Сценарий ко дню равноденствия

Cкачать: Сценарий общешкольного спортивно-художественного мероприятия "День весеннего равноденствия"

Сценарий общешкольного
спортивно-художественного мероприятия

«День весеннего равноденствия»

для подростков 12-14 лет

Дата проведения: 24 марта 2016
года.

Продолжительность: 60 минут.

Подготовили занятие:

педагог доп. образования Преснякова Н.А.

педагог доп. образования Балько Е.В.

п. Головеньковский, 2016г.

Цели:

— расширять
кругозор учащихся;

— развивать
их творческие способности, смекалку, чувство ответственности;


способствовать сплочению семейного коллектива.

Оборудование:

мячи
3шт.,

— надувные шары 15
шт.,

нитки,

— кители,

— стулья 3шт.,

— призы,

— ведра 3 шт.,

— швабры 3шт.,

— гимнастические палки 3 шт.,

— обручи 3шт.,

— скакалки 3 шт.,

— шарф 3шт.,

— пантомима,

— отпечатанные для
команд задания 3шт. .

Ведущий 1: Дорогие
друзья, я рада вас приветствовать на нашем замечательном празднике.

Ведущий 2: Мы все знаем, что
весной дни становятся длиннее, а ночи, наоборот, короче. Учёные называют это
астрономическим началом весны
: 20 или 21 марта. По нашему календарю
наступает так называемый день весеннего равноденствия – это
астрономические сутки,
когда продолжительность дня и ночи одинакова. Это
природное явление удивительно. В день равноденствия Земля по отношению к
Солнцу располагается так, что его лучи освещают экватор отвесно – этот день
отмечают во многих странах. 

Ведущий 1: Наши
предки считали день весеннего равноденствия великим праздником: начало весны,
новым годом — это пробуждение всего живого к новой жизни.  Мы тоже очень
радуемся, когда приходит весна после зимних холодов. Давайте отмечать приход
весны веселыми эстафетами
, и тогда солнце всегда будет для нас ласковым и
тёплым.

Ведущий
2:
Итак, начинаем наше мероприятие и неважно, кто станет
победителем в этом, скорее шуточном состязании.
Главное, чтобы все мы
почувствовали атмосферу праздника и добра. Пусть эта встреча будет
по-настоящему дружеской. Я призываю команды к честной спортивной борьбе и желаю
успеха.

Ведущий 1: Хочу
представить жюри … прошу любить и жаловать!

Ведущий 2: А
теперь команды по очереди представьтесь и огласите свое приветствие соперникам…

Ведущий 1: Я
предлагаю участникам дать клятву.

Ведущий 2:
Вы готовы? Прошу внимания! Произносим громко и все вместе слово КЛЯНЕМСЯ.

Торжественно клянёмся
участвовать в этих состязаниях, соблюдая правила, по которым они проходят, и,
уважая соперников!

Клянёмся!

Клянёмся бежать только
в указанном судьёй направлении – шаг вправо, шаг влево считается попыткой к
бегству!

Клянёмся!

Клянёмся соблюдать
олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее», что значит: быстрее ветра не
бежать, выше крыши не прыгать.

Клянёмся!

Клянёмся использовать
спортивный инвентарь по назначению.

Клянёмся!

Клянёмся громче
болельщиков не кричать.

Клянёмся!

Клянёмся соревноваться
в истинно спортивном духе во славу спорта!

Клянёмся!

Конкурсы – эстафеты
оцениваются в 3 балла

Ведущий
1:

1.   
Эстафета лист на ладони.

Нужно заготовить 2
листа бумаги (можно из тетради). Игроки делятся на две команды, которые
строятся параллельно одна к другой. Первому игроку каждой команды кладут на
ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладони сам по себе — его
ни как нельзя придерживать. Первые игроки из каждой команды бегут к флажку.
Если листик вдруг упадет на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и
продолжить свой путь. Добежав до своей команды, игрок должен быстро переложить
листик на правую ладонь следующего в очереди товарища, который сразу бежит
вперед. Тем временем первый стает в конец ряда. Так продолжается до тех пор,
пока очередь не дойдет до первого. Побеждает та команда, которая быстрее
справилась с заданием.

Ведущий 2: В
марте еще лежит снег, так давайте поиграем в снежки, а снежками нам послужат
мячи.

2.    Бросил
— садись!(ПОСЛЕДНИЕ СНЕЖКИ)

Играющие делятся на
несколько команд, по 7 — 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в
колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 — 6 м
становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый
капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок
возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем
третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает.
Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а
все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее
выполнят задание.

Ведущий 1: Так
как зима совсем еще не ушла, давайте ее прогоним с помощью следующей эстафеты.

3.   
Уходи зима ты-Баба-Яга

Игра эстафетная. В
качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы — швабра. Участник
встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит
ведро за ручку, а в другой руке — швабру. В таком положении необходимо пройти
всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

Ведущий 2: В
старославянские времена народ прыгал через костер для очищения души. Вот
и мы сейчас попрыгаем, но только через палку. Команды разомкнитесь на вытянутую
руку.

4.   
Эстафета с палками и прыжками (прыжки через костер)

Играющие делятся на 2 —
3 равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в 3 — 4 шагах друг
от друга. Они стоят перед чертой, а в руках игрока, стоящего впереди,
гимнастическая палка. По сигналу первые номера бегут до финальной точки в 6 м
(стула, мяча), обегают ее и, вернувшись к своим колоннам, передают один из
концов палки вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под
ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку. Первый
игрок остается в конце своей колонны, а другой бежит к ф.точке, огибает ее и
проносит палку под ногами играющих с 3 номером и т. д. Когда начинавший игрок
вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает ее вверх.

Ведущий 1:

5.                
Конкурс капитанов.

Капитан угадывает команду соперника с закрытыми
глазами.    

Ведущий 2: Славяне
всегда перед началом предстоящих работ в поле хорошенечко подкреплялись теми
продуктами, что остались от зимних заготовок. Вот и мы с вами подкрепимся, но
знаниями.

Команды получают
задание и расходятся на 5-6 минут для его выполнения.

1.    
Конкурс с народными сказками

Дети делятся на две
команды. Читая первые слова из названия народных сказок, участники должны
дописать это название целиком. Выигрывает та команда, которая даст больше
правильных ответов.

1. Иван Царевич и серый
… (волк)

2. Сестрица Аленушка и
братец … (Иван)

3. Финист — Ясный …
(сокол)

4. Царевна — … (Жаба)

5. Гуси — … (Лебеди)

6. По щучьему …
(велению)

7. Мороз … (Иванович)

8. Белоснежка и семь
… (гномов)

9. Конек — …
(Горбунок)

2.    
Головоломки

а) Веселый теленок

Веселый теленокПереложите всего две спички,
так чтобы теленок смотрел в другую сторону. При этом он должен оставаться
веселым, то есть его хвост должен остаться направленным вверх.

б)
Ключ

Переставьте четыре спички так, чтобы из ключа получилось три
квадрата.

Ключ

в)
Три квадрата

Из пятнадцати спичек сложены
пять квадратов. Уберите три спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.

Три квадрата

г)
Рыбка

Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону.

Рыбка

Ведущий 1: Команды получили мольберты
с листами и заданием для будущей картины, название картины должны угадать
соперники (соблюдайте тишину!)

Ведущий 2: Пока
команды выполняют задание болельщики отвечают на вопросы.

1. Стоят в поле
сестрички желтый глазок, белые реснички?

2. Этот плод — шкатулочка
с секретом, семена стекляшечки все розового цвета. А уронишь почему то не
звенит?

3. Закончите пословицу:
Лишняя вода разрушает душу, лишние слова разрушают …

4. Правда в огне не
горит, и …

5. Самая длинная река нашей
страны, ее длинна 6380 км?  (Обь)

6. Самое глубокое
озеро? (Байкал)

7. Известный русский
напиток?

8. Какой месяц короче
всех?

9. Сколько месяцев в
году имеет 28 дней?

10. Без чего не могут
обойтись охотники, барабанщики и учителя математики?

11. Назовите середину
весны?

Ведущий 1: В далеком прошлом славяне всегда дружно отмечали праздники,
поэтому мы вам предлагаем объединиться и принять участие в сценке мини-боевике.
Нужно 8 человек актеров. Лучшие 3 актера будут награждены ценными призами.

Сценка

Инструкция: Раздаются
карточки с написанными на них ролями: незнакомец, девушка Весна, лес 3
человека, ворона, медведь, вертолет. Ведущий зачитывает сценарий мини-боевика,
а все участники исполняют свои роли в соответствии со сценарием.

Текст:

Шумел дремучий лес. Из стороны в
сторону качались деревья и зловеще скрипели. Темно и страшно было в лесу. Ломая
ветки и приминая траву из леса медленно вышел огромный медведь. Он был голоден
и поэтому зловеще рычал. Испугано перелетал с ветки на ветку ворон и возмущенно
каркал. Медведь притаился под деревом. Неожиданно в лунную тишину ворвался звук
летящего вертолета. На нем летели незнакомец и девушка Весна. Все громче и
громче шумел двигатель вертолета, бешено крутился его пропеллер. Вертолет начал
снижаться. Он приземлился на поляну, а вокруг шумел дремучий лес. Из вертолета
вышли незнакомец и девушка Весна. «Ура!» крикнула девушка Весна и захлопала в
ладоши. И вдруг девушка Весна испуганно вскрикнула «Ой, ой, ой!». Под деревом
она увидела огромного медведя, он зловеще зарычал.

Девушка Весна быстро и ловко
забралась на дерево. Незнакомец остался с медведем один на один. Ворона
перелетела с ветки на ветку и возмущенно закаркала. Медведь медленно подходил к
незнакомцу. Оба приготовились к схватке. Незнакомец сразу вспомнил все фильмы с
участием Брюса Ли. Незнакомец сделал выпад и громко закричал «кия!». Медведь
зарычал и продолжал приближаться. Незнакомец поменял стойку и опять закричал
«кия!». Медведь шел вперед. И тогда незнакомец без страха кинулся к медведю и
серией метких ударов уложил его на лопатки. Медведь жалобно зарычал. Ворон
удивленно каркнул и свалился с дерева. «Ура!» закричала  Девушка Весна и
спустилась с дерева. Незнакомец привязал медведю ошейник, и медведь послушно
сел рядом с ним. Незнакомец, Девушка Весна и медведь вместе пошли встречать
ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. Им вслед весело шумел дремучий лес, и удивленно
каркала ворона. 

Ведущий 1: Заключительная
эстафета «Возьми свой приз». Напротив каждой команды стоят пакеты с
мелкими призами по количеству игроков. По команде первый игрок бежит к своему
ориентиру-пакету берет приз, не заглядывая в него, и бежит обратно, передавая
эстафету следующему игроку через ладонь. И т.д.

Ведущий 2: Заключительное слово

Сценарий досуга для подготовительных групп

«Весеннее равноденствие»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть всех вас в нашем уютном зале. Надеюсь сегодня мы с вами хорошо и интересно проведем время.

Воспитатель: А сейчас у меня для вас загадка:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

(Весна).

Воспитатель: Правильно — это весна. Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

Воспитатель: А сейчас отгадайте, о каком месяце идет речь?

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мягкий тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает?

(март)

Дети: март

Воспитатель: Правильно, это март.

Воспитатель показывает СЛАЙД 2.

Ребята, посмотрите на картинку, какой месяц вы здесь видите? Это зима или весна?

Ответы детей

Воспитатель: На картинке – март. В народе март называли – «утро весны». Почему?

Дети: отвечают

Воспитатель: Обобщает ответы детей

Первый месяц весны — переменчивый. В марте бывают последние зимние метели, ночи холодные.

Но, солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим.

Воспитатель: Ребята, а в народе март еще называли Протальником и Капельником.  Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Показывает слайды и обобщает ответы детей.

Так как  в марте солнышко  поднимается выше и светит ярче — сугробы оседают, снег становиться рыхлым, появляются проталины.

Проталина — место, где растаял снег и открылась земля. СЛАЙД 3

Начинается весенняя капель. СЛАЙД 4

Воспитатель: Ребята, а кто мне ответит на очень сложный вопрос? Когда наступает весна?

Ответы детей.(1 марта)

Воспитатель: Верно! 1 марта. Но 1 марта она наступает по нашему календарю. А по астрономическому календарю, который показывает расположение солнца, луны  и звезд в небе, весна вступает в свои права именно — 21 марта.

Именно в этот день продолжительность дня становится равна продолжительности ночи! Т.е. другими словами день стал равен ночи. СЛАЙД5

Люди с незапамятных времен наблюдали за изменениями в природе и связывали этот день с полным пробуждением природы от зимнего сна и возвращением ее жизненных сил.

Очень много пословиц связаны с весной, мы сегодня поговорим о пословицах про март. Кто знает какие-нибудь пословицы про март?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо, ребята. Пословиц про март сложено не мало. Вот некоторые из них. Давайте подумаем, что они означают.

Пословицы:

И в марте мороз на нос садится.

Иногда и март морозом хвалится.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Пришел марток — надевай семеро порток.

Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

В марте день с ночью меряется, равняется.

Воспитатель: А сейчас мы разомнемся и поиграем в игру «Веснянка»

Ребята, давайте все встанем со своих мест и в центре образуем большой круг.

Игра  «Веснянка» (провести игру 2-3 раза)
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(Дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(Дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (
Дети медленно встают).

Воспитатель: Мы немножко поиграли, а сейчас садитесь на свои места.

Воспитатель: Приход весны издавна символизируют первые прилетающие из теплых краев птицы. Ребята, какие птицы прилетают из теплых краев к нам первыми?

Дети: Грачи

Воспитатель: Правильно. СЛАЙД 6

Воспитатель: А у меня для вас есть загадки про птиц.

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет. (Жаворонок) СЛАЙД 7

Мал конек за морем бывал:
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце. (Ласточка) СЛАЙД 8

На шесте —дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его… (Скворец) СЛАЙД9

Я мошек для пищи
Ловлю на лету.
Летаю как пуля —
Ходить не могу. (Стриж) СЛАЙД 10

Пробегает по дорожке

 На коротких тонких ножках.

Часто хвостиком трясёт,

И под крышею живёт.

Комары её закуска.

Это птичка — …

(Трясогузка)  СЛАЙД 11

Не заботится о детках,

Ищет гнездышки на ветках,

Непутевая подружка

И зовут ее.. (Кукушка) СЛАЙД 12

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в весенние слова. Я буду называть слова, а вы будите отгадывать о чем они говорят.

-Голубое, чистое, ясное, весеннее… — небо

— Яркое, золотое, теплое, ласковое… – солнце

— Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная… – капель

— Первые, молодые, зеленые… – листочки

— Перелетные, поющие, зимующие… – птицы

Воспитатель: Замечательно, ребята! Мы сегодня с вами уже говорили, что в день весеннего равноденствия длительность дня и ночи оказываются равны. А после этого дня день будет увеличиваться, а ночь становиться короче. Давайте вместе порадуемся приходу весны, улыбнемся солнышку  и поиграем в игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй — запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Игра заканчивается, когда все становятся воротами.

Воспитатель: Спасибо, ребята. Все очень хорошо поиграли.

А сейчас садимся на места, будет  небольшое задание. Нужно закончить предложение.

— Из-за туч вышло золотое …. (солнце)

— Подул теплый весенний ….(ветер)

— На деревьях появились первые ….(листики)

— Зазвенела весенняя ……(капель)

— Тает на водоемах……(лед)

-Прилетели первые…(птицы)

Воспитатель: А в завершении нашего с вами мероприятия, давайте все вместе споем песню про весну.

Сценарийобщешкольного спортивно-художественного мероприятия

«День весеннего равноденствия»

для подростков 12-14 лет

Дата проведения: 24 марта 2016 года.

Продолжительность: 60 минут.

Подготовили занятие:

педагог доп. образования Преснякова Н.А.

педагог доп. образованияБалько Е.В.

п. Головеньковский, 2016г.

Цели:

— расширять кругозор учащихся;

— развивать их творческие способности, смекалку, чувство ответственности;

— способствовать сплочению семейного коллектива.

Оборудование:

мячи 3шт.,

— надувные шары 15 шт.,

нитки,

— кители,

— стулья 3шт.,

— призы,

— ведра 3 шт.,

— швабры 3шт.,

— гимнастические палки 3 шт.,

— обручи 3шт.,

— скакалки 3 шт.,

— шарф 3шт.,

— пантомима,

— отпечатанные для команд задания 3шт. .

Ведущий 1: Дорогие друзья, я рада вас приветствовать на нашем замечательном празднике.

Ведущий 2: Мы все знаем, что весной дни становятся длиннее, а ночи, наоборот, короче. Учёные называют это астрономическим началом весны: 20 или 21 марта. По нашему календарю наступает так называемый день весеннего равноденствия – это астрономические сутки, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Это природное явление удивительно. В день равноденствия Земля по отношению к Солнцу располагается так, что его лучи освещают экватор отвесно – этот день отмечают во многих странах. 

Ведущий 1: Наши предки считали день весеннего равноденствия великим праздником: начало весны, новым годом — это пробуждение всего живого к новой жизни. Мы тоже очень радуемся, когда приходит весна после зимних холодов. Давайте отмечать приход весны веселыми эстафетами, и тогда солнце всегда будет для нас ласковым и тёплым.

Ведущий 2: Итак, начинаем наше мероприятие и неважно, кто станет победителем в этом, скорее шуточном состязании. Главное, чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника и добра. Пусть эта встреча будет по-настоящему дружеской. Я призываю команды к честной спортивной борьбе и желаю успеха.

Ведущий 1: Хочу представить жюри … прошу любить и жаловать!

Ведущий 2: А теперь команды по очереди представьтесь и огласите свое приветствие соперникам…

Ведущий 1: Я предлагаю участникам дать клятву.

Ведущий 2: Вы готовы? Прошу внимания! Произносим громко и все вместе слово КЛЯНЕМСЯ.

Торжественно клянёмся участвовать в этих состязаниях, соблюдая правила, по которым они проходят, и, уважая соперников!

Клянёмся!

Клянёмся бежать только в указанном судьёй направлении – шаг вправо, шаг влево считается попыткой к бегству!

Клянёмся!

Клянёмся соблюдать олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее», что значит: быстрее ветра не бежать, выше крыши не прыгать.

Клянёмся!

Клянёмся использовать спортивный инвентарь по назначению.

Клянёмся!

Клянёмся громче болельщиков не кричать.

Клянёмся!

Клянёмся соревноваться в истинно спортивном духе во славу спорта!

Клянёмся!

Конкурсы – эстафеты оцениваются в 3 балла

Ведущий 1:

  1. Эстафета лист на ладони.

Нужно заготовить 2 листа бумаги (можно из тетради). Игроки делятся на две команды, которые строятся параллельно одна к другой. Первому игроку каждой команды кладут на ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладони сам по себе — его ни как нельзя придерживать. Первые игроки из каждой команды бегут к флажку. Если листик вдруг упадет на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и продолжить свой путь. Добежав до своей команды, игрок должен быстро переложить листик на правую ладонь следующего в очереди товарища, который сразу бежит вперед. Тем временем первый стает в конец ряда. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до первого. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Ведущий 2: В марте еще лежит снег, так давайте поиграем в снежки, а снежками нам послужат мячи.

  1. Бросил — садись!(ПОСЛЕДНИЕ СНЕЖКИ)

Играющие делятся на несколько команд, по 7 — 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 — 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Ведущий 1: Так как зима совсем еще не ушла, давайте ее прогоним с помощью следующей эстафеты.

  1. Уходи зима ты-Баба-Яга

Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы — швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке — швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

Ведущий 2: В старославянские времена народ прыгал через костер для очищения души. Вот и мы сейчас попрыгаем, но только через палку. Команды разомкнитесь на вытянутую руку.

  1. Эстафета с палками и прыжками (прыжки через костер)

Играющие делятся на 2 — 3 равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в 3 — 4 шагах друг от друга. Они стоят перед чертой, а в руках игрока, стоящего впереди, гимнастическая палка. По сигналу первые номера бегут до финальной точки в 6 м (стула, мяча), обегают ее и, вернувшись к своим колоннам, передают один из концов палки вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку. Первый игрок остается в конце своей колонны, а другой бежит к ф.точке, огибает ее и проносит палку под ногами играющих с 3 номером и т. д. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает ее вверх.

Ведущий 1:

  1. Конкурс капитанов.

Капитан угадывает команду соперника с закрытыми глазами.

Ведущий 2: Славяне всегда перед началом предстоящих работ в поле хорошенечко подкреплялись теми продуктами, что остались от зимних заготовок. Вот и мы с вами подкрепимся, но знаниями.

Команды получают задание и расходятся на 5-6 минут для его выполнения.

  1. Конкурс с народными сказками

Дети делятся на две команды. Читая первые слова из названия народных сказок, участники должны дописать это название целиком. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

1. Иван Царевич и серый … (волк)

2. Сестрица Аленушка и братец … (Иван)

3. Финист — Ясный … (сокол)

4. Царевна — … (Жаба)

5. Гуси — … (Лебеди)

6. По щучьему … (велению)

7. Мороз … (Иванович)

8. Белоснежка и семь … (гномов)

9. Конек — … (Горбунок)

  1. Головоломки

а) Веселый теленок

Переложите всего две спички, так чтобы теленок смотрел в другую сторону. При этом он должен оставаться веселым, то есть его хвост должен остаться направленным вверх.

б) Ключ

Переставьте четыре спички так, чтобы из ключа получилось три квадрата.

в) Три квадрата

Из пятнадцати спичек сложены пять квадратов. Уберите три спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.

г) Рыбка

Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону.

Ведущий 1: Команды получили мольберты с листами и заданием для будущей картины, название картины должны угадать соперники (соблюдайте тишину!)

Ведущий 2: Пока команды выполняют задание болельщики отвечают на вопросы.

1. Стоят в поле сестрички желтый глазок, белые реснички?

2. Этот плод — шкатулочка с секретом, семена стекляшечки все розового цвета. А уронишь почему то не звенит?

3. Закончите пословицу: Лишняя вода разрушает душу, лишние слова разрушают …

4. Правда в огне не горит, и …

5. Самая длинная река нашей страны, ее длинна 6380 км? (Обь)

6. Самое глубокое озеро? (Байкал)

7. Известный русский напиток?

8. Какой месяц короче всех?

9. Сколько месяцев в году имеет 28 дней?

10. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и учителя математики?

11. Назовите середину весны?

Ведущий 1: В далеком прошлом славяне всегда дружно отмечали праздники, поэтому мы вам предлагаем объединиться и принять участие в сценке мини-боевике. Нужно 8 человек актеров. Лучшие 3 актера будут награждены ценными призами.

Сценка

Инструкция: Раздаются карточки с написанными на них ролями: незнакомец, девушка Весна, лес 3 человека, ворона, медведь, вертолет. Ведущий зачитывает сценарий мини-боевика, а все участники исполняют свои роли в соответствии со сценарием.

Текст:

Шумел дремучий лес. Из стороны в сторону качались деревья и зловеще скрипели. Темно и страшно было в лесу. Ломая ветки и приминая траву из леса медленно вышел огромный медведь. Он был голоден и поэтому зловеще рычал. Испугано перелетал с ветки на ветку ворон и возмущенно каркал. Медведь притаился под деревом. Неожиданно в лунную тишину ворвался звук летящего вертолета. На нем летели незнакомец и девушка Весна. Все громче и громче шумел двигатель вертолета, бешено крутился его пропеллер. Вертолет начал снижаться. Он приземлился на поляну, а вокруг шумел дремучий лес. Из вертолета вышли незнакомец и девушка Весна. «Ура!» крикнула девушка Весна и захлопала в ладоши. И вдруг девушка Весна испуганно вскрикнула «Ой, ой, ой!». Под деревом она увидела огромного медведя, он зловеще зарычал.

Девушка Весна быстро и ловко забралась на дерево. Незнакомец остался с медведем один на один. Ворона перелетела с ветки на ветку и возмущенно закаркала. Медведь медленно подходил к незнакомцу. Оба приготовились к схватке. Незнакомец сразу вспомнил все фильмы с участием Брюса Ли. Незнакомец сделал выпад и громко закричал «кия!». Медведь зарычал и продолжал приближаться. Незнакомец поменял стойку и опять закричал «кия!». Медведь шел вперед. И тогда незнакомец без страха кинулся к медведю и серией метких ударов уложил его на лопатки. Медведь жалобно зарычал. Ворон удивленно каркнул и свалился с дерева. «Ура!» закричала Девушка Весна и спустилась с дерева. Незнакомец привязал медведю ошейник, и медведь послушно сел рядом с ним. Незнакомец, Девушка Весна и медведь вместе пошли встречать ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. Им вслед весело шумел дремучий лес, и удивленно каркала ворона.

Ведущий 1: Заключительная эстафета «Возьми свой приз». Напротив каждой команды стоят пакеты с мелкими призами по количеству игроков. По команде первый игрок бежит к своему ориентиру-пакету берет приз, не заглядывая в него, и бежит обратно, передавая эстафету следующему игроку через ладонь. И т.д.

Ведущий 2: Заключительное слово

Ведущий 1: Добрый день, гости дорогие! Давно вас жду поджидаю, праздник не

начинаю! Вот и закончилась долгая, немного надоевшая зима. Весна потихоньку

вступает в свои права. Март в народе называют утром года. Но чтото долго длится

зимняя пора, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что

тепло прогонит стужу лютую.

Ведущий 2: А сейчас, добры люди, отгадайтека наши загадки.

1. Живетлетит, умрет – бежит. (Снег.)

2. Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

3. На дворе горой,

А в избе – водой. (Снег.)

4. Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

5. Всю зиму смирно лежит,

А весною убежит. (Снег.)

Ведущий 2: И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди

придумали еще один обряд закликание весны. В народе так и говорили об этом дне:

Когда вода разольется, когда лес зазеленится

Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.

Дети:

1. Благослови, мати, весну закликати!

Весна, весна проснись ото сна!

2. А ты, зима, ступай за моря!

Пусть зима уходит в прок!

Весну пустим на порог!

3. Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла!

4. Весна, весна, проснись ото сна!

Нам зима наскучила,

Холодом измучила!

Ведущий 2: Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта в

день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину

сорок видов птиц.

Ведущий 1: Назовите, каких сорок разных птиц вы знаете?

Ведущий 2: А теперь скажите, какие птицы здесь лишние?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

ПРАЗДНИК ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ
(районное мероприятие)

Разработала Суторма Елена Сергеевна,
учитель начальных классов МКОУ Байкальской СОШ
Болотнинского района Новосибирской области

Действующие лица:
Скоморох 1 (Сергей)
Скоморох 2 (Степа)
Весна (Даша)
Солнышко (Коля)
Ученик 1 ( Полина)
Ученик 2 (Алина)

Ход праздника

Ведущая:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? ( весной)
Давайте мы с вами составим весеннюю картину

(читаю стихотворение под музыку, дети составляют картину)

У весны весёлый старт —
На пороге стоит Март.
Вот и солнышко проснулось,
Весне навстречу улыбнулось,
Журчат звонкие ручьи,
Прилетели соловьи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Солнце лучиком сверкнуло,
И расцвел подснежник.
Птичьих песен вся полна,
Расцвела вокруг весна,
Солнцем засияла,
Всё красивым стало:
Земля, ликуя и смеясь,
Будто на праздник собралась.
Исполняется песенка «Солнечная капель»

На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезки капали
И проталинку оставили.
Припев:
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон!

Пляшут капельки-горошинки
И на мартовской проталинке
Протянул ладоши к солнышку
Голубой цветочек маленький.
Припев:
И звенят сосульки весело,
И поет капель весенняя,
Эта солнечная песенка –
От Весны всем поздравление!
Припев:
Ведущий:
На праздник всех мы приглашаем,
К нему готова детвора,
Друзей улыбками встречаем
И пожелаем всем добра!
На празднике нашем
Споем и попляшем.
О том , как весна
К нам приходит, расскажем.

Сергей: Здорово, приятель!

Степа: Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?

Сергей: А ты что так легко оделся?

Степа: Так уж вроде зима на исходе. Конец зиме, весна пришла!

Сергей: Какая весна! Глянь, кругом снег лежит!

Степа:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Сергей: А вот мы сейчас сыграем в игру. Если победит Весна, я сниму шубу.

Ведущий: Эй! Подходи честной народ,
Поиграем в ручеек!
Игра «Идёт матушка весна»

Двое детей берутся за руки (это ворота), а остальные проходят под ними и говорят:
Ходит матушка весна по полям, лесам одна.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Сергей: (приглашает гостей поиграть) Поиграйте, гости дорогие, с нами.

Образуются две команды – «Зима» и «Весна».
Начинают перетягивать канат.

Ведущая:
После долгой зимней стужи,
Просыпайся ото сна.
Улыбнись лучами света,
Долгожданная Весна!!!

Сергей: Давайте Весну покличем.

Хором исполняется «Веснянка».

Журчик, ключик, паучок.
Прилетел к нам куличок.
Виту-виту-виту-лай!
Принеси весну в наш край!

Музыка выход весны

Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

ВЕСНА:
Утро доброе, ребята.
Я- Весна-красна.
Я луга, и лес, и поле
Пробудила ото сна.
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

Ведущая: Ну, Весна! Как дела?
Весна: У меня уборка.
Ведущая: Для чего тебе метла?
Весна: Снег смести с пригорка.
Ведущая: Для чего тебе ручьи?
Весна: Мусор смыть с дорожки.
Ведущая: Для чего тебе лучи?
Весна: Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

Ведущая:
Весна, весна- утро года.
Весну встречаем хороводом.
Приглашаем весь народ
В наш веселый хоровод!
Песня-хоровод «Веснянка»

Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нет ни снега, нет ни льда!
Прилетели журавли
И соловушки-малы.
Журавли, журавли!
И соловушки-малы!
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём!
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём!

Степа: Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В тёмном – тёмная ночь живёт. В светлом – ясный день.

Степа: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает. Слайд 1

Сергей: Кто же тебе помогает, Весна-красна?

ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую. А чтобы оно всегда помогало, надо обратиться к нему с поклоном.

Полина: Солнышко, выходи.
Красно дерево, цвети!
Мы на поле поспешим
Ладить косы и серпы.
Гори, солнце, ярче, лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.
(кланяется)

Алина: Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко!
Высоко взойди, далеко посвети.
На речку, на поля, на синие моря,
На зелёный огород и на весь народ.
(кланяется)

ВЕСНА: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.
Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (ласточка)

Чёрный, проворный
Кричит: «Крак»,
Червякам враг. (грач)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (скворец)

ВЕСНА: Давайте покличем птиц.

Полина
Утушка-ключница,
Вылети из-за моря.
Вылети из-за моря, вынеси два ключа.
Вынеси два ключа, два золотых ключа.

Алина:
Отомкни весну красную,
Замкни зиму холодную,
Приведи лето красное!
Пусть весна набирает силу,
Пусть растут светлые дни!

ВЕСНА: 22 марта на Руси пекли из теста птичек жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Дети ходили по селу, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Потом развешивали жаворонков на деревья, чтобы угостить прилетевших птиц.
Слайд 3

Ведущий: Ребята, скажите, как называется праздник, который отмечают 22 марта? (Сороки)
По какому случаю его так назвали? (ответ детей: «Празднуют прилет птиц»)
А знаете ли вы, почему праздник называют не «Жаворонок», а «Сороки»? Это день 40 мучеников, они страдали за свою христианскую веру.

В давние времена в далёкой стране император Константин Великий своим указом позволил выбирать людям веру, кому какая по душе . Но соправитель его ненавистный продолжал гонения на истинных христиан, и в первую очередь велел губить христиан-воинов.
Под началом полководца Агриколы находилась лучшая дружина, состоявшая из 40 воинов христианской веры и считавшаяся непобедимой. Агрикола велел дружине отказаться от веры в Иисуса Христа и совершить языческий обряд жертвоприношения. Воины –христиане отвергли несправедливый приказ своего начальника. Тогда дружину разоружили и жестоко пытали. Но не удалось безбожникам поколебать твёрдость убеждений верующих. Мучеников погнали на покрытое льдом озеро. И свершилось чудо-лёд растаял и вода в озере стала тёплой. Разъярённые стражники вывели мучеников на берег и жестоко убили их.
Но сила воинов была так велика, что лица всех 40 воинов озарил необыкновенный свет. Душа их вознеслась и осталась жить в 40 птицах. Сорок воинов погибшей дружины в народном поверье воплотились в жаворонков. И жаворонок стал на Руси одной из почитаемых птиц. Его прилёт встречали радостно, как вестника весны. Если жаворонки появлялись в день Сорока Мучеников, это сулило хороший урожай.
На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Слайд 4
На Сороки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Слайд 5-6
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Слайд 7 Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Слушание музыкальной композиции-заклички

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Весна: А давайте тоже жаворонков сделаем!

Дети и гости изготавливают жаворонков из бумаги, салфеток и теста

Весна: Посмотрите, какие получились у нас жаворонки!

Сергей: Давайте разучим одну закличку, а потом развесим своих жаворонков.

Закличка:
Приди, весна. Приди , красна.
С шелковой травою,
С жемчужною росою,
С теплым солнышком,
С вкусным зернышком!

Весна угощает всех жаворонками из теста

Ведущая: Спасибо, Весна.

Весна: И вам спасибо. А теперь мне пришла пора прощаться с вами. Пойду будить медведя, а то он весну проспит. До свидания!!!

Все прощаются.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Внеклассное мероприятие «Праздник весеннего равноденствия» »

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста. «День осеннего равноденствия»

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Авторы-составители:

Кекина Наталья Вячеславовна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Билинсон Ольга Валентиновна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Корнева Надежда Романовна – инструктор по физической культуре.

Скачать конспект

Задачи:

  • Закреплять знания о приметах осени;
  • вспомнить пословицы и поговорки про осень.
  • Познакомить детей с днем осеннего равноденствия.
  • Закреплять основные двигательные навыки;
  • Развивать силу, быстроту, ловкость, координацию движений, меткость.
  • Воспитывать чувства дружбы, сопереживания за товарища.
  • Оздоравливать организм ребенка с помощью движений и действий на свежем воздухе.

Мы разработали и представляем вариант игры в тёплое время года (21-22 сентября, приуроченной к дню осеннего равноденствия), в котором участвует дети старшего дошкольного возраста. Игра представляет собой имитацию игры «зарница», с элементами соревнования со спортивно-игровыми элементами и интеллектуальными заданиями. При прохождении маршрута группы детей выполняют различные задания. В игре детям отведены определенные этапы, требующие проявления смекалки, выносливости, дисциплины.

Участники игры: дети старших и подготовительных групп, а также инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, педагог-психолог, воспитатели в роли наблюдателей на этапах прохождения дистанции.

Персонажи (взрослые): Лесовичок, День, Солнце, Ночь, Звёзда.

Оборудование: Большая кастрюля для варки сока, верёвка и карабины (по количеству детей) для маршрута «звёздный путь» воротики (6 шт), рукоход, лабиринт, горка, 8 обручей, 2 гимнастические палки, 2 конуса, 10 кеглей, 2 султанчика, цветные мелки для рисования на асфальте (по количеству детей), знаки для обозначения этапов игры, разметка маршрута, магнитофон.

Продолжительность досуга – 50-60 мин.

Место проведения досуга — территория ДОУ.

Ход досуга:

Детей встречает Лесовичок, выходит под музыку.

Лесовичок: Здравствуйте ребята! Догадались, кто я такой? (ответы детей)

На лесной опушке
В маленькой избушке
Живу я, старичок,
Старичок-лесовичок.
Любит старичок лесной
Огород свой под сосной.
У меня всегда в порядке
Урожай растет на грядке!

Я пришёл к вам не случайно, сегодня ведь не просто осенний день, давно-давно на Руси, в этот день – день осеннего равноденствия праздновали Новый год. А что такое день осеннего равноденствия вы знаете? (ответы детей)

Лесовичок: В этот день, день равен ночи и с этого дня солнечное время будет уменьшаться, а темное увеличиваться. Говорили, что ночь начинала двигаться не «куриными шажками», а «лошадиными прыжками». Ещё это время завершения полевых работ и на Руси отмечали праздник урожая.

(Звучит музыка, выходят День с Солнцем и Ночь со Звездой)

День: До чего хорош денек!
Веет легкий ветерок.
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!

Ночь: Вечерами землю укрывает мгла,
Ночь на синем небе звёздочку зажгла.
Озорная звёздочка! Яркие лучи!
Путнику дорогу освети в ночи.

Солнце и День: С добрым утром,
С ясным днем,
Вот как славно мы живем!

Ночь: Ночь темна, ночь хороша,
Сладкие сны дарит она.

День: Я самый главный…

Ночь: Нет, я самая главная…

День: Нет, я…

(начинается спор, лесовичок этот спор останавливает)

Лесовичок: Прогоните споры прочь,

Равны сегодня День и Ночь.

Сегодня равноденствие, ведь это знают все дети! Будем дружить! Я хочу сварить для вас самый вкусный, полезный яблочный сок! (оборачивается и видит дерево без яблок) А-А! Ох!

Ночь: Кажется, я догадываюсь, это проказник ветерок разбросал все яблоки.

День: Лесовичок, не расстраивайся, мы тебе с ребятами поможем, соберём все яблоки. А звезда и солнце укажут вам путь.

Звезда: Есть у меня звёздные карты,
По которым вы пойдёте
И все яблоки соберёте.

(Солнце и Звезда раздают путеводители. Дети ходят по станциям, выполняют задания, складывают яблоки в корзинки. 5 станций)

Этап «Дневные забавы»

День (поёт): Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый пусть станет добрей и доверчивей, пусть доброе утро продлится до вечера.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы поприветствуем солнце. (Дети поют такую же приветственную песню)

Воспитатель: Уважаемый день, а не можете ли вы помочь нам найти яблоки, что ветер разбросал.

День: Конечно, помогу. Вы со мной скорее поиграйте и яблоки собирайте.

Игра «День-Ночь»

Слушают светлую весёлую музыку или медленную таинственную, определяют характер, день или ночь, если день дети танцуют, если ночь, то сначала спят, а потом показывают движениями, что им снится.

День: А вот и яблочки. (отдаёт детям корзинку с яблоками)

Воспитатель и дети: Спасибо.

Дети переходят по схеме на следующий этап.

Этап «Ночные приключения»

Ночь: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются)

Воспитатель: Уважаемая Ночь, а не можете ли вы помочь нам найти яблоки, что ветер разбросал.

Ночь: Конечно, помогу. Нам нужно пройти испытания. Для того, чтобы не заблудиться, нам нужно зажечь мои яркие звёздочки.

Эстафета «Зажги звёздочки»

Дети строятся в две команды. Первые участники берут султанчик. Бегут между кеглей змейкой, дотрагиваясь до каждой из них султанчиком, тем самым зажигая звёзды. Пробегая свой этап, передают эстафету следующему участнику команды.

Ночь: молодцы, ребята. Все звёзды зажги, теперь светло как днём. И мы можем с вами попрыгать на тучках.

Эстафета «Тучки»

Дети остаются в 2 командах. Первые участники подходят к старту, по сигналу добегают до обручей, лежащих в шахматном порядке, и прыгают из одного в другой. Добегают до конуса, обегают его на обратном пути снова прыгают из обруча в обруч. Добегая до следующего участника, передают ему эстафету.

Ночь: Какие спортивные у вас ребята, а победила – дружба. За это вот вам яблочки. (отдаёт детям корзинку с яблоками)

Воспитатель и дети: Спасибо.

Дети переходят по схеме на следующий этап.

Этап «Звездный путь»

Звезда: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются)

Воспитатель: Уважаемая звезда, а не можете ли вы помочь нам найти яблоки, что ветер разбросал.

Звезда: Конечно, помогу. Чтобы найти те яблоки нужно пройти по звёздному пути и яблоки найти. Каждый берите себе по одному карабину и двигаемся друг за другом по звёздному пути.

Дети присоединяются карабинами к тросу, натянутому между спортивными снарядами и двигаются по нему, преодолевая препятствия: воротики (6 шук) через 1 перелезают, под другое — подлезают. Доходят до рукохода, при страховке педагогов проходят по нему. Проходят через лабиринт и горку и возвращаются к началу «Звёздного пути».

Звезда: Молодцы, ребята, прошли такой трудный путь. А вот и яблочки. (отдаёт детям корзинку с яблоками)

Воспитатель и дети: Спасибо.

Дети переходят по схеме на следующий этап.

Этап «Солнечные загадки»

Солнце: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются)

Воспитатель: Уважаемое солнце, а не можете ли вы помочь нам найти яблоки, что ветер разбросал.

Солнце: Конечно, помогу.
Рассчитайтесь по порядку
Отгадайте-ка загадки. (Солнце загадывает детям загадки)

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)

Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали… (урожай)

Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)

В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь. Мы взяли… (зонт)

Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем… (гербарий)

Солнце: А вот и яблочки. (отдаёт детям корзинку с яблоками)

Воспитатель и дети: Спасибо.

Дети переходят по схеме на следующий этап.

Этап «Лесные картинки»

Лесовичок: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются)

Воспитатель: Уважаемый лесовичок, может, видели вы где-нибудь яблочки, что ветер разбросал?

Лесовичок: Мне проказник –ветер нашептал, что если вы приметы осени назовите, то и яблочки найдёте.

Дети и воспитатель:

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

В сентябре одна ягода, да и та — горькая рябина.

В сентябре синица просит осень в гости.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь — вечер года.

Сентябрь — листопадник.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

Лесовичок: А теперь изобразите. (Дети рисуют осенние картинки)

Лесовичок: А вот и яблочки. (отдаёт детям корзинку с яблоками)

Воспитатель и дети: Спасибо.

После прохождения всех этапов дети строятся на площадке.

Лесовик: (открывает большую кастрюлю) Ну что, помощники, собрали яблоки?

Теперь мы сможем сварить с вами сок в моей чудесной волшебной кастрюле!

(Дети несут яблоки в корзинках лесовичку)

Лесовик варит сок, колдует,

Кручу, верчу, сок из яблок сварить хочу.

Повторяет несколько раз, затем достаёт сок в коробках. Ночь, Солнце, Звезда, День помогают раздавать детям сок),

Ночь и Звезда: До свиданья ребята, до скорой встречи (машут рукой и уходят).

Солнце и День: До свиданья, нам пора на небо продолжать освещать всю землю (машут рукой и уходят).

Лесовичок: До свидания. (машет рукой и уходит)

  • Каждая группа начинает маршрут с разных станций.
< Предыдущая   Следующая >

Дата проведения: 22 марта

Цель: возрождение обрядовых праздников Руси, раскрытие
богатства русской культуры через изучение народного фольклора (игрового,
песенного, литературного).

Задачи:

·       
воспитать бережное и уважительное
отношение к прошлому нашего народа, к национальному художественному наследию;

·       
формировать у детей устойчивую
традицию проведения праздников народного календаря;

·       
развивать у детей творческий
интеллектуальный национальный потенциал.

Возраст
участников:
7-10 лет.

Предварительная
подготовка:

1. Знакомство и обсуждение сценария;

2. Распределение ролей;

3. Разучивание песен-закличек, хороводов, игр, стихов,
реплик;

4. Подбор костюмов, запись фонограммы (русские
народные мелодии);

Оформление: помещение может быть оформлено произвольно (лес,
деревенская улица), т.к. в контексте сценария нет определенной привязки к месту
событий. При оформлении важно учесть, что время проведения мероприятия — 22
марта, т.е. зимне-весенний период. Поэтому в элементах оформления это
необходимо отразить (подтаявший снежок, ярко светящее солнце, слегка
присыпанные снегом деревья и т.п.).

Оборудование:

       коромысло, два ведра (одно — темного, другое —
светлого цвета);

      
глиняные игрушки-свистульки
(бычок, коровка, птичка, петушок), «птица счастья»;

      
погремушки, колокольчики,
трещотки;

      
веревка (4-5
м);

      
выпеченные из теста птички —
жаворонки, печенье «тетерки».

Сценарий фольклорного праздника

«Жаворонки. День весеннего равноденствия (22 марта)»

Выбегают два скомороха. Первый одет по-зимнему тепло,
второй — по-весеннему легко.

Первый: Здорово, приятель!

Второй: Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?

Первый: А ты что так легко оделся?

Второй: Да уж вроде зима на исходе. Весна-Красна к нам
сегодня пришла. Зима на исходе, весна на пороге!

Первый: Какая весна! Глянь — кругом еще снег лежит! Снежок
летит — стоять не велит.

Второй: Лежит снег, да не тот он, не злой зимний, а сырой
весенний. Знает он — солнышко припечет, превратится он в звонкие ручейки, и
поплывут по нему бумажные кораблики. (Напевает) Кап-кап капельки,
поплывут кораблики.

Первый: Ой-ой-ой! Какие кораблики! Может в городе-то уже
тепло, а вот в лесу-то все еще зимним сном заворожено. Спит в своей теплой
берлоге хозяин леса — Михайло Потапыч.

Второй: Ну как тебе доказать, что по всем срокам весна
наступила! Главная примета того, что весна наступила, такая — дни-то все
длиннее и длиннее становятся. А 22 марта — главная встреча весны, день
весеннего солнцестояния.

Первый: Что за день такой удивительный?

Второй: 22 марта сутки делятся ровно пополам: 12 часов дню
положено, а 12 — на ночь отведено. День равен ночи, поэтому он так и называется
— день весеннего равноденствия!

Первый: Вот теперь я все понял! (Напевает) Конец
зиме, весна пришла! Проводим зимушку звонкой песней!

Исполняется
русская народная песня «Вот уж зимушка проходит» или любая другая весенняя.

Первый: Иди, Весна-Красна! Принеси ржаной колосок, овсяной
снопок, большой урожай в наш край!

Второй: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это
бывает? (Весной)

После
того, как зрители отгадали загадку, звучит плавная музыка. Входит Весна. Она
несет на плечах коромысла с двумя ведрами разного цвета, одно — темного, другое
— светлого.

Первый: Вот как дружно мы зимушку проводили. Сама Весна-Красна
к нам в гости заявилась!

Весна: Да, услышала я, как вы с Зимою простились. Пора,
думаю и самой мне вам показаться.

Второй:
Весна-Красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое. Видите, на нем два волшебных
ведерка. В одном, темном, — темная ночь живет, в другом, светлом, — ясный день.

Второй: Ой,
как интересно! И какое же ведерко легче, а какое — тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня —
день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро все
тяжелее становиться будет, потому, что день расти начинает.

Второй: Кто
же помогает тебе, Весна-Красна?

Весна: Кто же как не само ясное Солнышко! Трудится оно без
устали, греет землю озябшую.

Первый:
Хочешь мы с ребятами тебе поможем?

Весна: Конечно,
хочу.

Второй: Надо
обратиться к Солнцу с просьбами и низкими поклонами.

Дети читают стихи:

Солнышко,
солнышко, красное ведрышко!

Высоко
взойти, далеко посвети.

На
темные лесочки, на сырые борочки,

На
речку, на поля, на синие моря,

На
зеленый огород и на весь народ!

(Кланяется)

Гори,
солнце, ярче,

Лето
будет жарче,

А
зима теплее,

А
весна милее.

(Кланяется)

Первый: А еще солнышку пели звонкие песни. Споем и мы
веснянку!

(Исполняют песню)

Весна: Что бы скорее прогнать стужу, люди лепили из глины
зверюшек и выставляли их за окошко — задабривали мороз. Вот посмотрите, какие у
меня есть игрушки — бычок, коровка, птичка! Это не просто игрушки, это —
свистульки! Но чаще всего из глины лепили звонкого певца — петушка. Считалось,
что весной петушок — самый главный из всех домашних животных. Утром песню запел
— значит солнышко взошло. И сам петушок воспринимался как символ солнца, света,
как солнечный лучик. Петух — посланник солнца на земле, а солнышко — символ
добра, света, жизни. Кроме глиняных фигурок зверей, крестьяне делали в день
весеннего солнцестояния вот таких необыкновенных птиц, (показывает)
которых называли «птицами счастья». Считалось, что два ее крыла — два
солнцестояния, осеннее и весеннее. Перышек у нее вырезали ровно 52 — столько,
сколько недель в году. Птицу красиво раскрашивали и подвешивали к потолку избы.
Люди верили, что ее красота подарит им здоровье, сбережет от злых сил и злых
духов.

Первый: Да и
настоящие птицы из-за моря возвращались, во все горло пели-распевали от
радости, что домой прилетели.

Второй:
Специально для перелетных птиц люди сочиняли весенние песенки-заклички.

Весна: Сейчас мы с ребятами споем такие заклички. А поможет
нам в исполнении наш шумовой оркестр. (Раздает глиняные свистульки, погремушки,
колокольчики, трещотки)

Заклички:

Кулик
из-за моря,

Лети,
лети на волю!

Припев:
Неси, неси на волю Весну

Ты,
птица-жаворонок

Твой
голос тонок, звонок…

Припев

Ты,
зяблик-свистелка,

Лесная
свиристелка…

Припев

Журавль-длинношейка

Курлычь
хорошенько…

Припев

Первый: А теперь играем в русскую народную игру «Ручеек».

Ребята
кладут руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7-0,8
м кладется веревка. На слог «Ух» надо всем вместе перепрыгнуть за веревку —
«на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет»,
выбывает из игры.

Скоморохи (хором):  Разлился ручеек, золотой рожок — ух!

Разлился
водой холодной, снеговой — ух!

Разлился
водой прозрачной ключевой — ух!

По
мхам, по болотам, по лесным колодам — ух!

Первый: Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни,
а мы им в этом поможем!

Второй:   Хоровод заведем, дружно все запоем.

Станем
хором ходить да весну веселить.

Первый: В старину хоровод был связан с обрядами в честь
Ярилы и символизировал солнце, поэтому танцующие становились в круг.

Все водят хоровод «Во поле
березка»

Приложение

22 марта в каждом доме пекли из теста птичек —
жаворонков, мазали их сладким и душистым медом. У кого не было теста, те лепили
птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети
ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, и пели специальные
песни-заклички. Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы,
возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди
верили, что этими ключами было замкнуто какое-то холодное подземелье, где
томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и
зиме поменяться местами.

Птица-ключница,

Прилети
к нам из-за моря,

Принеси
нам два ключа,

Два
ключа золотые.

Отомкни
весну теплую,

Замкни
зиму холодную.

*
* *

Жавороночки,
перепелочки,

Птички-ласточки!

Прилетите
к нам!

Весну
ясную, весну красную,

Принесите
нам!

Песня «Весняночка»

Стало
ясно солнышко припекать-припекать,

Землю
словно золотом заливать-заливать,

Громче
стали голуби ворковать-ворковать,

Журавли
вернулися к нам опять, к нам опять,

А
в лесу подснежники расцвели-расцвели,

Много
свету вешнего у земли, у земли,

Ой
ты, ясно солнышко, посвети-посвети,

Хлеба,
земля-матушка, уроди-уроди!

Жаворонки

(русские народные песни)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню символов казахстана
  • Сценарий ко дню работников сельского хозяйства на двух языках
  • Сценарий ко дню рождения мамы 75 лет
  • Сценарий ко дню символики рк
  • Сценарий ко дню сибири