Сценарий ко дню республики марий эл

Сценарий праздника " День рождения республики Марий Эл" в старшей и подготовительной группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1 «Шонанпыл» с.Помары

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

«День рождения республики Марий Эл»

Сценарий праздника

Подготовила: Учитель марийского языка МДОУ № 1
Васильева А.В.

Сценарий праздника «День рождения  республики Марий Эл»

Цель: Прививать любовь к малой  Родине, к своему народу.

Задачи:

— формирование духовно-нравственных ценностей;

— расширение и углубление знаний детей о республике Марий Эл;

-воспитание чувства гордости, уважения к своему народу.

Методические приемы: художественное слово, игра.

Под марийскую музыку дети входят в зал.

Ведущий 1:Поро кече, йоча-влак, пагалыме уна-влак! Таче мемнан йочасадыште пайрем.

Ведущий 2: Добрый день, ребята, дорогие наши гости! Сегодня в нашем детском саду праздник. Мы отмечаем день рождения нашей Республики!

Ребенок 1: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Вам говорим мы сейчас.

Всех поздравляем мы с праздником

В этот торжественный час!

Ребенок 2: Родина наша Россией зовется.

Пусть мирное небо сияет над ней.

Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,

Пусть песни поют миллионы людей.

Ребенок 3: Широка ты, родная Россия,

Высоки над тобой небеса

И под ветром шумят вековые

В разноцветном убранстве леса.

Ребенок 4: Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

песня о России «Росиночка – Россия»

 (музыка Е. Зарицкой слова И. Шевчука, исполняет подготовительная группа)

Ведущий 1: Россия – это наша большая Родина.

-А как называется наша малая Родина? (Марий Эл)

— Как называется столица нашей республики? (Йошкар- Ола)

— Как называется наш район?

Ведущий 2: Над полями, над лугами

Гимн несется в синеву.

Нет земли родней, прекрасней.

В Марий Эл, друзья, живу!

Ведущий 1:А сейчас прозвучит гимн республики Марий Эл.

Звучит гимн Республики Марий Эл

Ребенок. 5: Вот и осень больше половину

Срока своего прошла.

Заглянул в окошко месяц,

Что зовется ноябрем.

Ребенок 6: И у нас сегодня праздник.

Мы собрались вместе все,

Чтоб отметить День рождения

Любимой Республики Марий Эл.

Ребенок 7:Марий Эл- шочмо эл

Сылнын пеледалт.

Марий Эл- шочмо эл

Шерге пеш улат.

Ребенок 8:Илышым да вийым

Пуэнат мылам.

Куш ом кай, ом мие –

Тый декет толам.

Ребенок 9:Нур кава умбалне

Чучкалта турий.

А чашкер лонгаште

Шушпык шып ок лий.

Ребенок 10:Люблю тебя, мой край родной!

Ты так хорош зимой и летом!

Из года в год ты все цветешь

И звонко мы поем об этом!

Песня про родной край «Шочмо мланде». Слова И. Осмин, муз. В. Осипов. (исполняют дети старшей и подготовительной группы)

Теве тумо, теве корно,

Теве курык, теве ер.

Ер воктеке толын шордо,

Толын шордо пеш чевер!

Ой, пеш сылне,

Ой, пеш ямле!

Шордо вудым подылеш.

Тиде мыйын шочмо мланде.

Шочмо мланде сылне пеш!

Тыште муро, тыште модыш,

Чыла уло йочалан.

Ужам тендам йочасадыш

Тидым ужыда шкеак.

Ой, пеш сылне,

Ой, пеш ямле,

Шонанпыл йочасадна.

Тиде садыш кажне кечын

Куанен ме коштына.

Ведущий 2: Наш прекрасный марийский край богат не только лесами, реками, и чистыми родниками. Марий Эл славится своими людьми. Они умеют и работать , и от души повеселиться. Давайте и мы с вами потанцуем.

Дети подготовительной группы танцуют марийский танец

«Шошо кумыл» (Весеннее настроение)

Ведущий 1: Лес- это самое большое богатство нашей республики. Сегодня, ребята, я приглашаю вас в наш красивый лес. А для этого нам нужно произнести волшебные слова:

Я на ножке покручусь,

В лесу волшебном окажусь.

Вот мы и на месте. Как прекрасен осенний лес! Давайте послушаем, о чем шепчутся листья (звучит фонограмма звуков леса).

Ведущий 1: Ой, ребята, послушайте, к нам кто- то спешит.

(Звучит музыка, в зал входит паучок.)

Паучок: Здравствуйте, ребята. Я — паучок- почтальон. У меня для вас есть письмо (паучок достает письмо и отдает ведущему).

Ведущий 2: Давайте посмотрим, от кого же оно?

«Я — Пампалче. Помогите мне, спасите от злой и коварной ведьмы Вувер-Кувы. Сижу я на высокой сосне, а Вувер-Кува рубит под корень сосну. Отвлеките злую ведьму, спасите меня!».

Ведущий 1: Ребята, поможем Пампалче? (Да). Где же только искать эту сосну и Вувер – Куву? Может лес нам поможет? Давайте послушаем.

Слышится стук топора

Ведущий 2: Слышите стук? Это Вувер – Кува. Давайте позовем ее в гости и отвлечем от злой работы.

Все: Вувер – Кува!

Вход Вувер – Кувы с топором

Вувер-кува: Кто вы такие? Откуда родом будете? Узнали меня?

Ведущий 1: Мы – друзья природы.

Вувер- кува: Вы – друзья природы? Ой, не могу!

Ведущий 2: А мы тебе сейчас докажем. Наши ребята расскажут как нужно вести себя в лесу.

(дети перечисляют правила поведения в лесу)

— нельзя шуметь, а ты шумела;

-нельзя ломать ветки, а ты ломала;

-нельзя рубить деревья, а ты рубишь;

Вувер- кува: Ладно, как будто я вам поверила. Надоели вы мне, да и заболталась я с вами, пойду, у меня еще дела.

Ведущий 1: Погоди, погоди, Вувер- кува. Мы же к тебе в гости пришли.

Вувер- кува: Я вас в гости не звала.

Ведущий2: По традиции ты должна нас накормить, напоить, развеселить.

Вувер-кува: Накормить, пожалуйста (достает мухомор). Самый красивый, самый полезный, самый вкусный гриб. Себе оставила, да придется вас угостить. Берите, не стесняйтесь, угощайтесь.

Дети: Это ядовитый гриб, его есть нельзя!

Ведущий: Наши дети знают все грибы. Могут тебе рассказать о грибах, которые можно есть и нельзя.

Вувер- кува: Не может быть!

Ведущий 1: А ты проверь!

Вувер-кува: А что? И проверю! Ну-ка, ребята, скажите-ка мне, что это за грибы?

1. Рыжие ушки с лисьей макушки (лисички).

2. Он в красной шапочке растет среди корней осиновых, его узнаешь за версту, зовется (подосиновик).

3. Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый как Петрушка

Ядовитый (мухомор).

4. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу (опята).

5. Под берёзой старичок,

На нем бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки — с глинкой (подберезовик).

6. Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (белый гриб)

Ведущий 1: Ну как, удостоверилась?

Вувер –кува: Ага. Какие умные ребята! А знаю я одну интересную игру и хочу с вами в нее поиграть.

Мы сейчас все в круг встаем и вопросы узнаем. Тут- то точно не отгадаете.

Игра «Кого лапоть поймает»

Лынги-лунги, йыж-выж йыдалемым пордыктем.

Тыкыс-тукыс, пылт-полт йолдам куча йыдалем!

1. Какие деревья растут в моем лесу?

2. Какие животные живут в лесу?

3. Какое животное любит лакомиться желудями?

4. Какие птицы живут в лесу?

5. У какой птицы красная грудка?

6. Хозяин леса, который впадает в спячку.

Вувер- Кува: Ох-ох-ох, и здесь все отгадали

Ведущий 1:Вувер — Кува, а ты знаешь, как называется наш детский сад?

Вувер- Кува: Мухомор.

Дети: Нет.

Вувер- Кува: Ягодка.

Дети: Нет.

Вувер-Кува: Березка.

Дети: Нет

Ведущий 2: Ребята, давайте все вместе скажем название нашего детского садика.

Дети: Шонанпыл.

Вувер- кува: Да-а, молодцы, ребята. Совсем с вами забылась, мне же надо идти.

Ведущий1: Вувер-Кува, мы к тебе в гости, а ты все куда-то спешишь, ну куда это годится?

Вувер-Кува: Ну, что еще? Угостить — угостила мухомором, сами отказались от угощения. Что еще вам надо?

Ведущий 2: Развесели нас.

Вувер-Кува: Как? Я ничего не умею делать, только вредничать умею.

Ведущий 1: А вот вредничать очень плохо. Ты лучше нашу загадку отгадай. Угадаешь — будет тебе сюрприз!

А теперь тебе загадку

Ты позволь нам загадать.

Отгадаешь, будут дети

Вам частушки исполнять.

«Что за время, будто в сказке

Водит осень листья в пляске.

И качаются, летят,

Под ногами шелестят.

Вувер- кува: Это же осень!

Ведущий 2:Правильно. А теперь наши девочки исполнят частушки.

1. Муралтена мо вара?                      2. Изи улам, изи улам

Чучкалтена мо вара?                             Киса кайык гай улам.

Муралтена, чучкалтена                        Киса кайык гай улам да

Йолна ден тавалтена!                           Йочасадыш мый коштам.

3. Муралтенат кертына,                   4. Ой корно сай, корно сай

Кушталтенат кертына.                         Олыкышто корно сай.

Мураш, кушташ веле огыл.                 Ой илыш сай, илыш сай

Пашаланат кертына.                             Садикыште илыш сай.

5. Сита ынде мурышна,

Сита ынде куштышна.

Изи йолна нояле,

Изи йолна нояле!

Девочки поют частушки.

Ведущий 1: Вувер- Кува, может перестанешь вредничать, и станешь доброй Вувер-Кува: Замуж звал меня Водяной владыка.

Но отказ мой получил и в злую ведьму превратил.

Ведущий 1: Мы с ребятами готовы тебе помочь, и знаем как. Нужно три раза повторить волшебные слова и Вувер- Кува станет доброй.

«Осал, осал мемнан деч кай, лиеш Кува сай деч сай»

(дети повторяют слова и Вувер-Кува становится доброй)

Вувер-Кува: Спасибо вам, ребята, за помощь.

Ведущий 1: Вот и пришла нам пора прощаться с лесом и Вувер- Кувой.

Вувер- Кува: Погодите, погодите! За ваше доброе дело вот вам угощение! (Вувер- Кува достает угощение и отдает ведущему)

Вувер- Кува:Вот теперь можно и прощаться. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

(Вувер- Кува уходит)

Ведущий1: И нам, ребята, пора возвращаться в наш детский сад.

Ведущий 2: Пусть все народы России живут дружно, в мире и согласии. Пусть наш марийский край становится еще богаче и краше.

Ребенок13: Шочмо мланде, Марий Эл,

Ужарала волгалтат.

Эн куатле, эн чевер.

Мыланемже тый улат.

Ребенок 14: Калыкем пеш поро

Да ура чонан.

Таче тиде мурым

Полеклем тудлан.

Песня «Толза мемнан дек унала»(поют дети старших и подготовительных групп)

Сценарий концертной программы

посвященный  Дню народного единства и согласия

и
Дню рождения Республики Марий Эл

1
ведущий:
  Если скажешь слово Родина,

                    
Сразу в памяти встает

                    
Старый дом, в саду смородина,

                    
Толстый тополь у ворот.

                    
У реки березка скромница

                    
И ромашковый бугор…

                    
А другим наверно вспомнится

                    
Свой родной знакомый двор.

                    
Или степь от маков красная.

                    
Золотая целина…

                    
Родина бывает разная,

                    
Но у всех она одна. 

2
ведущий:
У каждого листочка,

                   
У каждого ручья

                   
Есть главное на свете –

                   
Есть Родина своя.

                  
А там где мы родились,

                  
Где весело живем,

                 
Страну свою родную мы Марий Эл зовем!

1 ведущий:
Здравствуйте,
дорогие друзья!

2 ведущий:
Добрый
день любимые учителя!

1 ведущий:
Мы
приветствуем вас на празднике посвященном  Дню народного единства и согласия  

2 ведущий:
И
Дню рождения Республики Марий Эл

1 ведущий:  В гимне российском есть такие слова:

                    «Россия — любимая наша страна».

                     Россией гордимся, России верны,

                     И нету на свете лучше страны!

                     Гимн слушаем стоя и молча всегда:

                     Его нам включают в момент торжества!

Гимн
России

1 ведущий: 4
ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден
Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О
днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004
года президентом России Владимиром Путиным. Впервые в России этот новый
всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

2 ведущий: День
народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда войны
народного ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
штурмом взяли Китай-город, освободили Москву от польских интервентов.

1 ведущий:  Слово
для поздравления предоставляется директору школы Накипу Хайдаровичу Гумарову.

2 ведущий:  Ах,
Россия, родная Россия,
                     В твоем имени нежность берез,
                     И народные мудрость и сила,
                     И сверкание утренних рос.

1
ведущий:  
Мы
хотим  пожелать тебе счастья,
                     Мирной жизни, покоя, тепла,
                     Чтоб тебя не коснулось ненастье,
                     Чтоб судьба твоя светлой была.

Песня
«Россия – мы дети твои!»

2
ведущий:  
Марийский край родной

                
     На карте мира

                
     Ты даже меньше, чем кленовый лист

               
      У нас в сердцах.

                
     Мой край марийский милый

                
     Ты, как цветок, прекрасен. Юн и чист.

Гимн РМЭ

1 ведущий:  4
ноября — это не только День народного единства , но и, пожалуй, самый важный
день для Республики Марий Эл. Именно 4 ноября в 1920 специальным указом была
создана Марийская автономная область. До этого времени марийцы проживали на
территории Казанской, Вятской, Нижегородской и других соседних губерний.

2 ведущий:  В
1936 Марийская автономная область была переименована в Марийскую Автономную Советскую
Социалистическую  Республику, а свое сегодняшнее название Республика Марий Эл
получила 9 декабря 1992 года.

Видео «Марийский край»

1
ведущий:
«Родина!»-
мы говорим, волнуясь,

            Даль без края видим пред
собой.
            Это наше детство, наша юность,
             Это всё, что мы зовём судьбой.

2
ведущий:
О, Родина! Как нам тебя не любить, 
                     И как на колени не встать
пред тобой,

                    
Как звучную песню тебе не сложить,

                    
Земля моих предков, мой край дорогой!

Марийский
танец.

1ведущий:
На этом наш праздник  подошел к концу.

2
ведущий:
И
на прощанье хотим пожелать вам счастья и добра.

1
ведущий:
Пусть
солнце будет вам светить всегда,

2
ведущий:
Пусть
будут ясным утро, добрым вечер,

1
ведущий:
И
счастьем будет каждый день отмечен.

Вместе:  С
праздником! До новых встреч!

« С юбилеем, родная республика!»

Фон « Марий Эл»

— Добрый вечер, Республика!

— Добрый вечер, Михайловка!

— Скоро 4 ноября. А это значит, добрый праздничный день.

— С днем рождения, Республика Марий Эл!

Звучит гимн Марий Эл!

1 вед.: Если скажешь слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

2 вед.: А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

1 вед.: У каждого листочка,

У каждого ручья.

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

2 вед.: А там, где мы родились,

Где весело живем,

Страну свою родную мы Марий Эл зовем!.

Песня « Марий Эл» ( фольклорный ансамбль)

Выходит группа ребят

  1. ученик: Марийский край родной

Ирина На карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах

Мой край, марийский милый,
Ты, как цветок, прекрасен , юн и чист.

2ученик: Ах, сколько звезд на небе светят вместе.

Сергей Ах, сколько звезд!

Я счет им не веду.

Свою звезду найду среди созвездий

Счастливую марийскую звезду!

3ученик: Она других не больше, но поныне

Она всех ярче, всех милее мне.

Саша Ее всегда я видел на чужбине

В своем раздумье и тревожном сне.

4ученик: Зеленым эхом лес наполнит утром

Настя Луна вздымает бархат росных трав.

В моем краю приветливом и мудром

Восходит солнце, мир теплом обдав.

Стих – перекличка:

Марийский край, марийский край родной!

  1. ученик: Шумят леса.

  2. ученик: И луч цветет.

  3. ученик: И речка вдоль спеша течет.

  4. Ученик: Поет гармонь.

  5. Ученик: Свирель поет

Вместе: Красив ты, край родной!

Соловьева, Смирнов .( свирель, « Марийский край)

  1. Республика Марий Эл занимает 23 тысячи квадратных километров. Население более 750 тысяч человек. Живут здесь люди 50 – ти национальностей.

  2. Живут здесь братьями земли

Не только русский и мари.

Своим считают город наш

Удмурт, татарин и чуваш.

  1. Родимый, любимый марийский народ,

Послушай душевную песню мою.

В ней каждое слово от сердца идет,

Взращенный тобою, тебя я пою.

Смирнова С. Пунчеръял

1 вед. А столица Марийской республики – город Йошкар – Ола. Этот город удивительной судьбы, где гармонично соседствует старое и новое, остро ощущается время, идущее от прошлого к будущему.

1 уч. Много есть на земле городов,

Но навеки ты сердцу мила,

Сергей Разодета в золото садов,

Дорогая столица – Йошкар – Ола.

2 уч. Мотор ола кумда туня умбалне

Тужем тусан, тужем луман гынат,

Алина Тый эн сорал улат, тый эн вучен ужат,

Моткоч Марий луман – Йошкар — Ола.

3 уч. Люблю тебя, Йошкар – Ола,

Артур Ты хороша зимой и летом.

Цветком ты красным расцвела

И звонко я пою об этом.

Худ. номер Песня « Йошкар- Ола»

1 вед. Ныжыл марий муро гае

Шочмо мландем, вер – шорем.

Тыйын пелен чонлан сае

Улат илыш шулдырем.

2 вед. Модын лунга шурнывече,

Тыдым ончен, шер ок тем.

Вуй умбалне чучка кече,

Ял калыкемым моктен.

Марийский танец

1 вед .О, Родина! Как мне тебя не любить,

И как на колени не встать пред тобой,

Как звучную песнь тебе не сложить,

Земля моих предков, мой край дорогой!

2 вед.: Твоя в моем сердце сияет краса

И в грозах сражений, и в счастье труда,

Я вижу луга твои, вижу леса,

Она предо мною везде и всегда.

1 вед. Березы и пышные липы стоят,

Прекрасны осенней своей красотой.

Дубки молодые и вязы шумят,

Играют, качая багряной листвой.

2 вед: О , Родина! Ты и весной и зимой-

В сыновнем пылающем сердце моем!

Куда не пойду я, ты вечно со мной,

И все мои думы – о крае родном!

Худ. номер

1 вед. Среди берез, дубрав и пашен

Стоит обычное село.

Здесь знаете каждую тропинку,

Здесь вам родиться повезло.

2 вед.: Не утолить вовеки жажды

Его водою ключевой,

Вам жить его теплом сердечным,

Его негромкой красотой.

1 вед. Дорогие односельчане! Согласитесь, Михайловское поселение — это как бы частичка нашей республики Марий Эл. Оно как веточка большого дерева украшает его развесистые кроны. И сегодня на празднике нашем мы хотим вспомнить историю развития и становления нашего поселения и рассказать о людях удивительной судьбы.

Деревенька моя.

СЛАЙДЫ « РОДНОГО КРАЯ УГОЛОК

1 вед. : Каждое российское село – большое или малое, как наше, имеет свою историю, которая созвучна с историей великой России. Наши предки в течение многих веков жили своими заботами, интересами, в тяжком труде добывали хлеб насущный, любили , растили детей. Случалось, воевали, испытывали нужду, отмечали праздники, радовались щедрым урожаям, устраивали свадьбы, оплакивали умерших, старались сохранить для потомков самое дорогое – Родину.

2. вед.: Давайте и мы с вами вспомним страницы прошлого нашего поселения, жители которого прошли через тернии, испытанные многострадальной Россией.

1 вед.: По воспоминаниям старожилов, дошедшим до нас, наша деревня образовалась в …

Люди, которые поселились здесь, очень любили свой край, эту землю. В истории михайловцев было все, но они достойно несли свой крест, верно служили своему народу, Родине.

2 вед: У нас сегодня в зале собралось много очевидцев тех лет. И одна из них Галина Дмитриевна Морозова, которая долгое время работала в хозяйстве совхоза « Михайловский»

Мне бы хотелось задать Г.Д.вопрос

1 вед: Есть ли душа у деревни? Есть , потому как жива еще деревня – матушка. Несмотря ни на что.

Согласитесь, малая родина – это не только природа в деревне, но и еще человеческие взаимоотношения, клад жизни, традиции живущих, язык, вера, определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с ее солью.

2 вед. А у человека есть душа, которой хочется духовной пищи. И вместе с ароматом свежего хлеба мы всегда будем запас скошенных лугов, утреннюю прохладу жаркого лета – и все это будет рождать в нашей душе прекрасные и чувственные воспоминания.

1 вед. Мне бы сегодня на нашем празднике так хотелось бы узнать, кто же стоял у истоков хозяйств?

Слово – Ефремову Я.А., главе поселения

2 вед. В чем секрет крестьянской души?. В чем секрет крестьянской терпеливости, даже бессмертья. Главное, ради чего стоит жить, что может сделать счастливым – это удача в труде. Только любящий работать человек, может сказать себе, что живет не напрасно.

1 вед.: Дорогие односельчане! Обучающиеся нашей школы вместе с классными руководителями провели большую поисковую работу. Они в зоне действия своего класса заходили в каждую семью и узнавали о своих земляках, награжденных орденами и медалями, и отмеченных Почетными грамотами.

Об этом расскажет Е.А, Созонов. Нужно сказать, что Е.А. был в хозяйстве председателем рабочкома.

— Е.А,, давайте вспомним, как вы, педагог, оказались в хозяйстве совхоза?

— А какую работу вы провели с обучающимися школы?

1 вед. Жизнь прожить – не поле перейти. Каждый прожитый год не похож на другой, каждый оставил в памяти зарубку.

2 вед.: Рассказ о замечательных людях , тружениках можно было бы продолжать очень долго. У каждого своя интересная биография, свои победы.

1 вед.: Дорогие люди труда! Ваш труд безграничен. Вы, сединой убеленные, вложили в работу всю душу, умение, тепло сердец.

Сегодня нам бы очень хотелось услышать от вас слова – наставления молодому поколению.

Слово предоставляется М.М, Пайбердину, заслуженному работнику сельского хозяйства.

2 вед.: Ответное слово предоставляется молодому поколению Машина Л.

Люда: Дорогие наши ветераны!.. Мы убедились, что наша земля богата замечательными тружениками.

Глава администрации: С хлебом — солью

1 вед.: Ширь полей, даль лесов, синь небес. Цвет лугов – это все Родина, добрая земля моя!. С нею связано все. Все, что было и есть и сбудется. Все в ее священной памяти, в ее грядущем дне!

2 вед.: Милая деревня, ты всему начало:

На руках качала, выводила в жизнь.

В праздники и в будни землю эту любим

Всем хорошим людям в поясь поклоняясь.

100 лет Республики
Марий Эл
(подготовительная
группа, 2020г.)

Участники: Ведущая, гостья
из Чувашии, гостья из Мордовии.

Оборудование: свистульки,
листья, лапоть.

Вход детей (общий
танец)

Песня
«Край родной»

Ведущий.
Доброе
утро, дорогие ребята, уважаемые гости!

…..

Особенным
чувством отзываются в нашей душе такие знакомые мелодии в этот праздничный
день. 4 ноября — день рождения нашей республики Марий Эл! Марий Эл празднует
свой 100летний юбилей! Аплодисменты

У
каждого из нас своя дорога в жизни, но в сердце каждого из вас живет любовь к
родному дому, к родной марийской земле!

Ведущий.
Паледа,
уке те, мо тыгае Марий Эл?
Колында, уке те, мо тыгае Марий Эл?
Ужын огыдал гын,
Колын огыдал гын,
Кертыда мурем гыч те пален.
Дети 1. Марий Эл –
Акрет чодра, пасу, ший ер.
Марий Эл –
Ачам-авамын шочмо вер.
Марий Эл –
Элемын ик изи ужаш.
Марий Эл –
Лач мыйын ӱмыраш пыжаш.
2. Кушко мый ом кае – ушыштемже Марий Эл.
Огеш кӱл йот мланде – лийже лачак Марий Эл.
А молан ом мондо
Да молан ом кодо,
Кертыда мурем гыч те пален.
3. Марий Эл
Шыҥалын мыйын шӱмышкем.
Марий Эл
Вераҥын мыйын мурыштем.
Марий Эл –
Элемын ик изи ужаш.
Марий Эл…
А эл ок лий – ок лий илаш.

Песня
«Марий Эл»

4.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И с необъятными полями!
5. Привет тебе, народ родимый
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

Парная
пляска

6.
Высь над речкой бирюзова
И пронзительно  чиста,

Марий
Эл – всего два слова,
А какая красота!
7. Твои глаза — глубокие озера,
Твои ресницы — хвойные леса.
Как лебедь белая изящна и красива,
Прекрасная республика моя!

Песня
«Шочмо мланде»

Ведущий.
Волжск,
Козьмодемьянск, Звенигово, Йошкар-Ола — 4 города, как яркие звезды, украшают
нашу республику. Удивительна и неповторима наша столица Йошкар — Ола!

Прекрасных
городов на свете много,

Но
именем твоим душа светла –

Ты
самый мой родной,

Ты
ждешь меня домой,

Цветок
марийский мой, Йошкар-Ола.

Танец
с листьями

Ведущий.
Марий
Эл — частица нашей огромной страны России, которая привольно раскинулась от
снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге.

8. Родина – слово
большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

9.
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

10.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Танец
парный

Ведущий. Необъятна Россия. А как дружно у нас живут разные народы,
уважая язык и обычаи своих друзей и соседей. И по-старинному марийскому обычаю,
в этот памятный день нет лучшего подарка,

Чем встречать дорогих гостей!

Входит гостья из Чувашии

Гостья. Здравствуйте, ребята и взрослые. Ваши соседи — Чувашская
республика поздравляет вас с такой огромной датой — 100 лет!

Песня
на чувашском языке

Ведущий.
У
матери России
Есть много дочерей,
Но нет средь них красивей
Республики моей!

Земля
Акпатыра, Онара и Акпарса с величайшим почтением встречает гостью из Мордовии.

Входит Гостья из
Мордовии

Гостья.  У
каждого, ребята, Родина — своя. Но любим мы ее и должны беречь одинаково.

Процветай
и  славься, республика Марий Эл! Будьте здоровы и счастливы, дорогие гости!

Песня
на мордовском языке

Ведущий.
Нет
лучше подарка — чем наши друзья,

Нет
лучше веселья  чем  смех и игра!

Приглашаю
вас, ребята, поиграть в марийскую игру «Лапти». А наши гостьи
приготовили для вас свои сюрпризы.

Игры

1. Марийская «Не задень лапоть».

2. Чувашская «Ручейки»

3. Мордовская «Раю-раю»

Ведущий. Много
сказочных мест у России, 
Городов у России не счесть. 
Может, где-то бывает красивей, 
Но не будет роднее, чем здесь.

11. Эй, шемер марий, йывырте:

Таче тыйын пайремет!

Ынде тылат почылто

Шке марий кундемет.

12. Изи, кугу — чыланат

Тачысе кечым пагалыза.

Илыш вийна мемнанат, —

Эй, шумбелна – влак, куаныза!

Песня
«Родной край марийский» (
общая)

Ведущий.
Песни,
танцы в этом зале

Сегодня
долго не смолкали,

Но
пришла пора прощанья,

Говорим
всем…

Звучит
поздравление с Днем Рождения  и приглашение на общую марийскую пляску  на
марийском языке).

Фотосессия.

Игры

Марий-Эл: Лапти

Дети встают в круг, в центре круга — водящий с лаптем на веревке.
Водящий крутит лапоть, стараясь задеть ноги детей. Дети подпрыгивают. Кого
лапоть заденет — тот выходит из игры
.

Чувашия:
Ручейки (Юхан шывсем)

Игроки
делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях

Площадки.
На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях ( каждый в своей колонне).
На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила
игры
.
Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за
другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после
сигнала «Большая Волга!»

Мордовия:
«Раю – раю»

Для
игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми.
Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю
– раю. Пропускаю,

А
последних оставляю.

Сама
мать
пройдёт                                       

И
детей проведёт.

В
это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота,
опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова
– пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает
одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал.
Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать
отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу,
берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей
половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга.
Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила
игры:
 Дети
не должны подслушивать или выдавать пароль.

Конспект открытого внеклассного мероприятия

ко дню рождения республики Марий Эл

«Люблю мой край родной»

Цель: 

формировать чувства патриотизма, любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, своему Отечеству, продолжать знакомить детей с историей и культурой народа Мари.

Методический материал:  конспект, презентация.

Оборудование:  проектор, музыкальный центр, ноутбук, подключение к сети интернет. 

Музыкальный репертуар: Песня «Туан Мары Эл» муз. А. Соснова, сл. Е. Першуткина; песня «Шачмы солаэм» муз. Г. Кольцова, сл. Н. Егорова; песня «Кырык сирнам яратена» слова Н.Егорова; игра «Лапти»; Горномарийский танец; исполнение марийских мелодий на гуслях.

Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о государственной символике России, Марий Эл; посещение музея школы и Горномарийского Дома ремёсел, сельской библиотеки, знакомство со сказкой «Ши пуан, ши Пампалчы», разучивание пословиц, поговорок, песен, стихов, танцев.

Звучит марийская мелодия, входят мальчики и девочки. 
 

Начинается наш праздник,

Музыка звени, играй!

Мы покажем вам сегодня,

Как красив Марийский край!

Край мой любимый,

Край мой лесной,

Пахнет рябиной, пахнет сосной.

Радостно слышу снова и снова

Новые песни края лесного. 

Мы в Республике Марийской

Дружно, весело живём.

По-марийски и по-русски

Мы танцуем и поём.

Исполняется песня «Туан Мары Эл» муз. А. Соснова, сл. Е. Першуткина.

Ведущая: в национальном костюме:
 Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, учителя, все присутствующие в этом зале! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном 98-летию республики Марий Эл, который мы отмечаем 4 ноября.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И с необъятными полями!
Привет тебе, народ родимый
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С.Д. Дрожжин)

Ведущая:  4 ноября, когда вся страна отмечает «День независимости» наша Республика празднует и свое день рождение. Республика Марий Эл входит в состав Российской Федерации, нашей большой Родины России 

У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
(под нежную марийскую мелодию дети читают стихотворение

А. Подольского)
«О, Марий Эл»

Простор полей и красота лесной поляны
Богатство нив и колокольный звон церквей.
Улыбки детские, и веером фонтаны,
Как доброта живущих здесь людей.

Исконный край отечества – марийский,
Из глубины веков история твоя.
Наш край лесов родной и близкий,
Мы навсегда с тобой, российская земля!

Здесь тишина озер, благоухают травы,
А в поднебесье – птичьи голоса.
И в майский день отцовской славы

Оркестров радуга и первая роса.
 

Ведущая: 
На карте России Республика есть
О ней рассказать вам мне выпала честь
Зовется она – Марий Эл и всегда
О ней говорю с удовольствием я. 

Республика Марий Эл образована 4 ноября 1920 года. В нашей республике 14 районов, 4 города (Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово).

Республика Марий Эл на северо-востоке и на западе граничит с Кировской и Нижегородской областями, на юге и на юго-востоке – Чувашской республикой и Республикой Татарстан.

Какова протяжённость границы Республики? (Длина границы составляет 1200 км.) Если бы мы с вами отправились в путешествие пешком вдоль границы со скоростью 5км/ч, то нам потребуется около 240 часов или 10 суток.

Площадь Республики составляет чуть больше 23 тыс. кв. км.

Ведущая: Столица республики – Йошкар–Ола. Из истории названия города видим, что названия менялись: Царёв город – Царевококшайск – Краснококшайск. 

Много есть на земле городов,
Но навеки ты сердцу мила,
Разодетая в зелень садов,
Дорогая Йошкар-Ола 

Ведущая: Современная Йошкар-Ола – красивый и нарядный город. Живописные рощи окружают его со всех сторон. Все лето на площадях, бульварах, скверах растут розы, шумят листвою клены, березы, тополя.

Рассказы учащихся:
Марийский край – это удивительная по красоте и разнообразию природа. На протяжении 155 километров по нашей Республике протекает Волга – самая длинная и многоводная река Европы.

Марийский край богат лесами, полями, реками, озерами. На красоту лесов смотришь – не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь – не напьешься, а поля одаривают нас хлебом и овощами.

Марийские леса… Они не зря славятся на все Поволжье, на всю Россию, это самый крупный лесной массив на Волге. Леса – главное богатство нашей республики, содержащее огромные запасы древесины. Лес – это родной дом для множества зверей, кладовая всевозможных ягод, грибов и лекарственных растений. В нашей республике созданы Государственный природный национальный парк «Марий Чодра», что в переводе на русский означает «Марийский лес», и заповедник – «Большая Кокшага».

Среди лесов и болот берут начало сотни родников и ключей, которые питают реки и озера нашего края, а так же Волгу.

Ведущая: Край прозрачных озер и таежных лесов, разнотравья обширных лугов и целебных минеральных источников – все это Марий Эл! И действительно, он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки, которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю.
Звучит песня «Шачмы солаэм» муз. Г. Кольцова, сл. Н. Егорова

Учащиеся читают стихотворение на марийском языке

В нашей Республике живут люди разных национальностей: марийцы, русские, татары, чуваши, удмурты и другие. У всех свои обычаи, традиции, костюмы. 

Марийский край, любимый край,

Шумят леса и луг цветёт,

И речка, вдоль спеша, течёт,

Поёт гармонь, свирель поёт.

Ведущая: Традиционный марийский музыкальный инструмент – гусли. Они являются старинным струнным щипковым инструментом, который был распространен во всех районах Марийского края с древних времен.

(девочки класса играют на гуслях марийские мелодии)

А как красив родной язык. Он несет информацию из глубины веков, это живая связь, соединяющая поколения народа в одно великое историческое целое. В языке нашего народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления. 

Стихотворение о марийском языке

Ведущая: ребята вы слышите эти волшебные звуки… 
В это время в зале появляется Пампалчы в руках у неё туесок.

Пампалчы: Пуры кечы! Добрый день ребята! Я Пампалчы, вы меня узнали? Из какой я марийской сказки?
Ответы детей: «Ши пуан, ши Пампалчы»…
Пампалчы: Правильно, молодцы. Я уже давно за вами наблюдаю, слушала, как вы читаете стихи, поете песни, вот не удержалась и решила к вам на огонек заглянуть. 
Ведущая: это хорошо, что ты к нам заглянула, сегодня мы прославляем и восхваляем в стихах и песнях наш Марийский край.
Пампалчы: молодцы ребята, пришла я к вам не с пустыми руками, вот туесок, в нем лежат предметы народного быта, то чем пользовались наши бабушки и дедушки, я буду загадывать вам загадки, а вы, если отгадаете, я вам его покажу.
Зубов много,
А ничего не ест. (Гребень)

Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)

Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)

Чтобы себя одеть прокормить, нашим предкам приходилось очень много работать, но и отдыхать они умели, особенно в праздники собирались на посиделки, пели песни, играли в игры. А вы любите играть?
Тогда мы сейчас с вами поиграем в народную игру «Лапти»

Проводиться игра «Лапти» со зрителями
Описание игры: дети встают по кругу, ведущий в центре в руках размотанные лапти, ведущий крутит лаптями возле ног игроков, кто не успевает подпрыгнуть и наступает на лапти, тот выбывает из игры.

Пампалчы: Ребята, я вам уже рассказывала как жили наши предки. Сегодня мы с вами совершим еще одно путешествие в самый старинный город нашей республики — Козьмодемьянск. В этом городе есть один замечательный музей под открытым небом, куда мы с вами и отправимся. 

Дети вместе с Пампалчы совершают виртуальный тур в музей под открытым небом.
Путешествие сопровождается небольшим рассказом
(Коллекции музея состоят из хозяйственных построек: ветряной мельницы, кузницы, жилой избы, амбаров, бани по — черному, бани по — белому и многих других, Площадь музея составляет более пяти гектаров. На его территории построено более 60 различных объектов и строений, собрано свыше 2000 экспонатов старины, предметов труда и быта горных мари. Здесь собрано все типичное, характерное для старинных поселений, жилищ и надворных построек, хозяйственного и бытового инвентаря марийских крестьян. Представленные в нем объекты и экспонаты дают полное представление о хозяйственных занятиях, постройках, жилищах, транспортных средствах, орудиях труда, бытовой утвари крестьян)

Пампалчы: вам понравилось путешествие? Чем оно вам запомнилось? 

Ответы детей
(дети исполняют марийский танец в национальных костюмах)

Пампалчы: спасибо вам ребята за прекрасное время, которое я провела вместе с вами. Нам пора прощаться, до свидания ребята до новых встреч!

Ведущая: Наш край богат национальными традициями: народными песнями, танцами, сказками. Марийский народ знает своих героев по легендам, которые дошли до нас с тех давних времён. Это легенда об Онаре, Чоткар-патыре, Акпатыре.  Онар – добрый исполин, неутомимый труженик и бесстрашный заступник народа мари. Он силен, красив, благороден. Он более всех марийских героев воспет, возвышен над народом.

Марийский край – Земля Онара –
Ты часть страны моей большой!
Для сердца гордостью ты стала,
Я преклоняюсь пред тобой!

Онар: Не перевелись на земле марийской богатыри.

Я, богатырь Онар, пришёл к вам на праздник.

На вас, ребята, посмотреть и себя показать.

Очень я хочу посмотреть, ребята, какие вы умные и умелые.

Дальнейшая наша встреча пройдет с вами в форме игры «Знаешь ли ты историю Марийского края». (Работа со зрителями)

Перед вами 5 секторов:
1 – «Символы»

2 – «История»

3 – «Культура»

4 – «География»

5 – «Мозаика»

Дети из зала выбирают свой сектор и номер вопроса. За правильный ответ получают приз.
Сектор № 1 «Символы» 

Кто является президентом РМЭ? (А.А. Евстифеев) 

Что составляет государственную символику РМЭ? (Гимн, герб, флаг) 

Кто расположен в центре герба города Йошкар-Олы и почему? (серебряный лось в голубом поле – знак того, что в окрестностях таких зверей в изобилии) 

Сколько районов входит в нашу республику? (14 районов) 

Кто был первым президентом РМЭ? (Владислав Максимович Зотин) 

Сектор № 2. «История» 

Чьим именем названа главная площадь города Йошкар-Олы? (площадь В. И. Ленина) 

Где в нашей республике построен замок и чью фамилию он носит? (поселок Юрино, замок Шереметева) 

Как назывался город Йошкар-Ола раньше? (Царевококшайск)

Самый древний город в РМЭ? (Козьмодемьянск, основан в 1583 г.) 

Где находится одна из древнейших стоянок первобытных людей на территории нашей республики? (Вблизи деревни Юнго-Кушерга на левом берегу реки Большая Юнга, на территории Горномарийского района. Люди появились там 40-30 тысяч лет тому назад.)

Сектор № 3 «Культура»

  1. Каких сказочных богатырей вы знаете? (Онар, Кокша, Чоткар и др.) 

    Какие марийские народные инструменты вы знаете? (гусли, волынка) 

    Назвать марийских писателей, поэтов. (Чавайн, Н. Игнатьев, Г. Матюковский, К. Беляев, Миклай Казаков, Шабдар Осып)

    Назвать музеи города Козьмодемьянска.

    Кто из великих поэтов России проезжал через марийские земли? (А.С.Пушкин)

Сектор № 4 «География» 
 

Сколько районов в Республике Марий Эл? Назовите их.

Самое большое озеро. (Яльчик. Площадь его составляет 150 га. Общая длина – 5 км., ширина – 2 км. Находится в Волжском районе) 

Назовите самый большой по площади район республики. (Килемарский) 

Самое крупное животное? (Лось). 

Какой район нашей республики расположен на правом берегу Волги? (Горномарийский район)

Сектор № 5. «Мозаика»

Учащимся раздается разрезанный герб РМЭ. Кто быстрее соберет его, тот и выигрывает.

Онар: Спасибо вам, ребята, порадовали вы меня.

Молодцы у вас ребята

Сильные и смелые,

Дружные и умелые.

А теперь расставаться нам пора,

Вспоминайте вы меня.

У разных народов есть прелесть традиций

Одежда своя и родной свой язык.

Ну как мне марийской землёй не гордиться

И тем к чему с детства душою привык. 

Исполняется песня «Кырык сирнам яратена» Слова Н.Егорова

У каждого листочка,

У каждого цветка,

Есть главное на свете – есть Родина своя. 

А наша с вами Родина – это Марийский край.

Ведущая: Марий Эл! Тебе все поздравления,
Дружная республика моя!
Поздравляем с днем тебя рождения.
Мира тебе, добрая земля!

Автор: Федорова Надежда Михайловна
Должность: учитель марийского языка

Учебное заведение: МДОУ № 26 «Подсолнушек»
Населённый пункт: Республика Марий Эл,город Волжск
Наименование материала: конспект развлечения
Тема: » День рождение Республики»

Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»Подсолнушек»
г.Волжска
Республики Марий Эл.

Развлечение

«День рождение республики Марий Эл»

Подготовила: учитель марийского языка

Федорова Н.М

2015 г

Ребята, сегодня мы собрались в этом зале чтобы отметить большой праздник
– день рождения нашей Республики Марий ЭЛ, а исполнилось ей 95 лет.
Давайте все вместе хором скажем: « С днем рождения республика Марий Эл»

Звучит гимн России и гимн Республики Марий Эл
Начинается наш праздник,
Музыка звени, играй!
Мы покажем вам сегодня,
Как красив Марийский край
Марий Эл! Тебе все поздравления
Дружная Республика Моя!
Поздравляем с днем тебя рождения
Мира тебе добрая земля!
С праздником, Республика марийская
С детства дорогие мне края
Так люблю тебя.
Что и не высказать
Маленькая Родина моя!
Край мой любимый,
Край мой лесной
Пахнет рябиной, пахнет сосной.
Радостно слышу снова и снова
Новые песни края лесного.

Песня «Край родной»

Ведущий .
У каждого листочка,
У каждого цветка,
Есть главное на свете — есть Родина своя.
А наша с вами Родина – это марийский край; с голубыми озерами и
зелеными лесами

Показ видео фрагмента
Мый пиалан улам – марий айдеме,
Марий чодыра лонгаште кушшо ен,
Моктен мурем нолталтше кумыл дене
Родной эл ден пырля Республикем!

Мыйын уло шочмо вер
Лумже тудын Марий Эл
Марий элыште шочынам
Тыштак вийым пагалам
Марий элым мый моктем
тудын дене кугушнем
Нигунам чонем ок йукшо
Йоратем тыгай илем.
Уло ош туняште шуко эл
Мыланем эн шерге Марий Эл
Марий Эл- шочмол вер ,сылне пеледалт
Марий Эл – шочмо вер шерге пеш улат.

Марийский танец с полотенцами.

Ведущая:
Слышишь, добрый народ,
К нам бабушка идет.

Бабушка:
Салам лийже, йоча-влак!

Дети:
Салам лийже!

Бабушка:
Ой, как я устала. Можно с вами, ребята, посижу?

Дети:
Конечно можно.

Бабушка:
А хотите я вам сказку расскажу?

Дети:
Да. Мы любим слушать сказки.

Бабушка:
Много знаю сказок. Мне их моя бабушка рассказывала. Я сейчас
расскажу сказку про богатыря.
Давным-давно жил на нашей земле чудо-богатырь Онар. Охранял он
землю нашу от врагов. Много разных легенд ходит о его подвигах. Был он так
велик,
что
чуть-чуть
не
доставал
головой
до
поднявшейся
над
лесами
цветной
радуги.
Потому-то
и
называют
радугу
в
старинных
легендах
воротами Онара.
(Входит Онар)
У богатыря Онара и шаг был богатырский и дорога была ему не нужна,
он
шел
прямо
через
леса

могучие
дубы
и
сосны
перешагивал.
Не
останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа.
Шел-шел
Онар
по
нашей
земле,
устал,
прилег
отдохнуть
и
заснул
богатырским сном. Слышите
? (Храп Онара)
И
тут
разыгралась
сильная
буря.
(Аудиозапись)
Ветер
был
таким
сильным,
что
выкорчевывал
большие
деревья
с
корнями.
(
Онар
встает,
потягивается) И тут Онар почувствовал, что-то мешает ему в глазу.

Онар:
Бабушка, бабушка!

Бабушка:
Что случилось, сынок?

Онар:
Посмотри, что у меня в глаз попало?
(Бабушка достает пенек из глаза Онара)

Бабушка:
Это тебе, сынок, пень попал в глаз и мешал смотреть.

Онар:
Ой, спасибо, добрая бабушка! Без вас я бы не справился.

Ведущая:
Вот, ребята, каким сильным и могучим богатырем был Онар, что
пень показался ему соринкой.

Онар:

Не перевелись на земле марийской богатыри.
Я богатырь Онар, пришел к вам на праздник.
На вас, ребята, посмотреть и себя показать.
Очень хочу посмотреть какие вы умные, ловкие ,умелые.

1.Отгадайте – ка загадки
……
Мышка с двумя хвостиками. (Лапоть)
Дед льет, отец пьет, сын растет. ( Дождь, земля, трава)
Голова – гребень, хвост – серп. (Петух)
В лесу под березой – крошка, только шапка да ножка. (Гриб)
Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. ( Глаза)

Онар:
Какие вы смышленые, умные, веселые. И душа спокойна, что такие
крепкие ребята подрастаю

Онар:
Может среди вас найдутся еще и богатыри, удальцы.

2.Игра « Перетягивание каната»

Ведущая:
Онар! Вот видишь, ребята перетянули тебя.

Онар:
Ну, хорошо. Силы-то у вас есть. А мы сейчас посмотрим, ловкие ли
вы?

3.Игра « Мыланем веретым пу»

Онар:
Молодцы, дети! Какие же вы ловкие.

Ведущий:
Богатырь Онар, а сейчас мы убедимся в мастерстве наших
красавиц. Как в детстве не научишься, так всю жизнь намучишься. Ну-ка кто
хочет свое умение показать, надо ниточку под музыку в клубочек смотать.
Понятно задание? Тогда начнем соревнование.

4.Игра «Кто быстрее намотает клубочек»

Ведущий:
Ловкие у нас девчата, да и ребята тоже не лыком шиты.

Онар:
А мы сейчас и посмотрим. Кто с бревна друг друга собьет, тому слава
и почет.

5.Бой с подушками

Ведущая:

Наши
дети

очень
любят
свой
родной
марийский
край
и
приготовили интересную игру. Поиграйте с нами бабушка и богатырь Онар.

Ведущая:
Спасибо, тебе, бабушка за интересную сказку. Спасибо Онар за
веселые, интересные игры, загадки.

Онар:
Тау, йоча-влак! Порадовали вы меня!
Молодцы ребята
Вы сильные, умелые,
Дружные и смелые.

Онар:
А теперь расставаться мне пора, вспоминайте вы меня. ( Онар уходит)

Бабушка:
Ну вот красна песня ладом, а сказка складом.
Сказке – конец, а кто слушал – молодец.
И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу
Да пока вы сказку слушали
Огурцы на огороде зайцы скушали.
Вот вам и не досталось.
Ну не печальтесь, пострелята,
Найдется и у меня для вас угощение.
(Бабушка угощает детей)

Дети:
Тау,ковай!

Бабушка:
Ну и мне пора с вами прощаться. Чеверын, йоча-влак!

Дети:
Чеверын!

Ведущая:
Славно мы повеселились
Наступает час прощанья
До свиданья, дети, до свиданья!

Литературно-познавательная игра для учащихся 5-7 классов

«Марийский край – прекрасный край»

Цель: 1. Развитие познавательных интересов

2. Расширение кругозора учащихся в разных областях знаний.

Реквизит: 1. Карточки с номерами – 1,2,3.

2. Музыкальное сопровождение

3. Песни для музыкальных пауз.

Вступительное слово чтецов на фоне марийской музыки:

Люблю я свой край. Где родился и рос,

Где до самых костей пробирает мороз.

Где ракита стоит, прислоняясь у плетня,

И родник по утрам тихо манит меня.

— Марийский край — прекрасный край.

Любовь моя к тебе сильна.

— Здесь родились мы и растём

И Марий Элом тебя зовём.

— Родная наша сторона.

Для нас на свете ты одна.

— Нашему родному краю – 90 лет

Юбилей солидный – в этом спору нет

4 ноября 1920 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров издали декрет «Об образовании Автономной области марийского народа, подписанный В.И.Лениным и М.И. Калининым.

Это значит, что 4 ноября 1920 года РМЭ обрела свою государственность и стала неотъемлемой частью единой России .

Это значит, что 4 ноября 1920 года РМЭ обрела свою государственность и стала неотъемлемой частью единой России .

«Марий Эл – древний край, с богатыми национальными традициями, идущими из глубины веков.

Этнический облик и особенности марийской культуры оформились во 2 половине 1-го тысячелетия н.э. Сложным, противоречивым был исторический путь народа, судьба не баловала его. Но через столетия пронесли марийцы свой певучий язык, задушевную музыку, красочную вышивку. Они могли сохранить это, несмотря на то, что на протяжении многих веков их земля часто оказывалась объектом вторжения.

Сегодня, когда наша республика отметила 90 лет со дня образования, мы поговорим о наших достижениях, о наших богатствах, о культуре нашего народа, о её славной истории. Итак, вашему вниманию предоставляется литературно — познавательная игра-конкурс «Марийский край – прекрасный край». В игре будут участвовать 2 команды – сборные учащихся 5-7 классов. Команды будут выбирать ответы из разных областей знаний – географии, истории, искусства, из истории Куженерского района («Мой район») и вопросы смешанного типа – «Понемногу о разном».

Команды занимают свои игровые места. Игру будет оценивать строгое жюри.

Первый конкурс – разминка

Команды называют любую цифру до 10. Зачитывается вопрос под этим номером. Ответ даётся в течение минуты. За каждый правильный ответ – 1балл.

  1. Цифровой автомобильный код нашей республики (12)

  2. Экономический регион (Волго-Вятский)

  3. Округ (Приволжский Федеральный)

  4. Государственные языки ( русский, марийский)

  5. Кто возглавляет Правительство ( Президент)

  6. Высший Законодательный орган власти (Государственное собрание- Парламент Республики)

  7. Число районов в республике (14)

  8. Столица республики — (Йошкар — Ола)

  9. Год образования города Й –Ола ( 1584)

  10. Перечислите другие города республики ( Волжск, Козьмодемьянск, Звенигово)

Вопросы 1 конкурса: «ТЫ — мне , я – тебе.

Бросаемся вопросами, называя цифры до 16

1.Что дал народу мари Декрет ВЦИК и СНК, подписанный В.И.Лениным и М.А.Калининым? (Автономию)

2. Первый президент РМЭ. (Владислав Максимович Зотин)

3. Кто такой Эшпай Андрей Яковлевич.

(выдающийся советский, российский композитор, народный артист СССР, почётный гражданин г. Йошкар-Ола.)

4. Кто является основоположником марийской музыки?

(Иван Степанович Ключников-Палантай)

5. Кто такой Кирилл Иванович Иванов?

((Йыван Кырля)

6. Легендарный герой марийского народа, глава горномарийцев?

(Акпатыр)

7. Легендарный герой, богатырь, который считается предком марийского народа.

(Чумбылат – великий горный человек.)

8. Самый большой район в РМЭ. (Килемарский)

9. Самый маленький район (Параньгинский)

10. Самый старый город в РМЭ. (Козьмодемьянск, 1583 г.)

11. Самое большое озеро. (Яльчик)

12. Марийское название Звенигово (Провой)

13. Как называется День национального героя )Марий талешке кече)

14. Чьё имя носит Национальный музей РМЭ? (Имени Тимофея Евсея)

15. Легендарный марийский богатырь –великан, создатель облика земли. (Онар)

16. Как иносказательно называют радугу в честь богатыря – великана

(Ворота Онара)

Далее команды сами выбирают раздел

И поднимают карточки с номером правильного ответа.

Вопросы по разделу География.

  1. В нашей республике имеется очень много озер и рек. Назовите правильную цифру количества озер в РМЭ.

1) Более 400 2) более 500 3) более 600.

(правильный ответ – более 600, причём свыше 200 из них являются крупными)

  1. С кем граничит Марийская республика?

1)Кировская, Нижегородская области

2) Чувашия, Татарстан, Кировская область

3) Кировская область, Нижегородская область, Чувашия, Татарстан

(РМЭ граничит на западе – с Нижегородской, на севере – с Кировской и Нижегородской областями, на юге – с Чувашией, на востоке и юго-востоке – с Татарстаном)

  1. Протяженность реки Волга на территории республики.

1) 155 км 2) 270 км 3)300 км

  1. Перечисляйте реки Кто последним назовёт, тот и получает 1 балл.

(Волга, Ветлуга, Б.Кокшага, Илеть, М.Кокшага, Сундырь, Б.Кундыш, Рутка, М.Кундыш, Юшут, Немда, Студенка, Юронга, Сура, Арда, Ировка, Лаж, Буй, Толмань и др.)

  1. Закончите фразы-названия охраняемых природных территорий:

Национальный парк ….(Марий Чодра)

Государственный природный заповедник …. (Большая Кокшага)

Заказники в Куженерском районе … : (Каменная Гора, «Горное Зазелье)

Озеро изумрудного цвета и своеобразной формы -… (Морской глаз)

Вопросы по разделу ИСТОРИЯ

1.Когда была образована Марийская автономная область?

1) 4 ноября 1920 г. 2) 7 ноября 1920 г. 3) 4 ноября 1930 г.

2. Когда Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику?

1) 10 декабря 1935г. 2) 5 декабря 1936 3) 7 декабря 1939

3. Когда республика официально стала называться РМЭ?

1) 8 июля 1992г. 2) 7 августа 1995 3) 8 июня 1998г.

4. Чудом республики является Замок графа Шереметьева. Назовите дату начала строительства замка

1) 1885 2) 1812 3) 1868

  1. Наш земляк, Герой Советского Союза, повторивший в 1944 году подвиг А.Матросова.

1) Пономарев 2) Прохоров 3) Петухов

  1. Кто из марийских поэтов написал следующие стихи, приуроченные к дате 4 ноября 1920г.

1) Олык Ипай 2) С.Г.Чавайн 3) Шабдар Осып

Вопросы по разделу «Искусство»

  1. Марийский край подарил России творчество известного русского поэта. Этого поэта зовут…

1) С.Г.Чавайн 2) Н.А.Заболоцкий 3)В.В. Маяковский

Николай Алексеевич Заболоцкий – сын сернурского агронома. Он большой мастер слова, классик русской советской поэзии. Свои детские годы Н.Заболоцкий провёл в Сернуре. В марийском окружении прошли его детские годы. Даже стихотворение сочинил «Как во Сернуре большом…»

Позднее, в 1955 году в своём автобиографическом очерке писал: «Удивительные были места в этом Сернуре и его окрестностях. Вдоволь я наслушался там соловьёв, вдоволь насмотрелся закатов…Чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях:

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт.

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

  1. На высоком уровне находилось театральное искусство РМЭ. На данный момент в Й-Оле насчитывается театров в количестве

1) семи 2) пяти 3)шести

Академический русский театр драмы имени Константинова

Марийский государственный театр оперы и балеты имени Э.Сапаева

Республиканский театр кукол

Марийский театр юного зрителя.

  1. Успешно развивается изобразительное искусство республики. Одним из первых марийских художников, который получил специальное художественное образование, был Кулешов Павел Семеновис – сын волжского бурлака горных марийцев. К теме об историческом прошлом марийского народа первым обратился:

  1. Кулешов Павел Семенович

  2. Овсянников Леонид Федорович

  3. Константин Федорович Егоров

К.Ф.Егоров в 1922 году поступил в казанский гос. Художественно-технический институт. Он принял активное участие в становлении изобразительного искусства.

  1. Первый звуковой худ. Фильм, где сыграл роль вожака беспризорников Мустафы Йыван Кырля.

  1. «Песня о счастье»

  2. «Платон Кречет»

  3. «Путевка в жизнь»

В каком году этот фильм вышел? Дополнительно 1 балл. (В 1931 г.)

  1. Первое стихотворение основоположника марийской литературы С.Г.Чавайна.

1) «Роща» 2) «Беглец» 3) «Обновленная земля»

С.Г.Чавайн – Это С.Г. Григорьев – 1888-1937 –родоначальник марийской литературы, писатель-классик. Стих. С.Чавайна «Роща» считается первым художественным произведением в марийской литературе.. В нем народ мари и наш край предстают в образе прекрасной рощи:

Есть в нашем крае роща тихая одна,

На берегу большого озера она.

Деревья там раскидистей раскидистых растут.

Цветы прекраснее прекраснейших цветут.

«Огонь творчества в моём сердце зажегся не для моей личной славы, а ради моего народа, ради его просвещения, чтобы он увидел счастливую жизнь» (С.Г.Чавайн)

Вопросы раздела «Мой район»

1.Герб Куженерского района изображает:

1) белку (Моркинский) 2) лося 3) замок (Килемарский)

2. Известная поэтесса, выпускница Токтайбелякской школы, лауреат премии имени Олыка Ипая, член Союза писателей СССР с 1993 года.

1) Альбертина Иванова 2) Зинаида Каткова 3) Татьяна Иштрикова

9 декабря 2010 года отмечается 50-летие этой замечательной поэтессы, основателя гимназии «Синяя птица». Стихи начала писать в годы учебы в нашей школе. Первую книгу «Шалунишка» Т.В.Иштрикова выпустила в 1979 году.

3. Псевдоним какого поэта – Ояр. Он родился в д Ирмарь Куженерского района, учился в Русскошойской средней школе, работал переводчиком куженерской районной газеты «Ужара», был главным редактором газеты «Ямде Лий». Первёл на марийский язык поэму Твардовского «Василий Теркин»

1) Геннадий Сабанцев 2)Вячеслав Осипов 3) Виталий Петухов

На стихи Г.Сабанцева есть замечательная песня «вашке кушнем» .Музыку написал В.Осипов. Послушаем эту песню.

4. Кто из этих поэтов родился в д.Визимбирь Куженерского района

1) Аркадий Горохов 2) Юрий Григорьев 3) Василий Чегаев

Василий Федорович Чегаев – это Чалай Васлий, родился 31 декабря 1917 года в д. Визимбирь. В 1955 году закончил Литературный институт имени М.Горького в Москве. Всего издано им 13 книг на марийском и 3 на русском языке. Писал и для детей. Многие песни на его стихи стали самыми любимыми. Умер 8 июля 1979 г. В с. Токтайбеляк. В сборнике «Вешний день» есть стихотворение «Куженер»:

Сад в цвету – листвой играет.

Я тянусь к его ветвям.

От души родному краю

Говорю, как сын: «Салам!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий когда зажигаются елки новогоднее театрализованное представление
  • Сценарий ко дню рождения пожилого человека
  • Сценарий ко дню республики башкортостан на башкирском языке
  • Сценарий ко дню счастья
  • Сценарий ко дню собак