Сценарий ко дню собак

Данный сценарий предназначен для детей старших и подготовительных групп. Он является итоговым, завершающим мероприятием тематической недели, посвященной "друзьям нашим меньшим" - собакам.Цел

Сценарий

познавательно-игровой программы

«СОБАКИ — НАШИ ПОМОЩНИКИ И ДРУЗЬЯ»

   Данный сценарий предназначен  для  детей старших  и подготовительных групп. Он является итоговым мероприятием тематической недели, посвященной «друзьям нашим меньшим» – собакам.

Цель: формирование у дошкольников представления о роли собаки в жизни человека.

Задачи:

-обобщить и закрепить полученные детьми знания в ходе тематической недели

-пополнить их любопытными и интересными фактами из жизни собак.

-воспитывать сопереживание, внимательное отношение к животным,  развивать способность заботиться о них;

-воспитывать любознательность,   активность,  командную сплоченность;

-развивать художественно-исполнительские способности.

Оборудование и оформление зала:  репродукции и плакаты,  мягкие игрушки-собаки разных размеров, реквизит для проведения эстафеты, проектор, экран,  музыкальный центр.

Ход мероприятия:

Звучат фонограммы песен «Люси», «Пропала собака», «Преданней собаки нету существа», «Собака бывает кусачей»  Детские команды  входят в зал. Занимают свои места.

  1-й  Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодняшняя наша встреча, как вы уже догадались, будет посвящена нашим четвероногим любимцам — собакам.

  2-й Ведущий: Все предыдущие дни вы знакомились с особенностями этого животного, изучали породы собак, читали о них стихи и рассказы, рисовали, лепили и, наверняка, узнали о наших четвероногих друзьях много нового и интересного. Открыли для себя что-то важное и полезное.

1-й Ведущий : А вот это мы  сегодня и проверим! Сейчас здесь присутствуют 4 группы – 4 команды. Представьтесь, пожалуйста:…..

Теперь  представлю наше жюри, которое будет оценивать ваши знания, смекалку, активность, дисциплину и командную слаженность:…………….

Итак, начинаем…../звучит  музыкальная заставка/
 1-й:   Вам, известно, ребята, что собака — верный друг и помощник человека с давних-давних времён. А знаете ли вы, кто считается предком современной собаки?( Волк)

2-й:   Давным-давно, когда еще на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, редко находили они себе пищу.

1-й:  А однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья…

2-й: Одомашнивание волка и превращение его в собаку началось 100 тысяч лет назад.

1-й:  Понадобились тысячелетия , прежде, чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека.

2-й:  Ни одно домашнее животное не используется так всесторонне, как домашняя собака.

 1-й:   Замечательные чутьё и слух, выносливость, быстрота, а главное своеобразный «ум» — все эти качества собаки привлекли человека.

2-й:   Все мы сталкивались с проявлением собачей преданности, с примерами самоотверженного служения человеку в самых различных условиях.

1-й:   Собаки… Сколько их, и какие они разные!

(Демонстрация слайдов).

2-й:   Есть совсем маленькие: они умещаются на ладони и весят не больше 500 граммов.

1-й:  Есть великаны, вес которых достигает 100 кг!  

2-й:  Есть длинноногие и есть коротконогие.

1-й:  Есть лохматые и совсем голые.

2-й:  У одних уши висят, у других – торчат

1-й:  Кстати, о том, какие собаки бывают разные, есть замечательное  стихотворение

Сергея Михалкова «О тех, кто лает»….

2-й:  И все они – самые верные наши друзья. Ни одно другое животное не служит человеку так преданно и  беззаветно.

1-й:   А сколько у собак профессий!

2-й:  Как Вы думаете, ……., для чего нужны собаки человеку в наше время?

1-й:    для службы,  для охоты,   для помощи человеку (ездовые, пастушьи, поводыри), и просто для души (комнатно-декоративные)

2-й:    Некоторые люди не знают, кем работать даже после окончания института. С собаками все иначе – их отбирают и тренируют с самого рождения. Удивительно, но с некоторыми профессиями они справляются гораздо лучше, чем человек.

1-й:     Так все же, кем работают собаки?

конкурс  «Кем работает собака».

  • Помогают разыскивать преступников, ищут следы нарушителей (ищейки, полицейские)
  • Охраняют государственную границу (пограничники)
  • Пасут и охраняют стада коров, овец (пастухи)
  • Выступают вцирке, снимаются в кино (артисты)
  • Помогают слепым людям (поводыри)
  • Спасают раненых людей. Доставляют им лекарства (санитары)
  • Разыскивают людей, оказавшихся под разрушениями или снежными завалами (спасатели)
  • Покоряют космические просторы (космонавты)
  • Охраняют важные государственные объекты (охранники)
  • Спасают тонущих людей (водолазы)
  • Охраняют дома и дачи (сторожа)
  • Перевозят людей и грузы по заснеженным просторам (транспортные, ездовые )
  • Выводяти спасают людей из горящих зданий (пожарные)
  • Работают в больницах, общаясь и поднимая настроение тяжело больным людям (терапевты)
  • Доставляют почту в труднопроходимые места (почтальоны)
  • Помогают человеку добывать в лесу дичь (охотники)…….

(жюри оценивает знания, сообразительность)

2-й:    А знаете ли вы, что всего насчитывается около 400 пород собак!

1-й:     Ну, нам всех знать и перечислить невозможно, но некоторые озвучить можно.

Стихи-загадки про породы собак

Он прирождённый скалолаз,
Спасатель просто первый класс!
В горах поможет санитар:
Придёт на помощь… (Сенбернар)

Играет, плавает в воде,
Поможет тонущим в беде,
Легко ныряет много раз
Лохматый чёрный … (Водолаз)

Тонкий нюх, острейший слух –
Он и сторож и пастух.
Я боюсь, что вы едва ли
Пса серьезнее видали.
Вам привет большой и жаркий
Шлют Немецкие … (Овчарки)

Любопытный длинный нос
Шарит, словно пылесос.
Лапки пусть коротковаты,
Но, гребут, как две лопаты.
Хвост торчком, на морде вакса –
Познакомьтесь – это… (Такса)

Спокойно ночью спит под снегом,
Имея шубу с тёплым мехом,
Большое сердце полно ласки
У северной собаки … (Хаски)

Колечком хвостик у неё
И очень тонкое чутьё,
В тайге с охотником хозяйка,
Облает всех собака… (Лайка)

2-й: А кто еще может назвать породы, которые не прозвучали?

(жюри оценивает, какая из команд произносит название породы дружнее и веселее, и кто больше добавит пород)

1-й: и последнее:

 Какой породы – неизвестно,

Но их повадки так прелестны,

Большие умницы, добряги,

Детей любимицы…ДВОРНЯГИ.

стих. о дворняжке «Друг» автор Н.Грахов

Игра «Верю — не верю» или «Чушь собачья»

  (если согласны с утверждением  — «Да!» и руки вверх, если – нет, то кричите «Чушь собачья» и топать ногами.)

Верите ли вы, что:

  1. …в Австралии открылась первая школа танцев для собак… Да
  2. …собака видит все в черно-белом свете … Да.( она умеет различать 40 оттенков  серого цвета)
  3. …собаки не умеют плавать….Нет.
  4. .., что t  39- для собаки считается нормальной….Да.
  5. …послушные собаки дольше живут…Да
  6.  …собака может отравиться шоколадом…Да
  7. …собаки женского рода кусаются сильнее, чем мужского…Да.
  8.  …в Англии продают специальное мороженное для собак…Да.
  9. …собак запрещено перевозить в каком-либо транспорте…Нет.
  10. …собака способна определить, свой или чужой человек едет в лифте…Да.
  11. …у взрослых собак 42 зуба…Да.
  12. …люди устанавливают собакам памятники…Да.

1-й: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.

Демонстрация слайдов.

  • В Санкт-Петербурге сооружён памятник собаке, служащей науке.
  • В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине — ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри — собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.
  • В Берлине — собаке-проводнику слепых.
  • На Аляске — вожаку упряжки Бальту, доставшему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.)

2-й: А теперь предлагаю размяться и поиграть в игру «Лохматый пес».
(В центре зала сидит ученик в роли собаки. На нём шапочка собаки.
Дети идут по кругу со словами: 
Вот сидит мохнатый пёс,в лапы свой , уткнувши нос.
Подойдём, его разбудим и посмотрим что – же будет.» 
«Пёс» ловит детей. Неуспевший  убежать, выполняет роль пса.)

1-й: О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно говорить много.

2-й: Но иногда бывает так. Завел человек собаку. А она требует ухода, внимания, заботы, времени. И тогда человек выбрасывает собаку на улицу, предает своего друга.

1-й:  Ребята, а как вы считаете, заслуживают ли уважения те люди, которые выгоняют собак на улицу?

Инсценировка стихотворения Б.Заходера «Песня бездомных собак»          

2-й:  А можно ли помочь брошенным собакам? (отдать в приют, забрать домой или хотя бы накормить).

Эстафета « Накорми собачку»

1-й:… А знаете ли вы, что человек живёт в среднем 75 лет, а собака может прожить в среднем 10-15 лет. Один год собаки соответствует приблизительно 7 годам жизни человека.
2-й:  … то есть годовалый щенок  находиться в том же возрасте, что и вы –он как дошкольник.

1-й:   в 4-5 лет –собака в полном рассвете сил

  В 8-9 лет –собаку можно назвать пенсионеркой, а в 12-15 – уже долгожительницей.

2-й: Но все собаки когда-то обязательно были маленькими неуклюжими и забавными щенками.

Инсценировка стих. Н.Радченко «Щенок»

2-й: Ребята,  в этом стихотворении девочки  какую кличку дали щенку? …Должно быть, очень увлекательное занятие придумывать клички песикам!

1-й: Да-да, …к примеру большого грозного пса назвать Пусик, а крошечную собачонку кликать Полканом.

2-й: А пусть ребята посоревнуются в назывании собачьих кличек.

Конкурс « Кто больше даст кличек щенку»

/Поочередно каждый представитель команды называет по одной кличке. Ведущий, держа в руках игруш.собачку, подходит к каждому и указывает на очередность. В конце соревнования команды участников могут помочь своим представителям. /

Стих. Валентины Ланцетти  «Обида»

1-й:  После такого стихотворения в самый раз спеть

 песню «Осторожно, добрый пес!»

Стих. Полины Николаевой « У меня живет собака».

2-й:  А поднимите руки, у кого дома живет собака…Что ж, значит вы – счастливые люди, и будем надеяться  заботливые хозяева своих питомцев.

1-й: Наш праздник подходит к концу.  Мы надеемся, что он вам понравился, вы  узнали много полезного и интересного. И теперь ваше отношение к собакам, есть ли она у вас или нет, будет добрым и уважительным.                

1-й: А пока жюри подводит итоги, мы поиграем.

Песня-игра «Делай вот так»

Подведение итогов.  Слово жюри. Награждения.

МБОУ Шипуновская общеобразовательная средняя школа имени А.В. Луначарского

АвтоФигура1

Собака – друг человека

сценарий внеклассного мероприятия

для учащихся 5-6 классов

Выполнила:

Крутько Наталья Александровна

учитель биологии

высшей квалификационной категории

,

Шипуново, 2013

4 октября – Всемирный день животных.

Цели:

  1. Познакомить детей с историей одомашнивания собаки.

  2. Расширить знание детей о породах собак, их назначении.

  3. Воспитывать любовь к четвероногим друзьям.

Подготовка к мероприятию:

1. Книжная выставка «Такие верные и разные собаки».

2. Стенгазета «Собаки- существа, любящие нас больше, чем самих себя».

3. Выставка рисунков «Мой любимец».

4. Электронная презентация о породах собак.

5. Музыкальное оформление (Пропала собака, Люси)

6. Плакаты:

«Собака — не футбольный мяч. С ней приходится иметь дело и после игры», «Плохо воспитанную и необученную собаку перевоспитать трудно», «Собака в доме — это радость», « Будь человеком! Тогда тебе будет другом каждая собака!», «Они — не мягкие игрушки», «Человек — друг собаки».

Ход занятия

I.Организация класса.

II.Основная часть.

Ребята я сегодня пришла в вам со своим другом. А кто он? Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь узнать тему нашего занятия.

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает.

Правильно, мы сегодня будем говорить о собаках. Наше мероприятие посвящено всем вам известному домашнему животному, верному другу человека – собаке. Ирландская старинная поговорка гласит: «Дом без ребёнка, собаки или кошки —  это дом без любви и радости».

Первая страница «Дикие собаки».

Ученые долго спорили, но потом пришли к единому мнению, что предком собаки является именно волк, а не шакал.

В давние времена первобытному человеку потребовался друг и сторож, а так как охота тогда была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, с этого и началось. Собака пришла к пещере человека и стала охотиться вмести с ним. Но человеку понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом-пещеру. Собака стала помогать человеку: отыскивать дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться, вступала вместе с воинами в битву.

Ребятам раздаю шаблоны собак, они рисуют цвет шерсти, форма носа, ушки, глаза. И начинаем разговор, что вы знаети об этих признаках. Учащиеся отвечают, учитель дополняет о каждом признаке.

Цвет зависит от гена. За длину шерсти зависит гены, отвечающие за длинную шерсть, жесткую шерсть_ например у таксы там один ген отвечает.

скрученная шерсть – Спаниели, один ген рецессивный.

курчавая шерсть- разные гены.

Нюх у собаки –один из самых чувствительных среди всех домашних животных. В ноздрях у собак находиться в 40 раз больше нюхательных луковиц, нежели у человека. Нос у собаки всегда влажный потому, что через него испаряется влага, и тем самым выводится часть тепла тела, влажный нос легче определяет направление, откуда идет запах.

Слух. Человек таких звуков, которые слышит собака не слышит.

Собаки легко могут повернуть уши к источнику звука, и быстро определить откуда идет звук. Движению ушей помогает 18 мышц, которые позволяют собаке повернуть или приподнять уши.

Зрение у собаке развито меньше, чем у человека. Собака видит только серые и черные тона, более 40 оттенков серого цвета она различает.

Возраст собак:

1год собачьей жизни равен за 7 лет человеческой. В среднем собачей век 13-15 лет. У некоторых пород 15-17лет.

3х летний пес равен 26 годам человека, пес в этом возрасте полон сил.

10лет собаку можно считать дожившей до 61года.

15лет собаке она считается долгожителем прожившая до 86 лет. Собаки мелких пород дожившей до 14 лет.

Собаке крупной породы до 10 лет является долгожителем. Для догов срок жизни может стать неопределенный 8 летний рубеж.

Ребята , а что вы знаете о породах собак?

Игра с детьми по рядам, кто больше знает о породах собак?

За правильный ответ дается житон.

Раздаются на парту породы собак с описанием пород, и начинают учащиеся рассказывать о своих собаках.

Вторая страница «Породы собак».

На свете множество собак

И на цепи и просто так:

Собак служебных — пограничных,

Дворовых, «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И не на что уже не годных-

Бродячих псов, всегда голодных.

Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее — декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация пород собак является в значительной степени условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак радикально изменилось. В наибольшей степени это относиться к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки- проводники слепых).

  1. Пастушьи породы

  2. Сторожевые, розыскные и служебные породы

  3. Терьеры

  4. Таксы

  5. Охотничьи

  6. Борзые

  7. Комнатно-декоративные.

Немецкая овчарка.

Распространенные крупные породы собак из группы служебных. Это смышленые, умные, легко дрессированные собаки, обладающие острым чутьем, но для этого у них должен быть один хозяин. Их используют для розыскной службы, охраны государственных границ. Немецкие овчарки чаще других пород используются для сопровождения слепых.

Лайка.

Это собака среднего роста. Для лаек характерно сухое крепкое телосложение, высокий постав заостренных подвижных ушей, хвост крючком или тугой « баранкой» закинут на спину. Эти собаки любят охотиться, бесстрашные, с молниеносной реакцией в схватке со зверем, выносливы, с живым подвижным нравом.

Пекинес.

Это небольшая комнатная собака, обладает оригинальной внешностью. Шерсть длинная, густая, прямая. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая, с чувством собственного достоинства. Собака сохраняет до самой смерти редкую игривость. К ее недостатком можно отнести то, что пекинес разборчив в еде и храпит во сне .Есть множество историй о маленьких собачках, которые держали свечи для императора или сидели возле него и лаяли, оказывая людям почести. Шли годы , и эти маленькие собачки стали особой дворцовой породой. Потом их стали называть собаками Китайской империи. Но почему же львиная собачка? Это название было обусловлено не только их внешностью. Считалось, будто именно эти собачки были воплощениями львов, которых Будда делал из своих пальцев.

Ребята, а вы можете рассказать, а собака которые вам помогала в жизни. Расскажите свои случаи.

Третья страница «Собака- помощник человека»

«У нас собаку уважают недаром:

Собака на фронте была санитаром, связистом, сапером.

Порою, собаки на танки фашистов бросались в атаку.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры»

Боялись собак.»

По всем военным дорогам прошли более 68 тысяч собак, которые внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы над врагом.

Животные работали нюхачами, искальщиками мин, поводырями, вытаскивали раненых из развалин, вывозили с поля боя тяжелораненых, подвозили боеприпасы, грузы.

И в мирное время днём и ночью собаки помогают охранять священные рубежи нашей Родины. Они преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след, помогают задерживать и обезвреживать врагов нашей Родины.

Собака – ищейка – гроза всех нарушителей закона. Она ищет следы, наркотики, украденные ценности.

Собаки облегчают тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников.

Собаки поводыри — запоминают маршруты и водят по ним своего слепого хозяина.

Лабрадор Колли

Колли порода этой собаки проявляет искреннюю заботу и любовь. Чаще всего каждый год в США награждают собак- героев, при пожарах и на воде.

Эти собаки способны вынести любые детские игры, но наедине нежелательно ребенка оставлять, ваш питомец обороняясь может случайно укусить мучащего его ребенка.

Лабрадор – порода обладает высоким болевым порогам, поэтому дети могут смело брать этих собак за уши и крепко обнимать.

В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спавшему во время снежных заносов 40 человек.

Памятник в Париже сенбернару Барри

Четвертая страница «Легенды о собаках»

Легенда о боксере

Бог, сотворив животных и человека, подумал, что ему понадобятся и собаки. И придумал и сотворил самых разных и могучих мастиффов, и стройных легконогих борзых и легкомысленных пуделей и прочие полезные или просто красивые породы. Но как-то всё ему не очень нравилось, хотелось создать собаку-совершенство. Не слишком большую и не маленькую, сильную и прыгучую, выносливую и очень ловкую, изумительно сложенную. И вот, наконец ,модель удалась. Бог отложил ещё мягкую статуэтку собаки на просушку и ушёл отдохнуть. Свежеслепленная собака, однако, была очень нетерпелива. Она слышала, что Бог назвал её совершенством и возгордилась. Объявила себя повелителем всех собак и потребовала от них подчинения. Маленькие собаки не возражали, но большие отказались признать её первенство. Зарычали и оскалились. У новой собаки немедленно вскипела кровь, она, забыв о том, что глина ещё не затвердела, кинулась в бой на ближайшего соперника и от удара её нос сплющился. На шум прибежал Бог, забрал незадачливое творение в руки и начал смеяться. Потом пожурил собаку и сказал: занимаясь совершенством твоей фигуры, я забыл про характер. Отныне будешь менее вспыльчива и более терпелива. А твой сплющенный нос тебе останется навсегда — как память и предостережение.

Боксер

А сказки о собаках вы знаети?

Литературный конкурс.

Много прекрасных стихов, повестей, рассказов и сказак посвящено собаке. Вы их, несомненно, читали. А хорошо ли запомнили? Вот сейчас и проверим.

1. Назовите любимую обувь Шарика из повести Э.Н.Успенского «Трое из Простоквашино». (Кеды)

2. Какой кличкой, созвучной названию дерева, наградил собаку А.В.Чехов? (Каштанка.)

3.Какая собака из одноименного рассказа И.С.Тургенева пала жертвой помещечьего произвола? (Муму.)

4.В какой сказке собачка гавкала: «Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут!» («Морозка».)

5.»Человек собаке друг /Это знают все вокруг… Из какого мультфильфа эти строчки? («Бобик в гостях у Барбоса».)

Ребята, а есть сегодня проблемы с нашим другом? Если есть назовите ее? А можно ли как-то ее решить?

Пятая страница «Не бейте брошенных собак»

«Не бейте брошенных собак.
Их много — где кусты, заборы…
Им тяжело забраться в бак,
Чтоб перерыть очистков горы.
Не бейте брошенных собак…
И вечный голод, вечный страх
Стоит в глазах собак упреком,
Заледенел, замерз в глазах,
Замерз в глазах… Так одиноко…»

/ Р.Рождественский «Не бейте Брошенных собак…»/

Шестая страница «Викторина для любознательных»

1 тур

1. Как называется «общежитие» для собак? ( псарня)

2. Где в Росси стоит памятник собаке?( Под Петербургом. пос. Колтушино, Центр имени И.П.Павлова)

3. Как звали собаку, впервые полетевшую в космос? Когда это было? (Лайка, 1958г)

4. Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя , передача « Спокойной ночи, малыши»)

5. Каким собакам обрубают (купируют ) хвост? ( Бульдогам, доберманам и догам)

6. В чем главное отличие зрения собаки от человеческого? ( Собака различает только черные и белый цвет)

Имена многих собак остались в истории. Одни – как герои книг, другие – благодаря собственным подвигам и заслугам. В этом конкурсе вам нужно вспомнить как можно больше кличек собак, собачек, щенков, псов.

Вопросы

Как звали:

1. Собаку доктора Айболита? (Авва.)

2. Собаку, помогающую деду и бабке тянуть из земли репку? (Жучка.)

3.Песика, которого Чебурашка и Крокодил Гена знакомили с Львом Чандром? (Тобик.)_

4.Маленькую собачку охотника Пульки из сказки Н.Н.Носова «Приключения Незнайки»? (Булька.)

5. Первых собак –космонавтов? (Белка и Стрелка.)

Я надеюсь, что после этого занятия, вы будете относиться к собакам с любовью, как верному своему другу, и она будет вам отвечать тем же.

Предлагаю вам сделать фото на память, можете взять моего друга на руки и он вместе с нами будет на фото.

Итог. Рефлексия. Что вы узнали на занятии?

  1. Сегодня я узнал…..

  2. Было трудно….

  3. Я выполнял задание…..

  4. Я понял, что……

  5. Теперь я могу…..

  6. Урок дал мне для жизни….

Библиографический список.

1. Ачкастова, Н.В. Я познаю мир.- М.: Издательство «Олимп», 2002.

2. Гусев, В.Г. Охотничьи собаки.- М.: Издательство «Лесная промышленность», 1981.

3. Никулина, Т.Н. Декоративные собаки.- М.: Издательство «Лесная промышленность», 1988.

4.Журнал «Читаем, учимся, играем» статья «Как собака подружилась с человеком» стр. 48-52 №7 2002год

5. Журнал» Читаем, учимся, играем» статья «Мордочка, хвост и четыре ноги» стр90-97. №7 2009год.

6.Журнал «Читаем, учимся, играем» статья «Четвероногим-за верность и преданность», №7 2007год

Цели программы:

  • Узнать интересные факты из истории
    происхождения пород и жизни собак.
  • Вспомнить или познакомиться с произведениями, в
    которых встречаются собаки как главные или
    второстепенные персонажи.
  • Воспитывать сострадание, бережное отношение к
    “братьям нашим меньшим” и особенно бездомным
    животным.

Подготовительная работа.

За две-три недели объявить тему и предложить
ребятам:

  1. Вспомнить произведения художников, поэтов,
    писателей, где есть собаки.
  2. Принять участие в фотовыставке “Собака — лучший
    друг” (или выставке рисунков).
  3. 3) Конкурс сочинений или мини-рассказов про
    собак — домашних питомцах.
  4. Вспомнить пословицы и поговорки, крылатые слова
    и выражения про собак.
  5. Подготовить слайды, картины, чистые листы,
    карандаши.

Организация программы.

  • Подготовить стенды, где будут размещаться
    фотографии, лучшие сочинения и рисунки.
  • Приобрести призы и подарки.
  • Приготовить зал.
  • Продумать систему оценок (в виде косточек,
    “бобиков”, и т.п.)

Визитка.

Команды говорят название и девиз.

Разминка. Карточки-буквы перевёрнуты
и перемешаны. Чтобы найти правильные – нужно
отгадать загадки:

с о б а к и
С – А —

За тобой плетется,
Хотя на месте остаётся. (след)

На окне стеклянный пруд,
А рыбачить не дают. (аквариум)

О – К —

Накормишь — живёт,
Напоишь — умрёт. (огонь)

Я в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане.
А ведёт он за собой. (компас)

Б – И-

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (буквы)

Тебе дано,
А люди пользуются (имя )

Итак, как вы уже догадались, наша программа
посвящена СОБАКАМ.

Вступительное слово.

Кто из нас в детстве не мечтал о собаке?
Жизнерадостное, ласковое, любящее существо с
преданными глазами. Любящее беззаветно и
самоотверженно. Способное разделить и радость и
горе. Конечно мечта о собаке — мечта о друге, чья
любовь к нам гораздо больше гой заботы, которая
требуется от нас.

Много тысяч лет назад дикая собака подошла к
костру первобытного человека и стала его верным
другом. Человек кочевал с места на место, добывая
средства к существованию. Помогала ему в этом
собака, великолепное чутьё которой, быстрота
ориентации делали её неоценимым союзником людей.

Среди собак встречаются злые, агрессивные,
трусливые, но предательство собаки дело
неслыханное. Наоборот, ради хозяина они готовы на
всё.

1 конкурс.

Объясни смысл “крылатых выражений”:

Ходить на задних лапках — выслуживаться, подлизываться
Слюнки текут — ждать чего-то вкусного, приятного
Вот где собака зарыта л с- к с- п?.ться до
сути, узнать истину
— докопаться до сути, узнать истину.
Гладить против шерсти — говорить гадости, разозлить,
раздражать
Держать нос по ветру — контролировать ситуацию
Держать ухо востро — быть осторожным, насторожиться
Окатить холодной водой — опозориться, оконфузиться
Собаку съесть быть асом в чём-либо, хорошо
разбираться
Спать без задних ног — очень устать, ничего не слышать
Собачья преданность — быть очень верным
Спустить всех собак — быть чем-то недовольным, ругаться
Идти по следу быть на правильном пути, догонять

2 конкурс.

Литературная дуэль. Назовите
произведения художественной литературы, героями
которых являются собаки:

(Варианты:

Чехов А.П. “Каштанка”, Казаков Ю. “Артур —
гончий пёс”, Тургенев И.С. “Му-му”, Троепольский
Г. Н. “Белый Бим Чёрное Ухо”, Толстой Л.Н. “Лев и
собачка”, “.Булька”, Дойл А.К. “Собака
Баскервилей”, Джером К. Джером “Трое в лодке, не
считая, собаки”, Куприн А.И. “Белый пудель”,
“Барбос и Жучка”, Носов Н. “Бобик в гостях у
Барбоса”, Стихи А. Барто, С Маршака. С.А. Есенин
“Дай, Джим, на счастье лапу мне”,“Ехал Ваня на
коне”, “У попа была собака”).

3 конкурс.

Озвучь рассказ.

Командам раздаются комиксы. За 3 минуты нужно
придумать надписи, комментирующие рисунки.
(Рисунки отобраны на конкурсной основе заранее).

4 конкурс.

Чудесные превращения.

Преврати одно слово в другое, изменяя при этом в
каждом новом слове одну букву.

Пёс — Кот, Кот — Пёс, Кис — Гав, Гав — Кис и т.д.

(Например: Пёс- пас — пат — кат — кот; Кот — кит — кат
— пат — пас — пёс)

(Кис — рис — тис — тёс — пёс — пас — паз — газ – гав).

5 конкурс. Киногерои.

Назовите фильмы, где главные роли исполняли
собаки.

(“Участок”, “Капитан Рэкс”, “Лесси”, “Катс и
его собака:”, “Ко мне. Мухтар”, “Возвращение
Мухтара”, “Белый Бим Чёрное Ухо”, “Солёный
пёс”, “Собака Баскервилей” и др.)

6 конкурс.

Ирга-тренинг.

Вопросы о собаках.

1. Вспомним фразеологизмы (крылатые выражения) и
их толкования. “Обвести вокруг пальца” означает
обмануть, “идти по следу” — догонять, “Быть на
седьмом небе” — очень обрадоваться. А через
минуту вспомните, какое нужно употребить
крылатое выражение, чтобы объяснить смысл фразы
“докопаться до сути,
додуматься, найти истину”.

(Узнать, где собака зарыта)

2. Вспомните детскую игру с мячом. Одна команда
становится за круг, и участники бросают друг
другу мяч. Они — лисички, а вот как называют
команду соперников, находящуюся в кругу и
пытающуюся отобрать мяч вы ответите через
минуту.

(собачки)

3. Гениальный сыщик из произведения “По следам
Бременских музыкантов” обладал
животными навыками: орлиным взором и… Дополните
список через минуту.

(нюх как у собаки)

4. М. Боярский, Н. Караченцов, А. Джигарханян, М.
Терехова и др. Эти популярные
артисты снимались в музыкальной кинокартине,
поставленной по пьесе Лопе де Вега…? Жду ответ
через минуту.

(Собака на сене)

5. У этого “мультяшного” героя к перемене
погоды то кости ломило, то лохматость понижалась.
Через минуту вы назовёте мультфильм и персонаж.

(Пёс Шарик. “Трое из Простоквашино”)

6. Звёздная роль этого пса — друг участковою
Кравцова (Сергей Безруков) в сериале “Участок”.
Настоящая кличка — Цезарь. Па кинопробах Цезарь
вёл себя на редкость

профессионально. Ожидая вердикта, направился к
зеркалу.

Не дойдя до него сантиметров десять, замер.
Посмотрел на своё отражение, подумал и… заглянул
за зеркало. Никого там не обнаружил, вернулся,
снова посмотрел на отражение. И так несколько
раз. За кадром во время съемок остались
воспоминания, как вся съёмочная группа боролась
с обильным слюнотечением Цезаря. И даже родилась
шутка: “Не стой под слюной!”. Назовите породу
Цезаря.

(бладхаунд)

7. Жители Китая очень практичный народ. Поэтому
всех собак они делят на сторожевых, охотничьих и
…. Жду ответ через минуту.

(съедобных)

8. В переводе с немецкою название этой породы
собак означает “Лужица”. Это объясняется тем,
что предки этой породы охотились в воде.

Что это за порода?

(пудель)

9. Кто из героев Пушкина так жил?

В нетопленой конуре
Живёт, пьёт воду, ест сухие корки.
Всю ночь не спит, всё бегает да лает
— А золото спокойно в сундуках
Лежит себе…

(Барон, “Скупой рыцарь”)

10. Писатели, делая собак персонажами своих
произведений, стремились показать стороны
характера человека. Не случайно в русской
литературе запечатлены такие широко известные,
не стареющие шедевры, как “Му-му” И.С.Тургенева,
“Каштанка” А.П. Чехова, “Белый пудель” А.И.
Куприна.

А вспомните автора повести “Белый Бим Чёрное
Ухо”?

(Гавриила Николаевич Троепольский).

11. По восточному гороскопу 2006 год- год собаки.
Собака очень любит точность и порядок. Она также
очень самоуверенна и целеустремленна. Кто
родился в год собаки — тому присущи определенные
качества. Овен — бойцовская собака, телец — очень
преданная, скорпион — злобная собака, рыба-
оригинальная и уникальная.
Через минуту догадайтесь, в чём уникальность
рыбы — собаки?

(имеет интерес к плаванию)

12. Республика Корея планирует израсходовать 33,4
млрд. долларов на создание машины, которая
возьмёт на себя часть обязанностей животных.
Догадайтесь, в какой должности будет работать
такая машина-робот?

(охранять границу)

13. В США существуют общественные организации,
которые помогают больным оздоравливаться таким
нетрадиционным способом. Опросы пациентов
проводились сразу после посещения их членами
этой организации. Душевное состояние пациентов
оценивается по пятибалльной шкале. На вопрос как
долго вы чувствуете эффект от визита этих гостей,
участники опроса дают такие ответы: 12% —
постоянно; 20% — в течении нескольких дней; 50% — в
течении нескольких часов; 16% — в течении
нескольких минут; 2%сразу пропадает. Чем
занимается данная общественная организация?

(приводит к пациентам своих питомцев — собак)

14. В каком произведении А.П.Чехова герои Иван
Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди,
хотя имеет человеческие имена?

(в рассказе “Каштанка”).

15. Кто именовал свою собаку, словом, означающим
название профессии?

(помещик Полутыкин звал свою собаку астрономом.
И.С.Тургенев “Хорь и Калиньгч”)

16. Кто из гоголевских персонажей брал взятки
борзыми щенками?

(Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н.В. Гоголя
“Ревизор”)

17. Кто из гоголевских персонажей читал письма
написанные собачками, и вообразил себя испанским
королем?

(титулярный советник Попришин , повесть
“Записки сумасшедшего”)

18. Объясни мораль басни И.А Крылова “Слон и
Моська”:

“Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!”

19. Объясни мораль басни И. А Крылова “Волк и
Волчонок”:

“А где пастух дурак,

там и собаки дуры…”

20. Вопрос о происхождении собак до настоящего
времени остается открытым. Точно не установлено,
от какого предка, и в какой части земного шара
произошла собака.
Древнейшие породы северных собак могли
произойти от прирученного дикого

волка или гибрида волка и гак называемой
болотной, или торфяной собаки. От них повели свои
род пастушьи собаки. Сходство с волками имеют и
ездовые лайки. Некоторые мелкие породы (шпицы,
пинчеры, терьеры) произошли от торфяной собаки. А
вот древнейшие породы южных собак произошли от
этого дикого животного. Ареал его
распространения Юго-Восточная Европа, Южная и
Средняя Азия. Северная Америка. Они всегда
селились возле человеческого жилья, охраняя себя
от нападения крупных хищников. Кроме того, эти
животные предупреждали людей о приближении
диких зверей. Кто они?

(шакалы)

21. В трудах древнегреческого писателя Плутарха
и римского писателя и учёного Плиния говорится,
что собаки в древние времена находили широкое
применение в хозяйственной деятельности
человека и в этом ремесле. Собаки высоко
ценились. Например, хорошая собака в древней
Германии обменивалась на двух лошадей. О большой
роли собак, их исключительной преданности
человеку в этом неоднократно упоминали Лукреций,
Геродот, Страбон. Какое это ремесло?

(военное дело)

22. Расширялись и появлялись области
человеческой деятельности. Вместе с этим
претерпевала изменение и собака, верный спутник
человека. Появлялись новые
породы, в которых усиливались или ослаблялись те
или иные качества животного. Иногда в
становлении какой-либо породы главную роль
играли капризы моды. Если раньше разведением
собак и формированием новой породы человек
занимался почти вслепую. То бурное развитие
науки и познание законов генетики помогли ему
внести определённый порядок. В настоящее время в
мире насчитывается более 400 пород собак. Их
принято делить на три группы. Назовите эти
группы.

(служебные, охотничьи и декоративные
(комнатные))

23. Ещё в XVII столетии монахи августинского
монастыря святого Бернара в Швейцарских Альпах
разводили огромных сторожевых собак. Эти собаки
прославили себя и своих хозяев тем, что во время
снежных бурь они находили и спасали
заблудившихся, замерзающих, обессиливших
путников. Собак стали называть по имени
монастыря, где их разводили. Один из героев-собак
Барри, живший при монастыре в начале XIX века, за 10
лет спас от верной смерти 40 человек. Самое
интересное, что эту благородную работу собаки
выполняют и по сей день. Так же называют и один из
перевалов в Альпах. Назовите породу этих собак.

(сен-бернар)

24. Эта собака родом с Северо-восточного
побережья Канады. В формировании породы
участвовали матушка природа и “его величество”
случай. Считается, что предками згой породы с
одной стороны были корабельные собаки, которые
попали на сушу с судов, проходивших с разными
целями к этим берегам. С другой — местные рабочие
собаки, возможные потомки индейских собак и
баскских овчарок. И ясно одно: никакая из этих
собак не страдала водобоязнью. И ещё можно
утверждать, что их предки были отнюдь не
маленькими. Что это за порода?

(ньюфаундленд)

25. Какая кудрявая собачка названа по имени
итальянского города?

(болонка, город Болонья)

26. В каком российском городе есть памятник Биму
— четвероногому герою повести Г.Н. Троепольского
“Белый Бим Чёрное Ухо”?

(в Воронеже)

27. В книге-справочнике “400 советов
собаководу-любителю” читаем совет: “за городом
можно употребить ведро, в доме поможет и стакан
воды. Нужно сделать так, чтобы собака поняла
связь её поступка с вашими действиями”. Когда
нужно совершать такие действия?

(при наказании).

28. Если применяем свёрнутую или сложенную
газету-это тоже неприятная процедура, ведь
газета так шуршит. Зачем хозяин берёг эти
атрибуты?

(применить в случае непослушания)

Можно распределить вопросы по турам:

— узнаем на экране ТУ — № 3-6,

2 поговорим о породах — № 8, 23-25,

3 читаем классику — № 9-10,14-19,

4 — собачьи “профессии” — №11-13. 21,

5 — с миру, но нитке — 1,2,7,20,22,26-28.

7 конкурс. Найди соответствие.

Учащимся предлагают иллюстрации, на которых
изображены породы собак и надписи,
несоответствующие им. Нужно найти соответствие.

Используемая литература:

  1. Агеев И.Д. Весёлая география на уроках и
    праздниках. – М.: Творческий центр, 2005 г.
  2. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках.
    – М.: Русский язык,1987г.
  3. Нехаев В.Воспитай себе друга. Издательство
    “Детская литература”,1991 г.
  4. Петрович В., Петрович Н. Литературные викторины
    для детей.– М.: “Рипол классик”,2000г.
  5. Сборник загадок. Составитель Карпенко М.Т. – М.:
    Просвещение, 1998 г.
  6. Собака. Кто она? Библиотека собаковода. – М.:
    “Эра”,1992г.

Журналы:

  1. Друг. № 6, 2000 г.(статья на стр. 30.Бигль.)
  2. Мурзилка. № 1, 2006 г.(статья Е. Аленовой. Портрет с
    другом.)
  3. Ника. № 2,1991г.(статья на стр. 28. О хвостах.)
  4. Ника. № 3,1991г.(С. Бобырь. Потерянные в веках.)
  5. Читаем. Учимся. Играем. № 5, 2005 г; № 10, 2005 г.

Классный час «Дог-шоу»

Цель: воспитание чувства ответственности и любви к животным.

Место проведения: классный кабинет

Средства: компьютер, проектор, экран

Подготовка: класс делится на команды (по звеньям). Команды придумывают названия («Тузик», «Мухтар»  и т.п.), каждое звено готовит домашнее задание:                          

1. видеоролик «Моя собака». На ролике – запись того, что умеет собака одного из членов звена.                                                                                                                       

2. «собачьи истории» — интересный рассказ о своих питомцах (можно иллюстрировать «фотосессией»или сделать презентацию)

Пресс – центр готовит презентацию «Породы собак» (в конкурсе №2 не участвуют)

«Мы в ответе за тех, кого приручили»          

                                                                                                  А.С.-Экзюпери

Тур I. Вступление классного руководителя.

Собака – удивительное существо. Она служит человеку уже много веков. Собаки охраняют границу, спасают утопающих, служат на таможне и в полиции, водят слепых. Собак называют «Наши меньшие братья», о собаке говорят – «Друг человека», друг верный и преданный. Поэтому сегодня разговор пойдет о них, о наших четвероногих друзьях.

Конкурс рассказов о своих питомцах (можно иллюстрировать «фотосессией») и видеороликов. Очки начисляются по 10-бальной системе.

Тур II.  Слово классного руководителя

В настоящее время официально признано около 300 пород собак, реально существуют около 400. Породы собак делятся на группы, например: служебные, охотничьи, декоративные. Иногда выделяют группу норных собак (сюда входят таксы и др.)

А знаете ли вы породы собак?

Конкурс «Породы собак».

Проводится с помощью презентации.

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1443210022.ppt (презентация Породы собак)

Участвуют по 2 представителя от каждой команды. Им нужно указать, как называется порода собак (фотография представлена в презентации).

Ответы: 

1- немецкая (восточно-европейская) овчарка

2- шотландская овчарка (колли)

3- бобтейл (старо-английская овчарка)

4- ньюфаундленд

5- эрдельтерьер

6- дог

7- спаниель

8- лайка

9- афганская борзая

10- ирландский сеттер

11- такса

12- пудель

13- пекинес

Ответы даются письменно, очки – по количеству правильных ответов.

Тур III. Проводится одновременно с туром 2, участвуют остальные игроки команды.

Конкурс «Собачий вопрос» За каждый правильный ответ – 2 очка

1.Объясните происхождение слова «Овчарка». От слова:                                                 а) овин;          б) чарка      в) овца           г) по фамилии собаковода Овчарова                Правильный ответ:            в), овчарки пасли овец.                                                        

2.Объясните происхождение слова «доберман» — пинчер. Слово означает                            а) добрая собака       б) человек, у которого такая собака – добрый                                в) собака лает густым басом (берет ноту «до»)      г) по фамилии собаковода Добермана                                                                                                              Правильный ответ: г) по фамилии немецкого собаковода Добермана, который вывел эту породу.                

3.Объясните происхождение слова «бульдог»                                                                          а) плохо плавающая собака          б) наоборот, хорошо плавающая                                  в)собака генерала Булдакова        г) бычья собака                                                     Правильный ответ: г) в переводе с английского, «буль» — бык

4.Объясните происхождение слова «терьер»                                                                          а) «земляные» собаки (от лат. «терра» — земля)    б) от греч. «терас» — чудовище              в) собаки, терроризирующие всех вокруг (от слова террор)                                            г) собака английской артистки Терри Элен                                                                 Правильный ответ: а) «земляные» собаки (от лат. «терра» — земля)

Можно заработать дополнительные очки при ответе на вопросы (отвечает команда, первой позвонившая в колокольчик)

5.  Самая маленькая порода собак                  (Ответ – чихуахуа)

6.  Как называют человека, профессионально занимающегося собаководством?

(Ответ – кинолог)

7.  Чем потеет собака? (Ответ – языком)

8.  Что означает команда «апорт»? (Ответ – принеси)

Тур IV.                                                    

Конкурс рассказов о собаках-героях, оценивается по 5-ти бальной системе. Конкурс стихов о собаках. Например:

  1. Двухлетняя Кайра закрыла собой девочку от пьяного хулигана.
  2. Во время II мировой войны в расположение канадских солдат была брошена японцами граната. Находившийся поблизости ньюфаундленд схватил ее и успел отбежать. Пес погиб, но спас людей.
  3. Во Франции ньюфаундлендов берут в службу «спасения на водах», собаки могут проплывать без устали по 20 км.      
  4. «Репортаж о верности» Ю. Рост (об овчарке Пальме, живущей на Внуковском аэродроме и ждущей своего хозяина уже 2 года).

                                   Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

Лохматую рыжую спину:

— Прощай, брат!

Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал – Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз, что есть мочи,

На месте, как бык потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги

Крили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы!

                                                                               Э.Асадов

Тур V. 

Литературный конкурс. Проводится параллельно с туром IV. Участвует по 2 человека от команды. Задание: вспомнить название произведения (и автора), в которых один из главных героев — собака. За каждое произведение – 1 балл.

·  Каштанка (А.Чехов)

·  Белолобый (А.Чехов)

·  Собака Баскервилей (К.Дойл)

·  Белый Бим, черное ухо (Г.Троепольский)

·  Белый пудель (А.Куприн)

·  Собачье сердце (М.Булгаков)

·  Соленый пес (Ф.Кнорре)

·  Белый клык (Д.Лондон)

·  Зов предков (Лондон)

Тур VI. 

Киновикторина. За каждый названный фильм – 2 балла. Ответы – письменно.

Из какого фильма (мультфильма) фрагмент? Просматриваются фрагменты фильмов и мультиков, в которых одним из главных героев является собака 

1. Трое из Простоквашино

2. Бетховен

3. Варежка

4. Бобик в гостях у Барбоса

Тур VII.  

Песенный конкурс. Команды поочередно поют песни о собаках (по 2 строчки или куплету). Например,

  1. собака бывает кусачей
  2. пропала собака
  3. у нас вчера пропал щенок

Слово классного руководителя

В 1973 г французы выбросили и отравили 120 тысяч собак и 250 тысяч кошек.

Прежде, чем завести собаку, хорошо подумайте, а справитесь ли!

Но уж если у вас появилась собака – относитесь к ней как к полноправному члену семьи: кормите ее, ухаживайте за ней, учите, гуляйте и просто любите ее. И собака ответит вам такой преданной любовью, которой и у людей не встретишь!

Подведение итогов. Победители конкурса награждаются призами (календарями с изображениями собак, значками и т.п.)

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Учреждение дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»

СЦЕНАРИЙ

воспитательного часа «СОБАКА – НАШ ВЕРНЫЙ ДРУГ»

Автор руководитель кружков Кириленко Лидия

Константиновна

Цель мероприятия: познакомить воспитанников кружков с историей собаки и ее роли в жизни человека

Задачи мероприятия:

— воспитывать чуткость и любовь к животным (на примере собаки);

— расширять и углублять знания воспитанников о представителях живой природы;

— развивать кругозор воспитанников;

— формировать гуманное отношение между человеком и животными;

— привить воспитанникам желание оказывать помощь бездомным животным;

— принять участие в выставке рисунков и коллаже «Собака – мой лучший друг».

Оборудование. Картинки разных пород собак, журналы и книги о собаках, кроссворды, жетоны для награждения с изображением собаки, рисунки воспитанников.

Участники мероприятия: члены кружков «Зеленая планета» и «Зеленая аптека Донбасса» (1, 2,3,4 классы)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Руководитель. Ребята! Сегодня мы посвятим наше мероприятие Международному Дню защиты животных. Но для начала я задам вам загадку. Скажите, кто это?

Спит без подушки,

Ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад – хвостом виляет?

Ну, конечно-же, — это собака. И сегодня мы совершим путешествие в мир животных, а именно – в мир СОБАКИ. Есть друзья, которые могут ради тебя на все – они и защитят от обидчика, и будут сидеть с тобой в дни болезни. Собака – настоящий друг, потому что ее невозможно подкупить, невозможно переманить на чужую сторону. Собака всегда остается верна тебе. Если плохое настроение, стоит заглянуть в ее умные глаза и она поймет тебя без лишних слов. Собака ждет твоего возвращения после напряженной учебной недели в интернате, будет радоваться твоим играм. У собаки неслабый характер, но твои причуды будет терпеть без обид. Собака – друг человека и поэтому наше мероприятие мы проведем под девизом: «Собака – наш верный друг, друг человека!».

Собачьей любви хватило бы на тысячу,

А верности – на миллион,

Собака – это вечное открытие,

Собака – это бесконечный разговор.

Кажется, что это такое простое выражение, но далеко не все его понимают. Эту преданную дружбу человек не всегда ценит. Посмотрите – сколько на улицах нашего родного города Донецка, и не только, бездомных и брошенных собак! Одни из них потерялись при переезде хозяина в другое место при обстрелах, другие просто надоели или стали просто ненужными, когда собака просто надоест, ее выбрасывают на улицу, как испорченную игрушку, ведь она очень нуждается в уходе.

Когда-то в древности человек приручил собаку и с тех пор она стала его охранником и помощником, а потом и другом. Человек дал собаке пищу и кров, а она взамен подарила ему свою верность. Дружба и верность собаки длится много тысяч лет, и, я думаю и уверена, что эта верность будет продолжаться еще очень долго, столько, сколько будет существовать человек.

Руководитель. Ребята — воспитанники кружка «Зеленая аптека Донбасса» подготовили небольшие стихи о собаках и сейчас они прочтут их.

1-й воспитанник.

Собаке не нужна чужая слава

И никакая не нужна.

И в древности отнюдь не для забавы

На землю Богом послана она.

2-й воспитанник.

Примеров красочных немало

Когда рискуя гордостью своей,

Собака не задумавшись спасала

От смерти зазевавшихся людей.

3-й воспитанник.

Собака не кусает без причины

Она за деньги друга не предаст,

В беде собака ближнего не кинет,

Поэтому собаки лучше друга нет!

Руководитель:

А у кого из вас есть дома собака? (Дети отвечают).

А вы любите свою собаку? (Дети хором отвечают: «Конечно!»).

А в чем проявляется ваша любовь? (Дети отвечают: «кормим», «гуляем с ней», «убираем», «не позволяем ее обижать другим»).

Руководитель. Сейчас люди используют собак в разных областях деятельности человека: одни из них охраняют наш дом, другие – служат в армии и полиции, помогают слепым людям в качестве поводыря. Таких поводырей в США называют «зрячий глаз». Собака помогает охранять границу, служит сапером по разминированию наших городов и сел, чтобы наша с вами жизнь была более спокойной. Во время Великой Отечественной войны да и сейчас собаки несли службу в «должности» санитара, В годы Великой Отечественной войны под Москвой работала центральная школа военного собаководства, которая подготовила для работы на фронтах до 68 тысяч собак различных служб. Санитарные собаки находили пострадавших воинов, приводили к ним санитаров и этим сохранили жизнь тысяч бойцов. Ездовые собаки вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Собаки-миноискатели обнаружили около 4 миллионов мин, фугасов и других взрывных устройств. Связные собаки по лесам и болотам, порой непроходимым для человека, доставили в подразделения более 200 тысяч боевых документов.  Диверсионные собаки использовались для подрыва железнодорожных путей и крупных тыловых объектов противника, фашистских танков.

Но и в мирное время собаки – наши добрые помощники. Собаки принимали участие при разборке завалов после цунами в Японии, для поиска людей в горах, при снежных завалах под снегом. Сенбернары помогают отыскивать людей, затерявшихся в горах. Добравшись до потерявшего сознание замерзающего человека, пес ложится на него, чтобы отогреть теплом своего тела, лижет лицо и согревает своим дыханием.

Ньюфаундлендов используют для спасения утопающих, ведь нюх собаки позволяет обнаружить человека аж на глубине до 9 м.

При приближении непогоды собаки начинают сильно беспокоиться, и по их поведению всегда можно за 40-60 минут предсказать наступление бурана.

Известна даже собака – трубочист, которая жила в Австралии. Она добросовестно чистила подземные городские трубы, за что получала вознаграждение – заработную плату.

А собаки –пастухи во всем мире способны заменить 70 тысяч чабанов.

Руководитель. Собака – друг человека. А знаете ли вы, ребята, что в некоторых странах поставлены памятники собакам? И сейчас я вам о некоторых из них расскажу.

В Японии открыт памятник связисту – почтальону, а в Москве на Поклонной горе стоит памятник фронтовой собаке. В Берлине открыт памятник поводырю слепых, а в Италии – псу по кличке Верный, который 14 лет каждый вечер приходил встречать убитого на войне хозяина. В Париже стоит памятник, на фоне горы собака с умной и доброй мордой. На ее спине – ребенок: малыш крепко обхватил шею собаки, доверчиво прильнув к ней. Это памятник собаке Барри, которая в Альпах спасла не один десяток людей, погибающих в непогоду в снежных завалах. В Японии есть также памятник по кличке Хатико, который 9 лет ждал на перроне вокзала своего хозяина.

В Санкт-Петербурге сооружен памятник собаке, верно служившей науке – физиологии и помогала русскому ученому И. Павлову. А на Аляске и в Нью-Йорке есть памятник вожаку упряжки собак Балту, он доставил во время эпидемии в сильный ураган лекарство-вакцину.

Воспитанник кружка.

Собака – наша верная защита,

Беречь ее нужно всегда.

Это наша верная орбита,

Которая будет с нами всегда.

Руководитель. Ребята! А какие виды собак вы знаете? (Дети отвечают: «дворняжка», «лайка», «овчарка», «борзая», «охотничья», «пудель», «бульдог», «далматинец», «спаниель»).

Руководитель. Правильно, ребята. Но это еще не все породы. Сейчас существует огромное количество На сегодняшний день насчитывается свыше 400 пород собак. Всех собак принято делить на 4 группы: охотничьи; служебные; спортивные; декоративные. Каждый хозяин собаки стоит перед выбором, какую же именно собаку завести, какая подойдет именно ему. Кому-то нравятся большие и сильные собаки, способные защитить своего хозяина, а кто-то, наоборот, любит маленьких диванных собачек. В некоторых семьях живут собаки – «няньки», которые дружат с маленькими детьми и могут за ними присмотреть. Перед тем как покупать щенка необходимо понять, для чего вам необходим питомец, не стоит забывать, что собака может быть и другом, так и помощником. На сегодняшний день выведено огромное количество пород собак, у каждой породы свой темперамент и отличительные черты, поэтому каждый может с легкостью выбрать щенка именно для себя, будь то комнатная или сторожевая собака.

И сейчас я проведу интеллектуальные игры, посвященные этим умным, ласковым, верным животным. Для этого вам надо создать 2 команды, каждая со своей «собачьей кличкой», например, «Шарик», выбрать капитана, который будет вашим «поводырем» во всех конкурсах. (Дети создают команды и выбирают капитанов).

Руководитель. Итак, мы начинаем конкурсы.

Конкурс первый. «Узнай меня….» В этом конкурсе я каждой команде дам кроссворд, в котором по вертикали зашифрована порода собак. Если вы по горизонтали определите породы собак, которые очень распространены, то с легкостью узнаете собаку, зашифрованную по вертикали.

Кроссворд команде 1.

?

?

?

?

?

?

?

?

(Ответы. По вертикали: дворняга. По горизонтали: далматинец, ротвейлер, овчарка, борзая, болонка, лайка, бульдог, сенбернар

Кроссворд команде 2.

?

?

?

?

?

?

?

(Ответы: По вертикали: овчарка , по горизонтали: болонка, сторожевая, гончая, лайка, дворняга, фокстерьер, спаниель)

Конкурс 2. Сейчас я раздам каждой команде пословицы о собаках. Команде надо дать объяснение каждой пословице. За каждый правильный ответ команда получит 3 балла.

Пословица:

— собака лает – ветер уносит (ответ: не стоит обращать внимание на сплетни, слухи);

— собака на сене – и сам не гам и другому не дам (ответ: жадный скупой человек);

— гонять собак (ответ: слоняться без дела, быть лодырем);

— и с собакой не сыщешь (ответ: не найдешь кого-либо);

— собачья преданность (ответ: быть очень верным кому-нибудь);

— спустить всех собак (ответ: ругаться с кем-нибудь);

— гладить против шерсти (ответ: разозлить, раздражение);

— где собака зарыта (ответ: найти ответ, докопаться до сути);

— съесть собаку (ответ: быть хорошим специалистом в любом деле, хорошо разбираться в чем-нибудь);

— держать ухо востро (ответ: быть осторожным, настороженно относиться к чему-нибудь);

— держать нос по ветру (ответ: контролировать какую-либо ситуацию)

Конкурс 3. «Собачий барометр». Собаки могут служить замечательным предвестником погодных изменений, стоит только внимательно к ним присмотреться. Иногда такой прогноз погоды может оказаться гораздо правдивее, чем обещание синоптиков, основанное на использовании самых точных современных технологий. Многих из вас дома ждут друзья и любимцы – собаки. И, наверняка, вы наблюдали за их поведением при различной погоде. Сейчас я каждой команде дам приметы «собачьего барометра» и нужно за 1 минуту объяснить, к какой погоде относится эта примета. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1. Собака валяется на снегу (ответ: к метели);

  2. Собака катается по траве, слегка поскуливая (ответ: к сильной грозе и ливню);

  3. Собака воет на всю округу (Ответ: к землетрясению);

  4. Собака много спит (Ответ: к ненастью);

  5. Собака залезла в воду (Ответ: к дождю);

  6. Собака свернулась в клубок (Ответ: к холоду)

  7. Собаки гоняются друг за другом по снегу (Ответ: скоро наступит оттепель);

  8. Собака ест снег и почесывает спину (Ответ: к ухудшению погоды, с сильным морозам);

  9. Собака раскачивается в разные стороны и лежит на спине (Ответ: к ветру);

  10. Ест траву весной или летом (Ответ: к дождю);

  11. Собака лежит на полу, вытянувшись во весь рост (Ответ: скоро станет тепло).

Руководитель. При приближении непогоды собаки начинают сильно беспокоиться, и по их поведению всегда можно за 40-60 минут предсказать наступление бурана.

Руководитель. А сейчас командам предстоит по описанию определить породу собак, которые очень распространены в наших квартирах и домах.

  1. Летит вперед, спина дугой, охотник следом верховой. В бегах участвует, не злая, собачку как зовут….? (ответ: борзая)

  2. Какой породы – неизвестно, но их повадки так прелестны. Большие умницы, добряги, детей любимицы…. (ответ: дворняги)

  3. Как ночь глубокая черна, стройна, прекрасно сложена. Отличный сторож, санитарка, а звать меня… (ответ: овчарка)

  4. Из открытого окна лает белая копна, приветствует хозяина звонко его любимая … (ответ: болонка)

  5. Ищейка – просто эталон, Отличный сторож также он. И не поддастся на обман, серьезный, смелый… (ответ: доберман)

  6. Красавец белый, в черных пятнах, веселый и такой приятный. Среди собак не исполин, детей любимец… (ответ: долматин)

  7. Бежит по лесу, громко лает, и каждый зверь конечно знает: медведь и лось, лиса и зайка, что грозный враг – собака… (ответ: лайка)

  8. Взгляд исподлобья, короткая морда, розочкой ушки, лай басом аккорда. Шерстка коротка, толстенный бок. Кто перед нами? (ответ: бульдог)

  9. Я — прямо царская порода, и на собачек этих мода, Хоть с давних пор к ней интерес. Зовут малышку (ответ: пекинес)

  10. Длинная булка, На коротеньких ножках, В скверике лает, На серую кошку. А в огромном лесу, Отыщет собачка быстро лису. Пролезет она в лисью тесную норку, Чтоб выгнать оттуда лесную плутовку. Кличут собаку попросту Вакса! А порода собаки называется … (ответ: такса).

Руководитель. Ребята! А у кого дома есть собака? Поднимите руку. (Дети поднимают руки). И сейчас я предложу вам рассказать о своем питомце. Этот конкурс мы так и назовем: «За что я люблю свою собаку?» Вам нужно в течение 2 минут рассказать о породе, кличке, истории появления, повадках своей собаки.(Дети по очереди рассказывают о своей собаке).

Руководитель. Какие вы молодцы, что так хорошо знаете все о своей собаке, любите ее. Ведь собаки – «братья наши меньшие». И поэтому наша с вами задача – любить, оберегать их, а они, в свою очередь, заплатят нам за ласку и доброту своей преданностью.

А сейчас каждый из вас нарисует своего питомца, того, кто живет у вас дома или с которым вы встречались на улице, во дворе или в другом месте. (Дети рисуют своих животных)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ковчег frostpunk
  • Сценарий ко дню рождения подруги шуточный
  • Сценарий ко дню республики адыгея
  • Сценарий ко дню сухопутных войск
  • Сценарий ко дню снеговика