Сценарий ко дню республики башкортостан на башкирском языке

Cкачать: Сценарий, посвященный Дню Республики "Башҡортостан – минең тыуған илем!!

Башкортостан – Родина моя

Башҡортостан – минең тыуған илем

Сценарий, посвященный Дню Республики

Вступление: 
(мелодия курая)

Голос: Родина.…
Как вы представляете её? Это место, где вы родились, впервые увидели мир и
начали познавать его. Сначала это был ваш дом, потом улица, поле, лес. Вы
становитесь взрослее, и ваши знания о Родине расширяются: от родного очага,
отцовского порога до необъятной Отчизны – Россия. Чтобы лучше узнать Родину,
необходимо изучить и свою республику, свой край. Только с осознанием Родины в
большом и малом, в единстве России и Башкортостана, вы станете настоящим
гражданином своей страны. 

1-й ребенок : Башҡортостан
– тыуған
 
ерем,

 Һиндә 
тыуҙым, һиндә
 
үҫәмен.

 Һинән 
яҡын, һинән гүзәлерәк

Юҡтыр  бер  ил –
шуны
 
беләмен
.

2-й ребенок : Башҡортостан
– башҡорт иле,

Шунда
беҙҙең тамырҙар.

3-й
ребенок
:
Беҙҙең ҡайнар ҡаныбыҙҙа

Сал
тарихтың даны бар.

4-й
ребенок:
 
Башҡортостан – башҡорт иле,

Торна
булып сыңрар ил,

5-ребенок: Сор
ҡурайҡай һыҙҙырғанды

Ғәләм
өнһөҙ тыңлар гел.

     Ведущий
1.
 Хәйерле  көн 
ҡәҙерле
  уҡыусылар  
һәм
  хөрмәтле 
ҡунаҡтар!

    
Ведущий 2.
  Добрый  день  дорогие  ребята и уважаемые 
гости!

11 октября  в судьбе  нашей  Республики
особенный  день. Мы  отмечаем  день принятия 
Декларации  о  государственном  суверенитете  Башкортостан.
И  событие  это  вправе  быть  отнесенным 
к  тем  из  важнейших  моментов  жизни, который 
оставляют  значительный  след  в  судьбах  людей.

Чтец
1
Родина  моя

Башкортостан 
мой,

Спеть 
бы  мне  о  празднике  твоем

В 
песне  и  заветной, и гортанной

Обернувшись
звонким  соловьем.

Ведущий 1: Бөгөн 
беҙҙә  оло  байрам – тыуған  Башҡортостаныбыҙҙың  үҙ 
аллы  дәүләт  булып  иғлан  ител
гән 
көнө
. Барығыҙҙы ла ошо  милли байрамыбыҙ  менән
ҡотлайбыҙ!

Ведущий 2: Уважаемые 
наши  гости, сердечно  поздравляем  вас  с
Днем 
Республики!

Ведущий 1: Эйе,
аллаға  шөкөр,   йыл  һайын  1990 йылдан 
алып  11 октярбҙ
ә 
республикабыҙҙың  көнөн  билдәләйбеҙ. Шул көндән  алып  еребеҙгә,
тәбиғәт  байлыҡтарына  үҙаллылыҡ  алдыҡ.

Презентация (герб, гимн, первый президент)

-Башҡортостан  республикаһының  үҙ  гербы,
үҙ  гимны, байрағы  бар. Республикабыҙҙың  тәүге 
президенты  Мортаза  Ғөбәйҙулла  улы Рәхимов — Башҡортостан 
халыҡтарының  яҙмышы, киләсәген  ҡайғыртҡан хәстәрлекле  етәксе,
оло шәхес. Тәүәккәллеге, һәләтлеге, эшмәкәрлеге менән тоташ Рәсәй 
Федерацияһында  ҙур  абруй ҡаҙанды ул. Перзидентыбыҙҙың 
Хәмитов
Рөстәм Зәки
тырышлығы  арҡаһында ла
республика  байтаҡ  уңыштарға  өлгәште. Беҙҙә  именлек,
милләт-ара татыулыҡ һаҡлана. Башҡорт теле, рус теле менән бер рәттән 
дәүләт  теле 
итеп уҡытыла.
Былар  бөтәһе лә Башҡортостан  суверенитетының  изге 
емеше.

Ведущий 2: Да, после  подписания
самого важного документа  наш  многонациональный  народ 
сво
бодолюбивого 
Башкортостана получил в собственность землю, недра, природные  богатства
своего края. Ныне  каждый  из  нас, живущих  в 
Башкортостане, вправе дать собственную  оценку, отрезку 
времени  длиной 
23 года,
которые  наша  республика  прожила 
в   новых  условиях  экономических
,
социальных  и  культурных  преобразований.
Они  очевидны, что  еще раз  доказывает  правильность 
выбранного    нашей   республики пути.

—         После 
провозглашения  Декларации о государственном  суверинетите
Башкортостан впервые за  свою историю  получил возможность 
самостоятельного выхода  на международную арену, ведения
внешнеэкономической  деятельности, развития  сотрудничества  с 
зарубежными  странами и организациями. Сегодня в республике активно 
действуют более 80 совместных  предприятий и 40 представительств  ин
остранных
фирм.

—         Растет 
экспортный  потенциал республики. Сейчас  она  поставляет
продукцию  более чем  40 стран  мира,  например Германию, Швецию,
Финляндию,
Данию и в  США.

—         Несмотря на
сложную социально-экономическую обстановку продолжает  расти
благоустраиваться города,  рабочие поселки, деревни. Неузнаваемо
изменились старые  города Стерлитамак, Бирск, Белебей, Белорецк,

хорошеют сравнительно молодые  города Ишимбай,
Октябрьский,  Нефтекамск, Салават
,
Кумертау, Сибай, Учалы и Баймак. На карте республики появился новый город с
поэтическим названием  Агидель.

Самарина Полина, песня о Родине

Презентация
( карта)

Ведущий
1:

Взгляни
на глобус:

Вот
он – шар земной

На
нем Башкирия

С
березовой листок величиной

Всего
лишь навсего

Не
больше

Обыкновенного
листка,

Береза
же – Великая Россия –

Так
зелена, так высока!

Ведущий
2:

Так образно писал о Башкортостане его народный поэт Мустай
Карим.
(Презентация)  Весь  жизненный  и  творческий  путь 
Мустая  Карима  озарен  большой  любовью. Душа 
этой  удивительной  любви – Башкортостан.

               Башкортостан,  я снова  в  далеке

           
От звезд  твоих, но неразлучен с ними.

 
          Где  б не был,
у меня на языке

           
Всегда  твое  единственное имя.

-Год  рождения М. Карима
1919 год – по счастливой  случайности  совпал  с 
годом  рождения  Башкирской  Автономной Советской
Социалистической Республики. Так  раньше  называлась 
Республика  Башкортостан. Творчество   Мустая  Карима так
же полноводно и звучно, как вытекающая из глубин родной земли Агидель, велича
во
и мудро, как седой Урал, исполнено, как у наших степей, широкого дыхания и
своими глубокими корнями накрепко связано с жизнью.

    ( Тыуған
яҡ»
йыры)

-Летом сорок  второго,
когда фашистские  снаряды  ранили  нашу  землю, осколок
снаряды пробил комсомольский билет и ранил Мустая Карима. Рана, нанесенная
родной земле, ранит и грудь  поэта. Трещина мира проходит 
через  сердце поэта.

         Слово
“народный  поэт” раскрывал главный  смысл творчества Мустая 
Карима .

        Поэзии – это, в
сущности, путь поиска правды и найти ее в отрыве от народа невозможно. Правда и
народ – братья – близнецы. И правда для поэта начиналась  только 
с  родной  земли.

Чтец: (Стихотворение
“Россиянмын”)

1-й:  Не
русский я, но россиянин. Ныне

Я
говорю, свободен и силен:

Я
рос, как дуб зеленый на вершине,

Водою
рек российских напоен.

Своей
жизнью я гордиться вправе –

Нам с
русскими одна судьба дана.

Четыре
века в подвигах  и славе

Сплелись
корнями наши племена.

2-й    Рус
һәм башҡорт һәр саҡ юлдаш,

Табындаштар
оло байрамда,

Яуҙа
яуҙаш, дандаш һәм ҡәберҙәш

Изге
һуғыш үткән майҙанда.

Рус
түгелмен, ләкин россиян мин,

Россиян
мин – ниндәй ғорурлыҡ”

Ун
ғүмере
ң  миңә кәрәк
түгел,

Бер
яҙмышым шуға торорлоҡ!

Башкортостан – многонациональная  республика. Единой 
семьей  здесь
живут  и 
трудятся  башкиры и русские, татары и украинцы, белорусы и чуваши, марийцы
и мордва, удмурты и немцы – представители более 80 национальностей.

Чувашский танец

  Презентация: ( Природа
Башкортостана)

Ведущий 1: Какими
только дарами ни наградила природа нашу Республику- обширные и тучные пастбища,
как море без конца волнующиеся ковылём степи; дремучие леса, из края в край
переполненные разными породами зверей и птиц; красавицы реки, целебные
источники и озёра и светлые, как утро мая, нагорные потоки…

(Презентация –
Агидель, цветок курая
)

 С любовью и нежностью поют башкиры о родной Агидели, звон ее струй как бы впитался в
задумчивые мелодии тростниковой флейты – курая.

 ( играет на курае                      
).

Чтец.

Самый
родной на земле и любимый

Башкортостан-
край ты неповторимый.

Нет
на земле ничего нам дороже,

Ближе,
милее, щедрее, пригоже.

Ласково
солнце теплом согревает,

Нежно
звучат переливы курая.

В
поле от ветра склонилась осина,

А
на опушке краснеет рябина.

Все
мы твоею любовью хранимы,

И
от тебя мы неотделимы.

Любим
тебя и гордимся тобой,

Башкортостан — ты
дом наш родной.

(Выступает
Гарин Дима

Баян.
Башкирские мелодии. )

(Демонстрируются слайды с
видами города Уфы ).

Чтец 1:

 Столица нашей республики
Уфа.

Уфа- наша гордость и слава,

Встрече с ней каждый рад.

Это моей державы

Самый заветный клад.

Чтец 2:(на тат.
яз.) Йылғалары ай нурында

Оҡшай
көмөш уҡаға.

Һоҡланмаған
кеше юҡтыр

Беҙҙең
матур Өфөгә.

Чтец 3: Өфө,
Өфө!

Мәңге ул
йәш ҡала,

Башҡортостаныма
– йондоҙ,

Нурлы баш
ҡала!

Чтец 4: (на чуваш. яз.)Һин
баш ҡалам булып, бейеклеккә

Халҡым
көсө менән ҡалҡындың.

Һин –
терәге Башҡортостанымдың,

 Һин
терәге берҙәм халҡымдың.

Песня « Уфа»

Ведущий 1:

 Уфа
была
основана в 1574 году как первая русская крепость на башкирской
земле. Промышленное развитие её началось лишь в конце XIXвека, когда
открылось регулярное судоходство по реке Белой и была построена Самаро-
Златоустовская железная дорога.

Ведущий 2: Өфө ҡалаһы Ағиҙел буйында, бейек тауҙа урынлашҡан. Тимер
күперҙән сыҡҡан сҡта йылғала аҡ пароходтар тирбәлә. Яр башында – ике мөһабәт
һәйкәл. Береһе Салауат Юлаевҡа арналған.
Икенсеһе
башҡорт халҡы менән урыҫ халҡының мәңгелек дуҫлығын данлай.

Танец

Ведущий 3:

В годы Великой Отечественной
войны в Уфу были эвакуирова
ны десятки промышленных
предприятий, многие учреждения, различные ведомства, ряд
научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и около 300 тысяч
человек. Промышленность Уфы бесперебойно снабжала Советскую Армию боеприпасами,
горюче-смазочными материалами, обмундированием и т.д.

Ведущий 1:

 Уфа послевоенных лет- это
организующий центр освоения нефтяных богатств Туймазов, Шкапова, Арлана,
опорная база превращения Башкортостана в крупный район химической и
нефтехимической промышленности.

Ведущий 2:

 За большие успехи,
достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, за
заслуги в революционном движении город Уфа в 1974 году, в год своего
400-летнего юбилея награждён орденом Октябрьской Революции.

Ведущий 3:

 В 1980 году Уфа стала
городом с миллионным населением. В настоящее время Уфа сосредотачивает 26%
всего населения и более 40% индустриальной мощи республики.

Ведущий 1:

В масштабе России Уфа выделяется
как центр нефтепереработки. Машиностроение города производит автомобильные
моторы, кабель, электролампы, аппаратуру связи, оборудование и приборы для
горной и нефтегазовой промышленности. Лес, поступающий по Уфе и Белой,
превращаются здесь в фанеру и древесные плиты, в мебель и спички.

Ведущий 2:

Уфа всё более повышает свою роль
в научно- технической и культурной жизни не только республики, но и всей
страны.

Презентация: Уфа- научный,
образовательный и культурный центр.

Ведущий 1: Славься
наш Башкортостан!

Судьбой
народу ты для счастья дан!

С Россией
мы едины- и всегда

Процветай,
Башкортостан!

Ведущий 2: Башҡортостан беҙҙең азатлыҡтың,

Берҙәмлектең
ныҡлы ҡалҡаны,

Уралдағы
барлыҡ милләттәргә

Һин
атайсал, дуҫлыҡ Ватаны!

Ведущий 1: Сегодня мы говорили о нашем родном Башкортостане, о его бескрайних
просторах, о бесчисленных богатствах, которые нам с вами беречь и преумножать.
А самое большое богатство Башкортостана это его люди.
 И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и
дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!

Ведущий
2
: Бөгөн беҙ ғәзиз Тыуған илебеҙ – Башҡортостаныбыҙ, уның гүзәл
тәбиғәте, киң күңелле халҡы, яғымлы, моңло теле, һоҡланып бөтә алмаҫлыҡ
матурлығы, байлығы тураһында дан йырланыҡ. Башҡортостандың иң ҙур байлығы –
уның халҡы. Киләсәктә лә ошо күркәм илдең
 ҡәҙерен белеп, татыулыҡта,  дуҫлыҡта йәшәйек!!!

Башҡортостан – Дуҫлыҡ иле,

һәр милләт уның гөлө!

Алып барыусы:

Тыуған илем тим дә һүҙ башлайым,

Тыуған илем Башҡортостаным!

Уны ҙурлап тик бер һүҙ әйткәндә

Әйләнәмен һайрар ҡошҡа мин.

Башҡортостан тыуған ерем минең

Тирмә-тирмә һинең тауҙарың

Шул тауҙарҙы алтын-көмөш итер

Туған  халҡың еңер дошманын.

Хөрмәтле балалар, тәрбиәселәр, ҡунаҡтар, бөгөн беҙ һеҙҙең менән күркәм байрамға йыйылдыҡ. Ул беҙҙең тыуған, йәшәгән еребеҙгә, Башҡортостан республикаһына бағышлана, һәм дуҫлыҡ, татыулаҡҡа арнала.

1 бала:

Башҡортосан – шатлыҡ иле,

Башҡортостан – сафлыҡ иле

Башҡортостан милләт – ара

Мәңге һүнмәҫ дуҫлыҡ иле.

Алып барыусы:

Башҡортостаныбыҙ – сәскәләр гөлләмәһе кеүек төрлө милләткә бай төбәк. Унда башҡорттар ҙа, татарҙар ҙа, урыҫтар ҙа, мариҙар ҙа, удмурттар ҙа, мордвалар ҙа һәм башҡа халыҡтар дуҫ-татыу ғүмер итә. Улар бер ғаилә булып, дуҫлыҡтың ҡәҙерен белеп, ауыр саҡтарҙа бер-береһенә ярҙам итеп, уңыштарын, шатлыҡ һәм ҡайғы-хәсрәттрен уртаҡлашып йәшәргә күнеккән.

2 бала:

Төрлө милләт балалары

Йыйылған бер ергә

Бөтәһе лә тигеҙ баҫа

Оҫта улар бейергә

3 бала:

Бик дуҫ улар, бик тапҡырҙар,

Һүҙ әйтерлек түгелдәр

Шулай бергә йәшәгәнгә

Шат була күңелдәр.

Алып барыусы:

Башҡортостан Рәсәй Федерацияһында бәләкәй генә ҡайын япрағы кеүек тора. Уның тураһында башҡорт халҡының бөйөк яҙыусыһы Мостай Кәрим шиғырында ошондай юлдар бар:

4 бала

 Взгляни на глобус:
          Вот он – шар земной,
          На нем Башкирия 
          С березовый листок величиной.
          Всего лишь навсего
          Не больше
          Обыкновенного листка,
        Береза же – великая Россия –
        Так зелена, так высока!

5 бала

Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее, крепкую ладонь,

Искренне протянутую другу,

За друзей готовую в огонь.

Алып барыусы:

Ә ниңә Башҡортостан тип атағандар беҙҙең еребеҙҙе? (Балаларҙың яуаптары) Башҡортостан – башҡорттар иле тигән һүҙ. Бында борон-борондан башҡорттар йәшәгән һәм йәшәй.

Слайды

Алып барыусы:

Беҙҙең еребеҙ бик ҙур һәм бай. Башҡортостанда күккә ашҡан бик ҙур тауҙар ҙа, ҡара урмандар ҙа күп, далалар ҙа бар. Ағиҙел, Һаҡмар, Дим һ.б. йылғаларҙың матурлығы тураһында халыҡ бик күп төрлө йырҙар сығарған. Асылыкүл, Яҡтыкүл күлдәре – үҙҙәре генә ни тора! Һоҡландырғыс Урал тауҙары, Башҡортостандың көслө-көслө батырҙары тураһында халыҡ бәйеттәр сығарған, шиғырҙар, йырҙар яҙған.

6 бала

Башкортостан мой край родной

Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля –

Все это ты, любимая земля!

7  бала

У наших гор вершины до небес
         И соловьиных песен полон лес.
         Богаты недра нефтью, серебром,
         Поляны — ягодами, а сердца — добром.
          8 бала 

Там Агидель несется с горных круч.
         Поток её прозрачен и могуч.
         К великой Волге путь её лежит.
         Бегут года и Агидель бежит.

9 бала

Мы дети Родины своей,

Своей большой страны.
         Мы всех счастливей, всех сильней,
          Покуда вместе мы!

Йыр “Ватаным”

Алып барыусы:

Ә Башҡортостандың баш ҡалаһы ниндәй ҡала? Дөрөҫ, Өфө ҡалаһы.

10 бала

Новый день над городом рождается,

И по свету катится молва:

С Монумента Дружбы начинается,

С дружбы начинается Уфа!

11 бала

Как люблю тебя, Уфа,

Ты – моя столица,

И красива, и стройна,

Мы с тобой гордимся.

Ә кемегеҙ әйтә, беҙҙең республикабыҙҙың президенты кем? (Хәмитов Рөстәм Зәки    улы)

Был һүрәттә кем төшөрөлгән (Башҡортостан гербы һәм флагы). Кто изображен на фоне восходящего солнца? (С. Юлаев). Кем ул С. Юлаев? (халыҡ геройы, яҙыусы, көрәшсе).

12 бала

Герб Башкортостана

В дестком саду на стене:

Салават Юлаев

На лихом коне.

Солнце освещает,

И герой народный

К миру призывает.

Будущее счастье,

Вечная свобода –

Вот мечты сэсэна

И его народа.

Алып барыусы:

Ә хәҙер балалар, беҙ үҙебеҙҙең республикабыҙҙың гимнын тыңлап үтәсәкбеҙ.    Гимныбыҙҙы матур итеп баҫып тыңлайыҡ.

Гимн уйнай.. Балалар һәм өлкәндәр гимнды баҫып тыңлайҙар.

Алып барыусы:

Беҙҙең башҡорт халҡы шиғырҙар ҙа йырҙар ҙа ғына түгел, ә уйындар ҙа ла үҙенең батырҙарының данын күтәргән.

Уйындар “Етеҙ егеттәр”, “Беҙ ун ике ҡыҙ инек”, “Йәшерәм яулыҡ”

Алып барыусы:

Әйтегеҙ әле балалар Башҡортостанда ниндәй ҡалалар бар?

Балалар: Кумертау, Салауат, Ишембай, Белорет, Сибай, Бәләбәй һ.б.

Алып барыусы:

Балалар, беҙ йәшәгән ауылыбыҙҙың исеме нисек? Башҡортостандың ниндәй районында йәшәбеҙ? Ниндәй йылға аға?

13 бала

Сәрлебашта эшсән халыҡ,

Юҡтыр ул башҡа яҡта.

Үлән үҫмәгән тау-ташта

Урман үҫтерҙе хатта.

 Стәрлебашым – һин юлдашым,

 Беҙ бергә, мәңге бергә.

Стәрлебашым – йөҙөк ҡашым,

Йөрәгемдә һин генә.

Йыр “Туган як”

Алып барыусы:

Беҙҙең районда ниндәй милләт халҡы йәшәй?

(татар, башҡорт, урыс, сыуаш, латыш һ.б.). Дөрөҫ балалар. Ошо халыҡ араһында иң күбе татар һәм башҡорт милләттәре.

14 бала

Татарҙар һәм башҡорттар

Оҡшаш беҙҙә телдәр, ғәҙәттәр.

Тыныслыҡ һәм дуҫлыҡ сәскә атһын

Уртаҡ беҙҙең ерҙә теләктәр.

Бейеү

Алып барыусы:

Хөрмәтле дуҫтар, бөгөн дуҫлыҡҡа, татыулыҡҡа, берҙәмлеккә бағышланған байрамыбыҙ аҙағына ла яҡынлашты. Шулай, бергә-бергә йәшәргә яҙһын, тыуған илебеҙ Башҡортостаныбыҙҙа бер-беребеҙҙе хөрмәтләп, дуҫ йәшәйек.

Киләһе осрашҡанға тиклем. Һау булығыҙ!

Республика көнөнә арналған сценарий

Алмас:

Башҡортостан, һинең гүзәллеккә

Тиң булырлыҡ ерҙәр бармы икән?

Аҡҡош кеүек ап-аҡ Ағиҙелкәй

Ҡайһы илдә генә бар икән?

Айгөл:

Шаулап үҫә мәғрүр урмандарың,

Туҡ башаҡлы иркен ҡырҙарың

Данлы илем, гүзәл республикам,

Бүләк булһын һиңә йырҙарым.

Илйәр:

Һаумыһығыҙ ҡәҙерле уҡыусылар, хөрмәтле уҡытыусылар һәм килгән ҡунаҡтар!

Азалия:

Хәйерле көн барығыҙға ла! Башҡортостан автономияһы ойошторолоуҙың 100 йыллығына һәм Республика көнөнә арналған, Рәсүл, Ҡоҙаш ауылдары фольклор коллективтары һәм мәктәп балалары тарафынан әҙерләнгән байрамыбыҙ асыҡ тип иғлан ителә!

Алмас:

Гимн яңғырай – ул шундай көслө,

Ватанын уйлай тыңлаған кеше

Эстән ант бирә һөйөргә илен,

Һөйөргә халҡын һәм тыуған телен!

Айгөл:

Башҡортостан Республикаһының дәүләт гимны яңғырай. ( гимн бөткәс) Рәхмәт!

Сәхнә асыла, ҡурайсылар теҙелә

Илйәр:

Сая бөркөт ише егеттәре

Ҡурайҡайын алып ҡулына,

Көй – моңдары аша тарих һөйләй,

Рух өләшә тормош юлына

Азалия:

Һеҙҙең алдығыҙҙа “Арғымаҡ” ҡурайсылар ансамбле егеттәре сығыш яһай.

Ҡурайсылар сығышы

3 класс шиғыр, йыр «Башҡортостан илгенәм!”

Алмас:

Ҡотлау өсөн һүҙ Рәсүл мәктәбе мөдире Эльвира Рәшит ҡыҙына бирелә.

Айгөл:

Һүҙ мәктәп директоры Астанова Миләүшә Ғизетдин ғыҙына бирелә.

Илйәр:

Һүҙ Иманғол ауыл советы хәкимиәте башлығы Ахмедьянов Рөстәм Рәшит улына бирелә.

Азалия:

Слово предоставляется Депутату Совета муниципального района Республики Башкортостан Хасанову Хуснитдину Фахритдиновичу

Алмас:

Слово предоставляется заместителю главы администрации Муниципального района Учалинский район по экономическим вопросам Гибадатовой Гузель Лиантовне

Һеҙҙең алдығыҙҙа “Минең Мостай Кәрим” район шиғыр һөйләүселәр конкурсында 2-се урын яулаусы Юнусов Ильяс Рим улы сығыш яһай.

Алмас:

Гөлбостанға тиң баҡсалары, нурлы йорттары балҡып тора ғәзиз еребеҙҙә. Эргәлә генә Рәсүл менән Ҡоҙаш ауылдарын тоташтырып Ҡандыболаҡ йылғаһы гөрләп ағып ята. Тирә-яҡтағы урмандар шыбыр-шыбыр килеп тыуған еремә маҡтау йырын йырлай төҫлө. Мәрлүгән, Турғай, Остобейек, Ҡотоҡбаҫҡан, Бурһыҡ, Юныс тауҙары беҙҙе яҡлап, һаҡлап торған батырҙарҙай.

Айгөл:

Беҙҙең кескәй генә Ватаным – тауҙар ҡуйынына һыйынып ҡына ятҡан Рәсүл һәм Ҡоҙаш ауылдары. Ошо ерҙә беҙ бәхетте, ырыҫты тойоп, матур итеп донъя көтәбеҙ. Бында беҙҙең ғаиләләребеҙ, гөрләп торған йорттарыбыҙ балҡып тора.

Алмас:

Һеҙҙең алдығыҙҙа Ҡоҙаш ауылы “Ҡандыболаҡ ҡыҙҙары” фольклор коллективы сығыш яһай.

Ҡандыболаҡ ҡыҙҙары” сығышы

Илйәр:

Башҡортостан – ғәзиз ерем минең

Башҡортостан – дуҫлыҡ бишеге.

Моң шишмәһе, сал тарихтар иле,

Һиндә асам ожмах ишеген.

Азалия:

Һеҙҙең алдығыҙҙа Рәсүл ауылы “Аҡшишмә” фольклор коллективы сығыш яһай.

Аҡшишмә” сығышы

Алмас:

Был донъяла йәшәү мәғәнәһе –

Тарихыңды иҫтән сығармау

Башҡорт исеменә тап төшөрмәй

Йырҙарыңда уны гел данлау.

Айгөл:

Һүҙ район кимәлендә үткәрелгән “Һаумы, театр!” конкурсында беренсе урын яулаусы Рәсүл мәктәбенең 8 класс уҡыусыларына бирелә

Рәсүлем” йырын башҡарыу

Илйәр:

Ғаиләләрҙең ныҡлы булыуында

Киләсәктең яҡты өмөтө

Ҡолас йәйеп ышаныслы осор

Тыуған илдең сая бөркөтө.

Азалия:

Һеҙҙең алдығыҙҙа район кимәлендә үткәрелгән “Йәш ғаилә – 2О19” фестивалендә ҡатнашыусы, “Атай, әсәй, мин – музыкаль ғаилә” талант-шоуында беренсе дәрәжәле диплом менән бүләкләнеүсе Рәсүл ауылынан Юлбирдиндар ғаиләһе сығыш яһай.

Юлбирдиндар ғаиләһе сығышы

Алмас:

Ҡыйғас ҡашлы башҡорт һылыуҙары –

Киләсәктең яҡты өмөтө

Ҡолас йәйеп ышаныслы осор

Тыуған илдең сая бөркөтө.

Айгөл:

Һеҙҙең алдығыҙҙа “Таланттар йондоҙсоҡтары” бейеү конкурс-фестивалендә икенсе дәрәжәле лауреат дипломы менән бүләкләнеүсе Юлбирдина Роза башҡарыуында башҡорт бейеүе.

Розаның бейеүе

Юнусов Ильяс йырлай

Илйәр:

Бөтөн ғаилә булып йәшәйек гел,

Бергә татыу ғүмер кисереп

Салауаттың ышанысын аҡлап

Быуындарҙы дауам иттереп.

Ер йөҙөндә барса халыҡ менән

Гел аңлашып, берҙәм йәшәйек

Милләтебеҙ йөҙөн ҡыҙартмайыҡ

Ил байлығын әрәм итмәйек.

Азалия:

Һеҙҙең өсөн 5 һәм 6 класс уҡыусылары башҡарыуында йыр “Баласаҡ утрауында”

5,6 йырлай

Скамейкаларҙы ултыртырға алып барыусылар һөйләгән арала

Алмас:

Мин халҡымдың сәскә күңеленән

Бал ҡортондай ынйы йыямын,

Йыямын да — йәнле ынйыларҙан

Хуш еҫле бер кәрәҙ ҡоямын.

Айгөл:

Шуға ла мин беләм тел ҡәҙерен:

Бер телдән дә телем кәм түгел —

Көслө лә ул, бай ҙа, яғымлы ла,

Кәм күрер тик уны кәм күңел!..

Илйәр:

Халҡым теле — миңә хаҡлыҡ теле,

Унан башҡа минең илем юҡ;

Илен hөймәҫ кенә телен hөймәҫ,

Илe юҡтың ғына теле юҡ!

Азалия:

Әсәм теле миңә — сәсән теле,

Унан башҡа минең халҡым юҡ,

Йөрәгендә халҡы булмағандың

Кеше булырға ла хаҡы юҡ!

йыр “Мин башҡорт”

Алмас:

Һәр бер йылға тарих булып аға,

Йөрәк тибеп ҡуя һулҡылдап,

Уҡтың һыуы аша сыҡҡан саҡта

Уҡтай сая һаман тулҡындар.

Был тәбиғәт – башҡорт бейеүендә,

Был тәбиғәт – башҡорт көйөндә,

Күпме гүзәллек һәм мөһабәтлек,

Башҡортостан, һинең йөҙөңдә!

Айгөл:

Һеҙҙең алдығыҙҙа Рәсүл ауылының талантлы йәш йондоҙо Ильясов Ғайсар сығыш яһай

Ғасар йырлай

Алмас:

Башҡортостан, һин һөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙың изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдең тыныс ал таңы.

Айгөл:

Дан һиңә, Башҡортостан!
Илен һөйгән азат халҡыңа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!

Илйәр:

Башҡортостан, һин хөрмәтле данлы ил,
Еңеү яулап алға бараһың.
Киләсәккә яҡты нур-моң сәсә
Һинең ғорур рухлы байрағың.

Азалия:

Республикам, йондоҙ булып балҡы hин,
Күкрәп йәшә, гүзәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә һүнмәҫ усағыбыҙ,
Тыуған телдә тынмаҫ йырыбыҙ

Флешмоб “Ҡалдыр эҙеңде”

Алып барыусы: Ошоноң менән байрамыбыҙҙың беренсе өлөшө тамам. Иғтибарығыҙ өсөн ҙур рәхмәт! Ә хәҙер барығыҙҙы ла “Көҙгө уңыш” йәрминкәһенә саҡырабыҙ.

«Тыуған илем — Башҡортостан!»

(өлкәндар төркөмө өсөн байрам сценарийы)

Төп белем биреү өлкәһе: телмәр үҫеше.

   Белем биреү өлкәләрен интеграциялау: танып белеү үҫеше,  социаль- коммуникатив үҫеш.

  Интеграцияланған бурыстар.

  Белем биреүсе.Балаларға Башҡортостан Республикаһының дәүләт билдәләре (гимн, герб, флаг), тыуған илебеҙ, еребеҙ тураһында яңы белем биреү. 

  Үҫтереүсе. Балаларҙың аң-зиһенен, хәтерен, телмәрен үҫтереүҙе дауам итеү.

  Тәрбиәүи. Башҡорт халыҡ ижадына, йолаларына, байрамдарына ҡыҙыҡһыныу уятыу, тыуған илебеҙгә, еребеҙгә һөйөү, һаҡсыл ҡараш тәрбиәләү. Шатлыҡ тойғоһо бүләк итеү.

 Йыһазландырыу: Башҡортостан гимны, гербы, Рәсәй Федерацияһының, Башҡортостан Республикаһының,Башҡортостан Республикаһы  гимны аудиояҙмаһы.

  Алдан үткәрелгән саралар:  Башҡортостан тураһында шиғырҙар ятлау,йырҙар, бейеүҙәр өйрәнеү, әңгәмә үткәреү.

Зал байрамса биҙәлгән.

 Ҡурай уйнай. Балалар  залға  инәләр.

1.Алып  барыусы: Хәйерле  көн, балалар, хөрмәтле  ҡунаҡтар! Бөгөн  беҙҙә  ҙур  байрам!Һәр  кешенең  тыуған  көнө  булған  кеуек, илдәрҙең  дә  барлыҡҡа  килгән  көнө  була. Беҙ  бөгөн  яратҡан  байрамдарыбыҙҙың  береһе  Башҡортостан  республикаһының тыуған көнөн  билдәләйбеҙ.

2.Алып барыусы. Һаумыһығыҙ, балалар! Байрамға рәхим итегеҙ! Балалар, һәр кешенең тыуған иле, теле, ере,милләте була. Һеҙ, миңә әйтегеҙ әле:

    — Һеҙҙең милләтегеҙ кем?

    —Беҙ башҡорттар.

    —Һеҙниндәй телдә һөйләшәһегеҙ?

    — Башҡорт  телендә.

    —Ә һеҙ ниндәй ҡалала йәшәйһегеҙ?

    —Сибай ҡалаһында.

    -Тыуған илегеҙ нисек атала?

    — Башҡортостан!

1.Алып барыусы. Балалар,Башҡортостан  ул —  башҡорт иле. Унда барса халыҡ дуҫ, татыу йәшәй. Беҙҙең илебеҙ азат, үҙаллы ил. Халҡыбыҙ үҙенең башлығын да яңыраҡ һайланы.

 -Балалар, кем ул беҙҙең башлығыбыҙ?(балаларҙың яуабы)

2. Алып барыусы. Республикабыҙҙың үҙ флагы,гербы, гимны бар. Гимнды, балалар, аяҡ өҫтө баҫып тыңлайҙар. Һеҙ уны барығыҙ ҙа беләһегеҙ. Ул берҙәмлеккә, татыулыҡҡа,  дуҫлыҡҡа, азатлыҡҡа әйҙәүсе символ. Әйҙәгеҙ Башҡортостан республикаһы гимнын тыңлайыҡ.

1. Алып барыусы.Балалар,Башҡортостан нимәләргә бай? (балаларҙың яуабы) Әйе, ул үҙенең урмандары, йылға-күлдәре, тауҙары, хайуандары, киң далалары, икмәге, балы, ер аҫты ҡаҙылма байлыҡтары,ҡоштары, балыҡтары менән дан тота.(Компьютер  экранында тәбиғәт күренештәре  слайдтары күрһәтелә)

Ике бала уртаға сығып шиғыр һөйләйҙәр.

1 Беҙҙең Ватан шундай матур,

Ҡояштай балҡып тора.

Тауҙары зәңгәр болоттай

Күктәргә ҡалҡып тора.

Һыуҙары терегөмөштәй

Йылтырап ағып тора

Баҡсаларында емештәр

Ерҙәргә тамып тора (Жирнова Риана)

2. Ай Уралым, Уралым!

Күгәреп ятҡан уралым

Нурға сумған түбәһе

Күккә ашҡан Уралым

Һине маҡтай йырҙарым

Һине данлай йырҙарым.

2. Алып  барыусы: Балалар ,ҡарағыҙ әле, бына   миндә  тылсымлы  ҡурай  сәскәһе бар, тик  ел  уны  тирбәтеп  сәскәнең  таждарын  туҙҙырып  ташлаған. Һанай  ҙа, һорай, ни  эшләп  7? Эйе, ҡурайҙың  7  тажы — 7  ырыуҙы  белдерә. Ҡурайҙың  Һәр  бер  тажында  һорау  яҙылған, уларға  яуап  тапһаҡ, ҡурай  сәскәһен  йыйып буласаҡ. Һеҙ  әҙерһегеҙме?

1 – се  алып барыусы1 – се  тажын   алайыҡ  әле. Ер  йөҙөндә  һәр  бер  илдең, республиканың  3  билдәһе  бар, йәки  символы . Әйтегеҙ  әле, нисек  атала  улар?

(балаларҙың  яуаптары)

1 — се символ- республикабыҙҙың  дәуләт флагы.Ниндәй  төҫтәрҙән  тора  ул  флаг? Дәуләт  флагында  өҫтән  аҫҡа  зәңгәр, аҡ, йәшел  төҫтәр  бар. Нимәне  аңлата һуң  был   төҫтәр? Зәңгәр  төҫ – күк  йөҙөн, ғәҙеллекте, теләктәрҙең  сафлығын  аңлата. Ағы – татыулыҡты  белдерә.Йәшеле – ер  йөҙөн  иҫкә  төшөрөп  тора. Ул  азатлыҡ  һәм  тормоштоң  мәңгелек  билдәһе. Ә  ҡурай  сәскәһе – дуҫлыҡ  символы. Афарин, беләһегеҙ  икән!  

2 – се  дәуләт  символы  ул —  герб.Уның  авторы  — рәссам  Фазлетдин  Ислахов.Герб  нимәнән  тора? (балалрҙың  яуабы)Дөрөҫ,балалар, герб –түңәрәк  эсендәге беҙҙең  батырыбыҙ   Салауат  Юлаев  һәйкәле  һүрәтенән  тора.

3 – сө  символы  булып  гимн  тора. Гимн – Башкортостан  республикаһының  иң  төп , тантаналы  йыры  булып  һанала. Гимндың  авторы  — композитор  Фәрит  Иҙрисов. Гимнды  ҡайҙа  ишетергә  мөмкин? (радио, телевидениела).Гимн   матурлыҡты   данлай, беҙҙең  күңелдәрҙә  ғорурлыҡ  тойғоһо  уята. Шуға уны  һәр  саҡ  баҫып  тыңлайҙар.

Гимн тыңлау

-2-се алып  барыусы: беренсе  һорауға  яуап  таптыҡ, икенсе  тажды  алайыҡ  әле. Малайҙар  бейеуен  ҡарап  алайыҡ, тип  яҙылған.

Малайҙар бейеүе

 Икенсеһенә  лә   яуапты  ла  таптыҡ.

1-се алып  барыусы: Киләһе   тажында  нимә  көтә  икән  беҙҙе? Тыуған  ил  тураһында  мәҡәлдәр   әйтеп  китегеҙ. Беҙ мәҡәлдең башын , ә һеҙ аҙағын әйтеп бөтөрһегеҙ.

Теле юҡтың-иле юҡ.

Тыуған илдән туйған юҡ.

Тыуған илем- алтын бишек.

 Ил ҡәҙерен белмәгән — башын юғалтҡан.

·       

2-се алып  барыусы: Афарин, бик  күп  беләһегеҙ  икән  мәҡәлдәр.3  сө таждың  да  һынауын   сос  үттегеҙ.Ҡурай  сәскәһенә  оҡшай башланы  шикелле. Шулаймы  балалар?

1-се алып  барыусы: 4 – се  тажды  ла, алайыҡ, һынауын  үтәп  ҡарайыҡ.Ә  хәҙер  батырҙар  йырлап- бейеп  күрһәтһен.

Йыр  “Ватаным

2-се алып  барыусы: Афарин,баалар! Һеҙҙең  ярҙамығыҙ  менән  4 – се  тажды  ла  йыйып  ҡуйҙыҡ.

1-се алып  барыусы: Киләһе  тажда  ниндәй  һынау  көтә  икән? Һеҙ  ниндәй  милли  башҡорт   уйындарын  беләһегеҙ ?(әйтеп  китәләр).         Әйҙәгеҙ, әле  шуларҙың  береһе  “итексе” не  уйнап  алайыҡ.

Уйын Итексе

Уйнағандан  һуң  урындарына  ултыралар.

2-се алып  барыусы: Балалар, нисә  тажды йыйҙыҡ  беҙ? 5.

 Алтынсыһын да алайыҡ, яуабын  табып  ҡарайыҡ.

Йырлап, бейеп күңел ас!

Халҡыбыҙҙың көйҙәре

Бер ҡасан да ялҡытмаҫ!

Йыр…

 Берҙәмлектә  —  көс  тиҙәр, бергәләп  был  һынауҙы ла үттек.

1-се алып  барыусы : Иң  һуңғы  7 –се тажына  ла  килеп  етттек.Башҡортостан  тураһында  шиғырҙар  һөйләп  китегеҙ.

Балалар шиғыр һөйләйҙәр

3.Башҡоттостан һин беҙҙең

Тыуған үҫкән илебеҙ

Беҙгә икмәк, өй биргән

Һыуын эскән еребеҙ

Башҡортостан беҙ һине

Һөйәбеҙ, яратабыҙ(Шаяхметов Ислам)

4.Минең телем-тыуған ерем

Әсәм тауышы.

Халҡымдың бай хазинаһы

Таҙа намыҫы

Ерҙә халыҡ йәшәй икән

Теле лә йәшәй

Телен асҡанда һәр бала

Әйтәсәк Әсәй.( Зуфарова назгуль)

5. Иң ҡәҙерле, иң һөйөклө

Тыуып үҫкән ил бит ул

Йөрәктәрҙә тамыр йәйгән

Шңмәй торған гөл бит ул

Тыуған илем- шатлыҡ иле

Беҙҙә халыҡ дуҫ йәшәй

Бөтә милләт халыҡтарын

Туған итте ҙур Рәсәй.(Буранбаева Самира)

6.Давайте будем дружить

Друг с другом.

Как птица с небом

Как ветер с лугом

Как парус с морем.

Трава с дождем

Как дружит солнце

Со всеми нами.(Биешева Рената)

2-се алып барусы. Балалар, ҡарағыҙ  әле,Беҙҙең ҡурайыбыҙҙың таждары асылды. Ә нимә килеп сыҡты икән.Башҡоттостан республикаһының ете мөғжиизәһе.Әйҙәгеҙ әле бергәләп һанайыҡ. Афариндар!

Видеоролик Башҡортостандың ете мөғжизәһе 

 1-се, 2-се алып барыусылар

Хөрмәтле балалар, ҡунаҡтар. Һеҙҙе Башҡотостан республикаһының тыуған көнө менән ихлас ҡотайбыҙ. Бәхетле, мул тармошта имен –аман йәшәйектәрю

МАОУ «СОШ№5» городского округа

г. Стерлитамак Республики Башкортостан.

Учителя: Кутлушина Л.К., Акчулпанова А.Х.

Сценарий посвященный дню республики.

Тема: Башҡортостан- мой край родной.

Цели:

  • воспитание в детях любви к Родине, уважения к ее героям и чувства гордости за них;

  • воспитание уважения к национально-культурным традициям народов Башкортостана;

  • развитие любознательности, познавательного интереса к истории, литературе и культуре башкирского народа.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья, уважаемые учителя, ученики! Мы приветсвуем вас на мероприятии, посвященном дню республики Башкортостана.

Ведущий 2. Взгяните на историю… (слайд 3)

Ведущий1. 11 октября  в судьбе  нашей  Республики особенный  день. Мы  отмечаем  25-тие принятие  Декларации  о  государственном  суверенитете  Башкортостан.  И  событие  это  вправе  быть  отнесенным  к  тем  из  важнейших  моментов  жизни, который  оставляют  значительный  след  в  судьбах  людей.

Ведущий 2. Башкортостан вступил в ХХ1 век высокоразвитым, стабильным, экономически и духовно благополучным регионом. Это результат напряженного и вдохновенного труда всего народа республики. (слайд 4)

Чтец

В Башкортостане я родился.
На свет в том крае появился.
Но здесь живу не только я –
Отец и мать, сестра моя.
Башкирский здесь живёт народ.
О Салавате он поёт.
Стихи о нём народ слагал,
Да и поэмы сочинял.
Вот, словно песенка курая,
Плывёт вся жизнь родного края.

О.Феофанова

Чтец 2 (слайд 5)

В Башкортостане я родился.
В Башкортостане я живу.
В Башкортостане вольной птицей
Я песни громкие пою.
Я выбегу на улицу и песню запою:
Мой край родной — Башкирия –
И я её люблю!  

О. Феофанова                                                      

Ведущий 1. В настоящее время Башкортостан имеет площадь около 11тысяч метров, это больше чем Греция. Он имеет свою конституцию, флаг, парламент и президента. Государственными языками являются 2 языка: русский и башкирский. (слайд 6)

Ученик. В мире и согласии живут трудовые слои башкирского и русского народа. Им всегда приходилось вместе защищать интересы России – в одних рядах сражаться против иностранных интервентов. Нам хорошо известно имя легендарного героя башкирского народа, поэта – импровизатора Салавата Юлаева. Башкирский народ помнит и чтит подвиг своего героя, складывает о нем песни и стихи.

Ученики читают стихотворение Ш. Бабича “Салават”.

Кто он, грозный Салават?
Чем он славен и богат?
Он – родной земли булат,
Он отвагою богат!

Ни во сне, ни наяву
Равных нет такому льву,
В небесах и на земле
Равных нет его стреле.

Наш Урал – его отец.
Он – стремленье всех сердец,
На земле – он свет земной,
В небе светится луной.

Он – отечества глаза,
Он – захватчиков гроза,
Саблей гору он свернёт,
Криком озеро спугнёт.

Салават, как наш Урал,
Никогда не умирал.
Кровь его – зовёт живым,
Мы её не оскверним!

Ведущий 2. Салават Юлаев соединил в себе талант поэта, дар полководца, бесстрашие воина. Эти качества отражают духовный облик башкир.

Танцевальная группа исполняет башкирский танец “ Башкирские казаки”.

Ведущий 1. Прекрасна природа нашего края. (слайд 7)

Ведущий 2. Красивы наши города и села. (слайд 8,9,10,11)

Ведущий 1. Богата полезными ископаемыми республики. Недра Башкортостана хранят почти все виды полезных ископаемых. В 1932 году были открыты первые месторождения башкирской нефти. С тех пор она стала республикой развитой нефтяной и химической промышленности.

Чтец (слайд 12,13)

Урал. Он лег в мою строку.
Во всю длину, размашисто и строго.
Он Азиатскому материку
Пришелся каменным порогом.
Ему известен Мамонта скелет
В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Он весь пропах лесами и цветами
И горьковатым дымом заводским.                                 

 Степан Щипачев 

Ведущий 2. Богата и разнообразна природа Башкортостана. Башкортостан – республика лесов, которые занимают почти 40% территории. Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. (слайд 14)

Чтец (слайд 15)

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!…
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в окне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!…                            

Г.Молодцов

Ученик. Если плыть по реке Уфе от села Красная горка до села Караидель, то кажется, что находишься в какой-то горной стране. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель. Агидель, или река Белая –самая большая река Башкортостана. Начало своё она берёт в Уральских горах в Учалинском районе. Длина более 1420км. Порой на её пути встают неприступные скалы , и она круто петляет. В таких местах берега её высокие, обрывистые, с крутыми склонами. Много стихов и песен сложено про эту красивую реку. (слайд 16)

(В грамзаписи звучит мелодия курая)

Ведущий 1. Гордостью нашей республики являются башкирский мед, гора Янгантау, национальный музыкальный инструмент курай, пещера Шульган — Таш (Капово), памятник Салавату Юлаеву, эпос «Урал Батыр», минеральный источник «Красноусольский». Все эти уникальные места представляются как семь чудес Башкортостана. (слайд 17)

Дети исполняют песню “Прекрасная земля” муз. А.Имаева

сл. Р. Валеевой (слайд 18)

Красивая земля моя 
Родные, милые края.
Я не забуду никогда тебя,
Родная сторона.

Красивая земля моя,
Ты в сердце у меня всегда.
Я не забуду звезд твоих,
Мерцающих в родной дали.

Красивая земля моя 
Родные, милые края. 
Там соловьи поют в лесах,
Кукушек слышу голоса.

Красивая земля моя,
Родные, милые края.
Роднее нет для нас земли,
К тебе душой мы приросли.

Ведущий 2. Но самое главное богатство- это ее многонациональный народ, проживающий здесь. Наша республика является одной из самых многонациональных республик России. Приблизительно 160 национальностей населяют республику. (слайд 19)

Ведущий 1. У нас проживают башкиры

-русские

— татары

— чуваши

— удмурты

— белорусы

— немецы

— евреи

— ҡазахи

— латыши

— армяни

— узбеки

— азербайджани и другие.

Танцевальная группа исполняет русский танец “Барыня ”

Ведущий 2. Башкортостан расположен в центре России на стыке Европы и Азии, на Уральских горах и граничит с Оренбургской областью, Республикой Татарстан, Пермской, Свердловской, Челябинской областями. (слайд 20)

Ведущий 1. В первой половине ХVI века башкиры жили в состав Казанского, Астраханского ханства и Ногайской орды. В этой сложной обстановке башкиры должны были принять решение о вхождении в состав какого – либо сильного государства и попытаться с его помощью освободиться от власти ханов и феодалов. Выбор пал на Руссое государство.

Ведущий 2. С этого момента начинается новая эпоха в истории башкирского народа. Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Они стали единым народом.(слайд 20)

Чтец:

Не русский я, но россиянин. Ныне 
Я говорю, свободен и силён: 
Я рос, как дуб зелёный на вершине, 
Водою рек российских напоен. 

Своею жизнью я гордиться вправе
Нам с русскими одна судьба дана. 
Четыре века в подвигах и славе 
Сплелись корнями наши племена. 

И полюбил я силу в человеке, 
И научился радость жизни брать. 
За это все, за это все — навеки 
Тебе я благодарен, русский брат. 

Чтец:
Ты вкус дал хлебу моему и воду 
Моих степей в живую обратил, 
Ты мой народ, для радости народа, 
С народами другими породнил. 

Не русский я, но россиянин. Зваться 
Так навсегда, душа моя, гордись! 
Десятку жизней может поравняться 
Моей судьбы единственная жизнь.

М.Карим

Ведущий 1. По производству промышленных и сельскохозяйственных товаров республика Башкортостан вышел на мировой уровень. (слайд 22)

Ведущий 2. Республика прославила себя талантливыми художниками, певцами, танцевальными ансаблями, театрами. А также на олимпиадах и параолимпиадах наши спортсмены занимают призовые места. (слайд 23-29)

Звучит песня «Край родной Башкортостан». Сл. Рустама Гафурова, муз.Нура Даутова. (слайд 30,31)

Я люблю степной простор,
Вольный мой Башкортостан,
Я люблю седины гор,
Мудрый мой Башкортостан.

Я люблю твоих людей,
Добрый край Башкортостан,
Слава Родине моей,
В сердце ты Башкортостан!

Есть на свете много стран,
Есть на свете чудеса,
Мне милей Башкортостан,
И родные голоса.

Я люблю твои поля,
Хлебный мой Башкортостан,
Здесь медовая земля,
Жемчуг мой Башкортостан.

Слава Родине моей,
Ты цвети любимый край,
В вольной музыке своей
Славь отчизну наш курай!

Слышу я напев родной,
Звонкий мой Башкортостан,
Образ твой всегда со мной,
Светлый мой Башкортостан.

Ведущий 1.Столицей Башкортостана является город Уфа с населением более 1 миллиона человек. С каждым годом город Уфа становится все краше и благоустроенным. Не зря в 2015году 10 июня в столице Башкортостана прошел международный форум по работе саммита Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. По оценки СМИ, прошедшие в Уфе эти форумы заложили основы для новой системы управления миром. (слайд 32-35)

Г. Рамазанов “Уфа”.

Уфа, всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!

В нем отчизна отцов святая,
В нем – любимый наш милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом.

Ученик. В народных танцах, так же как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. С башкирским искусством народного танца познакомились зрители многих республик, областей и краев нашей страны. Башкирские танцоры побывали в нескольких десятках стран всех пяти континентов. (слайд 36-37)

Танцевальная группа исполняет башкирский танец “Семь девушек”

Ведущий 1. Сегодня мы говорили о нашем родном Башкортостане, о его бескрайних просторах, о бесчисленных богатствах, которые нам с вами беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край! (слайд 38-39)

Ведущий 2.Дорогие друзья! Поздравляем вас всех с Днем республики. Желаем здоровья, мирного неба, счастья. Чтобы наша родная республика стала еще богаче, краше, мы с вами должны лучше учиться и трудиться. С юбилеем тебя, родная Республика! (слайд 40-41)

Список литературы: 
1. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности : Монография / С.Р. Удалов — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. — 211 с. 

2. « Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем. Ф.И. Фазлыева, — Уфа: Китап — 2003 г. 

3. «Башкирская кухня». И.А. Арсланова,- Уфа: Баш. кн. Издательство- 1992 г.

4. Учебник хрестоматия «Я познаю Башкортостан» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям для ознакомления детей с родным краем. Р.Л. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина, — Уфа -2006 г. 

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан

Сценарий праздника

«Семь чудес Башкортостана»,

посвященный Дню республики
Башкортостан

 для детей старшей и
подготовительной групп

                                                                                              
Подготовила:

                                                                                          
Корнилова Светлана Леонидовна,

                                                                               
музыкальный руководитель

                            
                                                                  
I квалификационной
категории;

Согласовано: старший
воспитатель

__________________Дударева И. А.

                                                                
Дата проведения:

                                                                            
«  »                          2020г.  

2020-2021 учебный год

Цель. Формирование у детей чувства патриотизма
и любви к родному краю

Задачи:

Образовательные:


формировать
представления о символике и достопримечательностях Башкортостана;


углубить
знания об истории и культуре республики;

 —
активизировать словарный запас
и связную речь детей;

 —
познакомить с музыкальным инструментом курай;


формировать уверенность при публичных выступлениях;

Развивающие:


развивать
мыслительные способности путем отгадывания загадок;

 — упражнять в
ориентировке в пространстве;

— развивать
эмоциональную отзывчивость, коммуникацию;

совершенствовать
музыкально-ритмические движения в творческой активности детей;

Воспитательные:


воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к
близким, эмоциональную отзывчивость, доброту;


воспитывать доброжелательность и интерес к сверстникам, желание помогать друг
другу во время игр;


побуждать детей к активному участию в
музыкальных играх и танцах;


создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Действующие лица: Ведущий, Дэв

Атрибуты: костюм для персонажа, Курай, атрибуты для игр и танцев, угощение
(выпечка)

Оборудование: ноутбук,
музыкальный центр,
USBflesh
накопитель.

Дети
под музыку заходят в музыкальный зал.

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые.

«Откуда ты родом?», — меня спросили.

И я ответил гордо: «Из России!

А если говорить точней с Урала я,

Там Родина – Башкирия моя!

У наших гор – вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес.

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца – добром.

Там Агидель несется с горных круч,

Поток её прозрачен и могуч.

К великой Волге путь ее лежит.

Бегут года, и Агидель бежит.

Бегут года и каждою весной ростки курая
всходят над землей.

И оглашая весь башкирский край поет о счастье
молодой курай».

Видео о
Башкирии

1 чтец: Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее крепкую ладонь,

Искренне, протянутую другу,

За друзей готовую в огонь. (М. Карим )

2 чтец: «О березовом листе»

Взгляни на глобус-вот он шар Земной

На нем Башкирия с березовой листок величиной

Всего лишь навсего

Не больше обыкновенного листка

Береза же – великая Россия

Так зелена, так высока.  (М. Карим)

3 чтец: Великую землю, любимую землю                                  

Где мы родились и
живём.                                                   

Мы Родиной светлой, мы Родиной
милой.                                      

Мы Родиной нашей зовём. 

 4 чтец: Башкортостан, мой край
родной,

Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля –

Все это ты, любимая земля!                                                  

Песня
«Самая красивая Родина моя» муз. и сл. Т.В. Бокач

Ведущий: 11 октября, 1990
года был подписан важнейший документ, который дал право нашей республике распоряжаться
всеми своими природными и народными богатствами! А самое главное наше богатство
– это наша дружба и наше единство. Каждый из нас называет Башкортостан своей
Родиной! Послушаем главную музыку нашей республики – гимн.

Отчизна- это страна, где мы живем.

В былые времена здесь наши предки жили,

Они родному краю послужили,

Теперь его мы свято бережем.

Здесь каждый век имел своих поэтов,

Умевших мудро говорить о жизни,

Когда народ спросил их об Отчизне,

Сэсэне так ответили на это.

«Отчизна-та земля, тот лучезарный край,

Где рос отец, где мать невестой стала.

То озеро, где срезал ты курай,

То солнце, что над озером блистало,

Она –то место, где родился ты!

Звучит
гимн Башкортостана. Все встают.

Ведущий: Ребята, а сейчас
отгадайте загадку:

Голова на горах,

Хвост в далеких морях. (Река)

Слой за слоем слоится

Нам помогает учиться. (Книга)

На пять парней одна шапка. (Варежка)

В пять комнат — одна дверь (Перчатка)

Заходит
Дэв

Дэв: Я тоже загадки
знаю, ну-ка отгадайте!

Я вышел в путь, дошел до развилки двух дорог, пошел по
обеим сразу. (Штаны)

Ведущий: Это что еще
такое?  Что за чудище?

Дэв: Здравствуйте,
какое же я чудище? А я – Дэв! Самый умный, самый хитрый, самый ловкий,
самый красивый!

(достает
зеркальце – любуется, а потом с обидой)

А вы что меня не узнали? На праздник не позвали.
Обидели хорошего Дэва! За это и я вам весь праздник испорчу. А я вам подарок
нес, теперь не отдам.

Ведущий: Мы можем еще твои
загадки отгадать! Правда, ребята?

Дети: Да!

Ведущий: Загадывай
быстрей, мы готовы.

Дэв: Хорошо, уговорили,
поделюсь своими знаниями.

Ведущий: Это какими ты
знаниями можешь поделиться? Заинтересовал ты меня, правда ребята?

Дэв: Хочу рассказать
вам о 7 чудесах Башкортостана. Вот вам волшебный цветок.

Выносит
цветок курая с заданиями

Что это за цветок?

 Голос птиц, мелодии рассвета,

Все передает тростинка эта

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка! (курай)- это Первое
чудо!

Игра «Курай»

Становитесь
в хоровод,

Всех
курай играть зовет.

Ты,
курай задорный веселей играй,

Тех
кто лучше пляшет, быстрее выбирай.

Между
кем остановился кураист, те разбегаются в противоположные стороны. Кто быстрее
коснется курая, становится водящим.

Дэв: Чудо второе!
В какое время года праздник Дня республики справляется? Послушайте загадку.

Сама вечно слёзы льёт, а всех кормит зиму напролёт
(Осенью)

В то время, когда земля дает урожай овощей, фруктов,
когда лес полон грибов, ягод. Знаете какая красота осенью?

Ведущий: Нашел чем
удивить. Мы не только знаем об этом чуде, а еще и песни поем.

Исполняется
песня «Художница осень» муз. и сл. Е. Курячий

Дэв: Красиво поете.

Ведущий: Мы еще и танцуем
красиво. Посмотри!

Танец
«Чародей листопад»

Дэв: Молодцы! Ну тогда
третье чудо – сладкое и ароматное.
Это наш башкирский мед.

У Агая в саду домики на виду

Носит его дочь сладости день и ночь. (Пчела)

Стихи о меде

1.      Только летом каждый год

          В улья пчелы носят мед

          Золотой, душистый, сладкий…

          Не для вас ли он, ребятки?

2.      В нем лекарства, витамины

          От простуды и ангины.

          Сильными хотите быть?

          Значит, мед должны любить!

3.      А еще сказать вам, дети,

          Если вызван интерес.

          Много есть чудес на свете!

          Мед же – чудо из чудес!

Игра «Пчелки»

Инвентарь:4-5
обручей большого диаметра, в каждый по 4 ребенка.

Игроки
«пчелки» занимают ульи. По команде «Пчелки. Полетели за медом!» разбегаются под
музыку по залу. Музыка закончилась, все возвращаются

 в
свои ульи.

Игра «Перенеси нектар»

Инвентарь:
две ракетки, шарик или киндер.

Две
команды по 8-10 человек. Каждый ребенок на вытянутой руке несет ракетку, не
придерживая шарик.

Дэв: Четвертое чудо
– Капова Пещера!

Там рисунки мамонта сохранились, а им, наскальным
рисункам в пещере Шульган – Таш, более 12 тысяч лет.

Ведущий: Здорово, а мы
тебе сделаем портрет.

Игра
«Портрет на память»

Дэв: Спасибо большое,
я его с собой заберу.

Чудо пятое
– музыкальное! У нас в Башкирии сам Федор Шаляпин пел.

Ведущий: Петь мы умеем. А
вот посмотри, как мы умеем на музыкальных инструментах играть.

Оркестр
«Башкирские мелодии»

Дэв: Браво, браво!
Замечательно! Я продолжаю. Шестое чудо – географическое положение
Башкортостана – это граница между частями света – Европой и Азией. На Уральских
горах стоит мемориальная стелла, символизирующая границу двух континентов –
Европа и Азия.

Башкирская игра «Юрта»

Русская игра «Гори, гори ясно» (с платочком)

Ведущий: А седьмое чудо
Башкортостана?

Дэв: А седьмое чудо
самое доброе, самое важное
, самое главное чудо света – это
дружба.

Ведущий: Здесь и русский,
и чуваш

                   И татарин, и башкир

                   Мы для счастья родились

                   Дружно вместе всем нам жить

                   Разных мы народов дети, вся такая
детвора.

                   И на песню есть таланты и на пляску
мастера.

Флешмоб
«Я, ты он, она – вместе дружная страна»

1 реб: С чем тебя
сравнить,

Мой Урал родной.

Звезды- янтари

Светят над тобой.

2 реб: Горы высоки,
зелены леса,

Звонки родники и светла роса.

Хлебная волна, как морской прибой,

Синь голубизна плещет над тобой.

3 реб: Стужи, холода

Не страшны зимой,

Греет нас всегда

Синий пламень твой.

4 реб: Есть, возможно,
уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края.

Только мне из всей моей России,

Милей всего Башкирия моя!

Ведущий: Башкортостан,
поля твои пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои отважны, благородны.

Ты славишься, Башкортостан, своей грядой седою

Пусть с ней нефтяной фонтан сравнится высотою.

Пусть яблоки твои к земле от тяжести склоняются

И пусть в любой твоей семье в 5 раз прибудет счастье.

Еще чего желаем мы? Чтобы в Отчизне нашей

Была Республика моя счастливей всех и краше!

Дэв: Есть еще одно
необыкновенное чудо Башкортостана –    гостеприимство! Вот для вас угощение «Баурсак».

Ведущий: Спасибо
тебе, добрый Дэв!

Дети
выходят из зала.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ковчег frostpunk
  • Сценарий ко дню рождения подруги шуточный
  • Сценарий ко дню республики адыгея
  • Сценарий ко дню сухопутных войск
  • Сценарий ко дню снеговика