Сценарий ко дню русской культуры

. Внеурочка, Мероприятия, Методическая копилка заместителя директора по воспитательной работе, Сценарий мероприятия " Дни русской культуры"

«Национальные традиции — богатство русской культуры»

Сцена украшена

Колокольный звон

Ведущий-1

Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня поговорим о жизни русского народа, об обычаях наших прапрабабушек и прапрадедушек, узнаем историю и культуру нашей огромной, богатой страны. Россия – многонациональная страна. В нашей стране живут люди 160 национальностей. Каждый народ чтит свои традиции, передаёт их от поколения к поколению, старается их сохранить и приумножить. Национальная культура, как память, выделяет народы из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Ведущий 2

Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живем мы все большой семьей.

Ведущий 1

Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Ведущий 2

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства.

Кадриль – задорный игровой танец. В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа.

Видео «Кадриль»

Ведущий 1

Вальс — благородный и красивый танец, который живёт и сейчас. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Есть мнение, что предшественником вальса является французский средневековый танец вальс. Родиной Вальса по праву считают Германию в 17 веке. Но он стал популярен в 18 веке в Вене, Австрии. В России вальс прижился только после войны 1812 года. И с тех пор стал очень популярен.

Видео «Русский вальс»

Ведущий 2

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней,  своих традиций, обычаев…

Ведущий 1 Слайд ( избы, терема)

Издавна на Руси особое внимание уделяли жилищу. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными — рубили их с помощью топора из толстых брёвен и называли срубами или избами. «Чем больше рук, тем легче труд» — говорили в народе. Вот и строили всей семьёй. У каждой избы был свой вид. Окна — «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки, они прикрывали окна от дождя. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открытые ставни — значит хозяева уже встали, закрытые — значит, ещё спят или их нет дома. Крыльцо — распахнутые руки дома. Оно связывает избу с улицей. Теплым летним вечером собирались на крыльце — посидеть, поговорить, обсудить новости. «Жить в соседях — быть в беседах». Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами.

Ведущий 2 Слайд (русская печь)

Зайдем в русскую избу. В старой русской избе была лишь одна комната и почти половину её занимала печь. «Без печи хата — не хата». В ней пекли хлеб, готовили всю еду. Печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На ней спали, печь лечила от простуды. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

Ведущий 1 Слайд (убранство избы)

В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — длинные скамейки. Этот угол называли красным – т.е. красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники «Не красна изба углами, а красна пирогами».

В правом углу от печи размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол- царство хозяйки дома. Тут же висела люлька — кроватка для младенца, стояла прялка. На стене висели расшитые полотенца. В избе хорошей хозяйки всё сверкало чистотой.

Ведущий 2 Слайд (застолье, самовар) – фон музыки хоровод

Кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Русское застолье чаще всего ассоциируется с обязательным наличием на этом столе самовара. В далёком 18 веке был изготовлен тульскими мастерами настоящий русский самовар. Самовар всячески украшался росписью, покрывался сверху серебряным или золотым слоем, кран для подачи воды приобретал самые разнообразный воплощения – от ключа до цветущего дерева. Размеры самовара также варьировались от самых огромных на 12 и более литров до малюсеньких, которые именовались «эгоистами», поскольку их ёмкость была предусмотрена только для единственного пользователя.  На стол подавались обязательно куличи, пироги, блины.

Ведущий1 Слайд (матрешки, игрушки)

 Какой турист, приезжая в Россию, не покупает матрёшку? Редкий. Матрёшка в конце 19 века была изобретена токарем В.П.Звёздочкиным и художником С.В.Малютиным. Русские умельцы создали яркую барышню, назвав её Матрёной. В основе имени лежит слово «мать». Матрёна- матрёшка символизирует собой заботливую маму, у которой много детей. Символизм имени подтверждает устройство матрёшки, которая и представляет собой большую семью.

 Богородская игрушка — традиционное народное творчество, представленное деревянными фигурками животных, людей и даже целых композиций. Может быть, многие видели самую известную композицию, которая стала символом богородского промысла, «Кузнецы».

В селе Дымково сложилось искусство создания расписных игрушек из глины. Главной особенностью дымковских игрушек являются фигурки, которые сначала белят, а потом расписывают ярким орнаментом. Сюжеты: люди, животные, композиции из сказок и из народной жизни

В середине 19 века зародилось филимоновское искусство. Образцом этого русского народного творчества являются свистульки, которым придавали формы людей и животных: барыни с большими объёмными юбками, солдаты в мундире, медведи и птицы ― всё это, и не только, традиционные формы игрушек из Филимоново.

Гжель

Гжель – это один из центров России, где на протяжении 670 лет производят керамические изделия. С середины 17 века в Гжели велась добыча различных сортов глины. Из неё изготавливали посуду, кирпичи, изразцы и детские глиняные игрушки. Посуду расписывали коричневой, жёлтой и лиловой краской. Мотивом служил окружающий мир: цветы, деревья, травы, животные. Раскрашивали все изделия вручную, поэтому они имели неповторимый рисунок и зависели от фантазии каждого отдельного мастера.

Хохлома

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой, её характерными самобытными элементами.

Ведущий 2

Особое внимание уделяли куклам-оберегам, которые по поверьям, охраняли дом от бед, хранили семейный очаг.

Создавались славянские куклы-обереги своими руками. Все игрушки наряжались в красивые платья. Одежда выполнялась с особенным смыслом. Каждый наряд означал что-то свое. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье. Кроме того, этот цвет защищал от бед и сглаза. Народные куклы-обереги создавались безликими. Еще во времена язычества считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям. Кроме того, это еще и «лишние глаза». Однако и без лица игрушки перенимали настроение своих хозяев. Согласно преданию, первой куклой-оберегом стала Коллодия. Она была сделана еще в далекой древности. В канун Нового года делали куклу-оберег «День и ночь». В светлое время суток голову игрушки оборачивали светлым платком. Ночью же надевали темный. Эта кукла защищала дом.

Древние славяне изготавливали магические поделки своими руками на все случаи жизни.

Самыми распространенными куклами считаются следующие:

зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;

крупеничка – оберег на сытость и достаток;

кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме;

Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье;

Желанница – оберег на исполнение желания; очистительная вещица. Это далеко не весь перечень поделок наших предков. Однако именно эти куклы, сделанные своими руками, помогут и в наши дни защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливой.

Ведущий 1

На Руси всегда славилась сила и удаль богатырская. А помогали быть сильными и здоровыми простая здоровая пища, русская баня, труд. С малых лет детей приучали к труду, а чтобы было интересней, придумывали разные игры.

Вот и мы с вами сейчас немного поиграем. А помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, которые так же являются неотъемлемой частью русской культуры.

Ведущий 2

1 тур. Загадки.

Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается.(Солнце)

Двенадцать братьев,

Друг за другом ходят,

Друг друга находят.(Месяцы.)

Поднялись ворота-

Всему миру красота.(Радуга)

Меня все  ждут и не дождутся.

А как увидят – тотчас разбегутся.(Дождь)

Что за шустрый старичок, восемьдесят восемь ног.

Все по полу шаркает за работой жаркою? (Веник)

Стоит городок-

Сколько стареньких домков,

Сколько беленьких жильцов.(Подсолнух)

Ведущий 1

2 тур. Быт, история и культура русского народа.

В этом туре, а он же у нас является заключительным, нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник-проводы русской зимы?(Масленица)

2. А какое угощение было обязательным на этом празднике?(Блины)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете?(Щи, каша, пироги, блины)

4. Какую обувь носили русские крестьяне?(Лапти)

5. Что такое изба?(Деревянный крестьянский дом)

6. Назовите русский сувенир, известный во всём мире?(Матрёшка)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки)

8. Какое национальное дерево России? (Берёза)

9. Какие музыкальные инструменты были любимыми у наших предков? (гусли, гудки, дудки)

10. А какие народные игры и потехи были?( борьба, кулачный бой, хороводы)

Ведущий 2

Вот и подошло к концу наше мероприятие.

Мир — солнышку и детям,
Мир — природе, мир — тебе!
Мир — былинке, мир — планете!
Мир — всем людям на Земле!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

6

УТВЕРЖДАЮ:

Директор гимназии № 107

____________ Л.А.Корешкова

Разработала Е.А Галенко

Сценарий
праздника, посвященного Дню Русской культуры

Презентация и
стихотворение Гавриченко Д.И. 

 Сегодня
праздник всенародный.

Торжественный
и полный школьный зал.

Сегодня
знает кто угодно:

И
стар, и млад, велик и мал,

Что
русская культура безгранична!

Её
познать… так нужен целый век.

Она –
магнит, манит ее величье

Покуда
будет жить на свете человек!

От
предков наших получили

Завет
хранить ее, беречь.

Они
нам мудрости вручили

Бесценный
клад и слова меч.

Мы
обещаем быть ее достойны,

Беречь,
лелеять и хранить

И
сквозь века, и через войны

Нести
ее, не посрамить.

Сегодня
мы вас приглашаем

Ее 
Величество почтить.

Ее все
знаем, уважаем,

И без
нее  нам не прожить!

Здесь
все вокруг искрится сказкой,

Здесь
королевич и злодей,

Герой
Иван в кафтане красном,

Царевна,
сказочный Кощей…

Здесь 
песни, танцы и обряды.

Здесь
русский дух, здесь Русью веет.

Она
вокруг, она здесь рядом,

К себе
зовет и песней греет!

Олеся
Долгий
с песней “Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались”

Ведущий
1:

Викторина
«Кирилл и Мефодий»

1.
В какой стране они родились, в каком городе, в каком веке?

 2.
В какой стране началась их переводческая деятельность  и  как эта страна
называется сейчас?

3.
Какая книга первой вышла из-под пера первоучителей?

*Кто
еще повторил подвиг св. равноапостольных Кирилла  и  Мефодия для народов, не
имеющих своей  письменности. Когда это было?

2.
Первая датированная печатная книга

 1.
Имена первопечатников Российских.

2.
Какой день отмечается как день появления первой печатной книги.

3.
Какая книга появилась в этот день?

3.
Реформа правописания Петра 1

1.
Чем была вызвана.

2.
Какие буквы были реформированы.

3.
Какая книга была напечатана первой новым гражданским алфавитом?

4.*
Какие буквы Российская Академия Наук была вынуждена вернуть в русскую азбуку в
том 18 веке?

4.
Реформа правописания 1918 года

1.
Какие буквы были реформированы.

2.
О каком мире идет речь в названии романа Толстого «Война  и  мир»?

3.
Как записывались числительные в древних книгах.

4.
Знать имена  и  их происхождение  (как переводится имя  и  из какого языка).
 

На сцену под веселую
народную русскую песню выходят двое  ведущих в русских национальных
костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни 
и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый
день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни
послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с
песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда
была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит
молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме

Ведущий 2:

Ты откуда русская появилась,
музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Алеся
Долгий
исполняет песню под гитару

Ведущий 2:

Пушкин

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовёшь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
1880

Более 200 лет живет с нами любимый
Пушкин, живут и его сказки, стихи. Но Александр Сергеевич, на удивление всем,
всегда молод. Он друг детей и взрослых. И каждый из нас рад слышать и видеть
дорогого поэта.

Сценка от Химич Есении

Ведущий 1:

Вековые традиции и
обычаи русского народа 

Россия – поистине уникальная страна,
которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции
своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в
язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в
многочисленные народные приметы и предания.

Христианство подарило русским такие
замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество –
Масленицу и Ивана Купалу.

Иван Купала в России.
Русские купальские обряды

Иван КупалаИздревле все
народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым
праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот
мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный
обрядовых действий, правил и запретов, песен

Предлагаем вашему
вниманию инсценировку этого обряда

Ведущий 2:

Слова о танце

Этой  встречи быть
угодно!

Отложите все дела,

Наша школа вас сегодня

На свиданье  позвала.

Инструмента звук
певучий,

Озорной лихой мотив,

словно вихрем вас
закрутит,

 Предлагаем вашему
вниманию русский народный танец

Ведущий  1:

Русская пословица гласит:
«Делу – время, потехе – час!». 

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Цель:

  • Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.
  • Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
  • Привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.

Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к празднику.

Ход праздника

I. Культура — это образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира

Презентация. Слайд 1.

Ведущий: Культура — это все то, что создано людьми в результате творчества и созидания, полета человеческой мысли и воображения за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда — все это и есть культура.

Слайд 2.

В.В. Путин о возрождении русской культуры: «…Культура, наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной…»

Слайд 3.

Российский академик, филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её».

Слайд 4.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.

Дети читают стихотворение

(М.Матусовский «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

Слайд 5.

Ведущий: Любовь и уважение, прежде всего, являются основой культуры. Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

II. Дети читают стихотворение. Е.Вадимов «Русская Культура»

Слайд 6.

Русская культура — это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой —

Русская культура — это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..

Слайд 7.

Русская культура — это сказки нянины —

Песни колыбельные, грустные до слез —

Русская культура — это разрумяненный

В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…

Слайд 8.

Русская культура — это дали Невского

В серо-белом сумраке северных ночей —

Это — радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского радостный ручей.

Слайд 9.

Русская культура — это вязь кириллицы

На святых писаниях, азбуке славян.

Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,

При чеканном поясе — кучерский кафтан.

Слайды 10-12.

Русская культура — это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —

Терема и церковки, звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Слайд 13.

Русская культура — это то, чем славится

Со времен Владимира наш народ большой:

Это наша женщина, русская красавица —

Это наша девушка с чистою душой!..

III. «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры»

Слайд 14.

Ведущий: Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия.

Более тысячи лет назад, просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. В память Кирилла и Мефодия во всех городах нашей страны 24 мая проходит «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры».

Слайд 15.

В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) жили два брата Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые, очень образованные, и хорошо знали славянский язык.

Слайд 16.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. И вот братья Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.

Слайд 17.

Стихотворение о Кирилле и Мефодии (стихи разных авторов).

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Монах Кирилл и праведник Мефодий,

Два брата, что в Салониках родились,

Задумали букварь создать славянский,

Чтоб знал Писанье каждый славянин…

Выходцами из Солуни Русь была восхвалена

Почитали, как родную, излагая письмена,

Прародители Софии воцарились на Земле

И от мая к маю славим ваши имена везде.

Простые их буквы — не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами великого вечного света

Они воссияли над жизнью людей.

В любой старинной книжице ты можешь прочитать

Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ.

Но время быстро движется, и жизнь уже не та,

Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?

Родная речь — Отечеству основа,

Не замути Божественный родник —

Храни себя — душа рождает слово —

Великий святорусский наш язык.

Кирилл и Мефодий — два брата единых,

Прошедших свой доблестный путь,

Нашедших, в славянах, духовную силу

и православья приют!

IV. Народные художественные промыслы России

Слайд 18-19.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура.

Ещё чем славится Россия? Народные художественные промыслы России — огромное и духовное богатство. Это гончарные изделия, игрушки, резьба по дереву, художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево.

Дети читают стихи о народных промыслах.

Ещё чем славится Россия?

Людьми Россия хороша.

У них и руки золотые

И необьятная душа.

И замирает восхищённо

Надменный иноземный взор,

Увидев русскую матрёшку

И Гжели кружевной узор.

Слайд 20.

Матрёшка.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка… иль…Гармошка?

Это — русская матрёшка!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Слайд 21.

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка — мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Слайд 22.

Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Слайд 23.

Дымково.

Вьется голубой дымок.

Мягко падает снежок,

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Слайд 24.

Богородская игрушка.

В Богородске-городке

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Слайд 25.

Вологодские кружева.

Вологодская избушка,

В небе ясная луна,

Одинокая старушка

Засиделась у окна.

Труд у бабки Пелагеи

С молодых годов в чести.

Принялась за рукоделье —

Стала кружево плести.

Вологодское кружево

Время за полночь, не спится

Беспокойной мастерице.

Застучали друг о дружку

Деревянные коклюшки.

Чтоб узор был ровный, гладкий,

У старушки есть булавки:

Их в подушечку воткнёт,

Белой нитью оплетет,

И узорная снежинка,

Как нетающая льдинка,

Все растет, растет, растет.

Слайд 26.

Песня «У моей России длинные косички…»

Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)

V. Потешки и небылицы

Слайд 27.

Потешки — это русские народные веселые стихи обо всем, что нас окружает. Потешки и небылицы всегда веселые, радостные, мажорные, яркие.

Гром по горам прокатился —

С дуба комар повалился,

Грохнулся о корневище

Старый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи —

Две крохотухи-горюхи,

Подняли бедного братца,

Стали жужжать, убиваться:

— Старый комар-комарище,

Как тебе больно, дружище!

Бедный наш светик-сударик,

Как тебя жаль нам, комарик!

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

А для женушки — подсолнушки.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из- под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Как у вас поживают?

На босу ногу топор надевают?

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами.

А лошади наши — с усами,

Бегают в подполье за мышами?

Ведущий: Дорогие гости! Вы послушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты?

Инсценировка: «Хочешь, есть калачи, на печи не лежи»

Скоморох: Ребята, у каждого народа есть свои сказки, традиции, игры, пословицы. И я вам хочу напомнить одну «Спишь, спишь, (зевает) и отдохнуть некогда» (ложится на лавочку, засыпает).

Матрёшка: Вот и утро на пороге, день начинается, надо сыночка будить Антошеньку. (подходит) Вставай, вставай, моё солнышко.

Вставай, вставай, моё тёплышко. Утро на дворе за работу пора.

Скоморох: Да ну, тебя, маманя, сон мешаешь смотреть.

(переворачивается)

Матрёшка: Вставай, вставай, сыночек, дел много.

Скоморох: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.

Матрёшка: Антошенька, иди молотить.

Скоморох: Не могу, живот болит.

Матрёшка: Не пень, а лежит. Антон, иди кашу есть!

Скоморох: Где моя большая ложка? (вскакивает)

Матрёшка: Хочешь, есть калачи, на печи не лежи. Не зря на Руси говорят: «Лень со злом дружит, а счастье с добром»

Скоморох:

А сейчас вы не зевайте,

Мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит?

Дети: Ложка!

Скоморох: Снова нас зовёт игра, поиграем детвора!

Игра «Где работа там еда» (стулья расставлены по кругу, на них лежат ложки, играющих больше, чем стульев, не успевший взять ложку, занять стул выбывает из игры).

VI. Танец-игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Слайд 28.

Ведущий: Какой же праздник проходил без танцев?

Выходите наши девочки — плясуньи и мальчишки плясуны!

Дети исполняют народный танец-игру «Бояре, а мы к вам пришли».

— Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые, а мы к вам пришли.

— Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

— Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

— Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

— Бояре, она дурочка у нас.

Молодые, она дурочка у нас.

— бояре, а мы плёточкой её.

Молодые, а мы плеточкой её.

— Бояре, она плёточки боится.

Молодые она плёточки боится.

— Бояре, а мы пряничка дадим.

Молодые, а мы пряничка дадим.

— Бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы к доктору сведём.

Молодые, а мы к доктору сведём.

— Бояре, она доктора боится.

Молодые, она доктора боится.

— Бояре не валяйте дурака.

Отдавайте нам невесту навсегда.

VII. Заключительная часть праздника

Ведущий:

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию — нет России другой!

Слайд 29.

В заключение праздника дети исполняют песню «Моя Россия» (стихи — Марат Ахмадиев, музыка — Вадим Челноков, исполнитель — Ирина Савицкая).

Я за Родину-мать, за Россию молюсь.

Я своею великой страною горжусь.

Потому, что мы здесь рождены и живём.

Это — наша земля, это — наш отчий дом.

Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.

Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.

Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,

Что за люди у нас, тут, в России живут.

Припев:

Ты живи, моя Россия!

Славься русская земля!

Краше нет, под небом синим!

Это — Родина моя!

Мы добьёмся всего, если вместе пойдём.

Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.

Наш высокий порыв никому не сломить.

А иначе, зачем на земле этой жить.

Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.

Нам с тобою хранить надо эти края.

Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,

Пусть на нашей земле наши дети растут.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев С. Праздники в школе. — М.: АСТ, 2003.
  2. Давыдова М.А., Агапова И.А.Праздник в семье. — М.: Ролы, 2000.
  3. Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. — Ярославль: «Академия развития», 1999.
  4. Почемучка: Детская энциклопедия. — М.: АСТ, 2005.
  5. Розанова Е. Праздники в школе и дома. — М.: «Росмэн», 2000.
  6. http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
  7. http://pandia.ru/text/78/355/1194.php

КТД «Праздник русской культуры»

_____________________________________________

  1. Звучат фанфары.

  2. «Россия – я твоя росинка» — презентация, подготовленная учениками 10 класса

  3. Выходят 3 ученика + 2 ведущих

1 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

2 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Украину, Белоруссию, Россию.

Ведущий 1. Дорогие друзья! Учителя, учащиеся и гости нашего праздника. Сегодня в нашем зале необычный праздник – праздник русской культуры.

Ведущий 2. Мы приветствуем наших гостей — хор русской песни «Родные напевы», поселка «Березники».

На сцену приглашаем чтецов 5-х классов.

Стихотворения о Родине.

Ведущий 1. Неотъемлемой частью русского фольклора являются народные игры.

Ребята 6-х классов нам покажут народные игры: «Горелки», «Цапля», «Коршун».

Вместе поиграем!

Ведущий 2. У всех у нас одна Россия, но у каждого есть своя малая Родина!

Не зная историю малой родины, мы никогда не постигнем культуру необъятной Родины!

Ведущий 1.

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем

Любимый город — наш общий дом.

Ведущий 2.

И есть один город, который так ярок,

Как в красивой обвертке, долгожданный подарок.

Он чист, свеж и просто, словно сирень,

И этот город зовется Тюмень.

Ребята 7-х классов расскажут нам об исторических фактах города Тюмени:

«Великий Георг Вильгельм Стеллер»

«Их именами названы улицы Тюмени»

«Памятники архитектуры».

Ведущий 1.

Еще родня мы — по березкам,

И по дождям, весенним грозам.

Все вместе очень любим петь,

Гостей встречать, вперед смотреть.

Ведущий 2. На сцену приглашается вокальный дуэт 11 класса. Песня «Казак».

Ведущий 1.

Я прислушиваюсь к словам:

Открывается в них Россия,

Жизнь и счастье дающаяся сила-

Легендарная быль славян.

Ведущий 2. Песня «Купола Ивана купалы» прозвучит в исполнении вокальной группы 11 класса .

Внимание! Показ национальных народных костюмов.

Ведущий 1.

В мире есть такие государства-

Солнцем озаренные края,

С пеньем птиц,

С гудками на рассвете

Это наша Родина, друзья.

Ведущий 2.

Русь… Россия!!! Слово-то какое!

Но с аккордом созвучных слов

Наплывает, льется потоками

Светлой музыки вечный зов.

На сцене коллектив учителей.

Русская народная песня «Я по бережку ходила». Песня «Белым снегом».

Ведущие:

Сегодня мы рассказали вам о том, как мы любим Россию, нашу Родину.

Россия – красивая, большая, богатая, гостеприимная!

Давайте будем заботиться о нашей России, приумножая ее славу и богатство!

Сценарий КТД «Праздник русской культуры»

1-4 классы

Ноябрь 2011

____________________________________________________

Фанфары.

Ведущий 1. Дорогие друзья! Учителя, учащиеся и гости нашего праздника. Сегодня мы проводим необычный праздник – праздник русской культуры.

Ведущий 2. Предлагаем вашему вниманию презентацию о нашей Родине «Россия – я твоя росинка». Презентацию подготовили обучающиеся 10 класса.

Мы приветствуем наших гостей. Хор русской песни «Родные напевы», поселок «Березники».

1 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

2 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Украину, Белоруссию, Россию.

Ученики 2в класса исполняют песню «Россия. Музыкальный руководитель – Пономарева Н.В.

1ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые учителя, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике славянской культуры. Наша многовековая история и культура земли богата и неповторима.

2 Ведущий. Богатство культуры отражено в произведениях русских писателей: Бажова Павла Петровича, Жуковского Василия Андреевича, Крылова Ивана Андреевича, Грибоедова Александра Сергеевича, Пушкина Александра Сергеевича, Чаадаева Петра Яковлевича и т.д.

Ученики 4-х классов приготовили для праздника инсценированные литературные произведения.

Приглашаем на сцену артистов 4 «б» класса. «Русская народная сказка».

1ведущий.

Подари улыбку миру,
Звезды новые зажги.
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
2ведущий.

Подари улыбку миру,
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья,
Сердце каждого согрей.

Выступает вокальная группа 4 «А» класса. Песня о России. Музыкальный руководитель – Данилова Т.В.

1 ведущий . Героями русских произведений часто являются животные и звери . Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов в своих произведениях учит нас доброте, справедливости, пониманию, отзывчивости.

Выступают ученики 4 «В» класса. Басня И.А. Крылова «Пес и Лиса».

1 Ведущий. Жизнь людей с незапамятных времен сопровождают песни, танцы и различные обрядовые ритуалы. Все созданное народом богатство, в виде песен, танцев, музыки, поэзии, предметов изобразительного искусства, театральных представлений, игр и прочих проявлений народного творчества, относят к фольклору.

2 Ведущий. Выступает творческий коллектив 2 «В» класса.

«Я на печке молотила» , «Ванюша».

1ведущий. «Сказка – ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.»

2ведущий. Приглашаем на сцену учеников 3 «В» класса. «Вершки и корешки»- русская народная сказка.

1 ведущий. В мире есть такие государства-

Солнцем озаренные края,

С пеньем птиц,

С гудками на рассвете

Это наша Родина, друзья.

2 ведущий . Русь… Россия!!! Слово-то какое!

Но с аккордом созвучных слов

Наплывает, льется потоками

Светлой музыки вечный зов.

Звучит песня «Родина моя».

Ведущие:

Сегодня мы рассказали вам о том, как мы любим Россию, нашу Родину.

Россия – красивая, большая, богатая, гостеприимная!

Давайте будем заботиться о нашей России, приумножая ее славу и богатство!

Сценарий для начальной школы 2 смена

  1. Презентация 10 класса.

  2. Выходят 3 детей со словами вместе со 2 «В»…

1 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

2 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Украину, Белоруссию, Россию.

  1. «В» поет песню «Россия».

  1. 1ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые учителя, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике славянской культуры. Наша многовековая история и культура земли богата и неповторима.

  2. 2 Ведущий. Богатство культуры отражено в произведениях русских писателей: Бажова Павла Петровича, Жуковского Василия Андреевича, Крылова Ивана Андреевича, Грибоедова Александра Сергеевича, Пушкина Александра Сергеевича, Чаадаева Петра Яковлевича и т.д.

Учащиеся 3-х классов открывают номинацию «Русская народная сказка на новый лад».

  1. 1ведущий.

Подари улыбку миру,
Звезды новые зажги.
Песню радости и счастья
Всей планете подари.

2ведущий .

Подари улыбку миру,
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья,
Сердце каждого согрей.

  1. 1ведущий. Артисты 3 «Б» класса согреют наши сердца сказкой Астафьева «Копалуха».

  2. 1 ведущий. Жизнь людей с незапамятных времен сопровождают песни, танцы и различные обрядовые ритуалы. Все созданное народом богатство, в виде песен, танцев, музыки, поэзии, предметов изобразительного искусства, театральных представлений, игр и прочих проявлений народного творчества, относят к фольклору.
    Фольклор – это еще и проявление собственного самосознания народа, его души, истории и быта.

Мы приглашаем на сцену творческий коллектив 2 «В» класса

  1. 1ведущий. В славянской Руси неотъемлемой частью любого праздника является хоровод. Русские хороводы всегда сопровождаются особенными песнями и играми.

2ведущий . Ребята вторых классов представят нам русские хороводы.

  1. 1ведущий. В мире есть такие государства-

Солнцем озаренные края,

С пеньем птиц,

С гудками на рассвете

Это наша Родина, друзья.

2ведущий. Русь… Россия!!! Слово-то какое!

Но с аккордом созвучных слов

Наплывает, льется потоками

Светлой музыки вечный зов.

Сценарий проведения фестиваля  

«Национальные традиции- богатство русской культуры»

Сцена украшена

Колокольный звон

 Ведущий

Россия, Россия…        

У нее глаза,

 Как небо, синие,

Добрые и ясные глаза,

У нее – судьбы моей –

России,

Брови, как над Волгою леса.

У нее душа – степей раздолье,

Чуткий, словно песня, слух.

Выйдешь

В пору жатвы в поле –

И захватит дух.

Над ней

Шумят такие ливни,

В сполохах

 Слепящих грез,

Что навек

 Становишься счастливым

От ее черемух и берез.

Ведущий .

У нее, родной,  

 Такие выси,

Родниковой свежести вода,

Что она тебя,

 Как мать, возвысит

И в обиду никому не даст.

У нее

 Такой звенящий ветер,

Что на цыпочки встают хлеба.

Вся она –

Былинкой каждой светит,

Славой своего герба!

С ней дано

 любую даль осилить –

Пусть, как Млечный путь,

 И далека…

Вот такой была

 И есть Россия

На века!

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль «Национальные традиции — богатство русской культуры».  Россия – многонациональная страна.  В нашей  стране живут люди 160 национальностей. Каждый народ чтит свои традиции, передаёт их от поколения к поколению, старается их сохранить и приумножить. Национальная культура, как память, выделяет народы из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Ведущий

Русские, казахи, татары  и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живем мы все большой семьей.

Песня  3 б  «Мы вместе»

Ведущий

Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Ведущий

         Тебе пою, земля моя,
        Твоим бескрайним далям,
        Только воспеть твои края  —
        Одна смогу едва ли.

Звучит песня «Русские традиции»

Ведущий

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России.  Их просто невозможно сосчитать. Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства.  Кадриль – задорный игровой танец.  В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа.

Для вас  народный танец «Кадриль» исполняют ученики 10 а класса.

Ведущий.

Вальс — благородный и красивый танец, который живёт и сейчас.

Учащиеся 10 «б» класса танцуют вальс.

Ведущий

 Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней,  своих традиций, обычаев…

Ведущий 2  Слайд ( избы, терема)

 Издавна на Руси особое внимание уделяли жилищу. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными- рубили их с помощью топора из толстых брёвен и называли срубами или избами. «Чем больше рук, тем легче труд» — говорили в народе. Вот и стоили всей семьёй. У каждой избы был свой вид. Окна- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки, они прикрывали окна от дождя. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открытые ставни- значит хозяева уже встали, закрытые- значит, ещё спят или их нет дома. Крыльцо- распахнутые руки дома. Она связывает избу с улицей. Теплым летним вечером собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить новости. «Жить в соседях- быть в беседах». Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами.

Ведущий 1 Слайд (русская печь)

Зайдем в русскую избу. В старой русской избе была лишь одна комната и почти половину её занимала печь. «Без печи хата — не хата». В ней пекли хлеб, готовили всю еду. Печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На ней спали, ..лечила от простуды.  А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

Ведущий Слайд (убранство избы)

В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — длинные скамейки. Этот угол называли красным- красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники «Не красна изба углами, а красна пирогами».

В правом углу от печи размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол- царство хозяйки дома. Тут же висела люлька- кроватка для младенца, стояла прялка. На стене висели расшитые полотенца.  В избе хорошей хозяйки всё сверкало чистотой.

Песня «Русская изба» 2 а класс

Ведущий  Слайд (застолье, самовар) – фон музыки хоровод

 Кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

 Русское застолье   чаще всего ассоциируется с обязательным наличием на этом столе самовара.   В далёком 18 веке был изготовлен тульскими мастерами настоящий русский самовар. Самовар всячески украшался росписью, покрывался сверху серебряным или золотым слоем, кран для подачи воды приобретал самые разнообразный воплощения – от ключа до цветущего дерева. Размеры самовара также варьировались от самых огромных на 12 и более литров до малюсеньких, которые именовались «эгоистами», поскольку их ёмкость была предусмотрена только для единственного пользователя.  На стол подавались обязательно куличи, пироги, блины.

8 а и 8 б песня «Россия милая моя»

Ведущий: Слайд (матрешки, игрушки)

 Какой турист, приезжая в Россию, не покупает матрёшку? Редкий. Матрёшка   в конце 19 века была изобретена токарем В.П.Звёздочкиным и художником С.В.Малютиным.  Русские умельцы создали яркую барышню, назвав её Матрёной. В  основе имени лежит слово «мать». Матрёна- матрёшка  символизирует собой заботливую маму, у которой много детей. Символизм имени подтверждает устройство матрёшки, которая и представляет собой большую семью.

 Богородская игрушка — традиционное народное творчество, представленное деревянными фигурками животных, людей и даже целых композиций. Может быть, многие видели самую известную композицию, которая стала символом богородского промысла, «Кузнецы».

В селе Дымково сложилось искусство создания расписных игрушек из глины. Главной особенностью дымковских игрушек являются  фигурки, которые сначала белят, а потом расписывают ярким орнаментом. Сюжеты: люди, животные, композиции из сказок и из народной жизни

В середине 19 века зародилось филимоновское искусство.  Образцом этого русского народного творчества являются свистульки, которым придавали формы людей и животных: барыни с большими объёмными юбками, солдаты в мундире, медведи и птицы ― всё это, и не только, традиционные формы игрушек из Филимоново. Особенность данного промысла, не только наличие свистульки, а ещё и специфическая яркая жёлтая, малиновая, алая и зелёная роспись, в которой, как правило, используется чередование цветных полосок.

Гжель

Гжель – это один из центров России, где на протяжении 670 лет производят керамические изделия. С середины 17 века в Гжели велась добыча различных сортов глины. Из неё изготавливали посуду, кирпичи, изразцы и детские глиняные игрушки. Посуду расписывали коричневой, жёлтой и лиловой краской. Мотивом служил окружающий мир: цветы, деревья, травы, животные. Раскрашивали все изделия вручную, поэтому они имели неповторимый рисунок и зависели от фантазии каждого отдельного мастера. В 18 веке обнаруживается новый сорт белой глины, на который впоследствии переходит всё производство. К глине стали добавлять известь, и полученный материал назвали полуфаянсом.
В то же время синий цвет росписи становится самым популярным. Такой цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури, при обжиге приобретает необычное сияние. Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Ещё один популярный мотив – это птицы.  Часто встречаются сцены из повседневной жизни людей: охота, праздники, различные битвы.  Узоры уникальны, ведь каждое изделие расписывается вручную.

Хохлома

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой, её характерными самобытными элементами.

 Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

Учащиеся 3 а класса исполнят песню  «Россия» (Хохлома)

Ведущий

Особое внимание уделяли куклам-оберегам, которые по поверьям, охраняли дом от бед, хранили семейный очаг.  Об истории славянских кукол расскажет вам, ребята,  Идрисова Елена  Викторовна.

( показывает и рассказывает)

История

Создавались славянские куклы-обереги своими руками. Все игрушки наряжались в красивые платья. Одежда выполнялась с особенным смыслом. Каждый наряд означал что-то свое. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье. Кроме того, этот цвет защищал от бед и сглаза. Народные куклы-обереги создавались безликими. Еще во времена язычества считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям. Кроме того, это еще и «лишние глаза». Однако и без лица игрушки перенимали настроение своих хозяев. Согласно преданию, первой куклой-оберегом стала Коллодия. Она была сделана еще в далекой древности. С этой игрушкой люди связывают особенную историю. В прошлом был обычай приносить в жертву языческим божествам женщин. Но кто-то однажды решил совершить подмену. Перед обрядом взяли полено и нарядили его в сарафан, цветастый платок. Его-то и отдали божествам вместо живой женщины. С того времени такую куклу стали делать перед Новым годом и отдавать в дар Морозу. В то время люди хорошо знали, как сурова может быть зима и опасны заморозки по весне. Чтобы задобрить во время праздника Мороза, «одетое» березовое полено сжигали на костре, приговаривая при этом: Мороз, Мороз, Приходи в Рождество, Не губи весной пшеницу, жито Всякую пашницу.Как полено горело, так, считалось, и пройдет год. Этот обряд пошел из западноевропейской культуры. Славяне своих кукол не сжигали. Считалось, что игрушка олицетворяла покровительницу рода, мать. В канун Нового года делали куклу-оберег «День и ночь». В светлое время суток голову игрушки оборачивали светлым платком. Ночью же надевали темный. Эта кукла защищала дом.

Значение Создавались игрушки не только для развлечения детей и защиты дома. Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду. В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые навыки, развивали фантазию. С ранних лет, благодаря куклам-оберегам, ребенок усваивал значение матери, женщины, начинал понимать ее функцию давать жизнь, воспитывать в заботе и любви, вскармливать, передавать традиции по наследству. Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи, интерес к народной культуре. Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от рождающейся в собственных руках красоты.

Традиции сегодня В современном мире достаточно остро стоит вопрос о сохранении и бережном отношении к народной культуре. Взрослые должны стараться приобщать подрастающее поколение к национальным русским традициям, обычаям, истории, чтобы дети могли проникнуться пониманием величия и древности. Одним из источников такого наследия сегодня вполне может стать кукла-оберег. Возрождение прежних традиций способствует погружению в таинственный и чарующий мир предков. Как же создавали наши предки куклы-обереги своими руками? Мастер-класс, который будет приведен чуть ниже, проиллюстрирует последовательность, с которой проходил этот процесс. В достаточно незатейливом на первый взгляд занятии можно увидеть такую глубину, о которой даже не подозреваешь. В самом процессе присутствует таинственность, ведь секреты дошли до нас из самой древности.

Древние славяне изготавливали магические поделки своими руками на все случаи жизни. Самыми распространенными куклами считаются следующие: зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

 Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме;

Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

 Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье;

Желанница – оберег на исполнение желания; очистительная вещица. Это далеко не весь перечень поделок наших предков. Однако именно эти куклы, сделанные своими руками, помогут и в наши дни защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливой.

Песня «Золотые купола» Колокола 10 а

Ведущий.

 На Руси всегда славилась сила и удаль  богатырская. А помогали быть сильными и здоровыми простая здоровая пища, русская баня, труд.  С малых лет детей приучали к труду, а чтобы было интересней придумывали разные игры. Выбирается водящий, он будет «гореть». Играющие встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят нараспев:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле:

Ходят грачи да едят калачи.

Птички летят, колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, последняя пара отпускает руки и пробегает вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поровняются с водящим, все кричат ему: Раз, два, не воронь, беги, как огонь! Двое бегут вперёд, стараясь увернутся от водящего. Если они снова возьмутся за руки, то встают перед первой парой, а водящий снова «горит». Если же ему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди, а «горит» тот, кто осталься без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

«Вьюнок».

В игре участвуют несколько команд по 4-5 человек. Ребята строятся в колонну по одному. По сигналу первый игрок поворачивается на 360 ° , затем второй, держа первого за талию, поворачивается вместе с ним на 360 ° , далее уже вместе поворачиваются три игрока, четыре, пять. Выигрывает команда, которая сделает повороты быстрее (во время поворотов отпускать

 Ведущий.

Мир — солнышку  и детям,
Мир — природе, мир — тебе!
Мир — былинке, мир — планете!
Мир — всем людям на Земле!

Звучит песня «Россия, мы дети твои»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню проводов на пенсию
  • Сценарий ко дню российского студента
  • Сценарий ко дню рождения дочери 18 лет
  • Сценарий ко дню приморского края
  • Сценарий ко дню российского предпринимателя