Сценарий ко дню таймыра

Cкачать: Внеурочное мероприятие. Праздник "День Таймыра"

КГБОУ 
«Дудинская школа-интернат»

Сценарий 
школьного праздника, посвященного

10
декабря — Дню Таймыра

«Край
древний, мудрый, вечный…»

 Цель:  формирование
духовно богатой, высоконравственной, образованной личности.

Задачи:                                                

Образовательная –
научить обучающихся  уважать традиции и культуру своего и других народов,
подключить их к творческой деятельности;

коррекционно-развивающая
– развивать внимание,  познавательные интересы, творческие способности, создать
условия для самореализации личности;

воспитывающая —
воспитывать и созидать ориентацию на национальную, этническую, в частности,
региональную, культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие
ребёнка.

Сценарий  мероприятия

Дата проведения: 10.12.2018г.

Время проведения: 17.00ч.

Место проведения: Актовый
зал школы.

Оборудование: слайд-шоу
с фото с предыдущих праздников с изображением участников образовательного
процесса, рисунки  учащихся, поделки, плакаты, книжно-иллюстрированная  выставка
«Таймыр-источник вдохновения», портреты выдающихся людей из числа КМНТ,
реквизиты к номерам, национальные костюмы

«Ухо 
издали слышит,

глаз
вблизи видит».

Долганская
пословица.

Ведущая
1..

Сегодня мы будем прославлять Таймырскую землю, край, в
котором мы живем, где многие из вас родились, сделали свои первые шаги,
произнесли свои первые слова. Послушайте стихотворение-признание в любви
Таймыру «Люблю тебя, Таймыр родной»  автора Ирины Мальцевой    — рассказывают  ребята 
4     класса.

Костеркин Иван.

Люблю
тебя, Таймыр родной-

Край
под полярною звездой.

То
завьюженный и снежный,

То
ромашковый и нежный.

Лырмин
Владимир, 3 кл.

В
ожерелье голубики,

Был
когда-то краем диким,

А
сегодня руки кранов

Провожают
караваны.

Турдагин
Гордей

Люди
плавят медь и никель,

Чтобы
стал Таймыр великим.

Мы
живем здесь не напрасно,

Чтобы
стал Таймыр прекрасным.

И
красавицу Дудинку,

Город
юности моей,

Словно
льдинку-бисеринку,

Обнимает
Енисей.

Здесь
бескрайняя земля,

Здесь
живут мои друзья.

И
когда-нибудь ребенок

Стих
напишет, как и я.

Ведущий
2.

Мы живем на Севере – в крае удивительных северных сияний.
Северу всегда найдется, чем удивить – величие и простор, богатство недр и строгая,
неброская красота природы, но северное сияние потрясающее явление природы.

Танец
«Северное сияние» 

Ведущий
1.

Наш
край родной причудлив и прекрасен в любое время года. Нам расскажут об этом
ребята 5 класса в стихотворении «
Таймыр
манит своими красками
»    автора  Елены Зинкиной.

1-й ученик.

Таймыр манит
своими красками,

Чудесным заревом
закатов

И облаков смешными
плясками,

Бегущих по небу
куда-то.

2-й ученик

Боготворю просторы
тундры,

Живу дыханием
зимы,

Когда исходит
запах свежести

От первой снежной
пелены.

   3-й ученик

Весной березка
низкорослая,

Стремясь из вечной
мерзлоты,

Слой снега
пробивает ветками

И к солнцу тянется
из темноты.

4-й ученик

Неповторимы краски
лета!

Ну как же тут
пейзажи не писать!

Травинкой каждою
душа согрета,

И вдохновенья
полон день опять.

5-й ученик

С глубокой
нежностью и ласкою

Прохладу осени
встречаю,

Прощаюсь с
тундрой- моей сказкою.

Цветы мне вслед
головками качают.

Ведущий
2.

Древняя земля Таймыра – это земля вековых традиций,
требующая к себе почтения и любви. У народов коренных Таймыра – особенные
культурные традиции. Это и  хранимое веками и дошедшее до нас устное народное
творчество. Сказки и сказания, мифы и легенды Таймыра бережно передавались от
одного поколения другому.

Звучит мелодия баргана.

Ведущий 1.

Самыми верными друзьями коренных  жителей тундры являются
олени. Ведь без них трудно прожить в суровых условиях тундры. Приглашаем
поиграть 2, 3 классы.

Игра
«У оленя дом большой»

Ведущая
2.

Чтобы стать
по-настоящему полезным для своей родной земли, надо хорошо знать все о своем
крае, о народах, живущих на этой земле: обычаи, традиции, быт, фольклор,
искусство, занятия, то есть их образ жизни. Культуру этих народностей надо
сохранять и развивать, потому что если утрачена культура, исчезает и народ —
носитель этой культуры.

Ведущая
1.

Главное, конечно,
богатство на Таймыре — это люди, люди разных племён и народов и среди них есть,
конечно, есть красавицы и красавцы.

Ненецкая
этно-группа «Бесконечный путь аргиша» («Незарма»)  

Ведущая
2.

Случается в тундре и
у охотника беда, не попадается добыча, с пустыми руками домой возвращаться обидно,
но надо.

Звучит
песня на ненецком языке «Неудачливый охотник»

Ведущая
1.

Сейчас пополним  ваши
знания  и проверим смекалку в загадках о Таймыре увлекательном.

Загадки
«Таймыр увлекательный» проводят ведущие.

Ведущая
2.

Сейчас
прозвучит стихотворение старшеклассницы о Таймыре на родном (ненецком) языке.

Исполняет  чтец :

Таймыр-харта 
нопой

Ями
нули-савунав

Ями
пили, ибенав

Таймырм 
нив хаенгов-

Тарча
ваз и ваз енав!

Ведущая
1.

Не случайно все
народности севера любят солнце, ведь оно редкий гость в суровом краю. В честь
него, местные жители и праздник придумали – встреча долгожданного солнца! Как
он называется? Ответ детей: «ХЭЙРО!»

И группа
«Сулускан» исполнит для вас танец «Хэйро»

Ведущая
2.

На этом наше
мероприятие, посвященное дню Таймыра, подошло к концу, хотим сказать
напутственные слова  о том, чтобы вы не забывали свои корни и традиции,  сначала
сами любили свой край, и далее передавали эту любовь другим.

Вместе.
Спасибо за внимание.

Сценарий празднования дня Таймыра  

в Волочанской СОШ №15 имени Огдо Аксеновой

«В гостях у жителей Таймыра»

Автор: Елена Устиновна Федосеева, старшая вожатая,2011г.

Подготовительная работа: каждая группа из учеников начальной школы и старшеклассников, вместе с классными руководителями готовят презентацию о том или другом народе, проживающих на Таймыре и представляют на суд зрителей любой номер – песню, танец, стихи, инсценированную сказку или национальные игры, родители готовят национальную кухню.

Состав групп: 1, 6- 11 классы представляют долган; 2 и 8 кл. –нганасан; 3 -10кл. ненцев;

4 -9 кл. энцев; 5 – 7 кл. эвенков.

Перед началом праздника звучат северные мелодии. Зал украшен в соответствии с тематикой. В спортивном зале учащиеся устанавливают чумы пяти этносов населяющих наш полуостров и традиционные национальные блюда. Справа от сцены установлен экран, мультимедийный проектор для демонстрации слайдов.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята и гости нашего праздника!

Сегодня как обычно мы празднуем день рождения нашего округа. Хоть дата образования округа не велика — 81 год, но жители, проживающие в нем, поселились давно, за несколько веков до этой даты.

На Таймыре живут пять аборигенных народов долганы, нганасаны, энцы, ненцы и эвенки. Каждый из этих народов обладает неповторимым мировоззрением, богатыми этническими традициями и оригинальной музыкальной культурой.

Сегодня наши гости ближе познакомятся с народами, населяющими наш полуостров, с их традициями, обычаями и культурой, а мы ещё раз с вами вспомним о наших соседних народах. И так, мы с огромным удовольствием приглашаем всех в гости к нашему стойбищу жителей Таймыра.

Открывает нашу программу детский коллектив «Альта».

Выступление гр.Альта

Ведущий. Сегодня каждая группа учеников покажет свою презентацию о том или другом народе, проживающих на Таймыре и представляют на суд зрителей любой номер – песню, танец, стихи, инсценированную сказку или национальные игры.

А сейчас мы начнем наше путешествие с самого древнего народа, населяющего наш полуостров – нганасан.

Выступление 2 и 8 классов

Далее ведущий предоставляет слово всем группам по порядку. Учащиеся представляют все этносы Таймыра со своими презентациями и музыкальными номерами.

Идет представление о народах Таймыра.

Ведущий. А сейчас я приглашаю на сцену группу учащихся 4 и 9 классов, которые представляют самый малочисленный народ нашего полуострова — энцев.

Выступление 4 и 9 классов

Ведущий. Нганасаны и энцы – оба народа по языку близки к ненцам. Все эти народы раньше занимались оленеводством и охотой, кочуя по тундре в поисках пушного зверя, а жилищем был чум. Язык ненцев тоже относится к самодийской группе. Подробнее нас с ними познакомит группа учащихся 3 и 10 классов.

Выступление 3 и 10 классов

Ведущий. Эвенки тоже одна из малочисленных народностей на Таймыре. В округе их проживает всего около 350 человек, поэтому представители этой народности очень бережно относятся к своим традициям, культуре и быту.

Выступление 5 и 7 классов

Ведущий. Самой молодой народностью населяющей наш полуостров Таймыр являются долганы (самоназвание саха). Представляют нам этот народ учащиеся  1, 6 и 11 классов.

Выступление 1,6 и 11 классов

Ведущий. Сегодня мы побывали в стойбище, в котором дружно проживают пять дружных народов. У каждого из них своя культура, обычаи, язык  и традиции. Мы с вами ребята должны все это сохранить, передать своим потомкам и конечно же гордиться своими корнями.

В заключении ведущий приглашает всех желающих к чумам, а хозяева угощают гостей национальными блюдами.

Фестиваль «Тебе, Таймыр, посвящается!»

Автор разработки: Ондар Айланмаа

Константиновна, учитель музыки ТМК ОУ

«Хатангская средняя школа-интернат»

Песня «»

2 Ведущий. Дороболорун, кюндю доготтор. Бихиги эгигитин керен бэрт ерэбит, налыйабыт.

1Ведущий.. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги и гости нашего праздника, посвященного Дню Таймыра! Весь праздник посвящен Таймыру: его прекрасным людям, уникальной природе, прекрасному родному языку, традициям, песням, танцам, обычаям долган

2 Ведущий.. Мы считаем этот праздник особенно родным для себя, потому что в холодном краю мы нашли дружбу, любовь, которые согревают нас.

Мы на севере живем на крайнем

Там, где ветры, вьюги, непогода.

Где мороз нам стужу нашаманил

И не видно солнца по полгода.

1Ведущий

Кажется, что вымерзла природа,

Огонек надежды потушил.

Но проснулось солнце, и погода

Радует нас снова от души

2Ведущий

Край любимый, для меня ты дорог, вечен.

Твои призрачные белые снега

Вновь одели землю, и расцвечен

Каждый миг тобою на года.

(Песня)

1-й ученик: «Звуки, шорохи, тишь

Собирает мой слух,

Вместе с ними в меня

Входят думы земли.

Песням тундры родной

Я слагаю ответ,

Радость отчей земли

Принимая, как дар»

2-й ученик: «Дойбуурдуур талактарым,

Доргоонноок ырыаны

Баргаанныы ньиргийэн,

Барытын токтулар.

Кулугунуур кулгаакпар

Курулуччу киирдэ

Тыам hирин hанаата,

Туналыйар тойуга»

(Песня)

1Ведущий. Для нас, северян, песня всегда была нечто большим, чем просто жанр устного народного творчества. Ведь в тундре, в условиях кочевого быта, ничто так не ценилось, как теплое, живое общение, мелодичность и задушевность родных песен.

2 Ведущий. Искра, шутки, морозная россыпь стихов

Прибаутки, загадки, осколки и завязи слов –

Вы в крови у меня.

Вдох и выдох, простора глоток,

Ваша музыка – ветер кочевий моих и дорог.

(Песня).

2 Ведущий.

Есть земля, где поют соловьи,

Есть земля, где не вянут цветы,

Но прими, как признанье в любви:

Вся Россия моя, мой Таймыр –

Это ты, моя снежная родина.

(Песня)

1 Ведущий. Там, где Енисей заканчивает свой путь, раскинулись громадные просторы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Таймыр – это земля холода, земля тайн и вечных загадок.

2 Ведущий. Для многих Таймыр был и останется краем экзотики и романтики, в переводе с эвенкийского Таймыр значит «богатый».

1 Ведущий. На Таймыре много рек и озер. Моря, озера, реки богаты рыбой. Гордость Таймыра и его кормилец — северный олень. Но более всего Таймыр богат людьми, мужественными, трудолюбивыми, талантливыми.

(ПЕСНЯ)

2 Ведущий.

Мы живем здесь единой и дружной семьей

Дружба греет нас долгой полярной зимой

Сердце времени, в такт не шумя, подпевает.

Нас не тянет на юг, в города нас не тянет.

1 Ведущий.

Когда я далеко на юге,

То вспоминаю о тебе

Меня притягиваешь ты,

Сижу в разлуке у окна,

А сердце тянет все туда

В Таймырские снега.

(ПЕСНЯ)

2 Ведущий.

О Таймыре сложено немало песен, стихов, они передают нам красоту и

любовь к нашему суровому, но такому прекрасному краю.

1 Ведущий.

Таймыр, люблю, люблю тебя,

Твои леса, твои снега.

И без тебя я не могу

Без снега твоего и льда.

(ПЕСНЯ)

1 Ведущий.

Север закаляет характер и воспитывает волю. Север своей суровостью не вымораживает душу.

2 Ведущий

Где еще найдешь таких верных друзей на всю жизнь, где тебе споют такие песни, от которых и в мороз тепло, и которые всегда и всюду будут с тобой.

(ПЕСНЯ)

1 Ведущий

Чтобы эта песня нежная

Каждый день была нова

Через бури, вьюги снежные

Пронесем ее слова.

(Песня)

2 Ведущий

О, край мой суровый!

Таймыр величавый!

Как брат, как отец ты селеньям своим.

Нельзя позабыть край богатого солнца

Край лазурных сияний дорог мыслям моим!

(ПЕСНЯ)

1 Ведущий

Уже наступила полярка,

И ночь уничтожила день.

Как будто бы черную шапку

Надела земля набекрень.

2 Ведущий.

Как будто планета устала,

И очи прикрыла зимой.

Лишь звезды горят неустанно

Над круглой ее головой.

(ПЕСНЯ)

2 Ведущий

Речки Хатанги свет

Не забыть никогда

Через 1000 лет как живая волна

Сквозь сияние льда,

Сквозь сугробы крутые

Голубая вода никогда не остынет.

(ПЕСНЯ

1 Ведущий

Пой, пой, барган!

Про все на свете

Про свет луны, про солнца ласку.

Бегут олени вдаль, навстречу

Стране таинственной, как сказка.

(ПЕСНЯ)

1 Ведущий

Живу я в заснеженном крае,

Где вьюги злятся, ревут,

Ветра штормовые, играя,

Печальные песни поют.

ПЕСНЯ

2 Ведущий

Притихла земля в полоне холодного света

И нету роднее и ближе этой земли.

Мы любим полярные дни и ночи эти,

Таймыр, край любимый, мы дети твои.

(ПЕСНЯ )

1 Ведущий

Таймыр, Таймыр…

Понять не просто

Твои суровые черты.

Тепло таит наш полуостров

Под слоем вечной мерзлоты.

2 Ведущий

Но души стужа не остудит

Таймыр, как Родину, любя,

Берут его богатство люди

И отдают самих себя.

(ОБЩАЯ ПЕСНЯ «Я с малых лет люблю Таймыр»)

2 Ведущий До свидания, друзья, до новых встреч!

1 Ведущий. С праздником! С Днем Таймыра!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/392378-scenarij-tajmyr-tebe-posvjaschaetsja

                 Постановка на праздник
День Таймыра

                                  Девушка
и Луна

Звучит музыка. Выходит автор.

Автор:  Давным- давно
жила в одном стойбище красивая девушка. И были у неё олени. Вот однажды гуляла
она с оленями в тундре, а ночь была очень темная.

 Звучит музыка. Выходят Девушка и Олень.

Автор: Вдруг один Олень
посмотрел на небо и закричал.

Олень: Прячься скорее,
девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!

Олень прячет девушку за сугроб и
закидывает снегом. Появляется Луна.

Автор: Только успел
Олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как появилась Луна.
Поискала, поискала Луна- нигде девушки не видно. Села на нарту и в небо
укатила.

Луна уезжает. Девушка вылезает из сугроба,
отряхивается от снега и заходит в чум.

Автор: Прошло немного
времени.

Вбегает Олень и кричит.

Олень: Луна опять на
нарте едет. Хочет тебя на небо забрать.

Олень забегает в чум, ударяет копытом и
превращает Девушку в огонь.

Автор: Превратил Олень
Девушку в огонь. Ярко горит огонь, весело. А Луна тут как тут- тоже в чум
вошла. Все углы обыскала, нигде девушки не нашла. Опять ни с чем уезжать
собралась.

Луна изображает, как ищет Девушку.

Девушка: (смеется)
Здесь я!

Луна начинает бегать за Девушкой.

Автор: Хочет Луна
Девушку-огонь поймать, да не может- очень уж горячо ей.

Девушка из огня снова превращается в
Девушку. Они вместе с Оленем ловят и связывают Луну.

Луна: (плачет)
Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на землю приходить. Буду жить на
небе, ночью людям светить, дорогу указывать!

Автор: Сжалилась Девушка
над Луной, отпустила её.

Девушка отпускает Луну. Луна уезжает на
небо. Девушка машет ей рукой.

Автор: С тех пор Луна
только по ночам на небо выходит. Светит людям, чтобы не сбились с пути.

Звучит музыка, все выходят на поклон.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий когда зажигаются елки новогоднее театрализованное представление
  • Сценарий ко дню рождения пожилого человека
  • Сценарий ко дню республики башкортостан на башкирском языке
  • Сценарий ко дню счастья
  • Сценарий ко дню собак