите? (33)

— Сколько согласных букв? (21)

— Сколько гласных букв? (10)

— Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)

— Как называется часть речи, обозначающая предмет?  (существительное)

— Как называется часть речи, обозначающая признак предмета?  (прилагательное)

— Первый звук в слове Яблоко? (й)

— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?»   (подлежащее)

— Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)

— Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

2 конкурс «Составьте слово»

Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:

автомобиль, тормоз (ав-тор);

колос, рота, ваза (ко-ро-ва);

молоко, нерест, таракан (мо-не-та);

кора, лото, боксер (ко-ло-бок);

баран, рана, банщик (ба-ра-бан).

3 конкурс «Кто больше?»

В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу:

1. Дельфин

2. Щука

3. Карп

4. Окунь

5. Карась

6. Сом

7. Краб

8. Акула

9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

4 конкурс «Доскажи словечко»

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал … (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, … (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная …  (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я … (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? … (коньки)

6.  По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки … (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц … (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? … (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной … (медведь)

5 конкурс «Фразеологизмы»

Объясните, что означают фразеологические обороты:

кожа да кости (худой);

хоть кровь из носу (обязательно);

рукой подать (близко);

дырявая память (забывчивый);

на всех парусах (быстро);

перемывать косточки (обсуждать);

6 конкурс «Отгадай ребусы»

7 конкурс «Исправь ошибку»

Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. Напишите слова правильно:

На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.

Жучка будку не доела: неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.

На глазах у детворы крысу красят маляры.

8 конкурс «Литературный»

«Из какого произведения эти фразы?»

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит. …

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Русская народная сказка «Морозко».

«Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек». 

Анна Эмилия Лингрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»

«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем   маленькой»

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»

9Конкурс «Блиц – опрос»

1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.

Ведущий 1

Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.    

Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!

Ведущий 1

Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)

“Учите русский язык –

Годы к ряду,

С душой,

Усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

(Сабир Абдулла)

Спасибо за внимание!

 Кузьменок Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми

образовательными потребностями г. Смоленска»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР,

ПОСВЯЩЁННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ГРАМОТНОСТИ,

«БЫТЬ ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ УСПЕШНЫМ»

ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ

Аннотация: предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия направлен на создание условий для речевого общения глухих и слабослышащих обучающихся в процессе практической деятельности, а также условий для развития их познавательной активности. Форма проведения мероприятия способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ. Задания для турнира подобраны таким образом, чтобы они способствовали повышению уровня осмысления лексических и грамматических единиц.

Цель мероприятия: познакомить обучающихся с праздником – Международным днём распространения грамотности, способствовать пониманию значения данного праздника.

Задачи:

1.Углубить и расширить знания обучающихся по русскому языку.

2.Развивать познавательный интерес обучающихся.

3.Создать условия для повышения мотивации к изучению русского языка.

4.Повысить уровень осмысления лексических и грамматических единиц.

5.Формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся.

6.Развивать эмоциональную сферу, мышление, словесно-логическую память, устойчивость внимания.

7.Воспитывать любовь и уважение к родному языку, развивать стремление к повышению собственной грамотности.

Оборудование:

магнитная доска, экран, проектор, презентация Power Point, карточки с разрезными пословицами, распечатанные задания для конкурсов 3, 4, 5,6.

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии, посвящённом Международному дню распространения грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября.

Все вы изучаете русский язык и другие предметы, стараетесь больше читать, грамотно писать, пополнять свои знания. Скажите, а что же такое грамотность и какого человека мы называем грамотным?

(Ответы обучающихся)

Верно. Грамотность — это владение человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Раньше грамотным считали человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В настоящее время понятие «грамотный» означает не только способность писать согласно нормам грамматики и правописания, но и уметь составлять тексты и анализировать прочитанное, обладать знаниями в какой-либо области.

Нам с вами трудно представить, что есть люди, которые не умеют читать и писать. Однако в современном мире таких людей немало: более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Каждый пятый житель Земли старше 15 лет не умеет читать и писать. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию. Особенно остро стоит проблема неграмотности в тех странах, где ведутся войны, часто возникают гражданские беспорядки, а также в странах «третьего мира».

С целью распространения и повышения грамотности среди населения Земли в 1966 году ЮНЕСКО был объявлен всемирный праздник ― Международный день грамотности (8 сентября).

Мы отмечаем этот день для того, чтобы привлечь внимание людей к борьбе с неграмотностью и объединить усилия различных международных организаций по распространению образования во всем мире.

В этот день в разных странах мира здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей (деятелей культуры, спортсменов, актёров и т.д.), читающих книги, газеты и журналы.

В России в День грамотности проводится акция «Тотальный диктант», в которой может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности. На улицах, около библиотек активисты распространяют листовки с описанием элементарных правил русского языка, раздают бесплатно книги и брошюры. В школах и других учебных заведениях проводятся викторины, олимпиады, конкурсы не только по русскому языку, но и по другим предметам, ведь грамотность — это не только умение правильно писать и читать, но и целый набор знаний из разных научных областей, который помогает человеку добиваться успеха в жизни.

В нашей школе тоже сложилась традиция проводить мероприятия, посвященные Дню распространения грамотности. Предлагаю вам принять участие в лингвистическом турнире «Быть грамотным – быть успешным».

2. Обучающимся предлагается создать 2 команды и придумать для них названия. Состав команд должен быть таким, чтобы в каждой было поровну разновозрастных обучающихся.

Представляется жюри, которое состоит из обучающихся старших классов и учителей.

1 конкурс – «Какая буква заблудилась?»

Задание зачитывается ведущим и выводится на экран (презентация Power Point). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

День рождения у Светы –

Мы варили ей конфеты.

                           (дарили)

Любили мальчики мечтать –

Матрасами хотели стать!

                           (матросами)

Учитель в школе вёл урок –

В руках учителя – мешок.

                           (мелок)

Видишь, вилки за кустом,

Убегай, зайчонок, в дом!

                            (волки)

В понедельник в магазине

Папа брил большую дыню.

                            (брал)

Предупредила мама строго:

«Когтей у этой рыбы много».

                            (костей)

Скоро расцветут пионы –

Видел я на них батоны.

                            (бутоны)

Чтоб не опоздать на тренировку,

Полежать нам надо, слышишь, Вовка!

                            (побежать)

2 конкурс – «Собери пословицу»

Командам раздаются карточки двух цветов. Необходимо составить пословицы о грамотности и знаниях из двух частей (из карточек двух цветов). Задание выполняется командами на магнитных досках. За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл.

Будешь книги читать –

будешь много знать.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

как выбираешь друга.

Золото добывают из земли,

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота — чтобы знания черпать.

3 конкурс – «Сколько в тексте букв Ы?»

Задание распечатано для каждой команды. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы. 

                                А. Курляндский

(2 буквы Ы)

4 конкурс – «Говорите правильно!»

Задание распечатано для каждой команды. Необходимо выбрать слова, в которых правильно расставлены ударения, обвести эти слова в овал.

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

красИвее или красивЕе

дОговор или договОр

тОрты или тортЫ

5 конкурс – «Лесенка из слов»

Как известно, у образованного человека богатый словарный запас. Проверить ваш словарный запас поможет следующий конкурс. Командам предлагается вспомнить и написать как можно больше слов на одну букву. (Задание распечатано для каждой команды). 

6 конкурс – «Исправь ошибки».

В письме неграмотного ученика допущено много ошибок. Ребятам предлагается побыть в роли учителей и исправить все ошибки. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания. За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл.

Здраствуй, Оля!

Пишу тебе письмо из диревни. Я сдесь правожу время очень хорошо. Погода стоит прикрастная! Каждый день мы с подрушкой ходим на речьку загарать и купатся.

По вечирам мы любим поседеть на берегу с удочькой.

Преезжай и ты к нам по скорей!

7 конкурс – «Открытка другу»

Командам предлагается подписать открытку другу, поздравить его с началом каникул. В этом задании оценивается правильность и оригинальность составленного текста-поздравления. Задание оценивается в 2 балла.

После выполнения задания команды зачитывают составленные поздравления, представляют подписанные открытки жюри.

3. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов, объявление победителей.

4. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

— Ребята! Вам понравился наш турнир? Какое настроение, какие эмоции у вас возникли в ходе мероприятия? Поднимите карточку с тем «смайликом», который наиболее точно передаёт ваши эмоции и настроение.

— Все вы сегодня отлично справились с заданиями и убедились в том, что знания очень важны в жизни человека, что быть грамотным – значит быть успешным.

Источники

  1. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс / Т.Г. Рик // М.: ВАКО, 2014. – 128 с.
  2. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс / Сост. Н.Ф. Штейнле // Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.
  3. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника / О.Д. Ушакова // СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 96 с.
  4. Синицына И.Ю. Буква-озорница. Выпуск 2 / И.Ю. Синицына // М.: Баллас, 2016. – 32 с.
  5. https://klchas.znanio.ru/klassnyi-chas/7/ (дата обращения 07.09.2021)
  6. https://b1.cooksy.ru/articles/pravilo-v-suffikse-prilagatelnogo-posle-ts/(дата обращения 13.07.2022)

Какая буква заблудилась?
PPTX / 26.87 Мб

Классный час:

«Международный день распространения грамотности».

Цели занятия:

— прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

-воспитывать чувство патриотизма, толерантности;

-расширять кругозор учащихся.  

Задачи занятия:

-формирование полного ответа на вопрос;

-формирование умения работать в группе.

— способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;    

— побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.

1.Всупительное слово учителя:

– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
— Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
— Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!

Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!

Сегодня для вас , ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.

Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.

2.История и традиции.

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.

И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

3.Беседа с учащимися.

-Что отличает неграмотного человека?

-Неумение изложить собственные мысли.

Что было в России 100 лет назад?

Тьма. Не только в вопросе электрификации, но и в грамотности. И вот после революции принято решение обучать неграмотное население. Уклоняющихся ожидала уголовная ответственность. Однако долгие годы плоды обучения были скудными: хорошо, если человек умел читать по складам и писать свое имя. И сегодня многие понимают под грамотностью умение читать и писать.

— Но достаточно ли этого?

Грамотность, функциональная, делает человека интересным, успешным. К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование

4.Практическая работа

А) Сейчас я вам зачитаю смешные стилистические, речевые ошибки из сочинений, которые сразу же предлагаю исправить. (Ямщик погоняет лошадку, весело мордой крутя; Выйдя из школы, пошёл дождь)

Слово материально! Не раз вы слышали: «Мысль материальна!». А мысль на бумаге есть словосочетания, предложения, текст. Значит, то, что написано, тоже может вдруг осуществиться. И тогда может произойти нечто подобное.

Попробуйте догадаться по картинке, что и с какими ошибками написал автор?

б) Вспомним, ребята, как называются слова, которые одинаковые по звучанию, но разные по написанию (омофоны). Приведите примеры.

В)Песенное творчество неграмотных людей. Ошибки бывают разными. Орфоэпическими, например. И многими из них можно быть благодарными современным исполнителям. Найдете ли вы в песенном фрагменте слово с неправильным ударением? (Фабрика: «Девушки фабричные с пАрнями встречаются…»; Руки вверх: «Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет…»; Игорь Николаев: «Мы приедем в наш старый дом и не вклЮчим в прихожей свет…»; Каролина «БАлуешь, бАлуешь ты меня…» и др. (раздаточный материал)

— Как называется наука, изучающая правильное произношение слов? (орфоэпия). Расставьте ударение в предложенных словах (на доске).

агЕнт
агронОм
алфавИт
апокАлипсис
арАхис

астронОм
атмосфЕра

бАнты
балОванный

баловАть
бралА

5.Заключение.

-Так кого, ребята, мы можем назвать грамотным человеком?

 Это человек, умеющий читать и писать, без ошибок,обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой — нибудь области.

-Нам нужна грамотность?

Чтение учащимся стихотворения.

Для чего нам грамотность нужна?
Чтобы быть приятными друг другу!
Речь красивая всегда важна,
Если же у вас вдруг с этим туго —

Грамотность стремитесь повышать
И запас словарный пополняйте!
Станет легче целей достигать,
Главное — вы мозг свой развивайте,

И читайте, и учитесь вы —
Это сделать никогда не поздно!
Если с грамотностью жить в любви,
Ждет взаимность вас во всем, серьезно.

Цель: познакомить с понятием грамотность в широком смысле этого слова.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «грамотность»
  • Вызвать желание быть грамотным человеком.
  • Развивать чувство грамотности
  • Воспитание уважения и любви к книге, как залога грамотного читателя.

План классного часа:

Название станции

Задания

Загадай-ка

Загадки, пословицы

 Я это знаю!

Словарные слова.

Грамотей

Мини-сочинение (работа в группе)
«Что такое быть грамотным сегодня?»

Моя летняя библиотека

Оформить плакат — лист (А4) «Моя любимая книга» (из прочитанного за лето) (подготовка дома) в классе дети  книжку-раскладушку и презентуют её.

«Тетрадка в порядке»

 Группа представляет критерии оценки тетрадей, оценивает тетрадки (5 штук), потом выбирает победителя.

Интерактивная игра

1) тур (200 лет А.К.Толстой)
2) тур (135 лет Жидкову)
3) тур Иван Сергеевич Соколов-Микитов
4) тур (120 лет Е.Щварцу)

1. Оргмомент

Звучит музыка, ребята рассаживаются по командам. (слайд 1,2)

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ

(Слова М. Пляцковского, Музыка В. Шаинского)

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе….

Тема нашей встречи: 8 сентября —  Международный день грамотности. 

В своей резолюции, принятой на 14-й сессии, Генеральная конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности.

Учитель читает стихотворение (слайд 3)

СЛОВО ПРО СЛОВО 

Автор: Ю. Энтин 

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

— Действительно, без чтения книг, грамотным и умным стать не получится. Попробуйте объяснить высказывания великих людей. (слайд 4).

Библиотека — это открытый стол идей, за который приглашается каждый… (А.И. Герцен) (слайд 4)

Все трудное — легким в учении станет, коль будешь с хорошею книгою дружен. (Н. Хистроу) (слайд 5)

Дом в котором нет книг, подобен телу, лишенному души. (Цицерон) (слайд 6)

— Вам сегодня предстоит выяснить кто самый грамотный, начитанный, воспитанный. Каждой команде предстоит пройди испытания и в результате поумнеть, узнать что-то новое. За каждый правильный ответ — 1 балл. Домашнее задание 5 баллов. В конце нашей встречи мы подведём итоги.

Итак, всем удачи, в добрый путь!

2. Основная часть

1 тур. Загадай-ка. (загадки и пословицы о грамотности).

слайд 7 (картинка с гиперссылкой на задание).

Загадки:

Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы)

На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Сама мала, а ума придала.  (Книга)
Поселились мудрецы

В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книга)

Белая бумага с фирменным штрихом.
Новгородец с нею исстари знаком. (Береста)

По этой площади гуляют —
Свои следочки оставляют. (Бумага)
Земля кругла и велика, необозрима,
На мне же плоская она, вся различима. (карта)

Царство книги — это зданье,
Дом познанья, дом друзей,
Благородное собранье
Мировых учителей. (Библиотека)

Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают. (Грамота)

Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про все рассказала. (Газета)

Еду по грядкам,
Рву без счету,
А все цело. (Чтение)

Адрес кроссворда: https://learningapps.org/watch?v=psjiijbv317

Пословицы: собери пословицу и объясни её значение.

слайд 8 (картинка с гиперссылкой на задание).

  1. Азбука к мудрости ступенька.
  2. Без наук как без рук.
  3. Выбирай книгу, как выбираешь друга.
  4. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  5. Для ученья нет старости.
  6. За книгой умом двигай.
  7. Золото добывают из земли, а знания из книг.
  8. Испокон века книга растит человека.
  9. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  10. Книга не пряник, а к себе манит.
  11. С книгами знаться – ума набраться.
  12. Учить – ум точить.
  13. Хлеб питает тело, а книга разум.
  14. Хорошая книга – лучший друг.
  15. Хорошая книга ярче звездочки светит.
  16. Мир освещается солнцем, а мир знаньем.
  17. Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
  18. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  19. Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
  20. С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

Адрес задания: https://learningapps.org/watch?v=psyb23a0a17

2 тур. Я это знаю! (проверка знаний словарных слов).

1) слайд 9 (картинка с гиперссылкой на задания).

1 текст:

М_сквой – ст_лицей весь народ гордится. Здра_ствуй, ст_лица, здра_ствуй, М_сква, здра_ствуй, м_сковское небо. В наш гор_д на гастроли приехал ст_личный театр.

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=p7or8da2a17

2 текст:

Мы любим свой кла__. В кла__е чисто. Д_журный открыл окно. Зазвенел звонок. Уч_тель вошёл в кла__. Уч_ники встали. Начался урок письма.

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=prgtciim217

2) мини-сочинение (работа в группе) «Что такое быть грамотным сегодня?»

3 тур. Моя летняя библиотека.

Домашнее задание.

слайд 10.

Задание: Оформить плакат — лист (А4) «Моя любимая книга» (из прочитанного за лето) (подготовка дома).

Группе даётся 5-10 минут для презентации книжки-раскладушки.

Учащиеся могут сделать электронную презентацию (как домашнее задание).

4 тур. Тетрадка в порядке.

слайд 11

В этой тетрадке…
Все в полном порядке…
Ни клякс, ни помарок
Не видно в тетрадке,
И в ней не найти
Неверный ответ,
И как не верти,
Ошибок в ней нет.
И никакой
Тут нет
Загадки:
Всегда все в порядке,
Все в полном порядке
В никем не исписанной,
Чистой
Тетрадке…
(М. Кудинов)

Группам  представляется составить критерии оценки тетрадей, после учащиеся оценивают тетрадки (5 штук), потом выбирают победителя или победителей по номинациям: «Самый аккуратный», «Самый грамотный/ Грамотей», «Чистюля» и т.д.

Примерные критерии оценки тетрадей:

  1. Аккуратность
  2. Чистота
  3. Грамотность

5 тур. Интерактивная игра.

слайд 12

1) тур (200 лет А.К.Толстой) слайд 13

  1. У отца был мальчик странный,
    Необычный — деревянный.
    Но любил папаша сына.
    Что за странный
    Человечек деревянный
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой?
    Всюду нос сует он длинный.
    Кто же это?.. (Буратино)
  2. По мотивам какой сказки была написана повесть-сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино»?
    «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». 
  3. Кто автор этой повести-сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино»? (Алексей Толстой)
  4. В каком году была написана повесть — сказка? (В 1936 году)
  5. В какой газете были напечатаны первые страницы сказки? (В «Пионерской правде»)
  6. Чем нос Буратино отличался от носа Пиноккио?
    (Нос Пиноккио удлинялся только тогда, когда он врёт)
  7. Как полено, из которого получился Буратино, попало к папе Карло?
    (Ему его подарил е столяр Джузеппе по прозванию «Сизый нос»)
  8. Из чего сделал одежду папа Карло для Буратино? (Курточку из коричневой бумаги, ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочку из старого носка)
  9. Сколько сольдо получил Буратино за «Азбуку»? (4 сольдо)
  10. Как называлась пьеса в театре Карабаса Барабаса?
    («Девочка с голубыми волосами или 33 подзатыльника»)
  11. В качестве чего хотел использовать Карабас Барабас Буратино?
    (В качестве дров)
  12. После чего Карабас отпустил Буратино?
    (Когда Буратино рассказал, где находится нарисованный очаг)
  13. Как звали мошенников, которые отобрали деньги у Буратино?
    (Лиса Алиса и кот Базилио)
  14. Кого пригласила Мальвина лечить Буратино? (Знахарей Богомола, Жабу и Сову)
  15. Как назывался театр, в котором стал выступать Буратино и его друзья?
    («Молния»)

2) тур (135 лет Жидкову) слайд 28

Вопросы викторины распечатать, можно представить в виде ромашки. Учащиеся тянут лепесток и отвечают.

Викторина по рассказам о животных «Что я знаю о животных»?

1. Как пьёт слон? (хоботом набирает воду и выдувает её в рот);
2. Какая птица складывает рыбу в мешок? (пеликан);
3. Чем питается орёл? (мелкими зверушками, птицами, зайцами);
4. Может ли медведь залезть на дерево? (может, как и обезьяна);
5. Зачем кенгуру кармашек на животе? (домик для маленького кенгурёнка);
6. Какая птица самая высокая? (страус, она ростом выше человека);
7. Может ли крокодил победить быка? (да, когда бык купается, крокодил его утянет в воду и ждёт, когда он утонет);
8. Что общего у крокодила, утконоса и курицы? (крокодил и утконос несут яйца, как и курица);
9. Как своих детей кормит утконос? (утконос ложиться на спину, а детёныши носиками тыкаются в живот, в надавленную ямку стекает молоко и они клювиками пьют его, как из чашечки);
10. Как скат защищается от врагов? (на его хвосте есть нарост – тонкая пилочка, им он может порезать ноги лошади и человеку).

3) тур Иван Сергеевич Соколов-Микитов (17 (29) мая 1892 — 20 февраля 1975) (слайд 29 с гиперссылкой)

Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь,
несомненно, закладывается в нас с детства. (И.С.Соколов-Микитов)

Познавательная игра «Правда или вымысел?»

Ответ принимается от каждой команды. За правильный ответ – присуждается очко.

1. Умеет ли белка плавать? (правда);
2. Могут ли бобры строить двухэтажные домики? (правда);
3. Можно ли выманить из норки бурундучка с помощью ивовой дудочки? (правда);
4. Может ли крупная рыба поймать горностая? (правда, если он в воде);
5. Можно ли приручить выдру, как собаку? (можно, она будет ловить рыбу);
6. Могут ли муравьи тащить груз, который тяжелее их веса? (могут);
7. Существует ли в природе «муравьиное масло»? (да, оно лечебное);
8. Можно ли по рогам лося установить его возраст? (да, с каждым годом на рогах прибавляется отросток);
9. Может ли паук спускаться под воду? (да, паук-водолаз носит на брюшке пузырь с воздухом);
10.Может ли птица ползать по стволу вниз головой? (да. Эта птица – поползень);
11.Правда ли, что воробьи зимой улетают на юг? (нет — это выдумка)
13.Когда мыши вырастают они становятся крысами? (нет)

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=p0cjjkcyc17

4) тур (120 лет Е.Щварцу) Знакомство с писателем.

слайд 30

О писателе: https://www.youtube.com/watch?v=7c0ikYOGGQI

Сказка: https://www.youtube.com/watch?v=ThSUYvqqxHw

3. Рефлексия

Продолжите фразу: «Чтобы быть грамотным нужно….»

4. Подведение итогов. Награждение.

Молодцы, я думаю вы с пользой провели этот час, итак, наши победители….

Список литературы.

1. Пословицы http://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/primeti/poslovitsi_i_pogovorki_k_mejdunarodnomu_dnyu_gramotnosti.html

2. Загадки: http://www.proza.ru/2012/02/14/728

3. Викторина http://kladraz.ru/blogs/vera-valerevna-ljapina/viktorina-s-otvetami-po-povesti-skazke-a-tolstogo-zolotoi-klyuchik-ili-priklyuchenija-buratino-dlja-2-klasa.html

4. «Страницы книг расскажут о природе»: работа с произведениями писателей-юбиляров 2017 года (К.Г.Паустовский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Б.С.Житков, И.С.Соколов – Микитов, Ю.Я.Яковлев) Методические рекомендации. http://odb-45.ru/data/im08.pdf

5. https://www.youtube.com/watch?v=lIIyscJrbSQ Е.Щварц.

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного Дню грамотности, в 6 классе.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «КТО СВЕРХУ?»

Цель – способствовать повышению интереса учащихся к изучению русского языка.

Задачи:

— Создать условия для активизации воспитательных возможностей предмета «Русский язык», для формирования духовных и нравственных качеств, становления мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности;

— способствовать сплочению классного коллектива, умению слушать других;

— формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве;

 отработать навыки применения орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;

— развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку. — развитие творческих способностей, сообразительности;
— воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека;

Тип  – интеллектуально-развлекательная игра

Формы работы:   групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудования – схемы-рисунки, иллюстрации, стихи и загадки, аудиозапись «звуки природы», клей, листы с заданиями  для каждой команды.

Ход мероприятия

Учитель

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Сегодня 9 сентября мы проводим «Международный день грамотности в нашей школе». О пройдет в виде интеллектуально-развлекательной игры — «Кто сверху?».

  • Организационный момент

Ученик 1

Международный день грамотности — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года

Ученик 2

Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам социальным, финансовым. Более того, даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.
В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей.

Учитель

Сегодняшнее мероприятие под названием « Кто сверху?», не только доставит вам удовольствие, но и повысит вашу грамотность, приобщит к богатству русского слова. Девизом нашей игры будут слова Сергея Лескова: «Пишущие грамотно люди не только носители разнообразных идей, не только рассказчики, не только выразители собственных чувств и мыслей, они – Хранители языка!»

Ученик 1

Много языков на свете разных
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

Ученик 2.

Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «Русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны, «величавая плавность, яркость, простота и точность».

  • Основная часть

Учитель. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. И сегодня мы будем разумно общаться, и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но поучительную сценку.

Сценка об омофонах «Несуразные вещи».
— Здравствуй!
— Привет!
— Что это ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь сам говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
— Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вот оно что…
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая.
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.
— Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
— Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя…
— Да! Стой, стой!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Ученик 1

От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

Ученик 2

Сейчас переверните листочки, которые лежат у вас на партах и образуйте 2 команды.

Выберите капитанов и название своей команде. (Ученик 1 — капитан команды мальчиков; ученик 2- капитан команды девочек).

Учитель Наш турнир будет состоять из пяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать листочек . Команда, набравшая наибольшее количество листочков, станет победителем и знатоком русского языка.

Представление команд ( название, девиз )

Ученик 1

Первый конкурс называется «Властелин ударений»

На доске висят листочки со словами, приглашаются участники из каждой команды, (по очереди). В словах нужно расставить ударение и правильно произнести.

Агент мельком

гусеница мусоропровод

торты вахтер

балуюсь щавель

комбайнер силос

тефтели квартал

Учитель

Все ребята отлично справляются с ударениями, но больше правильных ответов было у команды…..(вручить листочек )

Ученик 2

Торой конкурс называется «Знатоки поговорок»

Сейчас, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживёшь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

(Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.)

Любишь кататься,      люби и саночки возить.

Век живи,       век учись.

Старый друг лучше  новых двух.

Делу время, потехе час.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

За словом в карман не полезет.

Положить зубы на полку

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

После дождика в четверг.

Учитель

Вас по праву можно назвать настоящими знатоками фольклора. А победу в этом конкурсе получает команда…….( вручить листочек )

Ученик 1

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Очень важно уметь правильно говорить, но не менее важно уметь правильно писать.

Третий конкурс «Самый грамотный».

Сейчас каждая команды получат письмо от Песика, вам нужно прочитать его и исправить ошибки, если такие есть.( Время – 3 минуты. Задания проверяет учитель.)

«Дарагой друк, здраствуй! Пишит тибе Пес. Как ты жывеш? Я жыву  весело, много гуляю и нилюблю делать уроки. Зато чясто бываю в заапарке, в кино, на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока.

                                                                        Пес»

Учитель

Если человек правильно, ясно, красиво говорит – он правильно и точно выражает свои мысли на бумаге. Молодцы ребята, вы действительно хорошо справились с заданием . …….( вручить листочек ).

Ученик 2

Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Очень важно знать свой родной язык, но не забывать язык наших предков.

Четвертый конкурс называется «Старое – новое» 

Вам нужно подобрать современные названия частей тела и прикрепить на рисунок.
Око – глаз 
Чело – лоб 
Выя – шея 
Чрево – живот 
Перст – палец 
Вежды – веки 
Уста – губы 
Рамо – плечо 
Длань – ладонь 
Десница – правая рука 
Чресла — поясница, бедра 
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста) 

Учитель

Нельзя забывать устаревшие слова, так как они часть нашего языка, они связывающая нить с историей нашей страны, историей нашего народа. ….…….( вручить листочек )

Ученик 1

Как много слов мы молчим, которые должны сказать. Как много слов мы говорим, которые должны молчать.
Пятый конкурс « Искатели слов» Пользуясь данным словом, составьте новые. Команда составившая большее количество слов получит последний листочек.

Промокашка — …

Учитель

Могуч и богат русский язык. В нём много интересных слов. Мы говорим, пишем, общаемся и редко задумываемся над тем, откуда и зачем к нам пришли те или иные слова. Нет на свете предметов без имени, каждую вещь, каждое действие, явление мы можем назвать. Вы отлично справились с заданием и образовали много новых слов…..…( вручить листочек )

  • Заключительная часть

Ученик 2
Вот и встреча наша кончается,
Веселились бы целый день.
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг родной язык!
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!

(Жюри подсчитывает количество баллов. Награждение. Звучит музыка)

Учитель

Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.    

“Учите русский язык –

Годы к ряду,

С душой,

Усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

.

Сценарий к Международному дню грамотности

для учащихся 4 классов

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 1

Нишан

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Слайд 2

Амантур

Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.

Cлово грамота (от греческого grámmata — чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

Ангелина

День грамотности — лучший праздник,

Чтоб правил свод в сознанье обновить.

Коль в школе был ты двоичник—проказник,

Ты можешь скоп ошибок сотворить.

Нишан

Запомни, позвонИт, а не позвОнит,

Не «покладу», а просто «положу».

При этом что-либо «кладут», не «ложут».

Запомни это, я тебя прошу!

Амантур

Сегодня грамотность — залог успеха,

Коль ты такой серьёзный человек,

Поверь, и вовсе будет не до смеха,

Напишешь если вместо «снега» — «снек».

Ангелина

Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Нишан

Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Учитель.

Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?

А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:

Слайд 3

1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)

2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)

3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)

Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»

Нишан

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил —

И другое слово.

Слайд 4

Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Имя существительное (1 команда)

Газ – глаз;

Имя прилагательное (2 команда)

Порт (место стоянки кораблей) – спорт;

Глагол (3 команда)

Банк – банка.

Нишан

Грамотным быть –

Хорошо,

А неграмотным –

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

Второй конкурс «Скажи одним словом»

Слайд 5

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Третий конкурс «Загадки – шутки»

Слайд 6

Имя существительное (1 команда)

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Имя прилагательное (2 команда)

Что стоит посередине земли?(М)

Глагол (3 команда)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Четвертый конкурс «Отгадай слова»

Слайд 7

Имя существительное

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Имя прилагательное

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

Глагол

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

Пятый конкурс «Кто кого»

Слайд 8

Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.

Слайд 9

Проверка:

Мрак ** грамм

маг ** мама

гамма ** ирга

кара ** грим

миг ** гам

Тир ** агат

игра

тигр

мир

марка

магма

рак

рама

Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно

Слайд 10

У рыб нет зубов

у рыб есть зубы

У рыбов нет зубов

У рыбей нет зубов

Седьмой конкурс «Дальше, дальше…»

Слайд 11

В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

2. Сколько букв в русском алфавите? (33)

3. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

Слайд 12-13

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Загадки:

Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

(Буквы.)

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.

(Карандаш.)

Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает.

(Книга.)

Автор: Бобылева Татьяна Николаевна

Организация: МБОУ «Чижовская средняя школа»

Населенный пункт: Смоленская область, Рославльский р-н, Чижовка-2

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 1

Учитель

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Слайд 2

Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.

Cлово грамота (от греческого grámmata — чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

День грамотности — лучший праздник,

Чтоб правил свод в сознанье обновить.

Коль в школе был ты двоичник—проказник,

Ты можешь скоп ошибок сотворить.

Запомни, позвонИт, а не позвОнит,

Не «покладу», а просто «положу».

При этом что-либо «кладут», не «ложут».

Запомни это, я тебя прошу!

Сегодня грамотность — залог успеха,

Коль ты такой серьёзный человек,

Поверь, и вовсе будет не до смеха,

Напишешь если вместо «снега» — «снек».

Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, я думаю, что класс –это и есть команда.

За правильные ответы вы получаете баллы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?

А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:

Слайд 3

1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)

2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)

3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)

1 тур «Разминка» (за каждый правильный ответ 1 балл)

Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил —

И другое слово.

Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Имя существительное (1 команда)

Газ – глаз;

Имя прилагательное (2 команда)

Порт (место стоянки кораблей) – спорт;

Глагол (3 команда)

Банк – банка.

Грамотным быть –

Хорошо,

А неграмотным –

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

Второй конкурс «Скажи одним словом»

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Третий конкурс «Загадки – шутки»

Слайд 6

Имя существительное (1 команда)

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Имя прилагательное (2 команда)

Что стоит посередине земли?(М)

Глагол (3 команда)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Четвертый конкурс «Отгадай слова»

Слайд 7

Имя существительное

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Имя прилагательное

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

Глагол

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

Пятый конкурс «Кто кого»

Слайд 8

Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.

Слайд 9

Проверка:

2 тур «Аз, Буки, Веди»

Вы получаете группу из 6 однокоренных слов, которые нужно расставить в алфавитном порядке. За каждое правильно поставленное слово команда получает 1 балл до первой ошибки в цепочке. Команда, которая закончит выполнение задания первой, получит дополнительный балл за скорость, при условии, что все слова будут расставлены верно. Максимальное Кол-во баллов 7

Телефон, телефонизация, телефонизированный, телефонизировать, телефонистка, телефонограмма

тур «Ударь меня, если сможешь»

Надо верно расставить ударения. Каждое правильно поставленное ударение приносит команде 1 балл, максимальное количество баллов – 9.

([шАрфы, баловАться, кровоточИть] [завИдно, мастерскИ, включИшь] [дОверху, обеспЕчение, плЕсневеть]

тур «Лепота»

1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.)
2. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.)

3. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Телефонограмма, телефонизация, телефонизированный, телефон, телефонизированный, телефонизировать, телефонистка.

шарфы, баловаться, кровоточить, завидно, мастерски, включишь, доверху, обеспечение, плесневеть

Приложения:

  1. file0.docx.. 28,7 КБ

Опубликовано: 26.10.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ковбойской вечеринки на день рождения взрослого
  • Сценарий ко дню рождения одноклассника
  • Сценарий ко дню разведки
  • Сценарий ко дню синичкин день
  • Сценарий ко дню ямала